Соборы церковные. Храм, его возникновение и символика Что означает слово «собор»

Первоначально синоды были встречами епископов , и понятие всё ещё используется в этом смысле в католицизме и православии . В английском языке словосочетания англ. general synod или англ. general council могут обозначать вселенский собор (греч. Οικουμενική Σύνοδος ), хотя первый термин применительно к Церкви Англии означает общее собрание духовенства и мирян, являющееся с 1970 года законодательным органом Церкви вместо британского парламента .

Использование термина в различных конфессиях

Православие

На православном Востоке (за исключением Русской Церкви) к XV веку завершилось формирование при предстоятелях поместных Церквей института постоянно действующего собора епископов, именуемого в Константинополе Σύνοδος ενδημούσα («постоянно проживающий собор») или «малыми синодами» в иных Церквах. Их постановлениями, под председательством Патриархов , принимались решения по наиболее важным вопросам.

В Русской Церкви первым постоянно действующим синодом был Святейший Правительствующий Синод , учреждённый Петром I как государственный орган церковного управления. В конце 1917 года Всероссийский Поместный Собор учредил Священный Синод , который продолжает оставаться высшим органом управления в Русской Православной Церкви в межсоборный период (с 2000 года в период между Архиерейскими Соборами).

Римско-католическая церковь

Собирается раз в три года; его решения вступают в силу по утверждении их Папой, который служит его председателем, определяет повестку дня, созывает и распускает его.

Кроме того, существуют «епархиальные синоды», являющиеся нерегулярными съездами духовенства и мирян той или иной епархии.

Англиканская церковь

В Англиканском сообществе «Общие Синоды» (англ. General Synods ) избираются как духовенством, так и мирянами. В большинстве национальных англиканских церквей есть географическая иерархия синодов, с «Общим Синодом» наверху; епископы, духовенство и миряне общаются как палаты в пределах синода.

Лютеранская церковь

В Лютеранской традиции синод может быть или местной административной областью, наподобие епархии типа Синода Миннеаполисской Области Евангелистской Лютеранской Церкви в Америке, или обозначать всё церковное тело, типа Лютеранской Церкви - Синода Миссури. Иногда слово также используется для обозначения встречи священников епархии. В таком случае оно не несет никакого административного значения.

Пресвитерианская церковь

В некоторых Пресвитерианских церквях синод - уровень администрации между Генеральной Ассамблеей и местной пресвитерией. Это относится к Пресвитерианской Церкви в Канаде , Объединённой Церкви в Австралии и Пресвитерианской Церкви США . Все они в своём устройстве находились под влиянием Церкви Шотландии , которая, однако, упразднила свои синоды в 1980-х.

Реформатская церковь

В Реформатских церквях Швейцарии и Южной Германии, где Реформатские церкви организованы как местные независимые церкви (например Евангелистская Реформатская Церковь Цюриха , Реформатская Церковь Берна), синод соответствует Генеральной Ассамблее Пресвитерианских церквей . В голландских Реформатских церквях (и их североамериканских копиях), «синод» - конфессиональная встреча представителей от каждого местного отделения.

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Церковные соборы (синоды, σύνοδοι, concilia) — собрания представителей Церкви, на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера. Самое слово — συνόδός, по-русски — собор, по-латыни concilium, отсюда concile, Соncilien и проч., означает путь, по которому вместе приходят к одной цели.

В самом начале истории Церкви термин Σύνοδος употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. Однако, в течение III века термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самый первый собор - апостольский собор, состоявшийся в Иерусалиме около 50 г. н.э. (Деян. гл. XV). Самые первые из известных местных соборов проводились во II веке, а к IV веку собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления.

Различают два вида соборов: вселенские и поместные. Вселенские соборы занимались решением вопросов вероучительных и дисциплинарных вопросов, касающихся всей Церкви, на этих соборах обычно присутствовали представители всех поместных Церквей. На поместных соборах решаются вопросы местного значения, поэтому состав участников определяется территорией, на которую простирается юрисдикция собора.

