В каких японских храмах есть зеркала исе. Исэ, Япония — все о городе с фото

Природная красота этих мест поражает. Поросшие густой зеленью холмы, нетронутые леса. Согласно легенде, в начале первого тысячелетия император Суйнин попросил свою дочь, предназначенную в жрицы главной богини синтоистского пантеона Аматэрасу, подыскать место для устройства святилища этой богини. Аматэрасу Омиками ("Великая, священная богиня, сияющая на небе"), в японской мифологии богиня солнца и прародительница японских императоров, глава пантеона синтоистских богов. Как утверждают древние рукописи, принцесса Яматохимэ, дочь императора Суйнина, путешествовала по стране в поисках места, где можно было бы хранить священное бронзовое зеркало (ята-но кагами), доставшееся императорскому роду от богини Аматэрасу. И вот, побывав в Исэ, принцесса услышала голос Аматэрасу. Богиня повелевала построить храм на этом месте. Сама Яматохимэ стала первой жрицей нового храма. Начало строительства храма в Исэ относят к III веку.

Комплекс состоит из двух групп храмов - Гэку (Внутренние) и Найку (Внешние).

Более древние Гэку расположены в самом центре городка Исэ. Храмовые постройки разбросаны по территории прекрасного парка. К основному храму Аматэрасу ведет длинная аллея вековых криптомерий, на которой установлено несколько огромных ворот - тории. Гэку - императорский храм, где монарх как первосвященник синто совершает важнейшие религиозные обряды (в частности, перед своей коронацией император Акихито провел здесь ночь, в одиночестве общаясь с родоначальницей). Здесь хранится один из символов императорской власти - зеркало, которое считается воплощением души Аматэрасу.

У подножия горы Симадзи, в 6 километрах от Гэку, был возведен Найку, посвященный божеству 5 злаков - Тоёукэ-оками. В нынешнем виде он был восстановлен по древним чертежам в 1744 г.

Чтобы достичь Найку, нужно было пройти под внешними воротами-тории, пересечь каменный мостик над рекой Исудзу и вновь пройти под тории на другом берегу. Там находился выдолбленный из камня бассейн с водой, которой надо было омыть руки и прополоскать рот в знак очищения перед богами.

Внутренний и Наружный храм почитаются за святые места и закрыты для обычных людей. Можно только стоять за четырьмя рядами параллельных заборов и всматриваться в крыши главных святилищ.

По своей архитектуре комплекс Исэ дзингу очень прост, но суров и значителен. Основные строения Гэку и Найку - это стоящие на мощных сваях небольшие четырехугольные здания из некрашеных, но тщательно обработанных бревен кипариса, покрытые толстой соломенной двускатной кровлей, по коньку которой идут толстые перекрещенные балки. Глядя на них, невольно поддаешься очарованию простоты и величия.

Начиная с VII в. каждые двадцать лет Исэ дзингу становится местом проведения красочных церемоний, именуемых Сикинэн сэнгу. Раз в 20 лет главных богов религии синто, обитающих в храмах Исэ, из старых храмов переносят в новые, только что построенные по образцу старых.

В этом, на первый взгляд парадоксальном, деянии скрыт большой смысл. Здание в том виде, как оно было построено, всегда находится в гармонии с окружающей природой. Храм всегда и древен и нов, это начало начал японской культуры, и каждый японец видит его таким, каким он был изначально.

Впрочем, вызвано это не только сугубо божественными обстоятельствами. Храмы Исэ, точно так же, как и многие другие святилища синтоизма, возводятся из дерева. За два десятилетия солнце, ветер, дожди, тайфуны наносят невосполнимый ущерб храмовым постройкам. К тому же жрецы требуют периодического очищения храмов от заносимых извне грязи и скверны. Короче говоря, каждые 20 лет обитатели святилищ Исэ дзингу вынуждены перебираться на новое место.

Традиция этих важнейших синтоистских церемоний насчитывает уже 13 веков. Первая церемония Сикинэн сэнгу была проведена еще в 690 г. при императрице Дзито. С тех пор 20-летняя последовательность нарушалась только дважды: между 1443 и 1585 гг., когда страну сотрясали междоусобные войны, и в годы Второй мировой войны.

