Память апостола Иакова. Справка

Святой апостол Иаков, брат Господень - один из 70 апостолов Христа, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Почитается как первый епископ Иерусалима. Казнён около 62 года в Иерусалиме иудеями.

Иисусу Христу Иаков приходится сводным братом. Он не входил в число 12 апостолов, т.к. во время служения Иисуса Иаков, как и все его братья, по свидетельству Евангелий (Мк.3:21; Ин.7:5), не признавал его Мессией. Иаков обратился и стал христианином после смерти и воскресения Христа. Он причтен был к числу 70 апостолов.

Иаков был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме, и там коленопреклоненно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о явлении Христа после воскресения Иакову. Кроме этого Иаков упоминается в Деяниях Апостолов (12:17; 15:13-21; 21:18) и в Послании к Галатам (1:18; 2:9).

Иаков был первым епископом Иерусалима. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира.

Литургия святого апостола Иакова

Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, – который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала – Василий Великий, а затем – Иоанн Златоуст.

Как известно, во времена апостолов еще не существовало строго сложившегося чина Божественной литургии. Первые христиане совершали литургию не по устоявшемуся образцу, а в Духе Святом. Предстоятель возносил молитвы и благодарения «так долго, как мог» и «сколько позволяло время». Литургия продолжалась многие часы. Постепенно обретенный опыт – последование молитв и священных действий – закреплялся и складывался в устойчивый чин богослужения.

Божественная литургия Святого Апостола Иакова, брата Господня — это дошедшее до нас через тысячелетия сокровище древней Церкви, рождённое в её колыбели, иерусалимской христианской первообщине (знакомые каждому православному человеку литургия Иоанна Златоуста, которая отличается особой торжественностью и служится сегодня во всех православных храмах, а также литургии Василия Великого и Преждеосвященных Даров появились значительно позже ). В первые века христианства, до IX века, она служилась повсеместно: в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой Горе Синай.

Несмотря на то, что в течение веков она все же претерпела некоторые изменения (добавлено пение «Символа веры», песнопения «Достойно есть», «Святый Боже», «Единородный Сыне…» и некоторые другие), её строгий, аскетический характер и глубина её молитвословий возводят нас ко временам первых мучеников и апостольских преемников. Однако, начиная с IX века, она почти везде вытесняется литургиями св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя. Именно поэтому она осталась неизвестной и славянам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто «константинопольском» виде.

Единственные два места на Земле, где эта богослужебная жемчужина бережно сохранялась почти всё второе тысячелетие — это Иерусалимская Церковь и остров Закинф в Греции, где Литургия святого апостола Иакова постоянно служилась все эти годы (в Иерусалиме — три раза в год, в дни памяти святого апостола Иакова, Сродников Господних и 70 Апостолов, а на Закинфе — в любое время года, по желанию настоятеля).

Особенным для данной литургии является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовым. Такой порядок был характерен и для византийских литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века.

Выразительность молитвословий литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними в Боге.

Апостольский собор в Иерусалиме

Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51-м году (по другим данным - в 49 году ). Голос его здесь фактически был решающим. Именно Иаков, по свидетельству Деяний, произносит итоговую речь на Иерусалимском соборе апостолов и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава).

Иерусалимский Апостольский Собор 51 года

Когда христианство стало распространяться по всему миру и множество язычников стали принимать христианскую веру, между христианами произошло недоумение. Христиане из иудеев стали утверждать, что христиане из язычников должны строго соблюдать обрядовый закон Моисеев (в первую очередь обрезание, т. е. что нужно прежде обращать их в еврейскую веру), т. к. иначе они не могут спастись. По этому поводу среди христиан возникли жаркие споры.

В отдельности, т. е. самостоятельно, ни один из апостолов не мог решить такого важного вопроса. Это заставило св. Апостолов, совместно с пресвитерами (священниками) согласно заповеди Христовой (Матф. 18, 17) собраться на первый Апостольский Собор, в Иерусалиме в 51 г. по Р. X.

