Несвиж. Фарный костёл Божьего Тела

В подземелье Несвижского замка откроется экспозиция, посвященная погребальной культуре рода Радзивиллов. Об этом корреспонденту МЛЫН.BY рассказал директор Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Сергей Климов.

По словам собеседника, на протяжении двух лет белорусские и литовские специалисты проводили исследовательские работы в крипте под костелом Тела Господня (Фарным) в Несвиже, в которой захоронена семья Радзивиллов. За это время они раскопали более 90 предметов, принадлежавших знаменитому роду.

Радзивилловская крипта

Несвижская крипта — уникальный для Восточной Европы мавзолей представителей одной семьи. Первое известное захоронение здесь состоялось 9 апреля 1616 года, это был Николай Христофор Радзивилл Сиротка (1549–1616), основатель замка и костела. Последнее произошло 8 июня 2000 года. Тогда в специальной нише замуровали урну с прахом Антония Николая Радзивилла (1935–1999), который умер в Лондоне, но завещал похоронить себя на родине предков.

Сегодня в усыпальнице насчитывается 70 саркофагов (один из них ритуальный), две канопы (сосуды с забальзамированными внутренними органами) и одна урна с прахом, замурованная в стене усыпальницы.

За весь ХХ век трижды предпринимались попытки изучения крипты и инвентаризации. В 1905 году, по инициативе Радзивиллов, группа медиков и духовенства обследовала находящиеся здесь саркофаги, заменив пришедшие в негодность новыми. После чего они были оплетены стальной проволокой и опломбированы свинцовыми пломбами с изображением радзивилловского орла и датой «1905». В 1953 году в усыпальнице работала группа советских специалистов-медиков.

— Их цели и задачи до сих пор во многом неясны. По одной из версий, ученые исследовали технологию бальзамирования тел умерших, которую можно было бы применить при захоронении советских вождей (как раз в марте 1953 года умер Иосиф Сталин). Комиссия работала в большой спешке, в результате чего усыпальнице нанесли значительный вред: с многих саркофагов сорвали пломбы, перепутали таблички с именами умерших, поменяли порядок расстановки саркофагов, — рассказал директор Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Сергей Климов.

В 1999 году белорусские и литовские специалисты провели инвентаризацию и идентифицировали 33 захоронения, остальные атрибутируются как «захоронения неизвестных».

Исследования ХХI века

В 2016 году состоялось несколько визитов литовских специалистов в Несвиж. Они установили, что нынешнее расположение саркофагов не совпадает с надписями на мемориальных таблицах. Перепутаны захоронения мужчин и женщин. В частности, в саркофаге №2, который до сих пор атрибутировался как захоронение Эльжбеты Евфимии Радзивилл (жены Радзивилла Сиротки) оказались не идентифицированные мужские останки. Также были проведены реставрационные работы. В частности - восстановлена печать Папы Римского Бенедикта XIV (1750 г.) на памятной плите у входа в крипту и гербовый картуш с саркофага Констанции Радзивилл-Чудовской (1796–1824).

В саркофаге №1 обнаружили уникальные памятники материальной культуры XVII в. - круглую шапочку и дублет (мужская верхняя одежда). Главной целью работ на раскопках, проведенных в июне 2017 года, стала идентификация отдельных захоронений, анализ их состояния (пол, возраст, патологии, сохранность останков), отбор проб для проведения анализа ДНК и изучение возможности сохранения и реставрации предметов, обнаруженных в саркофагах.

— После тщательного антропологического исследования останки, очищенные от скопившегося за много лет мусора, были соответствующим образом уложены в гробы в анатомическом порядке. После чего саркофаги закрыли, обтянули проволокой и поставили на свои места. Таким образом, специалисты, помимо исследовательской работы, еще благоустроили и упорядочили захоронения, — отмечает Сергей Климов.

Экспонаты будущей выставки

Во всех вскрытых гробах были обнаружены весьма ценные с точки зрения изучения истории вещи: одежда, награды, оружие, предметы религиозного культа. Все они были изучены реставраторами. Наиболее значимые решили извлечь из саркофагов и оставить на хранение в фондах музея-заповедника «Несвиж» для дальнейшей реставрации и экспонирования.

— Такая практика принята в зарубежных странах (в той же Литве), где в музейные фонды передаются предметы, найденные в захоронениях, семейных мавзолеях. Это позволяет сохранить артефакты и сделать их доступными для изучения специалистами. Для Беларуси, где было уничтожено немало историко-культурных ценностей, этот вопрос приобретает особую актуальность, — считает специалист.

