Православные общества - общество трезвости. Пенсии и социальные выплаты северянам Общество трезвение

«Враг подступает - надо обязательно молиться. Внезапная смерть бывает, если жить без молитвы. Враг у нас на левом плече сидит, а на правом - ангел, и у каждого своя книга: в одну записываются наши грехи, в другую - добрые дела. Чаще креститесь! Крест - такой же замок, как на двери. »

Из наставлений святой праведной Матроны Московской

Из истории Общества трезвости

23 июля 1898 года с целью борьбы с пьянством было открыто Кожевническое отделение Первого Московского общества трезвости, правопреемником которого позднее стало Замоскворецкое общество трезвости.
«Для достижения этой цели, – говорилось в Уставе, – Общество… на основании существующих узаконенных с надлежащего разрешения подлежащих властей открывает и устраивает чайные столовые, клубы, лечебницы для алкоголиков, библиотеки, читальни, воскресные и вечерние школы или курсы для взрослых, лекции, чтения, концерты и т. п. учреждения, могущие создать трезвую обстановку или дать полезные и здоровые развлечения».

При Троицкой церкви в Кожевниках 2 февраля 1911 года было создано Братство трезвости во имя свв. мучч. Кира и Иоанна. Инициатором и председателем стал священник Александр Иванович Речменский. Почетными членами Братства были известные своей благотворительностью и меценатством предприниматели А.А. Бахрушин и Д.П. Бахрушин.

Общество» «Трезвение» во имя святой праведной Матроны Московской по благословению священноначалия начало свою деятельность 11 сентября 2015 года и является продолжателем этих традиций.

Наша жизнь

Индивидуальные консультации, для людей, страдающих от порочных зависимостей, и для их родственников.
Во время консультации людям даются подробные ответы на волнующие их вопросы, предлагаются конкретные пути решения проблемы, предоставляется возможность самим посетить ближайшие мероприятия Общества «Трезвение» и познакомится с его жизнью.

Совместная молитва

Мы на собственном опыте убедились, как важна молитва, посредством которой человек делается способным
противостоять злу и утверждаться в добре.
Наша совместная молитва это:

  • Ежедневное чтение Псалтыри;
  • Ежедневная молитва по соглашению;
  • Еженедельный водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»;
  • Еженедельное чтение акафиста перед чтимой иконой святой праведной Матроны Московской в больничном храме НИИ наркологии

Возрождение обетов трезвости

Обет — это обещание. Человек обещает Богу, что не будет пить ничего, что содержит алкоголь. Обещает после особого молебна перед Крестом и Евангелием.

Группа трезвости для страждущих и их родственников

На еженедельных встречах за чашкой чая мы обсуждаем конкретные ситуации, делимся опытом, своей болью и радостями. С каждой такой встречи участники выносят что-то своё, частичку чужого опыта, который пригодится именно ему, именно сейчас.

Духовно-просветительская работа в клинике НИИ наркологии

Это регулярные беседы с больными о вере и Церкви, показ и обсуждение кинофильмов, проведение церковных праздников, подготовка больных к Таинствам и участию в богослужениях в больничном храме во имя святой праведной Матроны Московской.

Организация паломнических поездок

Паломничество по святым местам, которое мы организуем собственными силами, вызвано желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать, таким образом, Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение, попросить их помощи и заступничества.

Участие в восстановлении разрушенного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Ермово Переславского района Ярославской области


«Если на Вашу долю выпала честь строить дом Божий, примите это как великий Дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи тому простит Господь»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Деятельность Замоскворецкого общества трезвости

Карта общин трезвости по состоянию на 14 октября 2019г.

Список общин трезвости для страждущих и их близких

Братство трезвости в честь мч. Вонифатия

при храме Иверской иконы Божией Матери в Замоскворечье

Время проведения: по средам, в 17.00 молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», затем собрание братства.

Адрес: Москва, ул. Большая Ордынка, д.39 (м. «Третьяковская», «Полянка»)
Ведущий: Александр Калганов
+79856668720
[email protected]
Соведущая: Марина Ионова
+79169747970
https://vk.com/club143410103

Православная группа поддержки «Остров надежды»

при храме прп. Марона Пустынника в Замоскворечье
Время проведения: по четвергам в 18:30 акафист в храме перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша». Собрание группы с 19:00 до 21:00 в церковной лавке.
Адрес: Москва, ул. Большая Якиманка 32 стр. 2 (м. «Октябрьская», «Полянка»).
Ведущая: Наталья Ищенко
+79163196919
[email protected]

Община трезвости в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

при храме Живоначальной Троицы на Пятницкой в Замоскворечье

Время проведения: по субботам, в 12:30
Адрес: Москва, ул. Пятницкая, д.51 (м. «Новокузнецкая»)
Ведущая: Любовь Невская
+79687939331

Община трезвости «Воскресение» при Синодальном Отделе

по церковной благотворительности и социальному служению

Время проведения: по воскресеньям, в 15:00
Адрес: Москва, ул. Николоямская, д. 57, стр. 7 (м. «Площадь Ильича», «Римская»)
Ведущий: диакон Иоанн Клименко
+79151131077
[email protected]

Община трезвости при храме свв. Бориса и Глеба в Дегунино

Время проведения: по четвергам, с 18:30 до 20:30

Адрес: Москва, ул. Ивана Сусанина д. 4, корп. 6 (вывеска «Стоматология», дверь с корабликом. Проезд: ж/д ст. «Моссельмаш» или м. «Селигерская»)

Община трезвости при храме ап. Фомы на Кантемировской

Время проведения: по четвергам, в 19:00

Адрес: Москва, ул. Колобашкина, д. 1 (м. «Кантемировская», последний вагон из центра. В переходе налево и направо. Продолжать идти в том же направлении под горку мимо автозаправки до пересечения с ул. Колобашкина. Повернуть налево к церкви. Занятия проходят в помещении воскресной школы)

Ведущая: Екатерина Русанова
+79035727503
[email protected]

