Мученица гликерия дева. Святая гликерия гераклейская

* Мученицы Гликерии девы и с нею Лаодикия, стража темничного (ок. 177). Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688).
Мученика Александра Римского (284-305). Святителя Павсикакия, епископа Синадского (606). Святых Георгия исповедника с супругою Ириною и чадами (ок. 829-842); Никифора, пресвитера монастыря Ефапсийского. Преподобных Евфимия Нового (1028), Иоанна отца его (998), Георгия (1066) и Гавриила (X) Иверских, Афонских; Преподобномучеников монахов иверян, Афонских (ок. 1261-1281). Преподобных Амфилохия (1452), Макария (после 1462), Тарасия (1440) и Феодосия (XV), Глушицких чудотворцев. Праведной Гликерии девы, Новгородской (1522). Священномучеников Василия (Соколова) и Александра (Заозерского) протоиереев, и Христофора (Надеждина) пресвитера. Преподобномученика Макария (Телегина) иеромонаха и мученика Сергия (Тихомирова), Московских (1922). Мучеников 103 Черкасских (XX).

Мученица Гликерия

Мученица Гликерия дева жила во Фракии, происходила от богатых родителей. Когда умерли родители ее, она совершенно отказалась от мирских удовольствий, которые предстояли ей как богатой и знатной по происхождению, и желала принять венец мученический. Это желание ее скоро исполнилось. Во II в. император Антонин воздвиг гонение на христиан. В городе, где жила Гликерия, назначено было жертвоприношение Юпитеру. Сюда прибыл начальник области Савин. Явилась в собрание и Гликерия и просила позволить ей как дочери знаменитого сановника первой принести жертву. «Где же твоя лампада, от которой ты зажжешь жертву?» спросил ее начальник. «А вот на челе моем», сказала Гликерия и при этом сняла с головы покрывало и показала изображение креста Христова, затем помолилась о сокрушении идола, и тогда послышался страшный гром, и идол повергся разбитым на части. Сначала язычники испугались, а затем начали бросать в Гликерию камнями; но ни один камень не коснулся ее. После этого св. Гликерию подвергли разным испытаниям: строгали тело ее железными когтями, морили ее голодом, бросали в разожженную печь, сдирали кожу с головы; но она каждый раз получала исцеление от Бога. Видевшие все это сочли мученицу волшебницей, а иные уверовали во Христа. Так, темничный страж Лаодикий, видя, как Господь исцелил мученицу, когда снята была кожа с ее головы, принял веру Христову, сам на себя наложил оковы и явился к Савицу. Савин тотчас же велел обезглавить его. Наконец святую мученицу бросили на съедение зверям, но звери ласкались к ней. Тогда Гликерия начала просить Бога принять ее в свои небесные селения и скончалась. Мощи ее покоятся в г. Ираклии, и от гробницы ее истекало миро.

Мученик Александр

Мученик Александр был воином в римском войске под начальством Тибериана во времена императора Максимиана (в III в.). Император устроил праздник по случаю обновления языческого храма, и Александр, будучи христианином, не пошел на праздник, а остался дома. Император, узнав об этом и видя мужество и молодость Александра (ему было только 17 лет), сначала хотел ласково уговорить его отречься от Христа, затем, услышав отказ, страшно разгневался на него и приказал жестоко мучить. Господь помогал мученику переносить все мучения. Потом ему отсекли голову. Это было во Фракии. Тело его, брошенное в воду, чудесно извлечено оттуда и погребено родной матерью.

