Слева от царских врат икона. Икона Божией Матери, именуемая «Всецарица» («Панта́насса»)

Икона Божией Матери, именуемая «ВСЕЦАРИЦА» («Панта́насса»)

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица» («Панта́насса») молятся об исцелении от раковых заболеваний, об избавлении от волшебных чар. Празднование совершается 18/31 августа.

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Всецарица» (по-гречески - «Панта́насса»), находится на Святой Горе Афон в Греции. Она пребывает в Ватопедском монастыре , в соборном храме обители, слева от царских врат. Эта икона небольшая по размерам. Время ее написания относится к ХVII веку.


Икона Всецарица и Пояс Пресвятой Богородицы в Ватопедском монастыре на Афоне

На иконе изображена Пречистая Дева в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На руках Ее - Богомладенец со свитком в левой руке и благословляющий десницей. Правой рукой Богородица указывает на Своего Царственного Сына, как на Спасителя всех человеков. На заднем плане - два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву.

Эта икона относится к иконографическому типу Панахранта, что в переводе с греческого означает «Пренепорочная», «Пречистая». Всемилостивая - второе название икон Богородицы данного типа. Общим признаком таких икон является то, что Богородица изображается восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие и славу Божией Матери, самой совершенной из всех рожденных на земле.

В XX веке образом «Пантанассы» известный афонский старец Иосиф Исихаст благословил своих учеников. Он же донес до современников древнее предание об этой иконе.

Однажды к иконе подошел странный человек и принялся что-то невнятно бормотать. В этот момент лик Богоматери воссиял дивным светом, и невидимая сила отбросила юношу на пол. В страхе он выбежал из храма и со слезами признался старцам в том, что вел греховную жизнь и занимался колдовством и магией. Так Пресвятая Богородица явила чудо от Своего образа, отвратила юношу от нечестия и наставила на путь покаяния. Чудотворное вмешательство Богородицы убедило его изменить жизнь и остаться на Афоне.

Это было первое проявление чудотворной силы иконы Божией Матери «Всецарица», позже стали замечать, что икона оказывает благотворное влияние на больных с различными опухолями, в том числе злокачественными, как их называют в современном мире. Не многие знают, что заболевание рак имеет древнейшую историю. Название «рак» произошло от введённого Гиппократом термина «карцинома», образованного от двух греческих слов: «краб» и «опухоль». Гиппократ назвал опухоль карциномой, потому что она внешне напоминает краба. А впервые заболевание описано в египетском папирусе примерно 1600 года до н. э.. В папирусе рассказывается о нескольких формах рака и сообщается, что от этой болезни нет лечения. Уже в I веке до н.э. римский врач Авл Корнелий Цельс предложил на ранней стадии лечить рак удалением опухоли, а на поздних - не лечить вообще.

Нельзя сказать, что за прошедшие 2000 лет врачи как-то особенно продвинулись в борьбе с этим заболеванием, которое год от года поражает все большее число людей. Сейчас, как и ранее, эта болезнь считается неизлечимой, и все заболевшие раком уповают только на чудо. Надо признать, что случаи чудесного исцеления встречаются, многие из них, не сказать ли все, связаны с горячим молитвенным обращением к Спасителю и Богородице. Поэтому, когда в XVII веке обнаружилась чудодейственная сила иконы Божией Матери «Всецарица» в излечении раковых заболеваний, с иконы стали делать точные списки и для других обителей. Постепенно икона стала известна во всем мире как исцелительница раковых заболеваний, и поныне образ Богородицы «Всецарица» имеет благодать исцелять страшнейшую из болезней современного человечества. Само имя иконы Все-госпожа , Bсe-повелительница - говорит о ее особой, всеобъемлющей силе. Этот образ Богородицы имеет самое мощное исцеляющее начало.

В 1995 году и россияне получили возможность преклониться перед чудотворным образом, чтобы непосредственно перед ликом Богородицы обратиться к Всецарице с просьбой об избавлении от множества неизлечимых болезней, и в первую очередь - от рака, который называют чумой XX века, и который не щадит ни маленьких детей, ни юношей, ни стариков.

