Конспект занятия по рисованию любимая сказка. Тамара Комарова - Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий. Конспект НОД «Моя любимая сказка

Елена Халангот
Конспект НОД «Моя любимая сказка»

Цель :

Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, продолжать учить эмоционально воспринимать содержание, представлять

образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать речь сказочной лексикой ; формировать интонационную выразительность речи детей; воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного творчества; формировать изобразительные умения и навыки работы с кистью и карандашом (изображая сказочных персонажей , передавать характерные особенности).

Однажды в Интернете нужно добавить в этот список! Наши любимые персонажи сказок получили ноутбук и узнали важный урок о безопасности в Интернете. В конце концов приходит очень большой счет, и все персонажи обнаруживают некоторые проблемы с выходом в Интернет без разрешения. Обсуждение и открытие элементов сказки - эффективная стратегия понимания этих историй. Сказки отличаются от любого другого жанра из-за их магических элементов и характеристик.

Прежде чем читать эту книгу, важно создать базовые знания об элементах сказки, а также о персонажах, которые появятся в этой истории, чтобы ученики могли действительно наслаждаться этим текстом. Джек из Джека и бобового стебля, Гигант, Золушка, Фея Богиня Золушки, Красная Шапочка, Рапунцель, Три Маленьких Свиньи и Большой Плохой Волк, все делают вид! Бросьте небольшую практику оценки в микс. уже знакомы с названиями, связанными с персонажами «Однажды в Интернете». Мне всегда нравится читать оригинальные сказочные истории для моих учеников, независимо от того, знакомы они или нет, поэтому мы можем вместе пользоваться устной традицией и обсуждать ценные уроки, которые представлены.

Предварительная работа :

Чтение русских народных сказок , рассматривание

иллюстраций.

Рисование на темы : «Избушка – зимовье» , «Яблоня с яблоками» (из

сказки «Гуси-лебеди» , «Фартук для бабушки» ,

«Яички простые и золотые» , «Снегурочка» .

Лепка на темы : «Морковки для зайчиков» , «Мисочки для трёх медведей» , «Яички простые и золотые» .

Наведите курсор на изображение, пока не увидите три точки в верхнем правом углу. Вы можете подумать о создании нескольких разных плат и разделить своих учеников на небольшие группы. В противном случае, держите одну доску для всех, чтобы работать. Если вы ограничены количеством доступных у вас устройств, просто спросите об этом на доске и пригласите студентов по одному, чтобы добавить свои идеи. Для студентов набирается большое сообщение. Пост-он изменит размер на меньший прямоугольник, и ученики могут разместить его в правильной категории.

Просмотр сказок по диафильмам .

М а т е р и а л к з а н я т и ю.

1. Книга «Сказки » с иллюстрациями.

2. Кассеты с записью классической музыки.

3. Шкатулка с предметами из знакомых сказок .

4. Листы бумаги, гуашь, карандаши, салфетки, баночки с водой, кисти.

5. Костюмы для детей и ведущей (персонажей сказок ) .

Они даже могут добавлять изображения в свои заметки! В приведенном ниже примере вы увидите, что у меня сначала были ученики, которые создали записку с записью с их именем, которое выстроилось справа.


Когда все мысли добавлены, обсудите каждого персонажа с классом.

Не назначайте какие-либо задания, просто читайте. Ваши ученики все равно смогут выделить из этой истории следующие элементы сказки. После прочтения сделайте снимок, начиная с самого начала, и обсудите возникающие элементы сказки. Мы будем проверять каждый элемент, который мы обнаружили, когда читаем разные сказки. Это было бы здорово, если бы вы создали для своей сказочной группы помощь в понимании.

Х о д з а н я т и я.

Звучит классическая музыка, дети сидят на стульчиках, поставленных

полукругом.

Воспитатель : Дети, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие. Мы окажемся там, где животные могут разговаривать, предметы двигаться сами по себе, где происходят чудеса и всегда побеждает добро и справедливость, а леность и жадность наказывается. Вы догадались куда мы попадем?

Выглядит так. Вы знаете, почему это когда-то держало жирафа безмолвным? Слон носит сундук? И как получилось, что кошка стала домашним животным? С красочным и поэтическим языком рассказы, собранные из разных стран, рассказывают о создании и силе природы, о победе хитрости даже над самым могущественным противником и о времени гармонии между человеком и зверем. Вместе с образными иллюстрациями южноафриканских художников это чрезвычайно любовно созданное сказочное сокровище приглашает вас в увлекательное путешествие по черному континенту через Африку, полную мудрости, остроумия и мужества, из которой мы все еще можем многому научиться.

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно в сказку ! А чтобы всё было по-сказочному , я превращаюсь в сказочницу , а детишек превращу в героев сказок . (Произносится волшебная присказка и даются атрибуты сказочных персонажей ).

За ступенькою ступенька – будет лесенка,

Слово к слову ставь складенько – будет песенка,

Любимые сказки Нельсона Манделы, которые он собрал из разных африканских стран, дают представление об экзотическом, часто мифическом мире. Рассказы рассказывают о летающем кролике Ммутле, о охотнике Мтияне, который превращается в змею с семью головами и соблазнительной волшебной песней великолепной птицы, которой могут сопротивляться только дети.

Некоторые из рассказов - это мифы о создании, которые рассказывают о том, как появилась луна, поэтому животные получили рога и хвосты и почему кошка стала ручным домашним животным. Это богато иллюстрированное сказочное сокровище обращается как к старым, так и к юным читателям и приглашает в увлекательное путешествие по африканскому континенту.

А колечко за колечко – станет вязочка…

Сядь со мною на крылечко, слушай сказочку .