На этом соборе христиане отказались от необходимости соблюдения крещёными язычниками обрезания, жертвоприношений животных в Иерусалимском храме, а также множества обрядовых ритуалов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев, за слепое последование которым книжников и фарисеев обличал ещё Сам Христос. И, несмотря на то, что христиане из евреев вынуждены были ещё соблюдать традиции и обряды, установленные старцами (Деян.15:10), окончательный разрыв с иудаизмом стал свершившимся фактом.

Смерть Иакова, брата Господня

Иаков принял мученическую смерть: был сброшен иудеями с крыла Иерусалимского храма и побит камнями около 62 года.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30-ти лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Пользовался великим уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следуюшими словами: «Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона » (Деян. 21:20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его. Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о Распятом? » — «Вы спрашиваете меня об Иисусе? -громко сказал праведник. — Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных «. В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову! » Первосвященники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении !» — и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости Они не ведают, что творят «. «Побьем его камнями «, — закричали враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли пшеницы, ни возделывали винограда ) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите: праведник за вас молится «. Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова.

Соборное послание апостола Иакова, брата Господня по плоти

Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. В отличие от посланий апостола Павла, Послание Иакова адресовано не конкретным общинам и людям, а широким кругам христиан.

Центральная мысль Послания - «вера без дел мертва ». По этой причине послание недолюбливали протестантские богословы периода Реформации, формулировавшие принцип «sola fide» – оправдание одной верой. Однако противоречие послания Иакова с тезисом апостола Павла «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» лишь кажущееся. Павел говорит о невозможности спасения одними делами без веры в Спасителя, Иаков же показывает, что настоящая вера обязательно должна выражаться в делах милосердия и христианской любви.

Исторические сведения об апостоле Иакове, брате Иисуса

Канонические Евангелия содержат целый ряд упоминаний о братьях Иисуса Христа и об апостолах с именем Иаков. В средневековье Иакова, «брата Господня» зачастую отождествляли с апостолом Иаковом Алфеевым, однако в настоящее время библеисты полагают, что это два разных лица.

В ноябре 2002 года было объявлено об обнаружении иудейского оссуария (ящика из известняка для вторичного захоронения костей, обычно использовавшегося при погребении в каменных гробницах ), надпись на котором гласит, что в нём был похоронен «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». До настоящего времени вопрос об аутентичности оссуария Иакова однозначно не решён.


Оссуарий апостола Иакова, брата Господня

Апостол Иаков вспоминается в святые дни празднования Рождества Христова вместе со своим отцом Иосифом и святым царем и пророком Давидом, потому что, по преданию, сопровождал святое Семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им, и с ними же вернулся в Иудею.

Человек покорил космос, высадился на Луне, но по-прежнему мечтает о чуде. Отличная возможность увидеть чудо собственными глазами, а заодно испытать себя — пройти дорогой святого Якова. Старинный путь пилигримов, проложенный по Пиренеям к побережью Атлантического океана, растянулся на 800 километров. Чтобы преодолеть его, требуется хорошая физподготовка и вера в помощь свыше.

МЕККА ДЛЯ КАТОЛИКОВ

Этот маршрут больше известен как Путь Сантьяго, или Эль Камино де Сантьяго. Сейчас по нему проходят 150-200 тысяч человек в год. Так, в 2013 году могилу святого Якова посетили 215 880 паломников. Для сравнения: в 1970 году, когда после долгих лет забвения европейцы вновь открыли для себя этот маршрут, его преодолели всего 68 человек. За эти годы дорога святого Якова стала невероятно популярной. Разумеется, далеко не все отправляются в путешествие из религиозных соображений. Многие рассматривают маршрут как хороший вариант для отпуска, благодаря которому можно увидеть много интересных и красивых мест или отдохнуть от суеты больших городов. Но большинство пилигримов, как и раньше, мечтают о соприкосновении с чудом. Такую возможность католикам предоставляют всего три пути так называемого великого паломничества: к Гробу Господню в Иерусалиме, к гробнице святого Петра в Риме и к мощам святого Якова на испанское побережье Атлантики. Испанское местечко Сантьяго-де-Компостела, куда ведет дорога святого Якова, является третьей по значению святыней католичества. Причина такого поклонения — мощи святого Якова, главная реликвия .

