Неограниченное сознание. Что такое расширенное сознание и как его достичь

Предлагаемая работа основана на материале по нравственной психологии. Эта дисциплина родилась в России, но в середине 20‑х годов от нее отказались. Вместо педагогики действия пошла педагогика слова . Тогда был провозглашен лозунг «Детям — счастливое детство», и с этого момента все начало работать на Эго, потому что состояние счастья в контексте такого понимания — это, на самом деле, состояние Эго-удовлетворенности. А состояние Совестливости, о котором пойдет речь в нашей работе — это состояние радости, но это совсем другая радость, неэмоциональная, несвойственная Эго.

На Западе нравственная психология была подхвачена в одном только плане — в работе над структурой Эго. У нас же этими проблемами долгое время не занимались вовсе.

Забота о возрождении подлинно духовного, подводит сегодня всякого здравомыслящего педагога к необходимости обращения к Церкви, как к наиболее значимому в воспитании подлинно духовного в жизни человека институту, обратиться к помощи Церкви с ясным сознанием того, что в этом — не просто отвлечение людей от нынешнего кризиса, а само решение большинства из поставленных нашим временем проблем.

Священник Анатолий Гармаев

Лекция 1

Возраст от рождения до 12 лет

Нравственное становление — это прежде всего становление в семье. Школа может оказаться в этом деле большим подспорьем, но она не может в полноте взять на себя нравственное воспитание. Это в принципе невозможно. Сегодня мне хочется начать разговор об этом для того, чтобы вместе всмотреться: что происходит с нашими детьми, что происходило когда-то и с нами тоже.

Начинается становление ребенка с момента зачатия. Удивительно мудро устроена природа человека: практически уже с этого времени ребенок готовится к взрослой жизни. Детство ребенка проходит именно как подготовка к взрослой жизни.

С 15-19‑ти лет человек начинает ощущать себя взрослым. Детство забывается или вспоминается как какое-то светлое, но подготовительное время. Это ощущение не случайное — оно естественное, правильное. Действительно, все детство есть подготовка к взрослой жизни. Каждый год, каждый этап становления ребенка является этой подготовкой. Причем, каждый период является подготовкой к определенным действиям в мире взрослого человека.

Детство можно фундаментально разделить на два периода, Первый — от зачатия до 12 лет. Второй — от 12 до 24 лет. Цикл в 24 года (с двумя подциклами по 12 лет) затем повторяется несколько раз до самой смерти человека. А в составе 12 лет человек проходит два круга триад, когда в нем идет становление духовного, душевного и телесного. Остановимся на двух первых 12‑летних периодах.

До 12 лет происходит запечатление в себе внутреннего образа действия и внешнего поведения взрослых людей. Как поступают взрослые — так и ребенок. Ребенок всей душой и зрением своим открыт к тому, чтобы брать и брать пример со взрослых. А с 12 лет начинается период самостоятельности, когда ребенок должен на собственных поступках проверить и утвердиться в том, что он запечатлел. С легкой руки журналистов, этот период назван «периодом самоутверждения». На самом деле это неправильное название. Действительно, исследования социологов показывают, что почти 90%, а то и до 97% современных подростков в этом возрасте самоутверждаются. Но не все 100.

3-10% подростков проявляют заботу . То есть, существует какой-то процент детей, которые в подростковом возрасте особо внимательны, чутки, щедры, уважительны, почитают взрослых и могут проявить поразительные примеры самопожертвования и готовности помочь ближнему своему. Откуда это? Внимательный анализ показывает, что главное психологическое содержание этого возрастного периода не самоутверждение, а проявление самостоятельности. Это как раз то, что они запечатлели до 12 лет в своей семье. И оказывается, что эта разница в соотношении процентов и есть характеристика сегодняшнего состояния семей.