К числу наиболее ценных предметов ученые относят знаки орденов Святого Губерта (захоронение «Скарульского») и Белого Орла (саркофаг Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки), вышитые металлизированной нитью на парадной одежде. Большой интерес также представляет сабля «карабела» (XVII–XVIII вв). Хорошо сохранилась костяная рукоять в форме головы орла с загнутым вниз набалдашником и прямой крестовиной. Сам клинок, к сожалению, распался на несколько фрагментов, сопоставив которые, можно сделать вывод об общей длине и ширине оружия. Обнаружены также фрагменты деревянных ножен, обтянутых черной кожей. Сабля принадлежала великому гетману Михаилу Казимиру Рыбоньке.

В ряде захоронений нашли шкаплеры (скопулярии) - сакраментарии для святых реликвий в виде двух фрагментов ткани, соединенных лентой таким образом, что один оказывался на груди, а второй на спине. В ткань зашивали иконки, медальоны либо святые реликвии.

Наиболее же значимой находкой считают фрагмент Слуцкого пояса из захоронения Пане Коханку. Это центральная часть шелкового пояса, на которой серебряной нитью выткан узор в виде поперечных полос с цветочным орнаментом и «золотыми» полями, края украшены изображениями цветов. Сам по себе фрагмент небольшой (29х45 см), но в Беларуси сохранилось всего полтора десятка поясов подобного типа и их фрагментов. Пояс непосредственно связан с одним из самых колоритных персонажей несвижской истории — Каролем Станиславом Радзивиллом по прозвищу Пане Коханку, об авантюрах которого сохранилось немало легенд и документальных свидетельств.

Изучение захоронений в 2016–2017 гг. проводилось в рамках совместного белорусско-литовского проекта «Исследования и концепция приспособления к посещению усыпальницы княжеского рода Радзивиллов в крипте Несвижского костела». Все обнаруженные предметы передали в фонды музея-заповедника «Несвиж» для дальнейшей реставрации. На данный момент отреставрированы сабля и фрагмент Слуцкого пояса. На очереди - элементы обуви.

Со временем артефакты из крипты выставят в отдельной экспозиции. Точную дату открытия Сергей Климович назвать не смог, но уверил, что первых посетителей примут в 2019-м. Выставка создается на средства, выделенные из бюджета Республики Беларусь, и гранты Европейского союза.

Евгений Олейник

Фото: Светлана Курейчик, Павел Шнип, niasvizh.by

7 4

Продолжу фоторассказ о нашей поездке по беларусским замкам. После , мы отправились в Несвижский, находящийся тут же, неподалеку.
Места тут красивые, шутка ли - весь городок Несвиж попал в список Юнеско как памятник архитектуры. Но главные его изюминки конечно все же старинная городская ратуша, Костел Божьего Тела в подвале которого находится усыпальница всего рода Радзивиллов (зрелище то еще надо признать) и конечно сам замковый комплекс.
Осенью тут наверно еще красивей, но и летом было весьма живописно:)

Но обо всем по порядку
Ратуша
Несвижская ратуша является древнейшей среди построек городского самоуправления, сохранившихся на территории Беларуси. Что-то типа наших зданий мэрии и правительства была ратуша в средние века.
В «магдебургский период» (конец ХVІ в. – 1836 г.) на первом этаже Несвижской ратуши находились торговые лавки, городская весовая, сторожевая, склад оружия для горожан на случай опасности, специальное помещение для хранения пожарных инструментов. Второй этаж отводился под учреждения магистрата. Здесь размещались зал рады, судебный зал, зал заседаний, архив, сокровищница, кабинеты войта и бурмистров, а также хранился городской архив с административными книгами и привилегиями, данными городу королями и Радзивиллами.

Во время Северной войны ратуша горела, её отстроили в 1752 г. Большой пожар 1836 г. нанёс непоправимый урон постройке, особенно пострадали помещения второго этажа. Башня уменьшилась с шести до четырёх ярусов. Именно с этого времени и до конца XIX в. ратуша находилась в запущенном состоянии. Ремонтные работы велись с разной степенью интенсивности почти до заката существования Российской империи. С конца XIX в. и до 1939 г. здесь находились городская Дума, уездный старостат, полицейская и городская управы. После II Мировой войны в ратуше разместился районный Дом культуры, позднее – Дом пионеров и школьников, детская библиотека.

