Почему перенесли дмитровскую родительскую субботу. Родительская суббота: что нельзя делать? Что такое родительская суббота

Остановимся на том, каким образом надо поминать усопших.

Во-первых, необходимо ваше присутствие на соборной службе . И если вы намерены следовать обычаям Русской Православной Церкви, культуре богослужения, то вы постараетесь и в пятницу прийти на парастас, и в субботу — на Божественную Литургию, чтобы помолиться за своих усопших родственников. И будете делать это из года в год, до самой своей смерти. А когда вы уйдете в вечность, за вас так же станут молиться ваши родственники.

Сейчас, к сожалению, часто случается, что в родительскую субботу очень мало народу приходит в храм. Нам с вами предстоит восстанавливать все то, что было разрушено, утрачено, возрождать нашу православную богослужебную культуру и беречь ее.

Итак, во время Великого поста есть службы обязательные, которые соборно совершаются всей Церковью. К ним относятся службы поминальные: пятничные парастасы и субботние литургии. Во время этих служб великую пользу для своей души получают и живые, и мертвые.

Во-вторых, необходима милостыня за усопших . Святые отцы говорят, что, подавая ее, мы не сами ее подаем, но нашими руками ее подают сами усопшие. Тем самым, подавая милостыню нашими руками, они получают милость от Бога. И если усопший находится в юдоли мучений, в юдоли страданий, он получает от Бога помилование, послабление в муках. А если этот человек праведник, то тогда ликует он и душа его возвеселяется об умножении добродетели на земле, хотя сам он уже давным-давно на Небе.

Вот такие две простые вещи. Их каждый из нас может сотворить: прийти на соборную службу и вместе со всей Церковью вознести молитвы к Небу; небольшую денежку, сухарик, пряничек или что-то сделанное своими руками принести на канон или подать нищим, которые сидят у церкви или встретятся нам на перепутье. Ничего в этом нет сверхъестественного, все Господь устроил просто для нашего спасения и для того, чтобы в душах наших усопших близких воцарились покой, тишина и благость.

Поэтому давайте возрождать и беречь нашу православную богослужебную культуру и в родительские субботы Великого Поста поминать дорогих нам людей по обычаю Православной Церкви.

Общение с близкими нельзя переоценить

Дни особого поминовения усопших всегда наполнены глубоким содержанием. В такие дни открыта дорога от земли на Небо и все усопшие смотрят на нас.

Когда я был ребенком, родители отправляли меня в разные лагеря (спортивные, пионерские), и я всегда ждал, когда они приедут. Понятно, что ребенок, отрываясь от родителей скучает по ним. Мои сверстники, с которыми я играл в волейбол и другие игры, такие же юные отроки, как я, тоже ждали приезда своих близких. Как же радостно было, когда после встречи с родными кто-то из ребят делился привезенными ему гостинцами — не прятал, не ел втихаря. Щедрость друзей была приятна. Но конфеты друга не могли заменить встречи со своими родными. Как мы ждали этих встреч — не ради гостинцев, а ради общения, как мы скучали по близким, как радовались им!

Если мы с вами лежим в больнице и нас лечат: колют, режут, вскрывают наши гнойники — нам тоже хочется, чтобы к нам пришел кто-то из близких и родных. Он ничем не может нам помочь; он не зашьет наши раны, не снимет наши швы — но нам так хочется, чтобы кто-то из наших родных и близких пришел, просто посидел с нами, помолчал или сказал два-три ласковых слова, погладил по руке… Вот придут нас навестить, и будет нам утешение.

К чему я это говорю? Усопшие видят нас с вами.

В житии святителя Филарета Московского есть такой эпизод. У одного диакона в Троице-Сергиевой лавре очень сильно болела голова, и как-то после службы у него случилось, по всей видимости, кровоизлияние в мозг и он скоропостижно скончался. Святитель Филарет сразу начал за него молиться и молился сорок дней. На сороковой день диакон явился ему и сказал: «Я благодарю тебя за те молитвы, которые ты возносил за меня с момента, когда я умер». Он его спрашивает: «А откуда ты знаешь, что я возносил за тебя молитвы? Ведь я делал это тайно, не при людях, а здесь, в келье, а иногда на ходу — в своем сердце». Диакон отвечает: «Вы, живые, здесь, на земле, не знаете, что мы, усопшие, видим каждого, кто читает за нас молитвы — когда, в какой час, в каком состоянии, с каким сердцем… Мы все видим вас в это время ». Вот какое откровение было дано святителю Филарету, митрополиту Московскому.

