Современные проблемы науки и образования. Категории необходимости, случайности и возможности: их смысл и методологическая роль в научном познании Необходимость и случайность в философии кратко

Людей издавна интересовал вопрос о том, что в природе и жизни людей происходит обязательно, а что – нет. Эти размышления породили проблему соотношения необходимости и случайности. Необходимость – это то, что обязательно, непременно происходит в данных условиях, а случайность – это то, это может произойти, а может и не произойти в этих условиях.

Различие между необходимостью и случайностью заключается в том , что причины необходимости коренятся в сущности данного объекта, а причины случайности лежат во вне – во внешних условиях, которые складываются в основном независимо от этого объекта. Когда внутренняя и внешняя причинно-следственные связи пересекаются, то и происходит событие, являющееся случайным по отношению к данному объекту.

Например, человек шёл на работу и, переходя улицу, попал в аварию. То, что он ходил на работу, – это необходимость, а то, что он стал жертвой аварии, – случайность, поскольку неисправность тормозов и езда на красный светофор (причина аварии) возникли независимо от него.

Отрицание объективного существования случайностей ложно и методологически вредно. Признавая всё одинаково необходимым, человек не может отделить существенное от несущественного. При таком взгляде сама необходимость низводится до уровня случайности.

Если Спиноза, Гольбах и другие абсолютизировали роль необходимости, то Шопенгауэр, Ницше и другие иррационалисты считали, что в мире всё случайно и непредсказуемо.

На самом же деле в мире имеется и необходимость и случайность. Не существуют они в чистом виде, согласно диалектике, каждое явление, каждый процесс есть единство необходимости и случайности. Нет полностью необходимых или полностью случайных явлений, каждое из них содержит и момент необходимого и момент случайного. Возьмём, к примеру, такое событие, как женитьба. То, что молодой человек вступает в брак, - это необходимость, обусловленная его духовными и физиологическими потребностями. А то, что он вступает в брак именно с данной девушкой, - это уже случайность. Если бы мы признали, что и этот момент - необходимость, то вынуждены были бы заключить, что кто-то распределил, кому на ком жениться, и следит за неукоснительным исполнением этого. Ничего подобного, конечно, нет. Если бы молодому человеку не встретилась данная девушка, то он мог бы жениться на другой, не любой, а соответствующей его идеалу. Но встреча девушки, отвечающей его идеалу, дело случая и зависит от внешних обстоятельств. Когда мы рассматриваем событие в целом, то оно выступает как единство необходимости и случайности, когда же фиксируем определённое отношение, в котором рассматривается событие, то должны с полной определённостью сказать, необходим этот момент или случаен. Иначе диалектика будет заменена эклектикой – механическим соединением противоположностей.

Необходимость как закономерность объекта проявляется в его взаимодействии с внешними условиями.

Связь необходимости и случайности можно выразить двумя принципами:

1) необходимость обнаруживается только через массу случайностей,

2) случайность – это форма проявления необходимости. Например, давление газа на стенки сосуда – необходимость, но она реализуется через массу случайностей – удары отдельных молекул.

В процессе развития случайность может превращаться в необходимость. Пример – биологическая эволюция, которая есть тотальное превращение случайностей в необходимость: полезные мутации, имеющие случайный характер, накапливаются в ходе естественного отбора, становятся достоянием вида и передаются последующим поколениям.

Билет №6

    Философия Аристотеля.

По мнению Аристотеля, все вещи, процессы и явления, существуют благодаря четырем началам, или причинам.

Первая из них – формальная причина, или форма. Формой он называл сущность бытия каждой вещи.

Второе начало мира – материальная причина, или материя. Он различал первую материю – полностью неоформленную, бесструктурную массу и последнюю материю в виде 4-х стихий – воды, воздуха, огня и земли – уже слегка оформленную, возникшую из первоматерии и служащую непосредственно материалом для вещей.

Третье начало мира – целевая, или конечная, причина, отвечающая на вопрос «для чего?» Аристотель полагал, что всё в природе и обществе осуществляется ради какой-то цели. Такое мировоззрение называют телеологичным.

Четвертое первоначало Аристотель находит в движущей причине. Он отрицает самодвижение, и считает, что движущееся должно приводиться в движение только чем-то внешним. Одни тела движут другие, а перводвигателем служит Бог.

По Аристотелю , вещь обладает всеми четырьмя причинами и в деятельности человека имеются все 4 причины. Но он был не прав в том, что это относится ко всему миру и всем его процессам. Здесь Аристотель допустил антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств на тела и явления природы.

Все 4 причины, по Аристотелю, извечны. Но сводимы ли они друг к другу? Материальная причина не сводима к другим. А формальная, движущая и целевая причины сводятся, в конечном счете, к одной, и таковой триединой причиной служит Бог. Аристотель ввел такой термин как теология – учением о Боге.

МОЖНО НЕ ГОВОРИТЬ . (Таким образом, в целом учение Аристотеля это объективный идеализм и это – идеализм дуалистического толка (т.е. 2 начала материя и форма)).

ДЛЯ ОБЪЕМА МОЖНО И СКАЗАТЬ! (В своих космологических взглядах Аристотель стоял на позициях геоцетризма. Типо космос, как и Земля, имеет форму шара. Он состоит из множества оболочек, к которым прикрепляются небесные тела, ближе всего нах-ся сфера луны, потом солнца, потом планет и потом сфера звезд. Все небесные тела состоят из эфира – материи надлунных сфер; эфир – 5ая стихия, которая не существует на земле).

