В главном единство во всем любовь сообщение. «В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь»

В 9.15 в голубой митрополичьей мантии он вошел в московский храм Христа Спасителя. Два федеральных телеканала вели прямую трансляцию. Одно это уже дает понять, насколько великим было событие в жизни страны. По сути в истории России открылась новая страница, а в церковном календаре появились два новых праздника: 1 февраля - день интронизации нового Патриарха и 24 мая - день его тезоименитства (день святых Кирилла и Мефодия - учителей словенских).

Перед началом богослужения избранного и нареченного Патриарха Кирилла облачили в обычные архиерейские одежды. Процесс для нового Предстоятеля привычный - в марте исполнится 33 года его епископской хиротонии. Но на этот раз на него был возложен Великий параман (четырехугольник из ткани с изображением креста, который по обычаю возлагается на Патриарха прежде подризника). Позже в своей речи после интронизации Святейший Патриарх Кирилл сказал: "Не случайно на плечи Патриарха возлагается Великий параман - символ отречения от всего, что не есть патриаршее служение, символ готовности быть верным Богу до конца, через предание себя в послушание Его воле по образу Того, Кто "смирил себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной".

Началась литургия. Телевизионная трансляция дала возможность увидеть кульминационный момент интронизации. В алтаре рядом с нареченным Патриархом стали два старейших митрополита - постоянные члены Священного Синода - Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир и митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Обратившись к востоку, они трижды поклонились вместе с Патриархом, затем, взяв его под руки, возвели на патриаршее Горнее место. Они обратились к западу, и Блаженнейший митрополит Владимир возгласил: "Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о святых своих православных церквах, посажает на Престоле святых Первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Ермогена и Тихона, отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха великаго града Москвы и всея Руси..." Затем со словами: "Во имя Отца. Аксиос (Достоин. - греч.). Аминь. И Сына. Аксиос. Аминь. И Святаго Духа. Аксиос. Аминь" старейшие митрополиты трижды посаждали нареченного Патриарха на Патриарший трон. Как рассказали "Известиям" в пресс-службе Московской Патриархии, он стоял еще в первом, разрушенном при коммунистах храме Христа Спасителя. На этот трон в 1917 году садился святитель Тихон, избранный Предстоятелем, первым после восстановления Патриаршества, упраздненного Петром Великим.

В богослужении принимали участие 4 хора (Троице-Сергиевой лавры, Сретенского монастыря, храма Христа Спасителя и Свято-Никольского храма при Третьяковской галерее).

Затем Патриарха Кирилла облачили в патриаршие богослужебные одежды темно-зеленого цвета с золотым шитьем, возложили на него крест и две панагии (панагия - икона Божией Матери). Две панагии имеет право носить только Патриарх. Справа от Царских врат встал диакон с предносимым патриаршим крестом. Собственно, с этого момента митрополит Кирилл стал Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

Перед причастием было оглашено Послание Поместного Собора всем верным чадам Русской православной церкви. Собор одобрил решения Архиерейских соборов с 1990 года, высоко оценил труды почившего Патриарха Алексия II и призвал укреплять единство под омофором нового Предстоятеля Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Первой из его рук получила причастие супруга президента России Светлана Медведева. В числе причастников был и другой известный стране человек - кинорежиссер Никита Михалков. На интронизации присутствовали президент России Дмитрий Медведев, премьер Владимир Путин, мэр Москвы Юрий Лужков, вдова первого президента России Наина Ельцина, президент Молдавии Владимир Воронин.

После завершения литургии митрополит Минский и Слуцкий Филарет и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возложили на Патриарха Кирилла зеленую патриаршию мантию. А митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир вручил патриарший куколь. Надев его на голову, Патриарх предстал в привычном каждому россиянину Первосвятительском виде. В руки Святейшему Патриарху был передан посох митрополита Петра - одна из святынь Церкви. Посох постоянно хранится в Оружейной палате.

Затем Его Святейшество обратился с речью к собравшимся. "Сознавая свое недостоинство, с большим внутренним трепетом восхожу я ныне на Горнее патриаршее место, смиренно поручая себя молитвенному предстательству пред престолом Божиим моим святым предшественникам святителям Киевским и Московским", - сказал он. Отметив, что Патриарх - хранитель церковного единства и блюститель чистоты веры, Его Святейшество подчеркнул: "Патриарх должен заботиться о том, чтобы каждая личность во всей ее неповторимости находила свое место в церковном организме и в то же время чтобы разномыслия не нарушали духа любви и не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия. "В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь" - эти слова святого Викентия Леринского должны оставаться руководящим принципом церковной жизни".

Предметом особой заботы станет молодежь, пообещал Предстоятель: "Мы должны идти навстречу молодым людям - как бы это ни было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, - помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье". С государством Патриарх Кирилл намерен строить отношения "в рамках доброжелательного диалога и сотрудничества на конституционной основе". Президент Медведев поздравил Первосвятителя, назвав его вступление на престол "огромным событием", и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество между Церковью и государством.

http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3124922/

> С конца XIX века в русский язык вошло изречение: “В главном единство, в спорном свобода, во всём — любовь ”. Эти слова часто цитировал Владимир Соловьев, любил их крупнейший церковный историк Василий Болотов, а в наши дни редкий литератор, защищающий веротерпимость и настоящее, а не административное единство Церкви, не процитирует их хоть раз. Со времён Соловьева и Болотова автором этих слов указывают блаженного Августина.

> Правда, два обстоятельства настораживают: не только Соловьев, человек не академического склада, но и Болотов не дал ссылки на конкретное сочинение Августина, где бы встречались эти слова. Главное же, сам Августин — не совсем тот человек, который мог бы их написать. Как и большинство своих современников — христиан и нехристиан — Августин не делил истину на главное и второстепенное, и с одинаковым пылом сражался и за догматы веры, и за богословские мелочи.

> Соловьёв и Болотов слукавили. Эти слова написаны были не великим Августином, авторитетным для многих христиан. Прошло более тысячи лет после смерти Августина, пока эти слова не вышли из-под пера скромного протестантского богослова Руперта Мельдения (См.: Schaff Philip. History of the Christian Church. Vol. VII. Ch. 108, note) . Скорее всего, и великий мыслитель, и великий историк знали, что цитируют не Августина, а Мельдения. "Руперт Мельдений" — псевдоним, составленный из букв настоящего имени: "Петер Мейдерлин". Мейдерлин родился в селе Оберакер под Гейдельбергом на границе Богемии и Силезии в 1582 г., умер в Аугсбурге в 1651. Знаменитые слова этот лютеранский богослов написал в сочинении, которое, действительно, было посвящено “Исповеди” Августина: “Если мы будем соблюдать в главном единство..., то преуспеем”. Труд Мельдения вышел во Роттенбурге в 1626 году, а уже в следующем году в том же городе появился труд лютеранина, профессора местного университета, Грегора Франка “Богословские рассуждения о степени обязательности христианских догматов”, в котором “золотые слова” Мельдения были повторены в более энергичной форме: “Да блюдем в главном единство...”. Впрочем, когда через полвека, в 1679 г., пуританский проповедник Ричард Бакстер в Лондоне цитировал эти слова в книге “Истинный и единственный путь примирения всех христианских церквей”, он воспроизвел именно формулу Мельдения.

