Святые места в вконтакте. Православное паломничество

  • 450 грамм теста Фило (18 листов);
  • 1,2 килограмма свежего шпината;
  • 2 чашки накрошенного сыра Фета;
  • 1 чашка сыра-коттедж;
  • 2 луковицы;
  • 2 яйца;
  • 1 пучок зелёного лука;
  • Полчашки свежей петрушки;
  • 3 столовые ложки оливкового масла;
  • 2 столовые ложки муки;
  • 1 чайная ложка сухого базилика;
  • 5 зубчиков чеснока;
  • Половина чайной ложки соли;
  • Чёрный перец - по вкусу;
  • Оливковое масло для смазывания теста.

Рецепт приготовления

  1. Берём зелень и тщательно промываем её под проточной водой. Отделяем листики от стебельков, последние нам не нужны. А вот листья складываем и подготавливаем к нарезке.
  2. Начинаем крошить шпинат. Сильно крупными кусочки быть не должны, но и особо мельчить тоже не стоит. Пирог любит золотую середину.
  3. Берём луковицы и режим их на мелкие кусочки, затем пучок зелёного лука и также его нарезаем.
  4. На мелкие кусочки нарезаем чеснок. Давить его чеснокодавкой не рекомендуется, так как чеснок может потерять свои вкусовые качества и стать не сочным и безвкусным.
  5. Мелко нарезаем петрушку. Или можно просто оборвать листья, если петрушка не особо кудрявая и большая.
  6. Наливаем оливковое масло в глубокую сковороду и нагреваем его на среднем огне. Когда масло закипит, добавляем в него накрошенный лук и чеснок. Жарим минут 5 и внимательно следим, чтобы ничего не пригорело.
  7. По истечении 5-ти минут солим и добавляем специи, а затем жарим ещё 5 минут, постоянно помешивая, так как горелая начинка нам не нужна.
  8. Добавляем к луку шпинат и петрушку, все хорошенько перемешиваем и жарим до тех пор, пока шпинат не станет мягким и податливым. На это уйдёт не более 5-ти минут.
  9. Когда зелен вдоволь затомится можно снять её с огня и попробовать на соль и перец. При необходимости можно добавить перца или подсолить, хотя солью лучше не увлекаться, так как сыр Фета – солёный, а испортить рецепт мы не хотим.
  10. Пока поджаренный шпинат остывает, приступаем к приготовлению сырной смеси. В миску разбиваем куриные яйца и немного взбиваем их миксером или венчиком.
  11. Добавляем к взбитым яйцам накрошенные сыры и все равномерно перемешиваем.
  12. Добавляем остывшую зелень в смесь яйца с сыром, перемешиваем. На этом этапе нужно попробовать начинку на соль, и при необходимости добавить ещё немного. Начинка готова.
  13. Начинаем работать с тестом Фило. Чтобы спанакопита получилась вкусной, необходимо производить все действия очень быстро. Берём первый лист, выкладываем его на противень и полностью смазываем его маслом.
  14. Проводим такие же действия и с остальными 5-ю листами теста Фило. Рецепт этого требует.
  15. Когда мы выложим на лист и промажем маслом 6 листов теста, пускаем в ход начинку. Разравниваем её аккуратно, по всей поверхности теста.
  16. Поверх начинки выкладываем и промазываем ещё 6 листов теста.
  17. Снова слой зелени с сыром, а затем оставшиеся листы теста. Их необходимо скрепить с нижними и придать пирогу красивый внешний вид.
  18. Разогреваем духовку до 175 градусов и отправляем в неё наш пирог. Чтобы спанакопита получилась вкусной и не подгорела, первые 35 минут накрываем её фольгой, затем выпекаем ещё 15 минут.
  19. Когда пройдёт нужное время пирог из духовки вынимаем и накрываем её фольгой, чтобы не засох сверху.
  20. Откладываем в сторону рецепт и приступаем к поглощению вкуснейшей спанакопиты!

Совет: этот рецепт хорош тем, что греческий пирог со шпинатом подойдёт как для обеда, так и для ужина. А ещё отлично сочетается как с мясными и рыбными продуктами, так и с овощными салатами.

Рецепт такого пирога немного сложноватый, но тем не менее невероятно вкусен. Необычный атрибут греческой кухни сможет внести разнообразие в ваш рацион и, возможно, именно этот рецепт теперь станет любимым блюдом всей семьи.

Готовьте вкусно и приятного аппетита!

Есть что-то загадочное и удивительное в греческой кухне. Особенные блюда, непривычные нам. Например, рецепт знаменитых греческих пит, которые представляют собой буквально отдельный кулинарный раздел. В дословном переводе спанакопита означает пирог со шпинатом, а сам такой пирог являться как основным блюдом, так и закуской, хотя получается довольно сытным.

