Неограниченное сознание. Сознание Что такое сознание? Но мы понимаем, что каким бы мерзостным или благостным ни был этот опыт, это всего лишь человеческий опыт

Вопрос: Что такое сознание?

Шри Чинмой: Сознание - это внутренняя искра или внутренняя связь в нас, золотое связующее звено внутри нас, соединяющее нашу высшую и самую просветленную часть с нашей низшей и самой непросветленной частью. Сознание - это связующее звено между Небесами и землей. А где же Небеса? Они находятся не наверху или где-то далеко. Небеса - в нашем сознании. Но именно божественное сознание соединяет Небеса с землей. Обычное человеческое сознание связывает нас только с чем-то очень-очень ограниченным и в то же время мимолетным. Мы можем сосредоточить свое сознание на другом человеке на секунду, а потом наша концентрация пропадает. Но когда мы имеем дело с внутренним сознанием, безграничным, просветленным, преображенным сознанием, то концентрация может продолжаться, продолжаться и продолжаться.

Не только духовные люди обладают божественным сознанием. У обычных людей оно тоже есть, но в них оно спит. Если бы они должным образом концентрировались, медитировали и созерцали, это сознание проявилось бы, и тогда они обрели бы свободный доступ к душе - воплощению Света, Покоя и Блаженства.

Сознание одно. Оно вмещает в себя и безмолвие, и силу. Когда оно вмещает Безмолвие, оно вмещает свою истинную форму. Когда оно вмещает Силу, оно проявляет свою внутреннюю реальность. Часть бесконечного сознания, которая вошла в грубое физическое, находится во власти самого физического и используется им, называется физическим сознанием, витальным сознанием и ментальным сознанием. В них есть крошечная часть бесконечного сознания, но это не то чистое бесконечное сознание, о котором мы говорим.

Вечная душа и бесконечное сознание всегда существуют вместе. У них есть общий друг, или можно сказать, общий отец, и это жизнь, вечная жизнь. Одно дополняет другое. Душа выражает свою божественность через сознание, а сознание выражает свою всепроникающую силу или безмолвие через душу.

Сознание и душу нельзя разделить, тогда как тело можно отделить от сознания очень легко. То, что мы называем сознанием в своей человеческой жизни, обычно является всего-навсего чувством. Воспринимая нечто тонкое, мы сразу же называем это сознанием, но это вовсе не сознание; это очень тонкое желание. Мы входим в желание и нам сразу же кажется, что это наше сознание. Мы называем сознанием все, что в нас есть тонкого и не определимого словами; но сознание - это нечто совершенно другое.

Знание и сознание - тоже две совершенно разные вещи. Если я разговариваю или общаюсь с кем-то, у моего ума появляется осведомленность о качествах этого человека. Это знание. Но сознание - это не только ментальное знание или понимание. Сознание - это внутреннее откровение или внутреннее состояние существа. Это нечто бесконечно более глубокое и более внутреннее, чем осведомленность, или знание.

Вопрос: В чем разница между человеческим сознанием и божественным сознанием?

Шри Чинмой: Человеческое сознание состоит главным образом из ограниченности, несовершенства, зависимости и невежества. Это сознание хочет пребывать здесь, на земле. Оно испытывает радость от того, что конечно: от семьи, общества, земных занятий. Божественное же сознание состоит из Покоя, Блаженства, божественной Силы и так далее. Ему свойственно постоянно расширяться. Человеческое сознание чувствует, что нет ничего важнее земных удовольствий. Божественное сознание чувствует, что на земле нет ничего важнее и значительнее небесной Радости и Блаженства. Человеческое сознание пытается убедить нас в том, что мы бесконечно далеки от Истины и осуществления. Оно старается заставить нас почувствовать, что Бог где-то там, за миллионы миль от нас. Но божественное сознание дает нам почувствовать, что Бог - прямо здесь, внутри каждого дыхания жизни, внутри каждого биения сердца, внутри всех и всего, что нас окружает.

Человеческое сознание заставляет нас чувствовать, что мы можем существовать и без Бога. Когда человеческое сознание пребывает в глубоком невежестве, оно считает, что нет никакой необходимости в Боге. Мы видим миллионы и миллиарды людей, которые не молятся и не медитируют. Они считают: «Если Бог существует, ну и хорошо; если Он не существует, мы ничего не теряем». Хотя они, возможно, по поводу и без повода бросаются словом «Бог», их не интересует реальность, существование Бога, ни на Небесах, ни в их повседневной земной жизни.

Божественное сознание совершенно другое. Даже ограниченное божественное сознание, которым мы обладаем, дает нам почувствовать, что в каждое мгновение существует высшая необходимость в Боге. Оно дает нам почувствовать, что мы живем на земле именно потому, что существует Он. А когда мы растим в себе божественные мысли, божественное сознание дает нам почувствовать, что именно Он вдохновляет нас взращивать эти божественные идеи. Божественное сознание заставляет нас чувствовать, что во всем есть божественный смысл, божественное предназначение, божественный идеал, божественная цель. У обычного человеческого сознания нет предназначения, нет позитивной цели; это бешеный слон, который несется не разбирая дороги.

В божественном сознании всегда есть цель, и эта цель всегда превосходит себя. Сегодня у нас одна цель, но достигнув порога своей цели, мы сразу же чувствуем вдохновение ее превзойти. Эта цель становится ступенькой к более высокой цели. Так происходит, потому что Бог постоянно превосходит Себя. Бог безграничен и бесконечен, но Он превосходит даже Свою собственную Бесконечность. И поскольку Бог всегда совершает прогресс, мы тоже совершаем прогресс, когда находимся в божественном сознании. В божественном сознании все постоянно расширяется и превращается в более высокий и более осуществляющий Свет.

Вопрос: Не могли бы Вы вкратце рассказать о различных состояниях сознания?

Шри Чинмой: Есть три основных состояния сознания: джагрити, шапна и шушупти . Джагрити - это состояние бодрствования, шапна - состояние сновидения, а шушупти - состояние глубокого сна. Когда мы пребываем в состоянии бодрствования, наше сознание сосредоточено на внешнем, когда мы в состоянии сновидения, наше сознание обращено внутрь, а когда мы в состоянии глубокого сна, наше сознание странствует в Запредельном.

«Жизнь - это сознание, а не годы”. – Эрнст Холмс.

Как вы думаете, расширение сознания решает наши текущие жизненные проблемы или они предстают в ином свете?

А может расширение сознания, как раздвигание границ видения добавит нам к уже имеющимся проблемам новые за счёт того, что они попадут в наше поле зрения?

Все эти вопросы нельзя рассматривать в линейном аспекте времени и пытаться их осмыслить только логикой. Ибо расширение сознания – это, прежде всего, способность большего вмещения через устранение барьеров восприятия для принятия большей истины. А это предполагает способность ума растягиваться, становиться пластичным и вмещающим, синтезируя и ассимилируя полученные знания с одной стороны, и включая в процессы переработки информации сердце, как точный ретранслятор органов чувств (вместе с ), с другой стороны.

Иными словами, без союза головы и сердца – разума и чувств, которые в конечном итоге ведут к – в процессе не обойтись.

ПОДСКАЗКИ, ОГРАНИЧЕНИЯ И МАТРИЦЫ

Наверняка все видели фильм-трилогию “Матрица”, суть которого сводится к иллюзии существования в мире третьей и четвёртой плотности с одной стороны и коллективном и программируемом разуме – с другой.

Причём, несмотря на фантастический сюжет и множество сюрреалистичных спецэффектов и действий героев, суть фильма правдива.

Иными словами, человек – программируемое и автоматическое (бессознательное) существо с одной стороны , во многом благодаря общей эмоциональной обусловленности, и творческое (использующее нелинейность будущего и прошлого) – с другой.

“Развивая наше существо, мы можем достичь более высокого состояния сознания”. – Г. Гурджиев.

А вот, что нам говорит Ра, в Законе Одного о связях ума, сознания и тела посредством матриц: “В совокупности ума Матрицу Ума можно описать, как Сознание. В теле Матрицу Тела можно рассматривать, как Сбалансированную Работу или Уравновешенное Функционирование. Заметьте, матрица всегда активна, она не может быть неактивной. Потенциатор совокупности тела – Потенциатор Тела – можно назвать Мудростью, поскольку лишь с помощью суждения – не прекращающейся активности и склонности совокупности тела – мудрость может ощущаться полезными способами”. – Материалы Ра. Закон Одного.

