Музей собора сан марко в венеции. Сан-Марко в Венеции – площадь с тысячелетней историей

Величественная Базилика Святого Марка является главным собором города, а с 1807 года и резиденцией патриарха в Венеции. В древние времена строение служило часовней при дворе дожей. Папа Бенедикт XVI назначил Франческо Моралья, уроженца Генуи, Патриархом Венеции 31 января 2012 года и 25 марта того же года он начал свое служение в качестве епископа. Собор расположен на площади Сан-Марко рядом с дворцом дожей и открыт для посещения паломниками и туристами ежедневно, за исключением редких дней, когда доступ ограничивается по объективным причинам. Строение вобрало в себя лучшие тенденции римско-византийского архитектурного стиля с элементами готики.

История возведения собора

История базилики Святого Марка началась в 828, когда одиннадцатый дож Джустиниано Партечипацио, решил построить церковь в честь святого Марка рядом с дворцом. Она была перестроена в 978. Пожары, вспыхнувшие во время бунтов 976 года, уничтожили постройку. Но прототипом собора в его нынешнем величии стала базилика 11 века.


Фото Собора Святого Марка — вид сверху

Возведение базилики было инициировано дожем Доменико Контарини в 1063 году, продолжено строительство было при его преемнике Доменико Селво, а завершение пришлось на времена правления тридцатого дожа Витале Фальеру. Базилика была освящена в 1094 году. В 1231 году собор пострадал при пожаре вновь, но работы по его реставрации велись непрерывно и к 1617 году храм обрел алтарь.


Основным назначением храма было хранение мощей евангелиста Марка, вывезенных из Александрии венецианскими купцами в 828 году. Купцы видели явную необходимость в спасении христианской святыни от опасности, вызванной активным разрушением мусульманами церквей и строительством мечетей. Боясь таможенного досмотра, купцы надежно скрыли мощи Марка в партии свиного мяса. С момента размещения мощей, Святой Марк стал небесным покровителем Венеции. Свидетельством этого служит крылатый лев – символ города и знак апостола.

Все латинские надписи собора содержат:

  • библейские отрывки, написанные на свитках пророков;
  • средневековые тексты в стихотворной форме, посвященные к Святому Марку и написанные специально для храма.
  • молитвы или призывы, которые можно найти на арках, куполах или сводчатых потолках;
  • описательные тексты, иллюстрирующие отдельные сцены;
  • имена пророков и святых рядом с каждым отдельным изображением.

Колокольня Святого Марка — квадратная в сечении башня, достигающая, вместе с венчающим ее шпилем, высоты 99 метров. Некогда башня служила маяком для моряков. Дата начала ее возведения относится к двенадцатому веку. Позднее она была перестроена, покрыта медью, и в своем нынешнем обличии, с добавлением звонницы и шпиля, радует глаз. Из пяти оригинальных колоколов в настоящее время остался в первозданном состоянии только самый большой. Остальные были утраченные осенью 1902 года и были заменены. Все они — дар Папы Пия X.


14 июля 1902 года башня внезапно рушится. Причиной обрушения стала некачественная кладка. Ущерб казался непоправимым. Благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелел угловой фрагмент базилики. В основании колокольни сохранился балкон, постройки середины 16 века, украшенный мрамором и бронзой. Городской совет принимает решение о восстановлении постройки в первозданном виде. Восстановительные работы начались 25 апреля 1903 года, а спустя девять лет, в 1912 году, новая колокольня была открыта. Здание венчает воссозданная медная фигура Архангела Гавриила, почти полностью перестроенная по образцу 1822 года.

С колокольни можно обозреть панораму великолепной Венеции. Колокольня, в основании которой лежит фундамент римского периода девятого века, построенная в период между двенадцатым и четырнадцатым веком, после реконструкций и реставраций предстает в практически не изменившемся виде. Лаконичная гармония римской архитектуры встречает приезжающих в Венецию. Несмотря на попадание молний и пережитых землетрясений, колокольня продолжает радовать приезжих и жителей города.


Посетить башню стремились все путешественники, начиная с глубокой древности. Слишком уж привлекателен вид на город и порты. Пропуск давался крайне осмотрительно, дабы избежать попытки использования высотных наблюдений в разведывательных целях. Во времена Галилео Галилея башня использовалась в качестве обсерватории для изучения неба. На верхней площадке в 1609 году размещался телескоп.

Мозаики в византийском стиле

При доже Доменико Сельво в 1071-1084 зародилась основа мозаичного убранства собора. Мозаичные изображения — первая ассоциация с Собором Святого Марка. Мозаики на золотом фоне покрывают более 8000 квадратных метров стен, сводов и купол базилики. Византийский след в архитектурном дизайне прослеживается в естественной интеграции элементов отделки.


