Похвала пресвятой богородицы суббота акафиста икона. Суббота акафиста - похвала богородице

Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018» .

Проекты-победители распределились в рамках направлений следующим образом: «Образование и воспитание» – 109, «Социальное служение» – 63 (из них – 3 «Приюты для беременных»), «Культура» – 101, «Информационная деятельность» – 16, сообщает пресс-служба фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество».

Материал по теме

По данным фонда «Соработничество», в прошлом году грантовую поддержку получили 312 проектов, а грантовый фонд составил 123 миллиона рублей. В презентации участвовали победители прошлых лет. «Фома» узнал, кого поддерживает «Православная инициатива».

В номинации «Малые города и села» с суммой грантовой поддержки до 300 тыс. руб. победителями стали 69 проектов. Всего же грантовый фонд составил 115 млн. рублей.

Прием заявок на конкурс «Православная инициатива 2017-2018» проходил с 1 сентября по 23 октября 2017 года.

Всего на конкурс поступило 1227 из 73 регионов России, 11 стран ближнего и дальнего зарубежья (в том числе – 134 в номинации «Малые города и села»).

Проекты-победители назвал Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви под председательством патриарха Кирилла .

Реализация проектов начнется не ранее 20 марта 2018 года и завершится не позднее 20 января 2019 года.

Список проектов, получивших одобрение Единого экспертного совета и рекомендованных к финансированию в 2018 году, .

Согласно Положению о конкурсе Исполнительная дирекция не комментирует причины отклонения заявок и не вступает по этому поводу в переписку и переговоры. Комментарии экспертов можно получить у епархиальных координаторов. Епархиальные координаторы, в свою очередь, могут направить запрос в Исполнительную дирекцию.

Инструкция о дальнейших действиях будет размещена в личных кабинетах на сайте конкурса.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Координационный комитет по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви объявляет о старте конкурса малых грантов «Православная инициатива — 2018».

Цель конкурса — поддержка гражданских инициатив на основе масштабного и разностороннего сотрудничества между Церковью, православной общественностью, предпринимателями и государственными структурами.

Размер запрашиваемого гранта не может превышать 120 тысяч рублей. Грантовая поддержка победителям конкурса оказывается на условиях обязательного софинансирования расходов на реализацию проекта.

В конкурсе принимают участие проекты, реализуемые на канонической территории Русской Православной Церкви и в странах, исповедующих Православие и (либо) имеющих социальные институты поддержания и развития своей православной идентичности.

Заявки на участие в конкурсе принимаются с 16 апреля по 21 мая на сайте www.newpravkonkurs.ru.

Реализация проектов начнется не ранее 10 июля 2018 года, завершится — не позднее 10 ноября 2018 года.

В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Праздник этот установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы. Многие храмы в честь Божией Матери были воздвигнуты в Константинополе. Во Влахернском храме хранилась Ее святая икона, написанная святым евангелистом Лукой. В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист, греч. букв. неседальный ) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» И с того времени, в воспоминание столь великого чуда, Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной ее жизни — риза и пояс Ее; но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

АКАФИСТ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ



Акафист — это есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским «Аллилуйя», каждый икос — приветствием архангела «Радуйся…». Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода. Каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: «Взбранной Воеводе…» и пр. Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.


Отныне будут ублажать Меня все роды.

(Лк. 1, 48)

Эти слова Божией Матери читаются во время Божественной Литургии в дни Богородичных праздников. Слышатся они и за нашими вечерними богослужениями. В них заключен глубокий пророческий смысл.

На заре христианских времен из небольшого города Назарет идет в другой малоизвестный город в нагорной области Иудеи бедная, незнатная Дева, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету. И когда она вошла в дом и приветствовала ее, то, как повествует святой евангелист Лука, «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 1, 41-43). Исполнившись того же пророческого духа, и Пресвятая Дева сказала о Себе: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды».

Ничто естественное не могло утвердить Ее в надежде, что о Ней не только узнают, но и будут прославлять «все роды»! Ничто земное не могло Ее подвигнуть на подобное пророчество! Сам Дух Божий, деяние Которого Она благословляла в молитве, просветил Ее разум, открыл Ее сердце и подвигнул Ее уста изречь то, что о Ней предопределено на Небе и что согласно этому предопределению с радостью приняла святая Вселенская Церковь.