А теперь пора со сказочными персонажами познакомиться, узнать и отгадать, из какой же они сказки .

Выходят девочка в костюме Красной Шапочки и мальчик – Серый Волк.

Волк : Здравствуй, Красная Шапочка!

К. Ш.: Здравствуйте, господин Серый Волк.

Как Махатма Ганди, Аунг Сан Су Чжи или Мартин Лютер Кинг, он считается видной фигурой в борьбе за свободу от расовой сегрегации, угнетения и социальной несправедливости. Мандела был главным пионером примирительного перехода от апартеида к эгалитарному демократическому государству в Южной Африке.

Уже во время своей жизни он стал политическим и моральным образцом для подражания для многих людей во всем мире. «Мы на самом деле не имеем в виду, мы действительно не думаем, что то, что мы сейчас скажем, верно». С этими словами рассказы рассказов Ашанти начинают рассказывать свои истории, и, возможно, они также подходят как введение в настоящую антологию, так как большинство этих историй претерпело многочисленные изменения на протяжении веков. Они были украшены и расширены, а иногда они перешли от одного народа или этнической группы к другой.

Волк : Куда ты идёшь, Красная Шапочка?

К. Ш.: Я иду к бабушке. Несу ей пирожок и горшочек масла.

Сказочница : Что же это за сказка такая , в которой Волк встретил в лесу девочку и что же было дальше?

Ответы детей : Это сказка Шарля Перро «Красная Шапочка» .

Выходит Лисичка.

Сказочница : Дети, а в какой сказке есть этот сказочный персонаж ?

История - это история, и поэтому ее можно рассказать в соответствии с собственным воображением, собственной природой или окружающей средой; и если история получает крылья и становится собственностью других, то вы также не должны останавливать их. Однажды она возвращается к себе, обогащаясь новыми деталями и новым голосом.

Коллекция содержит некоторые из самых любимых историй, сокровищ, которые источают нетронутую ауру Африки, но во многих случаях также имеют всеобщее значение, а именно, где они говорят о людях, животных и мистике. Читатель заново откроет множество популярных мотивов из африканских рассказов или, возможно, даже встретит их в первый раз.

Ответы детей : Вспоминаются сказки : «Колобок» , «Теремок» , «Лисичка со скалочкой» , «Кот, петух и лиса» .

Сказочница : А какую же песенку пела Лиса, чтобы выманить Петуха?

Дети : вместе с Лисой поют песенку

«Петушок, петушок золотой гребешок …»

Сказочница : А как обманывала всех Лиса в сказке «Лисичка со скалочкой»

Например, умное существо, которому удается кого-то перехитрить, даже намного больше и сильнее противников: Хлаканяна с Зулу и Кхоса или Санкхамби с Вендой; заяц, коварный маленький мошенник; хитрый шакал, который обычно приходит в виде обманщика; гиена в роли вечного проигравшего; лев как правитель, который рассматривает животных с подарками; змея, которая внушает страх, но в то же время является также символом целительной силы, часто в связи с силой воды; магическое заклинание, которое может принести бедствие или свободу; Люди и животные, которые принимают разные формы; ужасные каннибалы, которые пугают как взрослых, так и детей.

Чем сказка закончилась ?

Ответы детей.

Сказочница : Вот я вижу мишку. ещё одного, ещё одного. Сколько же здесь медведей? из какой они сказки ?А кто ещё был в этой сказке ?

В какой ещё сказке была девочка Машенька? Как ты, Машенька, обманула медведя?

Ответы детей. Называются сказки «Три медведя» , «Маша и медведь» .

Коллекция также содержит некоторые новые истории из разных частей Южной Африки и остальной части континента, которые дополняют эти древние сокровища. Пусть голос сказочника в Африке никогда не затихает; Пусть все дети Африки испытают чудо книг и никогда не теряют способность обогащать свою жизнь на этой земле волшебством сказок.

«Завораживающая песня волшебной птицы». Этот восточноафриканский рассказ о невинности и силе детей был записан в начале века в Беналанде, Танганьика, пастором Юлием Олке из миссии Берлинской церкви. Однажды странная птица вошла в маленькую деревню, заложенную в холмы. С этого момента ничто не было в безопасности. Все жители, посаженные на полях, исчезли в одночасье.

Сказочница : Молодцы какие, дети! Все сказки знают . А игры русские народные знаете?

Давайте поиграем в хороводную игру «Ходит Ваня» ,отдохнём немного.

Игра «Ходит Ваня» (физкультминутка) .

Сказочница : А теперь я вам хочу загадки загадать, да не простые,а сказочные . Есть у меня шкатулочка волшебная, а в ней предметы. Я буду предмет доставать,да о нём рассказывать , а вы будете угадывать, из какой же сказки этот предмет .

Каждое утро было меньше овец, коз и цыплят. Даже в дневное время, когда люди работали в стране, приходила гигантская птица, открывала свои склады и зернохранилища и украла свои зимние принадлежности. Жители деревни были опустошены. Повсюду была потребность - повсюду плакал и скрежет зубов. Никто, даже не самый смелый герой деревни, не мог поймать птицу.

Он был слишком быстрым для людей. Как только они увидели его, они только услышали звук его могучих крыльев, когда он сел в крону древнего камня среди густой листвой. Голова деревни вырвала волосы в отчаянии. Однажды, после того как птица разграбила свой скот и зимние принадлежности, он приказал старшим заострить свои топоры и мачете и продолжить борьбу с птицей. «Бросьте дерево - это единственное, что помогает», - сказал он.

В шкатулке лежат : зеркальце, ложка, куколка-дюймовочка.

Дети отгадывают сказки : «Жихарка» , «Белоснежка и семь гномов» или сказку Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях» , «Дюймовочка» .