Разные христианские конфессии признают неодинаковое число соборов с значением вселенских, и не все соборы, признаваемые такими в одной из них, принимаются с тем же значением в прочих.

Поместными (τοπικαί σύνοδοι), или частными (S. particulares), соборами называются собрания епископов какой-либо одной местной, самостоятельной (автокефальной) церкви или какой-либо определенной ее области (страны, государства, местности, провинции), составляющиеся для разрешения вопросов и дел, возникающих в ее пределах касательно вероучения, строя, управления и дисциплины.

Деление вселенской христианской церкви на поместные, а равно каждой поместной церкви на области (епархии), совершалось в истории по условиям времени, места и обстоятельств и разнообразилось в различных странах мира; вместе с тем разнообразились и формы устройства и управления отдельных церквей и их учреждений. Соборы или синоды, как церковные учреждения, удерживались в строе поместных церквей, но не в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разные времена в своих частных названиях, в организации, в значении и объеме ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением начала коллегиальности. Посему во вселенской Церкви, как и в каждой поместной церкви, соборы имеют свою историю, исходным началом которой служит законодательство вселенской церкви первых девяти веков христианства (т.н. эпохи Вселенских соборов).

Соборы называются

по городам, в которых они происходили (антиохийский, сардикийский, арелатский, московский, базельский и т. п.),

по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали (соборы восточной церкви, западной церкви),

по названиям церквей, в строй которых они входили (соборы константинопольской церкви, антиохийской, римской, карфагенской и т. п.),

по именам стран, где собирались (испанские, малоазийские),

по народностям (соборы русской, сербской, румынской церквей),

по вероисповеданиям (соборы православной, римско-католической, армяно-грегорианской, лютеранской церквей),

по титулам председателей или церковных учреждений (митрополичьи, патриаршие, областные, монастырские, епархиальные),

по составу членов (архиерейские, народно-церковные, смешанные),

по их числу (великие, малые, большие, меньшие),

по продолжительности (временные, постоянные).

В древней России были временные соборы, называвшиеся по городам, где собирались (киевские, московские); в XVII в. при патриархах различались соборы великие и "из прилучившихся" архиереев в Москве; при Петре вместо временных соборов учрежден был при местоблюстителе "освященный собор" постоянный, а в 1721 г. — св. прав. синод, которому были переданы полномочия патриарха. Созвание временных соборов с 1721 г. прекратилось; сохранилось лишь за административным учреждением лавр название "духовного собора". Практика созыва церковных соборов в Русской Церкви возобновилась только в 1917 году, когда был созван Поместный собор, восстановивший патриаршество.

Как уже было сказано, постановления поместных соборов имеют обязательное значение лишь в той области, из представителей которой состояли ее члены. Правила некоторых поместных соборов древней церкви, выразившие общецерковное правосознание, были, однако, приняты православной, римско-католической и армянской церквами в состав общецерковного законодательства и потому признаются и в настоящее время источником права.

Во всех православных поместных и в армянских церквах таким авторитетом пользуются правила поместных С.:

анкирского (314—315 гг.),

неокесарийского (315),

гангрского (ок. 340),

антиохийского (341),

лаодикийского (364),

сардикийского (347),

карфагенского (318),

константинопольских 394 , 864 и 879 гг.

В римско-католической церкви таким же авторитетом пользуются первые семь из перечисленных соборов и еще ельвирский собор (в Испании, ок. 300 г.). Историческое значение местных соборов в развитии церковного права оценивается по степени их влияния на церковную жизнь.

Литература

Турчанинов, "Историческое исследование о С. русской церкви" (М., 1829);

Григорович, "О С. русской церкви" (М., 1866);

Zhishman, "О С. восточных церквей" (1867);

Hefele, "Conciliengeschichte".

