Собор парижской богоматери скульптуры. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари)

У каждой европейской столицы есть свой архитектурный символ. Парижу в этом повезло намного больше, у него таких символов несколько: Триумфальная арка, Дом Инвалидов… Но самым старинным, самым помпезным и впечатляющим своей роскошью является собор Нотр-Дам, что на острове Сите, в самом сердце столицы Франции. Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) в первую очередь привлекает туристов. Помимо внешней красоты и гармонии самого сооружения с собором связано множество исторических и культурных событий.

В самом начале своего существования готическое сооружение служило для коронаций, бракосочетаний, похорон императоров Франции. В 1302 году в парижском Соборе Богоматери собрался первый парламент Франции – Французские Генеральные штаты. К наступлению 2000 года (миллениума) собор почистили от копоти и городской пыли. Сейчас он золотисто-желтого цвета, оригинального цвета песчаника, из которого собор был построен.

Возведен Собор Парижской Богоматери непосредственно в центре острова Сите, места, с которого началась застройка столицы Франции. До этого, как свидетельствуют раскопки, на этом месте располагалось галло-римское поселение, а там, где сейчас стоит собор, был храм, посвященный Юпитеру, позже, на его фундаменте, базилики времен Меровингов и Каролингов.

Строительство средневекового католического собора началось в 12 веке, оно проходило в несколько этапов вплоть до 14 века. Жан де Шель и позже Пьер де Монтрей были главными архитекторами, руководившими строительными работами. Деньги на строительство собирали все горожане, поскольку каждый хотел быть причастным к возведению божьего храма.
Как было принято в средневековье, те, кто вносил больше денег, имели право хоронить себя или членов своей семьи внутри часовен, а также выставлять собственные статуи в память потомкам. Покровительствовали строительству епископ Морис де Сюлли и Папа Александр III. Из-за того, что возведение собора продолжалось долгое время (с 1163 по 1315 гг.), в его облике соединились черты романского и готического архитектурных стилей с преобладанием последнего. Как считается, романский стиль в архитектуре означает большую приверженность к классическим формам, к архитектуре Древнего Рима, тогда как готический стиль подразумевает определенные черты варварства.

Мистика средневековой Франции

Средневековые строители, каменщики, умевшие строить такие величественные соборы, были привилегированным цехом. Они перемещались по французской столице по просьбе горожан и городской коммуны, задумавшей строительство. Каменщики, каменотесы, плотники, архитекторы держали в секрете особенности своего мастерства, часто зашифровывая знания в изображенных символах, оставленных ими в постройках. Сейчас стало модным искать скрытые смыслы и расшифровывать символы вольных каменщиков, масонов.
А символы действительно использовались. Это были специальные шифры вольных каменщиков, воплощавшие эзотерические знания, а также христианская символика. Тайные знания алхимиков, цистерианцев, полученные на основе астрологии, алхимии, мистической геометрии были сначала восприняты и потом тщательно сберегались в масонских ложах.


Соборы, посвященные Деве

Так, Нотр Дам посвящен Деве Марии (Мадонне), покровительнице и заступнице города. Но это не единственное значение этого величественного сооружения. Кстати, Париж не единственный город, в котором есть собор Нотр Дам. Приблизительно одновременно в Реймсе, Шартре, Дижоне, Руане, Париже и некоторых других городах Франции появились соборы Нотр Дам. Их расцвет связан с распространением и популяризацией в те времена учения Бернара Клервонского (1090 – 1153), который ввел культ Девы Марии, связанный с рождеством и эзотерическим значением женского начала. До того времени культ Девы Марии не был популярен среди церковников.

В течение истории из-за различных обстоятельств и времени собор постепенно разрушался. Особо он пострадал во времена Людовика 14, тогда были разрушены многие надгробия и витражи, а также во время Великой Французской революции.

В период Великой Французской революции, которая провозглашала свободы человека и гражданина, Собор Парижской Богоматери был наречен Храмом разума. Во времена Наполеона собору был возвращен его религиозный статус. Сам Наполеон короновался в Нотр-Дам де Пари вместе со своей женой Жозефиной. Грандиозное полотно, на котором изображена сцена коронации Наполеона в Нотр-Дам, выставлено в Лувре — другом знаменитом символе Парижа.

Нотр-Дам де Пари – обитель Бога … и любви

В 1831 году Виктор Гюго написал шедевральный роман «Собор Парижской Богоматери», благодаря которому великолепному собору была возвращена его былая популярность. Власти решили отреставрировать шедевр архитектуры и приступили к его восстановлению в 1841 году. Руководил реставрационными работами Виоле-де-Дюк. Он же распорядился снести старые постройки и очистить площадь пред собором.

Те, кто читал роман В. Гюго, смотрел одну из его экранизаций или наслаждался нашумевший по всему миру одноименным мюзиклом, помнят описания внутреннего убранства и экстерьера вида собора, помнят сцены про то, как звонарь собора, горбун Квазимодо, общался с колоколами, называя их Мари, Большая Мари и др. На самом деле, и сейчас все колокола в колокольне Нотр-Дам имеют собственные имена, например, Анжелика-Франcуаза, весом около 1765 кг, Антуанетта-Шарлотта, весом 1158 кг, Гиацинт-Жанна, весит 813 кг и пр. Самый большой колокол, Эммануэль, имеет массу в 13 тонн.

И вообще, размеры собора поражают. Так, его высота 35 метров, а высота колоколен 69 метров. Длина храма 130 м, ширина – 48. Чтобы добраться до смотровой площадки и постоять рядом со знаменитыми горгулиями и химерами Нотр-Дама, увидеть Париж с такой высоты, нужно быть в неплохой физической форме и преодолеть 387 ступенек узкой лестницы, ведущей на балкон.