> В семнадцатом веке эти слова стали итогом усилий множества протестантских богословов остановить распад движения, восходящего к Лютеру, на множество кружков и течений, враждующих друг с другом — причем враждующих с оружием в руках. За этими словами — горчайший опыт полутора веков религиозных войн. Такого в истории Европы не было ни до, ни после XVI-XVII вв. Совершенно не случайно эти слова вновь всплыли в середине XIX века, когда трактат Мельдения был переиздан в 1850 г. в Лейпциге: ведь и тогда военно-политические конфликты оправдывались религиозными спорами, хотя, в отличие от XVII века, все уже понимали, что это лишь предлог. И уж вовсе не случайно в конце XX века их вспомнили в России: свержение атеистического тоталитаризма освободило дорогу тоталитаризму с христианскими лозунгами. Православные, противостоящие тоталитаризму своих же собратьев по Церкви, чувствуют себя в меньшинстве и с радостью прибегают к таким замечательным словам признанного святоотеческого авторитета.

> Проблема не в том, что замечательные слова принадлежат не признанному авторитету, а человеку, который в силу своего лютеранства скорее анти-авторитетен для многих христиан в нынешней России. Проблема в том, что изящная, математически точная по форме фраза больше ставит проблем, чем решает. Действительно, что, собственно, считать “необходимым”, “главным”? Надо заметить, что в первоначальном виде фраза звучит так: “In necessariis unitatem, in non-necessariis libertatem, in utrisque charitatem ”. Тут догматы веры делятся на “необходимые” и “не необходимые”. Чаще эти слова цитируют иначе: “In necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas ”. Тут уже “не необходимое” названо “спорным”, “сомнительным”. В сущности, совершенно о том же говорят те православные, кто противопоставляет догматы — теологуменам, то есть то, что признано за безусловную истину всей Церковью, — частному мнению отдельных богословов.

> Все такие противопоставления делаются из добрых чувств. Например, учение о Непорочном Зачатии или о Святом Духе объявляется “теологуменом”, частным мнением западных богословов. Мельдений так отличал “необходимое” от “спорного”: “необходимо” то, что необходимо для спасения, выводится из ясных свидетельств Библии, принято всей Церковью на соборе или включено в Символ веры, считается необходимым всеми богословами. Всё остальное может быть предметом спора. Франк поделил все догматы на три части: необходимые для спасения и ясно провозглашенные Библией; выведенные из ясных свидетельств Библии и принятые всеми христианами; оспариваемые догматы различных конфессий.

> Всё это, когда пронумеровано и изложено на латыни, производит большое впечатление, а слово “теологумен” свободно непривычного человека просто уложить наповал. Но опытный человек превосходнейшим образом выдерживает всю эту бомбардировку терминами и ответствует: ваши определения, господа терпимцы, это совершеннейшее “масло масляное” и приведение в доказательство того, что хотят доказать. То, о чём не спорят, называется бесспорными истинами, а то, о чём спорят — спорными. Но ведь нет такой истины — начиная с бытия Божия — о которой бы не спорили. Нет такого бреда, который бы не возводили к Библии, путем более или менее сложных толкований ее текста. Нет такого догмата, который бы кто-то не оспаривал.

> Викентий Леринский — современник блаженного Августина — определил “главное” в Церкви как то, с чем были согласны все, всегда и везде. Тоже очень красиво сказано, только опять незадача: святой Викентий Леринский не был, к примеру, согласен с блаженным Августином в одном чрезвычайно важном богословском споре. Но в святцы вошли оба, а спор возгорелся со страшной силой в XVI веке, да так и о стался нерешённым. Когда критерием истины делают людей, их согласие, то вступают в порочный круг: то, с чем согласны согласные с нами, объявляют принятым единогласно, а то, с чем кто-то несогласен — объявляют ересью, в которую веруют только еретики, стоящие вне Церкви. Словно сенокосилка идет по людям, одним взмахом разделяя тех, кто думает одинаково с нами и потому считается “всеми” — Церковью, православными, католиками, ортодоксами — и тех, кто думает не по-нашему, а потому автоматически объявляется не принадлежащим к Церкви. Как если бы на референдуме о судьбе СССР всех, кто проголосовал против Союза, автоматически объявили бы лишенными гражданства.

> Разделение Истины на “главное” и “спорное”, на “догмат” и “теологумен” — несостоятельно не только логически, но и религиозно. Так разделяя Истину, пытаясь вычленить из нее куски, которые подлежат обсуждению и голосованию, мы принимаем логику неверующих, думающих, что Истина выдумана людьми, что Церковь создана так же, как создаются партии. Истина — цельное, живое существо, и поступиться частью Истины означает отдать на распятие Христа. Это надо признать, не надо бояться такой постановки вопроса, а часто ее боятся, ибо именно так рассуждают фанатики, от злобных до благоуветливых. Раз “всё главное”, всё так или иначе связано с Христом, то уж конечно надо креститься двумя перстами (или “молиться на латыни”, или “разбивать статуи святых”, или “служить по старому стилю”). Бесполезно этому фанатизму противопоставлять анти-фанатизм, который всё провозглашает второстепенным, а Истину превращает в “центр круга”, к которому ведут “все радиусы”, все религии, забывая про то, что, кроме радиусов, есть еще и хорды, которые отнюдь к центру круга не ведут. Именно к такому всеядному анти-фанатизму и пришли в конце концов некоторые протестанты, склонные к миролюбию, согласные с тем, чтобы епископ открыто провозглашал себя не верующим в Воскресение Христово. Лишь бы не было войны!

> Фанатизму и всеядности противостоит одно - вера. Это не означает, что фанатик не может быть верующим, или что агностики вовсе лишены веры. Но вера, покрывая фанатизм или легковесность, утихомиривает их, как утихают морские волны, на которые выливают масло, и при этом вера не смешивается с тем, что обуздывает, как масло не смешивается с водой. Вера — лучший путь к терпимости, единственный способ защитить Истину. Терпимость, которая не видит Истину и всё же защищает ее, достойна уважения, но всё же трудно защищать то, чего не видишь. Вера, которая видит Истину и всё же защищает и невидящих, и кривых, — это и есть тот радиус, который, однако, не столько ведет к Центру, сколько соединяет Его с людьми.

Последние месяцы как-то очень богаты на горячие обсуждения, вернее, к сожалению, не на обсуждения, а на яростные перепалки по горячим вопросам. Такое чувство, что через православное сообщество очередной раз проходит линия фронта. И струится она по, казалось бы, совсем не богословским темам. Ну, что, в самом деле, такого интересного для православного христианина в медиа-проекте «Украинский вопрос на европейский совет» или в детективном реалити-шоу «Роковые яйца голубого лобби»? - Ничего… казалось бы. А что народная мудрость рекомендует делать, когда кажется? Вот и мы, помолясь да перекрестясь, попробуем всмотреться в проблему и разобраться в ней.

Если православные переживают на какие то, пусть, на первый взгляд, совершенно посторонние для веры темы, да так горячо, что невольно вспоминаешь «В предчувствии гражданской войны» Дали, то напрашиваются, как минимум, два вывода: или мы настолько утратили интерес к «единому на потребу», или вопросы, по которым обнаруживается жесткое взаимонеприятие, не такие уж и чуждые нам именно как христианам. На самом деле вариантов может быть больше. Например, такой синтез: проблемы эти не могут не волновать совесть, живущего в миру верующего человека (независимо от церковно-иерархического статуса), но то, как мы их обсуждаем и с каких позиций пытаемся (или думаем, что следует пытаться) решать, свидетельствует о нашем отношении ко Христу и Его Церкви.

Живя в миру, человеку невозможно не откликаться на его реалии. Отказ участвовать, отказ брать на себя ответственность за происходящее вокруг, отказ высказывать личное мнение и обозначать свою позицию по тем или иным вопросам, отказ делать тот или иной выбор (в том числе и отдавая свой голос за того, за кого считаешь нужным) и, опять же, отказ отстаивать свое право на этот выбор (в данном случае неважно, из каких соображений) - все это лишь иллюзорно выражает нейтральную жизненную позицию. На самом деле, отказ от активного участия, от поддержки той или иной стороны - это тоже выбор, тоже поддержка кого-то. Возможно, не сразу бывает понятно, кого или что мы поддерживаем своим самоустранением, и это становится ясно лишь много времени спустя, но пусть даже это выяснится только на Страшном суде, главное, что это обязательно станет ясно. И решающую роль в том, вменится ли тогда душе в вину «нейтралитет», способствовавший распространению и укреплению зла, зависит от истинных мотивов и целей, побудивших воздержаться от поступка.

