Предопределено ли когда умрешь. Время нашего ухода


Не случайно сегодня в церковной тематике очень часто поднимается вопрос об отношении к физической культуре и спорту. Почему именно сейчас, как никогда актуален этот вопрос? Сегодня эту на эту тему рассуждает преподаватель физического воспитания, кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, вице-президент Ассоциации православных родителей Николай Соколов.

Почему возникает вопрос о полезности или не полезности занятий физической культурой и спортом среди православных людей? Казалось бы, все из нас хотят быть здоровыми, сильными, не болеть. Но полемику в этом вопросе заводят некоторые противники здорового образа жизни, которые считают, что физическая культура и спорт не нужны для спасения души человека, а может быть, даже являются греховными занятиями для православного христианина. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

«Когда мы читаем евангельские отрывки о том, как Христос воскресил мертвого или исцелил тело человека, мы редко задумываемся о том, что человеческое тело означает для Самого Бога, с любовью создавшего его для вечной жизни, и что оно должно бы означать для нас самих»,- говорил в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский. И действительно, наши тела сотворены Богом, сотворены физически совершенными, в которые Господь «вложил свою любовь». Апостол Павел писал: "Прославляйте Господа и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии." (1 Кор.6,20)

По сути, здоровье нашего тела, отличные физические данные - это бесценный дар Божий. Так стоит ли верующему пренебрегать этим даром? Ответ на этот вопрос мы находим в православной аскезе, которая учит, что жизнь тела должна быть организована вокруг жизни души, и достижение телесного здоровья – не цель для христианина. Потому правильнее было бы говорить не о том, мешает ли тело спасению, а о том, как тело может ему помочь. Об этом мы и поговорим.

Святы отцы о физкультуре

В святоотеческих творениях есть конкретные рекомендации христианам, занимающимся физкультурой. Например, знаменитый учитель христианской Церкви Климент Александрийский в своем знаменитом «Педагоге» писал: «Юношам нужно иметь телесное упражнение. Не будет никакого зла, если они будут упражнять свое тело в том, что полезно для здоровья - лишь бы подобные занятия не отвлекали их от лучшего». Отцы Церкви порицали в спорте то, что уводит человека от Бога, иссушает и убивает его душу, иными словами, то, что противоречит истинным христианским ценностям.

На оздоровительное значение лечебной физкультуры указывал и святитель Феофан Затворник. Он рекомендовали людям умственного труда заниматься гимнастикой. К примеру, святой советовал прочитать книжку о «комнатной гимнастике», где приводятся различные упражнения для рук, ног, туловища, шеи и головы. В письме к своему духовному чаду он писал: «Здоровье надо беречь. Здоровье – что лошадка. Загонишь – ехать не на чем». Святитель рекомендовал каждый день хотя бы час гулять на свежем воздухе, спать и есть строго по потребности организма, воздерживаться от винопития, отказаться от сидячего образа жизни и по возможности заниматься интенсивной физической работой. Всё это надо четко исполнять, дабы «сделаться совсем недоступным для немощей».

И святой праведный Алексий Мечев своему духовному чаду советовал заниматься физическими упражнениями. Он рекомендовал «заниматься гимнастикой, чтобы бороться с праздностью и развивать в себе волю, а некоторые современные миряне ,- писал святой,- о физкультуре даже слышать не хотят. Вероятно, это связано с тем, что они неверно понимают христианский аскетизм и в буквальном смысле стараются умертвить свою плоть ». Хотя, по выражению преподобного Пимена Великого: «Мы убийцы не тела, а страстей ».

К сожалению, действительно бывает так, что сами христиане не понимают этого, и страдают от своих болезней, которые возникают от безответственного отношениия к своему здоровью. У таких людей зачастую не находится уже сил и к духовным упражнениям. Да еще и распространенный стереотип «скорбности и внешнего смирения» христианина бывает своеобразным аргументом не укреплять своё здоровье через физические упражнения, которые, по их мнению, не совместимы с Православием. При всех тех положительных моментах, которые происходят от болезни в духовном состоянии человека, все же нельзя согласиться, что попустительство в отношении своего здоровья это благо. И если говорить о православном подходе к этому вопросу, то противники телесного оздоровления не должны забывать «социальный» аспект физического здоровья. Ведь если мы болеем, то не можем помогать не только другим, но часто нашим близким приходиться смотреть за нами. Мы должны помнить, что нашим хорошим здоровьем мы служим ближним: рожаем и воспитываем детей, имеем возможность много трудиться, содержать семью, помогать окружающим и, в конце концов, в старости не быть обузой для родных.

Мне кажется, в определенном смысле ответом на вопрос о цели занятий физкультурой являются слова святителя Игнатия(Брянчанинова): «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху». Иначе говоря, врачевать движением и поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме православным нужно для того, чтобы с полной отдачей служить Богу и близким. Ведь как ни крути, но помочь другим в бытовых нуждах или экстремальных ситуациях в полной мере может лишь тот, кто сам крепок духом, здоров и силен.

Известно, что святая преподобномученица Елисавета занималась спортом, плавала, играла в теннис, и нередко, поздравляя своих близких с церковными праздниками, желала им помимо душевного спасения еще и крепкого здоровья, которое необходимо, - как она писала,- «чтобы были силы молиться». Впоследствии ее физическая подготовка позволяла ей выдерживать очень тяжелые нагрузки настоятельницы Марфо-Мариинской обители.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский по утрам старался выходить в сад, где совершал перед началом напряженного дня прогулку и читал свое молитвенное правило.

Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что в изнеженном и расслабленном теле чувства находятся «не в здравом состоянии, но слабы и безжизненны; а без этого нет и приятного ощущения здоровья». Всё в мире портится от бездействия. Вода стоячая загнивает, и железо, лежащее на открытом воздухе без применения ржавеет. Так и человек.

Роль физкультуры в нашей жизни

«Физический труд играет важную роль в формировании нашей личности и преодолении греховности, потому что учит нашу душу сосредоточенности, целенаправленности, активности и многому другому,- писал священник Георгий Рябых. К сожалению, сейчас люди, живущие в больших городах, не имеют возможности трудиться физически: скорее, упор делается на ум и на эмоциональную сферу. Тело в условиях комфортабельной жизни просто деградирует... А страдает в итоге душа: расслабленный организм быстро устает и чаще болеет, оттого человеку становится трудно молиться, трудно общаться с людьми и делать добрые дела. Поэтому жизненно необходимо давать телу какую-то нагрузку, тренировку. Но важен тут, конечно, не сам спорт как таковой – тем, кто превращает физические нагрузки в самоцель, он может быть и не полезен. Если же спорт дает возможность донести до других людей некие важные, с христианской точки зрения, ценности, занятие им может способствовать спасению. Но когда спорт – только зрелище, когда цель человека – исключительно демонстрация красоты и мощи своего тела, жажда победы, известности – тогда спорт лишь уводит человека от Истины».

