Типикон о посте в среду и пятницу. Легкое бремя поста

Ответ психолога.

Здравствуйте, Дмитрий. Во-первых, хочу сказать, что каждый человек, который смог выкинуть из своей жизни наркотики, с полным правом может гордиться собой и чувствовать уважение к себе.

Вы пишете, что ранее все было хорошо или почти хорошо. В действительности любая ситуация, где есть место наркотическим веществам, не может быть хорошей. Однозначно, сейчас у вас положение лучше, несмотря на беспокоящие вас проблемы с эрекцией, температурой и нехваткой общения. Но эти проблемы можно решить, если понять, с чем они связаны.

Раньше вы гонялись за материальными благами “снял квартиру, имел хорошую зарплату…” и считали себя успешным благодаря им.Считали, что именно наличие этих ценностей в вашей жизни, дает вам право уважать себя, считать свою жизнь состоявшейся, иметь много друзей, интересов, девушку и не иметь проблем в половой жизни. Но жизнь доказывает обратное, если мы начинаем предавать слишком большое значение материальным ценностям и внешней мишуре. Начинаем судить о себе по тому, как мы выглядим в глазах других людей. Потому что смысл жизни вовсе не в этом, а в развитии природных способностей, их усовершенствовании, приложении в той сфере, которую вы выбрали для себя сами. Именно благодаря этому человек по-настоящему может быть доволен собой, находиться в гармонии с самим собой, создавать удовлетворительные отношения с окружающими и понимать, зачем он живет.

Когда человек начинает принимать наркотики? Если он не хочет самостоятельно нести ответственность за свою жизнь. А как можно взять ответственность за свою жизнь, если во главу угла ставятся внешние материальные ценности? Их никогда не бывает слишком много и всегда присутствует страх быть недостаточно на высоте, потерять их. Поэтому “на помощь” приходят наркотики.

Проблемы с эрекцией наступают, если мужчина судит о себе только по своим материальным достижениям и успехам на работе, карьерному продвижению. И не находит других ценностей, за которые он мог бы уважать и ценить себя. По сути, что такое эрекция – это возможность зачатия ребенка, продление своего рода, передача своих генов следующим поколениям. И логично, что если человек в какой-то момент считает свою жизнь неудовлетворительной, не заслуживающей на существование, то он не захочет создавать себе подобных. И поэтому возникают проблемы с эрекцией. Как только вы найдете, для чего вам жить (еще раз повторю – это ваши природные способности, которые находят приложение в избранном вами любимом деле), то ваша эрекция тоже вернется в норму.

Что касается температуры. Хронически повышенная температура также имеет под собой психосоматические основания, она отражает, насколько энергично тело пытается помочь сжечь или уничтожить негативность, которую человек вобрал в себя. Хроническое повышение температуры означает, что человек уже нашел виновного, будь это он сам или другой человек, ситуация в которой он оказался. Она нормализуется тем быстрее, чем быстрее осознается в чем была ошибка. Также хроническая температура говорит о застарелой и долговременной злости, возможно, на родителей. О том же свидетельствуют боли в области ануса – это неумение до сего момента избавляться от прошлого, проблем, обид, негативных эмоций, чувства вины. Болезни, связанные с областью таза и бедер говорят об отсутствии целей. Точнее, до сего момента эти цели не были для себя сформулированы, обозначены. Это что касается психосоматики. Что с этим делать теперь? Понять, что именно вызывает у вас такие эмоции, “выпускать” их социально приемлемыми способами (более подробно об этом можете почитать также в следующем вопросе) или трансформировать их в положительные, направить силу переполняющих вас эмоции на достижение своих целей. Каких – уже было упомянуто ранее. Кстати, решение этой задачи снизит или вообще уберет головные боли, сейчас у вас болит голова от переполняющих вас мыслей, кажущейся тупиковой ситуации.

Чтобы восстановить, создать новый круг общения нужно восстанавливать самооценку, положительное мнение о себе. Человеку сложно общаться, если он негативного о себе мнения. Вспомнить, осознать, за что вас можно любить и ценить – опираясь сейчас уже на новые ценности , не на внешние показатели своего благополучия, а внутренние, те что всегда будут с вами, что бы не происходило в вашей жизни; восстанавливать самоуважение и развивать самопринятие.

