Нюра имя. Почему ань называют нюрами

Оказывается Казанская икона Богородицы это список с очень древней Влахернской иконы (праздник 7 июля), относящейся по написанию к иконам, называемым Одигитрия - Путеводительница. В самом деле, великая русская святыня показала дорогу к победе православным русским воителям при защите своей Родины и веры Господней.

Если вспомнить знаменитый поход (начатый, как раз после обретения иконы) атамана казаков Ермака Тимофеевича Повольского (†1584) или блаженного Германа, который увенчался присоединением Сибири к земле русской. За несколько десятилетий русские миссионеры продвинулись на восток, на встречу солнцу на тысячи километров. В 1639 году, точно в день Покрова Пресвятой Богородицы отправились в путь по Тихому океану, сообщая о грядущем спасении всем местным народам.

Потоком алчных и вороватых самозванцев хотели задушить землю Русскую с началом ХVII века иезуиты. Во времена польского нашествия (с 1605 по 1612),которое названо "Смутным временем", по воли Господа возглавлял Русскую Церковь - священно-мученик Ермоген - Патриарх Московский и всей Руси, глубокий почитатель Казанской иконы, автор "Сказания" и Службы ей.

В тяжелые дни, когда Москву захватили поляки, а страна погрязла в междоусобных войнах и грабежах. Ермоген, находясь в заключении, нашел способ тайно переправить в Нижний Новгород сообщение, в котором говорилось: "Пишите митрополиту Ефрему в Казань, он отправит к казацкому войску и в полки боярам учительную грамоту, с наставлением до конца стоять за веру. Присечь грабежи, сохранить братство и как должно положить души свои и костьми лечь за дом Пречистой Богородицы, за чудотворцев, за веру Христову. Пишите во все города... всюду говорите от моего имени". Гордые Нижегородцы ответили на зов святителя. Во главе народного ополчения встал князь Дмитрий Пожарский.

Присоединились к ополчению и казанские дружины взяв с собой в поход список с Казанской иконы чудотворной. В Ярославле он был передан князю Димитрию. Пресвятая Богородица, таким образом взяла воинство под Свою защиту, и Ее заступничеством была очищена от скверны и спасена наша держава.

Наши войска испытывали немалые трудности: как внутреннюю вражду, так и нехватку оружия и провианта. Осенью, в самую непогоду выдвинулись русские войска на освобождение Москвы, которая находилась во власти ненавистных поляков.
Пост в три дня с непрестанной молитвой перед Казанской иконой преклонили Спаса нашего на милость. В это же время в осажденной столице в плену находился прибывший из Греции, больной тяжело от душевных терзаний, архиепископ Элассонский Арсений (ставший потом архиепископом Суздальским; † 1626; память 13 апреля). Однажды ночью келья святителя неожиданно залилась светом Божественным, и перед ним явился Преподобный Сергий Радонежский (дни памяти 5.07 и 25.09), и молвил он: "Арсений, молитвы наши услышаны; заступничеством Владычицы нашей небесной суд Божий об Отечестве заменен на милость; утром Москва будет спасена, а вместе с ней и вся Россия-матушка".

И в подтверждение истинности такого пророчества архиепископ награжден был полным исцелением от своего недуга. Немедля святитель отправил эту благую весть в русское воинство. Точно на следующий день 22.10.1612, наши полки, воодушевленные таким видением, одержали серьезную победу взяв Китай-город, а минуя два дня и сам Кремль.

Уже 25 октября (воскресным днем), русские дружины с торжественным Крестным ходом выдвинулись в Кремль сКазанской иконой Богоматери на руках. Недалеко от Лобного места шествие было встречено архиепископом Арсением вышедшим из Кремля и несшим Владимирскую икону Богородицы, которую он рьяно берег будучи в плену. Шокированные и взволнованные люди увидев встречу двух святынь, со слезами радости и благоговения молился Небесной нашей Заступнице.

После изгнания поляков, Димитрий Пожарский, согласно Никоновской летописи, водрузил святую Казанскую икону Богородицы в своей Введенской церкви, расположенной на Лубянке. Позднее стараниями благочинного князя на самой Красной площади строится Казанский собор. Уже в 1636 году образ Пресвятой Богородицы бывший во время освобождения Москвы в войсках Пожарского перенесен в отстроенный храм. В наше время эта святыня находится в Московском Богоявленском Патриаршем соборе.

22 октября, в честь памяти очищения Москвы от поляков решено было совершать празднование во славу Казанской иконы Божией Матери. По началу действие это совершалось только в Москве, но с 1649 года получило статус общероссийского праздника.

Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем -и в ужасах войны Друзьям,
Отечеству, народу
Отыщем славу и свободу-
Федор Глинка

В российской истории часто, и до боли аналогично, повторяются события, которые уже происходили в русском государстве и, как видно, нас не учили уму - разуму. Действия антинациональных авантюристов-политиков не раз доводили нашу Родину до грани обнищания, унижения и отчаяния, и казалось, что выручить, спасти наш народ может только чудо. Но чудес на свете не бывает, а находились всегда и действовали решительно удивительные чудесные люди, патриоты Отечества, которые шли в народ и вместе с ним подымали с колен поруганное авантюристами и интервентами государство, возвращали ему былую честь и величие.

