Рассказы о богах и героях древней греции. Все самое интересное про богов древней греции

(самоназвание — Суоми) - государство на севере Европы. По суше граничит на севере с Норвегией, на северо-востоке и востоке - с Россией, на северо-западе - со Швецией. От Германии и Польши ее отделяет Балтийское море. За Финским заливом лежат Эстония, Латвия и Литва. Ни одна, даже сама отдаленная точка государства, не расположена от моря далее, чем на 300 км. Почти четверть территория Финляндии находится за Полярным кругом.

Название страны происходит от шведского Finland - «страна финнов».

Официальное название: Финляндская Республика (Suomi).

Столица:

Площадь территории: 338 145 кв. км

Общее население: 5,3 млн. чел.

Административное деление: Финляндия разделена на 12 ляни (губерний) и 450 самоуправляемых коммун (кунта), Аландские острова имеют статус автономии.

Форма правления: Парламентская республика.

Глава государства: Президент, избираемый сроком на 6 лет.

Состав населения: 74% - финны, 10% - русские, 7% - эстонцы, 3,7% - шведы, 3% - саамы, 2% -цыган, 1,5% -сомалийцев, 0,5% - евреев 0,3% - татар.

Государственный язык: финский и шведский.

Религия: 90% - вангелическо-лютеранской церкви, имеются 1% - православные.

Интернет-домен: .fi, .ax (для Аландских островов)

Напряжение в электросети: ~230 В, 50 Гц

Телефонный код страны: +358

Штрих-код страны: 640-649

Климат

Умеренный континентальный, на севере испытывает мощное "согревающее" влияние Северо-атлантического течения, на юго-западе - переходный от умеренного морского к континентальному. Характерны мягкая снежная зима и достаточно теплое лето. Самая высокая температура летом от +25 С до +30 С, а средняя температура около +18 С, при этом температура воды в неглубоких озерах и на морском побережье быстро достигает +20 С и выше.

Зимой температура нередко опускается ниже -20 С, но средние температуры при этом колеблются от -3 С на юге (с частыми оттепелями) до -14 С на севере страны. За Полярным кругом солнце летом не опускается за горизонт в течение 73 дней, а зимой здесь наступает полярная ночь ("каамос"), длящаяся до 50 дней. Осадков выпадает 400-700 мм. в год, снег на юге страны лежит 4 - 5 месяцев, на севере - около 7 месяцев. При этом на западном побережье выпадает меньше осадков, чем во внутренних озерных районах. Самый влажный месяц - август, самый сухой период - апрель-май.

География

Государство в Северной Европе, на востоке Скандинавского полуострова. На юге и востоке граничит с Россией, на севере - с Норвегией, на западе - со Швецией. Южный берег омывается водами Финского и Ботнического заливов Балтийского моря.

В состав Финляндии также входят Аландские острова (архипелаг Ахвенанмаа) - около 6,5 тыс. небольших низких островов у юго-западного побережья страны.

Большая часть страны занята холмисто-моренными равнинами с многочисленными выходами скальных пород и разветвленной озерно-речной сетью (всего в стране 187 888 озер!). До 1/3 всей поверхности страны заболочено. На северо-западе страны тянется восточная оконечность Скандинавских гор (высшая точка - г. Халтиа, 1328 м.). Берега Балтийского моря низкие и испещрены многочисленными островами и шхерами. Общая площадь Финляндии - 338 тыс. кв. км.

Растительный и животный мир

Растительный мир

Почти 2/3 территории Финляндии покрыто лесами, поставляющими ценное сырье для лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В стране произрастают северо- и южнотаежные леса, а на крайнем юго-западе - смешанные хвойно-широколиственные. Клен, вяз, ясень и лещина проникают до 62° с.ш., яблоня встречается у 64° с.ш. Хвойные породы распространяются до 68° с.ш. Севернее простираются лесотундра и тундра.

Треть территории Финляндии занимают болота (включая заболоченные леса).

Животный мир

Животный мир Финляндии сильно обеднен. Обычно в лесах обитают лось, белка, заяц, лисица, выдра, реже – выхухоль. Медведь, волк и рысь встречаются только в восточных районах страны. Разнообразен мир птиц (до 250 видов, в том числе тетерев, глухарь, рябчик, куропатка). В реках и озерах водятся лосось, форель, сиг, окунь, судак, щука, ряпушка, а в Балтийском море – салака.

Достопримечательности

В первую очередь, Финляндия славится своими реками и озёрами, которые превращают её в настоящую "мекку" водного туризма и рыбалки Европы, а также своей бережно охраняемой природой, прекрасным животным миром и великолепными возможностями для зимних видов спорта. В летнее время великолепное побережье Балтийского моря и тысяч озер предоставляют хорошие возможности искупаться всего лишь в какой-то сотне километров от Полярного круга, а интересные пешие или велосипедные походы, охота и рафтинг не оставят равнодушным ни одного туриста.

Банки и валюта

Официальной денежной единицей Финляндии является Евро. Один Евро равен 100 центам. В ходу купюры достоинством 5, 10, 20, 50, 100, 500 Евро, монеты номиналом 1, 2 Евро и 1, 2, 5, 10, 20, 50 центов.

Банки обычно работают в будние дни с 9.15 до 16.15, выходные дни - суббота и воскресенье. В праздничные дни все банки закрыты.

Обменять валюту можно в банках, в некоторых почтовых отделениях ("Postipankki"), во многих отелях, морских портах и в аэропорту Хельсинки (наиболее выгодный курс в отделениях банков), часто для обмена необходимо предъявить паспорт. Наличные деньги можно получить также и в банкоматах. Широкое распространение получили кредитные карты ведущих мировых систем - по ним можно осуществить платежи в большинстве гостиниц, магазинов, ресторанов, в пунктах проката автомобилей и даже в некоторых такси. В большинстве банков можно обналичить и туристические чеки.

Полезная информация для туристов

Обычные часы работы магазинов - с 10.00 до 18.00 в будни и с 10.00 до 15.00 в субботу. В больших городах многие крупные универмаги работают до 20.00 в будни.

В Финляндии правостороннее движение. Автобусное сообщение действует примерно на 90% дорог Финляндии. Экспресс-автобусы обеспечивают надежное и быстрое сообщение между густонаселенными районами страны.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СТРАНАМИ И НАРОДАМИ

ФИНЛЯНДИЯ

  • ЗАНЯТИЕ

Задачи

Знакомить с природой северной страны - Финляндии;

Актуализировать словарь по лексическим темам «Дикие жи­вотные», «Рыбы», «Деревья», «Зима»;

Упражнять в образовании приставочных глаголов, притяжатель­ных, относительных прилагательных, имен существительных родительного падежа множественного числа, предложного падежа; в подборе прилагательных-антонимов; в согласовании существительных с числительными в родительном падеже, в образовании родственных слов, определении количества слогов в слове;

Формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные в словах;

Закреплять использование предлога между.

Развивающая: развивать внимание, мышление, графические навыки.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к природе;

Учить беречь богатства природы.