Мозаичный декор развивался в течении восьми веков. Мозаики базилики содержат изображения жития библейского ветхозаветного и новозаветного Святого Марка, аллегорические фигуры, события из жизни Христа, Богородицы и других святых. В оформлении преобладают теплые цвета. В зависимости от интенсивности освещения, мозаичные изображения предстают перед прихожанами в различном цвете, поражая воображение поразительными эффектами.


Помимо эстетического наслаждения, внутреннее убранство собора хранит наиболее значимые свидетельства духовных исторических событий. Послания древних зодчих, выраженные в свойственных различным историческим периодам художественных тенденциях, бережно восстанавливаются по мере необходимости, и предстают перед взором ценителей искусства в качестве бесценных артефактов прошлого. Несомненным украшением собора является и пол, набранный из фрагментов различных форм и размеров многоцветного мрамора. Среди разнообразных геометрических мозаик представлены изображения представителей животного и растительного мира.

Музей Святого Марка

Музей Святого Марка был основан в конце 19 века. Внутри музея собраны реликвии различного назначения и происхождения, но так или иначе принадлежащие Собору. В музее есть персидские ковры, облачения для богослужений, иллюстрированные рукописи с текстами литургий, фрагменты древних мозаик, отделенными во время реставрации девятнадцатого века, гобелены с историями об Иисусе, шитые шелком и серебром, полотна с житием святых. Среди наиболее важных экспонатов можно рассматривать колесницу, некогда красовавшуюся в центре главного фасада.

Расположение:
Адрес Собора: Piazza San Marco, 328, 30100 Venezia VE, Италия
Официальный сайт Собора Святого Марка

По праву считается одной из визитных карточек Италии. Архитектурный ансамбль площади создают Собор Сан-Марко, колонны Святого Марка и Святого Теодора, Кампанила, Дворец Дожей, часовая башня, библиотека апостола, а также Старая и Новая Прокурации, Ала Наполеоника и Лоджетта. Поскольку, приехав в Венецию, Вы наверняка отправитесь на Сан-Марко, мы решили отдельно рассказать о каждом элементе площади, чтобы Вы чувствовали себя здесь, как дома.

Площадь Сан-Марко в Венеции

Площадь Святого Марка известна не только своими достопримечательностями, но также многочисленными снятыми здесь фильмами и, конечно же, голубями.

На протяжении многих лет кормление ручных голубей на Площади было одним из главных туристических аттракционов города, корм для них продавался здесь же. Традицию прервали лишь в 2008-м году, когда, из-за эпидемии птичьего гриппа, было решено приостановить продажу корма.

Первые упоминания о площади относятся к IX веку

Первые сведения о площади датируются еще IX веком: тогда одна из главных современных достопримечательностей Венеции была просто небольшой площадкой перед входом в собор Сан-Марко. И только в XII веке (в 1177 году) ее расширили до сегодняшних размеров.

Площадь Сан-Марко состоит из двух частей: Пьяцетты (расстояние от Гранд-канала до Кампанилы) и, собственно, самой Пьяццы (площади).

Колонны Святых Марка и Теодора – первое, что Вы видите, ступив на пьяцетту, примыкающую к площади Сан-Марко в Венеции. В 1125 году Венеция получила их в качестве трофея после победоносной войны против Царя Тира, которую она вела в союзе с Константинополем.

Колонны св.Марка и Теодора - первое, что видят туристы, ступив на пьяцетту

Хотя туристам показывают две колонны, на самом деле, изначально их было три. Третья колонна при разгрузке с кораблей упала в море и до сих пор лежит где-то на илистом дне Лагуны.

Собор Сан-Марко

Собор Сан-Марко известен своей необычной для католического храма византийской архитектурой. Возвели Базилику еще в 832 году с целью хранения мощей апостола, но то, что путешественники могут видеть сегодня, – это, условно, «новый» собор, который отреставрировали после случившегося в 976 году пожара.

При общем доминировании византийского стиля, различным элементам Собора также присущи романский, готический и восточный стили.

Собор Сан-Марко известен своей необычной византийской архитектурой

Внутри собора представляют интерес не только мощи Святого Марка: Золотой алтарь (Пала д`Оро), привезенный из Константинополя, Баптистерий, Капелла Святого Исидора, Сакристия и, конечно же, многочисленные мозаики.

Вход в собор Сан-Марко бесплатный, но при посещении следует избегать вызывающей одежды с открытыми коленями и плечами. Также в Соборе нельзя вести съемку.