По просьбе Общины милосердия святого праведного Иоанна Кронштадтского при детском онкологическом центре на Каширском шоссе наместник Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем благословил сделать список с афонской чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица». Точная копия иконы, написанная с соблюдением канона, молитвенными предстояниями и торжественными богослужениями, явилась к несчастным детям.

И начались чудеса. Значительно улучшилось состояние детей, которое нельзя было объяснить только лишь применением лекарственных препаратов. Через несколько месяцев на праздник Рождества Пресвятой Богородицы икона Божией Матери «Всецарица» стала мироточить, несколько крупных капель мира появилось на ней, и удивительное благоухание наполнило все вокруг. На праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы мироточение повторилось еще раз. Первым чудом, явленным Всецарицей в России, называют исцеление молодого человека, много лет страдавшего наркоманией. С тех пор перед иконой «Всецарица» к Богородице обращаются родители, молящиеся за своих детей, пристрастившихся к наркотикам, алкоголю.

Надо ли говорить, что весть об удивительной иконе разнеслась по Москве молниеносно. Чудотворный образ был передан в храм Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря, который находится в Красносельском переулке, недалеко от станции метро «Красносельская» , регулярно образ «Всецарицы» привозят обратно в онкологический центр для служения молебнов.

Храм Всех Святых в Красном селе, м. «Красносельская»


Слева от Царских Врат расположена Икона Божией Матери «Всецарица»

Спустя некоторое время был создан церковно-славянский вариант акафиста Богородице в честь Ее иконы «Всецарица», отличный от греческого. Каждое воскресенье в храме Всех Святых в 16.30 (а в случае, если на понедельник приходится великий праздник - в 15.00) совершаются молебны с чтением акафиста Богородице и освящением масла для помазания всех страждущих, и не только от онкологических заболеваний. Летопись исцелений постоянно пополняется все новыми и новыми свидетельствами чудесной помощи тем, кто уже и не чаял получить ее от земных врачей. Здесь есть рассказы и о стариках, и о младенцах, от лица женщин и мужчин, об излечении на поздних стадиях заболевания раком и о снятии подозрений на него, о выздоровлении от смертельных болезней и от тех, что приносят много мучений, но не являются смертельными и о многом-многом другом. Благодарные люди не только оставляют в книге свои истории, но и несут всевозможные дары святыне.

Так, например, в 2002 году один человек перенес гипертонический криз. После выписки по совету родственников он отправился на томографию головного мозга. Обследование показало, что после частых скачков давления в мозге образовалась опухоль. Решение было одно — хирургическое вмешательство. Перед тем как лечь на операцию, этот человек поехал в монастырь за благословением, и там его супруга заказала молебен иконе «Всецарица» с водосвятием. Находясь в больнице, он постоянно молился Всецарице о выздоровлении и постоянно пил святую воду, которую взял после молебна. В больнице сделали еще одно контрольное обследование, на котором подтвердилось исцеление от тяжкого недуга.

Сегодня этот список, который находится в Храме всех Святых в Красном селе, уже не единственный в России. В 1997 году в Москве появилась еще одна чудотворная копия иконы Божией Матери «Всецарица», которая находится в Новоспасском монастыре (Москва, Крестьянская пл., 10, м. «Пролетарская») . Этот список специально изготовили в Ватопедском монастыре и привезли в Россию. Он почитается как чудотворный и мироточивый. Здесь тоже ведется книга, в которую записываются все чудотворения, происходящие от святыни. Перед ним ежедневно совершаются молебные пения, а в воскресные дни служатся молебны с водоосвящением.

Чудотворная икона Божией Матери «Всецарица» в галерее Преображенского собора Новоспасского монастыря

Многочисленные приношения, висящие на иконе, свидетельствуют о множестве случаев исцелений, явленных по молитвам к Божией Матери у этого образа.

Мироточивая икона «Всецарицы» в настоящее время есть и во
Владычном женском монастыре (Московская область, город Cepпухов) . Эта икона мироточила более 30 раз. Засвидетельствовано 2 случая исцеления от рака. В обители ежедневно читается акафист перед чудотворным образом Матери Божией, во время которого поминаются имена людей, страждущих различными недугами.

