Преподобный дионисий радонежский. Дионисий

Святые покровители носящих имя Денис

Священномученик Дионисий Агреопагит
День памяти святого Дионисия Ареопагита празднуется дважды – 3/16 октября и 4/17 января – день 70 апостолов, которые были призваны на служение вслед за первыми двенадцатью.
Священномученик Дионисий Ареопагит крестился от апостола Павла, следовал за ним три года, а после возвратился в Афины для трудов в сане афинского епископа. Мученическую гибель принял в Галлии, куда отправился с проповедью. Причислен к лику апостолов в числе 70. Кроме подвига мученика, святой Дионисий Ареопагит прославлен тем, что составил самое раннее творение о Божественном откровении – «Ареопагитики». Дионисию Ареопагиту молятся о спасении души, о радости духовного озарения.
Дионисий Александрийский, епископ, исповедник

Дионисий Валаамский, преподобномученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 20 февраля/5 марта.

В 19 веке на Валааме в красивом месте под названием Пустыня отца игумена Назария одному иноку было видение. Он шел по полю, направляясь к обители. Был теплый солнечный день, кругом царила тишина. Вдруг покой нарушило чье-то пение. Из леса вышли люди, они двигались в два ряда и пели погребальную песню. У каждого руки были сложены на груди, неподвижный взгляд был печален и светел. Инок увидел, что одежда их испачкана кровью. Он замер и не мог пошевелиться, пока видение не растворилось в воздухе. Тогда понял инок, что видел 34 мучеников, убитых на Валааме, во время нападения шведов.

Среди них был святой Дионисий Валаамский. 20 февраля 1578 года шведы вторглись на остров и, преследуя православных христиан, напали на монастырь. Дионисий Валаамский был послушником. Молодой человек еще только готовился стать монахом. Вместе с остальными 15 послушниками и 18 старцами, он принял мученическую смерть от врагов. С тех пор каждый год в Валаамской обители ежегодно совершается Божественная Литургия о их «вечном покое».

Дионисий Ватопедский, преподобномученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 31 июля/13 августа.

Имя. прмч. Дионисия внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года. Прославление совершено Константинопольским Патриархатом. Святой жил в XIX веке.

Дионисий Византийский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 3/16 июня.

Отрок Дионисий пострадал за отказ от языческой веры и принятие Святого Крещения при императоре Аврелиане в III веке. Был предан жесточайшим мучениям и казнен.

Дионисий Глушицкий, игумен
Святой Дионисий известен нам, прежде всего, как иконописец. Одну из его работ можно увидеть в Третьяковской галерее - это икона-портрет Кирилла Белозерского.

При крещении его назвали Дмитрием, родился он в 1362 году в районе Вологды. Через двадцать пять лет он принял монашеский постриг с именем Дионисий. Он трудился в разных монастырях, восстанавливая запустение обители и строя новые. Дионисий основал Покровский монастырь на реке Глушице, храм которого был украшен иконами его письма, и Сосновецкую пустынь.

В монастырях при священнике Дионисии соблюдался строгий устав, запрещающий монахам иметь собственность. Дни проходили в трудах, святой писал иконы, занимался резьбой по дереву и ковкой. Он всегда проявлял щедрость к нищим, которые приходили к монастырю. Шли к Дионисию люди и за простым советом и наставлением. Хотя монастырь был мужской, к нему приходили женщины. Для них Дионисий построил храм и основал иноческую женскую обитель.
Всего Дионисием были устроены четыре иноческие обители и две церкви. Умер дионисий в 74 года. По завещанию преподобного, его похоронили рядом с храмом в Сосновке.

Дионисий Ефесский Святой Дионисий Ефесский родился в III веке. Его родители были знатными людьми. Когда сын вырос, он поступил на военную службу к императору Декию. Там он нашел верных друзей: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Ексакустодиана (Константина) и Антонина. Дружбу поддерживало то, что все семеро были христианами. Завистники доложили об их воззрениях императору. Декий допросил молодых людей, и те подтвердили, что верят во Христа. Император лишил их воинских званий, но отпустил, уверенный, что юноши испугаются и одумаются. Но Святой Дионисий с друзьями спрятался в пещере, и стал готовиться к мученической смерти. Там по приказу Дионисия их замуровали. Среди камней кто-то оставил табличку, на которой были написаны имена семерых юношей. Но они не умерли, а уснули. Сон их продолжался 200 лет, пока не был разобран вход в пещеру. Святой Дионисий и его друзья проснулись. Они удивились, что гонения на христиан прекратились. Люди из Ефеса выслушали их рассказ и убедились в его достоверности, когда прочли оставленную когда-то табличку. Поговорив с местными жителями, семь Ефесских отроков снова уснули и были оставлены в пещере.

Дионисий Кесарийский (Палестинский), мученик


Заказать икону


Имя двух мучеников, одновременно пострадавших в Кесарии Палестинской при императоре Диоклетиане примерно в 303 году. За веру во Христа и отказ принести жертву языческим идолам были преданы мучениям и казни.

Дионисий Кесарийский (Палестинский), мученик (другой)


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 15/28 марта.

Дионисий Коринфский, мученик


Заказать икону

Имя двух мучеников, одновременно пострадавших в III веке. Оба святых были учениками святого мученика Кодрата.

Наставления в христианском учении святой Дионисий и другие Коринфские мученики получили от своего учителя - мученика Кодрата. Немного известно о его жизни, а о жизни его учеников и того меньше. Предание рассказывает нам о том, что все детство и юношество мученик Кодрат провел в пустыне. Обучили его грамоте, врачебному искусству и истинам веры христиане, которых он встретил уже взрослым человеком. Кодрат очень любил свое пустынное жительство и большую часть времени проводил в горах, предаваясь молитвам и безмолвию. Только изредка он спускался в ближайший город - Коринф для помощи больным людям, так как достиг больших успехов во врачебном искусстве.