Преподобный Евфимий Новый

Преподобный Евфимий Новый происходил из Грузии и был княжеского рода. Называется Новым в отличие от св. Евфимия Великого, память которого 20 января. Воспитывался преподобный у деда, так как отец его, когда Евфимий был еще младенцем, удалился в монастырь в Константинополе. Скучая о своем сыне, дед отправился с внуком в Константинополь и умолял сына возвратиться домой. Сын не соглашался, не хотел отпускать от себя и Евфимия. Дело дошло до царя; царь сказал: «Пусть решит это Бог. К кому сам отрок пойдет, пусть и останется при том!» И отрок Евфимий, к удивлению всех, бросился к отцу. Отец облек сына в иноческие одежды. Жизнь юного инока под руководством отца была истинно подвижнической, так что стали относиться к нему с особенным уважением. Но это побудило смиренного Евфимия вместе с отцом удалиться на Афонскую гору, в лавру св. Афанасия. Здесь он был рукоположен в священники и, кроме иноческих подвигов, принял на себя труд перевода на грузинский язык некоторых из книг Священного Писания, святоотеческих творений и житий святых. Мало того, св. Евфимий на Афоне возобновил многие храмы, устроил больницы и таким образом возвеличил святую гору. По смерти Афанасия братья упросили его принять управление лаврой, а после того и всей горой. Но недолго жил св. Евфимий в лавре: по любви к уединению удалился он в пустыню. За свою святую жизнь прп. Евфимий удостоился дара чудотворения.
Во время пребывания в Константинополе по делам Святой Горы преподобный однажды ехал на муле и, не сходя с него, хотел было подать милостыню; но мул испугался нищего, понесся по улице, и святой погиб. Это было в 1028 г. От мощей его исходили чудеса. Мощи Евфимия почивают в обители св. Иоанна Предтечи.

О святая праведная Гликерие, дево Новгородская, яко свеща теплая на свещнице горящая пожила еси во славу Христа Бога и многими чудесы прославленная! Не забуди нас, яко молитвенница наша пред Пречистой Матерью Господа нашего Иисуса Христа, сохрани юных во святей вере, целомудрии и чистоте, укроти вражду и злобу действом диавола воздвизаемую, подай мужество и крепость во искушениях. Благодать приемше исцелений, подай здравие сущим в болезнех, умоли Господа, да дарует мир граду твоему и отечеству нашему, да не оскудеет в земле нашей вера православная, испроси исправление греховнаго жития нашего и вечное спасение, да с тобою сподобимся прославляти в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва чтомая в Новгородской Флоровской церкви

Блаженная дево Гликерия, угоднице Христова! Услыши нас грешных, молящихся тебе. Приими молитву нашу и принеси ю к милостивому и человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Умоли Его благосердие, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей; и испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам без порока прейти поприще временный жизни, избави нас от воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий к селению праведных, идеже празднующих глас непрестанный, зрящих лица Божия доброту неизреченную. Услыши моление наше, дево Гликерие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога Триипостаснаго, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Тропарь праведной Гликерии деве, глас 8

Вышния красоты желающе, нижний сласти телесныя далече от себе отринула еси, и нестяжание паче суетнаго мира возлюбивши, ангельское житие провождала еси, Гликерие, дева блаженная, моля Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак праведной Гликерии деве, глас 3

Веселися, Великий Новград, великое сокровище стяжав, мощи твои, святая праведная дево Гликерие, благодать исцелений подающия всем с верою и любовию приходящим к ним. И ныне предстоя с ликом святых жен русских пред Престолом Святой Троицы, молися оставление грехов даровати чтущим святую память твою.

Величание

Величаем тя, святая праведная дево Гликерие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.

Святая праведная Гликерия, дева Новгородская.

В скудости сведений о святой виден знак потаенности ее жизни и делания. Известно, что она дочь Пантелеимона, старосты улицы Легощей в Великом Новгороде.

