На пути к современной науке. Научная картина мира

Научная картина мира выступает в роли теоретического представления о мире. В ней осуществляется синтез разных научных знаний. Она обладает наглядностью, доступностью в понимании, характеризируется сочетанием абстрактных и теоретических знаний и образов. Научная картина мира и ее суть определяется базисными категориями: материя, движение, пространство, время, развитие и так далее.

Эти базисные понятия являются философскими категориями. Они рассматриваются философами на протяжении многих лет и относятся к числу «вечных проблем». Однако эти понятия включены в научную картину мира не в философском определении, а в естественнонаучном. Поэтому научная картина мира является синтезом научных и философских понятий в виде научного мировоззрения.

Выдержка из текста

Что такое научная картина мира? Чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо выяснить смысл терминов «мир» и «картина мира». Мир- это совокупность всех форм существования материи; Вселенная во всем ее многообразии. Мир как развивающаяся действительность значит намного больше, чем человек представляет на определенном этапе общественно-исторического развития. Картина мира — это целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок. Картина мира обуславливает специфический способ восприятия мира, так как является необходимым моментом жизнедеятельности человека. В современной науке осмысление картины мира происходит на материале изучения фольклора и мифов при помощи культурологического, лингвистического и семиотического анализа коллективного сознания. Под картиной мира чаще всего имеют в виду научную картину мира, которая содержит систему общих принципов, понятий, законов и наглядных представлений, определяющую стиль научного мышления на данном этапе развития науки и культуры человека.

Понятие «научная картина мира» в философии появилась в конце

1. века, но более углубленный анализ его содержания стал проводиться с 60-х годов

2. века. Определений научной картины мира существует множество, до сих пор невозможно дать однозначного толкования этого понятие, скорее всего из-за того, что оно несколько размыто и занимает промежуточное положение между философским и естественнонаучным познанием.

Зная свою картину, мы знаем свои базовые мотивации. А это позволяет выстроить свою жизнь так, чтобы все, что мы делаем, соответствовало нашим базовым взглядам на мир. Тогда за что бы мы ни взялись, будет иметь больше шансов на успех. Ведь когда голова (сознание) и сердце (подсознание) работают в унисон - мы максимально эффективны. Например, если человек верит в карму и оправдывает все тяжелые обстоятельства ею, то он вынужден терпеть и нести свой крест. Поняв это про себя, он может осознанно выбрать такой крест, который будет подходить врожденной природе человека. Тогда жизнь будет радостнее, а упорство в несении креста позволит со временем достичь больших успехов на выбранном поприще. А если в картине мира человека базовая ценность - развитие, то любая трудная жизненная ситуация может быть задачей по саморазвитию.

Картина мира не определяет способ решения жизненных задач, но она отвечает на вопрос «Зачем?». А способ диктует наша природа, которую тоже стоит осознать и принимать во внимание. Если пустить все на самотек, то мы действуем хаотично и часто разрушаем свою гармонию со Вселенной. Поэтому основы своего восприятия мироздания стоит формировать осознанно.

Осознание внутренней модели мира не принесет облегчения и не исполнит желания, но покажет ваши иллюзии и заблуждения. И постепенно, по мере развития, вы сможете очищать свою картину мира, сохраняя целостность личности. А это сделает жизнь более счастливой и творческой.

Что происходит, когда мы не осознаем свою картину мира

С самого детства я любил придумывать себе проекты. И когда окончил институт, начал пробовать создавать разные бизнесы. Одним из таких проектов была продажа китайского чая в красочной картонной упаковке с фэнтезийными картинками и даосскими цитатами.

Я нашел типографию, сделал форму для вырезания коробок, нарисовал 6 разных упаковок с цитатами, заказал чай в Китае и все это собрал. Когда передо мной в комнате стоял ящик моих уже красиво упакованных чаев, пришла пора их продавать. Я взял несколько пачек и пошел в ближайшую йога студию, чтобы предложить им свой чай. У меня ничего не вышло, чай им был не нужен и я призадумался. Внутри меня была пустота. Еще неделю назад я горел этим проектом, с энтузиазмом придумывал упаковки, создавал сайт и изучал конкурентов. Но после того, как товар был готов - проект перестал меня интересовать. И такое случилось далеко не в первый раз!

До чая было еще 13 бизнес-проектов, в которых я с энтузиазмом создавал продукт, но останавливался после того, как приходил черед рутины. Подобные вещи происходили и в детстве, поэтому у меня был свой ответ на это… Я считал, что мне нравится работать с информацией, изучать новую для себя область деятельности. А когда я получал интересные для меня знания, то в проекте больше не оставалось ничего, что могло бы меня увлечь. Но после того, как я осознал свою картину мира, понял в чем было дело… а после осознания своей природы, понял это еще глубже.

В моей картине мира, смысл жизни заключается в том, чтобы постигать свою Изначальную природу и в конце полностью слиться с ней, таким образом освобождаясь от необходимости перерождаться в этом мире. То есть мои базовые ценности свобода и познание. Именно это мне и нравится в начале моих проектов - изучение нового и свободное создание нового. А когда я сталкивался с тем, что нужно начинать делать какие-то рутинные для меня вещи, то интерес к проекту угасает. Мое сознание считало, что для саморазвития нужны деньги, а подсознание уверено в том, что мне нужна свобода и знания. Когда я доходил в проекте до этапа, после которого новые знания заканчивались и начиналась несвобода, мое сердце протестовало. Я начинал лениться и ощущал опустошенность, отсутствие энергии на то, чтобы продолжать проект.

Теперь, когда я понимаю все это, мне нужно выстроить свою жизнь так, чтобы не лишать себя свободы творчества, проявлять свою природу, которая стремится к чудесам, и не ограничивать свое познание. То есть нужны такие проекты и такие способы (формы) взаимодействия с миром, которые не будут порождать борьбу между моим сознанием и подсознанием.

Нужно признать, что я пока учусь организовывать свою жизнь согласно своей природе и картине мира. Уж очень это не привычно и сильно расходится с избитыми истинами, которые пропагандируются в книгах и социуме. Периодически нужно преодолевать неуверенность в себе, сомнения и страхи. Я все еще работаю над собой в этом направлении и пока не могу быть примером 🙂 Но мое сознание и сердце все же находятся теперь в большей гармонии, чем раньше.

Осознание своей смерти и преодоление страха

Когда мы выстраиваем свою картину мира, то сталкиваемся с рядом вопросов:

  • Откуда появилась Вселенная?
  • Что было до ее появления?
  • Что будет после исчезновения Вселенной?
  • Был ли я до рождения в этой Вселенной?
  • Что будет после моей смерти?

По сути мы начинаем задавать вопросы о начале всего и о конце всего и о нашем личном начале и конце. В даосской картине мира, мы и Вселенная - единое целое. Поэтому все эти вопросы об одном и том же 🙂 Сложность самопознания в том, что мы имеем смертную часть и изначальную, это порождает раздвоенность. И задача духовного развития - восстановить единство внутри себя, а это, в свою очередь, восстанавливает наше единство со Вселенной.

