Самаритянин — кто это такой? Самаритянин - это человек, готовый всегда прийти на помощь ближнему История самарян.


Известное выражение "добрый самаритянин", конечно же, вызывает постоянный интерес к реальным самаритянам, которые до сих пор существуют как народ. Если евреи считают себя небольшим народом, то что говорить о самаритянах, народе, в составе которого около 800 человек? Это довольно закрытая община, которая проживает на территории современного Израиля. Интересно познакомиться с ними хотя бы в рамках экскурсии.

Тора связывает происхождение самаритян с завоеванием Самарии ассирийцами в 722–721 гг. до н. э., которое сопровождалось депортацией еврейского населения этого района в глубинные районы Ассирийской империи и поселением на их место «людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Хамата, и из Сфарваима» (вторая книга Мелахим-Царей, гл. 17:24).
Ассирийцы проводили политику перемешивания народов. Пригнанные ими племена усвоили, с некоторыми искажениями, местную религию и обычаи. Исторические данные примерно подтверждают эту версию. При этом однозначно и то, что частично они все же перемешались с еврейским населением.

Сами самаритяне считают, что они истинные потомки колен Леви, Эфраима и Менаше – сыновей Иосифа. А евреи потомки колена Йегуды, т.е. йегудим-יהודים (евреи, иврит).

История самаритян неразрывно связанна с историей еврейского народа. Это один из немногих древних народов, который сумел сохраниться, хоть и в совсем малом количестве. Но как любит повторять экскурсовод Ицик Фишилевич : "Нас все-таки Б-г жалел больше и доказательство тому, что к началу 20 века самаритян осталось чуть больше 100 человек."
В 4в.н.э. самаритян было 1.400.000 человек. Это был пик их численности. Сто лет назад их община составляла всего 146 человек. Сегодня, как считают сами самаритяне, их 800 человек.
Из 800 человек, половина живет на горе Гризим, а половина - в Холоне. Около 400 человек в Кирьят-Луза на горе Гризим, где по верованиям самаритян и располагался жертвенник Авраама, Иегошуа Бин-Нуна и ковчег завета (а вовсе не в Шило, как в еврейской традиции). О Кирьят-Луза подробно я писала

Самаритяне Холона проживают в районе Неве Пинхас. Там проводятся экскурсии с рассказом об их общине.


Вход в синагогу самаритян в Холоне, где проходят экскурсии.


Хотя самаритяне не евреи по крови, но внешне отличить их от современных израильтян сложно. Это Гай, наш экскурсовод в самаритянской общине в Хулоне.
У самаритян большие проблемы близко родственных браков, поэтому им разрешено жениться на женщинах из других конфессий, если те согласны принять самаритянскую религию. У Гая жена русская, из России.
В этом рассказе я использовала фотографии из презентации Гая.

Тот кто хочет быть самаритянином, должен принять 5 основ веры:
1. Вера в единого бога.
2. Пророк бога - Моше (Моисей), единственный пророк в самаритянской религии
3. Вера в Пятикнижие - Тора, не ТаНаХ.
4. Святое место - гора Гризим. (Религия самаритян очень древнее ответвление от иудаизма. Иерусалим не является для самаритян святым местом, святым местом для них является гора Гризим. Там же находился Храм самаритян.)
5. Вера в мессию, после прихода которого наступит конец света.


Самаритяне хранили свою традицию в течении очень многих веков.
У них принято писать Тору в виде свитка, так же как и у евреев.


Самаритяне пользуются древнееврейским алфавитом. Справа красным - современные ивритский алфавит, слева древний иврит, которым написана Тора самаритян.
Это первосвященник самаритян держит самаритянскую Тору, написанную 3655 лет тому назад, как сказал наш экскурсовод.


Мезуза у самаритян - это НЕ привычная евреям мезуза на дверном косяке, которую принято целовать. Мезуза самаритян может быть где угодно, это фрагмент-благословение из Торы довольно большого размера.


Это тоже мезуза, которая находится прямо в комнате.


Несколько слов об одежде самаритян. В будние дни можно одеваться по-разному, но в праздники и в субботу мужчины носят полосатую рубаху как Иосиф-Йосеф (Иаков, у которого было 12 сыновей подарил полосатую рубашку любимому сыну Йосефу, сыну Рахели. В те времена такая рубашка была большой редкостью и стоила дорого). Во время молитвы в синагоге используется еще белый талит, чтобы невозможно было отличить умного от не умного, главного от не главного, чтобы все люди были равны перед Всевышним.
У самаритян нет раввинов, а есть священник, он не стрижется и не бреется. Он одевается в голубую одежду.
Женщины одеваются как хотят.


