В чем взаимосвязь общества и природы. Взаимосвязь природы и общества: основные термины и понятия

Природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества. Человек –природное существо в силу своего происхождения. Общество – это обособившаяся от природы часть окружающего мира. Обособление человека от природы приобретало постепенно значительный хар-р. Таким образом, человеческое общ-во выступает в кач-ве творца, преобразователя окружающего мира, создателя культуры. Культура в наиболее широком смысле означает все созданное человеком: это сотворенная человеком «вторая природа», без которой он не мыслит своего существования. Природа развивается по своим собственным, не зависимым от человека и общества законам. Вторгаясь в мир природы, обустраивая этот мир для себя, человек может поставить под угрозу само свое существование, забыв о своем тесном единстве с природой. Сегодня человечеству важно осознать неразрывную связь природы и общества. В настоящее время перед человечеством стоит очень сложная задача – обеспечить совместную эволюцию общества и природы, но для этого необходимо нравственное, ответственное отношение к природе..Человек существует не сам по себе, а благодаря природе, и должен обеспечить такую орг-цию общ-ной жизни, при к-рой возможно гармоничное развитие общ-ва и природы.

44.Экологические проблемы совр-ти: состояние и перспективы.

Экология - это состояние дома, в котором мы живём. Экологические проблемы России в основном не отличаются от известных мировых проблем: изменение климата, в том числе ослабление озонового уровня; загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков и ядовитых веществ; загрязнение океана тяжелыми металлами и химическими соединениями; истощение и загрязнение поверхностных вод и почвы; сокращение площади лесов; снижение способности природной среды к самоочищению и самовосстановлению; образование возбудителей новых заболеваний растений, животных и человека. Экол.состояние нашей планеты ухудшается,содержащиеся вредн.вещ-ва в атмосфере воздействуют на чел.организм, что проявляется в ухудшении общего состоянияздоровья.Пром-ные предприятия и транспорт-выбросы-повышение риска ранней смерти. Смог в крупных пром-ных городах.Пути решения Проблема сохранения здоровья является самой приоритетной из всех глобальных проблем об-ва. Активная деятельность в области приоритетных направлений устойчивого развития, реализуется в рамках государственных программ и организаций, и различных некоммерческих организаций, таких как "Центр экологической политики России", некоммерческое партнерство "Здоровое питание - здоровье нации".

45. Техника как специфическая форма культуры.

Культура-исторически определен. уровень развития об-ва и чел, выраженный в конкретных типах и и формах организации и деят-сти, в матер и духов ценностях. Техника – рез-т встречи человеческого разума с природой. Техника возникает благодаря человеку, который с ее помощью решает задачи своей жизни. Но и человек формируется и развивается благодаря созданию техники. Человек не мог бы существовать без техники. Техника не только играет служебную роль в обеспечении человеческих потребностей: она создает новые потребности. Техника действует в «многомерном» пространстве жизни, которое охватывает «трехмерное» пространство культуры и простирается далеко за рамки последнего. Но вместе с тем она выступает также как часть культуры и важнейший фактор ее развития. Во-первых, техника образует культурную среду обитания человека - ту искусственную, артефактную «вторую природу», В которой люди живут и которая является «материальным телом» культуры. Во-вторых, она представляет собою средство приложения достижений культуры (главным образом, науки) к решению материальнопрактических задач общественной жизни, т. е. способ ответа культуры на «социальный заказ» со стороны общества. В-третьих, она создает инструментарий культуры - средства и способы деятельности в сфере культуры. В-четвертых, она выступает как культурный код - как одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации. Таким образом, технику можно рассматривать не только в прагматическом, но и в информационно-семиотическом аспекте - как форму получения, хранения, обработки и использования информации, форму культуры, занимающую свою нишу в культурном пространстве.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?

Понятию «общество» мы можем дать несколько определений.

Общество в широком значении слова включает в себя все способы взаимодействия людей в разных сферах общественной жизни: политической, экономической, правовой, духовной. С этой точки зрения обществом можно считать человечество в целом, население Земли во всем его культурном многообразии.

