Русь державная газета последний номер. Анапа

Это ты, моя Русь державная,

Моя родина Православная!

И.С. Никитин ,

русский поэт XIX века

Это смелое и, может быть, даже отчасти дерзкое утверждение, я считаю, имеет тем не менее под собой убедительное основание.

Мы прожили трудный и в то же время радостный и счастливый год. Вернулся, наконец, на долгожданную Родину Крым, но началась братоубийственная война на юго-востоке Украины, которая унесла и продолжает уносить многие жизни наших кровных братьев. А ведь всех нас крестил в православие князь Владимир Красное Солнышко. В 2015 году будет отмечаться 1000 лет со дня его преставления. Так с чем идем мы к этому славному юбилею?

Драматические события на Украине со всей откровенностью высветили прежде всего добро и зло, совершаемое в мире. И сегодня с каждым часом, с каждой минутой все меньше остается среди нас равнодушных и безразличных людей.

В марте 2007 года редакция «Руси Державной» провела крестный ход, который связал Казанский храм в Коломенском, где находится чудотворный образ Державной Божией Матери и псковскую станцию Дно, где последний император России Николай II был лишен престола. В этот день была явлена миру Державная икона. В руках Богородицы символы царской власти – скипетр и держава.

На месте стоянки царского поезда участники крестного хода установили четырехметровый покаянный крест. Сотни людей стали свидетелями обильного мироточения икон Державной Божией Матери. С иконы царя-мученика Николая II из глаз полились тонкие ручейки слёз.

В те памятные дни мы посетили псковский Спасо-Елеазаровский монастырь, где в ХV веке старец Филофей провозгласил: «Москва – Третий Рим, а четвертому не быти…»

Уже в наше время известный старец с острова Залит о. Николай Гурьянов говорил: «С возрождения Спасо-Елеазаровской обители будет возрождаться Россия».

И обитель стала быстро возрождаться буквально с первых дней после президентской инаугурации Владимира Путина в 2000 году. Вряд ли это случайное совпадение.

В 1992 году в самом сердце Москвы, на площади, которая теперь носит название Славянской, был установлен памятник Вячеслава Клыкова равноапостольным Кириллу и Мефодию. Тогда же впервые за долгие десятилетия был привезен из Иерусалима Благодатный Огонь. Святейший Патриарх Алексий, открывая памятник, произнес поистине пророческие слова: «Во главе всех процессов в России должна стоять духовность». И эти слова похоже начинают сбываться.

В центральной российской прессе была кем-то инициирована дискуссия, – а нужен ли нам Храм Христа Спасителя? И вот уже почти два десятилетия возвышается над столицей главный храм нашего Отечества – Храм Христа Спасителя. Молодые люди, что идут мимо по Волхонке подчас и не знают, что всё началось здесь с молитвы Державной Божией Матери в маленькой самодельной часовенке рядом с бассейном «Москва».

«Без Бога не до порога», – любил повторять наш великий старец архимандрит Кирилл (Павлов). И действительно, наша сегодняшняя суровая жизнь – ставит всех нас по разные стороны баррикад, выдвигает вперед людей, к мнению которых прислушивается весь мир.

В ноябре прошлого года на XVIII Всемирном Русском Народном Соборе Святейший Патриарх Кирилл озвучил важнейшую формулу нашего будущего бытия. «Нам нужен великий синтез: вера – справедливость – солидарность – достоинство – державность», – подчеркнул он в своем выступлении. И всем нам надо внимательно вдуматься в глубокий смысл этих слов. В них заключена краткая формула дальнейшего пути России, наша долгожданная национальная идея.

Ее, по сути дела, озвучил в своем послании Федеральному Собранию наш Президент Владимир Владимирович Путин. Говоря о возвращении Крыма, где «находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации», о том, что «христианство явилось мощной духовной объединяющей силой, которая позволила включить в формирование единой русской нации и образование общей государственности самые различные по крови племена», о том, что «именно на этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым

народом», – Владимир Владимирович Путин заключает: «Именно так мы будем к этому относиться отныне и навсегда!»

Эти слова в устах Президента нашей страны очень дорогого стоят. Прежде всего, в них звучит твердая уверенность, что мы сможем встать на этот путь державного строительства, о котором еще в 90-е годы говорил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.

«Державное строительство – есть подвиг», – говорит владыка Иоанн в одноименной статье. «В первоначальном, духовном смысле этого слова – «подвиг» – оно означает движение по пути нравственного совершенствования, неутомимое стремление к Святости. Народ, идущий таким путем, воплощает в государственной и общественной жизни свои нравственные идеалы. Поэтому державное строительство невозможно без опоры на религиозные святыни».

Слова «державность, патриотизм, русский» с трудом пробивали дорогу в мутном потоке космополитизма, откровенного и безудержного преклонения перед Западом, которые начали «править бал» в нашей стране два десятилетия тому назад. По словам человека «в этой» или «в нашей стране» легко можно было отличить новоиспеченного «россиянина» от русского патриота.

Святейший Патриарх Кирилл, вручая Президенту России первую премию за сохранение державности России от имени Всемирного Русского Народного Собора, подчеркнул: «Одной из тем, которая близка сердцу соборян, является тема державности нашей страны. Под державностью подразумевается мощное, сильное государство, которое самоуважает себя и которое уважают все остальные».

Наконец сдвинулось что-то в нашей державе, в нашем сознании. Мы вспомнили о русском народе, о веротерпимости, о патриотическом воспитании молодежи. Как будто после долгой болезни стала выздоравливать Россия, приходить к своей державной миссии в мире, возвращаться к себе самой…

«Россия – это судьба!» – так ответил на Валдайском форуме наш Президент на вопрос о будущем устроении страны. А судьба для православного человека, – это Богом предначертанный путь.

«Сегодня идет битва за Россию». Так назвал свою статью, опубликованную в декабрьском номере «Руси Державной» первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Порфирьевич Торшин. «Мир проходит через момент истории, который можно назвать переломным для всего человечества», – подчеркивает автор.

Тернистым путем испытаний шла Россия на протяжении всей своей истории. И нашему народу не привыкать к трудностям. Нужно только ясно осознавать – во имя чего мы приносим жертву. А если этой ясности цели у общества нет, то тогда и начинается поиск виновных в наших трудностях.

На ежегодной пресс-конференции Президента России В.В. Путина я прежде всего увидел убежденного в выбранной жизненной позиции человека. Несмотря на разноголосицу задаваемых вопросов, ни один из них не поставил его в тупик. Ровный и уверенный тон Президента свидетельствовал об одном – перед нами несомненный лидер, настоящий боец, который умеет держать удар.

К великому сожалению не все так думают. Этим людям я хочу привести слова моего духовного отца, великого старца архимандрита Кирилла (Павлова). Много лет тому назад наместник Троице-Сергиевой лавры, тогда еще архимандрит Феогност, рассказал мне, как он в минуту отчаяния посетовал батюшке, как ему трудно руководить монастырем… «Не расстраивайся, сынок, – с любовью ему ответил старец, – других-то у нас нет».