На улице традиционная полосатая одежда сушится после стирки.


Наша экскурсия проходила в Суккот и нам удалось посмотреть на самаритянина в праздничном костюме.


Это синагога самаритян. Нет стульев и столов, есть только ковер, что больше похоже на мечеть. Постоянные сидячие места - это места священников.


В синагоге снимается обувь. В знак того, что в Торе написано "сними обувь твою, так как ты стоишь в святом месте". Это сказано Моше (Моисею).


Самаритяне не мусульмане, но в синагоге они становятся на колени и падают ниц, в отличии от евреев, которые падают на колени один раз в год в Йом-Кипур.


В течении всей молитвы самаритяне стоят. Для пожилых, которые уже не могут выстоять всю молитву, есть стулья.

Суббота.
В субботу не пользуются электричество. Только маленький светильник в доме и все. В канун субботы самаритяне идут в синагогу. В 3 ночи все снова в синагоге, примерно в 6 утра идут в дом какого-то пожилого мужчины, деда, отца, дяди, чтобы читать недельную главу.
Так как всю ночь мужчины не спят, то утром они очень хотят есть. Сготовить или разогреть еду они не могут, так как не пользуются электричеством. Они едят холодную еду, в основном салаты.

Самаритяне читают Тору буквально, у них нет толкований как у евреев. Именно поэтому у них нет современных субботних автоматических облегчений жизни типа субботний таймер, который может включать электричество в нужное время или субботняя плата, которая включена всю субботу и на ней можно подогреть пищу или субботний лифт в высотном доме.

Песах - главный самаритянский праздник. Его вся община празднует на горе Гризим, в Шомроне (Самария). В Хулоне в квартале самаритян никого не будет в Песах, и они нанимают охранную фирму, которая охраняет дома и имущество.
В отличии от евреев, которые собираются на седер Песах (читать песахальную Агаду), самаритяне собираются чтобы зарезать ягненка в святом для них месте - принести жертву, как сказано в Торе.
Обычно режут 50 овец. Целую овцу нанизывают на палку и получается гигантских шашлык. Затем овец опускают в огромную яму, в которой горит огонь. Яму замазывают глиняным раствором, запечатывают. Через 2 часа открывают и едят баранину, то есть мясо пасхальной жертвы. Точно как написано в Торе.
В Торе написано и как надо есть песахальную жертву: ее едят руками. Написано также, что надо спешить. Спешить надо потому, что за нами по пятам идут египтяне, нас отпустили, но хотят вернуть.
Мацу самаритяне готовят сами, она не такая, как мы покупаем в магазине. Это простое тесто, состоящее из муки и воды, печется на табуне, очень быстро.
Устраивают специальные экскурсии на гору Гризим, чтобы посмотреть празднование Песаха у самаритян.

Рош ашана (новый год) и Йом-Кипур.
Прежде всего самаритяне сами готовят арак. Бокал с араком поднимают в доме священников. И читают благословение на новый год.
После нового года есть 10 дней до Йом-Кипур (пост). В отличии от евреев, у которых есть исключения и можно не поститься в Йом-Кипур определенным категориям людей (беременные, больные, грудные младенцы), у самаритян постятся (не едят и не пьют) все без исключения, включая грудных младенцев, 24 часа. Так написано в Торе, считают самаритяне. Опыт их учит, что за сутки ничего не случится.


Молодежь общины, те, кто имеет израильское гражданство, служат в АОИ.

Религия самаритян отличается от иудаизма: самаритяне получили только пятикнижье, без устной Торы и комментариев, они буквально исполняют все, что там написано.

Суккот у самаритян.
Иногда праздники у евреев и самаритян совпадают, но чаще не совпадают. В этот раз нам повезло и в еврейский Суккот мы оказались у самаритян в их праздник.
Самаритяне не строят шалаши на улице, шалаш строят в доме. Они используют 4е вида растений, и плоды Земли Израиля, которыми шалаши украшаются. Они сами идут, чтобы собрать необходимые плоды: гранаты, грейпфруты, лимоны, перцы, айву, т.е. всевозможные фрукты и овощи, которые есть в момент праздника.
В подготовке участвуют все.
Одни тщательно отбирают лучшие плоды, другие чистят, моют, обрезают.