Сказочница : Ну, а теперь, дети, я хочу, чтобы вы подарили мне на память о нашем путешествии свои любимые сказки . Нарисуйте мне,пожалуйста, вашего любимого сказочного героя , какой-то момент сказки , можете слепить это из пластилина.

Вооруженные аккуратно обработанными топорами и кустовыми ножами, пожилые люди подошли к дереву. Первые удары были мощными и ударили по стволу глубоко в костном мозге. Дерево дрожало, и из плотной листва его короны появилась странная, таинственная птица. Мед-сладкая песня вырвалась из его горла. Он проник в сердца людей и рассказал о сказочных, отдаленных вещах, которые никогда не вернутся. Таким обманом был звук, что мужчины, один за другим, уронили свои топоры и мачете.

Они опустились на колени и задумчиво уставились на птицу, которая пела для них во всем своем красочном блеске. Руки у мужчин стали слабыми. Многие из рассказов в этом красиво оформленном сборнике напоминают нам очень знакомые европейские народные сказки и басни, например, собранные Братьями Гриммом. Некоторые из них являются мифами создания.

Творческая деятельность детей за подготовленными столами. После того, как работы закончены и оставлены сохнуть, дети берут стульчики и опять садятся к Сказочнице полукругом .

Сказочница : Какие замечательные рисунки получились у вас! Я их все соберу и сделаю альбом сказок . Буду его разглядывать и вас вспоминать. А сейчас я хочу угостить вас, но вы должны угадать, чем. Это тоже сказочный персонаж . А сказка эта начинается так : «На лесной опушке, в тёпленькой избушке, жили-были три братца : воробей крылатый, мышонок мохнатый,

Африканские сказки также рассказывают истории злых животных, волшебников и фигур принца, а также привлекают нас в увлекательный мир магии и устной веры в высшие силы и существа, которые могут либо навредить человеку, либо освободить его от затруднений. Многие элементы основаны на универсалиях мира сказок, поскольку они происходят в разных культурах.

Хотя многие истории содержат моральные сообщения, они в значительной степени освобождены от скрытой привлекательности к послушанию и добродетели, когда-либо «поднятого пальца», поскольку это европейское позднее Просветление. Многочисленные красочные иллюстрации особенно помогают детям читать и давать дополнительное представление о захватывающем дух мире мысли и опыта различных культур африканского континента.

Ответы детей.

Сказочница : Правильно, блин масленый! Что там блин делал?

Ответы детей : Щи да кашу варил.

Сказочница : Вот вам, ребятки, угощение прямо из сказки . Закончилось наше путешествие, ему конец, а кто сказки знает , да хорошо отвечает – молодец!

Тема урока "Моя любимая сказка", Класс 5

Для детей начальной школы чтение должно сопровождаться взрослыми, на наш взгляд, так как сказки могут потребовать случайных объяснений. Для детей старшего возраста, подростков и взрослых эта книга с ее рассказами - это удовольствие от чтения особого вида и первое интересное исследование африканских культур.

Книга подсказки: «Мои любимые африканские рассказы»

Чудо иллюстрированного альбома. «Лучшие учителя - это те, которые показывают вам, где искать, но они не говорят вам, что посмотреть». Это известное высказывание оставляет горечь во рту не только тем, кто учит ее годам, но и тем, кто со временем станет хорошим учителем. Это высказывание оставляет горький вкус даже для непоследовательности, присутствующей в нем: «кто не может этого делать, учит», как будто учение не было «деланием», конкретной операцией, действием и лучший случай, создать что-то новое.

Тип урока : комбинированный.
Вид урока : практическое занятие.
Цели урока : образовательная: познакомить с художником-иллюстратором В.М.Васнецовым; продолжать формировать представление о композиции, развивающая: развивать интерес к народному сказочному творчеству; развивать навыки композиционного решения; развивать наглядно-образное мышление, творческие способности.
воспитательная: воспитывать интерес к изобразительному искусству путем вовлечения каждого в активную деятельность; воспитывать любовь к труду.
Оборудование: художественные книги, икт, видеоматериал, альбом, цветные карандаши, мелки, фломастеры.
Метод: Объяснительно-иллюстративный, аналитический, репродуктивный, творческий.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Психолого-педагогический настрой.
III. Актуализация знаний.
IV. Изучение нового материала.
V. Практическая работа.
VI. Итог урока. Анализ и оценивание работ.
Ход урока I . Организационный момент :
II.
Психолого-педагогический настрой :
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь –
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
С. Маршак
-Вот такое замечательное стихотворение написал Самуил Яковлевич Маршак-поэт и писатель.
-Скажите, а каких писателей и поэтов Казахстана вы знаете? (Абай Кунанбаев, Ыбрай Алтынсарин, Сәкен Сейфуллин и т.д)
III.
Актуализация знаний :
- Ребята, отгадайте загадку.
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком? (Книга)

Правильно, ребята, это книга. Книга наш верный друг. Очень хорошо, если вы любите дружить с книгой. Посмотрите на эти две книги, какую книгу вам очень сильно захотелось рассмотреть, прочитать? Почему вас заинтересовала эта книга?
- Конечно, вам интересно читать книги с картинками. Для этого специальные художники - иллюстраторы - придумывают изображения к тем или иным книгам. Самые удивительные иллюстрации бывают к сказкам.

Сегодня на уроке вы попробуете себя в роли иллюстраторов. Мы создадим иллюстрации к вашей любимой сказке. Посмотрим и угадаем героев к сказкам. (презентация).


IV. Изучение нового материала :
Мы с вами познакомимся с особенностями работы иллюстраторов, рассмотрим картины к сказкам известных художников.
(презентация).

