Великие духовные подвижники о духовности. Проявления духовности в повседневной жизни

Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь,
Не солгу ни единой петли.

Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы -
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви.

Я свяжу тебе жизнь
Из веселой меланжевой пряжи.
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.

Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь:
Чтоб связать тебе жизнь,
Я тайком распускаю свою.

Для каждого порока есть порог…

Для каждого порока есть порог,
Где разбивают головы в молитвах.
Для каждого порока есть пророк,
Что невзначай на улице окликнет.

Услышать бы, и мимо не пройти,
Остановиться, встретиться глазами…
И лишь потом искать себя в пути.
И лишь потом рыдать под образами.

Мне юноша вчера в глаза смотрел
И разговором скрашивал дорогу.
Пылало все внутри и лоб горел.
От жара, тем не менее, продрогла.

И дома не могла себя согреть.
Не помогали чай и одеяло.
Внутри же продолжало все гореть,
Да так, как будто что-то выгорало.

И, видимо, сгорело. Дрожь прошла,
но хлынули соленых два потока.
Когда же я наутро в храм пошла,
То поняла, что встречный был пророком.

Я прошла не одну - много разных дорог

Я прошла не одну - много разных дорог,
Я над пропастью шла, забывая о риске,
Я узнала, что мир и красив, и жесток,
А у счастья не взять гарантийной расписки.

Я сгорала в пожарах бессонных ночей,
Замерзала я в глыбах сомнений и боли.
Запирала себя на сто тысяч ключей.
И опять отпускала с рассветом на волю.

Я твердила себе, что душа умерла,
Что во мне не осталось ни искры желаний,
Что построю я замок себе из стекла,
Из осколков разбитых своих ожиданий.

И вокруг его стен посажу я цветы -
Пусть врачуют мою беспокойную душу.
А мятежные сны и безумство мечты
Мой хрустальный покой никогда не нарушат.

Научившись едва жить с собою в ладу,
Одиночества шалью укутавши плечи,
В мир разбитых иллюзий неспешно иду
Проверять - может, время действительно лечит.

протоиерей Александр Мень

Отец Александр, сейчас много говорят о духовности, но думаю, что люди нередко вкладывают разный смысл в это понятие. Что же есть духовность?

Слово «духовность», которое стало модным, им злоупотребляют, его затаскали, как это у нас часто бывает, этим словом обозначают две вещи, очень разные, хотя и тесно связанные между собой.

Первое. Духовность – свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами. Дух невидим, непространствен, он нигде не находится. Но дух нам не внеположен, он не что-то чуждое нам, а это сама наша человеческая природа, и для того, чтобы дать определение этому свойству, духовности и духовностности – человек несет в себе дух, – пришлось бы встать на некую иную точку, откуда-то смотреть, что для нас невозможно, ибо дух – это мы сами и есть, И дух выше, он по своей природе шире рациональных определений, он в них не втискивается. Дух – это и мышление, и сознание, и воля человеческая, это весь тот континуум, сложный и в то же время единый целостный поток, который составляет особенность человека.

Что отличает дух от души?

Душа есть и у растения, и у животного – это психика, а вот творчество, сознание, свобода, добро и зло – это дух, Если отнять у человека все, что нематериально, – мысль, чувство, совесть и т. д., во что превратится человек? В говорящего робота, в орангутанга в пиджаке. Нет, даже хуже!

Дух – это храм человека, и если дух свят, то он как бы захватывает все существо человека, и тело его становится храмом. Поэтому нам дороги мощи святых.

Мы знаем, что человек теснейшим образом связан с мирозданием. Он настолько тесно связан с бытием природы и ее законами, что, если человека хотя бы на секунду изъять из этого окружения, он погибнет. Не только пища, воздух, вода, но все в целом является нашей средой, и, если мы хотим существовать, мы должны быть частью среды, быть вписанными в нее. Это биологическое, психофизическое бытие человека принципиально не отличается от природы других высокоразвитых животных, это есть дар природы, который мы возвращаем ей, умирая, обращаясь в прах. Духовность же есть то, что мы у природы не заимствуем, она отсутствует в природе. В природе нет творчества, нет таких особенностей, как личностное самосознание, добро и зло, она не может научить добру и злу (недаром она названа у поэта «равнодушная природа»), в ней нет страдания, для нее существуют лишь стихии. Так вот, особенность человека, делающая его трагическим царем мироздания, заключена в духовном начале, которое ему присуще, даровано.

Дух и душа человека существуют до его зачатия и рождения?

В Церкви нет единого мнения на этот счет, могу высказать только свое мнение. Я думаю, что дух человека находится в общем духе человечества, но не в индивидуальном виде, а как бы в слитном. Становится же он самим собой при зачатии, при рождении. Он не создается, а как бы отделяется от этого ствола.

А после смерти?..

Убежден, что дух человека не разрушается смертью, что в вечность мы понесем то же сознание, которое в нас есть теперь, но как это нелегко представить, изобразить… Вот вы, наверное, читали книгу Моуди «Жизнь после жизни» и обратили внимание, что почти никто не мог передать, что же за мир им открывался, у нас и слов таких нет.

Отец Александр, у нас миллионы людей вынуждены были жить так, словно духовности не существует вовсе.