И есть кто-то, кто специально сидит и прикрепляет веревочку\проволоку к каждому плоду.


Кто-то другой крепит плоды к потолку.

И таким образом сделают геометрический узор на потолке. Канона нет, каждый делает как хочет.


Комнаты тоже украшают на праздник.


Такое количество ящиков от фруктов на помойке говорит о количестве плодов, использованных для праздничных украшений.


Здесь имеется также и Институт изучения самаритян. О нем нам не рассказывали, но думаю, что в нем занимаются изучением традиций самаритян.

Экскурсию к самаритянам в Холон организовала экскурсовод

Из библейских историй многим людям знакомо выражение «добрый самаритянин», вошедшее в нашу жизнь из притчи, рассказанной Иисусом своим ученикам. В ней он поведал об ограбленном путнике и человеке, спасшем его. Тот неизвестный спаситель был самаритянином. С тех пор для христианского мира эти люди стали олицетворением доброты и бескорыстия.

Общепринятое мнение

В словарях caмаритянин толкуется как человек, бескорыстно помогающий другим. В языке это выражение применяется с 17 века, причиной тому стали библейские притчи.

Путник, следуя из Иерусалима, встретился с разбойниками, которые его ограбили, избили и бросили полуживого умирать на дороге. Оказавшийся рядом священнослужитель равнодушно прошел мимо него. Так же поступил и идущий мимо левит. Третий прохожий, увидев лежащего на земле избитого разбойниками мужчину, подошел к нему. Им был добрый самаритянин. Он омыл раны пострадавшего вином и маслом, забинтовал их. Положил его на ослика, подстелив свой плащ, отвез в гостиницу. Прохожий оставил его там на попечение хозяина. Заплатил этот человек и за проживание, и за уход за больным.

В конце повествования Иисус спросил: «Кто же из троих, по-твоему, был ближним?» Священнослужитель ответил, что ближним, конечно, был третий прохожий. Иисус посоветовал ему поступать так, как поступил самapитянин.

Священник и левит относились к бедным и несчастным людям свысока, не считали их ближними. Не было в их сердцах любви к людям. А библейская заповедь гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя, и поступай с ним так, как желал бы, чтобы поступали с тобой». Описанный случай показывает, что самаритянин – это воплощение добра и любви к человеку. Он не испугался, что разбойники могут вернуться и жестоко расправиться с ним. Повел себя достойно.

Кто такие самаритяне на самом деле

Правда, что это за народность, как она появилась в Иудее, абсолютное большинство людей имеют весьма смутное представление.

На самом деле самаритяне (в некоторых источниках они именуются сaмарянами) представляют собой этно-религиозную группу с довольно длинной историей. По мнению некоторых теоретиков иудаизма, эта народность ведет начало от человека по имени Сэмэр – неиудея, ушедшего вместе с евреями из Египта. Сами они считают себя потомками еврейского колена Иосифа – одного из первых жителей Израильского царства.

Однако для большинства евреев самaритяне являются переселенцами, прибывшими в Израиль из расположенного в Месопотамии города Куты вместе с людьми, возвращавшимися из Вавилонского плена. Для них даже существует термин «кутим», что четко указывает на их принадлежность к данному городу. Появились эти люди в Палестине после 722 до н. э., когда под ударами ассирийских завоевателей пало первое Израильское царство. Тогда значительную часть коренного населения Израиля увели в так называемый вавилонский плен. Пустующие территории начали заселять иноземцы, которые со временем и дали начало новому народу.

Согласно Иосифу Флавию, этими переселенцами были хуфейцы (в современном прочтении гутии). Переселяясь из Ассирии на территорию покоренного Израиля, они компактно размещались на территории Самарии. Именно здесь находился последний центр самого первого Израильского царства, ведущего начало от царя Амврия. Осев в Самaрии и вокруг нее, переселенцы постепенно приняли иудейскую веру и некоторые местные традиции, хотя в ряде случаев сохранили свою идентичность.

