Протоиерей Михаил Ивановский, духовник Зачатьевской обители (1874–1942).

Что движет человеком, который тратит все свое время, силы и деньги на компьютерные игры или игровые автоматы? Почему он становится рабом, казалось бы, совершенно безобидного увлечения? Мы научились остерегаться искушений, которые могут вызвать физическую зависимость, но враг рода человеческого нашел более изощренный способ погубить людей. О нехимической зависимости рассказывает доктор медицинских наук, профессор, главный специалист по медицинской психологии и психиатрии, директор Областной клинической психо-неврологической больницы – медико-психологического центра Михаил Павлович Беро.

– Михаил Павлович, что такое нехимическая зависимость? Каковы основные причины и последствия ее возникновения?

– Нехимическая зависимость – это условное название. При химической зависимости организм человека ради получения удовольствия искусственно стимулируется различными препаратами, в то время как при нехимической зависимости это стимулирование производится благодаря появлению сильного увлечения чем-либо, и это приводит к выработке нейрохимических веществ в собственном мозге.

Психология человека предполагает то, что личность должна быть гармоничной. В понятие «гармония», кроме умения осознать и понять окружающий мир, входит и понятие духовности, веры в Бога. Когда происходит нарушение гармонии, образуется незаполненная ячейка в структуре личности, и эта пустота должна быть чем-то заполнена. Человек находит себе различные увлечения, которые часто вызывают появление психологической зависимости. Это приводит к приумножению греха, к различным неблагочестивым поступкам, и, в конце концов, жизнь человека превращается в трагедию.

Спектр зависимостей очень велик. Это может быть увлечение азартными играми, патологическая зависимость от игровых автоматов, передачи SMS-oк, компьютерных игр и так далее. Происходит искусственная стимуляция, и начинается тщательная выработка слишком больших доз гормонов, адреналина, в частности, что приводит к раннему старению организма. Такой большой выброс активных биохимических веществ вызывает язву желудка или двенадцатиперстной кишки, гипертоническую болезнь, заболевание щитовидной железы. Человек сам себя разрушает, его круг интересов сужается, вся жизнь становится посвященной этому патологическому влечению.

Кроме того, один грех, одна зависимость вызывает другую. Это замкнутый порочный круг.

– Нехимические зависимости делятся на женские и мужские?

– Четкого разделения нет. Женщины более эмоциональны. Сказать, что в игровые автоматы больше играют мужчины, к сожалению, нельзя. В наше время часто можно наблюдать картину, когда бабушки-пенсионерки играют в азартные игры и проигрывают свои пенсии. В западных странах игровые зоны выносятся за пределы города, для того, чтобы не было сильного искушения играть. В нашей стране законодательством не предусмотрен запрет на расположение игровых зон в общественных местах.

– Может человек самостоятельно избавится от этой зависимости?

– Зависимость имеет свои критерии – психические и соматические, то есть она проявляется со стороны психики и со стороны внутренних органов. Когда эти два компонента присутствуют – это полная зависимость, которую человеку самому крайне трудно преодолеть. В основном, при лечении используется сочетание медикаментозной терапии и психологического воздействия, что предполагает обязательное вмешательство специалистов.

– Многие люди скрывают такие свои увлечения. Как понять, что у близкого человека проблемы?

– Если у человека появляется зависимость, то это в первую очередь меняет его жизненные приоритеты. Он отходит от своих старых увлечений, начинает формировать круг интересов вокруг этой зависимости. Человек избегает друзей, он иначе распределяет свое рабочее и нерабочее время. Вокруг одного зависимого сразу возникает команда людей, которая вовлекает его, поддерживает и «выкачивает» денежные средства. Человек моментально начнет испытывать зависимость материальную – и это также бросится в глаза.

– Проблема нехимической зависимости существует давно. В чем заключается опасность нехимической зависимости в наше время?

– Таких масштабов, как сейчас, она никогда не приобретала. Кто раньше мог увлекаться, к примеру, азартными играми в карты? Только состоятельные люди среднего возраста, которые входили в специализированные клубы. Сейчас с распространением казино, игровых автоматов наблюдается тенденция к вовлечению во все это молодежи.