Часовая башня

Оролоджо (башня с часами) – славится в первую очередь тем, что ее часы показывают не только время, а и текущий знак зодиака и даже фазу луны.

Пройти мимо роскошных сине-зеленых часов и не обратить на них внимания просто нельзя. Они украшены эмалью и позолотой, бронзовыми статуями и символом Венеции – львом с раскрытой книгой. Возвели Оролоджо всего за год – строительство продолжалось с 1496 по 1497 года.

Часы Оролоджо показывают время, текущий знак зодиака и фазу луны

Желающим посетить башню стоит спланировать это заранее, так как в здание туристов пускают группами по 12 человек и всего 4 раза в день. Экскурсия проходит на трех языках: английском, французском и итальянском. Приобрести билеты заблаговременно через интернет – вполне возможно. Сделать это .

Библиотека Сан-Марко

В XVI веке на месте прежнего зоопарка дожей была открыта крупнейшая библиотека Венеции. Сегодня в ее стенах находится более 13 000 древних рукописей и около 500 000 книг, среди которых и 2 списка «Илиады» V и VI вв.

Библиотека открыта каждый день с 8:00 утра до 19:00 вечера, кроме воскресенья. В субботу библиотека работает с 8:00 до 13:30.

За многие века своего существования Дворец Дожей успел послужить и резиденцией Венецианского правительства, и Сенатом, и Верховным судом, и Министерством.

Самый первый Дворец Дожей на этом месте был построен еще в 810 году. На протяжении тысячи лет здание неоднократно разрушалось, горело, страдало от катаклизмов и мятежей, пока, наконец, в XVI веке не приобрело современный вид. Сегодня трехэтажный Дворец Дожей – самое туристическое место в Венеции.

Дворец Дожей – самое туристическое место в Венеции

Старая и Новая Прокурации

Здание первой прокурации в Венеции построили еще в XII веке, а в XVI – после сильного пожара – его отреставрировали, придав современную форму.

Главной обязанностью прокураторов было управление принадлежащей государству недвижимостью. А собор Сан-Марко как раз входил в эту группу контроля, поэтому и место постройки прокурации выбрали возле собора.

В 1640 году напротив первого здания (Старой Прокурации) построили второе – Новую Прокурацию. Чтобы разобраться, где старая, а где новая Прокурация, ориентируйтесь на кафе «Флориан» – оно находится на первом этаже Новой Прокурации.

Кафе «Флориан» расположено в здании Новой Прокурации

Примечательно, что при Наполеоне его резиденция в Венеции находилась в Новой прокурации. Со временем было принято решение построить здесь бальный зал, но, поскольку здание не подходило для этих целей, пришлось возвести еще одно – Ала Наполеоника. Для этого по приказу Наполеона снесли церковь Сан-Джеминьяно. Теперь это здание соединяет две прокурации на площади Сан-Марко.

В 1540 году на площади Сан-Марко в Венеции, прямо возле Колокольни, вместо конюшни была построена Лоджетта. Здание, напоминающее триумфальную арку, на протяжении веков меняло и назначение: место торжественных встреч, караульное помещение Дворца Дожей и даже штаб-квартира городской лотереи.

Лоджетта Сансовино

В 1902 году Колокольня обрушилась и уничтожила Лоджетту. Здание, которое стоит на площади сейчас, – уже восстановленная и заново украшенная версия.

Кампанила

Первые упоминания о Кампаниле (колокольне) встречаются еще в IX веке, но ее сегодняшний облик – версия архитекторов XVI века. Впрочем, это не оригинал: как мы уже упоминали, в июле 1902 года первоначальная конструкция обрушилась.

Для того чтобы восстановить точную копию Кампанилы понадобилось 10 лет, и то, что путешественники видят сегодня на площади Сан-Марко, – здание постройки 1912 года.

Состоит 99-тиметровая башня из колокольной площадки, где размещены 5 колоколов, шахты и площадки обозрения. Кстати, в древности у каждого из колоколов было свое специальное назначение. Например, в один из них – «Мараньона» – звонили, призывая жителей идти на работу.

Высота венецианской Кампанилы - 99 метров

Огромная башня использовалась не только в качестве колокольни. Ее также успешно применяли в качестве маяка для кораблей, а иногда – даже виселицы.

Стоимостьподъема на Кампанилу – 8 Евро; для экскурсионной группы более 15 человек – 4 Евро (2018). Подняться наверх можно как ступеньками, так и лифтом.

