Веревка скрученная втрое не скоро порвется. Да здравствуют различия! Нитка, втрое скрученная

Каждая семья в какой-то период времени переживает кризис. Кризис отношений, кризис доверия, кризис любви. Что в такие времена может спасти брак, сохранить семью при таком обилии разводов сегодня? Библия говорит, что "нитка, втрое скрученная нескоро порвётся". Почему втрое? Если это применить к браку - Кто этот третий? Третий - это Бог. В данном случае, Он не третий лишний, Он - жизненно необходимый!
Кто знаком со свойствами канатов, тот знает, что только канат, скрученный из трёх прядей самый прочный. И если по каким-то причинам, одна или две нити порвутся, то третья ещё долго будет держать. Получается, что если в брак будет приглашён Бог, то Он созидает невидимым образом эту семью и во времена кризисов, держит супругов в единстве и помогает им душевно исцелиться, простить друг друга и опять быть вместе. Бог не только удерживает супругов от развода, восстанавливает отношения, но и наполняет их любовью друг ко другу.

"И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется". Библия Еккл.4:12

Рецензии

Если я правильно вспоминаю,в Библии было ещё написана,что плохо человеку быть одному...Третьей нитью мне всегда казалось,когда я читала эти строки,может быть и ребёнок.Чем не ангел,дарованный Богом для связи двух сердец.

Дорогая Лена!
Дети, конечно. объединяют семью. Но мы ведь знаем, что очень многие родители, столкнувшись с какими-либо трудностями или разочарованиями, побросали своих детей. А знаете почему?
Псалом 126
" Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его;
если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.
2 Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.
3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева.

В этом псалме говорится, что всё, что создают люди без Бога - это напрасный труд. И маленький ребёнок, пока он маленький кажется ангелом.
А воспитанный не по Божьим принципам (без Бога), он скорей всего станет наркоманом или алкоголиком или эгоистом...

С любовью и почтением к Вам.

Вы правы,но давайте,если в нас есть вера в Бога.Верить и в силу его.Бог должен быть во всём,и он есть даже там,где казалось и быть его не должно

Да, так и есть Бог во всём, потому что Он всё создал и Он всем управляет. Но Бог создал человека не как зомби, а с правом свободного выбора. Бог создал человека, чтобы иметь общение с ним и быть его Богом.
Помогать человеку во всём, защищать его. Но человек отверг Бога, отверг его господство над своей жизнью. Человек посчитал, что он умнее Бога и решил быть сам себе "богом". Результат Вы видите, если посмотрите вокруг. Это всё последствие бунта человека против Бога. Но для этого и послал Бог Своего Сына Иисуса Христа на крест, чтобы опять примирить человека с Собой, чтобы даровать человеку жизнь вечную с Собой. И от нашего решения принять этот дар или отвергнуть, зависит где и с кем мы будем проводить вечность. И это серьёзно. Ад реален.

Хороший пример некорректного, ушедшего в сторону от предложенной рецензентом темы, диалога. Не во всех семьях бросают детей и не во всех семьях дети вырастают алкоголиками.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Еккл 4: 9-12 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: 10 ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. 11 Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? 12 И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.

«Нитка, втрое скрученная» - что это, как не пример объединения нескольких людей, соединенных общими интересами, общей целью в союзе, завете, соглашении или единстве? В этом отрывке Библии приведен пример взаимоотношений только двоих, сколь же больше должно быть преимущество объединения большего количество людей? Польза от взаимовыручки большего количества людей превосходит в качестве, так как в соответствии с увеличением количества людей так же увеличивается и число способностей, талантов. Не даром говорят «одна голова -хорошо, а две лучше».

Прит.15:22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.

4Цар.18:20 Для войны нужны совет и сила.

Прит.24:6 С обдуманностью веди войну твою, и успех [будет] при множестве совещаний.

Этот принцип очень хорошо понимали как цари в древние времена, так и главы различных государств в наше время. Объединения государств всегда давало преимущество как в войне, так и в политике, в экономике. По этой причине всегда на протяжении всей истории человечества создавались различные альянсы, целью которых являлось достижение желаемых результатов. В Библии мы так же можем найти множество примеров таких союзов между царями. Так например был заключен союз мира и взаимопомощи между Соломоном, царем Израильским, и Хирамом, царем Тирским (3 Цар 5:1-12).

