Проблема государственности в самобытной русской философской мысли. Раздел III

Тема 13. Природа и сущность права

Идеальная сущность права. Право как явление культуры. Проблема соотношения права и исторической реальности. Сопоставление юридического и философского подхода к пониманию сущности права. Право как форма духовной жизни общества и духовности человека.

Право как нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Отличие права от морали и религии. Соотношение закона и правового феномена. Закон как форма конкретизации права.

Право как выражение свободы личности. Существо правовой формы бытия и выражения свободы. Фундаментальное значение свободы для человеческого бытия и роль права в общественной жизни людей. Историческое развитие свободы и права в человеческих отношениях как прогресс равенства людей.

Понятие о корнях права как о совокупности условий его конкретности и действительности. Право как синтез многообразных факторов общественной жизни.

Экономические, исторические, политические, религиозные, нравственные корни права.

Интеллектуальные корни права. В Западной Европе: рационализм, секуляризм, политичность, прагматизм, эмпиризм, формализм, морализм. В России: сочетание рационализма и прагматизма, созерцательность, отвлеченность, чувственность, содержательность, нравственность.

Основные философско-правовые идеи и их историческое развитие. Античная философия права: идеи Платона, Аристотеля, римских юристов. Философско-правовые взгляды в средневековую эпоху: Фома Аквинский и средневековые юристы. Философия права Нового времени: Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье.

Основные идеи немецкой классической философии права, их влияние на современное юридическое мировоззрение. Кантианская и гегелевская философско-правовые системы. Характеристика марксистской философии права: К.Маркс, Ф.Энгельс, К.Каутский, В.И.Ленин и др. Ее достоинства и недостатки. Марксистские традиции в понимании природы права и правовых отношений. Философия права в России, ее общая характеристика (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, Л.И. Петражицкий и др.). Тенденции развития современной отечественной философско-правовой мысли.

Основные концепции философии права в XX в., их общая характеристика: экзистенциалистская философия права, неокантианские концепции философии права, юридический позитивизм, неогегельянские концепции философии права и др. Тенденции к синтезу философско-правовых идей и систем как попытка понимания сущности права.

Тема 14. Основные категории философии права

Общая характеристика категорий права и специфика категориального уровня правосознания. Анализ системообразующих категорий в праве различных обществ, народов. Категории правосознания как выражение диалектики социальной реальности. Совокупность условий существования права и категории философии права. Отражение в категориях права логики правосознания.

Структурно-функциональный анализ права. Содержание и смысл категорий, отражающих своеобразие права в системе социальной жизни людей: право, правоотношение, правомочие, притязание, мера, закон, обязанность, ответственность, норма.

Анализ категорий, определяющих своеобразие западноевропейского правосознания: свобода, справедливость, правовой закон, равенство, гражданское общество, естественное право. Трактовка категория философии права в теориях И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса.

Характеристика категорий, определяющих своеобразие российского правосознания: правда, милость (милосердие), служение, страдание и т.п. Религиозно-нравственные доминанты в российском общественном сознании и идеи свободы, равенства и справедливости. Анализ категорий права в философско-правовых теориях Б. Чичерина, П. Новгородцева, И. Ильина, С. Франка, В. Соловьева.

Раздел III. Прикладные аспекты философского знания

для специальностей 030501.65 «Юриспруденция»,

030505.65 «Правоохранительная деятельность»

Тема 15. Философия российской го-сударственности и права

Возникновение и развитие государственности и права в России. Философский анализ государственно-правовых отношений. Методологические подходы к проблемам государственности.

Социальное государство как сложная организационная и правовая система. Понятие и виды социальных норм в российской государственности. Социальные нормы как общие правила и образцы поведения людей в обществе. Пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Правотворческая деятельность в российском государстве. Право как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой норм. Согласованность, упорядоченность, внутренняя непротиворечивость правовых норм в государстве. Система права и ее составные части: отрасли (конституционное, гражданское и другие отрасли права) и институты (гражданские, купли-продажи, наследования и т.д.). Защита личности как основная задача права: общество создано для человека, а не человек для общества. Защита интересов государства как главная задача права. Защита как человека, так и государства, как общая задача права. Правовое государство и правосознание на современном этапе в Российской Федерации.

Тема 16. Философия гражданск ого общества

Эволюция учения о гражданском обществе. Древняя Греция – источник идей разграничения общества и государства. Философские взгляды на общество Аристотеля, Эпикура (IV-III вв. до. н.э.). Развитие концепции гражданского общества в трудах Н. Макиавелли, Э.Ла Боэси – XVI в.; Т. Гоббса, Дж. Локка – XVII в.; Ж.-Ж Руссо, П.А. Гольбаха – XVIII в.

Положения о взаимодействии общества и государства в работах И. Канта, Г. Гегеля – XIX в. Дальнейшая эволюция взглядов на общество: анархический индивидуализм М. Штирнера, П. Прудона, гражданское общество в теории марксизма XIX в.

Сущность, структура, особенности и противоречия современного гражданского общества. Основные концепции взаимодействия общества и государства. Социализация, индивидуализация – взаимосвязанные процессы развития общества. Институты социализации и их роль. Современные подходы в трактовке «индустриального общества».

Тема 17. Философская культура юриста

Возрастание роли и значения философской культуры юридических кадров в условиях реформирования общества и правовой системы. Философская культура как вид и системообразующий фактор культуры, совокупность основных ценностей и представлений, определяющих смысл и содержание жизнедеятельности общества и личности. Философия и ценностное определение исходных универсалий культуры: польза, истина, добро, красота, справедливость. Справедливость как социально-личностная ценность.

Мировоззренческая культура юриста. Осознание исходных оснований права, его социальной значимости, диалектики форм бытия права, закономерностей развития.

Гносеологическая культура. Понимание особенностей познания правовых явлений, сочетания истинности и справедливости в правовых исследованиях, специфики форм и методов научных исследований в области права.

Аксиологическая культура юриста. Осознание социальной и личностной ценности права, правовых идеалов, необходимости ценностного анализа правовой реальности.

Методологическая культура. Владение философскими и общенаучными подходами, системой специальных методов в решении задач правотворчества и правоприменения, реформирования правовой системы общества.

