Уроки китайского. Урок второй: обязательные элементы китайского сада

Китайская культура отмечена печатью древности, оригинальности и известного своеобразия. Ландшафтный дизайн можно смело назвать одним из проявлений культуры Китая, в котором в полной мере отразились все ее черты. В культуре Поднебесной империи особую роль играет учение фэн-шуй, в котором гармонично объединены философия и повседневная жизнь. В отношении китайского сада влияние фэн-шуй выражается в создании гармонии между элементами воздуха, воды, земли, а также растениями, холмами, равнинами и, конечно, человеком. Устройство садовой территории, согласно фен-шуй, представляет отражение душевной организации ее хозяина, является своего рода проекцией его внутреннего мира.

Философия в устройстве зеленой зоны

Китайский сад - это чаще всего пейзажный сад, в котором каждый архитектурный элемент имеет свое символическое значение. Особенностью зеленой зоны можно назвать характерную для нее иерархичность, отношения подчиненности между отдельными элементами, при обязательном соблюдении баланса и гармонии в духе фэн-шуй.

Сад с настроением Поднебесной – это результат усилий человека и природы, при этом рукотворные элементы (здания, скульптуры, архитектурные формы малых размеров) удивительно гармонично становятся элементами ландшафта, так что искусственное порой не так просто отличить от естественного.

Концепция настроения

В саду, созданном по китайской философии, всегда присутствует выраженный центр в виде доминирующей композиции, а остальные элементы располагаются вокруг нее. Хотя садики в таком стиле имеют единую концепцию, но имеется много интересных разветвлений. Одно из них носит название «смеющиеся сады». Они отличаются насыщенными красками, широкой цветовой палитрой. Причем даже такие элементы как здания, тропинки, аллеи выполняются в яркой цветовой гамме.


«Смеющимся садам» в философском и художественном плане противопоставляются «угрожающие», которые являют собой отражение грозной мощи необузданных стихий. Своеобразная красота и гармония их выражается в форме искривленных деревьев, низвергающихся с грохотом водопадов, каменных глыб, готовых обрушиться в любой момент.

«Идиллический сад» - еще один вид эмоционального состояния китайского сада. Все элементы композиции выполняют задачу воцарения спокойствия и мира в душе, чему способствуют неяркие краски, умиротворяющая водная гладь пруда, на островке в котором можно уединиться в уютной беседке. Примечательно, что все три вышеописанных настроения могут присутствовать в одной зеленой зоне.

Решения для сада в стиле Поднебесной (фото)




Китайский сад имени Сунь Ятсена

Китайские сады разительно отличаются от европейских. Каждый из них имеет своё лицо, ни один не похож на другой, а все вместе они несводимы к какой-либо общей схеме или единому стилю. В них нет правильных, геометрически расчерченных газонов, прямых аллей, мраморных статуй, чёткой планировки - словом, того, что демонстрирует преобладание искусственного порядка над хаотичным миром дикой природы. Вильям Темпл в эссе «По садам Эпикура» писал, что китайские сады построены по принципу шараваджи, т. е. сознательно введённой нерегулярности и отсутствия симметрии. По мнению самих китайцев, в сооружении сада не существует строгих и обязательных правил, человек должен показать свои пристрастия и умение. «Кто сажает сад, тот сажает счастье. Если хочешь быть счастливым всю жизнь, посади сад» - гласит китайская поговорка.

Ихэюань. Длинная галерея.
Протянувшаяся на 728 м галерея причудливо изгибается следуя рельефу берега озера, соединяет павильоны, расположенные вдоль подножия горы, а между 273 пролётам размещены резные беседки, в которых можно отдохнуть и утолить жажду.

Образ традиционного китайского сада отображён в произведениях крупнейших западных писателей: Г. Гессе (роман «Игра в бисер») и X. Л. Борхеса (рассказ «Сад расходящихся тропок»). Гессе показал китайский сад как символ идеально устроенного мира, а Борхес - идеального сознания. В реальности китайские сады и парки выступали и в той и в другой роли, а иногда воплощали сразу обе. У истоков садово-паркового искусства стояли философы и писатели, знатоки изящного, рассматривавшие сад не как естественный пейзаж, а как художественное произведение, выстроенное по особым, глубоким и математически выверенным законам, которым подчиняется природа и которые с глубокой древности известны китайским мудрецам. Вот почему в китайских парках архитектурность и живописность сплетены воедино, а не противопоставлены друг другу, как это было в Европе.

УПОРЯДОЧЕННЫЙ ХАОС

На Дальнем Востоке противопоставление человека природе не было выражено так остро, как в европейской традиции. Человек там никогда не считался мерилом всех вещей. Вслед за китайцами японцы верили, что род людской существует в соответствии с универсальными законами: вода - кровь, камень - кости, скелет человека. В основе японских садов лежит китайская идея: всё сущее образовано сочетанием женского (инь) и мужского (ян) начал. Наиболее зримым природным воплощением данной идеи являются вода и камень, потому в любом саду, к какой бы школе он ни принадлежал, непременно присутствуют эти два элемента.