Если вы ещё ни разу не пробовали спанакопиту, то вы многое потеряли, ведь есть в ней что-то особенное, уникальное. К тому же в ней масса полезных веществ и витаминов, а ещё ценных животных жиров. Кроме того, спанакопита менее калорийна, ведь в состав такого вкусного слоёного пирога входит тесто Фило, рецепт которого довольно сложный. Замесить его, конечно, можно, но проблематично, поэтому проще взять готовое, тем более что состав у него такой же, как у домашнего. Поэтому все внимание нужно уделить начинке, это тоже невероятно важно, так как от начинки зависит правильная и вкусная спанакопита.

Дополнительно видео о том как готовят Спанакопиту в Греции:

От Belisimo

Нам понадобится:
Тесто Фило - от 4-х до 16 слоев (в зависимости от размеров теста)
300 гр. сыра фета
100 гр. сыра чеддер (взяла обычный российский)
400 гр. свежего молодого шпината
5 шт. яиц
100 гр. кедровых орехов
2 ст.л. оливкового масла
Сухой орегано, свежий розмарин
кайенский перец, соль, мускатный орех, лимон, небольшой кусочек сливочного масла

1) Нагреть духовку до 200 С.
2) Сковороду диаметром примерно 26 см., которую можно поставить в духовку, поставьте на средний огонь на плиту и, периодически помешивая, обжарьте кедровые орехи.
3) В большую миску разбейте яйца (взбивать не надо) и туда же покрошите прямо руками фету и натрите половину чеддера. Просто перемешайте смесь вилкой, сыр будет комками - не пугайтесь! Поперчите смесь, добавьте сухой орегано (По этой книге сняли видео-уроки, так вот там Дж.Оливер брал не сухой измельченный орегано из пакетика, а орегано, засушенный прямо в пучке. Прилично так, несколько больших веточек. При этом он советовал именно сухой, т.к. у него интенсивнее аромат. Я тоже за 2 дня купила свежий орегано и засушила его.) , цедру 1 лимона и пару ложек оливкового масла. Добавьте поджаренные орехи.
4) В ту же сковороду налейте немного оливкового масла, добавьте кусочек сливочного и высыпьте туда первую порцию шпината. Сразу начните переворачивать листья. Они очень быстро потеряют объем. Когда уже будет позволять объем, добавьте оставшийся шпинат. Готовый шпинат добавьте в миску с остальными ингредиентами. Натрите немного мускатного ореха.
5) Ту же самую сковороду протрите бумагой и начинаем заниматься тестом. Возьмите большой кусок пергаментной бумаги - сантиметров семьдесят. Намочите ее и слегка сомните. В итоге у вас получится мягкая мокрая бумага. Постелите ее на стол, смажьте сверху оливковым маслом. Сверху внахлест положите столько листов теста фило, чтобы в итоге получился квадрат размером 50 на 50 сантиметров. Сбрызните слегка тесто оливковым маслом и посыпьте красным перцем и немного солью.Распределите масло пальцами. Повторите вышеуказанные действия с новыми слоями теста, чтобы получилось еще 3 слоя, не забывайте про оливковое масло, красный сладкий перец и соль. Тесто фило очень тонкое, поэтому действуйте очень аккуратно.
6) Аккуратно перенесите бумагу вместе с тестом и уложите на дно сковороды. Выложите всю начинку и распределите ее ровно. Натрите сверху оставшуюся половину сыра чеддер.
7) Теперь аккуратно отделите тесто от бумаги и сложите его поверх начинки. Оборвите бумагу по краям, чтобы она не сгорела.
Чтобы снизу у пирога была хрустящая корочка, поставьте сковороду на средний огонь на плиту минут пять. Посыпьте на пирог листья свежего розмарина, сбрызните оливковым маслом и поставьте сковороду в духовку на 18-20 минут.
9) Выложите пирог прямо на бумаге на разделочную доску и удалите бумагу. Разрезайте остывшим!!! (я не вытерпела, поэтому фото в разрезе не очень)

Описание длинное, но работы действительно минут на 15-20.

И как всегда фото из книги с нереальным цветом шпината!

Приятного аппетита!

Спанакопита — это греческий пирог из теста фило, с начинкой из шпината и сыра фета. Очень вкусный и оригинальный в исполнении.

Готовится он не очень сложно, особенно если Вы используете для его приготовления готовое слоеное тесто. В оригинале готовят его из тесто фило. Более подробно об этом тесте, и о том, что это за тесто и где его купить, . Но если не захотите искать фило, то из слоеного теста он тоже получится на славу. Мы сегодня будем готовить — из слоеного бездрожжевого теста.