В тех семьях, где идет самоутверждение родителей друг перед другом, оно естественно запечатлевается детьми и затем, в самостоятельных поступках, проявляется как самоутверждение. В тех же семьях, где родители утверждают друг друга и где существует атмосфера любви друг к другу и удивительной заботы, там и дети с 12 лет начинают проявлять заботу. Причем, в период самостоятельности всегда усиливается проявление запечатленного. То есть, если запечатлена злобность, то в самостоятельности это будет усиленная злобность, не похожая на родительскую, большая, чем родительская. Если же это забота, то она тоже усиленная, удвоенная, утроенная. Часто бывает, что собственный ребенок вдруг поражает родителей. Забота друг о друге, для них привычна, но в ребенке они вдруг обнаруживают такую заботу о себе, своих родителях, или о младших сестрах и братьях, которую в себе никогда не видели.

Сегодня много семей живут стихией свободы хотений: каждый пытается утвердиться в своих хотениях. И в результате глава семьи всегда неопределен. Эта роль принадлежит то жене, то мужу. Иногда в первые годы супружества она у мужа, потом переходит к жене; иногда смена происходит в течение дня: утром она у жены, вечером — у мужа; то в течение недели: три дня у мужа, четыре — у жены и т.д. Все, оказывается, зависит от внутреннего настроения супругов, от внутренней силы каждого из них, от их различных индивидуальных качеств, начиная с истеричности и кончая жестокостью или черствостью (первое — свойство женщины, второе — мужчины).

В результате, в атмосфере, где власть постоянно переходит из одних рук в другие, дети получают очень большую свободу проявления собственных хотений. Они начинают лавировать между папой и мамой. Если в семье есть бабушка и дедушка, которые время от времени берут власть на себя, — то уж тут у детей поле деятельности для проявления самостоятельности и всяческих хотений очень большое. Естественно, что дети в таких семьях становятся настоящими диктаторами. Они в центре внимания. Ревность родительская, бабушек и дедушек идет через детей. И в конечном счете мама на вечернем совете объявляет:

— Когда я одна с ребенком, он шелковый. А вот как только вы все собрались, ребенок изменился! Вы все в этом виноваты!

Тогда папа возражает:

— Слушайте, а ведь когда он со мной — лучше ребенка не бывает, а ты появилась — все у нас сразу кувырком идет!

Выслушав все это, бабушка говорит:

— Ничего подобного, вот когда он со мной, он шелковый, а вот как только вы пришли, то все нам нарушили.

Сознание - это искра жизни, которая соединяет каждого из нас с Универсальной Жизнью. Это нить, которая настраивает нас в унисон со Вселенной. Если вы хотите парить в Запредельном, вам необходима нить сознания.

Сознание - это искра, позволяющая нам войти в Свет. Именно сознание соединяет нас с Богом. Оно - звено между Богом и человеком, между Небом и землей.

В физическом мире мать говорит ребенку, кто его отец. В духовном мире наше устремление говорит нам, кто есть Бог. Кто же Бог? Бог - это бесконечное Сознание. Он также Самопросветляющий Свет. И нет такого человека, в котором не было бы этого бесконечного Сознания и Самопросветляющего Света.

Наша Цель внутри нас. Для достижения этой цели нужно начать духовную жизнь. А в духовной жизни самым необходимым является сознание. Без него всё - бесплодная пустыня. Входя в какое-то темное место, мы берем с собой фонарик или другой источник света, чтобы знать, куда идти. Если мы хотим что-то знать о своей непросветленной жизни, нам нужно воспользоваться помощью сознания.

В своей внешней жизни и достижениях человек очень ограничен. Но тот же человек, войдя в сокровенные тайники своего сердца, чувствует, что существует нечто, стремящееся постоянно расширять себя. Это сознание. Сознание соединяет человека с высшим Абсолютом.

Сознание - наш настоящий учитель, дорогой друг и верный раб. Как раб, сознание несет Богу наше огромное невежество. Как друг, сознание говорит нам, в чем заключается высшее Знание. Как учитель, сознание открывает нам неоспоримую истину о том, что сегодняшний несовершенный и неисполненный человек - завтрашний совершенный и исполненный Бог.