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/001/071/4/4400.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ
    соборы, съезды высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, управления, дисциплины, для избрания высших иерархов, их смещения или суда …
  • ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ
  • ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ
    см. …
  • ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ
    ? см. …
  • ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    съезды (с сер. 3 в.) высшего духовенства христианской церкви для решения вопросов вероучения, церковного управления, дисциплины. Разделяются на вселенские и …
  • СОБОРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Соборы церковные (синоды, sunodoi, concilia) - в обширном смысле такназываются собрания представителей церкви для обсуждения и разрешениявопросов и дел вероучения, …
  • ЦЕРКОВНЫЕ
    ЦЕРЌОВНЫЕ СОБОРЫ, съезды высш. духовенства христ. церкви для решения вопросов вероучения, церк. управления, дисциплины. Разделяются на вселенские (съезды представителей всех …
  • ЦЕРКОВНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЦЕРЌОВНЫЕ ЛАДЫ, см. Средневековые …
  • ЦЕРКОВНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЦЕРЌОВНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, в России крестьяне, принадлежавшие церк. учреждениям. В 1764 после секуляризации церк. имуществ превращены в экон. …
  • ЦЕРКОВНЫЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЦЕРЌОВНЫЕ ДЕЙСТВА, обряды Рус. правосл. церкви, типологически близкие театральному представлению. Первое упоминание о Ц.д. относится к 16 в. Виды Ц.д.: …
  • ПАПСТВО в Православной энциклопедии Древо.
  • ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вселенские соборы - собрания высшего духовенства и представителей поместных христианских церквей, на которых разрабатывались и утверждались …
  • ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    соборы, центральные сословно-представительские учреждения России в середине 16-17 вв. Появление З. с. - результат объединения рус. земель в единое государство, …
  • ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    соборы, съезды высшего духовенства христианской церкви: патриархов, архиепископов, епископов. На В. с. обсуждаются вопросы и выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного …
  • ЦЕРКОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    меры, установленные законодательною властно церкви против преступлений, нетерпимых в среде церковного общества. они применяются цервовно-судною властью в отношении членов церкви, …
  • ТОЛЕДСКИЕ СОБОРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    национальные собрания вестготского королевства, созывавшиеся в г. Толедо в период с VI до VIII в., состоявшие из прелатов и светских …
  • СВЕЧИ ЦЕРКОВНЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    продажа восковых церковных свечей как оптом, так и в розницу, была при Петре I предоставлена исключительно церквям (указ Синода 1721 …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СОБОРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
  • ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    были одним из наиболее крупных явлений политической жизни Московского государства XVI — XVII в., представляя собой выработанную в старой Москве …
  • ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Вселенский собор есть чрезвычайное "собрание пастырей и учителей церкви, по возможности, со всей вселенной", или иерархическое представительство всех поместных самостоятельных …
  • ЦЕРКОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? меры, установленные законодательною властно церкви против преступлений, нетерпимых в среде церковного общества. они применяются цервовно-судною властью в отношении членов …
  • ТОЛЕДСКИЕ СОБОРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? национальные собрания вестготского королевства, созывавшиеся в г. Толедо в период с VI до VIII в., состоявшие из прелатов и …
  • СВЕЧИ ЦЕРКОВНЫЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
  • СВЕЧИ ЦЕРКОВНЫЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? продажа восковых церковных свечей как оптом, так и в розницу, была при Петре I предоставлена исключительно церквям (указ Синода …
  • ПАПСТВО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СОБОРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (более замечательные): 1) собор 381 г., второй вселенский. Ко времени воцарения Феодосия Великого вся восточная церковь находилась в крайнем расстройстве, …
  • ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? были одним из наиболее крупных явлений политической жизни Московского государства XVI ? XVII в., представляя собой выработанную в старой …
  • ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Вселенский собор есть чрезвычайное "собрание пастырей и учителей церкви, по возможности, со всей вселенной", или иерархическое представительство всех поместных …
  • СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ в Словаре Кольера:
    обладающие догматическими и каноническими полномочиями собрания епископов, созываемые для обсуждения важнейших вопросов церковной жизни и вероучения и принятия соответствующих решений. …
  • УСТАВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Устав Русской Православной Церкви, принят на Юбилейном Архиерейском Соборе (Москва, 13-16 августа 2000 года), с …
  • ТОЛЕДСКИЙ СОБОР в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Толедские соборы, национальные собрания Вестготского королевства, созывавшиеся в г. Толедо в период с V …
  • РЕФОРМАЦИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Реформация, одно из крупнейших событий всемирной истории, именем которого обозначается …
  • НИКОН МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никон (1605 - 1681), патриарх Московский. В миру Никита Минич или Минов, родился …
  • ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Лебедев Алексей Петрович (…
  • ГЕНРИХ V в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Король Немецкий и император «Священной Римской империи» из Франконской династии, правивший, в 1106 - 1125 гг. Сын Генриха IV и …
  • ГЕНРИХ V в биографиях Монархов:
    Король Немецкий и император «Священной Римской империи» из Франконской династии, правивший, в 1106 — 1125 гг. Сын Генриха IV и …
  • СЕРГЕЕВИЧ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
    Сергеевич (Василий Иванович) - историк права. Родился в городе Орле, получил домашнее образование и поступил прямо в Московский университет, на …
  • РОССИЯ, РАЗД. ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА (XVIII ВЕК) в Краткой биографической энциклопедии:
    Р то время как история светской музыки начинается в XVIII с полного господства иноземной музыки, иностранных оркестров и композиторов, и …
  • СОБОР в Большом энциклопедическом словаре:
    1) собрание светских и духовных чинов для совета и решения важнейших дел в России 16-17 вв. (Земские соборы, Вселенские соборы); …
  • СССР. ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    строй В 1-й половине 1-го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в …
  • ГОТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от итал. gotico, буквально - готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль, явившийся заключительным этапом в …
  • СЕРГЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Василий Иванович — историк права. Род. в г. Орле, получил домашнее образование и поступил прямо в Московский унив. на юридический …
  • СЕРБСКАЯ ЦЕРКОВЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Относительно первых веков христианства в Сербии до конца XI в. сохранилось очень мало известий. В первый раз сербы крещены были …
  • СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ В РОССИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (о развитии и характере церковного землевладения в России — см. Монастыри и Духовенство). Первые признаки нарождающегося движения в пользу С. …

СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ, обладающие догматическими и каноническими полномочиями собрания епископов, созываемые для обсуждения важнейших вопросов церковной жизни и вероучения и принятия соответствующих решений. В Римско-католической церкви «вселенскими» называются соборы, на которые приглашены все епископы и которые тем самым представляют весь христианский мир; соборы же, на которые приглашается только часть высшего духовенства, считаются «поместными», или «частными». Последние могут быть «провинциальными» или «пленарными» – в зависимости от того, созываются ли они в рамках отдельной епархии (или диоцеза) или же в рамках всей страны. Церковные соборы (в том числе и поместные) пользуются юридическим авторитетом в религиозных вопросах, который превосходит законодательные полномочия отдельных епископов. В этом заключается отличие соборов от епископских конференций, которые не являются законодательными собраниями.

В соответствии с римско-католическим каноническим правом общецерковный собор созывается лишь папой Римским, и постановления этого собора вступают в силу только в том случае, если они подтверждены и одобрены Св. Престолом. В принципе, для участия в соборе приглашались только «резидентные» епископы (т.е. те, которые действительно управляют епархией), но позднее эта привилегия была распространена на кардиналов и титулярных епископов, аббатов, глав монашеских орденов или особых мужских монашеских конгрегаций, которые (как, например, иезуиты) не подчиняются епископам или кардиналам. Все вышеперечисленные обладают правом решающего голоса, остальные участники собора (в частности, теологи) – только совещательным голосом.

