Психологический анализ рисунка человека. В качестве заключения

1.Развитие анализа рисунка. 4

2.Научные психологические основы анализа рисунка. 6

3.Рисуночные методики, наиболее часто используемые в психологической практике 12

4.Требования к специалистам, изучающим рисунок. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 18

1.Развитие анализа рисунка

Психологический анализ рисунка в качестве метода психологического исследования берет свое начало в первой четверти XX века. Трудно установить, кто из исследователей был первым. В 1913 г. Э. Торндайком была проведена работа по классификации рисунков и их качественной оценки. В 1921 г. К. Барт составил количественную шкалу для оценки рисунка мужской фигуры, выполненного детьми от 3 до 14 лет. В работе Ф. Гудинаф (1926) был использован тест «Нарисуй человека». Затем возникли другие тесты, в частности, тест «Дерево» К. Коха (1949), идея которого принадлежала Э. Хушеру, использовавшего рисунок дерева в качестве психометрического инструмента. Использование тестов привело к тому, что появлялись все новые и новые работы, в которых содержались более подробные сведения о тестах. К 1934 г. Ж. Шлибе собрал коллекцию рисунков дерева, в которой насчитывалось более 4,5 тыс. рисунков. По его инструкции необходимо было изобразить поочередно «простое дерево», а затем «мертвое», «замерзшее», «счастливое», «испуганное», «грустное» и «умирающее» деревья. В 1948 г. Дж. Буком был предложен тест «Дом. Дерево. Человек». Выбор этих объектов был обоснован тем, что они знакомы каждому обследуемому. По мнению Бука, каждый рисунок - это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. В 1949 г. была опубликована работа К. Коха, которая содержала тщательный анализ, основанный на сопоставлении и комбинировании признаков рисунка. В 1978 г. вышла в свет работа Р. Стора, которая основана на статистической валидизации, в ходе наблюдения разновозрастной группы в количестве 820 человек от 4 до 60 лет. К настоящему времени интерпретация теста «Дерево» по Стору является наиболее проработанной. К тесту «Нарисуй человека» также неоднократно возвращались. Д. Харрис в 1963 г. предложил модификацию теста, в которой рисунок человека выполнялся в трех вариантах - «мужчина», «женщина» и «автопортрет». Кроме традиционного поэлементного анализа был использован метод обработки по 12 образцам (по степени сходства). На основании рисунка человека и других заданий применяется тест Керна - Йирасека (1975), в котором по баллам определяется готовность детей к школе. Этот тест получил широкое распространение и дал толчок многим другим исследованиям. Количество публикаций по анализу рисунков за последние годы значительно возросло. В отечественной психологии графические тесты вызвали закономерный интерес. Появились исследования, позволяющие разглядеть в рисунке ряд существенных для психологической диагностики признаков, таких как моторные, личностные, интеллектуальные, опыт усвоения общечеловеческой культуры. Было показано, что появление и совершенствование отдельных элементов рисунка отражает развитие специфических функций, которые связаны с графической деятельностью, такие как восприятие, представление, сенсомоторная координация, а также общий уровень психического развития и наличие патологии.

Эти ментальные программы - выгравированные во всех нас - также являются источниками ужаса и боли. Психологи не чужды этой теме. Но преобладающая мудрость заключалась в том, что большинство людей не хотят признавать, что они наносят ущерб другим. И поэтому он и его коллеги создали новый способ измерения уровня вопиющей дегуманизации людей других групп.




В исследованиях Ктейли участники, обычно группы белых американцев, демонстрируют этот образ предка человека, медленно изучающего, как стоять на двух ногах и становиться полностью человеком. И затем им говорят оценивать членов разных групп, таких как мусульмане, американцы и шведы, о том, как они развиваются по шкале от 0 до.

Многие сведения о рисунках можно узнать из работ В. М. Бехтерева, С. Я. Рубинштейн, М. М. Кольцовой, Б. Г. Херсонского, Е. С. Романовой, О. Ф. Потемкиной и др. К настоящему времени уже нет сомнения в том, что рисунок - это один из важнейших источников знаний о психике человека, с помощью которого можно установить множество качественной и количественной информации, валидизировать их и успешно использовать в практике психодиагностического обследования.

