Первая неделя поста службы в храме. Службы в Великий пост

Самару посетила проректор по культуре Санкт-Петербургской Духовной Академии Елена Михайловна Гундяева.

8 марта, в праздник обретения мощей Блаженной Матроны Московской (то есть и для верующих это все равно женский день!), в духовно-просветительском центре «Кириллица» встречали гостью весьма необычную. Самару посетила проректор по культуре, заведующая регентским отделением Санкт-Петербургской Духовной Академии Елена Михайловна Гундяева. Как, наверное, уже догадались читатели, она родная сестра Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В Самару Елена Михайловна приехала для того, чтобы посетить регентское отделение Самарской Духовной семинарии, где она побывала накануне, 7 марта. А уже на пути в аэропорт по благословению Митрополита Самарского и Тольяттинского Сергия Елена Михайловна Гундяева заехала в центр «Кириллица», где ожидал ее настоятель Кирилло-Мефодиевского собора протоиерей Сергий Гусельников.

И вот уже кадетский духовой оркестр играет торжественный марш, встречая почетную гостью. Белобрысый ученик первого «К» (от слова «Кириллица») класса Сильвестр Стрельников в красивой кадетской форме с погонами вручает букет белых роз высокой гостье . Конечно же, внимание всех приковано к сестре Предстоятеля Русской Церкви. Ведь какой бы духовной высоты ни достиг человек, все равно рядом с ним остаются те, кто связывает его с детством, с родом, семьей. Все равно ведь нет на земле уз крепче кровных, конечно, если эти узы еще и подкреплены духовным родством.

В семье петербургского священника Михаила Гундяева было трое детей. Старший, Николай Гундяев, ныне протоиерей, служит настоятелем Спасо-Преображенского храма города на Неве. Он был ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии. Вторым шел Владимир Гундяев, будущий Святейший Патриарх Кирилл. А младшей в семье была Елена. И вот она приехала к нам в Самару.

Это дети сами играют?! Какие молодцы… - Елена Михайловна с улыбкой кивает в сторону ребят в кадетской форме, застывших в просторном фойе за музыкальными инструментами, оркестр в эту самую минуту наяривал что-то приподнятое, подобающее минуте. -
У вас здесь такой настоящий народ, прям ух какой!.. Подъезжали сюда, к храму, духовному центру, и уже у меня дух захватывало. Такой величавый вид!

Эти простые теплые слова на всех встречающих действуют умиротворяюще. Первое волнение улеглось, и отец Сергий Гусельников на правах хозяина проводит экскурсию по духовному центру «Кириллица». «Да у вас здесь целый дворец!» - восхищается Елена Михайловна. Первым на нашем пути открывает свои двери музей духовной культуры. Клирик Кирилло-Мефодиевского собора священник Максим Соколов приглашает гостью в мир красивых походных шатров, воинских доспехов, средневековых игрушек и исторических реконструкций…

Как хорошо, что ребята могут сюда прийти, всё это потрогать, на себя примерить доспехи, наверное, тоже могут, - радуется Елена Михайловна за самарскую детвору.

Отец Максим компетентно уверяет ее:

Смотрители музея детям во время экскурсии говорят: «Трогать руками обязательно!».

Когда в просторном концертном зале «Кириллицы» детский хор исполнил песню на слова протоиерея Андрея Логвинова, Елена Михайловна Гундяева, щедро одарив юных артистов аплодисментами, обратилась к ребятам:

Дети, я надеюсь, у вас будет очень счастливое будущее. Но главное, надо трудиться. А пение - это замечательно, от этого и душа раскрывается, и головка лучше работает…

Думаю, дети из хора запомнят на всю жизнь такие сердечные слова сестры самого Святейшего Патриарха!..

Директор Некоммерческого фонда «Детский епархиальный образовательный центр» священник Дионисий Лёвин (у него в этот день еще и престол - он настоятель самарского храма в честь Блаженной Матроны Московской) рассказывает Елене Михайловне Гундяевой о работе фонда:

- «Кириллица», конечно же, очень крупный центр. А в малых городах и селах такие детские центры меньше размером. Но тем не менее есть у нас места, особенно на селе, где ребятам совершенно негде заниматься в любимых кружках, кроме как в отделениях нашего епархиального центра. Это главный приоритет Митрополита Сергия, чтобы дети могли заниматься в кружках безплатно, рядом с храмом и под руководством верующих педагогов.

Ваш Владыка делает поистине великое дело!.. Нам нельзя терять поколение за поколением. Ведь это будущее наше. Какие же вы молодцы, самарцы! - восклицает гостья. - А как в самарских школах обстоят дела с введением предмета Основы Православной культуры?

