Объект исследования в философии. Понятие и предмет философии как науки

Кораблю, который не знает куда плыть, ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Целеполагание - это постановка цели и ее достижение. Достижение цели - трудновыполнимое занятие, и это объясняет, почему так много людей живет без четкой цели. Однако поставленная цель в жизни человека наполняет ее большой осознанностью и смыслом.

Почему у людей возникают сложности в постановке и достижении постановленных целей?

Проблема может быть, например, в том, что человек имеет противоположные критерии. Критерий ценности выбора - то, на основании чего человек делает свой выбор. Критерии, в отличие от целей, не лежат на поверхности и могут быть неочевидны человеку сразу. Определить критерии ценности можно, ответив себе на вопрос - что для меня важно в жизни?

Пример противоположных критериев: стремление быть успешным и стремление никогда не рисковать. Ведь известно, что невозможно стать успешным человеком, ничем не рискуя. Таким образом, необходимо провести инвентаризацию своих целей, на предмет того - нет ли в ваших желаниях противоречащих и взаимоисключающих критериев?

Также, в постановке и достижении целей многим мешает такое понятие, как время. Люди обеспокоены сроками достижения, полагая, что на это могут уйти месяцы и годы. Подобные мысли способны полностью отбить желание что-либо делать, но это неверное понимание времени.

Время - это тот ресурс, который мы не можем потратить. Время расходуется само по себе, вне зависимости от того, делаем мы важное дело или занимаемся ерундой.

Также есть понятия прошлого, настоящего и будущего, к которым мы привычно апеллируем, однако стоит принять тот факт, что мы существует всегда в настоящем. Прошлого уже нет, а будущего еще нет. Настоящий момент - это все что есть у человека. Поэтому нет смысла постоянно думать и переживать о долгосрочных целях.

Человек должен ставить цель, не для того, чтобы строить свое будущее, ведь оно всегда существует только в воображении. Смысл целеполагания состоит в том, чтобы оно улучшало качество жизни в текущий момент. Поставленная цель помогает лучше сконцентрироваться на деле в настоящий момент. В момент постановки цели необходимо спрашивать себя, чем конкретно эта цель улучшает текущую ситуацию? Если цель никак не влияет положительно на настоящий момент, значит, эту цель можно отбросить. Однако если цель дает больше понимания и ясности, привносит мотивацию – это стоящая достижения цель.

Не стоит думать о том, что достижение целей потребует много жертв и страданий. Подобное отношение может привести к неудаче. Необходимо сконцентрироваться на том позитивном влиянии, которое цель оказывает на качество жизни в настоящее время, даже если до полного воплощения потребуется еще много времени. Каким образом поставленная цель улучшает жизнь уже сегодня?

Не стоит много думать об огромных трудностях, что ждут в будущем. Их может вовсе не случиться, или они окажутся совсем не такими ужасными, как это представляется сегодня. Необходимо концентрировать свое внимание на том, как все будет здорово, когда цель будет достигнута. Если подобные мысли вдохновляют и дают надежду, то стоит прокручивать их чаще, а также размышлять над тем, как улучшить ситуацию уже сегодня.

§ 5. Целеполагание в воспитательном процессе

Сущность, значение цели и целеполагания

Цель - это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности, задаваемого любой системе большей системой, частью которой на является (Что я хочу достичь, исходя из современного социального заказа общества?). Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

В педагогической литературе встречаются различные определения цели:

а) цель - это элемент воспитательного процесса; системообразующий фактор;

б) цель (через целеполагание) - это этап управленческой деятельности (самоуправления) педагога и воспитанника;

в) цель - это критерий эффективности системы, процесса и управления воспитанием в целом;

г) цель - это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.

Педагоги несут ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели, Неправильно поставленная цель - причина многих неудач и ошибок в педагогической работе.

(Эффективность – умение делать правильные вещи, то есть получать те же самые результаты, но с меньшими затратами ресурсов (времени, людей, материалов, финансов и так далее).

Эффективность деятельности оценивается прежде всего с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.

"В целях усиления борьбы с вредителями Министерство сельского хозяйства Китая объявило, что за каждую сданную саранчу будет выплачен 1 юань.

…Теперь все крестьяне разводят саранчу".)

В воспитательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятельности пе дагога. Цель становится движущей силой воспитательного процесса, если она значима для всех участников этого процесса, присвоена ими . Последнее достигается в результате педагогически организованного целеполагания.

В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя

а) обоснование и выдвижение целей;

б) определение путей их достижения;

в) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагание - непрерывный процесс . Нетождественность цели и реально достигнутый результат становятся основой переосмысления, возвращения к тому, что было, поиска нереализованных возможностей с позиции итога и перспектив развития педагогического процесса. Это ведет к постоянному и бесконечному целеполаганию.

От того, как осуществляется целеполагание , зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление ), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей работе.

Целеполагание может быть успешным , если оно осуществляется с учетом следующих требований:

Схема 3

Потребности и факторы, влияющие на выработку ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ

ПОТРЕБНОСТИ

(какие? – нужно выявить и сформулировать!