Недооценка, а вернее, пренебрежение духовностью привело к нынешнему состоянию общества, которое оказалось ориентированным на низшие стороны человеческого бытия. Из известного афоризма о том, что, прежде чем человеку начать заниматься философией, религией, поэзией, он должен есть и пить, – из этого афоризма рождалось молчаливое признание того, что самое важное есть, пить и так далее. Отсюда унижение человека как духовного существа, фактическое обесценивание свободы, достоинства личности и даже жизни. «Человеческий фактор» оказался вторичным по сравнению с выплавкой чугуна и стали. И только когда стало ясно, что попрание духовности в человеке ведет к умственной, моральной и профессиональной деградации, когда антидуховность, прикрывающаяся пустой псевдодуховной фразеологией, стала разрушительно сказываться на социальных и хозяйственных вопросах, многие спохватились, и дай Бог, чтоб не 6ыло поздно.

Человеческая духовность не есть наше изобретение. Мысль человека отображает Мысль космическую, сознание человека отображает космическое Сверхсознание, духовность человека связана с высшим духовным планом бытия. учит нас, что духовность человека заключается в том, что он есть образ и подобие Творца. Когда человеческая духовность приходит в состояние дисгармонии со своим первообразом, это влечет за собой духовные и нравственные недуги, духовную и нравственную гибель. Поэтому я очень рад, что понятие духовности стало постепенно возвращаться в общественное сознание, это может стать началом обретения человеком самого себя, утраченного в процессе материалистического самоотчуждения.

Вы говорили о двух аспектах понятия «духовность»…

Второй аспект связан с формами реализации нашей духовной природы. С ее отношением к Вечности, своему призванию, любви и творчеству, миру, к другим людям. Может существовать темная, я бы сказал – демоническая, форма реализации. Как талант, как наука, как любые другие возможности, наша духовность может быть направлена и на добро, и на зло. Каннибальские культы доколумбовой Америки или нацизм – это тоже, увы, есть проявления духовности. Следовательно, этот уникальный дар, как теперь любят выражаться, амбивалентен, Потому что само богоподобие человека, то есть, по сути дела, его духовность, неотделимо от свободы. Жестко запрограммированная направленность духовности была лишена одной из важнейших прерогатив духа – свободы. А если есть свобода, значит, существуют по меньшей мере два пути – путь к Первообразу и путь удаления от него.

Как гений и злодейство?

Гений является даром, присущим духовности, человек его себе не выбирает, а путь злодейства – это выбор, направленность и устремленность воли человека.

Выбор – сознательный?

Необязательно, Волевая направленность исходит из глубин человеческой природы и не всегда проходит через фильтр разума и сознания, Более того, она часто искусно прячется от света. Раз вы употребили формулу «гений и злодейство», вспомним пушкинского Сальери. Имея элементарные религиозные представления, он отлично знал о заповеди «Не убий», но терзавшая его зависть не позволила ему осознать преступность этого шага. Напротив, он оправдал себя с помощью некоей абсурдной логики, в которой нормальному разуму нет места.

Что порождает абсурдную логику?

Воля к злу, направленная в противоположную от Первообраза сторону, Николай Бердяев писал, что иррациональная природа зла не позволяет его до конца рационализировать. Это подобно тому, как нельзя перевести на язык строгой логики хаотический бред душевнобольного.

Значит ли это, что Бог оставляет человека?

Думается мне, что полностью Он никогда человека не оставляет, Он рядом с ним, всегда готовый принять его покаяние, до последней минуты, как было с разбойником на кресте.

Как же человеку спастись?

А что вы понимаете под спасением?

Эту задачу ставят перед собой все мировые религии. Они выработали на протяжении тысяч лет определенные религиозно-этические кодексы и заповеди, на исполнение которых ориентировали своих последователей. Роль религий в воспитании положительных начал духовности всегда была не только огромной, но фактически главной.

А роль христианства?

Христианство не стоит в ряду других религий, хотя в нем тоже выработаны кодексы и заповеди. Оно открывает нам, что приобщение к Высшей и Божественной жизни и победа над злом внутри нас не могут быть достигнуты одними человеческими усилиями. Как бы ни были важны попытки и усилия жить по Божьему закону, Новый Завет, в частности апостол Павел, учит нас, что решающим является Благодать. Слово это имеет много значений, но в Новом Завете оно означает Высшую Божественную силу, которая преображает духовность человека в ответ на его веру. Вот почему апостол Павел говорит, что мы спасаемся не делами закона, а верой во Иисуса Христа.

Что такое «дела закона» ?

Это и есть следование кодексам, которые выработаны в дохристианских религиях. Конкретно апостол имеет в виду Ветхозаветные заповеди. Разумеется, он не отрицает, что эти заповеди священны, они открыты Богом, но, я повторяю, наличия кодекса недостаточно. Должно осуществляться таинственное единение Высшего Начала с несовершенной человеческой волей.