Так, в частности, самаритяне называли себя единственными истинными хранителями Ветхого завета, из которого священными ими признаются лишь книга Иисуса Навина и Самаpитянское Пятикнижие. А вот Талмуд и книги Пророков ими отвергаются начисто. Подобные тонкости связаны с тем, что cамаритяне исповедуют одну из версий допрофетического иудаизма, являющегося лишь отдаленной ветвью иудаизма классического.

Однако не это является основным разногласием между иудеями и самаритянами. Спор между этими народностями возник по поводу разъяснения слов Моисея о выборе места для строительства Храма. По версии иудеев, Моисей говорил об Иерусалимской горе Мориа, но самаритяне придерживаются мнения, что он называл гору Гаризим, расположенную западнее реки Иордан поблизости от Наблуса (другое название города Шхем). Эти разночтения слов Моисея привели к длительной вражде между данными народами.

Имея свой собственный календарь, самaритяне, тем не менее, признают шабат, а также традиционные для истинных евреев обычаи приема пищи. Их ритуал умерщвления животных, идущих в пищу, идентичен еврейскому. Однако празднование Пасхи у самаритян происходит на горе Гаризим. По издавна ведущейся традиции там приносятся в жертву семеро ягнят.

История показывает, что иудейский народ был далек от единства. С древних времен имели место культурные различия между севером и югом Ханаана. Когда же из Вавилона начали приезжать и оседать в Самарии люди, обогащенные иной культурой, размежевание между коренными евреями и самaритянами достигло своей кульминации. Это вылилось в долговременную взаимную вражду, а также различное отношение к происходившим вокруг событиям.

Воспользовавшись завоеванием Иудеи Александром Македонским, самаpитяне воздвигли на горе Гризим свой храм. Однако спустя 2 столетия царь Хасмонеи разрушил его. С приходом в Иудею римлян caмаритянам была предоставлена автономия. Но за это они должны были чтить языческих богов, что категорически отвергали истинные евреи. Иудейские войны против Рима привели к резкому уменьшению в Иудее людей еврейской национальности. Это повлекло повышение процента самapитянского населения, которое от этих войн пострадало в меньшей степени. Значительные общины стали появляться в районах, ране им не принадлежащих: Кесарии, Эммаусе, Бет-Шеане и др. После распада Римской империи и подчинении израильских земель Византии cамаpитяне осуществили несколько восстаний, и даже дважды объявляли свою независимость, возводя на престол собственных царей. Однако эти выступления были подавлены.

Современные самаритяне

После неудачных восстаний численность самаритян стала постоянно уменьшаться. К началу ХХ века их количество упало до критической цифры в 146 человек. Но все же данный этнос сумел сохраниться. Чтобы эта народность полностью не растворилась среди евреев, в 1954 году в Израиле было принято решение собрать самаритян воедино. Сейчас их число составляет более 700 человек, которые компактно проживают в селении Кирьят-Луза неподалеку от Наблуса и в пригороде Тель-Авива, в квартале Неве-Пинхас города Холона. Сохранилась также и письменность самaритян. Она имеет собой близкий к финикийскому древнееврейский алфавит. Общение между людьми производится на двух языках: древнем арамейском диалекте и арабском.

«Добрым самаритянином» называют человека, готового, не раздумывая, броситься на помощь кому угодно – даже незнакомцу… кто же такие самаритяне и почему самаритянин – «добрый»?

Прежде всего, самаритяне – точнее, шомориним – это вполне реальный народ, существующий и по сей день. Правда, их немного – мегьше тысячи человек, и живут они лишь в двух местах – в одном из кварталов города Холон в пригороде Тель-Авива и деревне Кирьят-Луза на Западном берегу реки Иордан.

Название свое этот народ получил от Самарии – исторической области на территории Израиля. Это холмистая местность с прекрасным климатом, благоприятствующим виноградарству и выращиванию оливковых деревьев, чем и занимаются местные жители с древнейших времен, а центральный город Самарии (с таким же названием) на рубеже IX-VIII веков до н.э. был столицей Израильского царства.

Да, евреи и самаритяне – родственные народы, самаритяне возводят историю своего народа к сыновьям Иосифа – Эфраиму и Манассии.Правда, евреи еще в древности это отрицали – слишком уж велики были культурные, а в последствии – еще и религиозные различия. Возможно, это связано с тем, после завоевания Самарии ассирийским царем в 722 г. до н.э. самаритяне часто роднились с иными народами, населявшими Междуречье. Эта версия истории самаритян представляется более убедительной, чем та, которой придерживаются иудеи: якобы самаритяне – потомки кутиев, воиснтвенного народа, переселенного ассирийским царем на территорию захваченного Израильского царства и перенявшего религию иудеев… впрочем, доля истины может быть и в этой версии.