После царствования Ивана Грозного, присоединившего к Московии Казанское и Астраханское ханства, земли в Прибалтике, отличавшегося стратегической смелостью и решительностью в укреплении русского государства, наступили смутные времена. Присечение династии в истории монархической России всегда выливалось в большие народные беды, хотя подобные явления в других странах мира обходятся без особых потрясений и разрушений. Угаснет династия - выберут другую, и порядок быстро встает на место. У нас же...

Зарождение российских смут, как правило, возникает наверху. Стоящие у кормила власти люди, кто хитростью, кто силой, кто наглостью и вероломством стараются заполучить для себя власть или, поддерживая других в этом деле, урвать и соблюсти личную выгоду. Приходящие к власти всякий раз обещают, что их правление будет самым справедливым, с опорой на чаяния и думы народные. Сказать просто. Осуществить - трудно, а порой и невозможно. Если люди приходят к руководству бесталанные, серые.

На пороге семнадцатого века шла отчаянная борьба за московский престол. После Ивана Грозного Россией пытались управлять Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский... Последний изложил на бумаге свою клятвенную "Запись", положив на которую святой крест, целовал его на верность, что рядить да судить он будет "истинным праведным судом", по закону, а не по усмотрению, "обязуется непременно судить не единолично, а с боярами своими..." "Да и доносов ложных мне не слушать, а сыскать всякими сысками накрепко, и ставить с очей на очи...", а за ложный донос по сыску наказывать, смотря по вине, возведенной на оболганного. Без вины опалы своей ни на кого не класти..."

Боярскую думу это не удовлетворяло. Ведь до этого девизом царя Ивана Грозного было: "Жаловать своих холопий вольны мы и казнить их вольны же..." Клятвенно стряхивая с себя эти царские прерогативы, Василий Шуйский превращался из господаря холопов в правомерного царя подданных, правящего по закону.

Но летописец рассказывает, что царь Василий после целования креста тут же пошел в Успенский собор и говорил там народу: "Целую крест всей земле на то, что мне ни над кем не делали без собору, никакого дурна..." Этой клятвой Шуйский рассчитывал избавиться от боярской опеки, стать земским царем, для формы ограничив свою власть Собором - учреждением, сути которого в то время никто толком не понимал и не воспринимал.

Ослабление централизованной власти на Руси всегда приводило к разброду и шатанию в обществе, к лихоимству и воровству, самоуправству. Все это и началось после кончины Ивана Грозного. Вслед за верхами начали искать свою правду и выгоду и низшие сословия. Никто и никому не хотел подчиняться.

Уж так устроен мир, что только ленивый не постарается поживиться за счет ослабевшего соседа. У западных стран, при виде погрязшей в межусобицах Московии, алчной страстью наживы загорелись глаза. Вслед за провалившимися ставленниками Лжедмитрия польский король Сигизмунд III с помощью военной силы и предателей бояр на московский престол воцарил своего сына Владислава. В ночь на 21 сентября 1610 года польские войска вошли в Москву и обосновались в ее сердце - Кремле и Китай-городе. Вели себя здесь как полноправные хозяева, не считались не только с холопами, но и с боярской знатью. Шведский король Карл IX, под предлогом помощи России, ввел свои войска в Новгород, начал захват русских земель в Прибалтике.

Не о целостности и процветании Русского государства пеклись новоявленные "помощники и покровители". Польша стремилась присоединить к себе исконные русские земли аж вместе со Смоленском. Правда, его воевода Михаил Шеин собрал рать да Смоленск полякам не отдал. Захватчики вели себя нагло на русской земле, грабили, насильничали, обложили россиян непосильными поборами.

Освободительное движение, направленное против подчинения России польской королевской власти, началось в конце 1610 года, когда отношения между москвичами и поляками обострились. В Москве было введено осадное положение. Страх у польских шляхтичей вызвал наплыв русских людей в Москву, тайная доставка в столицу оружия, что говорило о подготовке народного восстания. Под руководством дворянина Прокофия Ляпунова начинает формироваться первое ополчение, которое нашло поддержку в стране. К общему движению присоединились Нижний Новгород, Муром, Суздаль, Владимир и другие города. Главной силой ополчения явились рязанцы и казацкие отряды князя Трубецкого и Заруцкого. Но они не смогли выработать единый план борьбы с интервентами.

Поляки в Москве чувствовали себя как на вулкане. Чтобы обезопасить себя, устроили резню в Китай-городе, где погибло более 7 тысяч безоружных москвичей, а после подожгли Москву в разных местах. Тщетно москвичи пытались помешать поджогам. Москва выгорела дотла. На месте богатого и многолюдного города осталось лишь пепелище. Весть о разорении Москвы разнеслась по всей стране.

В составе 1-го ополчения начались внутренние разногласия, которые привели в итоге к его распаду. Почти одновременно с этим произошло падение Смоленска. Положение в стране еще более ухудшилось.

В конце 1611 года Московское государство представляло зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск. Польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города. На смену убитому второму Лжедмитрию в Пскове обосновался третий - какой-то Сидорка. Первое дворянское ополчение со смертью Ляпунова расстроилось. Страна осталась без правительства. Боярская Дума, ставшая во главе его после подстрига в монахи Василия Шуйского, упразднилась сама собой после захвата Кремля поляками. Правда, кое-кто из бояр со своим председателем князем Мстиславским примкнул к полякам.

Государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, чуть не каждый город действовал особняком, только пересылаясь с другими городами. Государство преображалось в какую-то бесформенную, мятущуюся федерацию.