Многие люди в этих исследованиях дают членам других групп отличную оценку, 100, полностью человеческую. Но многие другие дают другие оценки, приближая их к животным. «У нас есть невероятная способность к сотрудничеству; это то, что делает нас людьми по-разному», - говорит Ктейли. «И все же у нас есть такая способность к другим».

И этот вывод открывает коробку откровений Пандоры о новой волне нетерпимости по отношению к мусульманам и иммигрантам в Америке при президенте Дональде Трампе - и что это может произойти. Дегуманизация происходит не только в военное время, - говорит Ник Хаслам, психолог, который является ведущим экспертом в этой области в мире. Это происходит прямо здесь, прямо сейчас. И каждый день добрые люди, которые не считают себя предвзятыми фанатиками, тем не менее становятся жертвами этого.

2.Научные психологические основы анализа рисунка

Рисунок - изображение, выполненное от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний), является мощным средством познания действительности. Существуют многочисленные разновидности рисунка, которые различаются по методам рисования, темам, жанрам, назначению, технике и особенностям исполнения. В рисунке зафиксирован процесс отражения человеком окружающего его мира и его внутреннего состояния, содержания фантазий, воображения. Рисунок отражает уровень образного развития и уровень графической культуры, а также служит средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, социальных, политических, этических и эстетических идей. В то же время рисунок есть и эстетическое явление, имеющее длительную историю, которая насчитывает тысячи лет. Рисунок известен человечеству с глубокой древности. Считается, что впервые люди увидели рисунок, выполненный углем на стене пещеры, который являлся абрисом теней, отброшенных сидящими у костра людьми. Рисунки различаются по методам рисования, темам, жанрам, содержанию, технике исполнения, настроению, композиции. На эти особенности больше обращают внимание искусствоведы, психологический же анализ рисунка должен опираться на иные показатели. Какие же? Научное изучение рисунка началось с конца XIX века с работ К. Ричи, Ж. Рума, А. Кларка, М. Линдстрома, Г. Кершенштейнера, Е. Кнудсена и др. В их работах были выявлены основные этапы детских рисунков, развитие графических способностей в онтогенезе. Отечественные исследования связаны с именами Л. С. Выготского, А. А. Смирнова, О. И. Галкиной, Е. И. Игнатьева, И. П. Сакулиной, А. А. Смирнова, Н. Н. Волкова, Г. В. Лабунской, 3. В.Денисовой, Л. Н. Бочерниковой, В. С. Мухиной и др. Д. М. Зуев-Инсаров отмечает, что имеется определенная связь между почерком и рисунком художника, выражающаяся в мягкости или густоте штрихов, степени равномерности нажима, ровности или изломанности линий, простоте или замысловатости рисунков и т. д. Таким образом, рисунок, по мнению известного почерковеда, также имеет большое характерологическое значение. Специальное исследование этой проблемы осуществил Макс Зелигер. Особо яркие и наглядные представления о связи рисунка и характера человека дают рисунки, исполненные душевнобольными. Так, при разрыве ассоциативности мышления у больного наблюдаются примитивные рисунки (фигуры), состоящие из двух-трех связанных между собой линий, которые разлагаются на отдельные элементы (при изображении дома крыша, двери и стены исполнены отдельно и не связаны друг с другом). В более сложных случаях рисунки становятся беспредметными. На бумаге появляются темные пятна, кляксы. Врач по рисунку больного, по окраске, нажиму штрихов часто диагностирует характер заболевания, предугадывает наступление обострения болезни, кризиса.

Дегуманизация - это умственная лазейка, которая позволяет нам вредить другим людям

У нас все еще есть эта тревога внутри нас сегодня. Часто «спонтанные, коленные рефлекторные реакции людей на других людей, которые сильно отличаются от них, отрицательны», - говорит Сюзан Фиск, психолог из Принстонского университета и ведущий эксперт по предрассудкам. Это особенно актуально, когда у нас есть быстрый, минимальный контакт с ними - как мы это делаем сегодня через СМИ. Эти тонкие срезы активируют конфликт между нами и против них, закодированный в наших умах с самого начала человечества.

В исследовании онтогенеза детского рисунка было установлено, что процесс развития детского изобразительного творчества проходит ряд стадий, Можно выделить основные стадии рисунка, однако внутри каждой стадии можно различить некоторые промежуточные подстадии.

