Монастырь кармелитов. Монастырь кармелитов и церковь карму

Итак, покинув Бахайский сады, мы отправились дальше. Хайфа, как вы заметили, делится на верхнюю часть - гора Кармель - и нижнюю часть, у моря. Гора Кармель в верхних точках превышает 500 метров над уровнем моря, постепенно понижаясь к западу до 300 метров - туда мы и отправились - к Стеле Марис. Но давайте сначала я вам расскажу о горе Кармель немного. Эта гора с незапамятных времен считалась священной у многих народов.

Ханаанеи, населявшие эту землю еще до прихода евреев, считали Кармель местом пребывания своего верховного божества Баала. (Ваала, в переводе - Господин, Господь) Финикийцы поклонялись здесь местному божеству Хададу. Греки называли Кармель горой Зевса и поставили на ней жертвенник. Римляне вопрошали здесь оракулов об уготованной им богами судьбе. Римский историк Светоний рассказывает о посещении Кармель римским императором Веспасианом, разрушившим Второй Храм:

"Между Иудеей и Самарией — гора Кармель. Там гора и там — бог. У бога нет пристанища и нет дома. По преданию, есть там жертвенник. Веспасиан совершал там жертвоприношения, и тогда вышел служитель и сказал: "Всякое дело, какое ни задумаешь, — построить ли дом или разрушить чужие владения — но всем тебе будет удача и благословение".
Название Кармель состоит из двух ивритских слов: "керем", "эль" (керем — виноградник, эль — бог). Действительно, в древности склоны Кармель были покрыты виноградниками и масличными рощами, и она всегда символизировала обилие и плодородие. Арабы вырубили виноградники, а затем турки вырубили почти все деревья. Большая часть деревьев, что вы видите на склонах горы высажено фондом Керен Каемет ле Исраэль.
На горе, особенно в западной ее части, много естественных карстовых пещер. Человек облюбовал их для поселения и стоянок в тот далекий период истории, который называется палеолитом - еще 250 тыс. лет назад. Селился человек в пещерах Кармель и в более поздние времена.
В ХIII-ХII вв. до н.э. гора Кармель служила естественной границей между израильскими коленами и финикийцами. В библейские времена Кармель входила в надел колена Ашера. Потом эти земли захватили ассирийцы. Веками Кармель переходила из рук в руки, его завоевывали то вавилоняне, то персы, то финикийцы. Александр Македонский использовал эту гору как удобный стратегический плацдарм и построил тут военные лагеря. Дальнейшие завоеватели поступали также.

Стелла Марис - церковь и монастырь Кармелитов




В 12 веке, во время правления на территории современного Израиля, крестоносцев, образовался очередной монашеский орден, главным отличием которого, было его образование на святой земле.
Кармелиты, так назвали себя братья и позже сестры этого ордена, поселившиеся на одноименной горе Кармель.