Возьму на себя мужество перенести слова великого старца на сегодняшний день применительно к нашему Президенту. Других действительно у нас нет. Потому что сегодня каждый из нас на своем месте незаменим.

Наверное, надо понять глубинный смысл этих слов и поддержать нашего Президента молитвой и созидательным трудом. «Надо работать!» – несколько раз повторил Владимир Путин на пресс-конференции. Простые, доходчивые и, наверное, самые важные слова…

В Истринском районе Подмосковья, в селе Лужки, есть храм во имя апостолов Петра и Павла, который восстановил из небытия протоиерей Василий Дыгалов. Однажды в день празднования иконы Державной Божией Матери он с прихожанами стал свидетелем чудесного явления Державной иконы в небе над куполом храма. Я тогда задался вопросом – почему именно в этом глухом селе было явлено такое чудо? Как удалось выяснить, на этом месте в XV веке стоял храм святителя Николая, который был подворьем Чудова монастыря в Кремле. Уничтоженный под корень во время безбожных лихолетий, этот монастырь по решению Президента России будет восстановлен. Я не думаю, что это все случайные совпадения.

В редакции «Руси Державной» с ноября месяца мироточит образ Державной Божией Матери. Капли мира изливаются из самой державы, которую держит в своих руках Матерь Божия…

Будем верить, что это добрый знак!

Андрей Печерский , главный редактор газеты “Русь Державная”

Больше двадцати лет назад мне, журналисту совсем еще недавно «главной газеты страны» газеты «Правда», довелось познакомиться с людьми, которые называли себя общиной Храма Христа Спасителя.

Тогда я делал еще только первые шаги в Православии и хорошо помню, как меня изумило то горячее желание людей совершенно разных профессий и возрастов возродить порушенный храм. Побывал на молебне у действовавшего бассейна «Москва». На свои скудные средства русский скульптор Владимир Мокроусов отлил распятие и установил его с единомышленниками на серой гранитной глыбе. Вскоре место это обросло любовно выстроенной деревянной сенью.

Сюда на акафист Державной Божией Матери собирался православный люд со всего города, да и, наверное, не только москвичи приезжали. Сейчас уже не вспомнить, когда и как пришла мысль сделать номер газеты, посвященный Храму Христа Спасителя. Собирать материал активно помогал протоиерей Георгий Докукин, возглавлявший в то время братство Храма Христа Спасителя. А познакомился я с ним на спектакле русского духовного театра «Глас», который он духовно окормлял.

Вот только краткая фраза из устава братства: «Для нас своевременно звучат слова Манифеста Императора Александра I на поставление Храма Христа Спасителя: «В ознаменование благодарности нашей промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей гибели, и в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к вере, к Отечеству, каким в трудные времена превознес себя народ российский». Слова эти актуальны до сегодняшнего дня.

Материал для номера собирался на удивление быстро. Запомнились встречи и беседы с людьми, для которых восстановление храма стало поистине делом жизни. Автор неопубликованного еще в то время романа «Тайны Храма Христа» Аполлос Иванов, который был свидетелем уничтожения храма в 1931 году, предложил нам перепечатать главу из романа, повествующую о самом драматическом моменте – взрыве храма. Насколько должно было потрясти это событие, чтобы более чем через пятьдесят лет написать об этом роман.

Запомнилась беседа с протоиереем Аркадием Станько, которая вылилась затем в многозначительную статью «Слово о правде», рассказ скульптора Мокроусова, беседы с руководителями русского духовного театра «Глас» Никитой Астаховым и Татьяной Белевич.

Мы особенно признательны были Святейшему Патриарху Алексию, который специально для спецвыпуска написал статью «Дом молитвенный памяти» и тем самым благословил выпуск этого номера.

Выпустить газету «Храм Христа Спасителя» помог президент международного Банка Храма Христа Спасителя Валерий Сергеевич Балакирев, который полностью взял на себя финансирование номера. С выходом спецвыпуска связаны также некоторые совпадения и даже препятствия. Старый москвич Николай Ротов любезно предоставил нам для этого выпуска ряд фотографий, в том числе пожелавшего запечатлеть себя в храме перед самым взрывом Л.М. Кагановича, кстати, одного из инициаторов уничтожения храма. Так вот, во время верстки клише с этим фото трижды непонятным образом исчезало. Из-за этого выпуск номера задерживался. Можно было, конечно, поставить какую-нибудь другую фотографию, благо резерв был. Но я упрямо настаивал изготовить новое клише (с Кагановичем), который, видимо, никак не хотел попадать на газетную полосу.

Интересное происшествие было и с фотоиллюстрацией на 1-й странице. Художника у нас не было, а хотелось изобразить Храм Христа Спасителя как-то символически. Времени же на раздумья не было, и решили просто поставить на 1-ю полосу большое фото храма.
Посмотрели – не очень хорошо смотрится. И тогда наш фотоиллюстратор выстроил из трех храмов разного размера необычную на первый взгляд композицию. Все присутствующие были просто потрясены: в центре на 1-й странице, над краткой, но глубокой силы заметкой писателя Владимира Крупина «Загорится свеча» пламенем в трех лицах возвышался Храм Христа Спасителя. Так решено было и оставить. Правда, потом никто не верил, что это случайно получилось.

Когда отпечатали стотысячный тираж, в редакцию приехал отец Георгий Докукин. Порадовавшись вместе со мной и Владимиром Потаповым выходу газеты, он как бы невзначай заметил: «А вы знаете, какое сегодня число?» «22 апреля», – не задумываясь, ответил я. И только через некоторое время до меня дошло, что «Храм Христа Спасителя» появился на свет в день рождения вождя мирового пролетариата. Чудны дела Твои, Господи!

Реакция на выход газеты была неоднозначной. Были возмущенные письма и авторитетные звонки руководству редакции. Основным лейтмотивом этих обращений была такая примерно мысль: не посходили вы там с ума в «Правде»? Главным редактором был в это время Геннадий Николаевич Селезнев.

Но было много благодарных и теплых писем и звонков с просьбой продолжить публикации.
Акафист Державной Божией Матери у стен бассейна «Москва» собирал сотни православных людей. Помню морозное воскресное утро, молящихся людей и раскрасневшиеся, пышущие здоровьем лица купальщиков, выходящих из бассейна, их любопытствующие взгляды.
В один из пасхальных дней 1994 года решено было провести Крестный ход вокруг опустевшего, но не сдававшегося бассейна. Городские власти, разрешив Крестный ход, одновременно разрешили каким-то странным людям собраться внутри бассейна.
Охарактеризовать эту публику было довольно трудно: не то хиппи, не то какие-то заблудившиеся в глубинах своих экспериментов художники, а может быть, и половые извращенцы. Помню, как они по одному прошмыгивали мимо нас за ограду бассейна, вход в который бдительно охраняла милиция. Невдалеке можно было заметить автобус, заполненный людьми в милицейской форме.