Сама Пресвятая Дева во время Своей земной жизни чуждалась славы и избегала ее. Даже в тот момент, когда Она славила Бога за то, что Он избрал Ее стать Матерью Господа, Она видит Себя, считает Себя смиренной рабой. И потом, когда народ восхищался Божественными глаголами Ее Сына, когда прославлял Его за творимые Им чудеса, когда торжественно встречали Его, Божия Матерь находилась в эти дни славы как бы в стороне. Она не приходила разделить славу со Своим Божественным Сыном. Но когда над Ним совершали поругание, когда распинали Его, бесславили, тогда Божия Матерь была рядом с Ним. Славу Владычицы мира явила сама Божественная благодать. Святое Евангелие рассказывает нам об одном волнующем событии. Спаситель, окруженный народом, учил стяжанию Царствия Божия. Слушавшие Его люди жадно впитывали глаголы жизни, как впитывает в себя иссохшая земля падающую на нее живительную влагу. И вот, словно молнии из облака, из уст известной женщины внезапно в эти минуты раздалось восклицание: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11, 27). Неизвестная женщина, конечно, ничего не знала о том, что более тридцати лет тому назад Пресвятая Дева сказала только одной Елизавете: «Ублажат Меня все роды», когда Елизавета возвестила: «Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего». Но как точно эта женщина выразила и подтвердила исполняющееся пророчество, и выразила не только в мысли, но даже в слове: «Блаженно чрево». Неизвестная женщина ублажила Божью Матерь, ублажила чрево, носившее Божественного Учителя, и сосцы, которые Его питали. И смотрите, что было дальше. Господь не только не отверг восхваления Своей Матери, но сказанными после этого словами подтвердил правильность поступка искреннего сердца. Он только указал, что блаженства могут достигнуть все, ели будут слушать слово Божие и соблюдать его: «Блажены слышащие слово Божие и соблюдающие его!» (Лк, 11, 28). Это было первое открытое при народе ублажение Божией Матери, первое восхваление в присутствии многих Той, Которая стала Матерью по плоти необыкновенного Учителя и Чудотворца.

После славного вознесения Господа на небо Божия Матерь является как избранное солнце посреди святых Апостолов. «Все они, — читаем в книге Деяний святых Апостолов, — единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса» (1, 14). Как видим, дееписатель выделяет Марию, только Ее из упомянутых жен называя по имени. Божия Матерь становиться тем средоточием, куда святые Апостолы шли и перед выступлением на проповедь и куда возвращались после благовестнических путешествий. У Нее они получали и благословение на свои апостольские труды и с Ней же делились пережитыми радостями и скорбями. У той, которая бережно слагала и сохранила в Своем сердце все совершавшееся в земной жизни Спасителя (Лк. 2, 19). Проповедники Евангелия получали и напоминание божественных заповедей, и подкрепление в подвиге, и утешение в скорби. Как сосуд, в котором находилось благоухающее миро, продолжает благоухать и после, так, и тем более, Соделавшаяся сосудом Божества, Умащенная благоуханием Божественной благодати приближает к людям Своим присутствием, молитвой благодатное и спасительное присутствие и действие Того, Кто некогда обитал в Ней телесно, а ныне и всегда обитает в Ней, пребывает в Ней, пребывает с Ней духовно.

Уже на заре истории христианской Церкви верующие уразумели близость Пресвятой Девы к Богу, увидели и опытно ощутили силу Ее предстательства на небе и поэтому с первых времен прославляли Ее всечестное имя, призывали Ее в молитвах, просили помощи. И с тех пор Ее боголепная слава сияла, сияет и будет сиять. Никакие еретические мудрования не могли затмить Ее славы и никогда не смогут этого сделать, потому что слава Божией Матери — это дело Божие, это то, что установлено самим Божественным провидением. Сегодня мы не найдем ни одного православного храма, не встретим ни одной православной души, для которой Божия Матерь не была бы дорогой и родной. Она — наша вера, наше упование и радость, наша молитвенница и заступница.

