Учение штайнера. Антропософия Р

1913 год был ознаменован еще и тем, что совместно с его супругой и несколькими их соратниками была создана Антропософия, а точнее - организовано Антропософское общество.

Оно просуществовало вплоть до 1923 года, но на пороге грядущего 1925 г. на Рождественском Собрании общество было реорганизовано и Штайнер объявил о создании его нового воплощения - Всеобщего Антропософского общества. Надо сказать, что эта организация существует и поныне. Ее штаб-квартира расположена в Швейцарии, а последователями и членами общества на данный момент являются около 45 000 человек.

Антропософия Штайнера

Чтобы понять, что представляет из себя антропософия, как таковая, - важно разобраться в ее корнях и истоках. А лежат они в теософии.

Этот термин, в переводе с греческого «божественная мудрость», обозначает теоретическую часть оккультизма, и в широком смысле его можно трактовать как мистическое познание Бога и естественного порядка вещей на планете. Антропософия - это своего рода часть теософии: христианство и православие при этом играют здесь немаловажную роль. Это, мы бы сказали, «Наука о духе», как характеризует направление его основатель. Кстати, появление такой теории - нечто совершенно новое для западной культуры. В целом же учение антропософии предполагает раскрытие методов развития человека за счет расширения его кругозора и мышления.

Высшая школа самопознания или секта?

Основатель антропософии Рудольф Штайнер в своем учении преследует цель исследования мистического и запредельного для человеческого восприятия мира посредством использования науки. Хотя, надо иметь в виду, что сам первый в мире антропософ считал при этом, что заниматься этой наукой могут далеко не все. Прежде всего, антропософия Р. Штайнера ориентирована на людей, в чьих душах кроется стремление познать тайну существования Вселенной и природу человека в ней. Он свято верил в то, что людям пока удается постичь лишь ту часть информации, которую дарует им небо. Также исследователь отрицал всякую принадлежность своей науки к движениям сектантским или же партийным, делая акцент на том, что управления массами в его учениях нет и не может быть. Кроме того, он пояснял, что его методы позволяют постичь истину бытия, исходя из научных методов.

В педагогике Штайнером был также оставлен свой след. Им была образована впоследствии система образования, которая была основана на антропософских принципах. Этот метод в педагогике получил название Вальдорфской педагогической школы.

Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа?


История развития этого движения берет свое начало еще в 1919 году. Некий хозяин фабрики по производству сигарет Вальдорф Астория Эмиль Мольт, вдохновленный лекциями Штайнера, обратился к нему с просьбой о помощи в открытии школы для детей его сотрудников. Так появилась Вальфдорская школа. Ее принципы, как мы уже знаем, строились на основах антропософии, то есть, прежде всего, - на духовном воспитании детей. Формы и методы обучение малышей в значительной степени отличались здесь от нам известных, что приняты и по сей день в обычных общеобразовательных школах.

Так, например, в школе не было привычных всем учебников и тетрадей. Оценки учащимся младших классов и вовсе не выставлялись: уже тогда преподавание в классах велось без применения оценочной системы и даже без применения специальной учебной литературы. То есть предполагалось, что учитель должен быть абсолютно компетентен в своем предмете без помощи любого рода подсказок и шпаргалок.

Философия свободы

Она закладывалась в души и умы учеников с самого детства. Хотя, тема свободы в еще не вполне сформировавшемся детском мировоззрении - вещь неоднозначная. Но манера донесения информации в школе была настолько деликатной, а критерии и рамки доступного - настолько широкими, что вальдорфские ученики не пренебрегали зачастую и нормами морали-нравственности, воспринимая, порой, свободу - как нечто неотъемлемое и разрушающее все существовавшие до сих пор запреты.

Тем не менее, в целом Рудольф Штайнер последством вальдорфской педагогики заложил потрясающую основу для взращивания свободных и просветленных умов. Более подробно об этом можно прочитать в его трактате о развитии личности «Вена, Веймар, Берлин».

Антропософия и педагогика: о школе

Школы, работающие по принципу вальдорфских, идут по пути содействия и сотрудничества с личностью ребенка. Их основная идея состоит в том, что образование не должно подгонять идущего по своему пути развития маленького человека. Но, в то же время, для этого развития предоставляются все возможные его направления.


Школы оборудуются, по большей части, органическими натуральными материалами. Дети снабжаются пособиями, которые помогают им самостоятельно мастерить себе игрушки. По сути, игровой процесс, так увлекающий малышей, становится для них перым этапом развития и применения всех их способностей. Но главное в таком обучении - духовное развитие детей.

Обучающие материалы в этом случае подаются некими эпохами (блоками), а учебный день на всех этапах обучения поделен на несколько частей:

  • духовная часть – в этой части должно преобладать мышление в активной стадии;
  • душевная часть – здесь детям преподается эвритимия (понятие взаимного соответствия (греч .);
  • креативно-практическая часть – на этом этапе развиваются творческие навыки: дети в школе занимаются шитьем, лепкой, резьбой по дереву, уроками живописи).

Каждый учебный день в вальфдорской школе несет на себе некий символ определенной обучающей дисциплины, стоящей в этот день во главе обучения: скажем, если сегодня по программе день алгебры или геометрии, то эти предметы, например, детям предлагается рассмотреть и с позиции … танца.

Дальнейшее развитие вальдорфского движения

Вальдорфское движение, хотя и было поначалу воспринято приверженцами традиционной системы образования довольно скептически, но все-таки одержало верх над принципами традиционного детского воспитания. При таком подходе были налицо: как явный прогресс в образовании, который был очевиден при общении с вальдорфскими детьми, так и то, что личность педагога отбиралась тщательно, приглашались лишь люди, подлинно заинтересованные в этой профессии, что позволяло учителю расти вместе со своими учениками.

И хотя Штайнер был занят и многими другими направлениями постижения мира, передачи своих знаний и духовных открытий людям, но, тем не менее, - он до конца жизни оставался верен принципам своей образовательной школы и справедливо считал, что педагогика – это основа всех основ в деле воспитания правильного социума. Не случайно вальдорфское педагогическое движение, зародившись почти два века назад, до сих пор имеет мировое признание.

Но вернемся к антропософии.

От антропософских научных исследований до духовных познаний

«Наука о духе» зарождалась, подталкиваемая потребностями общества начала двадцатого века. В то время многие пытались свести воедино взгляды восточной и западной мудрости и самых разных вероисповеданий. Но тонкая грань, отделяющая науку от мистики и оккультизма, все же здесь присутствовала. Порой, эта же грань не давала развиваться науке, а порой – мистике. Но, благодаря усилиям Штайнера, познание Вселенной с использованием научных методик было благоприятно встречено обществом. Мало того, антропософия не может считаться культом или чем-либо в этом роде. Ее активное распространение в сфере образования, например, подтверждает актуальность этого учения даже с точки зрения современных научных знаний.