«Всецарица» считается самой "сильной" в мире иконой, исцеляющей раковых больных. Божия Матерь являет Свою неизреченную милость и подает исцеление всем, кто с верой и любовью обращается к Ней в молитве пред Ее прославленным образом.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4
Образом радостотворным честныя Всецарицы, / желанием теплым взыскающих благодати Твоея спаси, Владычице; / избави от обстояний к Тебе прибегающих; / от всякия напасти огради стадо Твое, // к заступлению Твоему взывающее присно.

Кондак, глас 8-й
Новоявленней Твоей иконе предстояще вернии умиленно, воспеваем Ти, Всецарице, раби Твои; низпосли цельбы к Тебе притекающим ныне рабом Твоим. Да вси радостно зовем Ти: Радуйся, Всецарице, недуги наша благодатию исцеляющая.

Молитва первая
О Всеблагая, досточудная Богородице, Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси. Ты за мя умоли. Да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в безконечныя веки. А минь.

Молитва вторая
О Пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из Афонского удела в Россию пренесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютыя скорби превозмогают, Терпением и Ослабою явися. Тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови; да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего. Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворною помощь скоро получив, прославляем Живоначальную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. А минь.

Иконостас храма

Иконостас – это специальная перегородка, которая разделяет алтарь от среднейчасти храма, протягивается от северной до южной стены. Перегородка эта часто уставлена иконами в несколько ярусов (рядов, поясов).

В первом, нижнем ряду, справа от Царских дверей помещают образ Спасителя, правее – храмовую икону. Слева от Царских врат – икону Божией Матери, далее – икона наиболее чтимого святого.Если рядов больше, чем один, то во втором ярусенаходятся иконы двунадесятых праздников,в третьем поясе– иконы апостолов, в четвёртом – иконы пророков, в пятом – иконы святых патриархов. Между вторым и третьим поясом расположен деисус, вернее – деисис (моление). Это икона, на которой изображен Иисус Христос в царском или архиерейском облачениис предстоящими в молитвенном положении Божией Матерью и Иоанном Предтечей. В старину весь иконостас называли Деисусом.Между третьим и четвёртым ярусаминаходится икона Божией Материс Предвечным Младенцем.В пятом ярусе среди икон патриарховесть и икона Господь Саваоф с сыном. Но всегда на самом верхупомещается крест. По сторонам креста – изображения Божией Матери и Иоанна Богослова.

Полный иконостас состоит из пяти поясов, но были иконостасы даже в семь рядов. Конечно, полные иконостасы чаще имеются в соборах, а в приходских и монастрыских церквях они состоят из четырёх, трёх, двух, или даже одного пояса.

Иконы размещаются и по стенам храма, в больших киотах (особые большие рамы), на аналоях (высокие узкие столики с наклонной поверхностью).

Святые образы иконостаса, которые закрывают алтарь от верующих, означают, чтолюди не всегда могут общаться с Богом прямо и непосредственно.

В алтаре совершается литургия. Именно тогда вспоминают то, что Спаситель сделал для нашего спасения. Однако начало нашего спасения лежит в Благовещании.

Иконостас имеет тридвери (врата): северные двери, Царские врата, южные двери.

1) Царские врата – самые большие. Они расположены в середине иконостаса. Название своё носят потому, что через них проходит Сам Господь Иисус Христос,Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Только священнослужители могут проходить через эти ворота. Царские врата – святые, потому как являются входом в Святое Святых – в алтарь. Царские врата – это как бы начало алтаря, поэтому на них и изображаютначало нашего спасения – Благовещание. Святые евангелисты поведали нам обо всём, что совершил для нас Спаситель, поэтомуименно их иконы украсили Царские врата. Открытие их означает обетованное открытие верующим Небесного Царства. Закрытие Царских врат символизирует лишение людей рая небесного из-за их грехопадения. Во время литургии после великого входа, который знаменует собой шествие Христа Спасителя на крестный подвиг. Закрытие Царских врат означаетположение Христа во гроб, а закрытие завесы (капетасмы) – камень, который был привален к гробу.Затем при пении Символа веры, где исповедуется Воскресение Христово, завеса открывается, что символизирует отваленный ангеломкамень от Гроба Господня, и не только это. Но и то, что вера открывает путь к спасению. На нихизображаются иконы: Благовещание Пресвятой Богородицы и четырёхевангелистов (написавшие Евангелие апостолы): Матфея, Марка, Луки и Иоанна. А над вратами помещается икона Тайной вечерни.