В 1990-х годах в больнице, где мы служили раньше, у меня была одна больная, которая пережила клиническую смерть. Она оказалась на том свете, потом вернулась — и я с ней разговаривал. Она рассказала мне, что там видела. Мне особенно запомнилось, что эта женщина встретила своих недавно умерших, как и она, от рака сродников; она их раньше не знала, и эти люди ей представились. А еще она увидела одного из своих близких родственников, которого знала при его жизни. Он весь светился и был в белых одеждах. Она спросила его: «Что с тобой, брат? Почему ты в таком возвышенном состоянии? Что ты весь сияешь? » Он говорит: «Сегодня за меня на земле возносили молитвы мои живые родственники. Я исполнен той радости, той благодати, которые получил от их сердца любящего ». Она видела накрытые и уставленные множеством яств столы, за которыми сидели ее усопшие сродники. Она спрашивает: «А что это у вас? » Они отвечают: «Это те приношения на канон, та милостыня, те жертвы, те молитвы, которые возносят сейчас или вознесли за нас в заупокойную субботу наши живые родственники ». Вот какое утешение эта женщина увидела, будучи на том свете и встретившись со многими усопшими.

Кто вас будет поминать, когда вы умрете?

Мое сердце как священника всегда исполняется горечи, когда я вижу, что в заупокойную субботу храм Божий не заполнен, пуст. Я не случайно рассказал вам про пионерский лагерь, про больницу. Ведь наши усопшие ждут, когда мы с вами придем и принесем за них наше сердечное жертвоприношение. Мы с вами говорим о любви к Богу и к ближнему, а ведь проявлением любви к ближнему является жертва сердечная, которую мы возносим и за наших усопших.

Мы часто думаем: «Надо убрать квартиру… У меня много семейных забот… Этого я не могу отложить». Но, как правило, в семье ведь не один человек. Кто-то может быть делегирован в храм, чтобы помянуть и родственников отца, матери, мужа, жены. Ведь усопшие ждут нас. Как я ребенком ждал, когда приедут мои родные, так и они ждут — сердцем! живой душой! — когда мы придем в храм Божий и принесем о них молитву. А что же делаем мы?

Некоторые люди даже не знают, в какие дни Святая Церковь совершает особое поминовение усопших. А все должны стоять здесь, в храме Божием, с книжечками — с последованием Панихиды. Вы это последование должны выучить наизусть, чтобы молиться едиными устами и сердцем, как молится вся Святая Церковь.

Дорогие мои, пора проснуться. Пора вернуться к истокам, к Руси Православной. Время идет, оно переломилось. Бог дал нам возможность познать Себя и прийти в Церковь. Нас не сажают за веру в Бога, не увольняют с работы — пришло время вернуться к тому, что было.

Храм Божий в заупокойные субботы должен быть переполнен, потому что наши сродники страждут и ждут, когда мы им поможем своими молитвами. Всегда задавайте себе, дорогие мои, вопрос: «А когда я умру, придут ли мои дети, мои сродники и братья, чтобы помянуть меня? Где мне найти людей, которые станут за меня молиться? С кем я должен договориться?»

Ведь многие идут к смерти и не думают, кто их будет поминать. Кто вознесет за них слово тогда, когда они будут там ждать утешения? А ведь оттуда возврата нет, там жизнь вечная.

Кто нас с вами помянет? Когда приходим в храм, поминаем наших соседок, соседей, подруг и друзей, сослуживцев. Господь пошлет нам молитвенников за нас, но мы должны тоже потрудиться за других. Как мальчики-сверстники в лагере делились конфетками, так и мы с вами должны поминать людей, которые нам знакомы, чтобы Господь дал и нам возможность, чтобы нас кто-то после нашей смерти поминал. Нам надо научиться воздавать долг любви.

В Великом посту церковь устраивает три поминальных дня. Это вторая-третья-четвертая субботы Великого Поста ; надо найти возможность и прийти хотя бы в одну из них в храм, помолиться. Это наша с вами обязанность — поддержать наших усопших родных и близких.

Вот этот коридор, который открыт между землей и Небом; усопшие стоят и смотрят в этот момент — и видят своих сродников, шатающихся по ларькам и кабакам, спящих, болтающихся по магазинам, занимающихся своими личными делами. И видят других, которые приходят в храм и молятся за соседку, за знакомых, за всех, кого вспомнят — и нашим усопшим очень больно и горько, что они остаются без молитвенной поддержки. Святая Церковь молится безымянно о всех почивших православных христианах, зная, что сердце человеческое неблагодарно, память коротка. Умер человек — и нет человека. Нет человека — и нет проблем. Память списана. А вот у Церкви память не списана. Церковь молится за всех своих почивших чад.

Из проповеди прот. Сергия Филимонова

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия . Начались работы по строительству храма свт.Василия Великого - закладка состоялась 9 февраля 2017 года, принимаются имена на вечное поминовение на сваи . Устроена дорога на стройплощадку, установлена мойка для колес выезжающей техники, ведется работа по разметке свайного поля для храма. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас !

Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!