Исходя из собственного понимания создателем антропософии Рудольфом Штайнером своего учения, его наука не просто способна расширить кругозора человека. Используя методы, предлагаемые антропософией, каждый посвященный в тему может постичь тайны бытия и получить желаемые ответы на многие и многие вопросы, остающиеся открытыми до сих пор.

Антропософская медицина

Надо сказать, что антропософия затрагивает не только теософию, религию и образование. Также мы находим ее отражение и в медицине, и даже в сельском хозяйстве и промышленности: тема использования в быту натуральных материалов возникла, к слову говоря, совершенно не случайно. Но давайте по порядку.


Известно, что медициной интересовался и сам Штайнер. С помощью антропософских приемов и способов он пытался расширить рамки восприятия не только человеческой души, но и человеческого естества. В конечном итоге, поскольку в этом вопросе все взаимосвязано, понимание этих взаимосвязей может реально помочь человеку добиться более эффективных результатов и в борьбе с болезнями.

Методику разделения человека на физическое тело, душу и дух в своей практике используют многие врачи и сегодня. Подобного рода терапия, подкрепляемая учением антропософии, уже давно доказала свое право на жизнь, и результаты ее очевидны.

А задумывались ли вы, например, о том, что значит, скажем, обычное тепло в жизни человека с точки зрения антропософии?.. Эта наука считает тепло - седьмым чувством человека. Опять же, антропософское восприятие тепла отличается от обычного физического его ощущения. В антропософском случае под этим элементарно понятным каждому словом подразумевается то тепло, которое может излучать сам человек, используя свою астральную частицу. Так, находясь, например, в теплой ванне, он будет отдавать и получать тепло в равной степени, в то время как на холоде его внутреннее тепло будет уходить наружу, в пространство, находящееся вне его телесной оболочки…

Влияние антропософии на работу Weleda

В качестве примера влияния антропософии теперь уже и на производство можно привести такую, скажем, известную компанию как Weleda. Это один из наиболее старых (основана в 1921 г.), но уверенно удерживающих позиции лидеров на рынке индустрии в сфере изготовления биокосметики даже сегодня.

Компания, что интересно, была основана, с учетом философии и научных трудов Штайнера, который, хоть и не был ее руководителем, но оказал огромнейшее влияние на развитие и продвижение этого бренда. Но какое, казалось бы, отношение Штайнер имеет к биокосметике? На самом деле, как оказалось, вполне конкретное: ведь он изучал не только теологию, философию, но и химию, а также другие естественные науки, - и список их весьма объемен. Познания в сфере биологии и химии в сочетании с методиками, используемыми в антропософии, помогли Рудольфу Штейнеру и в этом случае создать нечто большее, чем просто обычный продукт…

Созидательные и разрушительные идеи


В конце XIX века наука стала развиваться усиленными темпами. Последствием научно-технической революции, в том числе, стала потребность образованных людей объединить науку и религию в единое целое.

При этом научная и творческая интеллигенция считала, что такое объединение может дать ответы на все извечные вопросы мироздания.

Решить эту проблему взялся Рудольф Штайнер, создавший учение антропософии. Он попытался в её рамках объединить эзотерику, мистику, античные учения и христианство.

Таким образом, он создал новую религию, которую христианство считает сектой. Святой апостол Павел так предсказывал появление подобных учений:

«… будет время, когда здравого учения не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням».

(2 Тим. 4: 3-7)

Антропософия - антихристианское учение

Антропософия - это ответвление теософии. Оно признано в христианском мире и философской науке антихристианским оккультно-мистическим учением о человеке.

Само его название означает в переводе с греческого «мудрость о человеке». Создал его горячий почитатель теософии Рудольф Штейнер.

Под теософией понимают теоретический раздел оккультизма, а также оккультное движение. Основная его идея - утверждение о том, что существует возможность мистического познания Бога. Такая возможность позволяет непосредственно общаться с божеством в состоянии экстаза.

Елена Петровна Блаватская 1878 год. Блаватская - создатель теософии, от которой откололась антропософия Рудольфа Штейнера

Многие понимают под теософией учение Е.П. Блаватской. Создатели антропософии предприняли попытку с её помощью демократизировать теософию.

Для этого они её рационализировали и приспособили её к особенностям интеллектуально-психологических черт общества Западной Европы. Некоторые исследователи называют это учение германским вариантом теософии.

Учение Штайнера и его последователей потому антихристианское, что оно отрицает целый ряд догматов христианства.

Наглядно антихристианскую сущность антропософии и его противоречие в общих чертах с христианством, можно представить так:

Критерий сравнения Антропософия Христианство
Совершенствование человека Утверждает, что живя на земле, человек при помощи духовных практик может «переродиться» и стать «высшим» человеком Говорит о том, что человек воскреснет к жизни в Царствии Небесном только после покаяния и раскаяния. Новую жизнь человеку даровал Господь Наш Спаситель Иисус Христос, пострадавший и умерший за человеческие грехи. Воскреснув, он искупил их, очистив род человеческий от первородного адамова греха. Тем самым людям были открыты врата в Царствие Небесное
Природа зла на земле Говорит о том, что земля ― это поле битвы светлого и тёмного бога. Первый - Ормузд. Второго зовут Ариман. Они олицетворяют собой добро и зло Учит о том, что Господь не создавал зла. Люцифер - это падший ангел по гордыне своей восставший против Него и за это низвергнутый с небес. Зло - плод его деятельности и искажением тех предметов и явлений, которые созданы Богом
Возможность познания мира и достижение тесной связи с Богом Заявляет о познаваемости мира через мистические и оккультные практики. Говорит о том, что необходимо добиться с их помощью «единения» с божеством в состоянии экстаза Выдвигает догмат о невозможности постижения Божественного Замысла человеком. Человек не в состоянии постичь весь мир, так как не сотворил его. Божью благодать можно получить только через раскаяние, причастие и молитву

Святой апостол Павел византийская православная икона, ручная работа, XX век. Апостол предсказал в своих посланиях появление псевдо- и антихристианских учений в стиле антропософии

Появление антропософии связано с кризисом западного христианства. Кроме того, причиной его появления стало бурное развитие науки и образование, открывшие для некоторых восточные оккультные учения и языческие культы.