Но вы говорите: верой во Иисуса Христа, а не в Бога…

В этом-то и отличие Евангельского Откровения от мировых религий. Каждая из них движима прекрасным и возвышенным стремлением ввысь, к Абсолютному и Безусловному, и я не верю, что такое стремление может остаться тщетным. Однако преодолеть бездну, которая отделяет Вечное от временного, Абсолютное от относительного. Божественное от человеческого, возможно, лишь если над этой бездной перекинут мост. Если нет моста, мы можем видеть тот далекий чудесный берег, его свет, его красоту. Через пропасть до нас могут донестись и «звуки небес», и веяние бессмертной красоты, и нам может показаться, что мы уже там, на другом берегу, но в действительности – моста нет. Этим мостом становится богочеловеческая мистерия, когда Вечность сама приходит к нам, сама перекидывает мост, говорит с нами человеческим языком, открывает себя в богочеловеческой личности. Это – Иисус Назарянин, возвестивший миру радостную весть о спасении. Для нас, христиан, Он не просто жил и умер в правление прокуратора Пилата, Он – победитель смерти. Не в том смысле, что Он оставил после себя «дело», учение, книги, а В том. что Он Сам незримо остался на земле, и каждый, кто ищет встречи с Вечным, находит Бога во внутреннем единении со Христом.

Значит, только через Христа путь к Богу?

Именно так.

Но ведь есть православная духовность, католическая, протестантская – или это одно и то же?

Конечно, в чем-то главном, в любви к Богу через Богочеловека Иисуса Христа, христианская духовность едина. Однако в силу конфессиональных и культурно-исторических особенностей каждого из христианских вероисповеданий сложились различные типы христианской реализации духовности.

А есть ли иной, кроме религиозного, ну, скажем, нравственный путь реализации духовности?

В общем-то есть, существует. Но он фактически неотделим от религиозных традиций, ибо только в этих традициях была сформулирована и утвердилась шкала нравственных ценностей. Потому что, если нам следовать этике, надо знать, какой этике: ницшеанской, древнеримской или христианской. Шкала нравственных ценностей задается миросозерцанием.

Это значит – верой?

Да, конечно.

А если человек не верует?

Такого не бывает. Хотя бы в подсознании у любого человека живет шкала ценностей, которая и определяется его верой.

В Бога?

Необязательно. Может быть атеистическая вера в то, что мир бессмыслен. Как у Сартра. В таком случае бессмысленно все, в том числе и этическое поведение. Но в подсознании у этих людей обычно живут нравственные представления, унаследованные от традиционных религиозных понятий. Значит, опять-таки все определяет вера – либо осознанная, либо неосознанная.

Часто современное сознание сомневается во всем, ничего «не принимая на веру». Как вы относитесь к такому способу познания мира?

Рациональный аспект познания требует именно такого подхода, и в науке он необходим. Но есть познание иное, целостное, интуитивное, ему свойственна непосредственная достоверность внутреннего постижения. Это воцсе не «принятие на веру», а живой реальный опыт, и здесь нужны только коррекция и формирующая деятельность разума. Чтобы быть понятней, скажу: когда мы воспринимаем нетленную красоту рублевской «Троицы», это вовсе не значит, что мы что-то приняли на веру, Мы восприняли , а разум может дать лишь вспомогательный материал аналитического свойства относительно композиции, структуры, замысла иконы.

Отец Александр, сейчас много говорят о духовности, но думаю, что люди нередко вкладывают разный смысл в это понятие. Что же есть духовность?

Слово «духовность», которое стало модным, им злоупотребляют, его затаскали, как это у нас часто бывает, этим словом обозначают две вещи, очень разные, хотя и тесно связанные между собой.

Первое. Духовность — свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами. Дух невидим, непространствен, он нигде не находится. Но дух нам не внеположен, он не что-то чуждое нам, а это сама наша человеческая природа, и для того, чтобы дать определение этому свойству, духовности и духовностности — человек несет в себе дух, — пришлось бы встать на некую иную точку, откуда-то смотреть, что для нас невозможно, ибо дух — это мы сами и есть, И дух выше, он по своей природе шире рациональных определений, он в них не втискивается. Дух — это и мышление, и сознание, и воля человеческая, это весь тот континуум, сложный и в то же врсмя единый целостный поток, который составляет особенность человека.

Что отличает дух от души?

Душа есть и у растения, и у животного — это психика, а вот творчество, сознание, свобода, добро и зло — это дух, Если отнять у человека все, что нематериально, — мысль, чувство, совесть и т. д., во что превратится человек? В говорящего робота, в орангутанга в пиджаке. Нет, даже хуже!

Дух — это храм человека, и если дух свят, то он как бы захватывает все существо человека, и тело его становится храмом. Поэтому нам дороги мощи святых.

Мы знаем, что человек теснейшим образом связан с мирозданием. Он настолько тесно связан с бытием природы и ее законами, что, если человека хотя бы на секунду изъять из этого окружения, он погибнет. Не только пища, воздух, вода, но все в целом является нашей средой, и, если мы хотим существовать, мы должны быть частью среды, быть вписанными в нее. Это биологическое, психофизическое бытие человека принципиально не отличается от природы других высокоразвитых животных, это есть дар природы, который мы возвращаем ей, умирая, обращаясь в прах. Духовность же есть то, что мы у природы не заимствуем, она отсутствует в природе. В природе нет творчества, нет таких особенностей, как личностное самосознание, добро и зло, она не может научить добру и злу (недаром она названа у поэта «равнодушная природа»), в ней нет страдания, для нее существуют лишь стихии. Так вот, особенность человека, делающая его трагическим царем мироздания, заключена в духовном начале, которое ему присуще, даровано.

Дух и душа человека существуют до его зачатия и рождения?