воспитания

ФАКТОРЫ, УСЛОВИЯ (какие именно в 20 школе?

Социальные экономические условия (информац. общество требует творческих, социально-активных людей, умеющих согласованно работать в команде, гибко адаптироваться в нестандартных условиях, брать ответственность за решение социальных задач в системе общественного самоуправления

Родителей

Педагогов

Условия образовательного учреждения - ?

Потребности Образовательного учреждения (в чем?

Индивидуальные и возрастные особенности учащихся (нужна диагностика личностного развития по всей школе)

Социальной сферы

Система целей и задач

На практике педагогу чаще всего приходится решать проб­лему органичного сочетания групповых и индивидуальных целей, а также их взаимодействия при организации групповой деятельности детей, родителей на каждом этапе работы.

Разнообразие целей, множество их типов обуславливают многоаспектность, многоуровневость процесса целеполагания. Организуя целеполагание в конкретной ситуации, педагог должен учитывать уже достигнутые и перспективные, более общие и частные, групповые и индивидуальные цели, устанавливать взаимосвязь между ними, осуществлять композицию и деком­позицию целей и задач на разных уровнях.

Под композицией имеется в виду процесс логического пост­роения и составления, расположения и соотношения подцелей в общую цель. Декомпозиция - это расчленение, разъедине­ние цели на составные части, подцели. Однако в процессе де­композиции не должна нарушаться целостность цели, все час­ти общей цели должны представлять собой иерархическую структуру. Гармония, согласованность целей - это показатель успешного целеполагания совместной деятельности участни­ков педагогического процесса.

Два процесса, композиция и декомпозиция целей, тесно взаимосвязаны и могут осуществляться одновременно навстречу друг другу, например, по следующим основным линиям:

1) цель личности - цель микрогруппы - цель малой группы (первичного коллектива) - цель школьной общности - цель социума;

2) перспективная цель группы - цель ближайшего этапа в работе - цель дела - цель конкретного действия.

Это лишь некоторые «срезы» в системе целеполагания группы. Они не исчерпывают всей сложности и многообразия рас­сматриваемого процесса, тесно взаимосвязаны между собой и пересекаются в конкретно взятой ситуации. Так, например, определение целей конкретного дела связано с декомпозицией перспективных целей группы. В свою очередь, общие цели группового дела конкретизируются затем частными, личными целями.

Условно взамосвязь целей конкретного действия педагога с системой других целей можно показать с помощью схемы 4.

Одна из реальных практических проблем, встающих перед педагогом, - определение не только целей, но и задач воспи­тания. Цель и задачи соотносят как целое и часть. Задачи можно определить как частное выражение цели . Цель воспитания рассматривают и как систему решаемых воспитательных задач. Задачи возникают и ставятся в ходе достижения целей . Напри­мер, общая цель воспитания по - воспитание тру­женика, семьянина, гражданина, которая достигается через систему, комплекс воспитательных задач, предложенных ав­тором в работе «Об основных подходах к содержанию деятель­ности классного руководителя в новых условиях».

Схема 4

Взаимосвязь целей при целеполагании конкретного действия педагога

Задачи по отношению к цели могут рассматриваться и как главные пути достижения цели. Например, цель - «воспита­ние самостоятельности у ребенка» достигается через формиро­вание у него навыков самоорганизации, развитие потребности и умений ставить цели и задачи в конкретной работе, умений планировать работу и осуществлять самоконтроль и т. д.

Возможны и другие подходы к установлению взаимосвязи целей и задач. Так, условно определил воспи­тательную задачу как конкретизацию цели в конкретных ус­ловиях и реализацию ее с помощью конкретных средств и дей­ствий. Таким образом, воспитательная задача включает в себя три компонента: цель, условие, действие1.

Воспитательная задача: цель: условие + действие.

Например:

а) развитие познавательных интересов учащихся через создание системы дополнительных занятий по выбору;

б) развитие познавательных интересов учащихся во внеучебное время в процессе проведения коллективных познавательных дел;

в) развитие познавательных интересов через организацию деятельности клубных объединений и др.

Отметим, что разграничение воспитательных целей и задач весьма относительно. Все зависит от того, что и в какой системе целей и задач берется за отправную точку. Так, развитие познавательных интересов учащихся может выступать как задача по отношению к цели «подготовка учащихся к сознатель­ному выбору профессии». В другом случае «развитие познавательных интересов учащихся» может быть целью работы класс­ного руководителя в конкретном учебном году.

Из всего многообразия типологии целей и организации со­ответствующих уровней целеполагания остановимся на опре­делении следующих: общие цели и задачи педагогов и учащих­ся; цели и задачи учащихся; цели и задачи педагогов.

1.Общие цели, задачи педагогов и учащихся вырабатываются на этапе планирования совместной деятельности учителей и детей и условно называются жизненно-практическими . Хотя они выражают общие потребности и интересы участников взаимодействия, но при этом определяющими являются интересы и потребности детей. По содержанию и формулировке жизненно-практические цели и задачи могут быть самыми различными, сориентированы на преобразование окружающей действительности, отношений в коллективе, на совершенствование самих себя. Главное - они должны быть понятными, осознанными и принятыми школьниками.

