Разоблачаем! Настолько ли толстые священники? Биографии новоназначенных настоятелей монастырей и благочинных Благочинный сергиево-посадского церковного округа священник александр колесников.

Все сюжеты, живые и трогательные, веселые и грустные, взяты из жизни. Автор, талантливый, мудрый священник хочет, чтобы читатель увидел образ Божий в каждом человеке и утвердился в том, что миром правит доброта.

Протоиерей Александр Авдюгин родился в Ростове-на-Дону в 1954 году. Имеет высшее техническое образование. Трудился на телезаводе, затем на шахте. В 1989-1990 годах работал в издательском отделе Свято-Введенской Оптиной пустыни. В 1990 году окончил Киевскую духовную семинарию, был рукоположен в сан иерея и направлен на приход в село Ребриково Антрацитовского района Луганской области. В 2005 году получил новое послушание, стал настоятелем храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в городе Ровеньки Луганской области, построенном в честь погибших шахтеров. Протоиерей Александр ведет активную миссионерскую работу в интернете, является редактором региональной православной газеты «Светилен». Автор нескольких книг, постоянный автор сайта Православие.ру.

Предлагаем вниманию читателей рассказ из сборника.

Покровительство Покрова

Уверен, что не будет таких светских печатных изданий, страниц в интернете и телевизионных выпусков, освещающих праздник Покрова Богородицы, в которых нам не расскажут о том, что если на Покров ветрено, то будет большой спрос на невест; Покров землю покрывает и свадьбы благословляет; в Покров девушкам спозаранку надобно в церковь бежать и свечку к празднику ставить, потому что какая раньше поставит, та и замуж скорее выйдет.

К ежегодно повторяемым особенностям этого дня синоптики добавят народные погодные приметы, которые, как ни странно, обычно сбываются в отличие от официальных прогнозов.

Послушаешь или прочитаешь подобные «объяснения» любимого нами праздника — и самому, как в старину, частушку покровскую спеть захочется:

Скоро, девушки, Покров,

Скоро нам гуляночка,

Скоро-скоро заиграет

Милого тальяночка.

Да вот беда, день этот иной в сути своей. Богородица действительно во времена далекие народ, молившийся во Влахернском храме осажденного Константинополя, омофором Своим покрыла, но чудо это не снегом на землю снизошло и не фатой невесты было, а от беды и нашествия врагов защитило. Покров Богородицы — праздник благодарности Деве Марии за Ее заступничество и реально видимую и осязаемую помощь. Именно в покровительстве Пресвятой Богородицы смысл праздника. Все остальное, даже самое благочестивое и народом принятое, — лишь слабые отголоски главного: помощь Божию мы через молитвы и предстательство Богородицы получаем.

Почитайте многочисленные акафисты к Пречистой Деве, обращенные к Ней молитвы и песнопения, Ей посвященные. Во всех них обязательно покровительство вспоминается и о нем просится. Да и понятно. К кому, как не к матери, наши руки в младенчестве тянулись, у кого изначально каждый из нас защиту искал? И матери наши находили силы и возможности нам помочь. Сейчас же, когда повзрослели, поумнели и веру обрели, мы к Самой Матери Бога руки с надеждой простираем. Ведь если наши мамы каждую слезу нашу утереть сумели, то сколь велико может быть заступничество Самой Царицы Небесной!

Уже во времена давние, лет пятнадцать назад, вез меня из села в город старенький батюшка из соседнего прихода. Ездил он из одной деревни в другую на полуразбитом «Москвиче-408». В город же путешествовать на этой колымаге не решался, потому что не проходила она уже несколько лет техосмотров положенных. Номер на машине был старого образца, да и вид она имела чрезвычайно неблагонадежный. Меня же священник взял по той причине, что я, по его мнению, каждого дорожного стража должен знать и в случае чего смогу беду отвести. Хоть и ехали мы путями окольными, гаишники тут как тут оказались. Первой их матушка увидела и кричит мужу:

— Пой тропарь Скоропослушнице!

А тот в ответ:

Дабы не отставать, и я вслед за ними затянул: «Царице моя Преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице…»

Милиционер палочкой своей полосатой взмахнул, но увидев и услышав, как два бородатых попа в рясах вкупе с матушкой молитвы воспевают, лишь честь отдал и перекрестился на всякий случай.

Лишь потом я задумался, почему же все мы втроем именно к Богородице обратились? Наверное, именно потому, что помощь Ее вольно и невольно принимаем.

Часто вопрос задают: а как помощь Царицы Небесной ощутить и Ее покровительство заметить? Есть ответ. Его когда-то протоиерей Валентин Свенцицкий дал: «…не все видят Покров Божией Матери, не все его чувствуют. Для этого нужна вера, для этого нужно смотреть не на грязную дорогу, по которой мы идем, а на небо. Нужно уметь подымать свои очи и иже с ним горе, нужно уметь видеть глазами веры сей благодатный дар».

О празднике Покрова много говорят, пишут и чудесных историй рассказывают, но однажды мне повстречалось маленькое стихотворение со скромной подписью «Елена Семёнова», и теперь мне трудно вычеркнуть из осеннего праздничного дня и храмовой проповеди эти строки:

Покров Пресвятой Богородицы —

Кленовый, резной, золотой —

На грешную землю опустится,

Покроет своей добротой.

«О Мати, превысшая сладосте! —

К Тебе припадаем, любя: —

Не изми, Владычице, радости

У тех, кто взыскует Тебя».

Часть I. Отец Стефан и иже с ним

Отец Стефан

Восьмая заповедь

Таможенный эксклюзив

Указ владыки

Детективная история

Прогрессивный батюшка

Запечатал

«Это, братцы, не беда, а череда смирения»

Экзамен с псевдонимом

Историческое открытие

Батюшкин сон

Козлиная история

Православный Дед Мороз

Пожертвование

Часть II. Рассказы

Господь управит

А настоятель молится

Постовые особенности провинциальной епархии

Рождественский гость

Архиерейское благословение

Не удержался

Отец, товарищ старшина

Операция «Карацупа»

Церковный сторож

Грех батюшки

Рождественский Никола

«А можно посмотреть?»

О павлине

Батюшка и батя

О войне, бесе и страусе

Часть III. Воспоминания, размышлизмы

Господь привел

Военная история

День Победы

Мы не могли не встретиться

Оптинское

Мироносицы моей жизни

Спас и макитра

Баба Фрося

Божий одуванчик

«Делала, что могла…»

Баба Лида

Энгельс — Геннадий — Евгений

Дед Алексей

Современный «Отечник»

Солнышко

Рассказ священника

«Глаза бы мои на вас не глядели!»

Сельское

Литературные бесы

Ретроспективное

Слово исповеди

Утерянное отцовство

О книжках

Пятая заповедь

Плюнь и дунь на него

Краткий свод Крещенских правил

О бедной кукушке замолвлю я слово

Радоница

Покровительство Покрова

Без таксометра в голове

Наше приглашение к паломнической поездке по маршруту с.Жокино-Захарово-Пушкари-Рязань - для всех желающих совершить благо душе своей.

С сердечными молитвами вы сможете обратиться к Богу при посещении в с.Жокино старинного храма св.Апостола Иоанна Богослова.

Этот храм построен давно, ещё в 60-е г.г. XIX века, на месте ветхой деревянной церкви (1783г.). В Богословском храме часто происходили чудесные исцеления болящих, о чём записано в церковной истории.

На всём протяжении долгих послереволюционных лет святое место осквернялось: церковь была превращена в склад. Однако в 2001г. храм св.апостола Иоанна Богослова вновь открылся - во славу Божью и на радость многочисленным прихожанам. Храмовым настоятелем стал игумен Стефан (Плясов).

Церковными святынями являются три иконы, которые стали мироточить на Успение Пресвятой Богородицы. Это икона Пресвятой Богородицы, икона апостола-евангелиста Иоанна Богослова и икона Николая Угодника (написанная рукой игумена Стефана).

Несмотря на обширную программу паломнической поездки, главным её событием будет индивидуальная беседа с игуменом Стефаном, пастырем храма св.Апостола Иоанна Богослова.

Вам предоставляется редкостная возможность излить душевные горести батюшке, который своей крепкой верой укрепляет нас в стойком желании угодить Богу, превозмогая житейские трудности.

После беседы будет совершён молебен врачевания душ и телес.

В с.Захарово Боголюбивые паломники посетят могилку благодатной старицы Пелагии Рязанской. Угодница Божия, она хотя и была слепой, но духовным взором прозорливицы видела многое, о чём и предупреждала в предсказаниях.

В рязанском Николо-Ямском храме вы поклонитесь святым мощам блаженной Любушки Рязанской, великой молитвенницы и предсказательницы. Всем, кто находится в скорби и болезнях, она помогает даже и теперь.

Также вы сможете попросить молитвенного заступничества перед храмовыми святынями - чудотворными иконами Божией Матери "Корчемная" и св.Николая Чудотворца (с частицей его мощей).

Христорождественский собор (конец ХIV/начало ХV столетий) - жемчужина Рязанского Кремля.

Вас приведёт в священный восторг красота этого древнего храма и величие производимого в соборе Богослужения.

Собор, созданный для Бога, неусыпно хранит свои главные святыни - частицу Ризы Господней и мощи Василия Рязанского. Вы сможете поклониться им...

Запись в поездку к игумену Стефану

Беседа с настоятелем Троицкого храма поселка Дачный 1-го Липецкого благочиния, духовным писателем, игуменом Стефаном (Киселевым).
В нынешнем году батюшка отметил свой 60-летний юбилей и готовит к выпуску шестую книгу духовных произведений.

– Батюшка, Вы говорили, что впервые надели нательный крест в 36 лет. Расскажите, пожалуйста, каким был Ваш путь к вере?
– К вере меня привел Господь. Я служил на флоте. В 1991 году вышел из партии. Но крест никогда не носил. Когда уволился в запас, оказалось, что напротив нашего дома располагается храм в честь Успения Божия Матери. И когда в семье стало плохо, никто не смог мне помочь – у друзей свои проблемы, у родителей – свои, появилось ощущение, что меня зажали в угол. Выход я увидел только в храме. Не случайно в Писании говорится о тернистом пути, ведущем в вечные обители. Я это прочувствовал на своем опыте.
И Вы пошли в храм?
– Да. Буквально дорогу перешел и впервые вошел в храм. Спросил у священнослужителя: «Батюшка, а почему так происходит – хочешь, чтобы все было хорошо, а все плохо? – И я обижаю, и меня обижают…», – а священник мне говорит: «Просто надо жить не по законам мира, а по Закону Бога, по Его святым Заповедям». На меня этот ответ произвел настолько сильное впечатление, что я начал читать Священное Писание, чтобы узнать о Законе Божьем.
Кроме Священного Писания Вы еще что-то тогда читали?
– У меня был очень широкий круг чтения. Еще раньше читал много научно-популярных журналов: «Знание – сила», «Техника – молодежи», «Вокруг света» и др.
Что Вы пытались найти для себя в этих журналах?
– Ответ на вопрос о смысле жизни человека – зачем человек живет, если ему все равно умирать? И нигде не мог найти ответа.
И нашли его в Священном Писании?
– Да. Господь сподобил меня полностью прочитать Библию и я сразу уверовал в слова Священного Писания, что человек живет ради спасения души. Удивительно, но, нигде не учившись, практически сразу начал читать на церковно-славянском языке. И мне было все понятно. Особенно – Новый Завет.
Супруга разделила Вашу радость обретения веры?
– Нет. Православный образ жизни, к которому я старался привести, ее не устроил, и нам пришлось расстаться. Я продолжал ходить в храм, много бывал в паломнических поездках.
Можете вспомнить первую поездку по святым местам?
– После прочтения книги Сергия Нилуса «Великое в малом» о Серафимо-Дивеевской обители, Господь сподобил три недели нести послушание в этом благословенном месте – четвертом Уделе Божией Матери. Это было в 1994 году.
А когда Вы узнали о Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре?
– В 1995 году. В нашем храме я услышал, что в Задонске открылся мужской монастырь. Владыка Никон был тогда еще архимандритом и наместником монастыря. Поехал туда и остался на весь Великий пост.
Не сложно было так сразу в монастыре почти на два месяца остаться? Это же другой ритм жизни, послушания…
– Нет. Так получилось, что к монашеской общинной жизни Господь приуготавливал меня еще с детства: ясли, детский сад, интернат, затем – шестнадцать лет службы на флоте. Я привык жить по приказу, а в монастыре должно быть послушание. Поэтому мне было несложно.
Вы сразу приняли решение остаться в Задонском монастыре?
– Нет. Владыка Никон меня благословил по другим монастырям поездить, посмотреть, как там, чтобы я уже осознанный выбор сделал. Побывал в Оптиной, в Черниговском (Гефсиманском) скиту – неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. Там я достаточно продолжительное время был на послушаниях – полтора месяца. Господь сподобил участвовать в обретении мощей преподобного Варнавы Гефсиманского.
А как же пришло окончательное решение?
– В то время в Троице-Сергиевой лавре жил известный российский старец архимандрит Кирилл (Павлов). И с этим вопросом я поехал к нему: как мне жизнь свою дальше управить? У нас состоялась короткая встреча. Батюшка благословил меня на монашество.
Расскажите, пожалуйста, о Ваших монастырских послушаниях.
– Первое послушание было – печь просфоры [богослужебный литургический хлеб]. А через полгода, под праздник Пасхи, владыка благословил мне нести послушания: в свечной лавке храма, экскурсовода и письмоводителя (отвечать на монастырскую почту).
– Батюшка, а как Вы начали писать духовные произведения? Ваши стихи сегодня поет вся Россия, широкому кругу читателей известны и другие Ваши труды.
– Сейчас расскажу. Мы жили в келье с отцом Иосифом (в настоящее время – иеромонах). В миру он имел литературное образование. Как-то раз заходит в келью и говорит:
– Вот, отец Стефан, владыка Никон благословил тебе стихотворение прочитать.
– Благословили, – читай.
Он прочитал, я и говорю:
– Знаете, отец Иосиф, я бы вот в этом месте слово поменял.
– Так тогда весь смысл изменится…
– А я бы и смысл поменял.
И буквально на следующий день мне захотелось стихи написать. Так появилось первое стихотворение – «На панихиде».
Выбор содержания был с чем-то связан?
– Да, я тогда нес послушание в храме на требах. А панихида – это концентрация горя человеческого. Тогда я еще статью написал в журнал «Задонский паломник» – «Идут матери». Потому что часто приходилось служить панихиды, видеть это материнское горе – в основном ведь женщины приходят в храм помолиться о своих близких.
Батюшка, Вы много пишете о человеческой боли, о грехе…
– Когда я был у старца Кирилла (Павлова), батюшка сказал мне: «Говори людям, чтобы они не жили так, как ты жил».
Жизнь Ваша была очень сложной?
– Вся моя жизнь в миру – это сгусток греха. Все, что могло быть плохое, – все в моей жизни было… Зачастую я сам был инициатором всего этого… Исполняя завет старца, стараюсь предостерегать других от необдуманных поступков, совершение которых влечет впоследствии страшную боль души, и излечить ее можно только слезами покаяния.
– У Вас очень много светлых духовных песен, так полюбившихся православным людям. А кто автор музыки – например, «Милосердный Отец», «Спаси, Владычице, Святую Русь Твою» и других?
– Автором музыки всех песен на мои стихи является владыка Никон! Я же удивлялся, что стихи пишу – никогда этому не учился, радость такая была, когда стих заканчивал. Они же мне не просто давались – над одной фразой мог по нескольку дней думать. И как только новый стих из-под пера выходил, я сразу к владыке бежал.
Владыка любит духовные песни…
– Да, у него же у самого прекрасный голос. Помню, у него еще тетрадка такая заветная была с песнями. И вот мы все, насельники, после службы выходим (владыка тогда еще архимандритом был), присядем где-нибудь на монастырском дворе (красоты такой на территории монастыря еще не было – склады стояли, будка трансформаторная), сядем и песни поем. У владыки голос такой могучий, многооктавный, до баса доходит. И все мы пели. И, конечно, свои песни я сразу ему приносил на благословение.
Уже с мелодией?
– Да. В миру я ведь хорошо на гитаре играл, репертуар, правда, другой был, и это, видно, сказывалось. Владыка послушает и говорит: «Какая-то мелодия у тебя недуховная, –– нет, надо вот так-то». Так ко всем моим песням и придумал мелодии. Так что владыка у нас – еще и композитор.
Батюшка, расскажите про историю одной из самых любимых народом песен «Спаси, Владычице, Святую Русь Твою».
– Прихожу под праздник Иверской иконы Божией Матери к владыке и спрашиваю: «Владыка, может, попробуем эту песню спеть?», а она уже давно была написана и владыка ее читал. И вот после праздничной литургии вышли мы на солею и владыка потихоньку начал мелодию, а мы – за ним. Так и появилась эта песня. А потом владыка благословил еще ее дописать.
Почему?
– Мы пели эти песни, когда верующие после богослужения подходили целовать крест. Людей было очень много и все хотели подойти к владыке: песня заканчивалась, а люди все идут и идут.
Долго дописывали?
– За благословение владыки сел и за ночь еще семь четверостиший написал. Показал ему, и стали мы уже семнадцать куплетов петь. Потом он мне книгу показал, где эту песню напечатали, и благословил еще ее дописать. Написал еще шесть четверостиший, и так в песне стало уже двадцать три куплета.
– Многие помнят, как во Владимирском соборе монастыря после богослужения все ждали листочки с песнями, пели их, листочки везли домой, берегли, чтобы взять в следующую поездку в Задонск.
– Да, раздавали их сотнями, люди помогали эти листочки размножать – у монастыря ведь тогда еще не было типографии, чтобы много напечатать. А песни людей очень трогали, особенно: «Милосердный Отец», «Спаси, Владычице», «Отпусти меня, мама, в обитель», «К тебе, Святитель, в Задонск, в обитель»…
Батюшка, сколько у Вас уже издано книг?
– Пять. Первые три книги духовных стихотворений впоследствии мы объединили в один том «Еммануил – с нами Бог». Там я сделал еще подстрочные комментарии, выбрали с художником рисунки. Потом была книга о святителе Тихоне «Великий Задонский светильник». Затем вышла в свет книга о загробных видениях людей в момент клинической смерти «Второе рождение. Они воскресли, чтобы рассказать другим».
Как появилась идея написать такую книгу?
– Меня интересовало, что происходит с душой после смерти. Изучил множество случаев, описанных в медицинской литературе, сам встречался и беседовал с такими людьми.
А пятая книга?
– Пятая книга «Спасется через чадородие» была написана здесь [в поселке Дачный, где у батюшки приход]. Книга о грехе аборта.
Сегодня Вы готовите к выходу в свет новый сборник духовной поэзии. Расскажите о нем.
– Многие из стихотворений нового сборника лежали незаконченными уже семь–восемь лет. В это время шло активное строительство храма и просто руки не доходили, чтобы их закончить. А в этом году Великим постом вдруг нашло вдохновение, и стихи пошли.
Думаете, это не случайно, что Великим постом?
– Конечно, Великий пост – это же особое время, время сугубого покаяния, очищения души, усиленной молитвы. И вот Господь сподобил снова начать писать.
Сколько уже написано новых произведений?
– Пятьдесят стихов…
Прочитаете некоторые?
– Прочитаю.