В Церкви нет единого мнения на этот счет, могу высказать только свое мнение. Я думаю, что дух человека находится в общем духе человечества, но не в индивидуальном виде, а как бы в слитном. Становится же он самим собой при зачатии, при рождении. Он не создается, а как бы отделяется от этого ствола.

А после смерти?..

Убежден, что дух человека не разрушается смертью, что в вечность мы понесем то же сознание, которое в нас есть теперь, но как это нелегко представить, изобразить… Вот вы, наверное, читали книгу Моуди «Жизнь после жизни» и обратили внимание, что почти никто не мог передать, что же за мир им открывался, у нас и слов таких нет.

Отец Александр, у нас миллионы людей вынуждены были жить так, словно духовности не существует вовсе.

Недооценка, а вернее, пренебрежение духовностью привело к нынешнему состоянию общества, которое оказалось ориентированным на низшие стороны человеческого бытия. Из известного афоризма о том, что, прежде чем человеку начать заниматься философией, религией, поэзией, он должен есть и пить, — из этого афоризма рождалось молчаливое признание того, что самое важное есть, пить и так далее. Отсюда унижение человека как духовного существа, фактическое обесценивание свободы, достоинства личности и даже жизни. «Человеческий фактор» оказался вторичным по сравнению с выплавкой чугуна и стали. И только когда стало ясно, что попрание духовности в человеке ведет к умственной, моральной и профессиональной деградации, когда антидуховность, прикрывающаяся пустой псевдодуховной фразеологией, стала разрушительно сказываться на социальных и хозяйственных вопросах, многие спохватились, и дай Бог, чтоб не 6ыло поздно.

Человеческая духовность не есть наше изобретение. Мысль человека отображает Мысль космическую, сознание человека отображает космическое Сверхсознание, духовность человека связана с высшим духовным планом бытия. Библия учит нас, что духовность человека заключается в том, что он есть образ и подобие Творца. Когда человеческая духовность приходит в состояние дисгармонии со своим первообразом, это влечет за собой духовные и нравственные недуги, духовную и нравственную гибель. Поэтому я очень рад, что понятие духовности стало постепенно возвращаться в общественное сознание, это может стать началом обретения человеком самого себя, утраченного в процессе материалистического самоотчуждения.

Вы говорили о двух аспектах понятия «духовность»…

Второй аспект связан с формами реализации нашей духовной природы. С ее отношением к Вечности, своему призванию, любви и творчеству, миру, к другим людям. Может существовать темная, я бы сказал — демоническая, форма реализации. Как талант, как наука, как любые другие возможности, наша духовность может быть направлена и на добро, и на зло. Каннибальские культы доколумбовой Америки или нацизм — это тоже, увы, есть проявления духовности. Следовательно, этот уникальный дар, как теперь любят выражаться, амбивалентен, Потому что само богоподобие человека, то есть, по сути дела, его духовность, неотделимо от свободы. Жестко запрограммированная направленность духовности была лишена одной из важнейших прерогатив духа — свободы. А если есть свобода, значит, существуют по меньшей мере два пути — путь к Первообразу и путь удаления от него.

Как гений и злодейство?

Гений является даром, присущим духовности, человек его себе не выбирает, а путь злодейства — это выбор, направленность и устремленность воли человека.

Выбор — сознательный?

Необязательно, Волевая направленность исходит из глубин человеческой природы и не всегда проходит через фильтр разума и сознания, Более того, она часто искусно прячется от света. Раз вы употребили формулу «гений и злодейство», вспомним пушкинского Сальери. Имея элементарные религиозные представления, он отлично знал о заповеди «Не убий», но терзавшая его зависть не позволила ему осознать преступность этого шага. Напротив, он оправдал себя с помощью некоей абсурдной логики, в которой нормальному разуму нет места.

Что порождает абсурдную логику?

Воля к злу, направленная в противоположную от Первообраза сторону, Николай Бердяев писал, что иррациональная природа зла не позволяет его до конца рационализировать. Это подобно тому, как нельзя перевести на язык строгой логики хаотический бред душевнобольного.

Значит ли это, что Бог оставляет человека?

Думается мне, что полностью Он никогда человека не оставляет, Он рядом с ним, всегда готовый принять его покаяние, до последней минуты, как было с разбойником на кресте.

Как же человеку спастись?

А что вы понимаете под спасением?

Эту задачу ставят перед собой все мировые религии. Они выработали на протяжении тысяч лет определенные религиозно-этические кодексы и заповеди, на исполнение которых ориентировали своих последователей. Роль религий в воспитании положительных начал духовности всегда была не только огромной, но фактически главной.

А роль христианства?

Христианство не стоит в ряду других религий, хотя в нем тоже выработаны кодексы и заповеди. Оно открывает нам, что приобщение к Высшей и Божественной жизни и победа над злом внутри нас не могут быть достигнуты одними человеческими усилиями. Как бы ни были важны попытки и усилия жить по Божьему закону, Новый Завет, в частности апостол Павел, учит нас, что решающим является Благодать. Слово это имеет много значений, но в Новом Завете оно означает Высшую Божественную силу, которая преображает духовность человека в ответ на его веру. Вот почему апостол Павел говорит, что мы спасаемся не делами закона, а верой во Иисуса Христа.

Что такое «дела закона» ?