Мы что-то ищем, и в конце концов, мы ищем бога или нечто высшее, изначальное, всемогущее. От нашего ответа на вопросы о смерти, зависит то, какой будет наша картина мира. Если человек не хочет отвечать на эти вопросы и гонит мысли о смерти, то его картина мира остается недостроенной. Такой человек всегда ищет что-то, ощущает смутное беспокойство и внутреннюю незавершенность. Он не знает зачем живет и постоянно сомневается в своих решениях. А если человек убирает бога или нечто изначальное из картины мира, то лишает себя начала и конца, лишает основания и мотива. Тогда по мере старения тягостность жизни возрастает, ощущается внутренняя пустота. И проходя через личностные кризисы, мы достраиваем или переделываем свою модель мира, чтобы справится с мыслями о смерти. Но бывает и так, что человек не справляется с этим и умирает, так и не найдя свою основу (основу всей Вселенной).

И конечно, постигая Вселенную и создавая картину мира, мы вкладываем в нее и свои заблуждения. Например, многие люди считают, что смысл их существования - развитие. Развиваясь, мы якобы помогаем богу познать самого себя. Красивая теория, но если принять во внимание, что бог - это совершенный абсолют, то ему просто некуда развиваться и нечего познавать… Так как любое познание подразумевает, что мы чего-то не знаем (и тогда бог уже не абсолют). Когда я впервые наткнулся на эту мысль, то несколько дней ходил в замешательстве, так как моя картина мира была разрушена. Из под ног выбили основание и я не знал зачем я живу 🙂

В даосской картине мира у Дао нет никаких целей по отношению ко мне. Но есть тропинка, идя по которой, мы выходим из колеса перерождений и можем либо отправиться жить в духовные нематериальные миры, либо вообще превзойти все миры и слиться с Дао. Ну а когда есть тропинка, то любопытно по ней пройти 🙂 Тем более, что это очень необычная и магическая дорога!

Как осознать свою картину мира

Когда ребенок постигает мир, задавая вопросы, в его сознании выстраивается огромная сеть из различных понятий и связей между ними. И, рано или поздно, ребенок осознает, что все смертны. Возникают вопросы о начале и конце жизни. В этот период начинает формироваться основа выстроенного дерева мира (понятий и связей). В основании лежит нечто, что является началом и концом. Поэтому, для осознания своей картины мира важно осознать именно это основание, так как все остальное вытекает из него.

В основании модели мира всегда лежит 3 понятия: Я, Мир и Источник всего. Все решения человека зависят от того, какие отношения между этими базовыми понятиями! Поэтому для осознания своей картины мира нужно задать себе следующие вопросы:

  • Кто Я? Почему я выбрал этот ответ и чем он мне удобен?
  • Где Я? И кто все это создал или как это все появилось?
  • Какие у меня отношения с миром и источником всего? Я часть мира или часть источника? Есть ли некий изначальный замысел относительно меня? Если да, то в чем он заключается? Если замысла нет, то есть ли некие обязательства у меня перед миром или источником, обязательства мира перед источником и источника передо мной и миром?

Ответы должны рождаться в сердце, то есть приходить в сознание из пустоты, а не порождаться путем сложных размышлений! Наша задача на первом этапе осознать ту картину мира, которая уже есть сейчас. А потом, мы займемся ее перестройкой и сонастройкой с нашей природой. А пока, важно не придумывать ответ, а просто искренне отвечать то, что возникает в сознании. Лучше всего задавать себе вопрос вслух и записывать ответ на бумаге, чтобы ничего не забыть.

Получив ответы, важно подумать над каждым из них… почему мне удобен именно этот ответ? Например, если я считаю себя бессмертной душой, то чем это удобно? Есть ли конфликт в моей картине мира? Или может моя модель мира убирает какие-либо конфликты из моей жизни?

Если мир был создан, то в чем смысл этого творения? Есть некая цель всего или некие обещания и обязательства участников?

То, что заложено в вашей картине мира и есть реальность! Это важно осознать и принять. Те отношения, которые есть в модели между вами, миром и источником всего отражаются на всех ваших отношениях с другими живыми существами! Все, что в нашей жизни не вписывается в нашу картину мира, будет считаться мусором. Мы ценим только то, что считается ценным в нашей картине мира. Например, если в картине мира наша задача - помогать другим, а мы работаем в компании, которая портит экологию, мы будем несчастны, даже получая огромные деньги за свою работу! И долгое время такой человек может даже не понимать, что его гложет, почему он ощущает неудовлетворенность жизнью, несмотря на все общепринятые атрибуты успеха.

Можно очень много понять о себе, размышляя над своей картиной мира и тем, почему она именно такая (то есть почему она удобна вам). Ведь все кирпичики, из которых она состоит, попали туда не случайно! Каждый из кусочков был удобен вам в тот или иной момент времени, пояснял жизнь и обещал надежду и потому лег в основу вашего миропонимания. Осознав эти нюансы, вы можете видеть свои иллюзии и страхи, понять свои базовые мотивы и осознать в каких отношениях вы сейчас с самими собой! Так как наши отношения с источником всего и с миром - это, на самом деле, отношения нас с самими собой (так как мир, мы и Дао - единое целое)!

Проверяем свое понимание картины мира

Так как из картины мира вытекают наши ценности, мы можем использовать их для проверки своей искренности. Наше эго постоянно защищает себя и мы можем врать себе, чтобы казаться лучше в своих собственных глазах, чем мы есть. Поэтому будет не лишним, если мы проверим то, на сколько точно сформулировали свою модель мира.

Для проверки, возьмите следующие ценности и расставьте их в порядке приоритета (от самой ценной до наименее ценной):

  • Любовные отношения между мужчиной и женщиной (половыми партнерами).
  • Семья и близкие друзья.
  • Деньги и материальное благополучие.
  • Удовольствие и отдых.
  • Самореализация (например, в карьере или бизнесе).
  • Личностное саморазвитие (более приземленное, навыки, языки, личная эффективность и т.п.).
  • Духовное саморазвитие (направленное на добродетельные качества).
  • Здоровье и спорт.
  • Свобода и внутренняя гармония.

Если в списке не хватает каких-то ценностей, то добавьте их. Важно, чтобы вы получили четкую последовательность тех областей жизни, которые для вас ценны.

После того, как ценности будут расставлены в порядке приоритета, посмотрите на 3 самые важные для вас ценности. Они должны быть как-то отражены в вашей картине мира! Если это не так, например, в картине мира замысел создания мира в том, чтобы вы бесконечно развивались, а в ваших ценностях на первых местах семья, удовольствие и отношения, то где-то вы себе соврали 🙂 И скорее всего, вы исказили свою картину мира, чтобы казаться себе более правильными.

