Рождественские волхвы рисунки. Поклонение волхвов

В нашей стране Рождество отмечалось не всегда. Поэтому для нас, людей советского образца, рождественские традиции прочно связываются с новогодними. Единственный способ отличить одно от другого, «зерна от плевел» - обратиться к великой русской литературе. Гоголь, Иван Шмелев, Куприн, незабываемое «Детство Никиты» А.Н. Толстого-и что-то начинает вырисовываться: взошедшая звезда, как сигнал к началу праздника, поздравления, подарки, обязательные подарки детям,обычай ходить из дома в дом, со двора во двор и славить Христа, и, наконец, украшенная елка. Соблюдая все эти праздничные ритуалы, за исключением, пожалуй, колядования,(это уж для самых отчаянных и продвинутых) мы часто и не задумываемся о том, в какую глубокую библейскую древность они уходят своими корнями.

П. Брейгель. Перепись в Вифлееме. Деталь.

Стучат копытца маленького ослика по камням, по пыльным дорогам. Он везет семейный скарб. Дева Мария и ее муж Иосиф спешат в Вифлеем. Она уже ждет своего Божественного сына, а путь не близок и утомителен, но римский император Август захотел узнать, сколько у него подданных. В его огромной империи.

П. Брейгель. Перепись в Вифлееме

Все должны участвовать в переписи, причем в тех городах, откуда родом их предки. И Мария, И Иосиф принадлежат к колену Давидову. Значит им - в Иудею, в Вифлеем. Вифлеем- город хлеба - встретит их не гостеприимно: все гостиницы, постоялые дворы заняты, не удается найти пристанища и в частных домах. Они находят приют за городом в пещере, здесь пастухи прячут в непогоду скот. В этой пещере и появляется на свет самый необыкновенный человек- Сын Божий Иисус Христос, будущий Спаситель мира. Колыбелью ему служат ясли, кормушка для скота, находящиеся рядом животные согревают своим дыханием, а в окошко заглядывает особая Вифлеемская звезда, возвестившая всем о приходе Спасителя.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б Пастернак. Рождественская звезда.

С. Боттичелли. Мистическое Рождество. 1501 г.

С тех пор восход первой звезды знаменует начало светлого праздника.До первой звезды нельзя…И только с её появлением можно закончить40- дневный пост. Но до гусейи жареных уток еще далеко.Начинать надо с малого с легкого взвара - компота из сушёных яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов... А далее в храм на Всенощную. Правила проведения торжественной рождественской службы были установлены еще в IV веке. И одну из первых служб, наверное, служили в Храме Рождества в Вифлеме. Это случилось в правление императора Константина, принявшего крещение и сделавшего христианство главной, господствующей религией в своем государстве.

Равноапостольные Константин и Елена.

Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург.

Его мать Елена возвела в Вифлееме храм Рождества. Над той самой пещерой, где родился Спаситель. Церковь состояла из двух частей: над самим гротом было построено восьмигранное строение типа ротонды, и с запада к нему примыкала обширная базилика с четырьмя рядами колонн, почти в тех же пропорциях, что и сегодня. Мозаичный пол константиновской базилики частично сохранился по сей день. Перед церковью находился атриум - широкий, со всех сторон окруженный колоннадой двор, площадь которого была частично мощена плиткой и частично мозаикой. В 529 году восставшие самаритяне почти полностью разрушили церковь (вышеупомянутый мозаичный пол был покрыт толстым слоем пепла и битой черепицы). Император Юстиниан восстановил церковь примерно на тех же фундаментах. Большая часть современного строения сохранилась с эпохи Юстиниана. Снаружи, на фасаде, церковь была украшена роскошной мозаикой, изображавшей персидских волхвов. История, происшедшая здесь в 614 году, была рассказана на Иерусалимском церковном соборе IX века: “Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. ...Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь”. На фасаде юстиниановой базилики было три входа. Сегодня оставлен только один центральный, остальные заложены. В базилику ведет узкий проход, что заставляет каждого входящего низко склонить голову, как бы кланяясь Самому Младенцу. В народе эти двери называются «вратами смирения».

Вифлеем. Храм Рождества. Врата смирения.

Пещера, где родился Спаситель мира, является подземным храмом базилики. Для того, чтобы попасть в пещеру, надо спуститься через створчатую дверь, наполовину вросшую в землю, затем спуститься еще на тридцать ступенек к месту рождения Иисуса Христа. Пещера продолговатая, неглубокая, всего около 12 метров длиной, 4 метра шириной, высотой около 3 метров. Вся пещера освещается лампадами, пол выложен мрамором. В центральной нише находится престол, а под ним серебряная Звезда, обозначающая место, над которым остановилась звезда Востока, когда родился Спаситель мира. По внутреннему кругу Звезды надпись по-латыни: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» (Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос). Вокруг этой ниши постоянно горят 15 лампад, 6 из которых принадлежат православным грекам, 5 армянам и 4 католикам. Паломники преклоняют колена и благоговейно прикладываются к серебряной Звезде.

"Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос"

В 3-х шагах от Звезды находится престол «Святых яслей», в яслях лежит сделанное из воска изображение Младенца Христа. Здесь же находится престол «Поклонения волхвов».

За базиликой, на востоке, находится поле Пастухов, которым и явился Ангел, возвестив о рождении Спасителя. Когда-то на этом месте был храм, но уцелел только нижний предел, где до сих пор служится Литургия. К самому храму Рождества Христова примыкают три монастыря: греческий, армянский и католический. Эти монастыри служат странноприимными домами для многочисленных паломников.

В V веке патриарх Константинопольский Анатолий, позднее, в VI веке, Анатолий и Софроний Иерусалимские, а в VIII веке Козьма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали священные церковные песнопения, которые до сих пор используются во время рождественской службы.Вечер перед Рождеством называли навечерием или повечерием. Во время службы в церквях совершали так называемые Царские Часы, то есть провозглашали долгие лета царю, царскому дому и всем подданным православным христианам. После обычно зачитывались цитаты из Священного Писания, ветхозаветные пророчества. Во второй половине дня было принято служить литургию Василия Великого. Если Рождество выпадало на субботу или воскресенье, то служили литургию Иоанна Златоуста.Всенощное бдение начинали пением пророческих песен, самой главной из которых была «Яко с нами Бог» - она выражала радость православных христиан по поводу рождения младенца Иисуса.

Сильнее разгорается праздник. После службы можно подкрепиться после многодневного воздержания сочивом (кутьей). Это охлаждённая каша, из пшеницы, ячменя, ржи, гречихи, чечевицы, а позднее и из риса, к которой добавлялся растёртый мак, смешенный с мёдом. Сочиво по преданию, готовится в подражание посту пророка Даниила и трёх отроков, они отказались вкушать яства со стола языческого царя и ели семена.От названия этого блюдаи вечер называется сочельником. Перед непосредственным началом трапезы у икон зажигаются лампадки, ставятся свечи и вслух читаются молитвы. Угощение в Рождественский Сочельник, даже в самой бедной семье было обильным, поэтому и назывался Сочельник - «щедрым вечером» или «богатой кутьёй», которая и была основным блюдом.