Личностно-нравственная культура юриста. Осознание роли и специфики проявления этических, морально-нравственных проблем в юридической деятельности. Роль личностных качеств юриста в утверждении принципа справедливости в жизнедеятельности общества. Осознанность философско-нравственной ориентации как характерная черта российской философии права и практической деятельности юристов в истории отечественной юриспруденции.

для специальности 030502.65 «С удебная экспертиза»

Тема 15. Философия техники: природа технического знания

Основатели первых концепций философии техники: Э. Капп, А. Эспинас, Ф. Бон, П.К. Энгельмейер.

Основные этапы формирования техники и технической теории: орудие ручного труда (инструменты), машины (на уровне механизации), автоматы (машины на уровне автоматизации).

Техника в античной культуре. Формирование естественной науки и инженерии в культуре Нового времени. Вопрос о технике в индустриальном обществе. Природа технического знания.

Предмет философии техники. Естественное и искусственное, природа и техника. Философия техники и история техники. Философия техники и социология техники. Философия техники и философия хозяйства.

Тема 16. Коммуникационные и информационные процессы в

правоохранительной деятельности

Коммуникация как социокультурная составляющая общественного взаимодействия людей. Основные подходы к сущности коммуникации: философский, психологический, технологический.

Информация как содержание коммуникации. Теория информации. Адресант и адресат. Информация, сообщение и знание. Принципы существования информации и правила ее распространения.

Коммуникация как процесс. Функции, характеристики и цели коммуникации.

Коммуникация как структура. Простейшая модель коммуникации (Х. Лассуэлл). Коммуникативные барьеры.

Виды коммуникации: вербальная и невербальная. Формы речевой коммуникации: спор, диалог, монолог.

Уровни коммуникации: межличностная, межгрупповая, организационная, массовая. Каналы коммуникации: институциональные и неформальные. Традиционные и современные информационные технологии. Техника и развитие коммуникации: массовая печать, радио, ТВ, Интернет.

Коммуникация в демократической и тоталитарной системе. Манипуляция сознанием. Коммуникативные процессы в современном обществе. Теории информационного общества (Д. Белл, О. Тоффлер). Свойства и характеристики информационного общества.

Правовые коммуникации и их классификация. Субъекты правовых коммуникаций. Коммуникативное взаимодействие субъектов правоотношений. Формы, средства и каналы правовых коммуникаций.

Тема 17. Роль философии в криминологии и значение философской культуры в профилактической деятельности

Философские основы криминологии. Понятие преступности и развитие научных представлений о ней. Социально-биологическая природа преступности. Юридическая сторона преступности. Системный характер преступности. Прогнозирование преступности как объект криминологического исследования: понятие, предмет, цели, задачи и методологические основы. Перспективы преступности в мире и России. Преступность как отражение социальной действительности. Причины преступности. Социальное противоречие как причина преступного поведения. Проблемы контроля преступности. Преступление и наказание. Виновность и наказание как мера преступления и права преступника. Единство репрессивного и конструктивного и уголовно-правовой практике. Ретрибутивизм и консеквенциализм о наказании и его роли в жизни общества. Проблема смертной казни: аргументы «за» и «против». Целесообразность и нравственная обоснованность лишения человека жизни, безнравственность в преступности. Криминологическое обеспечение управленческого воздействия на преступность.

для специальности 090103.65 «Организация и технология защиты

информации»

Тема 15. Философия техники: переосмысление отношения человека к

технике и природе

Наука и техника. Зарождение техногенной цивилизации в Европе, основные предпосылки и этапы ее развития, жизненные смыслы и ценностные ориентиры. Развитие техногенной цивилизации в XX в.

Глобальные кризисы, порождаемые техногенной цивилизацией. Изменение парадигмы отношения человека к природе. Становление ресурсов техногенной цивилизации: сберегательные технологии, разработка экономической техники, поиск альтернативных источников энергии и т.п. Идеи господства человека над природными процессами в истории философии, ее переосмысление и замена ее новыми представлениями о «союзе» общества и природы.

Переосмысление основных составляющих традиционной научно-инженерной деятельности. Возникновение новых объектов научно-инженерной деятельности, представляющих собой саморазвивающиеся системы, характеризующихся синергетическим эффектом. Возникновение сложных системных комплексов в составе человеко-машинных систем, локальных природных экосистем и социокультурной среде.

Тема 16. Техника в контексте глобальных проблем

Инженерная деятельность и ее социальные последствия. Технология и инженерия как конструктивная и деструктивная сила современности.

Условия постановки инженерных задач как оптимальное сочетание удовлетворения потребностей человека (в энергии, механизмах, машинах, сооружениях) и возможностей становления техносферы и инновационных технологий.

Три основные планетарные опасности: разрушение и изменение природы (экологический кризис); изменение и разрушение человека (антропологический кризис) и неконтролируемые изменения социальных инфраструктур (социальный кризис).

Зависимость человека от технических систем обеспечения. Влияние технических новаций на формирование потребностей человека. Влияние технического прогресса на человека и природу. Активное влияние человека на природу. Познавательная, инженерная, производственная деятельность. Изменения характеристик природы. Природа как симбиоз первоприроды и природы, полученный в результате человеческой деятельности.

Тема 17. Философская концепция информационной безопасности

Информационная безопасность и ее место в структуре безопасности государства.

Информационная безопасность как состояние защищенности национальных интересов от внешних и внутренних угроз. Структура информационной безопасности как органическое единство национальных интересов, средств и способов ее достижения.

Личность, общество и государство в информационной сфере как субъекты информационной безопасности. Государство и его структуры как объекты информационной безопасности.

Основные угрозы и опасности информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общества.

Основные задачи и методы обеспечения информационной безопасности в различных сферах общественной жизни.

для специальности 030301.65 «Психология»

Тема 15. Современная теория мышле-ния и сознания

Постановка проблемы сознания в философии. Проблема идеального в истории философской мысли. Сознание и разум в философии Нового времени. Онтологическая проблема сознания в классической философии: дуализм, идеализм, материализм.