Перед Крестным ходом начался молебен. И в это время со дна бассейна, усиленные мощными динамиками, раздались ужасающие низкие звуки. У многих было впечатление, что это звучала преисподняя. Пошел Крестный ход. С хоругвями, иконами, с пасхальным пением шли православные люди вокруг облупившихся стен бассейна.

Был момент, когда противостояние людей внутри бассейна и верующих могло выплеснуться наружу. Помог отец Владимир Ригин. Пасхальная молитва сохранила мир.

Празднование Рождества Христова 1995 года совпало с радостным и долгожданным для всех православных событием. После торжественного богослужения в Успенском соборе Московского Кремля к закладному камню возрождаемого Храма Христа Спасителя направился многотысячный Крестный ход. В одной из колонн шел и я с дочерью. Уже при подходе к храму по рядам начали шнырять какие-то люди в штатском, очевидно, из службы безопасности. Проверяли наличие каких-то особых пропусков. Оказалось, что у нас с дочерью такого не было, и строгий молодой человек попросил нас выйти из Крестного хода и перейти в другие ряды. Я решительно отказался это сделать. Но никакие аргументы на служителя охраны не действовали. Только после моих слов: «Как я объясню это своей дочери», – он отстал от нас, проронив: «Вас все равно дальше не пропустят!». И действительно, при входе на стройплощадку плотным строем стояли охранники и, насколько это было возможно, прочесывали массу идущих людей.

И здесь, мне кажется, произошло чудо: читая про себя «Богородице Дево, радуйся», мы беспрепятственно прошли за ограждение и оказались на помосте, где был водружен большой деревянный крест, совсем рядом со Святейшим Патриархом.

После водосвятного молебна Его Святейшество прочел грамоту, которая была положена в основание храма. В ней говорилось: «Не нам, не нам, но имени Твоему... Спаситель наш, призри с высоты Святыя Твоея на место сие и избери его в жилище Себе, и благослови дело рук наших...» Запечатанная в капсулу, грамота эта под пение молитвы о спасении Отечества была замурована в бетонный блок фундамента храма. А на нее поставили камень, привезенный из Святого Вифлеема, где родился Христос.

И в это время свинцовое январское небо внезапно очистилось над деревянным крестом. Ясный и однозначный ответ посылал Господь всем нам – верящим, колеблющимся и заблудшим: Храму Христа быть!

Владивостокский железнодорожный вокзал – это архитектура, наполняющая Владивосток державными смыслами. Превращающая город в Русское Слово на гранях с бурной Азией. Вокзал железнодорожный совсем рядом с морским. И азиаты, прибывающие во Владивосток морем, обязательно созерцают начало Великого Сибирского рельсового пути, увенчанного большим теремом с зелеными крышами и витиеватыми буквами над ними: «ВЛАДИВОСТОК».

Высокие потолки железнодорожного вокзала Владивостока. Широкие яркие росписи-картины освоения Дальней России, утверждения Руси на Тихом океане. Царь Петр I на фоне невских берегов и фрегатов. Генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Николаевич Муравьев-Амурский на берегу океанского залива. Апостол Сибири и Америки Святитель Иннокентий (Вениаминов), государственные чины и духовенство среди изображений синих волн и скалистых берегов. Великое время, отразившееся в образах под сводами старинного вокзала. Время, которое наполнено подвигами наших предков. Лики достойнейших мужей, утверждавших Русь у Океана Великого.

Город ныне не тот, что ещё лет десять назад. Теперь клоки омертвевшей западной цивилизации куда шире разбросаны по старому Владивостоку. Стеклянные небоскребы, фантастические мосты, какие-то недостроенные пятизвездочные гостиницы «хайяты», как на чужеземных берегах Черного моря… Размеры новых строений подавляют улицы и кварталы привычного старого города-крепости у залива Петра Великого. Иное время, иные люди. Только духовный смысл Руси и ее устремления к востоку не может стать иными. Этот смысл во Христе. И без Христа не может быть ни Руси, ни ее величественного града у Океана. Да без Христа не может быть ничего. Видимые формы антихристианских цивилизаций рассыпаются как песок и уходят в небытие. Лишь со Христом и во Христе, в Его вечной любви – жизнь вечная.

…Владивостокский железнодорожный вокзал – это архитектура, наполняющая Владивосток державными смыслами. Превращающая город в Русское Слово на гранях с бурной Азией. Вокзал железнодорожный совсем рядом с морским. И азиаты, прибывающие во Владивосток морем, обязательно созерцают начало Великого Сибирского рельсового пути, увенчанного большим теремом с зелеными крышами и витиеватыми буквами над ними: «ВЛАДИВОСТОК».
Старый железнодорожный вокзал среди новых мраморных и стекло-бетонных клоков и грубых врезок в столетний городской пейзаж из дерева и камня. Вокзал, словно, каменная твердь Руси у Тихого океана. Руси, устремленной в вечность.

Царь Николай II, будучи еще двадцатитрехлетним Цесаревичем, лично произвел закладку Великого Сибирского рельсового пути и этого вокзала. Вот как будущий Государь Николай II описывает в своем «Восточном дневнике» те часы, когда 19 мая 1891 года (по ст. стилю), состоялась закладка Транссиба:
«День был довольно холодный с свежим ветром. В 10 часов отправился за город на Первую речку, откуда проложен рельсовый путь во Владивосток в две с половиной версты солдатами и каторжными в самый непродолжительный срок. После молебна провез тачку с землей; сев в вагон новой Уссурийской дороги, покатил во Владивосток. За поездом бежали все рабочие и китайцы также.
Приехавши на будущую станцию Муравьев-Амурский, вылез из вагона и после краткого молебствия поставил краеугольный камень на этом конечном пункте великой Сибирской железной дороги – событие действительно великой важности».

В 1891 году Наследник Престола, будущий Государь Николай II, по велению своего державного отца Императора Александра III, отправился вокруг света на восток. Преодолев на фрегате «Память Азова» несколько морей и океанов, пройдя через суровые испытания в Японии, Цесаревич 25 мая 1891 года прибыл во Владивосток – главный морской порт на Океане Великом. И здесь своей державной рукой, выполняя волю своего отца, Цесаревич произвел закладку Великого Сибирского рельсового пути. А через несколько дней он покинул Владивосток, направляясь на лошадях вдоль маршрута будущей дороги в Санкт-Петербург. До города Уральска Цесаревич передвигался на коляске, на пароходах по рекам, а где-то даже пешим ходом. От Уральска до Санкт-Петербурга он добирался поездом.

Через несколько лет развернулось полномасштабное строительство главной дороги России. Вопреки доводам экономистов, вопреки земной логике. Экономисты утверждали, что строительство невыгодно и слишком затратно. Боязливые чиновники видели проект нецелесообразным. Царь Николай II лично взял всю ответственность на себя. Сам возглавил строительство. Еще при Государе Александре III был создан Комитет Сибирской железной дороги, руководить которым был назначен Цесаревич Николай Александрович. Позднее, уже в годы правления Императора Николая II для обустройства территории вдоль дороги учреждается Фонд имени Александра III. На средства Фонда возводились церкви и школы вдоль всего Сибирского пути.