Оборудование: картинки с изображениями Санта-Клауса, собачьих упряжек с одной, двумя, тремя, четырьмя собаками, предметные кар­тинки для определения количества слогов в слове с изображениями рыб, следов зверей на снегу, в названии которых есть звуки [с], [с"] (сиг, сельдь, лосось, сом, салака), модули и искусственное дерево, картонная кастрюля с прозрачным кармашком и фигурки рыб, синее и зеленое пластиковые ведра, раздаточные карточки «Лыжная про­гулка» для развития внимания и закрепления предлога между (1-й ряд: ель, береза, куст; 2-й ряд: пень, берлога, ветки; 3-й ряд: изба, указатель, горка) (по числу детей), карандаши.

* * *

I . Вводная часть

Педагог. Ребята, здравствуйте! Посмотрите, нам пришло приглашение.

Педагог показывает приглашение.

Кто на нем изображен?

Д е т и. Санта-Клаус.

Педагог. Да, это Санта-Клаус. А кто знает, где его родина?

Дети отвечают.

Педагог. Родиной Санта-Клауса считают Лапландию - самую северную часть Финляндии. Вот в какую страну нас приглашают, туда мы и отправимся вместе с нашим героем, которого по-фински называют Иоулупукки. Как вы думаете, если приглашение прислал именно Санта-Клаус, какое там сейчас время года?

Дети. Зима!


II . Основная часть

Педагог

В «страну болот», или Суоми, - ведь так Финляндию зовут, По санному пути лесному олени быстро повезут.

Здесь Санта-Клаус - Йоулупукки, а баню сауной зови.

Морошку, клюкву и бруснику в лесах, болотах собери.

В лесах - медведи, лоси, лисы, а в водах - семга, сельдь, форель.

И быстро пролетает лето... Кружит за окнами метель.

Холодная зима и бани, веселых танцев хоровод,

Сиянья северного всполох вдруг озаряет небосвод.

На лыжах можно здесь кататься, но лишь весна растопит снег,

Как злаки на полях восходят, их в зиму сеял человек.

А летом тучные коровы траву задумчиво жуют,

Чтоб маслом сливочным гордился трудолюбивый финский люд.

В страну озер, лесов дремучих наш Санта-Клаус держит путь.

Для ягод и грибов отборных ты взять корзинку не забудь.

Рассказ педагога сопровождается показом фотографий Финляндии.


Финляндия - северная страна. На юге и востоке она граничит с Россией. Треть страны находится севернее Полярного круга. В Фин­ляндии очень холодная зима и короткое прохладное лето. С запада и юга она омывается Балтийским морем. Большую часть ее территории занимают болота. «Страна болот», Суоми, - так называют саамы (коренные жители) свою страну. Есть на ее территории невысокие горы, скалы. На севере - тундра, т.е. равнина, покрытая мхами, ма­ленькими деревьями. Есть тайга - очень густой хвойный лес. Что значит «хвойный»?

Дети отвечают.

А какие хвойные деревья вы знаете?

Дети отвечают.

В южных районах Финляндии очень много знакомых нам дере­вьев: берез, орешника, тополей, кленов, дубов, лип и ольхи. А еще ее называют «страной тысячи озер». И это не случайно. В Финляндии их насчитывается около 190 тысяч! Также ее можно смело называть «страной тысячи островов». По последним данным в Финляндии насчитывается около 180 тысяч островов.

Мы немного узнали о природе Финляндии. Что мы увидим в стра­не Суоми? Чего там много?

Дети. Мы увидим озера, моря, леса, острова, реки... В Финлян­дии много озер, рек, болот, островов, лесов, полей. Педагог. Каких деревьев много?

Дети. В Финляндии растет много берез, лип, тополей, ольх, орешников, сосен, дубов, кленов.

Педагог. Природа разных областей Финляндии различна. На севере деревья низкие, а на юге наоборот - высокие, на юге стволы деревьев толстые, на севере - тонкие, на юге вода в озерах теплая, а на севере - холодная, на севере трава редкая, а на юге - густая. Мы попали в эту удивительную северную страну зимой, поэтому нас ждут зимние приключения. Как вы думаете, на чем можно ка­таться зимой?

Дети. Можно кататься на лыжах, санках, коньках, снегоходах. Педагог. Правильно. Традиционным видом транспорта в Фин­ляндии считается оленья упряжка. Например, на ней передвигается Санта-Клаус. В сельской местности помимо современных средств передвижения часто используются сани и лыжи, а летом - лодки. Зимой через замерзшие озера и холмистые равнины Финляндии и по сей день прокладываются многочисленные санные и лыжные пути. А еще можно передвигаться на собачьих упряжках. В северных районах Финляндии устраивают даже состязания таких упряжек. Мы тоже их проведем.

Педагог помещает картинки с изображением упряжек с одной, двумя, тремя собаками и предметные картинки.


На упряжке с одной собакой «поедут» картинки с изображением предметов, в словах-названиях которых один слог, с двумя соба­ками - картинки с изображением предметов, в словах-названиях которых два слога, с тремя собаками - картинки с изображением предметов, в словах-названиях которых три слога. Дети распределяют картинки по упряжкам.

Упражнение на релаксацию «Северное сияние»

Педагог. Давайте отдохнем и посмотрим на прекрасное север­ное сияние.

Педагог показывает слайды с изображением северного сияния, включает спокойную музыку, дети садятся на стульчики.

Северное сияние в Финляндии

Расслабьте руки, ноги и спокойно наблюдайте. А теперь пора в путь. Напрягите руки, ноги.

Дети выполняют задания.

Продолжаем наше путешествие. Какие животные живут в Фин­ляндии?

Д е т и. В Финляндии живут олени, волки, рыси, росомахи, медве­ди, лисы, зайцы, лоси, ежи, белки. Педагог. Кого много?

Дети образуют родительный падеж множественного числа.

Дети. В лесах Финляндии много лис, медведей, волков, рысей, росомах...

Педагог. Чьи следы мы увидим на снегу?

Педагог раскладывает карточки-«следы» на полу.

Дети. Мы увидим следы лисы - лисьи, следы рыси - рысьи, следы медведя - медвежьи, зайца - заячьи. И т.д.

Педагог. Финляндия - северная страна. Здесь короткое лето и затяжная холодная зима. Эти климатические особенности отразились и на особенностях финской кухни. В суровом климате этой страны финны привыкли думать не о кулинарных изысках, а о том, чтобы пища была сытной, калорийной и помогла удержать жизненную энер­гию в самые трескучие морозы. Жители питаются в основном тем, что подарила им природа: рыбой, мясом, ягодами, грибами.


Финляндию нельзя представить без рыбалки. Рыба здесь во­дится и в морях, и в реках, и в озерах. Причем она довольно крупная, что привлекает тысячи рыбаков. И мы наловим рыбы. В зеленое ведерко положим рыбу, в слове-названии которой есть мягкий звук [с"], а в синее - в слове-названии, которого есть твердый звук [с].

Педагог предлагает детям два пластмассовых ведерка (синее и зеленое), картинки рыб. Дети «ловят» рыбу и распределяют по ведеркам.

Наловили рыбы, теперь сварим уху - рыбный суп.

На собачьих упряжках покатались, пора и на лыжах пройтись по зимнему лесу!

Дети выходят в центр группы. (Там можно расположить модули, искус­ственное дерево и др.) Они имитируют катание на лыжах. Дети дополняют рассказ педагога, образуя приставочные глаголы.

Педагог. Итак, мы ехали, ехали, к горке (подъехали), с горы (съехали), вокруг дерева (объехали), через мост (переехали) и т.д. На­катались, можно и отдохнуть.