“В соответствии с Космической Наукой, существует шесть ментальных сфер сознания , расширяющих видение за пределы трёхмерного горизонта. Позитивизм принимает трёхмерный горизонт в качестве пределов Вселенной. Но что находится за ним? Если сама Вселенная определяет пространство и является конечной, тогда что находится за пределами Вселенной? Пространство? Или не пространство? Как мы можем сказать, что это? Это разум? Существует ли разум вне пространства?

Шесть ментальных сфер, установленных Космической Наукой, таковы: предсознательная (что-то вроде известного в психологии подсознания или памяти -авт.), бессознательная, сознательная, непрерывная сознательная, сверхсознательная и сублимированная”. – Хосе Аргуэльес. Хроники Космической Истории том 2.

СТУПЕНИ РАСШИРЕНИЯ СОЗНАНИЯ

А если рассмотреть сознание и его расширение как ступенчатый процесс восхождения от ограниченных желаний личности к , продиктованным личности душою, то мне представляется уместной следующей классификация:

  • 1-я ступень я хочу – инстинктивные импульсы и вожделения с жаждой желания. Соответствуют массовой культуре и неразвитому сознанию/невежеству . Массовая культура – это культ убожества, как удалённого божества (света), его укрытие, через культивирование ложных/искажённых ценностей.
  • 2-я ступень я знаю, чего хочу – интеллектуальные побуждения, подгоняемые честолюбивыми и амбициозными устремлениями. Пробуждение индивидуального сознания .
  • 3-я ступень я вижу, представляю, чувствую, чего хочу – устремления, в основе которых , раскрывающая сознание души, которое ещё только пробуждается.
  • 4-я ступень я ясно понимаю и осознаю, чего хочу, благодаря озарённому сознанию души и интуитивному (5 чувств + ум, формирующих сознание).
  • 5-я ступень я, вдохновлённый знанием, созидаю, творю, помогаю и эволюционирую . Личное желание уступает место групповому сознанию единства со всем сущим .
  • 6-я ступень я свободен от любых ограничений и ощущаю единство в многообразии, воспринимая с наименьшими искажениями Божественное/Универсальное Сознание.

ЭФФЕКТЫ РАСШИРЕНИЯ СОЗНАНИЯ

Расширение сознания не единовременный процесс. Это состояние вечного изменения , которое предполагает те или иные эффекты, сопровождающие данное изменение.

Иными словами, расширение сознание – это овладение определённой степенью собственного могущества , в котором заключена способность:

  • Накапливать и использовать информацию о себе и своём окружении для эффективного решения любых жизненных проблем.
  • Включать во внимательное рассмотрение и последующее управление всё больше жизненных привычек и психических состояний (эмоций, чувств, реакций, мыслей, побуждений, моделей реагирования и поведения).
  • Укрепления и и самодисциплины. Как свидетельствует оккультная истина: «Ступени расширения сознания – это результат передаваемого обучения; они ведут человека шаг за шагом, пока он не достигнет контакта со своим высшим «Я», своим Учителем, своей эгоической группой (авт. – группой «родственных» душ, соответствующих одному Лучу на тонком плане), Первым Посвятителем, Единым Верховным Посвятителем, пока он не соприкоснётся с Божеством своего Луча и не войдёт в лоно своего «Отца Небесного». – А. А. Бейли. Письма об оккультной медитации.

    “Способность сознания простираться наружу и превращаться в часть целого, полностью осознавая это целое чудесно духовным образом, является даром Бога всем. Поступая таким образом, никто не теряет ни одной доли того, что уже является его собственностью и никто ни у кого ничто не забирает, разделяя этим славу Бога”. – Сен-Жермен.

    Так пусть же ваше индивидуальное сознание, раскрываясь подобно цветку под солнечными лучами восходящего солнца, пройдёт все природные фазы расцвета, с каждым новым днём всё более ощущая гармонию, единство и целостность в своём неповторимом многообразии.

    Как в строках Мирры Ришар: “Результатом творения является детализированное расширение сознания. Когда видение целого и видение всех деталей сольются воедино в активном сознании, творение достигнет своего прогрессирующего совершенства”. Сатпрем. Агенда Матери.

    “Расширяйте и сжимайте сознание, чтобы чувствовать не только необходимую внутреннюю сферу бытия, но и расширяющуюся вовне Вселенную, и вы обнаружите, как ваше сознание совершает скачок в объятия самого Вечного Алхимика.

    Овладевайте вашим сознанием, правильно направляя его внимание и таким образом овладейте ключом к бесценному хранилищу вечной субстанции Бога”. – Сен-Жермен. Курс Алхимии. РАЗВИТИЕ В ДУХЕ ИЛИ ПУТЬ ДУШИ?

Верьте, что я - Тот Древний. Не сомневайтесь в этом ни на момент. Нет ни малейшей возможности для меня быть кем-то иным. Я - не то тело, что вы видите. Это только пальто, надеваемое мной, когда я посещаю вас. Я - это Бесконечное Сознание. Я сижу с вами, играю и смеюсь с вами, но в то же самое время я работаю на всех уровнях существования.

Передо мной - святые и совершенные святые и мастера ранних стадий духовного пути. Все они - разные формы меня. Я - Корень всех и всего. Бесконечное число ветвей вырастает из меня. Я работаю через каждого из вас, я страдаю в каждом из вас и ради каждого из вас.

Мое блаженство и мое бесконечное чувство юмора поддерживают меня в моем страдании. Забавные случаи, возникающие ни за чей счет, облегчают мое бремя.

Думайте обо мне, оставайтесь бодрыми во всех ваших испытаниях и я буду с вами, помогая вам.

Я - это песня

Мое необычайное переживание Состояния Жизни После Смерти столь необычайно, что я одновременно испытываю бытие всем и превыше всего. Я - песня, ее слова и ее мелодия, и я же певец. Я - музыкальные инструменты, музыканты и слушатели. И на вашем уровне я разъясняю вам смысл того, о чем я, певец, пою.

Бесконечное Знание

Ничто не может быть скрыто от Того, кто присутствует везде, поскольку Он везде. И естественным образом следует, что если ничто не может быть скрыто от Него, то Он также должен быть Всезнающим, знающим все.

Бесконечное Знание - это видение всего в одно и то же время, видение этого сейчас. Это знание не имеет ни начала, ни конца, оно неделимо и непрерывно, к нему ничего не может быть добавлено и ничто не может быть отнято.

Это знание позволяет Богу знать в этот момент то, что Он знал происшедшее бесчисленные эпохи тому назад, и оно позволяет Ему знать то, что произойдет через несчетные эпохи, оно делает все известным Богу в одно и то же время и сейчас. Это Знание Совершенных Мастеров и Аватара.

В терминах, более простых для вас, это значит, что известное вам в этот момент как людям я знал эпохи тому назад, и то, к знанию чего вы придете в какой-либо момент, я знаю сейчас.

Всеобщее Тело

Воображение Бога порождает Всеобщий Ум, Всеобщую Энергию и Всеобщее Тело, в которых вмещаются индивидуальные умы, индивидуальные энергии и индивидуальные тела каждой вещи и каждого существа в Творении.

Всеобщий Ум, Всеобщая Энергия и Всеобщее Тело существуют благодаря Воображению Бога, которое существует как He-существование в Бесконечно Вечном и Bee-проникающем существовании (Боге).

Индивидуальные умы, индивидуальные энергии и индивидуальные тела не имеют своего собственного существования, а существуют только как следствия в существующем He-существовании.

В моем Всеобщем Теле содержатся все грубые тела всех неисчислимых существ и вещей в Творении. Индивидуальные тонкие тела (энергии) и ментальные тела (умы) - это часть моих Всеобщей Энергии и Всеобщего Ума. Ни во Всеобщей Энергии, ни во Всеобщем Уме нет разделения.

Расстояние между каплей здесь и каплей там не создает никакого различия в отношении каждой капли к океану. Любая капля в океане находится внутри цельности и однородности океана.

Нет никаких разделений в Параматме, только Единственный Неделимый Океан Реальности существует как Вечное Существование.