Жертвователем был сам Царь, святой праведный Иоанн Кронштадтский, многие русские люди из европейской части России и с Урала.

Как сказал недавно наш Владыка Вениамин, митрополит Владивостокский и Приморский, Транссиб стал путем, по которому православие и русская культура двинулись к Океану.

…В связи со строительством в Москве Ярославского вокзала в 1912 году, здание вокзала Владивостока, заложенное Цесаревичем, было достроено по образу выстроенного московского.

В этом был замысел – выразить цельность и единство Руси. Великий Транссиб через всю Россию, и в начальных точках этого пути единые по стилю архитектурные сооружения.

…Мы шли, из поколения в поколение возделывая и оберегая эту живую сибирскую, приморскую и приамурскую землю. Сам Христос привел за руку наш боголюбивый народ к этим прекрасным местам.

«За одно XVII столетие русский народ совершил сверхчудо и освоил просторы от Урала до Тихого океана. Эта богатырская задача оказалась по плечу русскому народу и его передовому отряду казакам, потому что он был верен «Домострою», Православию и родному укладу… В том формула движения и счастья нации» – строки русского воина и писателя Кавада Раша.

…Сегодня внутри вокзала несколько ожидающих электричку пассажиров и праздные посетители. Неспешно через зал ожидания проходит группа китайцев. В подражание европейской моде китайцы одеты в какое-то разноцветное яркое тряпье. С ними русский переводчик-экскурсовод – молодой парень, вероятно получивший образование на китайском отделении в университете. Занятие у этого парня распространенное, но незавидное. Стоило ли получать университетское образование, чтобы с услужливым видом сопровождать азиатских гостей по вокзалу? Прогуливающиеся китайцы равнодушно выслушивают рассказ русского гида.

В просторном холле: буфет с большим окном, почти во всю стену. Чай или кофе с видом на зеленые волны Золотого Рога, корабли и мост, перекинутый над городом через бухту. Перед входом – выставка об истории железных дорог России. И прекрасные портреты Государя Николая II, его отца Александра III, первых государственных деятелей Приамурья и Приморья…

Солнце над бухтой наполняет теплыми лучами просторный зал с большим полуовальным окном. Пожилая обстоятельная буфетчица в белом халате и белом колпаке. Ее зовут Ольга Николаевна.

– Мама в честь княгини Ольги назвала. И иконку дала, я ее храню, – поделилась в разговоре буфетчица.

Попив чаю у окна с бухтой Золотой Рог, дарим Ольге Николаевне нашу открытку с образом святого Царя-Мученика Николая.

– Знаете, кто это?

– Конечно, знаю. Царь.

Царь – в самом этом слове звучит божественное начало. Господь Вседержитель. А наш православный Царь – самодержец. И он хозяин земли Русской.

…Подходят к замерзшему перрону Владивостокского вокзала поезда, электрички. Подходят по той дороге, которую закладывал и строил Русский Царь.

Рано утром приходят «Россия», фирменный поезд «Океан» из Хабаровска… Пассажирские из Благовещенска, из Совгавани… Советская гавань – раньше именовалась Императорской.

С детства знакомые поезда. И с детства привычна дорога до Владивостока. Приходилось ездить по ней из Благовещенска, из Читы. Просторы наши сибирские поездами в несколько суток меряются. В эти пространства, где у нас три-четыре края или области располагаются, десятка три московских или калужских областей вместится.

Более века встречает поезда Владивосток морской свежестью, криками чаек, гудением кораблей. Встречает величием и красотой русской крепости на полуострове Муравьева-Амурского.

Не доезжая до Владивостока около ста километров, рельсы Транссиба текут вдоль перронов Никольск-Уссурийского вокзала. Это раньше город назывался Никольск-Уссурийским. Сегодня сокращенно – Уссурийск. Прихожане уссурийских храмов день своего города отмечают дважды в году. На Николу летнего и Николу зимнего. Святитель Николай Чудотворец – покровитель града, названного Никольск-Уссурийским. А сначала было село Никольское, что посетил в 1891 году Цесаревич, будущий Царь Николай II, который через несколько лет предоставит Никольску статус города с приставкой в названии «Уссурийский».

Сегодня Уссурийск – узловая станция на Транссибе. В двадцати километрах от него – станционный поселок Барановский. Сюда обращено внимание многих геополитиков и военных. Здесь от Транссиба уходит железнодорожная ветка на Хасан, а дальше – на Корейский полуостров.

Большие металлические горбы железнодорожного моста на пути в Корею. Этот мост над рекой Раздольная, по старой привычке, именуемой на китайский манер – Суйфун. С бетонного перрона станции Барановский виден этот далекий мост в розовых отсветах южно-уссурийского утра. Напротив станции, над противоположным берегом Суйфуна – темно-красный утес с большими каменными осыпями у самой воды. Утес – это обожженная стена кратера древнего вулкана. Когда-то Суйфун тек в другую сторону. После извержения вулкана, течение обратилось к Амурскому заливу Тихого океана.

…В советское время, стоя на перроне Барановского или Уссурийска в ожидании электрички, мы часто видели вагоны, в которых везли по Транссибу северокорейских рабочих, они с благословения Ким Ир Сена и нашего Леонида Ильича благополучно ехали валить лес в суровой сихотэ-алиньской тайге. Добрые и какие-то наивные лица этих корейцев в синих куртках. Поезд замедлял ход вдоль перрона, а граждане КНДР радостно и восторженно махали нам руками, улыбались, пытаясь приветствовать советских граждан сквозь мутное стекло вагонной двери.

С корейцами мы всегда жили дружно. Сам военный губернатор Приморья генерал-майор Иосиф Гаврилович Баранов (1835 – 1893), в честь которого названа станция, немало потрудился, способствуя обустройству корейцев, перебиравшихся в наш край во второй половине XIX века. Иосиф Гаврилович, боевой генерал, участвовавший в боях с турками на Черном море. Вот лишь некоторые вехи его боевого пути: Измаил, Тирасполь, Севастополь, Мекензиевы, Федюхины и Карловские высоты, Бельбекское ущелье. Окончил Николаевскую академию генерального штаба, служил в Военном Министерстве. В 1878 году Иосиф Гаврилович отличился «в делах против турок», участвовал в штурме знаменитой крепости Карс. Он был произведен в генерал-майоры, награжден орденом Святого Владимира III степени с мечами. Некоторое время послужил начальником штаба 2-го Кавказского армейского корпуса. В 1881 году Указом Сената назначен губернатором Приморской области, командующим войсками «в оной расположенными», и наказным атаманом Уссурийского казачьего войска. Генерал-майор Баранов – один из великих сынов русского народа, что утверждали Русь Христову на приамурских и приморских землях. После праведной кончины Иосифа Гавриловича в 1893 году, в те же годы в его честь был назван железнодорожный разъезд, ставший впоследствии узловой станцией на Транссибе.