Междисциплинарный характер исследования сознания. Онтологическая, гносеологическая, антропологическая, аксиологическая проблематика сознания в философии. Проблема сознания в математических, естественных и гуманитарных науках.

Происхождение сознания. Основные психофизиологические, биологические и социокультурные факторы формирования сознания. Роль труда в процессе возникновения сознания. Становление символической культуры и возникновение сознания. Роль языка в происхождении сознания. Взаимосвязь языка и мышления. Эволюция теоретической и практической рациональности. Сознание и мышление как продукт общественно-исторической деятельности людей.

Психика и сознание. Психика как функция мозга. Структура психики: сознательное, подсознательное и бессознательное. Рациональное и иррациональное в психике. Психика и человеческая деятельность. Психика как форма отражения действительности. Сознание как высшая форма отражения действительности. Сознание как регулятор целенаправленной деятельности человека. Творческая активность сознания. Роль сознания и мышления в социокультурном развитии человечества. Воображение, интуиция, творчество.

Онтологическая проблема сознания в современной философии и науке. Редуктивная и нередуктивная философия сознания. Сознание как субъективная и объективная реальность. Объективная реальность сознания в логическом бихевиоризме, физикализме и функционализме. Компьютерная метафора в философии сознания. Сознание и искусственный интеллект. Субъективная реальность сознания и научная картина мира.

Тема 16. Философия самосознания: роль самосознания в проце ссе

становления личности

Понятие самосознания. Самосознание и рефлексия. Проблема самосознания в истории философской мысли. Концепции самосознания Декарта, Юма, Канта, Фихте, Гегеля. Онтологический, гносеологический, аксиологический аспекты проблемы самосознания. Единство человеческого «Я» в современной философии и науке.

Сознание и самосознание. Развитие самосознания. Самосознание и самопознание. Объективное и субъективное в самосознании. Уровни самосознания. Индивидуальное и общественное самосознание. Философия как форма общественного самосознания. Самосознание и самопознание. Непосредственное и опосредованное знание в самопознании. Роль интуиции и интроспекции в самопознании. Проблема объективности самопознания.

Самосознание и процесс становления личности. Структура самосознания. Метафизическая и моральная личность. Самосознание и самореализация. Человек как личность. Личность и социальная роль. Самосознание и самоуважение. Человеческое достоинство и нравственная рефлексия. Сознание и свобода воли. Индивидуализм и конформизм. Самосознание и ответственность. Выбор и ответственность.

Самосознание и социокультурная идентичность личности. Национальное самосознание. Самосознание и отчуждение. Истинная и ложная самоидентичность личности. Авторитарное и гуманистическое самосознание. Роль философского знания в формировании самосознания.

Тема 17. Философия образования: специализация и профессионализм

как основные установки работника правоохранительных органов

Философия и ее отношение к образованию. Задачи и цели философии образования. Современное общество и современное образование: проблемы соответствия. Позитивные и негативные тенденции в философии образования третьего тысячелетия. Кризис современного образования и поиск путей выхода. Традиционное и новационное в образовании и его осмыслении: формирование новых философско-образовательных парадигм. Гуманизация общества и образования. Российская идея гуманизации образования. Образование в условиях демократизации. Информационное общество и формирование новой педагогической парадигмы. Роль знания и информации в образовании. Обучение и образование. Образование как ценность. Творческое общение как условие взаимного обучения. Методы взаимного обучения. Гуманитаризация, индивидуализация, дифференциация образования и стремление к синтезу.

Ценностно-целевые, системные, процессуальные и результативные ком-поненты философско-образовательного знания. Философско-образовательное обоснование «непрерывного образования», «свободного воспитания», «само-образования». Проблема качества образования. Образовательный стандарт как средство обеспечения качества образования. Педагогические технологии.

Образование как деятельность. Образование как культурное производство. Концептуальные основы системного обеспечения стратегии развития (функциони-рования и реформирования) образования. Комплексные целевые программы и их философско-образовательное обоснование. Основные парадигмы образования. Сциентистская парадигма образования: ориентация на узкую специализацию и профессионализацию. Взаимосвязь уровня образования и профессионализма. Задачи сциентистской парадигмы образования: прочное овладение знаниями, навыками, умениями. Знания и навыки как главный предмет образования и его субстанция. Гуманитарная парадигма образования. Гуманистическая парадигма образования: свобода как смыслообразующий центр и исходная предпосылка педагогики творчества.

для специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Тема 15. Философия хозяйства как стратегическое осмысление

экономической деятельности общества

Цель и задачи философии хозяйства. Место и роль изучения философско-хозяйственной проблематики в подготовке специалистов органов внутренних дел с экономической специализацией.

Предмет и статус философии хозяйства. Социальная философия и философия хозяйства. Философия хозяйства, экономическая теория и политэкономия. Философия хозяйства и философия экономики. Философия хозяйства и философия бизнеса. Философия хозяйства и философия государства и права. Метафизика и философия хозяйства. Структура философско-хозяйственного знания. Онтология, гносеология, методология, антропология, аксиология и праксиология хозяйства.

Сущность хозяйства как философская проблема. Проблема соотношения понятий «хозяйство» и «экономика». Характерные черты философского, экономического и юридического мышления. Материальное и идеальное, рациональное и иррациональное в хозяйстве и хозяйственной жизни человека и общества.

Проблема генезиса философии хозяйства и периодизации ее истории. Общая характеристика основных этапов истории философско-хозяйственной мысли. Основные парадигмы философского осмысления хозяйства и экономической деятельности общества в Античности, Средневековье, Новом и Новейшем времени.

Философия хозяйства и теории модернизации. Особенности философии хозяйства в эпоху Постмодерна. Идеологические, психологические, этические, социальные, институциональные, правовые, культурные, политические, информационно-пропагандистские, экологические компоненты хозяйства и его философии. Философия хозяйства как стратегия будущего. Современная философия хозяйства, глобализация и глобальные проблемы человечества.