По мнению китайцев, парки и сады, как и всё, что существует на земле, есть лишь быстротечные формы проявления небесных сил. Разнообразие деревьев и цветов, игра света и тени, капли дождя и росы - слабое отражение другого, более великолепного небесного пейзажа. Сад даёт возможность припасть к истокам, к естественности и древности, почувствовать игру первобытных, стихийных сил природы и, может быть, найти сих помощью ключ к управлению реальностью. Недаром легендарный первопредок китайцев - великан Паньгу после смерти в природе. Его дыхание сделалось ветром, голос - громом левый глаз - солнцем, правый - луной, кровь - реками, жилы - дорогами, плоть - почвой, волосы на голове и усы - звёздами на небосклоне, кожа и волосы на теле - травами, цветами и деревьями, зубы и кости - блестящими металлами, крепкими камнями, жемчугами, яшмой, и даже пот, выступивший на теле великана, превратился в капли дождя и росы.
Нередко сад «читался» и как старинная карта, в которой стороны света располагались в зеркальном порядке, гак что север оказывался внизу, а юг - вверху. Сад в целом и каждый его элемент в отдельности олицетворяли взаимодействие двух универсальных начал: тёмного инь, воплощающего силы Земли, и светлого ян, символизирующего силы Неба. Являя образ гармонии, сад показывал и противостояние различных сил: света и тьмы, движения и покоя, искусственности и естественности - и их преодоление.

В китайских садах архитектурные сооружения - беседки, павильоны, пагоды и т. п. - были рассчитаны не столько на пребывание в них, сколько на любование открывающимся видом. В общих планах китайских садов нередко угадывается рисунок иероглифа юань - «сад», «парк», а некоторые парки выстроены в соответствии с каллиграфией этого знака. Главное же эстетическое чувство, порождаемое парком, - лэ («радость»), почитаемое как наиважнейшее ещё со времён Конфуция (VI в. до н. э.).
По преданию, сад как воплощение идеального мира создал легендарный правитель Китая Хуанди. Его наследники Яо и Шунь также разбивали парки, служившие атрибутом их вселенской власти. В них обитали священые животные, хранившие страны света: единорог цилинь, белый тигр, сине-зелёный дракон и черепаха со змеёй. Примерно с III в. до н. э., при императоре Цинь Шихуанди, парки стали осознаваться как образ Поднебесной, как её модель, обладавшая всеми свойствами оригинала. В парке Цинь Шихуанди в миниатюре был воссоздан пейзаж всех девяти округов Китая, и император мог управлять страной, не выходя из парка. С периода Хань (III в. до н. э. - III в. н. э.) в парках начали устраивать искусственные озёра с моделями «островов бессмертных». Со временем сады обрели индивидуальные черты и стали «садами сердца», а с IV в. и местами для «чистых бесед». Позже, в танский и особенно в сунский периоды (X-XII вв.), встречаться и беседовать в садах считалось признаком изысканности. Так постепенно сады утратили религиозный смысл, превратившись в художественное явление, а их устройство в эпоху раннего Средневековья - в утончённое искусство.

Хотя садово-парковым искусством в Китае увлекались во все века, расцвета оно достигло в период правления династии Мин (1868-1644 гг.), получив блестящее отражение в трактате Цзи Чэна «Устроение садов»
(1684 г.). Сад считался непременным атрибутом «изящного» образа жизни, обязательным для «человека культуры». Тогда же появились шедевры этого искусства в городах Цзяннани, Сучжоу и Пекине: сады Львиной Рощи, Хозяина Рыбацких Сетей, Неспособного Управляющего, Благодатной Тени и т. д. Некоторые из них сохранились до наших дней. Достойны восхищения миниатюрные сады. Например, в сохранившемся в Сучжоу Саду в Полдесятины на крошечном пространстве прощадью 10 м2 есть и озеро с сосной на берегу, и беседка для созерцания пейзажа, и цветы, и камни, и мостик. Всего же к началу XVII в. в Сучжоу, согласно хронике, насчитывался 271 сад.

В тот же период сложилась классическая эстетика китайского сада, сохраняющего значение мира в миниатюре. Сад был частным владением учёного мужа, стремящегося не к безудержной роскоши, а к «уединённому покою» и всегда готового «вольно скитаться душой». Этот сад «вырос” из хозяйственного двора служилой знати, и в нём выразилась любовь к непритязательной и безыскусной красоте природы. Планировка классических садов Цзяннани в общих чертах повторяла усадьбу: в центре сада находился пруд, который обрамляли замкнутые дворики и тенистые уголки, напоминающие жилые помещения. Императорские и частные сады развивались в тесном взаимодействии. Царские парки и сады обычно создавали знатоки из числа учёной элиты, поэтому атрибуты императорских парков нередко копировались и в частных садах, получая, правда, несколько иное осмысление.

Пруды, ручейки, водопады, каскады представляли в садах водную стихию, древнюю и завораживающую. Они могли занимать более половины территории сада, как в лучших садах Цзяннани. Вода для китайцев служила многозначной метафорой зеркала, молчаливо хран я щего все образы мира и запечатлевшего покой пустоты. В то же время она была символом текучести и изменчивости бытия, его вечного и неостановимого движения.

