Православие акафисты. Порядок чтения акафистов

Пока человек молод не совсем разумен, пока у него не хватает жизненного опыта, он не может осознать насколько серьезны его поступки, и как они могут оказать влияние на его дальнейшую судьбу. Много молодых людей живут очень развязной жизнью и не осиновая, что такой образ жизни губит не только их самих, но и наносит им непоправимый моральный вред. Ведь если имя человека запятнано его неправильным поведением, то до самой смерти, даже если ему суждено прожить девяносто лет, но будет нести это клейми и не будет иметь право гордо поднять голову.

Каждый человек ценит искреннего, преданного, честолюбивого человека, который живет в этом мире по общим правилам и не пренебрегает вековые моральные устои. Еще из покон веков неверная жена или девушка легкого поведения были предметом насмешек и издевательств. Они не ценили саму себя и свою честь. Их воспринимали как людей второго сорта, которые служили лишь временным увлечением для мужчин.Понятие честь растяжимое. Для мужчины вопросом чести может стать доказательство своей правоты, защита невинного имени сестры или жены.

В истории немало случаев, когда мужчина звал на дуэль своего противника, из-за того, что тот осмелился распустить слухи родной особе другого. Такая схватка несомненно смертельна для одного из участников. Вот доказательство того, что честь превыше даже собственной жизни.В наше время дуэлей уже не устраивают, на конфликтов, связанных с защитой чести, немало.Для каждого важно знать и всегда помнить, что честь беречь необходимо с самого юного возраста.

Насколько бы свободным не был этот мир, как бы вольно и развязно человек себя не вел, но должен держать свою честь чистой. Особо следить за своим поведением следует женскому полу. Ни один соблазн не должен заставить их оступиться и пожертвовать своей честью.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Миль пардон, мадам! Шукшина

    Как говорят современные ученые, для мозга не существует практически никакой принципиальной разницы между переживаниями, которые происходят только в пространстве собственного ума или такими переживаниями

  • Новый год тоже очень любим детьми и даже многими взрослыми. В этот день все чувствуют приближение чуда

  • Семья Ростовых в романе Война и мир Толстого

    Семья Ростовых очень часто фигурирует в романе Толстого «Война и мир». Вокруг нее происходят все события, вся семья или ее члены каким-то образом участвуют во всех перипетиях и действиях, происходящих в произведении.

    1

    [saying ]

    -

    2 береги платье снову, а честь смолоду

    посл. , уст.

    lit. watch over your clothes while they are new, and over your honour while you are young; cf. honour without maintenance is like a blue coat without a badge

    Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: "Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду". (А. Пушкин, Капитанская дочка) - My parents blessed me. My father said to me: "Good-bye, Pyotr. Carry out faithfully your oath of allegiance; obey your superiors; don"t seek their favour; don"t put yourself forward, and do not shirk your duty; remember the saying: "Watch over your clothes while they are new, and over your honour while you are young."

    3 береги платье снову, а честь смолоду

    Set phrase: a good name is sooner lost than won, honour without maintenance is like a blue coat without a badge (look after your honour from your youth) , look after your clothes when they"re spick and span, and after your honour when you"re a young man

    4 Береги платье снову, а честь смолоду

    Шануйся замалада - не напаткае бяда

    Шануй рапуху ў садзе, а сябе ў грама́дзе

    Шануй сябе, то й людзі шанаваць будуць

    5 береги платье снову, а честь смолоду

    W: schone das Kleid, solange es neu ist, und die Ehre, solange du jung bist; E: man soll von jung auf auf seinen Ruf achten

    6 береги честь смолоду

    [saying ]

    ⇒ (used as advice to young people) value your honor and good name from your youth (just as you ought to take care of clothing when it is new):

    - (take care of your clothes while they"re still new,) cherish your honor from a tender age.

    ♦ "Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу на напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду" (Пушкин 2). "Serve faithfully the Sovereign to whom you swear allegiance; obey your superiors; don"t curry favor with them; don"t volunteer for duty, but don"t shirk it either; and remember the proverb, Take care of your clothes while they"re still new; cherish your honor from a tender age"" (2a).