К концу 1611 года, когда в противоборствах изнемогали политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, видящие гибнущую Русь.

Из Троицкой обители архимандрит Дионисий и келарь Авраамий стали рассылать через православные храмы призывные грамоты народу с просьбой подыматься для спасения веры и Отечества. Опыт первого ополчения показал, что для освобождения страны от интервентов необходимо единение всех патриотических сил, их консолидация под единым знаменем.

Почин в этом благородном деле освобождения родины от польской шляхты принадлежит посадским людям Нижнего Новгорода. Под руководством их старосты Кузьмы Минина стало собираться второе русское ополчение осенью 1611 года, когда Кузьма Минин был выбран земским старостой в Нижнем Новгороде. Создание нового ополчения было официально провозглашено в торжественной обстановке в соборе Спаса Преображения. С речью выступил протопоп Савва, а затем к собравшемуся народу обратился Кузьма Минин. Призывая своих сограждан подняться против интервентов, Минин говорил: "Ведь я хорошо знаю, что если начнем это дело, многие города нам помогут. Не пощадите себя и жен и детей своих, а не только своего имущества."

Мужественный и благородный призыв Кузьмы Минина был широко поддержан. По словам современника-летописца, "полюбился всем совет его."

В ходе формирования ополчения возник важный вопрос о военном руководстве. Нужен был особый полководец и в то же время такой человек, который ставил бы интересы родины выше своих собственных. Минин нашел и вождя патриотического движения, князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Основной целью второго нарождавшегося ополчения было освобождение Москвы от захватчиков и изгнание интервентов с русской земли. Начались сборы средств на содержание войска, его вооружение. Многие люди отдавали последнее. Месяца четыре ополчение формировалось, а потом двинулось к Москве, пополняясь по пути толпами добровольцев, служивых людей, просивших принять их на земское жалование.

Под Москвой ополчение по советам и переговорам Минина слилось с казацким отрядом князя Трубецкого. Это усилило его боеспособность.

В июле 1612 года до ополченцев дошла весть, что Сигизмунд готовит на Москву 12-тысячное войско под командованием Яна Кароля Ходкевича. Король дал ему несколько отрядов пехоты, участвовавших ранее в боях за Смоленск. Ходкевич направился в поход на подмогу ляхам, засевшим в Кремле и Китай-городе.

Дмитрий Пожарский понимал, что соединения польских сил нельзя допустить. Поэтому он отправил к Москве отряд князя В.Тургенева, который должен был встать у Чертольских ворот столицы. Главные силы ополченцев встали у Арбатских ворот. Путь отрядам Ходкевича к Китай-городу и Кремлю был прикрыт.

Силы Ходкевича и его огромный обоз подошли к русской столице и начали переправу через Москва-реку, но были отбиты. На следующее утро поляки решили прорваться снова к Москве-реке со стороны Донского монастыря через Замоскворечье, но казацкие отряды поджидали их на улице Пятницкой близ церкви святого Климента. В завязавшейся схватке казаки не только разгромили польских захватчиков, но и отбили у них более четырехсот подвод с провиантом и оружием. Разгоряченные удачей казаки хотели преследовать уцелевшие польские силы, отступающие к Воробьевым горам, да их удержали воеводы, сказав: "Довольно, казаки! Двух радостей в один день не бывает! Как бы после радости да горюшка не отведать". В борьбе с Ходкевичем отличился и сам Кузьма Минин. Он взял четыре роты и удачно атаковал силы Ходкевича. После этих неудач гетману пришлось отойти от Москвы.

После этого ополченцы обступили Китай-город, выкопали глубокий ров, заплели плетень в две стены, насыпали между ними землю, установили пушки и начали обстрел засевших там ляхов.

15 сентября Дмитрий Пожарский послал полякам письменное предложение о сдаче в плен: "... Вы пропадете скоро с голоду. Королю вашему не до вас теперь... Не губите напрасно душ своих за неправду короля. Сдавайтесь!"

Но командовавший осажденными поляками лихой воин Николай Струев ответил на предложение о сдаче в плен непристойной бранью.

А пророчества Пожарского сбылись. Осажденные голодные поляки не только съели своих коней, но переловили и поели всех собак и кошек.

22 октября русские ополченцы атаковали осажденных. Голодные поляки не могли устоять, отступили и заперлись в Кремле, но не надолго. Через два дня они прислали парламентеров с просьбой о капитуляции.

25 октября русские ополченцы вступили в Кремль. В Успенском соборе был отслужен торжественный молебен об избавлении от неприятеля царствующего града.

Поляки еще пытались удержаться на русской земле, но, воодушевленные успехами, ополченцы всюду гнали интервентов восвояси.

Русский народ высоко оценил патриотическую и организаторскую инициативу Минина и Пожарского по изгнанию с русской земли польских интервентов и при их жизни воздавал патриотам Отечества хвалу и честь.

В 1804 году начались работы по увековечению памяти в победе 1612 года. В феврале 1818 года благодарные потомки открыли в Москве на Красной площади первый монументальный памятник - памятник освободителям Отечества Минину и Пожарскому. Интересно то, что работы над его созданием не прекращались даже во время Отечественной войны с Наполеоном.