Общие цели, задачи, выработанные в процессе взаимодей­ствия педагогов и школьников, становятся основой для объединения их усилий в дальнейшей совместной работе. Учитывая это, педагоги определяют цели и задачи, которые сориентированы на развитие учащихся и их отношений, то есть жизненно-практические задачи выполняют роль основных средств в решении конкретных задач. В то же время воспитательные задачи педагоги декомпозируют в профессиональные, связан­ные с организацией воспитательного процесса (организационно-педагогические задачи) и ростом своего педагогического мастерства.

Таким образом, определив общую цель совместной деятель­ности, каждая сторона конкретизирует свою роль, индивиду­альные цели, отражающие общую, позиции, возможности уча­стников целеполагания. Цель совместной деятельности педа­гогов и учащихся может заключаться в создании конечного материального продукта, в решении организационных вопро­сов, а зачастую она декомпозируется в воспитательные цели и педагогические задачи, решение которых создает условия для формирования у школьников нравственных качеств, отноше­ний друг к другу и окружающему миру.

А)Воспитательные задачи сориентированы на развитие уча­щихся, отношений их с окружающими людьми и миром, спло­чение коллектива детей и улучшение отношений в нем.

Б). Организационно-педагогические задачи направлены на орга­низацию воспитательного процесса , Приведем пример, пока­зывающий взаимосвязь задач (табл. 10).

Таблица 10

Взаимосвязь жизненно-практических, воспитательных и о рганизационно-педагогических задач

Жизненно-практические задачи

Организовать интересно и полезно свободное время , досуг учащихся

Воспитательные задачи

Развить потребность в культурном проведении свободного времени, творческие способности, умение общаться

Организационно-педагогические задачи

Изучить интересы и потребности детей;

сформировать группы по интересам и с учетом этого построить планиро­вание и организацию внеучебной работы;

выявить возможности родителей в организации свободного времени детей и привлечь их к внеучебной воспитательной работе и т. д.

Заметим, что воспитательные - задачи могут быть одинако­выми для коллективов, групп детей и отдельных учащихся. Организационно-педагогические задачи определяются и кон­кретизируются в зависимости от условий, возможностей, по­требностей детей и поэтому в каждом конкретном случае будут отличаться.

Из вышеизложенного очевидно, что целеполагание - это многоуровневый мыслительный процесс, включающий в себя сложнейшие операции (анализ, синтез, прогнозирование) и происходящий явно или скрыто на каждом этапе, в каждом звене воспитательного процесса. Цель появляется как итог умозаключения, выраженного в устной или письменной форме.

Методика целеполагания

Педагогическое целеполагание может быть условно пред­ставлено в общем виде следующими этапами:

а) диагностика воспитательного процесса , анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;

б) моделирование педагогами воспитательных целей и задач, возможных результатов;

в) организация коллективного целеполагания , совместной целеполагающей деятельности педагогов, учащихся, родителей;

г) уточнение педагогами воспитательных целей и задач , внесение корректив в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.

А) Чтобы цели и задачи, планы их реализации были актуальны, реальны и доступны, необходимо осуществить диагности­ку исходной ситуации , в которой находятся участники совместной деятельности. Целесообразно изучить состояние воспита­тельного процесса, индивидуальные и возрастные особенности детей , результаты их деятельности на предыдущем этапе» опыт организации совместной работы, опираясь при этом, прежде всего, на оценку, информацию самих школьников . Участие де­тей в осмыслении своего предыдущего опыта позволяет им со­знательно подойти к определению общих и индивидуальных целей, достичь их гармонии.

Этап диагностики в целеполагании особенно важен, так как позволяет учителям выявить наиболее значимые педагогичес­кие средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы взрослыми и детьми, а следовательно, лучше понять запросы, потребности школьников , оценить совместную деятельность педагогов и учащихся с позиции самих детей»

Б) На основе материалов, информации, полученной в ходе ди­агностики, совместного анализа, определяется первый вариант воспитательных, организационно-педагогических задач . На этом этапе целеполагание осуществляется как индивидуальная мыслительная деятельность педагога по выработке целей и за­дач, определению главных путей их достижения.

Для проек­тирования актуальных и реальных целей, задач на уровне шко­лы необходимо собрать информацию по следующим вопросам:

а) каковы общие цели воспитания;

б) каковы особенности целей воспитания в регионе, данном учреждении, коллективе;

в) какие задачи стояли перед школой в текущем году и каковы успехи в их решении;

г) к решению каких задач подошел коллектив на следующем этапе;

д) какие возможности для реализации целей может предоставить школа, микрорайон, район, город и т. д.;

е) в какой мере ученический коллектив готов к решению ближайших задач.

В) На третьем этапе сущность взаимодействия педагогов и школьников заключается в том, чтобы воспитательные зада­чи, стоящие перед педагогами, трансформировать в задачи и замыслы школьников , а проблемы, выражающие интересы детей и актуализированные на первом этапе целеполагания (на этапе диагностики), конкретно и осознанно оформить в общие цели совместной деятельности педагогов и детей. В этом слу­чае используют различные приемы: вместе с детьми вспомина­ют проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизнедеятельности коллектива, помогают сформулировать вопросы, которые подскажут эти проблемы школьникам.