Когда я впервые провел инвентаризацию своих ценностей, то искренне считал, что в моей картине мира главная цель жизни - духовное развитие. Но я был очень удивлен, что самыми ценными для меня были свобода, удовольствие и самореализация. После такой переоценки я был вынужден признать, что я себе врал насчет духовного развития. Да, оно для меня важно, но не стоит на первых местах. И я подкорректировал свою картину мира, в которой реализация моей природы стала более главной целью жизни, а духовное развитие идет следом.

Теоретически, можно менять свои ценности, а картину мира не трогать… Но это, как мне кажется, породит внутреннюю борьбу с самим собой. Когда я достигну нового этапа в своем развитии, моя картина мира автоматически изменится и повлияет на ценности. А пока, важно себе не врать, чтобы осознать то, что есть.

После того, как картина мира хоть немного прояснилась, пора заняться ее интерпретацией. То есть поразмышлять над ней и подумать, к чему она ведет. Как изменить свою жизнь, чтобы она соответствовала вашей модели мира. Такая сонастройка уберет внутренние конфликты и принесет гармонию в вашу душу. Но этим мы займемся в следующий раз 🙂 А пока, успехов вам на Пути и здоровья!

Переходите дальше

Чтобы иметь полный доступ к материалам, на сайт!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Современная философская картина мира

Введение

Во всех, без исключения, философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одаренности, начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основе мироздания, что являет собой мироздание, космос, из чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своем бесконечном многообразии явления - то есть того, что в целом составляет феномен Бытия.

Понятие «Бытие» является одним из оснований философии. Размышление о нем связано с констатацией существования мира. В то же время, человеку очевидно существование различий между телесной оболочкой и духовным миром.

С течением времени человек стал задумываться над самим собой, над своим духовным миром. Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытие. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии, и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос, и глубина его содержания неисчерпаема.

Рассмотрим пять фундаментальных вопросов философской картины мира:

Современная постановка проблемы «бытие»

Современная постановка проблемы «материя»

Современная постановка проблемы «сознание»

Современная постановка проблемы «познание»

Современная постановка проблемы «истина»

Современная постановка проблемы «бытие»

Под понятием «бытие» - в самом широком смысле этого слова, имеется в виду предельно общее понятие о существовании. «Бытие» и реальность как всеохватывающие понятия - это синонимы. «Бытие» - это есть все то, что есть, что бытийствует. Это и материальные вещи, и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы и даже бред больного воображения - все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть «бытия». Антитезой бытия является ничто. философия картина мир

«Бытие» - есть универсум. Универсум - бесконечное множество объектов материальной или идеальной (нематериальной) природы, именно им и занимаются философы. Универсум - это все. Соответственно философия изучает все. И главная задача философа - корректно поставить вопрос.

Любая проблема имеет два аспекта:

Онтологический (что бытийствует?)

Гносеологический (как бытийствует?)

Онтологический аспект проблемы «бытия»: существует все, что угодно (и субъект и объект познания).

Гносеологический аспект проблемы «бытия»: все может быть познано с разной степенью правдоподобия.

Реальность: объективная и субъективная.

Материя отражает объективную реальность, соответственно, сознание, как субъективный феномен, нематериально, а именно, идеально.

Субъективную реальность отражает «Я», то есть субъект познания. Любой объект - микрокосмос. Микрокосмос не познаваем до конца, отсюда и возникает проблема «истины» (или проблема степени правдоподобия).

Современная постановка проблемы «материя»

Материализм:

Одним из важных философских понятий является понятие «материального». «Материальное» в философии - это все, что воспринимается нашими органами чувств, а так же имеет физические качества.

Ранее, «материя» обозначала строительный материал, образующий общую основу многообразия вещей. Эта концепция называется концепцией «первоматерии». В конце 19 века философам казалось, что они близки к раскрытию идеи «первоматерии» при помощи механической картины мира. Законами механики Ньютона объясняли все. А по Ньютону - масса, это мера, заключенная в атом. Современное видение проблемы «материя» сильно отличается от прошлого, и кажется более вероятным. «Материя» - это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Такое понимание «материи» позволяет представить ее как субстанциональную основу мира, являющейся причиной любых явлений.

И тут представляется не совсем верным смешение философского понятия «материи» и естественнонаучных понятий материального мира.

«… Необходимо различать материи и материальность. Материальность - это характеристика объекта, свидетельствующая о его независимости от сознания. Материя - это понятие о бесконечном множестве материальных объектов…» (Д.И. Дубровский)

Современная постановка проблемы «сознание»

«Сознание» - это гносеологический образ идеального мира, свойство человеческого мозга. «Сознание» имеет онтологический статус, то есть оно существует. «Сознание» присуще только человеку и присутствует постоянно.

Способ существования «сознания» - это «знание». «Сознание», как сложноорганизованная функция мозга, сформировалась под влиянием труда и речи. «Сознание», как специфически человеческая форма отражения, неразрывно связана с языком. Язык является формой выражения «сознания», объективирует «сознание» в звуки или записи, то есть в знаково-символической форме.

Следует признать, что мир целостный, онтологический универсум, включающий в себя как объективную, так и субъективную реальность. То есть субъективная реальность или мир «сознания», возникнув как отражение объективной реальности приобрел онтологический статус. Духовные феномены существуют, но по своему, специфически, как нематериальная, идеальная (недостижимая) сущность.

Носителем феномена «сознание» - является мозг, живого конкретного человека. То есть индивидуальное «сознание» возникает и умирает вместе с рождением и смертью отдельных людей. Но духовное «сознание», как одна из форм «бытия», охватывает не только процессы «сознания», но и «бессознательное».

Духовное «сознание» делится на два вида:

Индивидуализированное духовное (сознание отдельного человека);

Внеиндивидуализированное духовное, которое подверглось объективизации (в книгах, в картинах, в машинах, моральных нормах, эстетических вкусах).

Бытие «сознания» скрыто от внешнего наблюдения и проявляет себя в форме знаний, порожденных деятельностью человеческого мозга. Поток «сознания» возможно ухватить только путем рефлексии его на самого себя (то есть, «сознание» доказывает существование самого себя). Самоанализ - анализ самого себя.

Специфическим является и существование сознания, так как элементы сознания не обладают пространственно-временными характеристиками, так как мыслительный образ не является физическим предметом, обладающим пространственной конфигурацией. Эти образы являются чисто идеальными (нематериальными).

Физическое время так же проявляет себя в «сознании» весьма своеобразно: мысль способна воспроизводить в памяти прошлое, а с помощью воображения мыслить будущим. Но в человеческом «сознании» всегда существует только его настоящее. Своеобразным центром «сознания» является самосознание, то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего социального положения, своей личности.

Но наряду с «сознанием» существует и «бессознательное». Особенности «бытия бессознательного»:

Неосознанный, автоматический, психологический контроль человека за своим телом, удовлетворение нужд и потребностей своего тела.