Самаритяне исповедовали иудаизм, но их главным храмом был не Иерусалимский, а построенный на горе Гризим. В качестве священных книг они чтили Тору и Книгу Иисуса Навина – но в вариантах, отличающихся от канонических иудейских. Так возник мощный «водораздел» между народами, имеющими общее происхождение – в истории человечества такое случилось не в первый и не в последний раз, и – как это обычно бывает – чем ближе народы изначально, тем более сильным может оказаться взаимное неприятие между ними. Ко времени новозаветных событий все было однозначно – свидетельствует Евангелие от Иоанна, никаких дел израильтяне с самарянами не имели (до такой степени, что самаритянка, встреченная Спасителем у колодца, даже воды Ему дать не хочет).

Учитывая ситуацию, становится понятным, почему героем притчи о милосердном человеке, позаботившемся о пострадавшем незнакомце, Спаситель сделал именно самаритянина – Ему ведь задали вопрос, кого следует считать ближним. То, что нужно хорошо относиться к соплеменникам-единоверцам, было очевидно и для людей ветхозаветной эпохи, а вот требование перенести такое отношение на всех людей было поистине «духовной революцией», принять которую до конца даже мы сейчас в полной мере не можем. Образ самаритянина, спасающего иудея, был для той эпохи, пожалуй, таким же ярким, как для нас – образ советского солдата, спасающего немецкую девочку.

Но если добрый самаритянин – это все-таки обобщенный образ из притчи, а вот упомянутая в Новом Завете жена самарийская – вполне реальный, конкретный человек. Это ее встретил Спаситель у колодца, это ей он пообещал вечный источник живой воды. На момент встречи со Спасителем эта дама даже отдаленно не напоминала святую – она не только разделяла национальные предрассудки своего народа, но и сменила пять сожителей… даже среди современных людей далеко не каждый согласился бы иметь дело с такой женщиной – а Спаситель обращается к ней со словами о «Духе Истины». И вот эта женщина – казалась бы, настолько далекая от благочестия – признает в Нем Христа, Мессию (далеко не у всех образованных мужчин того времени хватило на это духовных сил).

Священное предание сохранило имя этой женщины – ее звали Фотиния. Много лет спустя – в 66 году – ее вместе с двумя сыновьями и четырьмя сестрами предали страшной смерти за христианскую веру. Фотиния Самарянская покровительствует женщинам, носящим имя Светлана.

Сегодня самаритяне живут довольно замкнуто – долгое время они не вступали в брак ни с кем, кроме соплеменников, но, учитывая их малочисленность, это в конце концов стало создавать опасность близкородственных браков, и сейчас самаритянским мужчинам разрешено жениться на иудейках и даже на христианках.

Пожалуй, самая известная представительница этого народа в современном мире – Софи Цдака, носившая некоторое время титул Королевы красоты Израиля. Эта актриса мало известна в нашей стране, но Израильская публика хорошо знает ее по фильмам и спектаклям для детей.

3 Порой, читая форумы и общаясь в интернете можно наткнуться на некоторые слова и выражения смысл которых не совсем понятен. Сегодня мы поговорим об одной из таких фраз, это Добрый Самаритянин.
Впрочем, прежде чем продолжить, мне бы хотелось порекомендовать вам ещё несколько толковых новостей на рандомную тематику . Например, что такое Патетика , как понять слово Капут , что значит Сюр , кто такие Эшанжисты и т. п.
Итак, продолжим, что значит Добрый Самаритянин ? Это выражение своими корнями уходит в историю, и упоминается в Библии. В те далёкие времена, "добрым самаритянином" называли любого, кто был готов прийти на помощь своему ближнему. Однако, сегодня в добро поверить практически невозможно, всё решают деньги, и выражение "Добрый Самаритянин" сейчас произносится с сарказмом .

Добрый Самаритянин - это человек напоказ участливый, заботливый и добрый, который всегда поможет своим друзьям или соседу в трудную минуту

Что значит Самаритянин?