Здесь у нас была экскурсия, но я каюсь не вслушивался в нее, пробежался по экспонатам сам

Традиционно пофоткав резные элементы декора

Или вот

Мебель модная

В древние века в Несвиже любили кутить по полной. Вот например древняя трубочка для питья коктейлей

Сантехники и ключники были в цене

Знаменитые спа-салоны Несвижа гремели на всю Европу.
На фото очередь на процедуру педикюра

Ажурные скамейки, аккуратные клумбы и даже мусорки - Беларусь в каждом населенном месте подтверждает статус одного из чистейших и экологичных государств

Указатели

Ратуша с другой стороны

Затем мы отправились в иезуитский костел Божьего Тела, в подвале которого находится крипта с саркофагами Радзивиллов

Собор действующий и внутри он поражает своей красотой. Древние мастера росписи нанесли орнамент так, что кажется все фигуры наверху объемны

Затем мы спустились в усыпальницу
Для рода Радзивиллов это семей­ная усыпальница, где почили представители рода начиная с 1616-го года и вплоть до наших дней. В свое время крипта Несвиж­ского костела стала третьей семей­ной усыпальницей в Европе (после усыпальницы Бурбонов во Фран­ции (аббатство Сен-Дени) и Габс­бургов в Австрии (Капуцинкирхе в Вене)). Разрешение на создание усыпальницы князь Миколай Криштоф Радзивилл «Сиротка» по­лучил лично у Папы Римского, по­скольку в то время считалось не­приемлемым, чтобы покойники оставались после смерти не зако­панными в землю, а на поверх­ности.
Первым кто в ней почил и стал сам Сиротка.
Создавая усыпальницу, Сиротка оставил два простых правила относительно крипты: во-первых, там должны были быть похоронены исключи­тельно Радзивиллы; во-вторых, хо­ронить надлежало в простом одея­нии и без богатств - чтобы через ве­ка ни у кого не возникало соблазна разграбить гробы.

С того времени в крипте нашло свое последнее пристанище боль­шинство представителей славного рода: сегодня в крипте стоит 72 гро­ба (один из которых, ритуальный, пуст). Урна с прахом 72-го Радзивилла - князя Антония, жившего в Лондоне, - была замурована в стену усыпальницы в 2000 году в соответ­ствии с его завещанием. Однако све­дения о количестве гробов в разное время фиксировались абсолютно разные: в 1905 году комиссия насчи­тала 78 саркофагов: в польской мо­нографии 1937 года говорится о 102 гробах; в советское время саркофа­гов было якобы 90; еще раньше на­зывалось 120. Что произошло с остальными, и были ли они вообще - точных сведений нет. Согласно од­ной из версий, часть саркофагов ис­чезла во время войны.

Следует сказать, что история нескольких гробов окутана легендами. Один из них называется «горбатым», поскольку его крышка не плоская, а треугольная. Согласно легенде, здесь почила юная Людвика Радзивилл. Ее отец, Богуслав Радзивилл, уже организовал бал, чтобы выдать дочь замуж за австрийского принца, однако она любила другого - конюшего, с которым договорилась бежать прямо с бала. Отец поймал конюшего и посадил в темницу, а Людвика, не зная этого, прибежала в условленное место прямо в бальном платье и легких туфельках. Не дождавшись любимого, она замерз­ла, скрючившись на пенечке - в таком виде княжну и похоронили. Впро­чем, когда саркофаг вскрыли, выяснилось, что там похоронена... 74-летняя княгиня Аделия Карницкая-Радзивилл. А «горбатость» саркофага получи­ла абсолютно реальное объяснение: внутри деревянного саркофага нахо­дился цинковый гроб, к крышке которого мастер прикрутил... вазу с желез­ным сияющим пламенем. По одной из версий, именно из-за этого тело умершей не сохранилось - прикручивая вазу к цинковому гробу, мастер нарушил герметичность захоронения, и мумия рассыпалась буквально на глазах. В одно из обновлений крипты для саркофага был изготовлен еще один гроб, деревянный. А чтобы покрыть вазу, и была сконструирована крышка такой оригинальной формы. (Всё это стало известно из статьи московских ученых в белорусском журнале «Неман» № 7/1971).