Семейный клуб трезвости в честь иконы Божией Матери «Три радости»

при храме Живоначальной Троицы на Грязях

Время проведения: по субботам, в 14:00

Адрес: Москва, ул. Покровка, д. 13, стр. 1 (ст.м. «Чистые пруды», «Китай-город». В здании храма на втором этаже в помещении трапезной)

Ведущий: Святослав Кураленко
+79067209396
[email protected]

Семейный клуб трезвости

при храме иконы Божией Матери «Отрада и утешение» на Беговой

Время проведения: по пятницам, в 18:00 молебен с акафистом в храме, затем собрание клуба в помещении воскресной школы.
Адрес: Москва, ул. Поликарпова, д. 16 (ст.м. «Беговая», возле Боткинской больницы)
Ведущий: Святослав Кураленко
+79067209396
[email protected]

Община трезвости

при храме вмц. Ирины на Бауманской

Только для страждущих.
Время проведения: по пятницам, в 18:30 акафист, в 19:00 собрание общины.
Адрес: Москва, ул. Фридриха Энгельса, д. 38
Ведущая: Любовь Невская
+79687939331

Православное общество трезвости во имя сщмч. Вячеслава Занкова «Берег Надежды»

при Казанском храме г. Котельники

Время проведения: по субботам, с 13:00 до 15:00
Адрес: Московская область, Люберецкий р-н, г. Котельники, ул. Малая Колхозная, д. 62 А, храм Казанской иконы Божией Матери, в помещении Воскресной школы (от ж/д станции «Люберцы» на 26-м автобусе. Остановка «Кладбище»)
Ведущая: Оксана Николаевна Урусова

Община трезвости

при храме Почаевской иконы Божией Матери в Балашихе

Время проведения: по четвергам, в 18:30 молебен, в 19:00 собрание общины.

Адрес: Московская область, Балашиха, Разинское шоссе, д. 1 (5 минут от ж/д ст. «Салтыковская»)

Православная группа поддержки «Воскресение»

при Воскресенском храме пос. Быково

Время проведения: по понедельникам, с 19:00 до 21:00

Адрес: Московская область, Раменский р-н, п. Быково, ул. Октябрьская, д.1 (проезд до ж/д ст. «Быково» (от м. «Выхино» 30 минут). Встречи проходят в цокольном этаже храма Воскресения Христова)

Ведущие: Александр Соколовский +79854708184
+79854708184
и Наталья Ищенко
+79163196919
[email protected]

Православная община трезвости

при храме Донской иконы Божией Матери в Мытищах

Время проведения: по вторникам, с 19:00 до 21:00. Собрания проходят в трапезной (2-х этажное строение за храмом) . Вход через правую дверь.
Адрес: Мытищи, ул. Селезнёва, д.32 (проезд до ст. Перловская Ярославской ж\д, далее 200 м пешком)
Ведущий Калганов Александр
+79856668720
[email protected]
соведущий Александр Шурша +79629464162
+79629464162

Община трезвости во имя сщмч.Серафима, еп. Дмитровского

при Троицком соборе г.Яхрома

Время проведения: по вторникам, с 19:00 до 21:00
Акафисты перед иконой «Неупиваемая Чаша» читаются по воскресеньям, после Литургии.
Адрес: Московская область, Дмитровский р-н, г.Яхрома, ул. Конярова, д.12
Ведущая: Маркова Елена Станиславовна
+79035590269
[email protected]
Соведущая: Ярочкина Людмила Васильевна
+79175695174

Школа Трезвости

при храме иконы Божией Матери «Знамение» на Рижской

Индивидуальная работа против всех видов зависимостей.
Время проведения: назначается индивидуально по будням, в период с 12 до 19 часов.
Адрес: Москва, 2-й Крестовский переулок, 17 (проезд: ст.м. «Рижская», платф. Ржевская)
Ведущий: Ельников Владислав Николаевич
+79153108010
[email protected]

Православная община трезвости он-лайн в Skype

Время проведения: по воскресеньям, в 20:00
Логин в skype: bratstvotrezvosti
Ведущий: диакон Иоанн Клименко +79151131077

Первые возникли в России в 1858 году. Движение трезвенников было стихийным, направлено оно было, прежде всего, против откупной системы торговли алкоголем, существовавшей в то время в России, и против крайних злоупотреблений откупщиков, которые в погоне за сверхприбылями вместо водки продавали народу по дорогой цене мутную, грязную, разведенную разными одуряющими примесями жидкость.

Вначале это были просто объединения людей, давших обет (обещание) воздерживаться от употребления алкоголя на какое-то определенное время. Обеты эти поддерживались и благословлялись священниками Православной Церкви. Но вскоре откупщики начали жаловаться. Доходы их резко сократились. Упали также доходы чиновников и полиции, которые состояли у откупщиков на содержании, поэтому они начали вести борьбу против обществ трезвости: грозили судом, местными властями, выставляли тех, кто решился вести трезвую жизнь, бунтовщиками, врагами государства. При этом в правящих кругах существовало мнение, согласно которому народному «трезвенному движению» не следует оказывать поддержку, поскольку «чрез это крестьяне приучатся к единодушию и согласию, которые, обратясь в привычку, могут быть направлены ими и на другие предметы, как, например, на стачки в отказе работ помещикам…» Правительство было связано необходимостью покровительства винным откупщикам с целью сохранения и увеличения государственных доходов. В 1859 году министр финансов сообщил обер-прокурору Святейшего Синода о жалобах откупщиков на православных священников, удерживающих народ от пьянства принудительными мерами, и просил для предупреждения подобных действий духовенства сделать по этому предмету общее распоряжение. Синод возразил, что действия священников не противоречат пастырскому долгу и Синод не намерен мешать духовенству. Тем не менее, вскоре после отмены откупной системы в 1863 году трезвенное движение сошло на нет .