Автор трактата «Устроение садов» Цзи Чэн писал, что наилучшим образом сад можно устроить в пяти местах: в горах, городе, деревне, возле реки или озера. Но где бы он ни располагался, ему отводилась роль посредника между домом и внешним миром, между цивилизацией и дикой природой, и потому в нём особенно ценилась способность преображать городской шум и суету в покой и размеренность.
Китайцы толковали сад как совокупность земли, воды, листьев и ограды. В самом деле, сад выстраивался именно из этих материалов и элементов. Предполагалось, что их сочетания раскрывают неисчерпаемость свойств и лучше, чем что-либо, совмещают природное бытие и человеческую историю. Разные уголки сада, меняющиеся в зависимости от времени дня и сезона, давали ценителям изящного неисчерпаемые возможности для переживания возвышенных состояний духа.
I Сад как «мир в мире» обязательно выделен и отделён глухой кирпичной оградой, обмазанной глиной и побелённой. В садах Цзяннани она была белого, «женского», цвета и не только ограничивала хозяйские владения, но и служила превосходным фоном для садовых композиций или для игры света и теней в лунную ночь. Иногда ограду сравнивали с листом бумаги, на котором человек со вкусом «выписывает камни». Случалось, на ней оставляли пустое пространство, чтобы друзья или гости хозяина могли начертать какую-нибудь изысканную иероглифическую надпись. Садовая
ограда, хотя была сделана человеком, все же воспринималась как часть окружающего ландшафта.
Она изгибалась во впадинах и змеилась но холмам, словно «извивающийся дракон». Нередко крытый черепицей верх стены то игриво рассыпался гребешками волн, а то вдруг замирал перед клумбой, разбитой здесь же, наверху.
Особое значение придавали воротам и виду, открывающемуся из них. «При входе в сад создаётся настроение», - писал Цзи Чэн.

Деревья благородных пород, высаженные в садах, не просто услаждали взор, но и имели глубокое символическое значение. Так, вечнозелёная сосна, олицетворявшая стойкость и благородство духа, считалась одним из достойнейших друзей отшельника. Её стройный ствол и грациозная крона располагали к созерцанию, кора с наростами, похожая на чешую дракона, внушала мысль о мудрой твёрдости, а шум ветра в ветвях напоминал о «музыке небес». Вот почему сосну рекомендовалось выращивать под окном кабинета, разместив в её корнях декоративный камень, а вокруг - орхидеи и нарциссы. Вечнозелёная сосна и кипарис были к тому же символом неувядаемого благородства. Любили китайские садоводы и бамбук. Упругий и полый внутри, он воспринимался как метафора всеобъемлющей пустоты - одной из важнейших категорий традиционного миропонимания. Бамбук сажали разными способами, расставляя композиционные акценты, а порой и экранируя пространство, счастья» считался персик, как правило высаживаемый рядом с грушевым деревом. Цветки персика уподобляли «юной прелестнице», а цветки груши «деве-небожительнице». Частой гостьей китайских садов была хурма, у которой ценились белые, красные или розовые цветки. Сад человека тонкого вкуса украшали также пышные магнолии, благоухающие абрикосовые деревья, тенистые банановые деревья и почти обязательно плакучие ивы, воплощающие в своём грустно-поэтичном облике животворное начало ян. .Ценители прекрасного не обходили вниманием и сливу - символ душевного целомудрия и чистоты. Самые популярные виды деревьев были окутаны паутиной сложных поэтических ассоциаций. Сосна являла собой образ устремлённого ввысь дерева, прочно вцепившегося в каменистую почву, ива ассоциировалась с водным потоком, а банановое дерево - с шумом дождя в листве. В деревьях и кустах обитали птицы, и благородные китайские мужи с удовольствием слушали их немолчный щебет и созерцали полёт. Особенно любили высоких, стройных, будто танцующих журавлей и аистов. Как и весь сад, они напоминали о быстротечном времени и подталкивали к неустанному бодрствованию «просветлённого сердца».
ГОСПОДИН ВЕЩЕЙ

