Поздний дождь. Поздний дождь надвигается

Зенитный ракетный комплекс ПВО средней дальности С-350 50Р6А "Витязь" разработан в ГСКБ концерн ПВО "Алмаз-Антей". Разработка ЗРК "Витязь" начата в 2007 г. с планами принятия на вооружение в 2012 г. Главный конструктор комплекса - Илья Исаков.

Минобороны России планирует закупить по не менее 38 Витязей до 2020 года. Для реализации этого плана в России строится 2 новых завода в Кирове и Нижнем Новгороде, ориентированных на серийный выпуск ракетных систем и радиолокационных средств следующих поколений.


Предварительные проработки комплекса на смену ЗРК С-300 начаты НПО "Алмаз" 1991-1993 г.г. Первые упоминания о проекте ЗРК "Витязь" относятся к авиасалону МАКС-1999 на котором были продемонстрированы модели боевых машин комплекса на шасси КамАЗ. Позже модели показаны и на МАКС-2001. Комплекс предназначен для замены ЗРК С-300П / С-300ПМ.


Россия нацелена на создание многоуровневой сетки, покрывающей воздушно-космическое пространство страны, которая защитит от различных угроз, начиная с дронов и заканчивая пилотируемыми самолетами, крылатыми и баллистическими ракетами. Система 50Р6А "Витязь" войдет в состав воздушно-космической обороны с некоторым ограничением тактических противоракетных возможностей. С-350 "Витязь" – это высокомобильный комплекс, он меньше, чем С-400, но использует ту же ракету 9M96E2


Постер ЗРК С-350 50Р6А "Витязь"

В состав воздушно-космической обороны также войдут С-500, С-400, С-300Е и комплекс малого радиуса действия «Панцирь».


При создании ЗРК использованы наработки по экспортному проекту ЗРК KM-SAM, спроектированному ГСКБ "Алмаз-Антей" для Южной Кореи. Работы по созданию нового комплекса сдвинулись с мертвой точки, после того как «Алмаз-Антей» выиграл международный тендер у французов и американцев на создание комплекса ПВО для Южной Кореи. Финансирование опытно-конструкторских работ производилось заказчиком, что и позволило не закрывать проект. В то время многие предприятия оборонного комплекса выживали лишь за счет экспортных заказов. Корейская программа позволила не только продолжать работы по созданию комплекса, но и получить бесценный доступ к новейшим технологиям, так как Южная Корея не ограничивала работников российского КБ в доступе к импортной элементной базе, помогая осваивать работу с ней.



ЗРК KM-SAM
Источник: http://www6.atwiki.jp/

Вероятно, первый прототип ЗРК "Витязь" 50Р6А был впервые публично продемонстрирован на Обуховском заводе (г.Санкт-Петербург) 19 июня 2013 г., что сняло с него завесу секретности. Серийное производство комплекса будет осуществляться в Северо-Западном региональном центре Концерна ПВО "Алмаз-Антей", в частности на Государственном Обуховском заводе и Заводе радиотехнического оборудования.


Новый ЗРК "Витязь" представляет из себя самоходную пусковую установку, работающую совместно с всеракурсным неподвижным радаром с электронным сканированием пространства и командным пунктом на базе шасси


Зенитная ракетная система С-350 предназначена для обороны административных, промышленных и военных объектов от массированных ударов современных и перспективных средств воздушного нападения. Она способна одновременно отражать удары различных СВН вкруговую во всем диапазоне высот их полета - от предельно малых до больших. С-350 может работать автономно, а также в составе группировок ПВО при управлении от вышестоящих КП. Боевая работа системы ведется полностью автоматически - боевой расчет обеспечивает только подготовку к работе и контролирует ход боевых действий.


Комплекс состоит из трех модулей:

  • пункта боевого управления 50К6 ЗРС С-350 "Витязь" - 1 шт.;
  • многофункциональной РЛС 50Н6 ЗРС С-350 "Витязь" - до 2 шт.;
  • самоходной пусковой установки 50П6 ЗРС С-350 "Витязь" - до 8 шт..