Но, дорогие отцы, братья и сестры, ублажая Божию Матерь и спрашивая Ее милостей, нужно хорошо подумать и спросить себя: достойны ли мы прославлять Ее, достойны ли мы Ее любви? Ублажая Приснодеву, храним ли мы девство, целомудрие, чистоту? Прославляя глубокую в смирении, не останемся ли мы в гордости, не почтит ли нас червь самомнения, тщеславия, зависти? Ублажая в этом святом храме Божию Матерь и нашу Небесную Матерь, не поступаем ли мы противно дома? Не оскорбляют ли дети священных имен своих родителей непочтением к ним, невниманием, или, не дай Бог, дерзостью, грубостью? Исполняют ли сами родители должным образом свои обязанности к детям, к другим людям? Не заглушает ли волна страстей в нашем сердце славословия наших уст? По словам великого отца Церкви VI столетия святого Григория Богослова, как туча закрывает сияние солнечных лучей, так грешник, который не хочет сознавать своих грехов и отречься от них, закрывает для себя лучи любви Божией и милосердие Божией Матери .

http://www.pravoslavie.ru

/ / / /

Пяточисленные молитвы

(Читаются по благословению духовника)

Творение святителя Димитрия Ростовского


Один старец от Богоносных Отцев, стоя на молитве и быв в восторзе, слышал глас Господа нашего Иисуса Христа, глаголющий с Пречистою и Пресвятою Богородицею, Материю Своею, рекши к Ней:

— Рцы Мне, Мати Моя, колико болезней наибольших, живущи на свете, претерпела еси Мене ради?

И рече Пресвятая:

— Сыне и Боже Мой! Наибольших пять болезней Тебе ради претерпела: первая — егда услышала от Симеона Пророка, еже имел еси убиен быти; вторая — еща, ищущи Тебе во Иерусалиме через три дня, Тя не видела есмь; третья — егда Тя поймана и связана от иудеев услышала; четвертая — егда Тя на кресте между разбойниками Распятаго видела; пятая — егда Тя видела во гробе полагаема.

И рече к Ней Господь:

— Глаголю Тебе, Мати Моя: аще кто каждую болезнь Твою на кийждо день прочтет с молитвою Моею, сие есть “Отче наш” и Архангельское обрадование, сие есть “Богородице Дево, радуйся” — за первую болезнь дам ему познание грехов и жаление о них; за вторую — дам ему всех грехов прощение; за третию — возвращу ему добродетели его, через грехи изгибшия; за четвертую — напитаю его, при смерти его, Телом и Кровию Моею Божественною; за пятую — явлюся ему Сам при смерти его и прииму душу его в живот вечный. Аминь.”

По видению этого Богоносного старца, святителем Димитрием Ростовским было сложено далее следующее молитвословие.

Начало к сим молитвам:

Слава Тебе, Христу Богу моему, не погубившему мя грешнаго со беззаконьми моими, но даже доселе грехом моим потерпевшему. (Поклон) Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранится нам; даруй ми, Господи, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго имени Твоего. (Поклон) Боже, милостив буди мне, грешному, во всей жизни моей: во исходе моем и по кончине моей не остави мене. (Поклон)
Сие, падши ниц на земли, глаголи:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, приими умершаго мя душею и умом. Приими мя грешнаго, блудника, сквернаго душею и телом. Отыми неприязнь безстудную и не отврати лица Твоего от мене, не рцы, Владыко: не вем, кто еси, но вонми гласу моления моего; спаси мя, яко имеяй множество щедрот и не хощеши смерти грешника, не оставлю же Тя, Создателя моего, и не отступлю от Тебе, довдеже послушаеши мя и даси всем грехом моим прощение, молитв ради Пречистыя Матери Твоея, предстательствы честных Небесных Сил безплотных, святаго славнаго Ангела хранителя моего, пророка же и предтечи Твоего Крестителя Иоанна, богоглаголивых Апостол, святых и добропобедных мученик, Преподобных и Богоносных отец наших и всех Твоих святых, помилуй и спаси мя грешнаго. Аминь.
Царю Небесный... Трисвятое... Отче наш... Яко Твое есть Царство и Сила и Слава во веки. Аминь. Богородице Дево, радуйся...