С чего можете начать общение – например, зарегистрироваться на сайтах бывших наркоманов (или других, отвечающих вашим интересам) или обратиться в центры реабилитации (насколько я понимаю, вы живете в крупном городе и у вас должны быть такие).

Если вам нравилась та специальность, на которую вы учились ранее в институте – попробовать восстановиться или выбрать для себя другое направление, более подходящее вашим способностям и склонностям. Автоматически круг общения у вас расширится, причем общение будет отвечать вашим интересам.

И рекомендую вам прочитать следующую статью: "Средство от отчаяния и душевной боли. Выход из тупиковой ситуации ". Это выдержки из книги известного психолога, ранее принимавшего наркотики. Полагаю, он знал, о чем писал.

И в целом можете ознакомиться с биографиями людей, сумевших восстановиться после приема наркотических веществ и серьезных проблем со здоровьем (например, актера Роберта Дайни мл, и других.) Их положительный жизненный опыт покажет вам, что выход, причем благополучный, есть из любой ситуации. Возможно, подскажет идеи, как наилучшим образом поступать сейчас. Единственное - нужно взять ответственность за свою жизнь в свои руки и не гонятся за эфемерными ценностями: внешним престижем, тем как вы будете выглядеть в глазах других и др.

Вспомните, после чего вы отказались от таблеток и вышли на новый виток жизни 3 месяца назад – когда отвлеклись от своих проблем и направили свою энергию на помощь другому человеку. Это не просто совпадение, так оно и бывает: помогая другим – мы помогаем себе.

И еще раз повторю, что касается эрекции – она восстановится, как только вы найдете себя, осознаете свои достоинства и способности, найдете свое комфортное место в жизни. И это более чем возможно. Это в ваших силах!

В жизни каждого случается черная полоса. Дома проблемы, на работе и в учебе тоже. Бывает так, что наваливается все и сразу. Руки опускаются, а в голове единственная мысль: что делать, как жить дальше? Почитайте эту статью, может быть, в ней вы найдете ответ.

Как справиться с проблемами

  • Прежде всего, необходимо вспомнить всем известное правило – во всем нужно искать положительные стороны. Пробуйте искать позитивные моменты после каждой неприятности. Если сразу плюсы увидеть не удастся, то со временем станет понятно, что они все-таки были.
  • Далее необходимо распределить время. Вспомните обо всех своих нерешенных проблемах и составьте их список. При необходимости разделите его на этапы. Дела вычеркиваются из списка по мере их выполнения. Таким образом, можно будет отслеживать свой прогресс, и будет заметно, что проблемы решаются.
  • Все эти проблемы и переживания могут привести к бессоннице. Вы пытаетесь заснуть, а мысли о неудачах и проблемах мешают заснуть и угнетают. В результате появляется усталость и раздражительность. Рецепт хорошего сна - необходимо проветрить спальню, постелить теплое одеяло и обеспечить полную тишину. Желательно перед сном совершать променад по свежему воздуху. Если ничего не помогает, можно принять легкое снотворное.
  • Решать проблемы нужно по мере их поступления. Главное - ни в коем случае не сдаваться. Если дать волю судьбе и опустить руки, то все, вполне вероятно может закончиться так, как вы себе придумали в своих самых неприятных фантазиях. Но вряд ли вас это обрадует. Поэтому собраться и настроиться на победу просто необходимо. Упорство обязательно принесет успех.
  • Пытайтесь воспринимать происходящее с юмором. Нужно научиться смеяться над своим проблемами и над собой в этих проблемах. Смех поможет сберечь нервы и легче перенести трудности.
  • Все время помните: рано или поздно все заканчивается. Пройдет и это, и станет легче.