Ранее они были под запретом и строго цензурировались как государственными, так и церковными цензорами.

Теория Штайнера - это компиляция из религий и философских учений

Антропософская теория, по мнению многих богословов и философов, - это смесь положений различных религий и философских учений. Так:

Гностицизм

название позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета

  1. Первым её источником называют гностицизм в виде воззрений таких видных гностиков, как Валентин и Василид, а так же учение Карпократа.
  2. Второй источник - индуистские системы и поздний брахманизм, из которых Штайнер взял представление о космологии и антропологии.
  3. Третий - это манихейство, считающееся в христианстве еретическим учением. Оно хорошо известно философам и богословам. При этом Штайнер берёт для своей теории те его идеи, которые возникли ещё в маздеизме.

Казнь Мани. Миниатюра из «Шахнаме» Демотта. 1315 г. Тегеран, музей Ризы Аббаси. Манихейство - одна из составных частей антропософии

По мнению штейнеристов, Иисус Христос Сыном Божиим может быть назван лишь иносказательно, в нравственном смысле. Уже одно это утверждение показывает антихристианскую сущность данного учения.

Основной отличительной чертой антропософии считается смешение религиозных постулатов, философских концепций и научных знаний.

С этой целью были использованы алхимические тексты, исторические гипотезы, научные теории, оккультизм и эзотерика.

Составной частью учения антропософии являются легенды о Лемурии и Атлантиде.

Кстати, Штейнер утверждал, что информацию о них он получил посредством «ясновидения» через некие мифические «хроники акаши».

В результате такого смешения возникла некая духовная наука. Её цель - раскрыть духовное в человеке посредством всех имеющихся доктрин, религиозных взглядов и теорий.

Так, используя положения гностицизма в своей теории, Штайнер допускает существования кармы, реинкарнации и многобожия, что характерно для индуизма.

Ормузд борется с Ахриманом (справа). Рельеф в Персеполе (XII - VI в. до н.э.). Штайнер предсказал воплощение в начале XX века тёмного бога Аримана

Последователи Штайнера считают Космос единой живой духовной сетью. Именно поэтому в России антропософию ещё называют наука о духе.

При этом необходимо отметить, что сам создатель учения весьма пессимистично смотрел на мир. Так им было предсказано воплощение в начале XX века тёмного бога Аримана.

Это характерно для псевдохристианских хилиастических сект.

Таким образом, всю антропософию можно свести к тому, что её автор просто скомпилировал отвергнутые обществом идеи, искусственно создав из них некую новую «духовную науку».

Рудольф Штайнер - «пророк» антропософского движения

Для того чтобы понять, что такое антропософия, необходимо изучить биографию её создателя - Рудольфа Штайнера. Родился он в 1861 году в Хорватии в местечке Каралевич.

В то время оно относилось к Австро-Венгрии. Его родители были австрийцами, католиками. Отец работал на почте.

Рудольф Штайнер австрийский оккультный философ, социальный реформатор и архитектор. Первое признание получил как исследователь наследия Гёте и его теории познания

Будущий «пророк» обучался в реальном училище Винер-Нойштадта. По окончании училища он переехал в Вену. Здесь он поступил на философский факультет Венского университета.

Здесь он изучал не только философию, но историю и литературу. Именно тогда он познакомился с философской концепцией Гёте.

Создатель антропософии был сотрудником архива Гёте в Веймаре.

Здесь активно изучались труды философа, а также работы Ницше. Будущий создатель антропософии принимал участие в 1882 году в комментировании и редактировании собраний сочинений Гёте.

Штайнер на протяжении всей жизни активно интересовался философией, естественными науками, литературой. Он издал примерно 300 своих сочинений.

Среди них можно назвать такие произведения как «Ницше как борец против своей эпохи» и «Философия свободы».

Создатель антропософии редактировал несколько журналов. В 1902 году он возглавил немецкую секцию Теософического общества.

Произошло это потому, что он развивал идеи совершенствования в человеке сверхчувствительных способностей. Теософическое общество было основано Е.П. Блаватской.


Анни Безант в 1897 году. В 1907 году она объявила Кришнамири вторым Христом. Штейнер эту «ересь» не признал, порвал с теософией и создал антропософию

В 1907 году теософическое общество возглавила А.Безант. Она объявила Кришнамири вторым Христом - новым спасителем человечества.

Штейнер данный «догмат веры» категорически отказался принять и в 1912 году порвал все отношения с теософическим движением.

Штейнер в этом году создал «Всемирное антропософское общество» и разработал Гетенаум

В ответ на «ересь» он создал в 1913 году в Швейцарии «Всемирное антропософское общество».

На учредительном собрании Рудольф заявил о том, что с того момента как человечество открыло антропософию, оно вошло в совершенно новую, четвёртую стадию развития Мирового Духа.

Гетенаум - храм антропософов

В 1913 году Штайнер разработал Гетенаум или «храм» антропософской науки и искусства. Кроме того, тогда же им бы разработана теория «Свободной высшей школы для науки о духе».

Строительства Гетанума происходило в сопровождении различных магических обрядов. Само здание должно было символизировать идею абсолютного слияния материи и духа.

Его строительство завершено в 1921 году.


Рудольф Штейнер у макета здания первого Гётеанума. Гётенатум - это «церковь» антропософии

Здание построили с двумя куполами. Купола имели разные размеры. Внутри каждый зал разделялся на две комнаты. Подобную архитектуру выбрали для того, чтобы достигнуть максимально чистый акустический эффект.

Залы помещения расположились под куполами «храма». В первом зале читались лекции и проводились массовые мероприятия.

Он вмещал 900 человек. Второй зал предназначался для постановки спектаклей драматического театра и занятий эвритмических групп.

Архитектурный проект, декор, роспись стен и потолка храма антропософии - всё это плод творчества Штейнера.

Малый зал украшала выполненная из дерева скульптура. Она изображала фигуру Иисуса Христа, шествующего среди фигур Люцифера и Аримана.

Христос шёл с поднятой вверх рукой, стороны его лица были асиметричны. Этот символ должен был означать то, что на Него оказывают влияние обе стороны.

Также такое изображение трактовалось как феномен синтеза всечеловеческой любви, которая имеет, как светлую, так и тёмную стороны.


Первый Гётеанум (Goetheanum) - всемирный центр Антропософского движения. Здание сгорело в 1923 году несмотря на то, что Штайнер предсказал ему 300 лет сущестования

Основатель антропософского сообщества Рудольф Штайнер скончался в 1925 году. При жизни он убедился о том, что его учение ложно.