Если Вы никогда не пробовали выпечку со шпинатом, то обязательно попробуйте. Это не только вкусно, но еще и полезно!

В последнее время в России стали очень популярны блюда из шпината, и не случайно. В пересчёте на вес шпинат принадлежит к числу овощей, самых богатых питательными веществами. Он содержит железо, кальций, магний, витамины А, С и Е. Свежий (не варёный) шпинат особенно богат антиоксидантами. Это один из основных пищевых источников фолиевой кислоты- витамина B 9 , который был впервые выделен учёными именно из листьев шпината.

К тому же шпинат очень быстро растет на наших российских дачных грядках. Его можно успеть собрать за лето 3-4 урожая. В этом году я запаслась шпинатом, как могла. Он хорош и в замороженном виде. В замороженном виде его можно использовать для начинки в пироги, для приготовления супа-пюре, различных соусов.

Сегодня с таким шпинатом, из запасов, мы и будем готовить греческий пирог «Спанакопита». А можно шпинат купить и в магазине. Он сейчас довольно часто продается в супермаркетах.

Спанакопита - греческий пирог со шпинатом и сыром фета из слоеного теста

Нам понадобится:

  • слоеное тесто, бездрожжевое- 1 упаковка (500 гр)
  • сыр фета — 300 гр.
  • шпинат -500-700 гр.
  • лук — 1 головка
  • чеснок — 2 зубчика
  • кедровые орехи — 2 ст. ложки(можно заменить другими орехами)
  • сливочное масло -30-50 гр.
  • оливковое масло — 3 ст. ложки
  • семена кунжута(или мака) — 2 ст.ложки
  • яйцо — 1 шт.
  • укроп, зеленый лук — по небольшому пучку.

Приготовление:

Особенности приготовления

  • для меня этот пирог кажется более вкусным в холодном виде. Сыр в нем застывает, и шпинат, на мой взгляд, тоже более привлекателен.
  • скажу честно, когда я впервые приготовила Спанакопиту, и мы стали есть его горячим, он понравился далеко не всем. Пирог расползался, сыр в нем был очень горячим.
  • зато, когда он остыл и пропитался всеми соками, на его остатки так набросились, что даже семечек от кунжута не осталось.
  • теперь я всегда готовлю его заранее, и даю ему возможность остыть.
  • при изготовлении пирога подобного типа можно вместо шпината использовать щавель.


  • можно также приготовить его более простым способом. Для этого нужно раскатать только две пластины, одну выложить на дно формы, чтобы тесто свисало с краев. Лишнее обрезать.
  • Выложить на тесто начинку. Сверху накрыть другим пластом теста, лишнее срезать. Защипить пирог обычным способом. Смазать яйцом и обсыпать кунжутом или маком.

Вот такой он греческий пирог «Спанакопита». Готовим, пробуем и наслаждаемся заморским блюдом с таким красивым греческим названием.

Приятного аппетита!

Зачем посещать святые места

Святые места — это Божественная энергетика и сила. Они носят историческую ценность и важнейшие события по исцелению людей. Во всем мире святых мест и источников очень много. С каждым годом появляются все новые и новые, реконструируются старые. Не нужно искать «клад вдалеке, его можно найти рядом». Есть святые места помогающие забеременеть, как в России, так и заграницей

Святые места помогающие забеременеть : Камень-Лавочка (Украина, Житомирская обл.), Муромский женский монастырь (Россия), Жук-скарабей в Карнаке (Египет), Ворота желаний (Турция), Священная река Ганг (Индия), Озеро «Беременной женщины» (Малайзия), Монастырь Киккос (Кипр).

Зачем купаться в святых источниках

На святых источниках целью прихожан является духовное очищение, не отвлекайтесь на тленные дела, торговцев и экскурсоводов. Конечно, очень важно привести из святого места освященную вещь, послушать историю данного святого источника, но помните о том, что ваши мысли должны быть направлены к Богу. Отключитесь от суеты и насущных проблем, впитывайте благодать нетленных энергий. Даже не окунаясь в воду можно получить божественную благодать души и тела. Такие места пропитаны любовью и чистотой.

Не нужно идти с кем-то заодно, нужно идти от себя и четко знать, зачем вы это делаете. Многие знакомы с ситуацией, когда кажется, что Бог не слышит молитвы. Но это не совсем так, Бог не может не слышать и не видеть Он – Всевидящий и Всеслышащий. В Евангелие написано, что тот, кто слышит Бога и исполняет его слово, будет услышан. А мы, миряне, молимся, ходим в храм, постимся, а слово Божье не исполняем, грешим. Чтобы быть услышанными и получить воздаяние Господне наяву, нужно приносить себя в жертву Богу, пролить кровь, как это сделал Иисус Христос. Нужно поститься, посещать православные святые места, ходить в крестный ход с паломниками.