Рождение мыслей и их осознание.

Интуиция, где «бессознательное» тесно переплетено с сознанием человека. Интуитивная логика - логика здравого смысла.

Для живой природы генетически исходной формой отражения является раздражительность. Она присуща как растениям, так и животным, а вот чувственность является формой отражения специфически для животного мира.

Современная постановка проблемы «познание»

«Познание» - это процесс репрезентации объекта познания в сознании познающего субъекта. Теория «познания» (гносеология) - это описание процесса познания для любого объекта/субъекта.

Теория «познания» Декарта: любой человек может воспользоваться теорией «познания», так как она рассчитана под определенное «Я», а именно виртуальный, несуществующий объект. «Я» - есть собирательный образ человека. Прежде всего «Я» интересует «не Я», то есть то, что находится за рамками «Я». Познавать мы можем все, что хотим, таким образом. Когда человек интересуется собой, «Я» превращается в «не Я». В традиционной теории «познания» используются иные обозначения, где «Я» - субъект познания, а «не Я» - объект познания.

В теории «познания» речь идет всегда о виртуальном объекте, об абстракции. Сколько теорий/философов, столь и мнений. Сколько наук, столько и теорий познания. Агностицизм - «мир непознаваем» - крайняя степень скептицизма. «Платонический» имманентизм: сознание не материально, оно носит имманентный характер - оно есть, но нельзя определить его в пространственно-временные рамки.

Теория «познания» Канта: «Мир непознаваем в силу того, что существует «вещь в себе» и «вещь для нас», где:

«вещь в себе» - это объект, микрокосмос, который не понять;

«вещь для нас» - это объект, который мы познаем.

Но, любая вещь есть микрокосмос. Возможности «познания» существуют при наличии органов чувств. Человеческое чувство «познания» носит интеллектуальный характер - мы осмысливаем то, что ощущаем. Ощущения человека являются элементарным фактом сознания.

Виды чувственного «познания»:

Воображение - представление, искаженное в памяти;

Представление - это след в мозгу человека, который остался в памяти;

Восприятие - это отражение в сознании предметов и явлений в целом;

Ощущение - это отражение в сознании отдельных свойств предметов и явлений.

Формы рационального (сознательного) «познания»:

Философская картина мира;

Метанаука - наука о науке;

Наука - духовная деятельность человека, направленная на расширение знания;

Метатеория - теория о теории;

Теория - система предпочтения, связанная логикой;

Умозаключение - процесс выведения одних суждений из других, определенная система суждений;

Суждение - мнение субъекта «познания»;

Понятие - гносеологический образ, отображающий сущность объекта «познания».

Уровень теоретического «познания»:

Эмпирический (чувственный, экспериментальный);

Аналитический (рациональный, теоретический).

Современная постановка проблемы «истина»

«Истина» - это соответствие суждения, реальному обстоятельству дел. «Истина» - крайний случай правдоподобия. Проблема «истины» - проблема соответствия знаний и действительности. «Истина» = достоверность. Плюрализм - множественность. Правдоподобие - оценка истины от 0 до 1, где 0 = ложь, 1= истина. «Истина» как предел правдоподобия недостижима, так как любой объект, вещь, есть микрокосмос, который бесконечно разнообразен, познать его полностью невозможно.

Относительная Абсолютная

Субъективная Объективная

Знание - это способ существования сознания. Все знания относительны, так как они не полны (так как каждая вещь - микрокосмос). Но существует абсолютность в некоторых моментах знания. Предмет, которым мы интересуемся, становится объектом познания. «Истина» - это абсолютный предел, к которому стремится субъект познания. Но любой предел недостижим, таким образом «истина» является максимальной оценкой.

На основе изложенного выше, можно выстроить таблицу современной философской картины мира «как организован мир?»:

Гносеологические образы - «следы» в мозгу человека, - ощущение, восприятие, представление, воображение.

Состояние психики - страх, вера, надежда, любовь, ненависть.

Заключение

В заключение мы приведем ясное понятие «бытие», написанное Д.И. Дубровским:

«Объекты, которые зависят от сознания, являются нематериальными, т.е. идеальными. А сознание - это имя бесконечного множества идеальных объектов. Кроме материальных и идеальных объектов в мире ничего не существует, поэтому все эти объекты вместе входят в онтологический универсум, для обозначения которого вводится понятие «бытие».

Исследовав 5 вопросов, описанных в реферате (а именно, проблемы: бытия, сознания, познания, материи и истины), в моем сознании все складывается в общее, цельное видение нашего мира.

Дубровский Д.И. Проблемы идеального. Субъективная реальность. М.: 2002г.

Микешина Л.А. Философия познания. Проблемические главы. М.: 2002г.

Петров Ю.А., Никифоров А.Л. Логика и методология научного познания. М.: 1982г.

Томас Хилл Современная теория познания. М.: 1965г.

Верстин И.С. Учебно-методическое пособие (Философская картина мира, терминологический словарь). М.: 2005г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Концепция бытия как фундамент философской картины мира. Историческое осознание категории бытие (от Античности до современности). Понятие материи в системе категорий диалектического материализма, ее структура и свойства. Единство физической картины мира.

    реферат , добавлен 01.03.2009

    Бытие как философская категория, систематизирующий принцип философской картины мира, обеспечивает противоречивое целостное единство мира. Знакомство с концепциями материи: эфирная, вещественная, атомистическая. Анализ уровней неорганического мира.

    презентация , добавлен 03.04.2019

    Исторический аспект формирования философской картины мира. Античная, механистическая, новая картина мира. Классификация современных научных знаний. Структурные уровни познаваемого мира. Объект изучения космологии. Философские основы научного знания.

    контрольная работа , добавлен 08.09.2011

    Проблемы бытия и материи, духа и сознания - исходные философские понятия при осмыслении человеком мира. Научные, философские и религиозные картины мира. Материализм и идеализм - первичность духа или материи. Картина мира как эволюционное понятие.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2009

    Исторические типы философии. Картины мира в культуре человечества. Специфика философской картины мира. Философские проблемы сознания. Диалектика как философская система. Научное познание. Специфика познания социальной действительности.

    книга , добавлен 15.05.2007

    Понятие "картина мира". Специфика философской картины мира. Философская теория бытия. Специфика человеческого бытия. Исходный смысл проблемы бытия. Учения о принципах бытия. Иррациональное постижение бытия. Материальное и идеальное.

    реферат , добавлен 02.05.2007

    Общее понятие философской категории "картина мира", религиозные представления о мироздании и эзотерическая концепция Вселенной. Картина мира как результат развития философии, науки и религии. Схема мироздания и современное понятие "жизненного мира".

    реферат , добавлен 25.07.2010

    Бытие как универсальная категория единства Мира. Проблема бытия в истории философской мысли. Материя как фундаментальная категория философии. Основные свойства материи. Методологические принципы при разработке классификации форм движения материи.