Святилища раннего периода не обладали величественностью более поздних архитектурных памятников. Для некоторых из них (например, святилище Мива, расположенное в префектуре Нара или Канасана, находящиеся в префектуре Сайтама), основным объектом была определённая гора. И в наше время они не имеют здания, которое можно было бы назвать главным залом (по-японски хонден), и которые традиционно присутствуют во многих синтоистских храмовых ансамблях. Ранние же храмы - это, прежде всего, огороженные участки, чтимые верующими как священные места. Обычно это прямоугольная площадка, которая покрыта галькой, обложена со всех сторон камнями и окружена специальным соломенным жгутом, основная функция которого - соединение четырёх угловых столбов. Так, центральная часть уже упоминаемого святилища Мива - значительных размеров скала на горе Мива. Часто середина этого священного места занимается камнем (местное название - ивасака), столбом или деревом. Небольшой зал, предназначенный для поклонения богам расположен у основания данной горы. Там же расположены тории - особенные столбы и ворота, что символизирует синтоистскую святыню.

Существующие до сих пор синтоистские храмы стали возводиться для совершения молитвы, в которой высказывалась благодарность за собранный урожай. Подобные древние свидетельства культа, прообразы более поздних святилищ, очень часто обнаруживались неподалёку от гор или больших валунов. Люди считали, что именно в таких местах обитают божества. Данные святилища имели вид обычных амбаров и являлись символами спокойной жизни всяческого благополучия. Простота и незатейливость во многом определялась временным характером их существования. Особенности их формы исследователям неизвестны, но существуют предположения, что они напоминают структуру святилищ микоси, которые носили на особых шестах при праздновании собранного урожая. Расположение таких святилищ как Касуга или Камо прямо на камнях позволяет предположить, что они были переносными.

Практически все синтоистские храмовые комплексы характеризуются приблизительно идентичной структурой. Большое внимание уделялось такому компоненту синтоистской храмовой архитектуры как входные ворота - тории. Они выглядят как арки, выполненные в виде буквы П и двух перекладин, верхняя из которых длиннее и слегка вогнута. Прежде их строили исключительно из дерева и традиционно окрашивали в красный цвет. За воротами посетитель храма видит статую так называемых корейских собак, задача которых - препятствовать появлению злых духов.

Классический синтоистский комплекс включает в себя не менее двух построек. В большинстве случаев их количество, конечно, больше. Главное здание именуется хонден, а помещение, предназначенное для молитвы известно как хайден.

Наиболее распространённые типы святилищ приняли современные формы уже после начала буддийского влияния. Несмотря на такую интенсивную культурную экспансию, они всё-таки сумели сохранить некоторые стилистические особенности. Тремя наиболее древними типами синтоистских святилищ являются симмэй, тайся и сумиёси.

Пол в главном святилище поддерживается специальными столбами. Обычно это святилище размещено в центре всего ансамбля и имеет только один вход. Попасть в храм можно через специальную галерею, выходящую на юг. Главное отличие данного святилища от остальных заключено не только в величине, но и в благородстве соблюдаемых пропорций, безукоризненной чистоте отделки каждого мельчайшего элемента. Храм практически не имеет украшений, но его правильные и аскетичные формы убедительно выражают суровую простоту строения.

Соломенная крыша опирается на два больших круглых столба. На двух краях крыши находятся специальные крестообразные сооружения - так называемые тиги. Десяток коротких бревен располагается поперечно по отношению к коньку крыши. Насаждения японского кипариса образуют четыре ограды, которые окружают святилище и ещё две сокровищницы.

Немного далее к востоку расположен ещё один участок, посередине которого установлен небольшой домик. Одна из основных задач святилища - постоянно гармонировать с окружающей действительностью и сохранять первозданность, сочетающуюся с обновлением. С этим связана и традиция, согласно которой святилища перестраиваются каждое двадцатилетие. Когда строительство нового здания завершено, прежняя постройка разбирается, а на освободившейся площадке возводится небольшой домик. После окончания разборки громадные бревна принято сжигать во время проведения торжественного ритуала. Уничтоженные брёвна заменяют новыми. Для верующего возведение нового храма символизирует духовное очищение и обновление. Создатели храма должны учитывать сочетание в нём древности и новизны, что обозначает непрерывность связи между стариной и современностью.