По сем:

МОЛИТВА 1

О, Мати Милосердая, Дево Марие, аз грешный и непотребный раб Твой, воспоминаючи Твоя болезни, егда Ты услышала от Симеона пророка о немилостивном убиении Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, приношу сию тебе молитву и Архангельское обрадование, приими в честь и память болезней Твоих и умоли Сына Твоего, — Господа нашего Иисуса Христа, да дарует ми познание грехов и жаление о них. (Поклон)

МОЛИТВА 2


О, Богоблаженная и Пренепорочная Отроковице, Мати и Дево, приими от мене, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, сию молитву и Архангельское обрадование в честь памяти болезни Твоея, егда позабыла Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, в церкви и через три дни Его не видела еси; умоли Его и испроси у Него всех грехов моих прощение и оставление, Едина Благословенная. (Поклон)

МОЛИТВА 3

Отче наш... Яко Твое есть Царство... Богородице Дево, радуйся. ..
О, Мати света, Преблагословенная Дево Богородице, приими от мене, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, сию молитву и Архангельское обрадование, в честь и память болезни Твоея, егда Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, поймана и связана слышала еси. Умоли Его, да возвратит мне добродетели, через грех изгибшия, да Тя, Пречистая, во веки величаю. (Поклон)

МОЛИТВА 4

Отче наш... Яко Твое есть Царство... Богородице Дево, радуйся...
О, Милосердия Источниче, Дево Богородице, приими от мене, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, сию молитву и Архангельское обрадование в честь и память болезни Твоея, егда на кресте между разбойники видела еси Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Егоже умоли, Владычице, да подаст ми дар милосердия Своего в час смерти моея и да напитает мя Телом и Кровию Своею Божественною, да Тя, Заступницу, славлю во веки. (Поклон)

МОЛИТВА 5

Отче наш... Яко Твое есть Царство... Борогодице Дево, радуйся...
О, Надеждо моя, Пречистая Дево Богородице, приими от мене, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, сию молитву и Архангельское обрадование в честь и память болезни Твоея, егда видела еси Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, во гробе полагаема, Егоже умоли, Владычице, да явится мне в час смерти моея и да приимет душу мою в живот вечный. Аминь. (Поклон) О, Премилостивая Дево, Госпоже Богородице, чадолюбивая Горлице, небесе и земли Самодержавная Царице, любезная Приемнице всех, простирающих к Тебе свои мольбы, печальных Утешительнице, приими от мене, грешнаго и непотребнаго раба Твоего, пяточисленное сие моление, в нем же воспоминаю земные и небесныя Твоя радости, умильно вопиюща к Тебе сице:
(Земные радости) Радуйся, заченшая во чреве без семене Христа Бога нашего. Радуйся, во чреве без болезни носившая Того. Радуйся, порождшая чудным смотрением. Радуйся, восприимшая от волхвов-царей дары и поклонение. Радуйся, яко обрела еси посреди учителей Своего Сына и Бога. Радуйся, яко рождество Твое преславно из мертвых воста. Радуйся, видевшая возносящагося Своего Создателя, к Нему же сама душею и телом возшла еси.
(Небесные радости) Радуйся, девства ради Своего, паче ангел и всех святых Преславная. Радуйся, близ Пресвятыя Троицы просияющая. Радуйся, Миротворице наша. Радуйся, Властительнице, обладающая всеми небесными силами. Радуйся, паче всех дерзновение к Сыну и Богу Своему имущая. Радуйся, милосердая Мати всем, к Тебе прибегающим. Радуйся, яко Твое веселие во веки не скончается!
И мне недостойному, по неложному обещанию Твоему, в день исхода моего милостива предстани, да Твоим руководством управлен буду к горнему Иерусалиму, в нем же прославленно царствуеши с Сыном Твоим и Богом нашим. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и с Пресвятым Духом в безконечныя веки веков. Аминь.

От скверных устен моих, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка и от души оскверненной приими, Госпоже Царице, сие похваление, Радосте моя. Приими, якоже вдовий прияла сии две лепты, и даруй ми принести Твоей благости дар достоин. О, Владычице моя, Пречистая Дево, Небесная Царице, якоже хощеши и волиши, паче же научи мя, что ми подобает Тебе, Матери Божией, глаголати к Тебе единой грешных прибежищу и решению. Радуйся, Владычице, да и аз, многогрешный раб Твой, радостно зову Тебе, воспетой Матери Христа Бога нашего. Аминь.
На Твой Пресвятый образ взирая, яко истинную самую Тя зрю Богородицу, верою сердечною от души припадаю и поклоняюся с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господом нашим Иисусом Христом, боголепно почитаю и молю Тя со слезами, покрый мя покровом Твоим, от враг видимых и невидимых, Ты бо род человеческий ввела еси в Царство Небесное. Аминь.