    реферат , добавлен 12.06.2012

    Бытие как фундаментальная категория теоретической философии. Основные принципы научной теории познания. Взаимодействие и движение как атрибуты вещественно-полевой формы существования материального мира. Изучение теории истины и правдоподобия в науке.

    реферат , добавлен 13.04.2015

    Понятия и методы исследования натурфилософской картины мира через сравнение ее с современной моделью познания окружающего мира. Натурфилософия: основные идеи, принципы и этапы развития. Научная картина мира. Современная модель познания окружающего мира.

Люди всегда стремились сделать для себя понятным тот мир, в котором они живут. Это им необходимо, чтобы чувствовать себя безопасно и комфортно в собственной среде обитания, уметь предвидеть наступление различных событий с целью использования благоприятных из них и избежания неблагоприятных, либо сведения к минимуму их отрицательных последствий. Познание мира объективно требовало осмысления места в нем человека, особого отношения людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями и интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. У человека, таким образом, существует потребность в создании целостной картины внешнего мира, делающей этот мир понятным и объяснимым. При этом в зрелых обществах она выстраивалась на основе философских, естественнонаучных и религиозных знаний и представлений об окружающем мире, фиксировалась в различного рода теориях.

Та или иная картина мира составляет один из элементов мировоззрения, способствует выработке более или менее целостного понимания людьми мира и самих себя.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм, установок, принципов, определяющих самое общее видение и понимание мира, места в нем человека, выраженных в жизненной позиции, программках поведения и действиях людей. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы субъекта в их взаимосвязи.

Выделим в структуре мировоззрения наиболее важные элементы.

1. Особое место в мировоззрении занимают знания и именно обобщенные знания – повседневные или жизненно-практические, а также теоретические. В этом плане основу мировоззрения всегда составляет та или иная картина мира: или обыденно-практическая, или сформированная на основе теории.

2. Знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Поэтому кроме знаний о мире в мировоззрении осмысливается также уклад и содержание человеческой жизни, идеалы, выражаются определенные системы ценностей (о добре и зле, человеке и обществе, государствe и политике и др.), получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения и общения.

3. Важным элементом мировоззрения выступают нормы и принципы жизни. Они позволяют человеку ценностно ориентироваться в материальной и духовной культуре общества, осознавать смысл жизни и выбиратъ жизненный путь.

4. Мировоззрение личности и общественное мировоззрение содержат в себе не только уже переосмысленную совокупность знаний, тесно сопряженную с чувствами, волей, нормами, принципами и ценностями, с дифференциацией на хорошее и плохое, нужное или ненужное, ценное, менее ценное или вовсе не ценное, но и, что особенно важно, позицию субъекта.

Включаясь в мировоззрение, знания, ценности, программы действий и другие его составляющие, приобретают новый статус. Они вбирают в себя отношение, позицию самого носителя мировоззрения, окрашиваются эмоциями и чувствами, сочетаются с волей к действию, соотносятся с апатией или нейтральностью, с воодушевлением или трагизмом.

В различных мировоззренческих формах по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов миpa с использованием ощущений, восприятий и представлений относят к мировосприятию. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.

Мировоззрение и картина мира соотносятся как убеждения и знания. Основой любого мировоззрения являются те или иные знания, составляющие ту или иную картину мира. Теоретические, а также и обыденные знания картины мира в мировоззрении всегда эмоционально «окрашены», переосмыслены, классифицированы.

Картина мира – это совокупность знаний, дающая интегральное осмысление (научное, просто теоретическое или обыденное) тех сложных процессов, которые протекают в природе и обществе, в самом человеке.

В структуре картины мира можно выделить два основных компонента: концептуальный (понятийный) и чувственно-образный (обыденно-практический). Концептуальный компонент представлен знаниями, выраженными понятиями и категориями, законами и принципами, а чувственный – совокупностью обыденных знаний, наглядных представлений о мире, опытом.

Первые картины мира формировались стихийно. Попытки целенаправленной систематизации знаний имели место уже в эпоху античности. Они носили ярко выраженный натуралистический характер, но отражали внутреннюю потребность человека познать целостно мир и самого себя, свое место и отношение к миру. С самого начала картина мира органично вплеталась в мировоззрение человека, носила доминирующий характер в его содержании.

Понятие «картина мира» означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной. В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые более или менее полно объясняют действительность, содержат в себе разное соотношение субъективного и объективного.

Картины мира, отводящие человеку определенное место во Вселенной и этим помогающие ему ориентироваться в бытии, вырастают из повседневной жизни или в ходе специальной теоретической деятельности человеческих сообществ. По мнению А. Энштейна, человек стремится каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира; и это не только для того, чтобы преодолеть мир, в котором он живет, но и для того, чтобы в известной мере попытаться заменить этот мир созданной им картиной.

Человек, выстраивая ту или иную картину мира, опирается, прежде всего, на обыденно-практические, а также на теоретические знания.

Обыденно-практическая картина мира имеет свои признаки.

Во-первых, содержание обыденной картины мира составляют знания, возникающие и существующие на основе чувственного отражения повседневной, практической жизни людей, их непосредственных ближайших интересов.

Во-вторых, знания, составляющие основу жизненно-практической картины мира, отличаются незначительной глубиной отражения повседневной жизни людей, отсутствием системности. Они неоднородны по характеру знаний, уровню осознанности, включенностью в культуру субъекта, по отражению национальных, религиозных и других видов социальных отношений. Знания на данном уровне достаточно противоречивы по степени точности, сферам жизни, направленности, актуальности, по соотношению с верованиями. Они содержат народную мудрость и знание житейских традиций, норм, имеющих общечеловеческое, этническое или групповое значение. В нем одновременно могут находить место прогрессивные и консервативные элементы: обывательские суждения, невежественные мнения, предрассудки и др.

В-третьих, человек, выстраивая обыденно-практическую картину мира, замыкает ее на свой собственный обыденно-практический мир и поэтому объективно не включает в нее (не отражает) внечеловеческий космос, в котором находится и Земля. Космическое пространство значимо здесь настолько, насколько оно практически полезно.

В-четвертых, обыденная картина мира всегда имеет свои рамки повседневного видения действительности. Она сориентирована на текущий момент и немного – на будущее, на то ближайшее будущее, без заботы о ротором прожить никак нельзя. Поэтому многие открытия теоретического характера и изобретения достаточно быстро вписываются в быт человека, делаются чем-то «родным», знакомым и практически полезным ему.

В-пятых, повседневная картина мира имеет меньше типических черт, характерных для многих людей. Она больше индивидуализирована, своя для каждого человека или социальной группы.

Можно говорить лишь о некоторых общих чертах, свойственных повседневному видению мира каждым из нас.

Теоретическая картина мира также имеет признаки, которые отличают ее от обыденно-практической картины мира.

1. Теоретическая картина мира характеризуется, прежде всего, более высоким качеством знаний, которые отражают внутреннее, существенное в вещах, явлениях и процессах бытия, элементом которого выступает сам человек.

2. Данные знания имеют абстрактно-логический характер, они системны и носят концептуальный характер.

3. Теоретическая картина мира не имеет жестких рамок видения действительности. Она сориентирована не только на прошлое и настоящее, а в большей степени на будущее. Динамично развивающийся характер теоретических знаний свидетельствует о том, что возможности данной картины мира практически неограничены.

4. Построение теоретической картины в сознании и мировоззрении того или иного субъекта обязательно предполагает наличие у него специальной подготовки (обучения).

Таким образом, обыденно-практические и теоретические знания не сводимы друг к другу, не взаимозаменяемы при построении картины мира, но одинаково необходимы и взаимодополняют друг друга. В построении той или иной картины мира они играют различную доминантную роль. Взятые в единстве, они способны завершить построение цельной картины мира.

Различают философскую, естественнонаучную и религиозную картины мира. Рассмотрим их особенности.

Философская картина мира – это обобщенная, выраженная философскими понятиями и суждениями, теоретическая модель бытия в его соотнесенности с человеческой жизнью, осознанной социальной активностью, и соответствующая определенному этапу исторического развития.

В качестве основных структурных элементов философской картины мира можно выделить следующие виды знаний: о природе, об обществе, о познании, о человеке.

Знаниям о природе уделяли внимание в своих работах многие философы прошлого (Демокрит, Лукреций, Дж. Бруно, Д. Дидро, П. Гольбах, Ф. Энгельс, А.И. Герцен, Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский и др.).

Постепенно в сферу философии вошли и стали постоянным предметом ее интереса вопросы общественной жизни людей, экономические, политические, правовые и другие отношения. Ответы на них нашли отражение в названиях многих сочинений (например: Платон – «О государстве», «Законы»; Аристотель – «Политика»; Т. Гоббс – «О гражданине», «Левиафан»; Дж. Локк – «Два трактата о государственном управлении»; Ш. Монтескье – «О духе законов»; Г. Гегель – «Философия права»; Ф. Энгельс – «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и др.). Подобно натурфилософам, предвестникам современного естествознания, социально-философская мысль подготовила почву для конкретных социально-политических знаний и дисциплин (гражданская история, юриспруденция и другие).

Следует отметить, что предметом философского освоения выступал и сам человек, а также мораль, право, религия, искусство и другие проявления человеческих способностей и отношений. В философской мысли данная проблематика нашла свое отражение в ряде философских сочинений (например: Аристотель – «О душе», «Этика», «Риторика»; Авиценна – «Книга знания»; Р. Декарт «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе»; Б. Спиноза – «Трактат об усовершенствовании разума», «Этика»; Т. Гоббс – «О человеке»; Дж. Локк – «Опыт о человеческом разуме»; К. Гельвеций – «Об уме», «О человеке»; Г. Гегель – «Философия религии», «Философия морали» и т.д.).

В рамках философского видения мира сформировались две модели бытия:

а) нерелигиозная философская картина мира, формирующаяся на основе обобщения данных естественных и общественных наук, осмысления светской жизни;

б) религиозно-философская картина мира как система догматически-теоретических взглядов на мир, в которой смешивается земное и сакральное, происходит удвоение мира, где вера считается выше истин разума.

Следует выделить ряд положений, которые указывают на единство данных картин мира.

1. Данные картины мира претендуют на адекватное теоретическое отражение мира с помощью фундаментальных философских понятий, таких как бытие, материя, дух, сознание и других.

2. Знания, составляющие основу данных картин мира, формируют основы мировоззрения соответствующего типа (нерелигиозно-философское и философско-религиозное).

3. Знания, составляющие основу данных картин мира, во многом плюралистичны. Они многозначны по своему содержанию, могут быть развиты в самых разные направлениях.

Во-первых, философская картина мира строится на базе знаний о природном, общественном мире и мире самого человека. Они дополняются теоретическими обобщениями конкретных наук. Универсальную теоретическую картину мира философия строит не вместо конкретных наук, а вместе с науками. Философское знание входит в состав научной сферы знания, по крайней мере, частью своего содержания и в этом отношении философия есть наука, вид научного знания.

Во-вторых, философское знание, как знание особого рода, всегда выполняло важную задачу формирования основы мировоззрения, так как исходный пункт любого мировоззрения состоит именно в таких переосмысленных и общих сущностных знаниях, связанных с коренными интересами людей и общества. С древнейших времен в лоне философского знания выкристаллизовывались категории как ведущие логические формы мышления и ценностные ориентации, образующие ядро и каркас мировоззрения: бытие, материя, пространство, время, движение, развитие, свобода и т.п. На их основе строились мировоззренческие теоретические системы, выражающие концептуальное понимание культуры, природы (космоса), общества и человека. Для философской картины мира характерно единство космоцентризма, антропоцентризма и социоцентризма.

В-третьих, философские идеи не являются статичными. Это развивающаяся система знаний, которая обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями в самой философии и других науках. При этом сохраняется преемственность познания в силу того, что новое знание не отвергает, а диалектически «снимает», преодолевает свой прежний уровень.

В-четвертых, для философской картины мира характерно и то, что при всем многообразии различных философских направлений и школ, окружающий человека мир рассматривается как целостный мир сложных взаимосвязей и взаимозависимостей, противоречий, качественных изменений и развития, что в конечном итоге соответствует содержанию и духу научного познания.

Философское миропонимание выражает интеллектуальное стремление человечества не просто накопить массу знаний, а понять, осмыслить мир как единый и целостный в своей основе, в котором тесно переплетены объективное и субъективное, бытие и сознание, материальное и духовное.

Естественнонаучная картина мира представляет собой совокупность знаний, существующих в формах понятий, принципов и законов, дающая целостное понимание материального мира как движущейся и развивающейся природы, объясняющая происхождение жизни и человека. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о природе, проверенные и подтвержденные экспериментальными данными.

Основные элементы общенаучной картины мира: научные знания о природе; научные знания об обществе; научные знания о человеке и его мышлении.

История развития естественных наук свидетельствует о том, что в своем познании природы человечество прошло три основных стадии и вступает в четвертую.

На первой стадии (до XV в.) формировались общие синкретические (нерасчлененные) представления об окружающем мире как о чем-то целом. Появилась специальная область знаний – натурфилософия (философия природы), вобравшая в себя первые знания физики, биологии, химии, математики, мореплавания, астрономии, медицины и т.д.

С XV–XVI веков началась вторая стадия. На первый план выступила аналитика – мысленное расчленение бытия и выделение частностей, их изучение. Оно привело к возникновению самостоятельных конкретных наук о природе: физики, химии, биологии, механики, а также целого ряда других естественных наук.

Третья стадия развития естествознания имеет начало с XVII века. В Новое время постепенно стал осуществляться переход от раздельного познания «стихий» неживой природы, растений и животных к созданию целостной картины природы на основе ранее познанных частностей и приобретения новых знаний. Наступила синтетическая стадия ее изучения.

С конца XIX – начала XX веков естествознание вступило в четвертую, техногенную стадию. Использование многообразной техники для изучения природы, ее преобразования и использования в интересах человека стало главным, доминирующим.

Основные черты современной естественнонаучной картины мира:

1. Она строится на познании объектов, существующих и развивающихся самостоятельно, по своим законам. Естественные науки хотят узнать мир «таким, как он есть» и поэтому их объект – материальная реальность, ее виды и формы – космос, его микро-, макро- и мегамиры, неживая и живая природа, вещество и физические поля.

2. Естественные науки стремятся отразить и объяснить природу в строгих понятиях, математических и иных исчислениях. Законы, принципы и категории данных наук выступают мощным орудием дальнейшего познания и преобразования природных явлений и процессов.

3. Естественнонаучное знание представляет динамично развивающуюся и противоречивую систему, которая постоянно эволюционирует. Так, в свете новых открытий в естествознании значительно расширились наши знания о двух основных формах существования материи: веществе и физических полях, веществе и антивеществе, о других способах существования природы.

4. Естественнонаучная картина мира не включает в себя религиозные объяснения природы. Образ мира (космоса) предстает как единство неживой и живой природы, имеющих свои специфические законы, а также подчиняющиеся более общим закономерностям.

Отмечая роль данной картины мира в мировоззрении, следует обратить внимание на следующее:

– во-первых, в естественнонаучном знании изначально коренится обилие мировоззренческих проблем (проблемы первоосновы мира, его бесконечности или конечности; движения или покоя; проблемы субъектно-объектных отношений при познании микромира и т.п.). Они по сути являются источником мировоззрения;

– во-вторых, естественнонаучное знание переосмысливается в мировоззрении личности и общества с целью формирования целостного понимания материального мира и места в нем человека. Размышляя о космосе и проблемах наук о природе, человек неизбежно и объективно приходит к определенной мировоззренческой позиции. Например, материальный мир вечен и бесконечен, его никто не создавал; или – материальный мир конечен, исторически преходящ, хаотичен.

Для многих людей религиозное мировоззрение выступает своего рода альтернативой по отношению к нерелигиозной философской и естественнонаучной картинам мира. При этом с точки зрения веры бывает сложно разделить религиозное мировоззрение и религиозную картину мира.

Религиозная картина мира не существует как целостная система знаний, так как действуют десятки и сотни различных религий и конфессий. В каждой религии сформирована своя картина мира, основанная на символах веры, религиозной догматике и культах. Но общим положением на всех религиозных картин мира является то, что они основаны не на совокупности истинных знаний, а на знаниях-заблуждениях и религиозной вере.

Можно назвать некоторые особенности обобщенной современной религиозной картины мира применительно к основным мировым религиям: буддизму, христианству и исламу.

1. Религиозные знания представляют собой знания – веру или знания-заблуждения о том, что существует сверхъестественное. Если к нему относиться с уважением, почитать его, то человек может получить блага и милости. Центральный пункт любой религиозной картины мира – сверхъестественный символ Бога (богов). Бог предстает как «истинная» реальность и источник благ для человека.

В религиозных картинах мира Бог представляет собой вечный и неразвивающийся абсолют Истины, Добра и Красоты. Он властвует над всем миром. Однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и чем-либо ограничиваться. Абсолютным всесилием и бессмертием обладают Боги в христианстве и исламе. В буддизме Будда не только не творец мира, но и не управитель. Он проповедует божественную истину (веры). По множеству богов буддизм представляет язычество.

2. В учении о мире как второй после бога реальности важное место в различных религиях занимает вопрос о его создании и устройстве. Сторонники религии верят, что материальное создано богом, а мир существует как посюсторонний эмпирический, в котором временно живет человек, так и мир потусторонний, где вечно обитают души людей. Потусторонний мир разделяется в некоторых религиях на три уровня существования: мир богов, мир рая и мир ада.

Небо как обиталище богов, например в буддизме и христианстве, устроено весьма сложно. Христианство выстраивает свою иерархию высшего мира, куда входят сонмы ангелов (вестников богов) разных рангов. Признается три иерархии ангелов, в каждой из которых по три «чина». Так, первая иерархия ангелов состоит из трех «чинов» – серафимов, херувимов и престолов.

Часть сакрального (священного) пространства присутствует и в земном мире. Это пространство храмов, которое становится особенно близким к Богу во время богослужений.

3. Важное место в религиозных картинах мира занимают представления о времени, которые в разных конфессиях трактуются неоднозначно.

Для христианства социальное время выстроено линейно. История людей – это путь, который имеет свое божественное начало, а затем – жизнь «во грехе» и молениях Богу во спасение, затем – конец света и возрождение человечества в результате второго, спасительного пришествия Христа. История не циклична, не бессмысленна, она следует в определенном направлении, и направление это предопределено Богом.

Буддизм оперирует периодами «космического времени», которые носят название «кальпы». Каждая кальпа длится 4 миллиарда 320 миллионов лет, после чего происходит «сгорание» Вселенной. Причиной гибели мира всякий раз становятся накопленные грехи людей.

Во многих религиях имеются «судьбоносные» дни и часы, которые находят выражение в религиозных праздниках, воспроизводящих священные события. Верующие выступают, в этом случае, как считается, лично причастными к великому и прекрасному событию, к самому Богу.

4. Все конфессии рассматривают бытие человека, обращенного к Богу, но по-разному определяют его. Буддизм видит бытие человека как судьбу чрезвычайно трагическую, наполненную страданиями. Христианство на первое место ставит греховность человека и важность ее искупления перед Богом. Ислам требует беспрекословного подчинения воле Аллаха уже при земной жизни. Человек в религиозных объяснениях принадлежит к низшим ступеням сотворенного богом мира. Он подчинен закону кармы – взаимосвязи причин и следствий (буддизм), божественному предопределению (христианство), воле Аллаха (ислам). В момент смерти человеческая форма распадается на тело и душу. Тело умирает, но характером своей земной жизни оно определят место и роль души в загробном мире. Поскольку в буддизме земная жизнь – это страдание, постольку высшая цель для человека – «остановить колесо сансары», прекратить цепь страданий и перерождений. Буддизм ориентирует человека на избавление от страстей, если следовать «срединному» восьмеричному пути. Он означает переход от жизни среди страданий к состоянию нирваны – вечного внутреннего покоя, отвлеченного от земной жизни. Христианство рассматривает земное бытие человека, созданного богом по его образу и подобию, греховным из-за несоблюдения божественных заповедей. Драгоценный подарок Бога – жизнь – человек все время употребляет не по назначению: для удовлетворения плотских желаний, жажды власти, самоутверждения. Поэтому всех людей впереди ждет страшный суд за грехи. Бог определит судьбу каждого: одни обретут вечное блаженство, другие – вечные муки. Тот, кто хочет получить бессмертие в раю, должен строго следовать всем нравственным поучениям христианской церкви, твердо верить в основные положения христианства, молиться Христу, вести праведный и добродетельный образ жизни, не поддаваясь искушениям плоти и гордыни.