Специальное колесное шасси БАЗ-69092-012

Все модули зенитной ракетной системы С-350 "Витязь" устанавливаются на специальное колесное шасси БАЗ-69092-012.


Тактико-технические характеристики:

  • Двигатель - дизель мощностью 470 л.с.
  • Масса снаряженная - 15800 кг
  • Масса полезной нагрузки - 14200 кг
  • Масса установки полная - до 30000 кг
  • Максимальный подъем - 30 град
  • Глубина брода - 1.7 м


Пункт боевого управления 50К6 ЗРС С-350 "Витязь"







Многофункциональная РЛС 50Н6 ЗРС С-350 "Витязь"










Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 "Витязь"


Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 "Витязь"
Источник: http://www.arms-expo.ru/




Фото: Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 "Витязь"
Источник: http://otvaga2004.ru/


Фото: Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 "Витязь"
Источник: http://otvaga2004.ru/


Фото: Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 "Витязь"
Источник: http://otvaga2004.ru/

Фото: Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 "Витязь"
Источник: http://otvaga2004.ru/

Фото: Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 "Витязь"
Источник: http://otvaga2004.ru/


Фото: Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 "Витязь"
Источник: http://otvaga2004.ru/


Фото: Самоходная пусковая установка 50П6 ЗРС С-350 "Витязь"
Источник: http://otvaga2004.ru/


МКБ «Факел» с середины 1990-х годов разрабатывает зенитные управляемые ракеты нового поколения. За счет реализации новых идей, прежде всего - применения двигательной установки поперечной коррекции, отечественные ЗУР превосходят зарубежные. Прорабатывается применение новых ракет «Факела» на кораблях, в комплексе ПВО Сухопутных войск и даже как ракеты «воздух-воздух».


Зенитные управляемые ракеты нового поколения 9М96Е и 9М96Е2 вобрали в себя все лучшее из созданного на сегодняшний день в ракетостроении, представляя собой сплав высочайшего уровня научных исследований, нетрадиционных проектных и конструкторских решений с использованием современных технологий и достижений материаловедения. Эти ракеты обеспечивают эффективное поражение как современных, так и перспективных средств воздушного нападения в широком диапазоне их боевого применения. Ракеты нового поколения (ЗУР 9М96Е и 9М96Е2 средней дальности) отличаются друг от друга двигательными установками, максимальной дальностью полета, досягаемостью по высоте и массогабаритными характеристиками.


За счёт реализации в них новых идей и применения двигательной установки поперечной коррекции они по ряду показателей превосходят французскую ЗУР «Астер». Ракеты 9М96Е и 9М96Е2 - одноступенчатые твердотопливные, полностью унифицированы по составу бортового оборудования, боевому снаряжению, конструкции и отличаются только размерами двигательных установок, что обеспечивает их различные характеристики. Высокие характеристики ракет достигнуты благодаря оптимальному сочетанию инерциально-командного наведения и самонаведения с режимом «сверхманевренности» ракеты в зоне встречи с целью. Ракеты оснащены «интеллектуальной» боевой частью, что обеспечивает высокую эффективность поражения всех видов аэродинамических и баллистических средств воздушного нападения.


Для ракет используется «холодный» вертикальный старт -перед запуском маршевого двигателя они выбрасываются из контейнера на высоту более 30 метров и в процессе подъема на эту высоту разворачиваются в сторону цели с помощью газодинамической системы. Благодаря этому значительно сокращается минимальная дальность перехвата. Газодинамическая система также обеспечивает ракете режим сверхманёвренности и способна за 0,025 с увеличить перегрузку ракеты на 20g. Ракета 9М96Е2 оптимизирована для борьбы с ВТО, КР и БР, оснащена БЧ массой 24 кг и малогабаритной аппаратурой, в 4 раза легче ЗУР 48Н6 и по своим основным характеристикам практически не уступает последней. Вместо стандартного ТПК с одной ракетой 48Н6 на пусковой установке может размещаться пакет из 4 ТПК с ЗУР 9М96Е2. Наведение этих типов ракет на цель на начальном и среднем участках траектории полета осуществляется инерциальной системой управления с радиокоррекцией и активной радиолокационной ГСН на конечном участке полета. Комбинированная система управления обеспечивает высокую точность наведения, уменьшает зависимость полета ЗУР от внешних факторов и способствует увеличению каналов ЗРС по цели и ракете. Использование активных ГСН не требует от РЛС сопровождения и подсветки цели на участке самонаведения и расширяет возможности локатора по числу сопровождаемых целей.


Предусмотрена возможность применения перспективных активно-полуактивных ГСН, способных самостоятельно осуществлять поиск цели по угловым координатам.

Ракета 9М100 малой дальности оснащена инфракрасной головкой самонаведения. Захват цели осуществляется сразу после пуска ракеты.


Она не просто разрушает воздушные цели, но и подрывает их боевую часть.


Новыми ЗУР должны быть вооружены последние модификации ЗРК С-300ПМ-2, система С-400, перспективные комплексы ПВО ВВС и ВМФ, а также на базе этих ракет разрабатываются ракеты класса «воздух-воздух» для вооружения самолетов Су-35 и МиГ-31. Зенитным ракетам присвоен индекс 9М96 и 9М96М (для экспорта 9М96Е и 9М96Е2). Первоначально эти ракеты предполагалось включить в состав корабельных ЗРК «Риф-М», в настоящее время они составляют основу комплекса «Редут» и «Редут-М».


Модификации:

  • 9М96 (9М96Д, 9М96М) – зенитные ракеты для ПВО и ВМФ;
  • 9М96Е - экспортное исполнение ЗУР 9М96;
  • 9М96Е2 - экспортное исполнение ЗУР 9М96 с увеличенной дальностью;

Тактико-технические характеристики зенитных управляемых ракет зенитной ракетной системы С-350 "Витязь"


Характеристика 9М100 9М96 / 9М96М 9М96Е2
Аэродинамическая схема Несущий корпус с решетчатыми аэродинамическими рулями "Утка" с вращающимся блоком крыльев
Двигатели РДТТ с управляемым вектором тяги РДТТ РДТТ
Система управления и наведение инерциальная система управления и ИК ГСН, на среднем участке траектории - инерциальное наведение с радиокоррекцией по данным наземной РЛС инерциальная система управления с радиокоррекцией и активной радиолокационной ГСН
Способ управления управляемый вектор тяги двигателя + аэродинамические решетчатые рули аэродинамическое управление + газодинамическое аэродинамическое управление + газодинамическое с использованием двигательной установки с несколькими микро-РДТТ, создающими поперечные управляющие моменты тяги
Длина 2.5 м 4.75 м 5.65 м
Диаметр 125 мм 240 мм 240 мм
Размах крыла - 480 мм -
Масса 70 кг 333 кг 420 кг
Масса БЧ - 26 кг 24 / 26 кг
Дальность действия 10-15 км 1 - 40 км 120 км (по аэродинамическим целям)

30 км (по баллистическим целям)

Скорость максимальная - 900 м/с 900-1000 м/с
Высота поражения - 5 - 20000 м 5 - 30000 м
Поперечная перегрузка - - 60 ед (у земли)

20 ед (на высоте 30000 м)

Тип БЧ взрыватели - контактный и дистанционный осколочно-фугасная

взрыватели - контактный и дистанционный радиолокационный

осколочно-фугасная

взрыватели - контактный и дистанционный радиолокационный/td>

Основные тактико-технические характеристики ЗРК С-350 50Р6А "Витязь"

  • Максимальное количество одновременно обстреливаемых целей:
    • - аэродинамических - 16
    • - баллистических - 12
  • Максимальное количество одновременно наводимых ракет - 32
  • Зона поражения аэродинамических целей:
    • - по дальности - 1500…60000 м
    • - по высоте - 10…30000 м
  • Зона поражения баллистических целей:
    • - по дальности - 1500…30000 м
    • - по высоте - 2000…25000 м
  • Время приведения средств в боевую готовность с марша - 5 мин

Зенитный ракетный комплек с ПВО / зенитная ракетная система средней дальности. Разрабатывается ГСКБ концерна ПВО "Алмаз-Антей", главный конструктор - Илья Исаков. Предварительные проработки комплекса на смену ЗРК С-300 начаты НПО "Алмаз" 1991-1993 г.г. Первые упоминания о проекте ЗРК "Витязь" относятся к авиасалону МАКС-1999 на котором были продемонстрированы модели боевых машин комплекса на шасси КамАЗ. Позже модели показаны и на МАКС-2001. Комплекс предназначен для замены ЗРК С-300П / С-300ПМ.

Разработка ЗРК "Витязь" начата в 2007 г. с планами принятия на вооружение в 2012 г. При создании ЗРК использованы наработки по экспортному проекту ЗРК KM-SAM, спроектированному ГСКБ "Алмаз-Антей" для Южной Кореи. В 2009-2011 г.г. ГСКБ "Алмаз-Антей" проведена ОКР "Витязь-ПВО". В 2010 г. начата разработка конструкторской документации, завершение создания конструкторской документации планировалось на 2011 г. Так же в 2011 г. планировалось начать полигонные испытания опытного образца ЗРК, но по данным конца 2010 г. изготовление опытного образца планируется уже на 2012 г. и на 2013 г. планируется завершение его испытаний. Развертывание ЗРК планируется начать в 2015 г. (планы 2010 г.). В середине 2013 г. сообщается о выходе на натурные испытания комплекса в 2014 г.

Вероятно, первый прототип ЗРК "Витязь" 50Р6А в составе самоходной огневой установки 50П6А, машины с многофункциональной РЛС обнаружения воздушных целей 50Н6А и пункта боевого управления 50К6А впервые публично продемонстрирован на Обуховском заводе (г.Санкт-Петербург) 19 июня 2013 г. Серийное производство комплекса будет осуществляться в Северо-Западном региональном центре Концерна ПВО "Алмаз-Антей", в частности на Государственном Обуховском заводе и Заводе радиотехнического оборудования.

Испытания . По информации от июня 2013 г. испытания ЗРК должны начаться осенью 2013 г.. В то же время издание ГСКБ "Алмаз-Антей" в первых числах июля 2013 г. сообщало: "Применительно к С­-350Е (планы) предусма­тривают выход в 2014 году на натурные испы­тания" (ист. - Новейшую... ).

В январе 2012 г. в СМИ появилась информация о том, что до 2020 г. на вооружение войск ПВО России поступит более 30 ЗРК "Витязь", которыми планируется заменить ЗРК С-300П / ПС. Предположительно в ЗРК "Витязь" могут использоваться два типа ракет - малой дальности (предположительно 9М100) и средней дальности (предположительно 9М96). По заявлению главнокомандующего ВВС генерал-полковника Александр Зелина, предполагается, что ЗРК «Витязь» по боевым возможностям в несколько раз превысит возможности ЗРС С-300П. В феврале 2012 г. в СМИ было заявлено, что на вооружение планируется принять 38 дивизионных комплексов ЗРК.

11.09.2013 г. глава ГСКБ "Алмаз-Антей" Виталий Нескродов сообщил СМИ, что по ЗРК С-350 в 2014 г. планируется завершить испытания, начать серийное производство в 2015 г. и в 20 16 г. начать поставки ЗРК в части ПВО. Система ПВО "Витязь" должна заменить в российской армии знаменитые С-300ПС и С-300ПМ (ПМУ).

Пусковые установки :

Шасси - предположительно БАЗ, в первоначальном проекте, вероятно, предполагалось использование 4-х осного шасси КамАЗ.

Боекомплект - комбинированный - на одно посадочное место для ТПК со средними ракетами можно поставить связку из 4 ТПК ракет малой дальности.

Система управления и наведение - на среднем участке траектории - инерциальное наведение с радиокоррекцией по данным наземной РЛС, на конечной участке - самонаведение с помощью ГСН ракеты. ЗРК будет иметь большее количество целевых каналов, чем ЗРК С-300ПС.

Боевая работа ЗРС С-350 ведется полностью автоматически. Боевой расчет обеспечивает только подготовку ЗРС к работе и контролирует ход боевой работы

Технические характеристики

Видео

Государственные испытания новейшего зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-350 «Витязь» должны завершиться до конца 2017 года. Военные эксперты уверены, что в ближайшие годы машины начнут поступать на вооружение российской армии. В частности, закупки С-350 могут войти в Госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы. «Витязь» призван заменить ранние варианты семейства ЗРК С-300. Об уникальных характеристиках российского комплекса - в материале RT.

Самоходная пусковая установка 50П6А ЗРК «Витязь» Vitaly V. Kuzmin

Новейший зенитный ракетный комплекс (ЗРК) С-350 «Витязь» среднего радиуса действия должен пройти весь цикл испытаний до конца 2017 года. Разработка концерна «Алмаз-Антей» заменит в войсках несколько ранних вариантов комплекса С-300.

Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко заявил RT, что с большой долей вероятности Вооружённые силы РФ пополнятся С-350 в ближайшие годы.

«У меня нет сомнений, что С-350 в ближайшее время поступит на вооружение российской армии. Модернизация войск противовоздушной и космической обороны — одна из приоритетных задач, и Госпрограмма вооружений никак не может обойтись без закупок С-350. Эта техника является перспективной и весьма нужной разработкой», — заявил RT Макиенко.

В 2012 году Министерство обороны РФ анонсировало планы закупки 38 комплексов С-350. Однако Макиенко уточнил, что в Госпрограмме вооружений (ГПВ) может быть прописано как большее, так и меньшее количество «Витязей».

«Сложно сказать, в каком объёме будут поставки в войска. Это вряд ли кто сможет уточнить, но «Витязь» точно начнёт поступать. Ранее поступление комплекса откладывалось в связи с доводками проекта. Системы ПВО — это довольно сложная вещь», — пояснил Макиенко.

Госпрограмма вооружений на 2018—2025 годы — документ, который содержит конкретную номенклатуру закупаемой техники, боеприпасов, амуниции и оборудования для нужд Минобороны РФ. Ожидается, что на реализацию программы будет выделено около 17 трлн рублей.

В плановом порядке

В конце 1990-х годов «Алмаз-Антей» в инициативном порядке начал работать над проектом комплекса ПВО среднего радиуса, который должен заменить первые модификации семейства ЗРК С-300.

Тогда концерн решил принять участие в конкурсе на поставку ЗРК для нужд Южной Кореи. Концерну удалось выиграть тендер у конкурентов из Франции и США. Поставки Сеулу экспортных аналогов С-350 (KM-SAM) на шасси КамАЗ стартовали в 2006 году.

  • Южнокорейский зенитный комплекс KM-SAM
  • militaryphotos.net

Вариант комплекса для России получил название «Витязь». Первые эскизы машины были показаны широкой публике на МАКС-1999. На МАКС-2013 «Алмаз-Антей» продемонстрировал рабочий образец модели пусковой установки.

В апреле 2017 года в интервью журналу «Национальная оборона» генеральный конструктор концерна «Алмаз-Антей» Павел Созинов заявил, что государственные испытания «Витязя» планируется завершить до конца 2017 года.

Предполагается, что С-350 в плановом порядке заменит С-300ПТ и ряд других ЗРК. По результатам исполнения ГПВ до 2025 года «Витязь» может стать одним из основных войсковых средств ПВО наряду с «Бук-М2» и «Бук-М3» НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова.

Рубеж обороны

Комплексы ПВО средней дальности предназначены для обороны крупных наземных сил во время наступательных и оборонительных операций. Комплекс С-350 будет интегрирован в единую сеть ПВО с системами С-400, С-300ВМ4 «Антей-2500» и С-500 «Прометей».

«Витязь» станет отвечать за уничтожение воздушных целей, прорвавшихся через первый рубеж обороны, за который отвечают комплексы большой дальности. Российский ЗРК может атаковать воздушные объекты, подлетающие с любой стороны.

C-350 будет вооружён двумя современными ракетами: 9М100 малой дальности и 9М96 средней дальности. Обе ракеты оснащены инфракрасными головками самонаведения и «интеллектуальной» боевой частью.

9М100 и 9М96 обеспечивают поражение как современных, так и перспективных средств воздушного нападения — от крылатых ракет и истребителей до баллистических ракет и стратегических бомбардировщиков.

  • Пункт боевого управления 50К6Е ЗРК «Витязь»
  • Vitaly V. Kuzmin

Разработчиком 9М100, 9М96/9М96М, 9М96Е2 является Машиностроительное конструкторское бюро «Факел», входящее в концерн «Алмаз-Антей».

Согласно заявленным характеристикам, С-350 сможет одновременно поражать 16 аэродинамических (авиационная техника) и 12 баллистических (крылатые ракеты) целей. Дальность поражения — от 1,5 км до 60 км, высота поражения — от 10 м до 20 км.

C-350 максимально автоматизирован. Боевой расчёт машины управления состоит из трёх человек и отвечает только за подготовку комплекса к пуску и отдачу команды на поражение цели. Поиск и сопровождение цели комплекс осуществляет самостоятельно. При этом приведение «Витязя» в боевое положение занимает около пяти минут.

Помимо пусковых установок (до восьми единиц) в состав комплекса входят пункт боевого управления 50К6 и одна-две машины с многофункциональной радиолокационной станцией 50Н6. РЛС находится отдельно от пункта управления на случай, если противник применит ракету, которая наводится на излучение радара ЗРК.

На всех машинах дивизиона С-350 установлены шасси Брянского автомобильного завода колёсных тягачей. Для работы в условиях бездорожья «Витязь» может получить гусеничную платформу.

Перспективная система

Военный эксперт Юрий Кнутов заявил RT, что в настоящее время заканчиваются государственные испытания «Витязя», поэтому в 2018 году С-350 должен начать поступать на вооружение российской армии. По словам эксперта, задержка в разработке комплекса была связана с отсутствием подходящих ракет.

  • Зенитная управляемая ракета 9М96
  • bastion-karpenko.ru

«После совместных работ с Южной Кореей у России остался хороший технологический задел для разработки более совершенного комплекса среднего радиуса. Но испытания и выпуск «Витязя» откладывались из-за отсутствия нужных ракет. Сдавать комплекс с несовершенной ракетой, конечно же, никто не хотел», — отметил Кнутов.

Эксперт пояснил, что ситуация изменилась с появлением ракет с активной головкой самонаведения (9М100 и 9М96), что существенно повышает эффективность применения С-350. ЗРК без ракет с самонаведением вынуждены непрерывно отслеживать цель до поражения и уязвимы для помех и противорадиолокационных ракет.

«Новые ракеты обеспечивают повышенную эффективность своего применения. Они помехозащищены и обладают увеличенной дальностью, если сравнивать их с комплексами С-300, притом что они меньше по размерам. Ракеты с самонаведением повысили точность и живучесть наших комплексов», — сказал собеседник RT.

По словам Кнутова, комплекс С-350 способен нести до 12 ракет против четырёх у С-300, что демонстрирует повышенную эффективность «Витязя».

«Стоит ещё отметить, что ракеты комплекса С-350 будут сверхманёвренными, в отличие от ракет С-300. Это качество позволит увеличить точность поражения цели. Это очень перспективная система ПВО», — подытожил Кнутов.

Подпишитесь на нас