До появления Эйфелевой башни Собор Парижской Богомматери считался самым высоким зданием в Париже.

Строительство Собора Парижской Богоматери

Готические соборы строились коллективно. Необходимы были колоссальные материальные, человеческие и финансовые ресурсы. Необходимо было доставлять камни из карьеров, отесывать их. Для доставки камня этого вырубалось значительное количество леса. Естественно, чем дальше находился источник строительных материалов от места строительства, тем дороже выходила его транспортировка и доставка. Те люди, которые не могли поддержать строительство финансово, непосредственно участвовали в работах в качестве каменотесов, столяров, плотников. Руководитель работ назывался Мастер. Разница в оплате работы архитектора и квалифицированного рабочего была не слишком ощутимой, кроме годовой премии. Рабочий день длился 12 часов в теплое время года и 9 часов зимой. Все рабочие в часы отдыха могли объединиться на церковной службе.

Масоны или вольные каменщики

Профессионалы-каменотесы, нанятые городскими властями для возведения соборов, обычно отдыхали и принимали пищу вместе со всеми другими строителями, вместе они укрывались от дождя и непогоды, обсуждали свою работу в деревянных бараках, которые назывались ложи (loges). С 18 века этот термин ввели в обращение масоны, чьи собрания носили секретный и закрытый характер. Масоны стремились создать закрытое тайное общество, чтобы сохранять и передавать тайные знания, предназначающиеся исключительно посвященным. Масоны 18 века использовали и другой известный термин средневековых вольных каменщиков – мягкий камень (фр. pierre franc или franc-macon) франкмасон, или вольный каменщик. Правда есть у языковедов и другая версия слова franc. Возможно, оно связано с дефиницией франшиза, то есть, особая свобода действия, ряд привилегий, освобождение от налогов. Такие привилегии предоставлялись передвижным бригадам строителей, в отличие от нанятых на месте.

Горгулии – каменные охранники собора

Скажем несколько слов о горгулиях (горгульях). При строительстве соборов такие скульптурные изображения полудемонических инфернальных существ использовались с чисто практической целью. Они были водоотводами. В качестве водоотводов в готических соборах использовались не только горгулии, но и драконы, химеры, различные звери – львы, ослы, рыбы, козы, волки и пр. Изображались даже люди (монахи, клоуны, шуты) и даже целые сценки. Необычный инфернальный внешний вид этих элементов декора готических соборов заставил искать в их изображении другой, скрытый смысл. Возможно, внешний вид таких существ должен был отпугивать злых духов от божьего храма.

Однако горгулии Собора Парижской Богоматери изначально выполняли декоративную функцию. Их надумал установить архитектор Вилле-де-Дюк уже в 19 веке и пригласил для этого 15 скульпторов. Кстати, Вилле-де-Дюк, тщательно изучивший секреты постройки готических соборов, издал «Толковый словарь французской архитектуры 11 – 16 веков».

На паперти у Собора Нотр-Дам

Итак, очутившись на площади перед собором, осмотрев его снаружи, туристы выстраиваются в очередь, чтобы войти внутрь. Вход в собор через арочный портал на главном фасаде. Арки собора поддерживают семь статуй. Над центральным порталом изображены сцены Страшного Суда. Слева располагается портал Богородицы, а справа – портал Святой Анны. Возле них – Христос-Студия. Между порталами и ярусом находится Галерея Королей, так названы скульптурные изображения царей Ветхого Завета. Дело в том, что в средние века люди, в основном, были неграмотны, и изображения и скульптуры в храмах рассказывали им о жизни Христа, деяниях святых и апостолов, другие сюжеты из Библии. В центре фасада с внешней стороны скульптурное изображение, а изнутри – витраж в виде розы. Центральный витраж в виде розы имеет диаметр около 10 м.

В 2009 г. фанаты Майкла Джексона, собравшиеся на паперти собора, думали, что колокольный звон раздаётся по случаю смерти их кумира. В действительности же, колокольный звон сопровождал крестный ход к собору Сен-Северен.

Роза

Роза, так называется круглая деталь с мотивами лучей, обычно из мрамора, расположена в центре фасада соборы и такая же деталь имеется и на южном трансепте Нотр-Дама над укрепляющими конструкциями. Роза, как элемент стиля, применялась в основном в романском соборе, однако в готическом она соединила в себе и функциональные и символические смыслы. Прежде всего, это был источник проникновения света в центральный неф. Роза также символизирует круг и Солнце, огненное колесо, которое в средневековые временны отождествлялось с циклическим временем жизни. Роза также ассоциируется с женским началом. Поэтому вполне обоснованно ее использование именно в соборе, посвященном Деве. Символическое значение имеет и количество лепестков розы. Обратите внимание, когда будете стоять перед Собором Парижской Богоматери, на количество лепестков розы.

Витражи в готических соборах служили источником света и изображали различные сцены и сюжеты. Помимо чисто функционального значения, использование света в соборах имело еще и символическое – Бог есть свет. В соборах в архитектурном стиле готика Бог – Свет проникает в храм к верующим через прекрасное преломление. В готическом соборе символическое значение вертикальности также подчеркивало желание подняться к небу, проникавший через витражные окна свет как будто бы разрывал земную тьму, даря возможность устремляться ввысь, к неземному пространству. Сегодня в часовнях собора, в сокровищнице используются и электрические подсветки.