На эту проблему указывалось в отчете обер-прокурора за 1888–1889 год: «Хотя и составляются общественные приговоры, касающиеся устранения нравственной порчи народа от ярмарочного и кабачного зла, но они редко приводятся в исполнение. Равно оказываются часто несостоятельными общественные приговоры и о неупотреблении крепких напитков, потому что они сталкиваются с казенными интересами водочной торговли и личными интересами тех, кто пользуется прибылью от этой торговли». «Вообще же, – резюмирует Победоносцев, – борьба духовенства с пороком пьянства может быть только тогда вполне успешна, когда ему на помощь придет и законодательство, и общество» .


Тем не менее, было очевидно, что начинать эту борьбу придется именно Церкви. В апреле 1889 года Победоносцев выдвинул в Синоде предложение о «возможных со стороны духовного ведомства мерах в видах содействия правительству по искоренению в народе пьянства», результатом которого стал циркулярный указ Синода от 10 августа того же года, в котором говорилось, что «православное духовенство и само лично, и при помощи обществ трезвости, приходских попечительств, церковных советов, при непосредственном и деятельном вспомоществовании со стороны епархиальной власти, должно выступить на неустанную борьбу с пьянством и всеми силами содействовать искоренению пристрастия в народе к спиртным напиткам». Епархиальным архиереям предлагалось «донести Святейшему Синоду, существуют ли в настоящее время… общества трезвости и в чем обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население» .

Московская духовная консистория, исполняя указ Синода, в течение нескольких месяцев собрала сведения о наличии в епархии обществ трезвости (таковых не оказалось) и в апреле 1890 года приняла постановление, в котором отразилась как готовность развернуть борьбу с пьянством, так и серьезные опасения насчет возможного сопротивления светских властей: «Так как обществ трезвости в Московской епархии не существует, то прежде необходимо озаботиться их открытием. Но для сего епархиальному начальству и духовенству необходимо знать взгляды на сии учреждения высшего церковного правительства и иметь для своих начинаний и мероприятий по организации обществ трезвости твердую опору в ясных и определенных указаниях Святейшего Синода. В противном случае духовенство, которое, нет сомнения, с сочувствием откликается на призыв высшей духовной власти к новому роду деятельности, будет колебаться, опасаясь столкновения с правительственными лицами и учреждениями светского ведомства (далее зачеркнуто: в виды коих по разным соображениям может и не входить поощрение его деятельности по принятию мер к ограничению и совершенному искоренению пьянства в народе). <…> По крайней мере было бы полезно, чтобы о распоряжении Святейшего Синода относительно обществ трезвости было поставлено в известность официальным порядком и гражданское ведомство» .

Консистория указывала на необходимость для успеха дела привлекать в создаваемые общества трезвости «влиятельных и уважаемых в приходе лиц»: церковного старосту, волостного старшину, урядника, сельского старосту, волостных судей, управляющих имениями, содержателей мельниц, местных торговцев, учителей народных школ. «Участие в обществе представителей сельской власти и деревенской знати, – подчеркивается в постановлении, – важно в том отношении, что эти лица, помимо несомненного влияния собственным примером, могут оказывать содействие силою своей власти и значения; одушевляемые целями общества, они совокупным действованием могут склонить приходскую общину если не к совершенному закрытию в приходе питейных заведений, то по крайней мере к устранению или ограничению беспорядков и злоупотреблений в питейной торговле со стороны виноторговцев, имеющих интерес поддерживать и поощрять пьянство в народе».

Постановления Святейшего Синода и Московской духовной консистории подтолкнули духовенство к активной деятельности по борьбе с пьянством. Информацию о первом известном нам обществе трезвости в Московской губернии находим в справочнике Н.И. Григорьева. Он сообщает об открытии 21 ноября 1890 года священником И. Карповым общества трезвости при церкви в с. Гололобове Коломенского уезда. Покровителем общества являлся святой Пантелеимон Целитель. «При приеме в члены общества дается обет воздержания перед иконою этого святого и целуется икона, которая потом с надписью дается новому члену; после обедни служится молебен покровителю общества с акафистом; икона в доме членов держится на видном месте; члены общества поминаются на ектении за литургией; срок обета не меньше как на год. В первый год записалось 94 человека, во второй – 59, на третий – 133 человека; члены общества – большею частью рабочие на заводе Струве; много поступило в общество членами из дальних деревень и других заводов; были случаи нарушения обета, но отпавшие от общества если и пьют вино, то умереннее прежнего; многие члены повторяют свой обет из года в год» .


Значительно более широкую известность получило Сергиево-Нахабинско-Баньковское общество трезвости , зарегистрированное 25 сентября 1891 года в с. Нахабино Звенигородского уезда .

Образование общества трезвости в Нахабино связано с именем священника нахабинской церкви Покрова Богородицы отца Сергия Пермского. Это был человек далеко не заурядный. Он родился в Москве в 1863 году. После окончания семинарии в начале 1880-х годов получил приход в селе Нахабино. Здесь же вел уроки Закона Божиего в начальном народном училище. Здесь основал общество трезвости, которое получило широкую известность.

Отец Сергий вел собственную статистику. Он записывал в книгу регистрации общества не только имена и фамилии, но и место рождения, сословие, профессию, место работы. Это давало возможность в какой-то мере проследить дальнейшие судьбы людей.

Вот некоторые выписки из этой книги, о которых упоминает Орлов в своей работе: «В первый год в состав общества входило 47 человек, причем нарушителей было 15; во второй год в обществе значилось 118 членов… на 3-м году существования общества в нем было уже 314 человек, на 4-м – 358, на 5-м – 1273, на 6-м – 10 368, на 7-м – 30 945 человек» . Это статистика нам говорит о том, что деятельность отца Сергия с каждым годом становилась более известной не только в Нахабино, но и во всей округе. К нему стали стекаться люди из разных концов России.

Нахабинское общество трезвости, образованное как церковно-приходское, но постепенно расширившее свою деятельность далеко за рамки прихода, было нетипичным явлением. Подавляющее большинство обществ трезвости достаточно четко разделяется на два основных типа: светские (преимущественно городские) и церковно-приходские (как правило, сельские) общества трезвости.