Православный врач К.В. Зорин утверждает, что «рациональные занятия физкультурой и спортом воспитывают твердость, целеустремленность и мужество характера, умение владеть собой в экстремальных ситуациях и преодолевать неизбежные жизненные трудности, развивают силу, пластичность и выносливость. А праздность и леность делают человека вялым, незакаленным. Хилое, нетренированное или, наоборот, изможденное неумеренными нагрузками тело нередко калечит и психику: расслабляет волю, формирует комплекс неполноценности, снижает жизненный тонус, доводит до депрессии… Таким образом, христианство провозглашает разумное физическое воспитание действенным методом укрепления здоровья, повышения и сохранения высокой работоспособности, бодрости и творческой активности. Слава Богу, когда люди развивают физические дарования и таланты, вложенные Творцом в природу человека».

Апостол Павел напоминал, что телесное здоровье – не самодостаточно и не есть самоцель. Оно призвано лишь обеспечить нормальную жизнедеятельность человека. При этом духовное здоровье несомненно важнее. Для его приобретения телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно (1 Тим.4,8). Но обратим внимание: «мало полезно» - не значит «вредно».

По мысли апостола, видя стремление спортсменов выиграть состязания, христиане должны делать для себя нравственные выводы, воодушевляться на подвиг веры. Подобно спортсменам, все мы призваны быть, во-первых, такими же упорными, но в борьбе с грехом, а во-вторых, - такими же усердными, но в достижении духовных побед. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного (1 Кор.9,24-25).

«Безголовая педагогика»

Колоссальные психические нагрузки, которые предъявляет нам сегодня современный мир, требуют от человека большого запаса и прочности жизненных и физических сил, чтобы противостоять всем негативным воздействиям.

Cегодня даже дети начальных классов находятся в состоянии постоянного стресса в необъявленном эксперименте по определению прочности неокрепшей нервной системы ребенка. Долго ли еще выдержит организм ребенка, у которого школьный день с серьезными учебными нагрузками длится, как ненормированный рабочий день взрослого человека? Плюс различные кружки и секции, в основном, творческие, где дети опять сидят : рисуют, играют на музыкальных инструментах, учат иностранные языки и т.д. А вечером дома – домашнее задание, и если остается время, то непременно телевизор и компьютер, - и так каждый день. Даже если при этом дети правильно питаются, достаточно спят, их организм все равно с возрастом истощается из-за нехватки движения. И как результат, сегодня многие дети уже к среднему школьному возрасту становятся слабыми, имеют нарушения осанки и различные психосоматические расстройства. Движение - это не полезная добавка для улучшения состояния здоровья, а необходимое условие нормальной работы организма.

То количество часов, которое выделено в школьной программе на физкультуру совершенно недостаточно. Сегодня специалисты единодушны в том, что растущему организму необходимо никак не меньше 8 часов физкультурных занятий в неделю, а оптимально около двух часов физической активности в день. Из них на занятия физкультурой в пределах школьного расписания отводится всего 1,5 часа (два урока) в неделю. Дай Бог, чтобы ситуация в ближайшее время изменилась, и в школах добавили еще хотя бы один час занятий физкультурой в неделю. Кстати, и распределять эти часы нужно грамотно, распределяя их равномерно в течение всей неделе, а не делать подряд два-три урока в один день. Я не говорю здесь о качестве уроков, когда во многих школах до сих пор преподаватель бросает детям мяч и те ближайшие 45 минут занимаются, то ли регби, то ли баскетболом, но никак не физической культурой. Кроме уроков физкультуры хорошо бы ввести за правило перед уроками делать несложные упражнения, а также небольшие на 1-2 мин. паузы и во время занятий для разгрузки глаз и снятия мышечного напряжения. Остальные же часы помимо уроков нужно добирать самостоятельно за счет занятий в спортивных кружках, секциях, прогулками на свежем воздухе. И если из этого времени хотя бы часть времени родители проведут вместе с сыном или дочкой это будет и полезное семейное общение, и общий вклад в сохранение здоровья не только ребенка, но и родителей.
В свое время К.Д.Ушинский писал: "Для нас любая нехристианская педагогика - вещь немыслимая, безголовый урод, деятельность без цели и без результата впереди". Думаю, что педагогика в области физкультуры у нас сейчас именно такая - " безголовая" и однобокая.

Почему сейчас много внимания уделяется этому вопросу? Да потому что раньше, когда физический труд был в нашей жизни, человек развивался органично: в старину люди не знали половины современных болезней. Поэтому надо стремиться привить понимание того, что физические упражнения - это ежедневная необходимость, благодаря которым утверждается жизнелюбие и здоровый образ жизни, а не пассивная жизненная позиция и хроническая усталость. Физическая культура должна быть средством решения жизненных задач.

О православной культуре и культуре здоровья

Недавно Святейший Патриарх Кирилл, выступая на встрече с молодежью в Нижнем Новгороде, в частности, сказал: «Занятие физической культурой так же важно, как и овладение духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности – как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь …Я очень положительно отношусь к физкультуре и спорту, и вот почему: физическая культура направлена на развитие, на совершенствование нашего физического естества. И это действительно так, иначе мы не употребляли бы слово «культура» по отношению к спорту», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

Неслучайно этот вопрос был затронут в молодежной среде. Ведь для детей, учащейся молодежи физическая культура должна быть несравненно больше, чем обычный школьный урок. Это немаловажная часть формирования целостной культуры человека. Достаточно ли знать историю и литературу, получить высшее образование, чтобы называться культурным человеком? И разве включает культура поведения лишь умение пользоваться ножом и вилкой, здороваться и уступать место в транспорте? Оказывается, существует и необходимы человеку еще культура тела, культура питания, культура движений, культура поведения, составляющие в целом культуру здоровья. И чтобы быть здоровым во взрослой жизни, познавать эту культуру надо с самого раннего детства, а еще лучше, если познавать её будут будущие родители, намереваясь рожать здоровых, крепких детей.

Так нужна ли православному, церковному человеку культура тела? К сожалению, в православном сознании закрепился односторонний закоренелый взгляд на физическую культуру, как на сферу развития только двигательных способностей человека, которое часто способствует развитию тщеславия и других греховных наклонностей.

Иван Ильин в своей работе « Основы православной культуры» ставит наболевший вопрос: «Не объясняется ли процесс отхода масс от православной Церкви помимо массового духовного кризиса, еще и тем, что христианство доселе не побороло в себе мироотречного уклона, который не учит ответственно входить в мир и радостно творить в нем во славу Божию». Мне кажется, именно об этом говорил Святейший Патриарх перед молодежью в Нижнем Новгороде.

Православный человек должен быть примером для всех, не только проявляя свою порядочность, честность, доброту и другие добродетели, но и быть образцом физически гармоничного человека. Христианин не имеет права быть бескультурным по отношению к своему телу и здоровью. Еще раз хочется привести известные слова апостола Павла, который, говоря о грехах против тела предельно ясно обозначил, «что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа …» (1 Кор.6.,20.) А физическая культура – непременное условие гармоничного развития, как человеческой личности, так и здорового тела.