Другая легенда касается зага­дочного бочонка, находящегося подле одного из саркофагов. Леген­да повествует, что там были захоро­нены останки Радзивилла, которо­го задрал на охоте медведь. В дейст­вительности же история оказалась гораздо романтичней. На крышке гроба, возле которого стоит бочонок, можно прочесть: «Я не могу по­зволить, чтобы сердце, которое так меня любило, просто выбросили. Всем, кроме жизни, я обязан только тебе», а в бочонке в специальном растворе сохраняются внутренние органы княгини Радзивилл - тако­во было распоряжение мужа после ее смерти.

Возвращаясь к созданию Радзивилловской усыпальницы, сто­ит сказать о способе мумификации, применявшемся здесь в разные вре­мена. Это, как и многое другое, свя­занное с Радзивиллами, также оку­тано мифами и легендами. Со­гласно самой вероятной версии, ре­цепты мумификации Сиротка при­вез из Египта, из своего знакового двухлетнего путешествия. В знаме­нитой книге «Перегринация» князь Радзивилл довольно точно описывает внешний вид мумий, отмечая, что «различные зелья и масти так спекли тела, что те аж светятся, как смола затвердев... кос­ти тех тел целые и очень белые, ведь те масти ароматные и от счернения их защищают... намазанные три ты­сячи лет целые лежат». Покидая Каир, Радзивилл решает взять не­сколько мумий с собой и покупает у арабов два забальзамированных те­ла - мужчины и женщины. Но везти их целиком на корабле было нельзя - считалось, что мумия может при­нести судну гибель. Поэтому каж­дое тело разделили на трети и запа­ковали в отдельные ящики.

Уже когда мумии были на ко­рабле, и судно ждало попутного вет­ра, поднялся шторм. Матросы ста­ли паниковать: все погибнем! Не вы­держав психологической атаки, Си­ротка приказал выбросить все ящи­ки в море. В результате князь не до­вез до Несвижа сами мумии, но привез идею бальзамирования.

Этой идеей заинтересовались в 1953 году и коммунисты: когда умер Сталин, возник вопрос, как со­хранить тело вождя для потомков,- аналогично с трупом Ленина. Для этого в Несвиж направилась спе­циальная комиссия из Москвы, воз­главил которую профессор В. Ф. Черваков. Официальная версия приез­да комиссии была гениально закон­спирирована: якобы поступили жа­лобы и просьбы от местных жите­лей исследовать мумии и выяснить, безопасны ли они для здоровья местного населения...

Впрочем, об этой секретной экспедиции стоит рассказать подроб­нее. Прежде всего комиссия открыла самый старинный гроб - Миколая Криштофа Радзивилла «Сиротки». Ученые ожидали увидеть мумию в одежде пилигрима - как значилось в завещании. Однако картина от­крылась совершенно другая: мумия была покрыта куском малинового атласа, на голове была красная бархатная шапочка, на теле - белая шел­ковая рубаха, на ногах - белые чулки машинного вязания. Под головой лежала холщовая подушечка, набитая несопрелым сеном, и белая лайковая перчатка с пружинной кнопкой-застежкой, на которой была обозначена парижская фабричная марка. Все эти предметы относились явно ко времени работы первой комиссии в 1905 году. Таким образом выяснилось, что Сиротку переодели именно тогда!.. Советские ученые задумались: зачем?.. Разгадка ждала на дне гроба: много сухой моли и мелкие черные частички шерсти - знаменитый плащ пилигрима съела моль! Не пощадила она и мумию: как засвидетельствовали ученые, от нее остался скелет с остатками заскорузлой ткани...

Вскрытые несколько других гробов позволили достаточно точно определить способ, каким радзивилловские врачи бальзамировали умерших. Следует заметить, что в то время по христианским канонам вскрытие покойников строго запрещалось, поэтому придворные лека­ри смазывали тело умершего «бальзамом» и смолистыми пахучими ве­ществами - не производя вскрытия и не извлекая внутренности. При этом мази наносились только на переднюю поверхность тела: ткани вы­сыхали, и верх тела сохранялся, создавая своеобразный затвердевший купол. Нижняя часть ссыхалась и рассыпалась.
(с)

Ну а после костела и его мрачного подвала нас ждал красивейший Несвижский замок

во дворе его можно в волю повеселиться. Там даже есть прокат старинных костюмов для фоток. Но мы ограничились нарисованными:)

Несвижский замок был построен в 13 веке представителями княжеского рода Кишки (не знаю где ударение ставить). После завершения их рода замок и все владения перешли к Радзивиллам.
Замок был сперва деревянным и его перестройкой в настоящую каменную крепость руководил все тот же Радзивилл Сиротка в 15 веке.