Время работы :

  • С 5 сентября по 18 сентября: 08:30-20:15;
  • С 19 сентября по 30 сентября: 08:30-19:45;
  • С 1 октября по 9 октября: 09:30-19:00;
  • С 10 октября по 9 апреля: 09:30-17:30;
  • С 10 апреля по 12 июня: 09:00-19:00;
  • С 13 июня по 4 сентября: 08:30-21:30;
  • Колокольня закрыта: с 9 по 27 января и при плохих погодных условиях.

Как добраться до Площади Сан-Марко в Венеции

Как правило, отправной точкой для знакомства с Венецией, являются (если Вы прибываете в город поездом) либо Пьяццале Рома (если приезжаете автобусом). В шаговой доступности от обеих начальных точек находятся остановки речных трамвайчиков Вапоретто, выполняющих в Венеции функции общественного транспорта.

Для поездки на площадь Сан-Марко, следует выбрать номера №1 или №2 и следовать до остановки S.Marco Vallaresso. Билет на Вапоретто обойдется в 7,5 Евро (2018), а сами маршруты ходят довольно часто – в дневное время средний интервал составляет порядка 10 минут. Больше об этом виде транспорта и других популярных маршрутах водных трамвайчиков в Венеции можно .

Другие полезные статьи о Венеции

Photos by: Robert Montgomery, Joan Veale, Jerry Stone, Son of Groucho, denvilles_duo, brownpau, Jonybraker, allerleiten.livejournal, Michael.PortrayingLife.com

Собор Святого Марка в Венеции

В этом храме уже много веков бережно сохраняются останки евангелиста Марка. Для их размещения он, собственно, и был возведен. Датой основания считается 829 год, когда мощи апостола были доставлены в Венецию. Прежде тело ученика Христа пребывало в одном из соборов Александрии, но в 828 году его выкрали венецианские торговцы Буоно и Рустико. Они были движимы благими намерениями: спасти останки Марка от вандализма мусульман, разрушавших в то время христианские храмы с целью возведения мечетей. Провоз реликвии был сопряжен с определенным риском, и, чтобы не быть пойманными, они пошли на хитрость. Останки Марка поместили в большую корзину, а сверху накидали свиных туш. Они были уверены, что сарацины (население Арабского халифата в V-XIII веках) при досмотре путников к такой «нечистоте» и не прикоснутся вовсе. Но для пущей надежности запрятали корзину в парусных складках.

Предшественником базилики был скромный по своим масштабам храм Святого Теодора, носивший имя изначального покровителя города. Когда в 829 году доставили тело апостола, дож (глава республики) Партечипацио и распорядился построить другой храм – величественный и роскошный. Он должен был соответствовать высокому предназначению хранилища мощей покойного евангелиста, ставшего новым покровителем Венеции.

Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини, 1496 год

Весть о появлении святыни быстро разнеслась по Европе, и собор Сан-Марко стал в ряд особо почитаемых христианами святых мест. Однако в 976 году случилось несчастье – пожар. После этого храм неоднократно перестраивали. Завершающую реконструкцию освятили в 1094 году. В том виде, практически без изменений, здание собора Святого Марка дошло до наших дней, возвышаясь поблизости от Большого канала (Canal Grande), главной «улицы» современной Венеции, протянувшегося на 3800 метров.

Архитектура собора Сан-Марко

Прообразами собора Сан-Марко стали два православных храма: церковь Святых Апостолов, существовавшая в Константинополе с 330 по 1461 год, и ныне функционирующий стамбульский Софийский собор. Венецианская базилика имеет вид греческого креста и на пересечении увенчана большим куполом. Всего куполов пять: остальные высятся над «ветвями» креста. Порталы центрального фасада, их пять, украшают мозаичные тимпаны XVIII века, установленные вместо устаревших аналогов XVI столетия. В результате многих реконструкций в облике собора Сан-Марко соединились различные стили. Его удивительно гармоничная архитектоника совмещает восточный мрамор и барельефы в романском и греческом стиле, колонны самых разных ордеров и капители в стиле готики, не говоря уже о византийских и итальянских скульптурах. Вместе с тем он остается классической византийской крестовокупольной базиликой.

Купола собора Сан-Марко с видом на Венецию

Что посмотреть в базилике Святого Марка

Деталь центрального фасада собора, где расположены статуи апостола Святого Марка с ангелами, а под ними крылатый лев - символ святого Марка и Венеции

Здание собора потрясает воображение своими масштабами. В высоту оно простирается на 43 метра, в длину – на 76,5 м, в ширину – на 62,5 метра. Общая площадь – 4000 кв. метров. Главный фасад (он же западный) являет собой произведение искусства: здесь представлены шедевры разных эпох начиная от античных и заканчивая Средними веками. В южной стороне – той, что ближе к резиденции бывших глав республики – находятся две колонны, доставленные из Сирии. Их украшает византийская резьба V века. Привезенные из Турции изваяния четырех тетрархов (IV в.) стоят на внешнем углу казначейства. Верхнюю часть главного фасада украшают тонкие башенки, их добавили шесть веков назад.