Тема 16. Человек в системе хозяйствования

Антропологические проблемы философии хозяйства. Этические проблемы философии хозяйства. Этноэкономические аспекты философии хозяйства. Сфера хозяйства и ноосфера. Хозяйство как культура и хозяйство как цивилизация. Человек, общество, нация, государство и человечество как субъекты и как объекты хозяйственной деятельности. Хозяйство как диалектическое единство необходимости и свободы человека. Экономика как форма бытия человека. Труд, отчуждение человека и эксплуатация человека человеком в процессе хозяйствования как философские проблемы.

«Основной вопрос философии» и философия хозяйства. Идеалистическое и материалистическое понимание человека и хозяйства в философии хозяйства. Мифология и философия хозяйства. Теологические и телеологические проблемы философии хозяйства. Философия хозяйства о высшей цели хозяйствования человека. Религиозное сознание и экономическое сознание человека и социума. Религиозное бытие и экономическое бытие человека и социума. Основные религии человечества и основные хозяйственно-мировоззренческие типы социокультурных систем. Человеческие утопии как предмет философии хозяйства. Эсхатология и философия хозяйства.

История человеческого общества и история философско-хозяйственной мысли. Человек и хозяйство в архаическом обществе. Место человека и его хозяйственной жизни в основных религиозно-философских системах Древнего Востока. Социокультурные основания восточного хозяйствования и западного хозяйствования. Основные парадигмы философского осмысления проблемы человека как субъекта и объекта хозяйства и экономической деятельности общества в Античности, Средневековье, Возрождении и Новом времени. Человек и хозяйство в Новейшее время. Поиски новых форм хозяйствования и нового человека: неоэкономика и неоэкономический человек.

1)С огласно конституции Россия это демократическое государство с республиканской формой правления. Но на практике, конституция 93 года не столько закрепила, сколько провозгласила правовое государство. Тоесть это только программный документ, а не правовой закон. 2)Россия это демократическое государство с республиканской формой правления, но глава государства обладает намного большими полномочиями, что приводит к тому, что многие решения главы государства зависят от компетенции окружающих его лиц.

3) вариант конституции Рф был разработан под сильную власть, что привело к тому, что оппозиция постоянно выступает за внесение изменений в основной закон страны. При этом разные ветви власти систематически нарушают российское законодательство

4) в современной России для формирования правового государства необходимо создать соответствующее правовое пространство и достичь необходимого уровня культуры как населения в целом, так и чиновников в частности.

5) закрепляя федеративное устройство России, конституция вместе с тем породило его ассиметрию.

6) важная роль в становлении современной российской государственности отводится формированию национальной государственной идее необходимой для консалидациии Российского общества. Российские демократы в рамках либеральных реформ в 90 годы 20 века, обещали сделать жизни россиян процветающей и приближенной к мировым стандартам, но результаты реформ оказались в полном противоречии с замыслами.

7)Ряд проблем был обоснован взаимодействием государства и общества, в котором можно выделить правовой и социальный аспекты проблемы: конституция провозгласила права человека и гражданина которые на практике носят декларативный характер.

8) прежняя российская государственность базировалась на принципах... поэтому одной из важных проблем становления российской государственности становиться формирование России социального государства.

9) в России гражданское общество до конца не сформировано, поэтому его действия не носят структурированного характера.

10) проблемой считается отношение государства к природным ресурсам страны. Российское государство вынуждено ориентироваться на традиционный способ выхода из кризиса мобилизационный путь.

Россия в рамках геополитических стратегий часто действует ситуативно, а не стратегически.

РЕФОРМЫ В РОССИИ

Исследователи говорят о том, что судьба реформ это судьба России, судьба ее народа. Для того чтобы определить почему реформы откатывались назад необходимо провести судьбо- анализ тоесть анализ глубинной психологии русского этноса (изучение традиций, нравов, обычаев, архитипов и так далее). Это изучение особенности эмоционального характера, российского менталитета. Судьба народа, страны понимается не только как действие неподвластных, бесконтрольных сил, но и как возможность социума самому творить свою судьбу. Главная причина поражения реформ по мнению множества ученых состоит в нарушении требований закона и ментальной идентичности. Он отражает сущностные связи между менталитетом народа и содержанием реформ политика- реформаторства в целом. Менталитет это многоуровневое понятие включающее в себя нравствственного, духовного сознания ставшим содержанием массовой психики. Менталитет это константы социального характера. Анализ состояния реформируемого российского общества позволяет сделать вывод что наша реформа « ломает народ». Реформы должны сопровождаться соответствующей социальной и психической коррекцией, поэтому нарушение требований закона ментальной идентичности проявляется в том, что вектор свободы, судьбы народа не совпадает с выбираемым вектором реформ. В рамках действия данного закона срабатывает формула бихевиоризма. Социально психологический след имеет особое значение в анализе проводимых реформ. Особое место в менталитете русского человека имеет такая черта как долго терпение. Тревога и страх накапливаются коллективным бессознательным которое сдерживается социальным фильтром или фильтром предпочтения. В контексте закона идентичности необходимо адекватность и согласованность интересов гражданского общества и государства. Следовать закону ментальной идентичности значит учитывать социально психологическое отношение народа к реформам от власти. Судьба России стоит в построении сильной государственности и активного зрелого гражданского общества, с мощными просвещенными органами самоуправления. В судьбе России большое значение имеет характер русского этноса в котором ученые находят совмещения противоположностей. Вектор объективного развития и вектор развития менталитета должны быть максимально близки друг к другу. Таким образом задача просвещенного реформаторства расширить возможности использование закона ментально идентичности с учетом творческих сил самого народа, для чего необходима разработка и решение комплексных задач:


1) российское общество нуждается в общественном идеале, общенациональной идее которой придадут ему духовные силы.

2) Необходим экономический идеал, идеология, как перспективная модель развития экономики России (единство общецивилизационных законов, рыночно экономики и ментальных особенностей России. Необходима связь прошлого, настоящего и будущего как учет традиционных подходов и формирований новой реальности. Необходимая осознанность такой модели самим народом. Так же необходимо мотивирование экономического поведения субъектов рынка.

3) В программе экономического реформирования российского общества должна быть представлена оптимальная система отношений к собственности. Для чего необходимо сделать как можно больше число людей владельцами и совладельцами собственности. Необходимо обеспечить право собственности на владения, на ее хозяйское использование,

4) Для расширения сознательной части реформ требуется взаимосвязь психологического «творчества».