Созданы все условия, чтобы родители выбирали из предлагаемых модулей именно Основы Православной культуры. По согласованию с департаментом образования за священниками-кураторами закреплены конкретные школы. И батюшка помогает родителям определиться в выборе. В конце третьего класса священник приходит на родительское собрание и рассказывает о предмете ОПК, чтобы уже на следующий год родители выбрали для своего ребенка именно Православную культуру.

Потом были беседа с учителями, осмотр классов начальной школы, после чего Елена Гундяева с радостью в голосе сказала:

Детство под куполом храма! Что может быть лучше, правильнее!

Наш Владыка Сергий называет это благодатной средой, - отзывается отец Дионисий.

И только после того, как осмотрели классы для занятий колокольным звоном и рукоделием, побывали на обучении юных кадетов боевому искусству владения «шашечкой» (представьте себе пару десятков ребят, которые лихо крутят муляжи казачьих шашек, прямо как заправские Григории Мелеховы), отец Сергий Гусельников приглашает гостью в свой кабинет. Впереди у Елены Михайловны дальний перелет в город на Неве, и нужно же «на посошок» угостить ее чаем. За столом я получаю возможность задать ей несколько вопросов.

- Каково это, быть сестрой Предстоятеля нашей Церкви? - спрашиваю Елену Михайловну с вполне объяснимым журналистским интересом.

А вы сами как думаете? - с улыбкой, но очень внимательно к каждому слову, вопросом на вопрос отвечает она.

- Думаю, что это почетно, но нелегко.

Я думаю, вы правы. Это почетно, но нелегко. Но распространяться об этом я не могу, мы никогда не говорим на семейные темы. Это ведь личное. Обратите внимание, Святейший Патриарх тоже никогда на личные темы не говорит. Так у нас принято. Это всё глубоко семейное.

- Вы часто видитесь с братом?

Нет. Потому что я очень загружена работой. Вот у моего секретаря спросите, и Анна подтвердит (Анна согласно кивает) . Должность моя - проректор по культуре. Но на мне и воспитательная работа со студентами. Задача такая, чтобы они за годы учебы в Академии напитывались в то же время и светской культурой. Ведь Санкт-Петербург действительно культурный оазис всего прекрасного, и надо, чтобы в их головы закладывалась та информация, которая может быть им полезной, которая им пригодится. Потому что нам сегодня конкуренцию составляет интернет. И вот мы стараемся, чтобы студенты могли сравнивать и отличать подлинно прекрасное от суррогатов, подделок. Для этого мы делаем большие проекты. Работы много.

- Вы первый раз приехали в Самару?

Я была еще в Куйбышеве, при Владыке Иоанне. Потом уже с ним познакомились как с Петербургским Митрополитом. Владыка у нас в Лавре часто служил и очень мне помогал по Православной гимназии. Времена тогда были трудные. Школу содержать было очень сложно, и Митрополит Иоанн (Снычев) из епархиальных средств помогал нам, кормил учащихся. Представьте: воскресная Литургия, почти все учащиеся гимназии причастились… И вот с помощью Владыки мы всех их кормим сытным обедом. Так было не раз и не два! Он очень помогал. Царствие ему Небесное.

- Какая цель у этого вашего визита в наш город? Какое впечатление оставила поездка?

Впечатление у меня такое: Самара - это САМАРА!..

Мы в Академии открыли факультет церковных искусств. Регентское направление уже прошло государственную аккредитацию, у нас это бакалавриат. А иконописное направление немного хромает, оно пока еще не аккредитовано. Вот когда регентское направление поднимем, тогда уже плотнее займемся иконописью.

А сюда мы приехали вот почему… Мы разработали «регентский стандарт» для духовных учебных заведений. В прошлом году к нам в Духовную Академию съехались представители регентских отделений семинарий из многих городов России. И стали мы обсуждать, у кого какие программы. Оказалось, что кто-то сделал упор на домоводство, кто-то на воспитание матушек, на рукоделие, в общем, кто во что горазд. Это все прекрасно, и рукоделие нужно, но только это не имеет никакого отношения к регентскому делу. На регентском отделении настолько сложные учебные программы, что при правильном подходе к делу на вышивание времени уже просто не остается. Когда мы это всё увидели, нам ничего не осталось другого, как самим взяться за разработку и внедрение этого регентского стандарта. Разработали мы этот стандарт на базе нашего академического регентского отделения. И вот по милости Божией мы собираемся, ездим, обсуждаем этот стандарт. Мы не навязываем свою программу, но рекомендуем тот обязательный набор, который сложился у нас уже за много-много лет, и очень многие выпускницы служат по всей России («и не только России», - вставляет Анна), да, не только, служат и за границей, но Россия главное для нас.