Особенность психики подростка такова, что человек в этот период жизни находится на грани между детством и взрослой жизнью. Тинэйджер нуждается в опеке родителей и в то же время пытается сепарироваться от них, начинает пробовать себя в реальной жизни. Такой поиск сводится к тому, что за предложением поиграть в компьютерные игры может стоять угроза возникновения серьезного психического расстройства. Мы лечили подростков, которых охранники буквально выгоняли из компьютерных клубов. Зависимость была настолько сильной, что человек боялся покинуть клуб, он себя не мыслил уже вне этого клуба. Дети бросали учебу, пренебрегали правилами личной гигиены, они буквально жили в этих клубах. Подросток пытается самоутвердиться, и такое бездуховное, нецерковное воспитание, отсутствие традиций имеет столь плачевные последствия.

– Но ведь и в православных семьях эта проблема тоже присутствует. Какие ошибки допустили родители? Не связано ли это с тем, что взрослые, пытаясь защитить, ограждают ребенка от внешнего мира?

– Каждое действие человека имеет внешние и подсознательные причины. Если воцерковление ребенка в подсознании его родителей заключается в том, чтобы оградить его от плохого внешнего воздействия мира, тогда это может привести к тому, что ребенок не захочет ходить в храм. Подросток все равно будет искать себя, он будет искать ответ на вопросы: кто я? где я? для чего я? Ребенок должен понимать, почему он верит в Бога, для чего его повели в воскресную школу, почему его заставляют читать Библию, учить псалмы и молиться.

Одним из законов подросткового периода жизни является склонность к подражанию. Но вот чему он будет подражать? Ребенок также склонен к организации группировок. Хотим мы или нет, но он все равно будет таким. Реакция эмансипации, освобождение от родительского и учительского влияния. И уже от воспитания зависит, найдет ли он для себя интересным быть в группе верующих христиан или в группе азартных игроков. Он же увидит, что его товарищи в воскресенье утром едут на прогулку, там весело, а его ведут в храм, где нужно молиться и каяться. Поэтому в рамках детской воскресной школы тоже могут совершаться мероприятия, которые бы были игровыми по форме, но обучающими и формирующими религиозное мировоззрение по содержанию.

Воспитание и образование детей – это глобальная проблема. В нашей стране все подчиняется модным веяниям. Вот сейчас модно венчаться – и люди это делают. Но это таинство не является столь же привычным, как регистрация в ЗАГСе. Необходимо, чтобы человек мог в любое время обратиться к Богу, чтобы в каждом учреждении было место, где можно было бы помолиться, чтобы человека окружали люди, разделяющие его веру. Мы ведь не защищены от того, что ребенок, воспитанный в православных традициях, в обществе не столкнется с борьбой с этими традициями.

– В нашем государстве пока что не видно перспектив на улучшение ситуации. Что в данных условиях можно сделать, как избежать «всплесков» ухода от веры?

– Семья ходит в храм, она обращается за советом и духовным окормлением к какому-то священнику. Этот священник должен быть грамотным и на современном уровне должен уметь понять всех членов семьи, и ребенка, в частности, его возрастные особенности.

– Если у одного из членов семьи есть нехимическая зависимость – куда можно обратиться родственникам?

– Родственники должны быть внимательны, и первая помощь должна исходить прежде всего от близких людей. Родители обязаны понять, чего же ребенку не хватает, почему он таким образом заполняет душевную пустоту. Посещение храма, вера в Господа значительно ускоряет процесс выздоровления не только от нехимических зависимостей, но и от иных психологических расстройств. К примеру, в нашей клинике существует определенная установка – пациенту настоятельно рекомендуется посещать храм, который находится на территории нашего центра, принимать участие в таинствах, обсуждать свою проблему со священником.