Китайский сад отличается необыкновенной стилистической убедительностью. Это не просто оазис «художества» в пустыне житейской рутины. Расположенный обычно позади жилого дома, на месте хозяйственного дворика, он предназначен не только для того, чтобы в нём развлекались и мечтали, но и для того, чтобы в нём жили и трудились. Он не является «окном в мир», пограничной зоной между естественным и человеческим — местом предосудительных увеселений или демонстрации торжества человеческого разума, каковыми так часто предстают европейские сады. Но это и не окно в прекрасный мир идеала, прорубленное в темнице земного бытия. Перед нами сад как продолжение дома, фокус эстетически осмысленного быта. Он был подлинным средоточием культурной жизни, излюбленным местом игр, прогулок музицирования, чтения, занятия живописью, учёных бесед, встреч друзей, пиров и всяких вольных забав.
Важнейшие особенности ландшафтной архитектура Китая определяются тем, что китайские сады являли собой образ иного, символического бытия, постигаемого в глубине просветленного сердца. Именно поэтому китайский сад не мог иметь какого-либо фиксированного, догматически установленного облика, и знатоки с гордостью утверждали, что во всей империи не найти двух одинаковых садов. Пейзажи в садах даже создавались с расчётом на два разных вида созерцания: статический и динамический. По той же причине каждый садовый пейзаж должен был включать в себя все основные элементы мироздания — растительность, землю, воду и камни — и притом являть собой живое, подлинное согласие природы и человеческой деятельности. Главное же достоинство садового ландшафта — полная естественность, направляющая дух к постижению девственной чистоты бытия. Если китайский сад что-нибудь символизирует, то лишь творческую свободу духа, в том числе, свободу ничего не выражать и ни в чём не выражаться, а быть безмятежным. В нём нет имитаций, в нём – поиск самого истока вещей.
В партерах, на клумбах, в горшках или просто на клочках земли высаживали цветы. По традиции их разделяли на несколько категорий. Воплощением чистого ян считался пион, «царь цветов». Из сотни сортов выделялся «танцующий львёнок» с лепестками нежных пастельных тонов. Его листья уподоблялись «яшмовой бабочке», а семена - «Золотому павильону». Осенняя хризантема, символ покоя и долголетия, ассоциировалась с другим началом жизни, инь. Самыми красивыми среди хризантем считались те, у которых лепестки напоминали «разноцветные перья цапли». Достойную компанию им составляли розы, гортензии, орхидеи, нарциссы, гиацинты и другие благоухающие цветы. Особое место занимал лотос, наглядно демонстрирующий неудержимую силу жизненного роста, неподвластного никакой скверне. Уходящий корнями в грязь и тину, тянущийся к солнцу и свету из глубины вод, нежный лотос воспринимался как символ незапятнанной душевной чистоты.

По правилам китайской геомантии - фэн-шуй в парке преобладает женское начало. Вода озера воплощает и даосское начало, наилучшим образом показывая основные свойства пути — дао: податливость и устремлённость вниз. Наконец, о силе инь напоминает особый характер теней, отбрасываемых деревьями и строениями. Считается, что рисунок и насыщенность тени стали настоящим открытием китайских мастеров-садоводов.

Каждый благородный цветок, подобно сановному вельможе, имел свою свиту. Так, царственный пион «выступал» в сопровождении роз и шиповника, хризантему окружали бегонии, а лотос - туберозы. Цветы предназначались для созерцания, их благородный вид должен был вызывать столь же возвышенные чувства, например напоминать о скоротечности бытия. «Цветок растят круглый год, а любуются им десять дней», - говорилось в одном из трактатов по домоводству.
Водные потоки, омывающие неподвижные камни, бабочки и стрекозы, порхающие над спокойной гладью пруда, прибрежные цветы, игра света и тени - всё напоминало созерцательному уму о безвозвратно канувших в прошлое мгновениях, о мимолётности жизни и о её вечном движении. Новое эстетическое качество придавали воде павильоны, террасы, ажурные мостики и другие архитектурные сооружения. Прогулка по дорожке, вьющейся вдоль воды, пикник на берегу пруда, разведение декоративны были достойным занятием для утончённого «любителя праздности», С десятков пород декоративных рыбок особенно ценились красные с жёлтым отливом и хвостом необычной формы. Китайцы верили, что и созерцание теней, скользящих в воде, свидетельств «превращениях обманчивой видимости».
В китайском садовом пейзаже обязательно присутствуют декоративные камни, считающиеся полуприродным, получеловеческим материалом: они хотя и созданы природой, но поддаются обработке. Стоящие в одиночестве или группами, дополняющие вид зелени или зданий, служащие столами, скамьями или возвышающиеся над водой, камни как своеобразная абстрактная скульптура уравновешивали водную и древесную стихии, свидетельствуя об извечной гармонии мира и о том, что сад - это мир в миниатюре. Для садовых композиций использовали сотни разновидностей декоративных
камней, причём около десятка из них ценились особо, например «божественные» валуны со дна озера Тайху с источенной волнами причудливой поверхностью, напоминающей священную каллиграфию даосов, или кремневые монолиты с горы Куньшань. Больше всего в дырчатых, морщинистых, ноздреватых, «похожих на водяные каштаны» камнях ценилась их необычная форма, говорившая о том, что камни служили вместилищем космической энергии. «Самостоятельной наукой» было сооружение искусственных горок из камней, нередко стилизованных под явления разных времён года. Считалось, что камни отдают своё тепло растениям, поэтому их устанавливали среди цветов. На людей они также оказывали благотворное влияние, являя для духа пример твёрдости. Китайцы, уподоблявшие камни людям, полагали, что камень способен быть лучшим учителем человека. В садах Минской эпохи встречались камни, имевшие собственные имена, овеянные легендами и преданиями, так, в одном из садов Сучжоу, Саду Львиной Рощи, стоят;камни, напоминающие львов.

