Обретение честных древ животворящего креста господня. Происхождение честных древ животворящего креста

Крещение - одно из основных таинств православия. Этот обряд заключается в принятии христианской веры. Он призван защитить человека от влияния тёмных сил и направить его жизнь в светлую духовную сторону. Существует мнение относительно правильности принятия христианства уже во взрослом, осмысленном возрасте. Однако православные священники утверждают обратное. Будучи крещёным во младенчестве, человек рано обретает ангела-хранителя, очищается от первородного греха и навсегда принимается в святую церковную обитель.

Православная церковь рекомендует проводить обряд крещения младенцев на 8-й или на 40-й день после их появления на свет. Новорожденных детей, пребывающих в опасной болезни, стоит окрестить как можно скорее. Перед крестинами нужно определиться в выборе православного имени для младенца. Святой, носящий такое же имя, становится его заступником перед высшими силами. Православное имя должно знать ограниченное количество людей, это сделает человека неуязвимым перед злом и недоброжелателями.

Крещение ребенка в церкви

Многих интересует, в какие дни и как проходит крещение ребёнка в церкви. Правила практически одинаковы в каждом православном храме. Для крестин можно выбирать любой день недели. Исключением являются большие церковные праздники, когда по причине большой загруженности батюшка не сможет провести церемонию.

Подготовка к таинству

Подготовка к таинству подразумевает приобретение крестильного комплекта, предварительные беседы с духовным лицом и выбор крёстных отца с матерью. В крестильный набор входят рубашка (пелёнка), нательный крест и иконка с изображением святого заступника. Для младенцев женского пола добавляются шапочка или платочек. Крестильная рубашка (крыжма) считается чудодейственным оберегом и должна храниться в течение всей жизни своего обладателя.
С её помощью народные целители снимают проклятия и помогают в лечении серьёзных заболеваний.

Крыжма для крещения

Крыжму можно купить или пошить самостоятельно. Это может сделать как родная мама, так и будущая крёстная. Предпочтение отдаётся белому цвету ткани как символу чистоты и непорочности.

Нательный крестик по традиции покупает крёстный отец. Он должен быть из недорогого металла. Разрешается иметь крест из серебра, так как этот металл способен очищать и отгонять нечисть. А вот золото не считается чистым, поэтому золотые крестики нежелательны. Можно приобрести такой крестик в дальнейшем, не забыв освятить его. После совершения таинства нательный крест положено носить постоянно как символ веры.

Крёстные родители часто раздумывают, что лучше покупать к кресту - цепочку или шнурочек? В церковных лавках продаются верёвочки – гайтанчики, специально предназначенные для его ношения. Они безопасны и удобны в использовании и особенно хорошо подходят маленьким детям.

Родным и крёстным родителям стоит предварительно посетить батюшку и задать ему все необходимые вопросы по предстоящей церемонии. Он детально расскажет, что нужно для правильного участия в ней. Для проведения фото или видеосъёмки нужно получить у него обязательное одобрение и благословение. В день крестин при себе надо иметь свидетельство о рождении малыша. На его основании будет выдаваться свидетельство о крещении.

Выбор крёстных родителей

Выбор крёстных не должен делаться из меркантильных соображений. Священники советуют приглашать для этого верующих людей, которые в дальнейшем способны стать для крестника духовными родителями и наставниками, а при необходимости заменить ему родных отца с матерью. Они должны обязательно принадлежать к православной вере.

Будущие крёстные приглашаются в храм для беседы с батюшкой. Священнослужитель расскажет им, как проходит крещение ребёнка, разъяснит их роль в проведении обряда и в духовной жизни будущего крестника. Церковные правила строго определяют категорию лиц, которые не могут быть крёстными родителями:

  • родители ребёнка;
  • атеисты и представители других религий;
  • сотрудники храма;
  • несовершеннолетние;
  • лица, состоящие между собой в браке.

Женщинам запрещено присутствовать в святой обители во время критических дней. Перед проведением таинства крёстные обязаны соблюдать трёхдневный пост, исповедоваться и причащаться.

Крещение детей в церкви

Правила церкви возбраняли ранее родителям детей находиться с ними во время проведения обряда. Сегодня порядок проведения церемонии несколько изменился и православный священник может окрестить младенца в их присутствии.