Святые места России помогающие забеременеть, исцеляли многие супружеские пары от бесплодия и молодые приезжали на этот источник через несколько лет уже свой семьей с маленькими детьми. В любой трудной ситуации нужно сохранять спокойствие и крепкую веру, не падать духом, надеяться на Господа нашего Иисуса Христа. Не унывать, уныние – это грех, это от лукавого. Чаще, причащаться, читать Евангелие. Свою веру нужно доказывать благими мирскими делами. Не только молитвы спасают нас, но и добрые дела, помощью ближним. Святые места помогающие выйти замуж, спасли многих, подарили надежду, веру и любовь.

Святые места помогающие выйти замуж : Часовня на Смоленском кладбище (Санкт-Петербург), Башня любви (Ингушетия), Дворик дома Джульетты (Верона), Бронзовый кабанчик (Флоренция), могила Николая Чудотворца (Фетхие).

Правила посещения святых мест

1. Придя на святое место, четко определите для себя, зачем вы это делаете.

2. Крепко верьте, что Господь Вам поможет, не торопитесь, Бог сам знает, что будет лучше для вас.

3. При купании в святом источнике должен быть нательный крест. Женщинам нужно быть в телесной «чистоте», купаться в платке. В критические дни можно обливаться святой водой только из ведра. Погружаться в воду нужно три раза, каждый раз перекрестившись. Омовение должно быть с головой, так как бесы сидят на макушке.

Будьте в святом месте с открытым сердцем, просите о помощи, молитесь о близких. Господь Всемилостивый видит ваши слезы и страдания. Перед купанием желательно посетить службу, исповедоваться и причаститься. Очень приветствуется немного попоститься перед омовением в святых водах.

Святой источник – это не место для развлечений, к нему приходят не для того, чтобы «помыться» и не «для галочки». Купание после горячительных напитков может дать совсем противоположный результат. После купания испейте святой воды. Полотенцем не вытирайтесь, капли воды должны впитаться (Исключения зимой и для болящих). Поблагодарите Господа Бога, святой источник, пожелайте всем добра. После купания кожа начинает «гореть» и очищаться от грязи изнутри. После этого вы приобретаете ни с чем несравнимую легкость и чистоту. Будет легче ходить, как «на крыльях». Голова станет невесомой, мысли спокойными. Вы ощутите Божью благодать. Некоторые люди могут почувствовать себя плохо. Это идет очищение от бесов.

Влияние святой воды на человека

Девственно чистые молекулы воды, идущие из земли, создают информационную матрицу, которая смывает электромагнитные поля с поверхности кожи человека, очищая его и издырявливая. Святые места помогающие исцелится, вылечили многих больных от неизлечимых болезней. В медицине это называю «чудом». При тяжёлых заболеваниях рекомендуется купаться в семи святых источниках. Заметное улучшение наступает после 5-6 источника. После каждого купания следует читать молитву, обычно они висят на входе в купальню.

Святые источники помогающие исцелится : Святой источник «Святец» (Смоленская область), Святой источник преподобного Давида (Подмосковье), Святой источник Саввы Сторожевского (Подмосковье), Святой источник «Барский колодец» (Подмосковье), Святой источник Дивеево (Нижегородская область), Святой источник Ильи Муромца (Владимирская обл.), ручей Иоанна Богослова (Рязанская обл), Святой источник Пафнутия Боровского (Калужская обл).

«Во имя отца и сына и святаго духа. Аминь». Верьте в Бога, надейтесь на его помощь и любите всех.

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель храма Евфросинии Московской в Котловке. Передача из Москвы.

Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с Батюшкой». В студии Денис Береснев.

Сегодня у нас в гостях настоятель храма Евфросинии Московской в Котловке протоиерей Алексий Ладыгин.

Здравствуйте, батюшка.

Здравствуйте. Бог благословит.

- Тема сегодняшней передачи "Православное паломничество".

Чем паломничество отличается от туристической поездки?

В туристической поездке так же могут посещать святые места. На Святой Земле видно, что среди приезжающих много людей со всех концов земли, среди них наши соотечественники, некоторые из которых приезжают через туристические фирмы, а некоторые благочестивые паломники ездят через паломнические службы Русской Православной Церкви. На сегодняшний день существуют два Паломнических центра Русской Православной Церкви, которые организуют не просто туристические, но именно паломнические поездки на Святую Землю. В чем разница?