Педагог помещает на доску картонную кастрюлю с кармашком и фигурки рыб. Дети вставляют рыбок в кармашек и рассказывают, из скольких и каких рыб они сварят уху.

Д е т и. Я сварю уху из трех сомов. А я - из двух салак...

Самомассаж пальцев рук «Согреем руки»

Педагог. Уху сварили, пора возвращаться домой. Холодно... Нужно разогреть руки, чтобы они крепче держали лыжные палки, ведь нам предстоит дорога обратно.

Дети проводят самомассаж пальцев рук, начиная растирать их круговыми движениями от кончиков к основанию.

Упражнение на развитие графических навыков «Лыжная прогулка»

Педагог. Чтобы быстрей оказаться дома, начертим лыжный путь.

Педагог раздает детям карандаши и карточки «Лыжная прогулка» для развития внимания и закрепления предлога между (по числу детей).

Поставьте карандаш на точку. Прочертите путь между кустом и березой.

Дети выполняют задание.

Дети. Проехали между кустом и березой. Не поедем между бе­резой и елью.

Педагог. Теперь проведите линию между пеньком и берло­гой.

Дети выполняют задание.

Дети. Проехали между пнем и берлогой. Не поедем между бер­логой и ветками.

Педагог. Теперь проведите линию между избушкой и указа­телем.

Дети выполняют задание.

Где проехали? Где не поедете?

Д е т и. Не поедем между указателем и горкой.

III . Заключительная часть

Педагог. Отлично, вот мы и дома! Понравилось вам путеше­ствие? Что вы узнали о Финляндии? Чем запомнилась природа? Чего там много?

Дети отвечают на вопросы.


  • ЗАНЯТИЕ

Финляндия (окончание )

Задачи

Коррекционно-образовательные:

Знакомить с природой Финляндии;

Актуализировать словарь по лексическим темам «Ягоды», «Грибы», «Лето»;

Упражнять в образовании приставочных глаголов, относитель­ных прилагательных, родительного падежа множественного числа, предложного падежа, согласовании существительных с числительными в родительном падеже, образовании родственных слов, определении количества слогов в слове;

Дифференцировать твердые и мягкие согласные в словах;

Закреплять употребление предлога между.

Развивающая: развивать внимание, мышление, графические на­выки.

Оборудование : картинки с изображениями черники, земляники, брусники, розы, гриба-лисички, боровика, ромашки, подберезовика, синие и зеленые пластмассовые корзиночки, и предметные картинки-«ягодки» на твердые и мягкие согласные, звуковые дорожки, кар­тонные ягодки (по числу детей), картонные кастрюльки (по числу детей) и предметные картинки съедобных грибов, картинка «Найди одинаковые грибы», корректурная проба (картинки по числу детей), раздаточные карточки «Проведи дорожку домой» (по числу детей).

* * *

I. Вводная часть

Педагог. Внимательно посмотрите на картинки и найдите чет­вертую лишнюю.

Педагог демонстрирует ряды картинок с изображениями: (1) черники, земляники, брусники, розы; (2) лисички, боровика, ромашки, подберезовика. Дети определяют лишние картинки.

А как мы назовем одним словом оставшиеся картинки? Дети. Это ягоды и грибы.

Педагог. Правильно. Знания о ягодах и грибах пригодятся нам в сегодняшнем путешествии. А отправимся мы снова в Финляндию.

II. Основная часть

Педагог. Что мы уже знаем о Финляндии?

Дети вспоминают и рассказывают.

Когда созревают ягоды, появляются грибы?


Дети. Летом.

Педагог. Да, но лето в Финляндии очень короткое, поэтому мы должны успеть побывать и в лесу, и на болоте, где нас ждет много да­ров леса... Это, в первую очередь, ягоды: морошка, болотная клюква, черника, земляника, брусника, лесная малина.

Динамическая пауза «По ягоды»

В лес сегодня мы пойдем

И корзиночку возьмем. Дети изображают, что берут кор зинки.

Мы присядем под кустом - Приседают несколько раз.

Земляники наберем.

По болоту пошагаем - Имитируют движения, как будто

Клюквы мы насобираем. идут по болоту, высоко поднимая

колени.

Нагибайся, не ленись Наклоняются несколько раз вперёд

И под дерево нагнись. и в стороны.

Все корзинки и лукошки Показывают, какие тяжёдые

Мы наполним понемножку. корзинки.

Педагог. Итак, мы пошли: из дома (вышли), в лес мы (пришли), к болоту (подошли), вокруг озера (обошли), через речку (перешли), на ягодную полянку (вышли). Наберем ягод.

Педагог раздает детям картонные синие и зеленые корзиночки и раскла­дывает на полу предметные картинки-«ягодки» на определенные твердые и мягкие согласные (на свое усмотрение). Дети ходят с корзинками и собирают в зеленые корзинки «ягодки» с мягким звуком, а в синие - с твердым.

Вот мы и набрали ягод. Что можно из них приготовить? Дети. Можно сварить компот, варенье, джем, сделать начинку для пирогов.

Педагог. Мы напечем пирогов с разной начинкой.

Детям предлагаются картонные «пирожки» с кармашками и картинки с изображением ягод. Они говорят, какая начинка получится, образуют от­носительные прилагательные.

Дети. Начинка из клюквы - клюквенная, из земляники-земля­ничная, из черники - черничная, из брусники - брусничная...

Дыхательное упражнение «Ягодные пироги» Педагог. Понюхаем запах ягодных пирогов.

Дети делают глубокий вдох через нос и выдох ртом, не поднимая плеч. Педагог раздает детям звуковые дорожки и картонные ягодки.

Пирогов напекли. Но ягодки нам и в другой игре пригодятся. Положите ягодку на то место на звуковой дорожке, где находится заданный звук.

Педагог произносит слова, а дети определяют место заданного звука в слове и кладут ягодку на нужное место на звуковой дорожке.

А теперь начинается грибная «охота». Пока идем по лесу, любу­емся природой, придумаем «семейку» слов к словам «гриб», «лес».

Дети. Лесок, лесной, лесник, лесовик, лесочек, перелесок... Гриб­ник, грибной, грибочек, грибище, грибок...

Педагог. А вот и грибная полянка. При сборе грибов нужно быть внимательными. Найдите одинаковые грибы.

Педагог демонстрирует картинки с изображениями различных грибов.
Дети находят одинаковые.

Корректурная проба


Педагог. В Финляндии растут такие же грибы, как и в России: подосиновики, подберезовики, лисички, белые, сыроежки... А какие несъедобные грибы вам знакомы?

Дети называют.

Особой любовью в Финляндии пользуются лисички. Из них варят супы, подают на гарнир или предлагают в качестве самостоятельного блюда. Зачеркните на нашей картинке несъедобные грибы, белые гри­бы положите на овальную тарелку (обведите овалом), а лисички - на круглую (обведите кружком).

Посчитайте, сколько и каких грибов вы набрали.

Дети пересчитывают грибы, согласовывая существительные с числи­тельными.

А теперь пора готовить суп. Как называют суп из грибов? Дети. Грибной.

Педагог раздает картонные кастрюльки и предметные картинки грибов. Дети говорят, из скольких грибов приготовлен суп.