Соборы называются по месту, где они проводились. Римско-католическая церковь признает вселенскими 21 собор (Пизанский собор 1409, созванный как вселенский, впоследствии был дезавуирован). Восточные (православные) церкви признают вселенскими только 7 первых соборов, состоявшихся до разделения церквей, а протестанты признают авторитет лишь первых четырех из них. 21-й (по католическому исчислению) Вселенский собор – II Ватиканский собор – был созван папой Иоанном XXIII в 1962 и продолжался при его преемнике Павле VI до 1965.

Ниже перечислены вселенские соборы, признаваемые Римско-католической церковью, с кратким изложением их решений.

(1) I Никейский (325). Осудил арианство и вынес определение относительно «единосущия» Сына Отцу, которое позже вошло в Никейский символ веры .

(2) I Константинопольский (381). Осудил македониан, отрицавших божественность Святого Духа. Подтвердил и дополнил вероопределение, принятое на I Никейском соборе.

(3) Эфесский (431). Осудил несторианство, отрицавшее ипостасное единство (единство божественной и человеческих природ) в воплотившемся Слове – Христе. Признал правомерность именования «Богородица» применительно к Деве Марии.

(4) Халкидонский (451). Осудил монофизитство , или евтихианство, постановив, что Христос обладал двумя природами и был истинным Богом и истинным человеком.

(5) II Константинопольский (553). Осудил за уклонение в несторианство нескольких епископов и богословов, прежде всего – Феодора Мопсуестийского, Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. См. также НЕСТОРИЙ .

(6) III Константинопольский (680–681). Осудил монофелитов и постановил, что Христос обладал двумя волями – божественной и человеческой (см. также МОНОФЕЛИТСТВО).

(7) II Никейский (787). Осудил иконоборцев и постановил, что почитание икон и священных изображений не есть идолопоклонство.

(8) IV Константинопольский (869–870). Осудил Фотия, патриарха Константинопольского.

(9) I Латеранский (1123). Первый общецерковный собор Западной церкви. Утвердил Вормсский конкордат и принял закон о церковных инвеститурах.

(10) II Латеранский (1139). Принял меры для преодоления схизмы антипапы Анаклета II и издал постановления против ростовщичества, симонии и других пороков.

(12) IV Латеранский (1215). Принял ряд постановлений, направленных на реформу церкви, учредил обязательную ежегодную исповедь и причащение на Пасху и утвердил догмат о в таинстве евхаристии.

(13) I Лионский (1245). Осудил императора Священной Римской империи Фридриха II за преследования церкви.

(14) II Лионский (1274). Добился временного воссоединения Восточных (православных) церквей с Римом и постановил, что выборы нового папы должны начинаться спустя десять дней после кончины его предшественника.

(15) Вьеннский (1311–1312). Упразднил орден тамплиеров, призвал к крестовому походу для освобождения Святой Земли, принял учение об отношении души и тела в человеке и осудил т.н. спиритуалов – секты фратичеллов, дульчинистов, бегардов и бегинок.

(16) Констанцский (1414–1418). Принял ряд постановлений, касающихся реформы папства и церкви, осудил Уиклифа, приговорил к сожжению Яна Гуса и положил конец великой западной схизме, низложив и заключив в тюрьму антипапу Иоанна XXIII (Балтазара Коссу).

(17) Флорентийский (1438–1443). Утвердил примат папы в противовес сторонникам соборной реформы, настаивавшим на том, что общецерковный собор должен обладать большей властью, чем папа, и предпринял попытку воссоединиться с Восточными (православными) церквами.

(18) V Латеранский (1512–1517). Разграничил полномочия папы и общецерковного собора, осудил философов, учивших, что душа смертна и едина для всего человечества, и призвал к крестовому походу против турок.

Кафедральным собором называют религиозное сооружение тогда, когда там расположена кафедра епископа, то есть оно является главным храмом епархии.