Замок имел форму четырёхугольника площадью 170 на 120 метров, был окружён земельным валом с расположенными по углам бастионами, водяным рвом (образующим внутреннее кольцо), достаточно широкой дорогой и искусственными водоёмами (играющими роль так называемого внешнего кольца). Для защиты и обороны сооружения вал высотой метров до 20 укрепили камнями, в нём оборудовали каменные конюшни и оставили потайные ходы, в бастионах расположили арсеналы и каморы, а со временем по углам бастионов выстроили четыре оборонные башни.

Во время нашествия воинов Русского государства в 1654 и 1659 годах замок противостоял осаде, а вот в 1706 году не выдержал напора шведов, которые захватили дворец и частично его разрушили. В дальнейшем, в период со второй половины 18 до середины 19 веков замковое сооружение неоднократно захватывали войска России (это происходило в 1764 и 1768 годах, в 1772 и 1773, а также в 1812). После столь сложной истории своего существования замок всё же вернулся во владения Радзивиллов. Вслед за этим последовало расширение замка и строительство самого комплекса, общая площадь которого к 1939 году составила порядка 90 гектаров и включала в себя Замковый парк, Старый парк, Новый парк, Английский парк и Японский сад. Многочисленные разрушения и последующие реставрационные работы существенно изменили облик замка. Постепенно он вбирал в себя признаки различных архитектурных стилей. Здесь нашли своё отражение: ренессанс и классицизм, барокко и рококо, неоготика и модернизм.

Внутри замка работает музей. Каждый зал восстановлен по описаниям древних лет, сохранились оригинальные израсцовые печи и камины

водосточная труба например:)

горный хрусталь

Лось. Просто лось

Выставка вешалок

Во дворе замка обнаружен камень сердечком. мимими усюсю

Вот здесь можно посмотреть старые фотографии замка

Замок прекрасен практически со всех сторон. А вода в крепостном рву только украшает картину своими отражениями замка

Во время Великой Отечественной войны замок практически не пострадал. C 28 июня 1941 г. в нём располагался штаб немецкой 2-й танковой группы генерала Гудериана.

Во времена СССР в комплексе располагался санаторий «Несвиж», подчинявшийся НКВД/КГБ, затем - Четвёртому Главному управлению Министерства здравоохранения БССР и, наконец, управлению «Межколхозздравница». Во время подчинения санатория Минздраву БССР санаторий был рассчитан на 175 мест (3 тысячи человек в год), в том числе действовало клиническое отделение на 25 мест для лечения больных, перенёсших тяжёлые заболевания. В санаторий направляли людей с заболеваниями нервной и сердечно-сосудистой системы, а также опорно-двигательного аппарата.

После распада СССР Несвижский замок перешёл под опеку Министерства культуры Белоруссии, после чего началась реставрация.
(с) Вики

И немного легенд Несвижского замка

Про Кароля Станислава Радзивилла по прозвищу Пане Коханку

В пылу кутежа когда в замке было много гостей, а дело было летом, пан пообещал что утром все гости поедут на службу в костел на санях, естественно никто не принял это всерьез, но утром всех начали приглашать выйти во двор, и каково-же было удивление высокой знати, весь проезд от ворот замка, до костела был усыпан солью (в те времена она стоила еще дороже приправ и ее количество высыпанное на дорогу приравнивалось целому состоянию). Гости отправились на службу, по дороге они увидели как два шляхтича наполняют солью свою бричку, и тут Пане Коханку не сплоховал, приказал наполнить брички доверху и впречь вместо лошадей шляхтичей, если доедут до дома, то пусть забирают соль, а если нет, то казнить за воровство.
После того как все оценили егу изобретательность, он позволил забрать всю высыпанную соль местным жителям совершенно бесплатно, говорили что как минимум 5 лет торговцы ни могли продать в Несвиже и его окрестностях ни грамма соли.

(мне кажется у нас вроде под Питером тоже была аналогичная байка, только про катальную горку)

В сентябре 2014 мы в рамках путешествия по Беларуси мы посетили Несвижский замок, и конечно же, Фарный Костел Божьего тела, расположенный рядом и связанный с знаменитым родом Радзивиллов-владельцев замка. Перед поездкой мы читали отчеты других путешественников, но даже не могли представить, какая красота сокрыта за скромными церковными стенами, а в крипте рода Радзивиллов буквально пробегает мороз по коже.