Я приготовлю суп из трех лисичек. А я сварю из пяти боровиков...
Упражнение на развитие графических навыков "Дорожка домой"

Педагог раздает детям карточки «Проведи дорожку домой».

Педагог. Чтобы быстрей вернуться домой, нарисуем дорожку Поставьте карандаш в точку. В первом ряду найдите гриб, не самый маленький и не с белой шляпкой. Проведите к нему линию. Во втором ряду найдите пень не самый маленький и не с цветком. Теперь прове­дите линию к нему. В третьем ряду найдите дерево не самое высокое и не елку, проведите линию к нему. В четвертом ряду найдите ягоду не темную и не в середине. Нашли? Проведите линию к ней. Затем проведите линию к домику. Вот мы и дома!

Дети выполняют задание.

Заключительная часть

Педагог. Вот и заканчивается наша «тихая охота» за грибами и ягодами в финском лесу. А на память я хочу подарить вам джем из лесных ягод.

Педагог раздает детям финский джем.

  • Просмотр с детьми мультфильма: ФИНЛЯНДИЯ

Кто из ребят не мечтает о путешествиях? На уроках географии в лесной школе не бывает скучно: здесь можно не только узнать о жизни океанов и материков, но и побывать вместе с профессором Иноземцевым в разных странах, познакомиться с государственной символикой, с достопримечательностями столиц. Занимательная география для детей позволит узнать удивительные вещи, подготовит дошкольников к началу учебной жизни. Видеоуроки по географии могут быть использованы не только для семейного просмотра, но и для показа на занятиях в дошкольных учреждениях.

Источник

Баронова В.В. Грамматическое путешествие по странам и континентам. Занятия по познавательному и речевому развитию старших дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.

Литература

Алябьева Е.А. Грамматика для дошколят. Дидактические мат-лы по развитию речи детей 5-7 лет. М., 2014.

Алябьева Е.А. От слова к диалогу. Дидактические мат-лы по развитию речи детей 5-7 лет. М., 2013.

Грошенкова В.А., Шилова Т. С Интегрированные занятия по раз­витию речи и изодеятельности. М., 2012.

Дунаева Н.Ю., Зяблова СВ. Предупреждение общего недоразвития речи у детей 3-4 лет. М, 2013.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1981.

Жукова К.С, Мастюкова Е.М., ФиличеваТ.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). СПб., 1999.

Микляева Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников. М.,2015.

Молчанова Е.Г., Kpemовa M.A. Речевое развитие детей 5-7 лет в логопункте. М., 2014.

Овчинников В.В. Ветка сакуры. М., 1975.

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., 2004.

Парфенова Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. М., 2014.

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

С уважением, О.Г. Гольская

"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страниц (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. СТРАНЫ И НАРОДЫ МИРА ").

Официальное название - Финляндская Республика (Suomen Tasavalta). Расположена на севере Европы в восточной части Скандинавского полуострова. Площадь 337 тыс. км2 (около 1/3 её за Полярным кругом), 9,4% - внутренние воды, главным образом озёра. Численность населения 5,16 млн чел. (2002). Государственные языки - финский и шведский. Столица - г. Хельсинки (500 тыс. чел., 2002). Государственный праздник - День независимости 6 декабря (с 1917). Денежная единица - евро (с 2002, до этого финляндская марка).

Член ООН (с 1955), Северного Совета (с 1955), ЕС (с 1995) и др.

Достопримечательности Финляндии

География Финляндии

Финляндия (фин. Suomi или Saomeumaa - страна озёр или болот) расположена между 70° 5’ 30’’ и 59° 30’ 10’’ северной широты и 20° 33’ 27’’ и 31° 35’ 20’’ восточной долготы. На юге и западе берега омывают воды Балтийского моря, его заливов - Финского и Ботнического. Длина береговой линии (без учёта извилистости) 1100 км. Граничит на востоке с Российской Федерацией (длина границ 1269 км), на северо-западе со Швецией (586 км) и на севере с Норвегией (716 км).

Ландшафт страны сильно выровнен, рельеф плоский. Берега Финского и Ботнического заливов преимущественно низменные, сильно расчленены многочисленными мелкими бухтами и изобилуют шхерами, особенно на юге и юго-западе. Св. 1/3 территории ниже уровня моря на 100 м, св. 2/3 - ниже на 200 м. Центральная часть - Озёрное плато - ограничена грядами Салпаусселькя, возвышенностью Суоменселькя, а с востока Карельской возвышенностью. В Лапландии сосредоточены возвышенности (высота 400-600 м), крупнейшая - Манселькя. На северо-западе небольшой участок Скандинавского нагорья (высота до 1328 м - гора Халтиатунтури).

Развита густая сеть коротких, но полноводных рек (Кеми-Йоки, Кюми-Йоки, Кокемяэн-Йоки, Торнио- Йоки) с многочисленными порогами и водопадами (в т.ч. Иматра на реке Вуокса). Питание рек - дождевое и снеговое, их сток часто зарегулирован озёрами. Половодье в конце весны и летом, отдельные дождевые паводки осенью. Озёра (55-75 тыс.) часто вытянуты по направлению движения древних ледников - с севера-запада на юго-восток, извилистые берега, усеяны многочисленными островами, соединены между собой протоками и образуют крупные озёрные системы, в т.ч. Сайма (площадь 4,4 тыс. км2), Пяйянне, Инари, Оулуярви. Реки и озёра покрыты льдом в течение 5-7 мес., летом - лесосплав.

Почвы главным образом подзолистые, чередующиеся с торфяно-болотными, также дерново-подзолистые, на севере - горно-лесные подзолистые. Св. 1/3 территории заболочено. Высокая степень увлажнённости и наличие ледниковых валунов препятствуют сельскохозяйственному использованию, требуют больших мелиоративных работ. Леса - 87,3% территории, преимущественно таёжного типа (сосна, ель, берёза), на юге и юго-западе с примесью широколиственных пород.

Большая часть животного мира относится к палеарктической зоне, характерной и для северо-запада Российской Федерации: крупные хищные звери (волк, росомаха, рысь, медведь) и птицы (беркут, орлан-белохвост). В лесах встречается ок. 70 видов млекопитающих: лось, лисица, белка, горностай. Пернатые представлены 350 видами: ворона, сорока, кукушка, дрозд, дятел, снегирь, тетерев. В водах рек и озёр 36 видов рыб (лосось, форель, сиг, окунь, щука, судак). В Балтийском море ещё 30 видов рыб: сельдь, камбала, треска и корюшка. Близ побережья водятся серые тюлени.

Полезные ископаемые связаны с основными породами - кварцитами и сланцами в зонах разломов. По запасам хромитов, ванадия и кобальта - 1-е место в Западной Европе, титана и никеля - 2-е, меди и пирита - 3-е. Месторождения медно-колчеданных (Оутокумпу, Луйконлахти, Пюхясалми и Хаммаслахти), медно-никелевых (Вуонос, Коталахти, Строми, Хитура, Нивала), полиметаллических (Виханти) руд. Имеются также месторождения апатита, графита, магнезита, асбеста, талька, мрамора, гранитов и торфа.