В Нотр-Дам де Пари витражи изображают сцены сельских работ, знаки Зодиака, аллегории на человеческие достоинства и грехи. Лишь небольшая часть витражей сохранилась до наших дней в старинном виде, большую часть пришлось восстанавливать и реконструировать.

Интерьер собора


Интерьер Собора Парижской Богоматери представляют собой часовни нефа. В кое-каких из них есть живописные полотна 17 – 18 веков. В некоторых – небольшие макеты сцен средневековой жизни с собором в центре. По центру Собора расставлены стулья, на которых позволено посидеть, отдохнуть, а если повезет оказаться здесь во время работы органа, то послушать литургию в органном исполнении. Дело в том, что, хоть Собор Парижской Богоматери и является культурной и исторической достопримечательностью, это, прежде всего, действующий католический храм. Здесь проходят церковные службы, поэтому вход в собор абсолютно бесплатный.



Орган Собора Парижской Богоматери

Орган Собора Парижской Богоматери действовал еще в 15 веке, позже перестраивался. Сейчас орган насчитывает 8000 труб и 111 регистров. К недавнему празднованию 850-летия собора орган снова реконструировали, а также добавили новые колокола.

В Соборе Парижской Богоматери имеется сокровищница. В ней хранится один из главных христианских артефактов, терновый венец Иисуса Христа. Он был перенесен сюда из специально для него построенной в свое время церкви Сент-Шапель (Святой часовни). Выставлены на обозрение и другие светские сокровища и старинные предметы культа. Вход в сокровищницу составляет 1-3 Евро.

Собор Парижской Богоматери – прекрасный пример сооружения в стиле готика

По Собору Нотр-Дам можно смело изучать архитектурный стиль готика. Он соединил в себе все его основные черты и элементы. Это и витражные окна из цветного стекла, и остроконечные шпили и ребристые своды крыши, и защитники обители Бога – мрачные горгульи.

Огромные размеры готических соборов, в том числе и Нотр-Дам де Пари, объясняются тем, что человек средневековья должен был испытывать благоговение перед Господом. Кроме того, функцией таких соборов было единение людей, благодаря общей приобщенности к Богу. Также соборы служили убежищем во времена гражданских распрей и ссор. Соборы служили и местом сбора горожан в средние века, проведения разных фестивалей и мистерий. Описанный в творении В. Гюго праздник дураков перед Собором Парижской Богоматери имел вполне реальную основу. Так, хроники повествуют, что в 1160 году во французском городе Лане проходил «праздник дураков».

Соборы в средние века являлись своеобразными книгами из камня и стекла. Об этом также пишет Виктор Гюго, передавая сетования средневековых схоластов о том, что наступают времена, когда книга начинает заменять архитектуру.

Бытует поверье, что если встать в круг пересечение земных меридианов на площади перед собором и загадать желание, то оно — сбудится.

В окрестностях Собора Парижской Богоматери

Под Собором Парижской Богоматери находится крипта или археологический музей, который начал функционировать в 1980 году. В крипте длиной 120 метров можно увидеть фундаменты и пройти по кладке времен Древнего Рима. Вход в крипту слева от фасада собора, цена билета 3,50 Евро.

В примерно 100 метрах от собора находится памятник Карлу Великому, объединившему французские земли. Говорят, этот памятник не имеет особой художественной ценности, однако очень достоверно изображает облачение короля того времени. Вследствие этого и из-за символичности фигуры Карла Великого данный памятник также заслуживает внимания туристов.

На площади перед собором выставлен нулевой меридиан и указано расстояние до многих городов мира. Эти отметки обыграны в недавно популярном бестселлере Дэна Брауна «Код да Винчи».

Известны изображения и фотографии Собора Парижской Богоматери не только с фасада, а и с южной стороны через речку Сену. Полюбоваться этим видом можно, проплывая на кораблике по Сене вокруг острова Сите. В вечернее время, благодаря красивой подсветке, собор видится особенно романтично.

На заметку туристу

Добраться до Собора Парижской Богоматери можно линиями метро 4, 1, 10, 7, 11, 14 до остановок «Остров Сите», «Отель-де-Виль», «Шалете», а дальше совсем немного пешком. Можно пользоваться автобусами, например, маршрутами 21, 38, 47, 85.

Ежегодно собор посещают 14 миллионов человек, он является одним из самых известных памятников в Европе.

Собор Парижской Богоматери открыт для посещения с 8 утра до 18-45, в субботу и воскресенье – с 7-15. Как сообщается на сайте собора, службы проходят в субботу в 5-45 и в 18-15.
К услугам туристов имеется аудиогид на французском, английском, немецком, испанском, португальском, японском и китайском языках, стоимость его услуг составляет 5 Евро.

В пределах пешей прогулки от Нотр-Дама находятся другие интересные достопримечательности французской столицы – городская ратуша, Отель-де-Вилль, дворец Правосудия и тюрьма Консьержери, а также многие другие.

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

Собор Парижской Богоматери - Нотр-Дам-де-Пари - это один из самых известных готических храмов мира. Он расположен в центре столицы Франции, в восточной части острова Сите. Собор Парижской богоматери наряду с Эйфелевой башней является символом Парижа и всей страны, в год его посещает более 13 миллионов человек.

Еще с XVIII века Нотр-Дам де-Пари считался центром города и от него измерялись все расстояния. В храме проходила коронация императоров и королевские бракосочетания, знатные люди хранили в нем свои ценности, а нищие находили здесь приют.