Самаритяне возникли, как этническо-религиозная группа примерно в 348 году до нашей эры. Своё название это сообщество получило по именовании местности, на которой проживали эти люди - Самария (сегодня это территория Израиля).
Хотя самаритяне относятся к иудеям, но остальные евреи не принимают их за равных, поскольку кроме Торы, они не признают больше книг ТАНАХа , и отказываются отмечать еврейские праздники.

Данная община дожила до наших дней, и ныне они находятся в небольшом поселении Кирьят-Луза возле Шхема. Их численность по последним данным не превышает одной тысячи человек.

Поскольку в те века самаритяне и иудеи испытывали друг к другу сильную неприязнь, то поступок "доброго самаритянина" все посчитали очень смелым и позитивным .

В чём собственно вся суть притчи о добром самаритянине ? Горожанин из Самарии не бросил в беде валявшегося на дороге избитого еврея, а оказал ему первую медицинскую помощь, накормил и довёз до ближайшего постоялого двора, а содержание и обслуживание этого терпилы попросил записать на свой счёт.

Кстати, перед самаритянином той же дорогой проследовали два человека, священник и Левит , но они настолько были заняты своими богоугодными делами, что просто перешагнули через лежавшего человека, не предложив ему помощи.

Сегодня это название очень активно используется различными благотворительными организациями, чтобы выглядеть в глазах общественности, более значительными, чем они есть на самом деле.

История

Самаритяне считают себя потомками жителей Израильского царства , точнее, колена Иосифа , разделившегося на колена Ефрема (Эфраима) и Манассии (Менаше). Название народа и обозначение всей территории - Самария - происходит от названия последней столицы Израильского царства, основанной царём Амврием (Омри) и разрушенной Ассирией . Согласно иудейской традиции, самаритяне - потомки гутиев (у Иосифа Флавия - хуфейцы), переселённых Ассирией на территорию бывшего Израильского царства, и вскоре воспринявшие иудаизм от своих соседей иудеев.

Сильные культурные различия евреев севера и юга Ханаана имели место ещё с древнейших времён, но после возвращения евреев из Вавилонского плена произошло окончательное размежевание евреев и самаритян, сопровождавшееся взаимной враждой . Возможно, евангельский образ «доброго самаритянина » приобретал дополнительные краски на фоне этой многовековой вражды.

Самаритянка Софи Цдака является известной израильской актрисой (в основном - исполнительницей детских и «сказочных» ролей) и певицей, в прошлом - королева красоты Израиля.

До недавнего времени самаритяне заключали браки только внутри общины. В связи с возникшими из-за этого проблемами руководители общины разрешили жениться на прошедших процедуру обращения еврейках и караимках , а затем - и на христианках.

В Палестинском законодательном совете первого созыва ( -) за самаритянами был закреплён один депутатский мандат в округе Наблус. Депутатом от самаритянского меньшинства был избран Салум Исхак ас-Самири.

Самаритяне в исламе

Самаритяне упоминаются в Коране в истории с Мусой (Моисеем) и Золотым Тельцом. Самаритяне - буквально «жители Самарии», одного из племён сынов Исраила. Самаритянин - мужчина из этого племени. Он сбил народ Мусы, сделав тельца, который издавал странные звуки при проникновении внутрь его ветра. Самаритянин соблазнил народ поклоняться этому тельцу, и они его послушались. Вернувшись к своему народу, Муса разоблачил его интриги и изгнал его.

Вот как это описывается в Коране:

20:85 Аллах сказал Мусе: «Мы подвергли твой народ испытаниям, после того как ты ушёл от него (на гору Синай). И они были сбиты с прямого пути самаритянином, который ввёл их в заблуждение (вступив в сговор с Иблисом).

20:87 Они (народ Израиля) ответили, извиняясь: «Мы нарушили своё обещание, данное тебе, не по своей воле. Но мы были нагружены тяжеловесными украшениями народа. Мы думали, что от этих украшений нам будет несчастье, и поэтому мы решили их бросить. Самаритянин развёл огонь в яме, и мы бросили их туда. Также сделал и сам самаритянин».

20:88. Чтобы обмануть людей, самаритянин сделал из расплавленного золота тельца, который издавал мычание, подобное коровьему, когда ветер входил внутрь его. Самаритянин призвал их поклоняться этому тельцу, и они его послушались. Он и его последователи сказали: «Это - ваш бог и бог Мусы». Самаритянин забыл, что, глядя на тельца и размышляя разумно, легко понять, что телец не может быть богом.