За успешное сооружение монумента его автора Ивана Петровича Мартоса пожаловали чином действительного статского советника с назначением высокой персональной пенсии, а литейного мастера Екимова наградили орденом Анны 2-й степени и премировали 20000 рублями.

И стоило! У каждого из нас и сегодня этот памятник вызывает высокие патриотические чувства за народ российский и дорогое наше Отечество.


Владимир Ушаков

3 июня 1611 г. после двухлетней осады пал Смоленск. Большинство его защитников погибло, а руководитель обороны боярин М.Б. Шеин попал в плен.

Взяв Смоленск, Сигизмунд III отправился в Варшаву, приказав везти с собой Василия Шуйского и других знатных пленных. Весь римско-католический мир приветствовал успех короля, считая окончательным его утверждение нa московской земле.

Почти одновременно со Смоленском пал и Новгород, взятый шведскими войсками Делагарди. Здесь был провозглашен государем сын шведского короля Карл Филипп, предполагалось, что рано или поздно и другие части Московского государства изберут его себе в цари. Согласно заключенному с новгородцами договору, Карл Филипп обещал не нарушать традиций православной веры и сохранять все новгородские обычаи.

В это время Прокопий Ляпунов обратился ко всем русским городам с призывом встать на защиту родной земли и двинуться прямо к Москве, после освобождения которой всем миром избрать себе нового царя. К своему воззванию Ляпунов приложил грамоту защитников Смоленска, в которой они призывали всех русских объединиться и стать на защиту православной веры. Из всех уездов, с помещичьих, монастырских и церковных земель собирали ополчение. На сходках в городах, уездах люди приносили клятву стоять за православную веру и Московское государство, не сносясь ни с польским королем, ни с поляками, ни с русскими сторонниками короля. В походе они обязывались не обижать русских людей и всячески защищать их от поляков и московских бояр-изменников.

Почти из всех русских городов стягивалось к Москве ополчение. С Ляпуновым вошли в соглашение сторонники убитого самозванца, и сам Ян Сапега обещал сражаться за русскую землю. К началу марта 1611 г. Ляпунов с ополчением подошел к Москве.

В самой столице также готовились сражаться с поляками. Михаил Салтыков вместе с боярами по приказу Гонсевского явился к патриарху Гермогену и потребовал от него написать ополчению, чтобы оно не ходило на Москву. Но Гермоген отвечал, что он это сделает лишь после ухода из Москвы поляков и русских изменников. В случае их отказа патриарх обещал, напротив, написать ополчению, чтобы оно довершило уже начатое святое дело.

Вскоре в Москве вспыхнуло восстание. Одновременно отряды ополчения стали входить в город. Поняв, что имеющимися силами уже невозможно удержать город, поляки решили зажечь в разных местах Белый город и Замоскворечье, а самим укрепиться в Китай-городе и Кремле. Там же находились бояре, сторонники польского короля, и большая часть бояр и дворян, которые поневоле должны были находиться вместе с ними.

Ополчению из-за пожара не удалось соединиться с восставшими москвичами. Одним из первых в Москву вошел отряд под командованием князя Дмитрия Пожарского. Пройдя через горевшие улицы, его отряд укрепился на Лубянке, но вскоре был вынужден отступить перед огнем. Раненый Пожарский говорил, что ему было бы лучше умереть, чем видеть все происходящее сейчас перед ним. Ополченцам удалось вывезти Пожарского в его имение.

За три дня все деревянные строения Москвы сгорели, оставались лишь стены и башни Белого города, несколько каменных церквей да печи сожженных домов. Во время пожара поляки грабили храмы и дома Белого города и очень обогатились; по некоторым сведениям, они набрали столько жемчуга в купеческих домах, что использовали его в качестве пуль. Остававшиеся в Китай-городе москвичи были перебиты поляками.

Ополчение не уходило от Москвы и вело бои с интервентами. Бояре и Гонсевский пришли к патриарху и потребовали от него написать послание ополченцам, чтобы они отошли от Москвы, в противном случае ему грозила смерть. Но Гермоген отвечал, что писать не станет и изменники не услышат более ни единого его слова.

Стоявшее под Москвой ополчение избрало предводителями своего войска и всей русской земли князя Дмитрия Трубецкого. Прокопия Ляпунова и казачьего атамана Ивана Заруцкого. Несмотря на то, что по рождению первым считался Трубецкой, главным всеми признавался Ляпунов. Он не считался ни с происхождением, ни с богатством и никому не оказывал предпочтения. Это привело к резкому недовольству Ляпуновым среди представителей знати, служивших в ополчении. Но еще более недовольны были Ляпуновым казаки и их предводитель Заруцкий, ранее командовавший войсками второго самозванца. Предводитель ополчения постоянно пресекал бесчинства казаков, карая смертью, отнимал поместья, полученные ими от Заруцкого.

Узнав о несогласиях в лагере ополченцев, Гонсевский отправил с пленным казаком подложное письмо, написанное якобы от имени Ляпунова, в котором говорилось, что казаки - разорители Московского государства и их следует повсюду уничтожать. 25 июля 1611г. прочтя письмо на своем круге, казаки вызвали к себе Ляпунова и убили его. С этого момента главенствующее положение в ополчении стали занимать казаки, остальные ополченцы начали уходить из стана.

Сын Марины был провозглашен наследником московского престола. Заруцкий и Трубецкой присягнули ему и от его имени бились с поляками. Патриарх Гермоген, узнав о решении ополчения признать наследником сына Марины, переслал в Нижний Новгород воззвание, где проклял его и призывал все города не признавать его Царем. Поляки уморили Гермогена в темнице.