МЕСТО, ОБОЗНАЧЕННОЕ ЗВЕЗДОЙ

Самое большое чудо произошло в Галисии в 813 году, когда один монах, следуя указанию лучей необычайно яркой звезды, обнаружил в земле нетленные мощи. Сомнений в том, что мощи принадлежат Якову, быть не могло: к телу усопшего прилагался свиток, на котором черным по белому указывалось, кто есть кто. Яков был двоюродным братом Иисуса Христа, а также одним из его апостолов. По преданию, ему отсекли голову за горячие проповеди в 44 году в Иерусалиме, останки положили в лодку и пустили в воды Средиземного моря. На месте находки, указанном звездой, построили часовенку, а вокруг нее со временем появились и другие здания. Так в Галисии образовался городок Сантьяго-де-Компостела. Слово «компосте-ла» происходит от латинского выражения Campus Stellae , что в переводе означает «Место, обозначенное звездой». За века часовня выросла до громады собора Святого Якова, который уже в Средневековье прославился на весь христианский мир в качестве хранилища останков праведника.

Первым к мощам святого Якова отправился король франков Карл Великий. Накануне ему приснилась усыпанная звездами дорога, напоминающая Млечный Путь. Она протянулась через все Пиренеи, а путеводная звезда указывала место на карте, где позже возник городок Сантьяго-де-Компостела. Голос свыше велел Карлу Великому расчистить эту дорогу от мавров. В те времена к таким знакам относились серьезно, Карл собрал войско и под знаменами святого Якова повел его через Пиренеи. Поход закончился победой франков — Карл освободил от владычества мавров Наварру, Риоху, Кастилию, Леон, Галисию. Благодарные испанцы подвиг Карла Великого не забыли — с тех пор Млечный Путь называют Небесным Путем Сантьяго. Реконкиста — освободительная борьба против мавров — закончилась в 1492 году, когда с полуострова был изгнан последний мавританский правитель. За это время мощи святого Якова превратились в могущественный христианский талисман. Неоднократно великомученик являлся освободителям в тот момент, когда, казалось, удача отворачивалась от них.

НЕВИДИМЫЙ ДОЗОР

Люди до сих пор верят в заступничество святого Якова. Из уст в уста передают историю о том, как однажды во время паломничества некоего юношу ложно оклеветали в воровстве и осудили на повешение. Спустя месяц, возвращаясь на родину, пилигримы нашли повешенного... живым! Когда беднягу сняли с виселицы, он рассказал, что от верной гибели его уберег сам святой Яков, который поддерживал его тело. С той поры то здесь, то там на дороге встречается изображение висельника, а рядом с ним — великомученик Яков, поддерживающий его. Это наглядное напоминание всем путешественникам о том, что они находятся под покровительством праведника.

День за днем шагают пилигримы по бесконечной дороге, что вьется козьими тропами в Пиренеях, петляет между засеянными полями в испанской глубинке. Позади остаются идиллические деревушки. Кажется, сегодня тут ничто не угрожает простому путешественнику. Однако это обманчивое представление. На стенах старых домов кроме гербов можно увидеть кресты, а на окнах — пучки трав. Зачем? Местные жители свято верят, что на дороге обитает нечистая сила, от которой обязательно нужно защищаться. Кресты и травы — это обереги от оборотней и прочей нечисти, что старается сбить с пути истинного и местных жителей, и пилигримов.