Один из величайших мировых шедевров - парковый ансамбль Ихэюань расположен в северо-западной части современного Пекина, на площади в 270 гектаров. Сад воплотил все основные традиции китайского садово-САД КАК МЕТАМОРФОЗА БЫТИЯ
Главным правилом здесь была «сообщительность» (тун) зданий и природной среды. Галереи и веранды смягчали переход от интерьера дома к открытому пространству: по углам домов насыпали горки или высаживали кустарник; беседки и террассы были открыты окружающему пространству. В конечном счёте единство дома и сада внутреннего и внешнего достигается в игре дробящихся контрастов форм, многоголосия ритмов пространства, которые преображают образы в символические типы. Здесь как в полусне, допускается случай, упущение, несоответствие, несовершенство: на строгие параллелепипеды стен наваливаются непропорционально размашистые изгибы крыш, ровные плиты изящных мостов покоятся на необработанных, как бы небрежно сгруженных глыбах, тщательно выложенные камнем, покрытые геометрическим узором дорожки петляют, как лесные тропинки, и т. д. В таком захватывающем потоке саморазмежевания всего и вся граница между домом и садом, садом и вешним миром оказывается лишь знаком вездесущей Метаморфозы бытия.
Классический китайский сад вырос из понимания того, что никакая сумма конечных образов сама по себе не произведёт эффекта бесконечности. Этот сад заставляет ощутить ограниченность любой перспективы, уткнуться в предел всякого видения. Он являет поток никогда не повторяющихся видов. Он может быть каким угодно. Только в этом неисчерпаемом разнообразии жизни каждый момент может быть Всем.

паркового искусства и духовной культуры этой великом страны, в нем отразились древние образы мифов и сказаний, натурфилософия, иллюстрации к классическим философским текстам и основы трёх «великих учений»: конфуцианства, даосизма и буддизма. Сад был образцом для крупнейших дизайнеров Европы, создавших так называемый англо-китайский, т. е. естественный, нерегулярный сад.
Ихэюань начали сооружать ещё в 1153 г., когда цзиньский император Вань Яньлян, возводивший новую столицу, будущий Пекин, велел построить на Золотой горе, называемой сейчас Ваньшоушань, загородный дворец. Находившееся поблизости озеро соединили горными реками, и оно превратилось в крупный водоём, снабжавший город водой. Последующие правители не раз переименовывали гору и озеро, как и всю местность, сооружали на ней дворцы и храмы, сажали деревья, привозили камни, устраивали садики. В I860 г. в Китай вторглись англо-французские войска, и парк значительно пострадал. В 1888 г. вдовствующая императрица Цыси приказала восстановить ансамбль, который после обновления был назван Ихэюань - Сад, творящий гармонию. Но любовались им недолго: в 1900 г. объединённые войска восьми держав нанесли саду огромный ущерб. Лишь после освобождения Китая, в 1949 г., Ихэюань вновь обрёл свой прежний вид.

Воплощая и идеальный мир, и идеальное сознание, парк Ихэюань представляет собой «сады в сад) », подобно тому как китайские резчики по слоновой кости делают «шары в шаре». В первый сад, Дэхэюань- Сад благодеяния и мира, попадают через главные, Восточные ворота - Дунгунмэнь, обогнув Дворец гуманности и долголетия. Этот сад был когда-то центром театральных представлений. Двигаясь на запад, посетитель может попасть в Зал магнолий или Зал веселья и долголетия, приблизиться к Фарфоровой пагоде, насладиться звуком колокольчиков, звенящих на ветру, полюбоваться сверкающей белизной Мраморной ладьи, увидеть Сад забав с лотосовым прудом, неспешно прогуляться по вьющейся тропинке, слушая журчание ручейка. Патина старины, ощущаемая в парке, даёт возможность погрузиться в глубины собственного сознания и почувствовать связь с давно ушедшими эпохами.
Затенённые помещения контрастируют с ярко освещёнными двориками, а белые стены - с тёмными деревянными дверями, напоминая об извечном противостоянии сил инь и ян. Треть площади Ихэюань занимает гора Ваньшоушань- Гора долголетия, воплощающая силы Неба, мужское начало ян.
На большей части парка простирается озеро Куньмиху- Озеро, подобное сиянию, олицетворяющее силы Земли, женское начало инь.