В это время выяснилось, что на русский престол имеются и другие претенденты. Еще один Лжедмитрий объявился в Астрахани. В Ивангороде появился бывший московский дьякон Сидорка, который также объявил себя Дмитрием. Его поддержали псковичи, и он «сел» в этом городе. Услышав об этом новом Дмитрии, казаки, находившиеся под Москвой, признали его своим царем.

В соборной церкви Нижнего Новгорода была читана грамота, присланная из Троицкого монастыря, в ней говорилось о бедствиях, переживаемых русскими людьми. Народ проливал слезы и говорил, что не будет ему избавления и наверное впереди предстоит еще большая гибель. Тогда же на сходке перед народом выступил земский староста купец Кузьма Анкудинович Минин, призвавший людей не пожалеть своего имущества на освобождение православного отечества, не пощадить жизни жен и детей, но собрать средства на создание новой рати.

Нижегородцы не сразу решились откликнуться на призыв Минина, и ему не раз пришлось обращаться к ним с таким призывом. Наконец они решили сделать его старшим в этом деле и во всем положиться на его волю.

По совету Минина в предводители ополчения был избран стольник князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Он ранее находился на второстепенных должностях, но был известен своим мужеством и ни разу не был замечен в сношениях с самозванцем или польским королем.

Пожарский находился в своем имении и лечился от ран, когда к нему прибыли выборные люди из Нижнего Новгорода, предлагая возглавить ополчение. Пожарский ответил согласием, но сказал, что необходимо избрать человека, который бы ведал расходом казны на жалованье ратным людям, при этом он указал на Кузьму Минина. Было решено не ограничиваться добровольными пожертвованиями, а ввести сбор «пятой деньги».

Для оценки каждой пятой части всего имущества были избраны опытные оценщики, которые никому не давали ни льгот, ни отсрочек. В ход пошла даже церковная и монастырская казна. Если кто не давал своего имущества, у того забирали силой. Совсем бедных отдавали в кабалу тем, кто смог за них заплатить. Такие жестокие меры оправдывались чрезвычайными обстоятельствами, угрожавшими существованию Московского государства.

После прибытия в Нижний Новгород князя Пожарского во все края были посланы гонцы с грамотами, призывавшими поддержать нижегородцев. Из Нижнего Новгорода ополчение двинулось вверх по Волге. По пути Минин собирал деньги с волжских городов. К войску Пожарского присоединялись ополченцы из других городов. В Костроме ополчение встретило сопротивление со стороны находившегося там воеводы Ивана Шереметева, преданного Владиславу, однако жители выдали его Пожарскому, а сами присоединились к ополчению.

К весне 1612 г. русское войско прибыло в Ярославль, где остановилось на отдых и пополнение. Здесь был создан Совет всей земли во главе с князем Пожарским. Из Троице-Сергиева монастыря Пожарскому прислали известие, побуждавшее его скорее двигаться к Москве. Становилось очевидно, что польский гарнизон, находившийся в Кремле, немногочислен и имеет сильную нехватку провианта. В это же время Трубецкой разорвал отношения с Заруцким и начал торопить Пожарского идти к Москве. Заруцкому пришлось бежать из-под Москвы в Коломну, где находилась Марина Мнишек. Большая часть казаков осталась с Трубецким.

Пожарский не доверял Трубецкому и потому не торопился с походом на Москву, а лишь посылал к ней отдельные отряды. Но узнав, что к Москве идет с войском польский гетман Ходкевич. Минин настоял на ускорении похода. 20 августа 1612 г. ополчение подошло к Москве.

22 августа с западной стороны было замечено приближение войска Ходкевича. Вместе с ним направлялось в Москву большое число возов с продовольствием для кремлевского гарнизона. Переправившись через Москву-реку, поляки отбросили московскую конницу, которая охраняла переправу. Одновременно была сделана вылазка из Кремля. Под угрозой удара оказался тыл ополчения, однако казаки Трубецкого не спешили ему помогать, и ополченцы справились своими силами. Ходкевич прекратил переправу и остановился у Донского монастыря.

Весь следующий день обе стороны готовились к решающему сражению. Ходкевич решил прорваться к Кремлю через Замоскворечье. Ему удалось дойти до Пятницкой улицы, но здесь он встретил стойкое сопротивление казаков Трубецкого. В это же время Минин вместе с двумя сотнями ополченцев ударил в тыл Ходкевича и нанес ему страшное поражение.

К полудню казакам, сражавшимся в Замоскворечье, удалось отбить противника и захватить большую часть возов с продовольствием. Поняв, что доставить продовольствие в Кремль не удастся, Ходкевич развернул оставшиеся обозы и ушел от Москвы.

Одержав победу, Пожарский помирился с Трубецким и решил начать совместные действия по осаде Кремля и Китай-города, где пока оставался вражеский гарнизон.

15 сентября Пожарский послал полякам письмо, в котором предлагал капитулировать, обещая свободно отпустить их на родину. Но те, уверенные в скором возвращении Ходкевича, отвергли это предложение. Однако проходили недели, гетмана все не было. Среди гарнизона начался голод, наблюдались даже случаи людоедства.

