Почему рождество празднуют 25 декабря. Католическое Рождество: когда отмечается, история, традиции и обычаи, поздравления

Москва, 25 декабря - АиФ-Москва. Католики всего мира в ночь с 24 на 25 декабря отмечают один из важнейших христианских праздников - Рождество Христово.

Этот праздник отмечают не только католическая, но и православные церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта.

Рождество - один из самых торжественных религиозных праздников. Он посвящен рождению Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа.

Празднованию Рождества Христова у католиков предшествует период Адвента, который начинается в четвертое воскресенье до Рождества и длится от трех до четырех недель. Адвент рассматривается как время усиленного покаяния.

Храмы в этот период украшают венками - их устанавливают у алтарей. В венках крепятся по четыре свечи, и каждое воскресенье зажигается по одной из них. Свечи означают количество недель, оставшихся до Рождества.

Католическое Рождество: история и традиции праздника

Рождество Христово входит в число двунадесятых праздников - двенадцати важнейших праздников после Пасхи.

Согласно Евангелию, Иисус Христос родился в городе Вифлееме. Когда император Октавиан Август постановил провести перепись населения Римской империи, Мария и Иосиф Обручник отправились в Вифлеем, чтобы внести свои имена в список.

Почему Рождество в некоторых странах празднуют 25 декабря?

Из-за различий в юлианском и григорианском календарях католики и другие церкви встречают Рождество в ночь с 24 на 25 декабря. Празднованию Рождества Христова у католиков предшествует период Адвента — время Рождественского поста и особого покаяния, которое предшествует празднику Рождества Христова. Верующие во время Адвента исповедуются в церкви. Заканчивается предрождественское время Сочельником.

Рождественская выпечка. Как приготовить ароматный кекс к празднику

Многие запомнили это с детства: елка, вечные мандарины и... выпечка. В Англии рождественская выпечка — это пудинг. За несколько столетий своей истории это блюдо обросло легендами и множеством ритуалов, связанных как с приготовлением, так и с поеданием пудинга. К примеру, пудинг должны были мешать всей семьей, хотя бы по разочку, хотя бы чуть-чуть, но каждый член семьи принимал участие в приготовлении лакомства, загадывая при этом желание.

Католики и протестанты, живущие по Григорианскому календарю, а также поместные православные церкви мира, придерживающиеся Новоюлианского календаря, встречают в ночь с 24 на 25 декабря праздник Рождества Христова.

Рождество Христово - один из важнейших христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Рождество отмечается во многих странах мира, разнятся только даты и календарные стили (юлианский и григорианский).

Римская церковь установила 25 декабря в качестве даты празднования Рождества Христова после победы Константина Великого (ок. 320 или 353 ). Уже с конца IV в. весь христианский мир праздновал Рождество именно в этот день (за исключением восточных церквей, где этот праздник отмечался 6 января).

И в наше время Православное Рождество "отстает" от католического на 13 дней; католики отмечают Рождество 25 декабря, а православные - 7 января.

Это произошло из-за путаницы календарей. Юлианский календарь, введенный в обиход в 46 году до н.э. императором Юлием Цезарем, добавляющий в феврале еще одни сутки, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким - "лишнее" время продолжало накапливаться. За каждые 128 лет набегали одни неучтенные сутки. Это привело к тому, что в XVI веке один из самых важных христианских праздников - Пасха - стал "наступать" намного раньше положенного срока. Поэтому папа римский Григорий XIII предпринял очередную реформу, заменившую юлианский стиль на григорианский. Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Так в 1582 году в Европе появился новый григорианский календарь, тогда как в России продолжали пользоваться юлианским.

В России григорианский календарь был введен в 1918 году , однако церковь такого решения не одобрила.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении Юлианского календаря. Русская Православная Церковь в силу исторических обстоятельств не смогла принять в нем участия. Узнав о совещании в Константинополе, Патриарх Тихон все же издал постановление о переходе на "Новоюлианский" календарь. Но это вызвало протесты в церковном народе и постановление было отменено менее, чем через месяц.

Вместе с Русской Православной Церковью в ночь с 6 на 7 января праздник Рождества Христова отмечают Грузинская, Иерусалимская и Сербская Православная Церкви, афонские монастыри, живущие по старому, Юлианскому календарю, а также многие католики восточного обряда (в частности, Украинская Греко-Католическая Церковь) и часть российских протестантов.