Описания чудес, которые случаются на Пути Сантьяго, можно послушать в соборе Святого Якова каждое воскресенье и в праздничные дни, когда апостолу читают акафист. Говорят, что одна женщина рожала мертвых младенцев. И только после того, как она дала обет пройти всю дорогу святого Якова пешком, она родила здорового мальчика. Но это еще не все: женщина стала матерью трижды!

Еще рассказывают, что после молитвы перед иконой святого Якова в Сантьяго-де-Компостеле многие получают помощь в несчастьях и болезнях. Одна женщина шла по дороге, и вылетевший из-под машины камешек сильно ударил в глаз. Образовался отек. Пришлось обратиться в местную больницу. Врачи запугали женщину: мол, возможно отслоение сетчатки, надо срочно прекращать путь. Но женщина много лет собиралась преодолеть дорогу Якова, поэтому решила довести начатое до конца. Когда она добралась в Сантьяго-де-Компостелу, глаз перестал болеть. После обследования выяснилось, что с ним действительно все в порядке.

ДА ВОЗДАСТСЯ КАЖДОМУ

Прежде чем выйти в путь, паломники должны получить специальный паспорт. Документ выдают в церквях, монастырях, приютах для путешественников. Второй вариант — паспорт можно получить по почте. Важная бумажка дает право останавливаться на ночлег в специальных бесплатных приютах для паломников. По пути нужно ставить в паспорт печати церквей или приютов, которые посещает паломник. Если в конце путешествия он захочет получить именной сертификат на латинском языке о прохождении Пути Сантьяго, эти печати послужат подтверждением.

По дороге в Сантьяго-де-Компостелу везде — на фасадах церквей и соборов, на крестах и фасадах жилых домов, в витринах сувенирных лавочек, на тротуарной плитке и на ограде — попадается изображение морской раковины. Кроме того, чтобы паломники не сбились с дороги, весь Путь Сантьяго отмечен специальными указателями с изображением ракушки и желтой стрелки.

Существует несколько предположений, почему еще в старину раковина морского гребешка стала символом паломников. По одной из версий, богомольцы верили, что в море водится удивительная рыба, у которой с каждого бока находится по раковине, и вот эти-то раковины пилигримы и собирали, чтобы нашить на одежду. По другой версии, странники привозили раковины с Финистерре — самого западного мыса на атлантическом побережье — в доказательство того, что им удалось дойти до края земли. Вот и сегодня, отдавая дань традиции, все паломники прикрепляют красивые раковины к своим рюкзакам.

Святой апостол Иаков, брат Господень - один из 70 апостолов Христа, старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией. Почитается как первый епископ Иерусалима. Казнён около 62 года в Иерусалиме иудеями.

Иисусу Христу Иаков приходится сводным братом. Он не входил в число 12 апостолов, т.к. во время служения Иисуса Иаков, как и все его братья, по свидетельству Евангелий (Мк.3:21; Ин.7:5), не признавал его Мессией. Иаков обратился и стал христианином после смерти и воскресения Христа. Он причтен был к числу 70 апостолов.

Иаков был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме, и там коленопреклоненно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

В Первом послании к Коринфянам апостол Павел говорит о явлении Христа после воскресения Иакову. Кроме этого Иаков упоминается в Деяниях Апостолов (Деяния 12:17; Деяния 15:13-21; Деяния 21:18) и в Послании к Галатам (Гал. 1:18; Гал. 2:9).

Иаков был первым епископом Иерусалима. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира.

Литургия святого апостола Иакова

Руководимый Святым Духом, Иаков первый составил и написал чин Божественной литургии, – который затем сократили, ради немощи человеческой, сначала – Василий Великий, а затем – Иоанн Златоуст.

Как известно, во времена апостолов еще не существовало строго сложившегося чина Божественной литургии. Первые христиане совершали литургию не по устоявшемуся образцу, а в Духе Святом. Предстоятель возносил молитвы и благодарения "так долго, как мог" и "сколько позволяло время". Литургия продолжалась многие часы. Постепенно обретенный опыт – последование молитв и священных действий – закреплялся и складывался в устойчивый чин богослужения.