Интерьер собора

Алтарная часть и центральный неф отделены друг от друга. Между ними находится иконостас конца XIV века. Большим крестом увенчана изготовленная из цветного мрамора алтарная преграда. По сторонам от него, помимо изваяний евангелиста Марка и Девы Марии, находятся статуи всех двенадцати учеников Христа. Главный соборный алтарь, где, собственно, и покоятся мощи апостола, находится под киворием. Они были перенесены туда из крипты в 1835 году. Наборный пол храма (XII век) тоже мраморный, отлично сочетается с его внешним и внутренним убранством. Главный алтарь, более известный как Пала д"Оро («Золотой алтарь»), бесценен. Он создавался на протяжении почти пятисот лет византийскими ювелирами. В высоту простирается на 2,51 метра, в длину – на 3,34 м. Его, состоящего из 80 икон-миниатюр, называют в числе главных сокровищ города. Иконы изготовлены в технике перегородчатой эмали, инкрустированы драгоценными камнями и украшены золотом. Некоторые сокровища в 1797 году были украдены Наполеоном. Большинство же сохранилось, их можно видеть и сегодня. Вообще, сокровищница собора богата: бесценные реликвии привезены еще крестоносцами, разграбившими Константинополь.

Центральный фасад собора Святого Марка

Старейшие мозаики, датированные XIII веком, сберегаются в атрии, это сразу за входом. На них воспроизведены сюжеты Торы (ветхозаветного Пятикнижия), в то время как мозаики внутри храма Сан-Марко показывают нам библейские сюжеты из Евангелия. Купол, который ближе всех к основному входу, одновременно и самый старый. Украшающая его мозаика иллюстрирует, как в Пятидесятницу сошел Святой дух в виде голубя. Могила правителя Венеции Орделафа Фольера и еще двух правителей республики тоже находится неподалеку от главного входа. А сразу за ним видим памятный знак в честь исторического примирения в 1177 году римского понтифика Александра III и императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы.

В музее при храме Святого Марка хранится квадрига из позолоченной бронзы. Это единственный дошедший до нас образец античной конской скульптуры, изготовленный греческим мастером Лисиппом. Когда-то, примерно в IV веке до н. э., она венчала арки Траяна. Бронзовые копии коней можно видеть на лоджии главного фасада. В музее также хранятся образцы ранних мозаик. Над центральным входом имеется балкончик, с которого можно полюбоваться панорамой площади Сан-Марко. Но планируя посетить храм, не забывайте, что он является действующим, поэтому есть определенные требования к одежде. Нельзя входить с большими сумками, громко разговаривать, фотографировать и снимать на видео.

Время работы

В будние дни базилика открыта с 9:45 до 17:00. По воскресеньям и в праздники работает с 14:00 до 17:00, в зимнее время до 16:00. Вход бесплатный. Музей собора Святого Марка принимает посетителей с 9:45 до 16:45. На колокольню можно попасть летом с 9:00 до 21:00, зимой – до 15:45.

Как добраться

До Венеции есть рейс «Аэрофлота» из Москвы. В Санкт-Петербурге можно сесть на борт итальянского авиаперевозчика AirOne.

Другой вариант: добираться поездом Москва – Ницца. Он идет через Верону, от которой до Венеции, если пересесть на поезд-экспресс, всего час пути.

От местного железнодорожного вокзала Santa Lucia до собора Сан-Марко ходит водный автобус (маршруты №№ 1, 2 и 51). Время в пути примерно 25 минут. Можно пройтись пешком, но это дольше – 30-45 мин.


Vgm8383 / flickr.com Площадь Сан Марко (Anna Fox / flickr.com) Вид сверху на собор Святого Марка (MCAD Library / flickr.com) Nick Bramhall / flickr.com Anna Fox / flickr.com Площадь Святого Марка (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com) Andy Hay / flickr.com Glen Scarborough / flickr.com Вид с кампанилы собора Сан-Марко (Clayton Parker / flickr.com) Clayton Parker / flickr.com O Palsson / flickr.com Фасад собора Святого Марка (Ulbrecht Hopper / flickr.com) Крылатый лев на фасаде базилики Сан-Марко, Венеция, Италия (Bernard Tey / flickr.com) Архитектурные элементы собора Святого Марка (Scotscowgirls / flickr.com) Изображение сцены из истории о похищении святых мощей Апостола Марка (Dennis Jarvis / flickr.com) TravelingOtter / flickr.com Michael Vadon / flickr.com Интерьер Сан Марко, Венеция (Michael Vadon / flickr.com) Внутри собора Сан Марко (Xiquinho Silva / flickr.com)

В историческом центре Венеции расположился величайший памятник итальянского зодчества эпохи Средневековья – Собор Святого Марка, или Собор Сан Марко, как его принято называть в западном мире.

