Рыба символ в древней. Значение символа рыбы в картах таро

Бог прощает только того, кому это нужно

Избави меня от малодушия...

«Я хочу быть исключением из общего правила»

Памяти протоиерея Иосифа Фуделя († 1918)

Чудеса совершает Бог, а мы только Ему помогаем

Священник не судья

Саратовские чудеса святителя Спиридона

Господь дает хлеб даже тому, кто просит камень

Утешить нельзя. Помочь можно

Юродство: шаг за предел

Тропинка из черного леса

Чтобы повторить неповторимое

«Прости меня» - это не ритуал

Без нашей помощи смерть не обнаглеет

А все остальное сделает Бог

О пользе обид

Миссия Церкви - не побеждать, а свидетельствовать

Звезда и крст оца Георгија

Не могу надышаться Православием...

Звезда и крест отца Георгия

Богу нужно сердце человека

О любви ко граду непостоянному

И будут два одною плотью

Самое трудное - всегда держать Литургию в центре жизни

Если человек боится Бога, он не боится больше ничего

Неостывающий след

Есть ли жизнь после смерти семьи?

Работа с бесконечностью

Чужого счастья не бывает

Молитва монахов еще не раз спасет Россию

Поле Преображения

«Плохая дочь» – моменты истины

Зарисовки с натуры: ропот как дезертирство

Надежда сверх надежды

Лучшие средства - смирение и любовь

Крик о любви

Видеть мир таким, какой он есть, - прекрасным

Люди между Жизнью и смертью

Послушание делает бремя легким

Жизнь набело

История моего крещения

Чтобы любить Бога, нужно быть беззащитным

«Фейсбук» требует смирения

Пребудьте в любви

Верность людям - до конца

Основание на камне

Да просветится свет твой пред человеки

Чтобы радоваться по-настоящему

Крест по силам, силы по вере

Хлеб в поте лица: христианин и его работа

И уже не скроют убитых наших

Князю нужны соработники

Любить - не только за то, что помогают

Как научиться защищать свою веру?

Теперь я знаю, где искать

Чтобы кораблики держались на плаву

Церковь – место работы: готовьте душу свою во искушение

Психическая болезнь не перекрывает дороги к Богу

Я просто делюсь своими открытиями

Чтобы входящие видели свет

Учебник радости

О книгах Николая Пестова

Семена и всходы

А удобно ли бедному?

Первее примирися

Как осудить осуждение

Надо помнить, какого мы духа

Сначала выздороветь, потом болеть

Истина сделает их свободными

Губит не штрих, а грех

Это ваша лепта

Маяк один. Все остальное - отблески

Игумен Нектарий (Морозов): Кто не помнит о смерти, тот забывает жить

Как говорить с близкими о вере?

Убеждать не надо. Надо помогать

Царь Давид и вся кротость его

Синдром заслуженности

Полигон русской святости

Между другом и врагом.
Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым) об ангелах и демонах

Одиночество: беда? вина? роскошь?

Участница шоу Холостяк 1 сезон Марина Бирюкова до последнего верила, что ей удастся победить в проекте. Многие телезрители также считали, что красавица достойна того, чтобы быть женой Евгения. Однако сказке сбыться было не суждено.

Жизнь до проекта

Марина - журналист, активная девушка, родилась и выросла в Санкт-Петербурге. Любовь к красоте с самого детства девочке привила ее мама, которая была профессиональным косметологом и научила свою дочь следить за собой.

После того как девушка закончила университет, она решила работать по специальности и добиться высот в выбранном направлении. Это у неё действительно стало получаться. Красавица говорит, что журналистика - это для неё не просто способ заработать деньги, но и любимое хобби.

Марина Бирюкова на шоу Холостяк 1 сезон

Частые неудачи на личном фронте заставили девушку прийти на шоу Холостяк. Участница сама признается, что не особо верила в свою победу, но Евгений Левченко показался ей весьма привлекательным женихом, поэтому она решила продолжать борьбу.