Общество в узком смысле слова - совокупность людей, устойчиво связанных между собой теми или иными видами взаимодействия. Это может быть определенная группа людей, объединенных общими целями, интересами, мировоззрением, происхождением (дворянское общество, общество охотников и рыболовов и т. п.).

2. Какова взаимосвязь общества и природы? В чём выражается специфика общественных явлений?

Взаимосвязь общества и природы очень значительная. Во-первых, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественный прогресс, ускоряя или замедляя темп развития стран и народов, влияя на общественное разделение труда. Во-вторых, и общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует и о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, и о пагубных её последствиях. Так, в своё время были осушены болота вокруг Флоренции, ставшие затем цветущими землями.

Специфика общественных явлений заключается в том, что в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, независимым от человека и общества законам. Есть и ещё одно обстоятельство: человеческое общество выступает в качестве творца, преобразователя, создателя культуры.

3. В чём заключается особенность человеческой деятельности?

Человек не ограничивается приспособлением к окружающей среде, а преобразует её. В основе деятельности человека не биологическая программа поведения, а сознательно поставленная цель. Деятельность людей обеспечивается их взаимодействием, в процессе которого рождаются различные формы их объединения. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нём организаций (государство, церковь, система образования и др.), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей. Человек входит в общество через коллектив, являясь одновременно членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, спортивного и др.). Общество представляется как коллектив коллективов.

4. Какова связь между совместной деятельностью людей и формами их объединения?

Формы объединения образуются за счёт совместной деятельности людей. В любом обществе люди взаимодействуют, по крайней мере, должны это делать, чтобы обеспечивать для себя определённые условия. В результате таких взаимодействий настраивается связь, которая перетекает в формы объединения. Так между ними образуется прочная связь. Одно обеспечивает дорогу другому.

К общественным отношениям относятся многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Но не все связи, возникающие между людьми в процессе общения или совместной деятельности, относят к общественным отношениям. Действительно, представьте, что вы находитесь в переполненном автобусе: кто-то интересуется, когда будет нужная ему остановка, кто-то просит уступить место. Возникающие в этих ситуациях контакты случайны, эпизодичны, и их не относят к общественным отношениям.

6. Раскройте разные смыслы понятия «культура».

Культура - это достижение человеческой мысли во всех сферах деятельности.

Она подразделяется на материальную и духовную.

Духовная культура - это достижения в живописи, литературе, поэзии. музыки и т. д.

Материальная культура - это достижения во всех сферах материального производства начиная от земледелия и кузнечного дела, заканчивая высокими технологиями. Само понятие культура в наиболее широком смысле означает всё созданное человеком: это сотворённая человеком вторая природа, которая как бы надстроена над природой естественной. Всё это порождает представление о том, что человек и общество в своей деятельности противопоставляются природе. Отношение к природе как к чему-то неоформленному, более низкому, чем культура, ставит человека в позицию завоевателя, покорителя природы.

7. Что исследователи относят к культурным универсалиям?

Исследователи относят к культурным универсалиям ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур.

8. Какие науки изучают общество?

К наукам, изучающим общество относятся: философия, психология, обществоведение, история, биология, социология, культурология, экономика, правоведение, антропология и др.

ЗАДАНИЯ

1. На одном из уроков завязался спор. Николай утверждал, что раньше появился человек, а потом - общество. Ему возразила Ольга: человек становится человеком только в обществе, поэтому сначала возникло общество, а затем - человек. А как думаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.

Я считаю, что человек и общество зародилось одновременно, ещё с древних пор нашим предкам свойственно было жить совместно, общинами. Человеку необходимо было выживать в тяжёлых условиях, где одному просто не под силу было справиться.

2. Римский философ Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) говорил: «Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Как вы понимаете это высказывание? Сопоставьте его с определением общества, приведённым в учебнике. Совпадают ли эти характеристики? Если современное определение общества отличается от данного античным философом, то в чём заключаются отличия?

На сегодняшний день понятие общества таково: общество - это совокупность людей. Однако это не простая сумма входящих в него индивидов, которых иногда называют «социальными атомами», а скреплённая многочисленными связями и отношениями. Но в современном обществе, где пропагандируется индивидуализм эти связи и отношения носят формальный характер, а ранее, действительно, каждый человек был связан с другим более сильными связями. В этом и заключается отличие.