А теперь на улицу - колядовать - славить Христа.

«Благовестие пастухам» миниатюра из средневекового манускрипта, Франция,1147

Спаситель родился
в лютую стужу.
В пустыне пылали пастушьи костры.
Буран бушевал и выматывал душу
из бедных царей, доставлявших дары.
Верблюды вздымали лохматые ноги.
Выл ветер.
Звезда, пламенея в ночи,
смотрела, как трех караванов дороги
сходились в пещеру Христа, как лучи.

И. Бродский. Рождество 1963 года.

Лежит в колыбели святозарный младенец.В небесах хор ангелов славит Бога, толпятся в пещере пастухи, поздравляют Деву Марию: «С РождествомТебя Христовым!»

«Поклонение пастухов» Р. Гирландайо. 1510 г.

« С Рождеством!» - говорят друг другу христиане уже более двух тысяч лет. Славит Бога Воинство ангелов, славят Бога люди на земле. На Руси обычно отдельно колядовали молодые девушки и парни, отдельно дети до 12 лет. Дети носили с собой самодельный маленький вертеп- ясли, и с помощью кукол разыгрывали целые представления. Хозяева благодарили, угощали заранее припасенными сластями.

"Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков... Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только вместе с степенными отцами оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! и еще белее казался свет месяца от блеска снега."

Н. Гоголь. "Ночь перед Рождеством"

К. Трутовский. Колядки в Малороссии. 1864 г.

Вифлеемскую звезду увидели многие, нельзя её было не заметить- огромную, сияющую, но не все поняли, о чем она говорит людям.Волхвы - древние восточные мудрецы, звездочетыГаспар, Мельхиор и Балтазар- сверились с о своими фолиантами. «Родился великий человек», - сказали им книги. Собрали волхвы дары для младенца и отправились в неблизкий путь - поклониться великому человеку.

Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, VI в. Над головами волхвов можно прочесть их имена.

Блеск огромной диковинной звезды служил им маяком. В загадочной ночной тишине двигался караван, важно выступали верблюды, встряхивали ушами слоны, покачивались затейливые тюрбаны волхвов.

В эту ночь Земля была в волненьи:
Блеск большой диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.

А в пустыне наблюдали львицы,
Как, дарами дивными полны,
Двигались безшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны.

И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три царя в затейливых тюрбанах
Ехали к кому-то на поклон.

А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя,
Там ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя.

В эту ночь вся тварь была в волненьи,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоволенье,
Наступленье мира на земле.

А. Хомяков.

Что же принесли они Иисусу? Золото - в знак того, что родился царь земной, потомок царя Давида, ладан - в знак того, что родился царь небесный, смирну - душистую смолу, которой натирали умерших - в знак того, что смертен Иисус и уязвим.

Византийская икона

"В память о дарах волхвов дарим мы детям и друг другу рождественские подарки. Вообще, Рождество - самый "детский" христианский праздник. Дети в центре внимания, в центре торжеств, для них устраивается елка.

И в это время раскрылись двери в кабинет. Дети соскочили с дивана. В гостиной от пола до потолка сияла елка множеством, множеством свечей. Она стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет от нее шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками. Дети стояли неподвижно, потрясенные.

Никита сорвал с елки хлопушку и разорвал ее, в ней оказался колпак со звездой. Сейчас же захлопали хлопушки, запахло хлопушечным порохом, зашуршали колпаки из папиросной бумаги.

Лиле достался бумажный фартук с карманчиками. Она надела его. Щеки ее разгорелись, как яблоки, губы были измазаны шоколадом. Она все время смеялась, посматривая на огромную куклу, сидящую под елкой на корзинке с кукольным приданым.

Там же под елкой лежали бумажные пакеты с подарками для мальчиков и девочек, завернутые в разноцветные платки. Виктор получил полк солдат с пушками и палатками. Никита — кожаное настоящее седло, уздечку и хлыст.

Теперь было слышно, как щелкали орехи, хрустела скорлупа под ногами, как дышали дети носами, развязывая пакеты с подарками."

А. Толстой "Детство Никиты"

Подарки под елкой. Почему именно ель выбрана в качестве рождественского дерева? Существует еще одна очень старая и трогательная легенда.

Великое чудо в ту ночь совершилось:
Спасителя Бог нам послал,
В забытой пещере, в заброшенных яслях
Младенец, Сын Божий, лежал.
Звезда над пещерой, как свет путеводный,
Сияла ученым волхвам,
И громкая песнь пастухов величаво
И стройно неслась к небесам.
С людьми вся природа в ту ночь ликовала:
Шумя на деревьях, листы
Таинственным шепотом славили Бога,
И пахли сильнее цветы.
Три дерева — пальма, маслина и елка
У входа в пещеру росли,
И первые дни в горделивом восторге
Младенцу поклон принесли.
Прекрасная пальма его осенила
Зеленой короной своей,
А с нежных ветвей серебристой маслины
Закапал душистый елей.
Лишь скромная елка печально стояла:
Она не имела даров,
И взоры людей не пленял красотою
Ее неизменный покров.
Увидел то Ангел Господень
И елке с любовью сказал:
«Скромна ты, в печали не ропщешь,
За это от Бога награда тебе суждена».
Сказал он — и звездочки с неба
Скатились на елку одна за другой,
И вся засияла, и пальму с маслиной
Затмила своей красотой.
Младенец от яркого звездного света
Проснулся, на елку взглянул,
И личико вдруг озарилось улыбкой,
И ручки он к ней протянул.
Исполнил Спаситель свой подвиг высокий,
Учил и творил чудеса,
За нас пострадал и, воскресши из мертвых,
Вознесся к Отцу в небеса.
А мы с той поры каждый год вспоминаем
И набожно чтим Рождество:
Ребенок ли, взрослый — все празднику рады,
И в каждой семье торжество.
Где дети — там елка богаче, беднее,
Но вся в золотых огоньках.
И сколько веселья и сколько восторга
В незлобивых детских сердцах.

Чудесная ночь подходит к концу. Жаль, но каким прекрасным будет утро. Вскочившие раньше всех дети найдут под елкой новую порцию подарков. Их радостные вопли поднимут всех остальных. Вот теперь самое время сесть за праздничный рождественский стол, покрытый белоснежной скатертью, под которой... сено, еще раз поздравить друг друга с праздником и начать новый отсчет собственной жизни - с Рождества Христова.

Материалы и фото взяты с сайтов Инета.

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим с востока и говорят: где Родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2:1-2), — рассказывает Евангелист Матфей.