2) Северные врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители, а в особых случаях и миряне. На них пишут иконы ангелов, обычно – Архангела Гавриила, но иногда – святых диаконов. Через эти двери входят и выходят дьяконы, которые олицетворяют ангельское служение. На них же может быть написана икона одного из семи дьяконов, поставленных ещё апостолами: Стефана, Пармена, Никонора, Лаврентия и других.

3) Южные врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители, а в особых случаях и миряне. На них пишут иконы ангелов, обычно – Архангела Михаила, но иногда – святых диаконов.

4) Дьяконские двери находятся за иконами нижнего ряда с двух сторон. Именно через них чаще всего проходят дьяконы.

5) Капетасма – завеса красного или голубого цвета со стороны алтаря у Царских врат. Во время богослужения она может открываться и закрываться. Капетасмаобозначаетсобойпокров тайны, которым покрыты святыни Божии. Таким образом, когда её во время богослужения открывают, это значит, что людям открыта тайна спасения. Но не только поэтому она висит над вратами. В Иерусалимском храме завеса отделяла Святое Святых от святилища. Кроме того, Царские врата обычно бывают открытыми, а это значит, что миряне могут увидеть священнодействия, которые имвидеть не следует. Чтобыэтого не происходилои служит завеса. В современных церквях она передвигается справа - налево и наоборот. А в древних церквях она опускалась сверху вниз. и именно поэтому называласьгорней дверью, а сами врата при этом назывались дольними или нижними.

6) Крест с изображением на нём распятого Господа нашего Иисуса Христа .

Почему храмы, особенно в иконостасе, бывают украшеныиконами, а также священными картинами?

Вот ответ на этот вопрос, который состоит из нескольких частей:

1) храм – это как бы Небо на земле, а Бог на Небе окружен святыми Своими ангелами;

2) храм – это место молений Богу и святым, а молиться принято перед иконами;

3) храм – это училище веры, благочестия, а учимся мы не только через слова, но ипомощи изображений.

Лучшее духовное украшение храма – это священные изображения (животворящий крест и иконы) и мощи (нетленные телеса святых).

Орнамент иконостаса пронизан символами. Рожденными фантазиями о вечном Эдеме. За каждой росписью или резьбой стоит поэтический образ Библии. Тябла и колонки иконостаса украшают изображениями кедровых и пальмовых ветвей, виноградной лозы. Это неспроста. Раньше существовало такое представление райского сада – это сад,в котором растутвиноград и прекрасныепальмы.

Как стало теперь понятно,иконостас представляет собой всю историю нашего спасения, а так же всех святых, которым мы молимся.

Такой иконостас в нашем Михаило - Архангельском храме:

А это иконостас Троице-Гледенского монастыря:


Иконостас в храме Серафима Саровского, Набережные ЧелныТроице-Гледенского монастыря

Иконостас в храме Христа Спасителя, XIX в., Москва

Традиционный русский иконостас из пяти рядов


В православном храме иконостасом называется алтарная перегородка с несколькими рядами икон, отделяющая алтарную часть от остального пространства храма. Согласно православному календарю, иконостас состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти. Классическим иконостасом принято считать пятиярусный иконостас, в котором сюжеты икон и их порядок имеют определенное значение.

Иконостас может читаться как сверху вниз, так и снизу вверх, но, как говорят священнослужители, его лучше воспринимать как единый образ. «Иконостас воспринимается целиком. Он очень символичен, поскольку рассказывает всю историю. Смысл каждого ряда в иконостасе определен каноном, а его содержание и наполнение зависит от конкретного храма. Вся содержательная часть иконостаса служит напоминанием о становлении церкви, охватывая все времена, и включая все символические значения отдельных икон», - рассказал АиФ.ru протоиерей, настоятель Храма святого Александра Невского при МГИМО Игорь Фомин (отец Игорь).