И так, собравшаяся группа единомышленников, взявшая себе название «Кармелиты», поселилась на горе Кармель, той самой, на которой сегодня находится город Хайфа. В 1226 году они получили от папы Гонория третьего, официальное признание их, как монашеского ордена, а так же был утвержден устав данной братии.
Пребывание ордена на святой земле, не было продолжительным, но в вади Сиах, рядом с пещерами, в которых они обитали, кармелиты выстроили монастырь, останки которого, все еще находятся на своем месте.
Как известно, власть крестоносцев на святой земле, закончилась в 1291 году, с падением города Акко, тогда же кармелиты, покидают наши края, и вернутся они только в 1631 году.
Что же случилось в 1631 году?
В этом году, глава монастыря кармелитов в Халеб, что в Сирии, по имени Проспер, смог купить землю на вершине горы Кармель. Но, есть как всегда небольшое НО!
Кармелитам противостояли две заинтересованные стороны. С одной стороны, греческая ортодоксальная церковь, которой принадлежали останки церкви на вершине. С другой стороны мусульмане, которым принадлежала тогда пещера, над которой стоит современная церковь Стелла Марис.
Глава кармелитов выстроил монастырь, который был невелик размером, и высечен в горной породе чуть ниже гребня скалы. Простоял, около 150 лет, и впоследствии, был разрушен правителем Акко - Дахар эль Омером, а позже отстроен заново.
В 1769 году с помощью французов, кармелиты получили разрешение на постройку нового монастыря, который в том числе видел один очень знакомый вам полководец.
Что скажет вам 1799 в истории города Хайфы, или в мировой истории? Ближе всего русскоговорящему читателю, конечно, другая цифра - 1812! Так вот, в 1799 году, за 13 лет до Москвы, товарищ Наполеон посещал наши края, с не особо дружественным визитом.
Это был египетский, или ближневосточный поход Наполеона, в котором, завоевав Египет, он направился в сторону Сирии.
Из Африки, в Евразию, по суше, как известно можно добраться только через современный Израиль, что и сделал Бонапарт, он же Наполеон.
Пройдя с боями через Яффо, и держа путь на Акко (Акра), тов. Наполеон остановился на вершине горы Кармель, и где бы вы думали? Правильно, у кармелитов. Разбив здесь свой военный госпиталь, в котором находились, как раненные, так и больные чумой он продолжил к Акко(Акра)
После 54 дней тяжелейших боев, и после того, как, наконец, была пробита одна стена города, но за ней появилась раньше не стоявшая там вторая, Наполеон свернул осаду и отправился в обратный путь.
Этот путь проходил в том числе, через ранее открытый походный госпиталь у монахов кармелитов, из которого вышли монахи, понурив головы, и сообщили, что сюда заглядывали турки, и 300 солдат Наполеона, больше нет…
Перед входом в современный монастырь кармелитов и его церковь (Стелла Марис), есть памятник в виде пирамиды с крестом. Данный памятник стоит над братской могилой Наполеоновских солдат, погибших тут в 1799 году.


Современное здание было построено в 1853 году.
Комплекс, включает в себя монастырь, закрытый для посещения и открытую к таковому церковь Стелла Марис.
Стелла Марис католическая церковь, и из церквей Хайфы, пожалуй, самая красивая!



В церкви Стелла Марис есть пещера, которую христианская традиция приписывает Илие пророку, точнее тому, что именно в ней он прибывал.
У подножья горы, есть еще одна пещера, связанная с тем же рассказом, но она свята для иудеев и мусульман. Иудеи говорят, что пещера в церкви Стелла Марис у Кармелитов принадлежала ученику Илии - Элише (Елисею) , а в той, нижней гораздо большей по размеру, обитал какое-то время Илья пророк. Но мы в этот раз туда не попали.




Напротив Стелы Марис, находится военная база «Цахаль» (Цва Хагана ле Исраель - Армия Обороны Израиля) и маяк, перед которыми необычная для базы, но обычная для церкви статуя Марии с младенцем Иисусом.
Статуя была подарена в 1894 году правительством Чили, монастырю, и сделана она из переплавленного оружия, которое участвовало в братоубийственной войне, которая проходила в Чили до того.





Тут же рядом есть верхняя станция Хайфского фуникулера, и смотровая площадка, которая является частью панорамной дороги, а та в свою очередь проходит по всей Хайфе, и показывает вам самые лучшие углы обзора, открывающиеся с вершины горы.
И собрались мы поехать по канатной дороге. Вот она какая с разных точек - и сверху и уже снизу.






Тени на склоне от кабинок


Мне было страшно - я вообще боюсь высоты - дочке тоже. Жене нет - бесстрашная она такая - хош коня на скаку - хош в подвесной вагончик войдет. Ну вошли и мы. И как только поехали - стало не страшно - быстрым движении казалось лишь снаружи - а внутри я его даже не чувствовал.
Вот видео - не ахти что, но для передачи ощущения.

История

Эта новая церковь была серьёзно повреждена во время Наполеоновской кампании 1799 года. В монастыре были размещены больные и раненые французские солдаты. Когда, потерпев поражение у стен Акко , Наполеон отступил, солдаты в результате жестокой резни были перебиты турками, которые разграбили и разрушили монастырь и выгнали братьев. Изгнанные монахи были вынуждены покинуть Святую землю и уйти в Европу.

В 1804 году они отправили обратно, для выяснения обстановки, отца Юлиуса. Священник первым делом перезахоронил останки наполеоновских солдат и поставил над братской могилой небольшой памятник-пирамиду, что и сегодня можно видеть перед входом в монастырь. Узнав об этом, наместник турецкого султана в Акко страшно рассердился и приказал взорвать всё, что осталось от некогда существовавшего монастыря, дабы предотвратить возвращение монахов.