Разница в том, что во время таких поездок мы не только посещаем святые места, смотрим и слушаем их историю, но самое главное - мы имеем возможность помолиться, прикоснуться ко Гробу Господню не только своим телом, но и духом. Конечно, в этих поездках совершается Божественная Литургия, где паломники исповедуются, причащаются. Кроме общего кругозора, мы имеем и духовное общение. Мы приезжаем не просто увидеть, но поклониться святому месту, а это значит, помолиться за своих близких, родных, рассказать Богу о своих проблемах, трудностях. После такой поездки человек возвращается одухотворенный, облагоденствованный благодатью Божией.

Как правило, в таких поездках бывают священнослужители, человек может поисповедоваться, причаститься, поговорить с батюшкой, чтобы священник подсказал, поскольку не каждый в сегодняшнее время является воцерковленным человеком, но стремится к этому. Порой человек робко делает первые шаги, чтобы они были в правильном направлении, человек подходит к священнику, спрашивает. Когда он делает все правильно, то чувствует внутренний рост, уверенность, и когда совесть не обличает его, он радостный отходит от святого места. Это то главное, чем паломническая поездка отличается от туристической. В ней человек сердцем прикасается благодати Божией, общается со святыми угодниками. Постоянно совершается молитва, есть возможность принять участие в Божественной литургии, помолиться, подать записочки, заказать сорокоусты, поминовение за близких на том или ином святом месте.

Если говорить о посещении Святой Земли, то самые удивительные поездки через Паломнические центры Русской Православной Церкви. Первый Паломнические центр Московского Патриархата находится в гостинице "Университетская", которая находится в непосредственном финансово-хозяйственном подчинении Русской Православной Церкви. Здесь организуются поездки не только на Святую Землю, но и в Грецию, Италию, по святыням Византии (нынешней Турции), и различные паломнические поездки по России. Конечно, паломнический центр очень тщательно и благоговейно выстраивает программу, и в этой программе есть время на то, чтобы духовно насладиться, получить духовное утешение.

Также создан Паломнический центр Русской Православной Церкви при Отделе внешнецерковных связей, который располагается в Даниловом монастыре, в четырехэтажном здании зеленого цвета, находящимся за Троицким собором, на первом этаже. Эта служба находится в ведении преосвященного архиепископа Марка Егорьевского, здесь тоже очень продуманные программы поездок, в которых всегда присутствуют священнослужители. Если это поездка в Иерусалим, группы принимают матушка-игуменья Горненской обители, сестры Русской Духовной Миссии, экскурсоводами тоже являются матушки. Конечно, такие поездки бывают духоносными, там не бывает компромисса, который могут предложить некие светские гиды.

Самое большое заблуждение, когда во время посещения нашими паломниками Святой Земли, их ведут к Стене Плача. Надо понимать, что все те многочисленные записки, которые засовывают в щели, вечером выковыривают дворники, смеются и сжигают. Конечно, этого делать не надо. Мы, православные люди, должны посетить Гроб Господень, Голгофу, пройти по Крестному пути, приложиться к камню помазания, посетить наши русские монастыри. Стена Плача для рода израильского, который плачет о том, что разрушен Иерусалимский храм, и они просят Бога восстановить их храм. У нас же, слава Богу, есть храмы, престолы, алтари, поэтому, когда поездка не туристическая, а именно через центр Русской Православной Церкви, конечно, она насыщена духовной радостью.

Паломнические поездки организуются и по многочисленным святыням Русской Православной Церкви. Мы посещаем Троице-Сергиеву Лавру, Дивеевскую обитель, Годеново, Соловки, Валаам, все это очень духоносные поездки. Они не являются туристическими, потому что каждая такая поездка дает возможность человеку помолиться, приложиться к святыням и поучаствовать в священных таинствах. Конечно, каждый паломник должен исповедоваться и причащаться, то есть соединяться с Господом на таких святых местах, тогда он получает утешение и такую благодать, которая в дальнейшем помогает ему нести свой жизненный крест.

Конечно, данные поездки замечательные, особенно для тех людей, которые, может быть, только встают на путь духовной, религиозной жизни, потому что там открывается понимание внутреннего общения с Господом, когда можно увидеть живой пример многих верующих, воцерковленных людей. Подобного невозможно увидеть даже в нашем большом городе, хотя мы каждый день встречаем огромное число людей в метро, транспорте, магазинах, просто на улицах. Но такие светлые чистые лица мы можем увидеть только в таких святых обителях, где понимаешь, что у этих людей какая-то особая жизнь, они, как говорят, не от мира сего: чистые, искренние, готовые помочь. Эта Божия благодать открывается в практике, через людей, впитавших эту благодать, которые живут духовной жизнью, и с которыми можно пообщаться.