5) Четкая согласованность между политическими реформами, деятельностью правящей элиты и национальным бессознательным.

Основные тенденции развития политического сознания в современной России.

Массовое политическое сознание с 90 годов представляет собой мазаическую картину составленную из элементов Марксистско-ленинской теории, либеральной неолиберальной, нацонал- патриотической идущих рядом друг с другом и претендующих на доминирующую роль.

1) падение доверия к демократическим ценностям и нормам. В процессе реализации реформ демократические процессы утратили поддержку значительной части населения.

2) Снижение доверия к либеральным ценностям и нормам. Основные ценности это частная собственность, свобода, равенство, толерантность находятся на периферии массового сознания.

Для современной России характерен процесс трансформации системы ценностей и политических установок в рамках установления новой идеологии, той самой которая будет является государство образующей.

Особенности массового политического сознания в России

Политическое сознание можно разделить на элитарное и массовое. Основным носителем элитарного сознания выступает политическая элита по средствам различных институтов это знание проецируется на население. Массовое политическое сознание является проекцией элитарного и формируется под воздействием той, или иной политической идеологии. Под массовым сознанием чаще всего понимают некую сумму индивидуальных ценностей полученного в результате исторического развития. Массовое сознание может определяться как совокупность самых разных по своей природе духовных образований неограниченных формами психики, а относящееся к сферам идеологий. Одна из важный особенностей состоит в том, что россиянам предлагается объединить государственность и идеи патриотизма с идеями гражданственности и свободы изучение массового сознания россиян определило ряд идей, которые принимаются большинством населения это идеи самоценности. Свобода, равенство являются основополагающими для политического сознания. Такие политические ценности как справедливость, духовность, толерантность воспринимаются как основные при проявлении духовной самобытности. Сочетание в массовом политическом сознании противоречивых ценностей рождает представление о том, что именно государство может быть в России главным двигателем перемен.

Либеральные тенденции в массовом политическом сознании

В теории либерализма считается, что частная собственность является основанием всех либеральных ценностей. Либерально- демократическая культура требует экономической свободы. Социологические исследования по проблемам либеральных ценностей свидетельствуют о том, что значительная часть населения положительно относиться к либеральным ценностям. Однако данные ценности не позволяют человеку подчинить свои личные интересы государственным интересам. Осознание необходимости либеральных преобразований в России должно проходить через повышение благосостояния народа, обеспечение первоочередных потребностей и безопасность.

Консервативная тенденция

Под консерватизмом понимается политическая идеология выступающая за сохранение существующего общественного порядка. В первую очередь морально - правовых отношений воплощенных в нации, религии, браке и семье. Российский консерватизм, принявши государственно – социалистический характер и тесно слившиеся с великодержавным национализмом представляет собой противоположность западному консерватизму. Российская действительность формировала людей которые считают что их положение зависит от собственных усилий, часто отказываясь от поддержки государства. В политическом сознании консервативно настроенных россиян частная собственность бывает, связывается с эксплуатацией. Сегодня консервативно настроенные избиратели часто отдают свои голоса коммунистам и близким им избирательным объединениям. Так как основными избирателями являются жители сельских районов.

Утопизм массового политического сознания.

Под утопизмом в политическом сознании подразумевают систему знания о желаемом политическом устройстве общества которое может быть достигнуто в данных исторических условиях. Содержательно политические утопии устремлены в будущее функционально они являются критикой современного состояния реальной политической ситуации. Утопизм массового сознания всегда связан с социальными надеждами, что позволяет людям выживать в сложных жизненных ситуациях. Таким образом в сознании всегда содержатся элементы утопичности. В демократическом обществе политические утопии возникают в силу того, что определенные политические проекты нельзя реализовать ни сейчас, ни вообще не при каких условиях. Но утопическое сознание условие демократии может существенно деформировать политику порождая популизм. Российские реформы не давшие желаемых результатов можно считать следствием политического сознания политической элитой. В массовом сознании возрастает значение индивидуалистических ценностей, что свидетельствует об установке жить вопреки насильственным методам. Таким образом основным моментом утопичности массового элетического сознания в современной России является убеждение населения о том, что успеха можно добиться без политической и гражданской активности, без сознательного отношения к процессам реформы.

Особенности менталитета в России

Существуют различные трактовки политического менталитета – это представления и убеждения присущие определенной социальной общности, это совокупность установок которые предполагают активное восприятие окружающее действительности. Это особого рода конструкт коллективного сознания. Политический менталитет связан с опытом, повседневной жизнью и включает в себя представления о политической реалии, ориентации, политические установки, стихийная предрасположенность особым образом реагировать на политическую реальность. Различны социальные общности в России обладают собственным политическим менталитетом, но базируются на представлениях, ценностях, установках значительной части Российского общества. В Российском политическом менталитете доминирует образ политической власти. Народ нестолько поручает власти выполнение, каких либо функций, сколько судьбу. Государственное попечительство рассматривается как благо и обязанность властей перед народом, вместе с тем приводит к пассивному ожиданию. В качестве идеала государственной власти Российский политический менталитет определяет единоличную власть и справедливую. Для российского политического менталитета все еще характерным является культ государственной власти, преклонение перед ней. В российском менталитете государство сопоставляется с большой семьей отсюда понимание общенародного единства как духовного родства. государственная власть в политическом менталитете часто ставиться выше законодательный актов, что формирует неверие в закон в качестве воплощения справедливости и средства борьбы со злом. Для гражданского правосознания характерно признание принципов правового государства на фоне правового нигилизма. Для людей с этатистским правосознанием ярко выражено стремление к патернализму ожидание постоянной помощи от государства в решении всех проблем. Для людей с правовым самосознанием характерна ориентация над собственные силы и спокойное отношение к социальной дифференциации. Особое значение в российском политическом менталитете имеет порядок. Большинство россиян чувствуют себя комфортно только в ситуации определенности где существуют четкие предписания что и как делать. В российском обществе политика всегда определяется нравственными категориями, предписания должны касаться всех сторон жизни человека. Чем больше предписаний тем больше ограничений свободы. Социальный порядок в российском менталитете неразрывно связан с государством задача которого упорядочивание общественных отношений чем больше государство издает разного рода законов и инструкций, постановлений, решений тем детальнее регламентируют они все стороны жизни общества, тем тверже и надежнее кажется русскому народу порядок.