Еще за 6 веков до Рождества Христова, во время вавилонского пленения иудеев, религиозные мыслители Востока впервые открыли для себя Библию и познакомились с древним пророчеством о Вифлеемской звезде провидца и прорицателя Валаама, предсказавшего приход Мессии: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числа. 24:17). Тогда же, во время вавилонского плена, пророк Даниил предсказал точную дату рождения Мессии (Дан. 9:25). О ней знали в каждом еврейском доме. Знал ее и царь Ирод.

Именно поэтому расспросы волхвов о Царственном Младенце так перепугали Ирода. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия по предсказанию пророка Михея (Мих. 5:2).

Тогда «тайно», как говорит нам Евангелие, призвав к себе во дворец волхвов и узнав от них, что звезда стала видимой на небосклоне еще до рождения Того, Кого они ищут, и что именно она вела их в пути, Ирод поручил им отыскать в этом маленьком городке Младенца, чтобы и он, Ирод, мог поклониться Ему. Когда же волхвы вышли из Иерусалима, звезда вновь осветила им путь и привела их к дому, где в то время находились Матерь Божия с Сыном и праведный Иосиф Обручник: «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему» (Мф. 2:11).

Кем же были волхвы, пришедшие поклониться Богомладенцу? Это событие становится предметом размышлений многих толкователей уже в самых ранних памятниках христианской литературы. Следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как занятия, несовместимые с представлением о свободе воли и Промысле Божием о человеке. Однако Евангелист Матфей говорит о волхвах в позитивном смысле, как о людях, совершающих благочестивый поступок, в отличие от иудеев, не принявших Спасителя. Языческий мир признал Спасителя, а богоизбранный народ не узнал своего Господа и Творца. Говоря о , Евангелист употребляет термин μάγοι (маги, волшебники). В античной литературе существуют 2 значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи. Из какой страны пришли эти мудрецы-звездочеты, определенно сказать невозможно: скорее всего, из Персии или Вавилонии. В этих странах были известны мессианские ожидания иудеев благодаря пророку Даниилу. Уже со II века в раннехристианской литературе родиной волхвов нередко называли Аравийский полуостров, тем самым связывая их с ветхозаветными пророчествами о поклонении иноземцев мессианскому Царю Израиля: «Цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся Ему все цари; все народы будут служить Ему, ибо Он избавит нищего, вопиющего и угнетенного... и души убогих спасет» (Пс. 71:10-13).

Персидский царь Хосров II Парвиз, уничтоживший во время завоевания Палестины в VII веке почти все христианские храмы, пощадил Вифлеемскую церковь Рождества Христова из-за фресок, на которых волхвы изображены в персидских одеяниях.

В Евангелии не сказано, сколько именно волхвов пришло к Младенцу, но принято считать, что их было трое — по числу даров. Их имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар — впервые встречаются у преподобного Беды Достопочтенного (†735). В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар оказывается «безбородым юношей», Валтасар — «бородатым старцем», а Мельхиор — «темнокожим» или «черным», происходящем из Эфиопии.

Итак, войдя, волхвы «пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:11). Каждый из этих даров имел символическое значение. Золото было принесено Иисусу как Царю Иудейскому, ладан — как Богу. Смирна (мирра) — дорогое ароматическое вещество, применявшееся для бальзамирования тел при погребении, — как Спасителю, Ставшему Сыном Человеческим, Которому были предсказаны «многие страдания и погребение».

Поклонившись Младенцу, волхвы, «получив во сне откровение не возвращаться к Ироду», минуя Иерусалим, вернулись в свои земли.

Согласно преданию, впоследствии все они стали христианами и проповедниками Евангелия. Их крестил святой апостол Фома, который благовествовал в Парфии и Индии. В западных преданиях говорится даже о рукоположении их апостолом Фомой во епископов. Мощи волхвов были обретены святой равноапостольной царицей Еленой в Персии и положены в Константинополе, а в V веке перенесены в Милан. В настоящее время золотой находится в Кельнском соборе.

Честные дары волхвов Матерь Божия бережно хранила всю жизнь. Незадолго до Своего Успения Она передала их Иерусалимской Церкви, где они находились вместе с поясом и ризой Богоматери до 400 года. Позже дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь, где их поместили в храме Святой Софии.

Так что же такое дары волхвов? Какие они?

Золото, принесенное волхвами, — это 28 небольших золотых пластин-подвесок в форме трапеций, четырехугольников и многоугольников, украшенных изящным, филигранно выполненным орнаментом. Рисунок ни на одной из пластинок не повторяется. Ладан и смирна, принесенные раздельно, когда-то были соединены в небольшие, величиной с маслину, шарики темного цвета. Их сохранилось около семидесяти. Соединение это очень символично: ладан и смирна, принесенные Богу и Человеку, соединены так же неразрывно, как во Христе соединились две природы — Божественная и человеческая.

В 1453 году султан Мухаммед (Мехмед) II осадил и взял Константинополь. Византийская империя пала. Матерью молодого султана была сербская принцесса Мария (Мара) Бранкович. Во времена османского владычества европейские монархи часто стремились породниться с Портой, чтобы хоть как-то облегчить своё существование. Так дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария оказалась замужем за султаном Мурадом (1404-1451). Мария не приняла ислам и до конца своих дней оставалась православной. Невозможно даже представить себе, что чувствовала она, видя, как рушатся стены великого христианского города и гибнут в муках ее братья и сестры по вере! Но эта личная трагедия сербской принцессы обернулась настоящим счастьем для христианской истории. Благодаря ей были спасены и сохранились многие православные святыни. Мехмед II, очень любивший свою мать и уважавший её религиозные чувства, не препятствовал этому.

Помимо собирания святынь султан позволил матери взять под свое личное покровительство и защиту Святую гору Афон — монашескую страну, помогать которой считали за честь все предыдущие правители Константинополя. Традиция, заведенная Марией Бранкович, так понравилась султаншам последующих веков, что они, даже будучи мусульманками, истово берегли эту твердыню Православия вплоть до падения Порты.

В 1470 году Мария Бранкович решилась посетить Афон, который она так любила с детства и на земле которого мечтала побывать, несмотря на тысячелетнюю монашескую традицию, запрещавшую женщинам приезжать на Святую Гору. Больше всего ей хотелось увидеть , в котором подвизалось тогда много сербов. Эту обитель очень любил её отец — Георгий Бранкович. Он построил здесь храм во имя своего святого покровителя Георгия Победоносца.