Что означает слово «собор»

Слово «собор» осталось у нас от древнеславянского слова, означающего съезд или собрание.

  • Обычно собором называют главный храм в городе.
  • В соборе каждый день проводят служения минимум три священника.
  • Здесь могут служить и верховные духовные лица: патриарх, епископ, архиерей.
  • Соборы обладают большой территорией, поэтому в них для служения собирается много прихожан и духовных служителей.
  • Также они рассчитаны на то, что в них будут проводиться богослужения во время праздников

Что такое «кафедральный собор»

Соборы делятся на монастырские и кафедральные. Кафедральным собором называется та церковь, где расположена кафедра действующего епископа. В таком месте собирается много представителей духовенства. В главных храмах стоит кафедра, то есть возвышение, где епископ проводит службы.

Чем собор отличается от церкви

Слово «церковь» пришло из греческого языка и имеет значение «дом Господа». В церкви есть алтарь и комната для молитв – трапеза.

По другой версии, статус церкви присваивается за количество приделов, то есть куполов с крестом. У храма их может быть до тринадцати, в то время как у церкви – всего один. И обычно в таких церквях литургию проводит лишь один священник.

Подводя итоги, главное отличие кафедрального собора от церкви – наличие кафедры епископа и ориентированность на большое количество духовенства.

Соборы в разных направлениях христианства

Три основных направления христианства – православие, католицизм и протестантизм. Исторически сложилось, что эти направления различаются как в трактовке и взглядах, так и в строительстве церквей.

Православие


У православного храма выделяют три части:

  1. Алтарь;
  2. Наос (или средняя часть под куполом);
  3. Притвор (вход внутрь).

При этом в православных храмах алтарь закрыт иконостасом. Также одно из главных отличий – архитектурная форма куполов. Если у католиков сооружения строились в готическом стиле, то православные церкви и храмы обладают светлыми цветами, купола округлые.

Католицизм


Как уже говорилось выше, католические церкви построены в стиле готика, то есть обладают большими масштабами, сложены из темного камня, большая детализация, острые башни тянутся вверх, предавая устрашающий вид. При строительстве католики старались подчеркнуть, насколько Бог возвышается над людьми. Также внутри стоят лавочки и службу прихожане слушают сидя.

Протестантизм


В архитектуре протестантских сооружений преобладает минимализм и лаконичность. Интересная их особенность в том, что в этот стиль может вплетаться местная культура. Например, на востоке протестантский храм может быть выполнен в виде мечети, в Прибалтике может быть построен в виде деревянного сруба.

Самые известные православные соборы

  1. Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя, расположенный в Москве, особенно популярен у политиков и бизнесменов. Его отстроили в 1997 году, восстановив собор 19 века.
  2. Собор Василия Блаженного (или Собор Покрова Пресвятой Богородицы) так же расположен в Москве на Красной площади и уже считается ее символом. Построен был в середине 16 века, о его архитекторе до сих пор идут споры.
  3. Казанский кафедральный собор находится в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте. Он совсем непохож на обычную православную церковь, потому что выполнен в стиле ампир. Во времена СССР его сделали Музеем религии и атеизма, но в 200 году его снова сделали собором и заново освятили.
  4. Успенский собор во Владимире известен тем, что построен до времен татаро-монгольского ига и до постройки Москвы считался важнейшим собором Руси.
  5. Церковь покрова на Нерли была заложена в 1165 году. Формы просты и изящны. И пусть храм не может похвастаться особой пышностью, но все равно достаточно ценится историками.

Обычай созывать Соборы для обсуждения важных церковных вопросов идет с первых веков христианства. Первый из известных Соборов был созван в 49 году (по другим данным — в 51-м) в Иерусалиме и получил название Апостольского (см.: Деян 15, 1-35). На Соборе обсуждался вопрос соблюдения христианами из язычников требований Моисеева закона. Известно также, что апостолы собирались для принятия общих решений и ранее: например, когда вместо отпадшего Иуды Искариота был избран апостол Матфий или когда были избраны семь диаконов.