Познать все во вспышке

Как я знаю все? Природа бесконечно сложного явления - Вселенной - бесконечно проста. Но познать и понять это бесконечно сложно. Когда вы познаете, чем являются Всеобщий Ум, Всеобщая Энергия и Всеобщее Тело и каково их отношение к индивидуальному уму, индивидуальной энергии и индивидуальному телу, тогда вы поймете, как Совершенный Мастер знает все.

Это всеобъемлющее Знание приобретается во вспышке. Но чтобы познать все во вспышке, нужно провести вечность в иллюзии, пока вы постепенно умираете для самих себя. Это умирание для самого себя означает полностью потерять себя в Боге, чтобы найти свое Истинное Я как Бога.

Это умирание вашего ложного - нелегкая задача; возродить труп к жизни - это детская игра по сравнению с этим.

Зная и не зная

Будучи высшим и становясь низшим, я проявляю Знание и принимаю на себя невежество в то же

И хотя я знаю, что нечто определенное произойдет в течение месяца, я могу набрасывать планы, как если бы этого не произошло и за годы. С другой стороны, зная, что какое-либо событие не произойдет в течение нескольких лет, я выгляжу ожидающим его скорого свершения.

В Днаян (Знании) есть Аднаян (Незнание или Невежество). Но в Аднаян не может быть Днаян. Обладая всем знанием высшего уровня, я могу принять на себя полное невежество вашего уровня. На самом деле, я - Бесконечное Знание, и, как таковой, я знаю, что произойдет через сотни лет, хотя я и исповедую невежество, когда нахожусь на вашем уровне.

Даже на грубом уровне и в обыденных обстоятельствах знание и невежество могут проявляться одновременно. Например, вы говорите: «Я не знаю, как плавать». Это подразумевает, что вы знаете, что вы не знаете, как плавать. Если бы вы не знали, что вы не знаете, у вас не было бы этого понимания. Это «знание невежества».

Точно таким же образом я, являющийся самим Знанием, проявляю невежество знания. Зная все, в то же самое время я кажусь незнающим.

Воля и беспокойство

Двойственность подразумевает разделенность. Разделенность вызывает страх. Страх приносит беспокойство.

Путь Единства - это путь к счастью, путь множественности это путь к беспокойству.

Во мне нет второго меня, стало быть, я вечно счастлив. Вы же отделены от вашего Истинного Я, следовательно, вы всегда беспокоитесь.

То, что вы видите, абсолютно реально для вас, для меня же - абсолютно ложно.

Я один Реален, и моя воля правит космической иллюзией. Это истина, когда я говорю, что волны не текут и листья не движутся без моей воли.

В тот момент, когда интенсивность вашей веры в мою волю достигает своих высот, вы навсегда прощаетесь с беспокойством. И тогда все, что вы выстрадали и чем наслаждались в прошлом, вместе со всем тем, что вы могли бы пережить в будущем, будет для вас наиболее любящим и непосредственным проявлением моей воли, и ничто больше не сможет заставить вас беспокоиться.

Живите больше и больше в Настоящем, которое всегда прекрасно и простирается за пределы рамок прошлого и будущего.

Если вам вообще стоит о чем-либо беспокоиться, тогда беспокойтесь о том, как постоянно помнить меня. Оно стоит того, поскольку принесет конец беспокойствам.

Думайте обо мне больше и больше, и все ваши беспокойства исчезнут в никуда, ибо являются ничем. Моя воля работает, чтобы пробудить вас к этому.

Насмешка на моей груди

Как Высший из Высшего, я - Мудрейший из Мудрейшего, и все же я позволяю себе поступки более глупые, чем позволял себе любой глупец. Каков же глупейший мой поступок? Создание ТВОРЕНИЯ.

Творение - это воистину великая шутка, но за мой счет, и теперь насмешка испытывает бременем мою грудь. Иногда я так устаю, что готов проспать 700 лет.

Для дурака глупый поступок наиболее естественен и легок. Но можете ли вы представить себе Наимудрейшего, лезущего из кожи вон и стремящегося совершить поступок, противоположный его Мудрости! Вот почему я говорю, что вы даже не представляете себе, что я имею в виду, когда говорю об усталости: это за пределами человеческого понимания.

Знание

Садгуру не должен знать, Он знает. Он знает, что нечего знать.

Намерения

Некоторые существуют, чтобы ненавидеть других, быть завистливыми к другим и делать их несчастными, есть также некоторые, существующие, чтобы любить других и делать их счастливыми. Тот, кто стал Единым с Богом, существует для всех - и хороших, и плохих. И чтобы стать Единым с Богом, человек не должен отказываться ни от чего иного, кроме самого себя.

Смысл

В понимании нет смысла. У любви есть смысл. В покорности еще больше смысла. Поддерживать мой «даман»* - вот наибольший смысл.

Страдание

Я знаю три вещи:

Я - Аватар во всех значениях этого слова.

Все, что я делаю, - это выражение моей неограниченной любви.

Я вечно страдаю, испытывая бесконечную агонию из-за вашего невежества.

* «Даман» - одежда.

Майя иллюзионист

Майя, Мастер-иллюзионист, создающая кажущимися существующими миры из Ничего, будет показывать свои мастерские трюки, заставляя все, включая мое здоровье, энергию, слова и обещания, явно идти против меня, и вера и доверие влюбленных в меня будет проверена в полной мере. Но Майя бессильна против моей Работы, поскольку сама Майя является инструментом, которым я осуществляю результаты своей Работы.

Будучи инструментом воплощения моей Работы, Майя, фактически, на самом деле совершает все, что может, чтобы осуществить величайшие результаты этой Работы. Майя - это бесконечная тень бесконечности Бога, и, не имея иного существования помимо того, что в не-существова-нии, должна естественно открывать путь к единственной Реальности, которая и есть Бог. И тогда Бог проявляет Свое величие.

Когда солнце поднимается над горизонтом, тень, отбрасываемая объектом, намного больше самого объекта, но когда солнце стоит прямо над головой, тень лежит под ногами, как будто она сливается с объектом.

В моем нынешнем состоянии беспомощности и унижения лучи Солнца Истины кажутся тусклыми и слабыми, а Тень Майи - большой. Но когда это Солнце будет в зените, Тень, отбрасываемая Человеком, которая господствовала над его взором и мыслью, исчезнет. Такова будет победа над Майей, когда невежество будет изглажено величием проявления Бога через меня.

Держите ваши лица повернутыми к Солнцу, и ваша тень индивидуализированной Майи будет лежать позади вас и, хотя все еще существующая, не будет иметь власти над вами. Но если вы повернетесь спиной к Солнцу, ваша тень будет перед вами, и вы будете следовать ей. Хотя сами по себе вы не можете освободиться от вашей тени, если держите ее за спиной и продолжаете смотреть на Солнце, то во время Его полного восхода и величия ваша тень исчезнет навсегда.

Человек, достигший высшего сознания, расширяет свои жизненные границы, приобретая действительное ощущение свободы .

Альтруизм и полная свобода достигаются как естественное состояние без напряжения и волевых усилий к этим действиям.


Реальная жизнь - это всегда стресс и борьба, движение вперёд не возможно без преодоления сопротивления, говорил Махариши, "однако ощущения этого стресса, у человека достигшего космического сознания не наносит ему вреда, эти ощущения подобны линии проведённой по воде, они улавливаются, они есть, но они не оставляют шрамов и следов ".

Махариши объяснял, что свободный человек видит все предметы в истинном свете и воспринимает их не искажённо, объяснения через доступные определения осознание своих переживаний.

Похоже на то, как если бы человек жил всю свою жизнь в совершенно тёмной пещере, прикованный цепями и то что он мог бы видеть, и то о чём он мог бы судить - это только тени отражённые от стен этой пещеры. Поскольку человек ничего не знает кроме образа теней он предполагает, что все его переживания напрямую связаны с ними и он находится всецело под их влиянием. Однако когда он выйдет из пещеры на солнечный свет и увидит все предметы в реальном свете, он сначала просто не поверит, что такое возможно.

Миф о пещере Платон

- Странный ты рисуешь образ и странных узников на стене!

- Они подобны нам. Разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?


- Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно ?