В первом сезоне проекта Холостяк на ТНТ девушку запомнили как весьма утонченную, нежную, но при этом сильную личность, которой есть что сказать. Она показала всем, что готова идти за своей мечтой до последнего. Такие качества конечно же понравились Евгению. Именно поэтому девушка дошла до полуфинала.

Как признается , на этом этапе выбор сделать было очень сложно. Красавица была очаровательна, но у него не было возможности оставить четырех девушек. Поэтому пришлось с кем-то попрощаться.

Евгений говорит, что хотя это было непросто, сделать выбор всё-таки пришлось. Несмотря на то что девушке отказал главный жених страны, она не стала отчаиваться. Для неё это было интересное путешествие, весёлое приключение.

Буквально через некоторое время после завершения проекта Марина встретила мужчину по имени Иван, за которого в скором времени вышла замуж. К сожалению, больше информации девушка о своей личной жизни не даёт, поэтому мы не можем сказать, кто Иван по профессии и каким образом они познакомились с Мариной.

Свежие фото Марины Бирюковой в инстаграм

Марина Бирюкова - еще одна участница популярного проекта на ТНТ, которой удалось устроить свою личную жизнь непосредственно после того, как она получила отказ от главного жениха страны.

Нет нужды распространяться об эзотерическом значении слова Рыба (ибо это сделали Пэйн Найт, Инман, Джеральд Мэсси и другие). Теологическое значение его фаллично, но метафизическое божественно. Иисус был назван Рыбою, так же как Вишну и Вакх; ΙΗΞ, «Спаситель» Человечества, есть лишь монограмма Бога Вакха, который тоже именовался ΙΧΘΥΞ, Рыбой .

Хорошо известно, что самыми ранними христианскими эмблемами – прежде чем были совершены попытки изобразить телесный вид Иисуса – были Агнец, Добрый Пастырь и Рыба. Происхождение последней эмблемы которая так смущала археологов, становится таким образом понятным. Весь секрет заключается в том легко улавливаемом факте, что, несмотря на то, что в «Каббале» царь-мессия называется «Толкователем», или Раскрывателем тайны, и указан, как пятая эманация, в «Талмуде» – по причинам, которые мы сейчас объясним – мессия очень часто обозначается как «Даг», или рыба. Это – наследие от халдеев, и относится – как показывает само имя – к вавилонскому Дагону, человеку-рыбе, который был наставником и толкователем для людей, которым он показывался. Абарбанель объясняет это имя, утверждая, что знаком времени прихода его (мессии) «является соединение Сатурна и Юпитера в знаке [зодиака] Рыб». Поэтому, так как христиане намеревались отождествить своего Христоса с мессией Ветхого Завета, – они приняли его столь охотно, что забыли, что его истинное происхождение можно проследить еще дальше назад, чем вавилонский Дагон. С каким пылом и подробностями ранние христиане объединяли идеал Иисуса с каким только можно каббалистическим и языческим учением, можно заключить из слов Климента Александрийского, обращенных к своим единоверцам.

Когда они обсуждали выбор наиболее подходящего символа, который напоминал бы им об Иисусе, Климент посоветовал им следующими словами: «Пусть резьба на гемме вашего кольца изобразит или голубя или лодку, гонимую ветром (аргха), или рыбу». Находился ли этот добрый отец, когда писал это, под впечатлением воспоминания об Иошуа, сыне Навина (называемом Иисусом в греческой и славянской версиях), или же он забыл действительное толкование этих языческих символов? Иешуа, сын Нана или Нави (Navis) мог с полным правом присвоить изображение корабля или даже рыбы, так как Иешуа означает Иисус, сын бога-рыбы; но, поистине, было слишком рискованно связывать эмблемы Венеры, Астарты и всех индусских богинь – аргху, голубя и рыбу – с «непорочным» рождением своего бога! Это выглядит так, как будто в дни раннего христианства делали очень малое различие между Христом, Вакхом, Аполлоном и индусским Кришной, воплощением Вишну, с первым аватаром которого родился символ рыбы.