Редко, но бывает так, что люди рождаются с предрасположенностью к нехимической зависимости – достаточно малейшей провокации, и человек полностью в это втягивается. Но хочу обратить внимание на то, что от нехимической зависимости очень тяжело излечиться, лучше ее не приобретать.

Беседовала Анастасия Патрича

Ваши отзывы
Шестнадцатый год ведет попечительскую деятельность в психоневрологической больнице № 1 Киева сестричество в честь афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» Кирилловского прихода Украинской Православной Церкви. Ежегодно оказывается духовная и материальная помощь пациентам 28 отделений, среди которых два детских, а также отделение для людей, преступивших закон и проходящих судебно-психиатрическую экспертизу. Всего сестричеством за год опекается более 11 тысяч больных.

Кирилловский приход был организован в 1993 году и стал первым «больничным» в Киеве. Священным Синодом Украинской Православной Церкви неоднократно признавался одним из лучших на Украине.

Настоятель

Настоятель прихода - протоиерей Феодор Шеремета. В 1993 году батюшка служил в Покровском монастыре, и осенью по просьбе духовных чад пришел в Павловскую больницу, как называют психбольницу № 1 киевляне. Несколько будущих прихожан принесли стул и сосуд для освящения воды. Больница находится вблизи древней Кирилловской церкви (XII в.), известной всему миру своими уникальными фресками и художественными работами Михаила Врубеля и уже многие годы действующей как музей - храм был закрыт в 1926 году. И вот впервые за 67 лет над этим уголком Киева звучали слова водосвятного молебна. Через некоторое время стали подходить пациенты больницы, которым разрешался свободный выход из отделений. Некоторые приближались к отцу Феодору и руками касались его рясы со словами: «А это настоящий батюшка?». После молебна отец Феодор стал раздавать крестики и иконки. Больные с радостью принимали святыни, крестились, кто как умел, восклицая: «Вот и к нам Бог пришел!.. Этого батюшку Христос прислал!.. И Матерь Божия…».

По сути, именно в тот осенний день Кирилловский приход и начал свою душеспасительную деятельность. Главврач больницы Виталий Лисовенко откликнулся на инициативу православных. В здании старого клуба, где некогда размещалась трапезная Кирилловского монастыря, было выделено помещение для совершения богослужений. А затем Церкви был передан в пользование и весь одноэтажный корпус, на то время пребывающий в аварийном состоянии. Несколько сестер по благословению настоятеля устроились работать санитарками в больничные отделения клиники, они же, а затем и другие сестры и братья стали приводить группы больных на богослужения. Так начало свою деятельность сестричество милосердия.

Затем на территории больницы была построена благотворительная столовая. Под Киевом, в с. Тарасовка Барышевского района, возник приходской скит с храмом мученика Александра Римского. Здесь же приходом арендовано 60 гектаров пахотной земли для ведения сельскохозяйственных работ. Выращенным здесь, а также медом с пасеки, мясом и молочными продуктами обеспечивается благотворительная столовая, где ежедневно питается более 100 человек. Дело в том, что на обширной территории больницы «проживает» множество бездомных: выписанных бывших пациентов больницы, которым некуда возвращаться, хронических больных и просто бродяг, узнающих, что «возле той церкви харчи дают и одежду и могут обогреть». Некоторые из этой бродяжьей когорты снова становятся нормальными людьми и вливаются в трудовую православную общину. На самой территории больницы - она располагается на древних Кирилловских холмах, покрытых дубовым и смешанным лесом, - имеется так называемая «пустынька», тоже с садом, огородами, овощными хранилищами и пасекой. Здесь и трудятся «заблудшие овцы». Все эти начинания, в том числе и переоборудование старинного корпуса трапезной в новый храм Василия Великого, устройство библиотеки, местное радиовещание, издательская деятельность, - инициативы неутомимого отца Феодора Шереметы, опытного духовника и пастыря, выпускника Санкт-Петербургской академии, кандидата богословских наук и преподавателя литургики в духовных школах Киева. За эти 16 лет отец Феодор воспитал целую плеяду пастырей, многие из которых ныне - опытные протоиереи, настоятели храмов, в том числе и больничных.