Пять рядов икон носят следующие названия: верхний ряд - праотеческий, ниже - пророческий, праздничный, деисусный и самый нижний ряд - местный, где находятся Царские врата, алтарные двери, храмовая и местночтимые иконы. С середины XVI века, как сказано в Православной энциклопедии обязательными были Северные и Южные врата, но, их как правило, устраивали только в больших храмах.

Самый нижний ряд икон в иконостасе описывает земную жизнь и подвиги святых, выше изображены земной путь Христа, его жертвоприношение и Страшный суд, а наверху изображены пророки и праотцы, которые встречают праведников.

Что символизируют ряды иконостаса?

Местный ряд

Самый нижний ряд в иконостасе - местный. Здесь обычно располагаются местночтимые иконы, состав которых зависит от традиций каждого храма. Однако часть икон местного ряда закреплена общей традицией и встречается в любом храме. В центре местного чина располагаются Царские врата, которые символизируют двери рая, символ входа в Царство Божие. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева - икона Богоматери, изредка из заменяют на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.

Над Царскими Вратами располагается икона «Тайная Вечеря» и иконы «Благовещения Пресвятой Богородицы» и четырех Евангелистов.

Деисус (деисис)

За местным рядом следует деисис (в пер. с греч. - «моление», в русском языке слово закрепилось в форме «деисус»). Здесь в центре икона Спасителя. Справа и слева от Него изображаются Богоматерь и Иоанн Предтеча. За ними следуют архангелы, святители, апостолы, мученики, преподобные, то есть весь сонм святых, представленный всеми чинами святости. Смысл этого ряда - моление Церкви за мир. Все святые на иконах этого ряда повернуты в три четверти оборота ко Христу и показаны молящимися Спасителю.

«В храмах нет строгого расположения деисуса. Как правило, он располагается над Царскими вратами. Иконография деисуса разнообразна и отличается по составу святых, количеству фигур. Минимальное количество икон в центральном ряде иконостоса - три - это Спаситель, Богоматерь и св. Иоанн Предтеча. В этом ряду также могут быть иконы святых, апостолов, пророков, святителей, преподобных, мучеников. В своем порядке они располагаются или справа или слева. Так что строгого ряда у деисуса нет. Он может быть и вторым и третьим», - говорит отец Игорь.

Праздничный ряд

Праздничный описывает события земной жизни Спасителя. В этом ряду стоят иконы двунадесятых праздников (12 главных церковных праздников - Рождество Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста, Рождество Христово, Крещение (Богоявление), Благовещение, Сретение Господне, Вход Господень во Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница, Преображение Господне, Успение Богоматери).

Пророческий ряд

Пророческий ряд иконостаса являет собой ветхозаветную церковь от Моисея до Христа. Он состоит из изображений пророков с развернутыми свитками в руках. Первоначально в центре ряда помещались изображения Давида и Соломона, позже - Богоматерь с Младенцем.

Праотеческий ряд

Верхний ряд назван праотеческим. Этот ряд располагается над пророческим и представляет собой галерею ветхозаветных праотцов с соответствующими текстами на свитках. В центре этого ряда обычно помещается образ Святой Троицы в виде трех Ангелов - явление Бога Аврааму как ветхозаветное указание на Триединство Бога и напоминание о Предвечном Совете Пресвятой Троицы о спасении человека и мира.

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы Богоматери, Иоанна Богослова и даже иногда жен-мироносиц. Крест (Голгофа) над пророческим рядом является символом искупления человечества.

Как устроен иконостас в православном хра...

Как устроен иконостас в православном храме

26.04.2018 2927

Одним из самых важных и наиболее узнаваемых элементов православного храма является икона - то самое окно в духовный мир, которое позволяет нам лучше сосредотачиваться на молитве обращаясь к Богу. В храме иконы складываются в особенную симфонию, которую мы именуем иконостасом.
Иконостас получил своё основное развитие именно в Русской Православной Церкви и это было связано с особенностями национального храмостроения. Храмы Восточных (а для нас скорее южных) патриархатов в основном строились из камня. Их внутреннее убранство от пола до куполов расписывалось фресками с изображением Господа, Богородицы, святых и различных богословских и исторических сюжетов.