Одним из известных художников является Виктор Михайлович Васнецов. Виктор Михайлович Васнецов создал картины ко многим знаменитым сказкам. Перед вами только некоторые из них.
1.- Обратите внимание на эту картину. Это одна из самых больших удач художника. Крестьянская девочка Алёнушка сидит, пригорюнившись на белом камне, над тёмным лесным омутом. Она захвачена таинственным очарованием лесной чащи с её сумраком, тишиной и гладью воды.
- Из какой сказки эта героиня? В какой момент ей нарисовал художник? Почему она такая грустная?
2.- В основе этой картины тоже лежит русская народная сказка. Кто может ответить какая?
Художник выбрал самый драматический момент: Иван-царевич и Елена прекрасная мчатся на Сером волке сквозь лесную чащу, позади осталась погоня, но впереди ещё ждут новые испытания. Какое чувство у вас вызывает эта картина? (тревоги) Уставшая от долгой дороги королевна склонила свою голову на грудь Ивана-царевича. Вся её фигура выражает покорность судьбе. Иван-царевич, напротив, полон решимости защитить Елену Прекрасную. Обратите внимание на два тонких деревца дикой яблони, усыпанные нежными цветами. Художник как бы сравнивает молодых людей с хрупкими деревцами. Серый волк стремительно летит вперёд. Стремительность подчёркивается ощущение встречного ветра. (Иван-царевич и Серый волк). И другие картины.
3. -Вспомните художников Казахстана? (Кастеев Абильхан, Гумаров Сәкен, Сидоркин Евгений, Калмыков Сергей, Исмаилова Гульфайрус и многие другие)

Физкультминутка: ( Про сказочного героя.)
Буратино подтянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Видно ключик не нашёл,
Чтобы ключик отыскать,
На носочки надо встать.

Пришло время приступать к построению иллюстрации любимой сказке, мультика.
Работа над рисунком


- V . Практическая работа.
-Вспомним правила техники безопасности при работе с карандашом. (Ответы учащихся)
Работа над композицией рисунка.
- Вспомним, что такое композиция?
-Какая композиция будет на ваших рисунках?
Сегодня мы будем выполнять работу в карандаше.

VI. Итог урока. Анализ и оценивание работ учащихся .
-Что мы сегодня выполняли на нашем уроке?
-Какие трудности у вас возникли?
- С творчеством, каких художников мы сегодня познакомились?
- Какие картины мы с вами рассмотрели?
- Как называются художники, которые создают картины к книгам? (иллюстраторы).
-Назвите казахских писателей, поэтов?
- Первый ряд, поднимите свои работы и покажите остальным. Теперь второй ряд. Ребят на третьем ряду покажите свои работы всему классу.
- Сейчас я подойду к каждому из вас и поставлю оценку за вашу работу. А вы этим временем уберите рабочее место, уберите свои принадлежности.
-

Разработка урока изобразительного искусства

на тему «Рисование интерьера комнаты» для 6 класса

2 урока (построение и завершение в цвете)


Цель деятельности учителя:

Дать представление о композиционных приёмах и применении метода линейно-конструктивного рисунка при изображении интерьера комнаты, положении каждого предмета в пространстве;

Развитие пространственного мышления у учащихся, соблюдение последовательности графического изображения;

Закрепить полученный от знания опыт.

Тип урока : комбинированный.

Фронтальный метод работы.

Задание : Нарисовать по представлению интерьер комнаты во фронтальной перспективе. (Или – Сочинить интерьер комнаты во фронтальной перспективе)

Решаемая проблема :

Как выполнить рисунок интерьера комнаты во фронтальной перспективе?

Требования к уровню подготовки учащихся (результат):

Знать понятия : линия горизонта, точка схода, законы перспективы, композиция, вид изобразительного искусства, интерьер.

Уметь :

Объяснить назначение помещения, комнаты по оформлению интерьера на картине художника;

Выполнять изображение интерьера комнаты по представлению с использованием законов линейной перспективы;

Анализировать и определять исходные конструктивные формы в окружающих предметах;

Создавать графическими средствами изображение интерьера комнаты;

Использовать различную штриховку для передачи объёма, формы изображаемых объектов средствами светотени.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Формирование потребности в художественном творчестве;

Овладение элементарными практическими умениями и навыками в рисунке.

Личностные результаты:

Развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений;

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Познавательные учебные универсальные действия:

Общеучебные УУД:

Самостоятельное формирование познавательной цели;

Структурирование знаний;

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении задания.

Логические универсальные действия:

Построение логической цепи рассуждений.

Постановка и решение проблемы:

Формулирование проблемы;

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Наглядно-демонстрационный материал:

2 таблицы «Построение рисунка комнаты. Изображение комнаты по одной точке схода;

Схемы построения интерьера «Перспективное построение интерьера во фронтальной перспективе»; , макет комнаты.

Репродукции картин художников:

«Сватовство майора», Федотов П.А.,

«Прибыл на каникулы», Решетников Ф.П.,

«Утро», Яблонская Т.Н.,

«Зеркало», Пименов Ю.

Материалы: бумага, карандаш.

Ход урока

Этапы урока:

    Организационный момент

    Изучение нового материала.

    Физкультминутка.

    Творческая практическая работа.

    Итоги урока. Рефлексия деятельности.

1.Организационный момент

Эмоционально-психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы урока .

2. Изучение нового материала

Тема нашего урока «Рисование интерьера комнаты».

Беседа с учащимися:

Сегодня мы будем выполнять наш рисунок линиями, изображать мир линиями.