Как добраться до Собора Парижской богоматери

  • На метро
    • Линия 4, станция «Cite» или «St-Michel»
    • Линия 1 и 11, станция Hôtel de Ville
    • Линия 10, станция Maubert-Mutualité или Cluny – La Sorbonne
    • Линия 7, 11, 14, станция Châtelet
  • На поездах RER скоростного метро - линия В и С, станция Saint-Michel – Notre-Dame

В храме имеется два входа:

  • Главный вход - с центрального фасада, около которого висит расписание, указывающее начало мессы. Если прийти к этому времени, можно услышать звуки уникального органа или живое пение
  • Вход, расположенный с левого бокового фасада ведет на смотровую площадку башен.

Если смотреть на центральный фасад, то справа под землей находится бесплатный общественный туалет, вход в который напоминает вход в метро.

Режим работы Собора Парижской Богоматери в 2019 г.

Собор сгорел 15 апреля 2019 года. Удалось сохранить стены и уникальные витражи в трех окнах-розах. Также уцелели скульптуры на крыше, поскольку их вывезли для реставрации за несколько дней до этого. Из собора успели эвакуировать терновый венец Христа и другие реликвии, а также произведения искусства. На реставрацию храма за два дня собрали более миллиарда евро.

История собора Парижской богоматери

Собор Парижской богоматери был возведен на месте, где в первом веке стоял гало-римский храм Юпитера, а позже в 528 году – первая христианская церковь – базилика Святого Стефана.

В 1163 году епископ Морис де Сюлли решил построить здесь новый храм, первый камень которого заложили король Франции Людовик VII и папа Александр III.

Строительство велось более 180 лет, начиная с 1163 года. Башни Нотр-Дам де-Пари были построены в 1245 году, а полностью строительство и внутренняя отделка были завершены в 1345 году. В храме могли находиться девять тысяч человек и это был самый большой храм ранней готики в Европе.

За свою историю Нотр-Дам де-Пари повидал много важных событий. Здесь короновался король Генрих IV, в 1422 году в нем венчались Мария Стюарт и Франциск II, а в 1804 году прошла коронация Наполеона.

Храм сильно пострадал во время революции, когда якобинцы, приняв библейских царей за королей Франции, поснимали им головы, церковная утварь была переплавлена, лишь большие колокола уцелели. От окончательного разрушения храм спасло решение Робеспьера закрыть его, превратив в храм Разума и разместив в нем зернохранилище.

В марте 1831 года был опубликован роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», в котором автор описал, как Квазимодо наблюдал за казнью Эсмеральды с одной из башен храма. Писатель отметил, что одна из главных целей его романа - вдохновить нацию любовью к архитектуре.

После выхода произведения в свет во Франции и по всей Европе началось движение за сохранение готических памятников. Власти Парижа также приступили к реставрации храма. Под руководством архитектора Эжена Виолле-де-Дюкона были восстановлены скульптуры 28 иудейских царей и создана галерея химер, а также построен готический шпиль, демонтированный революционерами.

Архитектура

В проектировании Собора Парижской богоматери были применены необычные для того времени приемы, многие из которых позже стали классическими. Так, фасад храма выполнен в виде латинской буквы «Н» с двумя башнями, основное здание увенчано высоким ажурным шпилем, а снаружи строение украшено большим количеством скульптур и барельефов, стрельчатыми арками и окнами – розами.

В архитектуре присутствует смешение романского стиля, который характеризуется массивностью и строгостью, с ранней готикой, придающей зданию легкость и устремленность ввысь.

Главный западный фасад разделен на три яруса, нижний из которых состоит из трех порталов:

  • На левом портале представлена композиция «Слава пресвятой Деве», изображающая Мадонну с Младенцем, двух ангелов, епископа с помощником и царя. В нижней части изображена история Анны и Иосифа, а в верхней – истории из жизни спасителя – волхвы, Рождество и Благовещение
  • В центральном портале – трехярусная картина Страшного суда, над которой возвышается скульптура грозного Судьи мира Христа, окруженного апостолами
  • Правый портал изображает святую Анну, матерь Богородицы и сцены из ее жизни.

Эти скульптурные композиции - одни из лучших произведений средневековья, представляющие всю религиозную историю христианства от грехопадения до Страшного суда.

На среднем ярусе изображены 28 статуй библейских царей, а в центре – окно-роза XIII века. Верхний ярус образуют башни высотой 69 метров, которые были в то время самыми высокими в Париже .

Внутри Нотр-Дам-де-Пари нет настенной живописи, но благодаря цветным витражам и солнечным лучам, стены храма играют самыми разными красками – голубыми и фиолетовыми, оранжевыми и красными. В западном, северном и южном фасаде светятся три круглых окна-розы диаметром до 13 метров, витражи которых изображают около восьмидесяти сцен из Ветхого завета, земной жизни Спасителя и Богоматери.

Но не только архитектурой и оформлением славится Нотр-Дам де-Пари, здесь хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. Среди подарков храму – чаши, ценные рукописи и облачения епископов, гвоздь и кусок креста, на котором был распят Иисус.

Высота собора Парижской богоматери

  • Высота собора Парижской богоматери – 35 метров, длина – 130 м, ширина – 48 м, высота башен – 69 метров
  • Самый большой колокол Эммануэль установлен в восточной части, его вес 13 тонн, в том числе язык-колотушка – 500 кг, но звонит этот колокол только в особых случаях.

Виртуальные прогулки

Официальный сайт собора Парижской богоматери

www.tours-notre-dame-de-paris.fr (информация о билетах на смотровую площадку)

Собор Парижской богоматери является действующим храмом, где ежедневно проводятся богослужения с использованием достижений современной техники. На экране изображаются библейские сюжеты и текст молитвы на английском и французском языках. Вы услышите приятную музыку самого большого органа Франции.