-- [ Страница 1 ] --

На правах рукописи

Богданов Алексей Леонидович

Трансформация российской государственности:

социально-философский анализ

Специальность 09.00.11 – социальная философия

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Работа выполнена на кафедре общегуманитарных дисциплин КФ МГЭИ.

Научный руководитель: доктор философских наук, доцент

Белинская Александра Борисовна

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Лебедев Анатолий Гаврилович

кандидат философских наук, доцент

Тарасевич Анна Мечиславовна

Ведущая организация: Российский новый университет

Защита состоится 2 ноября 2007 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета по философским наукам К.212.263.05 в Тверском государственном университете.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу:

170000, Тверь, ул. Скорбященская, 44а..

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент С.П. Бельчевичен

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность исследования. К началу 2000-х гг. стал остро необходим критический пересмотр политики реформирования российского государства. В этот период наметились крайне негативные процессы. Нерешительность власти, слабость государства привели к провалу экономических и других реформ. Центр и территории, региональные и местные власти соревновались между собой за полномочия; тем временем вследствие возникшего по этой причине беспорядка, произвола, отсутствия эффективного управления произошел фактический перехват государственных функций частными корпорациями, кланами. Они обросли собственными теневыми группами влияния, службами безопасности, использующими незаконные способы получения информации, давления на конкурентов, контрагентов.

Государственные функции и государственные институты принципиально отличаются от предпринимательских тем, что не должны действовать в партикулярных интересах. На государственной службе единственным регулятором деятельности является закон, в противном случае открывается дорога коррупции, которая делает недействительной демократическую форму правления.

К началу 2000-х гг. государственный механизм нуждался в комплексном, согласованном реформировании. Основными направлениями реформ должны были стать реформа исполнительной власти (административная реформа); судебная реформа, укрепление правовой основы деятельности государства; развитие федерализма; военная реформа; развитие местного самоуправления; формирование гражданского общества как надежного партнера государства1.

Осуществление столь обширного плана преобразований требовало основательной теоретической проработки. Однако системный стратегический взгляд на путь трансформации государства, возникающие при этом противоречия, пути построения оптимальной модели демократического и эффективного государственного механизма отсутствует. Реформы осуществляются бессистемно, не резонируют с российским историческим опытом, его уроками.



Отечественный тип государственности, характер его реформирования изучены недостаточно. Вместе с тем тысячелетний опыт российской государственности чрезвычайно богат, поучителен; его всесторонний анализ дает возможность выработки выверенных принципов и адекватных путей модернизации государства, предотвращения кризисов, угрожающих отечественной политической системе.

Степень научной разработанности проблемы. Систематическое научное изучение проблем возникновения и функционирования институтов российской государственности началось в XVIII – начале XIX веков. В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин в своих общих курсах истории излагали и фактический материал об отдельных государственных органах и учреждениях (Боярская дума, земские соборы, приказы)2.

Большой вклад в сбор и систематизацию эмпирии по функционированию государственного механизма России внесли историки государственной школы историографии – Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьев и находившиеся под влиянием этой школы В.О. Ключевский, П.Н. Милюков3.

В советский период основными объектами исторической и философской науки являлась социально-экономическая история, вопросы истории государственности оставались на втором плане. Наиболее успешно развивались исследования по истории государственности в период централизованного государства (труды В.И. Буганова, А.А. Зимина, СМ. Каштанова, Н.Е. Носова, Л.В. Черепнина, С.О. Шмидта)4, по истории отдельных приказов и системы приказов (Н.В. Устюгова, П.А. Садикова, А.А. Зимина, А.В. Чернова, С.О. Шмидта, А.К. Леонтьева и др.)5, местного управления XVI – XVIII вв. (Н.Е. Носова), коллегий (Д.С. Бабурина, Н.И. Павленко), финансов и бюрократии XVIII в. (С.М. Троицкого), местного управления XVIII в. (Ю.В. Готье)6. На рубеже XX и XXI вв. появился ряд интересных исследований по проблематике развития российской государственности, теории государства права, зарубежному опыту функционирования государственного механизма, принадлежащих С.А. Авакьяну, С.С. Алексееву, Г.В. Атаманчуку, А.В. Васильеву, Р.В. Енгибаряну, И.А. Исаеву, В.А. Кряжкову, Б.М. Лазареву, Л.В. Лазареву, Ю.И. Лейбо, В.А. Михайлову, Н.А. Михалевой, А.Ф. Ноздрачеву, В.А. Прокошину, В.Н. Синюкову, В.В. Согрину, Б.А. Страшуну, И.А. Умновой, О.И. Чистякову, В.Е. Чиркину, Т.Я. Хабриевой, Л.М. Энтину, Б.С. Эбзееву.

В отечественной науке создана дифференцированная теория государства, включающая такие фундаментальные вопросы, как правовое государство и его основные характеристики, типы и формы государства, функции и механизм государства. По этой теме представляют интерес труды А.Б. Венгерова, Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, Б.А. Кистяковского, В.В. Лазарева, Г.Н. Манова, Г.Н. Муромцева, Л.И. Петражицкого, Л.А. Тихомирова, Б.Н. Чичерина, Г.Ф. Шершеневича и др7.

Несколькими поколениями российских исследователей обстоятельно разработаны многие конкретно-исторические и правовые аспекты деятельности российского государственного механизма на разных этапах истории8.

Осмысление постсоциалистических реалий составляет объемное направление разработческой деятельности социальных философов, социологов, политологов, экономистов. Об остроте, противоречивости, сложности предметно-тематической сферы свидетельствует характер проводимых исследований, массив публикаций, оценивающий стратегию, тактику российского реформирования. Структурные, генетические, функциональные измерения теории и практики обновления отечества тщательно и небезуспешно обсуждаются специалистами, представителями фундаментальной науки, политиками, управленцами. Различные аспекты вопроса освещались А.П. Бутенко, К.С. Гаджиевым, В.И. Кузищиным, В.И. Коваленко, А. Яновым и др. Значительный интерес также представляют труды М.Вебера, Р.Арона, З.Бжезинского, В.В. Ильина, А.С. Ахиезера и др.