22 октября казакам Трубецкого удалось взять Китай-город, который поляки были уже не в состоянии защищать. Теперь гарнизон находился лишь в Кремле. Минин и Пожарский обещали, что ни одному поляку не будет причинена обида. 24 октября гарнизон через Троицкие ворота стал выпускать русских людей, сидевших Вместе с поляками в осаде. Несмотря на то что казаки кричали, что нужно убить их как изменников, ополченцы не допустили этого, угрожая применить силу для их защиты.

25 октября ополчение вошло в Кремль. Гарнизон сложил оружие и был отправлен в русский стан. Но казаки нарушили слово и перебили множество пленных. Уцелевших разослали по русским городам.

В ноябре Сигизмунд III с небольшим войском подошел к Волоколамску и попытался уговорить москвичей признать царем Владислава. Однако теперь в Москве о нем не хотели и слышать. Королю не удалось даже взять Волоколамск, и он ушел в Польшу.

21 декабря 1612 г. грамотами, разосланными по городам, было извещено об освобождении Москвы. В них содержалось приглашение созывать в Москву выборных людей для избрания государя.

По всей земле был установлен трехдневный строгий пост и служились молебны. Было отвергнуто предложение избрать царем шведского принца, а также вернуть царский венец Василию Шуйскому.

Большая часть дворян и детей боярских, а также горожане и казаки высказывались за избрание царем Михаила Романова. Во многом это объяснялось памятью о первой жене царя Ивана Грозного, сестре деда Михаила Анастасии, о которой в народе сохранились хорошие воспоминания, о преследованиях, которым подвергался отец Михаила Федор (Филарет) при царе Борисе Годунове и при поляках.

В январе 1613 г. выборные люди собрались на Красной площади и после ожесточенных споров избрали царем Михаила. Новому царю была принесена присяга от всех сословии. От Земского собора направилось посольство в Кострому, в Ипатьевский монастырь, где находилось семейство Романовых, с приглашением на царство.

Вначале и Михаил, и его мать, инокиня Марфа, отказывались от этой чести, говоря о малодушии, проявленном людьми в последние годы разорения русской земли и бедности царской казны. Наконец Марфа сказала, что отец Михаила находится в польском плену, являясь своеобразным заложником и подвергаясь постоянной угрозе смерти. Но послы объясняли, что избрание Михаила отличается от избрания предыдущих царей прежде всего тем, что оно явилось единогласным избранием всею землею по воле Бога. И если Михаил откажется от предназначенной ему роли, то с него будет взыскано самим Богом.

Тогда Марфа благословила сына, на царство, и 11 июля 1613 г. новый царь венчался шапкой Мономаха, став основателем новой династии - Романовых.

После избрания царем Михаила Романова страна наконец обрела законного монарха. Но первые годы своего царствования ему пришлось активно бороться с последствиями Смуты.

Последний период Смуты характеризовался партизанской борьбой крестьян против любых воинских формировании (главным образом казаков), пополнявших свои запасы за счет крестьянских хозяйств. Наиболее ярко эта борьба проявилась на севере после 1614г. Отсюда «выбивали» не только казаков или поляков, но и правительственных сборщиков налогов, грабивших население.

Еще более опасным для нового московского правительства были отряды казаков. В 1612-1618гг. произошло около десяти крупных восстаний казаков. Правительству молодого царя удалось справиться с восстаниями казаков. Многим участникам подавления этих восстаний были пожалованы земли и титулы дворян.

Важнейшей задачей правительства Михаила Романова стало заключение мирных договоров со Швецией (Столбовский мир) и Польшей, что крайне были невыгодны для России, но все же обеспечивали необходимую передышку после периода Смуты.

26.03.2012 | 400 лет назад: Изгнание поляков из Москвы

Смутное время, начавшееся с появления весной 1605 года в России самозванца Лжедмитрия I (им в действительности был беглый монах кремлевского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, который выдавал себя за чудом спасшегося сына Ивана IV Грозного царевича Дмитрия) и смерти царя Бориса Годунова, продолжалось около восьми лет (по другим оценкам, значительно дольше). Эти годы были наполнены множеством трагических, героических и донельзя запутанных событий. Государство как единое целое перестало существовать. Его грабили и рвали на части всевозможные самозванцы, предатели, интервенты и мародеры. Власть переходила из рук в руки.

Дошло до того, что в 1608-1609 годах в стране установилось… двоевластие. Один царь (Василий Шуйский) сидел в Кремле, а другой (Лжедмитрий II) - неподалеку, в подмосковном Тушине. Причем у каждого имелся и свой двор, и свой патриарх. У Шуйского патриархом был Гермоген, а у Лжедмитрия II - Филарет Романов. Потом более трехсот лет Романовы пытались скрыть то, что отец основателя династии был патриархом при дворе Лжедмитрия II (которым в реальности был некто Богданка Шкловский). Впрочем, хуже всего от этого было простым людям. Поскольку ситуация, когда «белые приходят - грабят, красные приходят - грабят», была типичной и для Смутного времени.

Одолеть Тушинского вора Шуйский решил при помощи шведов. В феврале 1609 года он заключил с ними договор, по которому Россия отдавала Швеции Корельскую волость. Скоро стало ясно, что, пойдя на это, Шуйский допустил непростительную политическую ошибку. Шведская помощь принесла мало пользы, но ввод на территорию России шведских войск дал им возможность захватить Новгород. Кроме того, договор дал врагу Швеции польскому королю Сигизмунду III желанный предлог для перехода к открытой интервенции. В сентябре 1609 года войска Сигизмунда III осадили Смоленск. Лжедмитрий II стал королю не нужен.