Общая схема анализа рисунка

1. Чем рисунок является

Результат взаимодействия сигнальных систем и

Оглянитесь на некоторые из самых трагических эпизодов в истории человечества, и вы найдете слова и образы, которые лишают людей их основных человеческих черт. В нацистскую эпоху фильм «Вечный еврей» изображал евреев как крыс. Во время геноцида в Руанде чиновники хуту назвали «тараканами» тутси, которые нужно было очистить.

И мы получили позорный эксперимент электрошока Стэнли Милграма, который показал, как быстро люди пекут к власти. Был также «тюремный эксперимент» Филиппа Зимбардо, который показал, как легко люди на позициях власти могут злоупотреблять другими. В Стэнфорде Альберт Бандура показал, что, когда участники подслушивают экспериментатора, называя другое исследование предметом «животное», они с большей вероятностью дадут этому предмету болезненный шок. Если вы думаете о убийстве и пытках как универсальном табу, то дегуманизация «другого» - это психологическая лазейка, которая может их оправдать.

функционирования системы «глаз-мозг-рука»;

Я-проекция;

Рассказ в образах;

Способ духовного освоения мира и самовыражения;

Эстетическое освоение мира и души;

Индикатор индивидуальных особенностей.

2.Диагностические признаки

Форма, пропорции, размер, цвет;

Состав линий;

Расположение на листе;

Способ прорисовки, наличие штриховки;

Из этих экспериментов и последующих событий стало ясно, что «очень легко отказаться от чьей-то способности видеть кого-то еще в полном человечестве», - говорит Адам Уэц, психолог из Северо-западного университета, который изучает, как люди думают о разумах и сотрудничают с Ктейли. Даже дети в возрасте от 5 лет видят в мире нас в сравнении с ними.

Фиске в Принстоне изучил, как иммигранты и беженцы единообразно подвергаются дискриминации во всем мире. Она провела исследование нейронауки, которое показывает, когда мы дегуманизируем других, области нашего мозга, связанные с отвращением, включаются, и регионы, связанные с эмпатией, отключаются. То, что шокирует результаты Ктейли из эксперимента «Восхождение человека», говорит она, заключается в том, что «люди готовы признать, что у них есть относительные масштабы человечества в их головах».

Особенности нажима;

Композиционное построение;

Степень осмысленности.


3.Способы анализа

Целостный (типологический);

Поэлементный

4.Что выявляет рисунок

Состояние моторики;

Самооценка и направленность;

Индивидуально-типологические и возрастные особенности;

Художественные способности;

Ктейли вырос в Ливане, стране с передним рядом с израильско-палестинским конфликтом. Там, где он есть, людям нередко приходится сравнивать членов другой группы с животными или уменьшать формы жизни. По его словам, террористы-смертники, убивающие гражданских лиц в кафе и солдатах, которые агрессивно относятся к детям, являются постоянным напоминанием о том, что происходит, когда вам действительно все равно, если другая сторона живет или умирает.

И хотя американцы не любят говорить об этом, у Ктейли было предчувствие, что они тоже были столь же способны к вопиющей дегуманизации. С помощью инструмента «Восхождение на человека» Ктейли и его коллеги Эмиль Брунау, Адам Уэйтс и Сара Коттерилл обнаружили, что в среднем американцы оценивают других американцев как сильно развитые, со средним балом в 90-е годы. Но тревожно, что многие также оценили мусульман, мексиканских иммигрантов и арабов как менее развитых.

Графическая культура;

Интеллектуальное развитие;

Эмоциональное состояние;

Особенности темперамента;

Когнитивные стили;

Состояние межличностных отношений;

Развитие фантазии и воображения;

Особенности мотивации;

Наличие патологии, состояние здоровья;

Психологический тип;