К системному, целостному взгляду на отечественную государственность с позиций современной теории наука обратилась довольно поздно. В современной литературе речь идет в основном о структурно-функциональном измерении государственного механизма.

Теоретико-методологическую основу работы составляет платформа исторической преемственности в развитии государства в России и исторической обусловленности политических явлений и тенденций в институциональной динамике.

Важное значение для раскрытия темы имеет системный подход, при котором становление и развитие российской государственности рассматриваются в процессе функционирования и взаимодействия государства и общества, административных структур и социальных слоев, различных политических сил.

Продуктивным в изучении такого сложного и многогранного института, как государство, выступает междисциплинарный подход. Он учитывает не только социально-политические условия и правовые нормы, но и экономические, социально-психологические, культурологические факторы, воздействующие на формирование, функционирование, модернизацию государственности.

Цель диссертации – анализ устойчивых, исторически повторяющихся особенностей трансформации российской государственности для выработки оптимальных принципов ее организации.

Достижение указанной цели потребовало решения задач:

Уточнить условия формирования российской государственности;

Вычленить особенности трансформации российской государственности;

Вскрыть динамику трансформаций российской государственности в досоветский, советский, постсоветский периоды для выяснения причин ее кризиса, определения стратегии его преодоления.

Научная новизна исследования определяется следующими полученными автором результатами:

1. Уточнены условия формирования российской государственности. Образование русского государства, его развитие проходило в экстремальной обстановке постоянных войн: внутреннее управление и общественный строй имели неправовой характер; сословия отличались не правами, а повинностями, верховная власть обладала неограниченным пространством действия, порождая жесткость политических институтов, авторитаризм.

2. Вычленены особенности трансформации российской государственности. Для последней характерно тождество государства и общества, вследствие чего распад сильной единодержавной власти неизменно вызывал распад страны. Решающая роль государства в регулировании, преобразовании общественных процессов проявлялась в управлении общественной жизнью, вмешательстве в экономику, политику, культуру, повседневность. Объективная необходимость укрепления государства влекла эффект этакратизации. Уже в XVI в. государственная власть полностью распоряжалась имуществом подданных. Ограниченную по правам (и по времени) неприкосновенность собственности могла гарантировать только безоговорочная верность верховной власти. Императив обеспечения суверенитета обусловливал устойчивость авторитарных систем во все периоды истории, широкое использование насилия для решения социальных, гражданских задач. Авторитарная этакратическая система в России сложилась после разгрома общественных институтов Иваном Грозным и просуществовала с 1564 по 1700 гг. После радикальных реформ Петра I этатизм и авторитаризм приобрели другие формы – сложилось полицейское государство, просуществовавшее с XVIII в до 1917 г. Обновленный характер приобрели эти же качества в советской период, но они сохранились; под лозунгами марксизма в России сложился тоталитарный режим. В постсоветской России после федерализации, регионализации 1990-х гг. происходит централизация государственно-политического управления, консолидация экономических ресурсов под эгидой государства с применением методов «мягкого» авторитаризма.

3. Вскрыта динамика трансформаций российской государственности в досоветский, советский, постсоветский периоды. Продемонстрировано, что ослабление центральной власти неизменно вызывает кризис национальной жизни; лишь государство как носитель фундаментальных организационных начал, играющих роль объединительного принципа для конгломерата социальных, конфессиональных, культурных структур, по большей части ограниченных в идейно-смысловых, ценностных ориентациях, способно на огромном пространстве консолидировать территории, население в политическом, административном, хозяйственном планах. Механизм государства перекрывает иные консолидационные механизмы, мерой своей фундаментальности и универсальности отличаясь от сходных иностранных государственно-политических систем. Все периоды трансформации вписываются в общую волновую динамику российской государственности, заключающуюся в неизменном усилении государства после происходящего по той или иной причине ослабления. Чрезмерная централизация власти, нарушение баланса в использовании ресурсов, производимых народом (трудовых, материальных и т.д.), ведут к ослаблению воспроизводственной мощи, стагнации, необходимости модернизации страны для обеспечения суверенитета в условиях жесткой страновой конкуренции.

Положения, выносимые на защиту:

1. Условия формирования, развития, сохранения российской государственности определили жесткость политических институтов, авторитаризм, неправовой характер властвования.

2. Особенности трансформации российской государственности заключаются в том, что задача сохранения суверенитета при жесткой страновой конкуренции, конгломератной природе социокультурного пространства державы обусловливали этакратические пути реформирования.

3. Успех отечественной модернизации требует соблюдения выверенного баланса крепкой государственности и гражданской сферы, созданием оптимальных условий максимального высвобождения созидательного потенциала народных масс.

Теоретическая значимость исследования. Результаты работы важны для разработки проблем социальной эволюции института власти с учетом цивилизационной специфики, выделения путей совершенствования властного механизма, при анализе системы власти на постсоветском пространстве.

Практическая значимость диссертации. Положения и выводы работы могут служить базой для выработки взвешенной сбалансированной социально-политической линии относительно форм и норм трансформации государственно-политических отечественных реалий. Фактический материал, концептуальные рекомендации могут найти применение в разработке и чтении курсов и спецкурсов по социальной философии, социологии, политологии.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин КФ МГЭИ и рекомендована к защите. Отдельные стороны вопроса анализировались автором на международной конференции Ломоносовские чтения (МГУ, 2005). Содержание диссертации нашло отражение в пяти публикациях автора.

Структура работы определена характером тематической сферы и принятым способом исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во Введении раскрывается актуальность избранной темы диссертационного исследования, устанавливается степень научной разработанности, определяются объект и предмет исследования, его цели и задачи, методология анализа, научная новизна, формулируются основные положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость работы, характеризуются формы апробации материалов диссертации.

В главе 1 «Генезис российской государственности» рассматриваются ключевые факторы и обстоятельства зарождения российской государственности, наложившие отпечаток на ее природу и характер трансформаций.