Обычно Димитриевская родительская суббота выпадает на ноябрь. Однако в 2017 году Димитриевская суббота приходится на самый конец этого месяца - 28 октября. Она была перенесены из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божьей матери, который православные будут отмечать 4 ноября.

О значении и правилах этого дня читателям Вестей рассказал настоятель Киево -Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

"У Бога нет умерших - у Бога все живы. Христос сказал это в одной притче, когда к Нему пришли саддукеи и говорили, что вот умер муж, чья будет жена, если все семь братьев имели ее (у иудеев был обычай, если женщина становилась вдовой, то она выходила замуж за брата своего мужа). И Господь ответил, что в загробной, блаженной жизни, не женятся и не выходят замуж, а там живут как ангелы. И каждое свидетельство Спасителя нам говорит о том, что человек рождается один-единственный раз и, нарушив заповеди Господни, но покаявшись в своих грехах, он все равно получает прощение за свою земную жизнь", - отметил митрополит Павел.

Возвращается тело в землю, а душа идет к Господу на суд Божий. И по воскресении соединяется, как сказано у Тихона Задонского - как запряженная в упряжь лошадка, которая идет на работу; вдвоем грешили, вдвоем и работаем. Поэтому после воскресения плоть, соединяясь с духом, душою, получает либо хороший, либо плохой приговор, поскольку они прожили совместную жизнь.

"Поминание усопших идет с древних времен. И в Ветхом Завете об этом есть упоминание, и в Новом Завете - Господь сказал: "Поминайте наставников ваших". И Сам Христос молился о усопшем Лазаре, о сыне наинской вдовы, о дочери Иаира. Он скорбел и молился Отцу, тем самым научая нас, чтобы мы молились и просили. Потому что Он Сам сказал одно пророческое слово - встань! И воскрес сын наинской вдовы и дочь Иаира. Будучи у гроба Лазаря, Спаситель промолвил: "Выйди!" И Лазарь, будучи уже четыре дня в гробу, вышел из гроба! Придет время, когда и мы услышим подобные слова. Нас Господь призовет - и мы предстанем пред лицом Божиим", - напомнил Владыка Павел.

Дмитриевская родительская суббота выпадает в ближайшую субботу перед днем памяти великомученика Дмитрия Солунского (день ангела Дмитрия Донского). Он был воин небесного и земного царя. Земного царя он защищал от нападок, защищал свою страну, народ, историю. А Небесного Царя он любил, знал, поклонялся и Ему служил. Земного царя он охранял, а Небесного славил и приводил других людей к Богопочитанию, к вере, чтобы по успению они могли соединиться в Царстве Небесном.

И установлена Дмитриевская родительская суббота была после битвы на Куликовом поле - великим князем Дмитрием Донским. После победы над Мамаем в 1380 году Дмитрий Донской посещает Троице-Сергиеву обитель, чтобы совершить поминовение павших воинов. А немного ранее игумен обители, преподобный Сергий Радонежский, благословил двух своих монахов - Александра Пересвета и Андрея Ослябю - на войну против монголо-татарского ига. Оба инока погибли в бою. А сам преподобный во время войны, когда возносил свои молитвы к Богу, проникнувшись Духом Святым, видел, как падают воины и каждого воина убитого называл по имени.

"О чем свидетельствует эта история? Что наши души сродны. Если у нас богоугодная жизнь, Господь открывает сущность бытия на расстоянии", - подчеркнул митрополит Павел.

По прибытии Дмитрия Донского в обитель было совершено заупокойное богослужение, поминовение православных воинов, павших на поле боя, и общая трапеза.

Впоследствии сложилась такая традиция - совершать такое поминовение ежегодно, поскольку погибших в том бою было 250 тысяч и многие семьи ощутили горечь утраты. Немного позднее стали совершать поминовение не только воинов, но и всех усопших православных христиан.

"Поминая вождей и воинов на поле брани погибших, мы прославляем их великий подвиг - они отдали свою жизнь за Отечество и народ. А самый великий подвиг - это мученичество. И те, которые страдают за Церковь, за свое земное Отечество, они все мученики. Защищая свою землю, воины защищают свою веру, культуру, народ. Когда враг рода человеческого начинает сеять смуту - начинаются войны. Мы знаем польское нашествие, мусульманские набеги, и где они появлялись - искоренялась истинная вера. Люди становились рабами завоевателей, рабами греха, проклятия и смерти. Поэтому Дмитриевская родительская суббота, она несет характер молитвы, защиты земного Отечества. Будем помнить всех воинов всех войн, которые пролили свою кровь за Отечество. Их кровь возопиет - и понесут наказание те, кто дает приказы на войны, на разрухи, на смерть, на страдания. Будем молить об усопших и просить у Бога милости для живых, чтобы Господь объединил единой молитвой для временной и вечной жизни", - призвал всех верующих настоятель лавры.