Со стандартом сложно нам дается… Регенты народ амбициозный, у каждого свое видение. И для того, чтобы дело развернуть так, чтобы и база была для всех общая, и традиции местные сохранялись, мы создаем также вариативную часть для каждой семинарии. Она меняется в зависимости от места, где преподают. И в этой вариативной части преподаватели, например, Самарской семинарии вносят что-то свое, особенное. Остается простор для поиска, для творческой свободы. Но есть и нечто базовое, общее. Обязательное для всех… Очень важно развернуть образование так, чтобы база у нас была общая. А еще надо добиваться государственной аккредитации, чтобы наши выпускницы могли всюду нормально работать.

- Какие проблемы в духовном образовании вас сегодня особенно волнуют?

Есть такая пословица: где родился, там и пригодился.И надо ехать служить туда, откуда тебя направили на учебу в Петербург.А у нас бывает другое отношение. Приехал учиться к нам студент с Кубани. Проучился год и говорит: «Моей Яночке так Петербург понравился…». Остались в нашем городе. Обычно бывает так: остались-то остались, но не у дел. Не годится это, быть в столице десятым, когда у себя дома мог бы стать единственным. Нужно созидать, а не пристраиваться. Раньше в светских вузах молодой специалист должен был два года отработать по направлению. Ну, если уж там не прижился за это время, то дальше езжай, в другом месте пробуй. Но два года будь добр отдай. Оправдай вложение в твое образование.

Я окончил университет, филфак, - вступает в разговор отец Сергий Гусельников. - И поехал в деревню преподавать. Был даже директором сельской школы. Сейчас те годы с благодарностью вспоминаю.

А у нас в семинарии, - продолжает тему молодой священник отец Дионисий, - перед третьим курсом вывешивали объявление: кто уже определился и не собирается принимать священный сан, просим покинуть семинарию. Чтобы лишних трат на «случайных» людей не было.

Это очень правильно, - продолжает разговор Елена Михайловна. - К нам в Питер едут часто по направлению, а возвращаться домой не спешат. Я им говорю: «Ну как же так? Вы на какие деньги учитесь-то? На деньги ведь бабушек наших церковных. Постеснялись бы их». В ответ молчание. Всё больше «пиджачников», тех, кто сан не принял после учебы, а то и вовсе куда-то в сторону уходят. Вот это тревожит.

Отец Сергий, пользуясь минутой, подарил высокой гостье свою книгу о Святой Земле «Цветок Сиона», с заблаговременно подписанным автографом. Сообщил, что эта книга получила первое место на литературном конкурсе как раз в стенах Александро-Невской Лавры.

Провожаем Елену Михайловну Гундяеву к машине.

Господь вас вознаградит за труды по воспитанию детей. Господь вам поможет… - говорит она на прощание. И вскоре в сгущающихся вечерних сумерках растворяется белый микроавтобус, увозящий от нас сестру Святейшего Патриарха.

Воспитанному в вере с детства, Володе Гундяеву уже в школе пришлось дать настоящий взрослый ответ «о своем уповании». Один из лучших учеников, он не вступал в пионеры. «Меня пригласила директор школы для разговора. Я сказал: “Если вы согласны с тем, чтобы я, будучи пионером, в галстуке, ходил в Церковь, то я готов этот галстук повязать”. Она ответила, что не согласна с этим. “ В таком случае, - сказал Володя - я не стану пионером ” . Тысяча детей в школе, один мальчик не в галстуке, и ведь это требовало постоянной готовности ответить – почему ты так поступил». Маленький мальчик не побоялся исповедовать Христа распятого и воскресшего. Его дед, и его отец пострадали за веру: «Дед (отец моего отца) был человеком глубокой веры, сильный духом. В послереволюционные годы он оказался на Соловках, и был одним из первых соловчан. После этого судьба его сложилась трагически. Он около 30 лет провел в тюрьмах и ссылках, имея семью в 8 человек детей. Отец прошел путем деда – через Колыму...», - рассказывает Патриарх в одном из интервью.

Семья

О семье будущего Патриарха, может быть, и нет необходимости рассказывать многословно, то немногое, что знаем мы, красноречивее многих томов: его родители познакомились в хоре Казанского собора. За несколько дней до свадьбы отца арестовывают и отправляют на Колыму, потом блокада, фронт, институт, работа – и рукоположение. Для нас – это сухие строки биографии незнакомых людей. Прочитаем еще раз: арест за несколько дней до свадьбы, затем блокада, с 1943 – воевал в действующей армии, а затем – начинать жизнь сначала – поднимать семью, получать профессию и работать, а затем оставить едва лишь построенное свое положение в миру, чтобы в 1947 (!) году принять священный сан.