В «Хари-Пуране», в «Бхагавадгите», так же как и в нескольких других книгах, бог Вишну показан как принявший форму рыбы с человеческой головой для того, чтобы восстановить Веды, утерянные во время потопа. Дав возможность Вишвамитре спастись в ковчеге вместе со всем своим племенем, Вишну, жалея слабое и невежественное человечество, остался с ними некоторое время. Именно этот бог научил их строить дома, обрабатывать землю и возносить благодарность непознаваемому божеству, которого он представлял, путем построения храмов и учреждения постоянного поклонения: и так как он все время оставался полу-рыбой, полу-человеком, то при каждом закате солнца он возвращался в океан, где проводил ночи.

«Он есть тот», – говорит священная книга, – «кто учил людей после потопа всему тому, что было необходимо для их счастья. Однажды он погрузился в море и больше не возвратился, так как земля опять покрылась растительностью, фруктами и скотом. Но он научил Брахм тайнам всех вещей» («Хари-Пурана»).

До сих пор мы видим в этом повествовании двойник повествования, данного вавилонским Беросом об Оанне, рыбе-человеке, который является никем иным, как Вишну – если только мы не поверим, что Халдея цивилизовала Индию!

< ... >

Может быть, мы можем пролить добавочный свет на смущающий вопрос по поводу символа рыбы, если напомним читателю, что согласно «Бытию» первое из сотворенных живых существ, первым типом животной жизни была рыба.

«И сказал элохим: «Пусть воды порождают изобильно движущихся тварей, обладающих жизнью» ... И Бог сотворил великих китов... и было утро и вечер пятого дня». < ... >

«Большая Рыба» – это Cetus , латинизированная форма от Кето – κητω, а кето есть Дагон, Посейдон, женским родом которого является Кетон Атар-гатис – сирийская богиня и Венера из Аскалона. Фигуру или бюст Дер-Кето или Астарты обычно ставили на носу корабля. Иона (греческий Иона или голубь, посвященный Венере) бежал в Яффу, где поклонялись богу Дагону, человеку-рыбе, и не смел отправиться в Ниневию, где почитали голубя.

< ... >

Следует отметить то, что это двойное обозначение «Мессия» и «Даг» (рыба) талмудистов вполне можно применить к индусскому Вишне, «Сохранящему» Духу, второму лицу брахманистской троицы. Это божество, уже проявившееся, все еще рассматривается, как будущий Спаситель человечества, и является избранным Искупителем, который появится в своем десятом воплощении или аватаре, наподобие Мессии евреев, чтобы повести вперед благословенных и вернуть им первичные Веды. В своем первом аватаре Вишну якобы явился человечеству в виде рыбы. В храме Рамы имеется изображение этого бога, которое полностью отвечает описанию Дагона, данному Беросом. У него тело человека, высунувшегося изо рта рыбы, и в своих руках он держит утерянную Веду. Кроме того, Вишну является в одном значении богом воды, Логосом Парабрахмы; так как эти три личности проявленного божества постоянно обмениваются своими атрибутами, то мы видим его в том же самом храме представленным возлежащим на семиглавом змие, Ананте (вечность), и движущимся, подобно Духу Божию, над первичными водами.

Изображение рыбы в живописи мы встречаем нередко. Это популярный, красивый и многообразный символ, известный на протяжении многих веков в различных культурах.