Сознание поет. Оно поет песню вселенского Единства. Сознание играет. Оно играет в игру космического Проявления. Сознание танцует. Оно танцует с исполняющим Видением Бога внутри и с исполненной Реальностью Бога снаружи. Сознание действует. Оно действует через взывающее, восходящее и отрекающееся устремление человека и через нисходящее, защищающее и просветляющее Сострадание Бога.

Когда сознание - сама активность, оно преклоняется перед Богом-Матерью, своим Источником. Когда сознание - само безмолвие, оно преклоняется перед Богом-Отцом, своим Источником. От Матери оно получает самую мощную Силу для совершения высшего жертвования ради бессознательной земли. От Отца оно получает высший Свет для просветления непросветленной земли. Само сознание одновременно является и Светом и Силой. Как Свет, оно отождествляется с чистым вдохновением и глубоким устремлением нашего внутреннего мира. Как Сила, оно проявляет свою божественную верховную власть над мрачнейшим рабством и неистовым невежеством мира.

Сознание, которым пользуется неустремленное тело, называется сознанием, подающим надежду. Сознание, которым пользуется упрямый витал, известно как пагубное сознание. Сознание, которым пользуется бескомпромиссный ум, - это сомневающееся сознание. Сознание, которым пользуется раскрывающееся сердце, - это исполненное истины сознание. А сознание, которым пользуется безграничная душа, - плодотворное сознание.

Aum Anandamayee Chaitanyamayee Satyamayee Parame

«О Мать-Абсолют Бытия-Сознания-Восторга». Это тройственное сознание - протяженнейшая длина, широчайшая широта и глубочайшая глубина. Протяженнейшая длина - это Бесконечность. Широчайшая широта - Вечность. Глубочайшая Глубина - Бессмертие. Когда сознание живет в Бытии, человечество с преданностью принимает то, что от всей души предлагает ему Божественность. Когда сознание живет в своем собственном царстве, человечество и Божественность любяще и все же с удивлением делятся друг с другом своими переживаниями. Когда сознание живет в Восторге, человечество осознано и преобразовано, а Божественное проявлено и исполнено.

Слеп тот, кто не видит Сознания-света. Глух тот, кто не повинуется Сознанию-справедливости. Несчастен тот, кто не может вкусить Сознания-плода. Глуп тот, кто отрицает существование Сознания-моря.

Вопрос: Сознание и мысль - это одно и то же?

Шри Чинмой: Нет. Давайте считать, что сознание - это стол, а мысли - мухи. Мухи постоянно сидят на столе, ползают по нему и перелетают с места на место. На стол это существенно не влияет, но его нужно приводить в порядок. А как привести в порядок сознание? Светом своего сердца.

Вопрос: Помогает ли ум поддерживать высокий уровень сознания?

Шри Чинмой: Нет. Наш ум совсем не способен удерживать высокий уровень сознания. Если ум ищет и взывает, он может помочь поднять уровень сознания. Но он не может удерживать высокий уровень сознания. Делать это может только свет души. Душа наделила этой способностью также сердце, и сердце может делать это от имени души. Если нам помогает сама душа, тогда наше сознание остается совершенным. Но если эта помощь исходит из сердца, которое еще не полностью просветлено, тогда сознание не остается на неизменно высоком уровне. И, тем не менее, сердце обладает гораздо большей способностью удерживать высокий уровень сознания, чем ум.

Вопрос: Как начинающему в медитации узнать, поднимается его сознание, остается устойчивым или снижается?

Шри Чинмой: Начинающий в медитации может легко определить, поднимается его сознание, остается устойчивым или снижается. Если он чувствует чистоту в сердце, во всем своем существе, значит, его сознание остается устойчивым. Если он чувствует искренность, значит, его сознание поднимается. Если же он становится жертвой сомнений относительно своего ощущения или видения, тогда его сознание снижается.

Вопрос: Как повысить сознание, если кажется, что нам угрожают негативные силы?