Вселенская родительская суббота: как отмечать и что нельзя делать

В Дмитриевскую родительскую субботу люди посещают могилы своих сродников и близких. В церквях и на кладбищах совершаются панихиды, заупокойные литии (службы), устраиваются поминальные обеды.

"И поскольку эта суббота была утверждена как поминовение воинов, то этот день имеет особый смысл, который всегда должен нам напоминать о тех, кто погиб, защищая веру и Отечество. Чтобы помянуть согласно церковным традициям, необходимо прийти в церковь накануне, в пятницу, на вечернее богослужение, где совершается великая панихида и парастас. Все молитвы посвящены поминовению усопших. А утром в субботу совершается Божественная литургия, после которой служится общая панихида. Самое главное, что мы можем дать нашим умершим сродникам - это наша молитва. Их души испытывают великую потребность в нашей молитве, поскольку не могут уже творить добрых дел, чтобы умилостивить Бога", - подчеркнул митрополит Павел.

А насколько важна молитва, очень хорошо сказано в житии преподобного Макария Великого. Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и увидел на земле череп, услышав, что тот издает какие-то звуки. Когда он подошел ближе, он услышал, что череп говорит о том, что раньше он был начальником живших здесь жрецов. И сейчас, когда они все умерли, то пребывают в сущих муках, и только когда молится за них преподобный Макарий, они испытывают некоторое облегчение. И авва Макарий попросил рассказать о муках и облегчении от молитвы. И голос отвечал, что огонь, в котором они мучаются, настолько велик - как небо от земли; и они даже не видят друг друга. Но во время молитвы они отчасти видят друг друга, и это доставляет им отраду.

"И язычники еще имеют некоторое утешение от милости Господней. Но есть еще люди, которые находятся еще глубже и испытывают еще более тяжелые и несказанные муки. Это те, которые познавши Бога, отверглись Его и не исполняли Заповедей Его", - предостерег Владыка Павел.

"Этот пример нам ясно показывает, что если молитва преподобного доставляла отраду язычникам, то какое же благотворное влияние окажет молитва на души православных христиан! И наша любовь должна распространяться не только на тех, кто жив, но еще более на умерших. Потому что им никто не может помочь в облегчении их участи там, кроме нас. Ведь очень многие умирают, не успев принести покаяния за свои грехи, а они есть у каждого человека. Нам надо уяснить, что со смертью общение между умершими и живыми не прекращается. Душа уходит с тела и переселяется в другой мир, но все видит и слышит", - отметил настоятель лавры.

Обычно Димитриевская родительская суббота выпадает на ноябрь. Однако в 2017 году Димитриевская суббота приходится на самый конец этого месяца – 28 октября. Она была перенесены из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божьей матери, который православные будут отмечать 4 ноября.

О значении и правилах этого дня читателям Вестей рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

"У Бога нет умерших – у Бога все живы. Христос сказал это в одной притче, когда к Нему пришли саддукеи и говорили, что вот умер муж, чья будет жена, если все семь братьев имели ее (у иудеев был обычай, если женщина становилась вдовой, то она выходила замуж за брата своего мужа). И Господь ответил, что в загробной, блаженной жизни, не женятся и не выходят замуж, а там живут как ангелы. И каждое свидетельство Спасителя нам говорит о том, что человек рождается один-единственный раз и, нарушив заповеди Господни, но покаявшись в своих грехах, он все равно получает прощение за свою земную жизнь", – отметил митрополит Павел.

Возвращается тело в землю, а душа идет к Господу на суд Божий. И по воскресении соединяется, как сказано у Тихона Задонского – как запряженная в упряжь лошадка, которая идет на работу; вдвоем грешили, вдвоем и работаем. Поэтому после воскресения плоть, соединяясь с духом, душою, получает либо хороший, либо плохой приговор, поскольку они прожили совместную жизнь.

"Поминание усопших идет с древних времен. И в Ветхом Завете об этом есть упоминание, и в Новом Завете – Господь сказал: "Поминайте наставников ваших". И Сам Христос молился о усопшем Лазаре, о сыне наинской вдовы, о дочери Иаира. Он скорбел и молился Отцу, тем самым научая нас, чтобы мы молились и просили. Потому что Он Сам сказал одно пророческое слово – встань! И воскрес сын наинской вдовы и дочь Иаира. Будучи у гроба Лазаря, Спаситель промолвил: "Выйди!" И Лазарь, будучи уже четыре дня в гробу, вышел из гроба! Придет время, когда и мы услышим подобные слова. Нас Господь призовет – и мы предстанем пред лицом Божиим", – напомнил Владыка Павел.