Рыб почитают как символ зарождения жизни в соответствии с традиционными космогоническими представлениями большинства народов Земли: жизнь произошла из воды, поэтому и ассоциируется с процессом оплодотворения. Рыбные блюда, а также жертвоприношения рыбы преподносились в ритуальном богослужении всем богам подземного мира и лунным богиням вод, а также любви и плодородия. Этот символизм был известен как в Древнем Египте, так и в кельтской, индийской, месопотамской, бирманской, персидской культурах, искусстве восточных славян. В бронзовых фибулах VII века, найденных у села Зеньково на Полтавщине, связывающие звенья, по форме напоминают змей, рыб и хищных птиц, тем самым, соединяя три природные стихии: воздух, вода, земля. Изображение этого животного часто встречается в декоре ювелирных изделий Центральной Азии, где онo также было связано с идеей плодородия. В древности золотую фигурку рыбки носили как амулет (Амударьинский клад V—IV вв. до н.э., рыбка из Новой Нисы II вв. до н.э.); рыбы-дельфины изображены в виде застежек из Тилля-Тепе (Афганистан, I в. до н.э.). Образ рыбы нашел отражение и в орнаменте некоторых традиционных украшений северных таджиков и узбеков. Этот орнамент известен под названием «рыбий хвост «или «рыбья чешуя» и трактовался как символ многочисленного потомства, а в некоторых случаях выступал олицетворением богатства и счастья.

Из катакомб к вершинам

Самое широкое распространение и толкование изображение рыбы получило в раннехристианском искусстве III—VI вв. н.э., о чем свидетельствуют многочисленные образцы, обнаруженные в катакомбах, служивших местом собраний христиан в период первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении.

Символ Рыбы поясняет происхождение монограммы Иисуса. Христиане увидели в этом слове своего рода акростих (первые буквы каждого слова составляют осмысленный текст), рассказывающий о Христе. Каждая буква «древнегреческой рыбы» была для них соответственно первой буквой других, очень важных слов, выражающих исповедание христианской веры: «Iesous Christos Theou Hyios Soter» (греч.) — «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» (сокращенно: ICHTHUS — Рыба).

С распространением христианства и его изобразительной культуры символ рыбы обрел многозначность. Прежде всего, это — символ крещения: как рыба не может жить без воды, так истинный христианин не обретет спасения, не пройдя через воды крещения. Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками служило не только примером милосердия, но и широко употреблялось как метафора евхаристии (Рыбы и хлеба. Мозаика. Табха. Израиль. IV в. н. э.).

Встречающиеся на церковных эмблемах три рыбы, переплетенные между собой или имеющие одну голову, обозначают Троицу, явленную тем, у кого открыто духовное зрение. Не менее значимы сюжет о пророке Ионе, проглоченном «большой рыбой» и исторгнутом через три дня невредимым, символизирующий воскресение, а также евангельская притча о чудесном улове учениками Христа символизирующая «ловлю человеков» в лоно христианства.

Средневековую живопись, с ее строго религиозным характером реальный мир не интересовал. Поэтому выбор тем и сюжетов, разрабатываемых художниками, был крайне ограничен, а символика — строго зафиксирована рамками церковного богословия. От каждого художника требовалось четкое следование каноническим предписаниям и для этого существовали специальные учебники. В книжных миниатюрах и надгробных рельефах ХII — XIV вв. птицы и рыбы символизировали «верхнюю и нижнюю бездны». В эмблемах рыбы использовались сравнительно редко, поскольку означали немоту и безгласие.

Код алхимиков и язык крестьян

Символы, аллегории, метафоры, сложные ассоциации, аналогии и параллели были элементами специфического языка средневекового мышления. Каждая отрасль знаний видела в реальном мире, прежде всего, определенную систему символов в зависимости от точки зрения, с которой они рассматривались. Например, рыба для астрономов и астрологов была знаком Луны; алхимики рассматривали её как символ воды; в медицине она связывалась с флегматическим темпераментом; толкователи снов интерпретировали её как воплощение плотского вожделения, а для простого народа она ассоциировалась с постом. Изображение рыбы, подвешенной за голову, означало беспорядок, нарушение моральных норм. Причем, такими разнохарактерными значениями средневековое сознание наделяло каждую вещь, явление или предмет.