Алтарь Норт-Дама с с коленопреклоненными статуями Людовика XIII и Людовика XIV

Храмы располагались в этом месте с незапамятных времен, еще в эпоху римлян тут стоял храм, посвященный Юпитеру. Позднее Меровинги, правившие Галлией в 500-571 годах, построили здесь собор Св. Этьена.

Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 году Морисом де Сюлли, епископом Парижа, а краеугольный камень был заложен папой римским Александром III. Его возведение продолжалось до 1345 года, то есть заняло почти два века. За это время проектом руководили десятки архитекторов, что не помешало им воздвигнуть прекрасный и органичный ансамбль. Согласно историческим данным, ранее на этом же месте существовало еще несколько церквей, как христианских, так и языческих.

Строительство собора Нотр-Дам де Пари проходило с участием многих архитекторов, но основными его создателями, внесшими наибольший вклад, считаются Пьер де Монтрей и Жан де Шель. Закладывалось здание во времена царствования Людовика VII. Именно тогда стал популярен готический стиль в архитектуре, который и был использован зодчими. Это направление удачно смешалось с романским стилем из традиций Нормандии, что придало собору уникальный облик.

Картина "Коронация Наполеона I" (2 декабря 1804 г.), написанная Жак-Луи Давидом в 1807 г.

Историю Франции и Нотр-Дама невозможно разделить, ведь именно здесь возносили свои молитвы рыцари, отправляясь в Крестовые походы, проходили коронация Наполеона, празднование победы над гитлеровскими войсками и многие другие события.

Норт-Дам окутан атмосферой мистицизма и темной романтики Западный фасад собора Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери сильно пострадал от неумелых реконструкций в ходе событий конца XVIII века, а позже – из-за народного забвения. Так, французская революция чуть не лишила мир этого уникального памятника архитектуры, его даже хотели сжечь. Множество скульптур были разбиты или обезглавлены, витражи уничтожены, драгоценная утварь разграблена. Постройку объявили Храмом Разума, затем - центром Культа Высшего Существа, а позже просто превратили в продовольственный склад. От полного разрушения архитектурный ансамбль уберег роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», занявший центральное место в истории любви горбуна к красотке-цыганке. Публикация произведения не только сделала писателя знаменитым, но и обратила внимание широкой публики на исключительную историческую, а также эстетическую ценность древнего здания.

Именно здесь находится "Нулевой километр" – точка отсчета всех расстояний во Франции

Было принято решение реконструировать Нотр-Дам по всем правилам старинных технологий. Виолле-ле-Дюка успешно справился с такой непростой задачей, поскольку архитектор владел знаниями о способах строительства древних мастеров, работавших над постройкой храма. Реставрация собора Парижской Богоматери продолжалась более четверти века. За это время восстановили фасады и внутреннее убранство, реконструировали загубленную революционерами галерею скульптур и часть горгулий, вернули на свое законное место всех сохранившихся инфернальных «охранников».

Дополнительно был сооружен и установлен на крышу шпиль высотой более 95 метров. В последующие годы парижане крайне трепетно относились к своей святыне. Примечательно, что храм практически не пострадал за период двух Мировых войн. В конце XX века была инициирована еще одна реставрация, позволившая полностью очистить здание от городской пыли, вернуть песчанику, из которого сложен фасад, первоначальный золотистый оттенок.

Вид на собор Парижской Богоматери через арку

Видео: Последствия пожара в соборе

Фасад и горгульи


Самым популярным атрибутом внешнего убранства собора Парижской Богоматери остаются каменные демонические существа. Горгульи присутствуют здесь в большом количестве и предназначены не только для украшения, но и для отведения воды из многочисленных стоков на кровле. Дело в том, что необыкновенно сложная конструкция крыши способствует накоплению влаги из-за осадков, поскольку она не может стекать так же свободно, как с обычных домов. Это способно привести к развитию плесени, отсыреванию и разрушению камня, поэтому качественные водостоки просто необходимы любому готическому собору.


По традиции малопривлекательные выходы труб маскировали фигурами горгулий, химер, драконов, реже – людей или реальных животных. Многие усматривают в этих демонических образах скрытые смыслы, поэтому здесь открывается большой простор для фантазии. Примечательно, что на момент постройки каменных демонов на соборе не было, их установили с подачи реставратора Виолле-ле-Дюка, использовавшего данную средневековую традицию.


Горгульи Нотр-Дама

Главный фасад украшен каменными статуями и имеет три портала. Основной находится посередине, его арки поддерживают по семь изваяний с каждой стороны, а главным декором являются рельефные сцены Страшного Суда. Правый портал посвящен Святой Анне, где изображены Пресвятая Дева с Младенцем, а левый – Богородице, со знаками зодиака и изображением коронации Девы Марии. Огромные двери украшены коваными рельефными изображениями.

Уже упомянутый шпиль на крыше заменил тот, что был разобран в конце XVIII века. Конструкция украшена четырьмя группами апостолов, а также соответствующими евангелистам животными. Все изваяния обращены лицом к французской столице, за исключением покровителя архитекторов Святого Фомы, который словно любуется шпилем.

Практически все витражи довольно современны, выполнены при реставрации храма в XIX веке. Только в центральной розе ветров сохранились некоторые средневековые части. Узор этой масштабной конструкции (диаметр 9,5 метров) из цветного стекла изображает Марию, а также сельские работы, знаки Зодиака, людские достоинства и грехи. Северный и южный фасады оборудованы самыми крупными розами, которые существуют в Европе. Каждая из них имеет около 13 метров в диаметре.