Соборы были как Поместные (с участием епископов, других священнослужителей и иногда мирян Поместной Церкви), так и Вселенские.

Соборы Вселенские созывались по особо важным церковным вопросам, имеющим значение для всей Церкви. На них присутствовали по возможности представители всех Поместных Церквей, пастыри и учители со всей Вселенной. Вселенские Соборы являются высшей церковной властью, они совершаются под водительством Святого Духа , действующего в Церкви.

Православная Церковь признает семь Вселенских Соборов: I Никейский; I Константинопольский; Ефесский; Халкидонский; II Константинопольский; III Константинопольский; II Никейский.

I Вселенский Собор

Он проходил в июне 325 года в городе Никее в правление императора Константина Великого. Собор был направлен против лжеучения александрийского пресвитера Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее Творение. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат о Божестве Иисуса Христа: Сын Божий есть Истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, единосущен с Богом Отцом.

На Соборе были составлены первые семь членов Символа веры.

На I Вселенском Соборе было также постановлено праздновать Пасху в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое приходится на период после весеннего равноденствия.

Отцы I Вселенского Собора (20-е правило) отменили земные поклоны в воскресные дни, так как праздник воскресенья является прообразом нашего пребывания в Царстве Небесном.

Были приняты и другие важные церковные правила.

Он проходил в 381 году в Константинополе. Участники его съехались, чтобы осудить ересь Македония, бывшего арианского епископа. Он отвергал Божество Духа Святого; учил, что Дух Святой не есть Бог, называл Его сотворенною силою и притом служебною Богу Отцу и Богу Сыну. Собор осудил пагубное лжеучение Македония и утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном.

Никейский Символ веры был дополнен пятью членами. Работа над Символом веры была завершена, и он получил название Никео-Цареградского (Царьградом по-славянски назывался Константинополь).

Собор был созван в городе Ефесе в 431 году и направлен против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который утверждал, будто Пресвятая Дева Мария родила человека Христа, с Которым Бог потом соединился и обитал в Нем, как в храме. Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву не Богородицей, а Христородицей. Собор осудил ересь Нестория и постановил признавать, что во Иисусе Христе со времени воплощения соединились два естества: Божественное и человеческое . Также было определено исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком , а Пресвятую Деву Марию — Богородицей .

Собор утвердил Никео-Цареградский Символ веры и запретил вносить в него изменения.

О том, насколько злочестива ересь Нестория, свидетельствует рассказ в «Луге духовном» Иоанна Мосха:

«Пришли мы к авве Кириаку, пресвитеру лавры Каламонской, что около священного Иордана. Он рассказывал нам: “Однажды я видел во сне величественную Жену, облаченную в порфиру, и вместе с Ней двух мужей, сиявших святостью и достоинством. Все стояли вне моей кельи. Я понял, что это — Владычица наша Богородица, а два мужа — святой Иоанн Богослов и святой Иоанн Креститель. Выйдя из кельи, я просил войти и сотворить молитву в моей келье. Но Она не соизволила. Я не переставал умолять, говоря: «да не буду я отвержен, унижен и посрамлен» и многое другое. Видя неотступность моей просьбы, Она сурово ответила мне: «У тебя в келье Мой враг. Как же ты желаешь, чтобы Я вошла?» Сказав это, удалилась. Я пробудился и начал глубоко скорбеть, вообразив, не согрешил ли я против Нее хотя бы помыслом, так как кроме меня никого в келье не было. После долгого испытания себя я не нашел в себе никакого прегрешения против Нее. Погруженный в печаль, я встал и взял книгу, чтобы чтением рассеять свою скорбь. У меня была в руках книга блаженного Исихия, пресвитера иерусалимского. Развернув книгу, я нашел в самом конце ее две проповеди нечестивого Нестория и тотчас сообразил, что он-то и есть враг Пресвятой Богородицы. Немедленно встав, я вышел и возвратил книгу тому, кто мне ее дал.