Ренессансное мироощущение пробило брешь в системе средневековых эстетических представлений, и сквозь нее в религиозную живопись хлынул широким потоком земной мир. Существенный вклад в развитие европейской живописи был сделан Нидерландами в XV- XVI вв. Художники искали новые сюжеты, средства и способы выражения творческих идей. По прежнему в ходу были символы, но смысл изображения менялся в зависимости от того, какой именно язык мог быть приписан автору.

Творчество Иеронима Босха можно рассматривать как кульминацию перехода религиозной живописи в светскую, учитывая сохранение многозначности изобразительного кода. Художественный язык Босха никогда не укладывался целиком и полностью в канонические толкования. Художник часто употреблял определенные символы в значении обратном общепринятому, а также изобретал новые символы. Одна из самых известных работ мастера — триптих «Сады земных наслаждений» (1500−1510 гг.).

В творчестве другого великого художника той эпохи — Питера Брейгеля Старшего изображение рыбы иллюстрирует исключительно фламандские пословицы. Например, на картине «Голландские пословицы» (1559 г.) герои картины визуально обращаются с рыбой, как с продуктом, но художник в свои сюжеты вложил смысл, который до сих до конца не прочитан искусствоведами, поскольку не все пословицы дожили до наших дней.

Например, сюжет, где мужчина жарит рыбу, иллюстрирует пословицу «Жарить селёдку, чтобы поесть икры» (означает «сорить деньгами»). При этом возможно, в этом случае зашифрована пословица «Его селедка жарится не здесь» (все идет не по плану). К этому же фрагменту применима другая голландская пословица: «Там селёдка не жарится», т. е. его попытки терпят неудачу, он не получает того, на что надеется. В другой части картины крестьянин безуспешно ловит рыбу сачком: «Он рыбачит ниже сети» (упускать удобный случай).

Конечно, на многих картинах присутствует любимый сюжет «Большие рыбы пожирают малых» (как на работе Питера Брейгеля Старшего, 1556) — могущественные угнетают слабых; съесть самому или быть съеденным и др.

Особое место в этом контексте занимает образный ряд Джузеппе Арчимбольдо, который отразил водную стихию в женском портрете «Вода» (1563−1564 г.), составленном из различных морских обитателей.

Застолье сменило престол

Европейское общество претерпевало изменения и постепенно стала происходить переоценка ценностей. Символ Рыбы начал утрачивать свое сакральное значение и переходить в плоскость утилитарную: ловим, едим, получаем удовольствие. Это произошло в Голландии, где Реформация, запретив художникам писать картины на религиозные темы, вынудила их искать новые направления. Так появился натюрморт.

Первые натюрморты были сюжетно просты, изображение в них выстраивалось торжественно и чинно в соответствии с устоявшимися канонами: хлеб, бокал вина, рыба (символы Христа); нож (символ жертвы); лимон (символ неутоленной жажды); орехи в скорлупе (душа, скованная грехом); яблоко (грехопадении) и так далее. (Питер Клаас. Натюрморт. 1597−1661).


Питер Клас. Завтрак
1646, 84×60 см. Масло, Дерево

Рыба-символ, наделённая разнообразием смыслов и оттенков (от сатиры на человеческую похоть до отзвука споров о церковных таинствах и иерархии) получила широкое распространение в сценах рыбных рынков и лавок, ловли Рыбы и. т.д. Религиозные сюжеты постепенно начали уступать место буржуазным. Заказчиками произведений искусства уже стали не только церковь, но и новый зарождающийся класс. Каждая гильдия старалась заказать полотно для увековечивания своих заслуг, стало популярным иллюстрировать деятельность различных специальностей, ремесел.

Голландия и Фландрия, как ключевые центры развития европейской живописи, сосредоточили свое внимание на новых гуманистических ценностях: человек и его интересы.