Учащиеся быстрее и осознаннее воспринимают цель, при­сваивают ее, если то, что предлагают педагоги: а) связано с их конкретной жизнью, с потребностью скорее стать взрослыми; б) выражено серьезно, значимо, доверительно ; в) приведет к за­манчивым результатам; г) доступно и понятно; д) ярко и эмо­ционально3.

Г) Четвертый этап целеполагания в определенной мере повто­ряет второй, но по содержанию и объему работы может суще­ственно отличаться. Здесь педагогу целесообразно проанали­зировать, в какой мере удалось: а) организовать взаимодействие учащихся в процессе целеполагания; б) идентифицировать об­щие и личные цели детей, педагогические и жизненно-прак­тические задачи; в) спрогнозировать, предусмотреть интересы, потребности детей; г) провести в жизнь свои педагогические замыслы.

Выделение этапов целеполагания весьма условно, так как все они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга.

Описание этапов целеполагания носит обобщенный характер и может быть применено к различным типам целеполагания

Методика целеполагания будет отличаться при этом временными рамками, набором педагогических приемов и действий детей. Покажем это на ряде примеров.

В практике получило распространение перспективное целеполагание , организованное как моделирование личности выпускника школы.

Модель выпускника рассматривается как общая цель образовательного учреждения, в разработке которой могут участвовать под руководством педагогов все классные коллективы, учащиеся и родители. Представители этих коллективов на общем сборе защищают свой вариант. Материалы обрабатываются творческой группой . Обобщенный вариант выпускника выносится на обсуждение педколлектива, актива родителей и учащихся. В любом случае, важен сам процесс осмысления свой перспективы каждым ребенком, родителем , тем более если это базируется на диагностике, оценке, самооценке, самотестирования детьми собственных качеств. По разному могут формулироваться вопросы и задания для понимания своей перспективы и в целом школы в зависимости от возраста детей, психолого-педагогической подготовки участников целеполагания. Например, в одной из школ на сборе актива учащихся, родителей и педагогов для обсуждения предлагались следующие вопросы:

Какие качества необходимы современному человеку?

Какими качествами должен обладать выпускник нашей школы, чтобы найти место в жизни?

Какие качества успешно формирует наша школа?

Какие качества отсутствуют или плохо развиты у сегодняшнего школьника?

Что нужно изменить в школе, чтобы воспитать у учащихся желаемые качества?

Определение общей цели воспитания в образовательном учреждении подводит детей и родителей к необходимости выработки индивидуальных свойств, качеств личности с учетом созданной ими модели выпускника, определяющей программу роста на ближайший период и перспективу.

Целеполагание в классном коллективе на учебный год может быть направлено на определение и обоснование как групповых так и индивидуальных целей, задач, путей их решения. Проводится диагностика уровня развития коллектива, уровня отношений и самоуправления в не м. Учащиеся знакомятся с результатами этого изучения, и им предлагается охарактеризовать свой коллектив, определить уровень его развития, используя методику «Кто мы? Какие мы?» на основе стадий развития коллектива по 4. Учащимся предлагаются характеристики каждого этапа («Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел»). Затем дети отвечают индивидуально или в микрогруппах обсуждают следующие вопросы:

На каком этапе развития находится наш класс? Обоснуйте свою точку зрения, используя конкретные примеры и факты.

Что мешает нашему классу находиться на более высоком уровне развития?

Что мешает созданию настоящего дружного коллектива в нашем классе?

Что необходимо сделать, предпринять, чтобы наш коллектив продвинулся в своем развитии, поднялся на более высокий уровень?

В результате обсуждения этих вопросов определяются жизненно-практические задачи, проблемы и главные пути их решения в классном коллективе. Материалы коллективного целеполагания становятся основой для уточнения классным руководителем воспитательных задач, замыслов, идей на учебный год.

Предложенные выше этапы и методические рекомендации могут быть использованы при проведении целеполагания на уровне учебного заведения, первичного коллектива, конкретной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела. В любом случае эффективность целеполагания определяется степенью присвоения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностного смысла, а также соответствием целей и достигнутого результата.

Вопросы для самопроверки

1. Как взаимосвязаны цели и целеполагания в воспитательном процессе?

2. Назовите требования к целеполаганию.

3. Покажите на примерах, как взаимосвязаны цели и задачи в воспитательном процессе.

4. Как определить эффективность целеполагания?

5. Чем отличаются «свободное» и «жесткое» целеполагание?

6. Назовите этапы педагогического целеполагания.

1Лебедев О. Е. Теоретические основы педагогического целеполагания в систе­ме образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. - СПб., 1992. - С. 28.

2, Березная и искусственный интеллект. - Л.: ЛГУ, 1991. - С. 21.

3 Безрукова. - Екатеринбург, 1996. - С. 25.

4Лутошкин вести за собой. - М., 1986.

Целеполагание – это совершение выбора либо одной, либо нескольких целей с определением параметров позволительных отклонений для контроля над процессом реализации идей. Нередко, разумеется, как практическое осознание своей собственной деятельности индивидом с позиции постановки целей и их осуществления (достижения) более выгодными средствами, как наилучший контроль над временным ресурсом, определенным деятельностью субъектов.

Целеполагание – это своеобразная первичная стадия управления, которая предусматривает постановку главной цели или комплекса целей, соответствующих назначению, стратегическим инструкциям (стратегическое целеполагание) и характером задач, которые нужно разрешить.

Процесс целеполагания

Понятие целеполагание используется для именования коротких обучающих тренингов, которые изучают системы планирования, методы управления временным ресурсом, результатом которых будет достижение: умение планирования рабочего времени с учетом ближайших (далеких) перспектив и важности поставленных задач; способности выявлять оптимальные пути решения; умения грамотно устанавливать цели и реализовывать их.

Процесс целеполагания является отправной точкой в любой деятельности индивидов, так как цели вне деятельности просто не бывает. Принципы целеполагания используются практически во всех сферах деятельности.

Различают 10 существенных моментов процесса целеполагания.

1. Неосознаваемые потребности лежат в основе любой деятельности. Потребность является объективной нуждой в чем-либо. Часто потребности навязываются субъектам, то есть они существуют независимо от воли индивида. Так, например, человек должен дышать, пить и кушать для того, чтобы жить. За основу можно взять иерархию потребностей по Маслоу – от низшей к высшей.

2. Обычно осознанная потребность является мотивом. Однако, так как индивид в процессе жизнедеятельности постигает множество различных потребностей, единая мотивационная система субъекта определяется как довольно сложная, противоречивая и частично осознаваемая. В психологии существует феномен, который называется борьба мотивов. Это означает, что мотивы имеют иерархическую систему значимости и вступают в конкуренцию друг с другом. Самым значимым или выигравшим борьбу мотивом считается цель. Компонентами мотивационного процесса являются мотивировки, то есть сознательные доводы, которые доказывают и объясняют значимость мотива.

3. Цель является опредмеченным желанием, то есть пониманием индивидом, что он хочет. Это безупречный образ, искажающий реальность. В качестве идеального образа она является довольно сложным комплексным образованием, которое состоит их формулировок, доводов, прогнозов и ожиданий, фантазий, догадок и др. Сегодня цель разумеется как сознательное и рациональное явление, однако при этом нельзя не учитывать эмоционально-образные корни, влияющие на то, каким образом будет она осознаваться.

4. Внутренние механизмы потенциального прогнозирования используются для выбора цели. Для постановки чаще выбирается событие с более высокой степенью субъективной вероятности.

5. Реальный результат с целью в качестве внутреннего образа и субъективным предсказанием всегда расходятся.

6. Образ процесса осуществления цели и представление о затрачиваемых ресурсах всегда входят в образ цели. Планирование является сознательным анализом (прояснением) и письменной фиксацией шагов достижения цели и потребных ресурсов.

7. Представления о происходящих процессах и затрачиваемых ресурсах осуществления всегда будут расходиться с тем, что доступно в реальности. Даже самое идеальное планирование объединяет в себе некоторые погрешности, которые в процессе приходится подвергать корректировке.

8. Чем более ярко и четко осознается и представляется цель, тем интенсивнее мотивационные процессы для ее достижения, а также и больше активность при достижении результата.

9. Чем более интенсивная мотивация вначале, тем больше будет искажаться субъективная потенция цели.

10. В психологии существует довольно известный закон мотивации, которые называется градиентом цели. Он заключается в том, что чем ближе индивид подходит к результату, тем интенсивнее сила мотивации, также как и активность деятельности.

Процесс целеполагания является довольно длительным и сложным. Сложность его лежит в необходимости трансформаций неосознаваемых желаний в отчетливо и внятно сформулированную цель, в выстраивании в сознании плана нужных деяний и ресурсов для достижения результата. А длительность целеполагания определяется тем, что она не заканчивается только лишь выбором цели вначале деятельности. В ходе деятельности появляется множество несогласованностей между образом и существующими результатами.

Основы целеполагания являются залогом реализации желаний и идей.

Цели и целеполагание

Цель – это то, что человек стремится достичь, предмет стремления, желаемый исход, то, что желательно реализовать, но необязательно достижимое.

Цель в философии означает представление, которое индивид стремится реализовать. Она представляется продуктом сознательной деятельности и воли, субъективной формой волевой мотивации, однако аналогично с внутренними психическими явлениями, понятие цели переносится на наружный объективный мир.

Цель является идеальным внутренним предвосхищением итогов деятельности и возможностей ее достижения при помощи определенных средств. Итак, цель взаимосвязана со стремлениями и желаниями личности, с намерениями, с представлениями будущего, с сознанием и волей. То есть она является базисом для любого действия, поступка, а также будет его конечным результатом.

Цели ранжируются по трем уровням:

  • Первый уровень – оперативная цель. Это сиюминутные, обыденные цели, которые носят подчиненный характер в отношении тактики. Они довольно редко определяются сами по себе, скорее они являются конкретизацией деяний в достижении целей тактического характера.
  • Второй уровень – тактические цели. Они выходят из стратегических ориентиров. Тактические цели конкретизируют такие компоненты, как их ценность. Они, по сути, являются шагами и задачами, которые направлены на осуществление целей стратегического характера.
  • Третий уровень – стратегические цели. Они являются наиболее значимыми среди остальных жизненных целей. Они определяют путь жизненного прогресса человека, группы людей или организации в целом. Жизнь индивида во всех ее проявлениях и жизненных шагах обуславливают стратегические цели. Они являются направляющим фактором любой активности.

Характер формирования личности и ее изменчивость отражают свойства целей. К ним относят: глубину, их согласованность, пластичность, корректность.

Глубина целей заключается в их влиянии на разные области жизни и уровень такого влияния. Данное свойство характеризует стратегические цели. Степени взаимосвязанности и влияния на иные цели определяются таким свойством как согласованность.

С течением времени любые цели претерпевают трансформации – за это отвечает пластичность. В связи с тем, что ценности образуются постепенно, цели стратегического характера также претерпевают изменения.

Согласованность между целями тактического характера и стратегическими ценностями-целями обуславливаются таким свойством как корректность целей. Главной характерной чертой целей является их индивидуальность. Даже если они называются одинаково, каждая личность за своими целями имеет определенные персональные ценности и субъективные смыслы.

Целеполагание является процессом постановки целей. Данный процесс – это своеобразное творчество. И чем выше уровень цели, тем будет более творческим процесс. На оперативном и немного на тактическом уровнях процесс целеполагания больше связан с аналитическим мышлением и логикой, то на стратегическом уровне он связан с творчеством и синтетическим мышлением.

Для того чтобы процесс целеполагания проходил успешно, индивид должен хорошо знать себя, свои ведущие мотивы и ценности, должен быть креативным и волевым, иметь хорошее воображение. Огромную роль также играет и структурированность мышления, и логика.

В общем смысле целеполагание является навыком, который может поддаваться тренировке при соответственной практике.

Смыслом целеполагания является проявление экзистенциальной сущности индивида, т.е. это процесс активного вырабатывания реальности. Это одна из основных потребностей личности. Целеполагание направлено на увеличение уровня энергии. Это мощный самомотивирующий фактор. Целеполагание минимизирует или полностью снимает уровень тревожности и уменьшает неопределенность.

А вот отказ от целеполагания бывает связан с внутриличностными конфликтами, со страхами, которые обусловлены опытом постановки целей без их достижения, с недостатком сведений о персональном потенциале, ресурсах для их движения и достижения.

Принципы целеполагания, вырабатывания структуры целей лежат в согласованности и взаимосвязи.

Планирование и целеполагание

Самыми важными вещами для индивида, который стремится к тому, чтобы добиться успешности в жизни, является планирование и целеполагание. Ведь добиться цели – это означает победить. Успешные субъекты побеждают, неуспешные – пытаются победить. В этом и состоит существенное различие целенаправленных и нецеленаправленных действий. В первую очередь, целеполагание является целью, которую необходимо достичь. Она следует из потребностей, приобретает мотивацию, а затем происходит работа непосредственно над достижением.

Потребность в целеполагании и формировании планов осуществления такого целеполагания является базовой потребностью индивида, отличающей человека и социум от животных.

Счастье и удовлетворенность жизнью индивида имеют зависимость от грамотного целеполагания.

Удача – это процесс, характеризующийся закономерностью, и начинается она с составления плана. Успеха можно достичь гораздо быстрее, если существует стратегический план. В персональном стратегическом планировании целеполагание наиболее полно обнаруживает свой потенциал.

Стратегическое субъективное планирование способствует:

  • определению важнейших направлений, нахождению цели и смысла жизни;
  • принятию положительно заряженных решений и улучшению будущего;
  • концентрации усилий на том, что действительно значимо;
  • достижению наивысших результатов в максимально короткие сроки;
  • значительному повышению уровня производительности собственных действий;
  • получению удовольствия от более полного равновесия, свободы и денег;
  • ликвидации страха, тревожности, неопределенности и сомнений;
  • более эффективному употреблению собственных навыков и наработок;
  • повышению общего спокойствия и качества жизни;
  • большему производству, что в итоге приводит к большим результатам.

Стратегическое целеполагание базируется на том, что жизнь индивидов не сможет пойти в соответствии с планом, если самого плана не существует.

Процесс постановки целей неразрывно связан с иерархией потребностей. Иерархия потребностей Маслоу была создана без учета разбивки в соответствии с уровнями ее вероятностного осуществления. Сами выражаются в общих формах и только лишь в конкретной внутренней взаимосвязи. Отсюда следует, что удовлетворение потребности какого-то одного уровня может полностью закрыть вопрос этой потребности. Это означает, что данная потребность в дальнейшем не получит никакого развития. Движение направлено от удовлетворения потребностей одного уровня к другому. То есть удовлетворение материальной потребности предшествует потребности в личностном развитии. Однако, как показывает практика, удовлетворение одной материальной потребности влечет за собой появление других материальных потребностей, а не обязательно порождает потребность в развитии.

Таким образом пирамиду Маслоу можно рассматривать с позиции двоякой направленности движения, т.е. удовлетворение потребности одного уровня в дальнейшем ведет к движению в двух направлениях: удовлетворению потребностей этого же уровня или удовлетворению потребностей следующего уровня.

Именно такое двунаправленное движение и находится в основании целеполагания – установление того, что следует сделать и планирование.

При этом целеполагание подразумевает под собой выполнение двух задач. Первая заключается в закрытии текущего уровня пирамиды и переход на последующий более высокий уровень. Вторая заключается в переходе на потребность, находящуюся на аналогическом уровне следующей пирамиды.

Такая же ситуация обстоит с планированием: что следует сделать для перехода на последующий уровень, и какие поступки необходимо совершить для того, чтобы перейти на такой же уровень следующей пирамиды.

Стратегическое планирование является процессом систематизированным, последовательным и логическим, который базируется на рациональном (разумном) мышлении. Наряду с этим оно представляет собой и искусство прогнозирования, выбора альтернативных решений и исследования.

Обобщенное целеполагание в зависимости от уровней пирамиды предполагает уточнение определенной личностью собственных задач по соответственным уровням. Для целеполагания реализуется конкретизация поступков индивидов и планирование движения.

Урок целеполагания

В научных трудах наибольшее распространение получили такие определения целей: предвосхищаемый исход деятельности, предметное отображение будущего, индивидуальный образ желаемого, который опережает отражение обстоятельств в сознании индивида.

В образовании под целью подразумевают предвосхищаемый результат, т.е. образовательный продукт, которому надлежит быть реальным и конкретным.

Целеполагание сегодня – это проблема современного урока. Основы целеполагания являются важнейшим элементом достижения успешной деятельности. Ведь от того, насколько грамотно сформулированы и конкретизированы цели, зависят и пути их достижения, и конечные исходы.

Суть проблемы заключается в подмене цели, формальном подходе, завышенных целях, постановке собственных целей учителей.

Подмена целей заключается в том, что часто учителя чувствуют моральное удовлетворение от того, чем занимаются школьники на уроках, а не от результатов урока. Происходит подмена целей обучения средствами достижения.

Формальный подход заключается в расплывчатости и неопределенности целей, которые сформулировал преподаватель, что приводит к непониманию этих целей учащимися и самим преподавателем.

Завышенные цели бывают в зависимости от их масштаба глобальными и локальными. Обычно на уроке происходит постановка глобальной цели, которую невозможно получить за одни урок. Цель, связанная с конкретным уроком называется локальной.

Постановка персональных целей учителями ведет к тому, что учащиеся не ставят самостоятельно цель, вследствие этого им бывает скучно на уроке.

Целеполагание в педагогике подразумевает процесс обнаружения задач и целей субъектов образовательной деятельности (учащихся и учителей), их обнародования друг другу, координации и достижения.

Цель является тем, к чему стремятся, что нужно реализовать. На уроках ставится обучающая, формирующая личность и воспитывающая цели. Они должны быть диагностируемыми (т.е. проверяемыми с помощью определенных средств), конкретными, понятными, осознанными, описывающими желаемый результат, реальными, побудительными, точными.

Отсюда следует, что цель урока – это его исход, достичь который планируется с помощью применения дидактических, методических и психологических приемов.

Обучающие цели содержат в себе овладение учениками знаниями, практическими навыками и умениями.

Воспитывающие цели содействуют воспитанию позитивного отношения к системе знаний и самому процессу обучения, формированию убеждений, идей, позиций, свойств и качеств личности, самооценки, самостоятельности, приобретении опыта нормального поведения в любом социуме.

Развивающие цели (формирующие) способствуют формированию специальных и учебных умений, усовершенствованию мыслительных процессов, формированию эмоциональной сферы, диалога, монолога, коммуникативной культуры, реализации самооценки и самоконтроля, а в общем развитию и становлению личности индивида.

Организация целеполагания

Сегодня одной из важнейших проблем нынешнего общества является проблема личностного формирования. То есть развитие такой личности, которая не только способна выжить в стремительно трансформирующихся экономических и социальных обстоятельствах, но и активно воздействовать на имеющуюся реальность. Основное место среди описания свойств такой личности занимает довольно актуальная способность, заключающаяся в самостоятельной постановке целей и их достижении при помощи использования наиболее приемлемых и адекватных средств. Однако, наряду с этим, проблема механизмов и факторов формирования целеполагания в процессах онтогенетического развития личности в психологической науке практически не проработана.

Несомненно то, что индивид не рождается сразу с готовой способностью к индивидуальному целеполаганию. В процессе субъективного развития становление целеполагания проходит целый ряд определенных этапов. Младенец обладает большим потенциалом, однако ничего не умеет. Он только на первом году жизни начинает овладевать своим телом, развивает движения рук через манипуляции с различными предметами. А взрослый в это время, помогая осуществлять такие манипуляции, выступает для малыша в качестве партнера для общей деятельности.