Это какой вид изобразительного искусства? (Графика)

А чтобы правильно изображать предметы в пространстве, что надо применять в рисунке? (Перспективу)

А что такое - перспектива? (Перспектива – наука, помогающая правильно изображать предметы в пространстве так, как мы видим их в натуре.)

Кто назовёт правила перспективы?

Кто следующее правило назовёт?

(Правила, законы перспективы или закономерности перспективного изменения предметов, их формы:

    При удалении от нашего глаза размеры предметов уменьшаются.

    Параллельные горизонтальные линии, удаляясь, не только сближаются, но на уровне глаз сходятся в одну точку – точку схода.

    Всё, что в натуре имеет вертикальное направление и на рисунке выглядит вертикальным.)

Как вы думаете, что такое интерьер? Что значит это слово – интерьер?

Скажите своими словами.

Интерьер – это изображение внутреннего помещения различных зданий: учебных классов, жилых комнат, коридоров и т.д.

Интерьер – это организация внутреннего пространства.

Как вы думаете, можно определить назначение помещения, комнаты по оформлению интерьера?

Посмотрим на репродукции различных картин художников, находящихся на классной доске.

Что объединяет эти 4 репродукции художников? Что изображено?

(Изображение помещения, жилых комнат во фронтальной перспективе.)

Кроме назначения помещения, жилых комнат, что ещё можно определить по оформлению интерьера? (Историческую эпоху, время событий.)

Стили интерьера.

Художники одинаково изобразили расположение фронтальной стены?

(на 3-х репродукциях – частичное изображение, на одной – полностью.)

Итак, что мы сегодня будем рисовать на уроке? Какую решаемую проблему мы должны выполнить?

(Рисование интерьера комнаты во фронтальной перспективе.

Проблема – Как выполнить рисунок интерьера во фронтальной перспективе?)

А как вы думаете, что думает художник перед созданием своей работы?

(О композиции, о размещения рисунка на листе бумаги.)

Рассмотрение макета комнаты.

Ученик рисует мелом на классной доске изображение интерьера комнаты.

Как вы думаете, правильно выполнен рисунок?

С чего надо начать выполнение рисунка?

(с расположения фронтальной стены на листе бумаги)

Какие варианты расположения фронтальной стены на рисунке могут быть?

(левее, по центру, правее)

Когда мы раннее, на прошлых уроках рисовали различные предметы во фронтальной перспективе – какую линию мы применяли и точку на этой линии для построения рисунка?

(линию горизонта и точку схода)

Нужна нам эта линия горизонта и точка схода при рисовании интерьера комнаты?

Наметили на листе бумаги или на классной доске линию горизонта и точку схода.

Посмотрим на схемы построения интерьера «Перспективное построение интерьера во фронтальном положении».

От изменения места точки схода линий или точки зрения зависит и вид перспективы интерьера. Та боковая стена, на которой рисующий ближе находится, всегда будет в большем сокращении, чем противоположная.

Рисующий должен определить точку схода параллельных линий, которая всегда лежит на линии горизонта и зависит от места расположения рисующего.

Если левая и правая стенки одинаково удалены от нас, то главная точка схода будет располагаться на середине фронтальной стены. Если будем перемещаться влево или вправо, соответственно будет перемещаться и точка схода.

Нам надо наметить на рисунке боковые стены комнаты, пол, потолок.

Зная, что все параллельные горизонтальные линии, удаляющиеся от зрителя, сближаются и при продолжении сходятся в одной точке схода на линии горизонта, можно наметить боковые стенки. Те линии, которые расположены выше уровня глаз (линия потолка), кажутся опускающимися, ниже уровня глаз (линия пола) – поднимающимися.

Вот мы наметили расположение фронтальной стены, потолка, боковых стен и пола. Дальше для рисования интерьера комнаты, что надо выполнить?

(нарисовать предметы – мебель в пространстве)

Кто по желанию выйдет к классной доске и покажет выполнение рисунка окон, рисунка мебели во фронтальной перспективе?

Есть ошибки в рисунке?

А как надо выполнить рисунок?

Пользуясь методом линейно-конструктивного рисунка, рисующий изображает все предметы как бы прозрачными и тем самым имеет возможность точно определить положение каждого предмета в пространстве.

Рисунок стола у окна или рисунок дивана у стены начинается с изображения ребра боковой стены предмета, расположенной во фронтальной перспективе.

Затем намечается нижняя горизонтальная плоскость предмета. Построение рисунка начинается как-бы снизу- вверх.

Выполняется линейно-конструктивный рисунок каждого предмета в интерьере комнаты.

Ребята, вот мы выполнили линейный, контурный рисунок интерьера комнаты во фронтальной перспективе, а далее, что нам надо выполнить для завершения рисунка?

(Выполнить объём каждого предмета, а в целом – комнаты.)

Объёмно-тональный рисунок.

Использовать различную штриховку для передачи объёма, формы изображаемых предметов средствами светотени.

    Физкультминутка

Физические упражнения:

Встали прямо. Выпрямили спину. Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях. Движения рук в стороны. Несколько раз.

Стоим прямо. Руки на талии. 2 наклона влево, 2 наклона вправо.

Стоим прямо. Одна рука поднята вверх, другая – опущена вниз. Поочерёдно взмахи руками вверх и вниз. Несколько раз.

Стоим прямо. Ноги на ширине плеч. Руки опущены вниз. Руки поднимаются вверх – вдох, опускаются в стороны и вниз – выдох. 2 раза.

    Творческая практическая работа

Задание: Нарисовать по представлению интерьер комнаты во фронтальной перспективе или сочинить интерьер комнаты.

Ребята, мы сегодня на уроке займёмся творчеством.

Творчество – так называют работу художников в искусстве.