Ни сегодня, ни в советское время никаких упоминаний здесь о военном губернаторе Баранове. Ни памятника, ни таблички… Хотя станция заметная. В годы Великой Отечественной войны на путях Барановского стоял бронепоезд, а по направлению к Корее, оккупированной японцами, были развернуты зенитные установки. Шла война, и были свежи воспоминания о событиях на Хасане 1938 года.

В годы «брежневского застоя» мимо барановского перрона проехал сам генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Это было путешествие руководителя нашей страны по всему Великому Сибирскому рельсовому пути. Масштабное событие! Мне было шесть лет. Мы сидели с родителями в вагоне. Утреннюю электричку до Уссурийска задержали. Пассажиры ждали, когда она тронется. Вдруг из динамиков торжественно: «Сейчас через станцию Барановский проследует поезд, на котором находится генеральный секретарь… Леонид Ильич Брежнев!». Я ждал, что он поздоровается с нами и пожелает: «Счастливого пути!». Но он проехал мимо. Леонид Ильич проехал через станцию Барановский, вряд ли зная о том, что этот небольшой станционный поселок назван в честь великого человека – военного губернатора Приморья, русского боевого генерала Иосифа Гавриловича Баранова.

Глава государства тогда совершал грандиозное путешествие через всю страну. Много ли государственных руководителей проехали всю Россию по Великому Сибирскому рельсовому пути?

В 2001 году путешествие по Транссибу предпринял северокорейский правитель Ким Чен Ир, отец сегодняшнего властителя Северной Кореи Ким Чен Ына. От Пхеньяна до Санкт-Петербурга в бронированном вагоне. Тогда, побывав в Хабаровске, он впечатлился видом православного храма над берегом Амура. Позднее, появление в Пхеньяне большого храма в честь Святой Троицы стало одним из самых важных плодов того путешествия.

От Пхеньяна до самого Транссиба Ким Чен Ир добирался по Транскорейской магистрали. Российская часть этой дороги строилась в 1930-х годах, соединив пограничный поселок Хасан и станцию Барановский на Транссибе. А задумывалась эта дорога еще при Государе Николае II. Также, как и Байкало-Амурская магистраль, которая все-таки была выстроена во времена Брежнева.

Путь через всю Россию по Великой Сибирской рельсовой дороге, который проделали Леонид Ильич Брежнев, а через 23 года и северокорейский руководитель Ким Чен Ир, был несравнимо легче Восточного путешествия Цесаревича Николая Александровича Романова.

…Начало Великого Сибирского рельсового пути. Прямо от Океана. Рельсовый путь через всю страну – это символ духовного пути России. От святой Равноапостольной Ольги, принявшей крещение и пролившей Свет Христов на просторы Руси и до ворот в Небесный Иерусалим.

И вот мы, русские, стоим у этой дороги, у самого берега Океана. Смотрим отсюда на весь долгий путь Руси. И пытаемся понять, осознать, как наши предки сумели пройти такие огромные пространства, сумели обжить эту глухую тайгу на тысячи километров? Как они смогли проложить этот Великий Сибирский рельсовый путь и крепко встать перед лицом грозного Океана?

Способны ли мы сегодняшние к таким подвигам? Какими видят нас наши великие предки, утвердившие Русь Христову на скалистых берегах Тихого океана?

В одном из владивостокских храмов благообразная прихожанка говорит: «У меня сын преподавателем в университете работает. В Японии. Талантливый физик».

– Так пусть возвращается, пусть во Владивостоке трудится!

– Куда ж он поедет? Ему ж там сто тысяч долларов платят, – отвечает женщина.

Да разве мало таких приморских математиков, физиков-ядерщиков, энергетиков, биологов и химиков, что трудятся в азиатских странах, обеспечивая их экономическую мощь и процветание? И куда ж они оттуда поедут, если там «по сто тысяч платят»?

Масштабы России требуют масштабных дел. И масштабных личностей. Те, кто готов ехать в Японию или в Америку ради «ста тысяч», вряд ли уже способны быть носителями духа истинной России. Настоящий русский человек живет не ради своего желудка. Для него это мелко и невероятно скучно. Русский человек – это подвижник, устремленный в вечность. Вечность – вот истинные масштабы русской души. А тут какие-то сто тысяч…

Сейчас Приморье и Дальняя Россия, все шире и все интенсивнее обслуживают азиатские страны, встраиваются в планы наших соседей по освоению дальневосточных земель.

Мы плохо знаем свою историю. Мы мало знаем тех, кто созидал этот великий край у Океана. Не всегда понимаем, зачем Русь пришла к этим берегам.

До какого оскудения исторической мысли нужно дойти, чтобы всерьез утверждать, что Приморье при Царе создавали деловые иностранцы, им «честь и слава»! Литературу с такими версиями в изобилии можно встретить на полках приморских книжных магазинов… Наши Приморье и Приамурье возникли еще в 1860-м году, когда был подписан Пекинский договор. Свидетельство и напоминание об этом – могила генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Николаевича Муравьева-Амурского во Владивостоке и незримое присутствие здесь его, отца-основателя Дальней России и Приморского края.

На фоне временной потери исторической памяти, сейчас в Приморье строятся железные дороги из Китая, которые пересекут наш край от границ к океанским бухтам. Китайцы тоже хорошо понимают, какое великое значение имеют дороги. И строят свой Шелковый путь.

Зачем нам китайские железные дороги? Нам нужна своя большая дорога. У нас есть Транссиб, который стал путем для православия и русской культуры. И сегодня нам нужна еще одна дорога – Северная. Это ведь так очевидно! Чтобы защитить Русскую Арктику, обеспечить наш Северный морской путь, сохранить Русский Север и привести всю Сибирь к процветанию, нужна большая дорога через всю Россию. Нужен новый рельсовый путь, подобный Транссибу. От Океана к Океану и вдоль Океана. От Атлантики к берегам Тихого, вдоль Северного Ледовитого. Еще при Александре II рассматривалась идея строительства дороги с выходом к Беринговому проливу.

В 1907 году был предложен проект магистрали по направлению Индигирская бухта – Салехард – Туруханск – Якутск – Охотск. При Сталине часть этой дороги была выстроена в кратчайшие сроки. Выстроена и брошена при Хрущеве. Великая заслуга Брежнева – БАМ.

Дай сейчас нашим людям великое дело, и начнет оживать душа народа! Великое дело – Большой Северный путь от Балтики до Охотского моря.

Русь Христова столь велика, что она сама может собрать и объединить любые страны и народы. Россия может быть прибежищем, спасительным ковчегом для всех людей, у которых ещё есть совесть – глас Божий внутри человеческой души.

+ + +

Бухта Золотой Рог в заиндевелых берегах. Среди причалов и больших железных кранов. В бухте корабли. Иногда сюда заходят океанские лайнеры, на которых тысячи пассажиров. Заходят почти круглый год. Уже в марте наверняка причалят сюда какие-нибудь немцы или японцы на морском многопалубном судне, размером с пятиэтажную «хрущевку».