По сем:
Достойно есть, яко воистину... Слава и Благодарение Господу за все!


http://www.molitvoslov.com/content/Pyatochislennie-molitvi

Сегодня Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Это необычный день, и богослужение в этот день бывает особенное. Ниже мы предлагаем вам узнать в чем отличие сегодняшнего богослужения а так же узнать об истории и значении празднования Субботы Акафиста.

Суббота 5-й седмицы называется субботой Акафиста (т.к. это единственный день, когда по Уставу на службе положено чтение акафиста), а сама служба получила название Похвалы Пресвятой Богородицы.

В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 626 году.

Акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака: после кафизм (16-й и 17-й) и после 3-й и 6-й песен канона. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма.

На утрене положено петь Великое славословие.

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота акафиста) в Валаамском монастыре.

Об истории и значении празднования Субботы Акафиста

Когда священник выходит на амвон и произносит эти слова: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», это означает, что мы прославляем Святую Троицу. И весь храм говорит, что это истинно – говорит «Аминь».

Сегодня, братья и сестры, суббота пятой седмицы Великого поста. И по уставу Православной Церкви в этот день всегда совершается особое богослужение. Мы с вами привыкли, что во время поста мы слышим покаянные молитвы, Церковь облекается в траур (облачение священников в течении недели черное, в субботу и воскресенье фиолетовое). Но сегодня Церковь облеклась в праздничные одежды и прославляет Пресвятую Богородицу. Сегодня суббота акафиста. Так в уставе называется сегодняшний день. Так называется он потому что накануне в храмах совершается вечернее богослужение и особым чином читается акафист Пресвятой Богородице. Тот самый акафист, который вы все наверняка знаете и который начинается кондаком «Збранная воеводе победительная».

Во время Великого поста, как вы знаете, акафисты не читаются, читаются каноны. А вот сегодняшний день Церковь особо выделяет и особым чином благословляет читать акафист Пресвятой Богородице. Если мы с вами посмотрим историю, то увидим, что не так просто узнать, что послужило причиной установления такого дня.

Некоторые церковные историки говорят, что Византия в VI-VII вв. претерпевала очень частые нападения варваров. Иногда это были персы, иногда – сарацины, иногда – даже наши с вами предки древние славяне. Православная Византия всегда, конечно, молилась Богородице. И от Нее были явлены различные чудеса. Так, по молитвам византийцев и их императора, Патриарха, всего клира когда выносили икону «Одигитрия» вдруг поднималась буря, которая потопляла вражеские корабли. Такое заступничество византийцы видели неоднократно. И это послужило тому, что был установлен день особого почитания Богородицы. Но если мы с вами будем внимательно читать акафист и будем слушать молитвословие сегодняшнего дня, то мы там не услышим воспоминания о вооруженных конфликтах, благодарение о победе. Нет, наоборот в субботу Акафиста вспоминается праздник Благовещения Пресвятой Богородице.

Другие историки говорят о том, что суббота Акафиста некогда была предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы. Не всегда праздник был установлен в один определенный день (как это есть в наше время – 7-го апреля по новому стилю), был он и переходящим и переносился на воскресенье. И тогда суббота Акафиста становилась предпразднством.

Но какова бы не была настоящая история установления этого праздника, мы с радостью и благодарением совершаем это богослужение. Особенно Великим постом, когда не так много такой радости, которая выражается именно в богослужениях. И конечно всегда, когда мы совершаем богослужение Богородице, мы помним, что Она наша самая главная Предстательница, Заступница. Именно Ей мы возносим самые горячие молитвы, испрашиваем помощи в самых важных наших нуждах. Некогда мы были усыновлены самим Господом Иисусом Христом в лице апостола Иоанна Богослова, который стоял при Кресте Господнем, когда Господь сказал: «Се Мати твоя», — обращаясь к апостолу Иоанну, а, обращаясь к Богородице, сказал: «Се сын Твой». И теперь мы все дети Небесной Царицы Пресвятой Богородицы.