— Возьми, брат, обратно свою книгу. Она принесла не столько пользы, сколько вреда.

Он пожелал знать, в чем состоял вред. Я рассказал ему о своем сновидении. Исполнившись ревности, он немедленно вырезал из книги два слова Нестория и предал пламени.

— Да не останется и в моей келье, — сказал он, — враг Владычицы нашей Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии!”»

Он проходил в 451 году в городе Халкидоне. Собор был направлен против лжеучения архимандрита одного из константинопольских монастырей, Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Евтихий учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество совершенно поглощено Божеством, и признавал во Христе только естество Божественное. Ересь эта получила название монофизитства (греч. моно — один, единственный; физис — природа). Собор осудил эту ересь и определил учение Церкви: Господь Иисус Христос есть Истинный Бог и истинный человек, во всем подобный нам, кроме греха. При воплощении Христа Божество и человечество соединились в Нем как едином Лице, неслиянно и неизменно, нераздельно и неразлучно .

В 553 году в Константинополе был созван V Вселенский Собор. На Соборе обсуждались сочинения трех епископов, скончавшихся в V веке: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского. Первый был одним из учителей Нестория. Феодорит резко выступал против учения святителя Кирилла Александрийского. Под именем же Ивы было в обращении послание к Марию Персу, в котором содержались непочтительные отзывы о решении III Вселенского Собора против Нестория. Все три сочинения этих епископов были осуждены на Соборе. Поскольку Феодорит и Ива отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью, то сами они не подверглись осуждению. Феодор Мопсуетский не раскаялся и был осужден. Собор также подтвердил осуждение ереси Нестория и Евтихия.

Собор был созван в 680 году в Константинополе. Он осудил лжеучение еретиков-монофелитов, которые, несмотря на то что признавали во Христе два естества — Божеское и человеческое, учили, что у Спасителя только одна — Божественная — воля. Борьбу с этой распространенной ересью мужественно вели патриарх Иерусалимский Софроний и константинопольский монах Максим Исповедник.

Собор осудил монофелитскую ересь и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое — и две воли. Человеческая воля во Христе не противна, а покорна Божественной воле . Наиболее ясно это выражено в евангельском рассказе о гефсиманской молитве Спасителя .

Спустя одиннадцать лет соборные заседания продолжились на Соборе, который получил именование Пято-шестой , так как дополнил деяния V и VI Вселенских Соборов. На нем решались в основном вопросы церковной дисциплины и благочестия. Были утверждены правила, согласно которым должна управляться Церковь: восемьдесят пять правил святых апостолов, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов, а также правила тринадцати отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами VII Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый Номоканон — книгу церковных канонических правил (по-русски — «Кормчая книга»).

Этот собор также получил название Трулльского: он проходил в царских палатах, именуемых Трулльскими.

Он проходил в 787 году в городе Никее. Еще за шестьдесят лет до Собора возникла иконоборческая ересь при императоре Льве Исавре, который, желая облегчить магометанам переход в христианство, решил отменить почитание святых икон. Ересь продолжалась и при последующих императорах: его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хазаре. VII Вселенский Собор был созван для осуждения ереси иконоборчества. Собор определил почитать святые иконы вместе с изображением Креста Господня.

Но и после VII Вселенского Собора ересь иконоборчества не была окончательно уничтожена. При трех последующих императорах были новые гонения на иконы, и они продолжались еще двадцать пять лет. Только в 842 году, при императрице Феодоре, состоялся Поместный Константинопольский Собор, который окончательно восстановил и утвердил иконопочитание . На Соборе был установлен праздник Торжества Православия , который мы с тех пор отмечаем в первое воскресенье Великого поста.