Это и есть следование кодексам, которые выработаны в дохристианских религиях. Конкретно апостол имеет в виду Ветхозаветные заповеди. Разумеется, он не отрицает, что эти заповеди священны, они открыты Богом, но, я повторяю, наличия кодекса недостаточно. Должно осуществляться таинственное единение Высшего Начала с несовершенной человеческой волей.

Но вы говорите: верой во Иисуса Христа, а не в Бога…

В этом-то и отличие Евангельского Откровения от мировых религий. Каждая из них движима прекрасным и возвышенным стремлением ввысь, к Абсолютному и Безусловному, и я не верю, что такое стремление может остаться тщетным. Однако преодолеть бездну, которая отделяет Вечное от временного, Абсолютное от относительного. Божественное от человеческого, возможно, лишь если над этой бездной перекинут мост. Если нет моста, мы можем видеть тот далекий чудесный берег, его свет, его красоту. Через пропасть до нас могут донестись и «звуки небес», и веяние бессмертной красоты, и нам может показаться, что мы уже там, на другом берегу, но в действительности — моста нет. Этим мостом становится богочеловеческая мистерия, когда Вечность сама приходит к нам, сама перекидывает мост, говорит с нами человеческим языком, открывает себя в богочеловеческой личности. Это — Иисус Назарянин, возвестивший миру радостную весть о спасении. Для нас, христиан, Он не просто жил и умер в правление прокуратора Пилата, Он — победитель смерти. Не в том смысле, что Он оставил после себя «дело», учение, книги, а В том. что Он Сам незримо остался на земле, и каждый, кто ищет встречи с Вечным, находит Бога во внутреннем единении со Христом.

Значит, только через Христа путь к Богу?

Именно так.

Но ведь есть православная духовность, католическая, протестантская — или это одно и то же?

Конечно, в чем-то главном, в любви к Богу через Богочеловека Иисуса Христа, христианская духовность едина. Однако в силу конфессиональных и культурно-исторических особенностей каждого из христианских вероисповеданий сложились различные типы христианской реализации духовности.

А есть ли иной, кроме религиозного, ну, скажем, нравственный путь реализации духовности?

В общем-то есть, существует. Но он фактически неотделим от религиозных традиций, ибо только в этих традициях была сформулирована и утвердилась шкала нравственных ценностей. Потому что, если нам следовать этике, надо знать, какой этике: ницшеанской, древнеримской или христианской. Шкала нравственных ценностей задается миросозерцанием.

Это значит — верой?

Да, конечно.

А если человек не верует?

Такого не бывает. Хотя бы в подсознании у любого человека живет шкала ценностей, которая и определяется его верой.

В Бога?

Необязательно. Может быть атеистическая вера в то, что мир бессмыслен. Как у Сартра. В таком случае бессмысленно все, в том числе и этическое поведение. Но в подсознании у этих людей обычно живут нравственные представления, унаследованные от традиционных религиозных понятий. Значит, опять-таки все определяет вера — либо осознанная, либо неосознанная.

Часто современное сознание сомневается во всем, ничего «не принимая на веру». Как вы относитесь к такому способу познания мира?

Рациональный аспект познания требует именно такого подхода, и в науке он необходим. Но есть познание иное, целостное, интуитивное, ему свойственна непосредственная достоверность внутреннего постижения. Это воцсе не «принятие на веру», а живой реальный опыт, и здесь нужны только коррекция и формирующая деятельность разума. Чтобы быть понятней, скажу: когда мы воспринимаем нетленную красоту рублевской «Троицы», это вовсе не значит, что мы что-то приняли на веру, Мы восприняли, а разум может дать лишь вспомогательный материал аналитического свойства относительно композиции, структуры, замысла иконы.

Существует религиозная живопись, религиозная литература. Возможно ли существование религиозного кинематографа, как вы думаете?

Возможно, конечно. Всякий кинофильм, ставящий вечные вопросы, может быть отнесен к категории религиозного кинематографа.

Анджсй Вайда как-то назвал основоположником современною религиозного кинематографа Андрея Тарковского…

Да, я думаю, что произведения Тарковского насквозь пронизаны духовной и религиозной проблематикой. Его картины — притчи и символы. Они говорят — в «Андрее Рублеве» — о чуде духовности, которое не погибает среди мрака; о стремлении человека начать диалог с космическим Разумом (в «Солярисе») и нравственной драме, открывающейся в этом стремлении, — ведь именно контакт с Океаном порождает воплощенные укоры совести; о великом, трудном и ответственном пути веры, что не только возвышает человека, но и изобличает его, — в «Сталкере».

Мы сейчас много говорим о национальных культурах, о том, что десятилетия попрания духовности особенно губительно сказались именно на них.

И все же, мне кажется, кровообращение в культурах народов нашей страны не остановилось полностью. Творческий потенциал не иссяк, несмотря на попытки превратить культурный организм в механизм, жизнь все же берет свое. Я очень надеюсь, что нынешние процессы вернут нашей цивилизации и нашим культурам хотя бы часть утраченной органичности.

Как вы относитесь к явлению космополитизма в жизни, в искусстве?