    7 береги честь смолоду

    8 СНОВУ

    9 снову

    10 БЕРЕГИ

    11 смолоду

    12 ПЛАТЬЕ

    13 СМОЛОДУ

См. также в других словарях:

    Береги платье снову, а честь смолоду! - См. ОСТОРОЖНОСТЬ …

    Береги платье снову, а честь смолоду. - Береги платье снову, а честь смолоду. См. ЧЕЛОВЕК … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    береги платье снову, а честь смолоду - Ср. Прощай, Петр! Служи верно, кому присягаешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду. А.С. Пушкин. Капитанская дочка. 1 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    честь - сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? чести, чему? чести, (вижу) что? честь, чем? честью, о чём? о чести 1. Честь это добрая, незапятнанная репутация, честное имя. Честь семьи. | Честь фирмы. | Береги платье снову, а честь смолоду … Толковый словарь Дмитриева

    честь - и; ж. 1. Совокупность высших морально этических принципов личности (честность, порядочность, добросовестность и т.п.); сохранение собственного достоинства и уважения личного достоинства другого. Человек чести. Родиться без чести, без совести (о… … Энциклопедический словарь

С иереем Александром Ильяшенко беседовала Наталья Обманкина.
Русская культура веками формировалась под влиянием Церкви, поэтому она несет в себе глубочайшие пласты высокой христианской нравственности.

– Отец Александр, в прошлой нашей беседе, в основном, затрагивались семейные проблемы. Сегодня вопросы «молодежные». «Мне изменила девушка, с которой меня связывали сильные чувства и близкие отношения, пишет Станислав. Мы по-прежнему любим друг друга, но вырвать этот эпизод из памяти я не в силах. Жизнь стала невыносимой от страданий. Батюшка, помогите…»

Помоги, Господи, Твоему скорбящему созданию! Беда в этой тяжелой трагедии не только в том, что конкретная девушка изменила конкретному юноше. Проблема в том, что вообще близкие отношения до брака стали нормой для большинства потенциальных женихов и невест. В православии этому греху есть вполне определенное название – блуд.

Да и чистота самого брака мало кого волнует ныне: блуд и прелюбодеяние стали эпидемией, которая калечит судьбы миллионов людей. Главное стремление к комфорту и наслаждениям, а менять, как теперь говорят, «партнеров» у многих считается доблестью. К великому сожалению, высокие качества души человека благородство, честь, целомудрие стремительно выходят из реальной жизни. Еще немного, и люди забудут эти достойнейшие слова. Только вот заповеди Божии никто не отменял, и нарушивших их по-прежнему неизбежно, как и в рассматриваемом нами случае, постигает возмездие. Причем, нельзя сказать, что это Господь так человека карает. Такова природа вещей: если ты один раз что-то сделал невольно ли, по глупости ли, нечаянно ли, это уже свершившийся факт, который изменить нельзя. Жизнь человека подобна чистому листу бумаги: что ты своей рукой напишешь, то и будет на нем. Конечно, нельзя сказать, что Господь не простит, не помилует, и что жизнь уже кончилась. Но нечто, даже из-за одного неверного шага, можно потерять навсегда. Сказано же: «Не прелюбодействуй»…

– Видно, что молодой человек, доверивший нам свою печальную историю, искренне переживает. Вопрос очень личный, и через газету его при всем желании вряд ли решишь…

Безусловно, здесь требуется огромный духовный труд самих юноши и девушки и серьезная помощь духовного наставника, с тем, чтобы внимательно и разумно во всем разобраться и, главное, сделать правильные выводы. Впереди целая жизнь, и очень важно именно сейчас сопоставить причину и следствие происшедшего.