Алгоритм решения психологических проблем

  • Нужно принять. Принять и перестать отвергать. У многих на неприятности реакция одна и та же – нежелание принимать, отторжение очевидного. Но именно с принятия трудностей начинается их преодоление. Психологи предлагают один действенный способ – нужно записать то, что произошло. Фразы при этом должны быть не расплывчатые, а четкие и определенные, недвусмысленные.
  • Необходимо быть. Нужно жить дальше. Существовать в настоящем времени, в том моменте, который протекает сейчас. В момент несчастья осознавать это нелегко из-за отвлеченности от мира, стресса и сосредоточенности на собственных чувствах, навязчивых мыслях и негативного восприятия. Это состояние питается вашими эмоциями, такими, как ревность, страх, гнев, чувство вины. Необходимо почувствовать жизнь. Почувствовать, что происходит в данный момент.
  • Нужно действовать. Перестать говорить: не знаю, как жить дальше. Необходимо себя осознать и понять, что пришло время принимать меры. Установите цели, к которым вы стремитесь, чего вы хотите достичь и идите к ним, уходя все дальше от неприятной ситуации.
  • Простить. Отрицательные эмоции, порождаемые обидой, поражением, мешают воспринимать окружающий мир объективно и двигаться дальше. Вместо горечи и ненависти нужно попытаться настроиться на открытость и дружелюбие.
  • Изменить свою жизнь, интегрировать, наполнить пустое место чем-то новым. Теперь, главное - верить, что это путь к победе над неприятностями, несчастьями и проблемами.

Если у вас проблемы и мучает вопрос: как мне дальше жить? - то после прочтения этой статьи, вам должно стать легче, вы сможете наметить себе план выхода из неприятностей. И помните, что нет безвыходных ситуаций и никогда не стоит отчаиваться. Жизнь, в любом случае, невероятно прекрасна!

Человеческая природа склонна к гармонии. Наверное, это качество человека – один из штрихов образа Божия. Ведь Бог – начало всяческого порядка и совершенства, а отсутствие благодати – причина хаоса. Поэтому человеку свойственно искать гармонию в быту, в отношениях с ближними и с Богом. К этому призывает и апостол: «Вся же благообразно и по чину да бывают» (1 Кор. 14: 40). Идеей гармоничного общения с Богом проникнуто все богослужение Православной Церкви. – самое совершенное произведение мысли человека, освященной Духом Божиим. И зафиксирована эта мысль в виде Типикона, или Церковного устава.

Типикон – это попытка дать образец не только совершенного богослужения, но и совершенной монастырской жизни. В нем раскрыты всевозможные бытовые особенности жизни монаха, изредка вспоминаются и миряне. История знает несколько «уставов», авторами которых были разные святые отцы. Русская Православная Церковь сейчас использует Иерусалимский устав, составленный в VI веке преподобным Саввой Освященным. Подобного фундаментального труда, направленного исключительно на жизнь мирян, никогда не было, как никогда не продумывался специальный богослужебный устав для приходских храмов. Богослужение в приходских храмах совершается по монастырскому уставу, но сокращается, по понятным причинам. Может быть, и хорошо, что нет особого, «облегченного» устава для приходов. Ведь в том, как мы служим сейчас, нет никаких причин для гордости, основанной на полном выполнении предписаний Устава. Вот так мы потихоньку подобрались к центральной теме статьи.

Любой священнослужитель обязан исполнять предписания Устава, но в то же время исполнить Устав во всей полноте невозможно даже в монастыре (не говоря уже о приходских храмах). Собственно, Устав являет недостижимый идеал богослужебной жизни. С Церковным уставом Православной Церкви сейчас хорошо знакомы многие люди, как клирики, так и миряне. И в основном я встречаюсь с двумя подходами к предписаниям Устава. Первый, особенно модный в наше время, – это свободомыслие, либерализм на церковной ниве. Многим кажется, что по своему усмотрению можно искажать богослужение, лепить из него что угодно, основываясь лишь на формуле «аще предстоятель изволит». Второй подход – полностью противоположен первому – это «типиконщина», консерватизм, возведенный в абсолют. В этом случае уже теряется конечная цель предписаний Устава – гармоничное общение с Богом в рамках богослужения, и исключительной задачей клирика становится только выполнение законоположений Типикона.

Чтобы нащупать золотую середину, нужно попытаться понять дух установлений Типикона, мотивы святых отцов, которые его составляли. Тогда станет понятно, что есть некие главные моменты, которые оговариваются особо, а есть второстепенные, выбор которых предлагает сам Типикон. Например, глава 6 «О всенощных бдениях» говорит, что в год должно совершаться минимум 68 всенощных бдений (тут же замечу, что всенощное бдение Типикона – это далеко не наша двухчасовая вечерняя служба, а пять-шесть часов молитв). Однако иногда возникает искушение сократить бдение (как мы это делаем сейчас). Поэтому уже в следующей, 7-й главе, читаем : «Да будет известно, что в малых обителях и соборных и приходских храмах в дни воскресные, где всенощных не бывает или настоятель не благословляет совершать их, поется великая вечерня, а также утреня в свое время следующим образом» (С. 38), – и приводится упрощенный порядок богослужения. То есть вместо сокращения всенощного бдения можно провести другие, более краткие уставные богослужения.