По его предсказанию здание Гётенаума должно было простоять 300 лет. В ночь на 1923 год его сгубил пожар.

Последователи Штайнера - выдающиеся люди, но они заблуждались

Наука о духе или же штейрианство широко распространилась в Германии. Учение нашло своих последователей среди художественной интеллигенции.

Именно её представители впадали в соблазн расцерковлённости и извращённой утончённости своего сознания.

Штайнер о цели своего учения писал:

«То, что ныне

часто именуется

«единственно-истинной» наукой,

может служить скорее

даже помехой,

чем помощью

к достижению

этой цели

(открытию ясновидения)».

Рудольф Штейнер

оккультный философ, архитектор

Именно этот постулат привлёк к этому учению многих представителей культуры, науки и искусства.


Гётеанум (Goetheanum) – всемирный центр Антропософского движения, расположенный в швейцарском городе Дорнах и названный в честь Гёте

В наше время всемирный центр Антропософского движения находится в Швейцарии. Это район Базеля, город Дорнах. Гётенариум, назван в честь Гёте.

В его строительстве принимали такие последователи учения как известный русский поэт Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Михаил Чехов и т.д.

Известен даже такой феномен, как антропософизм русского языка, который проповедовали в России поэты Серебряного века.


Философы (1917), картина Михаила Нестерова изображающая Павла Флоренского и Сергия Булгакова. Отец Сергий был последовательным критиком идей антропософии

Многие из штайнеристов позже разочаровались в своих взглядах. Достаточно серьёзно критиковал их в России философ Сергий Булгаков. В настоящее время учение возрождается в качестве составной части движения Нью-Эйдж.

Это новое воплощение различных нехристианских верований ориентированных на «новую эру» и «нового человека».

Антропософия породила свою педагогику и медицину

В 1919 году Штейнер прочитал в Базеле и Штутгарте цикл лекций по педагогике. В результате на свет появилась вальдорфская педагогика.

Непосредственно инициатива по созданию вальдорфской школы принадлежит директору и коллективу табачной фабрики «Вальдорф - Астория».

При этом рабочие сами обратились к создателю антропософии с просьбой разработать новый метод преподавания в школе.


Мюнхенский теософский конгресс. 1907 год. На нём были высказаны Штейнером первые идеи о создании особой, антпрпософской системы образования

Вальдорфская школа родилась на основе педагогических сочинений Рудольфа Штейнера. Её цель - воспитание нового «эзотерического человека», обладающего новой телесностью и духовностью.

При этом педагогическое сообщества давно указывает на то, что «свободные вальдорфские школы», заявляя о «свободном самоопределении» учащихся, воспитывают их на практике в духе почитания «антропософской церкви» и «модиалистского сообщества».

По мнению Штейнера, воспитанный в таких школах человек будет человеком нового типа, так как вберёт в себя все знания человечества, как христианские, а и атеистические и языческие.


Первая вальдорфская школа, Штутгарт, Германия (1919 г.). В настоящее время в мире подобных школ насчитывается более пятисот

В настоящее время в мире работает около пятисот школ созданных по данному принципу. Кроме того, на антропософских основах работают и детские сады. В основном эти учебные заведения сосредоточенны в Западной Европе.

В России же идеи вальдорфской педагогики получили распространение во времена «перестройки». Яркие постулаты и отдельные необычные черты привлекли к ней представителей творческих профессий, интеллигенцию.

В настоящее время наблюдается снижение интереса к этой тематике благодаря возрастающему влиянию Русский православной церкви в стране и мире.

Кроме изысканий в педагогической сфере, Штейнер вёл также поиски и в области медицины. Для этого он использовал сочинения алхимиков, оккультные учения и эзотерику.

В результате получилась дикая смесь чем-то напоминающая гомеопатию. Официальная медицина относиться к антпропософной негативно и учёные-медики не советуют посещать клиники, работающие по методам, разработанным Штейнером.

Видео: Антропософия. Священник Максим Каскун

Антропософия Штайнера имела несколько подразделов. Это социально - политическое учение, основанное на идеях Платона. Это особая система хозяйствования, при которой преодолевается бездушная механизация и устанавливается "новое земледелие" на основе постижения биоритмов растений и т. п.

Штайнер (1861 - 1925) был последователем натурфилософии Гете (редактировал и комментировал его естественнонаучные сочинения), а также находился под влиянием эволюционизма Ч. Дарвина и Э. Геккеля, наконец, философии жизни Ф. Ницше. Основные произведения Р. Штайнера - "Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека", "Очерк тайноведения", "Мистерии древности и христианство". Эти произведения написаны в начале XX в., в них с антропософской точки зрения излагается космология и история человечества.

Надо принять во внимание, что Штайнер вел интенсивную лекционную деятельность и был в начале XX в. властителем дум не только в Германии, но и в России. Его лекции собирали огромные аудитории, а книги переводились на многие языки. Штайнера считали своим Учителем Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Василий Кандинский. Штайнер читал циклы лекций по христологии, и различие в понимании значения Христа в эволюции человечества привело в 1913 г. к конфликту между руководством Теософского общества и Р. Штайнером, в результате которого он со своими сторонниками вышел из Теософского общества.

Штайнер был не только теоретиком, но и практиком. Им были сформулированы основные положения новой педагогики и создана первая Вальдорфская школа. В 1921 г. его последователями был открыт Клинико-Терапевтический институт в Арлесхайме. В основе их деятельности лежало антропософское понимание существа человека.

В настоящее время издано более 350 томов наследия Р. Штайнера. Обратимся к основным идеям Штайнера.

1. Философ называл себя "наблюдателем сверхчувственного". Без познания сверхчувственного мира невозможна полнота знания, считал он. Благодаря ему раскрывается "око духа" и появляется "высшее чувство". "Каждое духовное око может быть раскрыто", и лишь вопрос времени, когда оно откроется"

2. Штайнер выступил за расширение границ познания, которое вполне возможно для каждого человека, но ему должно предшествовать "развитие познавательных сил".

3. "Высшее знание" дается, по Штайнеру, с помощью "высшего зрения", т. е. определенной степени духовности человека. Должно быть "духовное призвание". Штайнер называл его "божественным" знанием и чувством, "божественной мудростью", т. е. теософией.

Итак, первое, что отметил Штайнер, это: человек есть "гражданин трех миров": своим телом он принадлежит к миру, воспринимаемому органами чувств; своей душой он создает себе свой собственный мир; через его дух перед ним раскрывается мир, который выше этих обоих миров.

Во-вторых, это знание, по Штайнеру, "перевоплощение духа и судьбы". Объяснялось это так. Впечатления от внешнего мира преходящи. Я вижу розу, она передо мной, я ее ощущаю. Необходимо присутствие предмета во внешнем мире, чтобы возникло восприятие.

Человеку свойственна как физическая, так и духовная наследственность. Как духовный человек, я должен был существовать до моего рождения. В моих предках я не существовал, так как они в духовном отношении совершенно другие люди. Отсюда Штайнер заключал, что "в жизни человеческой Дух является повторением самого себя, с плодами своих прежних переживаний в прошлых жизнях". Он ввел понятие "Самодух". Жизнь есть повторение других, и она приносит с собой то, что Самодух выработал для себя в прошлой жизни. "Жизнедух" переносит душу человека от одного личного бытия в другое. Жизнь души есть последствие судьбы, созданной самим же человеческим духом, которая называется в древних учениях кармой. Дух подчиняется закону перевоплощения, закону повторяющихся земных жизней.

Христианство, считал Штайнер, способствовало тому, что истина стала доступной не только отдельно избранным, а всем. Вера и познание в христианстве стоят рядом.

Популярность Штайнера обусловлена его нестандартной философией.

Такова концепция антропософии Р. Штайнера, мистико-иррационалистическая по содержанию. Как видим, Е. П. Блаватская и Р. Штайнер во многом разработали схожие концепции, хотя и отличающиеся в некоторых отношениях. Е. Блаватская синтезировала в своей "Тайной доктрине" огромный религиозно-философский материал, создала весьма любопытную теоретическую концепцию. Штайнер, продолжая эти идеи, сделал попытку их реализации в мистическом опыте человека, в самых различных сферах его деятельности.

Рудольф Штейнер (Штайнер) (Rudolf Steiner) родился 27 февраля 1861 года в австрийском городе Кралевиче, в семье железнодорожного служащего. С детства обладая сверхчувственными способностями, мальчик скоро понимает, что это его исключительная особенность, о которой следует хранить молчание.

После окончания реального училища Штейнер получает широкое образование в Венской политехнической школе. Это и естественно-научное и математическое образование, это и глубокое изучение философии, и литературы, и истории.

В возрасте 21 года он начал свои научные изыскания с углубленного изучения творчества Гете. В Гете он видел мыслителя, воззрения которого на природу "вели к переходу от естественных наук к науке о духе". Он участвует в подготовке к изданию естественнонаучных трудов Гете в рамках многотомного издания "Немецкой национальной литературы" Кюршнера.

В 1891 г. Рудольфу Штейнеру в Ростокинском университете присуждается ученая степень доктора философии. В 1894 г. вышел его основополагающий труд "Философия свободы". В 1897 г. он переезжает в Берлин, где начинает сотрудничать в журналах, предназначенных для более широкого круга образованной публики. Он стремится донести свои взгляды до широкой аудитории. Но пока остается непонятым.

Тут происходит событие, значительно повлиявшее на дальнейшую судьбу Штейнера. Его книгой "Фридрих Ницше - борец против своего времени" заинтересовались теософы и пригласили его к себе сделать доклад о Ницше. Он принимает решение публично выступить с результатами своих духовных опытов. Для этого он становится генеральным секретарем Немецкой секции Теософского общества. С этого времени (начало ХХ века) мы уже видим нового Штейнера.

Он неустанно работает как лектор и как писатель. Выходят такие его книги как "Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека" (1904 г.), "Как достигнуть познаний высших миров" (1904 г.), "Очерк тайноведения" (1910 г.). Общее количество прочитанных им лекций достигает 6000.

Его лекции собирают огромные аудитории, книги его переводятся на многие языки. Он становится властителем дум не только в Германии, но и в других странах, в том числе и в России. Среди наших соотечественников его учениками были Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов.

Важнейшее место в его лекционной деятельности занимают лекции по христологии, в которых многосторонне освещаются значение Христа и мистерии Голгофы как центрального события в эволюции человечества. Различие в понимании значения Христа привело в 1913 г. к конфликту с руководством Теософского общества, в результате которого Штейнер с большой группой своих последователей был вынужден его покинуть.

Но уже в том же году было основано Антропософское общество в Дорнахе, в Швейцарии. В строительстве его здания, так называемого Гетеанума, участвовали представители 18 народов Европы, в числе которых был и наш соотечественник Андрей Белый.

Центр антропософии становится "Свободной высшей школой духовной науки" и превращается в настоящий университет, где содержание всех преподаваемых наук было изменено или дополнено на базе духовных изысканий Штейнера.

На жизнь Штейнера совершались покушения. Здание Гетеанума было подожжено и полностью сгорело в ночь на 1 января 1923 г. Это явилось сильнейшим ударом для Штейнера и всего Антропософского общества. Но уже в этом же году на Рождество было зарегистрировано новое "Всеобщее или Всемирное Антропософское общество", председателем которого стал и до самой смерти оставался Рудольф Штейнер.

Последний год жизни Штейнера был очень плодотворен. Уже прикованный болезнью к постели он продолжает работать над новым эзотерическим осмысливанием многих тем, разработанных им ранее. "Это был мощный выдох его духа", - так сказала об этом времени его жизни Мария фон Сиверс-Штейнер.

Книги (34)

Божественная молитва. Эзотерическое изучение

Подумайте о Христианской молитве. Вы все знаете, что она такое есть. Она часто обсуждалась, а члены антропософского движения часто объясняли ее с точки зрения духовно-научного мировозрения.

Это духовно-научное мировозрение принесло членам антропософского движения другой метод возвышения человеческого существа - человеческой души - до контакта с божественными, духовными, космическими силами.

Бхагават Гита и послания св. Павла

Мы стоим сегодня, как бы, у стартовой точки основания Антропософского общества в более узком смысле и мы должны воспользоваться этой возможностью, чтобы еще раз напомнить нам о важности и значении нашего общего дела. Это верно, что то, чем Антропософское общество желает быть для более новой культуры не должно в принципе отличать ее от того, чем мы всегда занимались в нашем кругу под имением Теософии. Однако вероятно такое придание нового имени может все же напомнить нам о серьезности и достоинстве с которыми мы намереваемся действовать в нашем Духовном движении и ввиду этой точки зрения я выбрал название этого курса лекций.

Внутреннее существо человека

Внутреннее существо человека и жизнь между смертью и новым рождением.

Лекции эти должны показать ту тесную связь, которая существует между внутренней жизнью человека и его жизнью в период от смерти до нового рождения.

Шесть лекций, прочитанных в Вене с 9‑го по 14‑е апреля 1914 года. Цикл 32‑й. Библиотечный № 153

Воздействие духовных существ на человека

Из докладов, которые читались здесь в последнее время, вы могли заключить, что когда мы поднимаемся ясновидчески с физического плана в высшие миры, мы встречаем там существ, которые хотя и не принадлежат к нашему физическому миру, но которые как существа высших миров являются настолько обособленными в себе, что мы можем также назвать их личностями в тех мирах, подобно тому как мы называем личностями людей здесь на физическом плане.

Границы естественного познания

В книге рассматриваются встающие перед человечеством в новейшее время проблемы, связанные с одной стороны с мировоззрениями, основанными на результатах естественнонаучных экспериментов, и, с другой стороны, - с социальными отношениями, возникающими как следствие таких мировоззрений.

Даны пути преодоления этих проблем: как в естественных науках - с помощью гетеанизма, так и в социальных отношениях - с помощью новых, основанных на духопознании деяниях в социальной жизни.

Действие ангелов в астральном теле человека

Антропософское духопостижение не должно быть просто теоретическиммировосприятием, оно должно быть жизненным содержанием и жизненной силой.

И только если мы окажемся в состоянии укрепить в нас нашеантропософское мировоззрение настолько, что действительно станет в насдействительно жизнеспособным, только тогда исполнит оно свою задачу.

Ибо, дорогие друзья, соединяя свои души с антропософскимдухопостижением, мы, в некотором отношении, стали стражами вполнеопределенных значительных процессов в развитии человечества.

Евангелие от Марка

Тому, кто серьезно ищет познания и углубления собственного "я", должно быть ясно, что человечество находится в развитии, и поэтому то, что называют пониманием того или другого откровения, также не является чем-то незыблемым; ничто не заключено в рамках одной эпохи, но понимание углубляется; так что, в сущности, глубочайшие вещи, касающиеся человечества, для того, кто серьезно относится к словам "развитие" и "прогресс", настоятельно требуют, чтобы они с развитием времени понимались лучше, основательнее, глубже.

Евангелие от Матфея

Когда мы говорим о Евангелии от Иоанна, нашу душу пронизывает прежде всего духовная высота космических существ, родственных человеку.Вспомним чувства, вызванные в нас изучением Евангелия от Луки.

Они были совсем другого характера, не правда ли? Когда мы раскрываем душу благовестию евангелиста Иоанна, нас, словно магическое дуновение, пронизывает предощущение духовного величия.

Египетские мифы и мистерии. Лекции

Предлагаемый читателю цикл лекций Рудольфа Штейнера о египетских мифах и мистериях представляет переход от лекций вводного характера к лекциям специальной тематики.

В этом цикле на фоне широкого полотна становления человечества в ранние эпохи истории Земли показано происхождение важнейших образов мифологии и элементов мистериальной практики древнего Египта, их связь с образами более поздней греческой мифологии и, что особенно важно, отражение египетского мировоззрения и практики в современной культуре.

Истина и наука

В своих многочисленных лекциях Рудольф Штайнер неоднократно подчеркивал, что основания своего монистического учения о единой чувственно-сверхчувственной реальности он заложил именно в философских сочинениях раннего периода своего творчества.

Как достигнуть познания высших миров?

В этой книге выходят в свет мои исследования, которые первоначально были напечатаны отдельными статьями под заглавием: "Как достигнуть познаний высших миров?" Этот том составляет первую часть, следующий будет заключать продолжение.

Появлению в новой форме этого труда о развитии человека, возводящем его к постижению сверхчувственных миров, необходимо предпослать несколько сопроводительных слов, которые и будут здесь сказаны.

Краткий очерк антропософии

Это сочинение выдающегося мыслителя и ученого, христианского посвященного Рудольфа Штайнера является заключительной главой его книги «Загадки философии, изложенные как очерк ее истории» (1914) и дает глубокое понимание существа основанной Р.Штайнером новой духовной науки, или антропософии, актуальность которой возрастает с каждым годом.

Очерк будет интересен всем, кто испытывает недостаток в сильной и гармоничной душевной жизни как верном инструменте для проникновения в смысл происходящих исторических перемен, для сознательного участия в них.

Лекции 1907-го года

Эти четыре лекции сделают ударение некоторым образом на более сокровенном звучании, так как может быть предположено, что аудитория является большей частью, состоящей из тех,которые были знакомы с фундаментальными идеями оккультого учения некоторое время. ледовательно они могут вполне желать узнать о более сокровенныхдеталях из области Духовной науки.

То, что будет избрано в этих лекцияхявляется оккультными знаками и символами в их отношении к Астральному и духовному миру и некоторые из них будут исследованы в их более глубоком значении.

Метаморфоз душевной жизни

Даже тому, кто собирается бросить лишь краткий взгляд на духовную жизнь человечества, заранее понятно, насколько осторожно следует обращаться с выражением "переходное время". Если хоть немного продумать это понятие, станет ясно, что, в сущности, любое время может быть охарактеризовано как "переходное".

Но тем не менее в истории человечества есть эпохи, которые выступают, так сказать, скачками в эволюции духовной жизни.

Мистерии древности и христианство

Естественно-научное мышление оказало глубокое влияние на современные представления. Все менее становится возможным говорить о духовных потребностях, о "жизни души", не впадая в противоречие с представлениями и выводами естествознания.

Конечно, существует еще много людей, удовлетворяющих этим потребностям не касаясь в своей духовной жизни круга естественно-научных течений.

Мистика

Кто вступит в мир моих идей, не освободившись от предвзятости, тот найдет в нем противоречие на противоречии. Лишь недавно я посвятил книгу о мировоззрениях XIX века (Берлин, 1900) великому естествоиспытателю Эрнесту Геккелю, пытаясь показать в ней правомерность его круга мыслей. А в нижеследующем изложении я с полным сочувствием и признанием говорю о мистиках, начиная с Мейстера Экхарта и до Ангела Силезского. О других "противоречиях", на которые мне могут еще указать, я не стану упоминать. Я не удивлюсь, если меня осудят с одной стороны как "мистика", с другой - как "материалиста".

Мой жизненный путь

Рудольф Штайнер является одним из интереснейших и удивительнейших духовных явлений нашего столетия: он — редактор и издатель естественнонаучных трудов Гете; автор значительных трудов в области философии и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; им было создано новое искусство движения — эвритмия. Однако, наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений, работающих на основе созданной им педагогики.

Данная книга является незаконченной автобиографией, впервые изданная Марией Штайнер в 1925г. Написать эту книгу Р. Штейнера побудило только то, что «... я чувствую себя обязанным опровергнуть некоторые ложные представления, касающиеся связи моей жизни с антропософией, и представить ее в истинном свете».

Низвержение духов Тьмы

Духовные подосновы внешнего мира.

Целью данного курса лекций было показать, как события, происходящие в духовных мирах, влияют на все сферы жизни людей, включая индивидуальное здоровье человека.

В результате битвы Архангела Михаила с Ариманом в XIX веке был очищен духовный мир, а демонический сонм был низвергнут в мир людей. На конкретных примерах из культурной, социальной и политической жизни (рассматриваются также события в России 1917 года) Р.Штайнер показывает, как демонические существа вносят разрушение, хаос и неприятие истины в душевный мир человека.

Подпавшие их влиянию люди в частности утрачивают способность увязывать факты в единую картину, а массы людей обретают склонность к националистическим проявлениям.

Оккультная физиология

Цикл из восьми лекций, прочитанных в Праге 20-28 марта 1911 г., и отдельная лекция от 28 марта 1911 г.

Книга о человеке, его строении и органах. О том, как он общается с внешним миром. Рассказывается о глубинных соответствиях человеческого организма и космоса. Показано, каким образом, изучая «внешнее», сугубо физическое, можно прийти к постижению духовного и душевного - в человеке и во Вселенной. Основанные на данных естественных паук и духовных исследованиях, эти рассмотрения открывают путь к дальнейшему изучению физиологии как науки о живом человеке во всей полноте его бытия, человеке чувствующем, волящем и мыслящем.

Основные черты социального вопроса

Если к задачам, которые ставит перед нами современная социальная жизнь, мы захотим подойти с мыслью о какой-либо утопии, то неизбежно впадем в заблуждение.

Можно, руководствуясь определенными взглядами и ощущениями, поверить, что те или иные социальные институты, основывающиеся на определенных идеях, должны осчастливить человечество; эта вера может приобрести покоряющую силу убеждения; и тем не менее, утверждая такую веру, мы так и не поймем, что на самом деле означает для нашей эпохи "социальный вопрос".

Основы развития врачебного искусства

В этой книге мы укажем на новые возможности врачебного знания и врачебного мастерства. Правильно оценить изложенное здесь можно лишь поднявшись до тех точек зрения, из которых эти медицинские воззрения возникли.

При этом речь идет не об оппозиции к современной медицине, работающей с помощью признанных ею научных методов. Мы полностью признаем принципы этой медицины и считаем, что применять изложенное нами во врачебном искусстве должен только тот, кто способен быть полноценным врачом в соответствии с этими принципами.

Очерк тайноведения

Перевод сделан с тридцатого издания книги "Die Geheimwissenschaft im Umriss", что дословно означает "Тайнонаука в очерке", Дорнах, 1989. Была сделана попытка переводить не литературно, но насколько это удалось, дословно, сохраняя стиль, смысл и где возможно порядок слов немецкого языка.

Такой перевод отличается как по стилю так и по смыслу от сделанного в 1916 году. Несколько слов следует также сказать о фамилии автора. Фамилия автора на немецком "Steiner" произносится и читается как "Штайнер", а не "Штейнер", как это иногда переводится литературно.

Перевоплощение и карма их значение для культуры современности

Переводчик: Витковский В.Е.

Лекции были прочитаны перед членами Теософского общества.

Текст их составлен на основе стенограмм В. Фегелана (берлинские лекции) и Р. Хана (штутгартские), расшифрованных самими стенографами. Перевод сделан по Полному собранию сочинений и лекций Р. Штайнера: «Rudolf-Steiner-Gesamtausgabe».

“Восстановить союз религии и науки, внести Бога в науки и Природу в религию и таким образом духовно оплодотворить искусство и жизнь”, – вот задача доктора Штайнера, как он сам определил её. Штайнер был выдающимся явлением не только среди оккультистов и теософов, но и среди всех учёных мыслителей его времени.

С 1889 года его пригласили заведовать архивом Гёте и Шиллера в Веймар и редактировать новое издание гётевских произведений. Веймарский период его жизни продолжался с 1890 года по 1897 год. В 1897 году доктор Штайнер переселился в Берлин, где читал лекции и продолжал свои литературные труды; здесь он познакомился с немецким отделом всемирного теософского общества, а в 1902 году присоединился к нему. Вскоре после того он был избран представителем Германского теософского общества, в то время весьма немногочисленного и малодеятельного; в короткое время влил он в немецкое теософическое движение столько жизни и энергии и поднял его на такую высоту, что сделал его самым многочисленным и деятельным в Европе. В быстром возрастании успеха и в широком распространении Германского теософского движения большую роль сыграла россиянка Мария Яковлевна Сиверс, которая взяла на себя всю организационную часть теософской работы и вела её с неутомимой энергией и тонким тактом (Britanica CD’97, Steiner ).

Обладая прекрасным литературным и художественным образованием, превосходно владея несколькими европейскими языками, Мария Яковлевна помогала доктору Штайнеру не только в организационной работе, но и в его литературных трудах; она записывала его лекции и беседы и сама принимала деятельное участие и оригинальными статьями, и прекрасными переводами в журнале доктора Штайнера “Lucifer-Gnosis”. Она разделяла все его планы и работы, и когда он задумал влить новую духовную струю в драматическое искусство и с этой целью начал ставить мистические произведения Шюре, которые своим содержанием напоминали древние мистерии, Мария Яковлевна, обладающая выдающимся драматическим талантом, оказала доктору Штайнеру и здесь своё содействие, превосходно исполняя главные роли.

Он неустанно работает как лектор и как писатель. Выходят такие его книги как “Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека” (1904), (1904), “Очерк тайноведения” (1910). Общее количество прочитанных им лекций достигает 6000. В своих работах Рудольф Штайнер открывает людям путь к тайнам духовных знаний, излагает космологию и историю человечества. Его лекции собирают огромные аудитории, книги его переводятся на многие языки.

Он становится властителем дум не только в Германии, но и в других странах, в том числе и в России. Среди наших соотечественников его учениками были Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов. В начале ХХ века, во время расцвета в обществе мистицизма, спиритизма и других оккультных чудес. В 1912 году Штайнер окончательно порвал с теософским движением и основал антропософию, с которой была связана вся его последующая жизнь. Его визионерский опыт описан в книге “Как достигнуть познаний высших миров” . Здесь он подробно разбирает такие вопросы как “ступени посвящения, подготовление, просветление, контроль мыслей и чувств” и дает точные практические указания. Большое место в книге уделено условиям ученичества, условиям посвящения, изменениям в жизни сновидений у ученика, а также задаче достижения непрерывности сознания и расширение личности во время духовного ученичества. Это говорит о том, что Штайнер уже осознанно принял на себя миссию духовного наставника.