В декабре 1609 года Сигизмунд III приказал польским отрядам уйти из тушинского лагеря к Смоленску. Впрочем, далеко не все поляки подчинились приказу короля. Многие вместе с Лжедмитрием II ушли в Калугу. С этого момента Самозванец из ставленника короля Речи Посполитой превратился в его конкурента в борьбе за московский престол.

А с самим престолом творилось нечто невообразимое. 17 июля 1610 года бояре и дворяне во главе с известным рязанским воеводой Захарием Ляпуновым ворвались в Кремль и потребовали от Шуйского отречься от престола. Немаловажно, что одной из побудительных причин заговора было то, что некоторые сторонники Лжедмитрия II обещали в свою очередь низложить Тушинского вора, чтобы затем собрать Земский собор и совместно выбрать нового царя и тем прекратить Смуту. Пока же власть перешла в руки так называемой Семибоярщины во главе с Федором Мстиславским. Одним из ее членов стал Иван Романов - младший брат Филарета и дядя будущего царя Михаила.

Вскоре к Москве почти одновременно подошли казаки Лжедмитрия II и польская армия гетмана Станислава Жолкевского. В ситуации выбора между двух зол Семибоярщина отдала предпочтение полякам. Гетман пообещал боярам разбить Лжедмитрия II при условии, что на московский трон будет возведен польский королевич Владислав. Согласившись на это и проведя церемонию присяги Владиславу у стен Новодевичьего монастыря, Семибоярщина совершила акт национального предательства. По сути, часть тогдашней политической элиты превратилась в предателей и пособников польско-литовских оккупантов. Ведь королевич отказался принять православие, и речь шла об утрате Россией независимости. Не воспротивился происходящему тогда и патриарх Гермоген.

В ночь с 20 на 21 сентября 1610 года Семибоярщина впустила поляков в Москву. С этого момента реальная власть в столице оказалась в руках польского гарнизона, которым сначала командовал Жолкевский, а потом - Александр Гонсевский. Причем поляки вели себя в Москве как в завоеванном городе, что взволновало широкие слои российского общества. А после того как в декабре был убит Лжедмитрий II, одним ключевым игроком на политической арене стало меньше. Вопрос встал ребром: либо Семибоярщина и поляки окончательно доведут страну до полного распада, либо в обществе найдется достаточное число патриотов, способных подняться на защиту Родины.

С этого момента активную патриотическую позицию занял и патриарх Гермоген. Он стал рассылать по городам грамоты с призывом подняться на освобождение Москвы. С февраля 1611 года к столице потянулись вооруженные отряды патриотов. К середине марта здесь образовалось многочисленное народное ополчение во главе с рязанским дворянином Прокопием Ляпуновым, князем Дмитрием Трубецким и казацким атаманом Иваном Заруцким. Первое ополчение состояло из дворян, казаков, астраханских стрельцов и ополченцев из Мурома, Вологды, Нижнего Новгорода, Суздаля, Владимира, Углича, Галича, Костромы, Ярославля.

Сражение, произошедшее 19 марта, было долгим, кровопролитным и завершилось не в пользу русских. Поляки зажгли Китай-город, что вынудило ополченцев отступить от стен Кремля. Многие москвичи, лишившись жилья и продовольствия, вынуждены были уйти из города. В бою особо отличился воевода Дмитрий Пожарский, сражавшийся с поляками на Лубянке. Он получил несколько ран и был увезен под Нижний Новгород.

Не сумев выбить поляков из Кремля, ополченцы приступили к его осаде. Фактически с этого момента и до изгнания из Москвы польский гарнизон и Семибоярщина контролировали лишь Кремль и Китай-город. Уже после воцарения династии Романовых о том, что более года осаду вело первое ополчение, старались не вспоминать. Конечно, по своему социальному составу первое ополчение было пестрым, а его вожди, мягко говоря, не всегда находили общий язык. Дрязги между казаками Заруцкого и Ляпуновым дошли до того, что дворяне утопили 28 казаков, а 22 июля 1611 года казаки вызвали Ляпунова к себе на «круг» и там убили. Но при всем том именно осада вызвала голод в занятых поляками и Семибоярщиной кварталах Москвы, что создало благоприятные условия для ее освобождения.


Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде началось патриотическое движение, которое постепенно консолидировало большинство сословий в стремлении освободить страну от оккупантов. Под воздействием грамот Гермогена патриоты сошлись на том, что первоочередной задачей является освобождение столицы и созыв Земского собора для избрания нового царя. При этом было решено не приглашать на русский престол никого из зарубежных претендентов и не выбирать царем Ивана Дмитриевича (сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II).

По призыву нижегородского старосты, торговца мясом Кузьмы Минина, начало формироваться второе ополчение. Во главе него встали сам Минин и князь Дмитрий Пожарский. Сборы, собранные по инициативе Минина с горожан и сельчан, дали первые денежные поступления на нужды ополчения. Кто-то роптал, но многие понимали, что деньги нужны на святое дело: речь шла о том, быть или не быть России.