Но оказалось, что тяжелое время только начинается: «Как раз тогда в Ленинграде начался новый этап борьбы с церковью, – рассказывает в одном из интервью Елена Михайловна Гундяева, сестра Патриарха. – Чтобы одним махом расправиться со священничеством, финансовый комитет придумал неподъемный налог – 120 тысяч рублей. Сравните – тогда машина «Победа» стоила 16 тысяч рублей. Но если священник отказывался от служения, налог списывался… Естественно, ни о каком отказе от служения Богу у папы даже мысли не возникло. Мы продали все, что можно было продать, заняли деньги, и папа заплатил этот налог. Но потом он до конца жизни расплачивался с этими долгами». По суду на зарплату отца Михаила, а затем и на всю мебель в его квартире был наложен арест. Денег для выплаты долга, конечно, не хватило, пришлось занимать по храмам, по друзьям и знакомым. «Как мы жили, не понимаю, - говорит Елена Михайловна. - В детстве я выходила к подъездной двери, а на ручке всегда висела сетка-авоська с продуктами. Их приносили простые прихожане – люди очень скромного достатка. Чаще всего в ней была селедка и булка хлеба»...

В этой семье выросли дети, отдавшие жизнь Богу. Брат Патриарха – протоиерей Николай Гундяев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербурге. Сестра – Елена Михайловна – директор православной гимназии.

Призвание

Тяжелое денежное положение семьи заставило Владимира с 8 класса жить отдельно: «Я не мог, чтобы родители обо мне все время материально заботились. Испросив у них благословение, я поступил работать в Ленинградскую комплексную геологическую экспедицию, продолжая учиться в вечерней школе». В экспедиции он проработал с 1962 по 1965 год в качестве техника-картографа, закончил среднюю школу.

Служения Богу во священном сане Владимир Гундяев не искал сам, он был призван на церковное служение. Одним из любимых его предметов была физика, и он хотел продолжить учебу в университете. На вопрос о том, какой путь выбрать, владыка Никодим (Ротов) ответил ему: “Физиков очень много в нашей стране, священников мало. Поступай прямо в семинарию ” . Никогда, никогда я не жалел, что послушался»

Так, исполняя послушание, юноша приходит к церковному служению и монашеству, всю жизнь воплощая завет владыки духовника: «Конечно, человек остается человеком, и монашеская не самая простая, как и семейная жизнь. Все зависит от вашего стиля жизни. Владыка Никодим меня учил следующему: ты никогда не справишься со своими проблемами, если у тебя будет много свободного времени. Сделай так, чтобы у тебя никогда его не было. У самого Владыки не было и у меня с тех пор свободного времени нет».

Монах

Патриарх - одним из самых молодых из архиереев Русской церкви принял монашеских постриг: из 62 лет своей жизни уже 40 лет монах. В 22 года молодой человекпринимает решения оставить мир и до конца жизни служить Церкви.

С благодарностью он вспоминает данный ему тогда совет преподавателя Ленинградской Академии протоиерея Евгения Амбарцумова. Отец Евгений –- сын священномученика Владимира Амбарцумова один из мудрейший пастырей своего времени, заботливый отец большой семья (одна из его дочерей – матушка Мария Ильяшенко, супруга прот. Александра Ильяшенко и мать 12 детей): Когда отец Евгений узнал, что Володя подал прошение о постриге, спросил молодого человека: «Володя, ты отдаешь себе отчет, что ты сделал? Ты же решил судьбу, не только за себя, двадцатидвухлетнего мальчика. Ты сказал «да» и за тридцати- и сорока- и пятидесятилетнего мужчину. И за шестидесятилетнего и семидесятилетнего старика. Ты за всех за них сказал “да”. А не может получиться так, что вот этот семидесяти-, шестидесятипятилетний потом плеваться на тебя будет?» - «Не знаю. На это ответа у меня нет» - ответил будущий Патриарх. – «Тогда я просто провел черту и сказал – вот, это тот день, 27 марта 1969 года, когда я должен решить. Если я к этому времени не женюсь, принимаю монашество. И я не женился и принял монашество».

Ректор

Окончив Академию с отличием, будущий Патриарх остается преподавать и, как рассказывал он потом, мечтал всю жизнь посвятить науке и преподаванию. Когда архимандрита Кирилла назначают ректором Академии, ему 29 лет. Молодой юноша, возраста не самых взрослых студентов семинарии становится ее ректором и успешно руководит семинарией в течение 10 лет.