Нынешние церковь и монастырь, построенные согласно распоряжениям Касини после того, как члены Ордена добились официального разрешения на возврат собственных земель, начали функционировать в 1836 г. Тремя годами позже Папа Григорий XVI пожаловал святилищу наименование Малой Базилики, и теперь она известна как «Стелла Марис», что значит Звезда Моря. В течение большой части 20 в. она была занята армией - сначала британской, а затем израильской - но по окончании срока аренды снова передана Ордену.

Кармелитский центр

Монастырь служит для всего мира центром кармелитской духовности. Главной частью монастырского комплекса является собор, получивший от римского папы почётное звание «Церкви-матери» и статус мирового центра кармелитского ордена. Во время сооружения церкви братья подвергались атакам со стороны своих соседей и должны были защищать свою собственность и гостей церкви. По этой причине первый этаж церкви построен из толстых стен с небольшим количеством маленьких отверстий, закрытых решётками. Прямо над входной дверью водружён символ Ордена.

Главная церковь монастыря напоминает фигуру креста. Архитектура собора отличается четкостью и строгостью линий, не имеющих, в отличие от прочих католических храмов, архитектурных излишеств. И, тем не менее, собор красив. Прекрасны витражи Бельи; крытый потолок зала декорирован яркими рисунками, основанными на мотивах из Старого и Нового заветов: Илия возносится к небесам, Давид перебирает струны своей арфы, пророк Исайя , Святое Семейство и четыре евангелиста . По периметру великолепного плафона купола Луиджи Поджи написаны латинские тексты библейских стихов. Им же расписана и алтарная часть, в которой стоит вырезанная из ливанского кедра изящная фигура девы Марии, держащей Иисуса на своих коленях, с терракотовой головой, изваянной Коронтой. Статуя называется «Наша госпожа Кармель». Считается, что именно здесь, в нише пещеры, отдыхала Мадонна с младенцем на руках по пути из Египта в родной Назарет .

Ступени платформы ведут к выдолбленной пещере, в которой поверх статуи Илии был построен каменный алтарь. Новые рельефы, посвящённые кармелитским персонажам, воздвигнуты во всех четырёх углах центральной залы. У западной стены церкви расположен большой орган, на котором играют во время религиозных церемоний и специальных концертов, посвящённых церковной музыке.

Кроме собора, в монастыре имеется ряд служб, учебных и жилых помещений, прекрасная библиотека и музей с находками, обнаруженными на месте византийского монастыря, где во времена крестоносцев была крепость тамплиеров .

Во главе монастырской общины, состоящей из 9 монахов, людей высочайшей культуры, знающих минимум по 5-6 языков, стоит викарий , назначаемый Ватиканом и подчиняющийся непосредственно Папе. Так как монастырь является в ордене центральным, сюда для обучения и стажировки приезжают монахи со всех стран мира, и на постоянных семинарах единовременно проходят курс от 15 до 22 слушателей. Монахам, кроме повседневной монастырской работы, вменяется в обязанности проведение экскурсий по собору и территории, чтение лекций и семинаров по истории и искусству ученикам хайфских школ.

Одежда членов ордена весьма скромна: темно-коричневая сутана, из-под которой выглядывает кисейно-белая полоска воротничка. Это повседневное облачение, резко отличающееся от парадного, расшитого золотом и дорогими каменьями, демонстрируемого почётным посетителям и надеваемого в особо торжественных случаях.

Монастырская жизнь не требует от монахов слишком жестких ограничений. Единственное, что должно выполняться неукоснительно - соблюдение

◎ Одна из самых броских достопримечательностей Лиссабона — руины Монастыря Кармо (в порт. произношении Карму) или Монастырь ордена Кармелитов.

◎ Монастырь 1389 года постройки пострадал от сильнейшего землетрясения в 1755 году и было решено не восстанавливать его полностью, оставив руины как памятник ужасному стихийному бедствию. В настоящий момент здесь расположен небольшой археологический музей.

◎ В 2016 году были отреставрированы террасы у подножья монастыря, там же был установлен новый современный лифт, прямо неподалёку от старинного .

История Монастыря Карму

◎ Монастырь был основан в 1389 году графом, военачальником, монахом и национальным героем Португалии Нуну Áлвареш. Простояв чуть больше 4 веков, 1 ноября 1755 года жуткое землетрясение, и последующий пожар, уничтожили большую часть церкви и монастыря.