Перестройка святилищ стоит очень недёшево, ведь остатки прежнего храма следует отвезти в горы. Поэтому сегодня святилище Исэ является единственным стабильно перестраиваемым, хотя в старые времена таким обновлениям многих комплексам. В 1973 г. была окончена шестнадцатая по счёту реконструкция Исэ. Великолепный храм Идзумо, сооружённый для производства культа бога Окунинуси и ещё четырех различных божеств, пережил 25 таких обновлений до 1744 г. Главное святилище являет собой постройку, вход в которую проходит через фронтон, Размер этого святилища значителен. Именно поэтому оно было названо тайся, что в переводе с японского означает огромное святилище. В своём начальном варианте оно, как гласит легенда, возвышалось примерно на 100 метров. Многие исследователи полагают, что архитектурное решение главного святилища храма Идзумо воплотило в себе планировку жилого строения древних образцов.

Третье место среди древнейших святилищ принадлежит Сумиёси. Это святилище состоит из четырех практически аналогичных зданий, вход в которые пролегает через фронтон. Когда-то эти здания величественно возвышались над морем, поскольку относятся к культу морских божеств. В настоящее же время они находятся среди шумных городских кварталов. В отличие от неокрашенных Исэ и Идзумо, святилище Сумиёси характеризуется традиционными цветами - ярко красным и белым.

Влияние буддийской архитектуры на синтоистскую, как уже отмечалось, было весьма значительным. К примеру, ровный карниз со временем обзавёлся плавным изгибом, которые характерны для буддийских храмовых комплексов. Здания начали окрашивать различные яркие и насыщенные цвета, ионии стали дополняться украшениями из дерева и металла. А вокруг главного здания святилища стали возникать специальные помещения для молитвы и других целей.

Следующий этап влияния буддийской храмовой архитектур приходится на так называемый период Хэйан (длился с 794 по 1185 гг.) и это влияние непосредственно связано с учением хондзи суйдзяку, согласно которому, различные синтоистские божества представляют собой воплощения Будды и бодхисаттв. Следствием этого стало возникновение новых стилей, получивших название касуга и нагарэ.

Исэ-дзингу

Является большим комплексом священных храмов в Японии, состоящим из 125 кумирен, окружающих Найку ("внутреннее святилище"), посвящённое синтоистской богине-солнца Аматэрасу о-миками ("великое божество, озаряющее небеса"), и Гэку ("внешнее святилище"), посвященое божеству Тоёукэ-но миками ("великое божество, принимающее щедрый урожай"), богу сельского хозяйства и промышленности. В Нихон сёки говорится, что 2000 лет назад Аматэрасу Омиками сошла с небес и выбрала Исэ с ее богатой и превосходной природой на территории теперешней префектуры Миэ в качестве места для святилища.

В Исэ-дзингу проходят более 1500 фестивалей и обрядов в течение года. Например, обряд Хигото асаю омикесай, "преподнесение пищи богам ежедневно утром и вечером", постоянно проводился на протяжении 1500 лет.

Самая торжественная церемония в Исэ-дзингу называется сикинен сенгу ("перенос святилищ в ритуальные годы"). Она проводится каждые 20 лет и является частью синтоистского верования о постоянном обновлении природы. Главный храм (и святые мощи полностью обновляют, чтобы божество могло переместиться в соседнее владение. Церемония впервые была проведена в 690 до н.э. С тех пор было несколько перерывов, однако она была возобновлена и длится примерно 1300 лет. В 2013 году она будет проведена в 62 раз.

Главное здание святилищ Исэ-дзингу имеет простой и ясный архитектурный стиль yuiitsu shinmei-zukuri ("уникальный стиль божественного сияния", shinmei - одно из имен богини Аматэрасу) берет свое начало в период Яёй (500 до н.э. - 300 н.э.). Для этого архитектурного стиля характерно поднятие первого этажа над уровнем земли, как в хлебных амбарах. Для обряда сикинен сенгу святилище воспроизводят в строгой точности с изначальным проектом, сохраняя изначальную древнюю форму вечно нового здания. Старый материал, замененный при реконструкции, отправляется в другие святилища по всей Японии для повторного использования, что исключает излишнюю трату материалов.