Когда лень духовная, уныние находит на вас, призовите Пресвятую Богородицу: «Пресвятая Богородица, помоги мне! Пресвятая Богородица, спаси меня!» и напрягайте свои духовные силы, идите в храм, молитесь Богу, кайтесь в своих грехах, причащайтесь Святых Христовых Тайн.

Спаси всех Господи! Аминь.

Использованы материалы: проповедь протоиерея Петра Борновалова.

Архангел Гавриил возвещает Божией Матери о Божественном царском достоинстве Сына, Которого Она зачнет и родит: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». И святая праведная Елисавета приветствует свою родственницу как Матерь Господа. «Когда Она стала Матерью Творца, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — Она стала поистине Госпожой всей твари».

И святые, сподобившиеся лицезреть Божию Матерь, свидетельствуют, что Ее можно было бы принять за Бога, если не знать, что этот дар непостижимой небесной красоты Она получила от Бога. Велика слава Божией Матери. Высоко ставит Церковь Ее образ во все века. Взирая на эту славу, невозможно не удивляться, почему, например, Господь являет больше всего чудес через иконы Божией Матери. Больше, чем даже через иконы Самого Спасителя. Есть у нас и Его чудотворные образы, но Божия Матерь как бы превосходит Своей славой Самого Бога. Что означает это чудо?

Мы принадлежим Церкви, которая чает Второго Пришествия Христова и явления в полноте славы Божией — славы всей Церкви и славы каждого человека. До этого времени Церковь находится в странствии, она еще не достигла полноты славы. Мы уже дома, как говорят святые отцы, но мы еще в пути. Мы уже знаем, что Бог пришел в мир и что с нами Бог, что Христос воскрес, и жизнь вечная нам дана. Мы уже приобщились этой тайне, и она снова и снова по дару Духа Святого возвращается к нам. Но мы не достигаем новой жизни в полноте. Мы живем в мире, который искажен злом, и наш путь идет к полноте этой славы, ко Второму Пришествию Христову. Но есть Одна в роде человеческом — Божия Матерь, в Которой эта слава Христова, слава всей Церкви, уже сейчас раскрылась в полноте.

Глядя на Божию Матерь, зная благодать, которой сподобляет нас Господь, мы сознаем, как велико наше призвание. Слава рода человеческого уже началась и не будет никогда отнята от тех, кто во Христа крестился и во Христа облекается. Да, «ина слава солнцу, ина слава луне, и звезда от звезды славою разнится», но эту славу Божия Матерь приняла не для Себя одной, а для того, чтобы эта слава Ее заступничеством принадлежала всем Ее детям, которых Она больше любит, чем родная мать своих детей.

Божия Матерь не есть некая богиня, которой мы поклоняемся, как говорят иногда наши недоброжелатели. Ее совершенное смирение не имеет ничего общего с языческими богами, олицетворяющими силы природы и особенно плодородия. Исключаются все искушения околоцерковного богословия приписать Ей то, что принадлежит одному Богу. Ибо Матерь Творца остается Его творением.

Она более, чем кто-либо из всех творений, самым глубочайшим образом сознает Свое «ничто» без Бога. Ту тайну, о которой святитель Филарет Московский говорит, что тварь поставлена Богом над бездною небытия под бездною милосердия Божия. Матерь Спасителя мира, Она более всех открыта присутствию и действию Своего Творца. Мы называем Ее Царицей неба и земли, потому что Она — Мать Царя, Творца и Владыки мира видимого и невидимого. И чем больше Ее смирение, тем больше возвышает Ее Господь. Чем больше Она раба Господня, тем больше Царица. Благодаря Ее исключительному участию в деле спасения всего человечества, совершенного Ее Божественным Сыном, Она первая получает дар спасения. Она первая в роде человеческом, искупленная Кровью Христовой. Но и каждый из нас, и все мы вместе призваны стать самыми верными причастниками Благой Вести.

В обращении Архангела и в нашей постоянной молитве к Божией Матери: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» — вдохновение Духа Святаго. «Господь с Тобою» — значит, с нами. Не таково ли благословение священника за Божественной литургией, раскрывающей чудо Воплощения: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Это начало нашего Нового Завета с Богом.

«С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся», — воспеваем мы на великом повечерии. И Младенец в Вифлеемских яслях — «Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог». И по Воскресении Господь скажет Своим ученикам: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века».