14 июля 1522 года тело ее было найдено нетленным через 50 лет после кончины. По свидетельству современника событий, «сказывала жена старая Настасия владыке Леониду, что помнила, как девицу ту провожали лет с пятьдесят...», и после погребения ее произошли чудесные исцеления. Новгородская летопись под 1572 годом повествует, что за церковью святых Флора и Лавра «обретоша гроб верх земли и обретоша в гробе тело цало (т.о. цело) а не все». После открытия мощей архиепископ Новгородский Леонид торжественно положил мощи святой в храме святых мучеников Флора и Лавра. В тот же день получил исцеление от болезни при гробе праведницы четырехлетний сын подъячего Богдана Суворова, после чего были и другие исцеления. Эти исцеления стали основанием для канонизации святой. Святая дева Гликерия изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев. Сверху иконы - изображение Софии - Премудрости Божией с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, затем идут шесть рядов изображений святых Новгородской земли. Среди них в четвертом ряду - изображение преподобной Анны Новгородской, а в шестом ряду - святой праведной Гликерии. В Тихвинской церкви Московского Симонова монастыря в середине XIX века был устроен придел в честь святой Гликерии.

Святая Гликерия - дева, она из тех мудрых дев Евангельской притчи, которые собрали елей для светильников своих, чтобы достойно встретить своего Жениха Христа. Этот елей святых дел и подвигов помогли собрать предшествующие святой Гликерии жены Руси. Поэтому духовному взору образ святой праведной Гликерии раскрывается как светильник, горящий пред Богом.

Заказать икону святого

Житие

Мученица Гликерия Гераклейская была родом из знатной семьи.После знакомства с христианами приняла православие и стала ежедневно посещать собрания верующих. Однажды в день, назначенный городскими властями для обязательной языческой жертвы, святая Гликерия, начертав на лбу Крест, пришла в капище. Здесь она взмолилась Господу Иисусу Христу, и храмовый идол рухнул. Девушку попытались закидать камнями, но они не причинили ей вреда. Её заключили в тюрьму, а утром во время пыток все увидели рядом с Гликерией Ангела, при виде которого палачи в страхе упали на землю. После этого святую долгое время морили голодом и не давали воды, но Ангелы Божии приносили ей еду и питьё, и она вновь осталась жива. Обезумевшие язычники придумывали новые и новые изощрённые мучения, чтобы заставить Гликерию отречься от веры, но всё было тщетно. Однажды, когда избитую, еле живую святую вновь исцелил Ангел, то это увидел стражник её темницы по имени Лаодикий. Воин уверовал во Христа, и был вскоре за это убит. Святая Гликерия была отдана на растерзание львам. Но первый зверь не тронул её. После чего девушка попросила Господа Бога забрать её к Себе. В это время на мученицу спустили второго льва, и хищник убил её, но оставил тело невредимым. Христиане с честью похоронили останки мученицы, мощи же её вскоре стали источать целебное миро.



Святая праведная Гликерия, дева Новгородская

Гликерия († ок. 1522, Вел. Новгород), прав. дева (пам. 13 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Новгородская. Г. была дочерью Пантелеимона - старосты новгородской Людогощей (Легощей) ул. Сведения о Г. в связи с обретением ее мощей сообщает Новгородская 2-я (Архивская) летопись (2-я пол. XVI в.). Мощи прав. девы были обретены 14 июня 1572 г. за новгородской ц. святых Флора и Лавра на Людогощей ул., очевидно на церковном кладбище, в основном нетленными («тело цило, а не все» - ПСРЛ. Т. 30. С. 192), со сложенными крестообразно на груди руками, в гробу «верх земли»; имя Г., а также указание на ее происхождение, вероятно, сохранились на белокаменном надгробии (в 1-й трети XVI в. надгробия уже имели надписи). Как сообщила Новгородскому архиеп. Леониду пожилая местная жительница Анастасия, Г. хоронили здесь ок. 50 лет назад, т. е. ок. 1522 г. В честь Г. был устроен крестный ход с пением молебнов, «и положили тую девицу на ином месте», т. е., вероятно, в ц. святых Флора и Лавра. В тот же день при гробе Г. получил исцеление 4-летний Агафон, сын подьячего Сувора Богдана, по этому случаю «у владыкы» (т. е. в Новгородском кремле) весь день звонили в колокола. 11 авг. 1572 г. у гроба св. девы произошло 2-е чудо - она «простила человека очима» (Там же. С. 194). Дни обретения мощей и прославления Г. совпали с пребыванием в городе царя Иоанна IV Васильевича (июнь-авг. 1572), в эти месяцы часто совершались по городу крестные ходы во главе с архиепископом, в Новгород из Москвы были возвращены мн. чтимые иконы, на Софийскую звонницу подняты новые колокола.