Медперсонал больницы вскоре отметил улучшение состояния у пациентов, посещающих храм, участвующих в таинствах исповеди и причастия. Так, одна из пациенток больницы, Тамара К., безуспешно проходящая лечение на протяжении нескольких лет, была выписана со значительным улучшением здоровья, а ныне она является одной из постоянных сестер сестричества и к врачам по поводу своего здоровья уже не обращается. Еще пример. Юноша и девушка, некогда пациенты больницы, стали посещать храм, пели на клиросе, а затем венчались в Кирилловской церкви и сейчас приводят своих деток на причастие, по-прежнему помогают отцу Феодору в его многогранной деятельности. И таких примеров множество: определенный процент прихожан как раз и составляют бывшие пациенты больницы (в этом феномен Кирилловской общины), которые вспоминают свой недуг как кошмарный сон. Но ни настоятель, ни сестры милосердия, как правило, не возвещают громогласно об исцелениях: верующие знают, что у Бога все возможно, а неверующие объяснят факт выздоровления в Церкви «благоприятным воздействием мелодичного пения и благолепия храма и психологическим влиянием священников» или «ошибкой в диагнозе».

Немного истории

В Кирилловском монастыре, основанном великим князем Всеволодом Ольговичем в XII веке, начал свой духовный путь святитель-чудотворец Димитрий Ростовский, прозванный российским Златоустом.

Как свидетельствует история, для Кирилловской обители всегда была характерна попечительская деятельность о «сирых и убогих». После упразднения монастыря Екатериной II в 1786 году здесь был организован приют для военных инвалидов. Для него были использованы бывшие монашеские кельи. А в выстроенных тогда новых корпусах разместилась психиатрическая больница, которая до этого находилась на Подоле (ул. Константиновская, 6/8). В 1823 году в восточной части монастыря построен комплекс из трех архитектурных сооружений (архитектор И. Шарлемань), где разместились богадельни для бывших военнослужащих - участников Отечественной войны 1812 года и пожилых людей.

Перед революцией больница представляла собой целый медицинский комплекс с научными кафедрами, терапевтическим и хирургическим отделениями, здесь была даже открыта и акушерско-фельдшерская школа. Все же новые корпуса больницы на современной ее территории в 60 га построены уже в советское время.

Древний Кирилловский храм до революции действовал как больничный. На территории больницы долгое время проживали монахи и благочестивые миряне, ухаживающие за больными. Всего в Киеве под эгидой Церкви до революции действовало девять богаделен. Казалось бы, небольшая цифра, но если учесть, что в 1913 году население Киева составляло 150 тысяч человек (численность одного городского района сегодня), вырисовывается иная картина. Кроме того, под началом Церкви проводилась масса благотворительных акций. Церковь была душой и стержнем попечительства, милосердия, воспитания и образования народа. Но более 70 лет она была лишена прав заниматься делами милосердия, и ей приходилось это делать тайно. Например, при Покровском монастыре в хрущевское и брежневское время действовала богадельня для престарелых монахинь, куда часто определялись и благочестивые прихожанки, оказавшиеся на старости лет в одиночестве.

Тревожная статистика

Как уже говорилось, Кирилловский приход первым в Киеве возобновил благотворительную работу по уходу за больными. По существу, было положено основание для взаимодействия Церкви и государственных медицинских учреждениях.

Суровая статистика ВОЗ дает неутешительные цифры и прогнозы относительно роста психических заболеваний в мире. Одно из страшных последствий подчас скрыто протекающих душевных расстройств современного человечества - самоубийства. Недаром больше всего суицидов (более 25 случаев на 100 тысяч населения) как раз в странах с достаточно высоким материальным уровнем жизни, таких как Австрия, скандинавские страны, Швейцария, Германия, Япония. В этот печальный список попадает и не блещущая экономическими достижениями Украина. Больше всего суицидов зафиксировано в наших промышленных городах и районах, пострадавших от аварии на ЧАЕС, - в среднем 35 случаев на 100 тысяч населения. Однако социологи считают, что реальная цифра в два-четыре раза выше официальной статистики.