Сфера личной ответственности человека порой намного выше и шире, чем ему бы этого хотелось. Выше, потому что он богоподобен; чем хотелось бы, потому что он - мало того, что в падении, но еще и вставать не усердствует.

В каждом из нас запечатлен образ Божий как некая общая основа, отражающая Его свойства, каждый призван к богоуподоблению, т. е. к расчищению от греховной скверны и проявлению этой основы, к созиданию на ней своего рода изображения Первообраза. Подобно тому, как живописец пишет портрет красками, так мы портрет Божий в своей душе пишем добродетельной жизнью (см.: «Об устроении человека» свт. Григория Нисского). Или пишем чем-то другим и вовсе не Божии черты - это наш выбор. Ответственность человека обусловлена его свободой воли: свободен - потому и ответственен. Разум и свобода воли - это наиболее существенные черты образа Божия в нас.

Кроме того, примем во внимание, что человек трехсоставен: дух, душа и тело. , описывая трихотомичность человеческого естества в книге «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?», рассматривает дух, как специфически-человеческое свойство, отнюдь не присущее животным (это «высшая сторона человеческой жизни <…> характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных»); свойство, побуждающее тянуться к божественному и вечному, святому и непреходящему, взыскуя Царства Божиего. Существенной чертой человеческого духа («сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой»), которую можно «ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем заглушить ее нельзя» является свобода. «Человек всегда свободен, - пишет свт. Феофан. - Свобода дана ему вместе с самосознанием, и вместе с ним составляет существо духа и норму человечности (выделено нами. - И.П.). Погасите самосознание и свободу, - вы погасите дух, и человек стал не человек».

Если мы принимаем это церковное учение о свободе, то должны принять как данность неизбежность (даже при общей мировоззренческой основе) разнообразия в мыслях, взглядах, чувствах и, естественно, в формах их выражения. Всему, конечно, есть пределы, но или мы принимаем как данность абсолютную ценность человеческой свободы воли выбирать между добром и злом, и не просто как данность, а как богоустановленную священную данность и промыслительную заданность, и тогда допускаем, что кто-то может любить то же, что и мы, но любовь свою выражать иначе, и вообще понимать ее иначе, нежели мы, - или мы всех строим по своим меркам, но тогда уж давайте признаем, что вышеизложенное церковное понимание нам чуждо, а стало быть, мы… чужды Божиему замыслу о человеке и о взаимоотношениях Бога с венцом Своего творения, из чего следует весьма неутешительный вывод об ущербности нашей воцерковленности. Вот, так. И чем более высокое положение в Церкви мы при этом занимаем, тем хуже для нас. Есть, о чем задуматься.

«…Слышу, - пишет апостол Павел коринфянам, - что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11; 18–19). Есть в этих словах несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, это выражение «собираться в церковь». Наверное, правильно было бы писать слово «церковь» с прописной буквы, иначе может сложиться впечатление, что речь о приготовлении к тому, чтобы пойти в храм или о самом схождении прихожан в нем (в смысле «собираетесь в церкви»). Так вот, нюанс в том, что речь не столько о месте, в которое направляется каждый верующий для участия в богослужении, или в котором собирается вместе церковная община, а о самой общине, которая, собираясь в этом месте, являет собой Церковь. Иными словами: вы в Таинстве Евхаристии собираетесь (συνερχομένων <синэрхомэнон> - от συνέρχομαι <синэрхомэ> - сходиться вместе) в Церковь, являете собой Церковь - Тело Христово, единство священное, созванное Богом (Церковь -ἐκκλησίᾳ <экклисия> от ἐκκαλέω <эккалео> - призывать, созывать), и при этом среди вас - разномыслия (αἱρέσεις <эресис> от αἵρεσις <эресис> - выбор чего-либо, избранный образ жизни, направление, школа, секта, учение; αἱρέω <эрео> - брать, выбирать, завладевать, предпочитать, постигать) и разделения (σχίσματα <схизмата> от σχίσμα <схизма> - разделение, раскол, раздор), распри (сл.)…

Апостол очень тонко, деликатно укоряет коринфян, показывая неуместность происходящего в их среде, чуждость распрей природе церковного единства, но при этом отмечает, что разномыслиям надлежит быть. Не в том смысле надлежит, что плюрализм - это наше всё, а в том, что это - во-первых, неизбежно, в силу того, что люди - разные, во-вторых, в попущении разномыслий есть своя благая цель - выявление искусных. Что важно отметить: под «искусными» Апостол понимает не лучших эрудитов или ловких полемистов, а верных, подлинных учеников Христовых, истинных христиан (искусные - δόκιμοι <докими> от - δόκῐμος <докимос> - испытанный, неподдельный, славный, знатный, приятный, лучший). Т. е. тут может не происходить никакого спора и состязания, но обстоятельства так сложатся, что каждый себя покажет.

Чего далеко за примером ходить? Вот, недавнее - пример такого неожиданного явления «искусного» христианина: вместе с монахиней Людмилой, положившей свою жизнь ради спасения ближних, был застрелен Владимир Запорожец - бездомный, часто стоявший на паперти храма, где он и в данном случае находился, когда началась стрельба. Монахиня Людмила могла скрыться и спасти свою жизнь. Ее никто бы не осудил, она это понимала. Тем не менее, предпочла остаться. Не потому, что жить надоело. Потому, что так - по совести, по воспитанной во Христе совести. Не могла она спасать себя, пока не сделала все, чтобы спасти других.

Но от церковно- или священнослужителей, тем более от монахов мы подсознательно ждем подвига, поэтому ее поступок внушает уважение, но не удивляет. Иное дело - «подвиг бомжа», который, мало того, что услышав выстрелы, бросился в церковь, но, уже будучи раненым в ноги, пытался отвлечь на себя внимание убийцы, вероятно, все еще надеясь его вразумить… Это не просто неожиданность.

И не надо думать, что этот инцидент не имеет отношения к цитированному выше отрывку из апостольского послания. Разумеется, тут возможно весьма широкое толкование, но поводом к сказанному как раз послужила порочная практика разделений в том числе и по имущественному и социальному признакам среди коринфских христиан, кучковавшихся на агапах «своими» компаниями, в которых и уплетали то, что с собою принесли, вместо того, чтобы разделять принесенную пищу с неимущими братьями, с «посторонними», с «людьми иного круга». Свт. Феофан Затворник поясняет, что «беспорядок» состоял «в том, что когда надлежало всем вместе вкушать вечерю любви, они разделялись на купы, или семьями, или приятствами, а бедных оставляли самим себе, тогда как цель учреждения сей вечери была, чтобы и бедные в сии дни общего причащения Святых Таин имели утешение от достаточных». И не только в том грех, что кто-то оказывался обделен пищей, но в самом разделении на людей разного сорта, разной степени близости по родственному, социальному или иному признаку - в лицеприятном пренебрежении братством во Христе ради земного эгоизма, порочная сущность которого принципиально не изменяется от расширения круга лиц, включаемых в его поле.