Исцеления при гробе Г. стали основанием для ее канонизации, происшедшей, вероятно, в том же году (одновременно с прославлением св. Иакова Боровичского и, возможно, по мнению А. С. Хорошева, прп. Тихона Лухского). Днем памяти святой, местно чтившейся в Новгороде, стал день памяти мц. Гликерии - 13 мая; в нек-рых работах (Е. Е. Голубинский, Н. П. Барсуков) можно встретить утверждение, что память святой чтится 23 мая. Ц. святых Флора и Лавра (построена в 1379) была кардинально перестроена на старом фундаменте в 1674-1695 гг., затем в 1830 г., когда к ней с зап. стороны были пристроены паперть с приделом и колокольня. Вероятно, с этого времени мощи Г. находились под спудом в юго-зап. углу храма. Надпись на раке Г. (опубликована Барсуковым) содержала ошибочную дату ее смерти - 7015 (1505) г. В сер. XIX в. во имя Г. был освящен придел в Тихвинской ц. в московском Симоновом Новом в честь Успения Божией Матери мон-ре. Церковь во имя святых Флора и Лавра была разрушена во время обстрелов Новгорода в 1941-1943 гг., в наст. время здесь разбит сквер им. Лени Голикова, раскопки на месте храма не производились.

Канонизация Г. подтверждена включением ее имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было подтверждено 10 июля 1981 г. по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) (Собор известен с 1831). В службе Собору Г. упоминается наряду с др. св. женами Новгорода, имеется отдельный тропарь Г. под 13 мая (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 453; Ч. 2. С. 68-69), молитва и кондак (Трофимов А. Святые жены Руси. М., 1994. С. 112-114).

Источники: ПСРЛ. Т. 30. С. 192, 194.

Литература: Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 221; Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 95-97; Краснянский Г., свящ. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых и угодников Божиих. Новгород, 1876. С. 86; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 134-135; Описание о российских святых. С. 264; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 56-57; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 28-30; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 142; Голубинский. Канонизация святых. С. 114-115; Хорошев А. С. Политическая история рус. канонизации (XI-XVI вв.). М., 1986. С. 177, 178, 183, 184; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 319, 380.