Так как мы провели в гостинице на территории Несвижского замка две ночи, времени у нас было предостаточно на то, чтобы спокойно и без спешки осмотреть весь комплекс. Фарный костел мы оставили на закуску. Заранее мы запланировали, что попробуем договориться на счет индивидуальной экскурсии в туристическом центре, которые находится под стенами костела.


Сонная девушка за стойкой, очень удивилась тому, что мы выразили желание, вот так сразу пойти на осмотр с экскурсоводом. Она пропела что-то вроде того, что это дело очень сложное, и что надо было заказывать экскурсию заранее (при этом два дня мы ходили по Несвижскому комплексу практически в одиночестве, толп туристов видно не было). В общем, немного повыделывалась и за 5 минут договорилась и с костелом, и с гидом о проведении экскурсии. Стоимость - 160 000 белорусских рублей (что-то около 500 рублей, что, согласитесь, на троих человек очень дешево).
Мы подождали всего 30 минут, после чего подошла довольно милая молодая девушка и повела нас к собору.


Рядом с фарным костелом находится бывшая въездная башня к замку Радзивиллов. Сегодня она играет роль колокольни.

Около входа она рассказала нам очень коротко историю собора и рассказала, на что обратить внимание на фасаде.
Первым делом мы, как глупые мартышки, спросили ее о том, что означает слово «фарный». Оказалось, все просто, это слово означает «приходской». В восточной Европе Фарные костелы довольно часто встречаются, например, на территории Эстонии и Польши.

Итак, Фарный костел был построен по распоряжению Миколая Христофора Сиротка из рода Радзивиллов, того самого, который построил в Несвиже каменный замок. Сразу возникает вопрос, зачем был нужен такой шикарный, огромный собор в такой глуши как Несвиж? Все очень просто, Миколай Христовор Сиротка перешел в католичество из протестанства. Когда монахи ордена иезуитов приехали в Несвиж, город им жутко не понравился, и они не дали на это разрешения. Радзивилл Сиротка воспринял это как личное оскорбление и пригласил лучшего итальянского архитектора Джовани Бернардони, который участвовал в строительстве самого главного иезуитского храма Эль Джезе. Архитектор провел в Несвиже ни много ни мало, 10 лет, построив и дворец, и костел.
Строительство костела было завершено в 1593 году, а освящение прошло в 1601 году.
Несвижский костел построен в стиле барокко. На фасаде храма можно увидеть надпись на латыне, которая переводится как «Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Своем».

В нишах на фасаде установлены 4 скульптуры святого Николая (покровитель бедных), святого Христофора (покровителя путешественников). На верхнем ярусе - Игнатий Лойола и св. Франциск Ксаверия.

Пока мы слушали историю на улице, к нам несколько раз пыталась прибиться пара россиян, причем первый раз они даже спросили, как можно заказать экскурсию. В конце концов, они также к нам присоединились, три раза перебив нашу экскурсию. Поэтому проще было из взять с собой, чем постоянно отбиваться.
Осмотрев собор снаружи, мы отправились во внутрь.

На пороге храма экскурсовод сказала нам, что если мы хотим посетить фамильную усыпальницу Радзивиллов, то нужно заплатить с каждого по 10 000 белорусских рублей - сбор на восстановление храма. Что ж, мы не жадные, надо так надо.
Перед входом в собор экскурсовод нам строго-настрого сказала, что снимать нельзя (под страхом быть «избитой» храмовыми смотрителями сделали несколько фотографий на телефон без вспышки, ну мы ж не для себя, все для читателей.

Итак, войдя в собор мы застыли в изумлении. Вот чего-чего, а такой красоты мы никак не ожидали увидеть. Мы с Наташей сразу вспомнили барочные соборы, которые мы видели в прошлом году в австрийской Штирии, роскошь вполне себе сопоставима.

Стены и потолок собора были расписаны в технике гризайль во времена Радзивилла по прозвищу Рыбонька, придворными художниками Радзивиллов, отцом и сыном Гесскими.

В самом центре собора, где обычно находится иконостас расположена икона «Тайная вечерия», которое производит очень сильное впечатление. Икона очень странная, она отличается от привычных изображений этой сцены. Во-первых, Господь и его ученики сидят за круглым столом. На переднем плане расположен Иуда, который в одной руке держит мешочек с 30 серебряниками. Никто из апостолов не отбрасывает тень, кроме Иуды. Авторство иконы установили следующим образом: при реставрации в складках платья Иуды была найдена средневековая авторская подпись с фамилией Гесский.