Климат умеренный, переходный от морского к континентальному, а на севере континентальный. Смягчающее воздействие на него оказывают Балтийское море и близость Гольфстрима в Атлантике. Зима продолжительная, морозная, с сильными ветрами и обилием снега; лето сравнительно тёплое, но короткое. Средняя температура февраля (самый холодный месяц - максимум -30°С) -3-6°С на севере и юго-западе, -12-14°С на севере. Средняя температура июля (самый тёплый месяц - максимум + 35°С) + 13-17°С на юге и +14-15°С на севере. Осадков в год выпадает 600-650 мм, 1/3 приходится на зиму. Весной снежный покров не сходит до апреля. Летом почти на всей территории можно наблюдать белые ночи, на западном побережье вода нагревается до +20°C. В прибрежных районах страны часты туманы.

Население Финляндии

Население увеличивается медленно, главным образом из-за небольшого естественного прироста (0,4% в год в 1990-е гг.). Детская смертность 5,6 чел. на 1000 новорождённых. Средняя продолжительность жизни мужчин 74 года, женщин - 81,5 года.

Экономически активное население (2002) 2,16 млн чел. Общая тенденция - перемещение населения в города. Средняя плотность 15 чел. на 1 км2, 9/10 всего населения живёт в юго-западной и южной части страны, южнее линии Пори - Тампере - Куменласксо - Котка. Лапландия самая безлюдная часть - 2-3 чел. на 1 км2.

Крупнейшие города: Хельсинки, Тампере (174 тыс. чел.), Турку (160 тыс.), Оулу (102 тыс.).

Этнический состав однороден, св. 90% жителей - финны. В южных и западных приморских районах - шведы (300 тыс. чел.), на севере - 2 тыс. саамов (лопарей) говорят на саамском языке. Проживает 100 тыс. иностранцев, из них 23 тыс. россиян.

Официальные языки - финский и шведский. На финском говорят ок. 93% населения, шведский - родной язык для 6% жителей страны. Финский язык входит в группу прибалтийско-финских языков, относящихся к финно-угорской, или уральской, семье языков, на которых говорят в общей сложности ок. 23 млн чел.

Подавляющее большинство верующих принадлежит к евангелическо-лютеранской церкви (90%), имеются православные (1%).

История Финляндии

В сер. 1-го тыс. н.э. сформировались районы первоначального расселения угро-финских племён. На основе слияния племенных групп суми, еми, корелов складывалась финская народность. Однако по причинам экономического и географического характера государственно-политическая консолидация финскими племенами не была достигнута. В сер. 12 в. начинается завоевание страны шведскими феодалами. По Ореховскому миру 1323, впервые определившему государственную границу между Швецией и Русью, территория современной Финляндии (швед. Finland, т.е. земля финнов) вошла в состав Шведского королевства. Здесь укоренились шведские право и общественные порядки, при которых финский крестьянин никогда не был закрепощён и сохранил личную свободу. Постоянные войны Швеции против России во 2-й пол. 16 в. губительно сказались на положении финского крестьянства. Развёрнутая М. Лютером реформация распространилась и на Финляндию, что способствовало подъёму финноязычной культуры. Реформатор и основоположник финского литературного языка - епископ г. Турку М. Агрикола перевёл Новый Завет на финский язык в 1548.

В великодержавный период (1617-1721) Швеция смогла отодвинуть границу Финляндии дальше на восток. В результате шведско-русской войны 1808-09 Россия завоевала Финляндию. Собрание представителей сословий, созванное русским правительством в г. Борго (Боргоский сейм 1809), одобрило «особые» условия вхождения страны в состав Российской империи в качестве Великого княжества Финляндского с широкой автономией.

В 1820-40-е гг. в связи с формированием финской нации развилось финноманское движение, боровшееся за равноправие финского языка со шведским. Составленный Э. Леннрутом национальный эпос «Калевала» был издан в 1835. Начался т. н. Золотой век финской культуры: поэт Э. Лейно, композитор Я. Сибелиус, художник А. Гален-Каллела. С языковым манифестом, изданным Александром II в 1863, начался путь финского к получению статуса государственного языка. Эти процессы и внутренние реформы в России способствовали формированию финской нации и государственности.

Необходимость выравнивания экономических условий в рамках империи и растущее стратегическое значение балтийского побережья побудили в кон. 19 в. царское правительство перейти к политике ущемления финской автономии. В нач. 1880-х гг. появляются первые профессиональные и рабочие союзы, в 1899 была основана Финская рабочая партия (с 1903 - Социал-демократическая партия Финляндии, СДПФ). В нач. 20 в. продолжались экономический подъём, сдвиги в структуре общества (увеличилось число безземельных, возросла эмиграция населения, главным образом в США). Под воздействием русской революции 1905- 07 развернулось национально-революционное движение, оформились новые политические партии, сословный парламент стал выборным, а финские женщины впервые в Европе получили равные избирательные права. Октябрьская революция в России принесла национальную независимость. 6 декабря 1917 парламент принял декларацию об объявлении Финляндии независимым государством, а Совет Народных Комиссаров РСФСР 18 (31) декабря 1917 признал её суверенитет.

Социальные и политические противоречия между правыми и левыми привели к гражданской войне, которая закончилась в мае 1918 победой правительственных войск под командованием Г. Маннергейма при непосредственном участии экспедиционных войск Германии. Летом 1919 Финляндию официально объявили республикой и первым президентом был избран К. Й. Столберг (1865-1952). Внутриполитическая обстановка в 1920-е гг. не отличалась стабильностью: в 1919-30 сменилось 14 правительств. Осенью 1929 возникло фашистское, т. н. лапуаское движение. В 1930 был распущен парламент, рабочие-депутаты арестованы. В 1930-31 у власти находилось правобуржуазное правительство П. Свинхувуда, который в 1931-37 стал президентом.

30 ноября 1939 началась советско-финляндская «зимняя война», которая окончилась поражением Финляндии и подписанием 12 марта 1940 в Москве мирного договора. 22 июня 1941 она вступила в войну против СССР на стороне фашистской Германии, а формально объявила только 26 июня т.н. войну-продолжение. В сентябре 1944 в результате побед Советской Армии Финляндия прекратила военные действия, в марте 1945 по требованию союзников по антигитлеровской коалиции объявила войну Третьему рейху. В 1947 в Париже был подписан мирный договор, по условиям которого Финляндия дополнительно к потерянным в 1940 территориям на Карельском перешейке уступила Советскому Союзу и район Петсамо. В апреле 1948 между СССР и Финляндией подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (ДДСВП).

Избранный президентом в 1946 Ю. К. Паасикиви (1870-1956) стремился создать доверительные отношения с СССР. ДДСВП лёг в основу т.н. линии Паасикиви. В течение последующих лет стало укрепляться международное положение страны: в 1952 в Хельсинки были проведены Олимпийские игры. Целью У.К. Кекконена, избранного президентом республики в 1956, было обеспечение функционирования президентской республики и расширение внешнеполитической свободы действий под знаком активной политики нейтралитета путём продолжения «линии Паасикиви-Кекконена». Это отразилось в инициативах по организации и проведению Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки летом 1975. Новым президентом республики в 1982 был избран М. Койвисто.

Благодаря «линии Паасикиви-Кекконена» удалось поддерживать дружественные отношения с СССР и тесные связи со странами Запада. Советско-финляндские отношения были образцово-показательным примером политики мирного сосуществования. Поддерживался интенсивный политический диалог и высокий уровень товарооборота (в сер. 1980-х гг. 25%, что обеспечивало прирост 1-2% ВВП). В 1973 страна заключила с ЕС соглашение о свободной торговле промышленными товарами, в 1986 стала полноправным членом ЕАСТ, а в 1989 Европейского совета.