3. Л. Н. Толстой писал: «Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. Уходить от людей - это самоубийство». Какая мысль в учебном тексте созвучна этому высказыванию писателя? Почему вы так считаете?

Человек становится человеком только в обществе. А если человек уходит от людей, то как человек он «умирает».

4. Относятся ли так называемые отрицательные ценности (правила поведения в преступном сообществе, производство порнографии и т. п.) к явлениям культуры? Свой вывод аргументируйте.

Да, отрицательные ценности также относятся к явлениям культуры, т.к. это признаки нашей сегодняшней культуры, то что создаётся в обществе нынешнем, в общественном сознании людей.

5. В 2011 г. на вопрос социологов «Как вы считаете, современное российское общество устроено в целом справедливо или несправедливо?» дали ответ «справедливо» 12% опрошенных, а «несправедливо» - 61%. Ещё 27% затруднились с ответом (опрос ФОМ, 24.11.2011 г.). А как считаете вы? Объясните своё мнение.

Чаще всего справедливое общество описывается россиянами как общество, где реализован принцип равенства всех людей перед законом, а также нет экономического неравенства. Но на сегодняшний день по данным параметрам наблюдается несоответствие, т.к. не все граждане равны перед законом и материальное неравенство очень заметно. Из вышесказанного следует сделать вывод, что российское общество на сегодняшний день «несправедливо».

Одной из самых злободневных проблем современности, от решения которой зависит будущее человечества, является проблема взаимосвязи общества и природы.

В широком смысле слова под природой понимается весь окружающий нас мир в бесконечном многообразии его форм и проявлений. В этом значении природа выступает как синоним понятия «Вселенная». В узком же смысле слова - в соотношении с понятием «общество» - под природой понимают весь материальный мир за исключением общества. Иными словами, это совокупность естественных условий существования человеческого общества. Общество как обособившаяся в процессе совместной жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано. Следует иметь в виду, что понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования - «второй природы», в той или иной мере преобразованной и созданной человеком.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, ибо, как известно, человеку присущи не только природные, но и социальные свойства. Общество связано с природой; во-первых, оно есть не что иное, как сама природа, ее важнейший эле­мент; во-вторых, оно через человеческую деятельность целе­направленно воздействует на природу, изменяя ее. Взаимодействие общества и природы не бесконфликтное, оно порождает большое количество противоречий.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа органически взаимосвязаны, поскольку природа есть естественное условие существования людей. Все природные и общественные системы являются динамическими или изменяющимися со временем.

По мере совершенствования орудий труда общество оказы­вало усиливающееся воздействие на окружающую среду. Человек, став самым совершенным живым существом, не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Вместе с развитием общества изменялись представления людей и о самой природе, и о взаимосвязи человека с природой, что нашло отражение в философских и научных идеях.

В эпоху Античности природа трактуется как совершенный космос, противоположный хаосу. Это образец совершенства, средоточия мудрости и разумного начала, а взаимоотношение человека с природой должно быть гармоничным, рассматривается как самая желанная и благородная цель, где человек и природа связаны неразрывным единством.

В средневековой культуре с утверждением христианства природа мыслилась как результат творения Бога и нечто более низкое по сравнению с человеком, поскольку считалось, что только человек обладает божественным началом - душой.

Именно это приближает человека к Богу и дает основание пос­тигать сотворенный («тварный») мир природы. Бог как вечное, абсолютное духовное начало, стоящее над природой, противопоставляется земному, сотворенному Богом началу - природе. Не слияние с природой, как это было характерно для Античности, а возвышение над ней становится основным принципом средневековой культуры. В рамках такой традиции было закономерно рассматривать отношение к природе, а вместе с тем и к греховному ее порождению - человеческому телу как к чему-то негативному, которое необходимо обуздать, подчинить себе. Вместе с тем, поскольку природа рассматривалась как результат божественного творения, считалось, что человек, наделенный искрой божественного разума, приоткрывает в процессе познания природы сокровенный замысел ее творца.