Фламандский художник Франс Снейдерс в знаменитой серии «лавок» — «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», «Натюрморт с лебедем» (1613−1620 гг.) и др., изобразил столы, переполненные всевозможной снедью, чаще всего дичью или рыбой.
На полотнах сверкает серебристая рыбья чешуя, этим изобилием художник напоминает не о смерти, а об отшумевшей жизни. Не следует слишком доверять столь богатой картине — реальный быт того времени был значительно более скромным. Перед зрителем — воплощение духа старой доброй Фландрии, любви ее народа к земным дарам и простодушной мечты о благодатной Стране бездельников, где жареные куропатки влетают в рот всем желающим.

Всегда в цене

Активно использовали в своем творчестве «рыбную» тему художники начала XX века. Участники группы «Бубновый валет» стремились приблизить свое творчество к «народному лубку», создавая сочные красочные натюрморты конкурирующих с уличными вывесками, таких как «Натюрморт» (1910 г.) Ильи Машкова.

«Натюрморт. Рыбы» 1910 г. 88 x 138 см. Холст, масло.

Одно из ярких упоминаний, апелирующее к классической традиции — картина основоположника метафизической живописи Джорджио Кирико «Священные рыбы» (1918 г.), в которой сюжет полон таинственности и многозначности. Да и название прямо указывает на смысл. Через десять лет Кирико создал натюрморт с рыбами, в котором он отказался от иррациональной загадочности, обратившись к традиционной образной системе.

Художников авангарда уже интересовали оптические иллюзии, игра форм, цвета, фактур (Зинаида Серебрякова, Жорж Брак, Анри Матисс).

По-своему интерпретировал образ обитательницы водной стихии Пауль Клее, создав в 1925 году картину «Золотая рыбка». Своим свечением, угрожающими «колючками» рыбка приковывает к себе взгляд зрителя. Вполне вероятно, что в этой работе автор решил обратиться к нереализованным детским фантазиям, и милое создание трансформировал в загадочную пиранью.


Пауль Клее. Золотая рыбка

К мистической теме рыб обратился в 1940 г. Николай Рерих в картине «Заклятие. Терафим», на который изображен шаман, обращающийся в своем обряде к силам воды, огня, земли и воздуха.

Художники любят изображать рыб по сей день и, наверняка, будут все время возвращаться к этому образу. Скорее всего, их интерес будет продиктован свойствами обитателей морских глубин, заложенными на подсознательном уровне: водная стихия, изобилие, богатство и разнообразие природы.

ПОДЕЛИЛИСЬ

В колоде Райдера-Уайта рыба есть на рисунках каждой придворной карты масти Чаш - Паж Кубков, Рыцарь Кубков, Дама Кубков и .

Символика Рыбы в картах Таро

Когда мы рассматриваем значение символа Рыбы в Таро, мы входим в царство стихии воды и эмоций, где основную роль играют желания, мечты и интуиция. На картах мы видим Рыбу в кубке, что позволяет говорить о глубоко волнующих стремлениях и изменениях в психике или душе человека.

Рыба намекает, что человек воспринимает мир через личные чувства, она иллюстрирует перемещения в эмоциональном мире. Когда Рыба оказывается на суше, она задыхается, но в своей стихии она может маневрировать как угодно, не зная границ, ведь все воды связаны между собой. Это говорит об общей непрактичности придворных карт Кубков - они компенсируют это пониманием чувств человека и его эмоций.

В мировых культурах Рыбу часто связывают с женским началом и луной. Две рыбки - йони, индийский символ воспроизводства и плодородия. В доисторические времена фигурки рыбы напоминают фаллос, что позволяет считать Рыбу символом и мужской, и женской сексуальности или даже символом гермафродита.

Стоит отдельно упомянуть также колоду карт Ленорман, где есть отдельная карты Рыба. Она отвечает Королю Пентаклей и символизирует улов, прибыль, успешное завершение дел, урожай.