Все остальные 11 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, так как они пользуются не "католическим" Григорианским календарем, а так называемым "Новоюлианским", который пока совпадает с Григорианским. Расхождение между этими календарями в один день накопится к 2800 году (расхождение Юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, Григорианского - за 3 тысячи 333 года, а "Новоюлианского" - за 40 тысяч лет).

Вопрос читателя:

Меня давно волнует вопрос по поводу даты празднования замечательного праздника Рождества . У нас его отмечают 7 января, после Нового года. Я прочитала в статье “История одного дня рождения”, опубликованной в журнале Фома №6 2004 г, что “для удобства верующих на григорианский календарь перешли также и Поместные Православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана, Египта. Разрешение на празднование Рождества по григорианскому календарю, то есть вместе со своими народами, имеют также приходы Русской Православной Церкви в Западной Европе.” И у меня такой вопрос: возможно ли у нас перенесение даты празднования Рождества на 25 декабря? Помимо удобства для верующих, на мой взгляд, есть еще такой момент: в католических странах и верующие, и неверующие вместе отмечают и празднуют Рождество как основной праздник, а Новый год для них имеет гораздо меньшее значение. И в России раньше так было. В Советской России празднование Рождества заменили на празднование Нового года. И сейчас для большинства населения основным праздником остается Новый год. Мне кажется, если Рождество будут отмечать перед Новым годом, оно снова сможет стать основным праздником, которому будут радоваться и верующие, и неверующие люди вместе. И кто знает, может быть, для многих неверующих это будет толчком к вере. Скажите, пожалуйста, возможно ли это?

Галина

Отвечает иерей Евгений Чебыкин:

Здравствуйте, Галина!
Благодарю Вас за Ваш вопрос.

Святитель Феофан Затворник в одном из своих писем пишет, что, рассуждая о смысле и значении различных богослужебных церковных установлений, “… надобно из всего внешнего в Церкви выделять и ставить в особый, высший всего, разряд семь Божественных Таинств, Господом Спасителем учрежденных для сообщения верующим Божественной благодати, без коей нет спасения. В Церкви Божией слово Божие, содержащее богооткровенную истину, и Божественные Таинства, благодать сообщающие, суть то же, что зеницы очес … Все же другие чины Церкви, хотя тоже священны и должны быть благоговейно чтимы, но не могут идти в сравнение с семью Святыми Таинствами. Эти Таинства, хотя видимы, но содержат и сообщают Божественную благодать, – и помимо их Божественной благодати получить нельзя; следовательно, и спасение улучить. Все же другие чины Церкви только способствуют к возгреванию благодати, а сообщать ее не сообщают” ( [Электронный ресурс]).

Думаю, опираясь на это определение, мы можем позволить себе предположить, что богослужебный календарь относится к тем литургическим церковным установлениям, которые хотя и являются священными и благоговейно почитаемыми, но все же по важности своей они не могут быть уподоблены Священному Писанию и Церковным Таинствам. Следовательно, нам стоит благоговейно относится к нашему богослужебному календарю, но помнить при этом, что он не имеет такого же решающего значения для нашего спасения, как, например, Таинство Крещения. Вы сами в своём вопросе привели прекрасный пример, который подтверждает последнее утверждение: богослужебный календарь некоторых Поместных православных Церквей, а также приходов Русской Православной Церкви в Западной Европе, действительно отличается от нашего. Данное обстоятельство, тем не менее, не дает никому из нас повода усомниться в действенности Таинств, совершаемых в этих Церквях.

Теперь, чтобы ответить на заданный Вами вопрос (возможно ли изменение богослужебный календарь Русской Православной Церкви), необходимо обратиться к пятому пункту второй главы Устава Русской Православной Церкви, в котором говорится, что решение по важнейшим вопросам, касающимся внутренней церковной жизни, принимаются (по предложению Архиерейского Собора) Поместным Собором Русской Православной Церкви (См. подр.: [ Электронный ресурс] ).

Предварительным изучением вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовкой проектов решений по этим вопросам, занимается специальный совещательный орган – Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви (См. подр.: [Электронный ресурс]).

Рождество Христово — один из самых важнейших христианских праздников. В этот день в городе Вифлеем родился сын Божий Иисус Христос.

Православная церковь отмечает Рождество Христово 7 января, а западные христиане, которые живут по григорианскому календарю, — 25 декабря.

Sputnik Грузия поинтересовался, с чем связано это временное несоответствие празднования Рождества в прошлом и в настоящее время.

Рождество Христово

Праздновать Рождество Христово стали в первые века христианства — установлен праздник в честь Рождения Девой Марией Сына Божьего во плоти. Иисус Христос, согласно Евангелию, родился в иудейском городе Вифлеем во времена правления императора Августа.