Каждый ученик должен сочинить интерьер комнаты в фронтальной

перспективе.

Кто из учащихся повторит последовательность выполнения задания?

Последовательность выполнения задания:

    Линейный, контурный рисунок.

Каждый ученик вспоминает о композиции – размещения рисунка на листе бумаги.

Композиция – структурное построение художественного произведения, соединение всех его компонентов в единое целое (сочинение, составление, расположение).

Выбор учеником расположения фронтальной стены (левее, прямо или правее) на листе бумаги.

Наметить линию горизонта и точку схода на ней.

Наметить расположение потолка, боковых стен, пола.

Наметить положение каждого предмета в пространстве, пользуясь методом линейно-конструктивного рисунка.

2. Объёмно – тональный рисунок.

Использовать различную штриховку для передачи объёма, формы изображаемых предметов средствами светотени.

Затушевка карандашом в различные тона от светлого до чёрного.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе, выполняя её карандашом.

Ребята, во время работы с целью обнаружения ошибок в рисунке – сравнивайте свой способ действия и его результат с находящимися на уроке таблицами «Построение рисунка комнаты», репродукциями картин художников и схемами построения интерьера.

    Итоги урока. Рефлексия деятельности

Демонстрация работ учащихся.

Коллективный анализ рисунков.

Беседа с учащимися:

Что такое интерьер помещения, жилой комнаты?

(Интерьер – это изображение внутреннего помещения различных зданий: учебных классов, жилых комнат, коридоров и т.д.)

Вам удалось выполнить рисунок с изображением интерьера комнаты во фронтальной перспективе?

Что вызвало затруднения?

Что больше всего понравилось?

Домашнее задание:

Найти изображение интерьера комнаты в угловой перспективе на картинах художников. Желательно принести репродукцию картины на урок ИЗО. Сообщить фамилию художника и название картины.

9 класс № Урок черчения по теме: «Построение простых разрезов»

Тема урока . Построение простых разрезов.

Цели урока .

1. Сформировать практические навыки построения простого разреза.

2. Отработать алгоритм выполнения простого разреза.

Развивающая задача . Развитие творческого мышления и пространственного воображения.

Пособие и оборудование . Учебные таблицы, индивидуальные карточки-задания, карандаши Т и М, цветной мел.

План

    Вхождение в тему урока, постановка проблемы.

    Поэтапное формирование умения и навыков учащихся в построении простого разреза.

    Индивидуальная работа учащихся по карточкам-заданиям.

    Подведение итогов урока и задание на дом.

Ход урока

1. Учитель . Сегодня на уроке мы повторим изученный материал по теме “Разрез”, затем составим алгоритм решения задач на построение простого разреза и отработаем навыки его выполнения. (Проверяю готовность к уроку ).

Учитель. На доске даны два чертежа (рис.1 и рис.2)




На изображении нет очертаний предмета за секущей плоскостью. Постарайтесь дополнить изображение недостающими линиями, чтобы получился разрез.

( Вызываю к доске двух учащихся. Они работают цветными мелками )

Учитель. Пока ребята у доски решают задачу, проверим ваши знания по этой теме.

1.1. Что представляет собой разрез?

1.2. Дайте его определение.

1.3. Чем отличается разрез от сечения?

1.4. В зависимости от расположения секущей плоскости в пространстве как называются разрезы?

1.5. Дайте определение фронтального разреза.

1.6. Когда разрез называется профильным?

1.7. Разрез при секущей плоскости параллельной горизонтальной плоскости называется ……….

( Проверка решения задач у учащихся, работающих у доски и оценка их работы )

2 . Учитель . Переходим к решению новой задачи. Дано наглядное изображение и его чертеж (рис.3 и рис.4)




На “рис.4” разрез уже выполнен. Необходимо найти фигуру сечения и заштриховать ее.

Перед началом решения давайте проанализируем геометрическую форму наглядного изображения (рис.3).

Ответ. Деталь состоит из основания представляющего собой прямоугольный параллелепипед. С двух сторон он имеет вырезы, состоящие из сочетания параллелепипеда и полуцилиндра. К верхнему основанию примыкает прямоугольный параллелепипед, имеющий в верхней части вырез в форме параллелепипеда. В центре деталь имеет сквозное цилиндрическое отверстие.

Учитель . Давайте определим симметричность нашей детали и место прохождения секущей плоскости на чертеже (рис.4).

Ответ . Данная деталь симметрична, а секущая плоскость проходит вдоль оси симметрии.

Учитель . Мысленно разрезаем деталь. А что делать дальше?

Ответ. Мысленно удаляем часть детали, которая расположена ближе к нам.

Учитель . Мы удалили нижнюю часть детали и задаем вопрос: “Что надо штриховать на главном виде?”, но лучше задать вопрос - “Что не надо штриховать?”. Определить это на чертеже проще. (Эти участки на чертеже я буду закрашивать желтым цветом, а фигуру сечения - заштриховывать.)

На виде сверху “рис.4” красным цветом проводим секущую плоскость и смотрим, что находится дальше за секущей плоскостью. Это не будем штриховать! При выполнении работы обязательно контролируем проекционную связь. На нашем чертеже поверхность боковых вырезов осталась за секущей плоскостью. Проекцию вырезов на главном виде чертежа будем заштриховывать?

Ответ . Поверхность вырезов на главном виде чертежа не будем заштриховывать, т.к. она осталась за секущей плоскостью.

Учитель . Задняя стенка цилиндрической поверхности находится за секущей плоскостью?

Ответ. Да, находится. Ее не штрихуем.