◎ В конце XVIII века начались работы по восстановлению монастыря, однако в 1834 году работы остановились из-за угасания религиозных орденов. Колонны и арки нефа, которые мы можем видеть сегодня, являются свидетельствами той реконструкции в неоготическом стиле.

◎ В середине XIX века, на волне моды к романтизму, древним руинам и средневековым памятникам, было принято решение не продолжать реконструкцию монастыря, оставив неф церкви под открытым небом. Таким образом была создана идиллическая картина разрушения, что было одобрено эстетами XIX века и что еще более очаровывало посетителей.

◎ Жилая часть монастыря, слева от церкви, была преобразована в штаб-квартиру Главного командования Национальной гвардии Португалии. Здесь президент Нового государства Марсэлу Каэтану укрывался от военных мятежников во время «революции гвоздик» 25 апреля 1974 года.

Монастырь Карму в Лиссабоне — как добраться

Монастырь Карму находится на одноименной площади Карму, рядом с Лифтом Санта Жушта, на котором можно подняться из района Байша.

Время работы: пн-сб с 10:00 до 18:00 (с октября по май)
пн-сб с 10:00 до 19:00 (с июня по сентябрь)
Закрыто: воскресенья, 1-е января, 1-е мая, 25 декабря

Как добраться: метро Baixa-Chiado (синяя ветка Azul и зеленая ветка Verde)

Стоимость входа: 4€

Забронировать экскурсии по Лиссабону по лучшей цене

Данные экскурсии проводят творческие местные жители Лиссабона, которые могут вам показать город, рассказать на чем стоит экономить и где лучше тратить ваше время. Экскурсии проводятся на русском языке.

В начале XIII века в Хайфе зарождается орден кармелитов - единственный, основанный христианами на Святой Земле.

Основан он был рыцарем-монахом Брокардом. Первые священники появились на склонах горы Кармель в годы III Крестового похода.
Произошло это, по-видимому, после 1192г., когда под мощным натиском "рыцарей воинства Христова", возглавляемого легендарным английским королем Ричардом Львиное Сердце, на Святой Земле была восстановлена власть крестоносцев. Тогда-то и появились в Палестине монахи, решившие основать новый католический орден на родине Иисуса Христа. Весьма пригодным местом для этого богоугодного дела показалась им покрытая густыми лесами, изобилующая всякой живностью и многочисленными ручьями и источниками гора Кармель. Название горы дало имя будущему новому ордену, а связанные с ней легенды об Илье-пророке - покровителя монахам-подвижникам. О первом монастыре кармелитов - как нибудь в другой раз. Сегодня же я хочу рассказать о том, как кармелиты вернулись в 30-х годах XVII века на гору Кармель и как сегодня выглядит Монастырь кармелитов.

А рассказ этот - следствие двух событий. Первое - это приезд alla_hobbit и shimonk в Хайфу. И наша совместная прогулка с ними и с uki_t по этим местам.
А второе - это экскурсия "Горная дорога" .
Экскурсию вел Юрий Полтарак. Из его же книги "Хайфа. Путешествия по городу" взят текст для этого поста.
Первым добрался в Хайфу настоятель крупного сирийского кармелитского монастыря отец Проспер, получивший в 1627г.
"добро" Ватикана на устройство обители в "колыбели ордена" на горе Кармель. Он подписывает соглашение с местными властями(не без дачи крупной взятки, естественно) о передаче монахам-кармелитам горного склона от пещеры Ильи-пророка до вершины холма, где в настоящее время находится монастырь.

И вскоре здесь в нескольких небольших пещерах поселяются братья-кармелиты. Было это в 30-е годы XVII века. В этих гротах монахи устраивают церковь, трапезную, кухню, библиотеку. В отдельном помещении расположился лазарет, соседняя пещера использовалась как склад провианта, рядом с ней была оборудована "гостиница" для паломников. В специально выбитых в скале ямах монахи собирали зимой воду. Вот одна из таких ям, сохранившаяся до наших дней.