Слово «космополит» было унижено, поскольку использовалось как инструмент репрессий сталинским аппаратом. Для древних греков, которые изобрели этот термин, слово «космополит», » гражданин Вселенной» было великим словом. Оно вовсе не означало отказа от своей культуры. Стоики, например, были космополитами, но при этом типичными представителями греческого и римского мира. По мере роста средств коммуникации наука, искусство и многое другое естественно приобретают космополитические черты. Главная опасность здесь лишь в том, чтобы не происходило культурной энтропии, чтобы вместо братского взаимообогащения культур не совершалось их истребления типовым, стандартным, бездушным. Христианство всегда воплощалось в живых конкретных своеобразных формах культур. Нет какой-то однородной христианской культуры, но при этом христианство является универсальным учением, которое, признавая ценность культурных различий, в высшем плане объемлет все. Апостол Павел признавал, что в земной жизни существуют эллины и иудеи, варвары и скифы, но во Христе, говорил он, нет уже ни эллина, ни иудея, ни варвара, ни скифа. Это исключает как антикультурную и антинациональную нивелировку, так и шовинистическую конфронтацию и изоляцию.

Что с точки зрения христианства может и должно противостоять национальной ограниченности, равно как и шовинизму?

Для национальных культур очень опасна тенденция к самозамыканию. Культура не может развиваться в изоляции — это доказала вся история человечества. Культура обязательно должна существовать на вдохе и выдохе, на том, чтобы она была открыта другим культурам и могла бы делиться своими сокровищами с окружающим миром. Необходим обмен духовный, чтобы не было культурного изоляционизма. Что касается нашей страны, то ее судьба — быть страной многонациональной, а значит, наша задача — учиться жить вместе, учиться преодолевать в себе ксенофобию и национальное отчуждение, Это первобытные стихии, очень вредные для человека, очень низменные, они противоречат и патриотизму, потому что человек, не уважающий других, — он и себя не уважает. Это все болезненные комплексы, когда народы, живущие бок о бок, срывают свое раздражение, тяжкие моральные состояния на инородцах, живущих рядом. Мы знаем о трагедии Карабаха, когда там набрасывались друг на друга люди, жившие рядим, — это тоже история, тоже ксенофобия, это ненависть к чужому, и это — грех, который человек должен преодолевать.

Спасибо вам за встречу.

Во все времена люди, понимающие, что главный смысл жизни – это развитие Души, искали свой единственно верный путь. На данный момент существует множество религий и духовных практик, но это многообразие так и не привело к реальному повышению духовности людей. Большой выбор таких путей в итоге так и не привёл к повышению духовности людей. За всю историю человечества лишь немногие стали святыми и полностью чистыми Душой. Отдельные случаи появления таких особых людей, при низкой духовности остального большинства - скорее исключения, чем правило. Притом любому человеку Богом дана возможность стать святым и кристально чистым. Реальность же показывает менее оптимистичную картину. Как и в любом деле, если нет положительного результата, то что-то делается неправильно.

Для начала следует найти те отличия, которые и отделяют обычного человека от просветлённого. Святой человек совершенно чист внутренне и избавлен от всех своих пороков и недостатков. Кроме этого, состояние Духа такого человека столь высоко, что он находится на частоте Любви. Обладая этой особой силой, они могли совершать исцеления и другие чудеса, так поражавшие людей. Владея и управляя энергиями, они раскрывали в себе некоторые возможности Бога. Для святых не было ничем удивительным то, что они делали, но для других людей такие возможности казались недосягаемой высотой. Разница же между святым и простым человеком кроется лишь в состоянии его Души.

Итог: множество религий и духовных путей так и не смогли оказать такого влияния на Душу, что бы привести её к абсолютной чистоте. Так, при одном Боге образовалось множество религий, где носители одной веры были готовы убивать других во имя Бога. Сложилась ситуация, когда каждый тянет одеяло на себя и служители разных религий от рождения, спешат привязать человека к той или иной вере. Для людей всё ограничивается видением той или иной религии. Священнослужители в итоге лишь умножают свою паству, но отнюдь не укрепляют духовность людей. Количество не всегда означает качество. Номинально выполняя те или иные ритуалы, у людей так и не происходили нужные изменения в Душе. Люди не делали главного - очищения своей сути. Помолившись пять минут в храме Богу, а всё остальное время забывая о нём, никогда не станешь святым.

Грязь Души и духовность несовместимы. Одно полностью исключает другое. Где грязь - там нет света. Там где загрязнённая Душа - не может быть её сияния. Дух подобен устрице, который в среде грязи не генерирует энергию Любви. Душа – это храм Бога, который необходимо держать в чистоте, но многим ещё предстоит сделать эту уборку. Лишь в полной чистоте Души человека проявляется его Божественная суть.

У человека есть два состояния: первое – это его нынешнее загрязнённое состояние и второе, совсем ему неизвестное, когда у него чистая Душа и Дух в Любви. Многие религии практически никак не влияет на состояние их Души и Духа. Однако за свои мёртвые догмы люди готовы на всё, что угодно. История тому свидетель и во имя Бога уже происходили массовые убийства людей.

Любому разумному человеку понятно, что такое искажённое понимание веры в интересах только дьявола, а не Бога. Многообразие религий, где люди разделены на мелкие группы ненавидящих друг друга конфессий, так же в интересах только Люцифера. Каждый разумный человек понимает, что при одном Боге, должна быть только лишь единственная Вера – Истинная.Вот почему необходимо провести разделительную линию: что от Отца Небесного, а что от дьявола. С одной стороны разделение и ненависть, на другой - объединение людей и Любовь.