Учитель. За секущей плоскостью находится и задняя стенка выреза верхней призмы, и она не заштриховывается. Фигуру сечения заштриховываем под углом 45 градусов


Решение задачи нахождения фигуры сечения по разрезу всем понятно?

Тогда возьмите карточку-задание (рис.9,) самостоятельно найдите фигуру сечения на разрезе. Фигуру сечения заштриховать. Время на работу 5 минут.

Рис.9 ( Учащиеся выполняют задание)

Итак, по заданному сечению мы выполнили разрез и по заданному разрезу узнали, как правильно выделить фигуру сечения.

Следующий этап нашей работы – это составление алгоритма выполнения простого разреза.

Работать будем с наглядным изображением (рис.6), чертежом (рис.7).


Рис.6

Рис.7

Откройте тетради и запишите последовательность построения простого разреза.

(Учитель работает с чертежом, учащиеся делают запись алгоритма)

.

Ответ. Деталь “рис.6” состоит из прямоугольного параллелепипеда и цилиндра, который стоит в центре верхнего основания параллелепипеда. На концах параллелепипеда имеются призматические вырезы. В центре детали вдоль оси цилиндра соосно расположены два сквозных цилиндрических отверстия. Деталь симметрична.

Ответ. Это два цилиндрических отверстия и два призматических выреза.

Ответ. Секущая плоскость пройдет по середине детали, она совпадет с осью симметрии и на чертеже будет располагаться на виде сверху.

Учитель . Обозначение секущей плоскости будем наносить? Почему?

Ответ .

Учитель. Как это будем делать?

Ответ.

Учитель. Это определение того, что не надо штриховать за секущей плоскостью.

Ответ.

(По окончании записи алгоритма на доске получается чертеж “рис.8”, учитель отвечает на возникшие вопросы по алгоритму)


Рис.8

3. Учитель . Продолжаем работу по индивидуальным карточкам-заданиям “рис. 10……14” . Работаем соблюдая алгоритм построения простого разреза.

Рис.10 Рис.11

Рис.12 Рис.13

Рис.14

Чем больше решите задач, тем выше оценка.

( Учитель отвечает на вопросы учащихся, называет очередной этап алгоритма и помогает затрудняющимся в выполнении работы.)

4. Учитель<> Чем мы занимались сегодня на уроке?

Ответ. Сегодня мы повторяли тему “Разрез” и работали по карточкам-заданиям.

Учитель . Что нового узнали на уроке?

Ответ. Мы познакомились с алгоритмом построения простого разреза.

Учитель. Давайте повторим алгоритм последовательности построения простого разреза.

(Учащиеся отвечают.)

Учитель . Какие оценки можно было бы поставить тем, кто хорошо работал на уроке? Подпишите свои работы и сдайте учителю.

(Оценки сообщаются на следующем уроке)

Учитель . Откройте дневники, запишите задание на дом: Учебник стр.

(Объяснение домашнего задания ).

Учитель . Какие вопросы по уроку и домашнему заданию у вас имеются?

Спасибо за работу. Урок окончен.

Алгоритм построения простого разреза” .

2.1. Анализ геометрической формы детали, определение ее симметричности.

- Деталь состоит из _____ Деталь симметрична?

2.2. Нахождение элементов детали, форма которых выявляется с помощью разреза.

- Это отверстия или призматические выреза?

2.3. Определение направления и места секущей плоскости, ее обозначение.

- Секущая плоскость пройдет по середине детали, она совпадет с осью симметрии и на чертеже будет располагаться на виде?

Обозначение секущей плоскости будем наносить? Почему?

- Обозначение на чертеже не наносим, потому что деталь симметричной формы.

2.4. Мысленное представление фигур сечения.

- Как это будем делать?

- Мысленно удаляем часть детали, расположенную ближе к нам и представляем фигуру сечения.

2.5. Снятие линий видимого контура, относящихся к мысленно удаленной части детали

2.6. Преобразование линий невидимого контура в видимые.

2.7. Штриховка фигур сечения.

- Не заштриховываем проекции призматических вырезов и проекции полуцилиндров.

2.8. Обводка контура чертежа.

9 класс № Урок черчения по теме: Сложные разрезы

Цели:

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы проведения: решение ситуаций проблемного характера, беседа, показ, фронтальные и индивидуальные устные и графические упражнения

Оборудование, принадлежности: слайды «Сложные разрезы», модели деталей, индивидуальные карточки, плакаты

ХОД УРОКА:

1. Организационная часть

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка инструментов, готовности к уроку, сообщение плана занятия, психологический настрой учащихся на сознательную, плотную работу

2. Решение задачи проблемного характера

Демонстрация модели детали.

Вопросы:

- как выявить внутренний контур детали? (с помощью разреза)

- что такое разрез?

- какие разрезы вам уже знакомы?

- как провести в данной детали секущую плоскость, чтобы выявить весь внутренний контур?

Подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что для выявления формы этой детали необходимо несколько секущих плоскостей, получился новый вид разреза - сложный. Вывод.

3. Формирование графических знаний и умений

а) сообщение темы, плана изучения темы, формулировка целей учащимися

б) формулировка учащимися определения «сложный разрез»

в) пользуясь слайдами и моделями, учащиеся самостоятельно классифицируют сложные разрезы, выводят правила их изображения и обозначения. Вывод .

4. Закрепление изученного материала

а) устный фронтальный опрос:

- какие разрезы называют сложными?

- в каких случаях применяются сложные разрезы?

- какой разрез называется ступенчатым? ломаным?

- в чем состоит особенность построения ломаного разреза?

- чем отличается обозначение сложных разрезов от простых?

Вывод.

б) фронтальное устное решение графических задач

1. На рисунке (слайде) даны простые и сложные разрезы. Определите названия разрезов.