Всем участникам обряда нужно уделить внимание своему внешнему виду. Он должен соответствовать церковным требованиям. В одежде предпочтительны сдержанные тона. На всех присутствующих должны быть нательные кресты, а в руках крестильные свечи.


Женщинам не полагается быть в коротких открытых платьях или юбках. Голова покрывается платком или косынкой. Броские украшения и яркий макияж исключены. Дети женского пола также должны быть с покрытой головой. Мужчины допускаются в храм без головного убора.

Крестины детей обоих полов проходят по одним и тем же правилам. Первое священное действие – возложение руки священника на малыша. Такой жест символизирует обретение покровительства Бога. Крёстные отвечают от имени крестника на некоторые вопросы батюшки, затем священник помазывает ребёнка церковным маслом (елеем).

После помазания крёстные родители с малышом на руках должны пройти к купели. Священник освящает воду и трижды погружает в неё младенца. Если крестят мальчика, то к купели его подносит крёстная, а если девочку – крёстный. После омовения нужно надеть крестильную рубашку и покрыть голову. Священник совершает обряд миропомазания, которое бывает только один раз в жизни.

Правила крещения в церкви

Затем с детской головы состригается небольшая прядь волос. Младенца обносят 3 раза вокруг купели. Это означает, что он принял православную веру и соединился с ней навсегда. Вся церемония сопровождается постоянным чтением молитв.

По возвращении из святой обители все приглашённые собираются за праздничным столом. Во время торжества детям дарят подарки и тёплые искренние пожелания.

Длительность и стоимость обряда

Длительность и стоимость обряда варьируются. Многие родители интересуются, сколько длится крещение ребёнка в церкви. Во многом это зависит от батюшки. Чаще всего проведение ритуала занимает от 30 минут до 2 часов.

Основные материальные расходы ложатся на плечи кровных отца и матери, хотя когда-то был обычай полностью всё оплачивать крёстному. Стоимость крещения в церкви указывается в прейскуранте с расценками церковных услуг. Его можно найти в иконной лавке. Узнать, сколько стоит крещение ребёнка в церкви, можно у её работников. Традиционно сумма колеблется в пределах 600 – 2000 рублей.

Каждый решает сам, верить ему в приметы или нет. Существуют поверья, связанные с крестинами. Наши мудрые предки советовали поступать следующим образом:

  • не сообщать посторонним людям о дате предстоящих крестин;
  • в храм допускать только чётное количество гостей;
  • перед проведением крестин пересчитать все деньги в доме - это обеспечит чаду безбедную жизнь;
  • в день крестин, как и в дни церковных праздников, не выполнять никаких работ;
  • никому не открывать двери дома, пока не вернутся из храма все участники обряда;
  • не брать в крёстные беременную женщину;
  • в праздничный день в доме не шуметь и не ссориться;
  • после застолья последними из гостей должны уходить крёстные мать с отцом.

Православные священники учат, что одного только факта крещения недостаточно для входа в Небесное Царство. Важна дальнейшая жизнь во Христе и участие во всех церковных таинствах. Церковь призывает родителей крещёных детей жить в её лоне и подавать достойный пример растущему поколению.

Правила крещения ребенка в церкви: видео

Празднование Происхождению Честного и Животворящего Креста Господня совершается 14 августа (1 августа ст. ст.). В этот же день празднуем Всемилостивому Спасу.

Происхождение Честного и Животворящего Креста Господня. История праздника

По преданию, в Константинополе издревле (не позднее VIII века) был обычай выносить честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и на отгнание болезней. С 1 августа (ст. ст.) и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали Крест народу для поклонения. В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Об этом сохранилось известие в хронографе XVI века: «Крестися великий князь Владимир Киевский и всея Руси августа 1 ». В уставе Успенского собора Московского Кремля, составленном в 1627 году по указанию патриарха Филарета, дается следующее объяснение настоящего праздника:

А на Происхождение в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весем.

Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пречистой Девы Марии и Честного Креста во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174 гг.) с волжскими болгарами (1164 г.), в котором враги были побеждены. В то же время греческий император Мануил в битве одолел сарацин, и в его войсках также были знамения от святых икон. Это первый их трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе (Второй - , а третий - Перенесение Нерукотворного образа Господа нашего Исуса Христа из Едессы в Царьград).

Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII-XIV веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

Происхождение Креста Господня. Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 8

Свышних призирая, убогия приемля, призри Спасе, и посети нас озлобеныя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы, даруй душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Всякия скверны Всемилостивыи Спасе, аз бых делатель, и во отчаяния ров впадся. Но стеню от сердца, и вопию к Тебе Слове, ускори щедрыи, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.

Происхождение Честного Креста Господня. Иконы

Композиция состоит из двух частей: вверху представлено поклонение Спасу в виде Деисуса, а под ним - чудотворный источник с больными, получающими исцеление. На иконе из Покровского монастыря над источником изображены ангелы, а за ними - крест, увенчанный венком. Это напоминало о главной теме праздника - поклонении Животворящему Кресту Господню. Что касается Деисуса, то его изображение на русских иконах соответствовало, по-видимому, традиционному русскому посвящению праздника 14 августа не только Кресту, но и Спасу и Богородице. Икона из Покровского монастыря - одна из самых ранних дошедших до нас икон на этот сюжет. Согласно позднему преданию, она была вложена в монастырь Василием III в 1515 году. Живописные приемы не противоречат этой дате и к тому же позволяют достаточно уверенно предположить, что икона была исполнена последователями Дионисия. Не исключено, что с Дионисием было связано и непосредственное сложение иконографии «Происхождения древ»: известно, что в 1480-е годы им была расписана церковь Спаса в Чигасах, находившаяся напротив Кремля, за Яузой, и погибшая при пожаре 1547 года. Посвящение церкви в Чигасах Всемилостивому Спасу прямо указывает на праздник 14 августа, а исполненная Дионисием храмовая икона могла послужить образцом для более поздних произведений.

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. 1510–1520-е годы (около 1515 г.?). Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей заповедник, Владимир
Происхождение честных древ Креста Господня. Двухсторонняя выносная икона. Оборот - Крещение Господне. Русский Север. XVII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Происхождение Честных древ Креста Господня. Первая четверть XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль

На Сольвычегодской (?) иконе в центре композиции крестообразный колодец - источник, к которому с обеих сторон подходят люди с иконой и Крестом. Во главе крестного хода - святители. Ангел, парящий над источником, опускает в купель Крест. Представленные на фоне вверху архитектурные кулисы сложных очертаний указывают на то, что действие происходит у стен города. Покровителями и заступниками жителей града, молящих Христа о милости к ним и даровании благ, являются Богородица и Иоанн Креститель, о чем свидетельствует поднятое над «городским пейзажем» изображение трехфигурного Деисуса. От источника вниз с горы течет широкий водный поток, к которому припадают люди, исцеляющиеся от различных недугов. Сцена исцеления больных занимает значительную часть композиции иконы.

Народные традиции праздника Происхождения Честного Креста Господня

В народе праздник Происхождения Честного Креста Господня называли «медовым» Спасом, а кое-где и «мокрым». Названия эти произошли оттого, что к первому Спасу, т.е. медовому, пчеляки второй раз подрезывали ульи с медом и, выбрав лучший липовый сот, несли в церковь «на помин родителев». К этому же дню варили «медяные» квасы и угощали всех, кто приходил в гости. «Мокрым» же первый Спас назывался потому, что, по установлению церкви, в этот день бывал крестный ход на реки и источники для водоосвящения. А так как крестьяне не только сами купались после крестного хода, но имели обыкновение купать в реках и всю скотину, которая будто бы здоровела после этого, то неудивительно, что и самый праздник получил название «мокрого». Первый Спас особенно почитался в южной полосе Великороссии, где ранее созревал хлеб и плоды и где этому празднику приписывалась роль и значение второго Спаса, так как освящение хлеба и овощей на юге очень часто производилось до Преображения Господня, именно 14 августа.

14 августа - день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 году до н. э. Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком, который созревает к этому времени. В этот день пекли маканцы, мачники - постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К блинам готовилось маковое молочко - маково-мёдовая масса, в которую обмакивали блины. Готовилось маковое молочко в специальной посуде, которая в России называлась макальником, на Украине - макитрой, в Белоруссии - макатером. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с мёдом - усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод». В день Маккавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».


Спасов день на севере. И. М Прянишников, 1887 год

В некоторых сербских селах в Медовый Спас освящали воду и молодой базилик. С этого дня переставали купаться в водоёмах. Считалось, что тот, кто работает в этот день, может заболеть неизлечимой болезнью. В Македонии погода в течение «Макавеев» (6 или 12 дней праздника Маккавеев) служила для предсказания погоды на предстоящие 6 месяцев или на весь будущий год (погода на первое августа предсказывала погоду на январь будущего года и т. д.). Болгары с 1 по 12 августа наблюдали за солнцем, ветром и осадками и таким образом гадали о погоде в течение следующих 12 месяцев, то есть на следующий год, который раньше начинался с 1 сентября. На северо-западе Болгарии зятья ходили в гости к родителям жены, где их встречали хлебом из нового урожая и вином, в связи с чем день так и называли - «Зетьовден».

Православные христиане отмечают Происхождение Честных Древ Креста Господня 14 августа (согласно старому стилю – 1 августа). После того, как Иисус Христос был распят, Крест был освящен страданиями Сына Божьего, и обрел необыкновенную силу. Впервые праздник отмечался в Константинополе в 9 столетии. К 13 столетию его отмечали уже все страны, принявшие христианство. Греческий часослов объясняет причину, по которой отмечается праздник Креста Животворящего – множество болезней, одолевающих людей, заставляло их выходить на улицу, неся пред собой Крест, который помогал им исцелиться. В русском языке слово «изнесение» трактуют, как происхождение, что не совсем корректно. Его точный перевод – предъисхождение – несение Креста. Еще более точный перевод и значение этого слова – Крестный ход. Из-за неправильного перевода, в название праздника на Руси было присоединено «изнесение».

История и традиции православного праздника

По традиции, в праздник износили Крест, ставший распятием Иисуса Христа, к храму святой Софии, после чего, святили воду. В течение двух недель после этого обряда его переносили в пределах города, читали молитвы, проводили службы. Все эти обряды были посвящены избавлению людей от болезней. Каждый, кто прикасался к нему, избавлялся от болезней. 27 августа (согласно новому стилю — 14 августа) Животворящее Древо Креста возвращали к царским сокровищницам.

Для Русской Церкви праздник совпадает с главным торжеством православных славян – Крещение Руси. В летописях от 16 столетия указаны данные об этом событии. По обычаю, чтившемуся в Константинополе, в первое число каждого месяца (исключение составляли только январь и сентябрь) проводился обряд освящения воды. На нем обязательно присутствовали император, архидиакон. Одним из этапов освящения воды было приложение монарха к Кресту Животворящему. Существует мнение, что именно этот обычай послужил основой для выбора даты Крещения Руси.

В этот праздник принято поклоняться Животворящему Кресту, святить воду в храме по окончании либо до проведения литургии.

Для славян 14 августа – день, исполненный праздниками и знаменательными датами наряду с Происхождением (изнесением) честных древ Животворящего Креста Господня – Празднество Пресвятой Богородицы, начало Успенского поста, Медовый Спас. Каждое из этих событий имеет свои традиции, обычаи, которые тесно переплетаются в этот день. Например, вместе с водой в храмах освящается мед, люди устраивают гуляния, посвященные Спасу.

Русь познакомилась с этим праздником вместе с Иерусалимским уставом, что произошло в 14 столетии. С 17 столетия его отмечали наряду с Богоявлением. Накануне этого дня правитель посещал Симонов монастырь, служа там вечерню и заутреню. Затем монарх и Патриарх окунались в воды Москвы-реки, как в воды Иордана, после чего производили обряд освящения воды в водоемах, проводили Крестные ходы. Первым в воду всегда окунают Крест, который правитель целовал после купания. По окончании обряда Патриарх давал царю благословение. Все желающие могли взять свяченую воду, которой окропляли свое жилье, пили, если болезнь одолевала, храня ее дома. Считалось, что, купаясь в водоеме в праздник Животворящего Креста, можно избавиться от греха. Люди старались искупать скот в водоемах, чтобы обезопасить от болезней. В некоторых селениях жители приводили к рекам или озерам лошадей, где их окропляли свяченой водой, чтобы не настигли болезни или смерть. Животных выстраивали в несколько рядов, через которые проходили люди с Крестным ходом.

Что принято делать в этот православный праздник?

В этот день нужно делать добро другим людям, быть милосердными.

Служба в церкви в празднование Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня

Накануне наступления праздника проводится Предпразднство, длящееся один день. Он проходит в молитвах, церковных песнопениях, подготовке к празднику.

В день торжества в церкви выставляется Крест, которому поклоняются прихожане. Убирают его перед вечерней службой в следующую за праздником субботу.

Отмечаемые в этот день чествования Богородицы и Спаса на Руси посвящались историческому событию. Князь Андрей Боголюбский при отправлении в поход против булгар – язычников, которые регулярно совершали набеги на Русь (это было в 1164 году) — взял с собой образ Божьей матери с Младенцем на руках и Крест, возглавляющий войско. В результате сражений князь одержал победу, взяв Бряхимов. Андрей Боголюбский считал, что именно икона и Крест помогли ему разбить врага.

Молитва Честному Кресту Животворящему

Перед всеми сражениями Андрей Боголюбский читал молитвы вместе со своими воинами перед Крестом и образом Богородицы:

молитва Да воскреснет Бог:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь

Прочтя молитву, все целовали образ, и полные сил отправлялись в сражение.

Так было и в тот день, когда князь со своим войском отправился в поход против булгар. Вернувшись с боя, они увидели дивную картину – образ Богоматери источал яркий свет, озаряя все вокруг. Это событие князь воспринял, как знамение о помощи Господа, и решил снова отправиться в бой, в ходе которого захватил несколько городов врага, обложив их данью. Тогда же были захвачены земли около реки Волги, которые с тех пор принадлежали Руси. Князь Андрей Боголюбский говорил, что главное его оружие – не мечи и не стрелы, но Крест Животворящий и образ Божьей матери. Это историческое событие произошло 1 августа (согласно новому стилю — 14 августа).

В этот же день подобное событие произошло с императором Греции Мануилом. Вышедшие в бой против сарацин, Мануил и его войско увидели, как от иконы разлился золотистый яркий свет, а из битвы они вышли победителями.

Греческий и Русский правители были дружны. Вскоре Мануил узнал о чуде, произошедшем с князем Русским и его войском, а Андрей Боголюбский узнал о событии, случившемся с греческим императором и его воинами, и что случилось это в одно и то же время. Посоветовавшись с церковными служителями, правители приняли решение, что этот день – 1 августа – будет праздноваться, как день Поклонения Божьей Матери и Спаса в знак благодарности Господу за Его помощь и покровительство.

Что делают в день изнесения честных древ?

По завещанию Московского Патриарха в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня люди выходят на улицы городов и поселений с Крестным ходом. Утром в праздник издавна ходили в церковь, молились и причащались, готовясь одновременно к Успенскому посту, который очищает тело и душу. По окончании обеденной службы и проведения обряда освящения воды проводилось освящение меда нового сбора, часть которого прихожане оставляли в церкви.

Во времена Руси празднование было пышным, торжественным. После освящения Креста в водоемах, люди устраивали массовые гуляния, пели хвалебные песни, молились. В этот день принято любое дело начинать с молитвы, в которой спрашивают, можно ли это дело совершать, просят на него благословения Божьего, а заканчивается любое свершение благодарственными словами.

Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня – праздник, когда каждый православный христианин просит Господа о защите от врагов, о здравии и благодарит за помощь.

Служители церкви считают не случайным тот факт, что Медовый Спас, почтение памяти братьев Маккавеев, принявших мученическую смерть, и праздник Животворящего Креста совпадают в один день. Братья Маккавеи были измучены за свою веру, проявив благодарность Иисусу Христу за искупление грехов человеческих. Мед, который дает Господь – символ сладости, которую Он дает людям, даруя вечную жизнь. Трудясь, как трудятся пчелы, и будучи верным Богу, человек через терпение и смиренность получает блага.

Про остальные православный праздники читай .

Вконтакте

Икона Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

В календаре Православной Церкви 1(14) августа именуется праздником «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Что же Святая Церковь молитвенно воспоминает в этот день? Уже в самом названии праздника мы можем увидеть суть события. Слово «происхождение», а если точнее перевести с греческого языка, то «предъисхождение», т. е. «несение впереди», подразумевает совершавшееся в этот день шествие с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня. Этот обычай издревле существовал в столице Византийской империи - во граде святого Константина. Уже в Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959 гг.) находятся подробные правила изнесения Честного Древа из реликвария, совершаемое перед 1 августа. Греческий часослов 1897 года объясняет эту традицию следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδοσ) Честного Креста».

В месяцеслове Русской Церкви до конца XIV и начала XV вв., когда господствовал Студийский устав, ни 31 июля, ни 1 августа не было никакой службы Животворящему Кресту Господню, которая появляется в отечественной богослужебной традиции с введением Иерусалимского устава. Но в 1168 году в России при митрополите Киевском Константине устанавливается в этот день празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его. Так называемый в народном обиходе «Первый Спас». Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами в 1164 г.

Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя против сарацин, и второму из Ростова против волжских болгар. Господь Бог даровал им полную победу над врагами. Благоверный князь Андрей имел благочестивый обычай, шествуя на брань, брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение честного Креста Христова, который носили среди войска два священника. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Таин Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит; Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его (Пс. 146:10-11). Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и честным Крестом Христовым.

После усердной молитвы все лобызали святую икону и честный Крест и безбоязненно шли на врагов. Господь содействовал им силою крестною и Пречистая Богородица оказывала им помощь, ходатайствуя за них пред Богом.

Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея, подобно царю Константину Великому в древние времена, впереди войска Крест Господень. Выступив на поле русская рать обратила болгар в бегство и, преследуя их, захватила пять городов, в числе которых был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, озаряющие всё войско; это было в первый день августа месяца. Дивное зрелище ещё более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова, обратив свои полки в погоню за болгарами, преследовал врага и сжёг большинство городов их, положив на уцелевшие дань.

Греческий император Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо — исхождение от находившейся вместе с честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.

Князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о сходном по благодати чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.

В Русской Церкви это празднество соединилось ещё и с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1". В Константинополе издавна существовал обычай освящать воду в первый день каждого месяца (кроме сентября и января) по Уставу, изложенному при Константинопольском Патриархе Фотии. Порядок совершения был следующим: по окончании утрени, вне храма, в присутствии императора, совершалось водоосвящение, а "после водоосвящения идет протопресвитер, а по стопам его архидиакон и протопсалт, если есть, или иной кто равного звания, - архидиакон, неся Крест, а последний - сосуд со святой водой. Император идет навстречу. Протопресвитер, взяв Крест от архидиакона, подносит его к устам императора и говорит молитву. Император целует Крест, а окружающие поют многолетия". Благочестивый придворный византийский обычай освящать воду в первый день каждого месяца, был унаследован Православной Русью и положил начало водоосвящению 1 августа, возможно с этой традицией и был связан выбор дня крещения для киевлян.

В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое указание, касающееся праздника Креста Господня 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем". И согласно с этим в этот день, по сложившейся традиции, во всех храмах совершается малое освящение воды, после которого освящается мед нового медосбора. По благочестивому жизненному укладу, складывавшемуся веками на Руси, любое действие русский человек начинал с молитвы, испрашивая благословение Божие на свой труд, а заканчивал благодарственной молитвой. В этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носили освящать в церковь мёд, приурочив это к праздничному водосвятию, совершавшемуся по традиции в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.. После обедни и водоосвящения священник освящал мёд нового урожая, и только после этого его разрешалось есть. Часть освященного мёда ("попова доля") оставалась в церкви, затем угощали причт, сирот и нищих: "На Первый Спас и нищий медку попробует!" Поэтому именовался Первый Спас и "медовым".

Вот как праздновали Происхождение честных Древ Креста Господня в Москве при царе Алексее Михайловиче: накануне праздника, то есть в канун Спасова заговенья, вечером 31 июля, "с Евдокимова дня на Происхожденьев", государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря, на Москве-реке устраивалась иордань, как в день Богоявления. Над водой сооружали сень на четырех столбах с карнизом, которая расписывалась и увенчивалась золотым крестом. По углам иордани изображались святые евангелисты, внутри нее - апостолы и святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, изображениями птиц, а около нее устраивались два места - для государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для патриарха, - которые расписывались и украшались резьбой, отгораживались позолоченной решеткой; помост вокруг них застилали алым сукном. В назначенное время, под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды.