В Соборе мы еще раз себя мысленно похвалили, за то, что не зажали деньги и взяли индивидуальную экскурсию, ведь экскурсовод указала на множество интересных деталей.
Первым делом мы подошли к древнему алтарю, который сохранился в 16 века. Интересной деталью здесь являются фигуры ангелов, поддерживающих колонны. По интерпретации историков это означает символическое возвращение к правильной вере семейства Радзивиллов.

В интерьере собора есть и фрески, и иконы, и красивые барельефы. У каждого барельефа своя историю. Очень романтична история барельефа, посвященного Констанции Радзивилл (скульптурная группа - женщина, сидящая на мраморном гробе). Барельеф нашли совершенно случайно, он прятался за иконой. На скульптуре трогательно-нежная надпись «Кроме жизни всем я обязан только тебе».
Кроме этого есть барельефы Радзивилла Сиротки и его сыновей.

Особое место в рассказе экскурсовода занял Григорий Викентьевич Колоссовский, который был ксендзом собора во времена великой отечественной войны. Когда немцы заставляли всех сдавать под страхом смерти цветные металлы, Григорий Викентьевич раздобыл справку, что церковный орган был уже сдан, а сам с помощниками разобрал его и закопал в своем огороде, таким образом спасая ценную вещь. В конце войны в купол попал снаряд и начался пожар, однако и тут Г.Колоссовский не растерялся, позвал на помощь, и общими усилиями пожар был потушен. Несвижский собор Божьего тела со дня его основания не закрывался ни разу.

В общем, выслушав все реальные и вымышленные истории, мы спустились в страшное место, в семейный склеп Радзивиллов. Кстати, без экскурсовода вход туда запрещен, но даже без экскурсии советую просто дать немного денег смотрительнице, почему-то мне кажется, что она пропустит.

Семейное захоронение Радзивиллов

В небольшом подземном помещении расположились 72 гроба. Первое захоронение датируется 1616 годов, последнее 1999. Честно говоря, место жутковатое. В голову почему-то сразу лезли фильмы о вампирах. Но с нами была экскурсовод и она всеми силами подливала масла в огонь, различными страшилками и легендами. Она с удовольствие делилась с нами секретами бальзамирования, рассказывая в подробностях, как в те времена делали мумий. Радзивилл сиротка привез с собой из Египта секрет бальзамирования тел, которым впоследствии очень интересовались советские ученые, которые три раза встревали усыпальницу.
Первое что мы заметили, что гробы физически очень большие. На самом деле оказалось, что это гробы-матрешки, то есть внутри большого гроба находится еще один, деревянный или металлический. У более поздних захоронений в гробах установлено стекло, чтобы можно было видеть лицо, вернее то, что от него осталось. По словам экскурсовода - лучше это зрелище не видеть.
Одной из легенд была история о горбатом гробе. Якобы в средние века, одна из дочерей князя Радзивилл влюбилась в простого парня и забеременела от него. Чтобы избежать позора, девушку заточили в башне и объявили сумасшедшей. Там она и родила дочурку. Пока мать была в горячке девочку выкрали. Верная служанка рассказала бедной девушке. Измученная горем княжна обманула охранников и побежала к тому месту, которое ей указала служанка. На утро ее нашли сгорбленной от горя и мертвой. Из-за того, что труп не смогли разогнуть, пришлось и похоронить в горбатом гробу.

В общем, история в реальности история была прозаичнее. В гробу располагалась... ваза для цветов, видимо любимая вещь одной из женщин рода Радзивилл.
В небольшом склепике слева от входа можно увидеть несколько взрослых гробов и 12 детских маленьких гробиков. С этим захоронением также связана страшная история. В маленьких гробиках дети и внуки несчастной Екатерины Радзивилл, жены Михаила Сиротки. По легенде, которую разнесла людская молва, душа матери каждый день прилетала к слепу и превращалась здесь в сову. Сова по ночам кричала истошным голосом, да так, что у каждого, кто слышал эти звуки, волосы становились дыбом. Из 33 детей у нее выжили только 4, представляете, какая была тяжелая судьба этой женщины?

Особо эффектно было, когда мы, находясь в склепе, услышали странные стуки. Казалось, что кто-то стучал по крышке гроба...изнутри. Услышав это, все нервно посмеялись и потихоньку стали двигаться к выходу.