Мария, мать Иисуса Христа, и ее муж Иосиф пришли в Вифлеем из города Назарет, где они жили, выполняя приказ правителя Августа явиться всему населению на перепись.

Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в пещере, предназначенной для стойла скота, так как гостиницах Вифлеема все места в связи с переписью были заняты. Пресвятая Дева родила Сына Божия в пещере, спеленала Богомладенца и положила в ясли — кормушку для скота.

Весть о рождении Спасителя мира, среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, услышали пастухи, сторожившие стадо. С вестью о том, что в мир пришел Спаситель, явились ангелы пастухам, которые первыми пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.

На небе в момент рождения Спасителя засияла Вифлеемская звезда, которая согласно восточным пророчествам, означала время пришествия в мир Божьего Сына - Мессии, которого иудейский народ ждал.

Новорожденному Спасителю поклонились и древние мудрецы, которые достигли Вифлеема, следуя за путеводной звездой. Волхвы принесли Сыну Божиему дары Востока — золото, ладан и смирну, которые имели глубокий смысл.

В частности, золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть, так как смирной помазывали умерших в те далекие времена.

Традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку пришла с тех давних времен. Отмечать это событие как праздник стали значительно позже — одно из первых упоминаний о празднике Рождества Христова датируется IV веком.

История праздника

В Восточных и Западных Церквях до IV века Рождество Христово, которое соединялось с праздником Крещения, праздновали 6 января - этот праздник был известен под именем Богоявления.

Воспоминание и прославление события явления Сына Божия во плоти было основной целью установления праздника.

Впервые Рождество Христово было отделено от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. Папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова в 337 году.

С тех пор Рождество Христово весь христианский мир отмечает 25 декабря. Составляет исключение Армянская Церковь, которая по сей день 6 января отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления.

Церковь, перенося праздник на 25 декабря, хотела создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.

Кроме того, отцы церкви считали, что 25 декабря более всего исторически соответствует дню рождения Господа Иисуса Христа.

Празднование Рождества Христова в Восточной Церкви 25 декабря было введено позже, чем в Западной — во второй половине IV века. Раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня впервые было введено в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать 25 декабря Рождество Христово распространился по всему православному Востоку.

Празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю, то есть 7 января Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, афонские монастыри (в Греции), а также придерживающиеся юлианского календаря католики восточного обряда и некоторые протестанты.

Рождество Христово 7 января справляют также Коптская православная церковь в Египте, православные и греко-католики на Украине, православные Македонии, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана.

Разница в датах

Разница в датах празднования у католиков и православных возникла после проведения Римско-католической церковью в 1582 году календарной реформы, которые не были признаны Православной церковью.

Юлианский календарь, введенный в обиход императором Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким. Поэтому папа римский Григорий XIII в XVI веке провел реформу, цель которой состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Папа Григорий ввел новый, григорианский календарь (новый стиль), а Православная церковь продолжала отмечать церковные праздники по-старому — юлианскому календарю.

В год, когда был введен григорианский календарь, по которому сейчас живет большинство стран мира, включая Грузию, различие между старым и новым стилями составляло 10 суток, а в нашем столетии - 13 суток.

Материал подготовлен на основе открытых источников


Рождество Христово - один из самых важнейших христианских праздников. В этот день в городе Вифлеем родился сын Божий Иисус Христос.

Православная церковь отмечает Рождество Христово 7 января, а западные христиане, которые живут по григорианскому календарю, - 25 декабря.

Sputnik Грузия поинтересовался, с чем связано это временное несоответствие празднования Рождества в прошлом и в настоящее время.

Рождество Христово

Праздновать Рождество Христово стали в первые века христианства - установлен праздник в честь Рождения Девой Марией Сына Божьего во плоти. Иисус Христос, согласно Евангелию, родился в иудейском городе Вифлеем во времена правления императора Августа.

Мария, мать Иисуса Христа, и ее муж Иосиф пришли в Вифлеем из города Назарет, где они жили, выполняя приказ правителя Августа явиться всему населению на перепись.

Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в пещере, предназначенной для стойла скота, так как гостиницах Вифлеема все места в связи с переписью были заняты. Пресвятая Дева родила Сына Божия в пещере, спеленала Богомладенца и положила в ясли - кормушку для скота.