Постепенно о святом мученике узнали многие жители Коринфа и стали приходить к нему в горы послушать проповеди о Спасителе, получить наставления в христианской жизни, многие стали его последователями. В пятидесятые годы III века - годы гонения на христиан, святой мученик Кодрат был предан истязаниям, но страдания не сломили его веру, он твердо проповедовал христианство вплоть до своей смерти.

Пыткам были преданы и его ученики. Кто-то раньше, кто-то позже, но все они пострадали за Христа. Ни один из учеников святого Кодрата не отрекся от христианской веры перед ожидаемыми истязаниями и смертью.

Дионисий Коринфский, мученик (другой)


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 10/23 марта.

Дионисий Лампсакский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 18/31 мая.

Известно, что святой пострадал за Христа в III веке во время гонений на христиан при императоре Декии. Вместе со святыми мучениками Павлом, Андреем и Петром отказался принести жертву языческим идолам. Все они были преданы пыткам и отданы на растерзание толпе язычников.

Дионисий Пергийский (Памфилийский), мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 21 апреля/4 мая.

Святой мученик Дионисий жил во II веке, был воином и исповедовал язычество. Жил в Пергии Памфилийской. Однажды, когда он нес службу на городской стене вместе с другим воином - Сократом, они стали свидетелями чуда и тут же уверовали в Христа. Они видели как дикие лошади, к которым был привязан святой мученик Феодор, замертво упали у городской стены, а юноша Феодор остался жить и к нему с небес спустилась огненная колесница. Воины в голос воскликнули: "Велик Бог христианский!". Их тут же схватили и на следующий день предали мучениям вместе с Феодором, но Господь защитил всех троих от мучений, они остались невредимыми и были преданы казни.

Дионисий Печерский, Щепа, иеромонах, затворник

Дионисий Радонежский, архимандрит


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 12/25 мая.

Святой Дионисий Радонежский родился в 1570 году. Он прожил 63 года, служил архимандритом. Он честно трудился, пережил тюремное заточение, куда попал по оговору. Полностью оправданный, он продолжил богоугодные дела.

Преподобный Дионисий Радонежский прошел путь от постриженика к настоятелю Старицкого Успенского монастыря и до архимандрита Троице-Сергиевой Лавры. Первые годы его службы выпали на трудные годы: шло Смутное время и война с польско-литовскими захватчиками. Заботами Святого Дионисия строились больницы и дома, где оказывали помощь всем раненым и обездоленным.

В 1616 году Святой Дионисий приступил к важнейшему делу своей жизни. Он начал работу по исправлению печатного требника. Он обнаружил в нем грубые ошибки, но те люди, которые их допустили, обвинили Преподобного в еретичестве. Так Святой Дионисий Радонежский попал в заточение, где его хотели погубить, лишив пищи. К счастью, из польского плена вернулся патриарх Филарет, который освободил узника и вернул ему сан.

Святой Дионисий Радонежский до последнего своего дня продолжал работу по исправлению богослужебных книг. Похоронен преподобный в Троице-Сергиевой Лавре.

Дионисий Суздальский, архиепископ
Дионисий Требийский, мученик
День памяти установлен Православной Церковью 6/19 мая.

Святой мученик Дионисий Фракийский жил в IV веке и служил в войске императора Юлиана Отступника и поклонялся языческим богам. Во время пыток святого Варвара стал свидетелем чуда исцеления смертельных ран на теле мученика. Вместе со своим военачальником Вакхом и сослуживцем Каллимахом открыто исповедовал истинного Бога. Все трое были казнены на месте.

Преподобный Дионисий Радонежский , в миру Давид Зобниновский, родился около 1570 года в городе Ржеве. Постриженик, а затем настоятель Старицкого Успенского монастыря, во время событий Смутного времени был ближайшим помощником , Патриарха Московского. С 1610 года преподобный Дионисий - архимандрит Троице-Сергиевой Лавры. При нем в монастырских слободах были открыты дома и больницы для страждущих, раненых и оставшихся бездомными во время польско-литовского нашествия. Во время голода по его настоянию братия Лавры питались овсяным хлебом и водою, чтобы сберечь пшеничный и ржаной хлеб для больных. В 1611-1612 годах совместно с келарем Троице-Сергиевой обители иноком Авраамием Палицыным († 1625) он писал окружные послания с призывом присылать ратных людей и денежные средства для освобождения Москвы от поляков, а также к князю Димитрию Пожарскому и ко всем ратным людям с призывом ускорить поход на Москву.

Иноческая школа помогла преподобному Дионисию в самых тяжелых обстоятельствах лихолетья сохранить неугасимым свой внутренний свет заповедей Христовых. Высокая ступень иноческого подвига, достигнутая преподобным через непрестанную молитву, сообщила ему и дар чудотворений. Но он тщательно хранил тайны духовной жизни от людей, которым это знание могло послужить лишь во вред. "Не спрашивайте инока о делах иноческих, - говорил преподобный Дионисий, - потому что для нас, иноков, великая беда - открывать тайны мирянам. Есть писано о том, что делается в тайне, да не увесть шуйца твоя... Нам следует укрываться, чтобы делание наше было неведано, дабы этим диавол не ввел нас во всякое небрежение и в леность". О глубоких внутренних испытаниях и постигнутых им тайнах Богопознания можно судить только по тем делам, которые проявлялись, когда обстоятельства принуждали преподобного Дионисия к активной деятельности.