На склонах горы монахи развели огороды, сады и виноградники. И сегодня т.н. "Монастырь Проспера" восхищает посетителей своим суровым аскетизмом и... деловой хваткой его обитателей.
Почти полтора столетия жили монахи в таких непростых условиях, пока им удалось осуществить свою мечту и основать новую обитель там, где она находится в настоящее время. В 1767 г. кармелиты закладывают первый камень в основание монастыря на вершине горы.
Проект сооружения разработал итальянский архитектор Д.Касини, специально приезжавший для этой цели в Хайфу. Долгих три десятилетия шло строительство, пока весной 1795 г. был торжественно освящен мужской монастырь Святой Богородицы на горе Кармель -
"Нотр Дам де Кармель"

Монументальный четырехэтажный комплекс включал двенадцать монашеских келий и три специальных помещения для паломников, церковь, трапезную, церемониальную залу, пекарню, библиотеку, лечебницу, аптеку. Большую помощь в возведении обители оказал французский королевский двор.
Весной 1799 в Хайфу прибывает Наполеон Бонапарт. И Хайфа не оказала ему сопротивления, в отличии от Акко, который французы безусшпешно атаковали в течение двух месяцев. Хайфа же во время этих военных действий превратилась в тыловую базу оккупантов.
А когда осада Акко была снята, и изрядно поредевшая армия Наполеона обратилась в бегство, в организованном в монастыре кармелитов госпитале остались раненные французские солдаты. Судьба этих солдат(числом около пятнадцати) оказалась весьма плачевной: они были вырезаны солдатами турецкой армии, ворвавшимися на территорию монастыря. Пришлось ретироваться и монахам, оказывавшим помощь несчастным.
В 1803 г. на пустынный хайфский берег высадился монах, посланный сюда, чтобы определить степень ущерба, нанесенной кармелитской обители турецкими солдатами. Его взору открылась страшная картина: разграбленное и полуразрушенное здание и полтора десятка разбросанных по двору человеческих скелетов. Аккуратно собрав эти останки, он закопал их на вершине горы. В 1836 г. моряки французской эскадры посетили эти места и установили над могилой крест с надписью: "Матросы корабля "Шато Ренан" в память мужественных солдат, отправившихся из Египта и погибших при осаде Акко..." А в 1840 их останки были перезахорены у входа в монастырь и установленна стела с трогательной надписью на латыни: "Как пали сильные на брани!" (слова из поминальной песни Давида на смерть первого израильского царя Саула и его сыновей. II Книга Царств, гл.1:25)

В 1915 г. турецкие власти разрушили этот мемориал, но через четыре года он был восстановлен в первозданном виде. В В 1876 г. здесь появился еще один памятник - ажурный железный крест на шарообразном подиуме. Его установили французские моряки, и долгое время около него проводились церемонии мессы, для чего рядом устанавливался специальный переносной алтарь.

Можно предположить, что в ней был похоронен священник, возможно настоятель монастыря св. Маргариты, построенного здесь во времена крестовых походов. Остатки каменного саркофага, облицованного впоследствии мрамором, в котором некогда покоилось тело усопшего, местная традиция называет "ложе Илии".

У входа в пещеру - символические захоронения монахов-основателей ордена кармелитов и их последователей, возобновивших деятельность братства на Святой Земле в XVII веке.

Христианская традиция отождествляет эту пещеру с местопребыванием в ней Илии-пророка. Именно поэтому появилось в ней его скульптурное изображение, а многочисленные свечи в честь этого святого зажигают здесь посещающие храм христиане-паломники со всего света.

Еврейская же традиция утверждает, будто в этой пещере находится захоронение ученика Илии-пророка Элиши(Елисея). И только существование здесь в настоящее время христианской обители останавливает верующих ортодоксов от массового паломничества к этой важной иудейской святыне.

Фрагмент решетки, находящейся над пещерой

В куполе церкви - сюжеты, повествующие о вознесении в огненной колеснице на небеса Илии-пророка, о пребывании на горе Кармель Святого семейства, о святых ордена кармелитов. Есть здесь и изображения пророка Исайи, Иезекила, Данила, а также играющего на арфе царя Давида.

Особо следует отметить находящиеся в церкви четыре мемориальные доски, посвященные известным деятелям ордена кармелитов. Две из них расположены у входа в пещеру и установлены в память испанского монаха, религиозного мистика и поэта ХVI века Сан Хуана(св. Иоанна) де ла Круз.