Развитие рисунка в онтогенезе предполагает, что в рисовании ребенок проходит несколько стадий. Первая - стадия «мараний», (2-3 года) когда ребенок, подражая взрослому, выписывает на бумаге бессмысленные каракули. Но через определенное время, каракули начинают замещать для ребенка многое из того, что он видит в жизни. Указывая на каракули, ребенок утверждает, что это папа, а это мама, а это бабушка и т. д. Считают, что первые каракули ребенка относятся не к области изображения чего-то, а скорее к области представления. Это волнующая попытка осуществить нечто видимое, чего на бумаге прежде не было, но было в жизни. Рисование каракулей детей могут отражать эмоциональное состояние или эмоциональное отношение ребенка к тому, что он пытается изобразить. Вторая стадия - стадия примитивного изображения (3-4 года). Попытки детей что-либо нарисовать на первой стадии еще не достигают успеха, но через некоторое время из каракулей вырисовываются фигуры, близкие к геометрическим - треугольникам, кружкам, квадратам и прямоугольникам. Эти фигуры еще очень неровны, но дети начинают постигать важный факт: с помощью линий можно создать изображения, различающиеся по форме, которые могут напоминать что-либо. Например, нарисованные кружки напоминают камушки или пуговицы. Формы становятся проводниками мыслей ребенка. По мнению В. В. Зеньковского, который разделяет выразительную и изобразительную деятельность ребенка, между ними нет глубокой связи, творчество «одушевляется» чувством формы. Отсюда один из важных корней основной особенности рисунков - их символизм. Так возникают смешные «головоноги» с огромными глазами-овалами. Третья - стадия схематического изображения (с 4 до 8-9 лет). Эта стадия тянется долго и заканчивается в зависимости от индивидуальных способностей ребенка к изобразительной деятельности. Иногда, будучи взрослыми, люди не достигают четвертой стадии, оставаясь на третьей. На стадии схематического изображения дети часто рисуют фигурки человека. Эти человечки и представляют собой изображения-схемы. Далее, дети рисуют дома, корабли, машины и т. д. Но эти рисунки выглядят схематично: руки-линии как палочки, голова - кружок, два прямоугольника - корпус машины на кружках колесиках и т. д. На этой стадии происходят сильные изменения в развитии ребенка, расковывается его фантазия, усложняются представления. Ребенок уже в состоянии выполнить рассказ в образах, который может быть понятным для окружающих. Четвертая - стадия правдоподобных изображений (с 9 до 12 лет и

Это показывает, что восприятие «инаковости» похоже на циферблат в наших умах, который можно включить. Это было бы достаточно тревожным, если бы в исследовании также не было двух предсказаний о способности дегуманизации сделать мир более враждебным местом.




В течение нескольких месяцев, прошедших с того момента, как Дональд Трамп был избран президентом, для американцев стало странно обычным явлением, чтобы откровенно дегуманизировать мусульман и мексиканских иммигрантов, а затем использовать насилие против них. Сегодня Ктейли и его коллеги находят что-то подобное: готовность к дегуманизации по шкале «Восхождение человека» предсказывает агрессивное отношение к мусульманскому миру.

далее), которая характеризуется постепенным отказом от схематического изображения. На этой стадии совершается попытка воспроизвести мир более объективно. На этой же стадии дети овладевают приемами рисования с натуры, постигают особенности формы, перспективы, пропорций, фигуры и фона. Овладение стадией правдоподобных изображений невозможно без обучения. Индивидуальные способности к рисованию проявляются здесь более отчетливо. Попытки освоить эту стадию наблюдаются практически у всех детей, однако становится доступной она далеко не всем детям. Здесь требуются либо художественные способности, которые позволяют быстро обучиться, либо терпеливое овладение навыками рисования правдоподобных изображений. В этой стадии можно заметить одну важную ступень в развитии художественных способностей - подражание. Происходит выбор – кому подражать, у кого учиться, что перенимать. Именно на этой стадии осуществляется освоение мира художественными средствами изображения. Копирование работ художников является необходимой стадией, и те, кто в достаточной степени этими навыками овладел, в дальнейшем могут достичь совершенства. Еще один вид копирования - рисунки с натуры, когда «копируется» пейзаж, натюрморт, отдельный предмет или человек. Именно через подражание природе или миру вещей ребенок приходит к следующей, пятой стадии - художественное изображение. На пятой стадии проявляется графическая культура человека, представляющая собой необходимое условие для овладения профессиональным мастерством в самых различных видах деятельности. На данной стадии осуществляется эстетическое самовыражение. Здесь проявляется художественная фантазия, сила воображения, реализуются творческие замыслы и способность его воплощения. На этой стадии формируется призвание художника, совершенствуется его мастерство, профессиональное становление. На этой стадии материализуется дух, претворяются в жизнь идеи человека, который становится художником, творцом. Здесь определяется его жанровая избирательность, тематическая направленность, способы самовыражения. Исследования свидетельствуют о закономерном изменении рисунка, в особенности фигуры человека, в процессе возрастного развития. Установлена корреляция между показателями психического развития и совершенствованием детского рисунка. Еще в начале XX в. было показано, что рисунок может быть индикатором психического развития.