Относительно «разномыслий» свт. Иоанн Златоуст уверен, что речь не о догматических расхождениях во мнениях, но именно о вышеупомянутых «распрях» в коринфской общине. Он и Амвросиаст обращают внимание на то, что слова Христовы о «надлежащих быть разномыслиях» не следует понимать как их угодность Богу или желаемость Апостолом, но как предсказание. Однако Амвросиаст, в отличие от свт. Иоанна, в «разномыслиях» видит не просто расслоения и разделения, вследствие дурных нравов, но проявления поврежденности умов «по лукавому вмешательству диавола». А прп. Викентий Лиринский - тот и вовсе понимает разномыслия именно как ереси в общепринятом смысле этого слова, говоря, что «авторов ересей Бог не искореняет немедленно для того, чтобы обнаружились искусные, то есть, чтобы сделалось явным, до какой степени каждый стал твердым, преданным и стойким приверженцем кафолической веры». Однако преданность вере проявляется в образе жизни, поэтому, как бы расширяя мнение, высказанное свт. Иоанном Златоустом, Севериан Габальский утверждает, что «разномыслиями апостол называет не разномыслия в учениях, но те, что в нравах и характерах».

Тут мы позволим себе высказать собственное мнение, отметив, что разномыслия в нравах и характерах, порождающие разделения - это все же не стихийные социо-культурно детерминированные размежевания, но именно разномыслия, т. е. разные понимания, разные взгляды, представления по вопросам хоть и не догматическим, но имеющим к вере самое непосредственное отношение, потому что именно в этих распрях, именно «таким способом верующие утверждаются, а неверующие открываются» (сщмч. Киприан Карфагенский). Это разномыслия христианского нравоучения, органически произрастающего из вероучения.

А значит, когда мы говорим о заблуждениях этического порядка, иногда бывает уместно называть таковые «ересями», недооценивать пагубность которых, под предлогом «недогматического характера», безответственно и губительно. Так же, как и ереси догматического порядка, заблуждения этические внедряются в массовое сознание и вызывают своеобразные поветрия, искажая нравственные представления, калеча нравственные чувства, уродуя нравственное восприятие реальности (да-да, реальность воспринимается еще и нравственно, а не только формально-информативно, не только психо-эмоционально). В результате деформации нравственного сознания и повреждения нравственных чувств, то, что должно возмущать до глубины души, пробуждать праведный гнев, каким-то чудовищно-лукавым образом начинает восприниматься как нечто приемлемое в силу своей распространенности, многолетней укорененности, неизбежности, непреодолимости, или, не приведи Господи, молчаливого (а то и не только) если не одобрения, то акцептирования кем-то из священноначалия, а сравнительно мелкие нарушения или проступки, являющиеся, скажем так, побочным продуктом справедливого возмущения тем, что противоречит сущности Евангелия, а потому неприемлемо в Церкви, возмущения, порождаемого желанием немощной, но неравнодушной души очистить с Божией помощью церковную жизнь от всего ей чуждого и богопротивного - эти промахи (да промахи, но в направлении святой цели) вдруг вызывают раздражение, недовольство, отчуждение, неприязнь, которые влекут за собой требование и осуществление, или, как минимум, одобрение расправы над нарушителем правил, продиктованных сложившимся обычаем, точнее, порочной практикой.

И тут, как это обычно бывает при эпидемиях, неожиданно обнаруживаются те, которых «ничто не берет»: люди с каким-то диким, первозданным нравственным иммунитетом, отторгающим и истребляющим лукавый помысл, как бы пристойно ни был он упакован в фантики житейской мудрости «православного люда». Причем, что интересно, этими «искусниками» оказываются неожиданно отнюдь не безгрешные агнцы.

От каждого человека лично зависит, окажется ли он одним из «искусных», или проявит чуждость Христу. Позволю себе высказать мнение, что один из способов разобраться в разномыслиях и укрепиться в истине - это честная дискуссия и, как один из ее результатов, расстановка приоритетов.

Многим знакомо крылатое выражение: «В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь». Его приписывают, как правило, блж. Августину (есть мнение, что на самом деле принадлежит оно протестантскому богослову XVII в. Руперту Мелдению), иногда (согласно проф. А. И. Осипову) - прп. Викентию Лиринскому. Этот принцип - мерило принципиальности и толерантности. Стоит, кстати, отметить, что «в главном» - не совсем точный перевод «in necessariis».

«Главное» все же не исключает относительности своего статуса. Ну, мало ли, что среди чего - главное. Тогда как necessitas переводится не только как необходимость, нужность, обязательность, но и как обязательная сила, нерушимость, незыблемость, неприкосновенность. Т. е. речь не просто о главном, а о том, что обладает абсолютной и самодостаточной значимостью, что по своей природе неизменно и разнообразие возможно лишь в интерпретациях адекватных как содержанию понятия, так и его восприятию конкретной аудиторией; о неизменяемом не из-за каких-то внешних запретов, а в силу своей вечной и непреложной сущности. Этим necessitas является Божественное Откровение, сохраняемое в формах Священного Писания и Священного Предания, критерии которого прекрасно описаны в Commonitorium-е прп. Викентия Лиринского, утверждавшего, что если мы последуем трем принципам - всеобщности, древности, согласию (universitas, antiquitas, consensio), то сможем сохранить то, чему «верили повсюду, всегда, все». Quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est - эта формула прп. Викентия есть «строго-церковный, руководящий принцип и вместе православно-богословский научный критерий» догматического Предания (свящ. Иоанн Филевский). Причем критерий не для какой-нибудь отдельной части Предания, но для всего объема и содержания религиозно-догматического, истинно православного учения.

Так вот, для начала надо определиться с областью непреложного, незыблемого, а потому неприкосновенного: какие ценности, какие явления и понятия относятся к этой категории? Все остальное - область свободы, область взаимоуважительной и, не побоюсь этого дискредитированного слова, толерантной дискуссии.

Отсутствие свободы в спорном, дискуссионном, допускающем не только разные трактовки и точки зрения, но и предусматривающем различную информированность, не говоря уже о зависимости установления истины от доказательной базы и риторических способностей конкретных личностей - это не только не способствует защите базовых ценностей, но гарантирует замутнение содержания того священного и непреложного, ради которого, казалось бы, предпринимаются избыточно-охранительные меры.

Но самое главное, без чего нет смысла даже заикаться о христианских убеждениях и соответствующем образе жизни - любовь. Без нее главное становится набором мертвых формул, а второстепенное - почвой для разделений и объединений лишь ради «дружбы против». Без нее не только богословский спор, но вообще любая дискуссия оборачивается показательной расправой над инакомыслящими и ответным нарастанием протеста и, как результат - неизбежное прогрессирование разномыслий и разделений, оставляющее все меньше надежд на достижение консенсуса и торжество истины.

Вот обратите внимание, как в сознании многих из нас избирательно-фрагментарно резонируют слова Христовы о кончине мира. На чем, например, в 24 гл. Евангелия от Матфея, акцентируется наше внимание? На том, что «восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (24); на войнах, междоусобицах, эпидемиях, природных катаклизмах; на новых гонениях - осели эти признаки в сите нашего внимания, и вот, мы уже напрягаемся, тревожно озираемся и подозрительно вглядываемся в братьев и сестер во Христе, в пастырей и архипастырей, усиливаясь понять, кто же из них - слуга антихристов, а то и сам… (ой!!!..) Подобные настроения закономерны при такой фильтрации слова Божия, когда предостережение «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (12), оседает где-то на периферии, почти не попадая в поле нашего зрения.

Казалось бы, чему тут удивляться: об охлаждении любви Господь предостерегает, но ведь не подчеркивает же, а как бы между прочим упоминает, так чего ж нам на этом акцентировать внимание? Да потому акцентировать, что Евангелие надо воспринимать в контексте, а не путем выхватывания фрагментов с целью составления из них удобной концепции. А контекст слова Божия определяется тем, что «Бог есть любовь» (1 Ин. 4; 16); Его слово - это слово любви, даже когда оно обжигает обличением, сотрясает страхом геенны, описывает грядущие тяжкие испытания, прохождение которых «до конца» (Мф. 24; 13) является непременным условием спасения - все это слово любви, потому что Господь, предостерегая, спасает. Любовь всегда - конечная цель, определяющая направление и весь строй жизни христианина. Вот, откуда «во всем - любовь».