Св. Терезы, которая основала в ХVI веке женскую обитель в г. Авила в Кастилии, ставшую впоследствии примером организации подобных монастырей во многих европейских странах.

Две другие находятся по обеим сторонам от от центрального входа и посвящены польской еврейке Эдит Штейн(1891-1944) - философу и общественной деятельнице, ставшей монахиней кармелитского монастыря, погибшей в Освенциме в годы II Мировой войны и причисленной папой римским в 1998 г. к лику святых

Четвертая доска посвящена послушнице Марии Боварди - арабке из галилейской деревни Ибелин.

Попасть во внутренние покои здания нам удалось благодаря uki_t и ее знакомому, который волшебным ключиком открыл нам заветную дверь.

Во внутренних покоях здания находятся трапезная, церемониальный зал с органом(орган есть также и в главной церкви), библиотека(первая научная библиотека в Хайфе), музей ритуальной одежды.
Статуя Девы Марии с Иисусом. Постаментом служит обычный письменный стол.

Если выйти из церковной залы и свернуть налево, то можно попасть в небольшой монастырский музей. Там находится симпатичная диорама "Рождество Христово" - творение все того же Л.Поджи.

А также экспонаты, найденные в ходе раскопок, проводимых на территории обители. Есть здесь предметы, принадлежавшие монастырю, расположенному в этом месте в византийские времена(разрушен, по-видимому, персами в 614 г.) и аббатству св.Маргариты, основанному
впоследствии крестоносцами. Наиболее интересный экспонат - гиганская каменная человеческая ступня с надписью: "Зеус лиополитанус Кармелиус", которую ученые датируют II в. до н.э.

Как свидетельствуют римские историки Тацит и Светоний, гору Кармель почитали священной и язычники, считавшие, что на ней обитает сам Зевс-громовержец(как тут не вспомнить Илию-пророка, по христианской традиции с громом и молниями несущегося по небу в огненной колеснице). Видимо, где-то здесь в те далекие времена и была установленна статуя этого греческого божества, ступня которого является украшением монастырского музея.

Любопытным экспонатом этой небольшой коллекции является колокол, подаренный кармелитам в 1837 г. королем Неаполитанским и Сицилийским Фердинандом II. Считается, что это был первый колокол, зазвонивший в Палестине со времени падения королевства крестоносцев в конце ХIII века.

Современный музей, к сожалению, представляет собой лишь жалкие остатки того великолепного собрания, которое удалось собрать монахам к началу ХХ века, и разграбленного турками при их отступлении из Хайфы в годы I Мировой войны.

Если выйти из церкви, повернуть направо и пройти несколько десятков метров, то оказываешься у ворот, ведущих в монастырский двор.
Ворота эти, крепко-накрепко закрыты. Но в монастырский двор можно попасть и через внутренние помещения монастыря. Сделать это можно или в рамках вышеупомянутой экскурсии "Горная дорога" . Или все того же знакомого с волшебным ключиком.

Вот так выглядит монастырский двор.

На территории монастырского двора находится местная "Виа Долороса" - аллея с 14-ю мозаичными стелами, рассказывающими о последних трагических испытаниях, выпавших на долю Иисуса Христа в Иерусалиме, начиная от суда над ним римским прокуратором и заканчивая захоронением в пещере и воскрешением.
Но об этом я расскажу в следующий раз.

Сначала была построена крепость. Крепость построил в конце 16-ого века Ян Тышкевич, литовец по происхождению. После Ян Тышкевич подарил крепость ордену босых кармелитов. Подарил, потому что в его жизни произошло трагическое событие. Во время похода в Крым, Киевский воевода Тышкевич он попал в плен. Его посадили в подземелье и там во сне он увидел монахов, которые молились за его освобождение. Поэтому он дал обещание Богу, что если так случится и он из плена освободиться, он построит храм. Он вернулся в Бердичев. Его спрашивали «Как?», ведь из плена никто не возвращался. Он ответил, что освободился из плена только благодаря чуду и молитвам монахов. В Люблине на дороге он встретил людей в монашеских рясах и узнал их.

Это оказались монахи ордена босых кармелитов. Поэтому 19 июля 1630 года в Любленском трибунале он подписал документы, в которых передал крепость в дар ордену. После чего на территории крепости появились монахи и стали возводить монастырь. Нигде в мире босые кармелиты не возводят вокруг монастырей боевые укрепления. В Бердичеве единственный случай, когда монастырь ордена окружён боевой крепостью.
Первым был построен монахами костёл в 1642-ом году. На сегодня это самое старое строение в городе. После построен двухэтажный дом, в котором жили монахи, более сорока келий.