«Все мне позволительно, но не все полезно…»

В Основах социальной концепции РПЦ сказано, что «… для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом ». Хочу обратить внимание, что здесь речь идет именно о профилактике заболеваний и поддержании здоровья. Что же касается профессионального спорта, где преобладают колоссальные физические нагрузки, способные надорвать здоровье и психику человека, и особенно молодого, и где, кроме того, через желание победы возбуждаются и поощряются в душе спортсмена такие сильнейшие и губительные страсти, как азарт, ненависть к сопернику, гордыня, тщеславие и сребролюбие, то вряд ли эти занятия направлены на поддержание здоровья и будут спасительными. Вспомним также и об использовании запрещенных наркодопингов со всеми разрушительными для психики человека последствиями.

По поводу того, каким видом спорта можно заниматься, а каким нежелательно единого мнения нет. Но практически всегда в зону критики попадают такие виды, как аэробика, фитнес, спортивные танцы, синхронное плавание и т.п., поскольку они состоят из сексуально-чувственных телодвижений, представляющих собою соблазн, как для самого спортсмена, так и для окружающих его людей. Мода на фитнес, культуризм пришла к нам с Запада. Культ красивого тела – явление чисто языческое, свойственное античной культуре. Сейчас это целая индустрия, которая имеет под собой некий культ, свою религию, своих богов и иконы – изображения обладателей лучших, наиболее красивых тел, свои атрибуты, принципы питания и т.п., - вся жизнь человека посвящена здесь возделыванию своего тела. Если из занятий спортом делать культ, возводить это на уровень страсти, прилепляться к этому всей душой, и кроме развития своего тела ничего вокруг другого не видеть, это, естественно, не душеполезно.

Не приветствуются также занятия восточными единоборствами, боевыми поединками, где повреждается лицо и тело человека, как носителя Образа Божьего.

Еще один важный аспект: профессиональный спорт – это шоу, связанное с огромными деньгами. На эти зрелища ходят фанаты, которые на трибунах во время матчей впадают в массовый экстаз. Так дается коллективный выход темным эмоциям толпы: неистовые крики, душераздирающий блатной свист и безобразный мат-перемат. Это называется - "культурно провести время". А что делается при этом в душе самого спортсмена-кумира, какие душепагубные страсти овладевают всем его существом болельшики даже и не ведают. Об этом писал еще Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправлялись на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач».

Каким видом спорта заняться?

Перед православными педагогами и родителями непременно рано или поздно встанет вопрос, как организовать детский досуг с пользой для здоровья. Наверное, надо решать этот вопрос родителям и педагогом совместно с опытными священниками. Примечателен ответ на этот вопрос игумена Евмения, который сказал, что надо выбирать те виды, которые не вызывают чувства агрессии, где меньше травматизма, где проявляется командное единство… Занятия боксом могут нанести увечья и развить грех рукоприкладства; в занятиях регби – много шума и толкотни; акробатика – это повышенная опасность падений и травматизма. Наиболее оптимальные виды спорта – это игровые, такие как: волейбол, баскетбол, водное поло и др. Занимаясь ими, юноша или девушка чувствуют свою ответственность перед командой; эти виды спорта развивают игровое мышление, двигательную координацию, наблюдательность и подвижность… Спортсмены этих видов менее заносчивы и агрессивны, чем хоккеисты или футболисты. Кроме игровых видов спорта хотелось бы порекомендовать виды, где спортсмены преимущественно занимаются на свежем воздухе. К ним отнесем лыжный спорт и биатлон, греблю, конькобежный спорт, велоспорт и ходьба. Эти спортсмены, ласково называемые «циклики», обычно миролюбивы, спокойны и ответственны в своих поступках.

Что же касается обычной физкультуры, то для христиан вполне приемлем целый ряд самых простых и эффективных упражнений, которые мы все разучивали еще в школе. Но, занимаясь физкультурой, христианин должен всегда чувствовать меру. Обычные физкультурные занятия мужчины не должны перерастать в страсть накачивать мышцы, а забота женщины о теле – переходить в самоцель получения вожделенной талии для пленения окружающих своей телесной красотой.

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, отмечу: православным можно и нужно разумно заниматься физкультурой и спортом во славу Божию, то есть поступать так, как сказано в Писании: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». И если нашей целью будет воспитание, оздоровление собственной души, в том числе и через физические нагрузки, то этот внутренний ориентир не даст нам сбиться с правильного пути.

И еще одно важное замечание: физическая сила как развитие двигательного аппарата – это одно, но еще есть сила духа, которой славились и богатыри, и святые. Очень много примеров, когда физически человек очень силен, но слаб духом, и не может оказать достойного сопротивления даже уличному хулигану. А бывало, что человек немощен, физически слаб, но настолько силен духом, что перед ним отступали полчища воинов.

Но даже, если по разным причинам человек не занимается физкультурой или спортом, и если святая Православная вера потребует однажды от российских мужчин-христиан самоотверженного физического подвига для защиты Отечества, его православных святынь и всех наших ближних - женщин, стариков и детей, - наверняка, многие из них, с помощью Божией, сумеют повторить добрый пример святых иноков Пересвета и Осляби, святого праведного воина Феодора Ушакова, которые, хоть и не занимались спортом, но отличились в истории на века тем, что соединив свою отменную физическую силу с несокрушимой духовной молитвенной мощью, деятельно способствовали возрождению Святой Руси.

Внимание: C декабря в Академгородке организуются занятия по оздоровительной гимнастике для детей с нарушениями осанки и всех желающих укрепить свое здоровье. Тренер-преподаватель, инструктор ЛФК - Соколов Николай Николаевич. Расписание занятий и запись по тел: 213-27-12

Как православному относиться к занятиям спортом? Может ли христианин быть профессиональным спортсменом? Какую опасность таит в себе спорт? С этими вопросами в преддверии зимней олимпиады мы обратились к священнику Сергию Поперечному , настоятелю храма Святого пророка Илии в селе Барково Пушкинского района Московской области, мастеру спорта международного класса по греко-римской борьбе, двукратному чемпиону России, обладателю Кубка мира.

На вопрос о том, как православный христианин должен относиться к спорту, я не готов однозначно ответить: «вот именно так и никак иначе». Здесь очень много «но». Например, говоря о детском спорте, нужно понимать, что в эпоху мегаполисов детям как никогда необходимо полноценно развиваться физически. И в этом смысле спорт — просто спасение. С другой стороны, спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать. Конечно же, христианину не должно принимать это. Господь заповедует нам: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. (Мф 11:29). Кротость и смирение противопоставляются в спорте необходимости выигрывать, подниматься на пьедестал. И если говорить о детском спорте, то совершенно очевидно, что нельзя упустить тот момент, когда занятия для здоровья становятся чрезмерными и превращаются в греховную страсть.

Еще сложнее ответить на вопрос, может ли православный христианин быть профессиональным спортсменом. А если этот человек — профессионал, а спорт для него является работой и профессией, но при этом он верующий? Конечно же, в каждом отдельном случае должен быть свой ответ.

Нужно понимать, что в профессиональном спорте существует намного больше проблем, чем в любительском. Это и вред, который спорт может нанести здоровью. Спортсмены-профессионалы, как правило, работают на пределе физических и психических возможностей. Ради результата они готовы употреблять медицинские препараты, даже подрывающие здоровье.