Ключевые значения символа рыбы

  • Умение контролировать свои эмоции
  • Выражение эмоций без слов, «молчаливый разговор»
  • Развитая интуиция, которое направляет человека в нужную сторону
  • Гибкость - умение реагировать на изменения окружающей среды
  • Способность усваивать информацию
  • Плодородие, сексуальный инстинкт и воспроизведение потомства

Символ рыбы в картах Таро

  • Значение Рыбы в Паже Кубков: У Вас есть все средства, чтобы обуздать свою страсть и сублимировать её в творческом направлении
  • Значение Рыбы в Рыцаре Кубков: Голубой плащ, украшенный алыми рыбами, отсылает нас к астрологическому знаку Рыб, что символизирует победу духа над материей
  • Значение Рыбы в Даме Кубков: Плодородие, материнское чувство, возможная беременность и готовность помогать другим
  • Значение Рыбы в Короле Кубков: Вы находитесь в гармонии со своими переживаниями и управляете своими эмоциями

Связь символа Рыбы с божествами в разных мировых культурах

Вавилонский Эа, соответствующий шумерскому Энки, мог представляться в виде человека-рыбы. Эа приписывались не только мощь и мудрость, но и целительные способности. Рыбообразный Эа изображался у постели больного ребёнка.

Древневавилонский бог плодовитости и урожая Саннес каждую ночь превращался в рыбу и уплывал в море.

В Египте рыба представляла бога Озириса, повелевавшего водами Нила, который давал стране жизнь. В Древнем Египте на рыбу, как пищу для фараонов и касты жрецов, было наложено табу.

У греков - атрибут Афродиты, символ любви и плодовитости, но также и Посейдона как символ силы вод. В богослужении Адонису рыба была приношением для мертвых.

В Древней Греции бытовало поверье, что души умерших могут переселяться в рыб, и если такая душа увидит беременную женщину, то способна переселиться в плод, обрести очередную жизнь.

У римлян рыба являлась эмблемой Венеры и символизировала пиршества в предстоящей благословенной жизни.

У скандинавов рыба - атрибут Фригга как символ любви и плодовитости.

У славян хозяином рыб и «рыбным пастухом» считают водяного. Он перегоняет стада рыб из одних озер и рек в другие, охраняет их, заключает с рыбаками договор о рыбе и помогает им в ловле. Но если его рассердить, он не напустит рыбу в сети, спутает и порвет невод, накажет за ловлю рыбы ночью. Водяной и сам появляется в облике рыбы - щуки, сома или осетра.

Щука или золотая рыбка появляется в славянском фольклоре,
как персонаж исполняющий желания.

В карело-финском эпосе «Калевала» главный герой Вайнемяйнен отыскал «искру жизни» в окуне, которого проглотил лосось, а того, в свою очередь, проглотила огромная щука.

В одной из китайских версий потопа Гунь принимает после гибели облик рыбы, а из его тела возникает Юй, которому удаётся укротить воды. В Китае рыба символизирует изобилие (слова рыба и изобилие звучат одинаково в китайском языке), богатство, воспроизведение, гармонию, подчиненных императора.

У японцев карп созвучен со словом и атрибутом Гуань-Ина, божества, спасающего людей от всевозможных бедствий, покровительницы детей и родов.

Рыба считалась вместилищем бога Вишну в древнеиндийской мифологии. Именно в этом образе Вишну был учителем Ману, праотцом всех народов и его избавителем от Всемирного Потопа.

В буддизме символизирует следование за Буддой, свободу от ограничений, освобождение от желаний и привязанностей.

С рыбами связаны и судьбы библейских персонажей: Товия и Ионы. Первого гигантская рыба только хотела сожрать, второго же проглотила, тем самым, лишив возможности ускользнуть от выполнения веления самого Бога. «И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи» (Книга Ионы 2: 1).

Легенда об Ионе символизирует перерождения человека
после встречи с глубоким слоем своей души

Все четыре канонических Евангелия представляют Христа и его учеников-апостолов, как «ловцов человеков». «И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Евангелие от Луки 5: 10). «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море, и захватившему рыб всякого рода» (Евангелие от Матфея 13: 47). Поэтому Рыба для первых христиан стала символом Христа и Церкви.