Давайте вспомним, что заповеди Десятословия были начертаны на двух скрижалях. На одной - заповеди, определяющие отношение человека к Богу, на другой - к ближнему. Когда Спасителя спросили о наибольшей заповеди в Законе, Он, отталкиваясь от уже известных текстов: «…Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6; 4–5) и «…люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19; 18), выражая суть обеих скрижалей - любовь к Богу, себе и ближнему, ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (в Мк. 12; 30 еще сказано „и всею крепостию твоею“ - И.П.): сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждаются закон и пророки» (Мф. 22; 37–40).

Важный нюанс: слово «утверждаются» не совсем удачный перевод греческого глагола κρέμαται <крематэ>, означающего «висит», от κρεμάννυμι <креманними> - «вешать», «быть повешенным», «висеть», «зависеть» (в церковно-славянском переводе сказано «висят», а в греческом тексте глагол употреблен в единственном числе). Как отмечается в Толковой Библии Лопухина, Закон и Пророки «не утверждаются, а зависят от двух главных заповедей, суть вывод из них», они как бы поддерживаются этими двумя заповедями, но не снизу, а сверху; они «словно бы „подвешены“ на приведенных двух заповедях» (Д. Щедровицкий).

Мы не случайно в тексте заповеди выделили слово «весь». Господь уже в Ветхом Завете, и еще настойчивей, открывая полноту Закона в Новом, заповедует нам руководствоваться любовью к Нему не постольку-поскольку, а всецело подчиняя ей всего себя. Казалось бы, ну и что? - мы Его всецело и любим: соблюдаем богослужебный устав, молимся, постимся, ревнуем о чистоте веры и защищаем Его Церковь от врагов, воюя с ними на их же территории (на выставках, в театрах, на иных общественных площадках)… Так что с любовью к Богу всецелой, ради которой никого и ничего не жалко, у нас все в порядке. Такого типа рассуждение происходит из-за симптоматичной дезинтеграции религиозного сознания, упускающего из внимания, что Господь ответил искушавшему Его законнику на вопрос не о многих заповедях, а об одной наибольшей.

Двуединая заповедь триединой любви к Богу, себе и ближнему - это канон (стержень), который обеспечивает единство Ветхого и Нового Завета, это мерило церковности, которое всегда должно служить христианину ориентиром в жизни; это ответ Спасителя, открывающего нам, в чем проявляется богоугодная любовь, которая «есть исполнение закона» (Рим. 13; 10): «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14; 15).

Иногда приходится сталкиваться с лукавой интерпретацией наибольшей заповеди: якобы Спаситель самой формой последовательного соединения заповедей о любви к Богу и ближнему, указывает на поэтапность во времени (сначала Бога научиться любить, а потом уж ближнего). Не могу не воспроизвести, в качестве примера, поучение одного семинариста: «Любить ближнего? Да, но сначала надо Бога полюбить. В заповеди что сказано? - сначала Господа всем существом, потом ближнего. Как Закхей: сначала он увидел Иисуса и полюбил Его, принял Его у себя в доме, а тогда уже и ближних возлюбил так, что готов был пол имения отдать нищим. Поэтому сначала Бога надо научиться любить и только тогда, когда мы в этой любви утвердимся, тогда только в нас откроется любовь к ближнему. А любовь к Богу проявляется в молитве и посте, в ревностном участии в богослужении…».

У мы находим прекрасное опровержение этой лукавой попытки увернуться из-под «благого ига» Христовых заповедей. Размышляя в «Аскетических опытах» о любви к Богу, он пишет, что «Господь отметил верными и точными признаками любящего и нелюбящего. Он сказал: „Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое… Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих“ (Ин. 14; 23 - 24). <…> Постоянным уклонением от зла и исполнением евангельских добродетелей - в чем заключается все евангельское нравоучение - достигаем любви Божией». Как мы видим, свт. Игнатий не рассматривает никакой поэтапности, но уклонение от зла и исполнение заповедей происходит одновременно, не дожидаясь достижения какого-то этапа, гарантирующего устойчивость против греха (что невозможно, не зря же Отцы советуют до конца жизни быть готовым к искушениям и никогда не считать себя неспособным к падению).

А вот из другой его книги, «Приношение современному монашеству», о том же: «Любовью к ближнему мы входим в любовь к Богу. Любовь к Богу христианина есть любовь ко Христу, а любовь к ближнему есть любовь ко Христу в ближнем… <…> Невозможно возлюбить Бога, по учению Богослова (св. ап. и ев. Иоанна. - И.П.), не возлюбив прежде (курсив мой. - И.П.) брата. Любовь же к брату заключается в исполнении относительно его заповедей Господа». В качестве обоснования сказанного, свт. Игнатий далее цитирует авторитетных Отцов: прпп. Антония Великого, Иоанна Колова, Марка Подвижника. И далее пишет: «Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение пред ним».

Выражаясь словами почившего «старца в миру» прот. Владимира Залипского, любовь к Богу познается через любовь к ближнему, а любовь к ближнему - через смирение. Именно так, потому что, как только мы попытаемся возлюбить своего ближнего богоугодной любовью, свободной от пристрастий и корысти, он создаст нам все условия для упражнения в добродетели смирения, которая формируется через преодоление обид.

Этого и боится, гнездящийся в нас, дух фарисейства: его закваска, норовящая пропитать наши мысли, проникнуть в любое наше чувство и дело, противится смирению и основанной на нем любви.

Именно отсутствие или нехватка любви «во всем» - и в заботе о непреложном, и в спорах об относительном - причина того, что мы не различаем граней этих областей, путаемся в них и в итоге дискредитируем отстаиваемые нами ценности и убеждения. В этом же причина поляризации мнений и позиций даже между оппонентами, исповедующими общие базовые ценности, как это, например, происходит среди православных, спорящих о насущных вопросах церковной и светской жизни.

Как-то очень уж легко мы иной раз определяем друг друга в категорию «неправославных», а то и вовсе «нехристиан», клеймим «врагами Церкви», «еретиками», «раскольниками», «сектантами», «русофобами», «антисемитами», «предателями», «безбожниками», «сионистами», «обновленцами», «фарисеями», «стукачами» и т. п. Я не к тому, что эти слова всегда неуместны и в принципе недопустимы к использованию, но как-то уж очень запросто мы беремся рассовывать своих братьев и сестер во Христе по ячейкам, не утруждая себя всесторонним рассмотрением проблемы и не допуская мысли, что кто-то может искренне заблуждаться, в том числе и мы сами. Дескать, вот, те, кто видят ситуацию и пути ее решения так же, как я - это православные христиане, верные чада Православной Церкви, а те, кто видят все несколько иначе - «это, дорогие товарищи, такие товарищи, которые нам вовсе не товарищи», но агенты Госдепа (ЦРУ, МИ-6, Моссада, КГБ, ФСБ, ЛГБТ, МФПС)!

При таком подходе любые разномыслия воспринимаются не иначе как ереси, причем в самом привычном («ругательно-репрессивном») смысле. Это путь тупиковый, саморазрушительный. Какой выход? Во-первых, надо определиться с мотивацией оппонентов. Не всякие разномыслия улаживаются дискуссионным путем. Для этого должна быть общая ценностная основа. То самое «главное», в котором необходимо единство. А это не только догматика. Это еще и общие, обусловленные духом Евангелия, основные мотивы и цели.