Среди многих важных знаний, которым учат святилища и проносят их через времена, не только впечатляющее искусство и технологии, воплощенные в святых сокровищах, но также то, что они символизируют: важность лесов, питающих землю и океаны, и чувство благодарности природе, которая из года в год радует нас своими дарами.

Исе-дзингу - главное синтоистское святилище Японии. Удобнее всего его посетить из Нагои.


Оно расположено на полуострове Шима в соседней префектуре Миэ, в сотне с лишним километрах юго-западнее Нагои.
Для поездки в Исе обязательно приобретение Кинтецу райл пасс вайд за 5 тысяч йен, можно прямо по прилёту в аэропорту.
Лимитед экспресс (токкю) Кинтецу с вокзала Нагои в Исе ходит каждый час, все места резервируемые и в автомате надо докупить билет на лимитед экспресс за 1320 йен. Ехать час 20-25 минут.
Выйти на небольшой станции Исеши, прохожу под железнодорожными путями Кинтецу, по переходу через пути Джей-Ара и по городской улице минут 10-ть ходьбы до входа в Геку.


Храм Исе существует уже полтора тысячелетия и включает 125 различных святилищ (дзинья), разделённых на два отдельных комплекса – Тоёукэдайдзингу или Геку (внешнее) и Котайдзингу или Найку (внутреннее).
Внутренний храм посвящён прародительнице императорского рода Аматэрасу, а внешний – её поварихе (и богине еды) Тоёукэ.


За входным мостиком слева будет темизуша – бассейн для ритуального омовения. Справа – информационный кисок, где можно получить буклетик на английском с минимальной информацией. Святилище открыто с 5-ти утра до 7-ми вечера, вход бесплатный.


Начало самого комплекса обозначают тории, японцы перед ними, идя и туда и обратно, кланяются в сторону храма. Храмовая территория представляет собой рощу громадных деревьев, среди которых расположены разные постройки, в воздухе ощутим хвойный аромат.


Ходить по дорожкам из мелкой щебёнки, периодически увлажняемым поливальной машиной.


И да, хотя вообще-то в Японии движение левостороннее, на храмовой территории люди придерживаются правой стороны – традиция.
Сначала справа будет комплекс зданий Кагураден, где проводятся разные церемонии и торгуют амулетами.


Следом справа будет обширное пустое пространство, огороженное верёвкой. Дело в том, что раз в 20 лет все сооружения Исе-дзингу, в ходе особой церемонии Шикинен Сенгу, разбираются и строятся заново. Так вот это Коденчи – место, где стоял главный храм до последней такой церемонии в 2013 году.


Ну а потом будет и современный главный храм, японцы подходят к решётке, молятся, склонив голову, хлопают в ладоши, бросают монетки в ящик с прорезями.


Снимать внутри нельзя и охранник следит, но в принципе и снимать нечего – за забором всё такие же пустые пространства и павильоны.


От пруда можно пройти налево среди деревьев.


Там несколько святилищ разных ками (богов).


Сотня каменных ступенек ведёт на небольшой холм.


Там находится Така-но-Мийя, святилище местного ками (то что древние греки называли "гением места").


На осмотр Геку хватило получаса, затем отправляемся в Найку. Остановка автобуса "Геку-маэ" прямо напротив входа в Геку, 51-й автобус ездит 4-5 раз в час, вход через среднюю дверь, выход через переднюю, прикладывая карточку или показывая водителю Кинтецу райл пасс. До Найку - 10 минут езды.
С остановки "Найку-маэ" немного пройти по движению автобуса и вот уже видны входные тории Найку.


Они обозначают вход на мост Уджибоши, его тоже каждые 20 лет заново строят.


Он перекинут через реку Исузугава.


Территория Найку гораздо больше, среди лесистых холмов разбросаны разные строения.


Ритуальное омовение можно совершить и в бассейне-темизуше. Но большинство японцев предпочитает за первыми ториями спуститься направо, на каменные ступеньки у реки Исузугава и омыть лицо и руки там.


За вторыми ториями дорога выходит к большому комплексу Кагураден.