В Дивеево особая духовная атмосфера: богослужения, молитвы, мощи преподобного Серафима Саровского, многочисленные источники, омыться в которых считает своим долгом каждый паломник, и, может быть, даже получить исцеление или получить благодатные силы для дальнейшего несения нашего служения Господу и ближним в нашей повседневной жизни.

Такие же глубочайшие впечатления производит Троице-Сергиева Лавра. Когда мы посещаем эту древнюю обитель и прикладываемся к мощам преподобного Сергия. Мы видим сонм иноков, и сами богослужения производят неизгладимое впечатление. В одной из наших поездок был молодой человек, который здесь впервые увидел, что такое монашеская жизнь: наместника с посохом, братию со светящимися глазами, чистыми, светлыми лицами. Когда человек видит полноту благодати, он ощущает такую внутреннюю радость, что ищет слов, которые могут выразить восторг. Этот юноша выразил свой восторг, желанием самому прийти в монашество. Это подобно тому, как апостол Петр, увидев славу Господа на горе Фавор, сказал: Господи, устроим здесь три кущи: Тебе, Моисею и Илие, про себя забыл, лишь бы быть рядом, на камушке, взирать на Господа и наполняться внутренней радостью и полнотой. Наверное, когда человек соприкасается с небесным миром, он забывает обо всем, находится в таком состоянии восторга, радости и полноты жизни, что больше ничего не хочет. Конечно, духовный мир особо открывается в этих святых местах, где даже воздух наполнен молитвами и подвигами всех тех, кто подвизается на этот месте.

Все это вдохновляет так, что вспоминаешь слова послов, побывавших на богослужении в Софийском соборе в Константинополе, к князю Владимиру: "Князь, мы не знаем, где мы побывали: на земле или на небе". Даже человек, который регулярно бывает на богослужениях, здесь ощущает касание благодати Божией в сердце. Господь коснется благодатью, и ты думаешь, что за эту минуту можно отдать всю жизнь.

Почему люди ездят по святым местам не один раз? Потому, наверное, что в нашей повседневной жизни ощущается какая-то опустошенность, и ты хочешь наполнить себя, снова прикоснуться к этой великой тайне.

Учась в Духовных школах в Троице-Сергиевой Лавре, мы наблюдали, как люди приезжали с разных уголков мира, с разных регионов нашего Отечества, искали, как последнюю надежду, вдохновение, утешительное слово от подвижников сегодняшнего времени. В Троице-Сергиевой Лавре есть подлинные старцы, которые могут показать тебе твою жизнь, путь, по которому ты можешь идти, и этот путь будет спасительным.

Вопрос телезрителя из Ставрополя: Существуют ли какие-то рекомендации, как часто можно ездить в паломничество, чтобы оно не превратилось в "духовный туризм"?

Конечно, ограничений нет, но и не думаю, что у каждого человека есть ограничения, связанные с финансовыми возможностями. Как правило, у нас либо есть время, но нет денег, либо наоборот. Деньги тоже надо зарабатывать, поэтому не думаю, что возможно столь частое паломничество.

Если мы имеем возможность паломничать 4-5 раз в году - это прекрасно, а если каждый месяц - замечательно. Ведь паломничать можно по разным святым местам, которых много и в России, и за рубежом. Мужчина может поехать на Святую гору Афон помолиться в русских монастырях.

Не вижу также ограничений для поездок в какое-то одно святое место. Мы ходим в один приход, но при этом не теряем благоговения, ведь мы идем общаться с Господом. В земной жизни есть такие аналогии: когда у нас есть любимый человек, мы стремимся проводить с ним, как можно больше времени, так и с Господом. Нам дана заповедь: возлюбить Господа всем сердцем, всей душой, всем помышлением. Если эта любовь настоящая, то человек всегда стремится к общению с Господом, поэтому можно посещать святые места неоднократно.

Например, я знаю людей, которые регулярно, раз в месяц точно, а то и каждую неделю ездят в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы побывать на особых благодатных Литургиях, которые совершает братия Лавры. Владыка наместник говорит замечательные глубокие проповеди, студентами мы учились у него этой глубокой мысли, внутреннему рассуждению.

Вспоминаю свою маму, которая всю жизнь ездила в Лавру, к преподобному Сергию помолиться, хотя ехать надо было за 600 километров. Когда после армии я поступил учиться в Духовную семинарию, мама приезжала, плакала и говорила, что никогда не думала, что преподобный Сергий явит такую милость, что мой сын будет пребывать в этих стенах. Не было речи о том, чтобы она потеряла благоговение, она не знала, как напитаться этой благодатью, насытиться этим воздухом, и при этом помощь преподобного Сергия, которая всегда бывает. Святой, к которому часто приезжаешь, становится твоим близким и сокровенным другом.