Это и отношение к соревнованиям. У каждого спортсмена оно свое. Один спокоен перед боем: пришел, увидел, победил… и забыл. Другой нервничает, переживает, не спит ночами, иссушая свою душу, в сущности, попусту.

Это и отношение к славе. Если для человека спорт — смысл жизни, то я бы сказал, что он ему, скорее всего, противопоказан. Другое дело, если человек остается нормальным, если спорт не отбирает без остатка и физические, и духовные силы. А ведь от последних двух составляющих зависит результат — как говорится, в здоровом теле здоровый дух.

Наконец, это отношение к самому себе. Тело спортсмена должно всегда быть в хорошей форме — это аксиома. Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ. Согласитесь, что для христианина это действительно опасно! Ведь тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот. И не состояние тела должно быть поставлено во главу угла, а состояние души. Святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его — он будет упрям, недокормишь — ослабнет. В спорте же через заботу о теле часто вырабатываются страсти и пороки. Бывает, что вся жизнь оказывается направленной на удовлетворение потребностей тела. Тут-то и совершаются непоправимые ошибки.

Существует мнение, что главный грех спортсменов — тщеславие. Возможно, но тут мне сразу вспоминается Александр Карелин, с которым я пять лет провел в сборной России. Читал недавно в «Фоме» интервью с ним, в котором тот в очередной раз показал себя чрезвычайно скромным человеком. А ведь он — личность легендарная, имеющая все мыслимые и немыслимые спортивные титулы. Как же он умеет себя вести! С каким уважением относится к любому, даже самому молодому члену команды! И никакой заносчивости, пренебрежения и тем более тщеславия.

Самую большую опасность, которую таит в себе спорт, я все-таки вижу в том, что он способен усугубить человеческие пороки и страсти. Если человек по своему характеру тщеславен, самолюбив, горд — в спорте эти болезни души очень быстро и качественно разовьются. Наверное, через эту призму вопрос, может ли православный христианин заниматься спортом, звучит и острее и проблемнее. Становится очевидна его истинная суть.

Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6:12) — писал апостол Павел. Спорт сам по себе не опасен. Ведь и человеку для поддержания жизненных сил требуется пища. Это естественная потребность. Но когда она перерастает в чревоугодие, то превращается в смертный грех… Так же и спорт способен стать страстью, иссушающей душу, способен стать разрушающей силой. Поэтому занятия спортом или профессиональный спорт нужно оставлять, если это губит душу.

Впрочем, если спортсмен действительно искренне верит в Бога, если имеет твердый духовный стрежень, если совестлив, то он способен контролировать себя, регулировать сложные моменты своей профессиональной карьеры. Как мне кажется, только таким образом можно минимизировать отрицательные явления в спорте.

Положительного в занятиях спортом тоже немало: спорт приучает к упорному труду, послушанию, умению во многом себе отказывать, учит быть честным, и просто объединяет людей.

Мы свободны в своей воле. И чем бы мы ни занимались, отвечать всегда будем сами. Потому приходящий в спорт должен сознавать те искушения и соблазны, которые рано или поздно встанут на его пути, и самому решать, сообразуется ли жизнь спортсмена с жизнью христианина.

И удаляй печаль от сердца твоего,
и уклоняй злое от тела твоего,
потому что детство и юность - суета.
Еккл. 11, 10

В эти дни футбольные фанаты активно сопереживают пробившимся в финальную стадию чемпионата мира командам. Когда-то и я с нетерпением ждал этого фееричного шоу, а совсем в юном возрасте сам активно занимался профессиональным футболом и конечно же мечтал стать суперзвездой.
Но все меняется, и вот я уже абсолютно не интересуюсь ни футболом, ни каким-либо еще видом спорта, и все, на что меня хватает - утренняя зарядка. Активных болельщиков я окончательно перестал понимать. Еще не много, и я перейду в фазу активного их осуждения, что, конечно же, грех.
Неоднократно обсуждая сей вопрос среди друзей и знакомых, я наткнулся на любопытный материал православного автора под заголовком "Православие и спорт: размышление на тему".
http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/ponomarev/sport/contents.html
На мой взгляд, это замечательный анализ спортивного вопроса с позиций православия. После прочтения все точки над "i" оказались расставлены.

В КАЧЕСТВЕ ВВЕДЕНИЯ:
Среди людей церковных существует масса предубеждений против спорта, которые, как правило, возникают на основе их личного негативного спортивного опыта. Например, известно мнение, что святые отцы Древней Церкви крайне отрицательно относились к спорту или что христианам нельзя играть с мячом, поскольку когда-то подобные игры придумали язычники, игравшие в них головами казненных за веру христиан.

Когда слышишь подобные заблуждения, становится интересно: как есть на самом деле? Что христиане древности писали о спорте? На основе чего появилось мнение, что футбол-де - игра антихристианская по своей сути? Все это - уже повод хотя бы для самого поверхностного исследования.

Но современный спорт ставит куда более сложные вопросы, требующие осмысления. Есть вещи, которые христиане принять никак не могут: культ денег, допинг, идея национального престижа, дух вражды и соперничества, спортивные хулиганы. Должно ли быть так? И может ли быть иначе? Неужели современный спорт - дело богопротивное? Если да, то любое дальнейшее обсуждение бесполезно и не представляет никакой ценности. А если нет, то может ли путь спортсмена стать дорогой христианина в Царствие Небесное?

НЕМНОГО О ФУТБОЛЕ:
Английская Церковь была против футбола, и на то были веские причины. Жесткие столкновения игроков часто приводили к смертельным исходам и тяжелым повреждениям. Время, в которое играли, тоже было неудачным. Матчи проходили в воскресные дни, после литургии, на масленой неделе, в Великий пост. Словом, грубая игра, сопровождавшаяся отборными ругательствами, никак не способствовала спасению души человека, а, напротив, вводила его в неистовое, греховное состояние. Подчас из-за футбола происходило откровенное святотатство. Например, был зафиксирован случай, когда в качестве футбольного поля использовалось кладбище. Именно поэтому в церковных кругах футбол называли игрой «недостойной и бессмысленной».

А теперь перенесемся в наши дни. Возникает вопрос: а далеко ли в цивилизованную эпоху мы ушли от средневековых англичан? Ответ найдется на ближайшем дворовом футбольном поле или на баскетбольной площадке. Ругательства, которым наверняка удивился бы даже житель средневековой Англии, разлетаются на сотни метров вокруг. А выражения типа «сейчас ноги переломаю» (или «руки вырву», если играют в баскетбол) слышатся с периодичностью в 10-15 минут. Игра подчас не сплачивает людей, а, наоборот, разъединяет. Закадычные друзья ссорятся, становятся врагами. Конфликтные ситуации возникают то и дело. И глядя на все это, невольно задаешься следующим вопросом: так может ли вообще христианин играть в футбол?

Рискну ответить: может. Исходя из слов Климента Александрийского, футбол полезен для здоровья, прекрасно развивает различные физические навыки. Но, принимая во внимание все написанное выше, следует отметить, что христианин, играющий в футбол, несет дополнительную нравственную ответственность.