Городские общества трезвости были подведомственны Министерству внутренних дел через Московского генерал-губернатора, которому ежегодно отчитывались о своей деятельности. Общества имели довольно подробный печатный устав, утверждавшийся установленным порядком, и пользовались правами юридического лица: владели собственностью (прежде всего недвижимой), основывали капиталы, заключали договора. Крупные общества, такие как Первое Московское, открывали отделения в удаленных районах города. Деятельностью обществ руководило правление из нескольких человек, во главе которого могли стоять священники, представители интеллигенции (врачи, учителя) или местной власти. Например, председателем Подольского общества трезвости был земский начальник А.Н. Кравченко, пожертвовавший обществу дом с землей . Участие в обществе лиц с высоким общественным положением положительно сказывалось на его деятельности. По словам врача А.М. Коровина, председателя Первого Московского общества трезвости, если «в обществе не имеется лиц, власть имущих или со средствами, крайне трудно вести борьбу: то и дело встречаются препятствия, которые мудрено осилить» .

Церковно-приходские общества трезвости открывались в пределах одного прихода в сельской местности. Во главе таких обществ стояли приходские священники, реже – диаконы, иногда преподаватели духовных семинарий. Приходские общества были подведомственны Святейшему Синоду через Московскую духовную консисторию, в которую священник подавал прошение об открытии общества с приложением краткого рукописного устава или правил трезвенников . Для получения прав юридического лица общество должно было также представить устав на утверждение светской власти, однако на практике это было скорее исключением (известен лишь один подобный пример – это упомянутое выше Нахабинское общество трезвости). Как правило, церковно-приходское общество само собственностью не владело и пользовалось недвижимым имуществом, принадлежащим приходу, чаще всего – помещением церковно-приходской школы.


Важно отметить, что и в светских, и тем более в церковных обществах огромную роль играло духовенство, которое чаще всего являлось идейным вдохновителем всей организации, «обязательным работником» обществ трезвости, без которого все начинания заканчивались скорым закрытием общества . П.И. Поляков не раз в своей книге приходил к такому выводу: без духовенства в обществах трезвости не будет пользы даже при участии светских власть имущих людей. «Действительно, без батюшки у народа ничего не делается, особенно что касается его важнейшей духовно-нравственной стороны жизни. “Батюшка не благословляет” – вот то могучее вето, с которым приходится считаться при всяком новом деле на Святой Руси. Можно ли после этого сомневаться в том, что и в борьбе с пьянством, как и во всякой борьбе за существование в нашем отечестве, духовенство должно занять первенствующую роль, оно должно стать в первых рядах и даже во главе борцов за трезвость. Доколе этого не будет, дотоле все усилия лучших светских людей и учреждений будут уподобляться сизифовой работе» .

Порядок открытия обществ трезвости несколько различался в зависимости от типа общества. В светских обществах он выглядел следующим образом: «начинатель дела» должен был подготовиться к открытию общества, созвав «собрание лиц, желающих стать членами-учредителями». Членов-учредителей могло быть неограниченное количество, но не менее пяти лиц. Желательно, чтобы все они были лично известны начинателю. Это собрание должно было выработать устав для дальнейшей работы общества. Устав подписывался учредителями общества и подавался при прошении в канцелярию Московского генерал-губернатора, откуда передавался на утверждение министра внутренних дел . В дальнейшем, после издания «Временных правил об обществах и союзах» 4 марта 1906 года, светские общества трезвости должны были следовать этим правилам. Согласно им, уставы регистрировались в губернском или городском по делам об обществах присутствиях .

Схема открытия церковно-приходских обществ трезвости была довольно простой, и почти всегда без каких-либо препятствий удавалось открыть общество в том или ином селе или деревне. Порядок регистрации общества заключался в следующем: приходской священник или, реже, диакон писали прошение в Московскую духовную консисторию на имя правящего архиерея, излагая причину открытия. Причины, описанные в прошениях, были нескольких типов. Священники, которые формально подходили к делу, чаще всего в своих прошениях объясняли открытие обществ трезвости только исполнением предписаний Московской духовной консистории. Так пояснил причину открытия Сергий Владиславлев, священник при Николаевской церкви села Пятницкого-Берендеева: «Во исполнение предписания Московской духовной консистории за № 3371 от 27 марта 1907 года честь имею покорнейше донести, что открытие общества трезвости при Николаевской, села Пятницкого, Берендеево то же, Звенигородского уезда, церкви весьма уместно, ибо самое село служит торговым центром для окружающих селений» . Открытие новых отделений какого-либо общества объяснялось обычно дальностью главного здания, то есть членов очень много, и большинство не может добраться до общества, как написано в журнале заседаний Первого Московского общества трезвости: «Имея в виду, что дальнее расстояние не позволяет обществу проявить своей деятельности в местности, прилегающей к Миусскому кладбищу, где уже замечаются факты роста членов, просить отца Георгия Богословского, священника Софийской, на Миусском кладбище, церкви, состоящего действительным членом общества, принять на себя труд по записи членов, поступающих в наше общество» . Диакон Распятской церкви Серпухова Иоанн Доброхотов просил духовную консисторию разрешить открытие общества трезвости в связи с тем, что «город Серпухов и его уезд изобилует фабричным людом, и потому открытие такого общества среди местного населения было бы и полезно, и своевременно» . Он пытался организовать фабричный люд и его свободное время.

После того, как в духовную консисторию попадало прошение и прикрепленный устав, она выносила резолюцию о разрешении или запрете на открытие общества трезвости. Почти всегда консистория давала согласие на открытие общества, сопровождая это такими словами: «Рассмотрев представленные прошение и проект устава открываемого в селе (название села) уезда (название уезда) церкви (название церкви) общества трезвости и не находя никаких препятствий к его утверждению, консистория полагает, что к открытию общества трезвости и утверждению устава по прилагаемому проекту со стороны епархиального начальства и духовной консистории препятствий не встречается» .

Внутреннее устройство обществ трезвости наиболее полно отражается в их уставах. Обращает на себя внимание существенное различие в уставах крупных обществ трезвости (преимущественно светских) и церковно-приходских. В первом случае уставы – печатные, довольно подробные и весьма сходные по содержанию. Мы имеем семь уставов такого типа: Подольского общества трезвости, Дорогомиловского общества трезвости, Сергиево-Нахабинско-Баньковского общества трезвости в с. Нахабино, Первого Московского общества трезвости (1895 и 1909 гг.), Замоскворецкого общества трезвости и Варнавинского народного общества трезвости.

По уставам общества имели в основном одну и ту же цель – искоренение и борьбу с пьянством в народе. Общества разными методами пытались достигать этой цели. Деятельность была разнообразной: выписывались антиалкогольные издания, проводились религиозно-нравственные и просветительные беседы и чтения, для трезвенников пытались создавать условия проведения свободного времени и отдыха. Членство делилось на разные ступени в связи с положением и возможностями трезвенников. Управлялось общество своими силами, и все должности занимали члены-трезвенники. Конечно, уставы не были написаны под копирку, и каждое общество вносило туда свои параграфы и дополнения в зависимости от тех или иных условий. Так, например, Варнавинское общество расширяло свои задачи и пыталось не только огородить народ от пьянства, но и приобщить его к церковной жизни. Но в целом они все пытались обеспечить для трезвенников такие условия жизни, чтобы они не соблазнялись спиртными напитками.

Устройство приходских обществ трезвости было более простым и менее формализованным. Уставы или правила этих обществ гораздо короче, они составлены в свободной форме и написаны от руки (приходские общества не имели средств для печати устава в типографии). В архиве Московской духовной консистории сохранилось четыре подобных устава .

Как и печатные Уставы, рукописные начинаются с определения цели общества. Она также заключается в искоренении пьянства. Об этом свидетельствуют первые параграфы рукописных правил: «Цель учреждения названного общества заключается в противодействии сильно распространенному в народе пороку пьянства и пристрастий вообще к спиртному напитку» . Но вот священник Рождественской церкви села Шарапова ставил своей целью не только отвадить народ от пьянства, но и «помогать исправляться нравственно и иметь попечение о бедных и нуждающихся в материальной помощи членах общества» . Священник хотел создать некую кооперацию взаимопомощи для своего прихода, надеясь на сознательность своей паствы. Диакон же из города Серпухова ориентировался на рабочих, которых в его приходе было большинство. В уставе зафиксировано, что «цель общества – содействовать трезвой и трудовой жизни своих членов» .

Далее в уставах идут пункты о возрасте и поле вступающих членов. Все учредители сходятся на том, что членами могут быть лица обоего пола, а вот возраст членов в одном случае ограничивается 16 годами, тогда как в селе Васильевском по настоянию священника Алексия Борисова могли вступать в члены общества лица, достигшие 14-летнего возраста, что, по-видимому, было связано с распространенным детским пьянством, которое имело место почти наравне со взрослым .

Далее речь идет об обете, который должны давать члены общества. Вступающие в члены общества дают пред Святым Крестом и Евангелием особо установленное обещание и записываются в книгу, которая хранится при церкви. Срок и условия этого обещания могут быть разными. Священник сам устанавливает, какие могут быть сроки в его обществе трезвости. Об этом в уставе может говориться кратко, как, к примеру, в уставе Серпуховского общества: «Записываться членами можно на сроки от одного месяца до года и больше. По миновании срока запись возобновляется» . В большинстве случаев срок обета выбирался самим трезвенником в силу своих способностей воздержаться от спиртного, но были случаи, когда священник, видя колебания нового члена, сам назначал срок обета для него. «Срок для воздержания от порока пьянства избирается вступающим в общество, а в некоторых случаях назначается и священником, причем имеющим сильное пристрастие к пороку предварительно вступления в члены общества назначается испытание не менее 6 недель, и тогда, по истечении этого срока, принимаются таковые членами» . Пастырь стремился выбрать такой срок обета для трезвенника, чтобы тот его не нарушал. Ведь это было бы нарушением обещания, данного Богу, что могло очень плохо кончиться. А с другой стороны, это нарушение могло быть соблазном и для других членов общества трезвости. В уставе священника Михаила Порецкого срок обета ограничивался членским взносом, таким образом стимулируя не нарушать данный обет. «Желающий быть членом на целый год и внесший один рубль получает икону Покрова Пресвятой Богородицы с надписью года, месяца и числа выдачи члену. Желающий записаться в число членов на 6 месяцев получает икону святого архангела Михаила тоже с надписью. Желающий быть членом на один месяц вносит в кассу 5 копеек, на 2 месяца – 10 копеек» .

Один из пунктов, который есть в рукописных уставах, отличает их от печатных. В первых отдельным пунктом прописано, что член общества трезвости «обязуется чаще посещать храм Божий и непременно раз в год причащаться святых Христовых таин» . Это была естественная забота священника о духовной жизни своих прихожан, и тем более вновь вступивших в общество членов. Ведь храмы посещались все меньше и меньше, а все больше становилось разгула и пьяного веселья. Поэтому такой пункт в уставе был очень уместен. Христианин должен был помнить о таинствах Церкви, а лучше всего – участвовать в них.

Остальные пункты уставов почти полностью совпадают с печатными. В них прописаны условия получения денежных средств обществом трезвости; в первую очередь это членские взносы, а во вторую – пожертвования: единовременные или постоянные. Также в уставах перечислены способы и методы борьбы с пьянством. Вот примерный перечень этих пунктов: чтения с теневыми картинками (духовно-нравственные, исторические, литературные и по другим предметам), воскресные и вечерние классы для взрослых, библиотеки, книжный склад, праздничные собрания членов, общее пение, паломничества, крестные ходы, концерты, литературные вечера, прогулки, распространение в народе книг и брошюр, поучающих воздержанию от спиртных напитков, и вообще изданий нравственного содержания, вспомогательные кассы для членов, выдача пособий на случай нужды, бюро для приискания мест и подачи советов, открытие чайных и столовых .

Последним пунктом прописано, что перед вступлением в общество необходимо прослушать молебен святому покровителю общества, а в день учреждения общества трезвости ежегодно все члены должны присутствовать и по возможности причащаться святых Христовых таин на праздничной литургии .

Сравнивая уставы крупных и приходских обществ трезвости, можно сделать вывод, что основная концепция их была очень близка, но в приходских уставах она изложена значительно короче, по-житейски, более понятно для простого народа, преимущественно крестьян. В них не упоминается о правлении или совете общества (руководил приходским обществом единолично священник), зато большое внимание уделяется индивидуальной пастырской работе с каждым из членов общества и их активному участию в церковной жизни. Священники всячески пытались охранять трезвенников от искушений, которые их ожидали на нелегком пути борьбы со страстями. Н.И. Григорьев даже утверждал, что «городские общества, если и могут гордиться, то успехами в деле отвлечения народа от кабака и вообще своею деятельностью на почве благотворительности; они по характеру своей деятельности (за редкими исключениями) являются скорее не обществами трезвости, а обществами для борьбы с пьянством, обществами для отвлечения народа от пьянства, настоящими же обществами трезвости являются пока только церковно-приходские общества трезвости, работающие в провинциальной сельской глуши» .

Таким образом, начало «второй волне» трезвенного движения было положено указом Святейшего Синода от 10 августа 1889 года, который опирался на опыт предшествующих попыток борьбы с пьянством (прежде всего на достижения С.А. Рачинского). Указ и последовавшее за ним постановление Московской духовной консистории предусматривали создание церковно-приходских обществ трезвости, и численно именно они были преобладающими, однако параллельно с ними, преимущественно в городах, возникали крупные общества светского типа, делавшие больший акцент на культурно-просветительской работе. Впрочем, и в светских обществах, наряду с интеллигенцией, очень велика была роль духовенства, на плечи которого ложилась забота о пастырском окормлении людей, давших Богу обет трезвости.

Российские общества трезвости

В XIX веке, с искусственным насаждением пьянства, в народе возникло стихийное движение за трезвость, которое было поддержано Русской Православной Церковью.

После подавления царизмом первого трезвенного движения 1858-1859 годов российские общества трезвости начали создаваться только в 1880-е гг., когда произошло утверждение капитализма в России, во время действия акцизной системы продажи алкоголя. Второе трезвенное движение в России (1880-е - начало 1917 г.) явилось одним из ответов российского традиционного, "крестьянского" общества на наступление капитализма, на ограбление и разрушение общества посредством возрастающего производства и продажи алкоголя. Одним из первых было Татевское общество трезвости при церковно-приходской школе села Татево Бельского уезда Смоленской губернии, созданное 5 июля 1882 г. замечательным русским педагогом Сергеем Александровичем Рачинским (1833-1902). Вместе со своими бывшими учениками - выпускниками школы и вышедшими из неё учителями - он принял в этот день в церкви торжественный обет трезвости сроком на один год. Впоследствии обеты ежегодно возобновлялись, число членов общества колебалось между 50 и 70 (кроме детей). Положение изменилось в 1888 г., когда круг членов общества начал заметно расширяться. Рачинский пишет: "В воскресенье, 25 сентября, ко мне пришли перед обедней семь крестьян, почти все мне незнакомые, из разных, отчасти отдалённых деревень, и решительно и настойчиво заявили желание присоединиться к нашему обществу". С этого дня не проходило почти ни одного воскресенья и праздника, чтобы к обществу не присоединились новые члены. За неполный год число членов возросло до 383. Кроме того, в течение 1888 г. под влиянием Татевского общества по инициативе молодых священников возникли самостоятельные общества в соседних приходах Травине и Шопотове, в с. Пречистом Духовщинского уезда; в соседнем с Татевом с. Меженинке и в с. Дровнине Гжатского уезда,44 т. е. всего в пяти сёлах. Как указывает историк православной педагогики И.В. Гусев, в 1889 г. С.А. Рачинский опубликовал второй отрывок "Из записок сельского учителя" с описанием опыта "Татевского общества трезвости" в "Русском Вестнике" (№8). В том же году статья была перепечатана в приложении к "Церковным ведомостям" (№ 34). На неё было много отзывов. Завязалась обширная переписка. "Пишут ко мне из всех краев России, люди всех возрастов и звания, люди всех степеней умственного развития, начиная от высокообразованных лиц, озабоченных подъемом нравственности в нашем простом народе, и кончая полуграмотными горемыками, одержимыми всеми степенями delirium tremens" - писал Рачинский в работе "Открытое письмо", опубликованное в приложении к "Церковным ведомостям" (1889. №50). В переписке, указывает Гусев, Рачинский давал практические советы по организации общества, обязанностях его членов, приводил форму книги трезвости Татевского общества и касался множества других вопросов. Сегодня мало кому из педагогов известно имя Сергея Александровича Рачинского. А между тем, по отзывам современников, "Рачинский - это имя мирового значения. Когда педагогическая мысль займется изучением его принципов, она, может быть, о нем первом скажет, что он был не педагог - переводчик западных идеалов на русскую почву, а творец самобытных русских идеалов просвещения"

Православная Церковь откликнулась на возраставшую угрозу пьянства и поддержала первые ростки трезвенного движения.

Рачинскому удалось осуществить часть своих планов - в 1898 году по его инициативе в России было открыто 25500 церковноприходских школ, а в 1905 году таких школ было уже 42 696, что составляло 46,5% по отношению к общему числу начальных школ в стране.

Также и Татевское общество трезвости послужило образцом для тысяч подобных обществ в России и положило начало грандиозному движению за трезвость в Русской Православной Церкви. В 1889 году появляется циркулярный указ Святейшего Синода от 10 августа, в котором, в частности, Епархиальным Преосвященным предлагалось "донести Святейшему Синоду, существуют ли в настоящее время, из какого числа лиц и в каких местностях Общества трезвости, и в чём обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население". После этого указа число приходских обществ трезвости в России стало быстро расти. К 1913 году существовало более двух тысяч обществ трезвости, в которых состояло около полумиллиона человек.

За короткий исторический период Русская Православная Церковь сумела создать всероссийскую комплексную систему воспитания народа в духе трезвости и благочестия на религиозно-нравственной основе. Эта система включала в себя:

1) непосредственную работу с семьями в обществах трезвости, братствах, попечительствах и других подобных им учреждениях;

2) разработку религиозно-нравственных, научных и организационных основ борьбы с пьянством в народном быту;

3) широкое издание религиозно-нравственной, научной и художественной литературы антиалкогольной направленности, выпуск журналов, газет и листовок, посвящённых этой проблеме;

4) организацию внебогослужебных проповедей, а также лекций, чтений и бесед, выявляющих вред пьянства и пользу трезвого благочестивого образа жизни;

5) открытие библиотек и специализированных книжных лавок, укомплектованных антиалкогольной литературой;

6) создание воскресных школ для членов общества и их детей, а также детских садов для самых маленьких членов семей трезвенников;

7) обучение желающих церковному и светскому пению;

8) устроение паломничеств, крестных ходов и прогулок с образовательными целями;

9) организацию здорового и нравственного досуга трезвенников;

10) создание противоалкогольных музеев и выставок;

11) организацию трезвенных чайных и столовых;

12) создание касс для оказания материальной помощи нуждающимся и бюро трудоустройства.

Отдельно обсуждалась проблема школьного алкоголизма и обсуждались меры отрезвления через воспитательную работу в школе. В церковно-приходских школах вводились специальные "уроки трезвости", создавались учебные пособия, написанные, в основном, священниками. Обсуждалась возможность проведения идеи трезвости в школьных курсах Закона Божия, русской и зарубежной словесности, отечественной и мировой истории, географии и даже математики. Предлагались соответствующие программы. Кадры для проведения этой работы готовились в духовных и учительских семинариях по всей стране. В середине 1890-х гг. введение в России казённой винной монополии и расширение продажи алкоголя принесло с собой усиление тяжких разрушительных последствий для народа. Ответом общества стало расширение сети трезвенных объединений. Многие молодые священники, в частности выпускники Петербургской духовной академии, явились последователями С.А. Рачинского. Одним из них был священник Александр Васильевич Рождественский (1872-1905), открывший 30 августа 1898 г. в Петербурге Александро-Невское общество трезвости при бесприходной церкви Воскресения Христова (Воскресенской) при Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви (Обводный канал, 116, у Варшавского вокзала). Уже в первый год в общество записалось 3204 человек. Вскоре общество стало своего рода центром методической и материальной поддержки для церковных обществ трезвости всей России. (47)

Число его членов значительно выросло. Так, в 1910 г. в него записалось 75889 человек, в т.ч. 35232 уплатили членские взносы. После кончины А.В. Рождественского с 1905 г. руководителем общества являлся протоиерей Пётр Алексеевич Миртов

Рисунок 3. П.А. Миртов принимает обет трезвости у фабричных рабочих. Петербург, 1907 г.

Трезвенное движение отошло на второй план общественной жизни в период революции 1905-1907 гг., но после её окончания оно стало вновь шириться. Так, в рапорте секретаря Екатеринбургской духовной консистории (декабрь 1910 г.) говорится следующим образом об обстоятельствах создания Нижне-Тагильского братства Животворящего Креста Господня, открытого 9 октября 1907 г. и занимавшегося среди прочего трезвенной работой:

"Конец 1905 года и весь следующий затем 1906 год ознаменовались колебаниями в народе веры и религиозно-нравственных устоев жизни. Явились неведомые учителя и начали развращать народ, отвлекать от церкви и духовенства. Агитаторы устраивали сходки и уловляли народ в свои сети, особенно молодёжь. Тёмной силе нужно было противопоставить силу Евангельского христиански-православного света, незаконным и злобным сборищам противопоставить законные и проникнутые христианской любовью собрания. Так возникло Братство, деятельность которого проявилась в религиозно-нравственных чтениях, в помощи членам Братства и их семьям в случаях оказавшейся нужды, а также благотворительностью всякого рода".

По рапортам духовных консисторий, направленным в ответ на упомянутый выше циркуляр Св. Синода № 8038 от 28 августа 1910 г., к началу 1911 г. в России насчитывалось 1767 церковных обществ трезвости. Динамика открытия обществ, отражённая в табл. 2, говорит о том, что рост числа вновь открываемых обществ стал заметным с 1908 г., а с 1909 г. движение стало массовым.

Отметим следующие закономерности. Трезвенное движение было по характеру культурническим, охранительным, т. е. направленным на положительное развитие в рамках существующего строя. Оно шло на подъём в период мирного развития, являясь целительным, терапевтическим ответом на вызовы приближающихся общественных кризисов, когда общество искало способы разрешения назревших проблем; или же было лекарством для выздоровления после уже происшедших тяжёлых общественных потрясений (проигранные войны 1854-1856 и 1904-1905 гг., революция 1905-1907 гг.). Спады или прекращение движения происходили тогда, когда на смену мирному, эволюционному развитию приходили революционные потрясения и войны, когда в обществе начинали преобладать насильственные, "хирургические" методы решения проблем.

На 1-е января 1911 г. в России (без Польши и Финляндии) насчитывалось 1873 общества трезвости, как религиозных, так и светских. В них числилось более 500 тыс. членов, т. е. больше, чем во всех революционных и буржуазных политических партиях, вместе взятых! Показательны география, социальный состав и идейная направленность обществ. Около трёх четвертей (74,5%) всех обществ находилось в сельских поселениях и только чуть более одной четверти (25,5%) - в городских. В сельских обществах преобладали крестьяне, в городских - рабочие. Большая часть последних была отходниками или недавними выходцами из села, сохранившими связь с деревней и крестьянское мироощущение. 1782 обществ (95,0%) были религиозными и лишь 91 общество (5,0%) было светским ("гражданским"). Из религиозных обществ трезвости 1771 (99,4% всех обществ) было православным (РПЦ), и лишь одиннадцать (0,6%) иными. Среди этих последних два неохристианских русских ("братцы", "трезвенники" - последователи проповедников И.А. Чурикова в Петербурге, И.Н. Колоскова и Д.Г. Григорьева в Москве), семь христианских латышских, одно католическое литовское, и одно общество трезвости Добрых храмовников "Благая весть" в Риге с неопределённой нами религиозной ориентацией. Таким образом, общества были преимущественно религиозными (95%), из них большая часть была православными (99,4%), и сельскими (74,5%), т. е. крестьянскими.