20:90. Харун был со своим народом, когда началось это искушение. До возвращения Мусы - мир ему! - Харун сказал им: « О мой народ! Вас искушает самаритянин (вместе с Шайтаном) этим тельцом. Ведь, поистине, ваш Господь - Аллах Милостивый, и нет другого бога, кроме Него. Так следуйте же за мной в том, что я вам советую и отрекитесь от этого заблуждения».

20:95. Муса - мир ему! - спросил самаритянина: «Что побудило тебя пойти на дело, которое считается большим грехом?»

20:96. Самаритянин сказал Мусе: «Я владею искусством (магии) и ловкостью ремесла, недоступного сынам Исраила. Я им сделал образ тельца, издающего мычание, - так соблазнила меня моя душа».

20:97. Муса сказал самаритянину: «Выйди из нашей общины и удались прочь от нас. Твоё наказание в этом мире - всегда пребывать в заблуждении. Люди будут испытывать к тебе отвращение и сторониться тебя, чтобы не иметь никаких отношений с тобой, и никто из них не приблизится и не прикоснётся к тебе. И ты не приближайся ни к кому. А твоё наказание в будущей жизни, от которого ты не сможешь убежать, будет в предназначенное время». Обличая его и его бога, Муса сказал: «Посмотри, что мы сделаем с твоим богом, которому ты поклоняешься и которым ты искусил людей. Мы его сожжём и развеем прахом в море».

После чудесного спасения Муса пошёл к горе, оставив свой народ, чтобы говорить с Господом своим. Тогда самаритянин сбил народ Мусы с прямого пути, соблазнив их поклоняться тельцу, сделанному из чистого литого золота и издававшего мычание, когда через него проходил воздух. Муса рассердился на свой народ за то, что они сделали в его отсутствие. Далее говорится о том, что постигло самаритянина - он будет пребывать в заблуждении, и люди будут сторонится и недолюбливать его.

Комментаторы Корана, основываясь на этой коранической истории, высказывают мнение, что с тех пор самаритяне всегда в заблуждении и их недолюбливают люди - и до сих пор. Однако другие комментаторы утверждают, что это наказание касалось только одного конкретного самаритянина - изготовителя золотого тельца.

См. также

  • Женщина самарийская - персонаж Нового Завета.

Литература

  • Л. Х. Вильскер. Самаритянский язык. Москва: Главная редакция восточных языков издательства «Наука», 1974.

Примечания

Ссылки

  • Самаритяне - статья из Электронной еврейской энциклопедии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Самаритяне" в других словарях:

    Жители одноименной с г. Самарией местности в Палестине и религиозная община, отошедшая в 6 в. до н. э. от иудейской общины в Иерусалиме. Живут в Наблусе и Холоне; численность ок. 400 человек. Самаритяне потомки вавилонских колонистов,… … Большой Энциклопедический словарь

    Самаритяне - Национальная волонтерская организация в Великобритании. Осуществляющая помощь в кризисных ситуациях. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008 … Большая психологическая энциклопедия

    самаритяне - (самоназвание шаммарим — «хранители»), приверженцы иудаистской секты.Самаритяне считают себя потомками древнееврейских колен Эфраим и Менаше, оставшихся в Самарии после ассирийского завоевания 722 до н. э. Евреи рассматривают их как потомков … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    Ян; мн. Потомки древнееврейского населения Израильского царства, составляющие в Палестине этническую группу, объединённую в религиозную общину (восходит к названию религиозной и этнической секты, отошедшей в 6 в. до н.э. от иудаизма). ◁… … Энциклопедический словарь

    САМАРЯНЕ, САМАРИТЯНЕ Жители Самарии; смешение израильтян с язычниками, которых позднейшие иудеи презирали. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Самаритяне - (Шомроним) Последние ассирийские цари для предотвращения мятежей в захваченных странах изгоняли коренное население (главным образом, высшие слои) и расселяли изгнанников в других захваченных странах или в метрополии Ассирии. Так поступили с… … Энциклопедия иудаизма

    Этническая группа и религиозная секта. Живут в Наблусе (Иордания) и Холоне (Израиль). Численность около 400 чел. С. потомки переселенцев из Ассирии, смешавшихся с население Израильского царства, покорённого в 722 721 до н. э. Ассирией. Из … Большая советская энциклопедия