В марте потекут весенние воды к зеленым волнам океана и солнце будет позже уплывать за мыс Эгершельда. Потом будет Пасхальный апрель…

…Старый железнодорожный вокзал Владивостока. Русская старина, крепкое монархическое начало Российской Империи – этот дух витает под сводами здания. И мыслится о тех величественных делах и людях, что прокладывали сибирские пути, дороги к морским волнам. И возникает в сердце светлое чувство надежды. Надежды на то, что проснется наш народ. Стряхнет остатки хмельного сна и выйдет на свою просторную дорогу. Дорогу к Океану, вдоль берега Океана. Дорогу в Небесный Иерусалим.

Русская газета

ЧИТАЛ газету "Русь Державная", сентябрьский выпуск. Номер юбилейный - газете 20 лет. Интересно то, что редактор ее пришёл из "Правды", которая по мнению авторов "Руси Державной", была в советское время более русской газетой, чем "Известия". "Русь Державная" взяла от "Правды" строгость вёрстки, большой формат и объём в восемь полос. Интересно так же, что первый выпуск благословил Патриарх Алексий Второй. В напутствии редактору он сказал: "Я хочу, чтобы в этой газете вы говорили о том, о чём я не всегда могу говорить от своего лица..."
Название газеты отсылает нас к иконе Божией Матери "Державная", которая была обретена в день отречения от престола последнего российского Императора. Символически власть в России была передана самой Царице Небесной, которая изображена на иконе со скипетром и державой. Поэтому мечта о монархии, Царе проходит красной нитью в материалах этого издания со дня ее основания. Газета свято чтит завет современных старцев "За Веру, Царя, Отечество!" - протоиерея Николая Гурьянова, иеромонаха Моисея (Боголюбова), архимандрита Кирилла (Павлова). Газета сделал очень много для канонизации Царской Семьи в 2000 году.
"Русь Державная" одна из немногих русских газет, которая не сбивалась никогда радикально вправо, но ведёт свою чёткую державную линию, основанную на православии, патриотизме, единении с народом. Это не великодержавный шовинизм, которым пугал "лютый враг Православия, раскрещивающий Русь, основоположник ГУЛАГа, В.И. Ленин". В газете Ленина сравнивают с Гитлером: "вождь пролетариата" ради мировой революции хотел уничтожить 9/10 русских - даже у Гитлера не было такого в планах! И как ещё повсюду стоят памятники этому изуверу?!
В интервью с председателем Союза писателей России Валерием Ганичевым поднимаются злободневные темы влияния русской литературы на умы людей. Незадолго перед 1941 годом в СССР стали выпускать массовыми тиражами классическую и героическую литературу. На этих книгах воспитывались Олеги Кошевые, Зои Космодемьянские, Александры Матросовы... А что молодёжь читает сейчас?
Лично я заинтересовался книгой Ганичева "Росс непобедимый" - о том, как Россия осваивала причерноморские земли, как переселяли казаки на Кубань, как росло и крепло кубанское войско. Обязательно надо ее прочитать.
В общем, замечательная газета, где можно встретить дорогие для русского уха имена: митрополит Иоанн (Снычев), Вячеслав Клыков, Валентин Распутин и др.
Газета эта распространяется в основном через церковные иконные лавки, а мне этот номер передали на курсах "Русская православная культура".
У газеты есть сайт, и с её материалами можно познакомиться

» Андрей Печерский пришёл к мысли о необходимости начать выпуск православной газеты.

Православной газете нужно было давать какое-то имя, а какое я не знал, спрашивал своего духовного отца архимандрита Кирилла, но как-то не находилось ответа. И вот как-то я укладывал спать своего сына и размышлял, какое название дать газете, и вдруг услышал, как на кухне моя дочь, разучивая стихотворение Никитина , произносит такие слова: « » В намерении дать газете такое название меня ещё укрепила работа нашего покойного митрополита Иоанна (Снычёва) «Державное строительство» .

Этой идеей он поделился с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II , который дал своё благословение и сказал: «Я хочу, чтобы в этой газете вы говорили и о том, о чём я не всегда могу говорить от своего лица…» .

Андреем Печерским совместно с общиной тогда ещё не возрождённого Храма Христа Спасителя был подготовлен спецвыпуск газеты «Правда» под названием «Храм Христа Спасителя». Патриарха Московского и всея Руси Алексий II специально для спецвыпуска написал статью «Дом молитвенный памяти». Автор неопубликованного ещё в тот момент романа «Тайны Храма Христа» Аполлос Иванов перепечатать главу из романа, повествующую о взрыве храма . Несмотря на недовольство руководства «Правды» спецвыпуск был издан в сентябре того же года и разошёлся 100 тысячным тиражом .

В начале 2000-х годов газета поддержала кампанию, направленную против ИНН , но в отличие от многих противников ИНН газета была вполне удовлетворена заменой заявления о присвоении ИНН на анкету. По этому поводу в № 11 2000 года была опубликована редакционная статья «ИНН не прошёл!» .

С 22 по 25 января 2003 года газета принимала участие в работе первой Всероссийской выставки «Православная Русь », которая проходила в Московском Гостином дворе .

В мае-июне 2005 года газета «Русь Державная» при организационной поддержке полпреда президента РФ в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко и при содействии Фонда Андрея Первозванного «в ознаменование 60-летия Победы братских народов России, Белоруссии, Украины в Великой Отечественной войне» организовала крестный ход Москва-Минск-Киев .

13 марта 2007 года в связи с годовщиной отречения Николая II от престола газета организовала принесение из Москвы иконы Божией Матери «Державной» на станцию Дно и во Псков для совершения молебнов .

28 сентября 2007 года в конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» прошёл торжественный вечер, посвящённый 90-летию явления иконы Державной Божией Матери, 14-летия газеты и 60-летие её главного редактора Андрея Печерского .

14 октября 2008 года в Москве в конференц-зале гостиничного комплекса «Даниловский» состоялся торжественный вечер, посвящённый 15-летнему юбилею православной народной газеты «Русь Державная» .

15 октября 2010 года решением коллегии Синодального информационного отдела газете «Русь Державная» в числе первых восьми православных периодических изданий был присвоен гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» .

Круглые столы в редакции газеты

Признание и награды

В 2000 году политолог и философ Константин Костюк так оценивал «Русь Державную» и другие подобные православные издания:

фундаменталистские круги, в духе ленинских традиций, формировались вокруг газет, которые определили специфику каждого из направлений: от газет «Русь православная » (ред. К. Душенов) и «Русь державная», обозначающих крайне радикальную и критическую позицию, до газеты «Радонеж » (ред. Никифоров) и журнала/телепередачи «Русский Дом » (А. Крутов), ориентирующихся в том числе на конструктивную общественную деятельность (организация школ, детских садов и т. д.). Идеологический успех этих изданий столь высок, что в православном мире для многих они служат ориентиром «православности» .