В начале медитации, медитирующий также может испытывать переживания не знакомые ему ранее. Возвращаясь к этим переживаниям дважды в день, он постигает мир так, и начинает отличать тень от настоящего предмета.

Открытое космическое сознание даёт человеку возможность видеть реальный мир. Без солнечного света, человек находящийся в неподвижном состоянии в пещере с такими же, как и он, узниками видит только движущиеся тени и строит свои суждения на этой основе.


Махариши писал: " Человек постигший космическое состояние сознания... раскрывает свой духовный потенциал, открывает в себе повышенную чувствительность, достигает высоты развития своих способностей.... по той причине, что он ощущает во всех вещах и явлениях, единую связь, взаимодействия единого высокого уровня. Человек понимает важность и необходимость каждой вещи, его сердце наполняется почтением и ещё большей благодарностью, и это вызывает у него ощущения счастья более высокого уровня. Теперь, он наслаждается вещами, ощущая более глубоко их внутреннюю сущность..., но вещи не захватывают его душу. Человек, открывший космическое сознание, остается в естественном состоянии, в котором добавляется особое ощущение вещей, при этом человек не теряет своей индивидуальности ".


Психологи исследовали множество документов, указывающих на ощущения и переживания большинства взрослых людей.


Чарльз Тарт указывал, что люди " обычно преобразуют опыт ощущений, в абстрактный стереотип сознания и поведения множество людей настолько глубоко погрязли в своей обусловленности, что шанс измениться у них весьма невелик. Они будут жить и умрут как запрограммированные автоматы. И все мы в значительной степени подобны автоматам ".


Люди теряют способность отличать реальное от тех шаблонов и схем которые были однажды выстроены. Такая тенденция восприятия мира - это грубое, линейное восприятие и такой человек обделён настоящими ощущениями.


Эрих Фром очертил схематически, каким образом язык фильтрует информацию, поступающую из внешнего мира, логические схемы, понятия принятые в той или иной культуре, ограничивают видение и понимание, подгоняя эмоциональное выражение ощущений под линейный шаблон, не позволяющий выйти за пределы слов и символов. Часто язык становиться помехой уменьшающей ощущения счастья и ощущения единства жизни. Этот процесс, ограничивающий переживания, можно назвать автоматизмом.

Новые ощущения

Свободное космическое сознание избавляет человека от автоматизма мышления. Люди, открывшие для себя космическое сознание, сообщали, что стали открытыми для новых ощущений и переживаний. Это свежесть, непосредственность, острота новых ощущений во всех сферах жизни.

Люди, занимающиеся много лет медитацией, рассказывал, что ощущали совершенно новые качества в давно знакомых предметах. Как будто у них появилась новая сенсорная способность видения.

Например, восприятие деревьев наполнилось новым ощущением, это было не просто растение, которое раньше не вызывало особого отношения, это было живое существо, чувствующее и разумное, излучающее волны тепла.


Открывались глубинные связи тех или иных событий и явлений, погружение в космическое сознание давало ощущение уравновешенности, счастья, энергии, устойчивости и полноты ощущений.

Избавление от стереотипов

В большинстве случаев, цена которую мы платим за штампы навязанные нам стереотипом культуры и общества, это несостоятельность и не способность воспринимать открыто мир, блок, не дающий нам полноценное общение и полноценное наслаждение от взаимодействия с окружающей средой.

Во время каждой медитации происходит исчезновение прошлых стереотипов мышления и приобретается новый опыт чистого сознания. Настоящий опыт человека приносит умиротворение и бесконечное удовлетворение.

Махариши говорил, что главный результат открытия высшего космического сознания, в том, что человек приобретает защиту в "осознании настоящего счастья".

Он добавлял: " в то время, когда человек открывает своё настоящее "Я", отличное от его интеллекта, мышления, действия или желания, он осознаёт, что уже ощущал ранее нечто подобное в своих далёких мыслях, фантазиях .


Если говорить другими словами, прошлый, отрицательный опыт никуда не исчезает, но он не мешает, не становится барьером к возвышению до высшего сознания, и получению наивысшего удовлетворения.

Постепенно с раскрытием высшего космического сознания, открываются большие способности глубокого понимания вещей, расширяется интеллектуальные способности человека. В то время как человек реализует свои внутренние желания, опыт этих ощущений и получаемое наслаждение, осознание счастья утверждает его настоящее "Я".


Однако, удовлетворение этих желаний, насыщение счастьем не освобождает человека от жизненных проблем.


Махариши считал, что медитация должна сменяться нормальной активной деятельностью, дающей свободу выражения своего внутреннего "чистого Я" и проявлению внешних чувств. Человек должен полностью отдаваться любимому делу, общению с людьми, не пытаясь быть внутренне оторванным от своего занятия.

Только таким образом можно извлечь настоящую пользу от занятий медитацией.

Смысл занятий медитацией

Смысл занятий медитацией не в том, чтобы оторваться от внешних проблем, и уйти в некую иллюзию или в свой внутренний мир, напротив, смысл заключён в том, чтобы изменившись внутренне, изменить отношение к внешнему миру, без ущерба для здоровья и окружения справляться с поставленными жизненными задачами.

Жить в мире освещённом светом, а не в полумраке теней. Источник света находится внутри каждого человека, генерировать энергию для этого источника способен каждый, и когда этот свет зажжён, он не только освещает внешний мир, он сливается со светом этого мира, обнаруживая и открывая его во всём. Ошибка многих практикующих в том, что свет чистого сознания становится целью, но это неверно, поскольку настоящей целью является - жизнь, жизнь освещённая светом чистого сознания.

Не смотря на то, что человек самореализуется на духовной ступени, он остаётся в настоящей реальной жизни, активно действует в ней. У такого человека изменяется качество желаний, его желания намного больше и мощнее желаний человека не реализованного. Силу желания обычного человека можно сравнить по силе с желанием одного человека для самого себя, желание человека с чистым сознанием сравнимо по силе с желанием всего человечества, человек с космическим сознанием имеет желание по силе равное желанию Вселенной.

Естественно, люди, обладающие космическим сознанием, имеют спонтанный устойчивый альтруизм высшей степени. Неограниченное сознание позволяет человеку достигать высшего знания и мудрости, справедливости, гармонии, красоты - эти люди поднимают человечество на новую ступень видения, ведут других за собой, утверждая жизнь.

Сикидвая сказал:

Я понимаю, О мудрый, что в Боге нет ни мира, ни чувства эго. Но как получается, что мир и чувство эго кажутся существующими?

Кумба ответил:

Воистину, это безграничность, безначальная и бесконечная, существует как чистое воспринимающее сознание. Только это является огромной вселенной, которая как бы его тело. Нет другой субстанции, называемой интеллектом, как нет ни внешнего, ни пустоты. Сущность существования есть чистое ощущение, которое есть суть сознания . Как текучесть существует только без отрыва от жидкости, так сознание и несознание существуют только без отрыва друг от друга. Для такого существования нет рационального обоснования, потому что оно есть такое, какое есть.

Поэтому нет ни противоречия, ни разделения в само-очевидном сознании .

Если бесконечное сознание было бы причиной чего-то еще, как его можно было бы считать неописуемым и несравненным? Поэтому Брахман не является ни источником и ни причиной. Что можно тогда считать следствием? Поэтому было бы неверно связывать это творение с Брахманом или связывать инертное с бесконечным сознанием. Если здесь возникает мир или чувство эго, то они оба – пустые слова для забавы.

Сознание невозможно разрушить. Но даже если вообразить такое разрушение, то сознание, воображающее себе это, – свободно от разрушения и от создания. Если такое разрушение можно вообразить – это несомненно один из фокусов сознания. Поэтому существует только сознание, не одно и не множество! Достаточно уже этих дискуссий.

Т.к. нет материального существования, то нет и думания. Нет ни мира, ни чувства эго . Будь постоянно спокоен и умиротворен, свободен от умственных ограничений, будь ты в теле или вне тела. Когда понимается реальность Брахмана, не остается места для тревог и страданий.

Сикидвая сказал:

Святой, молю тебя, объясни мне все так, чтобы у меня не осталось сомнений в том, что разума нет.