В параграфе 1.1. «Киевская Русь» указывается, что изначально образование государства на Руси лишено признаков централизованности, отечественная государственность не привносилась извне, а складывалась изнутри в конкуренции с соседними протогосударственными образованиями и племенами. Вместе с тем вызревание российской государственности стимулировалась внешней экспансией. Изгнание варягов, а затем призыв их на Русь в качестве «профессиональных» управленцев и военных не отменяет факт наличия у славян признаков государственности задолго до событий, излагаемых в легенде о призвании: в VI в. славяне вели борьбу с Византией; в VII в. нападали на закавказские владения персов. Налаживание подобных мероприятий не могло не опираться на элементы государства (властная иерархия, регламентированная интеракция, правооформленность социальных ролей и т. д.). Государственность славян не была импортирована.

Внутриполитическое значение принятия единой государственной религии в 988 г. состояло в задании унитарной ценностной основы сознания народа. Выполняющий ценностную идентификацию духовности населения специфический символизм – признак, отличающий государство.

Княжение Владимира (978 – 1015 гг.) завершает формирование древнерусского государства – мощного политико-экономического образования с разветвленной пирамидой власти, правовыми аксессуарами, единой ценностно-духовной базой. Замена местных князей своими ставленниками (наместниками, посадниками) позволила сплотить, централизовать управление державой. Однако война за трон между сыновьями Владимира привела к децентрализации Руси, ее неспособности в военно-политическом отношении эффективно противостоять страновым конкурентам. Падение центральной власти означало державный распад Руси. Киевская Русь не породила единой и нерушимой магистрали отечественной государственности, однако она положила начало модели единодержавия Руси, давшей впоследствии свои геополитические результаты.

В параграфе 1.2. «Золотоордынская Русь» отмечается, что монголо-татары осложнили страновую, цивилизационную магистраль развития Руси. Невзирая на совершенство военно-административной экипировки монголо-татарского государства, в цивилизационном отношении в сравнении с покоряемыми народами монголо-татары располагались на более низкой ступени развития. Их нашествие несло разрушение (ограбление, порабощение, уничтожение населения, стирание с лица земли городов, вытаптывание полей, разлад торговли, расстройство налаженной системы производительных сил, хозяйствования, воспроизводства). В социальном отношении резко падал уровень существования; деградировала общая культура; в экономическом – подрывалось жизнеобеспечение; в политическом - утрачивалась независимость, консервировалась раздробленность, усиливалась изоляция от западных и восточных стран. Нашествие орды в цивилизационном отношении отбросило Русь (вместе с государствами Средней, Малой Азии, Закавказья) далеко назад.

Негативное влияние монголо-татарского ига на историческое развитие Руси проявилось в консервации феодальной раздробленности, препятствовании складыванию единорусской державности. Перспективы национальной государственности зависели от итогов борьбы великокняжеской власти с властью удельных князей. Последняя и привела к ослаблению могущества Руси.

В главе 2 «Этапы развития российской государственности» рассмотрены наиболее принципиальные моменты в трансформации российской государственности на протяжении всей ее истории начиная от Московской Руси.

На принципиально иных основах построено церковное учение о богоугодной форме государственного устройства.

Во-первых, государство рассматривается им как большая семья. "Откуда сие множество людей, соединенных языком и обычаями, которое называют народом? Очевидно, что это множество народилось от меньшего племени, а сие произошло из семейства. Итак, в семействе лежат семена всего, что потом раскрылось и возросло в государстве", -- провозглашает митрополит Филарет.

Отсюда понимание общенародного единства как духовного родства, как величайшей драгоценности, столь характерное для русской истории. Отсюда же стремление русского человека заменить, где только возможно, бездушные правовые нормы нравственными ценностями, теплом сердечных человеческих отношений. Отсюда -- отношение к российской державности как к святыне, ибо семья -- "малая церковь" -- получает освящение в таинстве венчания супругов, а государство -- "большая семья" -- в таинстве венчания Царя на царство, на самодержавную власть "во славу Божию" (но не в интересах какого-либо класса или сословной группы).

Во-вторых, государственная власть признается особого рода служением, сродни церковному, монастырскому послушанию.

Такая верховная власть -- единая и неделимая, мощная, независимая от капризов толпы, связанная с народом не бумажной казуистикой схоластической законности, но живым повседневным опытом соборного единения -- только она может обеспечить ту высшую цель, ради которой существует: управить житие подданных "во всяком благочестии и чистоте" духовных христианских идеалов. Ради этого же власть -- свободно и добровольно -- ограничивает себя в намерениях и действиях рамками Заповедей Божиих и истинами Закона Его...

В-третьих, идеалом церковно-государственных отношений признается "симфония властей". В государстве, сознающем и чтущем свои духовные основы, -- таком, какое мы описали выше -- религиозно-нравственное содержание жизни становится важнейшим несущим элементом всей державной структуры общества. Соответственно Церковь, как власть духовная, наряду с властью светской служит одной из главных опор национальной государственности: не смешиваясь, впрочем, и не подчиняясь ей. Исторический опыт свидетельствует, что такое взаимное разделение и гармоничное сочетание властей есть непременная черта богоугодного государственного устройства.

Перспективы развития российского права и государства

Если не отрываться от мировых реалий, если не акцентировать внимание на перспективах эволюции отдельных правовых систем, следует констатировать следующие моменты:

  • 1. Все большее усложнение общественных отношений, что, естественно, диктует потребность в таких инструментах, как государство и право.
  • 2. Глобализацию ряда проблем (о некоторых из них речь шла выше), требующих в своем разрешении усиления роли права и государства.
  • 3. Рост социальных конфликтов, предполагающих государственно- правовой инструментарий их преодоления.
  • 4. Возросшее стремление людей к свободе, которая только и возможна в рамках права и при поддержке государственных институтов.
  • 5. Основное направление эволюции права и государства -- сближение национальных систем в силу ограниченности земного пространства, близости народов и необходимости общих решений.

Негативное отношение к государству и неправовым законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законодательство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в связи с этим вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательные (общечеловеческие) потребности, и что именно с ними и следует связывать судьбы права и государства.