В сентябре 2007 года протоиерей Димитрий Смирнов дал такую оценку газете:

И то, что существует газета «Русь Державная» и другие подобные ей, которые на современном языке излагают христианские истины и интерпретируют эти истины в преломлении к нашей современной действительности - они делают тем самым огромное дело и показывают, что Церковь жива, именно как народ Божий. И независимо от того, как удается это распространять, несмотря даже на само качество материала или оформления, сам факт уже говорит о том, что Церковь жива и действует. Поэтому всем, кто участвует в подобного рода деятельности, не только низкий поклон, но и радость по поводу того, что их деятельность имеет такое важное значение .

В октябре 2008 года Патриарх Алексий II в поздравлении по случаю 15-летия газеты писал: «Можно сказать, что газета стала действительно народным, широко читаемым православным периодическим изданием в нашем Отечестве, в ближнем и дальнем зарубежье. На её страницах печатаются материалы, побуждающие читателя задуматься о духовно-нравственных ценностях, показывающие примеры жизни наших сограждан в их противостоянии злу, бездуховности, в их стремлении сохранить и укрепить традиционные семейные ценности, православную веру в нашем Отечестве» .

В феврале 2015 года начальник Войсковой Православной Миссии Игорь Смыков охарактеризовал газету как одного из «старейших и авторитетнейших изданий, много лет освещающего деятельность Русской Православной Церкви. В годы засилья либеральной русофобской прессы материалы „Руси Державной“ были живительным глотком свежего воздуха для каждого русского православного патриота» .

Источники

  1. Русская линия
  2. Евгений Троицкий в Google Книгах
  3. Вестник Московского университета : Журналистика, Выпуски 1-3, 2003
  4. // Православие.Ru
  5. // Русская линия
  6. // Независимая газета
  7. Алексей Лампси // «НГ-Религии », 28.02.2001
  8. № 02 (104), 2003 год
  9. // Православие.Ru
  10. // Православие.Ru
  11. // Русская линия
  12. // Русская линия
  13. // Православие.Ru
  14. // Патриархия.ru
  15. Константин Костюк «». Полис , 2000, № 5.
  16. // Русская линия
  17. // Патриархия.ru
  18. // Патриархия.ru
  19. - Московскiя Въдомости

Напишите отзыв о статье "Русь Державная"