Помимо продажи амулетов,


Тут есть и здание Гекейден (внешней сокровищницы).


И разные площадки для представлений.


От Кагурадена можно пройти направо, по мосту через речку.


К Казахиноми-но-мийя.


Это одно из самых почитаемых святилищ Исэ, ибо парочка ками ветра, которым в нём поклоняются, считаются ответственными за оригинальный камикадзе, покончивший с попытками монгольского покорения Японии в XIII веке.
За Кагураденом дорога разделяется.

Исэ-дзингу является главной синтоистской святыней, поэтому её называют просто Дзингу .

От Исэ-дзингу отходит древняя тропа паломничества Кумано-кодо к синтоистским святилищам (日本語. 熊野本宮大社 )、 (日本語. 熊野速玉大社 ) и (日本語. 熊野那智大社 ).

Само святилище состоит из сотни отдельных кумирен, расположенных в двух разных районах. Гэку (外宮, иначе Тоёукэ-дзингу 豊受大神宮), или Внешнее Святилище, находится в районе Ямада и посвящено божеству Тоёукэ-но миками, а Найку (内宮, иначе Котай-дзингу 皇大神宮), или Внутреннее Святилище, расположено в районе Удзи и посвящено Аматэрасу о-миками. Самым древним является Найку. Расстояние между Гэку и Найку составляет около шести километров, их соединяет тропа для паломников, вдоль которой находился район развлечений Фуруити. Высший Священнослужитель Святилища должен происходить из императорской фамилии, в его обязанности входит управлять святилищем. Сейчас Высший Священнослужитель - Куни Куниаки, сын бывшего принца Куни Асахира, брата императрицы Кодзюн.

Найку занимает большую территорию на берегу реки Исудзугава и её притока, река используется для ритуального очищения священнослужителей. Весь комплекс находится в лесу из массивных кедров и кипарисов, которые создают обстановку торжественности и сакральности.

По официальной хронологии Найку возникло в 4 до н. э., а Гэку основано в 496 году, но историки относят эту дату на семь веков позднее - к 690, когда строения появились в современном виде. Согласно легенде, Найку установил Яматосиме-но-микото. Эти святилища упоминаются в хрониках Кодзики и Нихонсёки (712 и 720 года). Каждые двадцать лет старые здания разбираются и на их месте строятся новые, в точности повторяя изначальный проект. Это сопровождается огромными затратами. Последняя такая перестройка была в 1993, святилище тогда перестраивалось в 61-ый раз. Следующее обновление произойдёт в 2013.

Исэ-дзингу является хранительницей национальных сокровиц, в частности Священного Зеркала, являющегося императорской регалией. Исэ-дзингу считают основной синтоистской святыней Японии. Главный храм закрыт высоким деревянным забором, доступ в главное святилище ограничен - вход разрешён только священнослужителям высшего ранга и членам императорской фамилии. Основная кумирня огорожена в общем счёте четырьмя заборами, и посетители могут увидеть только фрагменты крыши. Весь комплекс обслуживают около ста священнослужителей. В основную кумирню имеют право входить только император и империатрица.

Весь район вокруг святилища предстваляет национальный парк Исэ-сима, в котором находится немало исторических объектов.

Основание святилища

По легенде 2000 лет назад Яматохимэ-но-микото, дочь императора Суйнина, переместилась от горы Мива на территорию современной префектуры Нара в поисках места обитания божества Аматэрасу-о-миками. После двадцати лет скитаний она вышла в Исэ, где основала святилище Найку, где она услышала голос Аматэрасу, которая сказала, что собирается вечно обитать в этой благодатной области между морем и горами. До этого поклонение Аматэрасу производилось в императорской резиденции Ямато.

Верховный Священнослужитель

С VII по XIV столетия в святилище руководили Верховные Жрицы из японского императорского дома. Согласно хронике Манъёсю первой жрицей была принцесса Окунохимэ-мико, дочь императора Тэмму в период Асука. О жрицах в Исэ упоминается также в романах Гэндзи-моногатари и Исэ-моногатари.

И я уже вам рассказала об , и .