Божественная литургия Святого Апостола Иакова, брата Господня - это дошедшее до нас через тысячелетия сокровище древней Церкви, рождённое в её колыбели, иерусалимской христианской первообщине (знакомые каждому православному человеку литургия Иоанна Златоуста, которая отличается особой торжественностью и служится сегодня во всех православных храмах, а также литургии Василия Великого и Преждеосвященных Даров появились значительно позже) . В первые века христианства, до IX века, она служилась повсеместно: в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой Горе Синай.

Несмотря на то, что в течение веков она все же претерпела некоторые изменения (добавлено пение «Символа веры», песнопения «Достойно есть», «Святый Боже», «Единородный Сыне…» и некоторые другие), её строгий, аскетический характер и глубина её молитвословий возводят нас ко временам первых мучеников и апостольских преемников. Однако, начиная с IX века, она почти везде вытесняется литургиями св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя. Именно поэтому она осталась неизвестной и славянам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто "константинопольском" виде.

Единственные два места на Земле, где эта богослужебная жемчужина бережно сохранялась почти всё второе тысячелетие - это Иерусалимская Церковь и остров Закинф в Греции, где Литургия святого апостола Иакова постоянно служилась все эти годы (в Иерусалиме - три раза в год, в дни памяти святого апостола Иакова, Сродников Господних и 70 Апостолов, а на Закинфе - в любое время года, по желанию настоятеля).

Особенным для данной литургии является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовым. Такой порядок был характерен и для византийских литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века.

Выразительность молитвословий литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними в Боге.

Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51-м году (по другим данным - в 49 году) . Голос его здесь фактически был решающим. Именно Иаков, по свидетельству Деяний, произносит итоговую речь на Иерусалимском соборе апостолов и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора (Деян., 15 глава).

Иерусалимский Апостольский Собор 51 года

Когда христианство стало распространяться по всему миру и множество язычников стали принимать христианскую веру, между христианами произошло недоумение. Христиане из иудеев стали утверждать, что христиане из язычников должны строго соблюдать обрядовый закон Моисеев (в первую очередь обрезание, т. е. что нужно прежде обращать их в еврейскую веру), т. к. иначе они не могут спастись. По этому поводу среди христиан возникли жаркие споры.

В отдельности, т. е. самостоятельно, ни один из апостолов не мог решить такого важного вопроса. Это заставило св. Апостолов, совместно с пресвитерами (священниками) согласно заповеди Христовой (Матф. 18:17) собраться на первый Апостольский Собор, в Иерусалиме в 51 г. по Р. X.

На этом соборе христиане отказались от необходимости соблюдения крещёными язычниками обрезания, жертвоприношений животных в Иерусалимском храме, а также множества обрядовых ритуалов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев, за слепое последование которым книжников и фарисеев обличал ещё Сам Христос. И, несмотря на то, что христиане из евреев вынуждены были ещё соблюдать традиции и обряды, установленные старцами (Деян.15:10), окончательный разрыв с иудаизмом стал свершившимся фактом.

Смерть Иакова, брата Господня

Иаков принял мученическую смерть: был сброшен иудеями с крыла Иерусалимского храма и побит камнями около 62 года.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30-ти лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине. Пользовался великим уважением не только у христиан, но и среди иудеев. Когда апостол Павел в последнее свое путешествие посетил апостола Иакова, то в то время собрались к нему пресвитеры, и об успехах христианской проповеди среди евреев передали ему следуюшими словами: "Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители закона" (Деян. 21:20). Многие из евреев обращались к Церкви по одному доверию к слову праведника.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина (62 г. после Р. X.) для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его. Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: "Скажи нам о Распятом?" - "Вы спрашиваете меня об Иисусе? -громко сказал праведник. - Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных" . В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: "Осанна Сыну Давидову!" Первосвященники же и книжники закричали: "О, и сам праведник в заблуждении!" - и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: "Господи, прости Они не ведают, что творят" . "Побьем его камнями" , - закричали враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли пшеницы, ни возделывали винограда) начал уговаривать их: "Что вы делаете? Видите: праведник за вас молится". Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение праведного Иакова.