Содержание религиозных концепций мира составляет основу обыденногo или теоретического (теолого-догматического) мировоззрения. Знания о сверхъестественном в религиозных картинах мира эмпирически и научно-теоретически недоказуемы и неопровергаемы. Это знания-иллюзии, знания-заблуждения, знания – вера. Они могут толерантно существовать с житейскими и научно-теоретическими светскими знаниями, а могут и конфликтовать, конфронтироваться с ними.

Рассмотренные картины мира имеют общие признаки: во-первых, они своей основой имеют обобщенные знания о бытии, хотя и различного характера; во-вторых, выстраивая зримый портрет мироздания, его образно-понятийную копию, все картины мира не выносят за свои рамки самого человека. Он оказывается внутри ее. Проблемы мира и проблемы самого человека всегда тесно переплетены.

К существенным различиям данных картин мира можно отнести:

1. Каждая из картин мира носит конкретно-исторический характер. Она всегда исторически обусловлена временем появления (оформления), своими неповторимыми представлениями, характеризующими уровень познания и освоения мира человеком. Так, философская картина мира, оформленная в эпоху античности, существенно отличается от современной философской картины мира.

2. Важным моментом, который делает картины мира принципиально разными, является характер самого знания. Так, философское знание имеет всеобщий и общий сущностной характер. Естественнонаучное знание носит преимущественно конкретно-частный, предметно-материальный характер и отвечает современным критериям научности; оно экспериментально проверяемо, нацелено на воспроизведение сущности, предметности, используется для воспроизводства материальной и духовно-светской культуры. Для религиозного знания характерна вера в сверхъестественное, сверхприродное, тайное, определенная догматичность и символичность. Религиозное знание воспроизводит соответствующий аспект в духовности человека и общества.

3. Данные картины мира выстраиваются (описываются) с помощью своего категориального аппарата. Так, терминология естественнонаучного отображения действительности не подходит для описания ее с точки зрения религии. Повседневная речь, хотя и включается в любые описания, тем не менее, приобретает специфику при использовании ее в естественных науках, философии или богословии. Ракурс конструируемой модели мира требует соответствующего понятийного аппарата, а также совокупности суждений, при помощи которых она может быть описана и доступна для многих людей.

4. Различие рассматриваемых картин мира проявляется и в степени их завершенности. Если философское и естественнонаучное знание – это развивающиеся системы, то этого нельзя сказать о религиозном знании. Основополагающие взгляды и верования, составляющие основу религиозной картины мира, во многом остаются неизменными. Представители церкви по-прежнему считают главной своей задачей напоминать человечеству о том, что над ним существуют высшие и вечные божественные истины.

Современные концепции бытия, материального и идеального, содержание основных картин мира являются результатом длительного и противоречивого познания людьми окружающего мира и самих себя. Постепенно вычленялись проблемы познавательного процесса, обосновывались возможности и пределы постижения бытия, особенности познания природы, человека и общества.


Список использованных источников

1. Спиркин А.Г. Философия / Спиркин А.Г. 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. – 736 с

2. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф. Б.И. Каверина – М.: Юриспруденция, 2001. – 272 с.

3. Алексеев П.В. Философия /Алексеев П.В., Панин А.В. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 608 с.

4. Демидов, А.Б. Философия и методология науки: курс лекций / А.Б. Демидов., 2009 – 102 с.

Современное понятие научной картины мира

Системный подход

Глобальный эволюционизм

Заключение

Список источников

Выдержка из текста

Наука является одним из этапов эволюции человеческой культуры. Пройдя несколько предварительных стадий от античности до эпохи Возрождения, наука в своей развитой форме вобрала достижения других отраслей культуры, в том числе философии и религии, представляя собой в целом качественно новое явление.

Научная картина мира — это множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания. Поскольку картина мира это системное образование, ее изменение нельзя свести ни к какому единичному, пусть и самому крупному и радикальному открытию. Как правило, речь идет о целой серии взаимосвязанных открытий, в главных фундаментальных науках. Эти открытия почти всегда сопровождаются радикальной перестройкой метода исследования, а так же значительными изменениями в самих нормах и идеалах научности.

Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. Таким образом, мы будем в основном рассматривать объединение знаний на основе физической картины мира, но это совсем не значит, что формируется она только на уроках физики

Цель работы — рассмотреть взаимоотношение, философской и научной картин мира, выявить особенности и черты каждой из них и нечто общее.- проанализировать научные картины мира;

В современной науке осмысление картины мира происходит на материале изучения фольклора и мифов при помощи культурологического, лингвистического и семиотического анализа коллективного сознания. Под картиной мира чаще всего имеют в виду научную картину мира, которая содержит систему общих принципов, понятий, законов и наглядных представлений, определяющую стиль научного мышления на данном этапе развития науки и культуры человека. Определений научной картины мира существует множество, до сих пор невозможно дать однозначного толкования этого понятие, скорее всего из-за того, что оно несколько размыто и занимает промежуточное положение между философским и естественнонаучным познанием.

В противоположность этому, темпы социального развития в техногенной цивилизации ускорены, развитие во всех сферах интенсивно. Традиции и устоявшиеся нормы уступают инновационной, творческой деятельности в результате которой, рождаются новые идеи, целевые и ценностные установки.

Данная работа посвящена научной картине мира. Главная цель работы — рассмотреть особенности научной картины мира. Изучить модели познания в научной картине мира.

Эволюция научной картины мира до сегодняшнего дня остается сложной и противоречивой темой. Но современная физика уже подошла к той грани, которая выходит за понятие опыта, что также ставит под сомнение традиционную научную методологию. Остается вопросом и само развитие науки в ближайшей перспективе, так как современная эпоха постмодернизма ставит под сомнение саму необходимость научного осмысления мира.

Список источников

1. Горбачев В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Горбачев. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство «Мир и Образование», 2005. — 672 с.

2. Иванов-Шиц, А.К. Концепции современного естествознания: Курс лекций. Образовательный сайт МГИМО:

  • ?http://www.limm.mgimo.ru/science/intro.html? (19.01.13).

3. Некрасов С.И., Некрасова Н.А., Пеньков В.Е. Эволюционно-синергетическая парадигма: проблемы, поиски, решения. Учебно-методическое пособие для магистрантов и аспирантов — М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2007. — 100 с.

4. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки/Составители: А. П. Огурцов, Б. Г. Юдин. — М.: Наука, 1978 г. — 378 с.

список литературы