Христианин должен оставаться христианином всегда, иными словами, сохранять образ Божий в том числе и на футбольном поле, собственным примером являть остальным доброту и любовь. Игра в футбол вполне может быть доброй, веселой, возогревать в людях дружеские чувства и дух товарищества. Разумеется, иногда этого сложно достичь, почти невозможно, тогда лучше во избежание греха все же удалиться.

ОЛИМПИЙСКИЕ РЕКОРДЫ:
Когда в 1894 году усилия барона Пьера де Кубертена по возрождению Олимпийских игр увенчались успехом, цели большого спорта вполне согласовывались с жизнью христианина. Прежде всего, родоначальник олимпийского движения хотел, чтобы человечество перестало озверевать. Международные и гражданские войны последних столетий ему крайне не нравились. И он нашел выход - некий идеал - в придуманной античности. Он решил, что нужно возобновить проведение Олимпийских игр, чтобы в жизнь человека вернулись красота и гармония. Главное, что пленило де Кубертена в античной идее олимпизма,- прекращение войн на весь период проведения соревнований, олимпийское перемирие. Иными словами, идея заключалась в том, чтобы, участвуя в соревнованиях в качестве спортсменов или болельщиков, люди прекращали враждовать, становились дружелюбными, благородными, а главное - увидели окружающую их красоту. Стирались бы национальные границы, поскольку в соревнованиях принимали бы участие не государства, а атлеты. Национальный эгоизм уступал бы место единству, политика - красоте, война - дружбе.

В начале своего существования цели большого спорта вполне соответствовали словам апостола Павла о естественном нравственном законе, когда язычники могли познавать Творца, сотворившего окружающую их красоту. Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах (Рим. 2, 14-15). Выступление спортивных гениев поистине невольно становилось гимном совершенству творения.

Но… «так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех». Не успело олимпийское движение встать на ноги, как почти сразу превратилось в орудие политических игр. же в 1920-х годах в олимпийский лексикон прочно вошло понятие политического протеста, когда на Олимпийские игры сознательно не были приглашены атлеты из Германии и Советской России. Кроме того, появились прецеденты разнообразных демаршей, которые устраивали спортсмены, несогласные с политикой какого-либо государства. На протяжении всего XX века национальный и политический аспекты только усиливали свое влияние в олимпийском движении. С течением времени противоречий становилось все больше. Допинг, политическое давление, деньги - все это разрушило идеи барона де Кубертена.

ВЫВОДЫ:
1. С точки зрения христианина спорт действительно явление сложное, неоднозначное и противоречивое по своей сути. Его нельзя отнести к вещам, которые способствуют нравственному и духовному совершенствованию человека, но в то же время нельзя включить в список порождений зла. Зло вообще лишено творческого начала и может только испортить уже сотворенное.

2. Православное христианство всегда обращается к творениям святых отцов и учителей Церкви. Великие мужи прошлого оставили нам наследие, в котором можно найти ответ на любой злободневный вопрос.
В случае со спортом ситуация как раз такая. О современном спорте отцы не писали, но писали о вещах похожих. Они осуждали в спорте то, что уводит человека от Бога. Тщеславие - главный грех спортсменов во все времена. Ради лаврового венка и земной славы олимпийцы тренировались всю жизнь, гладиаторы гибли на аренах Колизея. В наши дни из-за желания побед, денег, признания ломаются жизни и души спортсменов. Бывает, происходит откровенная ложь: понятие «допинг» уже давно прочно вошло в спортивный лексикон. Подобное всегда происходит из-за того, что спорт становится главной ценностью жизни, а о Боге человек забывает.
Святые отцы осуждали неистовое, греховное состояние, в которое впадал человек, приходивший на трибуны. История повторяется. Спортивный фанатизм стал одной из основных проблем современного спорта и в то же время естественным следствием спортивной политики последних десятилетий.

3. Спорт способен быть безобидным увлечением, и, более того, в каком-то смысле он может способствовать достижению целей христианства. Святые отцы лишь намекали на это в своих творениях, говоря о том, что спорт полезен для здоровья, а также закаляет характер, прививает такие важные качества, как целеустремленность и усердие.

4. Спорт прочно вошел в нашу жизнь. Наряду со всеми противоречиями и минусами в нем присутствует немаловажный аспект, благодаря которому человек может неявно увидеть Истину или, по крайней мере, вспомнить о Ней. Задача христианина, который как-то связан со спортом,- собственным примером демонстрировать окружающим неравнодушие к Истине. Указывать на то, как надо, как должно быть. Иными словами, христианин должен оставаться христианином везде: на спортивных аренах, в кабинете врача команды, в тренажерном зале и даже на трибуне стадиона.

Здравствуйтe, Сeргeй Николаeвич!

Нeсколько днeй назад я ужe писала Вам в раздeл "Вопрос", прошу прощeния за возможные бeссвязность и сумбур в изложении. Писала как в тумане через несколько дней после смерти любимого мужа, ни слова не помню. Ему было 37 лет.

Я очень давно хотела изложить свой опыт выживания на сайте, потому что метаморфозы в моей жизни, в характере очевидны. Кстати, оказывается, не так просто сжать всю основную информацию по изменению себя в одно письмо. Откладывала с письмом, думая: ну вот сейчас, ещё и это пройду... И вот, случилось событие, реакцией на которое уже не могу сказать вышеупомянутую фразу.

13 дней назад у меня умер любимый муж. У нас осталась трёхмесячная дочь. Благодаря Вашей информации я очень изменилась, вышла замуж в 35 лет за любимого мужчину, родила ребёнка. Когда впервые увидела будущего мужа, остро почувствовала, что давно знаю его. Он совершенно нарушал все мои принципы и представления о любви и отношениях. Но я слушала своё сердце, и уже примерно через 1,5 месяца забеременнела в наибезопаснейший для этого день, хотя раньше не получалось даже в самый благоприятный. Также мне удалось пройти через испытание нежеланием любимого мужчины иметь такого внезапно зародившегося незапланированного ребёнка, готова была остаться одна с малышом.

Во время беременности главным испытанием, помимо не столь тяжёлых для меня остальных, оказался увиденный ночью судорожный приступ у мужа - как эпилепсия. С тех пор я очень испугалась за его жизнь, старалась устремляться к Богу, меняться; понимала, что это связано со мной и с появлением ребёночка на свет. Беременность протекала сложно: небольшая отслойка плода на раннем сроке, токсикоз, низкое давление (ещё ниже, чем обычно), потери сознания, тонус матки и т.д. Муж очень поддерживал всё это время. Но работать над собой в состоянии полнейшей раздавленности было всё сложнее. Старалась меньше думать, больше чувствовать устремление к Богу; не всегда получалось и это - хотя, когда случались приступы у мужа, сделать это было гораздо легче, такая вот помощь. Но всё равно сложно было не испытывать чувства страха. Старалась принимать крах будущего.