Такое же многообразие разных эзотерических практик часто служит лишь потерей времени. Даже не неся в свое сути вреда, они отвлекают от подлинного очищения Души и повышения духовности. В данном случае так же количество не стало качеством. Любые практики, не ведущие к очищению Души - лишь самообман, поскольку они ведут только к потере ценного времени.

Духовность и болезни людей имеют свою прямую связь. Недуг человека ясно говорят о его внутренней энергетической загрязнённости. Говорить о какой-то духовности в этом случае не следует. «В здоровом теле - здоровый Дух» и наоборот, при загрязнении Души человек получает больное тело. Всё тесно переплетено, Бог и Душа человека, связанная с Ним. Болезни так же связаны с внутренней чистотой человека. Часто в своих болезнях он виновен сам, ведь рождая в себе грязь, невозможно быть здоровым. Некоторые люди в своих болезнях даже неразумно винят Бога, что является одним из многих заблуждений.

Люди не знают, что от Бога к человеку идёт только очищающая энергия Любви. В этом энергообмене, получая от Бога высокую энергию, люди рождают и передают Ему в ответ часто лишь негатив. Эта отрицательная энергия загрязняет теменную чакру и обрывает получение энергии Любви. Без внешней помощи Бога у человека начинается накопление рождённого им негатива, приводящего затем к многочисленным болезням. Говорить о какой - то вере к Богу в этом случае не следует, ведь генерируя отрицательные энергии, человек по сути служит интересам дьявола.

Именно состояние Души определяют полярность человека. При внутренней загрязнённости пороками и грехами, они как понижающий трансформатор меняют высокие энергии на негативные. Вот почему порочный человек не может быть Духовным.

Основной негатив человека находится в двух нижних тонких телах. Эту грязь видят некоторое люди, обладающие такими способностями и определяют её как чёрную ауру. Всё это и есть тот самый накопленный человеком отрицательный багаж. Очищение накопленной грязи идёт порой через боль, но это священные боли. Любая религия не имеет смысла, если она не приводит к очищению и просветлению Души. Так же любые Духовные практики являются ложными, если они ничего не говорят о Душе и её чистоте. В этом случае можно говорить только о потере времени и собственных иллюзиях. Подобные полумеры в Духовности лишь самообман. Ни о каком развитии Души не следует говорить при внутренней грязи своей сути.

Сложившаяся ситуация низкой духовности привела к тому, что человек уже не может самостоятельно очиститься от всех своих грехов и пороков. Любой негатив очищается только высокими энергиями, а при внутренней грязи человек уже не может их сам рождать. Для людей, стремящихся к очищению остаётся только последний, внешний источник такой энергии – Бог. Теперь уже без помощи Бога, человек не может самостоятельно очиститься. Крайняя возможность для этого – это особая молитва для СоНастройки с Творцом. Только после очищения своей Души, становится возможным самому генерировать высокие энергии, но только при её внутренней чистоте. Таким образом, лишь обращаясь в особой молитве к Богу, теперь возможно очистить свою Душу. Обязательное же условие очищения – это самодисциплина и ограничение генерации негатива, создание внутри себя среды из высоких энергий. Только так, шаг за шагом, порок за грехом, возможно очистить свою Душу. Духовность и внутренняя грязь несовместимы, присутствуя в одном человеке. Одно совершенно исключает другое. Без чистой Души не будет и Духовности.

Духовность и помыслы связаны своей крепкой неразрывной связью. Все свершения человека – это импульсы его Души, толкающие на те или иные действия. В зависимости от её состояния будут и поступки. Внутренняя мотивация у одного будет сеять Любовь и добро, а другой же будет наслаждаться убийством человека. Всё это отличие определяет лишь его Душа, точнее её чистота или же загрязнённость. Всё несовершенство от внутренней грязи.

От тьмы к свету

Ждать от людей изменений без очищения их Души не следует. Да и менять необходимо прежде самого себя. В этом есть неотъемлемое право свободной воли каждого человека. Если Душа откликнулась, то значит он искренне хочет этого и это выбор всегда только за ним.

Так или иначе, без очищения Души нет духовности, а значит - время жизни может быть потрачено впустую. Даже огромные богатства не могут сделать человека счастливым, ведь если в его Душе мрак и ненависть, то и сокровища не будут радовать. В ином случае при своей чистой сути, даже бедные люди вполне счастливы и делятся им с другими. Счастье не в богатстве, а в состоянии чистоты Души.

Лишь выскребая понемногу свою негативную суть, человек становится ближе к Богу, но так же происходит и наоборот, когда он загрязняется. На сегодня вся среда жизни людей, устроена только для затемнения Души, а, значит, для отдаления человека от Творца. Всё это ясно показывает, что власть сегодня вовсе не от Бога. Многообразие разных религий, как раз и служит для запутывания людей и к отдалению их от Бога. Укрепление же какой-то религии ещё не означает повышение самой Духовности людей.

Собственная Душа – это забота прежде всего самого человека. Лишь осознание необходимости собственного очищения и избавления от собственной дуальности, является залогом успеха. Только полностью очистившись, когда внутри прочерчена чёткая граница между добром и злом, Богом и дьяволом, можно говорить о Духовности. Неотъемлемая её суть - это Любовь, признак которой тепло в груди (Душе).