Вожди второго ополчения стали рассылать грамоты в другие города, призывая народ вступать в ополчение. Эти действия взволновали поляков и были одобрены Гермогеном. В отместку патриарха арестовали. А в начале 1612 года Гермоген скончался от голода в польских застенках. И за это преступление, кстати сказать, польские политики, которые так любят поговорить о Катыни и очень не любят вспоминать о замученных в польских концлагерях в 1919-1922 годах десятках тысяч красно- и белогвардейцев, до сих пор перед Россией не извинились! Быть может, они сделают это хотя бы к 400-летию смерти патриарха…

В марте 1612 года второе ополчение выступило из Нижнего Новгорода и направилось по маршруту Балахна - Юрьевец - Решма - Кинешма - Кострома - Ярославль, где был образован временный «Совет всей Земли» - правительственный орган. Второе ополчение постоянно пополнялось людьми, вооружением, припасами. Вскоре Трубецкой и Заруцкий вступили в переговоры с Мининым и Пожарским о согласованности действий.

Основные силы второго ополчения дошли до Москвы в августе 1612 года. Почти одновременно с ними к столице подошел польско-литовский гетман Ян Кароль Ходкевич, имевший целью снять осаду Кремля и доставить туда продукты питания. В течение трех дней, 22, 23 и 24 августа, войска гетмана Ходкевича упорно и смело пытались прорваться в Кремль. Но в итоге они понесли тяжелые потери и были вынуждены уйти восвояси. В ходе сражения патриоты из первого и второго ополчений проявили массовый героизм, а их вожди - высокое полководческое мастерство и личную храбрость.

Эта победа предрешила судьбу польско-литовского вражеского гарнизона в Кремле и Китай-городе. Промучившись еще два месяца, поляки и бояре-предатели капитулировали. Москва была освобождена.

Приглашаем на , что находится в 65 км от Москвы по Щелковскому направлению. Домик охотника расположен на живописной поляне прямо в лесу на берегу пруда. Подьезд очень удобный, и до самого домика охотника можно проехать на любом автомобиле.

Анна, в переводе с иврита, означает «милость божья», «благодать», «миловидная», «симпатичная». Само имя состоит всего из двух слогов, которые зеркально отражают друг друга. Это может говорить о том, что девушка с таким именем жертвенна, открыта и терпелива. Любит покопаться в себе.

Происхождение имени Анна:

Анна – это славяноязычный вариант древнешумерского – Hannah (Ханна). Впервые это имя встречается именно в древнешумерской мифологии. Инанна или Хана – одна из центральных богинь в этой религии.

Характеристика и толкование имени Анна:

Маленькая Аня с большим удовольствием станет заботиться о щенятах, котятах, крольчатах, наблюдать за жизнью птиц. Готова стать хорошей помощницей маме в уходе за младшими братиками или сестричками. Лучшей игрушкой для Ани будут куклы и средства ухода за ними – детские наборы доктора, парикмахера, коляски, ванночки. Став постарше, Аня всегда поможет своим родным решить какие-либо проблемы. Она никогда не откажет соседу-старичку в помощи по дому, школьным товарищам - в подготовке домашнего задания. Такой альтруизм часто становиться предметом злоупотребления, а, порой, и эксплуатации Аниной доброты окружающими.

В школе Анна учится, в основном, на «хорошо» и «отлично», обычно, за счет своего трудолюбия и усердия, ладит с учителями – ей часто поручают общественную работу, с которой она справляется очень хорошо. Любую работу Анна исполняет, дотошно вникая в каждую деталь. Ее любимое занятие – рукоделие. Она умеет замечательно шить и вязать, любит красиво одеваться. Чистота, для Анны, превыше всего – она очень нетерпимо относится к бардаку и неряшливости, сама выглядит всегда исключительно опрятно. Обычно, девушка с именем Анна, привлекательна внешне, но может иметь проблемы с лишним весом.

Чаще всего, она выбирает работу в социальных сферах – медицине, педагогике, ветеринарии, психологии. Анна очень артистична, поэтому она способна добится больших успехов, работая журналистом, певицей, актрисой, режиссером. Руководство, в первую очередь, ценит исполнительность и трудолюбие Ани. Начальник из нее очень хороший – она справедлива и отзывчива, уважительно относится к любому труду.

Замужество может оказаться неудачным, так как из-за природной доброты и чувства жалости, Анна может выйти замуж за неудачливого, пьющего или больного человека. Но при этом будет считать, что любит этого мужчину, будет стараться помочь ему преодолеть болезнь или вредную привычку. Старается обойтись без конфликтов, не приемлет развод. Она не выносит измен, сама станет преданной и верной женой. После рождения ребенка, Анна начинает усиленно опекать его, вследствие чего, обычно, ее дети вырастают очень избалованными и самовлюбленными.

Будучи, не готовой защитить себя от хамства и грубости, она, просто, становиться более замкнутой и зажатой. В душе же, тяжело переживает по поводу того, что не смогла постоять за себя.

У Анны, обычно, много друзей и приятелей. Для нормального самочувствия, ей нужно постоянное общение. Она очень не любит одиночество, ей нужно обязательно кого-то опекать, о ком-то заботиться. Поэтому, когда ее дети становятся взрослыми, как правило, заводит себе домашнего питомца.

Так звали мать богородицы-Марии, рождение которой было большим чудом. Дело в том, что Анна была бездетна долгие годы брака, а, в довольно зрелом возрасте, забеременела и родила дочь, которой было суждено стать матерью богочеловека.