Кумба сказал:

О король, воистину нет и никогда не было ничего, называемого разумом. То, что светит здесь и известно как разум, есть бесконечное сознание. Непонимание его истинной природы приводит к возникновению понятия разума, и мира и всего остального. Если даже это – незначительные понятия, то могут ли называться реальными «я» и «ты»? Нет никакого мира, а то, что кажется существующим – не создано. Все это воистину Брахман. Как это может быть познаваемо и кем?



Даже в самом начале этого цикла творения этот мир не был создан. Он был описан мною как создание, чтобы ты понял. В полном отсутствии любых причинных факторов, все это не могло вообще быть создано. Потому и все, что есть – это Брахман и ничего более . Это даже не логично – утверждать, что безымянный и бесформенный Бог создал этот мир! Это неверно. Когда создание этого мира видится как насквозь неверная идея, тогда и разум, в котором возникают понятия о создании, тоже нереален.

Разум есть клубок понятий, которые ограничивают истину. Такое ограничение подразумевает потенциальную делимость истины. Но бесконечное сознание неделимо, в нем нет делений. Может ли тогда разум, который разделяет, быть реальным? Все, что кажется существующим здесь, ощущается в Брахмане, Брахманом и такое ощущение из вежливости называют разумом! Только бесконечное сознание расстелено тут в виде этого мира. Почему мы тогда называем его миром? В пространстве бесконечного сознания каждое мелкое проявление есть только отражение сознания в самом себе – и потому здесь нет ни разума, ни мира . Только по глупости все это видится как «мир». Потому разум нереален.

Таким образом отвергается существование творения, но не того, что существует реально. Реальность такова, что то, что кажется этим миром, на самом деле безначально и никогда не было создано . Тот, кто отвергает заключения мудрых древних текстов и собственные ощущения о появлении и исчезновении субстанций, - дурак и от такого надо держаться подальше. Трансцендентальная реальность вечна, мир не является нереальным (только ограничивающий принцип, разум, нереален). Поэтому все есть неделимое, безграничное, безымянное и бесформенное бесконечное сознание. Это отражение Брахмана в самом себе, который является бесконечными формами, проявляющимися как вселенные со своими циклами появления и разрушения. Это и есть сам Брахман, который знает сам себя на мгновение как вселенную и потому кажется таковым. Никакого разума нет.

Сикидвая сказал:

Мое непонимание кончилось. Благодаря тебе, я стал мудрым. Я свободен от всех сомнений. Я знаю то, что достойно знания. Океан иллюзии остался позади. Я спокоен, как чистое знание, без понятий «я».

Кумба сказал:

Если нет этого мира, есть ли «я» и «ты»? Поэтому, оставаясь спокойным внутри, занимайся спонтанными действиями, как того потребует момент. Все это есть Брахман, который есть мир, «я» и «мир» - слова без смысла. Когда бессмысленность таких выражений понятна, то, что ранее виделось миром, понимается как Брахман.

Создатель Брахма – всего лишь идея или понятие. Также, как и «я». От правильного или неправильного понимания идей зависит свобода и несвобода! Понятие «это я» приводит к оковам, зависимости и саморазрушению. Понимание «это не я» приводит к свободе и очищению. Свобода и рабство – тоже всего лишь понятия. То, что воспринимает эти понятия, - и есть бесконечное сознание, которое единственно реально. Понятие (чувство) «это я» - источник всех страданий и волнений. Отсутствие таких чувств – это совершенство. Пойми, что «я не являюсь моим чувством эго» и будь осознанным.

Когда возникает такое осознание, пропадают все понятия. Остается совершенство. В чистом осознании, совершенстве или Боге нет ни причинности, ни следствий в виде творений или объектов. В отсутствии объектов, нет восприятия и нет последующего чувства эго . Когда нет чувства собственной важности, есть ли рождение и смерть и вся эта самсара? Когда нет самсары (кажущегося мира), остается только чистое существование . В нем вселенная существует как статуя в необработанном куске мрамора. Тот, кто так видит вселенную, без вторжения разума и потому без понятия вселенной, только тот видит истину. Такое видение называется нирваной.

Если слово «волна» лишается своего смысла, остается только океан, и так же существует только Брахман, когда слово «создание» теряет свой смысл. Это создание есть Брахман, только Брахман воспринимает это творение . Когда теряется смысл слова «творение», истинное значение «творения» видится как бесконечный Брахман. Когда исследуется смысл слова «Брахман», понимается ВСЕ. Когда ты так исследуешь слово «творение», понимается Брахман. Это есть сознание, которое является основой и субстратом всех таких понятий, их восприятие обозначается словом «Брахман». Когда эта истина четко понимается и когда двойственность знания и известного (объекта знания) отбрасывается, то, что остается – есть высшее спокойствие, неописуемое и невообразимое.

Сикидвая сказал:

Если высшее существо реально и мир реален, тогда я предполагаю, что высшее существо есть причина, а мир является следствием!

Кумба ответил:

Это только если есть причина, можно подразумевать и следствие. Но если нет причины, может ли от нее возникнуть следствие? Между Брахманом и вселенной нет причинно-следственной связи – все, что есть здесь, - является Брахманом . Если нет даже семени, как может что-нибудь родиться? Брахман безымянен и бесформен, и определенно в нем нет причинности. Поэтому Брахман является не-деятелем, в котором причинность не существует. Поэтому нет никакого следствия, называемого миром.

Ты есть только Брахман и только Брахман существует. Когда этот Брахман воспринимается без мудрости, он ощущается как эта вселенная. Эта вселенная тогда является как бы телом Брахмана. Когда это бесконечное сознание считает себя не тем, чем оно является на самом деле, это называется саморазрушением или опытом восприятия. Это само-разрушение есть разум. Его сущность есть само разрушение самоосознания. Даже если это саморазрушение длится всего лишь миг, оно известно как разум, который длится целый цикл создания и разрушения мира.

Такое понятийное существование прекращается только с восходом верного понимания и прекращения всех понятий. Потому что понятийное существование нереально, оно прекращается само по себе, когда понимается истина. Когда мир существует только как слово, а не как реальная независимая субстанция, можно ли его принять за реальное существование? Это независимое существование подобно воде в мираже. Может ли эта вода быть реальной? Состояние непонимания, в котором нереальность кажется реальной, называется разумом. Непонимание истины есть глупость или разум, верное понимание есть само-осознание или самореализация. Как понимание, что «это не вода» приводит к пониманию миража как миража, понимание, что «это не чистое сознание, а подвижное сознание, называемое разумом» приводит к его разрушению.

Когда понимается несуществование разума, видится, что не существуют и чувство эго и т.д.. Только одно существует – бесконечное сознание. Все понятия прекращаются. Фальшь того, что появилось как разум, прекращается, когда прекращаются понятия. Я не есть, нет другого, ни ты и ни они не существуем, нет ни разума, ни чувств. Есть одно – чистое сознание. Во всех трех мирах ничто никогда не рождалось и не умирало. Существует только бесконечное сознание. Нет ни единства, ни многообразия, ни искаженного восприятия, ни непонимания. Ничего не пропадает и ничего не появляется. Все, даже энергия, проявляющаяся как желание или нежелание, есть твое собственное Я.

Кумба (Кудала) сказал:

Я надеюсь, что ты был внутренне духовно пробужден, и что ты знаешь теперь то, что достойно познания и увидел то, что стоило увидеть.

Сикидвая ответил:

Воистину, благодаря тебе я увидел высшее состояние. Как получилось, что я этого до сих пор не понимал?

Кумба сказал:

Только когда разум совершенно успокоен, когда ты полностью оставил все желания удовольствий и когда чувства лишены способности приукрашать и прикрывать реальность, только тогда слова учителя правильно понимаются . Твои предыдущие усилия не пропали зря, потому что они принесли результат сегодня и нечистота отпала. Когда человек освобождается от психологических обусловленностей и грязь отмыта или очищена, слова учителя проникают прямо в сердце ученика, как стрела входит в стебель лотоса. Ты достиг этого состояния чистоты и потому просветлился от моих слов и твое непонимание пропало.

В нашей компании твои кармы (действия и остаточные последствия) были уничтожены. До этого полудня ты был полон неверных понятий «я» и «мое», - по глупости. Теперь, в свете моих слов, разум оставил твое сердце, ты был полностью пробужден, ведь непонимание длится, только пока разум действует в твоем сердце. Теперь ты просветлен и освобожден. Находись постоянно в бесконечном сознании, свободном от страданий, от желаний и от всех привязанностей.