Соборное послание апостола Иакова, брата Господня по плоти

Апостол Иаков незадолго до своей смерти написал соборное послание. В отличие от посланий апостола Павла, Послание Иакова адресовано не конкретным общинам и людям, а широким кругам христиан.

Центральная мысль Послания - «вера без дел мертва» . По этой причине послание недолюбливали протестантские богословы периода Реформации, формулировавшие принцип «sola fide» – оправдание одной верой. Однако противоречие послания Иакова с тезисом апостола Павла «человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа» лишь кажущееся. Павел говорит о невозможности спасения одними делами без веры в Спасителя, Иаков же показывает, что настоящая вера обязательно должна выражаться в делах милосердия и христианской любви.

Исторические сведения об апостоле Иакове, брате Иисуса

Канонические Евангелия содержат целый ряд упоминаний о братьях Иисуса Христа и об апостолах с именем Иаков. В средневековье Иакова, «брата Господня» зачастую отождествляли с апостолом Иаковом Алфеевым, однако в настоящее время библеисты полагают, что это два разных лица.

В ноябре 2002 года было объявлено об обнаружении иудейского оссуария (ящика из известняка для вторичного захоронения костей, обычно использовавшегося при погребении в каменных гробницах) , надпись на котором гласит, что в нём был похоронен «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». До настоящего времени вопрос об аутентичности оссуария Иакова однозначно не решён.

Оссуарий апостола Иакова, брата Господня

Апостол Иаков вспоминается в святые дни празднования Рождества Христова вместе со своим отцом Иосифом и святым царем и пророком Давидом, потому что, по преданию, сопровождал святое Семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им, и с ними же вернулся в Иудею.

Согласно преданию, Господь Иисус Христос явился ему после Своего воскресения и поставил его епископом Иерусалимской церкви. Таким образом, на долю апостола Иакова выпала особенная деятельность: он не путешествовал с проповедью по разным странам, как остальные апостолы, а учил и священнодействовал в Иерусалиме, имеющем столь важное значение для христианского мира. Как глава Иерусалимской церкви, он председательствовал на Апостольском соборе в Иерусалиме в 51 году. Голос его здесь фактически был решающим, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского собора. Это обстоятельство имеет важное значение, ввиду притязаний католиков возвысить апостола Петра на степень главы Церкви для того, чтобы затем утвердить это главенство за Римским папой.

Значение апостола Иакова еще более укрепляла его подвижническая жизнь. Он был строгий девственник, не пил ни вина, ни других спиртных напитков, воздерживался от мяса, носил одежду только льняную. Имел он обыкновение уединяться для молитвы в храме и там коленопреклонно молился о своем народе. Он так часто простирался на землю в молитве, что кожа на коленях его огрубела.

Служение апостола Иакова было трудное: среди множества самых ярых врагов христианства. Но он поступал с таким благоразумием и справедливостью, что его уважали не только христиане, но и иудеи, и называли опорой народа и праведником.

Пребывая в должности Иерусалимского епископа около 30 лет, он распространил и утвердил святую веру в Иерусалиме и во всей Палестине.

Видя такое влияние апостола, иудейские начальники стали опасаться, как бы весь народ не обратился ко Христу, и решили воспользоваться промежутком времени между отъездом прокурора Феста и прибытием на его место Альбина для того, чтобы или склонить Иакова к отречению от Христа, или умертвить его.