Число 4, символ Земли, и число 9, символ Неба, в результате умножения дают 36: именно из стольких рукотворных элементов состоит архитектурный комплекс парка Ихэюань. Лучшим во всём парке считается ансамбль, расположенный на склоне горы Ваныноушань, обращённом к озеру. На Западной дамбе находится мост Юйдайцяо- Нефритовый пояс, образцом для него послужил один из красивейших мостов Китая. Как и всё в парке, мосты связаны с буддийской символикой: переход через них, как переправа на другой берег, напоминает о духовном преображении, об обретении новой жизни или даже об уходе в мир иной.
Парк украшает разнообразная скульптура. Мраморная, каменная и бронзовая, она размещена чаще всего в небольших двориках-садиках и выдержана в традициях классической древности. Важнейшим художественным элементом парка являются иероглифические надписи. Утончённой каллиграфией декорированы павильоны и беседки, панно в галерее, каменные стелы.
Изысканность ансамблей, сочетающих красочные сооружения с гладью вод и цветущими растениями, причудливость архитектурного убранства - всё это должно вызывать у посетителей не только радость, но и удивление, которое также является важнейшей эстетической категорией.
Один из шедевров так называемых интеллектуальных садов в Сучжоу - Сад Мастера Хитросплетений, занимающий площадь около гектара, но вместивший в себя столько, сколько не увидишь и в десяти больших садах: здания, проходы, садовые дворы. Проект сада разработал в 1140 г. Ши Женгжи. В сад попадают с задней стороны усадьбы по переходу с декоративным покрытием, где из гальки и осколков керамики выложены стилизованные узоры и картины. Виды на небольшие ландшафтные садики, открывающиеся из окон и дверей, создают иллюзию обширного сада. Среди скал и искусных инкрустаций из гальки и кафеля растения довольно редки, но их подбор символичен, например, бамбук, клонящийся на ветру, но не ломающийся, выбран как олицетворение вечной чистоты и всеобъемлющей пустоты. Пруд в центре сада окружают садовые постройки. В их числе беседка под названием «Луна заходит, и ветер поднимается» - в ней можно посидеть ночью, полюбоваться луной и её отражением в воде. Переживший периоды запустения, реставрации и перестроек, сад отразил дух времени и судьбы его владельцев. В 1982 г. китайское правительство объявило Сад Мастера Хитросплетений национальным культурным достоянием.

Сад в Китайском стиле — искусство, которое отличается уникальностью культуры Востока и своеобразием. Здесь вы не встретите аккуратных контуров французского стиля, а также идеальных английских газонов, поскольку буддизм, активно влияющий на духовную жизнь и культуру китайцев, внес свои особенности в оформление ландшафта.

Китайский народ всегда относился к природе серьезно. Считалось, что все в этой жизни зависит именно от нее. Поэтому люди стремились жить в согласии с земными стихиями и исповедовали поклонение силам естества.

Что касается местных философов, то в попытке вывести законы, по которым действует вселенная, они создали известное направление Фен-шуй. Сад, выполненный в соответствии с его принципами, позволял потокам энергии ци гармонично протекать и наполнять человеческое существо умиротворением и покоем. Таким образом, садовники Востока стали воссоздавать неповторимый ландшафт в миниатюре со всей его энергетикой, деревьями, озерами и горами, объединив все это с жизненным пространством человека.

Виды и стили оформления сада

Дизайн китайского сада — это многоликий стиль, который сложно назвать простым.

Различают несколько видов таких садов:

  • домашние, которые окружены бамбуковой или каменной стеной и похожи на огороды;
  • сады, предназначенные для философов, которые гуляя по ним, находятся в поисках истины;
  • естественные — создаются для простого созерцания природы.

Также китайские сады можно разделить по их настроению:

  • смеющийся сад (имеет горизонтальный плоский пейзаж);
  • угрожающий сад (имеет изломанной формы деревья и высокие скалы);
  • идеалистический сад (в нем есть большой водоем с островом посредине, на котором расположена беседка или домик).

Принципы создания садов в Китае

1. Поскольку такие сады имеют небольшую площадь, ощущение завершенности достигается путем использования специальных приемов:

  • различием элементов, которые обнаруживают огромное множество образов;
  • многоплановостью перспективы, которая образует иллюзию бесконечного пространства.

2. Сад — это самодостаточный мир в миниатюре. В нем можно встретить все составляющие и символические образы вселенной ян и инь, которые переплетены и объединены между собой в рисунок.

Ключевым моментом является создание законченной композиции, где каждый элемент будет подчинен единственной цели – использованию энергетических потоков в нужном направлении. При этом они должны направляться к центру композиции — входу в жилье.

3. Ландшафт сада должен выглядеть максимально естественно и ассиметрично, как будто был создан самой природой. При этом в его оформлении должны превалировать спонтанность и произвольные образы, а также непредсказуемость.

Равновесие по фэн-шуй

Организовывая пространство сада, необходимо учитывать то, что все его предметы находятся в тесном и постоянном взаимодействии, поэтому предлагаем вашему вниманию рекомендации по делению ландшафта на зоны:

  • на юге сада, который ассоциируется у народа востока с красным цветом и пламенем огня, следует располагать светильники с аналогичным оттенком плафонов (эта сторона отвечает за любовные отношения);
  • в северной части, которая ассоциируется с водой, а также синим и черным цветом, следует размещать пруд или ручеек. Они должны иметь не строгую, а плавную геометрическую форму (данная сторона отвечает за работу);
  • запад сада, отвечающий за дружбу, символами которого являются металл и белый цвет, необходимо оснащать традиционной металлической беседкой;
  • в восточной части — зоне накопления знаний, руководствуйтесь предпочтениями собственной души. Эта сторона должна быть наполнена зеленью и деревьями;
  • центр сада — это духовное здоровье, поэтому не следует использовать здесь целебные травы, хвойные растения и можжевельник.