Когда у разномыслий нет общей идейной основы, а лишь корысть, властолюбие или еще какие причины бороться за, как это ни дико звучит, влияние в Церкви, за чьи-то личные или корпоративные интересы (и неважно, за интересы какой именно корпорации), ни о каком «единстве в главном» речи быть не может. Ну, а с кем нет единства в главном, тем вряд ли стоит давать свободу во второстепенном, потому что они ее используют во зло. Отсюда необходимость жесткого пресечения раскольнической, сектантской иди еще какой подрывной деятельности, не отождествляя, однако, с этим любые тенденции верующих к объединению в неформальные или официальные сообщества.

Наоборот, преждевременные попытки решить проблему заявленных разномыслий с позиции силы, как показывает история, могут спровоцировать перерождение оппозиции в раскол или ересь. Самый масштабный пример в истории - Реформация, которой могло бы и не произойти, если бы вовремя и честно прошел диспут по тем самым 95 тезисам, которые, согласно обычаю приколотил к дверям собора в Виттенберге тогда еще смиренный послушник и недостойный молитвенник Папы Римского, августинский монах и ревностный католический священник Мартин Лютер. Если бы назревшая к тому времени проблема стала бы анализироваться с привлечением лучших умов, искренне желавших блага Римско-Католической Церкви, никакой Реформации не было бы. Реформы были бы, а Реформации - нет. Максимум, были бы богословские кружки вольнодумцев, как и до того, на худой конец, возникло бы несколько мелких сект, но не было бы такого масштабного раскола, дробление которого - процесс бесконечный.

Да и с нашим старообрядческим расколом вышло примерно то же самое: вместо честной дискуссии - канонически оформленное политическое решение и отработка заказа на местах. Результат известен: треть России ушла в раскол. А сколько менее масштабных сект и расколов сформировалось только потому, что церковным и государственным «верхам» недосуг было просвещением народа заниматься и формировать культуру дискуссии? Демагоги-то в этой культуре не нуждаются. Наоборот, затягивая людей в раскол или ересь, харизматичные лидеры как раз пользуются неспособностью и нерасположенностью думать и рассуждать людей, чье сознание сформировано в авторитарном, а не соборном понимании иерархического начала (что любопытно, эту склонность к всеоглупляющему авторитаризму демонстрируют зачастую те, кто позиционируют себя как либералы и превозносят свободу слова и мнений, но спорят с пеной у рта, не слушая оппонента и озвучивая зачастую примитивнейшие стереотипы мышления не первой свежести).

Что касается наших православных реалий, то разномыслия последних нескольких лет выявляют два направления: 1) системно-институциональная солидарность православно-церковного сообщества и 2) солидарность православно-церковного сообщества, исходя из приоритета личной моральной ответственности каждого за всех и за все происходящее. В обоих случаях общий признак, а значит, и общая основа не только для взаимопонимания в рамках конструктивной дискуссии, но и для взаимной поддержки - благо Церкви как единства во Христе, в частности, на уровнях поместном, епархиальном и приходском: то самое «главное». А вот «второстепенное» - в чем усматривать наилучшие формы осуществления этого блага в конкретных исторических и политических реалиях и как их воплощать в жизнь - это уже должно быть предметом откровенной дискуссии, с гарантией диспутантам иммунитета от репрессий.

Я понимаю, что высказываю сейчас нечто похожее на прожектерский бред, настолько мы далеки от осуществимости вышесказанного, но иного пути у нас нет, если нам не безразлично благо Церкви, напрямую зависящее от устранения соблазнов и свидетельства Истины. Если спрашивать в первую очередь с себя за осуществление принципа «во всем - любовь», это может оказаться не так уж невозможно. Более того, лишь в таком случае можно обнаружить и признать «искусного» (см. выше) среди оппонентов и, как минимум, перестать видеть в нем врага истины, да еще и попытаться понять его, в том числе причины его заблуждения, увидеть, не коренится ли оно в каких-то объективных поводах к соблазну.

Конечно, принцип «во всем - любовь» не провозглашает примиренчества со злом, подыгрывания лукавству, рядящемуся в ризы миротворчества. Там, где речь идет об апологии греха и выгораживании злодеев, любовь к Богу побуждает вступаться за попираемые заповеди, любовь к себе - хранить совесть от растлевающих ее сделок, а любовь к ближнему - заботиться о его спасении. На то, как следует осуществлять эти побуждения любви, могут быть разные взгляды, и дискуссионность этой темы вовсе не предполагает, что лишь какая-то одна из сторон права. Но они могут каждая по-своему работать в едином направлении, признавая вариативность служения Истине: «несистемные», с большим уважением относясь к нелегкому кресту добросовестных церковных управленцев, действия или бездействие которых зачастую обусловлены более глубоким знанием реалий и пониманием возможных пагубных последствий, если потянуть за ту или иную соблазнительно торчащую ниточку; а «системные», проявляя ангельское терпение в отношении своих «несистемных» братьев, удерживаясь от соблазна записывать их в «церковные диссиденты», сдерживая досаду на них за «раскачивание лодки», «вынесении сора из избы» и прочие способы убеждения руководства в наличии проблемы, актуальности и необходимости срочно ее решать.

Кстати, о беспокойных «занозах». У Александра Галича есть стихотворный философский этюд, названный им эпически-скромно: «Пейзаж», и посвященный нехитрой механической конструкции, показывающей, когда уровень нечистот в выгребной яме доходит до своего предела и пора вызывать ассенизаторов. Кому-то надо быть таким вот измерительным прибором, кому-то ассенизатором - лишь бы мотивом была чистоплотность, а целью - здоровье.

30 июля 2017 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Кронштадтском ставропигиальном Морском соборе в честь святителя Николая Чудотворца ― главном военно-морском храме России. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня перед мощами святого праведного Феодора (адмирала Ушакова) мы совершили молитву об Отечестве нашем, о воинстве и сугубо - о Военно-морском флоте. Адмирал Ушаков внес решающий вклад в созидание не только российского флота, но и того, что можно назвать его духовной атмосферой. Будучи человеком глубоко верующим, молясь перед каждым сражением, он чудом не потерял ни одного корабля, хотя сражения были жестокие - с врагом, во много превосходящим по силе русскую флотилию. Адмирал Ушаков возлагал все свое упование на Бога и в глубокой вере воспитывал русский флот - это и является его особым вкладом в созидание Военно-морского флота России и укрепление державы Российской.

Пример адмирала Феодора Ушакова должен сегодня развеять всякие сомнения у сомневающихся, у скептиков, у людей, зараженных религиозным релятивизмом или вообще не думающих о вере. Господь по-разному являет Свою силу, и через праведного Феодора Он особым образом явил силу нашему воинству. Не бывает так, чтобы в сражениях не было потерь, особенно во времена, когда суда подходили почти вплотную и палили из всех пушек. В этой смертельной дуэли не могло не быть поражений, но у адмирала Феодора Ушакова их не было. Никаким полководческим талантом объяснить это невозможно, да и сам адмирал никогда не объяснял свои победы собственными знаниями или опытом. Он был человеком удивительной жизни, исключительно скромным. Он жил, как монах, и все, что имел, отдавал флоту, Родине и Церкви - и жалование, и время, и силы, и всю свою жизнь. И неслучайно в новейшее время в народе нашем, в Церкви возникло движение за прославление адмирала Феодора Ушакова в числе святых земли Русской. В самом начале этого процесса не все считали возможным прославить адмирала как общецерковного святого - всегда в больших делах есть разномыслие и дискуссии. Но для того чтобы никакое разномыслие, никакие дискуссии этот процесс не остановили, святой Феодор был включен в лик местночтимых угодников Божиих в Саранской и Мордовской епархии, где погребены его останки.