У мужа после перенесённой 13 лет назад операции на головном мозге (аневризма) в месте удаления сосуда образовалась киста, заполненная водой. Она не мешала, жалобы были на периодические головные боли, метеочувствительность, потерю оперативной памяти. Мужу нельзя было нервничать и перенапрягаться. Примерно 4 года назад стали случаться судорожные приступы с потерей сознания - как рассказывал, из-за сильных переживаний в прошлой семье. У мужа до меня было 2 неудачных брака. Знаю, что это о многом говорит; бывших жён он, к сожалению, не мог простить. Ко мне относился замечательно, даже слишком, я очень старалась отстраняться, чтоб не привязаться; периодически крушила его комфорт. Мы прожили вместе всего лишь ровно один год. При мне произошло 4 судорожных приступа, последний из них смертельный. Как сказал лечащий врач, у мужа в голове была бомба - скорее всего, лопнула эта киста из-за того, что поднялось давление на фоне нервов и стрессов. Муж очень близко всё принимал к сердцу, очень много работал, чтоб обеспечить нас, и очень сильно нервничал последний год из-за тянувшихся судов по разделу имущества с бывшей женой.

Я понимаю, что так должно было случиться, что это всего лишь внешняя причина смерти. Муж не умел жить по-другому, он очень энергичный и тонкосердечный. Его отец также умер примерно в 40 лет, инфаркт. Я понимаю, что смерть - это помощь, ею остановили неверное направление души, которое набрало обороты.

Скажите, пожалуйста, могла ли я собственными интенсивными изменениями помочь мужу выжить и измениться в этой жизни? В последнее время изменения шли очень медленно и со скрипом, было очень тяжело: маленький неспокойный ребёнок, недосыпания, проблемы и т.д. Понимаю, что у меня самой огромная тема привязанности, раз такое произошло. Всё мне кажется, что я не старалась работать над собой и меняться в полной мере, что если бы помнила, что каждая минута может быть последней, сразу далось бы то, что шло туго. Очень больно. Но Божью волю просто силой заставляю себя не обсуждать. Просто хочется провести осознанную работу над ошибками и для этой, и для последующих жизней, чтобы правильно понятый опыт прочувствовался и закрепился в подсознании. А пока я не понимаю, была ли предопределена смерть мужа в этой жизни ещё изначально, или она случилась, потому что я не смогла помочь любимому человеку измениться через собственные изменения.

Спасибо Вам за возможность Вам писать, за возможность делиться опытом с Вами и читателями, за возможность понимать и чувствовать происходящее, за возможность ощущать счастье в душе, несмотря ни на что - ибо знаешь, благодаря Богу и Вам, истинный смысл жизни.

Надеюсь, получится со временем больше и чаще чувствовать сердцем, чем понимать или не понимать.

Спасибо.

С любовью и уважением, Елена.

Задумывались ли Вы о том, почему возникает желание распрощаться с жизнью? Можете ли найти слова для объяснения такого явления как клиническая смерть, либо причины, по которым умершие «навещают» живых людей? Можно ли получить позволение «уйти» на тот свет? Подобные вопросы можно задавать бесконечно, и наверняка они возникают у каждого из нас. Чтобы найти ответ на большинство из них, предлагаем ознакомиться с важной информацией, появившейся на семинаре, проведенном в Москве врачом-психотерапевтом Андреем Гнездиловым. Это доктор МН, а также создатель современных методик арт-терапии. На сегодняшний день А. Гнездилов является почетным доктором одного из британских университетов (Эссекский), а также является создателем первого хосписа в России. За его плечами имеется множество печатных изданий и ярких открытий.

Смерть как составляющая жизни

Общаясь с близкими и знакомыми людьми, соседями и коллегами, нам периодически приходится слышать о смерти общего знакомого. На вопрос: «Ты слышал, тот-то умер?», возникает мгновенная реакция: «Как умер?». На самом деле большое значение имеет то, как именно умирают люди. Кончина играет важную роль для человеческого самоощущения, причем она наделена не только негативным окрасом.

Если рассмотреть жизнь с философской точки зрения, то каждый отметит, что нет существования без смерти. При общении со скульпторами, а также мастерами живописи, им задали вопрос: «Вам с легкостью удается изображать самые разнообразные стороны человеческой жизни, начиная от дружбы и ярких чувств, и заканчивая красотой, но какие приемы бы вы использовали для изображения смерти?». К сожалению внятного, моментального ответа от представителей искусства получить так и не удалось.

Творец, создающий скульптуры, который увековечил блокаду Ленинграда, сказал, что подумает над этим вопросом. Незадолго до своей кончины он дал такой ответ: «Скорее всего, я бы отобразил смерть, используя образ Христа, причем это было бы не распятие, а вознесение»

Скульптор из Германии решил изобразить парящего ангела, крылья которого отбрасывали тень. Именно она отображала смерть. При попадании человека в пределы этой тени, он становится «собственностью» смерти. Еще один скульптор отобразил смерть, используя образ мальчиков, один из которых присел на каменную глыбу, склонив голову к коленям. Он целиком и полностью устремился вниз. Второй персонаж держал в ручках свирель, при этом запрокинув голову. Он словно направляется за мотивами. Объяснение скульптуры сопровождалось следующими словами: «отобразить кончину без жизни, не представляется возможным, как и наоборот».

День смерти. Случайность ли это?

Смерть человека – это природный процесс. Некоторые мастера пера изображали бессмертную жизнь, но она была ужасной и страшной. Что представляет собой бесконечная жизнь? Это, прежде всего, безостановочное повторение полученного опыта, бесконечные муки и страдания, и даже, остановка развития. Можете ли Вы представить себе ужасное состояние персоны, которая может жить вечно?

Смертью можно назвать своеобразную паузу, передышку, и даже именовать её термином «награда». Ненормальным этот этап можно назвать, если человек скончался внезапно, т.е., при наличии огромного количества сил и энергии, во время своего подъема.

Не боятся смерти, они ждут её. Общаясь со стариками можно услышать множество выражений, общий смысл которых заключается в том, что они задержались на этом свете, пора бы и покинуть его, умереть. Обращали ли Вы внимание на то, что образы смерти, отображаемые в литературных произведениях, носили не ужасающий и вполне нормативный характер, при описании кончины крестьян.

Жители деревень, утратившие способность активно физически работать, ощущали себя обузой для своих родственников. В таких случаях они отправлялись в баню, облачались в чистые наряды и укладывались под образами, прощались с родными и близким, после чего спокойно умирали. Их смерть не сопровождалась многочисленными страданиями и мучениями, которые наблюдаются, если люди начинают вести борьбу со смертью.

Практически каждый крестьянин осознавал, что жизнь мало схожа с цветком-одуванчиком, который вылез из земли, расцвел, сбросил желтый цвет и рассеялся белыми пушинками, «подхваченными» ветром. Жизнь более сложный этап, имеющий очень глубокий смысл.

Упомянутый пример, по которому расставались с жизнью крестьяне, позволив себе сделать это, не является особенностью конкретной прослойки людей. Аналогичные ситуации можно наблюдать и сейчас. Была одна ситуация, когда в поступил пациент с онкологическим недугом. Мужчина, отличающийся военной закалкой, держался превосходно, и даже шутил, мол, за моими плечами три войны, во время которых я регулярно сталкивался со смертью и дергал её за усы, но это не может продолжаться вечно, сейчас и она добралась до меня.