Фасад Нотр-Дама, включающий 3 портала: Богородицы, Страшного Суда и Святой Анны, а также Галерею Королей сверху

Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери

Северная роза собора Парижской Богоматери

Конструкция в продольном сечении представляет собой крест, по центру которого располагается комплекс скульптурных изображений различных евангельских сцен. Интересно, что внутренние поддерживающие стены здесь отсутствуют, их функцию выполняют многогранные колонны. Большое количество художественной резьбы залито неземным светом, который окрашивается в разные цвета, проходя сквозь стекла нескольких роз. В правой части Нотр-Дама туристы могут полюбоваться на замечательные скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые традиционно преподносятся в дар Богоматери каждый год первого мая. Величественная центральная люстра выполнена по эскизам Виолле-ле-Дюка, после реконструкции она заменила паникадило, переплавленное во время Французской Революции.

Интерьер Нотр-Дама

Витраж Нотр-Дама. Из-за обилия библейских сцен в Средние века собор называли "Библией для нечитающих"

Между порталом и более высоким ярусом находится Галерея Царей, где выставлены скульптуры Ветхозаветных правителей. Революционеры безжалостно уничтожили изначальные статуи, поэтому они были сделаны заново. В конце XX века фрагменты отдельных скульптур были найдены под одним из парижских домов. Оказалось, что владелец выкупил их в смутное время, чтобы похоронить с почестями, а позже построил на этом месте свое жилище.

Нельзя не упомянуть о величественном органе, установленном в соборе Парижской Богоматери. Он был оборудован еще при возведении храма, множество раз перестраивался и реконструировался. На сегодняшний день этот орган является самым крупным во Франции по количеству регистров и вторым по числу труб, часть из которых сохранилась со времен Средневековья.


Орган в соборе Парижской Богоматери

Южная колокольня

Южная башня собора Парижской Богоматери

Если вы хотите насладиться парижскими панорамами, не уступающими по красоте виду с Эйфелевой башни, обязательно стоит подняться на Южную башню собора Парижской Богоматери. Сюда ведет спиральная лестница из 387 ступеней, поднявшись по которым, вы увидите главный колокол собора, Эммануэль, а также сможете в непосредственной близости рассмотреть горгулий. Считается, что они так внимательно смотрят на запад, потому что ожидают захода солнца, после которого каждую ночь оживают.

Музей и сокровищница

В соборе функционирует музей, где каждый посетитель сможет узнать об истории храма во всех подробностях, послушать множество знаменитых и малоизвестных рассказов, связанных с этим местом. Здесь хранятся различные экспонаты, которые непосредственно касаются многовековой жизни Нотр-Дама.

В Сокровищнице Норт-Дама де Пари

Из святыни можно пройти в подземную Сокровищницу, вынесенную под площадь перед собором. В ней находятся исторические и религиозные реликвии: утварь, драгоценные предметы искусства и так далее. Но самыми главными экспонатами являются Терновый венец Христа, один из гвоздей, которыми Иисус был распят, и фрагмент того самого креста.

Горгулья Нотр-Дама

Порядок и стоимость посещения


Чтобы попасть внутрь собора Парижской Богоматери, вам придется отстоять большую очередь. По статистике, каждый день порог Нотр-Дама, в зависимости от времени года, переступает от 30 до 50 тысяч людей. Вход в сам собор бесплатный, но чтобы подняться на колокольню каждому взрослому человеку придется заплатить 15 евро. Те, чей возраст меньше 26 лет, могут пройти бесплатно. Стоимость посещения Сокровищницы составляет 4 евро для взрослых, 2 € – для молодых людей 12-26 лет, 1 € – для посетителей 6-12 лет. Бесплатно могут входить дети до 6 лет. Кроме того, во все пятницы Великого Поста, а также в первые числа каждого месяца сокровища бесплатно выносятся для всеобщего обозрения. Такие выставки начинаются обычно около трех часов дня.


Каждый посетитель имеет возможность воспользоваться аудиогидом на английском, немецком, французском, португальском, испанском, китайском или японском языках. Стоимость этой услуги составляет 5 евро.

Как добраться

Полный адрес святыни: 6 place du Parvis Notre-Dame, Ile de la Cit, 75004 Paris. В пяти минутах ходьбы расположены станции метро «Шалете», «Остров Сите» и «Отель-де-Виль». Кроме того, можно воспользоваться автобусными маршрутами № 21, 38, 47 или 85. По будням собор Парижской Богоматери открыт с 8.00 до 18.45, по субботам и воскресеньям – с 7.00 до 15.00. Каждую субботу здесь проходят службы в 5.45, а также в 18.15.

Собор Парижской Богоматери с подсветкой

Кроме любования самим сооружением, его архитектурными решениями, обращаем ваше внимание на некоторые значимые элементы памятника.

В восточной части храма расположена апсида, которая видна с набережной Турнель. Символ восхода солнца Воскресения с серо-зеленым сводом и подпорными арками предназначена для принятия божественной энергии.

6 марта 2009 года открывается Часовня рыцарей Гроба Господня, находящаяся в самом сердце храма. Здесь хранится терновый венец Христа, заключенный в хрустальное кольцо с золотой оправой. На заднем плане возвышается статуя Богоматери семи скорбей, держащая в руках венец и гвозди, принесшие ее сыну столько страданий. Для обозрения он выставляется во все пятницы Великого Поста.