Дмитриевская родительская суббота выпадает в ближайшую субботу перед днем памяти великомученика Дмитрия Солунского (день ангела Дмитрия Донского). Он был воин небесного и земного царя. Земного царя он защищал от нападок, защищал свою страну, народ, историю. А Небесного Царя он любил, знал, поклонялся и Ему служил. Земного царя он охранял, а Небесного славил и приводил других людей к Богопочитанию, к вере, чтобы по успению они могли соединиться в Царстве Небесном.

И установлена Дмитриевская родительская суббота была после битвы на Куликовом поле – великим князем Дмитрием Донским. После победы над Мамаем в 1380 году Дмитрий Донской посещает Троице-Сергиеву обитель, чтобы совершить поминовение павших воинов. А немного ранее игумен обители, преподобный Сергий Радонежский, благословил двух своих монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю – на войну против монголо-татарского ига. Оба инока погибли в бою. А сам преподобный во время войны, когда возносил свои молитвы к Богу, проникнувшись Духом Святым, видел, как падают воины и каждого воина убитого называл по имени.

"О чем свидетельствует эта история? Что наши души сродны. Если у нас богоугодная жизнь, Господь открывает сущность бытия на расстоянии", – подчеркнул митрополит Павел.

По прибытии Дмитрия Донского в обитель было совершено заупокойное богослужение, поминовение православных воинов, павших на поле боя, и общая трапеза.

Впоследствии сложилась такая традиция – совершать такое поминовение ежегодно, поскольку погибших в том бою было 250 тысяч и многие семьи ощутили горечь утраты. Немного позднее стали совершать поминовение не только воинов, но и всех усопших православных христиан.

"Поминая вождей и воинов на поле брани погибших, мы прославляем их великий подвиг – они отдали свою жизнь за Отечество и народ. А самый великий подвиг – это мученичество. И те, которые страдают за Церковь, за свое земное Отечество, они все мученики. Защищая свою землю, воины защищают свою веру, культуру, народ. Когда враг рода человеческого начинает сеять смуту – начинаются войны. Мы знаем польское нашествие, мусульманские набеги, и где они появлялись – искоренялась истинная вера. Люди становились рабами завоевателей, рабами греха, проклятия и смерти. Поэтому Дмитриевская родительская суббота, она несет характер молитвы, защиты земного Отечества. Будем помнить всех воинов всех войн, которые пролили свою кровь за Отечество. Их кровь возопиет – и понесут наказание те, кто дает приказы на войны, на разрухи, на смерть, на страдания. Будем молить об усопших и просить у Бога милости для живых, чтобы Господь объединил единой молитвой для временной и вечной жизни", – призвал всех верующих настоятель лавры.

Вселенская родительская суббота: как отмечать и что нельзя делать

В Дмитриевскую родительскую субботу люди посещают могилы своих сродников и близких. В церквях и на кладбищах совершаются панихиды, заупокойные литии (службы), устраиваются поминальные обеды.

"И поскольку эта суббота была утверждена как поминовение воинов, то этот день имеет особый смысл, который всегда должен нам напоминать о тех, кто погиб, защищая веру и Отечество. Чтобы помянуть согласно церковным традициям, необходимо прийти в церковь накануне, в пятницу, на вечернее богослужение, где совершается великая панихида и парастас. Все молитвы посвящены поминовению усопших. А утром в субботу совершается Божественная литургия, после которой служится общая панихида. Самое главное, что мы можем дать нашим умершим сродникам – это наша молитва. Их души испытывают великую потребность в нашей молитве, поскольку не могут уже творить добрых дел, чтобы умилостивить Бога", – подчеркнул митрополит Павел.

А насколько важна молитва, очень хорошо сказано в житии преподобного Макария Великого. Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и увидел на земле череп, услышав, что тот издает какие-то звуки. Когда он подошел ближе, он услышал, что череп говорит о том, что раньше он был начальником живших здесь жрецов. И сейчас, когда они все умерли, то пребывают в сущих муках, и только когда молится за них преподобный Макарий, они испытывают некоторое облегчение. И авва Макарий попросил рассказать о муках и облегчении от молитвы. И голос отвечал, что огонь, в котором они мучаются, настолько велик – как небо от земли; и они даже не видят друг друга. Но во время молитвы они отчасти видят друг друга, и это доставляет им отраду.

"И язычники еще имеют некоторое утешение от милости Господней. Но есть еще люди, которые находятся еще глубже и испытывают еще более тяжелые и несказанные муки. Это те, которые познавши Бога, отверглись Его и не исполняли Заповедей Его", – предостерег Владыка Павел.

"Этот пример нам ясно показывает, что если молитва преподобного доставляла отраду язычникам, то какое же благотворное влияние окажет молитва на души православных христиан! И наша любовь должна распространяться не только на тех, кто жив, но еще более на умерших. Потому что им никто не может помочь в облегчении их участи там, кроме нас. Ведь очень многие умирают, не успев принести покаяния за свои грехи, а они есть у каждого человека. Нам надо уяснить, что со смертью общение между умершими и живыми не прекращается. Душа уходит с тела и переселяется в другой мир, но все видит и слышит", – отметил настоятель лавры.