Однако в этой статье я хочу затронуть другой важный аспект, который касается поста, хотя на первый взгляд эта связь может показаться надуманной. Я хочу поговорить о времени совершения богослужений.

Время Типикона

В обычные дни Литургия должна начинаться в 9 (или около того) часов утра, чтобы закончиться до полудня. Однако в особые дни время Литургии сдвигается. Зачем? Чтобы понять логику Типикона, нужно оговориться, что пост условно можно разделить на аскетический и евхаристический. Аскетический пост – это постоянное воздержание в многодневные посты. Его суть хорошо раскрывает протоиерей Александр Шмеман: «Аскетический пост состоит в сильном сокращении пищи, так, чтобы постоянное состояние некоторого голода переживалось нами как память о Боге… Этот аскетический пост вместо того, чтобы ослаблять, создает в нас известную легкость, собранность, трезвость, радость и чистоту». Евхаристический пост – полный отказ от пищи и питья перед Причащением.

В период Великого поста усиливается не только аскетический пост, но и евхаристический. И в богослужении это проявляется в первую очередь тем, что Причащение совершается далеко за полдень. И главное великопостное богослужение, которое специально для этого создано, – Литургия Преждеосвященных Даров. В отличие от обычной Литургии на этой службе не освящаются Святые Дары, а используются Дары, уже освященные в предыдущее воскресенье.

Начинается с вечерни. Уже одно это показывает, в какое время эта служба должна совершаться. По Уставу время вечерни не оговаривается определенно, но привязывается к заходу солнца и длине службы. По Типикону вечерня начинается в основном с 13 до 17 часов. То есть Причащение в будние дни Великого поста совершается вечером для увеличения времени евхаристического воздержания, для усиления великопостного подвига.

Как это может выглядеть для нас? Человек молитвенно готовится накануне и с утра к Причащению, идет на работу, где, не вкушая еды и не испивая воды, держит память, что сегодня приобщится Святым Тайнам, соединится со Христом. Весь рабочий день: в общении с коллегами, в транспорте, на улице – он живет ожиданием Литургии. И наконец наступает благословенный вечер, где он с «верою и любовию» приступает к тому, чего ждал весь день. Когда мы причащаемся с утра в воскресенье, ночь субботы служит как бы неким буфером, который смывает все ощущения и мысли дня предыдущего, и мы приходим в храм «с чистого листа». Когда же причащаешься вечером – сохранить себя незапятнанным от недостойных мыслей, слов и поступков в течение дня становится настоящим подвигом воздержания.

Сложилась совершенно не уставная практика служения Преждеосвященной Литургии утром – по образцу непостных дней

К сожалению, почти повсеместно сложилась совершенно не уставная практика служения Преждеосвященной Литургии утром – по образцу непостных дней. Богослужение начинается с утра (часов в 8) и заканчивается около полудня. При этом «вычитываются» одно за другим несколько богослужебных последований , которые по Уставу нужно служить в разное время . Правда, если делать, как рекомендует Устав, то придется приходить в храм четыре-пять раз . Тогда каждое богослужение будет длиться час-два. Это не так утомительно и позволяет человеку внимательно молиться. Однако мирянин не имеет возможности приходить в храм четыре раза в день. Поэтому и сложился не совсем верный подход: сгромоздить все в одну кучу и служить. Выход простой: раз у нас не монастырь, то можно опустить часть последований, не заниматься «вычиткой», от которой в голове прихожан начинает звучать лишь одна молитва: «Когда же это все закончится?» Идти за Типиконом – оставлять вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров на законное вечернее время . В этом случае причащаться в будние дни Великого поста смогут не только пенсионеры, но и рабочие после завершения трудового дня. В некоторых храмах так и делают. Я с ходу могу назвать несколько мест в Минске и Москве , где практикуют вечерние Литургии. Уверен, что такие храмы есть и в других городах.