Корабль Марии пристал к берегу неподалеку от монастыря святого Павла. Мария везла с собой 10 ковчегов со спасенными святынями, среди которых были и Дары волхвов. Во главе торжественной процессии Мария стала подниматься в гору. На полпути к монастырю она в изумлении остановилась, услышав голос: «Не приближайся! Отсюда начинается царство Иной Владычицы, Царицы Небесной, Госпожи Богородицы, Предстательницы и Охранительницы Святой горы». Мария упала на колени и стала молиться, прося прощения за своеволие у Царицы Небесной. Навстречу Марии из монастыря вышел игумен с братией, которому она передала ковчеги со святынями. После этого Мария вернулась на корабль.

На том месте, где стояла когда-то коленопреклоненная Мария, был поставлен крест, называемый Царицыным. В стоящей рядом часовне изображена встреча иноками этих великих святынь.

А драгоценные дары с благоговением сохраняются в монастыре святого Павла по сей день. Монахи хорошо понимают, сколь велика духовная и историческая ценность святыни, поэтому после ночного богослужения выносят дары из ризницы в небольшом серебряном ковчеге на поклонение паломникам. Дары источают сильное благоухание, и когда их открывают, благоуханием наполняется вся церковь. Монахи-святогорцы заметили, что дары подают исцеления душевнобольным и одержимым беснованием.

…Некоторые паломники рассказывают, что когда монахи подносили к их уху одну из золотых подвесок, от нее чудесным образом слышался как бы шепот, рассказывающий о чудесном Рождении в мир Предвечного Младенца...

Восходов Петр 25.12.2017 в 15:08

Мистерия воплощения Богочеловека Иисуса от Девы Марии в загоне для скота каждый год сверкает для нас подобно рождению Сверхновой. В этом празднике в один многоцветный, искрящийся клубок сошлось непостижимое шествие Рождественской звезды, пение ангелов, добрые образы простецов-пастухов и по-восточному сказочные фигуры волхвов, пришедших поклониться младенцу Христу.

Пожалуй, это единственные маги, звездочеты, кудесники (в западноевропейской традиции еще и цари) прославленные наравне со святыми. При этом облик их с таинственной улыбкой ускользает от строгих дефиниций.

Поразительно, что о волхвах сообщает лишь один Евангелист - Матфей. "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою". (Матф.2:12)

Считается, что Апостол Матфей писал свое повествование, главным образом, для иудеев. Разве можно было придумать подобную историю, когда весь взрослый Иерусалим еще помнил это необычайное, волнующее посольство? При этом некоторые книжники соотнесли его с древним пророчеством Исайи:"Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа" (Ис. 60:6-14).

Другой ветхозаветный пророк Михей предсказал, что Мессия родится в Вифлееме. Об этих знаках не мог не знать и царь Ирод. Именно поэтому он отнюдь не счел экзотических путешественников, прибывших в его страну по велению некой звезды, чудаками-фриками. Из-за страшной серьезности произошедшего он и пришел в такую ярость, узнав, что волхвы обманули его надежды, послав следом карательный отряд для зачистки Вифлеема от младенцев.

Сколько, откуда, где и когда?

Евангелист не сообщает ни числа, ни имен восточных мудрецов, ни точной привязки их экспедиции к рождеству Христову. Сказано лишь "когда же Иисус родился". От Иерусалима до Вифлеема семь километров по прямой. По "кривой" - чуть дольше. На верблюдах и с большим караваном передвижение было не быстрым, однако теоретически "посольство Востока" могло бы добраться и в саму святую ночь - ближе к утру. Правда, Матфей указывает "войдя в дом", а не в пещеру-хлев, то есть Святое Семейство, по идее, успело к тому времени перебраться в более подходящее для новорожденного помещение.

По православной традиции поклонение волхвов произошло через 12 дней после . Есть, правда, и другое мнение, что событие это случилось на втором году жизни Христа. Его сторонником был, например, "отец церковной истории" Евсевий Кесарийский (Памфил).

Число "три" для делегации с Востока предложил в III веке другой видный авторитет Церкви - греческий богослов Ориген - по числу принесенных даров. Эта же сакральная "троица" позже пришлась кстати для обоснования того, что поклониться Спасителю явились представители трех человеческих рас из трех частей света: черной из Африки; белой из Европы и желтой - из Азии. Другими словами - потомки сыновей Ноя - Хама, Иафета и Сима.

Правда, большинство историков называют исходными точками три не слишком далекие географически страны - Персию, Аравию и Эфиопию, а еще чаще соотносят магов с древним Вавилоном и Персией. Ведь греческое слово μάγοι (маги) в переводе Евангелия от Матфея означает и персидских священников зороастрийского культа Ахура Мазды и вавилонских волшебников-астрологов. На европейских миниатюрах и фресках с раннего средневековья волхвов стало принято изображать в персидских одеждах.

Интересно, что именно это обстоятельство спасло вифлеемскую Базилику в VII веке, во время персидского нашествия. Местные иудеи просили персов разрушить ненавистное им место. Однако захватчики зороастрийцы напрочь отказались, увидев на фасаде мозаику, изображавшую знатных персидских магов-единоверцев, поклонявшихся Младенцу.

Три волхва прочно вошли в западно-европейскую и русскую традицию, несмотря на то, что Блаженный Августин и святой Иоанн Златоуст предполагали, что их было двенадцать. Кстати, так же до сих пор считают верующие сирийской и армянской Церквей.

Похожая разноголосица существует и с именами восточных звездочетов. "Хрестоматийно": Бальтазар -Мельхиор -Каспар наименовал мудрецов впервые английский монах -бенедиктинец Беда Достопочтенный, а позже немецкий теолог Иоанн Хильдесхаймский в своей книге "История трех царей". В свою очередь, Ориген дал волхвам имена: Авимелех, Охозат, Фикол. В сирийской же традиции их зовут Гормизд, Язгерд, Пероз, в греческом варианте - Аппелликон, Америн и Дамаскон, а в еврейском изводе - Магалат, Галгалат и Серакин.

Как бы то ни было, в самом начале эры, еще не знавшей, что она стала Новой, под неярким зимним солнцем и прохладными ночами - по пыли равнин и каменистым горам вслед за невиданной, не гаснущей для них звездой двигалась феерическая процессия.

"И в челе большого каравана,/Устремивши взоры в небосклон,/Три царя в затейливых тюрбанах/Ехали к кому-то на поклон",- так их увидел русский поэт и философ позапрошлого столетия Алексей Хомяков.

А вот как это шествие представилось век спустя Иосифу Бродскому: "Буран бушевал и выматывал душу/из бедных царей, доставлявших дары./Верблюды вздымали лохматые ноги./Выл ветер./Звезда, пламенея в ночи, смотрела, как трех караванов дороги сходились в пещеру Христа, как лучи".

Кстати, в стихотворении нобелевского лауреата отражена версия, согласно которой три волхва-царя шли за звездой каждый своим путем и со своим караваном, встретившись лишь у рождественского вертепа (пещеры).