Люди, которые дегуманизируют, более склонны обвинять мусульман в целом в действиях нескольких преступников. Люди, которые дегуманизируют низкооплачиваемые или маргинализованные группы, оцениваются выше по мере, называемой «ориентация на социальное доминирование», что означает, что они предпочитают неравенство между группами в обществе, причем некоторые группы доминируют над другими. Это продолжается: люди, которые дегуманизируют, с большей вероятностью согласятся с такими заявлениями, как «Мусульмане являются потенциальным раком для этой страны» и «Нападения на Сан-Бернардино подтверждают это: мусульмане представляют собой угрозу для людей из этой страны».

В настоящее время рисунок прочно вошел в практику психологической диагностики и коррекции и стал одним из наиболее распространенных объектов психологического анализа. В отличие от других методов психологического изучения, например, опросников, рисунок имеет целый ряд преимуществ: а) он может быть использован на ранних этапах онтогенетического развития, начиная с 2-3 лет; б) применение рисунка в качестве теста занимает значительно меньше времени, чем использование ряда других тестов, тогда как его информативность может быть значительно выше; в) рисуночные тесты могут быть применены в широком спектре практических задач: диагностических, учебных, коррекционных, а также в различных областях психологии - от возрастной психологии, психологии творчества, медицинской психологии до социальной, юридической психологии и психологии труда; г) для психологического анализа рисунок предоставляет большой объем как качественных, так и количественных показателей, что позволяет осуществить проверку на степень их валидности и надежности - наиболее важным требованиям к психодиагностическим методикам.

И, в исследовании, вопиющая дегуманизация мусульман и мексиканских иммигрантов была сильно коррелирована с поддержкой Трампа - даже по сравнению с поддержкой других кандидатов из республиканцев. Данные «согласуются с идеей о том, что поддержка некоторых кандидатов из республиканцев идет не вопреки их бесчеловечной риторике, а отчасти из-за этого», - заключают Ктейли и Брунау в журнале.

То есть, чем больше людей дегуманизировали, тем меньше вероятность, что они будут поддерживать Сандерса. В среднем мусульмане в выборке «чувствовали себя сильно нелюбимыми и дегуманизованными как тропными, так и немусульманскими американцами в более широком смысле». В шкале от 1 до 7 с 1 указанием на то, что мусульмане не чувствовали себя дегуманизованными вообще и 7, что они чувствовали он был интенсивным, средний уровень группы составлял 66, что значительно превышало половину.

3.Рисуночные методики, наиболее часто используемые в психологической практике

Тест «Рисунок человека» - один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху. Прцедура тестирования проходит следующим образоом. Лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально. Инструкция: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете» (здесь и далее приводится обращение к взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше». Если обследуемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т.п.), то ему говорят: «Рисуйте так, как вы хотите». Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», – следует ответ: «Нет, нарисуйте всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», – то ему отвечают: «Нет, нарисуйте, пожалуйста, человека».

Этот опрос не был предназначен для национального представительства всех мусульман, живущих в Америке. Вместо этого он был разработан, чтобы выяснить, что происходит внутри ума того, кто чувствует себя бесчеловечным. И последствия были большими, - объясняет Брунау. Чем больше мусульмане чувствовали себя дегуманизированными Трампом, тем больше они дегуманизировали Трампа. Чем больше они чувствовали себя обесчеловеченными, тем меньше вероятность сказать, что они сообщат о подозрительных действиях в своих общинах.

Исследование предсказывает порочный круг. Это вызывает более яростный отклик у некоторых людей в мусульманском сообществе. И вдруг вся страна является более враждебным, менее безопасным местом для всех, заключают исследователи в статье, которая была недавно опубликована в журнале «Личность и социальная психология».


Мы хотим быть осторожными, чтобы сказать, что любой ответ, который мы можем ожидать, не уникален для групп меньшинств. Фактически, некоторые из наших предыдущих работ показали, что американцы, которые считают, что они дегуманизированы мусульманами, с большей вероятностью дегуманизируют мусульман, - говорит Ктейли. «Мы думаем, что это работает в обоих направлениях».

Рисунок «Несуществующее животное» - это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет).