Рядом находится Часовня пресвятых даров. Она посвящена матери Спасителя. Это место для молитв священного таинства и медитаций.

На центральном нефе находится алтарь, за ним увидите скульптурную композицию Николя Кусту "Пьета". Дева Мария держит тело своего мертвого сына. С обеих сторон от нее поставлены скульптуры королей: справа - Людовика XIII, предлагающего Марии свой скипетр и корону, слева - молящегося Людовика XIV.

Необычный средневековый алтарь можно увидеть в середине центрального нефа. На алтарной преграде изображены в камне библейские сцены.

Северная и южная части алтарной преграды - изложение библейской истории Христа. Даже тот, кто не брал ни разу священное писание в руки, сможет собрать в одно целое историю Иисуса по изображениям на преграде.

Сокровищница, или трезор, находится в пристройке собора. Кроме тернового венца, Палатинского креста-реликвария, она хранит украшения, вещи из золота и серебра, церковные предметы обихода, одеяния священников, манускрипты древности и т.д.

В соборе находится 27 статуй Девы Марии. Самая известная - Дева Мария с младенцем на руках, поставленная в юго-восточного части трансепта. Статую называют Парижской Богоматерью.

Обратите свои взоры и на южное окно- розу с диаметром 13 метров, расположенное на фасаде трансепта с севера. Витражное окно-роза считается настоящим шедевром высокой готики 13 века. Нетронутое историческими событиями, северное окно-роза поражает своей мозаикой средневековых мастеров.

Не забудьте посмотреть один из самых больших музыкальных инструментов в мире - орган.

А еще, согласно одной из легенд собора, храм помогали создавать древние алхимики. В геометрических переплетениях здания спрятана тайна философского камня. Во фресках зашифровано древнее учение, разгадав которое можно получить безмерную власть над мирозданием.

Чтобы избежать длинных очередей, приезжайте в собор в будни рано утром.

Для посещения башен являйтесь на 30 минут раньше. Очередь будет большая, а в час проходит только около 120 человек. Если приедете группой, то можно разделиться: одни стоят в очереди, другие пока осматривают собор.

В плохую погоду и в праздники вход в башни может быть закрыт.

Учтите, что подняться вверх придется на 422 ступеньки (предупреждаем беременных и жалующихся на здоровье).

Если желаете посетить службу, то приезжать нужно в субботу в 5:45 или в 18:15. В воскресенье проходит несколько служб. В 11:30 начинается международная месса с органным концертом.

Самые недорогие сувениры Парижа находятся в лавочках возле Нотр-Дама.

Бюджетные туристические кафе расположились справа от собора в Латинском квартале.

Каждый месяц в первых числах, во все пятницы Великого Поста выносятся сокровища храма для всеобщего любования. Чтобы увидеть эту красоту, загляните в собор около трех часов дня.

Туристы могут порадоваться возможности запечатлеть на камеру убранство собора: фотографировать на территории храма и внутри разрешается.

Посещение архитектурного шедевра, подлинного произведения искусства должно обязательно войти в ваш список во время планирования поездки в Париж.

То Собор Парижской Богоматери - «сердце» Парижа. Увековеченный Виктором Гюго, величественной громадиной Нотр-Дам-де-Пари возвышается над домами «Колыбели Парижа» - острова Сите - в центре города. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей мира - 13 миллионов туристов в год.

Собор Парижской Богоматери - шедевр мировой готической архитектуры, несущий в себе элементы романского стиля, он возносится ввысь, как океанский лайнер удерживаемый на якоре мощными контрфорсами. Причина смешения архитектурных стилей в соборе кроется в продолжительности строительства собора, продолжавшееся около 200 лет за которые старые стили в архитектуре уступали место набирающим популярность новым. Собор заслуженно входит в список наивысших гениальных проявлений европейской цивилизации.

С XIII века Парижский собор на несколько столетий стал главным духовным очагом не только Парижа, но и всей страны и был называн «Приходом истории Франции», поскольку под его сводами произошли величайшие события истории государства. Напомним некоторые из них:

  • 1430 год - Генрих VI Английский одевает здесь Французскую корону
  • 1447 год - Карл VII Французский празднует в Соборе избавление от английского гнёта
  • 1572 год - Маргарита Валуа венчалась здесь с Генрихом Наваррским, бракосочетание было крайне странным: невеста - католичка стояла у алтаря, в жених протестант давал торжественные обеты, оставаясь на пороге храма
  • 1789 год - на месте статуи Пресвятой Девы Марии была посажена на трон певица мадемуазель Майяр, как богиня истины
  • 2 декабря 1804 года - в присутствии Папы Римского Пия VII Наполеон короновался императором Франции
  • 1853 год - бракосочетание императора Наполеон III и Евгении Монтийской
  • 26 августа 1944 года - генерал Де Голль празднует освобождение Парижа от фашистской оккупации, длившейся четыре года.

Саша Митрахович 29.11.2015 17:03

В античные времена на месте собора Парижской Богоматери находился галло - римский храм, посвящённый богу Юпитеру, с приходом христианства храм уступил место базилике. В 1163 году епископ Парижа Мориса де Сулли на этом месте начал строительство Собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари). Сначала были построены хоры, а затем, между 1180 и 1245 годами, были добавлены главный фасад и. . .


Саша Митрахович 20.12.2015 13:40


Каждая часть Собора Парижской Богоматери поражает своим великолепием, но над всем доминирует его готический фасад и две башни-близнеца. Собор расчленен на три части пилястрами вертикально и на три полосы горизонтально. В нижней части открываются три грандиозных портала: портал Пресвятой Девы, портал Страшного Суда, портала Св. Анны. Над главным входом помещается огромное круглое кружевное ок. . .