Сикидвая сказал:

А у просветленных людей разум остается или нет? Как он живет и действует в этом мире без разума?

Кумба ответил:

Воистину, у просветленных не остается разума. Что такое разум? Плотные психологические ограничения, приводящие к перерождению, известны как разум – и это отсутствует у просветленных. Просветленные мудрецы живут с помощью разума, свободного от ограничений и неспособного привести к перерождению. Это не разум вообще, а чистый свет. Просветленные живут и действуют в этом состоянии, а не в разуме. Непонимание и инертный разум – это разум, а просветленный разум называется сатва. Глупцы живут в своем разуме, а просветленные живут в сатве.

Кумба продолжил:

Ты достиг состояния сатвы или просветленного разума из-за своего отказа от всего. Обусловленный разум был полностью отброшен, я в этом уверен. Твой разум стал похож на чистое бесконечное пространство. Ты достиг состояния полного равновесия, что есть состояние совершенства. Это и есть полный отказ от всего безо всякого остатка.

Какого счастья можно достигнуть, умерщвляя плоть? Высшее и бесконечное счастье достигается только в полном равновесии. Какое счастье можно получить на небесах? Тот, кто не достиг само-осознания, пытается ухватить немного удовольствия благодаря выполнению каких-то ритуалов. Тот, у кого нет золота, ценит медь!

О мудрый, ты мог бы очень просто стать мудрым с помощью Кудалы. Почему ты выбрал эти бесполезные и бессмысленные жестокие ритуалы? У них есть начало и конец, а в середине есть кажущееся счастье. Однако твои ритуалы в некотором смысле пригодились для этого духовного пробуждения. Теперь всегда будь тверд в истине.

В этом бесконечном сознании возникают все эти реальности и даже нереальные понятия, и в то же бесконечное сознание они уходят. Даже идеи «это надо сделать» и «этого делать не надо» - капельки этого сознания. Оставь и их и будь не обусловленным. Все эти методы типа ритуалов – непрямые. Почему бы не пойти прямым путем само-осознания?

То, что было описано тут как сатва, должно быть оставлено самой сатвой – т.е. полной свободой от нее или непривязанностью к ней. Все страдания в этих трех мирах, О король, возникают только от умственных желаний. Если ты находишься в состоянии равновесия, в котором и движение и неподвижность мыслей не отличаются друг от друга, ты попадешь в вечное.

Есть только единое бесконечное сознание. Тот Брахман, который есть чистое сознание, сам известен как сатва. Глупец видит это как мир. Движение, как и неподвижность, в этом бесконечном сознании – только понятия в голове наблюдающего: тотальность бесконечного сознания есть сумма всего этого, но лишенная таких понятий. Его реальность вне слов!

Вашишта продолжил:

Сказав это, Кумба пропал из глаз как раз тогда, когда король собирался преподнести ему цветы в знак уважения. Раздумывая над словами Кумбы, Сикидвая погрузился в глубокую медитацию, полностью свободный от желаний и стремлений.

Вашишта продолжил:

Пока Сикидвая сидел в глубокой медитации, полностью освободившись от малейших умственных модификаций или движений в сознании, Кудала оставила свой маскарад, возвратилась во дворец и в своей собственной женской форме продолжала заправлять делами королевства. Она вернулась к месту, где сидел Сикидвая, через три дня и была чрезвычайно довольна, обнаружив, что он до сих пор сидит в медитации. Она подумала: «Я должна заставить его вернуться к осознанию мира, разве он должен сейчас оставить тело? Пусть он опять будет править государством на некоторое время и потом мы оба одновременно оставим тела. Несомненно, то, что я ему сказала, не будет потеряно. Я должна разбудить его путем практикования йоги».

Она зарычала как лев, а потом еще и еще. Он не открывал глаз. Она толкнула его тело, но он оставался погруженным в высшее Я. Она подумала: «Увы, он полностью погружен в себя. Как его вернуть опять к осознаванию тела? С другой стороны, зачем мне все это делать? Пусть он достигает состояния без тела, и я тоже тогда должна оставить свое тело сейчас!»

Пока она готовилась покинуть свое тело, она снова подумала: «Пока я еще не оставила это тело, дай-ка я посмотрю, нет ли где семени скрытых тенденций в его теле? Если есть, его можно разбудить и потом мы оба будем жить, как свободные существа. Если нет, и если он достиг окончательного освобождения, я тоже оставлю это тело». Она осмотрела тело и нашла, что источник индивидуальности все еще присутствовал в нем.

Рама спросил:

О мудрый, когда тело мудреца лежит как бревно, как можно узнать, осталась ли в его теле искра очищенного разума?

Вашишта сказал:

В его сердце, невидимый и тонкий, остался след сатвы, которая является причиной, по которой осознание тела оживает. Это похоже на то, как и цветок, и плод уже потенциально присутствуют в семени. У мудреца, чей ум совершенно свободен от движения мысли, сознание совершенно твердо и стабильно как гора, - его тело находится в состоянии превосходного равновесия и не показывает признаков боли или наслаждения, оно не живет и не умирает, а остается в лучшей гармонии с природой. Тело, как и разум, претерпевает изменения только до тех пор, пока существуют понятия двойственности и единого. Движение мысли проявляется как этот мир. Из-за этого разум ощущает удовольствия, злость и непонимание, которые остаются неуязвимыми. Но когда разум полностью успокоен, такие затруднения в нем не возникают. Такой человек подобен чистому пространству.

Вашишта продолжил:

Когда сатва находится в состоянии полного равновесия, не ощущается никаких физических или психологических проблем. Невозможно оставить сатву, она достигает конца с течением времени. Если в теле нет ни разума, ни даже сатвы, тогда тело растворяется на составляющие его элементы, как снег тает на солнце. Тело Сикидваи было свободно от разума (движения мыслей), но в нем оставалось немного сатвы. Поэтому оно не превратилось в элементы. Заметив это, Кудала решила: «Я войду в чистый вездесущий интеллект и попробую пробудить в нем осознание тела. Если я этого не сделаю, он, конечно, сам проснется через некоторое время, но что же мне - одной быть все это время?»

Кудала оставила свое тело и вошла в чистый разум (сатву) Сикидваи. Она взволновала этот чистый разум и быстро снова вошла в свое тело, которое она мгновенно превратила в тело молодого аскета Кумбы. Кумба начал тихонько напевать гимны из Сама Веды. Слушая их, король начал осознавать тело. Он снова увидел перед собой Кумбу и был счастлив. Он сказал Кумбе: «О счастье, мы снова возникли в твоем сознании, О боже! И ты снова пришел сюда, просто чтобы излить на меня фонтан благословения!»

Кумба сказал:

С того времени, как я покинул тебя, мое сердце было здесь с тобой. Нет никакого желания идти на небеса, хочется побыть рядом с тобой. У меня нет ни родственников, ни друзей, ни ученика кроме тебя в этом мире.

Сикидвая ответил:

Я необычайно благословен что ты, хоть и просветленный и не имеющий привязанностей, хочешь быть со мной. Молю тебя, будь со мной в этом лесу!

Кумба спросил:

Скажи мне – ты некоторое время был в высшем состоянии? Оставил ли ты понятия «это отличается» или «это несчастье» и другие такие? Прекратились ли стремления к удовольствиям?

Сикидвая ответил:

Благодаря тебе, я достиг другого берега этой самсары, кажущегося мира. Я достиг того, чего следовало достичь. Нет ничего, кроме высшего Я – ни уже известного, ни неизвестного, ни достижения, ни того, от чего следует отказаться, ни одного, ни другого, ни даже чистого разума. Как безграничное пространство, я остаюсь в безусловном состоянии.

Вашишта продолжил:

Проведя час в этом месте, король и Кумба пошли в лес, где они бродили восемь дней. Кумба предложил пойти в другой лес, и король согласился. Они соблюдали нормальные правила жизни и выполняли подходящие религиозные ритуалы для удовольствия богов и предков. Неверные понятия типа «это наш дом» или «это не то» не возникали в их сердцах. Иногда на них были роскошные одежды, иногда – лохмотья. Иногда на них была душистое сандаловое масло, иногда – пепел. Через несколько дней король сиял тем же внутренним светом, как Кумба.