В русских храмах ситуация была иной. Каменные соборы были, так сказать, «штучным товаром» для городов или крупных монастырей. Большинство церквей возводились из дерева и, соответственно, не расписывались внутри. Поэтому в таких храмах вместо фресок новые иконы стали добавлять в алтарную преграду и она от этого выросла вверх на несколько рядов.

Как появлялся иконостас

В Иерусалимском храме Святая Святых от святилища отделяла огромная завеса, которая разодоралась надвое после крестной смерти Спасителя, как символ окончания Ветхого Завета и вступления человечества в Новый.

Новозаветная Церковь в первые три века своего существования находилась на положении гонимой и была вынуждена скрываться в катакомбах. Таинство Евхаристии совершалось прямо на гробах мучеников в наспех приспособленных под храм кубикулах (комнатах), где собирались только свои. В таких условиях не было ни возможности, ни особенной необходимости в том, чтобы отгораживать престол от присутствующих.

Первые упоминания о специально построенных для богослужения храмах и об алтарных преградах или парапетах, отделяющих наиболее священную часть храма от его основного пространства, относятся к IV веку.

После легализации христианства святым равноапостольным императором Константином Великим в Церковь пришло огромное количество новых верующих, уровень воцерковления которых был относительно низок. Поэтому престол и жертвенник требовалось оградить от возможного непочтительного отношения.

Первые алтарные преграды выглядели или как невысокий заборчик, или как ряд колонн, который поверху нередко увенчивался поперечным брусом - «архитравом». Они были невысоки и не закрывали собою полностью роспись алтарных апсид, а также давали возможность молящимся наблюдать за происходящем в алтаре. Сверху на архитрав обычно устанавливался крест.

О подобных преградах упоминает в своей «Церковной истории» епископ Евсевий Памфил, который, например, о храме Гроба Господня сообщал следующее: «Полукружие апсиды было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов».

Довольно скоро крест на архитраве сменился рядом икон, а на опорные колонны по бокам от царских врат начали помещать образы Спасителя (справа по отношению к молящимся) и Богородицы (слева), а спустя ещё некоторое время - дополнять этот ряд иконами других святых и ангелов. Таким образом и появились первые одно- и двухъярусные иконостасы, распространённые в Восточных Церквях.

Развитие иконостаса в России

Классический многоярусный иконостас впервые появился и получил распространение именно в Русской Православной Церкви, чтоб было связано с архитектурными особенностями русских храмов, о которых уже было сказано выше.

Первые построенные на Руси храмы копировали византийские образцы. Иконостасы в них имели 2-3 яруса.

Точно неизвестно, когда именно они начали расти, но документальные свидетельства о появлении первого четырёхъярусного иконостаса относятся к началу XV столетия. Его установили в Успенский собор Владимира, который расписывали преподобные Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Уже к концу века подобные иконостасы распространились повсеместно.

Во второй половине XVI века в иконостасе впервые появляется пятый ряд. В XVII столетии подобная компоновка становится классической для большинства русских храмов, а в некоторых из них можно встретить иконостасы в шесть и даже в семь рядов. Далее «этажность» иконостаса расти прекращает.

Шестой и седьмой ярусы обычно посвящали Страстям Христовым и, соответственно, страстям апостольским (их мученической кончине). Эти сюжеты пришли в Россию с Украины, где были довольно популярны.

Классический пятиярусный иконостас

Пятиярусный иконостас на сегодняшний день является классическим. Самый нижний его ярус называется «местным». Справа и слева от царских врат всегда располагают иконы Спасителя и Богородицы соответственно. На самих царских вратах - образы четверых евангелистов и сюжет Благовещения.

Справа от иконы Спасителя обычно помещают образ того святого или праздника, которому посвящён храм, в котором вы находитесь, а слева от образа Богородицы - икону одного из святых, наиболее почитаемых в этой местности.