Специалисты лечебного учреждения оказывали всевозможную поддержку этому пациенту, но в один день он не смог найти в себе силы, чтобы встать с постели, причем больной воспринял это нормально: «Момент смерти настал, я не в состоянии подняться с постели». Врачи говорили, что это естественный процесс, метастаз, и пациенты с подобными проявлениями живут на протяжении длительного времени. Его убеждали, что обеспечат полноценный уход, окажут нужную поддержку, но он твердо стоял на своем: «Нет, я уверен, это смерть».

По истечению нескольких дней он скончался, при этом, каких-либо физиологических «знаков» для смерти не наблюдалось. Это произошло по той причине, что он желал умереть, он не хотел бороться. Другими словами, это добрая воля покинуть этот мир.

Следует позволить жизни окончиться естественной смертью, поскольку она заложена еще в период зачатия конкретного человека. Некий опыт смерти появляется у человека в период рождения, непосредственно при родах. Когда изучаешь данный вопрос, можно заметить, насколько четко выстроена жизнь. Как человек был рожден, так он и будет умирать. Появился на свет очень легко – смерть будет легкой, либо наоборот.

Дата смерти людей также не является случайной, как собственно и дата его появления на свет. Первыми на это обращают внимание статисты, которые акцентируют внимание на том факте, что у людей очень часто совпадают даты рождения с датой кончины. А случалось ли Вам наблюдать ситуации, когда дата ухода из жизни одного близкого совпадает с рождением ребенка в этой же семье? Подобная «передача» не является случайной. Более того, она не может остаться без внимания.

Несколько слов о клинической смерти

Учёные, а также мудрецы не смогли окончательно понять, что же представляет собой смерть, и какие процессы осуществляются с её наступлением. Что касательно клинической смерти, то этот этап практически остался без существенного внимания специалистов. Люди «погружаются» в кому, наблюдается остановка дыхательных процессов, а также функционирования сердца, но в какой-то момент, неожиданно для родных, и даже для самого себя, бездействующий пациент, отключившийся от жизни, приходит в себя, после чего рассказывает невероятные истории.

Сравнительно недавно этот мир покинула Н. Бехтерева, которая часто принимала участие в спорах о клинической смерти. Андрей Гнездилов делился с ней информацией, которую получал из практики, а она утверждала, что более нелепой ерунды не слышала. По её версии особенность клинической смерти напрямую связана с происходящими в мозгу изменениями. Но в один день Наталье был приведен яркий пример, поразивший её настолько, что она часто рассказывала его и использовала.

Случай этот произошел в практике А. Гнездилова, который имел 10-ти летний опыт работы в Институте онкологии. Здесь он занимал должность психотерапевта, и однажды должен был осмотреть молодую пациентку. При осуществлении хирургического вмешательства у нее наблюдалась остановка сердца, которое не могли «запустить» на протяжении длительного времени. Когда она пришла в себя, ей необходим был осмотр психотерапевта, чтобы получить уверенность в нормальном психическом состоянии, которое вполне могло измениться, в связи с продолжительным кислородным голоданием мозга.

Войдя в реанимацию, психотерапевт увидел, что пациентка только начинает приходить в чувство. На вопрос о том, можно ли с ней побеседовать, молодая женщина согласилась, попросив извинение за то, что её остановка сердца доставила множество хлопот. Она невзначай произнесла фразу: «Я видела насколько большим стрессом была эта ситуация для врачей». Психотерапевт сразу решил уточнить информацию, спросив, как ей удалось увидеть это, пребывая в глубоком наркотическом сне, а также при остановке сердца. Пациентка, не задумываясь, ответила, что готова рассказать намного больше, но она должна быть уверена в том, что её не отправят в психиатрическую лечебницу. После того как она получила обещание доктора, она поведала невероятную историю.

Погрузившись в наркотическую спячку, молодая женщина ощутила незначительный мягкий удар в зоне стоп, который вынудил что-то развернуться внутри нее. Было чувство выворачиваемого болта, словно душа вышла наружу, причем она попала в особое туманное пространство.

Присмотревшись более внимательно, женщина смогла рассмотреть, как целая группа докторов склонилась над телом. В тот момент промелькнула мысль: «Очень знакомое лицо у женщины на операционном столе». После этого наступило понимание того, что это она и есть. Буквально сразу же «прогремел» голос: «Срочно останавливайте операцию, сердце прекратило функционирование, его следует запускать».

В этот момент женщина подумала, что скончалась, и с ужасом осознала, что не простилась с любимой мамой, а также маленькой дочкой. Невероятная тревога о своих близких, сильным толчком ударила в спину, благодаря чему женщина словно покинула операционную и оказалась в собственном жилье.

Здесь она наблюдала за игрой своего пятилетнего ребенка, за действиями мамы, которая занималась шитьем, и бабушки. Внезапно послышался стук, это пришла соседка Лидия. Она принесла платьице в мелкий горошек, и попросила девочку примерять его.

Машенька моментально бросила свои игрушки, и ринулась к соседке, задев рукой скатерть. Со стола упала фарфоровая чашка вместе с ложечкой. Это старинное изделие разбилось, и девочка начала плакать, под ругань бабушки. Но соседка напомнила, что посуда разбивается только к счастью.

Все взрослые начали успокаивать маленькую девочку, а она, подняв заплаканное личико, посмотрела прямо на маму, но какой-либо реакции не появилось. Потом молодая пациентка онкологической клиники попыталась погладить своего ребенка по голове, но не испытала ощущения прикосновения. Женщина моментально направилась к зеркалу, но своего отражения в нем не увидела.

Невероятная тревога и ужас позволили пациентке вспомнить о том, что она должна быть на операционном столе, и у нее отказало сердце. Она моментально покинула жилое помещение, в считанные секунды появилась в операционной. Как только она пришла сюда, сразу же услышала фразу: «Сердце запустилось, продолжаем делать операцию, но помним, что очень важна скорость, поскольку сердце может вновь отказать».

Психотерапевт, выслушав пациентку, предложил привести родных в больницу, на что женщина согласилась. Прибыв по указанному адресу, он позвонил в дверь, и на пороге появилась бабушка, пригласившая его войти. Доктор рассказал обо всех деталях операции, после чего решил уточнить: «Подскажите, Вас не навещала соседка Лидия в 10:30?». На этот вопрос получил ошеломляющий ответ: «Да, она была здесь, Вы знакомы?». Потом врач задал вопрос о платье, которое Лидия приносила, и бабушка опять подтвердила информацию. На этом расспросы не окончились, и каждая мелочь, каждая детали подтверждались.

Данная история оказала на Бехтереву невероятное влияние. После этого она лично столкнулась с подобной ситуацией. Однажды ей пришлось потерять сразу и мужа и пасынка. Дело в том, что они решили свести счеты с жизнью. В тот момент женщина пережила невероятный стресс, и, зайдя в комнату, «наткнулась» взглядом на мужа, который что-то говорил ей.

Наталья Бехтерева замечательный специалист-психиатр, сослала такое видение на галлюцинации, и перешла в другое помещение, попросив родственницу пройти в ту комнату, где был «странный гость». Та, не задумываясь, направилась в комнату и с ужасом вскрикнула, что в ней находится муж Натальи. После этого Бехтерева выполнила просьбу мужа, и полностью убедилась в том, что подобные ситуации действительно существуют.