Несмотря на принадлежность сакрального сооружения католической церкви, его архитектурный стиль представляет собой образцовое воплощение византийских строительных канонов, что довольно необычно для Западной Европы.

Собор Святого Марка знаменит тем, что в нем покоятся мощи святого апостола Марка и уникальное собрание произведений искусства, вывезенных из Константинополя во времена крестовых завоеваний.

Базилика была выстроена в честь одного из последователей Иисуса Христа – апостола Марка. А вот история появления главной реликвии достопримечательности – святых мощей евангелиста – во многом схожа со сценарием авантюрного фильма.

Изображение сцены из истории о похищении святых мощей Апостола Марка (Dennis Jarvis / flickr.com)

В 828 г. святые мощи, находившиеся в Александрии, похитили венецианские купцы Буоно и Рустико. Венецианцы, торговавшие с сарацинами, прознали, что арабы собираются разрушить христианские святыни.

Дабы уберечь святые останки от поругания, купцы разработали хитроумный план: они вывезли мощи на корабле, скрыв их под свиными тушами.

Тактика торговцев была оправдана – охранники-мусульмане, досматривавшие корабль на выходе, не стали прикасаться к «нечистому» животному и беспрепятственно пропустили груз.

В дальнейшем сцена похищения главной реликвии была отражена на мозаике, которая украшает Собор Святого Марка.

Масштабный спектакль с «чудесным» обретением реликвии

История похищения на этом не закончилась. Венецианские власти, опасаясь, что александрийцы узнают о краже реликвии, разыграли масштабный спектакль с «чудесным» обретением святых мощей.

В 1904 г. всем жителям Венеции было приказано обратиться с молитвой к Господу, чтобы тот указал месторасположение мощей. В результате массового сеанса молитвы Бог «внял» просьбам горожан: во время службы обрушилась мраморная плита, и взору верующих открылось «чудо» – мощи святого апостола Марка.

Апостол Марк – небесный покровитель Венеции

Такое ревностное отношение венецианцев к реликвии неслучайно. Святой Марк считается небесным покровителем Венеции, сменив на этом «посту» первого небесного патрона города – святого Феодора Тирона.

Площадь Святого Марка (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com)

Новый покровитель во многом был выбран по идеологическим соображениям: в IX в. н. э. Венеция вышла из-под контроля Византийской империи, приобретя статус самостоятельной республики.

Новой державе был нужен свой святой покровитель взамен прежнего хранителя, бывшего символом свергнутой власти. В качестве такового венецианцы избрали апостола Марка.

По преданиям, святитель держал путь из Аквилеи, где проповедовал заветы Христа, но в пути был остановлен ненастьем, переждать которое он выбрался на один из островов близи бухты Венеции. Здесь ему пришло видение, в котором божий посланник возвещал апостолу, что именно в этих землях он найдет свой покой.

Крылатый лев на фасаде базилики Сан-Марко, Венеция, Италия (Bernard Tey / flickr.com)

Пророчество сбылось в 829 г., на следующий год после обретения святых мощей. Именно в это время началось возведение базилики в честь евангелиста Марка. А уже в 832 г. Собор Сан Марко открыл свои двери для прихожан.

Появление нового покровителя сказалось и на внешнем облике Венеции: поменялась архитектура города – повсеместно стали появляться статуи крылатых львов, которые считаются символичным воплощением святителя Марка.

К сожалению, собор Святого Марка простоял недолго. В 976 г. храм сгорел в результате городских беспорядков, вспыхнувших во время восстания против дожа Пьетро Кандиано.

Восстановительные работы начались только спустя век, в 1063 г. во времена правления дожа Доменико Контарини. Новый собор возвели за 30 лет, и уже в 1094 г. состоялась церемония освящения. Однако работы над оформлением собора Сан Марко длились не одно столетие, и каждое поколение горожан вносило свою лепту в облик базилики.

Архитектура собора Святого Марко

Собор Святого Марка по внешнему виду напоминает константинопольскую церковь во имя Святых Апостолов и Софийский храм в Стамбуле.

Архитектурные элементы собора Святого Марка (Scotscowgirls / flickr.com)

Сооружение представляет собой форму равноконечного греческого креста, центр которого венчает башня с высоким куполом, еще четыре купола – украшают ветви «креста».