Главный корпус - 18-ый век и дом настоятеля монастыря - два нижних этажа - 18 век, а два верхних - 1830-ый год. Монастырь просуществовал до середины 19-ого века. В 1865-ом году монастырь закрыли. Когда земля отошла к православной России, все католические монастыри постепенно закрывали. У босых кармелитов закрыли духовную школу и типографию, а потом и сам монастырь. Это было общее распоряжение, о закрытии рядя католических монастырей на этой территории.

Возобновил работу католический монастырь уже в наше время в 1991-ом году. Здание келий, костёл и остальные сооружения передали в пользования ордена босых кармелитов.
На протяжении 20-лет костёл реставрировали, и вот только сейчас он принял соответствующий для костёла вид.
В нижней части костёла сейчас проводят только отпевания усопших, а все остальные священнодействия происходят в верхней части костёла, где находится официальная главная святыня украинских католиков икона Божьей Матери Бердичевской. Ватикан признал орден босых кармелитов ещё в 17-ом веке.

Икона была известна ещё с 16-ого столетия, как семейная, православная чудотворная икона семьи Тышкевичей, находилась в православной церкви, к ней шли паломники для исцеления и преклонения. Когда Ян Тышкевич вернулся из плена, он подарил икону, приснившемуся ему ордену. И когда был построен нижний костёл в 1642-ом году, он передал икону Матери Божьей Бердичевской сюда.

Потом икона было коронована католической церковью, то есть, признана как чудотворная.
Первые Короны для иконы заказал за собственные деньги папа Римский Бенедикт 14 и 16 июля 1756 года здесь произошло освещение этой иконы. С тех самых пор каждый год и сегодня 16 июля или ближайшие выходные приезжают в Бердичев тысячи украинских католиков. Вся площадь в крепости заполняется людьми. Люди идут пешком целыми парафиями

.
Потом была вторая коронация, второй иконы, так как первую украли. Дальнейшая судьба неизвестна. Скорее всего она была уничтожена, а драгоценности переплавлены и проданы отдельно. Вторую икону конфисковали при Советской власти и до 1941-ого года она находилась в музее, который располагался на территории монастыря и костёла в частности. Во время немецкой оккупации был в костёле пожар. Действительно был ли пожар или подпалили - достоверно неизвестно. Но ходят упорно слухи, что икону выкрали, а пожаром заметали следы кражи. Сейчас в костёле находится вторая копия иконы, освящённая в Кракове в 1996-году. А в 1998 году в Бердичеве была третья коронация

Теперь несколько слов про орден босых кармелитов.
На сегодняшний день именно это место считается для католиков самое главное и святое место в Украине.
1156 год. Второй крестовый поход. На горе Кармель в Палестине крестоносец Бертольдом из Калабрии основал монастырь. Горе Кармель поделилась с орденом своим названием.

Сейчас монастыри есть в Израиле (Хайфа), Львове (костёл и монастырь), Харькове - женский монастырь босых кармелиток расположен в районе Покотиловка. Костёл и монастырь кармелитов босых (Персенковка).
Гора Кармель - это известное религиозное место, в частности, на этой горе останавливалась Мария с Иисусом. Создавался орден, как бедный, живущий только на пожертвования.

Прошли столетия и орден разбогател, собственно как и другие религиозные ордена, созданные во времени крестовых поход. Золото и драгоценности в некоторой степени были побочным эффектом от благородной и духовной «миссии» крестовых походов

В 16-оом веке в Испании монахи захотели вернуться к бедности. Часть монахов решили отделиться от основного ордена кармелитов и сформировать орден без аристократического лоска. Подобрали для этого слово «босые» . Босяк - бедняк… Орден, который будет существовать только на подаяния. Не совсем правильно называть из босоногими. Так как вопрос тут не в отсутствии обуви, а в бедности.

По статистке сейчас количество монахов в ордене уменьшается. В 2005-ом году по всему миру было 5100 монахов ордена босых кармелитов. А уже через несколько лет было не больше четырёх тысяч человека.
На территории Украины все монастыри в стадии обновления.