Одним из таких значительных событий было привлечение его к исправлению Богослужебных книг. С 1616 года преподобный Дионисий возглавил работы по исправлению печатного Требника на основе сличения древних славянских рукописей и различных греческих изданий. Во время работы справщики обнаружили существенные расхождения и в других книгах, изданных в период междупатриаршества (1612-1619). Однако ответственные за эти упущения люди обвинили на Соборе 1618 года преподобного Дионисия в еретичестве. Лишенный права священнослужения и отлученный от Церкви, он был заточен в Новоспасский монастырь, где его хотели умертвить голодом. Вмешательство в 1619 году иерусалимского Патриарха Феофана IV (1608-1644) и вернувшегося из польского плена патриарха Филарета (1619-1633) прекратило его заточение, и он был оправдан. Преподобный Дионисий известен строгим соблюдением монастырского устава, личным участием вместе с братией в монастырских работах и устроением обители после осады Лавры. Житие и канон преподобного написаны келарем Троице-Сергиева монастыря Симоном Азарьиным и дополнены священником Иоанном Наседкой, сотрудником преподобного Дионисия в деле исправления Богослужебных книг. Преставился преподобный Дионисий 12 мая 1633 года и погребен в Троице-Сергиевой Лавре.

Иконописный подлинник

Москва. 1950-70.

Прп. Дионисий Радонежский. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. 1950-70-е годы. Ризница Троице - Сергиевой Лавры.

В центре внимания автора находится жизнь и деятельность великого подвижника благочестия преподобного Дионисия Радонежского, а также культурная память о нем, сохраняемая в России и передаваемая потомкам. Для читателей, интересующихся историей и культурой России и Тверской земли.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Преподобный Дионисий Радонежский в русской истории и культуре (Марина Волоскова) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Подвижники благочестия – от преподобного Сергия Радонежского

до преподобного Дионисия Радонежского

§1. Предшественники преподобного Дионисия Радонежского

Великая русская земля всегда славилась подвижниками благочестия, которые оставили значительный след в истории и культуре нашего государства. Это и преподобные Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Трифон Печенгский, святители земли русской Гурий, Герман и Варсонофий, первый патриарх Московский и всея Руси Иов, преподобный Дионисий Радонежский и многие другие. Зная русскую историю, нетрудно заметить, что большинство этих имен связаны с Тверской землей.

А начинался путь духовного подвижничества с преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей, 3 мая 1314 – 25 сентября 1392 г.) считается одним из самых почитаемых святых со времен Древней Руси и до настоящего времени. Он основал несколько монастырей, и в первую очередь Троице-Сергиеву Лавру, в народе именуется «игумен земли Русской»1 .

Сергий Радонежский жил в эпоху, когда Русь находилась под монголо-татарским игом и боролась за свою независимость от Орды. «Сам Сергий никогда не брал в руки меча, но своим словом вдохновлял воинов на победу»2 .

Во время нашествия Мамая на Русь в 1380 г. Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и послал с ним монахов Пересвета и Ослябю. Этим он показал, что Церковь вместе со своим народом сражается на Куликовом поле. Победа над Мамаем на Куликовом поле значительно усилила Московское княжество.

Биограф преподобного Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий подвижник земли Русской родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.

Русская Церковь традиционно считает его днем рождения 3 мая 1314 г. В возрасте 10 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим, Стефаном, и младшим, Петром. В отличие от своих успешных в учебе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учеба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. По заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошел и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, тот поведал ему свое горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «То тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания <…> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «Знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание – отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь»3 . Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».

Около 1328 г. сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. После женитьбы старшего сына Стефана постаревшие родители приняли схиму в Хотьково-Покровский монастырь. После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.

Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха.

Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 г. оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра), и Сергий был ее вторым игуменом (первый – Митрофан) и пресвитером, подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду, пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: вселенский патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввел в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.

Сергий тихими и кроткими словами мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца, очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю Московскому (например, ростовского князя – в 1356 г., нижегородского – в 1365 г., рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на эту битву, тот в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение.

В 1382 г., когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий оставил свой монастырь и отправился защищать князя Михаила Александровича Тверского.

После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 г. скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Кроме Троице-Сергиева монастыря Сергий основал еще несколько монастырей (Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более сорока обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.

Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нес ребенка к святому для исцеления.

Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»4

25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 г., были обретены нетленными его мощи, о чем свидетельствовал Пахомий Логофет; день 18 июля является одним из дней памяти святого.

Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых. Церковный историк Е. Е. Голубинский не дает однозначных сообщений о начале его почитания5 . По его мнению, общецерковное почитание Сергия Радонежского стало одним из действий митрополита Ионы.

В настоящее время мощи преподобного Сергия Радонежского почивают в Троице-Сергиевой лавре.

Наиболее известным источником сведений о нем, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417-1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV века значительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом.

В Тверской епархии во имя преподобного Сергия Радонежского, как нами подсчитано по церковным справочникам, были освящены в храмах 74 престола, построены и освящены храмы в следующих населенных пунктах:

г. Тверь (1780),

пог. Сергиева Пустынь Бежецкого района (1829),

с. Пестово Лесного района (1881),

с. Губино Калязинского района (1793),

г. Кашин (1803),

с. Филиппово Кимрского района (1898),

с. Новые Ельцы Осташковского района (1867),

с. Сергиевское Калининского района (1767)

Кроме того во имя преподобного Сергия Радонежского были освящены часовни в следующих районах Тверской области:

пог. Сергиева Пустынь Бежецкого района (1869),

пог. Сергиева Пустынь Бежецкого района (1881),

пог. Лютницы Бежецкого района,

д. Негачево Рамешковского района (1892),

д. Суслово Весьегонского района (1862),

д. Большая Каменка Сандовского района (1859),

д. Львовское Сандовского района (1891),

д. Находно Вышневолоцкого района,

д. Вязьмиха Вышневолоцкого района,

д. Сергино Удомельского района,

д. Мануйлово Вышневолоцкого района,

д. Глебцево Вышневолоцкого района,

д. Обухово Спировского района,

д. Стариково Конаковского района (1893),

д. Горки Кесовогорского района6 .