Интересно удалось Радзивиллам согласовать с Римом создание крипты, хотя по христианским законам усопшие должны быть пограблены под землей. Род был богатый и могущественный, все понятно, Рим дал разрешение, так как крипта располагается ниже уровня земли, а, значит, можно считать, что тела расположены под землей. Хитро?
В общем, с интересом выслушав все байки и легенды, мы поднялись наверх.

В храме уже никого не было и мне удалось сделать несколько фотографий на телефон, правда смотрительница поругала за то, что я задержалась в костеле пока она прохлаждалась на уличной лавочке. Вообще она вела себя очень некрасиво, как будто этот костел является ее собственностью, культурно общаться женщину, явно, никто не научил.

В то время как я фотографировала документы в дверях храма, она на меня бросилась буквально с кулаками, с криками «Знаю я вас туристов, вы меня не проведете!». На слова о том, что я фотографирую на улице тетка внимания не обратила. Но мне было все равно, так как в кармане лежал телефон с трофейными фотографиями.

В общем, вот такая у нас получилась экскурсия. Если будете в Несвиже, обязательно посетите Костел с экскурсией. Несмотря на то, что в костел вход бесплатный, с гидом вы получите удовольствия в несколько раз больше.

Поиск дешевых авиабилетов в Минск

Отзывы, цены, бронирование отелей в Белоруссии

Отели Минска

Древний город Несвиж расположен в живописном местечке на берегу реки Уша. По современным меркам он небольшой, в нем проживает около 16 тыс. человек. Основной достопримечательностью называют Несвижский замок. Он действительно впечатляет интересным архитектурным решением и богатой историей. Рядом находится знаменитый Фарный Костел Божьего тела, который смело можно назвать уникальным.

Тайны фарного костела

Исторически сложилось так, что храм стал средоточием удивительных фактов и предметов. Он наполнен аллегориями и несмотря на то, что хорошо изучен историками, постоянно преподносит новые сюрпризы. Экскурсия по нему проводится в сопровождении одного из служителей. Только они могут рассказать обо всех интересных фактах, связанных с храмом.

Термин «фарный» в названии означает, что храм не принадлежит ни одному ордену, а является приходским. Его строительство началось в 1584 по указу Николая Радзивилла, и через 9 лет строительство было завершено, храм освящен и открыл двери для прихожан. Архитектор, Джованни Бернардони, не дожил до окончания строительства, и купол устанавливал Джузеппе Бризио, один из его учеников, поэтому удалось сохранить общий стиль. Одна из особенностей фарного костела заключается в том, он был первым за пределами Рима, построенным в стиле барокко. Прототипом послужил собор Иль Джезу.

В храме проводил службы святой Андрей Боболя и фарный костел в Несвиже остался единственным уцелевшим зданием из всех, где он служил. Об этом факте напоминает икона, созданая исследователем жизни святого Витковским с соблюдением классических канонов.

Следующим уникальным объектом стала «Тайная вечеря», написанная придворными художниками Радзивиллов Ксаверием Гески и его сыном Юзефом. Она считается одной из самых больших икон, написанных на полотне. Размеры 4 на 8 метров являются для подобных творений уникальными. Она полна символичных элементов:

  • вытянута вверх вместо горизонтальной композиции;
  • фигура Иуды с серебренниками на колене отвернута в сторону от стола и людей, собравшихся за ним;
  • только силуэт предателя отбрасывает тень, указывая на его поступок;
  • впервые выписан образ бога-отца.

Фрески тоже принадлежат кисти Гески. Они по-своему уникальны, поскольку использована техника, зрительно расширяющая пространство и придающая дополнительный объем. На колоннах они выполнены в монохромном стиле, а купол играет всеми красками и оттенками. К сожалению, многие изображения подкорректированы и для возвращения истинного вида требуют профессиональной реставрации. Сохранился только фрагмент подлинника, датированный 1750 годом, расположенный в боковом алтаре за иконой.

У органа, созданного мастером Вацлавом Бернацким специально для фарного костела в Несвиже своя, почти детективная история. Инструмент сравнительно небольшой, но с ясными, чистыми насыщенными голосами, что позволяло использовать его при сопровождении служб и проведения концертов. Ксендз Колосовский сумел уберечь его от переплавки в период войны. Сделано это было очень оригинальным способом. Он попросил урядника составить бумагу, по которой инструмент уже был изъят, а трубы священник снял и спрятал в своем огороде. После окончания войны из выкопали и поставили на место. Для полной комплектации органа не хватает фасада, который планируется сделать деревянным и резным.