Звезда звезд

То, что у колыбели родившегося Мессии оказались - по зову Ангела - простейшие из иудеев, а по свету звезды - мудрейшие из язычников свидетельствовало об "исполнении времен". В лице пастухов Бог, по слову Евангелиста: "вознес смиренных", а в образе восточных волшебников: "сидящим в стране и тени смертной воссиял свет" (Мф.4:16). " с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих",- писал святой Иоанн Златоуст в своих "Беседах на Евангелие от Матфея".

Очевидно, что дверь к познанию Истины была открыта не без употребления языческой человеческой мудрости, в частности астрономических наблюдений. Хотя, безусловно, не будь наития Свыше, никакая мудрость и магические науки не помогли бы волхвам достичь своей цели и даже просто захотеть к ней отправиться.

Тем не менее, на примере евангельских волхвов-царей в Европе в конце средних веков некую "легализацию" получила астрология. Этой псведонаукой халдейских магов увлеклись многие "христианнейшие" европейские монархи и даже некоторые Папы Римские.

Действительно, из буквального прочтения евангельского повествования получается, что восточные звездочеты как бы, "высчитали" заранее по небесным светилам Рождество Бога на Земле. Для верующего христианина такое умозаключение - глубочайшая ересь, о чем подробно высказались многие Отцы Церкви.

О Вифлеемской звезде были написаны горы литературы и велись пространные ученые дискуссии в монастырях и европейских университетах, причем не только на кафедрах теологии. Один из древних манускриптов "Книга сокровищ пещеры" (VI в.) - сообщает, что за два года до рождения Спасителя в Персии заметили звезду странной формы, которая сопровождалась видением о девушке с коронованным ребенком во чреве.

Астрономы обратили внимание, что за несколько лет до Рождества Христова наблюдалось несколько так называемых парадов планет (когда несколько небесных тел Солнечной системы выстраивается в одну линию): соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб (15 ноября 7 года до н. э.), Юпитера, Сатурна и Марса (в начале марта 6 году до н. э.), Юпитера с Регулом (12 августа 3 года до н. э.); Венеры с Юпитером (12 августа 2 года до н. э.). В древности Юпитер считался "Царской звездой", а Сатурн, "субботней звездой евреев".

Другие астрономы, на дух не переносящие астрологических констелляций, писали окомете Галлея, которую можно было наблюдать около 12-11 гг. до Р. Х., другие указывали на сообщение древнекитайских звездочетов о явлении в 5-4 гг. до нашей эры, по описанию похожему на вспышку сверхновой.

Впрочем, все эти остроумные сопоставления преследуют одну немудреную цель - "научно обосновать" чудо. А это, по определению, невозможно!

Ни Апостолы, писавшие Евангелия, ни историки-современники не сообщают, что какая-либо особенная звезда или другое небесное явление произвели фурор у жителей тогдашней Палестины. Путеводный маяк был виден лишь тому, кому он предназначался.

Точнее всех о недопустимости смешении научного и сакрального сказал Блаженный Феофилакт Архиепископ Болгарский в ХI веке: "Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу.

А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу".

Вокруг волхвов

От сказочной "святочной" декоративности - к святым мощам. Такой путь проделали восточных дароносцы в умах христиан и церковной традиции - особенно западной. Не будучи официально канонизированы Римским Престолом, они де-факто почитаются таковыми в католичестве как "святые цари" с именами Каспар, Мельхиор и Бальтазар.

В православии де-юре они остаются безымянными волхвами, на иконах изображаются чаще всего тремя фигурами и повсеместно уважаются. При этом ковчег с их Дарами официально считается Святыней в обеих конфессиях. Два года назад он побывал в России, Белорусии и на Украине для поклонения верующих.

Ввиду скудности сведений о личностях и судьбе этих людей, вокруг них почти сразу же начали расти легенды и апокрифы. Такие же празднично-загадочные как и они сами. Ну, например, в средневековых манускриптах сообщалось о некоем четвёртом волхве по имени Артабан, бывшем потомком персидского царя Дария I - так и не дошедшем до Вифлеема.

По другой легенде, избегнуть посланной за ними в погоню конницы взбешенного царя Ирода волхвам якобы удалось благодаря пелене с тела Новорожденного, полученному ими от Девы Марии. Потом, дескать, вернувшись благополучно на родину, волхвы по своему огнепоклонскому обычаю хотели бросить бесценный дар в обрядовый костер. Но пламя не посмело опалить святыни. Тогда кудесники приложили платок поочередно к своим глазам и тотчас прозрели, узнав истинного Бога.

Согласно еще одному апокрифу Апостол Фома направляясь в Индию, встретил постаревших волхвов, крестил их и отправил с христианской миссией в Персию, Халдею и другие восточные области. В Европе ходило также предание о встрече трех 150 летних бывших магов для последнего совместного поклонения Христу.

Впрочем, большее распространение получила история о том, как бывшие восточные цари-жрецы смело проповедовали Христа и приняли мученическую смерть в Месопотамии.

Дальнейшая история была связана с телами трех мучеников. По преданию, мощи волхвов были найдены византийской императрицей Еленой и положены сначала в Константинополе, а в V веке перенесены в Медиолан (Милан), откуда в 12 веке выкрадены императором Фридрихом Барбароссой, и доставлены в Кёльн.

Там они получили титул Кёльнских царей, а герб города украсился тремя коронами и знаменитым Кельнским собором, где в великолепном ковчеге мощи хранятся по сей день. Правда, Марко Поло в своем дневнике уже в 13 веке подробно описывает, виденные им в городе Савве (недалеко от Тегерана) три отдельных украшенных гробницы евангельских волхвов. Венецианский путешественник отмечает, что лицезрел тела, не тронутые тлением "совсем целые с волосами и бородами".

И все же, несмотря на периодически раздающиеся голоса скептиков, именно Кельн, а шире - Западная Европа стали считать этих библейских персонажей - своими почти "домашними" святыми. Теме "Поклонение волхвов" отдали дань многие великие европейские мастера кисти разных эпох: Джото и Питер Брейгель, Леонардо да Винчи и, Густав Доре, Джорджоне и Никола Пуссен, Рембрандт и Фра Беато Анджелико, Веронезе и Босх…

Уже многие века во многих европейских странах - особенно в Германии и Франции, Испании особо радостным считается Праздник Трех царей(6 января). Дети в этот день получают подарки как на Рождество и резвятся в золотых бумажных коронах, изображая волхвов-царей.

В Испании 5 января разыгрывается целое театрализованное массовое уличное шествие, инсценирующие восточный караван, чинно движущийся к Рождественскому вертепу за звездой-указателем. Кстати, во многих испаноязычных странах именно в этот день, называемый Богоявлением, а не в Рождество или в день святого Николая принято дарить детские презенты. При этом дети верят, что их разносят по домам вездесущие волхвы.