Весть о рождении Спасителя мира, среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, услышали пастухи, сторожившие стадо. С вестью о том, что в мир пришел Спаситель, явились ангелы пастухам, которые первыми пришли в пещеру поклониться Богомладенцу.

На небе в момент рождения Спасителя засияла Вифлеемская звезда, которая согласно восточным пророчествам, означала время пришествия в мир Божьего Сына – Мессии, которого иудейский народ ждал.

Новорожденному Спасителю поклонились и древние мудрецы, которые достигли Вифлеема, следуя за путеводной звездой. Волхвы принесли Сыну Божиему дары Востока - золото, ладан и смирну, которые имели глубокий смысл.

В частности, золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть, так как смирной помазывали умерших в те далекие времена.

Традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку пришла с тех давних времен. Отмечать это событие как праздник стали значительно позже - одно из первых упоминаний о празднике Рождества Христова датируется IV веком.

История праздника

В Восточных и Западных Церквях до IV века Рождество Христово, которое соединялось с праздником Крещения, праздновали 6 января – этот праздник был известен под именем Богоявления.

Воспоминание и прославление события явления Сына Божия во плоти было основной целью установления праздника.

Впервые Рождество Христово было отделено от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. Папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова в 337 году.

С тех пор Рождество Христово весь христианский мир отмечает 25 декабря. Составляет исключение Армянская Церковь, которая по сей день 6 января отмечает Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления.

Церковь, перенося праздник на 25 декабря, хотела создать противовес языческому культу солнца и предохранить верующих от участия в нем.

Кроме того, отцы церкви считали, что 25 декабря более всего исторически соответствует дню рождения Господа Иисуса Христа.

Празднование Рождества Христова в Восточной Церкви 25 декабря было введено позже, чем в Западной - во второй половине IV века. Раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня впервые было введено в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать 25 декабря Рождество Христово распространился по всему православному Востоку.

Празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю, то есть 7 января Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, афонские монастыри (в Греции), а также придерживающиеся юлианского календаря католики восточного обряда и некоторые протестанты.

Рождество Христово 7 января справляют также Коптская православная церковь в Египте, православные и греко-католики на Украине, православные Македонии, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана.

Разница в датах

Разница в датах празднования у католиков и православных возникла после проведения Римско-католической церковью в 1582 году календарной реформы, которые не были признаны Православной церковью.

Юлианский календарь, введенный в обиход императором Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры, был гораздо удобнее, чем старый римский, но все-таки оказался недостаточно четким. Поэтому папа римский Григорий XIII в XVI веке провел реформу, цель которой состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным.

Папа Григорий ввел новый, григорианский календарь (новый стиль), а Православная церковь продолжала отмечать церковные праздники по-старому - юлианскому календарю.

В год, когда был введен григорианский календарь, по которому сейчас живет большинство стран мира, включая Грузию, различие между старым и новым стилями составляло 10 суток, а в нашем столетии – 13 суток.

П.С. Учитывая, немало споров в Грузии, связанных с датой празднования Рождества, решил опубликовать, написанный достаточно простым языком, текст на сайте ""Спутник Грузия" - когда, что и почему, по поводу Рождества Христова.

Меня искренне удивляет, как с пеной у рта немалая часть мишистов и либералов, ненавидят почти все, что связано с православием и объясняют свою ненависть борьбой с империей зла. А так, слабо, просто оголиться и сказать, что дело не в империи зла, а в том, что я просто не верую и презираю православие? Так, видимо, слабо.... Да и тогда как на выборах проценты набирать?

Некоторые мишисты прямо выкрикивают перед каждым Рождеством, что если будем отмечать 25-го, то, тогда все.. перережем пуповину с Россией, и станем членами евросемьи... И знаете, кажется, к болтовне этой настолько привыкли, что грузинское большинство, в массе своей, уже и не считает нужным относиться к подобному словоблудию, всерьез. Ну, говорят и говорят, а когда они молчали?

Что я могу сказать? От того, когда ты празднуешь Рождество, на мой взгляд, ориентация абсолютно поменяться не может. То есть, от перемены мест слогаемых - сумма совершенно не меняется...

Это просто полюции болтушек, абсолютно далеких от веры и стермящихся постоянно выкрикнуть что-то против...

Господи, у нас, вроде, демократия... можно отмечать и 25 и 7 и вообще не отмечать и игнорировать.. А может, Мишу назначить Патриархом, чтобы он все исправил за последние.... веков, за пару дней, уверен, справится, и... станем, как эльфы и будем хихикать над тем, что столько веков топтались на месте?