Поэтому, говоря о прославлении адмирала Ушакова, никогда не следует забывать особую роль Саранской епархии, и я хотел бы особенно отметить личный вклад владыки митрополита Варсонофия. Может быть, неслучайно, владыка, Вы были переведены из Саранска на Петербургскую кафедру. Я никогда не думал об этом, но сегодня во время службы мне пришла в голову такая мысль: не святой ли Феодор, молитвами своими пред Престолом Божиим, пригласил Вас взойти на Петербургскую кафедру? Я хотел бы пожелать Вам, владыка, крепости сил, помощи Божией, мудрости в управлении церковной жизнью северной столицы России.

Но сегодня мое особое слово ко всем морякам. Впервые в новейшей истории России мы празднуем День Военно-морского флота так, как сегодня. Здесь, в Кронштадте, и в Санкт-Петербурге совершается военно-морской парад, в котором участвуют представители всех флотов. Это общее военно-морское празднование, и как замечательно, что оно началось с Божественной литургии в возрожденном соборе святителя и чудотворца Николая перед мощами святого праведного Феодора (адмирала Ушакова)! И если так будет и дальше, если мы, подобно адмиралу Ушакову, будем соединять свою веру, искреннюю надежду на Бога со своими знаниями, опытом, мужеством, любовью к Родине, то будет непобедим не только флот наш - непобедимой будет вся Россия.

По милости Божией мы дожили до времени, когда мы все вместе - Церковь, Вооруженные силы, общество наше - празднуем в храме и память святого Феодора (адмирала Ушакова), и день Военно-морского флота. Мы знаем, что разделения существуют везде, в любом человеческом сообществе. Именно об этом учил сегодня апостол Павел, обращаясь к нам своими словами о том, что он молит братьев, живших в Коринфе, сохранять единство (1 Кор. 1:10-18). Но когда мы говорим о сохранении единства, мы должны понимать, о чем идет речь. Нельзя сохранять единство в вопросах второстепенных, потому что тогда человек потеряет всякую свободу, он будет вынужден делать то, чего делать не хочет. У каждого есть свой взгляд на жизнь, свои привычки, свой уровень культуры. Мы очень отличаемся друг от друга, и требовать единства во всем невозможно. Именно поэтому в послеапостольское время, в глубочайшей древности, святой Викентий Леринскийдал прекрасную формулировку, которая помогает каждому понять, что означает хранить единство. Он сказал так: в главном и основном - единство, во второстепенном - свобода и во всем - любовь. Вот если мы научимся из всего того, что окружает нас, выделять главное - для каждого из нас, для сохранения нашей национальной жизни, для сохранения свободы и независимости нашего Отечества, для сохранения нашей веры, - и если, вычленив это главное, мы будем едины, то во всем остальном мы обретем свободу, без которой человек превращается в раба.

Сочетание единства и свободы реализуется, в первую очередь, через нашу веру. Можно запутаться в философских понятиях, в разного рода политических учениях, но если мы точно знаем, что от нас требует Бог, то мы всегда умом и сердцем поймем, в чем мы все должны быть едины, и никакая пропаганда, никакие иные взгляды, навязываемые прямо или прикровенно, не сумеют поколебать подлинного единства нашего народа. Но мы должны также помнить недавний опыт нашей страны, когда власть пыталась обеспечить единство в вопросах второстепенных и подстригать всех под одну гребенку. Сегодня мы имеем возможность быть свободными и одновременно сохранять единство в самом главном.

Ну и, наконец, «во всем остальном - любовь», потому что в равенстве тоже могут быть конфликты. Равенство может порождать здоровую или нездоровую соревновательность, что мы сегодня и видим и в бизнесе, и в политической жизни. Когда люди открыто соревнуются друг с другом, это вызывает уважение. Когда прибегают к негодным средствам, когда желают гибели другому, тогда нет никакой свободы, а только «свобода» волчьей стаи, которая может привести к уничтожению. Но если мы свободу наполняем любовью, то есть христианским образом жизни, то свобода всегда остается свободой. Человеческие изъяны и наши слабости покрываются любовью, потому что Сам Бог есть любовь, - когда мы с любовью относимся друг ко другу, когда мы умеем прощать, когда мы умеем поддержать, когда мы умеем по-настоящему дружить друг с другом, как это часто происходит в Вооруженных силах. Без внутреннего сердечного расположения все это невозможно. Из-под палки невозможно дружить, из-под палки невозможно созидать благополучное общество. А любовь способна помочь нам хранить единство в главном и оставаться свободными во второстепенном, и если любовь пронизывает жизнь человека и общества, то такая конструкция, Богом благословенная, не может быть разрушена никакими дьявольскими наваждениями, никакими провокациями, никакой пропагандой, потому что конструкция, которую Сам Бог определил для счастливой жизни человека, непобедима и несокрушима.