Число страдающих психическими расстройствами, увеличившееся за последние 30 лет втрое, будет расти и дальше. По прогнозам ВОЗ, к 2020 году психические расстройства войдут в первую пятерку болезней, лидирующих по количеству людских трудопотерь. Эксперты ВОЗ считают, что в развитых странах мира в психиатрической помощи нуждается 5-10% населения. К 2020 году депрессивные заболевания обгонят нынешнего мирового «лидера» - болезни сердечно-сосудистой системы.

Особую тревогу вызывает рост психических заболеваний у детей. На Украине это приобрело почти катастрофический характер. По статистике, заболеваемость нервной системы за период с 1992 по 2000 годы увеличилась на 43%, и эта цифра продолжает расти. Заболеваемость нервной системы у детей в следующие пять лет - с 2000 по 2005 год - повысилась почти на 30%. За годы учебы в школе число нервно-психических нарушений у детей увеличивается в полтора раза, доля больных детей с такими нарушениями, по данным некоторых исследователей, от 1-го до 8-го класса вырастает с 15 до 40%. При этом 68% детей школьного возраста курят, более 6% употребляют наркотики.

Поэтому в договоре, заключенном между Украинской Православной Церковью и Минздравом Украины присутствует пункт, касающийся и психических заболеваний в стране, ибо известно благотворное влияние Церкви при лечении подобных недугов. Доктор медицинских наук, профессор Михаил Беро, директор Донецкой областной психоневрологической больницы, уверен, что православная психотерапия, основанная на святоотеческом опыте, «вводит в царство подлинной терапии души, истоки которой ведут к Самому Христу и Его святым ученикам. Она представляет собой нравственно-религиозное направление психотерапии и базируется на христианских непреходящих ценностях, цементирующих многие века саму основу государства с его самобытной культурой, науками, ремеслами, определяя и всю общественную жизнь». Врач считает, что возрождение православной психотерапии с участием Церкви в работе с больными с расстройством психики и нервными заболеваниями отражает насущную потребность нашего больного и глубоко трагичного времени перемен, внесшего хаос и разброд в умы человеческие.

Сестричество

Три года тому назад старшая сестра сестричества Любовь Андреевна Шинкаренко приняла обязанности у своей предшественницы - Екатерины Андреевны Бортковой, исполнявшей послушание старшей сестры на протяжении пяти лет. Ныне Екатерина Андреевна - монахиня Предислава, насельница старинного Флоровского монастыря на Подоле, где в свое время принял благословение юный Прохор Мошнин - будущий светильник земли Русской преподобный Серафим Саровский. Собственно, духовная взаимосвязь пронизывает все древние киевские храмы и обители, как правило, игравшие особую роль в духовном становлении подвижников Христовых. И для обителей этих, ведущих свою историю с времен Крещения Руси и деятельности равноапостольного великого князя Владимира, характерны дела милосердия и попечительства о «страждущих, болящих, сирых и убогих». Не случайно сам великий князь-креститель, до крещения жестокий язычник, именовался в народе Красным Солнышком - за великую любовь и сострадание к бедному люду - качества, которые дарованы ему были Богом с благодатью святого крещения. Древние патерики рассказывают нам о случаях чудесных исцелений умалишенных. В пещере преподобного Антония Печерского сохранялось железное кольцо в стене, к которому привязывали одержимых, страждущих от нечистого духа. Да и сейчас киевские пещеры с мощами преподобных привлекают к себе тысячи людей, среди которых множество недужных.

С первых дней деятельности сестричества «Отрада и Утешение» сами больные стали утверждать, что после посещения храма и особенно после принятия святых даров плоти и крови Христовых они получали огромное облегчение.