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин; 14 ноября 1439/1440 – 9 сентября 1515 г.), выходец из дворянского рода, в 1479 г. в 20 километрах от г. Волоколамска основал Успенский монастырь. Позднее обитель стали называть Иосифо-Волоколамской или Иосифо-Волоцкой. Он первым в семье принял постриг, но позднее перешли в монашество все три его брата и отец. С восьми лет он учился грамоте у старца Арсения в Волоцком Крестовоздвиженском монастыре. Около 1459 г. вместе с товарищем из того же сословия Борисом Кутузовым они решили принять монашество.

Иван Санин сначала направился в Саввин монастырь в г. Твери, но вскоре перешел в г. Боровск в обитель Пафнутия Боровского. В 1477 г., умирая, Пафнутий назначил преемником Иосифа. Назначенный игуменом обители, он пытался ввести строгий общежительный устав, однако встретил сильный отпор со стороны иноков. Тогда Иосиф основал в 1479 г. на родине, во владениях волоцкого князя, в 20 км от г. Волоколамска, Иосифо-Волоколамский монастырь. Монастырь, руководимый Иосифом, отличался особой строгостью поведения. Скончался Иосиф 9 сентября 1515 г.

Иосиф Волоцкий прославился как талантливый церковный писатель. Его перу принадлежит книга «Просветитель» и несколько посланий. Авторитет Иосифа, его писания создали особое духовное течение, из которого вышли выдающиеся миссионеры, публицисты, проповедники, церковные иерархи. Во второй половине XVI в. представителей этого церковного течения стали называть «иосифляне».

В 1579 году Иосиф Волоцкий был канонизирован Русской Православной Церковью в лике преподобных. Мощи и вериги преподобного Иосифа хранятся в соборе Успения Пресвятой Богородицы Иосифо-Волоцкого монастыря. 14 июня 2009 г. рядом с обителью был поставлен бронзовый памятник преподобному Иосифу Волоцкому7 .

Во имя преподобного Иосифа Волоцкого было освящено 6 престолов в храмах Тверского края8 . Кроме того в поселке Сахарово близ Твери, в имении генерал-фельдмаршала И. В. Гурко, в 1902 г. была освящена церковь во имя преподобного Иосифа Волоцкого.

Преподобный Трифон Печенгский (в миру Митрофан; 1495 – 15 декабря 1583 г.) был выходцем из семьи священнослужителя из города Торжка. В 1775 г. новгородский город Торжок стал уездным городом Тверской губернии. С ранних лет Митрофан был «изряден постник, кроток, милостив». Услышав однажды голос, повелевавший ему идти «в землю пустынную, жаждущую, где никто еще не ходил», Митрофан отравляется с проповедью Христа к язычникам-лопарям, о жизни которых знал из рассказов рыбопромышленников.

Придя на Кольский полуостров, на реку Печенгу, к лопарям, он изучил их язык и обычаи и стал проповедовать им веру Христову. Немало лет ревностно трудился будущий преподобный, терпя лишения, гонения и побои, но даже под страхом смерти не отступил от апостольского служения. Видимо, тогда он и принял постриг с именем Трифон.

Постепенно его мудрым и кротким словом многие язычники обратились ко Христу. В 1532 г. Трифон построил храм и основал при нем монастырь во имя Святой Троицы. Много трудностей перенес Трифон при устройстве обители в дикой стране.

Однажды Трифон, замесив тесто, вышел из своей кельи. В это время туда зашел большой медведь и, опрокинув квашню, стал есть приготовленное тесто. Именем Божиим запретив зверю двигаться и наказав его, подвижник отпустил зверя. С тех пор ни медведи, ни волки не нападали на монастырское стадо оленей.

В другой раз Трифон купил для монастырских нужд в г. Коле ручные жернова. Путь предстоял долгий и утомительный: до Печенгского монастыря было около 150 верст. Всю дорогу святой сам нес жернова, а на просьбу учеников передать им свою ношу, ответил: «Лучше мне повесить себе на шею мельничный камень, чем смущать братию своею праздностью».

Показывая пример смирения, преподобный уклонился от игуменства, поставив настоятелем своего ученика.

В годы неурожая святой с несколькими иноками ходил в Новгородские земли, прося подаяния и отправляя собранное в монастырь. Достигнув старости, Трифон упокоился 15 декабря 1583 г. в возрасте 88 лет9 . В Русской Православной Церкви преподобный Трифон почитается как заступник и помощник путешествующих в морях.

Казанские святители Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин, ок. 1500 – 5 декабря 1563 г.), Герман (в миру Григорий Федорович Садырев-Полев, 1505 – 6 ноября 1567 г.) и Варсонофий Тверской (в миру Иван Васильевич, ок. 1495 – 11 апреля 1576 г.) являются первыми архиереями православной епархии в Казани. Примечательно, что эти три святителя связаны с Тверским краем. Герман родился в Старице, Гурий около года управлял Троицким Селижаровым монастырем, Варсонофий с 1567 до 1570 гг. являлся епископом Тверским и Кашинским.

Будущий святитель Гурий Казанский, в миру Григорий, родился в подмосковном городе Радонеже в семье дворян. Его родители были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова в должности управляющего имением. С молодости Григорий был благочестивым, добрым, смиренным.

В брак вступать он не захотел. Оклеветанный перед князем в преступной связи с его женой, Григорий был заключен в подземелье. Это серьезно подорвало его здоровье, но укрепило и углубило его веру. В темнице узник писал небольшие книги для обучения детей грамоте. Деньги за вырученные азбуки он раздавал нищим.

Выйдя из темницы, Григорий принял постриг с именем Гурий в Иосифо-Волоколамском монастыре. В 1543 г. он был избран иноками игуменом этой обители и управлял ею около девяти лет, а затем оставил игуменство и жил два года простым иноком. Перед епископством Гурий один год управлял Троицким Селижаровым монастырем в Тверской епархии.

На Казанскую кафедру он был избран по жребию и 3 февраля 1555 г. рукоположен во архиепископа новой Казанской епархии. Поддерживаемый епископом Варсонофием, Гурий много содействовал миссионерской деятельности. За восемь лет его святительства было устроено четыре монастыря, выстроен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей.

В 1561 году архиепископ Гурий тяжело заболел. По праздникам его приносили в церковь, и он здесь сидел или лежал, не имея сил ни ходить, ни стоять. Незадолго до смерти принял от епископа Варсонофия великую схиму. Скончался 5 декабря 1563 года и был погребен в Спасо-Преображенском монастыре10 .

Будущий святитель Герман, в миру Григорий родился в городе Старице Тверского края. Происходил из дворян. В юности Григорий принял постриг с именем Герман в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия. В монастыре икнок Герман занимался книгописанием, был знаком с Максимом Греком.

В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом. По их просьбе Герман принял от Тверского епископа, Акакия, рукоположение в священство и был возведён в сан архимандрита.

Вступив в управление монастырём, архимандрит Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве, как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав преподобного Иосифа Волоцкого.

Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову, впоследствии первому Патриарху Московскому и всея Руси. Любовь к уединённым подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где архимнадрит Герман спасался как простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матвей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, архимандрит Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 года. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.

В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря Гурия. Ему было поручено устроить Успенскую обитель в городе Свияжске. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске по указанию архиепископа Гурия был назначен Герман. Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские келлии. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной кельи под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки. Вскоре монастырь его прославился широкой благотворительностью и стал центром просвещения Казанского края.

12 марта 1564 года, по преставлении архиепископа Гурия, Герман был посвящен во епископа Казанского. Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края.

В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на Московскую митрополичью кафедру. Архиепископ Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и тот должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита.

В это время, беседуя с Иоанном Грозным наедине, он хотел испытать его сердце: начал говорить с ним, как должно первосвятителю, о грехах и христианском покаянии, тихо, скромно, однако ж с некоторою силою. Упомянул о смерти, о страшном суде, о вечной муке злым. Иоанн задумался, вышел от него с лицем мрачным, пересказал любимцам своим речи архиепископа и спрашивал, что они думают? Алексей Басманов ответствовал: «Думаем, государь, что Герман желает быть вторым Сильверстом: ужасает твое воображение и лицемерит, в надежде овладеть тобою, но спаси нас и себя от такого архипастыря». – «Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу», – передал царь архиепископу через своих любимцев и приказал изгнать святителя Германа с митрополичьего двора и держать в Москве под надзором. Митрополитом же Московским был избран Филипп (Колычев).

Около двух лет архиепископ пробыл в опале. Он один поднял искренний голос за святителя Филиппа, когда царь требовал его осуждения. 6 ноября 1567 года скончался. Его похоронили в церкви во имя Николы Гостунского11 .

Будущий святитель Варсонофий Тверской, в миру Иван родился в г. Серпухов в семье священника. В 1512 году был захвачен в плен крымскими татарами и продан в рабство. Через три года был выкуплен отцом, за время жизни в Крыму изучил татарский язык. Освободившись, по обету, пришёл в Андроников монастырь в Москве и принял монашеский постриг с именем Варсонофий. В монастыре Варсонофий прославился своей добродетельной жизнью и в 1544 году митрополитом Макарием был назначен игуменом Никольского Песношского монастыря. В 1553 году монастырь посетил царь Иван IV и обратил внимание на талантливого игумена, знающего татарский язык. В 1555 году была образована Казанская епархия и по указанию царя Варсонофия возвели в сан архимандрита и вместе с Гурием и Германом направили на обустройство новой епархии.

В Казани в 1557 году был основан Спасо-Преображенский монастырь и Варсонофий освятил в нём первый храм – каменную церковь во имя святителя Николы Чудотворца, а позднее и Преображенский собор монастыря. К 1565 году число насельников монастыря достигло 100 человек. Варсонофий, зная татарский язык и обычаи этого народа, вёл миссионерскую деятельность. Он тайно носил вериги и почитался как способный врачевать телесные недуги, чем привлекал к себе много местных жителей, которые после его проповеди принимали христианство. В 1563 году скончался первый казанский архиерей Гурий, его отпевание совершил Варсонофий, а новым епископом был избран Герман.

В 1567 году после смерти тверского епископа Акакия Варсонофий в Москве был рукоположен митрополитом Филиппом во епископа Тверского и Кашинского. В период своего архиерейства Варсонофий продолжал жизнь аскета, по ночам молился, шил клобуки. В 1570 году вернулся в Казань и поселился на покое в Спасо-Преображенском монастыре Скончался 11 апреля 1576 года и был погребён архиепископом Тихоном рядом с архиепископом Гурием у алтаря Преображенского собора монастыря12 .

Святители Гурий и Варсонофий были канонизированы по указу первого русского патриарха Иова. Их первое жизнеописание составил патриарх Гермоген. С 1630 г. мощи святителя Гурия находятся в кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в г. Казань.

Мощи святителя Германа были обретены в 1595 г.. находились в Свияжском Богородицком монастыре. В 1923 г. рака с мощами святителя Германа была вскрыта, а после закрытия обители в 1925 г. мощи исчезли. В 2000 г. была обретена частица мощей святителя Германа, которая в ковчеге была сокрыта под престолом кладбищенского храма Ярославских Чудотворцев, куда была перенесена в 1929 г. из упраздненного Иоанно-Предтеченского монастыря. Ее разделили на две части для Свияжского и Иоанно-Предтеченского монастырей.

Мощи святителя Варсонофия до 1918 г. находились в Преображенском соборе в г. Казань, а затем были перенесены в Казанский Богородицкий монастырь, который был закрыт в 1929 г. С этого времени нахождение мощей святителя Варсонофия неизвестно. В Национальном музее Республики Татарстан сохранились детали его раки.

Святитель Иов (в миру Иван, ок. 1525 – 29 июня 1607 г.), первый патриарх Московский и всея Руси. На период его патриаршества выпало Смутное время. После смерти Бориса Годунова и победы Лжедмитрия I патриарх Иов был арестован во время богослужения в Успенском соборе Кремля и отправлен в изгнание в Свято-Успенский мужской монастырь в родной для него г. Старица, где и умер в 1607 г.

Конец ознакомительного фрагмента.

Он родился в городе Ржеве и был современником первого русского патриарха Иова. Мальчик рано остался сиротой и получил образование в монастыре, после чего принял постриг. Вскоре его назначили настоятелем Старицкого Успенского монастыря. Сюда же был сослан самозванцем Святитель Иова. Он был встречен здесь преподобным Дионисием, так как подобает святительскому сану.

В 1610 году архимандрит Дионисий был избран настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. В то время в стране царила смута. Лавра находилась в осаде. Преподобным Дионисием была организована оборона монастыря. Он стал соавтором воззвания к русскому народу, которое всколыхнуло освободительное движение.

Преподобный занимался и исправлением богослужебных книг. Но враги обвинили святого Дионисия в искажении переводов. После клеветы его арестовали и подвергли пыткам. Все издевательства святой переносил со смирением. Пересмотреть приговор для преподобного Дионисия стало возможным только после возвращения из плена патриарха Филарета. Святого полностью оправдали. В 1633 году он мирно отошел ко Господу.

Олег СЕЛЕДЦОВ

К 450-летию со дня рождения и
410-летию поставления
архимандритом
Свято-Троице-Сергиевой лавры

Сегодня я хочу рассказать о замечательном русском святом, к сожалению, незаслуженно забытом у нас. Это духовный наследник отца нашего, преподобного Сергия Радонежского, чудотворца. Они жили в разные эпохи. Один через двести лет после другого, но оба сыграли выдающуюся роль в деле спасения России, в деле собирания русских земель. Мой рассказ об одном из настоятелей лавры, преподобном Дионисии Радонежском.
Когда вы приедете в лавру, то увидите, что сердцем монастыря является древний златоглавый Троицкий собор. Он невысок и, пожалуй, тесен для огромного нескончаемого потока богомольцев. Рядом с ним стоят высокий и просторный собор Успения Пресвятой Богородицы и высоченная, в стиле барокко свеча-колокольня. А уж сколько паломников может вместить трапезный храм! И всё же Троицкий собор – главная святыня лавры, а может, и всей России. Здесь в серебряной раке покоятся мощи игумена земли русской – преподобного Сергия. У южной стены собора был в своё время достроен придел над местом погребения второго настоятеля обители преподобного Никона. И почти одновременно к этому приделу была пристроена так называемая Серапионова палатка, где почивают мощи святых, бывших в разное время настоятелями лавры: святителей Серапиона, Иоасафа и преподобного Дионисия.
Кто же такой этот Дионисий? Чем заслужил он честь быть упокоенным подле великого Сергия?
Родился он во Ржеве. От рождения был боголюбив, почитал родителей и по их настоянию женился. Но брак этот был недолог. Жена скончалась, и после её смерти Дионисий смог осуществить свою давнюю мечту – стать монахом. Он принял постриг и поступил в число братии монастыря в Старице, где вскоре стал настоятелем.
В разгар знаменитой русской Смуты его возвели в сан архимандрита, и патриарх Гермоген лично вызвал нового архимандрита в Москву. Дионисий был рассудителен и красноречив. С ним советовался не только патриарх, но и царь Василий Шуйский.
Едва Троице-Сергиева лавра пережила великую шестнадцатимесячную осаду польско-литовских войск, Дионисий стал здесь настоятелем. Именно в Троицком монастыре проявилась выдающаяся роль этого Божьего угодника в судьбах России.
Судите сами, с именем Дионисия связано окончание Смуты. Мало кто, к сожалению, помнит об этом. Москва в начале его настоятельства в лавре терпела разорение от завоевателей-поляков и от всякого рода разбойников, в изобилии расплодившихся на несчастной нашей земле. По дорогам тут и там скитались раненые, голодные и разорённые люди. Плач великий стоял на Руси. Множество увечных и убогих валялось в окрестных рощах монастыря и умирало. Кто же имел хоть каплю сил, стремился найти приют в великой обители, которую не смогли захватить вооружённые до зубов иноземцы и их приспешники из числа своих доморощенных злодеев.
Дионисий же, помня заветы преподобного Сергия, обратил монастырь в огромный странноприимный дом, а также больницу. «Дом святой Троицы не запустел, – говорил он со слезами, – если станем молиться Богу, чтобы дал нам разум».
Началась кипучая работа: монахи и трудники строили дома и избы, лечили больных, а умирающим давали последнее молитвенное утешение. И это в Смуту. Когда даже в Москве никто не помышлял о строительстве больниц и возведении нового жилья. Кстати, сразу после смерти Дионисия, по его завещанию, в лавре были возведены больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких – первая российская общедоступная больница. Первая!
Монахи и трудники ездили по окрестностям, подбирали раненых и умирающих. Женщины неустанно стирали и шили бельё живым и саваны покойникам.

Осада Троице-Сергиевой
лавры поляками во время
Смуты (1609 г.)

Архимандрит Дионисий и его верный помощник келарь Авраамий Палицын первыми начали великое дело спасения Отечества от смуты. Да-да, именно они, а не Минин с Пожарским. Дионисий с Авраамием уговорили двести человек стрельцов и пятьдесят монастырских слуг идти на избавление Москвы. Этот маленький отряд, конечно, ничего не значил в сравнении с силами поляков, но он явился началом того великого ополчения, которое собралось впоследствии со всех концов России по призванию Дионисия.
Обитель сумела наладить хорошие отношения с казаками князя Трубецкого. В это же время в келье Дионисия сидели опытные писцы. Они составляли увещевательные грамоты для городов и сёл, призывая всех, весь люд русский, все народы, для которых Россия стала родным домом, подняться для очищения Родины от литовских и польских захватчиков.


Благословение Минина и Пожарского

Одна из таких грамот и вдохновила на подвиг нижегородского мещанина Козьму Минина-Сухорука, который вместе с князем Дмитрием Михайловичем Пожарским собрал народное ополчение. То самое.
С этого времени Дмитрий Пожарский находился в постоянной переписке с Дионисием, советовался с ним. Получив сведения, что литовский гетман Ян Ходкевич двинулся на помощь полякам к Москве, осаждённой казаками, Пожарский выступил из Ярославля со всем ополчением. 14 августа русское войско было с честью встречено у стен Троицкого монастыря.
После общего молебна у мощей преподобного Сергия архимандрит Дионисий благословил ратных людей иконой Живоначальной Троицы. Ничего вам это не напоминает? 1380 год. Накануне генерального сражения, в котором поистине решалась судьба России, другой русский князь, другой Дмитрий – Донской – едет в Троицкий монастырь к преподобному Сергию за благословением.
Так устроена святая Русь, таковы законы русской истории: в самые критические часы, когда кажется, что судьба Отечества уже решена, что никто не в состоянии уже вытащить нас из бездны, всегда находится великий молитвенник и печальник, который берёт на себя ответственность стать духовным отцом нашей нации. Таков Сергий, благословляющий Димитрия Донского на битву с непобедимой Ордой. Таков Иосиф Волоцкий, в одиночку победивший ересь, грозившую уничтожить всё русское православное самосознание, русский национальный код. (В эту ересь, как ни прискорбно об этом говорить, впали тогда даже близкие родственники великого князя и высшее русское духовенство.) Таков и Дионисий, рассылающий воззвания к народу и дающий войскам благословение.
Казалось, вся Россия стояла в стенах древнего монастыря, внимая звукам просительного молебна. Нижегородцы, смоляне, дорогобужцы, ярославцы, коломенцы, рязанцы, суздальцы… И казаки здесь, и поморы, и сибиряки. Стоит Русь в ожидании участи своей. Замерла. Молит Спаса всемилостивого изгнать врага и уврачевать смуту. Поёт монастырский хор, диаконы возглашают ектинии. Молится Русь. Рвутся в порыве злого ветра русские стяги. Недобрый ветер. Противный. От Москвы дует. Злая примета.
Печальны воины. Поникли бедовые головушки. Неужели не будет прощена Россия? Неужели отвернулись от нас Бог Господь Иисус Христос, да Пречистая Матерь Его Богородица, да отец наш батюшка Сергий, чудотворец Радонежский? И не одолеть нам проклятого ворога? И гибель пришла Руси-матушке?
Печальны воины, а молебен своим чередом идёт. Настоятель Троицкий архимандрит Дионисий крест наперсный в купель опускает, воду святит. Спокоен архимандрит. Службу ведёт чинно, уверенно.
– С небеси пошли благодать, Жизнодавче, и воду сию освяти… – неспешно поёт хор древним знаменным распевом.
Дионисий берёт кропило и начинает окроплять князя, воевод, стрельцов, ополченцев разных сословий, казаков и люд служилый. И коней верных окропляет, и надёжное, но грозное оружие.
И мир приходит в стены монастыря. Утихла буря, умолк ветер. Заблестели глаза русских воинов, святой верой и доброй надеждой возгорелись. И почудилось тут ратникам, что сам великий Сергий стоит незримо, а и зримо даже, вот только что его видели посреди нашего войска. Лучится улыбкой, благословляет.
Отслужили молебен. Воздали хвалу Богу, Пречистой Его Матери и Сергию святому. Тронулись походом. И тут снова задул ветерок. Не злой – ласковый. Не с Москвы, а от собора, от самой Троицы и Сергия. Тёплый ветер, попутный.