Мне обычно возражают, что не все в состоянии до вечера не есть и не пить. На это, во-первых, можно заметить словами протоиерея Андрея Ткачева , что – собственно не для немощных и слабых, для таких есть суббота и воскресенье. Во-вторых, как я уже говорил, время вечерни четко не обозначено, и если на приходе большая часть пожилых людей, не обязательно ее начинать в 17:00. Я начинал службу на своем сельском приходе в 3 часа дня – снисходя к немощи моих бабушек, и причащались все (!) прихожане, хоть я никого и не уговаривал, а скорее наоборот. В этом случае Причастие совершается около 5 часов вечера. Особенно мудро поступают настоятели на больших приходах, когда благословляют раз в неделю служить Преждеосвященную Литургию утром, и раз – вечером. Так действительно учитываются желания всех прихожан.

Вечерняя служба с Причащением – это нечто необычайное! Стоит хоть раз побывать на ней, чтобы понять это. Недаром в торжественные дни Устав предписывает совершение именно такого богослужения. Например, в Рождественский сочельник (если он выпадает на будний день) начало вечерни с Литургией святителя Василия Великого – в 1 час дня (С. 366). Заканчивается такая служба около 16–17 часов, в сумерках. На средину храма выносится икона Рождества Христова, и приближение праздника в тот момент чувствуешь совсем по-другому, нежели когда служишь такую Литургию утром. На несколько часов прихожане расходятся домой – подкрепиться и отдохнуть – и вновь собираются в храм на всенощное бдение, которое по Уставу начинается в 4 часа утра. А сразу после бдения – праздничная . В Крещенский сочельник начинать вечерню с Литургией положено чуть раньше – в 11:00 – из-за того, что служба затягивается освящением воды. После полудня положено совершать Литургию также в Великий четверток и Великую субботу и еще в некоторые дни.

Вообще исключительная продуманность Устава – дело не человеческое, а Божие. Нам порой кажется, что Церковный устав чрезмерно строг. Однако это скорее ложные представления, основанные на выдернутых из контекста цитатах. И это касается не только богослужения, но и других ограничений. Например, уставных ограничений в пище.

Трапеза Типикона

Почти все знают, что в строгие дни поста Типикон предписывает два вида воздержания: совершенный отказ от пищи (например, в первые два дня Великого поста или в Великую пятницу) и сухоядение. Но тут же делает оговорку: «Кто не может выдержать два дня без пищи, да едят хлеб и квас после вечерни во вторник. Так могут поступать и старики» (С. 91). То же и в Великую пятницу: «Следует знать, что мы приняли обычай в Палестине… не есть в этот день распятия. Если же кто сильно ослаблен или стар и не может из-за этого поститься весь день, то после захода солнца такому дается хлеб и вода» (С. 944). Это показывает, что уставные предписания нужно адаптировать для себя. Если у человека сахарный диабет или туберкулез, то два дня без еды могут просто убить его.

Типикон предлагает на трапезу: маслин – «малую питьевую чашечку», изюма – столько же, 6 орехов, 8 штук инжира…

Полагается во все будние дни Великого поста (С. 91). Но практически никто не может внятно сказать, что это такое. Сухоядение (оно же – сыроядение) – питание пищей, не прошедшей термическую обработку. Однако использовать эту информацию без примеров сложно. Давайте посмотрим, что Типикон предлагает на трапезу монахам. Итак, примерно в день полагается: маслин – «малую питьевую чашечку», изюма – столько же, 6 орехов (возможно, грецких), 8 штук инжира – около 400 г (С. 103), а также хлеб и воду (С. 100), или квас, или сок с медом. Состав овощей и фруктов, свежие они употребляются или засушенные, – варьируется в зависимости от времени года. Как мы видим, вся эта пища довольно питательна и полезна, что очень важно. Я посчитал, насколько калорийна такая пища. Если принять «малую питьевую чашечку» как стограммовую, то получается всего около 1150 калорий, без учета хлеба и питья. Суточная норма потребления человека – 2000–2500 калорий, в зависимости от физической нагрузки. То есть норма Типикона – половина обычного рациона. В наших широтах самая доступная пища в пост – картошка, каша, квашеная капуста, соленые огурцы, грибы. Начнем с того, что почти вся эта пища проходит термическую обработку – и по-другому у нас не получается. Дальше, даже если съесть по полкило вареной картошки, квашеной капусты, соленых или маринованных огурцов и вареных грибов – получится на 4 кг еды всего 725 калорий – энергии в полтора раза меньше монашеской нормы. Причем наша пища совершенно не так питательна и полезна, как палестинская. Еще следует учесть, что в наших более северных широтах организм человека больше энергии расходует на согревание.