Ссылки

  • Священник Николай Булгаков

Отрывок, характеризующий Русь Державная

Гусарский Павлоградский полк стоял в двух милях от Браунау. Эскадрон, в котором юнкером служил Николай Ростов, расположен был в немецкой деревне Зальценек. Эскадронному командиру, ротмистру Денисову, известному всей кавалерийской дивизии под именем Васьки Денисова, была отведена лучшая квартира в деревне. Юнкер Ростов с тех самых пор, как он догнал полк в Польше, жил вместе с эскадронным командиром.
11 октября, в тот самый день, когда в главной квартире всё было поднято на ноги известием о поражении Мака, в штабе эскадрона походная жизнь спокойно шла по старому. Денисов, проигравший всю ночь в карты, еще не приходил домой, когда Ростов, рано утром, верхом, вернулся с фуражировки. Ростов в юнкерском мундире подъехал к крыльцу, толконув лошадь, гибким, молодым жестом скинул ногу, постоял на стремени, как будто не желая расстаться с лошадью, наконец, спрыгнул и крикнул вестового.
– А, Бондаренко, друг сердечный, – проговорил он бросившемуся стремглав к его лошади гусару. – Выводи, дружок, – сказал он с тою братскою, веселою нежностию, с которою обращаются со всеми хорошие молодые люди, когда они счастливы.
– Слушаю, ваше сиятельство, – отвечал хохол, встряхивая весело головой.
– Смотри же, выводи хорошенько!
Другой гусар бросился тоже к лошади, но Бондаренко уже перекинул поводья трензеля. Видно было, что юнкер давал хорошо на водку, и что услужить ему было выгодно. Ростов погладил лошадь по шее, потом по крупу и остановился на крыльце.
«Славно! Такая будет лошадь!» сказал он сам себе и, улыбаясь и придерживая саблю, взбежал на крыльцо, погромыхивая шпорами. Хозяин немец, в фуфайке и колпаке, с вилами, которыми он вычищал навоз, выглянул из коровника. Лицо немца вдруг просветлело, как только он увидал Ростова. Он весело улыбнулся и подмигнул: «Schon, gut Morgen! Schon, gut Morgen!» [Прекрасно, доброго утра!] повторял он, видимо, находя удовольствие в приветствии молодого человека.
– Schon fleissig! [Уже за работой!] – сказал Ростов всё с тою же радостною, братскою улыбкой, какая не сходила с его оживленного лица. – Hoch Oestreicher! Hoch Russen! Kaiser Alexander hoch! [Ура Австрийцы! Ура Русские! Император Александр ура!] – обратился он к немцу, повторяя слова, говоренные часто немцем хозяином.
Немец засмеялся, вышел совсем из двери коровника, сдернул
колпак и, взмахнув им над головой, закричал:
– Und die ganze Welt hoch! [И весь свет ура!]
Ростов сам так же, как немец, взмахнул фуражкой над головой и, смеясь, закричал: «Und Vivat die ganze Welt»! Хотя не было никакой причины к особенной радости ни для немца, вычищавшего свой коровник, ни для Ростова, ездившего со взводом за сеном, оба человека эти с счастливым восторгом и братскою любовью посмотрели друг на друга, потрясли головами в знак взаимной любви и улыбаясь разошлись – немец в коровник, а Ростов в избу, которую занимал с Денисовым.
– Что барин? – спросил он у Лаврушки, известного всему полку плута лакея Денисова.
– С вечера не бывали. Верно, проигрались, – отвечал Лаврушка. – Уж я знаю, коли выиграют, рано придут хвастаться, а коли до утра нет, значит, продулись, – сердитые придут. Кофею прикажете?
– Давай, давай.
Через 10 минут Лаврушка принес кофею. Идут! – сказал он, – теперь беда. – Ростов заглянул в окно и увидал возвращающегося домой Денисова. Денисов был маленький человек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмоченными усами и волосами. На нем был расстегнутый ментик, спущенные в складках широкие чикчиры, и на затылке была надета смятая гусарская шапочка. Он мрачно, опустив голову, приближался к крыльцу.
– Лавг"ушка, – закричал он громко и сердито. – Ну, снимай, болван!
– Да я и так снимаю, – отвечал голос Лаврушки.
– А! ты уж встал, – сказал Денисов, входя в комнату.
– Давно, – сказал Ростов, – я уже за сеном сходил и фрейлен Матильда видел.
– Вот как! А я пг"одулся, бг"ат, вчег"а, как сукин сын! – закричал Денисов, не выговаривая р. – Такого несчастия! Такого несчастия! Как ты уехал, так и пошло. Эй, чаю!
Денисов, сморщившись, как бы улыбаясь и выказывая свои короткие крепкие зубы, начал обеими руками с короткими пальцами лохматить, как пес, взбитые черные, густые волосы.
– Чог"т меня дег"нул пойти к этой кг"ысе (прозвище офицера), – растирая себе обеими руками лоб и лицо, говорил он. – Можешь себе пг"едставить, ни одной каг"ты, ни одной, ни одной каг"ты не дал.
Денисов взял подаваемую ему закуренную трубку, сжал в кулак, и, рассыпая огонь, ударил ею по полу, продолжая кричать.
– Семпель даст, паг"оль бьет; семпель даст, паг"оль бьет.
Он рассыпал огонь, разбил трубку и бросил ее. Денисов помолчал и вдруг своими блестящими черными глазами весело взглянул на Ростова.
– Хоть бы женщины были. А то тут, кг"оме как пить, делать нечего. Хоть бы дг"аться ског"ей.
– Эй, кто там? – обратился он к двери, заслышав остановившиеся шаги толстых сапог с бряцанием шпор и почтительное покашливанье.
– Вахмистр! – сказал Лаврушка.
Денисов сморщился еще больше.
– Сквег"но, – проговорил он, бросая кошелек с несколькими золотыми. – Г`остов, сочти, голубчик, сколько там осталось, да сунь кошелек под подушку, – сказал он и вышел к вахмистру.
Ростов взял деньги и, машинально, откладывая и ровняя кучками старые и новые золотые, стал считать их.
– А! Телянин! Здог"ово! Вздули меня вчег"а! – послышался голос Денисова из другой комнаты.
– У кого? У Быкова, у крысы?… Я знал, – сказал другой тоненький голос, и вслед за тем в комнату вошел поручик Телянин, маленький офицер того же эскадрона.
Ростов кинул под подушку кошелек и пожал протянутую ему маленькую влажную руку. Телянин был перед походом за что то переведен из гвардии. Он держал себя очень хорошо в полку; но его не любили, и в особенности Ростов не мог ни преодолеть, ни скрывать своего беспричинного отвращения к этому офицеру.
– Ну, что, молодой кавалерист, как вам мой Грачик служит? – спросил он. (Грачик была верховая лошадь, подъездок, проданная Теляниным Ростову.)
Поручик никогда не смотрел в глаза человеку, с кем говорил; глаза его постоянно перебегали с одного предмета на другой.
– Я видел, вы нынче проехали…
– Да ничего, конь добрый, – отвечал Ростов, несмотря на то, что лошадь эта, купленная им за 700 рублей, не стоила и половины этой цены. – Припадать стала на левую переднюю… – прибавил он. – Треснуло копыто! Это ничего. Я вас научу, покажу, заклепку какую положить.
– Да, покажите пожалуйста, – сказал Ростов.
– Покажу, покажу, это не секрет. А за лошадь благодарить будете.
– Так я велю привести лошадь, – сказал Ростов, желая избавиться от Телянина, и вышел, чтобы велеть привести лошадь.
В сенях Денисов, с трубкой, скорчившись на пороге, сидел перед вахмистром, который что то докладывал. Увидав Ростова, Денисов сморщился и, указывая через плечо большим пальцем в комнату, в которой сидел Телянин, поморщился и с отвращением тряхнулся.
– Ох, не люблю молодца, – сказал он, не стесняясь присутствием вахмистра.
Ростов пожал плечами, как будто говоря: «И я тоже, да что же делать!» и, распорядившись, вернулся к Телянину.
Телянин сидел всё в той же ленивой позе, в которой его оставил Ростов, потирая маленькие белые руки.
«Бывают же такие противные лица», подумал Ростов, входя в комнату.
– Что же, велели привести лошадь? – сказал Телянин, вставая и небрежно оглядываясь.
– Велел.
– Да пойдемте сами. Я ведь зашел только спросить Денисова о вчерашнем приказе. Получили, Денисов?
– Нет еще. А вы куда?
– Вот хочу молодого человека научить, как ковать лошадь, – сказал Телянин.
Они вышли на крыльцо и в конюшню. Поручик показал, как делать заклепку, и ушел к себе.
Когда Ростов вернулся, на столе стояла бутылка с водкой и лежала колбаса. Денисов сидел перед столом и трещал пером по бумаге. Он мрачно посмотрел в лицо Ростову.
– Ей пишу, – сказал он.
Он облокотился на стол с пером в руке, и, очевидно обрадованный случаю быстрее сказать словом всё, что он хотел написать, высказывал свое письмо Ростову.
– Ты видишь ли, дг"уг, – сказал он. – Мы спим, пока не любим. Мы дети пг`axa… а полюбил – и ты Бог, ты чист, как в пег"вый день создания… Это еще кто? Гони его к чог"ту. Некогда! – крикнул он на Лаврушку, который, нисколько не робея, подошел к нему.
– Да кому ж быть? Сами велели. Вахмистр за деньгами пришел.
Денисов сморщился, хотел что то крикнуть и замолчал.
– Сквег"но дело, – проговорил он про себя. – Сколько там денег в кошельке осталось? – спросил он у Ростова.
– Семь новых и три старых.
– Ах,сквег"но! Ну, что стоишь, чучела, пошли вахмистг"а, – крикнул Денисов на Лаврушку.
– Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть, – сказал Ростов краснея.
– Не люблю у своих занимать, не люблю, – проворчал Денисов.
– А ежели ты у меня не возьмешь деньги по товарищески, ты меня обидишь. Право, у меня есть, – повторял Ростов.
– Да нет же.
И Денисов подошел к кровати, чтобы достать из под подушки кошелек.
– Ты куда положил, Ростов?
– Под нижнюю подушку.
– Да нету.
Денисов скинул обе подушки на пол. Кошелька не было.
– Вот чудо то!
– Постой, ты не уронил ли? – сказал Ростов, по одной поднимая подушки и вытрясая их.
Он скинул и отряхнул одеяло. Кошелька не было.
– Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке.
– Я не входил. Где положили, там и должен быть.
– Да нет…
– Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите.
– Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил.
Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова.
– Г"остов, ты не школьнич…
Ростов почувствовал на себе взгляд Денисова, поднял глаза и в то же мгновение опустил их. Вся кровь его, бывшая запертою где то ниже горла, хлынула ему в лицо и глаза. Он не мог перевести дыхание.
– И в комнате то никого не было, окромя поручика да вас самих. Тут где нибудь, – сказал Лаврушка.
– Ну, ты, чог"това кукла, повог`ачивайся, ищи, – вдруг закричал Денисов, побагровев и с угрожающим жестом бросаясь на лакея. – Чтоб был кошелек, а то запог"ю. Всех запог"ю!
Ростов, обходя взглядом Денисова, стал застегивать куртку, подстегнул саблю и надел фуражку.
– Я тебе говог"ю, чтоб был кошелек, – кричал Денисов, тряся за плечи денщика и толкая его об стену.
– Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз.
Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку.
– Вздог"! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог"ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь.
– Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери.
– А я тебе говог"ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его.
Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза.
– Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так…
Он не мог договорить и выбежал из комнаты.
– Ах, чог"т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов.
Ростов пришел на квартиру Телянина.
– Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера.
– Нет, ничего.
– Немного не застали, – сказал денщик.
Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина.
Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина.
– А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови.
– Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол.
Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге.
– Пожалуйста, поскорее, – сказал он.
Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину.