Собор святого стефана в вене описание. Венский собор святого стефана, средневековый памятник австрии

Собор Святого Стефана главная — достопримечательность Вены, национальный символ Австрии и города Вены, национальное достояние и один из самых известных памятников средневековой европейской архитектуры и обойти его своим вниманием приехав в город даже на один день не представляется возможным. Романские «Исполинские врата», готическое убранство, декоративные детали эпохи Ренессанса и барокко — в убранстве храма воплотилась тысячелетняя история искусства Центральной Европы.

Доехать до него очень просто — на всех схемах венского метро собор обозначен рисунком своего характерного силуэта. Собор находится на площади Святого Стефана, а станция метро называется Stephansplatz, из метро вы подниметесь прямо к собору, никуда больше идти не надо.

Сколько стоит посещение Собора святого Стефана

Войти в собор можно бесплатно, пройти далеко не дадут или придется прикинуться верующим, верующим можно бесплатно, туристам за деньги, так же как в .

Полный билет, включающий в себя подъем на обе башни, аудиогид на русском языке по самому собору, и экскурсию в катакомбы собора на немецком и английском языке стоит:

Нам достались билеты по спецпредложению, наверное в низкий туристический сезон, как раз и действуют скидки.

Билеты можно купить у подножия южной башни. К тому же можно купить отдельные билеты только туда, куда хотите именно вы, на каждую из перечисленных опций взрослый билет стоит по 5 евро. Обратите внимание, что в катакомбы можно пройти только с экскурсией по времени.

Вход на лестницу Южной башни, там же продают билеты

Южная башня Собора Святого Стефана

Мы взяли полные билеты и начали с Южной башни собора. Это самая высокая башня собора и подниматься на нее придется пешком, для отдыха там предусмотрена одна площадка, но она достаточно высоко. Лестница очень узкая и по ней осуществляется движение вверх и вниз, разойтись достаточно трудно.

На самой верхней площадке расположен сувенирный магазин, там работает отопление, фотографировать придется через стекло.



Вид на Вену с Южной башни Собора Святого Стефана

После спуска пошли осматривать собор, но оказалось, что до 13-00 в соборе будет идти богослужение и всем туристам предлагается подождать. Нужно заметить, что верующих было много, почти целый собор, и часть из них очень складно пели, такого религиозного рвения я не ожидала увидеть, летом в Турку мы видели богослужение, там было не более 10 верующих.

Во время богослужения в соборе было включено полное освещение, оно осталось включенным всего на 10 минут после его окончания, потом свет выключили и туристы осматривали сокровища собора в полумраке — немецкая экономность в действии, это при том условии, что мы заплатили за билеты.

Внешние стены

Площадь вокруг Собора Святого Стефана совсем не большая и сфотографировать его целиком не представляется возможным. Поэтому сделали несколько фотографий издали.



Исполинский портал собора Святого Стефана, сохранивший романские стены 1230-1245 годов постройки

В западном фасаде сохранились самые старинные стены, там над входом встроена кость дракона, как думали раньше, сейчас ученые установили, что это кость мамонта, именно поэтому западный фасад получил название Исполинского портала . Рядом расположены Языческие башни , названные так за то что в при их строительстве использовали материал из бывших культовых древнеримских построек.

У стен Собора Святого Стефана расположена стоянка туристических фиакров.Прокатиться на фиакре стоит всего 55 евро, жуть, если пересчитать по нынешнему курсу в рубли. Все лошадки закутаны от дождя в Gore Tex, рядом с фиакрами стоит характерный навозный запах. Зимой, достаточно сомнительное удовольствие, катание на фиакре, окошечко там маленькое, дождь идет и оно все в каплях, так что рассмотреть Вену из фиакра не удастся.



Фиакры у стен собора Святого Стефана

Последнее время в связи с кризисом на Украине, кафедра Св. Иоанна Капистрана получила популярность в интернете. Святой Иоанн Капистрана прославился тем, что призывал к войне с неверными, но под ногами у него почему-то, скульптор изобразил одного из героев фильма «Тарас Бульба», получается, что он украинцев считал неверными или это все таки турок? Я навела справки, турки не носили причесок типа оселедец, значит это запорожский казак. Очевидно в те времена, турки и казаки были одинаково неверными для жителей Вены.

Кафедра Св. Иоанна Капистрана

С заднего фасада собора установлена фигура Христа, прозванная «Господь, страдающий от зубной боли». Известно предание о юношах, посмеявшихся над статуей. Их поразила ужасная зубная боль, бедняги не могли ничего делать, а облегчение наступило только после молитвы раскаяния.



Распятие «с зубной болью», называемое так из-за выражения на лике Спасителя

Бронзовая копия собора, меньше в 100 раз, чем оригинал. Поясняющая запись на ней написана азбукой Брайля. Вокруг собора работает одна из рождественских ярмарок.



Макет Собора Святого Стефана

Северная башня Собора Святого Стефана

Изначально хотели построить две одинаковые башни, но как часто случается, не получилось и сейчас северная башня существенно ниже южной, зато внутри нее есть лифт с лифтером, наверху организована открытая смотровая площадка. Туда стоит подниматься, чтобы получше рассмотреть великолепную крышу собора из цветной майоликовой черепицы.

Северная башня Собора святого Стефана в Вене

Крыша собора Святого Стефана

Внутри Собора Святого Стефана

Вена пережила две турецкие осады. Первую — трехнедельную в 1528 году. В 1683 году осада длилась уже 3 месяца. Турки, стоявшие на территории нынешнего квартала Шпительберг, выпустили по Вене более 1000 ядер. Одно из них застряло в стене Южной башни. На нем горожане вырезали лицо великого визиря Кары Мустафы (ядро можно увидеть только в бинокль) .

Макет алтаря в честь снятия турецкой осады

В помещении собора в память о турецких осадах был установлен масштабный алтарь, который погиб в пожаре 1945 года. Собор уцелел во время бомбардировок последней войны и операции по взятию Вены, но был сильно поврежден при пожаре, перекинувшемся на него с рынка разграбленного мародерами. Собор горел три дня, свод собора обвалился, гигантский колокол Пуммерин, сорвался с подвеса и разрушил при падении Северную башню. Восстановительные работы ведутся по настоящий день, многие реликвии уцелели, т.к. были защищены защитными саркофагами.



Сохранившиеся фигуры алтаря в честь снятия турецкой осады

Ниже фото 14-граной купели для крещения в капелле Святой Екатерины (1481 год). украшеной рельефами, главных героев Евангелия.

Капелла Святой Екатерины в Южной башне Алтарь Святой Екатерины в южной башне

Согласно поверью, обвиняемая в краже прислуга одной графини пред этой скульптурой умоляла о поддержке Мадонну. Настоящий грабитель был пойман, и графиня помиловала служанку. Согласно иной версии, скульптура украшала женский хор, там проводилась наиболее раннее богослужение, на нем присутствовала только челядь, встававшая гораздо раньше своих господ.

Статуя Мадонны — заступницы прислуги

Император Фридрих III заказал саркофаг еще в молодости. Пьедестал массивной каменной усыпальницы украшают сказочные и ужасные звери, и без костей с черепами тоже не обошлось — символы прегрешений императора. Рельефы на стенках гроба символизируют его добрые начинания. В верхней части многочисленные церковные служители из основанных венценосцем монастырей, молятся о спасении бессмертной дущи Фридриха. Говорят, кто заглянет на крышку саркофага на целый год убережет себя от внезапной смерти, но сделать это можно разве что воспользовавшись стремянкой, поскольку саркофаг слишком высок.



Саркофаг Фридриха III в Апостольском нефе

Самый основной алтарь из темного мрамора изготовлен уже в эпоху барокко и является одним из первых алтарей Вены выполненных в этом тогда еще новом стиле.



Главный алтарь Собора святого Стефана (1640-1660)

Винер-Нойштадский алтарь украшен выразительными раскрашенными деревянными рельефами (72 святых и сцены из жизни Девы Марии), обрамленными готическими орнаментами. Он был создан по указанию императора Фридриха III и долгое время хранился в монастыре города Винер-Нойштадт.



Винер-Нойштадский алтарь

Готическая кафедра епископа полна символизма, к каким только ассоциациям не обращается скульптор, но жителям 21 века не понять глубокого замысла автора без надлежащих объяснений. Во многих деталях кафедры идет противопоставление небесного числа 3 (Святая Троица) и земного числа 4, напоминающего нам о нашей бренной жизни, например у нас 4 времени года, 4 основных темперамента можно выделить у людей и т.д.



Епископская кафедра 1480 год

Экскурсия в Катакомбы Собора Святого Стефана

Экскурсия начинается в Северной башне собора, вход в катакомбы возможен только с экскурсоводом. Он говорит сначала на немецком, потом повторяет на английском, четко разделяя слова и не быстро, т.е. при среднем владении языком вполне можно понять. Фотографировать там нельзя.

Сами катакомбы делятся на несколько помещений. Первые помещения выглядят совсем цивилизованно. Там похоронены венские епископы, у саркофага последнего епископа стоят свежие цветы, горят свечи, т.е. благодарные прихожане еще его не забыли. Дальше мы прошли в помещение, где похоронены герцог Рудольф VI, а рядом на полках в кастрюльках стоят внутренние органы Габсбургов. Фуууу, что еще можно сказать по этому поводу.

Дальше начались совсем мрачные подземелья, которые раньше были частью кладбища, располагавшегося вокруг собора, много костей и черепов. Всего в катакомбах погребено около 11000 человек, в том числе и умерших во время эпидемии чумы.

Многие надгробные плиты вмонтированы сейчас во внешние стены собора.



Надгробные плиты на внешних стенах Собора Святого стефана

Для тех, кто хочет увидеть катакомбы, но не хочет за это платить, можно посоветовать осмотреть капеллу Святого Виргилия внизу при входе на станцию метро. Её строительство относится к 1230 году и за долгие столетия она оказалась на 12 м ниже современного уровня площади.



Капелла Св. Виргилия в метро

Во время осмотра собора мы получили ни с чем несравнимые впечатления, погрузились в историю, узнали много нового, насладились великолепной панорамой Вены, открывающейся с башен Собора, испытали на себе ужас подземелий. Всем советуем подробный осмотр собора, это того стоит.

На моем сайте вы можете узнать . Вам больше не придется просматривать десятки сайтов чтобы найти информацию про: какой вид транспорта выбрать (самолет, поезд, автобус,), все методы трансфера из аэропорта Вена-Швехат, чем заняться в Вене, что посмотреть самостоятельно, где можно скачать аудиогид, где попробовать легендарный торт Захер и чуть менее знаменитый тафельшпиц, Все в одной статье, все необходимые ссылки.

| 10 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)

На площади Святого Стефана расположен Венский собор Святого Стефана , который венцы называют душой своего города. Его южная башня в высоту достигает почти 137 метров — это третья по высоте башня в центральной Европе. Венцы ласково называют её Steffl. Собор Святого Стефана — символ города. Он назван именем первого христианского святого Стефана — иерусалимского мученика, которого до смерти забросали камнями за веру. Собор стал символом многовековой стойкости. Начиная с 9 века, когда на его месте стояла более скромная церковь, центр города пережил нападения и буйства множества захватчиков.

Во времена чумы 1679-го года здесь находилось кладбище, в этом месте похоронено около ста тысяч человек. Поначалу посреди кладбища стояла небольшая часовня в римском стиле. Останки её нашли во время реконструкции в XX веке. В 1258-м году здание уничтожил пожар — уцелел лишь фундамент. Новый собор был построен в1304-м году, но на этот раз — в готическом стиле. С каждым веком её увеличивали. Фундамент первой башни был заложен в 1359-м году, а вторая была окончена почти 100 лет спустя, потому что главный архитектор Ганс Пукспаум упал с подмостков. Деревянная кафедра — работа Антона Пильграма, который увековечил свой образ в одной из статуй собора.

Надгробный памятник Фридриху III из красного мрамора высекали на протяжении 30-ти лет и закончили лишь потому, что он срочно понадобился заказчику. Из известных исторических личностей здесь похоронены Фридрих III, Рудольф IV и Евгений Савойский.

Собор Святого Стефана постоянно украшали и куда бы Вы не посмотрели, находясь в нём или рядом с ним, Вы всюду увидите чудеса: и удивительную каменную кладку, и скульптурные рельефы, а если у Вас хватит сил подняться на смотровую площадку, преодолев 246 ступеней, — наградой станет потрясающий вид на его крышу и на австрийскую столицу, раскинувшуюся внизу.

Огромный колокол изготовлен из медных пушек, которые турки оставили здесь после осады. Колокол оставался невредимым до следующей осады — его разрушили в 1945-м году. Интересный факт, металлический прут возле входа — венский эль, которым покупатели в прежние времена измеряли длину ткани, проверяя точно ли им отмеряют продавцы. Удивительную мозаичную крышу собора покрывают 250 тысяч глазурованных плиток. Она была восстановлена после того, как во время Второй мировой войны собор был поврежден пожаром.

Так как собор построен из песчаника, который разрушает окружающая среда, здание почти всё время окружено строительными подмостками.

Вена, собор Святого Стефана — видео

Венский собор Святого Стефана ‒ режим работы, стоимость билетов

Посетить Венский собор Святого Стефана можно в любой день. Для посетителей он открыт ежедневно с 6:00 до 22:00, по воскресеньям и в праздничные дни с 7:00 до 22:00. Собор можно посетить в составе экскурсионной группы: экскурсии проходят в 10:30 и 15:00, а по праздникам — в 15:00.

Для взрослого посещение собора обойдется в 4 евро, а детям до 14-ти лет — 1,5 евро.


Венский собор Святого Стефана ‒ как добраться

Венский собор Святого Стефана находится по адресу Stephansplatz 1. Добраться сюда можно на метро по линиям U1 и U3, выходить следует на одноименной станции.

Собор Святого Стефана на карте

Собор Святого Стефана – резиденция кардинала – архиепископа, величайшее культовое сооружение Вены. 137-метровая башня давно стала символом города.

Собор Святого Стефана (Stephansdom или короче Steffl) был освящен в 1147 г. Это резиденция кардинала – архиепископа, величайшее культовое сооружение Вены. 137-метровая башня давно стала символом города. От позднероманской постройки, начатой при Фридрихе II, остался западный фасад с Исполинскими воротами и языческими башнями.

При Рудольфе IV началось строительство готического продольного нефа (с 1259 г.), южная башня (башня св. Стефана) была завершена в 1433 г. Работу над Северной башней начал в 1511 г. Ганс Пуксбаум, а в 1556 г. была установлена колокольня. Пик реставрационных работ пришелся на XIX в. Однако вследствие ущерба, причиненного бомбардировками в 1945 г., потребовались серьезные восстановительные мероприятия, длившиеся до 1961 г., вклад в которые внесли все Федеральные земли Австрии.

Одним из наиболее значимых позднероманских произведений искусства в Австрии являются Исполинские ворота – арочные рупорные ворота с богатым скульптурным орнаментом (ок. 1240 г.).

Неизгладимое впечатление производят Готический трехчастный продольный неф и раннеготический хор, в средней части которого сохранились витражи 1340-1360 гг. и сетчатый свод, покоящийся на колоннах.

У колонн стоят по большей части барочные алтари. На одной из колонн зодчий собора Антон Пильграм установил четырехметровую Кафедру, главное произведение позднеготической резьбы по камню (1514-1515 гг.), украшенную бюстами четырех отцов церкви (Амброзия, Иеронима, Папы Григория и Августина). У подножия кафедры мастер поместил свой автопортрет, известный в народе как «Оконный зевака».

У кафедральной колонны также находится «Мадонна для прислуги», раннеготическая статуя Марии, относящаяся к 1320 г.

Особым почтением пользуется Пётчская мадонна, стоящая под балдахином в правом нефе рядом с Певческим порталом.

К выдающимся достопримечательностям относится и надгробие императора Фридриха III (умер в 1493 г.) – самый роскошный готический надгробный памятник работы Никласа Герхерта ван Лейдена. Верхняя часть представляет собой лежащую фигуру императора, высеченную из красного мрамора.

Интерьер собора Св. Стефана

В высоком хоре с барочными сиденьями за современным алтарем возвышается главный алтарь из черного мрамора работы Иоганна Якоба Пока (1649-1670 гг.). Прекрасная алтарная картина «Св. Стефан, побиваемый камнями» и «Успение Марии» принадлежат кисти Тобиаса Пока. Венский Нойштадский Алтарь представляет собой резной готический створчатый алтарь, подаренный в 1447 г. императором Фридрихом III и привезенный из Нойштадтской Нойклостеркирхе.

Пёчская икона девы Марии

В зале северной башни находится оригинал «Бога зубной боли» (копия скульптуры – на внешней стене хора). Рядом со входом в лифт Северной башни (наверху которой находится знаменитый колокол Пуммерин) Вы увидите позднеготическое основание органа (сам орган отсутствует), на котором Антон Пильграм также поместил свой автопортрет.

Из капеллы северной башни можно спуститься в катакомбы, разветвленную сеть туннелей и комнат, которая служила склепом, когда места на кладбище на Штефансплац стало не хватать. Иосиф II запретил такой способ похорон и приказал в 1872 г. очистить и замуровать катакомбы. В настоящее время доступна герцогская усыпальница, построенная по желанию Рудольфа IV Основателя. С XVII в. здесь в медных урнах хранятся внутренности всех Габсбургов

Собор святого Стефана (нем. Stephansdom) - католический собор, национальный символ Вены и всей Австрии. История собора началась в 1137 году, когда была построена небольшая церковь в романском стиле. На протяжении XIII-XV веков церковь несколько раз перестраивали и расширяли. Только к 1511 году достопримечательность превращается в Собор святого Стефана и приобретает ставший известный всему миру готический облик с богатым внешним и внутренним убранством.

Значимости собору придают и захоронения представителей династии Габсбургов (72 могилы членов монаршей семьи). Однако при помпезном оформлении надгробий, большая часть из них являются символическими (начиная с 1633 года в соборе погребали лишь внутренние органы Габсбургов, их тела - в Капуцинской церкви, а сердца - в Церкви святого Августина).

Особое внимание заслуживают две башни: южная и северная. Южная башня, высота которой достигает более 136 метров, служит прекрасной смотровой площадкой на виды старой Вены и её окрестностей. И, если южная знаменита лестницей с 343 ступенями, то северная - величественным куполом, возвышающимися на высоте более 68 метров. Северная башня долгое время оставалась недостроенной. Только в 1579 году её увенчали ренессансным куполом, который сильно выделяется на фоне готического облика всего собора. Именно под сводом этого купола и находится колокол Пуммерин (Pummerin) - самый большой колокол Австрии. Это второй колокол в Европе (после кёльнского), размеры которого действительно удивляют. Его масса достигает 22 тонны, диаметр - более 3 метров, высота -почти 3 метра, а толщина стенок - 23 сантиметра. Для отливки колокола в 1711 году использовали 180 турецких пушек, захваченных в Венской битве 1683 года. Новый Пуммерин был отлит в 1957 году из осколков старого колокола, который разбился в результате пожара в апреле 1945.

Осматривая архитектуру собора, нельзя не обратить внимание на необычную разноцветную черепицу крыши, которая украшена изображением городского и национального гербов. В общей сложности на орнаментирование было затрачено 230 000 черепичных элементов. Если говорить о внутреннем убранстве Собора святого Стефана, внимания заслуживают хранящиеся здесь сокровища искусства и многочисленные реликвии. Это и витражи, и средневековые скульптуры, памятники и надгробные плиты, алтари и кафедры работы известнейших скульпторов. На кафедрах остановимся подробней:

  • Епископская кафедра XV века высотой 4 метра расположена в центре главного нефа. Она украшена статуями четырёх учителей церкви: Григория Великого, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского и Августина Блаженного. Перила украшены фантастическим орнаментом из ящериц и жаб, олицетворяющих борьбу между добром и злом. Под лестницей мастер разместил свой автопортрет, известный в народе как «Оконный зевака».
  • Кафедра св. Иоанна Капистрана . Расположена возле главного входа в собор. Считается, что именно с этого места в 1454 году проповедник Иоанн Капистран призывал австрийцев к крестовому походу против турок.

Национальным символом Австрии и украшением города Вены стал грандиозный храм Святого Стефана, наполненный чудесными реликвиями и настоящими произведениями искусства. Под ним находятся не менее знаменитые катакомбы, где лежат останки всех австрийских императоров, начиная с князя, выстроившего этот великолепный храм, Рудольфа VI, далее семьдесят два Габсбурга, Евгений Савойский и многие настоятели собора. С любой из двух башен открывается великолепный вид на старинный и красивейший город.

Символ Вены

Строительство собора было начато в двенадцатом веке, а на сегодняшний день это самое значительное готическое сооружение Австрии общей высотой в 107 метров и с вознёсшимися башнями ещё на 30. Посетители часто взбираются на колокольню, одолев триста пятьдесят ступеней. Это стоит того: вид открывается из комнаты звонаря просто великолепный. Да и те 23 колокола разных размеров, что являются одной из главных достопримечательностей храма Святого Стефана, собор украшают исключительно: один только "Пуммерин" считается самым большим колоколом в Западной Европе. Сверху хорошо видна крыша, где яркой черепицей выложен и герб Австрии.

Внутри храма оформление менялось часто, поэтому за столько столетий архитектура приобрела признаки практически всех веяний и течений, вплоть до барокко. Каждый гость города считает не только своим долгом, но и первейшей обязанностью посетить эту жемчужину зодчества. Причём одного дня для осмотра явно не хватит. Потому что храм Святого Стефана - собор огромный и буквально на каждом квадратном метре своей площади содержащий ту или иную достопримечательность.

Реликвии

Сокровища собора более чем впечатляющи: огромное количество ценных алтарей, боковых часовен, реликвии, украшенные драгоценностями и золотом: ковчеги, книги, литургические тексты, одеяния. Внушительны и саркофаги. Крышка надгробия Фридриха III весит, например, восемь тонн. Принц Евгений упокоился в отдельной часовне, украшенной чрезвычайно прихотливо. Если учесть, что первые захоронения появились здесь в начале двенадцатого века, можно по характеру погребений проследить становление традиций как зодчества, так и решений интерьерного плана.

В настоящее время храм Святого Стефана - в нём заседает венский архиепископ. Первоначально церковь была построена в центре города в 1147 году, к пятнадцатому веку она приобрела сегодняшние границы, а современный вид - только в шестнадцатом веке. Самые старые постройки - в романском стиле, это видно по стене собора, там, где портал и две башни, которые позже всё-таки перестроили в готическом стиле - после пожара в 1258 году.

Архитектура

В 1340 году к романской церкви пристроили с востока Альбертовы хоры в трёх нефах (названные в честь двух королей Альбертов - Первого и Второго), они сохранились по сей день в первозданном виде. Северный неф посвятили Деве Марии, тот, что посередине, - святому Стефану и всем остальным святым, а южный неф посвящён двенадцати апостолам. В 1359 году Рудольф IV заложил новый храм - готический, на его месте теперь - самая высокая южная башня, фундамент которой на удивление прочен, хотя очень мал - всего полтора метра. При подъёме на южную башню можно увидеть древнейшую статую собора Святого Стефана в Вене, которая когда-то служила украшением фасада. Отсюда, с этой скамьи, которая расположена рядом со статуей святого Стефана, граф Штархемберг вёл наблюдение за турками во время осады.

Северная башня строилась более ста лет, только в 1578 году её оснастили красивым куполом в стиле ренессанс. Коренным венцам она до сих пор кажется более похожей на водонапорную башню, хотя называется Орлиной, и ведущий от неё в Женский неф портал носит такое же название. После того как собор Святого Стефана стал кафедральным, скульптор Роллингер изготовил резные, с уникальным рисунком хоры, а в 1513 году там установили орган. Все интерьеры тех времён были выполнены, разумеется, в барочном стиле. В 1647 году началась реконструкция: появился уникальный алтарь работы Якоба и Покка, в 1700-м - два боковых алтаря, по красоте не уступавших главному, написаны две иконы Девы Марии, сразу ставшие знаменитыми. Статус храма был повышен до архиепископского через 40 лет после победы над турками - в 1722 году.

Война

При бомбардировках собор Святого Стефана не пострадал, и наступательная операция советских войск тоже не причинила ему вреда. Однако комендант Вены генерал Зепп Дитрих велел гитлеровской артиллерии снести весь центр города. К огромному счастью, приказ этот не был выполнен. Но несчастье пришло, откуда не ждали: местные жители - мародёры разграбили все близлежащие лавки и подожгли их, а пожар перекинулся на храмовый комплекс.

Последствия были ужасны: кровля провалилась во многих местах, огромный колокол рухнул в Северную башню и разбился, множество интерьеров Святого Стефана в Вене, даже роллингеровские хоры, были практически полностью уничтожены. Сохранились кафедры и - благодаря кирпичным саркофагам - самые ценные реликвии.

Собор восстанавливали добровольцы, и это удалось сделать лишь в 1960 году. В декабре 1948-го над главным нефом появилась кровля, а в апреле 1952-го уже была возможность возобновить службы. Второй этап реставрации начали в 1980-м, он длится по сей день. Реставрируются известняковые стены и статуи, коих очень много, а время безжалостно даже к самым твёрдым материалам.

Первомученик

Кафедральный собор Святого Стефана существует не только в Вене. Этого человека, первого мученика, чтят во всех христианских конфессиях. Он происходил из еврейской диаспоры и жил в Иерусалиме. За свою проповедь, прочитанную примерно в 33-36 гг., то есть сразу после воскресения и вознесения Христа, был привлечён к синедриальному суду и побит камнями. В книге "Деяния святых апостолов" подробно написано о его служении Христу и о принятом мученичестве. Православные чтят его память 9 января, а католики - 26 декабря.

Не вполне ясно, погиб Стефан по вынесению смертного приговора или же его просто линчевала толпа, не дожидаясь окончания суда. Он говорил вещи, которые тогда ещё не проникли в сознание людей, даже бывших современниками Господа и, возможно, слушавших его притчи и видевших чудеса, которые он творил. Стефан рассказывал о том, что видел своими глазами: сидящего одесную Отца. Это казалось кощунством. Сама описанная сцена убийства не похожа на лапидацию (каменование), это, скорее, та же самая толпа, на чьей совести и Крест Господень. К тому же сразу после суда казнить никого было нельзя - сначала римская власть должна была дать добро, а на это уходила уйма времени. Казнимый Стефан молился о своих убийцах. При погребении над ним раздавался "великий плач" (Деяние 8:2).

Венгрия

Базилику (собор) Святого Стефана Будапешт чтит как самый главный храм страны, называя святого по-венгерски - Иштваном. Это другой святой, не первомученик, но король и создатель страны. Именно потому это один из крупнейших храмов Европы, с высотой колокольни в девяносто шесть метров. Построен в стиле неоклассицизма, который был весьма популярен в девятнадцатом столетии. Этот собор - яркий пример строгой и лаконичной классики. Первый архитектор - Хильд - рассчитал не всё правильно, и однажды, через многие годы после его смерти, купол обвалился. Исправить ошибки взялся его последователь - Миклош Ибль. Он сумел придать величественному облику храма некоторую лёгкость и воздушность, поскольку колокольня и купол вобрали в себя немного эклектики.

Надо сказать, что консультировал строительство сам Эйфель, поэтому конструкции оказались надёжными, с тех пор ничего более не рухнуло. Венский собор Святого Стефана может гордиться таким богатым соседством. Внутри базилика роскошна: позолота, резьба, великолепие росписей, изящество статуй и огромный величественный алтарь. Свод купола украшен сценой сотворения мира. На одной из колоколен есть смотровая площадка для любопытных туристов, которые могут подниматься по винтовой лестнице, а для ленивых оборудованы два лифта. На второй колокольне такой площадки нет - там колокол девяти тонн весом.

Чехия

А вот чешский собор Святого Стефана (Литомержице, что в Устецком крае) посвящён первомученику. Этот капитульный, кафедральный и приходской храм построен в архитектурном стиле барокко. Стоит он высоко на Домском холме, который так и назывался - гора Святого Стефана. Романская базилика появилась здесь ещё в 1157 году, затем в шестнадцатом веке её реконструировали в готике.

В 1664 году храм был разрушен полностью, и тогда итальянец Доминико Орси за четыре года возвёл одно из самых красивых барочных сооружений Европы с отдельно стоящей колокольней, соединяющейся с основным зданием арочным мостом. Орган в этом соборе состоит из четырёх тысяч труб, изготовлен он в стиле рококо.

Германия

Баварский кафедральный собор Святого Стефана (Пассау) тоже весьма впечатляющ: длина храма - 102 метра, ширина - 33, а высота - 30. Выстроен в стиле поздней готики с элементами барокко. Баварцы считают его одной из главных достопримечательностей наряду со знаменитыми замками. Готика с душой барокко, как говорят искусствоведы, присутствует и во внутреннем убранстве, оно не менее величественно и помпезно. Третий по величине в мире орган и самый крупный в Европе тоже находится здесь. У него только мануалов 5, 229 регистров и почти 18 тысяч труб. Орган-труженик, он звучит здесь ежедневно.

В 720 году здесь располагалась Святого Стефана, построенная на месте раннехристианской церкви Святого Северина. Естественно, с тех пор собор перестраивался множество раз - войны, пожары, даже и само время вряд ли сможет донести до нас первозданность такой давней постройки. В 1221 году началось почти столетнее строительство на этом месте кафедрального собора, а в 1407-м почти двухсотлетняя перестройка - уже в стиле поздней готики. Так возвели всю восточную часть храма - трансепту, хоры, увеличили раннеготический неф. Трудились над этим произведением искусства очень многие архитекторы, а закончил работу Ханс Глапсбергер в начале шестнадцатого века. Таким мы видим этот сейчас баварский собор Святого Стефана.

Австрия

Вернёмся к самому крупному и самому знаменитому храму этого имени для того, чтобы привести для сопоставления некоторые детали. Например, длина кровли только главного нефа здесь равняется 110 метрам. Впечатляет, не правда ли? Высота до конька крыши от водосточного жёлоба - 38 метров (с наклоном кровли в некоторых местах к горизонтали до 80 градусов), несущий каркас крыши был до пожара деревянным (2 тысячи метров), теперь он из стали (около 600 тонн). А само покрытие - 230 тысяч разноцветных черепиц, которые покрыты блестящей глазурью. Именно из них выложили герб Австрии и герб Вены.

Три нефа базилики подсказывают, что должны быть три входных портала, но это не так. В кафедральный собор Святого Стефана вход только один - это центральный портал, называемый Исполинским, или иначе Воротами гигантов. Найденная при строительстве огромная кость (было решено, что это дракон, о мамонтах в те времена не догадывались) подсказала такие названия. По сторонам от этих ворот расположились трёхъярусные языческие башни. Языческие не потому, что в Средние века здесь встречался экуменизм. Просто мрамор и другой камень заимствовали из разрушенных римских храмов. Над башнями возвышается стрельчатое окно на центральном фасаде, а весь портал оформлен по мотивам Страшного суда. В тимпане - Христос и ангелы, справа и слева - апостолы и евангелисты Лука и Марк как свидетели Страшного суда. А под ними, то есть над капителями колонн, которые слева, - демоны с топорами и верёвочными петлями и химеры. Справа же - пороки человеческие. Сами колонны увивает виноград - символ причастия.

Скульптурные портреты и алтари

В скульптурных портретах изображены Отцы Церкви: юный сангвиник святой Амброзий, старый холерик святой Иероним, зрелый флегматик Григорий Великий и молодой меланхолик святой Августин. Все лестничные перила на ограждениях в декоративном орнаменте: колёса с тремя спицами как символ Святой Троицы, катящиеся вверх, и с четырьмя - спускающиеся, которые символизируют всё земное - времена года, темпераменты, возрасты. Сами же перила - с орнаментом фантастическим: змеи, пожирающие друг друга, жабы, ящерицы. Есть и собачка, которая не пускает всю эту нечисть на кафедру, где проповедует священник.

Наверное, мало храмов на земле, где присутствует такое количество алтарей, сколько имеет Собор Святого Стефана (Вена, Австрия). Их восемнадцать, если не считать те, которые находятся в капеллах. Знаменитейшие - высокий (центральный) и Винер-Нойштадский. Последний - удивительнейшее по красоте сооружение - готический алтарь с росписями и резьбой по дереву - был создан в 1447 году. Название его происходит от города, в котором его создавали и где он первое время находился. в позолоте посвящены сценам из жизни Девы Марии. Открыты створки алтаря бывают только в воскресение. На внешней стороне - фигуры 72 святых. Главный алтарь создал Тобиас Пок, в архитектурном аккорде появляется барочная нота. На створках изображены муки святого Стефана. Выполнен из чёрного мрамора первый алтарь Вены. Статуи рядом с алтарём - святые Флориан и Леопольд, покровители города, и святой Рох - защитник от чумы, о которой тоже многое может поведать собор Святого Стефана.

Катакомбы

Первая церковь 1137 года была расположена на территории древнего кладбища, где хоронили людей в далёкие римские времена. Катакомбы, оставшиеся под храмом, продолжали служить для захоронений, но массовыми погребения стали только в 1732 году, когда из-за эпидемии чумы Карл VI хоронить людей на традиционных городских кладбищах запретил. До 1783 года, когда указом Иосифа II подземный некрополь был закрыт, успели похоронить в катакомбах одиннадцать тысяч человек. Катакомбами эти коридоры со склепами начали называться лишь при романтизме, в веке девятнадцатом. Тогда же и туристы начали посещать собор Святого Стефана. Фото, сделанное здесь на память, будет всю жизнь возвращать незабываемые ощущения.

В катакомбах - масса шедевров, это излюбленное место туристического паломничества. Например, гробница Фридриха III, где украшениями служат 240 фигур. На постаменте - мифические чудовища, черепа, звери. На стенках саркофага изображены все его добрые дела во время жизни. Наверху - монахи, священники, епископы всех монастырей, которые он основал, молящиеся о спасении души Фридриха. Саркофаг из красного мрамора был придуман и заказан хозяином за тридцать лет до своей смерти.