Поскольку Каспар, Мельхиор и Бальтазар считаются в Европе покровителями путешествующих, то их имена вместе с коронами часто попадаются в названиях отелей. Если добавить к этому разнообразную "сувенирку, комиксы, анимацию и прочую масс-культуру, то на фоне общей дехристианизации Старого Света, можно констатировать: как и в случае с Санта-Клаусом попса поглотила сакральную мистерию. Смысл великого шествия мудрецов к воплотившемуся на земле Богочеловеку потонул в цацках.

У колыбели Царя Царей

Между тем, смысл этот остается неизменным в вечности - именно так без пестрых орнаментальных "завитушек" и его изображают на лучших православных иконах.

А тогда на исходе "ветхого человечества" ожидании Мессии в ойкумене было почти всеобщим. О скором пришествии Спасителя писал знаменитый поэт Вергилий:

"Сызнова ныне времен зачинается строй величавый, Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство.Снова с высоких небес посылается новое племя".

О напряженных мессианских ожиданиях не только иудеев, но и всего Востока свидетельствуют римские историки Иосиф Флавий, Тацит и Светоний. По некоторым сведениям даже из Империи Цинь - добирались до Палестины ходоки-мудрецы, дабы узнать, не явился ли еще Тот, кого в древних китайских "Ликейских книгах" именовали Небочеловеком Сун-Сеем (что значит пастырь или вождь), которому надлежит умереть в муках за всех людей. Кстати, зороастрийцы также ожидали пришествия Мессии- Саошьянта, который сразится с силами зла - Аримана и окончательно победит ад и смерть.

И Спаситель пришел. Однако совсем не так, как его ожидали. Не в славе и грозной силе, а в немощи и нищете. Апостол Иоанн Богослов выразил эту "невстречу" емко: "Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Иоан. 1-12).

Итак, первыми восприемниками Новой Эры стали неграмотные пастухи и премудрые волхвы -чужеземцы. Смысл даров, которые по божественному наитию они принесли младенцу Христу, лаконичен и при этом безмерно глубок. Золото - как Царю царей, ладан - как Богу и Первосвященнику, погребальное благовоние смирну- как Человеку, которому предстоит смерть за людей и погребение.

Подобные пророческие подарки не сентиментальны, они монументальны. Их нельзя повторить "на бис", сделать из них сиквел. Они пребывают вне времени, как и та ни с чем несравнимая ночь, когда небеса соединились с землею.

Мы в ежеминутном круге суетных хлопот каждый год, скрипя, подъезжаем к этой вневременной точке, вдыхаем пронзительный аромат вечности, замешанный на елочной хвое и дыме ладана и уплываем по кругу дальше. И лишь гениальным художникам и поэтам дано, остановить это мгновение для других. Так, чтобы оказаться внутри него, когда созреем душой.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звезды сметал с небосвода.

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б Пастернак. Рождественская звезда.

Волхвы пришли в Иерусалим только через два года после рождения Иисуса.

А память волхвов - царей Гаспара, Мельхиора и Валтасара - отмечается католической церковью 23 июля .

Евангельский рассказ

Согласно апостолу Матфею, волхвы жили где-то на востоке. Они увидели в небе звезду и поняли, что она является знамением. Последовав за её движением по небосводу, они пересекли несколько государств и прибыли в Иерусалим . Там они обратились к правящему государю этой страны, Ироду , с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского, очевидно, предполагая, что правитель должен быть связан с ним родственными узами.

Ирод встревожился этим известием, но вида не показал и вежливо проводил волхвов из дворца, попросив их, когда они найдут Царя, сообщить ему, где он находится, «чтобы и мне пойти поклониться Ему» . Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем . Там они нашли Марию с младенцем, поклонились ему и принесли дары.

После этого волхвам во сне было дано откровение, что к Ироду возвращаться с вестью об успехе их путешествия не стоит, и они поехали домой другой дорогой. Не дождавшись их, расстроенный Ирод устроил избиение младенцев .

Символическое значение рассказа

Этот библейский рассказ подчёркивает, что ещё в раннем детстве в Иисусе был узнан грядущий Царь. Иоанн Златоуст пишет о причинах, почему именно волхвы были приведены ко Христу:

Кроме того, многие эпизоды этой истории соответствовали ветхозаветным пророчествам (см. ниже), что имело большое значение.

Время появления волхвов

Со времён раннего христианства существуют самые разные версии времени прихода волхвов к младенцу Христу. Вот что пишет об этом Гийом в своей книге «История христианства»

Одни раннехристианские авторы утверждают, что поклонение волхвов про­изошло сразу вслед за рождением Иисуса. Иустин Мученик утверждает: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле » (Иустин Мученик. Разговор с Трифоном, 77). Иоанн Златоуст считает, что звезда и вовсе явилась волхвам задолго до рождения Христа: «Волхвы ни при родах Матери не были, ни времени, когда родила, не знали, а потому не имели и основания заключать о будущем по течению звезд. Напротив, задолго до рождения, увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившагося » (Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63). Протоевангелие Иакова прямо увязывает поклонение волхвов с пребыванием Девы Марии с Младенцем в пещере, то есть говорит о поклонении волхвов новорожденному. «И пошли маги. И звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, пока не пришли они к пещере, и остановились перед входом в пещеру. И увидели маги Младенца с Матерью Его Марией » (Протоевангелие, 21). Другие древние авторы, как, например, Евсевий Памфил (Церковная история, кн.1, глава 8), полагают, что поклонение волхвов произошло примерно на втором году жизни Христа. То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея (16).

Действующие лица и атрибуты

Византийская икона

Волхвы

В западноевропейской традиции волхвы называются «волшебниками» (лат. magi) (такое мнение основано на апокрифическом Евангелии от псевдо-Матфея и Протоевангелии от Иакова) и часто изображаются царями. Впервые назвал волхвов царями св. Кесарий Арльский . Апокрифические евангелия дали им имена - Каспар, Мельхиор и Бальтазар . Они считаются покровителями путешественников и поэтому их имена часто входили в названия гостиниц.

Евангелист не пишет о количестве волхвов. По числу принесённых даров предположили, что их было трое. Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека (Бальтазар - юноша, Мельхиор - зрелый мужчина и Каспар - старик) и трёх различных сторон света (Бальтазар - нергоид (возможно абиссинец или нубиец) (Африка); Мельхиор - белый человек Европа ; Гаспар - с восточными (даже семитским, т. е. халдейскими) чертами или в восточной одежде, Азия). То есть родиной их было три страны с этнически различным населением - Персия , Аравия и Эфиопия .

Есть греческие варианты их имён (Аппелликон, Америн и Дамаскон ) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин ). Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан (как брата или потомка брата персидского царя Дария I). В ранних рукописях Бальтазара зовут Вифисарей .

Армяне считают, что волхвов было 12. Их имена также не упомянуты в письменных Евангелиях, а являются результатом народной фантазии.

Церковное Предание считает, что откровение о планах Ирода было получено волхвами во время ночёвки в пещере в окрестностях Вифлеема. Это место почитается верующими, - в V веке над пещерой преподобным Феодосием Великим была основана киновия, ставшая первым общежительным монастырём в Палестине.

По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой и положены были сначала в Константинополе . В V веке мощи волхвов были перенесены оттуда в Медиолан (Милан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы , в Кельн , где, хранятся в Кёльнском соборе .

Вифлеемская звезда

Согласно Писанию, звезда двигалась по небу с востока на запад и остановилась прямо над пещерой с колыбелью младенца, указав волхвам дорогу. Присутствует в большинстве трактовок сюжета.

Для верующих явление Вифлеемской звезды было исполнением т. н. «звёздного пророчества» Валаама в ветхозаветной Книге Чисел :

Дары

Волхвы принесли младенцу три дара: золото, ладан и смирну (мирро). В лексике учебника «Закон Божий» (курсив сохранён) -

Евангельский рассказ о принесении даров показывает исполнение ветхозаветного пророчества о том, как язычники принесут свои дары Царю Израиля:

(в христианском толковании здесь Израилем названа Церковь Христова, как новый, духовный, Израиль, должный придти на смену старому Израилю - еврейскому государство и еврейской церкви.)

Эта фраза имеет отсылку на принесение в дар царю Израиля Соломону подарков царицей Савской , как событию-прообразу принесения даров Христу.

Принесённые волхвами дары имеют следующее символическое значение:

  • Золото - царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём;
  • Ладан - дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей »);
  • Смирна - дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа - одним из эпизодов Страстей Господних , увенчающихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ .

Считается, что традиция дарить подарки на Рождество была заложена именно ими.

Верблюды

Верблюды , на которых приехали волхвы с подарками, возникли в рассказе не только как экзотическое средство передвижения пришельцев из дальних стран, но благодаря пророчеству Исайи о посещении Иерусалима язычниками:

Вероятней всего, эпизод об ошибочном визите волхвов сначала в Иерусалим также мог возникнуть благодаря этому пророчеству. [источник? ]

Прочие свидетели

В сцене поклонения волхвов безусловно присутствуют сам младенец Иисус и дева Мария . Дополнительные персонажи - Иосиф-обручник , а также пастухи.

В изобразительном искусстве

Христианская иконография основывается на расцвеченном многочисленными деталями рассказе апостола Матфея. Этот сюжет был чрезвычайно популярным, и количество картин, написанных на эту тему, очень велико. Также встречаются скульптуры и музыкальные произведения.

В число первых по хронологии памятников входит катакомбная живопись и рельефы на саркофагах IV в. В самых ранних изображениях волхвы показаны одетыми в персидские одеяния и фригийские колпаки , как правило, в профиль, в шаге и держащими перед собой дары. Этот вариант - использование позднеантичной иконографии «Варвары, приносящие подношения Императору» .

На византийских работах головы волхвов часто украшают небольшие головные уборы-«тюбетейки», чья символика не выяснена. В православной иконописной традиции сцена поклонения волхвов не выделяется в отдельный сюжет, а является одной из композиций иконографии Рождества Христова.

Усложнение иконографии

Короны на головах пришельцев появляются в Х в. (в западном искусстве), где благодаря устным рассказам они превратились из жрецов в царей. Тогда же их одеяния теряют ярко выраженный восточный оттенок, и их начинают изображать не как ровесников, а людей разных возрастов. Обычай изображать их как представителей разных рас возникает на западе в XII в. и становится каноническим в XV в.

С XIV в., с наступлением пышного заката средневековья, дары начинают изображаться в изысканных золотых шкатулках, а одежды волхвов становятся всё более разнообразными и роскошными. С этого времени данный сюжет становится популярен среди художников с точки зрения возможности бравирования своими умениями: ведь это была сложная, многофигурная сцена, где были не только лошади и верблюды, но и противопоставление различных текстур - шёлка, мехов, драгоценностей и золота волхвов с деревянными конструкциями здания, соломой в яслях и грубой домотканой одеждой Иосифа и пастухов.

Стоит отметить невероятное разнообразие животного мира на подобных картинах. Помимо предсказанных верблюдов на полотнах оказываются бык и вол, унаследованные из хронологически предшествовавшего эпизода Рождества . Кроме того, обычны кони (до относительно позднего периода европейские живописцы, которым верблюды были известны только по словесным описаниям, старались не рисковать и заменяли их более привычным средством передвижения). Волхвов, превратившихся в царей, сопровождала обширная свита с псами и охотничьими птицами. А на стропилах вертепа могли сидеть воробьи.

Совмещение с другими сюжетами

Начиная с XV века Поклонение волхвов зачастую начали совмещать со сценой Поклонения пастухов (от Луки. ). Это позволяло добавить в изображение ещё большее разнообразие людей и животных. В некоторых композициях, например, триптихах, эти две сцены поклонения становились боковыми створками, в то время как центральное место отводилось обычно сцене Рождества.

Список произведений

Традиции

  • В католических храмах в праздник Богоявления освящают мел, которым потом пишут на дверях церквей и домов латинские буквы CMB, что иногда интерпретируют как первые буквы имён трёх волхвов - Каспара, Мельхиора и Бальтазара; а иногда как первые буквы латинской фразы «Christus mausionem benedicat», что означает «Да благословит Христос этот дом».
  • В Испании и многих испаноязычных странах именно в праздник Богоявления, а не в Рождество или в день святого Николая дети получают подарки. Считается, что их разносят волхвы - «Los reyes magos».

См. также

Примечания

Ссылки

"Дары волхвов" находились в Москве с 7 по 13 января 2014 года .

Дары волхвов. Нашей прогрессивной общественности только дай повод поглумиться над другой частью общества. Оно, конечно, как не глумиться, когда, если журналисты не обманывают, громкоговоритель у храма Христа Спасителя сообщал: " " и прочие известные заявления имели место. Не буду рассуждать об очереди, подлинности и времени изготовления реликвий. Не устояв перед всеобщим PR-ом даров, предлагаю посмотреть на родившегося Спасителя, которому поклоняются волхвы, и пастухи, и родители, и звери.

Jacopino di Francesco. Active 1320-1350. The Nativity and the Adoration of the Magi. circa 1325-1330

По свидетельству Тацита, Светония и Иосифа Флавия на всем востоке в то время господствовало убеждение, основанное на древних пророчествах, что скоро восстанет в Иудее могущественный царь и подчинит себе весь мир. И вот, что сообщают источники.


2.


Мозаика в Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна, VI в. Над головами волхвов можно прочесть их имена / Magi. Basilica of Sant"Apollinare Nuovo in Ravenna, Italy via

От Матфея святое благовествование . Глава 2:

1 Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: 2 где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
3 Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. 4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

3.