Обычно Димитриевская родительская суббота выпадает на ноябрь. Однако в 2017 году Димитриевская суббота приходится на самый конец этого месяца - 28 октября. Она была перенесены из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божьей матери, который православные будут отмечать 4 ноября.

О значении и правилах этого дня читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Димитриевская родительская суббота-2017

Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. "Благословение кн. Дмитрия Иоанновича со дружиною на битву"

"У Бога нет умерших - у Бога все живы. Христос сказал это в одной притче, когда к Нему пришли саддукеи и говорили, что вот умер муж, чья будет жена, если все семь братьев имели ее (у иудеев был обычай, если женщина становилась вдовой, то она выходила замуж за брата своего мужа). И Господь ответил, что в загробной, блаженной жизни, не женятся и не выходят замуж, а там живут как ангелы. И каждое свидетельство Спасителя нам говорит о том, что человек рождается один-единственный раз и, нарушив заповеди Господни, но покаявшись в своих грехах, он все равно получает прощение за свою земную жизнь", - отметил митрополит Павел.

Возвращается тело в землю, а душа идет к Господу на суд Божий. И по воскресении соединяется, как сказано у Тихона Задонского - как запряженная в упряжь лошадка, которая идет на работу; вдвоем грешили, вдвоем и работаем. Поэтому после воскресения плоть, соединяясь с духом, душою, получает либо хороший, либо плохой приговор, поскольку они прожили совместную жизнь.

"Поминание усопших идет с древних времен. И в Ветхом Завете об этом есть упоминание, и в Новом Завете - Господь сказал: "Поминайте наставников ваших". И Сам Христос молился о усопшем Лазаре, о дочери Иаира. Он скорбел и молился Отцу, тем самым научая нас, чтобы мы молились и просили. Потому что Он Сам сказал одно пророческое слово - встань! И воскрес сын наинской вдовы и дочь Иаира. Будучи у гроба Лазаря, Спаситель промолвил: "Выйди!" И Лазарь, будучи уже четыре дня в гробу, вышел из гроба! Придет время, когда и мы услышим подобные слова. Нас Господь призовет - и мы предстанем пред лицом Божиим", - напомнил Владыка Павел.

Дмитриевская родительская суббота выпадает в ближайшую субботу перед днем памяти великомученика Дмитрия Солунского (день ангела Дмитрия Донского). Он был воин небесного и земного царя. Земного царя он защищал от нападок, защищал свою страну, народ, историю. А Небесного Царя он любил, знал, поклонялся и Ему служил. Земного царя он охранял, а Небесного славил и приводил других людей к Богопочитанию, к вере, чтобы по успению они могли соединиться в Царстве Небесном.

И установлена Дмитриевская родительская суббота была после битвы на Куликовом поле - великим князем Дмитрием Донским. После победы над Мамаем в 1380 году Дмитрий Донской посещает Троице-Сергиеву обитель, чтобы совершить поминовение павших воинов. А немного ранее игумен обители, преподобный Сергий Радонежский, благословил двух своих монахов - Александра Пересвета и Андрея Ослябю - на войну против монголо-татарского ига. Оба инока погибли в бою. А сам преподобный во время войны, когда возносил свои молитвы к Богу, проникнувшись Духом Святым, видел, как падают воины и каждого воина убитого называл по имени.

"О чем свидетельствует эта история? Что наши души сродны. Если у нас богоугодная жизнь, Господь открывает сущность бытия на расстоянии", - подчеркнул митрополит Павел.

По прибытии Дмитрия Донского в обитель было совершено заупокойное богослужение, поминовение православных воинов, павших на поле боя, и общая трапеза.

Впоследствии сложилась такая традиция - совершать такое поминовение ежегодно, поскольку погибших в том бою было 250 тысяч и многие семьи ощутили горечь утраты. Немного позднее стали совершать поминовение не только воинов, но и всех усопших православных христиан.

"Поминая вождей и воинов на поле брани погибших, мы прославляем их великий подвиг - они отдали свою жизнь за Отечество и народ. А самый великий подвиг - это мученичество. И те, которые страдают за Церковь, за свое земное Отечество, они все мученики. Защищая свою землю, воины защищают свою веру, культуру, народ. Когда враг рода человеческого начинает сеять смуту - начинаются войны. Мы знаем польское нашествие, мусульманские набеги, и где они появлялись - искоренялась истинная вера. Люди становились рабами завоевателей, рабами греха, проклятия и смерти. Поэтому Дмитриевская родительская суббота, она несет характер молитвы, защиты земного Отечества. Будем помнить всех воинов всех войн, которые пролили свою кровь за Отечество. Их кровь возопиет - и понесут наказание те, кто дает приказы на войны, на разрухи, на смерть, на страдания. Будем молить об усопших и просить у Бога милости для живых, чтобы Господь объединил единой молитвой для временной и вечной жизни", - призвал всех верующих настоятель лавры.