Идут полки. Светло на сердцах. Радуются души. Дионисий же со словами: «Бог да будет с вами, и великий чудотворец Сергий да поможет вам постоять за святую православную веру!» – благословлял каждого проходившего мимо воина.
С великим воодушевлением ополчение двинулось на столицу. Но и теперь не оставил русского войска без духовной помощи Троицкий настоятель. Благословил быть при князе Пожарском верного своего помощника Авра­амия Палицына. Помните, как в своё время благословил быть при князе Донском преподобный Сергий монахов своих, Пересвета и Ослябю? Помните, какую великую роль сыграли два эти инока в битве Куликовской? Так и сейчас. Келарь лаврский промыслом Божиим навеки золотыми буквами вписан в книгу истории российской. Судите сами.
В самый разгар битвы под стенами Китай-города, когда сошлись в одном кровавом хороводе лёгкие сабельки, тяжёлые топоры, острые бердыши да пули ружейные, когда стало где размахнуться, распотешиться бедовому и пьяному русскому рукопашному бою, когда солнце в небесах, устрашившись сечи лютой, за тучу чёрную свой огненно-золотой лик укрывало, когда коршуны, спятившие от густого запаха крови, рвали друг на друге перья в клочья, когда перья эти, упав на землю, мешались, точно капли в Москве-реке, с порубленными перьями польских летучих гусаров, когда лишь ветер успевал иногда утереть мокрые от крови и пота лица смертельно уставших ратников… Тогда донесли вдруг князю Дмитрию страшную весть:
– Измена, княже! Чёрная измена! Казаки отказались идти на штурм, выручать братьев православных.
– Как отказались? Что такое? Измена? Измена!
Вот и всё. Напрасны все труды и все старания. Не будет победы. Не станет Русь свободна. Не прекратится смута. Погибнет русская земля. Церкви Божии в костёлы обратятся. Иконами святыми голубая шляхта будет печи топить. Измена.
Отказались вольные казаченьки в бой идти. Как есть отказались. За просто так. За двойное жалованье – пожалуйста, а задаром не желают свободную казачью кровушку проливать, земли москальские потом угощать.
Бросился тогда к казакам Авраамий, посланник Дионисия, упал перед атаманами на колени.
– Братья! Люди православные! Ради Христа! Ради Богородицы! Ради отца нашего Сергия Радонежского! Вы вставайте да за святую Русь! Вы гоните ворога зла да от стен Кремля. А за то не оставит вас Сергий наш батюшка. Пусть пуста теперь казна монастырская, но даю вам слово, на святом кресте клянусь, на Евангелии, что отдам я вам за ваш ратный труд все сокровища нашей ризницы: все богатые ризы троицкие, дорогие сосуды служебные да иконные облачения, что из серебра да с каменьями. Все сокровища да святыни, все, что не сумели захватить за шестнадцать месяцев ни Литва осадой, ни полячишки. Только встаньте вы силой ратною за святую Русь да за Христа Царя!
Устыдились казаки, призадумались.
– Чего это мы? Али не православными родились мы, братья? Али не крест Христов вместо солнца нам путь кажет в пасмурный день да тёмной ночью? Али не целовали мы святых икон Богородичных, клянясь в верности Богу нашему да Руси – уделу Божьей Матери?
Настало согласие. Казаки вступили в бой, отказавшись принять обещанные Авраамием сокровища. И общими усилиями казаков и ополчения Москва была освобождена от иноземцев.
А уже на третий день в Кремле, в сердце русского православия – соборном храме Успения Богородицы – троицкий настоятель архимандрит Дионисий, как самый уважаемый священник нашей церкви, служил благодарственный молебен.
Шли дни за днями, недели за неделями, год за годом. Дьявол – враг рода человеческого – искал случая, чтобы ополчиться на святого троицкого подвижника. Искал и нашёл. Это было тогда, когда новый царь, избранный всем миром, Михаил Фёдорович, решил исправить богослужебные книги. Дело это было непростое, деликатное. Ревнители старины русской, древнего благочестия за каждую букву в святом писании насмерть стояли. Исправлять книги мог пастырь авторитетнейший. Таким исправителем и стал Дионисий. С усердием приступил преподобный к этому богоугодному делу, взяв за основу славянские древние рукописи и греческие требники.
Полтора года работал Дионисий с помощниками над справой. Вот тут-то и навёл дьявол клевету на Божьего слугу. По клевете этой, по злому доносу взяли Дионисия. С позором, с бесчестием, принародно, пешим, а в иной день на самой негодной лошадёнке, без седла, в цепях, в одном рубище возили по Москве. Народ смеялся над вчерашним своим избавителем, кидал в него грязью и песком. Он всё это терпел с весёлым видом, благодаря позоривших его злых охальников.
Привезут его иногда до обедни, иногда после обедни и поставят скованного тяжёлой цепью на митрополичьем дворе. Стоит он, сердечный, под палящим солнцем или под проливным дождём с утра до вечера. И не давали ему при этом ни куска хлеба, ни чашки воды. А давали вместо этого на трапезе лишь злые пинки да горькие плевки. Он же улыбался и смиренно благодарил.
Состоялся церковный собор, на котором бедного страдальца отлучили от церкви Божией да запретили священствовать. Осудили Дионисия на заточение в Кирилло-Белозерский монастырь, но по причине труднодоступности обители содержали до поры в Новоспасском монастыре столицы. Здесь сорок дней томили страдальца на полатях в дыму, били, морили голодом, заставляли класть ежедневно тысячу поклонов. Он всё сносил безропотно. Ох и радовался же в те дни враг Христов – дьявол, – что столько горя принёс Божьему человеку.
Но Господь поругаем не бывает. На счастье в это время в Москву прибыл Иерусалимский патриарх. Тщательно разобрал он это непростое дело и полностью подтвердил правоту Дионисия в справе книг церковных. И другие восточные патриархи стали на защиту бывшего троицкого настоятеля. После особого суда Дионисий был полностью оправдан.
В Старицком Успенском монастыре, где некогда великий подвижник принял монашеский постриг, в Троицком соборе устроены два придела во имя преподобного Сергия Радонежского и во имя Дионисия Радонежского. Ученик и духовный учитель – два защитника и созидателя Руси, два столпа православия. Они не пересекались в жизни земной, но навеки соединены в Небесном Царствии под сенью Святой Троицы.
Таков мой рассказ. На этом конец и Богу хвала! Аминь.