Постоянные строительные работы по возведению собора сказались на ее архитектурном облике. Базилика, изначально выстроенная по классическим византийским канонам, за длительное время непрекращающихся перестроек приобрела образ, в котором представлены различные стили: романский, византийский, итальянский, готический.

При всем архитектурном буйстве собор Святого Марка имеет гармоничный вид. Главный фасад собора состоит из пяти порталов. Все они декорированы двухъярусными колоннами и арочными перекрытиями, в сводах которых выстроены скульптурные композиции и мозаики на библейские темы.

Вершины фасадов, увенчанные куполами, довершают пять крестов установленные на высоких шпилях.

Фасад собора Святого Марка (Ulbrecht Hopper / flickr.com)

В некотором отдалении от основного храмового ансамбля находится кампанила Собора Святого Марка.

Кампанила собора Святого Марка (Dennis Jarvis / flickr.com)

Колокольня была возведена спустя пять столетий после основного строения, и помимо своего основного церковного предназначения выполняла функцию маяка для кораблей.

Кампанила Собора Святого Марка в Средневековье служила в качестве пыточной клети, которая была расположена в шахте сооружения. Колокольня укомплектована пятью колоколами и на ней располагается площадки обозрения. Самой примечательной частью колокольни являлся флюгер в виде золотого ангела.

Примерно в одно время с колокольней была возведена Часовая башня Святого Марка. Башня имеет причудливую архитектуру: на ее вершине находятся две бронзовые скульптуры, поочередно бьющие о колокол возвещая о новом часе. Ниже покоится крылатый лев, еще одним уровнем ниже – статуя девы Марии. Сами часы имеют довольно сложный механизм: они показывают время, лунные фазы и доминирующий знак зодиака.

Внутреннее убранство и сокровища храма

Каждый, вошедший в собор Сан Марко, отмечает выразительный контраст между его внешним и внутренним обликом. Внешне собор являет яркое украшение площади, поражающее своей пышностью и парадностью. Внутри – входящего встречает умиротворенная атмосфера, насыщенная религиозностью и сакральным таинством.

Интерьер Сан Марко, Венеция (Michael Vadon / flickr.com)

Между тем внутренне оформление базилики в роскоши убранства ни чем не уступает его экстерьеру. Стены собора Святого Марка украшают многочисленные мозаичные панно и витражи, изображающие библейские сцены. Все их условно можно разделить на целостные композиционные картины («Искушение Христа», «Вход в Иерусалим» и др.) и тематические сюжеты («Чудеса Христовы», «Страсти Христовы», «Земная жизнь Христа» и др.)

Интерьер собора, как и архитектура здания, также разительно отличается от всех остальных католических храмов: изобилие внутренних росписей и фресок, богатство иконостасов, количество золота и золоченых деталей – все это роднит его с православной культурой.

Внутри собора Сан Марко (Xiquinho Silva / flickr.com)

Подобное сходство вполне объяснимо – практически большинство икон и фресок, украшающих стены храма было вывезено их Константинополя, в дальнейшем художественное оформление наполнялось по схожей стилистике.

В наши дни Собор Сан Марко представляет собой сокровищницу, где собраны величайшие произведения искусства и культуры. Именно здесь хранится богатейшая коллекция реликвий, принадлежавших когда-то христианскому Константинополю. Сюда свозились бесчисленные трофеи, завоеванные в ходе Крестовых походов. В соборе в качестве выставочного экспоната хранятся средства из древней казны храма. Таким образом, базилика является богатейшим музеем культуры и искусства Средневековья.

В 1987 г. историко-культурная ценность Сан Марко обрела официальное признание – он был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сан Марко в наше время — общественная и сакральная жизнь собора

Вплоть до Нового времени Собор Святого Марка считался сосредоточием социальной жизни города. В стенах храма и на площади возле него проходились самые важные события: именно здесь возводили дожей Венецианской республики, вручали знаки отличия флотоводцам и кондотьерам, организовывались массовые моления и торжественные церемонии.

Вид на кампанилу и собор Сан Марко (O Palsson / flickr.com)

Собор стал настоящим символом Венеции. Воины венецианской армии, вступая в бой, выкрикивали лозунг – «Viva San Marko!». Да и сама республика во всех официальных документах часто выступала под названием Республики Сан-Марко. На сегодняшний день Собор Святого Марка является действующим храмом. Он доступен как для прихожан, так и для простых посетителей. В соборе регулярно проводятся открытые церковные службы. Необычайно торжественно и завораживающе выглядят чтение Евангелия в Сан Марко.