Шри Чинмой: Когда нам угрожают негативные силы, нужно почувствовать, что внутри нас есть самый сильный в мире друг, и этот друг - наша душа. Давайте укроемся под крыльями души. Давайте призовем душу и будем молить ее о руководстве. Если мы позовем этого друга на помощь, он, конечно же, вступит в бой с этими негативными силами от нашего имени. Душа спасет нас, защитит, просветлит и сделает нас более совершенными.

Вопрос: Следует ли осознать Высшее или достичь высшего сознания, прежде чем общаться с неустремленными людьми?

Шри Чинмой: Сначала нужно осознать Высшее. Лишь после этого вы можете смело общаться с неустремленными людьми. Когда вы общаетесь с неустремленными людьми, это все равно, что посещать психиатрическую больницу. Пока вы сами недостаточно сильны, вы тоже можете быть затронуты.

Если вы устремлены, то, чтобы помогать остальным устремленным, нужно достичь Высшее. Пока вы еще только сами поднимаетесь вверх, в Высшее, вы можете помогать своим младшим братьям, которые устремляются, но еще не достигли вашей высоты. Но будет глупо с вашей стороны пытаться помочь совсем неустремленным людям. Вы не сможете изменить их природу, поскольку они не хотят меняться.

Еще не осознавшему искателю Бог обычно говорит: «Устремляйся сам, и если, поднимаясь, ты увидишь, что кто-то немного позади тебя, помоги ему, вдохнови его, веди за собой, чтобы и он смог прийти туда, где находишься ты. Но только не поступайте так с неустремленными людьми, ибо в этом случае вы сами не сможете устремляться. А если вы не устремляетесь, тогда как вы осознаете Меня?» Так что, будем мудры. Вначале, на определенном этапе, мы будем общаться с теми, кто устремляется. А затем, постигнув Высшее, мы сможем общаться и с теми, кто не устремляется, если такова Воля Бога.

Вопрос: Что такое бессознательность?

Шри Чинмой: Бессознательность - это состояние сознания, в котором нет света, ни малейшего проблеска света.

Вопрос: Когда вы говорите о сознании минералов, растений, человека и божественного, что именно вы имеете в виду?

Шри Чинмой: В минеральном сознании практически нет света. В растительном сознании есть лишь проблеск света. Ограниченный свет есть или может быть в человеческом сознании. Но человеческое сознание способно вместить безграничный Свет, как это происходит с очень опытными искателями. В конечном счете Божественное сознание воплощает беспредельный, бесконечный Свет.

Вопрос: Существует ли предельное сознание, или сознание всегда может быть превзойдено?

Шри Чинмой: Со строго духовной точки зрения ничто не является наивысшим. Все превосходит себя. Сам Всевышний постоянно превосходит Свою высшую Высоту. Всевышний - это Тот, кто вечно поет Песню Самопревосхождения.

Мы называем что-то наивысшим, исходя из своего нынешнего осознания. Но то, что является предельным сегодня, не должно и не может оставаться предельным завтра. Цель нынешнего дня - отправная точка завтрашнего дня. Предельной реальности не существует. Предельная реальность существует для сегодняшнего дня, для нынешнего достижения. Но завтра мы сможем подняться выше и превзойти реальность, которую вчера считали предельной. Сегодняшнее предельное сознание нужно превосходить более интенсивным устремлением завтрашнего дня.

Вопрос: Какая взаимосвязь между душой и сознанием?

Шри Чинмой: Душу можно сравнить с кусочком льда, а сознание - с водой.

Вопрос: Какая взаимосвязь между сознанием и осознанием?

Шри Чинмой: Сознание подобно ровному зеленому полю, а осознание - высочайшей вершине Эвереста. Поле примыкает прямо к горе, а подножие горы непосредственно связано с вершиной горы. Но сознание и осознание - оба являются одним неделимым потоком универсального Сознания.

Вопрос: Какая взаимосвязь между интуицией и сознанием?

Шри Чинмой: Интуиция - это стрела, а сознание - лук. Если стрела выпущена, она попадает в цель. Если же лука нет, стрела не может сыграть свою роль, и наоборот. Оба они незаменимы.

Вопрос: Действительно ли душа каким-то образом связана с тем, что мы называем сознанием?

Шри Чинмой: Сознание всегда связано с душой. Но то, что мы в человеческой жизни называем сознанием, вовсе не является подлинным сознанием, это обыкновенное чувство. Когда мы воспринимаем что-то неуловимое, чему не можем найти определения, мы называем это сознанием. На самом деле это вовсе не подлинное сознание. Это скорее очень тонкое желание. Мы входим в него и тотчас чувствуем, что это наше сознание. Но подлинное сознание - это Свет, который соединяет Небеса и землю. Сами Небеса находятся в нашем сознании.

Сознание и душу невозможно отделить друг от друга, в то время как тело можно легко отделить и от души, и от сознания. Когда мы пользуемся термином «физическое сознание», мы говорим о конечном сознании. А оно - часть бесконечного Сознания, которое вошло в грубое физическое, и теперь само физическое владеет им и использует его. То же самое может произойти и с витальным сознанием, и с ментальным сознанием. Но божественное сознание - это бескрайнее единство, которое вмещает безмолвие, оно вмещает свою собственную подлинную форму. Когда оно вмещает силу, оно проявляет свою внутреннюю реальность.

Душа, которая вечна, и сознание, которое бесконечно, неразлучны. У них единый источник - это жизнь, вечная жизнь. Жизнь души бесконечна и жизнь сознания бесконечна. Они дополняют друг друга. Душа выражает свою божественность через сознание, а сознание выражает свое всепроникающее безмолвие через душу.

Вопрос: Иногда я просыпаюсь утром в очень возвышенном состоянии и с чувством единства, но не понимаю, что же произошло. Может ли совершаться ночью какая-то духовная работа, которую мы не осознаем?

Шри Чинмой: Вы отчасти осознаете эту работу. Если бы вы совсем не осознавали ее, вы не смогли бы сейчас рассказать мне о ней. Вы не осознаете ее на ментальном плане, но существует много других планов сознания. Когда вы действительно получаете какое-то переживание, ваша душа осознаёт это.

Сознание подобно лестнице. Вы можете подниматься вверх или спускаться вниз по разным ступеням. Сейчас между ступенькой, на которой вы находитесь, и ступенькой, на которой у вас было это переживание, нет связи. Если вы остаетесь в физическом сознании, как поступает большинство людей на протяжении дня, тогда переживание, которое у вас было во внутреннем мире, не может действовать должным образом. Физическое сознание не имеет свободного доступа к тому особому плану сознания, на котором у вас было переживание. У физического сознания должен быть божественный свет, и лишь тогда оно может иметь свободный доступ на все планы сознания.

Во время сна, когда душа переходит с одного плана на другой, она подобна свободной птице. Если физическое сознание хочет знать, что делает душа на протяжении двадцати четырех часов в сутки, его нужно формировать и направлять светом души. Что касается вас, вы осознавали переживание души, но потом забыли о нем, потому что не знаете всех планов сознания, существующих между областью души и физическим сознанием.

Вопрос: В чем различие между человеческим сознанием и божественным сознанием?

Шри Чинмой: В основном человеческое сознание состоит из ограничения, несовершенства, зависимости и невежества. Это сознание хочет оставаться здесь, на земле. Оно находит радость в конечном: в семье, в обществе, в земных делах и заботах. Божественное сознание состоит из Покоя, Блаженства, божественной Силы и так далее. Его природа - постоянно расширяться. Человеческому сознанию кажется, что нет ничего важнее земных наслаждений. Божественное сознание чувствует, что нет ничего важнее и значительнее, чем небесные Радость и Блаженство на земле. Человеческое сознание пытается убедить нас, что мы бесконечно далеки от Истины и исполненности. Оно пытается заставить нас считать, что Бог где-то далеко, в миллионах миль от нас. А божественное сознание дает нам почувствовать, что Бог прямо здесь, в каждом биении сердца, в каждом человеке и во всем вокруг нас.