Какой же выход? Быть рассудительным во всем. Сейчас пользуются популярностью настенные календари, в которых размечено в соответствии с Уставом, в какие дни положено сухоядение, в какие пища без масла, в какие – с маслом. Однако недостаток масла в Палестине с лихвой восполняется употреблением в пищу маслин. Конечно, я не призываю нарушать уставные предписания, а лишь относиться с пониманием к тому, в каких условиях создавался Типикон и в каких условиях мы с вами живем. В пост нужно и испытывать чувство голода, и вставать из-за стола с бодростью, и пережить слова пророка «колени мои изнемогли от поста» (Пс. 108: 24). Без этого пост – не пост. Однако не нужно забывать о том, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12), что главный бой мы должны давать не желудку, а своей падшей искривленной воле, и телесное воздержание – только средство в этой борьбе. А поэтому нельзя, чтобы тело изнемогало до бессилия.

Мне кажется, боговдохновенность составителей Устава проявилась и в выборе рациона для периода . Ведь могли бы быть одни каши да бобовые, которые Устав, кстати, тоже упоминает. Или капуста, которую Типикон не считает даже за овощ, презрительно называя ее «зелием» (С. 103), то есть простой зеленью. Но включено в рацион изрядное количество инжира, про который говорят, что это самый полезный плод на планете. Поэтому и нам можно и нужно включать в свой рацион сухофрукты и орехи, пить квас, сладкий чай, компот – для поддержания сил телесных. Как говорят святые отцы, телу нужно давать ровно столько пищи, чтобы оно было в состоянии нести постовые подвиги – молитвы, поклоны, да и наши повседневные труды. Поэтому нужно знать свою собственную меру – чтобы не насыщаться во время трапезы, вставать из-за стола чуть голодным, но чтобы в то же время не подрывать организм неумеренным пощением. Уклонение в ту или другую сторону одинаково вредно.

Итак, братья и сестры, важно не только иметь знание, но и уметь рассудительно им пользоваться. Этому да научит нас всех Христос Бог через молитву, которая есть матерь всем добродетелям.

Устанавливает ли 32-я глава Типикона семидневный пост перед причащением?

В проекте документа «О подготовке ко Святому Причащению», представленном Межсоборным присутствием, читаем: «Вместе с тем, в Византии к XI-XII векам в монашеской среде установилась традиция причащаться только после подготовки, включавшей в себя пост, испытание своей совести перед монастырским духовником, прочтение перед причащением особого молитвенного правила, которое зарождается и начинает развиваться именно в эту эпоху. На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась как идеал. В наиболее строгом виде эта традиция представлена, например, в указании русского Типикона (гл. 32) об обязательном семидневном посте перед причащением». Однако, действительно ли указания 32-й главы Типикона устанавливают непременный семидневный приуготовительный пост (называемый в проекте «говением») перед причащением?

Действительно, 32-я глава излагает правила поста на первой седмице Великого поста, а также и о посте в прочие седмицы. Но именно – Великого поста! Далее говорится: «Егда хощет кто причаститися Святых Христовых Таин, подобает ему сохранити всю седмицу, от понедельника пребыти в посте, и молитве, и трезвости совершенной всеконечно, и тогда со страхом, и великим благоговеинством примет Пречистыя Тайны». (Кстати, здесь ничего не говорится об исповеди) Итак, это правило о причащении находится в контексте правил Типикона о Великом посте. Полагаю, что смысл этого правила о причащении Великим постом – необходимость строго соблюдать установления поста, не нарушать его. А если нарушил – не причащаться. Иначе получается, что Типикон предписывает нам причащаться один раз в год. Откуда тогда взялась эта норма, каково ее происхождение?

Во всяком случае, считаю, что закрепление в общецерковном документе именно такой интерпретации 32-й главы Типикона, которое дается в проекте, необходимо предварить более подробным историческим комментарием, внимательно рассмотреть происхождение и источники 32-й главы.

Эта статья называется “Легкое бремя поста”. Давайте разберёмся, что же такое пост: тяжёлое испытание или способ обрести благодать.