Зная такие нехитрые правила, можно самостоятельно воздействовать на определенную зону, тем самым ослабляя или усиливая ее действие.

Базовые элементы традиционного китайского сада

1. Деревья.

В садах Китая необыкновенным почетом пользуются большие старые деревья, которые произрастают здесь не одно десятилетие. Практически везде можно встретить сосну — символ благородства, сливу и персик — символ счастья, а также бамбук — олицетворение силы и стойкости. Другими любимыми деревьями у китайцев являются сакуры, ивы и магнолии.

Вода в ландшафтном стиле сада организует общее пространство, а также делит его на зоны. Она является неким балансом, который уравновешивает стихии. К примеру, водопад, ручей или фонтан символизируют постоянные перемены и движение, а пруд — мир и спокойствие. Каждый водоем необходимо сделать лишенным высоких берегов и искусственной облицовки, при этом различного плана беседки, расположенные на островках, должны занимать почти всю поверхность, выступающую из-под воды.

3. Растения.


В садах Китая цветущих растений довольно не много, однако каждое из них несет определенный символический смысл. Жители востока отдают предпочтение древовидному типу пиона, который считается королем всех цветов. Также здесь можно встретить лотосы, нарциссы, розы и хризантемы. Каждый цветок, отличающийся особым благородством, обязательно оттеняется наиболее простыми растениями. Например, для пиона наилучшими спутником считается шиповник и роза, хризантемы дополняют бегонией, а сливу высаживают рядом с камелией и магнолией.

Традиционный китайский сад всегда отличается разнообразием и богатством, при этом, чем южнее он располагается, тем насыщеннее его флористический состав.

Камни, расположенные в китайских садах, уравновешивают стихию воды, дерева и символы присутствия человека, то есть архитектурные сооружения. К их уникальным видам, жители относятся с необыкновенным трепетом — слушают, прикладывают руки и любуются дарами естества. Из камней китайцы устраивают горки, не высаживая рядом никаких растений. Создавая садовые скульптуры, они отдают предпочтение изъеденным временем и странной форме глыб. Такой уникальностью камни обязаны известняковой породе и активному воздействию воды.

Помимо известняка, в таких садах часто встречается гранит. Его применяют для мощения дорожек, внутренних двориков, при сооружении мостов, а также в качестве постаментов.

5. Постройки.

Сады в Китае невозможно себе представить без наличия строений в традиционном восточном стиле – различных чайных домиков, террас, беседок и т.п. Они располагаются таким образом, чтобы находясь там, человек мог наслаждаться гармонией и созерцать окружающее пространство.

Китайский сад — это не только царство растений с несколькими сооружениями, тут главными являются уникальные архитектурные элементы, которые окружены водой, зеленью и камнями. Без таких причудливых павильонов и беседок ландшафт востока просто не будет самим собой. Многоликие строения — это необыкновенное украшение сада, представляющее собой замечательные смотровые площадки, с которых можно полюбоваться отличным живописным видом.

Сад в китайском стиле как бы «проникает» в дом сквозь узорчатые решетки и окна, стены которого служат фоном для детально подобранной коллекции растений.

Архитектура восточного сада включает в себя следующие виды элементов:

  • ксуан (студия, которая находится во внутреннем дворике, предназначенная для занятий рисованием и каллиграфией);
  • тинг (беседка, предназначенная для отдыха);
  • танг (основное сооружение);
  • шуй-кси (павильон, расположенный на воде);
  • киао (мостики);
  • лоу (домик, используемый для жилья незамужних молодых девушек);
  • ланг (крытый мостик или тропинка);
  • фанг (павильон, который имеет форму лодки).

Для определения границ в китайском саду сооружаются стены, которые выкладываются из камня. Они обязательно должны сочетаться с окружающей растительностью, не создавая тяжелого впечатления. Внешние стены делают из камней светлых тонов и достаточно высокими, благодаря этому возникает прекрасный фон и они становятся невесомыми. Главной задачей внутренних стен является направленность на определенную точку обзора, которая полностью раскрывает уникальность пейзажа.

Помимо каменных ограждений, в восточном стиле активно используется мощение, которое отличается огромным разнообразием. Также китайцы применяют для сада различные предметы — не очень большие фонарики, резные мостики, необычные камушки и т.п.

Сад в Китайском стиле видео:

Когда дело касается украшения нашего сада или дома, мы всегда тщательно подбираем варианты. Для создания идеального сада их существует большое множество, но для начала нужно подумать, в каком стиле вы хотите работать. В данной статье мы хотели бы рассказать про китайский стиль в ландшафтном дизайне, показать основные преимущества и выделить его отличительные особенности.

Самый простой способ получить красивую лужайку перед домом

Вы, конечно же, видели идеальный газон в кино, на аллее, а возможно, и на соседской лужайке. Те, кто хоть раз пытался вырастить зеленую площадку у себя на участке, без сомнений скажут, что это огромный труд. Газон требует тщательной посадки, ухода, удобрения, полива. Однако так думают только неопытные садоводы, профессионалы давно знают про инновационное средство - жидкий газон AquaGrazz .