Такие установки в понимании природы способствовали переориентации отношения человека к природе в эпоху Возрождения. Природа стала трактоваться как источник радости, наслаждения. Возрождается античный идеал толкования природы как образца гармонии и совершенства, единения человека и природы. На этой основе вызревают идеи романтизма и эстетического отношения к природе, а отход от природы рассматривается как нечто противоестественное и противоречащее истинному предназначению человека.

Такое поэтизированное и идеализированное отношение к природе было существенно трансформировано в Новое время, в период становления промышленного капитала. В результате активного освоения природы, развития экспериментального естествознания формируется идея подчинения природы человеком. Природа начинает рассматриваться как объект экспериментирования человека, как косная и инертная сила, требующая покорения и подчинения человеком разумным. Ф. Бэкон эту идею господства над природой посредством развития науки выразил фразой: «Знание - сила». Природа становится объектом технологической эксплуатации, утрачивая при этом свой священный характер, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой.

Понимание природы как области приложения научных идей человека, как объекта преобразования и подчинения человеком, удовлетворения человеческих желаний стало доминирующим в рамках западноевропейской технологической цивилизации вплоть до нашего времени. Отголоском этих идей является утверждение: «человек - царь природы».

Вместе с тем в рамках традиционных восточных культур (Древняя Индия, Древний Китай, Древний Вавилон) сформиро­валось совершенно противоположное видение природы и от­ношение к ней человека. Природа здесь рассматривается как целостный живой организм, все части которого тесно связаны друг с другом. Человек такой культуры не противопоставлял себя Природе, не допускал насильственного проникновения в ее тайны, исключал враждебное к ней отношение и относил­ся к ней с любовью и благоговением. Вектор преобразующей деятельности человека был направлен не вовне, на природу, а внутрь человека, на его личное самосовершенствование, по­иск гармонии с собой и природой.

Подобные взгляды, гуманные по отношению к природе, к космосу, разрабатывали в середине XIX в. русские «космисты», которые остро почувствовали углубляющееся противоречие между природой и человеком. Для них было ясно, что спасти мир можно только с помощью идеи целостного рассмотрения природы, восстановления нарушенных связей между челове­ком и природой. С точки зрения В. И. Вернадского, идея гос­подства над природой, рассмотрение ее как независимого от человека объекта должны смениться идеей гармонизации че­ловека и природы, человека и космоса, возрастанием ответственности человека перед последующей эволюцией Земли. Гармония между человеком и природой связана с достижением ноосферы (сферы разума) на всей планете, что ведет к пре­одолению необратимых, опасных, трагических для человече­ства процессов.

Современная наука, особенно такое ее «молодое» междисциплинарное направление, как синергетика, стремится выявить общие принципы самоорганизации в разных природных системах, обогащая эти идеи новыми данными. Они позволяют лучше рассмотреть мир как целостный, живой организм, где малейшие изменения в отдельных частях его незамедлительно сказываются на человеке и на природе в целом.

В связи с этим на современном этапе возникает необходи­мость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур, понимания природы как целостного уникального организма, отношение к которому следует строить не с позиции силы, господства и монолога, а с позиции партнерства, сотрудничества и открытого диалога с ней. Ведь природа для современного человека и общества в целом продолжает оставаться основой их жизнедеятельности. Общество при всей своей интеллектуальной мощи и относительной независимости не может существовать и развиваться вне природы.