Десятым президентом республики на выборах 1994 стал А. Ахтисаари, в 2000 впервые президентом стала женщина - Тарья Халонен. На парламентских выборах 1995 партия «Финляндский Центр» потерпела поражение, и новый председатель СДПФ Пааво Липпонен сформировал уникальное правительство, которое назвали «коалицией радуги». В него, кроме левых - СДПФ, Союза левых сил, Союза «зелёных» (в июне 2001 вышел из-за несогласия расширять ядерную энергетику), входили ещё и правые - Национальная коалиционная партия (НКП), Шведская народная партия.

Государственное устройство и политическая система Финляндии

Финляндия - демократическое унитарное правовое государство с республиканской формой правления. Четыре конституционных закона составляют вместе Конституцию: Акт о форме правления (принят 17 июля 1919 - изменения и дополнения вносились в 1926, 1930, 1943, 1955, 1992 и 2000), Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции 1922, Закон о Высшем суде (1922) и Парламентский Устав (1928). В соответствии с изменениями конституционных актов 2000 страна перешла от президентской к парламентской демократии.

Согласно Избирательному акту 1998 установлены выборы 4 уровней: в Эдускунт - однопалатный парламент, выборы президента, выборы в местные органы власти (446 коммун) и выборы 16 депутатов в Европарламент (с 1999). Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.

В административном отношении Финляндия разделена на 6 губерний, которые подразделяются на уезды.

Глава государства - президент Тарья Халонен (с февраля 2000), избираемый населением прямым голосованием сроком на 6 лет (в 1919-94 выборы проводились в два этапа). Президент формально обладает широкими полномочиями.

Высший законодательный орган - Эдускунт - однопалатный парламент, состоящий из 200 депутатов, избираемых населением на 4 года по системе пропорционального представительства.

Глава высшего органа исполнительной власти - Государственного совета - председатель правительства, премьер-министр (Матти Ванханен - партия «Финляндский Центр», с июня 2003).

Местное управление в ляни (губерниях) осуществляется правлением во главе с губернатором, назначаемым президентом. Аландским островам (губерния Ахвенанма) предоставлена частичная автономия. Органы местного самоуправления в коммунах - избираемые на 4 года городские и сельские коммунальные советы.

Судебная система включает Верховный суд, члены которого назначаются президентом пожизненно; 4 апелляционных суда и суды 1-й инстанции: городские и окружные (в сельской местности). Существует также система административной юстиции.

Партийно-политическая система близка скандинавской модели, хотя здесь нехарактерное для соседей межпартийное сотрудничество межу правыми и левыми. На левом фланге Социал-демократическая партия Финляндии (СДПФ; Suomen Sosialidemokraattinen Puolue), самая большая - 100 тыс. членов. К ней примыкают две партии - Союз левых сил (СЛС) и экологическая партия Лига «зелёных» (ЛЗ). После системных изменений в СССР/РФ в 1980-х - нач. 90-х гг., которые вызвали очередной кризис в рядах финских левых, сторонники Коммунистической партии Финляндии (КПФ, Suomen Kommunistinen Puolue, основана 29 августа 1918) и Демократического союза народа Финляндии (ДСНФ, Suomen Kansan Demokraattinen Liitto, 1944) перешли в ряды левых социалистов, которые объединились в СЛС.

Правоцентристский блок состоит из 4 крупных партий. Партия «Финляндский центр» (ФЦ, Keskustapuolue) основана в 1906, до октября 1965 называлась Аграрным союзом. Национальная коалиционная партия (НКП, Kansallinen Kokoomus) основана в 1918. Шведская народная партия (ШНП, Svenska Folkspartiet Finland) основана в 1906, за неё традиционно голосует основное нацменьшинство страны. Христианские демократы (ХД) ведут свою родословную от Христианского союза, образованного в 1975.

На состоявшихся 16 марта 2003 очередных парламентских выборах приняли участие 70% финских граждан (из 4,2 млн чел. в стране и 200 тыс. за рубежом). Главные темы предвыборной кампании - социальные проблемы, хотя была полемика по поводу правительственной политики в отношении Ирака. Вопрос о возможном членстве страны в НАТО не стал центральной темой благодаря осознанию финским руководством геополитических реалий и нежеланию создавать обеспокоенность в Российской Федерации. Гонка за голосами избирателей велась между правящей СДПФ и крупнейшей оппозиционной ФЦ. В итоге центристы обошли своих соперников и стали наиболее популярной партией страны, завоевав 55 мест. Добиться прибавки 7 депутатов (24,7% голосов избирателей, что на 2,3% больше, чем 4 года назад) центристам помогла предвыборная программа председателя ФЦ Аннели Яяттеенмяки под названием «Более светлая альтернатива». Хотя социал-демократы получили на 0,2% голосов меньше, чем ФЦ, они располагают 53 мандатами, прирастив свою фракцию на 2 депутата. НКП получила 18,5% голосов и 40 мест, что на 6 мандатов меньше. В итоге парламент обновился на треть, появился ряд мелких фракций, как, например, экзотическая партия «Настоящие финны».

По итогам выборов в апреле 2003 было создано новое коалиционное правительство, где присутствуют «главные противники»: СДПФ, ШНП и ФЦ (суммарно 84 депутата) во главе с Аннели Яяттеенмяки (ФЦ). К тому же впервые в стране и президент, и премьер-министр - женщины. Новому правительству придётся опираться на неформальную поддержку СЛС, ЛЗ и центристские партии.

Перегруппировка партийно-политических сил после мартовских выборов 2003 не повлияла на социально-экономический курс. Все силы выступают за сохранение нынешней модели «государства всеобщего благосостояния». «Чувствительность» социал-демократов к предложениям финских профсоюзов встретит, очевидно, активное противодействие со стороны правых. Сохраняется консенсус по вопросам внешней политики, несмотря на небольшие различия во взглядах парламентских партий относительно степени участия страны в ЕС и по проблеме вступления страны в НАТО.

Слагаемыми финской модели «государства всеобщего благосостояния», как у скандинавских соседей, являются качественная бесплатная система образования, государственная система здравоохранения и социальная защита в случае заболеваний или безработицы, которые обеспечивают высококвалифицированную и ощущающую себя защищённой рабочую силу. Важную роль в этом отношении играет Центральная организация профсоюзов Финляндии (св. 1 млн членов). Предприниматели также имеют стройную систему союзных организаций.

Окончание «холодной войны» и прекращение разделения Европы самым непосредственным образом отразились на внешней политике страны. В сентябре 1990 финское правительство декларировало, что положения Парижского мирного договора (1947), ограничившие суверенитет Финляндии, утратили своё значение.

Развитие интеграции в Европе потребовало от Финляндии проявления большей внешнеполитической активности. Когда летом 1991 Швеция подала заявку о вступлении в ЕС, это подтолкнуло Хельсинки к аналогичному шагу (март 1992). На референдуме (октябрь 1994) 57% принявших участие в голосовании финнов поддержали вступление страны в ЕС, а в ноябре 1994 парламент 152 голосами «за» и 45 «против» подтвердил присоединение страны к ЕС с января 1995.