Первосвященником в это время был безбожный саддукей Анан. При большом стечении народа апостола ввели на портик храма, и после нескольких льстивых слов пренебрежительно спросили: «Скажи нам о распятом?» - «Вы спрашиваете меня об Иисусе? - громко сказал праведник. - Он сидит на Небесах одесную Всевышней силы и снова придет на облаках небесных». В толпе оказалось много христиан, которые радостно воскликнули: «Осанна Сыну Давидову!» Перво-священники же и книжники закричали: «О, и сам праведник в заблуждении!» и сбросили его на землю. Иаков мог еще подняться на колени и сказал: «Господи, прости их! Они не ведают, что творят». «Побьем его камнями», - закричали его враги. Один священник из племени Рихава (они не пили вина, жили в палатках, не сеяли ни пшеницы, ни винограда) начал уговаривать их: «Что вы делаете? Видите, праведник за вас молится». Но в эту минуту один изувер, по ремеслу суконщик, ударил своим вальком апостола по голове и умертвил его. Вместе с ним было умерщвлено много христиан.

5 ноября (23 октября по старому стилю) Православная церковь празднует память Апостола Иакова, брата Господня по плоти . Он же известен под именем Иакова малого, или меньшего.

Святой апостол Иаков - старший сын Иосифа Обручника от его первого брака с Соломонией и называется братом Господним по плоти, как сын Обручника Богоматери, считавшегося отцом Христа.

С детских лет Иаков был назореем, то есть человеком, давшим обет не пить вина или крепких напитков, не есть пищи, приготовленной из плодов виноградной лозы, и не стричь волосы, посвятив себя Богу и соблюдая строгое воздержание.

По преданию, когда Иисус был отроком, Иосиф Обручник решил разделить свою землю между сыновьями, которых имел от первой жены, и при этом хотел и Христу уделить некоторую часть; но сыновья Иосифа воспротивились этому, и только Иаков принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним.

В начале земного служения Иисуса Христа сыновья Иосифа не верили в Его Божественную сущность. Позднее, когда Иуда поверил во Христа Спасителя, он по смирению именовал себя лишь братом Иакова. Еще одной причиной, почему именно Иакова называют братом Божиим, было то, что он сопутствовал воплотившемуся Христу, Пречистой Богородице и святому Иосифу, когда они бежали в Египет.

Когда Христос начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и стал вести жизнь еще более строгую и благочестивую, за что Господь его особенно возлюбил. Предание гласит, что в продолжение страстей Христовых апостол Иаков скрывался в одной пещере, в долине Иосафатовой, дав обет не вкушать пищи до тех пор, пока Господь не воскреснет из мертвых, и что Господь, по воскресении Своем, удостоил его Своего особенного явления в этой самой пещере. Видя его праведное житие, Иакова нарекли праведным, и он был причтен к числу семидесяти апостолов .

Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание литургий, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Церковь также сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета.

В 34 года святой Иаков был избран епископом и предстоятелем Иерусалимской Церкви. Святой Иаков председательствовал на Апостольском Соборе в Иерусалиме и слово его было решающим. За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Недовольные этим книжники и фарисеи замыслили убить святого Иакова.

Когда встал вопрос об Иисусе перед праздником Пасхи, то иудеи просили Иакова сказать с крыши храма Иерусалимского всему народу о распятом Иисусе, что Он - не Мессия, надеясь, что Иаков образумит народ и удержит от новой ереси - так называли христианство иудеи. Но святой апостол начал громко свидетельствовать, что Христос есть Истинный Мессия.

Разгневанные иудеи сбросили апостола Иакова с крыши , но святой Иаков не умер, продолжая молиться о своих мучителях. Тогда его, полуживого, стали побивать камнями до тех пор, пока один из кожевенников не убил Святого ударом валька по голове. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года от Рождества Христова.

Святителя Иакова погребли на месте кончины - впоследствии над его могилою подле храма стоял памятник.

В первые века христианства пещера, где святой постился во время страстей Господних, была обращена в храм. Когда русский паломник Антоний посетил Константинополь в 1200 г., он нашел здесь мощи святого в приделе Халкопратийского храма, а главу - в храме святых апостолов. В настоящее время мощи его, по некоторым данным, находятся в Риме в Церкви 12 апостолов.