Взаимосвязь природы и общества - диалектическое единство человека и окружающей среды. Человек как составная часть биомассы Земли на протяжении всей эволюции находился и находится в непосредственной зависимости от окружающей природы. С развитием высшей нервной деятельности человек сам становится мощным фактором среды (антропогенный фактор), поэтому влияние его на природу двоякое- положительное и отрицательное.
Охрана природы - совокупность международных, государственных и региональных мероприятий, направленных на поддержание природы Земли в состоянии, соответствующем эволюционному уровню современной биосферы и ее живого вещества, в том числе человека.
Защита природной среды от загрязнения - система мероприятий, направленных на устранение отрицательного влияния человека, которое выражается в выбросах промышленными предприятиями ядовитых газов, спуске загрязненной воды, засорении почвы и вод пестицидами, горючими материалами, радиоактивными веществами, в создании интенсивных шумов и т. д.
Заповедники (эталоны) - участки территории суши или акватории со всеми находящимися в их пределах природными объектами, полностью исключенными из всех видов хозяйственного использования. На этих участках естественные ландшафты сохраняются в ненарушенном состоянии. Заповедники создаются в местах, типичных или уникальных для данной территории. В СССР более 150 заповедников.
Заказники - участки территории суши или акватории, где временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов (отдельных видов растений, животных, полезных ископаемых). Чаще всего встречаются заказники для сохранения или воспроизводства промысловых животных.
Национальные парки - территории, исключенные из примышленной и сельскохозяйственной эксплуатации с целью сохранения природных комплексов, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, а также используемые для отдыха человека.
Памятники природы - уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты (рощи, озера, водопады, гейзеры, пещеры, живописные скалы, старинные парки, уникальные деревья и т. д.).
Ресурсы природные - источники, запасы природных богатств,
используемые человечеством в прошлом, настоящем и будущем. Включают полезные ископаемые, источники энергии, почву, водные пути и водоемы, минералы, леса, дикорастущие растения, животный мир суши и акватории, генофонд культурных растений и домашних животных, живописные ландшафты, оздоровительные зоны
и т. д.
Ландшафт - общий вид местности, пейзаж; совокупность взаимосвязанных экологических и биоценотических компонентов, расположенных на участке суши или акватории с более или менее различимыми границами (ландшафт городской, сельский, горный, степной, лесной, озерный и т. д.).
Полезащитная полоса - посадка леса и кустарника в виде загущенных или продуваемых полос, предназначенных для защиты поля от ветровой эрозии, сухих ветров, улучшения водного режима, задержания снега, создания среды обитания для насекомых-опылителей, птиц и т. д.
Осушение земель - мелиоративное мероприятие, направленное на улучшение земель путем отвода поверхностных или грунтовых вод с помощью дренажных (канавы, трубы) устройств.
Орошение земель - мелиоративное мероприятие, направленное на улучшение земель путем изменения водного режима почв с помощью оросительной системы.
Мелиорация почвы - улучшение свойств почвы с целью повышения ее плодородия. Виды мелиорации: гидротехническая - орошение, осушение, промывка засоленных почв; химическая - известкование, гипсование, окисление (увеличение кислотности почв); физическая - пескование, глинование, агролесомелиорация и др.
Рекультивация земель - искусственное воссоздание плодородия почвы и растительного покрова, нарушенное вследствие горных разработок, строительства дорог и каналов, плотин и т. д.
Водохранилище - водоем с практически стоячей водой, обычно значительного размера, искусственно созданный в русле реки при постройке плотины, в понижении земной поверхности или при выемке грунта. Служит для запаса пресной воды, для орошения, разведения рыбы, улучшения микроклимата.
Сохранение видового разнообразия - система международных, государственных или региональных мероприятий, направленных на охрану популяционно-видового состава и поддержания численности видов растений и животных на уровне, обеспечивающем их существование.
Красная книга - название списков редких и исчезающих видов растений и животных, находящихся в опасности. В 1983 г. в нашей стране туда были внесены: 94 вида и подвида млекопитающих, 80 видов птиц, 9 видов земноводных, 37 видов пресмыкающихся, 9 видов рыб. 250 видов беспозвоночных, 681 вид высших растений, 29 видов лишайников, 26 видов грибов. Международным союзом охраны природы (МСОП) издано 5 томов Красной книги, куда включены 1182 вида животных и 20 тыс. видов растений.
Черный список - международный список вымерших видов животных и растений, от которых остались лишь чучела, скелеты. тушки, рисунки, гербарии, находящиеся в музеях. По данным МСОП, с 1600 по 1974 г. на Земле исчезли 63 вида млекопитающих, 64 вида птиц, только в Европе- 3 тыс. видов растений. Многие из исчезнувших в природе растений сохранились в ботанических садах.

Пояснения к схеме - 25.

Человек не живет в «дикой» природе, вернее, чем больше он развивается, тем дальше от нее удаляется. Преобразуя природу, человек ее «одухотворяет», накладывает «печать своего сознания». Природа, завлеченная в сферу человеческой деятельности (прямо или косвенно) обозначается понятиями: «географическая среда», «очеловеченная природа», «окружающая среда». Но и от географической среды человек как бы «отгораживается колпаком цивилизации», т.е. создает материальную культуру (жилища, зеленые насаждения, дороги, средства связи и т.п.), которую еще называют «второй природой» (подчеркивается ее материально-вещественный характер).