Увидев это сияние, Кумба (Кудала) начал думать: «Это мой муж, благородный и сильный. Лес прекрасен. Мы находимся в состоянии, не знающем усталости. Почему тогда в сердце не возникает желания к удовольствиям? Освобожденные мудрецы принимают с удовольствием все то, что приходит к ним само по себе. Если же мудрый пойман в сети конформизма и придерживается ограничений, это приводит опять к глупости. Та, чьи чувства не возбуждаются в присутствии собственного мужа в саду цветов, - не лучше неживого бревна! Что знающий истину или само-осознанный мудрец приобретает, оставляя то, что достигнуто без усилий? Я должна так сделать, чтобы мой муж мог насладиться со мной телесной любовью». Решив так, Кумба сказал Сикидвае: «Сегодня благодатный день, и мне надо отправиться на небеса, чтобы повидать своего отца. Попрощайся со мной до вечера».

Два друга обменялись цветами. Кумба ушел. Скоро Кудала оставила свой костюм, вернулась во дворец и немного поуправляла страной. Она вернулась к Сикидвае опять в виде Кумбы. Заметив изменение в выражении ее лица, король спросил: «О сын богов, почему ты выглядишь несчастным? Святые не позволяют никаким внешним воздействиям влиять на свое равновесие».

Кумба сказал:

Кто, оставаясь в равновесии, не разрешают своим органам действовать натурально, пока тело живо, - упрямые и недалекие люди. Пока есть семя, есть и масло, и пока живо тело, есть разные настроения. Тот, кто восстает против разных состояний, в которые тело приходит естественно, - машет мечом, рубя воздух. Равновесие йоги – для ума, а не для органов действия и их состояний. Пока есть тело, надо разрешить органам действия выполнять их соответствующие функции, а интеллект и чувства должны оставаться в состоянии спокойствия. Таков закон природы, которому подчиняются даже боги.

Кумба продолжил:

Теперь, О король, послушай, какое несчастье приключилось со мной.

Когда рассказываешь другу о несчастье, оно уменьшается, как тяжелая темная туча становится светлой после дождя. Разум тоже становится чистым и мирным, когда друг слушает о твоей судьбе.

Покинув тебя, я отправился на небеса исполнить свои обязанности. По приближении вечера, я покинул небеса, чтобы вернуться к тебе. По пути в пространстве я встретил мудреца Дурвасу, торопливо летящего, чтобы успеть к вечерним молениям. Он был одет в темные облака и украшен молнией. Он был похож на женщину, торопящуюся на встречу с любовником. Я поприветствовал и в шутку сказал ему об этом. Рассердившись на мою дерзость, он проклял меня: «За эту наглость, ты будешь становиться женщиной каждую ночь». Я расстроен от мысли о том, что каждую ночь я должен становиться женщиной. Воистину это трагедия, что божьи дети страдают от последствий оскорбления мудрых. Но почему я должен печалиться, ведь это не затрагивает самое Я.

Сикидвая сказал:

Бесполезно печалиться, сын богов. Пусть будет, что будет, и собственное Я не затрагивается судьбой тела. Перепадающие нам радости и страдания волнуют только тело, а не того, кто в нем обитает . Если даже ты подвержен грусти, что говорить о тех, кто не понимает! Возможно, рассказывая об этом, ты просто используешь подходящие слова и выражения!

Вашишта продолжил:

Так они утешали друг друга, потому что были неразлучными друзьями. Солнце зашло и по земле расползлась темнота ночи. Они выполнили вечерние ритуалы. Скоро тело Кумбы стало понемногу изменяться. Борясь со слезами, прерывающимся голосом он сказал Сикидвае: «Увы мне, я чувствую, как мое тело растворяется и уходит в землю. У меня вырастает грудь. Кости разрастаются, приобретая форму, подобающую женщине. Смотри, платье и украшения вырастают прямо из этого тела. О что мне делать, где спрятаться, ведь я на самом деле стал женщиной!»

Сикидвая ответил: «О мудрый, ты знаешь то, что стоит узнать. Не печалься о неотвратимом. Судьба затрагивает только тело, а не то, что в нем воплощено». Кумба тоже согласился: «Ты прав. Мне больше не грустно. Может ли кто противиться мировому порядку или природе?»

Так разговаривая, они легли в постель. Так Кудала жила со своим мужем, как молодой аскет днем и как женщина ночью.

Вашишта продолжил:

Через несколько дней, Кумба (Кудала) сказал Сикидвае: «О король, выслушай мое признание. Уже некоторое время я становлюсь по ночам женщиной. Я желаю исполнить ночью роль женщины. Я чувствую, что я должен жить, как жена мудрого мужа. Во всех трех мирах нет у меня никого ближе, чем ты. Поэтому я хочу выйти за тебя замуж и наслаждаться супружескими наслаждениями с тобой. Это естественно, приятно и возможно. Разве это плохо? Мы отказались от желаний и ничего не отвергаем и смотрим на все одинаково. Поэтому, давай делать то, что естественно, без желания и отрицания».

Сикидвая ответил: «О мой друг, я в этом не вижу ничего хорошего и ничего плохого. Поэтому, О мудрый, делай так, как хочешь. Мой разум находится в полном равновесии и во всем я вижу только бесконечное сознание. Потому делай, как пожелаешь».

Кумба ответил: «Если ты так чувствуешь, О король, то сегодня самый подходящий день. Небесные светила будут свидетелями на нашей свадьбе».

Они собрали все необходимое для ритуала. Они омыли друг друга святой водой, помолились предкам и богам.

К этому времени наступила ночь. Кумба превратился в красивую женщину. «Он» сказал королю: «Дорогой друг, теперь я женщина. Меня зовут Маданика. Я приветствую тебя, и я – твоя жена». Сикидвая украсил Маданику гирляндами, цветами и драгоценными камнями. Наслаждаясь ее красотой, король сказал: «О Маданика, ты светла как богиня Лакшми. Да будем мы жить вместе, как солнце и тень, Лакшми и Нараяна, Шива и Парвати. Да будет благословенен наш союз».

Они разожгли святой огонь и выполнили ритуалы, в строгом соответствии с указаниями святых текстов. Алтарь был украшен цветами и разноцветными драгоценными и полудрагоценными камнями. Его четыре угла были украшены кокосами, а также там были горшочки с водой святого Ганга. В центре был святой огонь. Они обошли вокруг этого огня и принесли необходимые подношения ему с соответствующими святыми гимнами. Делая так, король время от времени держал Маданику за руку, показывая свою любовь к ней и радость от события. Они обошли святой огонь три раза, потом удалились в брачную обитель (заранее приготовленную пещеру). Луна светила прохладным светом, брачная постель была покрыта душистыми цветами. Они взошли на ложе и хм... завершили бракосочетание.

Вашишта продолжил:

Когда взошло солнце, Маданика стала Кумбой. Так они и жили – друзья днем и супруги ночью. Однажды, когда Сикидвая спал, Кумба (Кудала) отлучилась во дворец, немного там позанималась своими делами и возвратилась в кровать.

Месяц они жили в пещерах гор Махендра. Потом они бродили по разным лесам и горам. Некоторое время они жили в божественном саду в лесу Парижата на южных склонах горы Майнака.

Через несколько месяцев такой жизни, Кудала подумала: «Я должна испытать возмужалость короля, предложив ему радости и удовольствия рая. Если его это не взволнует, значит, он никогда больше не будет стремиться к удовольствиям».

Так решив, Кудала создала своей магией иллюзию, в которой Сикидвая увидел главного из богов, Индру, в небесном сопровождении. Сохраняя спокойствие при их внезапном появлении, король поприветствовал их должным образом. Потом он спросил Индру: «Молю тебя, скажи мне, что я сделал, чтобы заслужить твой визит ко мне?»