Итак, произошло то, чего многие ожидали с тревогой, - Коллегия по рецензированию и экспертной оценке при Издательском Совете Русской Православной Церкви выдала на-гора первых членов «черного списка» книг, которые не рекомендуются для продажи в церковных лавках. В настоящее время в список включены восемь книг. Это, в частности, такие издания, как «Целомудрие и телегония. Православная Церковь и современная наука о проблеме генетических инверсий», книга В.А.Крашенинниковой «Ах, мама-маменька…» о «чебаркульском отроке Вячеславе», «Чудеса последнего времени» иеромонаха Трифона, «Блюдите убо, како опасно ходите» архимандрита Петра (Кучера) и др. «Как сообщили порталу «Патриархия.Ru» в Издательском Совете, основанием для принятия решений стало наличие в указанных книгах утверждений, противоречащих вероучению Православной Церкви», - сообщает официальный сайт Московской Патриархии.
«В Русской Православной Церкви вводится цензура, - пишет на «Русской линии» ее редактор Анатолий Степанов. - Любопытства ради стоит посмотреть, как принималось это решение... Пройдя по ссылке на страничку сайта Издательского Совета, можно обнаружить скупой текст о том, что слушали сообщение анонимного эксперта о результатах экспертизы направленной в Издательский Совет книги с целью решения вопроса о соответствии ее содержания православному вероучению. Получается, что вполне адресную цензуру, которую осуществлял тот или иной архиерей и за которую с него можно было спросить, что же за книгу он благословил, сейчас заменили анонимной цензурой некоего эксперта, фамилия которого даже не упоминается... Почему бы Издательскому Совету не вернуться к практике, которая существовала до революции, когда был официальный цензор, имя которого значилось на обложке книги?
Вероятно, одна из важнейших причин состоит в том, что мы до сих пор боимся самого слова «цензура»? Вот и получается, что фактически вводится цензура в церковном книгоиздании, но при этом говорится, что это не цензура, а экспертиза. Можно назвать цензуру экспертизой, но как ее ни назови, она не должна быть анонимной. Анонимность экспертизы - абсолютно неприемлемый способ решения проблемы церковного книгоиздательства. Это приведет только к кулуарным интригам и ничего доброго для Церкви не даст».
Кроме того, как оказалось, услуга по цензурированию православных книг является не безплатной. Священник Андрей Дудченко, клирик Киевской епархии УПЦ МП, выражает недоумение по поводу того, что посредством новой системы платного рецензирования книг «церковное начальство намерено усложнять труд миссионеров за счет самих же миссионеров». В такой ситуации крупные светские издатели, в ассортименте которых присутствует и православная литература, вряд ли заинтересуются получением церковного грифа, сообщает «portal-credo.ru».
Олег Абышко - основатель и руководитель одного из известных санкт-петербургских издательств, выпускающего немало православной литературы, - уверен, что игра по новым правилам вызовет паралич всего рынка православной литературы. Монополизация рынка со стороны приближенных к Издательскому Совету РПЦ МП издательств, по мнению Абышко, приведет также «к выдавливанию многочисленных небольших частных издательств, издательств православных братств, приходских издательств, к резкому сокращению ассортимента «умных» книг и уходу как их самих, так и их авторов вообще с этого рынка».
Экспертный комитет Издательского Совета предписал «доработать с учетом замечаний рецензента» такие издания, как «Избранные проповеди св. прав. Иоанна Кронштадтского» и «200 глав прп. Иоанна Лествичника». Православные издатели в настоящее время готовят открытое письмо Патриарху Кириллу, где будет изложен их взгляд на проблему упорядочения рынка церковной книготорговли.
Как видим, издатель говорит о неких «приближенных к Издательскому Совету РПЦ МП». По его мнению, уже идет процесс разделения на «приближенных» к МП и «не приближенных», то есть на угодных и неугодных. По этому же признаку, похоже, пытаются разделить не только издателей православной литературы, но и общественные организации. По этому принципу свою правоту в споре за главенство в Союзе православных братств между нынешними его сопредседателями Осиповым В.Н., игуменом Кириллом (Сахаровым), Лукияником В.Б., Ерчаком В.М. и предыдущим - главой Союза православных хоругвеносцев Л.Д.Симоновичем-Никшичем - последний доказывает с помощью факта его вхождения в состав Совета православных общественных объединений при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества МП, сообщают «Русские новости». Как известно, 5 марта 2010 года на заседании Священного Синода РПЦ было принято решение о создании при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Совета православных общественных объединений.
А начался конфликт из-за того, что Юрий Николаевич Агещев стал публиковать материалы, подписываясь координатором Союза православных братств (СПБ) Русской Православной Церкви. На что СПБ (Осипов, игумен Кирилл [Сахаров], Лукияник, Ерчак) заявил, что Агещева не наделяли такими полномочиями. А Валентин Лукияник в статье в «Русской линии» рассказал истинную причину размежевания с хоругвеносцами: «Причиной размежевания СПБ с СПХ был кардинальный разрыв последнего со всей той линией, которой шел СПБ изначально и для чего, собственно говоря, братства и создавались - для отстаивания чистоты Православия. Когда хоругвеносцы стали заявлять, что, мол, мы не богословы, не нашего ума дела такие вопросы, главное - крестные ходы проводить и т.п., стало ясно, что добиваться выхода из так называемого Всемирного Совета церквей, критиковать экуменизм, бороться с антихристианской глобализацией им уже не интересно».
Как видим, есть две силы - СПБ и СПХ, две позиции - неудобная и лояльная. И кого после этого может удивить, что в утвержденный Патриархом Кириллом состав Совета православных общественных объединений включена организация, возглавляемая именно Леонидом Симоновичем-Никшичем? Сторонников подавления церковных диссидентов (лат. «dissidens» - несогласный) можно понять: зачем Церковь через свои лавки будет пропагандировать книги, газеты и журналы, высказывающие инакомыслие, зачем признавать православные братства, критикующие церковноначалие? Не проще ли отделить угодных от неугодных? Выдавить их за церковную ограду - и дело с концом. Но пойдет ли это на пользу Церкви? Не играют ли православные СМИ, книги и тем более православные организации роль той самой щуки в море, чтоб карась не дремал?
Как мы помним, в XVI веке многие епископы на Украине были недовольны активной деятельностью православных братств, в частности, львовского в Галиции, которое вело неустанную борьбу против унии. Епископы и духовные лица тяготились вмешательством братств в церковные дела. Наиболее ожесточенной в этом отношении была борьба львовского епископа Гедеона Балабана с львовским братством. После того как константинопольский патриарх Иеремия в 1589 году утвердил широкие права львовского братства, Гедеон принял участие в подготовке церковной унии и сам на некоторое время стал униатом.
Да и должны ли мы, православные, быть единомысленны во всем? Ни у кого не вызывает сомнений и все принимают классическое правило истинных взаимоотношений в Церкви святого Викентия Лиринского: «In necessariis - unitas, in dubiis - libertas, in omnibus - haritas». «В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь». Напомним, после возведения на престол Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обратившись с речью к собравшимся, подчеркнул:
«Патриарх должен заботиться о том, чтобы каждая личность во всей ее неповторимости находила свое место в церковном организме и в то же время чтобы разномыслия не нарушали духа любви и не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия. «В главном - единство, во второстепенном - свобода, во всем - любовь» - эти слова святого Викентия Леринского должны оставаться руководящим принципом церковной жизни», - цитирует Патриарха газета «Известия».
Кто, как не православные организации и СМИ, стоят, в частности на Украине, на страже чистоты Православия, противостоя автокефалии, признанию филаретовцев, захвату православных храмов националистическими боевиками... Вот и в Чернигове молитвенное стояние общины Московского Патриархата у стен отобранного у нее храма Святой Екатерины рискует перерасти в прямое столкновение с представителями властей, которые по решению Верховного суда Украины должны снести походный храм, выстроенный прихожанами в знак протеста. «Я готов стоять на защиту походной церкви до конца», - заявил порталу «Интерфакс-Религия» священник Александр Ледовой, духовник общины и настоятель храма, возглавляющий стояние. Епархиальные власти также не отказываются от идеи возврата Свято-Екатерининского храма. Однако их действия ограничены решением Верховного суда Украины, который удовлетворил иск казацкой общины так называемого «киевского патриархата» против Черниговского епархиального управления УПЦ и отца Александра.
Возникают иногда вопросы и к церковноначалию. Так, необдуманное изменение формулировки текста заключения Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ по вопросам абортов и признания однополых браков было использовано содомитами, чтобы радостно сообщить обществу о том, что «ведущая христианская конфессия страны УПЦ (Московского Патриархата) пересмотрела свое специальное заключение по вопросам признания однополых браков, убрав из него упоминание о фатальном апокалипсисе», - об этом пишет «Комсомольская правда в Украине».
«После широкого общественного резонанса, который вызвало рассмотрение вопроса о геях и лесбиянках на общеевропейском уровне, Украинская Православная Церковь внесла ряд корректив в указанный документ. «Те, кто впервые за историю человеческой цивилизации требует законодательного уравнивания обычного брака с гомосексуальным, сознательно искажают исконное представление о естественности брачных отношений, закладывая условия для глобальной деморализации общества, что равнозначно фатальному апокалипсису», - гласил документ в своей первоначальной редакции. В настоящее время формулировка смягчена: упоминание апокалипсиса исключено из официального украиноязычного текста», - пишет «КП». «Мы имеем дело с активным пересмотром Церковью своего отношения к геям, лесбиянкам и однополым отношениям», - комментирует происходящее лидер гей-форума Украины Святослав Шеремет.
Как здесь православной общественности не возмутиться провокационными действиями содомитов, как и ошибкой священников? Недавно вышла в свет новая книга политолога Татьяны Васильевны Грачевой «Когда власть не от Бога. Алгоритмы геополитики и стратегии тайных войн мировой закулисы». (Две предыдущие книги - «Невидимая Хазария» и «Святая Русь против Хазарии», вышедшие по благословению архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина, - уже стали бестселлерами.) В ее предисловии говорится:
«Предки наши оставили нам немало примеров стояния в истине и хранения православной веры, против которой ополчилась сегодня вся мировая тьма, руководимая идеологами от «тайны беззакония»... Наша активность - это наша активная социальная позиция и посильная помощь друг другу. Каждый на своем месте будь христианином, каждый в себе побори малодушие, робость, гордыню. Если ты русский - помоги русскому! Против русских сегодня основная брань супостатов. «Делай как должно, а будет как Бог даст!»».

Подготовил Юрий Истомин, газета "Мир" №10 2010г.