Во взаимодействии общества и природы выделяется три основных исторических этапа, которые обусловлены характером и уровнем развития производства.

I – первый этап связан с таким состоянием общественного производства, когда человек в качестве орудия труда применял видоизмененный предмет природы. Тогда процесс освоения окружающей среды носил главным образом экстенсивный характер, и природа справлялась с восстановлением своих ресурсов, как правило, без вмешательства человека.

II – промышленная революция конца XVIIIначала XIX века положила начало следующему этапу взаимодействия общества и природы. На этом этапе человек в процессе производства применяет не просто предмет природы, превращенный в орудие труда, а природный процесс, превращенный в промышленный. При этом освоение природных ресурсов приобретает все более интенсивный характер.

III – новый период освоения природных ресурсов связан с развитием современной научно-технической революции. Силы общества сегодня настолько велики, они оказывают на окружающую среду такое давление, что можно говорить о возникновении качественно нового уровня противоречий людей с природой. Стремительное развитие производительных сил создало целый ряд конфликтных ситуаций в развитии системы «общество-природа» многие из которых имеют глобальный характер.

Одна из глобальных проблем современности – экологическая проблема , которая возникла в связи в связи с возрастающими негативными последствиями освоения человеком природных ресурсов.

Три основных аспекта экологической проблемы:

1. Загрязнение окружающей среды отходами производства и быта, возникающими в результате несовершенства технологических процессов. Примеры: В настоящее время в атмосферу поступает 20 млрд. т. СО 2 в год. Половину этого количества углекислого газа поглощает поверхность океанов, а в атмосфере содержание СО 2 возрастает в год на 0,2%. По данным ООН, в США ежегодно выбрасывается в атмосферу до 141 млн. т дыма. Глобальный характер носит тепловое и радиоактивное загрязнение атмосферы. Загрязняются громадные акватории мирового океана, например, количество сбрасываемых нефтепродуктов, оцениваемое в 13-14 млн. т в год, достаточно для образования нефтяной пленки на двух третях поверхности океанов и морей.

2. Истощение энергетических и минеральных ресурсов. Примеры: ежегодная «деятельность» биосферы по синтезу органических соединений исчисляется порядком сотен миллиардов тонн. Человечество же в настоящее время использует примерно 100 млрд. т органических и неорганических, возобновляемых и невозобновляемых веществ и минералов природы вероятнее всего увеличится в три раза. Объем мировой добычи полезных ископаемых сейчас превышает 20 млрд. т в год. За последние два десятилетия их добыто больше, чем за всю историю горнодобывающей промышленности. Разведанные мировые запасы нефти составляют 455*10 8 барр, при нынешнем уровне потребления этих запасов хватит на 31 год, а при нынешних темпах роста потребления на 3,9% - на 20 лет.

3. Ухудшение окружающей среды , т.е. сокращение под воздействием антропогенного производства числа элементов природы: вымирание видов животных и растений, которые приводят к ослаблению, большой уязвимости целых природных комплексов. Примеры: в Великих Озерах США и в некоторых частях Балтийского моря рыба не может жить из-за нехватки растворенного кислорода. Содержащиеся в промышленных отходах ядовитые вещества уничтожили всю растительность, отравили почву и воздух в окрестностях японского города Такасаго; природа в нем не сможет быть восстановлена в ближайшие несколько сотен лет. Это касается и самого человека – идет процесс «ухудшения» его биологии: снижение иммунитета, наследственные заболевания, эпидемии.

Сейчас человечество разработало множество способов и путей решения экологических проблем (технико-технологических, экономических, политических, правовых и мировоззренческо-гуманитарных); однако, процессы ухудшения окружающей среды пока необратимы. Это обстоятельство вызывает множество пессимистических прогнозов в конце ХХ века.

Таким образом, общество существует и развивается по специфическим законам, но в то же время многими нитями связано с природой и вместе они составляют две части единого бытия.