К окончанию первого года жизни у детей появляются действия, обусловленные целенаправленностью, и формируется способность находить и применять определенные средства для достижения результата. То есть, предметные действия малышей становятся направленными на получение некоторого желаемого результата. По мере того, как индивидуальный опыт накапливается, начинают усложняться и предметные действия, выстраиваемые одно за другим. Мотив такой деятельности принадлежит ребенку, а вот цель – взрослому.

Развитие целеполагания обусловлено особой ролью взрослых как партнеров ребенка в коллективной деятельности, которая обеспечивает все необходимые условия для формирования его вероятных возможностей.

Сегодня разработаны различные методики, техники и методы, развивающие способности к целеполаганию и способствующие к вычленению из всех «хочу» истинной цели.

Тренинг целеполагания направлен на формирование навыков постановки целей в различных жизненных сферах, содействие в понимании выбора основополагающих целей и определение путей их реализации, технологию, принципы и развитие целеполагания в целом. Тренинг целеполагания обучает правилам формулировки целей, SMART-технологиям, способствует установке приоритетов при помощи ситуационного анализа и др.

Методы целеполагания и техники постановки целей позволяют создавать эффективные мотивации и хорошие внутренние состояния для движения в нужном направлении, удовлетворения потребностей личности.

Технология целеполагания

Так часто вопрос о том, почему индивиды не достигают поставленных целей, переплетается с другим – почему они вместо ожидаемого результата получают совершенно другой. Существующие сегодня методы целеполагания подвергают рассмотрению, главным образом, технологию достижения целей, при этом, не уделяя нужного внимания основным вопросам: при каких обстоятельствах будет сохраняться ценность сформулированной цели, как правильно она должна быть сформулирована, как понять согласованность возможностей, которые есть в наличии и поставленной цели.

Технология целеполагания лежит в усвоении того, что цели отличаются от мечтаний и желаний тем, что в них заложен образ нужного будущего в соединение с направленностью на деятельность для достижения такого будущего. Цели предполагают персональные усилия, риски, волю, однако, кроме этого, еще и расчет потенциала для их достижения. Главной ошибкой в осуществлении сформированных целей является недостаточная оценка наличествующих ресурсов.

По-настоящему успешный и удачливый субъект должен овладеть умением грамотно ставить цели. Зная цель собственной жизни можно начинать ставить непродолжительные цели, например, на месяц, год или три года.

SMART методика разработана для того, чтобы помочь правильно их сформулировать. Сегодня она считается наиболее эффективной среди остальных методик.

Итак, цели должны обладать следующими характеристиками: конкретностью (Specific); измеримостью (Measurable); достижимостью (Achivable); ориентированностью на определенный результат (Result-oriented); соотношением с определенным сроком, временным ресурсом (Timed).

Конкретность (определенность) заключается в отчетливости формулировок. Она должна быть внятно выражена. В противном случае существует возможность достижения конечного результата, значительно отличающегося от запланированного. Точность выражений обуславливает понятность действий. А это, в свою очередь, является непременным условием их верного исполнения.

Измеримость заключается в невозможности отслеживания достижений результата, если не будет существовать каких-либо определенных измеримых параметров.

Достижимость цели заключается в том, что они применяются как стимул в решении каких-либо задач, следовательно, для дальнейшего движения вперед благодаря достижению успешности. При формулировании целей следует обязательно учитывать, что она ни при каких обстоятельствах не должна вести к росту стрессовых ситуаций в собственной жизни. Необходимо формулировать относительно сложные цели, которые предполагают усилия, однако при этом надлежит учитывать то, что они обязательно должны быть достижимыми.

Целям надлежит характеризоваться, отталкиваясь от результата, а не проделанной работы. При целеполагании таким образом достигается максимально эффективный результат. Например, можно определить и выразить цель, заключающуюся в том, чтобы индивид приходил на час раньше на работу, однако, если не определить при этом предвосхищаемый от такого действия результат, то лишний час можно провести, просто попивая кофе с сослуживцами и болтая.

Совершенно любым целям надлежит быть соотнесенными с определенным сроком достижения. Это означает, что цель как категория реальная должна быть осуществима в конкретном временном измерении.

Например, «построить дом» – неграмотно сформулированная цель, а «построить дом до конца текущего года» – это более грамотная формулировка, если к концу года дом не будет построен, следовательно, цель осталась не выполненной, то есть не реализованной.

Также в реализации целей помогает упорство, удачливость и применение техники визуализации и материализации мыслей.

Овладение искусством грамотной постановки целей – достаточно важно, однако не является основополагающим в получении желаемого результата. Для осуществления целей немаловажным фактором является то, что не следует откладывать их реализацию на завтра, на следующий месяц или следующий год. Все нужно делать сегодня согласно планированию. Кроме правильного формулирования целей нужно регулярно анализировать и записывать все свои достижения. Ведь отслеживание результатов является неиссякаемым источником вдохновения и творчества для новых деяний и побед.