В наших поездках мы видим, как люди стараются уединиться, чтобы открыться перед Богом, что-то рассказать Ему. Как-то мы с группой были на Святой горе Афон, где послужили молебен у мощей преподобного Иоанна Русского, помазались и собрались ехать далее, на остров Патмос для поклонения Иоанну Богослову. Но я никак не мог собрать группу, поскольку люди не хотели выходить из храма и, уединившись по разным его уголкам, чувствуя теплый прием преподобного Иоанна Русского, продолжали молиться со слезами утешения и радости.

Люди возвращаются совсем иными: едут вдумчивые, радостные, вдохновленные, в сердце возвращается надежда. Чувствуют, что Господь не оставит, поможет, что все в жизни будет хорошо, Господь нас любит.

Отправляясь в паломничество, мы вырываемся из суеты. Что наша жизнь? Суета сует, и томление - деньги. Работа, забота, какие-то семейные скандалы, если что-то не получается. А не получается потому, что в этой суете забываем Бога. Паломнические поездки возвращают нас к жизни.

Для некоторых людей паломническая поездка становится возможностью воцерковления. Если она длится продолжительно, то в течение недели у него есть возможность общаться с верующими людьми, слушать их рассуждения, видеть, как все благоговейно молятся, причащаются.

Бывают удивительные истории, когда сами святые заботятся о паломниках, приезжающих на богомолье. Посещение святых мест - сильное утешение. Паломничество было всегда, притом было паломничество обетное.

Митрополит Вениамин Федченков рассказывает о том, как его мама, когда он сильно болел в детстве, дала обет, если сынок выздоровеет пойти пешочком, босиком поклониться Тихону Задонскому. Господь послал милость выздоровления, и мама в благодарность за выздоровление сыночка Ванечки пошла на богомолье к святителю Тихону Задонскому, а сынок впоследствии стал митрополитом Русской Православной Церкви.

В Екатеринбург люди съезжаются поклониться царственных мученикам, преподобномученице Елизаветы в Алапаевск на место ее мученических страданий. Едут не только из России, но и из Германии, Америки, Канады, Австралии.

Люди приезжают в места с красивой природой, с замечательными храмами, почитанием, богомольем, и когда уезжают, имеют какое-то притяжение, опять им хочется поехать и в Екатеринбург, и в Дивеево, и в Троице-Сергиеву Лавру, Соловки, Валаам.

Вопрос телезрителя: В разговоре с самарянкой, на ее вопрос, где правильно молиться, Иисус ответил, что настанут времена, когда будете поклоняться Отцу не на этой горе и не в Иерусалиме, а в духе и истине, потому что Бог есть дух. Серафим Саровский говорит, что для настоящего христианина Иерусалим там, где он живет. Как это сочетается с паломничеством, разве от этого зависит сила веры?

Сила веры зависит от того, насколько ты веришь в Бога и хочешь, чтобы в твоей жизни было общение со святыми угодниками Божиими. Если ты верующий, молишься, конечно, для спасения достаточно ходить на один приход, и ты спасешься. Но есть и богатство церковного разнообразия. Не случайно еще наши предки совершали паломничества в Киево-Печерскую Лавру, и на Афон, и в Троице-Сергиеву Лавру. Надо посмотреть на историю, которая очень богата. Например, мы имеем такой письменный памятник XII века, как "Паломничество игумена Даниила по Святой Земле Палестине".

Мы хотим напитаться той великой благодатью, которую имеют эти святые места, эти святые мощи. В этом нет ничего зазорного и страшного. Ведь мы не имеем один храм, но множество храмов и множество монастырей. Есть различный духовный опыт, живой пример подвижничества.

Звонок телезрительницы из Рязани, свидетельствующей о чудной помощи святого Василия Рязанского, когда на нее упала финансовая ответственность за недобросовестного человека, и ей неоткуда было ждать помощи. Каждый день, возвращаясь с работы, она приходила к храму, где была икона Василия Рязанского, молилась ему, и однажды чудесным образом появились люди, давшие необходимую сумму, предложившие работу, а затем разрешилась вся ситуация.

Наша телезрительница на своем опыте убедилась, как помогает общение со святыми. Люди ездят по святым местам и потому, что хотят получить помощь от святых угодников.

- Как взрастить в себе благоговейный дух к святыням?