Саша Митрахович 20.12.2015 14:44


Интерьер собора Парижской Богоматери представляет собой чудо равновесия и пропорций, поражает изяществом орнамента и нежностью форм. Собор строили с расчетом на 10 000 человек, столько жителей было в средние века в , его длина достигает 130 метра а ширина и высота 48 и 35 метров соответственно.

Готические каноны не предусматривают росписи и в соборе нет фресок, но это открывает свободу для творчества проникающему через цветные витражи свету, он рисует прекрасные узоры в соборе.

Внутри собора Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) царит удивительный контраст между мраком центрального нефа и светом, падающим на первую большую колонну хора - этим как бы подчеркивается святость алтаря.

Этот свет попадает через дальние стены трансептов, которые на две трети состоят из стекла, включая великолепные пурпурные окна-розы. Все это, включая свод и парящие колонны, достигающие начала сводов, типично готические архитектурные элементы, тогда как простор вокруг колонн нефа и общее стремление к квадратному пространству характерно для романского стиля.

Великолепная роза, расположенная над главным входом, сохранила фрагментарно витражи 1225 года. Сквозь его цветные стекла, изображающие месяцы, знаки зодиака, добродетели и пороки, и Деву Марию в центре, проникают лучи солнца и освещают пять разделенных колоннами (диаметр 5 м) нефов и окружающие их двойную галерею. Над арками нефов, трансепта и хоров тянутся разделенные колонками окна трибуны, над которыми расположены другие большие окна.


Саша Митрахович 20.12.2015 15:25


Собор просто окутан многочисленными мифами и легендами, он утопает в них, нет уголка в храме за которым не числится хоть маленькая чудесная история. Легенды Нотр-Дама затмевают даже славу Версальского дворца Франции. Местом «невероятной силы» называют собор парижские гиды, которые знакомят людей с его историей и архитектурой. И ощущение силы этого места не пропадает никогда. Для мно. . .


Саша Митрахович 20.12.2015 15:30


Достопримечательности Нотр-Дам исчисляются десятками, осветить их все в одном формате сложно. Самые главные, основные достопримечательности Собора Парижской Богоматери выделены в отдельную статью.


Саша Митрахович 20.12.2015 17:01

В соборе проводятся бесплатные экскурсии; сбор при входе у экскурсионного стола. Можно также объединить осмотр интерьера с органными концертами (вход свободный), которые проходят каждое воскресенье в 16.00 или 17.00.

Экскурсия в сокровищницу предвидит знакомство с разными золотыми и серебряными драгоценностями, священнической одеждой, атрибутами религиозных ритуалов, но самым большим сокровищем Нотр-Дама-де-Пари в Париже есть терновый венец Иисуса Христа и гвоздь с креста на котором Он был распят. Крупнейший французский орган также размещен здесь.

Выбрав панорамную экскурсию, придется преодолеть винтовые лестницы, ведущие на вершину башен - на обзорную площадку. Преодолев 422 ступеньки вы получите свою награду - невероятный вид на остров Сите. Самый большой колокол собора находится здесь. Эмануэль (так называется этот колокол) весит более 13 тонн, но ее звучание можно услышать не часто, а только в дни крупнейших литургических праздников. Интересно будет посетить археологическую крипту. Это музей с раскопками. Находится он в подвальной части собора.


Саша Митрахович 20.12.2015 17:51

Собор в наши дни

Во Франции вы найдёте множество соборов, посвящённых Богоматери. Но Нотр-Дам де Пари занимает особое место в истории как Франции, так и мирового искусства.

В 2013 году Нотр-Дам отмечал свое 850-летие. К праздничным мероприятиям в честь этой даты были отлиты 9 новых колоколов. Кроме этого, специалисты реконструировали церковный орган, который является самым крупным во Франции. Его первый вариант появился в храме еще в начале XV века. Сейчас этот инструмент полностью компьютеризирован, при этом его корпус выполнен в стиле Людовика XVI.

В дальнейшем планируется создать особый «Маршрут паломника». Следуя по этому «пути», посетители смогут познакомиться с малоизвестной информацией о соборе и прилегающих к нему территориях.

На сегодняшний день Нотр-Дам-де-Пари является действующей церковью. Здесь постоянно проходят богослужения, во время которых используются современные видеоэффекты. Ежедневно в 8 часов утра и в 7 часов вечера можно услышать звон колоколов. Наряду с верующими в собор допускаются и туристы. У всех посетителей есть уникальная возможность осмотреть священные реликвии, а также ценные вещи, которые скопились в соборе за его долгую историю.

Как добраться

Адрес Собора Нотр-Дам

  • 6 pl. du Parvis Notre-Dame
  • Метро: Cite или St-Michel RER: St-Michel

Расположение на карте Парижа:

Время работы Собора

  • 8.00 — 18.45 (суббота и воскресенье: до 19.15)

Время работы башен и Галлереи химер (может отличаться от времени работы самого Собора)

  • 1 октября — 31 марта: 10.00 — 17.30
  • 1 апреля — 30 сентября: 10.00 — 18.30 (по субботам и воскресеньям в июне, июле и августе до 23.00)
  • Вход прекращается за четверть часа до закрытия
  • Собор закрыт: 1 января, 1 мая и 25 декабря

Вход в собор бесплатный. В башни — платный для взрослых, до 18 лет бесплатно.