М. В. Печников


Святая мученица Гликерия Ираклийская

Гликерия [греч. Γλυκερία] (II в.), мц. Ираклийская (пам. 13 мая), пострадала при имп. Антонине Пии (138-161). Происходила из семьи рим. анфипата (консула) Макария. Вместе с родителями жила во фракийском г. Траянополе. Осиротев, Г. сблизилась с христ. общиной и вела целомудренную жизнь. Когда имп. Антонин Пий начал гонения на христиан, в Траянополе должен был состояться праздник в честь Зевса - лампадофория (или лампадодромия), во время к-рого по городу двигалась процессия с зажженными факелами. Г. опередила толпу язычников, собиравшихся войти в храм, и заявила, что поскольку она самого знатного происхождения, то первой должна принести жертву Зевсу. Когда рим. наместник игемон Савин (Сабин) спросил, где же ее лампада, Г. велела погасить лампады присутствующих, сняла покров с головы и все увидели у нее на лбу знамение креста. По молитве Г. статуя Зевса упала и разбилась. В мученицу полетели камни, но они не только не коснулись ее, но образовали вокруг девушки нечто вроде укрепления. Г. схватили и заключили в темницу, где ее посетил иерей Филократ. На следующий день Г. подвергли мучениям: привязав за волосы к ветвям дерева, ее тело строгали железными орудиями, затем били по лицу. Не добившись отречения от Христа, Г. оставили в темнице без воды и пищи. Придя через неск. дней, Савин обнаружил, что перед Г. стоят блюда с яствами, к-рые приносили ей ангелы. Отправившись по делам в г. Ираклия (Фракия), Савин взял Г. с собой. Там ее, ведомую под конвоем, приветствовали христиане. По приказу Савина Г. была брошена в печь, но осталась невредимой. Затем палачи содрали кожу с головы девушки и положили ее обнаженную на острые камни в темнице. Но когда стражник Лаодикий на др. день вошел к ней, то не узнал ее, настолько цветущий вид имела Г. От страха, что настоящей мученице удалось бежать и его ждет суровое наказание, Лаодикий хотел покончить с собой, но Г. остановила его, объяснив, что ее исцелила вера во Христа. Тогда Лаодикий исповедал себя христианином и был усечен мечом (его память также отмечается 13 мая). Когда Г. отдали на съедение львам, первая львица легла у ног мученицы, вторая загрызла ее, не растерзав тела. Еп. Ираклийский Дометий похоронил Г., от ее мироточивых мощей происходили исцеления. Савин в час гибели мученицы умер от водянки.

Церковь во имя Г. в Ираклии в 591 г. посетил имп. Маврикий, о чем сообщает совр. ему историк Феофилакт Симокатта, к-рый также рассказывает о чуде от мощей Г.: однажды епископ Ираклии решил заменить медный сосуд, в к-рый стекало миро, на серебряный и купил последний в К-поле. Но когда новый сосуд поставили к мощам, истечение мира прекратилось. Выяснив, что сосуд раньше принадлежал чародею Павлину, епископ сообщил об этом патриарху К-польскому свт. Иоанну IV Постнику. Виновники этого происшествия были казнены по настоянию патриарха. В 610 г. церковь посещал также имп. Ираклий, что свидетельствует о почитании Г. в Ираклии по крайней мере до VII в. Согласно местному преданию, в VIII в. мощи Г. были перенесены на о-в Лемнос. Однако глава мученицы, по нек-рым сведениям, осталась в Ираклии, где продолжала почитаться, в ц. вмч. Георгия Победоносца.

Сохранилось анонимное греч. Житие Г. в краткой, изданной в «Acta Sanctorum» (BHG, N 699), и в пространной редакциях, а также рассказ о чуде Г. Никифора Каллиста Ксанфопула (BHG, N 699m).

В греч. и зап. календарях память Г. отмечается 13 мая, однако в ряде визант. рукописей память мученицы указана 10, 12 или 15 мая, а в Иеронимовом Мартирологе - 8 июля (MartHieron. P. 358).

Мощи Г. привезены в Москву в 1604 г. архиеп. Феодосием Амиклонским от К-польского Патриарха Рафаила (Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 318). Они упомянуты в описи Благовещенского собора 1680-1681 гг. (Христианские реликвии. С. 114).

Ист очники : BHG, N 699-699m; ActaSS. Mai. T. 3. P. 12*-15*, 188-193; SynCP. Col. 679-680, 64; ЖСв. Май. С. 430-443; Феофилакт. Ист. Кн. 1. Гл. 11.

Лит ература : Büttner Th. Die Verehrung der hl. Glykeria // BZ. 1897. Bd. 6. S. 96-99; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 179-180; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie // AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 249-252; ΘΗΕ. T. 4. Σ. 568-569; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αϒιολόϒιον. Σ. 97; Sauget J.-M. Gliceria // BiblSS. Vol. 7. Col. 57-58; Aubert R. Glyceria // DHGE T. 21. Col. 230-231. .

О . Н . Афиногенова