А

Б

В

Г

Д

Е

2. Определите, в каких примерах целесообразно применить ступенчатый разрез?

А

Б

В

А

Б

В

А

Б

В

Г

5. На рисунке только в одном случае разрез обозначен правильно. На каком чертеже ломаный разрез правильно изображен и обозначен. Исправьте ошибки остальных чертежей.

А

Б

в) фронтальное решение графических задач у доски (несколько учащихся)

Задание: выполнить и обозначить ступенчатый и ломаный разрез

г) индивидуальные графические упражнения

Задание: выполнить и обозначить ступенчатый и ломаный разрезы

Вариант 1.

Вариант 2.

д) проверка и оценка графических упражнений

5. Домашнее задание:

составить тест закрытого типа по сложным разрезам (количество вопросов 3-5),

подготовить формат А4 к графической работе

6. Заключительная часть

Составить четверостишие, раскрывающее то, что происходило на уроке: существительное, два прилагательных, три глагола, образное сравнение, мое отношение к изученному.

РАБОЧИЙ ЛИСТ «Сложные разрезы»

1. На рисунке даны простые и сложные разрезы. Определите названия разрезов.

А

Б

В

Г

Д

Е

2 . Определите, в каких примерах целесообразно применить ступенчатый разрез?

А

Б

В

3. Определите, в каких примерах целесообразно применить ломаный разрез?

А

Б

В

4.На рисунке только в одном случае разрез обозначен правильно. На каком чертеже ступенчатый разрез правильно изображен и обозначен. Исправьте ошибки остальных чертежей.

А

Б

В

Г

5.На рисунке только в одном случае разрез обозначен правильно. На каком чертеже ломаный разрез правильно изображен и обозначен. Исправьте ошибки остальных чертежей.

А

Б

ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Фио

1 вариант


ГРАФИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Фио

2 вариант

Задание 1: выполнить и обозначить ступенчатый разрез

Задание 2: выполнить и обозначить ломаный разрез


Тест по теме «Сечения»
Вариант 1
1. Как называют изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета плоскостью?
А) сечением; Б) видом; В) анализом.
2. Как выделяют фигуру сечения на чертеже?
А) зачернением; Б) штрихпунктирной линией; В) штриховкой под углом 45о
3. Каким типом линий обводят вынесенное сечение?
А) сплошной тонкой линией;

В) штриховой линией.
4.По расположению сечения разделяются:
А) на угловые и вынесенные
Б) на угловые и наложенные
В) на вынесенные и наложенные
5. Вынесенные сечения располагают …
А) в контуре изображения детали.
Б) непосредственно на видах,
В) вне контура изображения детали.
Тест по теме «Сечения»
Вариант 2
1. Для чего применяют сечения?
А) для изображения ограниченного места поверхности предмета;
Б) для выявления поперечной формы предмета;
В) для увеличения или уменьшения изображения.
2. Какое сечение называют вынесенным?
А) расположенное непосредственно на видах;
Б) расположенное вне контура изображения детали;
В) расположенное на техническом рисунке.
3. Каким типом линий обводят наложенное сечение?

А) сплошной тонкой линией;
Б) сплошной основной толстой линией;
В) штриховой линией.
4. Как называется изображение предмета, мысленно рассеченного плоскостью?
А) анализом; Б) видом; В) сечением.
5. Сечения – способ выявления…

А) поперечной формы предмета.

Б) продольной формы предмета.

В) материала, из которого изготовлена деталь.

Тема «Сечения и разрезы»
Вариант 3
1. Какие бывают сечения?
А) вынесенные и наложенные;
Б) внутренние и внешние;
В) нижние и верхние.
2. Какое сечение называют наложенным?
А) расположенное непосредственно на видах
Б) расположенное вне контура изображения детали
В) расположенное на свободном поле чертежа
3. Как обозначают секущую плоскость при вынесенных сечениях?
А) разомкнутой линией со стрелками и буквами;
Б) волнистой линией и буквами;
В) никак не обозначают.
4. Как выделяется фигура сечения?
А) штриховкой;
Б) ничем не выделяется;
В) зачернением.
5.Что называют сечением?
А) проецирование фигуры, полученной рассечением предмета плоскостью,
Б) изображение фигуры, полученной рассечением предмета плоскостью,
В) отображение фигуры, полученной рассечением предмета плоскостью.

.

Черчение Класс 9 «Б» Тема: Сложные разрезы: Ступенчатый и ломанный разрез

Цель: формировать знания учащихся об образовании, видах, изображении и обозначении сложных разрезов; способствовать формированию умений читать и выполнять чертежи со сложными разрезами; развивать пространственные представления и воображение; воспитывать графическую культуру.

Тип урока: закрепление

Метод : решение ситуаций проблемного характера, беседа, показ, фронтальные и индивидуальные устные и графические упражнения Оборудование : чертежные принадлежности

Ход урока:

1. Организационный момент . Взаимное приветствие учителя и учащихся. Определение отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания учащихся

2. Проверка домашнего задания : Выявления уровня знаний учащимися заданного на дом материала; определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления; ликвидация обнаруженных недочетов.

3. Всесторонняя проверка знаний : Стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладения рациональными приемами умения и самообразования

4. Постановка цели: Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний. Сообщение темы, цели и задачи изученного материала. Постановка перед учащимися цели урока.

5. закрепление

а)устный фронтальный опрос:

-какие разрезы называют сложными?

-в каких случаях применяются сложные разрезы?

-какой разрез называется ступенчатым? ломаным?

-в чем состоит особенность построения ломаного разреза?

-чем отличается обозначение сложных разрезов от простых?

6. Информация о домашнем задании