Интеграционная политика в рамках ЕС стала центральным элементом всего международно-политического курса страны. Решительно отбросив политику «финляндизации» и неучастия в союзах Запада, финский истеблишмент повёл линию на занятие достойного места в ЕС. Для этого финские власти выдвинули предложение о «северном измерении» политики ЕС, которое прозвучало в речи премьер-министра Финляндии П. Липпонена в г. Рованиеми в сентябре 1997. В результате усилий Хельсинки ЕС была принята программа на 2000-03 с целью большей интеграции Российской Федерации в мировую экономику через северо-восточные рубежи путём трансграничного сотрудничества и подготовки стран Балтии к приёму в ЕС.

Вооружённые силы (называются Оборонительными силами Финляндии - ОСФ) состоят из Сухопутных войск, ВВС и ВМС. Верховный главнокомандующий - президент; непосредственное руководство осуществляет командующий ОСФ через Главный штаб (ГШ). Комплектование проводится на основе закона о воинской повинности. Призываются лица мужского пола, достигшие 17-летнего возраста. Ежегодный призывной контингент - 31 тыс. чел., из них 500 женщин, 35 тыс. проходят ежегодно военные сборы. Срок действительной военной службы 6-12 мес.

Военные расходы (2000) - 9,8 млрд фин. марок, или 1,7% ВВП. Общая численность Вооружённых сил 32 тыс. чел., обученные мобилизационные резервы - 485 тыс. чел.

ОСФ участвуют в миротворческих операциях, особенно Бригада постоянной боеготовности (Бъёрнеборгская), размещённая в г. Сякюля.

Финляндия имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР, когда Совет Народных Комиссаров РСФСР 18 (31) декабря 1917 признал её независимость). Финляндия признала Российскую Федерацию в качестве правопреемника СССР 30 декабря 1991, в январе 1992 был заключён Договор об основах отношений, действие которого в 2001 автоматически продлено до 2007. Ныне между Российской Федерацией и Финляндией действует более 80 межгосударственных и межправительственных документов.

Президент Российской Федерации Б. Ельцин был в Финляндии с официальным визитом в 1992, президенты М. Ахтисаари и Т. Халонен - в Москве в мае 1994 и июне 2000 соответственно. В сентябре 2001 состоялся официальный визит в Хельсинки президента В.В. Путина, символическим событием, знаком окончательного примирения между странами стало возложение президентом венка на могилу маршала Г. Маннергейма.

Главы правительств Финляндии и Российской Федерации встречаются не менее 2 раз в год. Поддерживаются регулярные контакты между руководителями министерств и ведомств. Активны межпарламентские связи. Заметную роль играет сотрудничество в сопредельных регионах. Весьма разнообразны культурные связи по линии финно-угорских народов.

Экономика Финляндии

Финляндия вошла в 21 в., занимая позиции в начале второй десятки наиболее развитых и благополучных стран мира (ВВП - 140 млрд евро, 25 тыс. евро на душу населения). Прирост ВВП в 2002 составил 1,6% (в среднем с кон. 1990-х гг. 1,7%). В основе высоких показателей социально-экономического развития лежат умелое использование национальных ресурсов и преимуществ международного разделения труда. К тому же развитие в 1990-х гг. проходило при благоприятной внешнеторговой конъюнктуре, удалось продолжить формирование динамичной многоотраслевой экономики.

Не так давно в Финляндии досадовали на узость базы отечественной промышленности, лесная отрасль составляла значительную долю ВВП, а хозяйство страны колебалось в зависимости от её конъюнктуры. Ныне доля лесной промышленности в пропорциональном отношении существенно снизилась, наряду с ней стала набирать силу электротехническая промышленность, сердцевину которой представляет концерн «Нокиа» - мировой лидер по производству мобильных телефонов. Почти 1/2 прироста ВВП в 1990-е гг. произвёл именно «Нокиа». Основным генератором роста стал высокий спрос на сотовые телефоны. В 2002 их было продано на 30% больше, чем в 2001. Особой популярностью пользуются новые модели с цветным экраном и фотокамерой.

Рывок в развитии высоких технологий и информатизации общества стране удалось совершить на основе финской идентичности, НИОКР и увеличения технического образования, прежде всего среди студентов. По числу мобильных телефонов и подключений к Интернету страна входит в ведущую группу передовых держав. Усилилась ориентация на внешние рынки, где страна является крупным поставщиком бумаги, целлюлозы, продукции машиностроения - специальных судов, машин и оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Согласно ежегодной экспертизе Всемирного экономического форума (WEF), Ф. занимала в 2002 2-е место в мире по конкурентоспособности.

Небольшие размеры внутреннего рынка и ограниченность национальных ресурсов обусловили выбор экономического развития страны - специализация на производстве ограниченного круга товаров и услуг для внешнего рынка. Хотя значение Финляндии в мировой экономике невелико: 0,5% суммарного ВВП, 0,4% промышленного производства и 0,8% экспорта, она сохраняет существенные позиции по производству и экспорту некоторых видов промышленной продукции, прежде всего традиционного лесобумажного сектора (6-е место - по производству и 2-е - по экспорту бумаги и картона), а также телекоммуникационного оборудования, круизных судов и др. Подавляющую часть промышленной продукции производят ок. 10- 15% промышленных предприятий (с числом занятых от 100 чел. и более), на которых сконцентрировано св. 50% всего промышленного персонала.

Продолжается структурная перестройка, которая обеспечивает экономический рост и изменяет хозяйственное лицо страны. Если в 1950-е гг. на долю сельского и лесного хозяйства приходилось более 25% ВВП, то в 1990-е гг. только ок. 5%. Сейчас доминирующей стала сфера услуг - более 60% ВВП, а доля промышленности упала до 30%. В сельском и лесном хозяйстве занято 7,1% (2002, в 1974 - 16,2%, в 1950 - 45,8%), в промышленности - 27,5% (27,5 и 20,8%), в сфере услуг - 65,5% (55 и 31,8%).

В структуре промышленности (по добавленной стоимости) по сравнению с нач. 1950-х гг. также произошли существенные изменения: доля машиностроения выросла с 25 до 35%, химии - с 7 до 10%, металлургии - с 3 до 5%, энергетики - с 4 до 9%. Обрабатывающие отрасли производят в широком ассортименте машины и промышленное оборудование, особенно для целлюлозно-бумажной промышленности (6-7% производства и 10% экспорта всего мира). Выделяется сектор, специализирующийся на выпуске подъёмно-транспортного оборудования, машин для сельского хозяйства и лесной промышленности, дорожных и строительных работ. Видное место занимает электротехническая промышленность по выпуску энергосилового оборудования (генераторы, трансформаторы, электродвигатели и др.) и изготовлению кабеля. В судостроении произошла дальнейшая специализация в производстве платформ с буровыми установками для морской добычи нефти, паромов и буксиров.