Китайский стиль – один из самых древних. Культура Древнего Китая с самого начала была приверженцем пышного оформления садов и своих дворов. Они изысканно рассаживали растения и расставляли декорации, но при этом каждая деталь в данном стиле имеет свое место и назначение. Главной идеей данного стиля является гармония, взаимодействие с природой, что объясняет выбор растений и способа ухода за ними.

В китайском стиле ландшафтного дизайна принято выделять пять основных стихий:

  • металл,
  • земля,
  • вода,
  • огонь,
  • дерево.

Элементы из данных материалов обязательно должны присутствовать на вашем дворе.

Считается, что в мире есть две энергии «инь» и «янь», которые и воплощаются в данном стиле.

Китайский ландшафтный дизайн подойдет для спокойных людей, которые не любят большого нагромождения деталей. В традиционном китайском саду используется два вида водоемов: со стоячей водой и с «движущийся» (водопад). Но если, в силу определенных обстоятельств, у вас это не получается, то можно ограничиться только стоячим водоемом.


Китайский сад можно оформить и дома. Это выражается в карликовых деревьях и миниатюрных декоративных элементах. (как на фото).

Виды китайского стиля в ландшафтном дизайне

Если в ландшафтном дизайне китайский стиль – это вид, то у него сформировалось несколько основных подвидов:

  • Домашние сады. Эти сады не очень похожи на традиционные китайские, которые мы привыкли видеть на фото. Чаще всего они похожи на изысканные огороды. Растения в таком саду располагаются по горизонтальным и вертикальным линиям. Но такой сад нехарактерен для традиционного, где практически отсутствуют правильные геометрические формы.
  • Классический сад. Классический китайский сад содержит в себе детали из всех 5 главных элементов, он оформляется только в ярких цветах, с использованием мостиков и водоемов, растения преимущественно невысокие и зеленые, все они имеют свое значение и гармонично вписываются. Расположены они более в хаотичном порядке, для соблюдения гармонии (как на фото ниже)
  • Философские сады. В таких садах меньше используются плодоносные растения, за которыми необходимо ухаживать. Создаются композиции из широколистных и раскидистых растений, которые создают тень и уют.
  • Спокойные сады или агрессивные. В спокойных садах растения преимущественно низкорослые, как и декорации, а в агрессивных – наоборот – доминируют каменные сооружения, высокие и краеугольные. Деревья в агрессивном стиле не характеризуются изысканной формой и красотой, наоборот, чем более ломанной будет линия, тем лучше.


Особенности китайского стиля

Китайский стиль в дизайне имеет свои отличительные черты. Так как данный стиль считается одним из самых популярных после английского и французского, он приобрел некоторые изменения и стал менее традиционным. Стоит отметить, что обустраивается он по технике «фен-шуй», но многие об этом забывают.

  • Использование камня. Камень – это один из обязательных элементов китайского сада, но от настроения стиля будет зависеть, каким именно он будет и как станет располагаться.
  • Обязательной деталью в саду такого стиля должны быть мостики или лестницы. Чаще всего они сделаны исключительно из дерева, иногда допускается добавление дополнительных элементов. Но все материалы должны быть только натуральными, другие нарушат гармонию сада. Мостики принято раскрашивать в яркие цвета, чаще всего используют красный, желтый или зеленый.
  • Для ландшафтного дизайна в таком стиле необходимо иметь большой участок. Традиционный китайский сад имеет возвышенности и низины, местами даже небольшие горы. В идеальном традиционном варианте необходимо, чтобы было небольшое озеро или другой водоем.


  • Растения для китайского стиля подбирают самые разнообразные, но при этом ни одно из них не должно быть случайным. Каждое растение несет в себе энергетику и лечебные свойства. Именно поэтому выращивание лечебных трав и бобовых культур очень распространено. В китайском саду вы можете встретить сосну, плакучую иву, сливу, персик, бамбук, нарциссы, хризантемы, розы и пионы.
  • Животные. Если в вашем саду присутствует водоем, то необходимо поселить туда рыбок. Это необязательно, но именно рыбки, как воплощение живой энергии, символизируют гармонию, умиротворение и покой.
  • Хаотичность китайского сада не предполагает разбрасывание предметов по всему участку, но для компенсирования негативной энергии не все элементы располагаются ровно, из камней или деревьев создаются уголки «непорядка».
  • Законченность композиции. Китайский сад – это законченная, сформированная композиция, в которой все элементы существуют в тесной зависимости друг от друга.

Как видите, китайский сад – это не столько подбор растений и декоративных элементов, сколько создание атмосферы и энергии. Он задает тонус вашему настроению и призван помогать хозяину оставаться здоровым, именно поэтому сажают деревья, которые могут помочь очистить воздух. Перед тем как заниматься китайским садом, мы рекомендуем вам почитать немного о технике «фен-шуй» и постараться разобраться в ней. Помните, что вы можете осуществить все своими руками, без помощи дизайнеров.