Сделав такой окончательный выбор, человек уже идёт единственно верной дорогой к Богу. Независимо от того, атеист, эзотерик или сторонник какой либо веры, близость к Богу определяет только чистота Души человека и состояние его Духа. Даже атеист может быть намного ближе к Творцу, чем порой иной сторонник религии, если он следит за чистотой своей сути и соблюдает Высшие заповеди.

Слышащие Душой Бога - всегда его помощники и идут только дорогою добра и Любви. Они вместе с Богом строят общее для всех его детей Богоуправление на Земле. Дарованная в Откровениях Создателя особая очищающая молитва – это предложение Творца людям быть ближе к Нему. Такие действия Бога - знак Великой Любви к своим детям.

Шаги Воинов Света

Лишь очистившись от своих страхов и пороков, люди имеют чистый канал с Богом и становятся Воинами Света. Хотя тьма пока и не спешит сдавать свои позиции, но всему бывает конец. Тьма – это отсутствие света и она всегда отступает перед Светом. Тьму может рассеять только Свет Истины и Любви, а это главное оружие Воинов Света. Быть Воином Света совсем непросто и для этого нужно соответствовать этому высокому званию. Лучших не может быть много и поэтому помощники Бога на Земле – это те немногие, кто меняют этот мир к лучшему. Многим из них ещё предстоит очистить внутренний негатив и отделить всё своё несовершенство от сути, но они уже быстро идут к этой цели. Чем чище Воины Света внутренне - тем лучше они справляются со своей миссией.

Они лишены сомнений не потому, что они фанатики, а потому, что знают истинный путь. Ведь если сам Бог ведёт своих детей по единственно верному пути, то им уже никто не сможет помешать. Воины Света знают, что невозможно построить своё отдельное маленькое изолированное счастье за забором, когда вокруг всё рушится. Для истинных Воинов Света - это ошибочный путь и потому они меняют этот мир. Когда они идут вместе с Богом, то совершенно спокойны, поскольку знают, что никто не сможет остановить твёрдые шаги Воинов Света.

Духовность - это природа самого человека. Духовность - это и мышление, и сознание, и воля человека, это единый целостный поток, который составляет особенность человека. Человек теснейшим образом связан с мирозданием. Духовность же есть то, что отсутствует в природе. Мы вырабатываем и создаем ее сами личностным развитием и самосознанием. Духовность человека связана с высшим духовным планом бытия. И духовность человека заключается в том, что он есть образ и подобие Творца. Когда человеческая духовность приходит в состояние дисгармонии со своим первообразом, это влечет за собой духовные и нравственные недуги, духовную и нравственную гибель. Духовность - это жизнь в "здесь и сейчас" и полное ощущение жизни всем своим существом! Отличительная черта духовного человека - это его уравновешенность и целостность, искренность, полная гармония с самим собой и миром, в котором живет такая личность . Духовность это состояние личности, которое выражается в гармонии человека и Космоса и дает ощущение единства с окружающим миром, природой, людьми. Духовность придает смысл нашей жизни. В ней мы черпаем ответы на вопросы о смысле жизни, о критериях добра и зла, истины и заблуждения. Духовность открывает нам доступ к любви, совести, чувству долга, к правосознанию и государственности, к искусству, науке и религии, указывает, что является в жизни главным и наиболее ценным. Под духовностью человека понимается его способность различать приоритеты жизненные и ценности, и подчинять им свои поступки, поведение, способ жизни. Духовный человек никогда не будет несправедливым, зная, что имеет больше возможностей, чем остальные, он будет стараться помочь им, поддержать их, показывая пример. Духовность - высшее достояние человеческой души, сердце личности. Проявлением духовности человека является его признак духовного здоровья. Духовная личность не может быть жадной,злой,завистливой,лицемерной, неудовлетворенной, так как то, что у нее внутри себя, дает ей полное удовлетворение жизнью и окружающим миром. Духовность, дает радость, не сравнимую с внешним обладанием материальным или наделением властью. Духовная личность имеет высшее достояние, которое не променяет ни за что, и свою жизнь она подчиняет Высшему благу. Когда нет внутренней гармонии, то ум человека оправдывает плохие поступки, всегда находя им удобное для себя объяснение. Присутствует постоянная озабоченность поддержанием статуса собственного "я" и эго, где непрерывная « словомешалка» истощает организм, нуждающийся в гармонии.А ведь реальность человека - его внутренняя и внешняя гармония, единство с высшим духовным источником- Творцом, дающей ему единство с природой, социумом, космосом. Духовные знания не только ведут к определенному виду деятельности. Они освещают общую картину мира, общие законы развития природы и общества, благодаря чему вырабатывается научный подход к пониманию явлений. Литература и искусство помогают глубже познать и понять жизнь, развивают творческую активность. Духовный человек - это человек, способный строить жизнь по законам красоты. Основы духовного развития ребенка закладываются в семье. Духовность - свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ. Дух - это храм человека. Следовательно, духовность неотделима от свободы. Духовность личности – это время пребывания в одухотворенности. Духовная деятельность - есть творчество. Духовность не зависит от религии, философии, от расы, национальности, социальной системы, класса, сословия. Она более всеобъемлющая и включает в первую очередь в себя – любовь. Духовность это не только умение любить, но и умение и неистребимое желание нести добро и свет. Таким образом можно кратко дать ответ-духовность это любовь, доброта , красота, творчество, знание и свет,который несет человек,обладающий этим качеством души.

С Любовью,Стелана