Сегодня мы поговорим о главной святыни Японии - храме Исэ. Одно из самых знаковых синтоистских мест в Японии. Это целый комплекс священных построек, разделённых на 2 половины: Найку (внутренний храм) и Гэку (внешний храм). Первый посвящён богине солнца Аматэрасу, а второй - Тоёкэ-Омиками, богине сельского хозяйства и урожая. Две части святилища удалены друг от друга на расстояние 6 км.

Известен храм прежде всего тем, что в нём хранится одна из трёх Священных императорских регалий - зеркало. Кроме важности для синтоистской религии, это зеркало - также символ государственности Японии.

Главный храм закрыт высоким деревянным забором. Пройти на его территорию могут лишь жрецы храма, а также представители императорской семьи, обычным путешественникам можно любоваться на религиозную святыню только издалека. Выглядит главный храм страны более чем скромно, он построен из дерева и оформлен в соответствии с вековыми традициями.

Основная молельня огорожена в общем счёте четырьмя заборами, и посетители могут увидеть только фрагменты крыши. Весь комплекс обслуживают около ста священнослужителей. В основную молельню имеют право входить только император и императрица.

Исэ-дзингу ещё называют просто Дзингу. От него отходит древняя тропа паломничества Кумано-кодо к синтоистским святилищам Кумано-Хонгу-тайся (яп. 熊野本宮大社)、Кумано-Хаятама-тайся (яп. 熊野速玉大社) и Кумано-Нати-тайся (яп. 熊野那智大社).

Первоначально святилища Аматэрасу и Окунитамы располагались в императорских покоях и кочевали вместе с императорской семьей. В IV веке император Судзин устрашился соседства с божествами и повелел вынести их святилища в деревню Касануи, расположенную поблизости от тогдашнего дворца. Унаследовавший от Судзина престол, император Суйнин задался целью найти место для постоянного святилища Аматэрасу. Поиск места был поручен принцессе Ямато-химэ-но-микото. Когда девушка достигла Исэ, к ней обратилась сама Аматэрасу и сказала, что именно здесь она и хочет обитать. Сама же принцесса стала первой из принцесс сайо исполняющих роль верховных жриц и медиумов одновременно.

Традиция назначать принцесс жрицами важнейших святилищ прекратилась в XII веке, вместе с упадком императорской власти. В 478 году, спустя почти 500 лет после основания святилища Аматэрасу, по воле богини в Исэ было перемещено и святилище богини Тоёукэ. Так как оно расположилось поблизости от реки Миягава, выступающей границой святой земли, святилище Тоёукэ стали именовать внешним святилищем или палатами Гэку. За святилищем Аматэрасу же закрепилось название внутреннего святилища Найку.

До 1945 года храм был отделен от остального мира рекой Миягава, исполняющей роль границы священной земли. Священникам запрещалось пересекать эту реку, дабы не нарушить необходимой для служения чистоты. Считалось, что от правильности и чистоты проводимых в Исэ обрядов, зависит судьба императорского рода, а вместе с ним и всей остальной страны. Никакие частные интересы не должны были мешать данному процессу и все ритуалы были направлены лишь на достижение блага государства в целом. Нарушение этого запрета, как считалось, навлечет на страну множество бед. Поэтому, храм Исэ содержался только на государственные деньги и никакие частные подношения не принимались.

До XII века, когда власть перешла в руки сёгунов, священники порой использовали этот запрет, шантажируя правительство, что в случае невыполнения их требований, пересекут священную реку и лично явятся в столицу.

С приходом к власти сёгунов и финансовая поддержка со стороны государства прекратилась. Это вынудило священников нарушить вековые традиции. Древние норито были изменены, а синтоистский обрядочищения хараэ был представлен, как необходимое условие для достижения буддийского просветления. Тем не менее, в условиях всеобщей нестабильности о материальном благополучии храма речи не шло. До начала XVII века, когда страна была объединена родом Токугава, финансовая поддержка сводилась к редким пожертвованиям сильных мира сего.

Из-за постоянных междуусобиц перестал собираться специальный налог на содержание храмов и в итоге денег не осталось даже на важнейший ритуал - обновление жилища бога. Традиция перестройки святилищ прервалась более чем на сотню лет. Перестройка внутреннего святилища не происходила с 1462 по 1585 годы и постепенно оно разрушалось из-за нехватки финансирования. Внешнее святилище было в последний раз перестроено в 1434 году и сгорело в 1487 году. Ходили слухи, что при этом сгорел и синтай соответствующего божества. Внешнее святилище было вновь отстроено лишь в 1563 году. Из-за отсутствия нужных сооружений часть ритуалов была сокращена, а часть и вовсе отменена. Когда в конце XV - начале XIV века власти взялись за восстановление храмового комплекса, его пришлось отстраивать практически с нуля.

С наступлением мира храм занялся активной пропагандой среди простого населения. Для этого были сформированы целые корпорации почтенных наставников (онси или оси), отправляющихся в провинции агитировать население совершить паломничество в храм. Раньше это было запрещено, а позже невозможно из-за постоянных междуусобиц. Однако, с наступлением мира данные паломничества стали крайне популярны. В своих странствиях наставники раздавали таблички, полоски бумаги или материи с именем Аматэрасу. К XIX веку такие амулеты, называемые дзингу таима и почитаемые как своеобразное вместилище духа ками получили 90 % семей.

Внутри огромного храмового комплекса размещены различные второстепенные святилища, а также подсобные хозяйства. В частности, в Исэ есть собственные сады, огороды, соляная мельница и производство сакэ. На этих полях и огородах производится пища для почитаемых на территории святилища ками. Вся она готовится в святилище Тоёукэ, на чистом огне добываемом исключительно трением. Посудой ками служат простые глиняные тарелки и чашки без какой либо росписи или эмали. Они также изготовляются на территории Исэ. Считается, что свою еду ками должны получать два раза в день.

Раньше Аматэрасу питалась вареным рисом, а также фруктами и овощами выращенными на территории храма. В период Мэйдзи, с возвращением власти императору, в рацион Аматэрасу добавились сушеный тунец, морской лещ, моллюски, водоросли и сакэ. При этом самому Мэйдзи до сих пор подносят лишь рис и воду.

К внутреннему святилищу ведет тянущаяся вдоль реки Исудзу паломническая дорога. Рядом с ней располагаются магазинчики и забегаловки, в которых усталый путник может купить различную снедь или сувениры на память. В былые времена поблизости от дороги можно было даже встретить район красных фонарей. Дорога в итоге выводит к мосту через реку Исудзу, ведущему на территорию внутреннего святилища. Раньше вместо пересечения моста, полагалось пересечь реку вброд, тем самым совершая обряд омовения. Теперь, однако, достаточно лишь вымыть руки и прополоскать рот.

От моста в самому святилищу ведет широкая дорога. Рекомендуется идти по её обочине, так как середина предназначена для ками. Однако, сейчас мало кто помнит об этом. В святилище ведут две пары тории. Рядом с первыми расположен павильон для омовений, тэмидзуя. Неподалеку от него можно найти спуск к речке, где можно совершить более полный обряд омовения.

Рядом с ним расположено святилище Такимацури ооками, божество истоков реки Исудзу. Пройдя вторые тории можно увидеть конюшни в которых живет синмэ - лошадь божества. Согласно древним традициям, во внутреннем святилище живет одна такая лошадь, а во внешнем - две. Также в святилище Исэ держат священных петухов синкэй. Данные петухи почитаются посланцами Аматэрасу.

Считается что ками любят все новое и чистое. И в соответствии с концепцией Синто о смерти и возрождении храм полностью разрушают каждые 20 лет и отстраивают заново, причём место постройки меняется. Отчасти, именно поэтому постройка отличается весьма скромными масштабами и внешним видом. Интересно, что этой традиции уже много веков. Следующая, 63-ая по счёту, запланирована на 2033 год.

Несмотря на свою недоступность, храм Исэ невероятно популярен у туристов. Он находится в красивейшей природной местности, в окружении покрытых густой зеленью холмов и нетронутых лесов. У путешественников будет возможность прогуляться по живописным местам и полюбоваться на святыню с одного из утесов. На территории национального парка, который окружает святыню, представлено множество интересных исторических объектов и других святынь. В отличие от Великого Храма, они доступны для посещения абсолютно всем.

По материалам: tabitabi, orangesmile, smileplanet, votpusk