Приведённые данные говорят о том, что в трезвенном движении участвовала прежде всего передовая часть православного духовенства и крестьянства - основного "несущего" сословия страны, для которого последствия пьянства были неизмеримо тяжелее, чем для горожан.

Православно-крестьянский характер обществ трезвости был ещё более ярко выражен в Сибири. Здесь на 1 января 1911 г. насчитывалось 80 обществ трезвости, в т. ч. церковных или православных 78 (97,5%), гражданских или светских, два (2,5%); сельских обществ 71 (87,3%), городских 9 (12,7%).

Религиозные общества трезвости вели в основном религиозно-воспитательную и культурно-просветительную работу, светские общества - культурно-просветительную и научную. Православные общества возглавлялись приходскими священнослужителями - священниками и значительно реже - диаконами. (См. Рисунок 4.)

Рисунок 4. Основатель и руководитель в 1900-1910 гг. Свято-Никольского общества трезвости в фабричном с. Орехово, Покровского уезда, Владимирской губ., прот. Василий Матвеевич Рождественский. 51 1910 г.

Светскими обществами руководили, как правило, врачи, реже - правоведы, учителя, представители других интеллигентских профессий.

Целью участников движения было не только избавление от алкогольных бед, но и обретение достойного смысла жизни. В христианских обществах это была светлая жизнь по-Божески, по-христиански. Так, девиз устава Братства трезвости во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Волчинской церкви Брестского уезда Гродненской губернии гласил: "За Христом со крестом, трезвым путём мы пойдём к свету, к Истине!" (См. Рисунок 5).

Рисунок 5. Выход крестного хода московского Варнавинского народного общества трезвости для встречи Почаевской иконы Божией Матери. 1913 г.

Чувства и идеалы православных трезвенников хорошо передаёт стихотворение "Гимн трезвости", написанное около 1901 г. бывшим пациентом Московской Лечебницы для алкоголиков (руководитель - доктор А. М. Коровин) Плотниковым (ПРИЛОЖЕНИЕ Б)

Данный "Гимн трезвости" был положен на музыку и после исполнения на Первом Всероссийском съезде по борьбе с пьянством (декабрь 1909 - январь 1910 гг.) стал широко известен в трезвенных организациях России.(53)

В светских обществах трезвости сверхсмыслом было служение народу, Отечеству. Помимо этого эстонские, латышские общества работали во имя национального буржуазно-демократического возрождения, проводили большую культурную работу. У них были особенно широко распространены народные хоры, любительские драматические кружки и т. п.

Деятели обществ трезвости выступали за административные, экономические и культурные преобразованиям в рамках существующего строя. Например, в брошюре, выпущенной выборными (активистами, большинство из которых были рабочими) Всероссийского Александро-Невского братства трезвости, указывалось, что они смотрят на свою деятельность "не как на средство к политическим целям, а как на мирную, культурную работу". (54) Кроме того, православные и неоправославные трезвенники открыто выражали поддержку царю, уклонялись сами и предостерегали других от участия в революционном движении, как не приносящем, по их мнению, ничего, кроме бед. Так, 9 января 1905 г. в Петербурге неохристианский проповедник И. А. Чуриков не благословил своих последователей участвовать во всенародном шествии к Зимнему дворцу во главе с Гапоном, и трезвенники-чуриковцы не приняли участие в событиях "Кровавого воскресенья". (См. Рисунок 8.)

Рисунок 8. На беседе "братца" Иоанна Чурикова. Слева за кафедрой, с чёрной бородой, - И.А. Чуриков. Петербург, 1912 г.

11-15 июля 1914 г., в дни всеобщей забастовки в Петербурге, рабочие-члены петербургских православных Варгунинского и Серафимовского обществ трезвости вместо участия в забастовке совершили крестный ход в своём районе и пароходную паломническую поездку на остров Валаам.

В рассказе М. Горева "Социалист", помещённом в журнале Александро-Невского общества трезвости "Трезвая жизнь", молодой рабочий Семён, вступив в городе в общество трезвости, покончил с пьянством, улучшил материальное положение, зажил светлой, культурной жизнью. Но всё перечеркнул его уход к социалистам. За участие в организации забастовки Семён был уволен с завода и выслан в родную деревню. Обдумывая случившееся, он глубоко раскаивается.

Трезвенное движение 1880-х гг. - начала XX в. и его пик - 1907-1914 годы - были закономерным и необходимым этапом общественного развития.

Значительные результаты были достигнуты всего за семь лет, в 1907-1914 гг. Под влиянием народных действий общество и государство начали осознавать опасность алкоголизации и принимать действенные меры по её устранению. Это вело к постепенному духовному, физическому, хозяйственному и социальному оздоровлению России.

Начатая полезная, созидательная, мирная работа была прервана мировой империалистической войной и революцией 1917 г.

На этом дело трезвости не кончилось. На вызовы алкоголизации и разрушения общества новые поколения народов России - Советского Союза ответили трезвенными движениями и ограничительными антиалкогольными мерами советского периода. Движение существует и сегодня, хотя пока и неизмеримо менее широкое и влиятельное, чем в начале XX в. или в 1980-е гг. Действуют такие организации, как Союз борьбы за народную трезвость, Общероссийское общественное объединение "Организация Оптималист", Международная независимая организация трезвости, Всероссийское Иоанно-Предтеченское православное братство "Трезвение" и другие.