«Совесть»
Она заставить может и краснеть, и плакать,
И о содеянном всю жизнь жалеть,
Глаза от близких и родных годами прятать,
И самых гордых от бессилия бледнеть.

Она согреет душу в самый лютый холод
И руку помощи в любой беде подаст,
Ей не страшны ни ложь, ни месть, ни клевета, ни голод,
Она за все богатства мира не предаст.

Она волной горячей душу обжигает
И учит только правду говорить,
Она врагов любить, как и себя, нам предлагает
И по Закону Божьему нам помогает жить.

Она не любит спорить и не может лицемерить,
Подобострастной быть и льстиво угождать.
Лишь одному Христу она способна верить
И милостей Его всю жизнь готова ждать.

Она напоминает нам о жизни и о смерти,
Она кричит, когда трусливо все кругом молчат,
Она невинна и доверчива, как дети,
Она на страже, когда стражники спокойно спят.

Она от истины берет свое начало
И о спасении души нам говорит,
Она в Небесной славе, в бесконечных далях
Над грешным миром вместе с Господом царит.

«Обида-беда»
Не могу простить обиду –
Меня ближний оскорбил,
Он при всех меня унизил,
Да еще и нагрубил.

Вмиг в душе моей поднялся
Столп геенского огня,
Ярость с гордостью и местью
Захватили в плен меня.

И душа вдруг помертвела,
Стала, словно не моя,
Будто верущим я не был,
Будто я – уже не я.

Я от гнева весь затрясся,
Я от гнева покраснел ––
Как же он меня, ничтожный,
Оскорбить при всех посмел!

Он теперь – мой враг первейший,
Я обиды не прощу,
Пусть мне даже будет хуже,
Но ему я отомщу.

Бедный, бедный я, несчастный,
Я от гнева вдруг забыл,
Как Господь врагов заклятых
И убийц Своих простил.

Как страдал Он, невиновный,
Как обиды все терпел,
И как нам, в грехах погрязшим,
Всех прощать Он повелел.

Нелегко живется гордым,
Но ведь, если захотеть,
С Божьей помощью возможно
Всех прощать и все терпеть.

– Спаси Господи, батюшка! Замечательные произведения! Будем ждать выход нового сборника. Батюшка, благословите наших читателей.
– Бог благословит!

С игуменом Стефаном (Киселевым)
беседовала Валентина Швайдак

И там была парочка очень популярных в интернете фото, которая уже наверное лет 10 ходит по сети.

Вот например эта фотка в начале поста. Все ее наверное когда то видели.

А вот оригинал.

Есть разница?

Причем часто в сети можно встретить вот такое разоблачание:

"«Героем» этих демотиваторов стал игумен Стефан из Новосибирска. Умнейший и добрейший человек, настоящий монах и священник. У о. Стефана страшное эндокринное заболевание - феохромоцитома, опухоль надпочечников. Он набирает вес даже от воды… Мучается человек, врагу не пожелаешь. Неизвестно, жив ли он теперь. С такой болячкой долго не живут. А теперь подумайте, стоит ли «лайкать» демотиваторы вроде тех, что ниже."

Но обман видно, как говорится, невооружённым глазом. Во-первых, священник совершенно точно не игумен, а, вероятнее всего, митрофорный протоиерей. А во-вторых, в новосибирской епархии совершенно точно нет никаких игуменов Стефанов - ни больных, ни здоровых.

Второе популярное фото тоже было изменено:


Хоть и пишут в сети, что это тоже якобы Стефан, но на самом деле это бывший игумен Феодосий (Чернейкин), действительно ранее служивший в клире Новосибирской епархии, но в 2015 году лишённый сана.

Ну и по ерунде, в которую вы и так не поверили много конечно всякого в сети, которое пытаются выдать за оригинал:

Это конкурс фотожаб у Артемия Лебедева в ЖЖ:



Но конечно были и знаменитые "зафотошопленные часы":

Так что на этом все:

Может быть пропустил какой известный случай "православного фотошопа"?