Процедура тестирования предполагает следующее. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах». Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать, то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования. Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения. Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно. Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно. Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы: Чем оно питается? Где живет? Чем обычно занимается? Что любит делать больше всего? А чего больше всего не любит? Оно живет одно или с кем-нибудь? Есть у него друзья? Кто они? А враги у него есть? Кто? Почему они его враги? Чего оно боится, или оно ничего не боится? Какого оно размера?

Дегуманистическая риторика против мусульман становится более приемлемой в эпоху Трампа

Бен Херциг, клинический психолог из Бостонской области, который специализируется на лечении людей из мусульманского сообщества, говорит, что некоторые из его пациентов отвечают, уходя. Есть признаки того, что антиисламские настроения усиливаются. За последние семь недель в Америке произошло четыре пожара в мечети.

Трудно нарисовать прямую линию от Трампа до этих инцидентов. Но правдоподобно, что он ободряет людей этими чувствами и помогает изменить разговор о членах других расовых и этнических групп. В своей работе психоаналитика Патриция Элвуд полагается не только на слова своих клиентов, но и на ее рисунки. «Спонтанный рисунок позволяет прямо понять мир бессознательного, потому что он не манипулируется языком и сознанием», - говорит Элвуд. Она часто использует свой метод, чтобы помочь детям с нарушениями развития.

Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашивают, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов – не обязательный, а ориентировочный.

Юнга, опираясь в основном на анализ рисунков. Чертежи очень важны для моей работы, потому что в спонтанном рисунке всегда проявляется бессознательное. И это бессознательное во многом управляет нами. Поскольку мы не можем вспомнить все наши переживания в мозге, они погружаются в бессознательное, где они хранятся в образах. Эти образы формируют наш мировой опыт и наши действия. Вот почему обычно это нерентабельно в блокаде, проблемы в голове катиться.

Мы не можем решить их с чисто рациональным доступом, мы поворачиваемся по кругу. Наглядный язык бессознательного, который мы знаем из наших мечтаний. Вы также можете интерпретировать сны с вашими клиентами. Это было бы трудно в том, что эти мечты должны быть вербализованы и потерять свою интенсивность. Всем это известно: вы просыпаетесь от сна и очень расстроены. Если вы пытаетесь описать сон кому-то, он теряет большую часть своей интенсивности. Решающими являются внутренние картины и наши чувства, а не те события, которые мы можем описать.

Методика «Рисунок семьи». Этот тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка. Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом применен и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека. Процедура тестирования предполагает следующее. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Нарисуйте на этом листе всю свою семью». Если обследуемый задает вопросы: «А кого рисовать?», «А бабушку рисовать?», «А можно я нарисую своего друга?», «Мою – это значит мою собственную или родительскую, в которой я воспитывался?» (последний вопрос иногда задают взрослые, имеющие собственную семью), – то проверяющий отвечает: «Я не знаю, кто входит в вашу семью. Вы знаете это лучше меня». В отличие от этого, в ответе на вопрос, рисовать ли себя, следует дать понять, что это желательно, например, можно сказать с полувопросительной интонацией: «Ты ведь член своей семьи?». По завершении рисунка выясняют, какого члена семьи изображает каждый из нарисованных персонажей. При этом обследующий не должен высказывать собственных предположений. Так, указывая на кого-либо из персонажей, не следует спрашивать: «Это кто, папа?». Вопросы должны звучать нейтрально: «Кто это? А это?». Могут быть дополнительные вопросы типа: «Где все это происходит?», «Что вы делаете?» или «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?» и т.п. Беседу проводят в свободной форме.