Я была человеком светским и далеким от Церкви, но уже тогда вняла призыву Господа быть православной христианкой и служить Ему в делах милосердия, - рассказывает Любовь Андреевна Шинкаренко. - Переехав в Киев с мужем, офицером в отставке, я стала посещать Киево-Печерскую лавру и там услыхала о Кирилловском приходе, который опекает психически больных людей. Мне очень захотелось как-то помочь этим несчастным. Пришла я в Кирилловскую и обратилась к отцу Феодору с просьбой дать мне какое-нибудь послушание. Он посмотрел этак на мой элегантный вид (а я тогда любила выглядеть эффектно), покачал головой и сказал: «Уж не знаю, какое вам послушание дать. Нет у нас для вас послушания…». Я очень огорчилась, пошла в храм и начала слезно молиться. Затем снова пришла к отцу Феодору с тем же вопросом, и он вторично меня отправил восвояси. Как я понимаю, мудрый духовник испытывал мое намерение. Я уж и дома взмолилась Божией Матери. И думаю: ну, если в третий раз откажет, значит, нет воли Божией. Прихожу и говорю: «Батюшка, я все могу делать, хоть полы мыть, тряпки стирать…». А он так удивленно: «Полы мыть?» - и обратился к сестрам храма: «Дайте ей ведро и тряпку, пусть моет». И ушел. Я была, как говорится, на седьмом небе. Уж и драила эти полы с таким старанием, а отец Феодор проходит мимо, смотрит, улыбается и ничего не говорит. В общем, прошла я послушание уборщицы на отлично, так что вскоре батюшка благословил мне быть сестрой милосердия. Так Господь привел меня к этому богоугодному делу. Но одного желания помогать ближним мало, нужно еще набраться терпения, просить у Господа помощи и сил, претерпеть разного рода искушения. Ибо враг рода человеческого не терпит таких дел и начинает творить козни. Только исповедь и откровенные беседы с духовником помогают преодолевать трудности. Ведь дело мы имеем с людьми, у которых больна душа. И для работы с такими страждущими нужно, в первую очередь, к себе самой быть очень внимательной.

В сестричестве 18 сестер милосердия. Это женщины разного возраста и разного рода занятий. Многие с высшим образованием: юристы, педагоги, экономисты. Большинство из них совмещают трудовую деятельность с послушанием в сестричестве. Как правило, в воскресные и праздничные дни они собираются всем составом, а в будние дежурят по очереди. Но они бы никогда не справились с таким объемом работ, если бы не помощники из числа прихожан. Например, раз в месяц на приход приезжает группа пожилых женщин-пенсионерок, которые из своей пенсии выделяют средства на покупку продуктов. Как правило, покупают качественное сало и готовят из него паштеты с чесноком и петрушкой, привозят на машине хлеб и другие продукты и потом делают бутерброды, которые разносятся по отделениям. Любовь Андреевна ведет небольшую статистику для учета, и оказалось, что в месяц приготавливается и разносится больным около 80 тысяч бутербродов. Нашлись и благодетели среди представителей бизнеса, регулярно присылающие продукты.

Глядя на труды этих смиренных женщин в белых одеждах с красными вышитыми крестами, невольно вспоминаешь слова из Нагорной проповеди Спасителя: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5: 7).

Святки и Пасха

С рождественской звездой, иконами и пением колядок направляются ученики воскресной школы, возглавляемые духовенством и сестрами милосердия, к отделениям больницы. Приходской микроавтобус, груженный коробками с рождественскими подарками, иконками, святой водой и свечами, следует за ними. В детские отделения везутся еще игрушки, настольные игры, альбомы для рисования, фломастеры и карандаши, детские Библии. Мне доводилось принимать участие в этих праздничных волонтерских шествиях и видеть, с какой радостью встречали прихожан больные, томящиеся за закрытыми дверями отделений больницы. Как оживали их лица и блестели потухшие от болезни и медикаментов взгляды, как они радостно крестились и дружно отвечали на рождественское приветствие «Христос рождается!»: «Славим Его!». И на Пасху в больничных палатах и столовых звучат - и прозвучат в этом году тоже - благовестные слова: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!».

03.09.2008

Что движет человеком, который тратит все свое время, силы и деньги на азартные игры? Почему он становится рабом, казалось бы, совершенно безобидного увлечения? Мы научились остерегаться искушений, которые могут вызвать физическую зависимость, но враг рода человеческого нашел более изощренный способ погубить людей. О нехимической зависимости рассказывает доктор медицинских наук, профессор, главный специалист по медицинской психологии и психиатрии, директор Областной клинической психо-неврологической больницы – медико-психологического центра Михаил Павлович Беро.

– Михаил Павлович, что такое нехимическая зависимость? Каковы основные причины и последствия ее возникновения?

– Нехимическая зависимость — это условное название. При химической зависимости организм человека ради получения удовольствия искусственно стимулируется различными препаратами, в то время как при нехимической зависимости это стимулирование производится благодаря появлению сильного увлечения чем-либо, и это приводит к выработке нейрохимических веществ в собственном мозге.
Психология человека предполагает то, что личность должна быть гармоничной. В понятие «гармония», кроме умения осознать и понять окружающий мир, входит и понятие духовности, веры в Бога. Когда происходит нарушение гармонии, образуется незаполненная ячейка в структуре личности, и эта пустота должна быть чем-то заполнена. Человек находит себе различные увлечения, которые часто вызывают появление психологической зависимости. Это приводит к приумножению греха, к различным неблагочестивым поступкам, и, в конце концов, жизнь человека превращается в трагедию.
Спектр зависимостей очень велик. Это может быть увлечение азартными играми, патологическая зависимость от игровых автоматов, передачи SMS-oк, компьютерных игр и так далее. Происходит искусственная стимуляция, и начинается тщательная выработка слишком больших доз гормонов, адреналина, в частности, что приводит к раннему старению организма. Такой большой выброс активных биохимических веществ вызывает язву желудка или двенадцатиперстной кишки, гипертоническую болезнь, заболевание щитовидной железы. Человек сам себя разрушает, его круг интересов сужается, вся жизнь становится посвященной этому патологическому влечению.
Кроме того, один грех, одна зависимость вызывает другую. Это замкнутый порочный круг.

– Нехимические зависимости делятся на женские и мужские?

– Четкого разделения нет. Женщины более эмоциональны. Сказать, что в игровые автоматы больше играют мужчины, к сожалению, нельзя. В наше время часто можно наблюдать картину, когда бабушки-пенсионерки играют в азартные игры и проигрывают свои пенсии. В западных странах игровые зоны выносятся за пределы города, для того, чтобы не было сильного искушения играть. В нашей стране законодательством не предусмотрен запрет на расположение игровых зон в общественных местах.

– Может человек самостоятельно избавится от этой зависимости?

– Зависимость имеет свои критерии — психические и соматические, то есть она проявляется со стороны психики и со стороны внутренних органов. Когда эти два компонента присутствуют — это полная зависимость, которую человеку самому крайне трудно преодолеть. В основном, при лечении используется сочетание медикаментозной терапии и психологического воздействия, что предполагает обязательное вмешательство специалистов.

– Многие люди скрывают такие свои увлечения. Как понять, что у близкого человека проблемы?

– Если у человека появляется зависимость, то это в первую очередь меняет его жизненные приоритеты. Он отходит от своих старых увлечений, начинает формировать круг интересов вокруг этой зависимости. Человек избегает друзей, он иначе распределяет свое рабочее и нерабочее время. Вокруг одного зависимого сразу возникает команда людей, которая вовлекает его, поддерживает и «выкачивает» денежные средства. Человек моментально начнет испытывать зависимость материальную — и это также бросится в глаза.

– Проблема нехимической зависимости существует давно. В чем заключается опасность нехимической зависимости в наше время?

– Таких масштабов, как сейчас, она никогда не приобретала. Кто раньше мог увлекаться, к примеру, азартными играми в карты? Только состоятельные люди среднего возраста, которые входили в специализированные клубы. Сейчас с распространением казино, игровых автоматов наблюдается тенденция к вовлечению во все это молодежи.
Особенность психики подростка такова, что человек в этот период жизни находится на грани между детством и взрослой жизнью. Тинэйджер нуждается в опеке родителей и в то же время пытается сепарироваться от них, начинает пробовать себя в реальной жизни. Такой поиск сводится к тому, что за предложением поиграть в компьютерные игры может стоять угроза возникновения серьезного психического расстройства. Мы лечили подростков, которых охранники буквально выгоняли из компьютерных клубов. Зависимость была настолько сильной, что человек боялся покинуть клуб, он себя не мыслил уже вне этого клуба. Дети бросали учебу, пренебрегали правилами личной гигиены, они буквально жили в этих клубах. Подросток пытается самоутвердиться, и такое бездуховное, нецерковное воспитание, отсутствие традиций имеет столь плачевные последствия.

– Но ведь и в православных семьях эта проблема тоже присутствует. Какие ошибки допустили родители? Не связано ли это с тем, что взрослые, пытаясь защитить, ограждают ребенка от внешнего мира?

– Каждое действие человека имеет внешние и подсознательные причины. Если воцерковление ребенка в подсознании его родителей заключается в том, чтобы оградить его от плохого внешнего воздействия мира, тогда это может привести к тому, что ребенок не захочет ходить в храм. Подросток все равно будет искать себя, он будет искать ответ на вопросы: кто я? где я? для чего я? Ребенок должен понимать, почему он верит в Бога, для чего его повели в воскресную школу, почему его заставляют читать Библию, учить псалмы и молиться.
Одним из законов подросткового периода жизни является склонность к подражанию. Но вот чему он будет подражать? Ребенок также склонен к организации группировок. Хотим мы или нет, но он все равно будет таким. Реакция эмансипации, освобождение от родительского и учительского влияния. И уже от воспитания зависит, найдет ли он для себя интересным быть в группе верующих христиан или в группе азартных игроков. Он же увидит, что его товарищи в воскресенье утром едут на прогулку, там весело, а его ведут в храм, где нужно молиться и каяться. Поэтому в рамках детской воскресной школы тоже могут совершаться мероприятия, которые бы были игровыми по форме, но обучающими и формирующими религиозное мировоззрение по содержанию.
Воспитание и образование детей — это глобальная проблема. В нашей стране все подчиняется модным веяниям. Вот сейчас модно венчаться — и люди это делают. Но это таинство не является столь же привычным, как регистрация в ЗАГСе. Необходимо, чтобы человек мог в любое время обратиться к Богу, чтобы в каждом учреждении было место, где можно было бы помолиться, чтобы человека окружали люди, разделяющие его веру. Мы ведь не защищены от того, что ребенок, воспитанный в православных традициях, в обществе не столкнется с борьбой с этими традициями.

– В нашем государстве пока что не видно перспектив на улучшение ситуации. Что в данных условиях можно сделать, как избежать «всплесков» ухода от веры?

– Семья ходит в храм, она обращается за советом и духовным окормлением к какому-то священнику. Этот священник должен быть грамотным и на современном уровне должен уметь понять всех членов семьи, и ребенка, в частности, его возрастные особенности.

– Если у одного из членов семьи есть нехимическая зависимость — куда можно обратиться родственникам?

– Родственники должны быть внимательны, и первая помощь должна исходить прежде всего от близких людей. Родители обязаны понять, чего же ребенку не хватает, почему он таким образом заполняет душевную пустоту. Посещение храма, вера в Господа значительно ускоряет процесс выздоровления не только от нехимических зависимостей, но и от иных психологических расстройств. К примеру, в нашей клинике существует определенная установка — пациенту настоятельно рекомендуется посещать храм, который находится на территории нашего центра, принимать участие в таинствах, обсуждать свою проблему со священником.
Редко, но бывает так, что люди рождаются с предрасположенностью к нехимической зависимости — достаточно малейшей провокации, и человек полностью в это втягивается. Но хочу обратить внимание на то, что от нехимической зависимости очень тяжело излечиться, лучше ее не приобретать.

Беседовала Анастасия Патрича

Донбасс Православный