Где дал трещину нравственный фундамент человека? Ведь зачастую коснувшуюся нас беду, болезнь, катастрофу и так далее мы считаем всего лишь несчастным случаем, не зависящим от нашего нравственного устроения. Воспитание нравственности должно начинаться очень рано. Важно, чтобы родители старались давать детям широкое образование, дабы те вырастали культурными людьми. Русская культура веками формировалась под влиянием Церкви, поэтому она несет в себе глубочайшие пласты высокой христианской нравственности, расширяет кругозор человека и наполняет тем важным и нужным житейским опытом, который помогает в трудных ситуациях находить достойный выход из положения. Идеал близкого ли вам человека, литературного ли героя, подвижника ли веры всегда должен присутствовать в семейной жизни, чтобы одухотворять ее, поддерживать, вдохновлять на сопротивление злу…

Подчас решение очень важных и глубоких духовных проблем просто блестяще подсказывает нам классическая литература. В качестве одного из примеров хочется привести повесть «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Молодым людям, обратившимся к нам за помощью, и всем другим предлагаю прочитать его заново. Это одно из лучших, если не лучшее, произведение мировой культуры совершенное по форме и глубоко православное по духу. К сожалению, по школьной программе его изучают слишком рано, когда подростки попросту не готовы к правильному восприятию. Кроме того, еще от советских времен, было принято относиться ко всем литературным героям исключительно с классовых позиций, что, естественно, резко искажало смысл произведения.

Если посмотреть на «Капитанскую дочку» глазами православного человека, то просто поражаешься, насколько глубоко охвачены в ней проблемы устроения благородной христианской души! Пушкин не случайно взял за эпиграф русскую народную пословицу Береги честь смолоду : что такое благородство, что такое честь и что такое целомудрие в отношениях молодых людей все это можно очень глубоко изучить по этой замечательной повести.

Конечно, Пушкина пересказывать нельзя, его надо читать, тем не менее, давайте кое_что вспомним. В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные пугачевщине, в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие.

Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившегося в метели Гринева и его верного слугу Савельича к жилью. В благодарность за спасение Гринев отдает «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп. Тот (это был не кто иной, как мятежник донской казак Пугачев) с поклоном его благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». И, действительно, помня об этом благородном поступке, Пугачев в будущем сохранит жизни и самого Гринева, и его возлюбленной, Марии Ивановны Мироновой, дочки коменданта Белогорской крепости, где служил молодой офицер.

В «Капитанской дочке» Машеньке Мироновой автором отведено сравнительно мало места, но глубокий, сокровенный образ этой девушки, я бы сказал, сверхестественно-прекрасная внутренняя красота ее души, несомненно, делают капитанскую дочку главной героиней повести. Офицер Швабрин препятствует любви Машеньки и Петра, плетет интриги. Машенька же, «благоразумная и чувствительная», безошибочно почувствовав своей чистой душой низость и подлость этого человека, решительно отвергает его ухаживания: «Ни за какие благополучия!» Вскоре крепость захватывают мятежники.

Сколь ярко Пушкин описывает то, как во время бунта проявляются высокие качества одних героев и низость других! Родители Машеньки, Иван Кузьмич и Василиса Егоровна, отказываются присягать Пугачеву и бестрепетно, не изменяя чувству долга, умирают за то, что считают святыней своей совести. Смерть ждала и Петра Гринева, но Пугачев милует его. «Обещаешься ли служить мне с усердием?» спрашивает он Гринева.

Гринев же не только не присягает на верность, но даже не обещает Пугачеву не служить против него: Голова моя в твоей власти, … отпустишь меня спасибо, казнишь Бог тебе судья .

«Суровая душа Пугачева была тронута». Мужество, честность, искренность человека, не покривившего душой, даже когда жизнь была на волоске, поражают Пугачева, и он отпускает офицера «на все четыре стороны». Гринев уезжает за помощью в Оренбург, ведь в Белогорской крепости осталась Маша, которую попадья выдает за свою племянницу.

Резким диссонансом выглядит образ Швабрина, ставшего в час испытания изменником и предателем. Воспользовавшись тем, что его назначают комендантом крепости, он вновь пытается добиться руки капитанской дочки и, получив отказ, заточает в неволю непокорную девушку. Гринев узнает об этом и, по стечению обстоятельств уже вместе с Пугачевым, едет в Белогорскую крепость. Швабрин мечется как трус, не пускает их в комнату, но Пугачев выбивает дверь в светлицу. «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Мария Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба » Она не сразу догадалась, что пожаловал убийца ее родителей и, указывая на Швабрина, с достоинством сказала: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят»…

Наш великий соотечественник и современник описываемых событий Александр Васильевич Суворов говорил: «Мне честь моей дочери дороже жизни и собственной чести». Такое отношение было к чести! Машенька Миронова эту высоту и явила. Более того, когда оклеветанный Швабриным Гринев был осужден и приговорен к ссылке в Сибирь, эта хрупкая провинциальная девушка, ничего, кроме Белогорской крепости в своей жизни не видевшая, отважилась поехать в Петербург к самой императрице, чтобы спасти от позора и несправедливого наказания своего возлюбленного. Пушкин гениально описывает, как это могло быть.

В летнем саду Машенька встречается с дамой средних лет, в которой все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность». Девушка искренне поведала незнакомке, представившейся ей фрейлиной императрицы, цель своего приезда. «Вы просите за Гринева? изумленно спросила дама», прочтя в поданной ей бумаге имя жениха девушки. «Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй. – Ах, неправда! вскрикнула Марья Ивановна.
– Как неправда?

Машенька «с жаром рассказала» свою историю. Видя чистоту удивительной девушки, императрица (а это была императрица) поверила ей на слово! «Бедная сиротинушка» смогла повлиять на всемогущую императрицу и изменить судьбу своего возлюбленного, с которым у нее были исключительно чистые отношения.

Вот что такое чистота, и какой необыкновенно творческой силой она обладает!

Можно привести массу потрясающих примеров и из современной жизни. Я очень советую прочитать книгу воспоминаний Ольги Пономаревой о своем отце священнике Григории. Она родилась в 1930 году, тогда ее отец был диаконом, и на 40-й день крестил новорожденную. В ту же ночь его арестовали, и увидела она своего отца только через 16 лет. Вместе с мамой они терпеливо ждали его, смиренно снося все трудности и невзгоды. Пройдя через нечеловеческие испытания тюрьмой и лагерями, отец Григорий вернулся домой. Множество удивительных чудесных случаев явил Господь этой благородной семье. Самое последнее чудо то, что родители Ольги, прожив вместе отпущенный Богом отрезок жизни, умерли в один день. Мы же (добровольно!) теряем то, что должны бережно и нежно сохранить. Потому и не видим удивительных наград от Господа, которые заслуживают лишь верные и преданные люди. Раньше в народе таких называли прекрасным словом «однолюбы», у которых любовь одна: раз и навсегда…

– Батюшка, старшеклассница Наталья спрашивает: «Почему даже, если я знаю, что что_то делать нельзя, все равно делаю? Как с этой напастью справиться?»

Это в буквальном смысле напасть нападение сил зла. В том, что сложно им противостоять, чаще всего мы виноваты сами. Известно, что вокруг нас существует огромное множество болезнетворных микробов. Они способны отравить организм и вызвать тяжелые болезни. Этому препятствует иммунитет наисложнейшая система человеческого организма, которая противится их неограниченному размножению. Но естественную, заложенную самой природой защиту можно подорвать, если, к примеру, вести нездоровый образ жизни. Как результат обретение той или иной тяжелой хронической или даже неисцелимой болезни. Так же происходит и с душой человека, только здесь речь идет не о физиологической, а о нравственной, вернее безнравственной, инфекции.

Зачастую искушение начинается с мысли. Если ты эту мысль сразу прогонишь, не допустишь к себе в душу, то останешься внутренне спокойным человеком и сохранишь свое человеческое достоинство. Если же откроешься перед этой мутно-зловонной жижей, она захлестнет твою душу так, что, в конце концов, ты ею и захлебнешься… Так и молодые люди, я имею ввиду Станислава и его девушку, о которых мы говорили сегодня, когда-то переступили этот самый нравственный порог, забыв о чистоте в отношениях. То, что для Машеньки Мироновой было свято, для них оказалось не столь драгоценно. Удивительно прекрасная добродетель целомудрия вложена в саму женскую природу. Каждая девушка должна хранить ее, а юноша защищать. Молодые люди и страдают от того, что не исполнили своего нравственного долга…

Афонский старец Паисий Святогорец очень удачно лукавого называл пренебрежительным словом «тангалашка». В таинстве крещения требуется, чтобы крещаемый «и дунул и плюнул на него», лукавый большего и не заслуживает. Бояться его не надо, но необходимо реально сознавать, насколько он чудовищен и силен. При этом необходимо понимать, что хотя он и могуществен, но далеко не всемогущ. Всемогущ только Один Господь, и если с Господом, если с Церковью, тогда ты сможешь удержаться от любого греха.

– Отче, молодые люди зачастую просто не видят примеров целомудрия в тех, кто живет с ними рядом: ни во взрослых, ни в своем окружении…

Может быть и так, но каждый сам делает выбор между добром и злом. Был такой случай. За девушкой стал ухаживать молодой человек, у которого, кстати, она была далеко не первая. Когда он добился желаемого, то воскликнул: «Ты такая же, как все!» и перестал с ней встречаться. Казалось бы, согласно современным представлениям, тут нет ничего особенного: все так живут, и все так поступают. Однако как мучительно эта несчастная девушка переживала свою трагедию! Думая, что встретилалюбящего человека, она обманулась и сама себя добровольно отдала на поругание: никакой любви, о которой он так красноречиво ей говорил, не было. Он воспользовался бедняжкой для удовлетворения своей похоти и утверждения мужского самолюбия.

Cамым ужасным для нее было то, что в его словах прозвучала горькая правда, ведь она неповторимая личность, единственный в своем роде человек, сама унизила себя, позволив, чтобы кто-то воспользовался ею, как объектом наслаждения или самоутверждения. Что привело к такому несчастью бедную девочку? Можно лишь предположить, что ее нравственное падение произошло не в один миг. Может быть, и книжки она почитывала развращающие, и фильмы смотрела блудные, вела с девочками какие_нибудь далеко не скромные беседы, кокетничала с мальчишками, выпивала, курила, может быть… Все это постепенно, шаг за шагом, растлевает человека, а потом уже, как стихийное бедствие, грех смывает нравственную плотину, которая служила духовной защитой. Когда приходит момент искушения, человек уже просто не в состоянии бороться с собой, с греховным соблазном. Под влиянием блудных помыслов, которые в твою кровь вбрасывает соответствующий гормон, кровь начинает кипеть. Поди, справься с ней!

– Однако, даже апостол Павел говорил: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого хочу, делаю. Бедный я человек!» (Рим.7.18).

– Верно, только спустя годы он сказал уже совсем по_другому: «Все могу в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе » (Флп.4.13). Конечно, тех, кто может дойти до такой вершины духа, единицы. Это особые избранники, которые не щадят себя в борьбе с лукавым. Апостол Павел так и говорит, обращаясь к нам, к христианам: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр.12:3-4). Машенька Миронова была готова умереть, но не согрешить. Так же как и родители Машеньки, так же как Петр Гринев. А у нас «кишка тонка»: ах, как же до крови сражаться?!

Для человека верующего, с глубоко религиозным устроением души, земная жизнь не является главной ценностью. Да, это огромный дар Божий, но, тем не менее, есть нечто важнее жизни: это верность Богу, верность Церкви, верность заповедям Божиим, готовность до смерти сражаться, подвизаясь против греха. Вот тогда человек оказывается победителем, перед которым, действительно, можно благоговейно преклонить свою голову и подумать: «Дай Бог и мне быть таким же»…

Но, повторюсь, нет греха, который Господь бы не простил. Нужно идти в храм, нужно приносить пред Господом глубокое, искреннее покаяние, чтобы не погибнуть. Глядишь, и все с Божией помощью постепенно устроится. Может быть и Станислав найдет силы великодушно простить заблуждение избранницы, а может быть как дар от Бога за покаяние, за очищение через страдания встретится на его пути та, которую не склонить ко греху никакими соблазнами, которая сохранит свою чистоту неповрежденной и нерастраченной. Такой девушке можно верить, с такой можно смело связать судьбу навсегда…

– Похоже, что у нас есть вопрос именно от такой девушки. Пишет Ольга: «Мне 25 лет, а я одинока. Знакомые девчонки, зная, что я хожу в церковь, посмеиваются надо мной, дескать, погреши, поживи в свое удовольствие, а потом покаешься. Мне от этих слов порой плакать хочется…»

«И добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока», писал У.Шекспир в известной трагедии «Гамлет». Увы, и в наш век целомудрие подвергается осмеянию. Повторюсь, это одно из самых страшных явлений нашей жизни! Тем не менее, законы нравственности действуют независимо от того, признает их человек или нет. Можно предположить, что когда-нибудь жизнь предъявит счет тем, кто сегодня грешит, да еще смеется над такими, как Ольга. Если я говорю об этом, это не значит, что я кому-то желаю плохого.

Задача Церкви человека предупредить. Почитай, послушай, подумай, что будет с тобой, если ты не будешь слушаться. Если ты хочешь «пожить для себя» ты поживешь для себя, только помни, что при этом ты сознательно топчешь свое будущее, которое, придет время, грозным образом обрушится на тебя. Ты свою жизнь живешь первый раз, но до тебя прожили миллиарды людей, которые оставили свой опыт. Есть опыт положительный, высокий, а есть трагический, просто катастрофический.

Так зачем повторять его? Расчет на то, что я сейчас поживу «в удовольствие», а потом покаюсь очередной самообман. Грех как наркотик. Человек, попавший однажды на этот страшный крючок, соскочить с него самостоятельно уже не может, его «ломает»…

Плакать, Оленька, надо не вам. Это счастье и милость Божия, что такие девушки, как вы, существуют сегодня. Вы поступаете правильно. А подруги Ваши категорически неправы. В том-то и дело, что, если девушка непреклонно хранит свою чистоту, она положительно отличается от окружающих! Девушка должна быть неприступной. Только тогда мужчина становится доблестным рыцарем, чтобы завоевать доверие и любовь своей избранницы. Только тогда проявляются его лучшие нравственные качества: мужество, твердость, упорство, ответственность, доброта и нежность. Наберитесь терпения, и вы не пройдете мимо своего счастья…

– Батюшка, пожелайте что-нибудь читателям?

У апостола Петра есть очень правильное, очень высокопоэтичное выссказывание, которое удивительно совпадает с темой сегодняшней беседы: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом » (Пет.1.3-4). Вот удивительно глубокое определение красоты, которая достойна и девушки, и женщины, и жены, и матери. Дай Бог вам хранить и приумножать эту красоту!

Беседу вела Наталья ОБМАНКИНА

Береги платье снову, а честь смолоду.

Пословицы русского народа. - М.: Художественная литература . В. И. Даль . 1989 .

Смотреть что такое "Береги платье снову, а честь смолоду." в других словарях:

    См. ОСТОРОЖНОСТЬ …

    Ср. Прощай, Петр! Служи верно, кому присягаешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду. А.С. Пушкин. Капитанская дочка. 1 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? чести, чему? чести, (вижу) что? честь, чем? честью, о чём? о чести 1. Честь это добрая, незапятнанная репутация, честное имя. Честь семьи. | Честь фирмы. | Береги платье снову, а честь смолоду … Толковый словарь Дмитриева

    И; ж. 1. Совокупность высших морально этических принципов личности (честность, порядочность, добросовестность и т.п.); сохранение собственного достоинства и уважения личного достоинства другого. Человек чести. Родиться без чести, без совести (о… … Энциклопедический словарь

    Береги чест смолоду - шутл. передел поговорки «береги платье снову, а честь смолоду». Контаминация рус. «честь» и англ. chest грудь; Ср., напр., бэд … Словарь русского арго

    1) и, ж. 1. Совокупность высших морально этических принципов личности. Дело чести. Клясться честью. □ Батюшка сказал мне: Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; и помни пословицу; береги платье… … Малый академический словарь

    честь - и; ж. см. тж. честью, по чести, честь честью, честь по чести, по чести сказать, в честь … Словарь многих выражений

    Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля. В мире, что в море. В мире, что в омуте: ни дна, ни покрышки. Мир во зле (во лжи) лежит. Мир в суетах, человек во грехах. Бог что захочет, человек что сможет. Все мы люди, все человеки. Что ни… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Повадился волк на скотный двор, подымай городьбу выше. Без забора, без запора не уйдешь от вора. Гни, поколе не треснет. Так гни, чтоб гнулось, а не так, чтоб лопнуло. Не шути более рубля! Дороже рубля не шути! Спорь до слез, а об заклад не… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    дискредитация - ▲ ущерб для (чего), честь дискредитация нанесение урона чести. дискредитировать (# себя). подрывать репутацию [авторитет. доверие] чью. сажать в лужу [калошу]. ронять честь. ронять [уронить] себя в глазах чьих. тень (бросить # на кого). бросать … Идеографический словарь русского языка

«Береги платье снову, а честь смолоду», - гласит пословица, и смысл ее понятен каждому. А вот следовать сказанному удается не всем и не всегда. Проще тем, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками, будет радоваться тому, что хоть и не с чистой совестью, а все же избежал ответственности за свой постыдный поступок. И совсем не позавидуешь тому, кто, единожды поступившись честью, сожалеет и мучается от содеянного всю жизнь. Однако это все не про пушкинского героя: поступая согласно наказу отца - беречь честь смолоду, Гринев не испытывает угрызений совести, вспоминая два года из своей юности.

Благородство Петра Гринева проявлялось и в малом и в большом. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым только познакомился. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги с просьбой простить долг не заставили Гринева сделать это: проигрался - отдавай. О чести Петр Гринев помнил даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться жизнью. Это подтверждает случай с дуэлью. Причем здесь Гринев сражается не за свою честь, а за честь любимой девушки.

Простить Швабрина, бесстыдно порочащего Машу Миронову только потому, что она отказала ему, Гринев не мог. Честь дворянина и благородного человека не позволяла молодому человеку сделать это. Можно возразить, что Швабрин тоже был дворянином. Но в этом и ответ: быть благородным, поступать по велению совести - удел не только дворян, сословие здесь не имеет значения, здесь важно воспитание, атмосфера, в которой растет человек.

А атмосфера в доме Гриневых была как нельзя более подходящей для того, чтобы из Петруши вырос высоконравственный человек. Мальчику было с кого брать пример. Пушкин от лица Савельича на первых страницах повести знакомит нас с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего...». Такими словами воспитывает старый слуга Петра Гринева, который впервые напился и вел себя недостойно.

Швабрин - полная противоположность Гриневу. То, что понятие чести незнакомо этому человеку, мы убеждаемся в той же сцене дуэли: используя замешательство Гринева, связанное с окриком Савельича, Швабрин наносит ему удар. Честь для Швабрина ничто по сравнению с жизнью. Чтобы спасти себя от смерти, он запросто становится на сторону Пугачева, бывшего противника, и без сожаления готов вершить суд над теми, кто еще недавно был ему если не товарищем, то сослуживцем и добрым знакомым. Машу Швабрин любит, однако это чувство далеко от благородства: используя свое положение завоевателя, а ее - сироты, он бесстыдно и грубо принуждает девушку стать его женой.

Совсем по-другому ведет себя в истории с Пугачевым Петр Гринев. Сначала он мужественно идет на смерть, потом честно признается Пугачеву, что не разделяет его взглядов. Эту прямоту, еще больше, чем благодарность за старую услугу, оценил крестьянский предводитель и помиловал Гринева. Здесь автор дает нам понять, что, уважая такие качества в других, Пугачев, без сомнения, обладал ими и сам.

Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде его ареста. Петр не хочет впутывать в историю с Пугачевым Машу Миронову, он слишком ее любит, поэтому и не называет имени девушки. А ведь поступи он иначе, ссылки могло и не быть.

Честь отличает и супругов Мироновых. Всю жизнь служившие императрице, не один раз встававшие на защиту крепости, эти люди предпочли честно умереть, чем сдаться противнику.

Конец повести сказочный. Огорченная ссылкой возлюбленного, в которой видит только свою вину, Маша едет в Петербург рассказать правду императрице. Счастливый случай сводит ее с дамой, приближенной ко двору, которая впоследствии и оказывается самой императрицей. Справедливость восторжествовала: приказ о ссылке Петра Гринева был отменен. Естественно, финал произведения приукрашен, но это совсем не случайно: Пушкин хотел показать, что благородный человек сохраняет достоинство в любой ситуации, а честь, благородство не останутся незамеченными, неоцененными. Доброе в человеке делает человеку добро - так должно быть и так бывает.