Затем его ждет отставка – перевод в Смоленск. Тогда Святейший Патриарх Алексий сказал ему: «Владыка, никто из нас не может понять, почему это произошло. С точки зрения человеческой логики этого не должно было бы быть, но это произошло. И только потом мы узнаем, зачем все это нужно было» - рассказывал митрополит Кирилл. Возможно, это была инициатива светских властей – это было время постоянного перевода талантливых священнослужителей с одного места служения на другое, возможно, это произошло не без участия будущего раскольничьего лжепатриарха Филарета, которому тогда не понравились идеи владыки Кирилла по проведению торжеств 1000-летия Крещения Руси. И владыка отправляется на новое служение. Он рассказывал потом, что не искал никогда высоких чинов и продвижения «Если бы я искал, то так и сказал бы, что я хотел всегда еще больше послужить Церкви, принести еще большую пользу». И как красиво и убедительно прозвучали бы эти слова! Но Святейший мечтал о научной работе и именно от нее он был оторван переводом на новое место служения. Науку он не оставил – издано множество его книг, многие переведены на иностранные языки и широко известны за рубежом.

Проповедник

Патриарх Кирилл – самый блестящий оратор современности, умеющий найти точное и убедительное слово в самой неразрешимой ситуации. Православному человеку трудно состязаться в публичных диспутах, когда участниками нередко становятся люди едва ли умеющие вести диалог не в стиле базарной перепалки, когда нападают журналисты, умело отыскивающие болевые точки, мы теряемся и замолкаем. Слово Патриарха Кирилла всегда было словом власти, власти духовной, в любой программе, где он принимает участие, он умел расставить все акценты и точки, направив самые враждебные дискуссии к славе Церкви. Ни в СМИ, ни на различных общественных мероприятиях, ни в студенческой аудитории он не боится открыто и уверенно обличить порок, по-новому сказать о главном, находя слово для любой аудитории.

Патриарх много работает над текстами выступлений, вспоминается, случай, когда наша редакция ждала от пресс-службы текст одного приветственно слова владыки Кирилла, который мы хотели опубликовать вместе с аудиозаписью. Тогда нам объяснили, что Владыка почти всегда что-то меняет в своей заранее составленной речи, многое говорит по-новому, а затем выправляет текст, самостоятельно и тщательно редактируя его. Казалось бы, что удивительного, только даже опытный оратор может несколько недель писать доклад, а владыка Кирилл выступает несколько раз в неделю, иногда и каждый день. В такой обстановке сложно найти силы даже для простой записи содержания речи, а как долго трудно бывает найти правильное сравнение, образ, собственно пафос речи, как трудно завтра не повторить того, что сказал сегодня, и что все слышали еще вчера, как много сил уходит на то, чтобы речь была содержательной!

«Слово Пастыря» - эта программа выходит более 15 лет, об ее миссионерском эффекте можно даже не говорить – слишком он очевиден. В течение всех этих лет для многих верующих «слово Пастыря» стало дорогой к храму, к вере, к Богу. Важно, что Патриарх Кирилл будет продолжать вести эту передачу – первый Патриарх, который ежедневно будет обращаться к пастве в регулярной программе СМИ.

Завершая очерк, хотелось бы сказать несколько слов к тем нашим читателям, кто с некоторым скепсисом относящихся к выбору Святейшим Патриархом митрополита Кирилла. Патриарх был избран Поместным Собором – всей Русской Православной Церковью. И так мы можем понять, что такое послушание Церкви. В одной книге автору этих строк встретились такие слова: «Послушание – это не когда твоя воля совпадает с благословением. Послушание – это когда что-то очень не хочется делать, а ты делаешь». Таково решение Церкви, членами которой мы являемся и нам это решение нужно разделить и благодарно принять. Лучше всего это чувство описал служащий в Москве клирик одной из Поместных Церквей: «На Востоке говорят: муж моей матери – мой отец». Избранный Церковью Патриарх – наш Великий Господин и отец.

Это лишь несколько штрихов к портрету, о котором показалось так важно напомнить сегодня. Другие смогут рассказать больше, а больше всего о каждом из нас говорят наши дела. Дела митрополита Кирилла удостоили его избрания Патриархом всей Церковью. Теперь он несет тяжелый Крест Патриаршего служения. «Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием», сказал Патриарх Кирилл в день интронизации. А мы ему должны помогать делами, а главное – искренней и горячей молитвой.



Copyright 2004