4.Требования к специалистам, изучающим рисунок

Использование рисунков психологии выдвигает определенные требования к специалистам. Для работы с рисунками необходим большой опыт. Рисунок раскрывает много возможностей, но и требует значительного труда и терпения от исследователей, чтобы эти возможности использовать. Психологический анализ рисунка возможен, а сведения, получаемые из такого рода анализа, целесообразно использовать в психодиагностической практике. Кроме того, любое изображение можно проанализировать как с точки зрения его качественных особенностей, так и с точки зрения его количественных составляющих. А это значит, что, как говорилось ранее, рисунок может быть проверен на степень его валидности и надежности. Количественные и качественные параметры оценки рисунка можно сопоставлять со многими другими параметрами психодиагностических методик, что и было выполнено в нашем исследовании. Рисуночные тесты,как особая разновидность психографических методов, часто используются в практической диагностике и нередко служат единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в рисунках содержится обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Последний, в свою очередь, в процессе общения с психологом использует не только слова, но и образы. Рисунки, как показывает опыт, имеют яркие индивидуальные различия, что дает возможность построения на их основе естественных психологических классификаций и типологий, и это достигается значительно быстрее, чем применение других методов. Анализ рисунков, письма, «изобразительного языка» в целом не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию душевного состояния человека, его видения мира и социальной ориентации. Однако за многими достоинствами графических методов, простотой и доступностью их применения стоят высокие требования к специалисту- психологу, их использующему. Необходимы длительная практика, чрезвычайная осторожность в интерпретации и умение правильно формировать сложный комплекс методик, поскольку графические методы, по нашему убеждению, не должны применяться изолированно от других методов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Психологический анализ рисунка и текста. - СПб., 2006;

2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М., 2003;

3. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова.– М., 1999;

Арт-терапия — известная методика высвобождения «неоговоренных» эмоций. Когда в творчестве сознание человека отключается — бессознательное даёт себе выход (во время сеансов арт-терапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания). Речь в общем-то не об этом…
Интересная интерпретация анализа детского рисунка:

Масти и пасти
Только веселый и жизнерадостный тип будет заполнять лист мордочками, хвостами, лапами всевозможных мастей. Такой человек открыт и дружелюбен по отношению к царю зверей тоже. Конфликтовать он не любит, хороший климат в коллективе для него важен необыкновенно.

Спирали
Типично женский рисунок, — утверждают психологи. Человек находится в поисках гармонии и надежности. Возможно, ему недостает времени для раздумий, и он хотел бы остановиться, чтобы заглянуть в свою душу.

Сердца, сердечки — большие и маленькие
Вполне прозрачный символ. Тут одно из двух: человек либо уже тотально влюблен, либо готов вот-вот с головой броситься в умопомрачительное любовное приключение.

Небо, солнце, облака
Жизнерадостные рисунки сообщают: «Я — мечтатель, у меня богатая фантазия». Мягкие, текучие формы позволяют распознать человека сердечного, чувствительного. Облачко и солнце говорят о легком, радостном человеке, который с оптимизмом смотрит в будущее.

Грубые линии
Характерны для человека, который находится как раз в самом эпицентре сложного конфликта или проблемы. Чем сильнее нажим, чем жирнее линии, тем выше накал внутреннего возбуждения, но вместе с тем и упорнее желание поскорее разобраться со всем этим. Человек энергичный, решительный. Каждая сильная, энергичная линия — это атака, на которую в прямом разговоре может не хватить мужества.

Камень на камне
Эта скрупулезно вырисованная стена говорит о реалисте, который планомерно, шаг за шагом идет к своей цели. Раз уж он рисует так аккуратно и точно, то наверняка знает, чего хочет.

Головы и лица
Так может рисовать только полный юмора и общительный тип, который с удовольствием смеется и над собой тоже. Оптимизм — его жизненное кредо. Он не устает заводить новые знакомства и не забывает поддерживать старые. Он обладает от природы острым умом, но — будьте осторожны: такие люди довольно саркастичны, их ирония может больно ранить.

Домики и коробки
Симметричные формы демонстрируют любовь к порядку, склонность к планированию и расчетам. Такого человека нелегко сбить с толку. У него достаточно ясные цели, он привык решительно отстаивать свое мнение.

«Кренделя»
«Кренделя» часто соотносятся с эгоцентричностью и тщеславием. Все кружится около собственной персоны. «Кренделя» могут сигнализировать: мои мысли вертятся вокруг одной серьезной проблемы, решения которой я не нахожу.

Геометрические формы
Тут — ясная голова, которая любит свои проблемы раскладывать по полочкам. Ну а для чувств места может и не хватить. Считается, что подобные рисунки свойственны прежде всего мужчинам.

Ручки, ножки, огуречик
Этому человеку ненавистны любая ограниченность и мелочность. Он живет в коллективе и для коллектива. Он любит представлять себя натурой широкой и способной понять все и всех. Иногда, однако, такая широта и самозабвенность могут повредить его собственным планам.