После прочтения молитв и погружения Креста в воду государь с боярами опускался в иордань, возложив при этом на обычное выездное платье святые Кресты с мощами - золотые, унизанные драгоценными камнями. Один из Крестов принадлежал первому Московскому Митрополиту - святителю Петру, другим благословила царя Алексея его бабка, инокиня Марфа Ивановна. Переодевшись под "сенью" в сухое платье, царь прикладывался к Кресту и принимал патриаршее благословение. Духовенство освященной "иорданской" водой кропило войска и знамёна, а желающим разливалась святая вода. Два серебряных сосуда с этой водой отправлялись в царский дворец.

После чина водоосвящения устраивались народные гуляния. В Москве сходились гулять около Симонова монастыря, а в Новгороде к празднику была приурочена Спасская "праздницкая" - народное гуляние, происходившее на островке около крепостных "Происхожденских", или водяных ворот, получивших свое название оттого, что через эти ворота проходил крестный ход на реку Волхов.

Не только в городах, но и в селах России бывало торжественное вынесение Креста, совершался крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и освящение воды, отсюда народное название праздника: "Спас на воде", или Спас Водный (Мокрый). После водосвятия принято было купаться: "На Спаса купаться - незамоленные грехи простятся". Кроме людей, ниже по течению купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку для того, чтобы защитить животных от заразных болезней.

В Зарайском уезде на луг, расположенный близ реки Осетр, мальчики-подростки пригоняли лошадей с окрестных приходов. Лошадей выстраивали в две или три линии, оставляя проход между ними, и ожидали прихода крестного хода с хоругвями и иконами. По окончании молебна и освящения воды священник в сопровождении причетника проходил по рядам лошадей и кропил их святой водой из кандеи. В некоторых местах лошадей водой не кропили, а перегоняли вплавь через реку, в которой вода предварительно освящалась.

Из всего вышеописанного мы видим, что празднование в Русской Церкви дня «Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня» имеет особый, уникальный характер, т. к. в русской традиции это празднество объединило в себя несколько разновремённых традиций и крепко вошло в жизненный уклад нашего народа, который всегда дорожил своим благочестивым бытом.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

14 августа (1 августа по юлианскому календарю) в первый день Успенского поста Церковь празднует Происхождение (изнесение) Честных древ Животворящего Креста Господня. По Уставу относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднества.

Слово «происхождение», а если точнее перевести с греческого языка, то «предъисхождение», т. е. «несение впереди», подразумевает совершавшееся в этот день шествие (крестный ход) с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня. Уже в Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959 гг.) находятся подробные правила изнесения Честного Древа из реликвария, совершаемое перед 14 августа. Греческий часослов 1897 года объясняет эту традицию следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней». Это и есть «предъисхождение» Честного Креста. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение ».

Праздник был установлен в столице Византийской империи Константинополе в IX веке, а в XII-XIII веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси этот праздник появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

14 августа в Русской Православной Церкви также совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в память знамений от честных икон Спасителя и Богоматери во время сражений греческого царя Мануила (1143-1180 гг.) с сарацинами и князя русского Андрея Боголюбского с волжскими болгарами в 1164 г.

Благоверный князь Андрей Боголюбский (сын великого князя Юрия Владимировича и внук славного Владимира Мономаха ) взял в поход против волжских болгар (болгарами, или булгарами, назывались язычники, обитавшие на низовьях Волги ) чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов, пред сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы. Выступив на поле русская рать обратила болгар в бегство и, преследуя их, захватила пять городов, в числе которых был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, озаряющие всё войско. Дивное зрелище ещё более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова, обратив свои полки в погоню за болгарами, преследовал врага и сжёг большинство городов их, положив на уцелевшие дань.

В тот же день благодаря помощи свыше была одержана победа и ромейским императором Мануилом над сарацинами (мусульманами). Греческий император Мануил Комнен, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо - исхождение от находившейся вместе с честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.

Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя против сарацин, и второму из Ростова против волжских болгар. Господь Бог даровал им полную победу над врагами.

Князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил - о сходном по благодати чуде в России. Оба они прославили Бога, а потом, после совета со своими архиереями и сановниками, решили установить 14-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери .

В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину, малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции, вместе с освящением воды совершается освящение меда.

Кондак Креста Господня, глас 4
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.