Человеческое сознание убеждает нас, что мы можем существовать без Бога. Если человеческое сознание глубоко невежественно, ему чудится, что в Боге нет необходимости. Мы видим миллионы и миллиарды людей, которые не молятся и не медитируют. Они думают: «Если Бог есть - очень хорошо, если Его нет - мы ничего не теряем». И хотя они пользуются словом «Бог» по поводу и без повода, реальность существования Бога их не интересует ни на Небесах, ни в повседневной земной жизни.

Божественное сознание совсем другое. Имея даже то ограниченное божественное сознание, которое у нас есть, мы чувствуем высшую потребность в Боге каждое мгновение. Оно дает нам почувствовать, что мы находимся на земле именно потому, что существует Он. И когда мы лелеем божественные мысли, божественное сознание дает нам понять, что именно Бог вдохновляет нас лелеять эти божественные мысли. Божественное сознание дает нам ощущение, что во всем есть божественная воля, божественное намерение, божественный идеал, божественная цель. У обычного человеческого сознания нет никакого намерения, никакой позитивной цели, это просто бешеный слон, который несется сломя голову.

В божественном сознании всегда есть цель, и эта цель всегда превосходит себя. Сегодня мы считаем своей целью что-то одно, но, достигнув порога этой цели, сразу же получаем вдохновение превзойти ее. Эта цель становится отправной точкой для более высокой цели. Так происходит потому, что Бог постоянно превосходит Себя. Бог беспределен и бесконечен, но Он превосходит даже Свою собственную Бесконечность. Поскольку Бог постоянно совершает прогресс, мы также совершаем прогресс, когда находимся в божественном сознании. В божественном сознании все непрерывно расширяется и растет в более высокий и более исполняющий Свет.

Вопрос: Что такое сознание?

Шри Чинмой: Сознание - это внутренняя искра или внутренняя связь в нас, золотое связующее звено внутри нас, соединяющее нашу высшую и самую просветленную часть с нашей низшей и самой непросветленной частью. Сознание - это связующее звено между Небесами и землей. А где же Небеса? Они находятся не наверху или где-то далеко. Небеса - в нашем сознании. Но именно божественное сознание соединяет Небеса с землей. Обычное человеческое сознание связывает нас только с чем-то очень-очень ограниченным и в то же время мимолетным. Мы можем сосредоточить свое сознание на другом человеке на секунду, а потом наша концентрация пропадает. Но когда мы имеем дело с внутренним сознанием, безграничным, просветленным, преображенным сознанием, то концентрация может продолжаться, продолжаться и продолжаться.

Не только духовные люди обладают божественным сознанием. У обычных людей оно тоже есть, но в них оно спит. Если бы они должным образом концентрировались, медитировали и созерцали, это сознание проявилось бы, и тогда они обрели бы свободный доступ к душе - воплощению Света, Покоя и Блаженства.

Сознание одно. Оно вмещает в себя и безмолвие, и силу. Когда оно вмещает Безмолвие, оно вмещает свою истинную форму. Когда оно вмещает Силу, оно проявляет свою внутреннюю реальность. Часть бесконечного сознания, которая вошла в грубое физическое, находится во власти самого физического и используется им, называется физическим сознанием, витальным сознанием и ментальным сознанием. В них есть крошечная часть бесконечного сознания, но это не то чистое бесконечное сознание, о котором мы говорим.

Вечная душа и бесконечное сознание всегда существуют вместе. У них есть общий друг, или можно сказать, общий отец, и это жизнь, вечная жизнь. Одно дополняет другое. Душа выражает свою божественность через сознание, а сознание выражает свою всепроникающую силу или безмолвие через душу.