Родительская суббота: что нужно делать

В Дмитриевскую родительскую субботу люди посещают могилы своих сродников и близких. В церквях и на кладбищах совершаются панихиды, заупокойные литии (службы), устраиваются поминальные обеды.

"И поскольку эта суббота была утверждена как поминовение воинов, то этот день имеет особый смысл, который всегда должен нам напоминать о тех, кто погиб, защищая веру и Отечество. Чтобы помянуть согласно церковным традициям, необходимо прийти в церковь накануне, в пятницу, на вечернее богослужение, где совершается великая панихида и парастас. Все молитвы посвящены поминовению усопших. А утром в субботу совершается Божественная литургия, после которой служится общая панихида. Самое главное, что мы можем дать нашим умершим сродникам - это наша молитва. Их души испытывают великую потребность в нашей молитве, поскольку не могут уже творить добрых дел, чтобы умилостивить Бога", - подчеркнул митрополит Павел.

А насколько важна молитва, очень хорошо сказано в житии преподобного Макария Великого. Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и увидел на земле череп, услышав, что тот издает какие-то звуки. Когда он подошел ближе, он услышал, что череп говорит о том, что раньше он был начальником живших здесь жрецов. И сейчас, когда они все умерли, то пребывают в сущих муках, и только когда молится за них преподобный Макарий, они испытывают некоторое облегчение. И авва Макарий попросил рассказать о муках и облегчении от молитвы. И голос отвечал, что огонь, в котором они мучаются, настолько велик - как небо от земли; и они даже не видят друг друга. Но во время молитвы они отчасти видят друг друга, и это доставляет им отраду.

"И язычники еще имеют некоторое утешение от милости Господней. Но есть еще люди, которые находятся еще глубже и испытывают еще более тяжелые и несказанные муки. Это те, которые познавши Бога, отверглись Его и не исполняли Заповедей Его", - предостерег Владыка Павел.

Преподобный Макарий закопал в землю этот череп и удалился дальше в глубоком раздумье.

"Этот пример нам ясно показывает, что если молитва преподобного доставляла отраду язычникам, то какое же благотворное влияние окажет молитва на души православных христиан! И наша любовь должна распространяться не только на тех, кто жив, но еще более на умерших. Потому что им никто не может помочь в облегчении их участи там, кроме нас. Ведь очень многие умирают, не успев принести покаяния за свои грехи, а они есть у каждого человека. Нам надо уяснить, что со смертью общение между умершими и живыми не прекращается. Душа уходит с тела и переселяется в другой мир, но все видит и слышит", - отметил настоятель лавры.

Нельзя молиться только за тех, кто при жизни не верил в существование Бога, отрицал или издевался над христианскими истинами.

И этот человек является хулителем Духа Святого. А хула на Духа Святого не простится ни в этом, ни в будущем веке (Мф.12, 31-32)".

Традиции и обычаи Дмитриевской субботы

Славяне называли этот день Осенние Деды или Дедова суббота. Дмитриевская суббота у наших далеких предков была днем перехода от осени к зиме. Поэтому, если после праздника Покрова оставались незаконченные дела, то к этому дню старались все закончить и завершить подготовку к морозам.

Как и в другие поминальные дни, женщины были заняты генеральной уборкой. Убирали во дворах, вымывали все лавки, окна, столы. Старались побелить или починить все, что в этом нуждалось.

Перед Дедовой субботой вся семья обязательно должна была вымыться, после чего оставляли воду и веник для усопших родственников.

В Дмитриевскую родительскую субботу ужин был особенным и проходил немного иначе, чем в другие поминальные дни. Вспоминать усопших начинали уже с пятницы и для этого обязательно приобретали новую белую скатерть, которой застилали поминальный стол. Хозяйки готовили традиционные славянские поминальные блюда - кутью, узвар, блины, пироги, а также любимые блюда усопших родственников. Причем форма поминальных пирогов обязательно должна быть продолговатой. Также каждая хозяйка старалась приготовить как можно больше блюд из мяса - жаркое, студень и даже ветчину можно было встретить на столах.

На стол, что в пятницу, что в субботу обязательно ставили свечи. Считалось, что семья таким образом дает знак умершим, что о них не забыли и вспоминают. Обязательно вспоминали о том, какие были усопшие при жизни, об их добрых качествах и поступках. Также самые старшие в семьях рассказывали молодежи историю семьи и родословную.

В пятницу, после того, как вся семья поужинала, хозяйка дома убирала весь стол, накрывала его чистой скатертью и расставляла столовые приборы с едой. Затем она приглашала всех усопших родственников к столу.