Знаки препинания
Знаки вопроса, восклицательный знаки и т.п. говорят о холодном мыслителе, который не прочь подсмотреть за кем-нибудь в замочную скважину. Жизнь представляется ему любопытным ребусом, который сможет разгадать только изощренный ум. Таковым он и является.

Шахматные рисунки
Человек, вычерчивающий целые шахматные поля, может отличаться бескомпромиссностью, нежеланием заглаживать конфликты и разногласия. Но он опасается, что не достигнет удовлетворения своих личных амбиций. Чем проще изображение, тем реальнее, конкретнее человек, нарисовавший это.

Глаза
Рисунки не скрывают склонности своего создателя к самонаблюдению. Если человек снова и снова изображает глаз в различных ракурсах, он, скорее всего, достаточно самокритичен. Иногда это знак внутреннего беспокойства.

Губы
Лист, усыпанный губами и губками, может свидетельствовать об особо чувственной натуре. И смеющиеся рты, и рты с плотно сжатыми губами, — все они говорят о человеке одаренном, творческом. Поэтому чаще всего этих людей можно встретить там, где речь идет об искусстве, музыке, кино. Бывает, между губами проблескивают зубы — такой человек не лишен некоторой агрессии.

Парад цветов
Эти люди застрахованы от жизненных неудач. Главное в их жизни — гармония во всем: в быту, в одежде, в отношениях с людьми. Только подобные поиски гармоничности могут привести к простому игнорированию конфликтов.

Бутылки, фляги и прочая посуда
Совершенно очевидно: эти символы не имеют ничего общего с пристрастием к вину, а вполне откровенно говорит о женственной сексуальности и эротических фантазиях их создателя. Особенно на фоне жестких и серых трудовых будней.

Луна, звезды
Некто мечтает отправиться к звездам. Или стать звездой. Сильная воля и хорошая порция честолюбия. Звездочки обожают рисовать начальники, а также люди, не лишенные некоторого эгоизма. Такой человек мечтает взобраться на самые звездные вершины успеха.

Рамки и рамочки
Рамки имеют большое значение, даже если они чахлые и выглядят довольно убого. Люди, которые их рисуют, обращают много внимания на форму и стиль. И еще. Их мышление конкретно, практичность — их основной козырь.

Дикие каракули
Это картина внутреннего хаоса либо знак того, что человек стоит на пороге какого-то необыкновенно важного решения, которое зреет в глубинах его души.

Стилизованные буквы
Они вырисовываются с графической точностью. За вычурным рисунком кроется любовь к мелочам и деталям. Однако склонность доводить все до совершенства может привести к нетерпимости в отношении людей.

Штрихи из центральной точки
Подобные рисунки характерны для людей решительных, следующих своим целям и способных увлечь за собой других. Их главное достоинство состоит в том, что они готовы бороться и отстаивать свою точку зрения, всегда при этом оставаясь приличными людьми.

Ландшафты
Человек на крыльях фантазии улетает далеко-далеко, прочь из опостылевших стен офиса или собственной кухни. Он мысленно упивается идиллией, замешанной на море, пляже, голубом небе или лесных полянах, усыпанных цветами. Это своеобразный клапан: сны наяву помогают человеку избежать многих зол. Такие люди предпочитают разрешать возникающие конфликты мягко, а лучше — вовсе в них не попадать, т.к. им совсем не свойственна агрессивность.

Заборы, баррикады
Человек строит забор, еще забор, потом — несколько оград. Скорее всего, для того, чтобы отгородиться от своего окружения. Ему хочется убежать от всех, спрятаться от чужих глаз. И виной тому либо чрезмерные требования, ему предъявляемые, либо сильнейшая потребность в покое.

Лес и деревья
Под сильными стволами деревьев могут прятаться неуверенность в себе и тщетные поиски заботы и опеки. Это человек, который не умеет и не любит отстаивать свои взгляды.

Гирлянды и цепи
Такие люди не впадают в восторженное состояние от неожиданности. Им нужны порядок, предсказуемость и последовательность в собственной жизни и в поступках других людей. Одни и те же мотивы их рисунков повторяются снова и снова, что позволяет предположить: этим людям не страшна любая рутина, а, может, она им даже чем-то нравится.

Круги и кольца
Окружности, связанные друг с другом или вписанные одна в другую, позволяют распознать стремление к присоединению и соучастию. Они говорят о том, что человек чувствует свою отчужденность от других, выключенность, и страстно тоскует по дружбе.