Легкое бремя поста

Персонаж одной сказки горько сетовал: «Ах, увы, увы, увы… я утратил вкус халвы!» И действительно, проблема нешуточная: вот она, – халва, – пожалуйста, ешь, но вкуса-то нет !

Беда нашего времени в тотальном духовном «нечувствии». Мы утратили не только вкус духовной жизни, но и само понятие о ней. И ладно, если бы только утратили, а то ведь зачастую и не приобрели даже, так что содержание собственной веры для нас непонятно и тёмно, как кодекс Хаммурапи или китайская грамота.

Но есть проверенное средство для обретения вкуса духовной жизни – это .

Петропавловский или Апостольский пост установлен Церковью в память первоверховных Апостолов Петра и Павла . А поскольку слово «Петропавловский» довольно длинное, то в народе этот пост стал называться просто и сокращённо – Петровым.

Апостолы постом и молитвой подготавливали себя к всемирной проповеди Евангелия. Кто-то, возможно, подумает: а какое это имеет отношение к нам? Да самое непосредственное. Благовествование Царствия Божьего – это не только обязанность христианина, но и его естественное свойство, если можно так выразиться. «Горе мне, если я не благовествую!» – говорит апостол Павел, имея в виду, конечно, не только словесную проповедь, но и саму жизнь, поступки, которые должны свидетельствовать о чистоте и святости нашей веры. Конечно, без поста и молитвы такое благовествование не возможно.

В этом году Петров пост особенно длинный. Он будет продолжаться почти полтора месяца. Связано это с тем, что окончание поста всегда приходится на 12 июля – день памяти первоверховных Апостолов, – а начало припадает на вторую неделю по Пятидесятнице и, следовательно, связано с Пасхой. Чем раньше Пасха, тем длиннее пост.

Как же жизнь по Заповедям Божьим в этом безбожном мире? Ведь это и есть наш главный скорбный, но и радостный крест , крест, который надо нести, спасая терпением душу! Ведь в безропотном, сознательном и благодарном терпении скорбей и трудностей не только телесных, но и душевных – заключена великая возможность приобретения благодати. И не надо нам искать «утешения» в развлечениях, как мы это все обычно делаем, и вообще никакой «награды» искать не надо, а только считать себя «рабами неключимыми» по слову Господа. То есть, что бы мы ни делали доброго – это всего лишь то, что мы ДОЛЖНЫ были сделать, и не более того. Какое хорошее, точное слово «неключимый», вы только вдумайтесь. Вот замо к – сложнейший, хитрейший, надёжнейший, а без ключа он – ничто, кусок железа никуда негодный. Вот так и мы, со всеми нашими трудами и «подвигами» – ничто без Господа, без Его благодати.

Смысл поста в том, чтобы воздерживаться от всего, что удаляет нас от Бога, от того, что мешает в созидании духовной жизни. И все мы на самом деле хорошо знаем, что именно нам мешает, у каждого есть свои «препоны». Для одного это склонность к чревоугодию, для другого гневливость, для третьего привычка к осуждению, для четвёртого самолюбие, гордость… Вот на эти-то личные препятствия и нужно обратить особенное внимание, определить собственное поле борьбы. Наша цель не просто соблюсти необходимые правила, диету, нет. Наша цель – приблизиться к Богу, войти в живое, покаянное, но и радостное общение с Ним, стать причастником Его благости… И радость, реальная радость такого общения с лихвой покрывает все тяготы поста. Не зря ведь Господь говорит, что «иго Моё благо и бремя Моё легко есть». Ради сердечного сокрушения, ради чувства живого присутствия Божьего сто ит ведь хоть немного себя смирить. И туга, скука, пустота сердечная, происходящие поначалу от такого смирения, свидетельствуют лишь о рабстве души, о её покорности плоти. А мы как истинные хозяева души покорим её духу, напитаем Словом Божьим, наполним молитвой, очистимся в таинстве исповеди, приобщимся Тела и Крови Христовой … Душа преобразится, возрадуется, оживет. Только так мы ОПЫТНО можем узнать, что же такое духовная жизнь. И объяснить это никакими словами невозможно. Нужно просто взять и попробовать.

Христос есть, вкусите и видите!

Вы прочитали статью Легкое бремя поста.