Индра ответил: «О мудрый, мы пришли сюда, привлеченные твоим присутствием. Мы слышали в раю хвалу твоей славе. Пошли скорее в рай – услышав о твоей славе, все небожители сгорают от нетерпения увидеть тебя. Молю тебя, прими эти небесные амулеты, которые дадут тебе возможность путешествовать в пространстве, как делают святые. Несомненно, О мудрый, просветленные существа не отказываются от счастья, которое приходит без усилий. Да очистят небеса твой визит». Сикидвая сказал: «Я знаю, как хорошо в раю, О Индра! Но для меня рай повсюду, а также нигде. Я счастлив там, где я есть, потому что я ничего не желаю. Я не могу попасть в тот рай, который ты описываешь и который ограничен определенным местом! Поэтому я не могу выполнить твою команду». «Но», - сказал Индра, - «мне кажется, это нормально, если просветленные мудрецы желают испытать удовольствия, заслуженные ими». Сикидвая молчал. Индра собрался уходить. Сикидвая сказал: «Я не пойду сейчас с тобой, потому что сейчас еще не время».

Благословя короля и Кумбу, Индра со своим сопровождением пропал.

Вашишта продолжил:

Убрав свою иллюзию, Кудала сказала про себя: «Отлично, короля не привлечешь обещаниями удовольствий. Даже когда Индра пришел и пригласил его на небеса, король остался спокойным и чистым как пространство. Теперь я задам ему другой тест и посмотрю, можно ли его поколебать двойными силами – привлекательности и отталкивания».

В ту же ночь Кудала создала своей магией прекрасный сад и чудесную кровать в нем. Она также создала прекрасного юношу, гораздо красивее и привлекательнее Сикидваи. Казалось, что она сама сидит на кровати в объятиях своего любовника.

Сикидвая закончил свои вечерние медитации и начал искать свою жену Маданику. Через некоторое время он обнаружил место, где пряталась сладкая парочка. Он увидел их полностью увлеченными любовными утехами. Ее волосы рассыпались и она держала в своих руках его лицо. Их губы слились в страстном поцелуе. Совершенно очевидно они выражали огромную любовь и влечение друг к другу. Каждым движением они выражали свою любовь. На их лицах светилось отражение наслаждения их сердец. Они ничего не видели вокруг.

Сикидвая увидел все это, но остался спокоен. Он не пожелал помешать им и повернулся, чтобы уйти. Но его заметили. Он сказал им: «Пожалуйста, не прерывайте своего удовольствия».

Через некоторое время Маданика вышла из сада и встретила Сикидваю. Ей было ужасно стыдно. Но король сказал: «Дорогая, что же ты так быстро ушла? Все существа живут, чтобы наслаждаться счастьем. Трудно найти в этом мире такую гармоничную пару. Меня это никак не взволновало, потому что я хорошо знаю, чего хотят люди в этом мире. Кумба и я – замечательные друзья, а Маданика – результат проклятия Дурвасы!»

Маданика взмолилась: «Такова природа женщин! Они непостоянны. Они в восемь раз чувственнее мужчин. Они слабы и не могут устоять пред похотью в присутствии того, кого желают. Пожалуйста, прости меня и не сердись». Сикидвая ответил: «Я совсем на тебя не сержусь, дорогая. Но будет правильно, если я теперь к тебе буду относиться как к хорошему другу, а не как к жене». Кудале понравились слова короля, которые окончательно доказали, что он выше похоти и злости. Она тут же отбросила свою форму Маданики и предстала в своей изначальной форме как Кудала.

Сикидвая сказал:

Кто ты, прекрасная леди, и как ты здесь оказалась? Сколько времени ты уже здесь? Ты выглядишь почти как моя жена!

Кудала ответила:

Воистину, я и есть Кудала. Я сама приняла форму Кумбы и других с целью пробудить твой дух. Я также сама приняла форму этого небольшого иллюзорного мира со всем этим садом и т.д., который ты только что видел. С того самого дня, когда ты бездумно покинул свое королевство и пришел сюда для выполнения ритуалов, я старалась пробудить твой дух. Это я, приняв форму Кумбы, учила тебя. Формы, которые ты воспринимал, Кумбы и других, – нереальны. И теперь ты полностью пробужден и знаешь все, что стоило узнать.

Вашишта продолжил:

Сикидвая вошел в глубокую медитацию и увидел все, что случилось с того момента, как он покинул дворец. Он обрадовался и его любовь к жене увеличилась многократно. Возвратясь в это сознание, он обнял Кудалу с такой любовью, что трудно описать. С сердцами, переполненными любовью, они оставались некоторое время в особом состоянии.

Сикидвая потом сказал Кудале:

О, любовь дорогой жены слаще нектара! Какие неудобства и боль ты испытала ради меня! Метод, которым ты вытащила меня из этого ужасного океана непонимания, невозможно ни с чем сравнить. Я слышал легенды об исключительных женщинах и образцовых женах, но все это ничто по сравнению с тобой. Ты превосходишь их во всем. Ты боролась за мое просветление. Как мне отблагодарить тебя? Любящая жена может достигнуть большего, чем святые тексты, учителя и мантры – из-за своей любви к мужу. Жена для мужа – все, - друг, брат, доброжелатель, слуга, учитель, компаньон, богатство, счастье, святое писание, раб. Такой жене надо постоянно молиться.

Дорогая Кудала, ты лучшая из всех женщин в этом мире. Иди сюда, снова обними меня.

Вашишта сказал:

Сказав это, Сикидвая снова любяще обнял Кудалу.

Кудала сказала:

Когда я увидела, что ты поглощен выполнением бесполезных ритуалов, мое сердце заболело. Я облегчила эту боль, придя сюда и стараясь пробудить тебя. Это воистину было для моего собственного удовольствия и наслаждения. Я не заслужила похвал за это!

Сикидвая ответил:

Пусть тогда всегда все жены исполняют свои эгоистичные желания и пробуждают дух мужей, как это сделала ты!

Кудала сказала:

Я не вижу у тебя тех мелких желаний, мыслей и чувств, которые мучали тебя несколько лет назад. Молю тебя, расскажи мне, что ты есть сейчас, в каком ты состоянии и что ты видишь.

Сикидвая ответил:

Дорогая, я в том состоянии, к которому ты меня пробудила. У меня нет привязанностей. Я подобен бесконечному неделимому пространству. Я есть спокойствие. Я достиг состояния, в которое трудно попасть даже богам Шиве и Вишну. Я свободен от сомнений и непонимания, и не испытываю ни страданий, ни восторга. Я не могу сказать «это есть» или «то есть». Я свободен от ограничений и наслаждаюсь состоянием внутреннего блаженства. Я есть то, что я есть – это трудно выразить словами! Ты мой учитель, дорогая, и я приветствую и поклоняюсь тебе. Благодаря тебе, любимая, я пересек океан самсары. Больше я не провалюсь в непонимание.

Кудала спросила:

В этом случае, что ты хочешь делать сейчас?

Сикидвая ответил:

Я не знаю запретов или разрешений. Чтобы ты не делала, я считаю верным. Делай то, что считаешь нужным, и я последую за тобой.

Кудала сказала:

Боже, мы оба теперь просветленные. Для нас и желание и его противоположность – одно и то же. Нам не нужны дыхательные упражнения и другие практики. Мы есть то, чем мы были в начале, в середине и в конце, и мы отбрасываем все остальное. Мы были королем и королевой в начале, середине и в конце. То, что надо оставить, - это заблуждение! Поэтому, давай вернемся в королевство и дадим ему мудрого правителя.

Сикидвая спросил:

Почему бы тогда не принять приглашение в рай Индры?

Кудала ответила:

О король, я не желаю ни удовольствий, ни богатства королевства. Я остаюсь в том состоянии, которое мне было дано естественным путем. Когда мысли «это удовольствие» противостоит мысль «это не удовольствие», они оба пропадают. Я остаюсь в этом спокойствии, которое вне и того и другого.

Двое просветленных провели ночь в брачных наслаждениях.

Вашишта продолжил:

На восходе они поднялись и исполнили свои утренние обязанности. Кудала материализовала своей мыслью золотой сосуд со святыми водами семи океанов. Этими водами она омыла короля и возвела его в императоры.

В свою очередь, король снова возвел на престол свою жену Кудалу. Он предложил, чтобы она создала силой мысли армию, и она ее создала.

Следуя за королевской парой на прекрасном слоне, вся армия маршировала по направлению к королевству. По пути Сикидвая показывал Кудале разные места, где он был аскетом. Скоро они достигли пригорода своей столицы, где их приветствовали жители.