Свое учение о форме и материи Аристотель использовал в психологии : душа является формой по отношению к телу, оживляет его и приводит в движение. Душа – посредник между Богом и материей. Души присущи растениям, животным и людям. Душа имеет три части: вегетативную, или растительную (способность к питанию), животную, или чувственную (способность к ощущению), разумную (способность к познанию). Растения имеют только первую часть, животные – первую и вторую, человек – все три. В этом учении Аристотеля содержится глубокая догадка о ступенях эволюции свойства отражения (раздражимость – психика - сознание). Вегетативная и животная части души зависят от тела и смертны, а разумная часть души, по Аристотелю, не зависит от тела, бессмертна и связана с Богом, который есть чистый разум.

В своих гносеологических взглядах Аристотель не отрицал значения чувственного познания, более того, он правильно считал его началом всякого познания. В целом процесс познания, по Аристотелю, включает в себя следующие ступени: ощущение и чувственное восприятие, опыт, искусство, наука, которая служит вершиной познания. В учении Аристотеля впервые наметилась тенденция к пониманию единства чувственного и рационального в познании.

Основным в этико-политических взглядах Аристотеля было определение человека как общественного животного, наделённого разумом. Главное отличие человека от животного – способность к интеллектуальной жизни и приобретению добродетели. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость, - писал Аристотель. Он правильно полагал, что человек от рождения не обладает добродетелями (положительными качествами), от природы ему даны лишь возможности приобрести их.

Аристотель различал интеллектуальные и этические добродетели. К первым он относил: мудрость, благоразумие, ко вторым – мужество, справедливость, щедрость, честность, великодушие. Первые добродетели приобретаются путём обучения, вторые – путём воспитания. Аристотель справедливо оспаривал мнение Сократа о том, что якобы никто, обладая знанием о добре, не станет действовать дурно. Одно дело – иметь знание о добре, другое – хотеть им пользоваться. Задача воспитания как раз заключается в переводе нравственного знания во внутреннее убеждение и в действие.

Учение Аристотеля о человеке направлено на то, чтобы личность поставить на службу государству. По его мнению, человек рождается политическим существом и носит в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Решающую роль, по Аристотелю, в политической жизни играет добродетель справедливости. Аристотель не принял «идеальное государство» Платона, отметив, что целое не может быть счастливо, если все его части несчастливы. По Аристотелю, не только человек должен служить государству, но и наоборот.

Аристотель различал три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформации первых. В хороших формах правление осуществляется в рамках закона, а в плохих – нет. Хорошими он считал монархию, аристократию; плохими – тиранию (возникшую как деформация монархии), олигархию (деформацию аристократии) и крайнюю демократию (деформацию политии).

    Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм.

У человека имеется три основных способа постижения мира – чувственное, рациональное и интуитивное познание. Исходным моментом общего познавательного процесса служит чувственное познание . Оно осуществляется с помощью анализаторов. У человека имеется 9 анализаторов. Помимо хорошо известных зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного имеются ещё температурный, кинестетический, вестибулярный и висцеральный анализаторы. Например, температурный анализатор с помощью своих рецепторов, расположенных в коже, ротовой полости и во внутренних органах, даёт информацию о температуре внешних предметов и самого организма.

Возможности чувственного отражения расширяются с помощью приборов, роль которых в познании и практике непрерывно возрастает. Существует их несколько типов. Приборы-измерители (весы, линейка) дают количественную меру тем параметрам, которые воспринимаются анализаторами, но не измеряются, так как органы чувств лишены эталона для сравнения. Приборы-усилители (очки, микроскоп, звукоусилитель) отображают объекты, не воспринимаемые или плохо воспринимаемые невооружёнными анализаторами в силу их малой чувствительности. Приборы-преобразователи (амперметр, радиометр, камера Вильсона) трансформируют воздействие объектов (например, радиоактивное излучение), для восприятия которых у человека нет органов чувств, в форму, пригодную для восприятия (чаще всего в показания по шкалам и циферблатам). Приборы-анализаторы (электрокардиограф) выявляют структуру и составные части исследуемого объекта или процесса.

Исходной формой чувственного познания служат ощущения. Примеры ощущений: красное, синее, горькое, тёплое, мягкое и т.п. Ощущение – это отражение отдельного (одного) свойства объекта. Другой форме чувственного познания – восприятию , которое представляет собой целостный образ предмета, действующего на органы чувств. Третья форма чувственного познания – представление. Оно есть след восприятия, целостный чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти после действия предмета на органы чувств. Человек обладает способностью оперировать представлениями, комбинировать их и создавать новые образы. Такая способность называется наглядно-образным мышлением, или воображением.

Второй способ постижения мира – рациональное познание . Его же именуют абстрактным мышлением, разумом, иногда интеллектом. Оно представляет собой обобщённое и опосредованное отражение бытия в форме системы понятий, обеспечивающей на основе чувственных данных раскрытие причин и законов. Базовыми формами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства какого-либо класса предметов или явлений. По степени общности (по объёму) понятия бывают менее общими, более общими, предельно общими (стол – мебель – материальный предмет). В отличие от ощущений, восприятий и представлений понятия лишены наглядности, или чувственности. Суждения и умозаключения – это формы познания, в которых движутся понятия. Чтобы правильно воспроизвести мир, необходимо так связать понятия, как связаны между собой предметы, отображаемые ими. Это происходит в суждениях и умозаключениях. Суждение – это мысль, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о чём-либо. Суждения делятся на утвердительные и отрицательные. Умозаключение – это мысль, в ходе которой из нескольких имеющихся суждений (посылок) получается новое суждение (вывод).

Умозаключения служат высшей формой рационального познания, поскольку именно с их помощью на основе имеющегося знания без обращения к чувственному опыту приобретается новое знание. Представления, понятия, суждения и умозаключения могут образовывать целостную систему знания – теорию, которая призвана описывать и объяснять некоторую сферу бытия. Понятия, выраженные в научных терминах, составляют категориальный аппарат теории, суждения образуют принципы и законы теории, умозаключения – способы обоснования знания в ней с помощью вывода, а представления служат наглядными моделями (например, модель клетки, атома и т.п.).

История европейской философии была отмечена спором между сенсуализмом и рационализмом. Сторонники сенсуализма главным и даже единственным источником знаний признавали чувственное познание. За мышлением сенсуалисты признавали лишь функцию суммирования и упорядочения чувственных данных.

Рационалисты напротив, преувеличивали, а в некоторых случаях и абсолютизировали роль разума в познании. Результаты чувственного опыта они считали либо неистинным знанием, либо поводом для настоящего познания.

С диалектической точки зрения вопрос о том, какое познание важнее – чувственное или рациональное – некорректен. Правомочен вопрос только о функциях этих двух способов познания. Совокупное знание имеет своим источником как чувственное, так и рациональное познание. Первичным из них служит чувственное познание - ощущения и восприятия. Это – единственная связь сознания с внешним миром. Без него познание вообще бы не началось. На основе чувственных данных мышление посредством умозаключений формирует новое, более глубокое знание – знание о микроструктурах, причинах, законах, не воспринимаемых в ощущениях объектах. Таким образом, чувственное и рациональное представляют собой два необходимых и дополняющих друг друга способа познания мира.

Билет №7

    Философия Древнего Китая (даосизм, конфуцианство).

Одно из 2х основных философских учений в Древнем Китае – даосизм, основателем которого был Лаоцзы. Центральное понятие этого учения – дао. Дао – это Великий Путь для Космоса, Земли и Человека. В то же время дао – это источник, корень всего существующего. Дао существует везде и во всём. Само по себе дао человеком не воспринимается, но оно воплощается в вещах, предметах, растениях, животных, людях и т.д. Таким образом, окружающий нас мир, чувственный мир – это воплощение дао, его китайцы называли “дэ”.

Дэ непосредственно воспринимается органами чувств. В целом мир – единство дао и дэ. Дао постигается не органами чувств, а разумом, мышлением. Познать Дао – значит постигнуть законы природы и научиться соответствовать им.

Даосы в глубокой древности почувствовали возможность возникновения конфликта между обществом и природой. Поэтому их главным жизненным принципом стал принцип у вэй – принцип следования дао, т.е. такого поведения, которое согласуется с природой человека и Вселенной. У вэй – это такое поведение, которое основывается на использовании естественных свойств вещей и процессов и не включает в себя насилие, повреждение природы. Это – способ жизни в согласии с миром. Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и даже гибели. Даосизм призывал к органическому слиянию с природой. Это учение оказало большое воздействие на культуру Китая, особенно на его искусство.

Если даосизм рассматривал преимущественно отношение человека ко всему миру и к природе, то второе влиятельное учение в китайской философии – конфуцианство – поставило главным предметом отношение человека к обществу, государству и семье. Основателем этого учения был Конфуций. Исходной для Конфуция была концепция «неба» и «небесного веления». С мечтой упорядочить жизнь общества Конфуций и создаёт своё учение.

Важной его частью служит представление о «благородном муже» – идеале человека – цзюнь-цзы . Последний должен обладать двумя важнейшими качествами: гуманностью и чувством долга . Он должен быть добрым и справедливым по отношению к низшим, почтительным к старшим и высшим.

Основой гуманности Конфуций считал «сяо» сыновнюю почтительность . Здесь конфуцианство опиралось на древнейший в Китае культ почитания предков. Смысл сяо в том, что почтительный сын должен всю жизнь заботиться о родителях, чтить и любить их при любых обстоятельствах.

Успех конфуцианства в большой степени был обусловлен тем, что Конфуций, мечтая «сплотить Поднебесную в одну семью», предложил распространить принципы отношений в большой сложной семье на всё общество и осуществить это с помощью ритуализированного этикета – «правил ли».

Одна из основ социального порядка, по Конфуцию, - строгое повиновение старшим. Любой старший, будь то отец, чиновник, государь, - это непререкаемый авторитет для младшего, подчинённого, подданного. Слепое повиновение его воле и слову – это элементарная норма для младших и подчиненных, как в государстве, так и в семье. Однако это не означало, что «старшие» могли допускать произвол и несправедливость.

После смерти его основателя конфуцианство распалось на 8 школ, важное значение из которых имели две. Одна из них – школа Мэнцзы , тяготевшая к идеализму. Его нововведением был тезис об изначально доброй природе человека, которому даны Небом (врождены) человеколюбие, справедливость, благонравие, знание добра. Небо определяет судьбы людей и государства, император – сын Неба. Образование позволит человеку познать себя, Небо и служить ему. В своей концепции гуманного управления страной Мэнцзы обосновывал идею о главенствующей роли народа в обществе и подчинённой роли правителя , которого народ вправе сместить, если он не отвечает нужным требованиям.

Основатель другой школы – Сюньцзы , тяготевший к материализму, рассматривал Небо не как верховного владыку и управителя, а как совокупность естественных явлений. Сюньцзы отвергал существование мирового творца, он полагал, что возникновение и изменение всех явлений происходит согласно естественным законам по кругу и объясняется взаимодействием двух сил: положительной – «ян» и отрицательной – «инь».

Поступки людей, по Сюньцзы, не определяются небесной волей, её нет в действительности, всё зависит от самих людей. Человек же, по мнению Сюньцзы, по природе зол, он рождается завистливым и злобным; необходимо воздействовать на него с помощью воспитания и закона, и тогда он станет добродетельным.

Конфуцианство имеет сильную и слабую стороны. Последняя заключается в чрезмерной консервативности учения, препятствующей становлению новых, более целесообразных, форм жизни. Сильная же его сторона состоит в том, что оно несёт многие здоровые нравственные принципы: преданность своим семье и народу, почтительность к родителям и старшим, великодушие, правдивость, трудолюбие, человечность.

    Медицина как наука, её основные категории (норма, патология, здоровье, болезнь).

Медицина - это система знаний о взаимосвязи процессов нормальной и патологической жизнедеятельности организма и личности человека; эти знания используются для диагностики, лечения, профилактики болезней и повышения уровня здоровья людей.

Задача медицины – не давать возможности болезни превращаться в действительность.

Основные функции медицины. Изначально, в ходе зарождения медицины она выполняла 2 функции – диагностики и лечения болезней. Когда медицина стала уже развитой наукой, у неё появилась 3-я функция – профилактика (предупреждение) болезней и укрепление здоровья.

Трактовка нормы в разное время была неодинаковая.

1) В средние века под нормой понимались такие показатели организма, которые обусловлены мировым разумом. Считалось, что мировой разум служит творцом всего окружающего мира, он его гармонизирует, устанавливает во всём правильные отношения, в том числе и в организме человека.

2) В 1й половине 20 века понятие нормы изменилось: норма - такие показатели организма, которые медицинское сообщество договорилось считать нормальными, т.е. норма – это результат соглашения между медиками. А объективно (т.е. независимо от сознания врачей) норма, согласно конвенционализму, не существует.

3) Сейчас преобладающей стала диалектико-материалистическая трактовка нормы. При такой трактовке считается, что норма имеет объективный характер, а её сущность выявляется на основе диалектического закона перехода количества в качество и философской категории меры.

4) В биологии и медицине философской категории меры соответствует понятие нормы. Норма – это мера здоровья, тот интервал изменений показателей организма, который характерен для состояния здоровья. Мера это тот интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество. Когда же показатели выходят за пределы нормы, то это уже свидетельствует о том, что состояние здоровья сменилось состоянием болезни.

Практическое установление нормы является весьма сложной проблемой. Это связано, во-первых, с тем, что норма индивидуальна, и норма одного человека может совпадать, а может и не совпадать с нормой другого. И, во-вторых, норма изменчива: у одного и того же человека она может изменяться в зависимости от возраста, перенесённых заболеваний, питания, и других составляющих образа жизни.

В настоящее время пока пользуются средней для всех людей нормой. Отклонение показателя от нормы – это патология, симптом болезни.

Патология – это интервал изменений показателей организма, характерный для состояния болезни.

Жизнь существует в двух формах – в форме здоровья и форме болезни . Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Можно определить здоровье как состояние, при котором показатели организма и личности соответствуют норме. Такое определение является правильным, но слишком бедным: оно не говорит о том, в чём это состояние заключается.

Более богатое определение здоровья можно дать, если использовать мысль Маркса о том, что «болезнь есть стеснённая в своей свободе жизнь», а также принять во внимание, что способом существования человека служит деятельность. Именно через различные виды деятельности человек выполняет свои социальные функции – функции обучения, повышения квалификации, самосовершенствования; трудовые функции; родительские функции; гражданские, супружеские и дружеские функции.

С учётом сказанного, можно дать такое определение: здоровье – это такое состояние организма и личности, при котором их показатели соответствуют норме, а человек в полной мере может выполнять свои социальные функции.

Билет №8

2.9. Необходимость и случайность

В истории философии были различные концепции необходимости и случайности. Среди них наиболее распространенными оказались две.

В первой признавалось объективное содержание категории необходимости, а случайность трактовалась лишь как субъективное мнение, результат незнания причинных зависимостей явлений (Демокрит, Спиноза, Гольбах и др.). Поскольку все причинно обусловлено, постольку все необходимо. Отсюда следовало, что в мире все предопределено; в применении к обществу и человеку такая позиция приводила к фатализму.

Вторая, противоположная концепция, отказывала необходимости в объективном существовании. Мир – это хаос случайностей, стихийных сил, в нем нет ничего необходимого, закономерного. Если мир нам кажется логичным, то только потому, что мы сами приписываем ему логику (Шопенгауэр, Ницше и др.).

В диалектической философии подчеркивалась причинная обусловленность как необходимости, так и случайности; говорилось о неправомерности отождествления необходимости и причинности, о различной детерминации необходимости и случайности. Давались следующие определения необходимости и случайности. Необходимость – это то, что вытекает из внутренних, существенных связей объекта, что неизбежно должно произойти именно так, а не иначе. Случайность понималась как то, что имеет причину в другом, что вытекает из внешних связей, а потому может быть, а может и не быть, может произойти в разной форме. Таким образом, случайность и необходимость рассматриваются с точки зрения их обусловленности несущественными и существенными связями, причем несущественными считались внешние, а существенными – внутренние связи.

Подобная трактовка необходимости и случайности вызывает обоснованные возражения. Здесь как-то резко противопоставляется внешнее и внутреннее. А ведь на самом деле их различие относительно. Кроме того, если рассматривать конечную замкнутую систему, то все изменения в ней вызываются внутренними факторами и, следовательно, в ней нет ничего случайного. Но это противоречит опыту, поскольку известны системы (неорганические, биологические и социальные), в которых и в условии изоляции от внешних воздействий имеются случайные явления. Получается, что случайность может иметь внутреннее основание. Итак, по ряду соображений возникает потребность в ином, чем указанное выше, определении категорий необходимости и случайности.

При изучении превращения возможности в действительность обнаруживается два варианта.

1. В объекте при данных условиях в определенном отношении имеется лишь одна возможность, которая может превратиться в действительность (например, падает предмет, лишенный опоры; для любого живого существа всегда есть предел продолжительности существования и т. д.). В этом варианте мы имеем дело с необходимостью. Необходимость – это реализация единственной возможности, имеющейся у объекта в определенных условиях в определенном отношении. Эта единственная возможность рано или поздно превращается в действительность.

2. В объекте при данных условиях в определенном отношении имеется несколько различных возможностей, любая из которых в принципе может превратиться в действительность, но в результате объективного выбора лишь одна превращается в действительность. Например, при бросании монеты существуют две возможности выпадения той или иной стороны, но реализуется одна. В этом варианте мы имеем дело со случайностью. Случайность – это реализация одной из нескольких возможностей, имеющихся у объекта при определенных условиях в определенном отношении.

Необходимость и случайность определяются как различие способов превращения возможности в действительность.

Метафизическое мышление противопоставляет необходимость и случайность, не усматривая между ними взаимосвязи. Однако в материальных объектах необходимость и случайность находятся в единстве. Между различными возможностями в одном объекте обнаруживается нечто сходное. Какая бы возможность ни реализовывалась, это сходное однозначно реализуется. Например, при бросании игральной кости каждое отдельное выпадение на ту или иную грань представляет собой случайность. Но во всех этих выпадениях есть сходное и притом однозначно проявляемое – выпадение именно гранью (в условиях игры кость не может выпасть на ребро или на угол). Следовательно, в случайности проявляется необходимость.

В материальных объектах нет ни «чистой» необходимости, ни «чистой» случайности. Нет ни одного явления, в котором не присутствовали бы в той или иной степени моменты случайности. Также нет таких явлений, которые считаются случайными, но в которых не было бы момента необходимости. Вспомним о статистических закономерностях. В массе однородных случайных явлений обнаруживается устойчивость, повторяемость. Особенности отдельных случайных явлений как бы взаимно нивелируются, средний результат массы случайных явлений оказывается уже не случайным.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

1. Причина и следствие. Необходимость и случайность. Сменяющие друг друга явления объективной реальности связаны между собой жесткой зависимостью, цепь их изменений представляется линией строгой закономерности; настоящее этого мира является следствием каких-то

2.9. Необходимость и случайность В истории философии были различные концепции необходимости и случайности. Среди них наиболее распространенными оказались две.В первой признавалось объективное содержание категории необходимости, а случайность трактовалась лишь как

3. Истина, случайность и неопределенность Приняв постулат системности и тот факт, что человек - лишь составляющая той же самой системы, которую называют Универсумом, мы утверждаемся в понимании того, что каков бы ни был уровень развития науки, человеку всегда будет

4. Возможность, действительность, необходимость, случайность - В мире мыслимое, как возможное, отличается от воспринимаемого, как действительного. Эмпирическая действительность, как познанная действительность, становится возможностью, как лишь воспринятая она еще не

Каузальность, необходимость и случайность Большой интерес представляют идеи, высказанные Энгельсом при анализе проблемы соотношения таких фундаментальных для развития естественнонаучного знания категорий, как необходимость и случайность, причина и действие

4. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. НЕОБХОДИМОСТЬ В СЛУЧАЙНОСТЬ ПОНЯТИЕ ЗАКОНА. Закон есть существенная, повторяющаяся, постоянно действующая при данных условиях связь между явлениями, обусловливающая вполне определённое течение процесса.Характерным для закона является присущая ему

3. Необходимость и случайность В истории философии были предложены различные понимания категорий необходимости и случайности. Объективные идеалисты, как правило признавая необходимость, объявляли ее проявлением «мирового разума». Субъективные идеалисты считали

2. Случайность лица Так же как абстрактная самостоятельность стоицизма проявила свое претворение в действительность, так и это последнее повторит движение первой. Абстрактная самостоятельность стоицизма переходит в скептический хаос сознания, в болтовню негативного,

Интеллект – случайность или неизбежность В беседе с молодыми немецкими философами я позволил себе задать несколько риторический вопрос: может ли интеллект считаться существенным условием сохранения вида. Я ответил себе сам, констатируя, что многомиллионноеНЕОБХОДИМОСТЬ, ВОЗМОЖНОСТЬ, СЛУЧАЙНОСТЬ Понятия необходимости, возможности и случайности относятся к событиям. Между ними имеют место чисто формальные (знаковые) отношения. Например, событие считается возможным, если, и только если не является необходимым то, что оно не

Случайность (Contingencence) Обычно случайность определяют как противо положность необходимости. Случайно все то, поясняет Лейбниц, что допускает возможность противоположного. Иначе говоря, все то, чего могло бы не быть. Сослагательное (условное) наклонение в данном случае

философские категории, выражающие причинно-следственные связи между различными объектами. Необходимость отражает связи, имеющие причину в самом том процессе, в котором рассматриваются соотносимые (взаимосвязанные) объекты, причем в этом процессе необходимость реализуется обязательно. Случайность, напротив, обусловливается причинами внешними для рассматриваемого соотношения тех или иных объектов; эти причины являются звеньями какого-либо другого, «смежного» процесса, но в данном процессе случайность может и не произойти. Необходимость и случайность не существуют друг без друга: случайность есть форма проявления и дополнение необходимости. Каждый объект обладает случайными и необходимыми признаками. Существуют две крайности в оценке взаимосвязи необходимости и случайности. В социальных явлениях: фатализм (от лат. - роковой) преувеличивает или вообще абсолютизирует роль необходимости, воплощенной в законах природы и общества; волюнтаризм (от лат.- воля), напротив, абсолютизирует роль случайности, воплощенной в свободе и воле субъекта истории.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ

категории диалектики, выражающие своей полярностью существенно разные степени зависимости относительного от абсолютного, освещающие характер связи возможного и действительного, обоснованного и основания, обозначающие меру обусловленности явления его сущностью или законом.

(1) В обыденном смысле под Н. понимают то, что никак не обойти, что неизбежно, чему нельзя помешать или без содействия чего невозможно жить и создавать блага. Логическая противоположность Н. - "обходимое", т. е. то, чего можно избежать, что преодолимо и без чего можно обойтись. С., согласно В. И. Далю, есть нечаянное, приключившееся само собой без умысла; случай - безотчетное и беспричинное начало, в которое веруют отвергающие провидение; случать - соединять в одно место или вообще сближать. Так что случай - пересечение разных фрагментов действительности. В обычном смысле в С. вряд ли следует видеть истинную противоположность объективной Н., поскольку люди чаще применяют понятие С. в субъективно-оценочном значении "неожиданности события, неясности его причины". Когда говорят, что "наука - враг случайностей", то подразумевают именно этот смысл С.; в других же смыслах (например, в описываемых ниже смыслах 2 и 3) наука признает объективно-реальную природу С., изучает С. и использует знание о них в практических целях.

(2) В пантеистической философии Н. прежде всего понимается в смысле апофатического (отрицательного) намека на вездесущность Абсолюта: безусловное невозможно обойти, все существующее есть множество эманации субстанции, первой сущности. Согласно этой т. зр., Н. действует вовне из сферы невидимой и внутренней сущности, внешне она проявляется как акциденция (случайное бытие) или модус ("внешнее абсолютного", по Гегелю). Спиноза учил, что каждый атрибут необходимо выражает целокупность субстанции; атрибут постигается из самого себя, внешне же он ограничивает себя до масштаба "непосредственно данного", выявляется через модус.

Чем более нечто наделено субстанциальными признаками (чем оно "ближе" к Абсолюту), тем оно более Н.; напротив, чем слабее сопряжение косвенных производных Абсолюта с их предельным основанием, тем более случайным характером эти несовершенства обладают, относясь к внешней сфере акцидентального. Т. о., Н. и С. предстают соотносящимися противоположностями, и их взаимосвязь раскрывается по той же логике, что и связи субстанциального (атрибутивного) и акцидентального (модуса), внутреннего и внешнего, сущности и явления. "Совершающийся вслепую переход необходимости (в случайность), - пишет Гегель, - это скорее собственное развертывание абсолютного, его внутреннее движение, так что абсолютное, становясь внешним, скорее обнаруживает само себя" (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 2. M., 1971, с. 202).

Если Абсолют проявляет себя через многоуровневую цепь эманации и если сущность многопорядкова, то всякий раз следует особо указывать онтологический уровень (систему отсчета), в отношении которого нечто квалифицируют либо как Н., либо, наоборот, как С. То, что в одной системе отсчета Н., оборачивается С. в отношении действия сущности более глубокого порядка. И наоборот, если явления (качества) со временем диалектически снимаются, овнутриваются в составе нового качества и возвращаются в виртуальное лоно сущности, то бывшее С. способно интериоризоваться в Н, пополняя тем самым сущностные силы.

Случайное необходимо, а необходимое случайно; Н. не следует сводить к одной из ее разновидностей - к неизбежности - и впадать в фатализм. В указанном смысле С. столь же объективнореальна, как и Н. Можно определить в целом С. как пространственно-временную форму ограничения и проявления Н. В снятой (виртуальной) форме С. дополняет сферу Н. Н. всегда внутренняя и лишь отсвечивает вовне через С. Проявляясь всякий раз через какую-либо С., Н. тем самым ограничивает и отрицает себя именно как Н., переходя в свою случайную противоположность. Вместе с тем С. сохраняет ряд черт Н., тем самым по существу оставаясь Н., но также присовокупляет к этим чертам признаки своей уникальности, единичности, феноменальности. Описанный подход может быть также назван "эссенциализмом": категории И. и С. конкретизируют взаимосвязь сущности и явления, раскрывают их соотношение под специфическим углом зрения.

(3) С позиций вероятностного детерминизма Н. и С. понимаются как две разные формы действительности, два вида событий. Их противопоставляют и определяют путем различения двух типов возможностей, которые соответственно превращаются в необходимую действительность и в случайную действительность. Возможности подразделяют по степеням их силы, степени вероятности по шкале от нуля (невозможное) до единицы (овеществленная возможность, т. е. действительность). А. П. Шептулин предложил определять Н. и С. через понятия реальной и формальной возможностей. "Реальными называются такие возможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями, законами функционирования и развития объекта; формальными - возможности, которые обусловлены случайными связями и отношениями" (Шептулин А. П. Категории диалектики. М., 1971, с. 219).

Формальные (абстрактные) возможности измеряются малыми степенями вероятности, для их осуществления недостает необходимых условий, тем не менее они, случается, превращаются в действительность (например, когда несколько наиболее сильных конкурирующих между собой возможностей обоюдно нейтрализуют друг друга и тем самым позволяют осуществиться какому-нибудь весьма несовершенному "проекту будущего"). Реальные (конкретные) возможности обладают максимальной жизнеспособностью, высокими степенями вероятности, близкими к единице; для своей реализации они обеспечены всеми необходимыми условиями. В описываемой модели мерой связи Н. и С. с возможностью и действительностью выступает "вероятность". Вероятное - мера необходимого в возможном (В. И. Корюкин, М. Н. Руткевич), а также мера случайного в действительном.

Н. - действительность, осуществившаяся из какой-либо одной из множества реальных возможностей, а С. - действительность, в которую превратилась одна из формальных возможностей. В ходе своего роста в сфере сущности абстрактные возможности способны усиливаться ДО конкретных, а реальные возможности, напротив, подчас ослабевают до степеней формальных возможностей. В этом смысле границы между Н. и С. размыты. Н. и С. поэтому способны переходить Друг в друга в своем скрытом возможностном базисе, хотя продукты опредмечивания принципиально разных возможного внешне "выглядят" как однотипные материальные явления.

(4) Сторонники субъективного идеализма не признают объективного существования Н. и С. Так, Юм выводил их из особенностей нашего мышления и привычек, Кант считал Н. и С. априорными способами мыслительной деятельности, внутренне присущими человеческому рассудку. Э. Мах, Г Якоби, Витгенштейн сводили Н. к сугубо логической связи понятий, к логической Н. Риккерт, Виндельбанд и ряд других неокашианцев, признавая Н. в природе, отвергали ее в общественной жизни. Многие философы-эмпирики склонны понимать действительность как сумму единичных фактов, чувственных данных и не находить в ней действия Н.; для них в мире господствует С.

Эти философские категории отражают различные типы связей вещей и явлений друг с другом. Необходимость - это внутренние, устойчивые, существенные связи явлений, которые определяют их закономерные изменения и развитие. Необходимость вытекает из сущности явления, процесса и неизбежно происходит в данных условиях. Так, смерть любого живого организма неизбежна, поскольку она обусловлена его природой и внутренними процессами, которые в нем происходят.

Но все, что появляется в мире, возникает как необходимо? Нет в мире есть и случайные явления, события. Случайность - категория, определяющая проблематичность, или необязательность возникновения или существования объектов; Случайно ли то, что при определенных условиях может быть, а может и не быть. Случайность отражает моменты действительности, вытекающих преимущественно из внешних условий, поверхностных, неустойчивых связей и побочных для данного явления обстоятельств.

Необходимость и случайность не существуют отдельно. их взаимосвязь заключается в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение. Например, реформы, которые проводятся в Украине, имеют необходимый характер. Случайным элементом в них есть конкретные политические деятели, которые направляют эти реформы.

Диалектика необходимости и случайности предполагает два существенных момента. Во-первых, случайность в ходе развития может превращаться в необходимость. Так, закономерные признаки того или иного биологического вида сначала появляются как случайные отклонения и накапливаются, а на их основе формируются необходимые качества живого организма. Во-вторых, необходимость прокладывает себе путь через большое количество случайностей. Например, развитие общества состоит из деятельности многих людей, которые имеют разные цели, характеры. Переплетения, скрещивания и столкновения всех этих стремлений приводит в результате к определенной линии развития, которая должна строго необходим, обязательный характер.

Как и все законы и категории диалектики, необходимость и случайность являются узловыми пунктами познания объективной действительности. Функции этих категорий не являются равноценными. Случайное в познании всегда выступает как начальная инстанция, необходимость - как месть. Познавательная деятельность разворачивается как движение от случайного к необходимому.

Возможность и действительность

Эти категории подчеркивают процессуальность, то есть выражают становления бытия. Как известно, из ничего не возникает что-то новое, оно может возникнуть только при определенных предпосылок, заложенных в лоне старого. Бытия нового в его потенциальном состоянии и является возможностью. Возможность - это философское понятие, которое отражает объективно существующий и внутренне обусловленный состояние предмета в его незавершенном, потенциальному развития. Действительность есть философская категория, характеризующая реализовано, актуализирован бытия: действительность реализованной возможностью.

В каждой сложившейся ситуации существует определенный набор возможностей, реализация одной из которых означает устранение других. На "противоборство" и характер реализации возможностей накладывают отпечаток условия, которые являются внешними и случайными по внутренне необходимых тенденций. Поэтому действительность всегда представляет собой диалектическое единство внешнего и внутреннего, сущности и явления, необходимого и случайного. В сфере общественного развития и покорения природы превращения возможности в действительность упорядочивается сознательным выбором и деятельностью людей.

Зрелость возможности может варьироваться в пределах от невозможности к действительности. Характеристику возможности в этом плане можно сделать с учетом ее качественной и количественной меры. Качественно возможности делятся на формальные и реальные. Формальная - это возможность с низкой вероятностью осуществления, которая приближается к нулю. Впрочем эта возможность допускается законами природного и социального развития. В этом смысле она в корне отличается от невозможности, которая идет вразрез с законами природного и социального бытия; невозможным является то, что противоречит законам объективного мира. Невозможно, например, построить вечный двигатель, невозможно вечную жизнь для человека и тому подобное. Высшую меру осуществления имеет реальная возможность, для реализации которой сложились все необходимые условия. Например, возможность полета человека в космос была прежде только формальной, а теперь она стала реальной.

Гораздо точнее будет количественная характеристика возможности. Если невозможность определить через "0", а "действительность" через "1", то все промежуточные значения от "0" до "1" будут характеризовать степень возможности. Мера возможности называется вероятностью.

Завершая рассмотрение категории диалектики, сделаем общий вывод: 1) категории диалектики - универсальные формы мышления, в которых отражаются общие связи, свойства и отношения, которые имеют место в объективной действительности; 2) в категориях диалектики сконцентрировано опыт и предметно-причинную деятельность многих поколений человеческого общества. Без понятий и категорий, в них находят свое отражение результаты познания, само познание сегодня было бы невозможным; 3) особенностями категорий диалектики являются: объективность, определенность, связь с практикой, историчность, подвижность и т.

Необходимость и случайность – философские категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений).

Развитие - процесс, совершающийся с необходимостью. Это значит, что необходимость чего-то означает, что это нечто должно обязательно произойти. Иными словами, необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление события – причины – обязательно влечёт за собой вполне определённое явление – следствие.

Случайность – понятие, противоположное необходимости. Случайностью называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множества возможных важных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от неподдающихся точному учёту и анализу условий.

Данные категории по- разному рассматривались в истории философии. Так, с XVII по XIX вв. было широко представлено метафорическое понимание необходимости и случайности. Существовало 3 точки зрения:

  1. Одни утверждали, что необходимости не существует.
  2. Спиноза: “В природе вещей нет ничего случайного”, существует только необходимость (например, считалось, что Земля и другие планеты миллиарды лет повторяют абсолютно одинаковое движение, роковым образом предопределённое механикой);
  3. Позиция “золотой середины”. Мелкие, незначительные события, – говорят её сторонники, - это случайности (события, не подчиняющиеся законам, являются в сущности чудесными); крупные, значительные события необходимы, предотвратимы, роковым образом предопределимы.

При таком подходе к взаимодействию явлений, их развитию человек оказывается перед неразрешимимым противоречием. С одной стороны все явления, события возникают под действием какой-то причины, следовательно, они не могли не возникнуть. С другой, - их появление зависит от бесконечного числа разнообразных условий, при которых данная причина действует, предугадываемое их сочетание делает такое появление необязательным, случайным. Не будучи в состоянии разрешить это противоречие, метафизическое мышление приходит либо к фатализму, при котором любое событие оказывается изначально предопределённым, либо к релятивизму и индетерминизму, при которых. События превращаются в конечном счёте в хаос случайностей. И в том, и в другом случае целесообразная человеческая деятельность оказывается бессмысленной.

Но метафизическому мышлению можно предложить альтернативу – это диалектическое понимание категорий необходимости и случайности, возникшее в ХХ в. Оно основываетяна развитии, как становлении процесса в неповторимых формах единичных событий на основе определённого способа разрешения исходного противоречия. Например, фазы, происходимые с дозвёздной материей, звёздами, галактиками, другими астрономическими образованьями, следуют друг за другом с необходимостью, присущим законам природы. Но законы эти не предопределяют с неотвратимостью дату отдельного астрономического явления, его индивидуальное своеобразие. Или, закономерен ли процесс смены геологических эпох на Земле, но каждый отдельный геологический факт не был фатально предопределён. Таким же образом совершается развитие общества, развитие мышления.

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – категории, с помощью которых отображается развитие материального мира. Категория возможности фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений, наличие условий их возникновения или, как минимум, отсутствие обстоятельств, препятствующих этому возникновению. Категория действительности представляет собой объект (предмет, состояние, ситуацию), который уже существует в качестве реализации некоторой возможности. Переход возможности в действительность основан на причинной связи явлений объективного мира. Различают 2 вида возможности:

1. Реальная означает наличие ряда необходимых условий реализации (превращение в действительность) данного явления;

Абстрактная (или формальная) выражает отсутствие каких-либо условий, порождающих некоторое явление, но вместе с тем и отсутствие условий, препятствующих его возникновению. Этим словом также выражают слабо выраженную тенденцию в развитии явления.

Натуральная косметика на основе компонентов Мертвого моря поможет в уходе за кожей, если вы следите за собой.