Трое служителей храма со свечами и кадилом в руках встают пред главным священником, несущим Евангелие. Чтение, как правило, происходит по ролям. Главный священнослужитель читает слова Христа, остальные – произносят слова второстепенных действующих лиц священной книги.

Вид сверху на собор Святого Марка (MCAD Library / flickr.com)

В храме постоянно слышна органная музыка и песнопение на христианские мотивы. Особенностью церковного песнопения собора Сан Марко является возможность использования разновысотных и равноудаленных мест для выступления.

Кроме привычных хоров, музыканты одновременно могут располагаться на кафедре, трибуне, трансепте и иных местах. Ко всему прочему, в соборе развивалось попеременное пение одновременно несколькими составами хоров. Благодаря потрясающей акустике, служба поистине превращается в священнодействие.

Известно, что в стенах базилики выступали величайшие музыканты своего времени – Адриан Вилларт, Джованни Габриели, Монтеверди, Вивальди.

Прекрасная, возвышенная и одна из популярнейших достопримечательностей Венеции - Собор Св. Марка. Памятник стал воплощением религиозной, политической и общественной истории Венецианской республики.

Собор Св. Марка был возведен в 829 году для хранения мощей евангелиста, ставшего единственным покровителем города. Однако в 927 году случился пожар, который полностью уничтожил базилику, и лишь в период с 1043 по 1071 года она вновь была отстроена.

Архитектурное мастерство собора Св. Марка

Нижняя часть фасада состоит из пяти арочных пролетов с колоннами и украшена восточными капителями. Каждое полукружие арок покрыто великолепной мозаикой, а между ними расположены византийские барельефы, которые относятся к 12 веку.

Перед застекленным центральным пролетом, на террасе установлены четыре бронзовых коня, выполненных греческим мастером Лисиппом. Кони были привезены из Константинополя в 1204 году, в то время они были покрыты золотом.

Атрий - великолепная галерея, украшенная цветной мозаикой и разделенная арочными пролетами с куполами, сюда можно попасть из центрального портала. Здесь у стен установлены колонны из мрамора, некоторые из них доставлены из храма Соломона в Иерусалиме. Практически вся мозаика, украшающая арки, и купола посвящены эпизодам из Старого и Нового Завета, а также рассказывают о Ковчеге Ноя и Всемирном потопе.

По восточному обычаю, клирос отделен от храма иконостасом, который был украшен полихромным мрамором. Восемь колон поддерживают архитрав с установленными на них статуями Апостолов и Девы Марии.

Священные тайны церкви

В одной из капелл находится Мадонна Никопея - византийская икона 10 века, привезенная в Венецию после очередного крестового похода. В урне за решеткой, расположенной на главном алтаре собора, хранятся останки Святого Марка. Здесь же установлен настоящий средневековый шедевр ювелирного искусства - Золотой образ (Пала д`Оро). Этот алтарь был заказан в 978 году у мастеров-ювелиров Константинополя, а в 1209 году был обогащен византийской эмалью и золотом.

Знаменитая достопримечательность Италии практически вся состоит из великих шедевров самых знаменитых мастеров. Крестильная купель, расположенная в центре Баптистерия, выполнена Франческо Сегала, Тицианом Минио и Дезидерио да Фиренце по эскизам Якопо Сансовино в 15 веке. Руке мастера Сегало принадлежит и статуя Святого Иоанна Крестителя.

Изучая шедевры именитых мастеров, стоит посетить Музей Коррер , где в числе многих экспонатов находиться знаменитое надгробие Тициана.

Полезная информация

Адрес: Piazza San Marco, 328, 30100 Venezia VE, Италия

Вход в Basilica San Marco: бесплатный

График работы:

  • понедельник-суббота — с 09:30 до 17:00;
  • воскресенье и праздничные дни — с 14:00 до 17:00 (в период с 29 октября по 15 апреля — до 16:30).

Как добраться:

От железнодорожного вокзала Санта-Лючия: на вапоретто маршрут 1 (35 минут), маршрут 2 или 51 (25 минут). Пешком — около 40 минут.

От Пьяццале Рома: на вапоретто маршрут 1 (40 минут), маршрут 2 (30 минут) или маршрут 51 (20 минут). Пешком — около 35-40 минут.

Собор Святого Марка на карте Венеции

Прекрасная, возвышенная и одна из популярнейших достопримечательностей Венеции - Собор Св. Марка. Памятник стал воплощением религиозной, политической и общественной истории Венецианской республики.

Собор Св. Марка был возведен в 829 году для хранения мощей евангелиста, ставшего единственным покровителем города. Однако в 927 году случился пожар, который полностью уничтожил базилику, и..." />