Лесобумажная промышленность практически сохранилась на уровне 20%, но внутри неё уменьшилась доля деревообработки с 10 до 5%, а удельный вес целлюлозно-бумажной отрасли возрос с 10 до 15%. Расширилась структура производства, включая деревообработку, целлюлозно-бумажную промышленность и лесохимию. Страна, обладая менее чем 1% мировых запасов леса, стоит в первом ряду по производству и экспорту продукции лесопереработки. Эти сектора промышленности дают более 1/4 стоимости ВВП и ок. 1/2 стоимости экспорта. В то же время сократилось значение некоторых внутренних отраслей, в частности пищевой промышленности (с 11 до 8%), лёгкой (с 17 до 2%) и особенно горнодобывающей промышленности (с 3 до 1%), хотя она обладает значительными ресурсами минерального сырья.

Национальная экономика всё более ориентируется на производство высококачественной специализированной продукции на основе интенсивного применения инновационных разработок, отодвигая на второй план значение природно-сырьевых факторов своей международной специализации. Фирма «Оутокумпу» - мировой лидер в технологиях обработки меди и никеля, «Коне» - в производстве лифтов, «Нокиа» - в производстве мобильных телефонов и в телекоммуникационном секторе, «Стура_Энсо» и «УПМ» - в лесопромышленном производстве.

В 1990-е гг. доля государственного сектора в промышленности сократилась до 12-15%, наиболее значительна его роль в горнорудной, металлургической, химической промышленности, нефтепереработке, машиностроении. Государству принадлежит 1/3 земельной площади и 1/5 лесов. В целом на долю государства приходится 21% товаров и услуг в ВВП (2002), но главными рычагами его политики являются налоги и бюджет. Высокий уровень налогообложения (налоговые поступления 46,5% ВВП) свидетельствует о большой перераспределительной роли государства, как и у скандинавских соседей. Значителен уровень государственной задолженности (46% ВВП), уровень инфляции 2,6%.

Несмотря на благоприятные экономические показатели, высокий уровень жизни (прирост доходов единоличных хозяйств за год на 3,8% в текущих ценах, или 2,1% в постоянных), сохраняется высокий уровень безработицы (ок. 10%). Специалисты объясняют рост уровня безработицы и рост занятости ростом количества трудовых ресурсов. Солидарная политика доходов, обеспечивающая одинаковое повышение заработной платы для всех отраслей, несмотря на различие в производительности труда, препятствует сокращению безработицы. Представители деловых кругов считают, что ситуация с занятостью улучшится только в результате реформы рынка труда. Однако ведущие политические силы не намерены менять нынешнее положение вещей.

Определённые проблемы создает ограниченность энергетических ресурсов и рост цен на минеральное топливо. Проблему их обеспечения удаётся решать за счёт импорта, главным образом сырой нефти и природного газа (с 1974 из СССР по трубопроводу) из Российской Федерации. Принято принципиальное решение о строительстве пятого блока АЭС «Олкилуото», который начнёт действовать в течение 5 лет.

Главная особенность финского сельского хозяйства - связь с лесным хозяйством - сохраняется. Основное направление - животноводство - преимущественно молочное, даёт 70% стоимости его продукции. Используется 8% территории - 2,7 млн га. Несмотря на процессы разорения мелких и концентрации крупных хозяйств, в их структуре по-прежнему доминируют мелкие (менее 10 га пашни, 3/4 надела занимает лес), на их долю приходится 70% ферм, ок. 40% пахотных земель.

Большая часть пассажирского и грузового сообщения с другими странами осуществляется морским путём (главные морские порты - Хельсинки, Турку и Котка). Протяжённость железных дорог ок. 7,8 тыс. км, на их долю приходится 5% пассажирских и 1/3 грузовых перевозок. Длина шоссейных дорог ок. 77,8 тыс. км. Немаловажную роль играют внутренние водные пути (6,7 тыс. км), система каналов, в т.ч. Сайменского канала, часть которого проходит по территории Российской Федерации. Благодаря ледоколам морская навигация обеспечивается практически круглый год.

Приток прямых иностранных инвестиций в Финляндию ускорился после снятия в 1993 ограничений на иностранное владение. Страна остаётся нетто-экспортёром капитала: аккумулированная стоимость прямых инвестиций (ПИ) за рубежом почти в 2 раза превышает иностранные в Финляндии (31,5 млрд долл. и 18,2 млрд долл. соответственно). На промышленность приходится ок. 70% ПИ финских компаний за рубежом.

Велика роль внешней торговли, ежегодные темпы её прироста 12,9% (с кон. 1990-х гг.). Особенно выросла доля экспорта в ВВП с 19,2% в 1990 до 34,3% в 2002, что связывают со вступлением в ЕС. На его рынки приходится ок. 60% всего внешнего товарооборота. Экспорт в страны ЕС составил 54%, в США - 9%, в Российскую Федерацию - 6,6%. Если общий объём экспорта в 2002 снизился на 2%, то в Российскую Федерацию увеличился на 12%. Российская Федерация с точки зрения финского бизнеса интересна как рынок сбыта товаров и услуг, поставщик главным образом сырья и энергии (ок. 89%). Взаимный товарооборот находится на уровне 7 млрд долл. США. Финны поставляют в Российскую Федерацию продукцию целлюлозно-бумажной промышленности, продукты питания, мебель, товары народного потребления, оборудование и транспортные средства, ведут строительные работы. Важным фактором является близость российского рынка и традиции хозяйственного взаимодействия, особенно с северо-западными регионами.

Наука и культура Финляндии

Ещё в 1968 введена единая 9-летняя (основная) школа. Полное среднее образование дают старшие классы лицея, которые называются гимназиями. Высшая школа считается одной из самых развитых в Европе. Имеется 20 университетов, позволяющих получить степень бакалавра, магистра, доктора. Есть св. 30 институтов, в которых за 2-4 года можно получить профессиональное образование и соответствующую квалификацию. На обучение каждого студента государство ежегодно выделяет ок. 7,5 тыс. евро.

Финляндия лидирует в сфере взаимодействия между университетскими и производственными исследованиями, а также по доле населения, получающего высшее образование. Научные исследования в значительной степени сосредоточены по направлениям хозяйственной специализации страны, особенно в научно-исследовательских подразделениях промышленных фирм. Государство выделило в 2002 на НИОКР 4,5% из бюджета, или 3,2% ВВП, что является очень высоким показателем в мире. В этой сфере занято ок. 15 тыс. научных и инженерно-технических работников (менее 1% экономически активного населения). Основы государственной политики в области науки разрабатывает Научный совет вместе с академией Финляндии, которые выступают как консультативные органы при правительстве.

Наука и культура, особенно изобразительное искусство, с 19 в. находились в тесном контакте с крупнейшими европейскими школами и ведущими направлениями. Эта тенденция усилилась в последнее время, хотя традиционные черты и глубинные народные корни (эпос и национальные мотивы «Калевалы») сохраняются и по сей день. К тому же финская культура обогащалась билингвистической традицией, связями со своими славянскими соседями. Среди современных деятелей известны имена В. Линна, В. Мери, Х. Салама, Тито Т. Мука, К. Кильман, А. Клеве К. Андерссон, К. Доннер (писатели), Я. Сиевенен, Э. Тирронен, К. Кайванто (художники), К. Таппер, Л. Пуллинен (скульпторы), М. Талвела (певец). Особенно много ярких дарований миру дала страна в области дизайна и архитектуры (А.Аалто, В. Аалтонен, Тимо и Туомо Суомалайнены). Ежегодно (с 1951) проводятся музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса», оперный фестиваль в Савонлинна, престижные конкурсы и различные массовые певческие праздники.