Далее идут южные (по правую руку от молящихся) и северные (по левую) двери. На них обычно пишут иконы архангелов Михаила и Гавриила или архидиаконов Стефана и Лаврентия (хотя возможны и другие варианты), а остальной местный ряд заполняют несколькими образами святых, также наиболее почитаемых в этом регионе.

Второй ярус называют «праздничным». Здесь центром композиции является икона «Тайной вечери» над царскими вратами, слева и справа от которой вы можете видеть сюжеты 12 наиболее значимых с точки зрения Церкви евангельских событий: Вознесения, Сретения, Рождества Богородицы, Её введения во храм, Воздвижения креста Господня, Входа Господня во Иерусалим, Преображения и т.д.

Третий ярус называется «деисисом» - от греч. «моление». Центральным образом этого ряда является Господь вседержитель, изображённый во всей своей силе и славе. Он восседает в золотых одеждах на царском престоле на фоне красного ромба (мир невидимый), зелёного овала (мир духовный) и красного же квадрата с вытянутыми краями (мир земной), которые вместе символизируют всю полноту мироздания.

К Спасителю в позах молитвенного предстояния обращены фигуры пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (справа), Пресвятой Богородицы (слева) и других святых. Фигуры святых изображены в полоборота к молящимся, чтобы показать, что во время богослужения святые сопредстоят нам перед Богом, являются перед ним сомолитвенниками в наших нуждах, о которых мы просим их.

В четвёртом ряду изображают ветхозаветных пророков, а в пятом - праотцев живших на заре возникновения человечества. В центре «пророческого» ряда помещают икону Богородицы «Знамение», а в центре «праотеческого» - икону Святой Троицы.

Иконостасы в современных храмах

Построение иконостаса, как и другие аспекты внутренней церковной жизни, регулируются определёнными традициями. Но это вовсе не означает, что все иконостасы совершенно одинаковы. При формировании иконостаса стараются учитывать общий архитектурный облик конкретного храма.

Если помещение храма было переоборудовано из какого-то другого сооружения и его потолок низкий и плоский, то иконостас вполне могут сделать двух- или вообще одноярусным. Если требуется показать верующим красивую роспись алтарных апсид, выбирают иконостас в византийском стиле до трёх рядов в высоту. В остальных случаях стараются установить классический пятиярусный.

Положение и наполнение рядов также не жёстко регламентировано. «Деисисный» ряд может идти после «местного» и предварять собой «праздничный». Центральной иконой в «праздничном» ярусе может быть не «Тайная вечеря», а икона «Воскресения Христова». Вместо праздничного ряда в некоторых храмах можно увидеть иконы Страстей Христовых.

Также над царскими вратами часто помещают резную фигуру голубя в лучах сияния, символизирующего собой Духа Святого, а верхний ярус иконостаса венчает крест или образ распятия.

Андрей Сегеда

Состоит из притвора , средней части и алтаря .

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть . В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть , где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом . Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя , слева — Богородицы . Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона , то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери . Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков , в пятом — святых праотцев , то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами . Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами .

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник . И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — , на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

Внутри престола находятся мощи святых, ибо в древности, в первые века, христиане совершали Евхаристию на гробницах святых мучеников . На престоле находится антиминс — шелковый плат, на котором изображено положение Спасителя во гроб. Антиминс в переводе с греческого языка означает вместопрестолье , так как в нем также имеется частичка святых мощей и на нем совершают Евхаристию. На антиминсе в некоторых исключительных случаях (например, в военном походе) можно совершать Таинство причащения, когда нет престола. На престоле стоит дарохранительница , обычно сделанная в виде храма. В ней находятся запасные Святые Дары для причащения больных на дому и в больнице. Также на престоле — дароносица , в ней священники носят Святые Дары, когда идут причащать болящих. На престоле располагается Евангелие (его читают за богослужением) и крест . Сразу за престолом стоит семисвечник — большой подсвечник с семью лампадами. Семисвечник был еще в ветхозаветном храме.

За престолом с восточной стороны находится горнее место , которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест . Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник . Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом ). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило . Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.