Наталья подчеркивала: «Сложно найти специалиста, который бы знал мозг лучше, чем я (Бехтерева занимала должность директора и-та мозга в Санкт-Петербурге). У меня появилось чувство, что передо мной выросла огромная стена, за которой звучат голоса, и я уверена, что там находится необычный чудесный мир, но я не в состоянии рассказать всем, что мне известно. Это связано с тем, что с научной точки зрения подобное обосновать невозможно, и каждый должен получить тот опыт, который есть у меня».

Однажды Андрей Гнездилов посетил умирающую пациентку, сев возле нее. Он поставил небольшую музыкальную шкатулку, из которой лились трогательные звуки, после чего специалист задал ей вопрос: «Вам не мешает музыка, может выключить?». Пациентка попросила не трогать играющую шкатулку, и вдруг она перестала дышать. Близкие умирающей в панике бросились к врачу, умоляя что-то предпринять. Гнездилов в отчаянии вколол ей адреналин, после чего женщина пришла в себя, поинтересовавшись у специалиста: «Что произошло?». Он ответил коротко: «Клиническая смерть», на что пациентка, улыбаясь, произнесла: «Нет, это была жизнь».

Как можно описать это состояние, которое наблюдается при клинической смерти, когда мозг переходит «в особый режим»? Если учесть что смерть, является смертью, которая фиксируется при наблюдении остановки дыхания, сердца, а также отключении мозга, который прекращает посылать, а также воспринимать любую информацию, то с чем её можно сравнить?

Говорит ли это о том, что мозг является лишь передатчиком, а в людях существует что-то более мощное, глубокое? В этих случаях вспоминается понятие «душа», которое практически удалено другим понятием «психика». То есть психика есть, а сама душа отсутствует.

Какую смерть Вы бы выбрали для себя?

Этот вопрос наверняка задавали многие из нас, интересуясь ответом друзей, знакомых и близких. Ответы на такой вопрос могут быть самыми различными, но каждый строит модель смерти.

Те люди, у которых наблюдается шизоидная разновидность характера (на подобии литературного героя Дон Кихота) очень странно описывали свои пожелания: «Хочу уйти из жизни так, чтобы ни один живой человек не смог увидеть моего тела».

Что касательно эпилептоидного типа личностей, то они не представляют, как можно лежать, и спокойно ждать своей кончины. Они имеют желание принимать в какой-то степени участие в процессе собственной смерти.

Циклоидная категория желала бы умирать, находясь в окружении своих близких людей. А вот психастеники, которые отличаются тревожно-мнительным поведением, очень обеспокоены своим внешним видом, который обретут сразу после кончины.

Истероидный тип людей имел желание уйти из жизни на закате, либо на восходе солнца, где- нибудь на побережье или в горах.

Андрей Гнездилов тщательно взвесил все эти пожелания, после чего ему вспомнилось высказывание одного из монахов, который обозначил, что ему совершенно не важно, что будет находиться в его окружении. Главное, чтобы смерть наступила в период молитвы, когда он будет благодарить Создателя за то, что он даровал жизнь, и позволил видеть великолепие и силу окружающего творения.

Наверняка не каждому известно интересное высказывание Гераклита Эфесского, суть которого заключается в том, что люди в смертную ночь самостоятельно зажигают свет. И не мертв человек, прикрывший глаза, он продолжает жить. Это примерное высказывание, которое имеет глубокое продолжение, и над которым можно размышлять на протяжении всей жизни.

Находясь в частом контакте с больными, А. Гнездилов, периодически просил пациентов, чтобы они сделали попытку дать хоть какую-то информацию после смерти о том, существует ли загробная жизнь или нет. Как ни странно, но ему удавалось получать ответы.

Однажды специалист обратился с упомянутой просьбой к женщине. Она скончалась, и Андрей забыл о своеобразной договоренности. Но в один день (случилось это на даче), психотерапевт проснулся от зажженного света в комнате. Подумав, что забыл погасить осветительный прибор, приподнялся, и увидел рядом с собой ту самую пациентку. Обрадовавшись, он начал говорить с ней, интересоваться здоровьем, но проснувшись окончательно, вспомнил, она мертва.

Первая мелькнувшая мысль – это все приснилось, поэтому нужно отвернуться, и сделать попытки уснуть опять. По истечению определенного времени доктор опять поднял голову, свет горел, как и прежде, а женщина сидела в той же позе и смотрела в упор на врача. Он хотел произнести слова, но не смог. Ужас буквально парализовал его. Он полностью осознал, что перед ним находится умерший человек, который впоследствии улыбнулся и произнес: «Это я, и Вы не спите».

Важную роль играет не количество прожитых дней, а качественная сторона. Что может дать качество жизни? Ответ очевиден – возможность наслаждаться существованием без боли, производить контроль над своим сознанием, находиться в окружении любящих и близких людей.

По какой причине контакт с родственниками играет большое значение? Это объясняется тем, что младшее поколение в большей степени повторяет жизненный сценарий своих родственников, а также родителей. В некоторых случаях подобные повторения максимально точные, что очень удивительно. Повторение жизненного сюжета нередко заканчивается и повторением кончины.

Во время ухода из жизни крайне важно получить благословение близких, а также благословение умирающих родителей, которое поможет детям избежать опасных ситуаций, спасти их от чего-то. Подобная идея очень часто «мелькает» в сказках. Достаточно вспомнить одну из них: умирающий отец собрал возле себя троих сыновей и попросил приходить к нему на кладбище три дня. Старшие проигнорировали его просьбу по каким-то причинам, а самый младший старательно выполнял указание, и по истечению срока умерший отец открыл ему заветную тайну.

Очень часто, умирающие люди думают, и даже сильно желают, чтобы все беды и горести, проблемы со здоровьем и другие сложности, ушли вместе с ними в могилу. Более того, мелькает мысль о готовности расплатиться по всем счетам, лишь бы семью не преследовали проблемы. Поставив подобную задачу перед собой, человек осмысленно покидает жизнь, и неважно это был аффективный уход, либо рациональный.

Является тем местом, где можно прожить качественную жизнь. Здесь не обещают легкую кончину, но гарантируют качественную жизнь. Данное место представляет собой «островок» где можно осмысленно завершить собственную жизнь, в сопровождении близких людей.

Покидая этот мир, люди не просто лишаются воздуха, который выходит словно из резинового шара. Они как будто шагают в неизвестность, разрешая себе сделать подобный шаг. Но не менее важно получить такое разрешение от своих близких людей, а также ряда других. Получить позволение от себя – это наиболее тяжелый шаг.

Христос, находясь в Гефсиманском саду перед молитвой и предстоящими страданиями, обратился к ученикам с просьбой: «Не покидайте меня, будьте рядом, не спите». Трижды он получал обещание от учеников быть рядом, и каждый раз они засыпали, не предоставляя нужной поддержки. Хоспис является тем местом, где каждый человек может рассчитывать, что с ним всегда будут рядом.

В статье использованы материалы pravmir.ru