Bartolo di Fredi. Adoration of the Magi,1385-88

5 Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6 и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. 7 Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8 и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

4.

The Adoration of the Magi. c. 1420. Unknown Master, German

9 Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. 10 Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

5.


Джентиле да Фабриано . Поклонение волхвов, 1423, Уффици / Gentile da Fabriano, The Adoration of the Magi, 1423, tempera and gold leaf on panel. Galleria degli Uffizi, Florence. Detail. По клику - композиция в полном виде. Фрагмент крупно

11 и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. 12 И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

От Луки святое благовествование . Глава 2:

7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. 9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. 10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: 11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; 12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

6.


Master of Moulins. Nativity circa 1480 Musée Rolin, Autun

13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: 14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! 15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

7.


Domenico Ghirlandaio. Nativity and Adoration of the Shepherds. 1485

16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. 17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. 18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.

8.

The Nativity, by Bicci di Lorenzo. ca XV

19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. 20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

9.

The Adoration of the Magi. Altarpiece Place of origin Italy (made) Date ca. 1500-1510

Итак, поклонение волхвов — евангельский сюжет о мудрецах, пришедших с Востока (греч. μάγοι ἀπὸ ἀνατολῶν), чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары: золото, ладан и смирну. Дары были символичными , а само поклонение волхвов означает явление Христа язычникам.

10.


The Adoration of the Kings. Jan Gossaert . 1510-1515. National Gallery, London

Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 6:3:

Так как цель пришествия Христа была та, чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море, то Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих. Так как иудеи, непрестанно слыша пророков, возвещавших о пришествии Христа, не обращали на то особенного внимания, — Господь внушил варварам прийти из отдалённой страны, расспрашивать о Царе, родившемся у иудеев.

11.


Painted and gilded limewood panel depicting the Adoration of the Magi, by Augustin Henckel, Schaffhausen, Switzerland, 1500-1520

Волхвы — славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греческое слово μάγοι. В античной литературе, в основном, существуют два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа.

12.


Hans Memling. Adoration des Mages. 1463. via

В латинской традиции греческое μάγοι переводится латинским словом magi («маги», «волшебники») — это слово исконно обозначало членов жреческой касты Персиды и Мидии. Предание о персидском происхождении волхвов дольше всего держалось в византийской иконографии; в европейском искусстве оно было утрачено: волхвы либо не имели этнической принадлежности, либо, в целом, соотносились с арабским или византийским Востоком.

13.


Antonio Vivarini, Adoration of the Kings. 1418

Впервые назвал волхвов царями св. Кесарий Арльский. У Беды Достопочтенного впервые появляются их имена — Каспар, Мельхиор и Бальтазар.

14.


Hugo van der Goes - The Adoration of the Kings. Monforte Altar.1470

В раннехристианской литературе имена волхвов варьируются: у Оригена это Авимелех, Охозат, Фикол; в сирийской традиции это Гормизд, Язгерд, Пероз и др. Есть греческие варианты их имён: Аппелликон, Америн и Дамаскон и еврейские: Магалат, Галгалат и Серакин. Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан, как брата или потомка брата персидского царя Дария I. В ранних рукописях Бальтазара зовут Вифисарей.

На средневековом Западе они получают имена, в настоящее время распространённые повсеместно: Каспар, Мельхиор и Бальтазар.

15.

Eusebio di Jacopo di Cristoforo da San Giorgio, The Adoration of the Magi, c. 1505. via

Евангелисты не пишут о количестве волхвов. Ориген впервые предположил по числу принесённых даров, что их было трое. Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. Так, по мере развития иконографического типа волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека: Бальтазар — юноша, Мельхиор — зрелый мужчина и Каспар — старик; трёх различных сторон света: Бальтазар — чернокожий, возможно абиссинец или нубиец - Африка; Мельхиор — белый человек - Европа; Каспар — с восточными чертами или в восточной одежде - Азия. То есть родиной их были три страны с этнически различным населением — Персия, Аравия и Эфиопия.

16.


Adoration of the Magi. Filippino Lippi . 1496

В Сирийской церкви существует предание о 12-ти волхвах, прибывших в Иерусалим с огромной свитой.

Церковное Предание считает, что откровение о планах Ирода было получено волхвами во время ночёвки в пещере в окрестностях Вифлеема. Это место почитается верующими, — в V веке над пещерой преподобным Феодосием Великим была основана киновия, ставшая первым общежительным монастырём в Палестине.

17.


Bigarelli Guido, Pulpit, XIII A.D. Tuscany, Italy. Фрагмент 1 . Фрагмент 2

По легенде, волхвы были крещены апостолом Фомой, и приняли мученичество в восточных странах.
Впервые назвал волхвов царями св. Кесарий Арльский.

18.


Adoration and Crucifixion Diptych. 1340-1360

По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, в IV (?)или V веке перенесены оттуда святым Евсторгием в Медиолан (Милан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы, в Кельн, где для их размещения была сооружена рака трёх волхвов, а для размещения раки — Кёльнский собор, самый крупный в Западной Европе.

19.


Albrecht Dürer. L"Adoration des mages. 1504. via

В Католической церкви память трёх царей совершается в праздник Богоявления. 6 января, в некоторых католических странах — выходной день. Они считаются покровителями путешественников. Православная церковь не считает их царями, не подсчитывала их число, не давала им имена и не вписывала их в доктрину.

20.

Поклонениt пастухов / Adoration of the Shepherds, c.1500. Manuscript Image of Bodleian MS. Arch. Selden B. 26, fol. 8r

Начиная с 15 века сюжет Поклонения волхвов стал часто совмещаться со сценой Поклонения пастухов (от Луки. 2:8—20). Это позволяло художникам разнообразить изображение, добавляя больше людей и животных. В некоторых композициях, например, триптихах, эти две сцены поклонения могли становиться боковыми створками при центральной сцене Рождества.

21.


Duccio, The Nativity with the Prophets Isaiah and Ezekiel.1308 or 1311

Путешествие афонских даров волхвов 2014 года: Москва 6-13 января, Санкт-Петербург 14-17 января, Минск 18-24 января, Киево-Печерская Лавра 25-30 января.

22.


A Natividade - Domenico Ghirlandaio, c.1492

Удивительно, но как раз тогда, когда сто тысяч христиан стояли в очереди к Дарам, мои друзья искали по Москве тромбоциты для умирающего больного. Я уверена, если б мы пришли и попросили крови, многие, поклонившись Дарам, пошли и сдали бы. Ведь правда?

Ведь в городе, где такие толпы христиан, что их приходится даже кордонами сдерживать, просто не может быть неухоженных стариков, брошенных детей, недостатка крови в больницах. Если они все-таки есть, вероятно, проблема в том, что мы не пришли поговорить с тем, кто стоит в очереди.

Как вы думаете?

25.