Как говорит нам Священное Писание, начало всякой премудрости страх Господень. Если человек понимает, куда он едет, у него всегда есть этот страх, а от него и благоговение. Он понимает, что едет он не отдохнуть, как это бывает в туристической поездке, а самая главная его цель - помолиться. От этого появляется благоговение, человек готов переносить и какие-то трудности, потому что приоритетом для него являются духовное общение и духовная пища.

- Как следует готовиться к паломнической поездке?

Думаю, прежде всего, должен быть настрой. Вся паломническая поездка проходит в молитве, есть возможность почитать Священное Писание.

Чаще всего паломники перемещаются в автобусе, и расстояния большие, поэтому читают и правила, и каноны, есть возможность подготовиться ко Святому Причастию.

Существуют ли в наше время пешие паломничества? Есть ли у них преимущества перед паломничествами на транспорте?

Никакого преимущества нет, пешком не каждый может пройти большие расстояния, да это и небезопасно в наше время. Конечно, должен быть труд. Старые люди считают, что настоящее паломничество совершается в труде, молитве, тишине. "Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом". Я еще застал время, когда старые люди на архиерейские службы специально шли пешком, отказываясь от того, чтобы их подвезли. Говорили, что архиерейскую службу заслужить надо. Было трепетное, благоговейное отношение. Раньше люди понимали, что епископ исполнен полноты церковной благодати, встречали его с благоговением и страхом.

Наверное, самое главное, о чем мы должны помнить, отправляясь в паломничества, что если не будет страха, благоговения, благодарности, ты не почувствуешь эту благодать. Как правило, когда дух мирный, спокойный, то и святые места встречают тебя по-другому, они открываются тебе, наполняя благодатью Божией.

Для приходов очень важны паломнические поездки. Не потому, что ты не спасешься на своем приходе, но в поездках ты напитаешься благодатью Божией. Когда мы едем сорок человек с одного прихода, то если это деревенский приход, все знают друг друга, а в городах мы друг друга не знаем. Совсем недавно в городских общинах люди стали общаться друг с другом, когда начинают образовываться живые общины. В паломнической поездке люди начинают близко общаться друг с другом, кто-то начинает дружить, люди настолько сильно объединяются, что получается большая семья.

Паломнические поездки и не требуют того, чтобы их защищали, поскольку они опробованы веками, наши предки веками ходили на богомолье. Это опыт нашей Церкви. Мы знаем, что, кроме Священного Писания, в нашей Церкви есть и Священное Предание, и оно говорит нам, что паломничества всегда были желанными. Мы знаем, что и святые апостолы возвращались в Иерусалим, чтобы вдохновиться, получить духовную поддержку для своего дальнейшего служения.

- Какие паломнические поездки совершаются на Вашем приходе?

Во-первых, вместе с детишками мы посещаем монастыри: Троице-Сергиеву Лавру, Даниловский монастырь, обязательно Николо-Угрешский монастырь, конечно, бываем в Оптиной пустыни, ездим в Дивеевский монастырь. Взрослые прихожане бывают и в этих монастырях, а также посещают Переславль, Ростов Великий, очень любят Годеново.

Ездили по святым местам Греции, посещали Афон. Два раза в год мы с нашими прихожанами большими группами выезжаем на Святую Землю в Иерусалим. Люди сами просят, чтобы я организовал эту поездку, и я обращаюсь в Паломнический центр, находящийся в гостинице "Университетская". Бывает, что оформляем поездку через Русскую Духовную Миссию, обращаясь в Паломнический центр, расположенный в Даниловом монастыре. Это, наверное, самые частые поездки. Длится она целых восемь дней. Мы обязательно совершаем несколько Литургий, одна из них у Гроба Господня, обязательно Литургия на месте Рождества Христова. Очень любим совершать Литургию в нашем Горненском монастыре, где нас всегда принимают с большой любовью. Это очень радостные и благодатные поездки.

Когда мы посещали наш Русский монастырь святой Марии Магдалины в Гефсимании, там было очень много арабок, который ушли в него еще в 20-40-е годы, прекрасно изучили русский язык и стали настоящими русскими монахинями. Одна уже старая монахиня Елена, увидев меня в очередной раз, сказала: "Батюшка, Вы заболели иерусалимской болезнью". На мой вопрос, что это за болезнь, она ответила: "Вы приезжаете и приезжаете сюда, потому что Ваше сердце постоянно сюда стремится". Знаю многих наших прихожан, которые так полюбили Святую Землю, что живут от одной поездки до другой, хочется приехать, поплакаться, попросить, чтобы помолились об их близких и родных.

Спасибо большое, отец Алексей, время нашей передачи, к сожалению, подошло к концу. Благословите наших телезрителей.

Храни вас всех Господь.

Ведущий: Денис Береснев.

Расшифровка: Юлия Подзолова.