Сознание и душу нельзя разделить, тогда как тело можно отделить от сознания очень легко. То, что мы называем сознанием в своей человеческой жизни, обычно является всего-навсего чувством. Воспринимая нечто тонкое, мы сразу же называем это сознанием, но это вовсе не сознание; это очень тонкое желание. Мы входим в желание и нам сразу же кажется, что это наше сознание. Мы называем сознанием все, что в нас есть тонкого и не определимого словами; но сознание - это нечто совершенно другое.

Знание и сознание - тоже две совершенно разные вещи. Если я разговариваю или общаюсь с кем-то, у моего ума появляется осведомленность о качествах этого человека. Это знание. Но сознание - это не только ментальное знание или понимание. Сознание - это внутреннее откровение или внутреннее состояние существа. Это нечто бесконечно более глубокое и более внутреннее, чем осведомленность, или знание.

Вопрос: В чем разница между человеческим сознанием и божественным сознанием?

Шри Чинмой: Человеческое сознание состоит главным образом из ограниченности, несовершенства, зависимости и невежества. Это сознание хочет пребывать здесь, на земле. Оно испытывает радость от того, что конечно: от семьи, общества, земных занятий. Божественное же сознание состоит из Покоя, Блаженства, божественной Силы и так далее. Ему свойственно постоянно расширяться. Человеческое сознание чувствует, что нет ничего важнее земных удовольствий. Божественное сознание чувствует, что на земле нет ничего важнее и значительнее небесной Радости и Блаженства. Человеческое сознание пытается убедить нас в том, что мы бесконечно далеки от Истины и осуществления. Оно старается заставить нас почувствовать, что Бог где-то там, за миллионы миль от нас. Но божественное сознание дает нам почувствовать, что Бог - прямо здесь, внутри каждого дыхания жизни, внутри каждого биения сердца, внутри всех и всего, что нас окружает.

Человеческое сознание заставляет нас чувствовать, что мы можем существовать и без Бога. Когда человеческое сознание пребывает в глубоком невежестве, оно считает, что нет никакой необходимости в Боге. Мы видим миллионы и миллиарды людей, которые не молятся и не медитируют. Они считают: «Если Бог существует, ну и хорошо; если Он не существует, мы ничего не теряем». Хотя они, возможно, по поводу и без повода бросаются словом «Бог», их не интересует реальность, существование Бога, ни на Небесах, ни в их повседневной земной жизни.

Божественное сознание совершенно другое. Даже ограниченное божественное сознание, которым мы обладаем, дает нам почувствовать, что в каждое мгновение существует высшая необходимость в Боге. Оно дает нам почувствовать, что мы живем на земле именно потому, что существует Он. А когда мы растим в себе божественные мысли, божественное сознание дает нам почувствовать, что именно Он вдохновляет нас взращивать эти божественные идеи. Божественное сознание заставляет нас чувствовать, что во всем есть божественный смысл, божественное предназначение, божественный идеал, божественная цель. У обычного человеческого сознания нет предназначения, нет позитивной цели; это бешеный слон, который несется не разбирая дороги.

В божественном сознании всегда есть цель, и эта цель всегда превосходит себя. Сегодня у нас одна цель, но достигнув порога своей цели, мы сразу же чувствуем вдохновение ее превзойти. Эта цель становится ступенькой к более высокой цели. Так происходит, потому что Бог постоянно превосходит Себя. Бог безграничен и бесконечен, но Он превосходит даже Свою собственную Бесконечность. И поскольку Бог всегда совершает прогресс, мы тоже совершаем прогресс, когда находимся в божественном сознании. В божественном сознании все постоянно расширяется и превращается в более высокий и более осуществляющий Свет.

Вопрос: Не могли бы Вы вкратце рассказать о различных состояниях сознания?

Шри Чинмой: Есть три основных состояния сознания: джагрити, шапна и шушупти . Джагрити - это состояние бодрствования, шапна - состояние сновидения, а шушупти - состояние глубокого сна. Когда мы пребываем в состоянии бодрствования, наше сознание сосредоточено на внешнем, когда мы в состоянии сновидения, наше сознание обращено внутрь, а когда мы в состоянии глубокого сна, наше сознание странствует в Запредельном.