Книга сообщает о законах душевного развития человека и имеет целью дать наставления тем людям, которые чувствуют влечение к данным духовного исследования и которые должны ставить себе вопрос: откуда же берут свое знание те, которые утверждают, что они могут давать ответы на высокие, загадочные вопросы жизни. Духовная наука дает на них ответы. Штайнер верил, что восприятия высших миров необходимо преодолеть привязанность к материальному миру

Программным является следующий отрывок из вступления к книге: “Для того, чтобы исследовать факты сверхчувственных миров, нужно обладать способностью вступать в эти миры. Но раз они исследованы и о них сообщается, то достаточное убеждение в истинности этих сообщений может приобрести себе и тот, кто сам их не воспринимает. Большая часть их может быть проверена просто путем действительно беспристрастного применения к ним здоровой способности суждения. Не нужно только допускать, чтобы всевозможные предрассудки, которых так много в человеческой жизни, нарушали это беспристрастие. Легко может случиться, например, что кто-нибудь найдет, будто то или другое, не мирится с признанными в настоящее время данными науки. На самом деле, нет ни одного научного данного, которое бы противоречило духовному исследованию. Но если обращаться с научными данными недостаточно всесторонне и беспристрастно, то легко может показаться, будто то или иное научное суждение несогласно с сообщениями о высших мирах. И мы найдем, что чем беспристрастнее мы сопоставим духовное ведение как раз с положительными достижениями наук, тем лучше скажется и их полное согласие. – Другая часть духовно-научных сообщений, конечно, более или менее ускользает от простого рассудочного суждения. Но кто поймет, что судьей над истиной может быть не только рассудок, но и здоровое чувство, тот без труда сможет найти правильное отношение также и к этой части. И там, где это чувство не позволяет себе увлекаться симпатией или антипатией к тому или иному мнению, но действительно непредвзято дает воздействовать на себя познаниям сверхчувственных миров, там оно сумеет произвести и соответствующее суждение. – Но существуют еще и другие пути к признанию истины этих познаний для лиц, которые не могут и не хотят вступить на путь к сверхчувственному миру” (Штайнер, 1992).

Штайнер открывает механизм познания, которым мы пользуемся, изучая труды наших Учителей. Они дают толчок к той работе, которая продолжается в нас самих и заключается в том, что мы используем богатства своего собственного опыта, накопленного нами на длинном пути нашей собственной эволюции и хранимого до этого времени невостребованным в самых дальних тайниках нашей души. Штайнер все свои работы, все свои публичные выступления основывал на своем личном опыте духовного видения.

Важнейшее место в его лекционной деятельности занимают лекции по христологии, в которых многосторонне освещаются значение Христа и мистерии Голгофы как центрального события в эволюции человечества. Различие в понимании значения Христа привело в 1913 году к конфликту с руководством Теософского общества, в результате которого Штайнер с большой группой своих последователей был вынужден его покинуть.

Но уже в том же году было основано Антропософское общество в Дорнахе, в Швейцарии. В строительстве его здания, так называемого Гетеанума, участвовали представители 18 народов Европы, в числе которых был и наш соотечественник Андрей Белый.

В эти же годы Штайнер проявляет себя в новой для него области, которую он также использует для популяризации своих знаний. Это – театральное искусство. В 1910-1912гг. в Мюнхене были поставлены четыре мистерии- драмы. В них в поэтической форме изображаются судьбы людей, продвигающихся по пути познания. Названия драм таковы: “Врата посвящения”, “Испытания души”, “Страж порога” и “Пробуждение души”. Попутно он создает новый вид искусства – “эвритмию”. Во время своих сверхчувственных опытов он проследил тенденцию движения, происходящего в организме человека во время речи и пения, художественно оформил их в видимые движения и положил в основу эвритмии как “зримой речи”. Эвритмия завоевала признание также в области педагогики и медицины. Центр антропософии становится “Свободной высшей школой духовной науки” и превращается в настоящий университет, где содержание всех преподаваемых наук было изменено или дополнено на базе духовных изысканий Штайнера.

В автобиографии, написанной в 1923 году, за два года до смерти, Штайнер (как и его последователи с тех пор) настаивает, что и до работы, и во время работы в Теософском обществе, и потом он следовал только своему собственному учению и что теософия не оказала на него ни малейшего влияния. Однако даже симпатизирующий Штайнеру Колин Уилсон, которому Е.П. Блаватская представляется “смесью шарлатанства и литературного гения”, признаёт, что “теософия явно оказала на Штайнера гораздо более сильное воздействие, чем сам он был склонен признавать”.

В 1918 году Штайнер основал Вальдорфскую школу, заложившую эру новой духовной педагогики, популярной в мире до настоящих дней. Основу религиозно-философского мировоззрения большинства членов крупнейшей европейской духовной общины Финдхорн в Шотландии составляет либо Школа арканов Алисы Бейли, либо антропософия Рудольфа Штайнера, либо теософия.

Штайнер не только стремился нести в общество свои духовные знания, он хотел действовать. На основе своих знаний он хотел переделать не только науки, но и социальное устройство общества, положив в его основу свою известную идею “о трехчленности социального организма”. Постигнув в результате своих духовных опытов космические законы, увидев гармонию Космоса, он хотел перенести эти законы и эту гармонию на человеческое общество. Были даны важнейшие положения новой педагогики, основана первая Вальдорфская школа. Но духовное состояние общества не было еще готово к таким коренным переменам. Те, кто несет новое, естественно, вызывают вражду и преследования. Он оставил нам не только книги, но и посеял на Земле семена новых наук и искусств, ростки которых уже пробиваются: это и биолого-динамическое сельское хозяйство, делающее ненужным применение химических удобрений и восстанавливающее плодородие почвы, это и антропософские клиники и фармацевтические фирмы, где занимаются человеком в целом, а не только его телесной оболочкой, это и лечебно-педагогические учреждения, и распространенные во многих странах мира так называемые Вальдорфские школы и детские сады. Антропософия повлияла на многие аспекты социальной и культурной жизни XX века. Среди учеников и последователей Штайнера было и немало деятелей русской культуры. Достаточно упомянуть имена Кандинского, Белого, Волошина, Михаила Чехова, Зинаиды Гиппиус.