На следующий день в субботу за поминальной трапезой каждый член семьи откладывал по одной ложке от каждого яства в отдельную тарелку, а затем это все оставляли на ночь для усопших. Это делалось для того, чтобы души умерших смогли прийти домой и насытиться вместе со всей семьей. Рядом с тарелками ставили миску с водой и полотенце, чтобы они смогли омыться после трапезы.

В Дмитриевскую субботу обязательно помогали нищим и голодающим - раздавали щедрую милостыню, кормили пирогами и просили их молиться за души ушедших.

Молитвы в родительскую субботу

Домашняя молитва об усопших в родительскую субботу

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вдовы

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя - правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вдовца

Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела.

Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва родителей о почивших детях

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше - молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва детей об усопших родителях

Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) — , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Реклама

Как правило, Димитриевская родительская суббота выпадает на ноябрь. Однако в 2017 году Димитриевская суббота приходится на самый конец нынешнего месяца – 28 октября.

Итак, почему же поминальный родительский день перенесли? Она была перенесены из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божьей матери, который православные будут отмечать 4 ноября.

Дми́триевская суббота - день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота в богослужебном уставе Русской, Сербской и Болгарской православных церквях. Совершается ежегодно в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, приходящимся на 26 октября, а в наше время 8 ноября.

"У Бога нет умерших – у Бога все живы. Христос сказал это в одной притче, когда к Нему пришли саддукеи и говорили, что вот умер муж, чья будет жена, если все семь братьев имели ее (у иудеев был обычай, если женщина становилась вдовой, то она выходила замуж за брата своего мужа). И Господь ответил, что в загробной, блаженной жизни, не женятся и не выходят замуж, а там живут как ангелы. И каждое свидетельство Спасителя нам говорит о том, что человек рождается один-единственный раз и, нарушив заповеди Господни, но покаявшись в своих грехах, он все равно получает прощение за свою земную жизнь", – отмечают служители православной церкви.

"Поминание усопших идет с древних времен. И в Ветхом Завете об этом есть упоминание, и в Новом Завете – Господь сказал: "Поминайте наставников ваших". И Сам Христос молился о усопшем Лазаре, о сыне наинской вдовы, о дочери Иаира. Он скорбел и молился Отцу, тем самым научая нас, чтобы мы молились и просили. Потому что Он Сам сказал одно пророческое слово – встань! И воскрес сын наинской вдовы и дочь Иаира. Будучи у гроба Лазаря, Спаситель промолвил: "Выйди!" И Лазарь, будучи уже четыре дня в гробу, вышел из гроба! Придет время, когда и мы услышим подобные слова. Нас Господь призовет – и мы предстанем пред лицом Божиим", – напоминают священнослужители.

История этого дня неоднозначна: некоторые христиане говорят, что у этого дня есть только православные корни, но истории свидетельствуют, что Дмитриевская суббота связана с язычеством.

По официальным данным установлено, что Дмитриевская суббота установлена в честь воинов, которые пали смертью храбрых на Куликовом поле. После победы князь Дмитрий Донской предложил церкви каждый год вспоминать о погибших в этом сражении. Священники согласились, мотивируя это тем, что в этой битве погибли христиане, о которых должны помнить предки. Спустя годы Дмитриевская суббота стала родительской и в этот день поминают всех усопших.

Молитва в этот день

«Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь»

Традиции этого дня

Все верующие люди в этот день должны посещать церковь, чтить память умерших предков. В церковь приходят и накануне в пятницу к вечерней. В это время совершается великая панихида – паратастас. Все песнопения, тропари и молитвы посвящены умершим. Утром в Дмитриевскую субботу в церкви совершают заупокойную литургию.

Все христиане приходят в церковь с небольшими бумажечками, где написаны имена всех умерших родственников и передают их священнику, который упомянет их во время ведения службы. Также в церковь приносят пожертвования в виде овощей, хлеба, сладостей и фруктов, а вот мясо и вино жертвовать нельзя.

Приметы этого дня

Старики еще в давние времена на все христианские праздники замечали много особенностей, а после все эти приметы передавали предкам.

*Дмитриев день – зима лезет на плетень;

*До Дмитриевской субботы зима не становится;

*На Дмитрия реки замерзают;

*Если в этот день холодно и снег выпал – весна будет поздняя, а если оттепель – весна теплая;

*Дмитрова суббота – кутейникам работа;

*Если Дмитриев день в снегу, Пасха также в снегу, а Дмитриев по голу, и Святая по тому.

*На Дмитриев день девки хитрые хотят выскочить быстрее замуж, и все потому, что после этого дня свадьбы бывают редко.

Также считается, что чем щедрее подаяние живых в церкви, тем лучше себя чувствует душа усопшего на том свете.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.