3 Цар 5:12 Господь дал мудрость Соломону, как обещал ему. И был мир между Хирамом и Соломоном, и они заключили между собою союз.

Пример заключения союза между Асою (царем Иудейским) и Венададом (царем Сирийским) как своеобразной тактики для достижения определенной цели (1 Цар 15: 16 -21).

Союзы так же могли заключаться между царем и народом (2Пар.23: 1-3) .

2Пар.23: 1 Но в седьмой год ободрился Иодай и принял в союз с собою начальников сотен : Азарию, сына Иерохамова, и Исмаила, сына Иегохананова, и Азарию, сына Оведова, и Маасею, сына Адаии, и Елишафата, сына Зихри. 2 И они прошли по Иудее и собрали левитов из всех городов Иудеи и глав поколений Израилевых , и пришли в Иерусалим. 3 И заключило все собрание союз в доме Божием с царем . И сказал им [Иодай]: вот сын царя должен быть царем, как изрек Господь о сыновьях Давидовых.

(помним о том, что главы поколений Израилевых были представителями всего израильского народа)

Очень важно было, с кем именно заключался союз. Например, очень плачевно могли обстоять дела тогда, когда заключался союз с тем народом, к которому Бог не благоволил из-за их духовной нечистоты.

Ис.30: 1 Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: 2 не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта. 3 Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта - бесчестием; 4 потому что князья его уже в Цоане, и послы его дошли до Ханеса. 5 Все они будут постыжены из-за народа, [который] бесполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но - стыд и срам.

Исх.34:12 смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас . 15 Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их; 16 и не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих.

И напротив, большие благословения были у тех, кто заключал свои союзы обдуманно. Например, Авимелех, царь Герарский (филистимский), тот самый, что едва не женился на Саре, заключил союз с Авраамом, потому что видел Божьи благословения в его жизни (Быт 21:22-32), так же он поступил и с Исааком по той же причине (Быт 26:26-29).

Лаван так же заключил союз с Иаковом тогда, когда тот с женами и детьми ушел от своего дяди Лавана. Почему Лаван так долго не отпускал Иакова? Потому что видел Божьи благословения, Лаван обогащался за счет Иакова (Быт 30: 25-30; 31:42-53 ).

Вот почему очень важно даже в наши дни быть очень внимательным к тому, с кем именно ты заключаешь договор. Если человек или фирма, с которыми ты собираешься заключить соглашение, не честны (в Библии употребляется выражение "нечестивы" от "нет чести": лжецы¸ аферисты, мошенники, воры ит.д., а это то, что подлежит проклятью), тогда и все, что будет связано у тебя с ними (твой совместный бизнес, например) так же будет проклят. Если же видишь, что человек (фирма) честен и успешен, значит Бог поддерживает его, значит можно и соглашение заключить. Имей мудрость - будешь благословлен.

Если союз между людьми, царями или народами столь успешны, то сколь больше может быть успешен тот, кто заключит свой союз (соглашение) с Богом неба и земли, самым Величественным и Могущественным Царем всей Вселенной? Всевышний Бог избрал из всех людей одного праведного человека Авраама для того, чтобы произвести от него целый народ, праведный, чистый, угодный для Господа. И как Бог некогда заключил свой завет с Авраамом, клянясь благословить его потомство, также Бог заключил свой завет израильским народом (Быт 13: 14-17;15:6,7,17,18;17:1-10; Исх 2:23-25,6:2-8;19:3-6).

Втор 7: (вся) 1 ... ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. 7 Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, - ибо вы малочисленнее всех народов, - 8 но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим , вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского. 9 Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов, 10 и воздает ненавидящим Его в лице их, погубляя их; Он не замедлит, ненавидящему Его самому лично воздаст. 11 Итак, соблюдай заповеди и постановления и законы, которые сегодня заповедую тебе исполнять. 12 И если вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет.....

Сам Бог заключил завет (соглашение или союз) с народом израильским. Это соглашение, как и любое другое, предписывало выполнение двусторонних обязательств: с одной стороны Бог взял в Свой удел израильский народ, обещая хранить, защищать и благословлять Свой народ, а так же поселить его в земле, которую Он обещал дать потомству Авраама, с другой стороны народ израильский обязался выполнять некоторые условия, заключенные в 10 заповедях и обрезании. Бог говорил с людьми на понятном для них языке. Договор мог быть расторгнут в случае его невыполнения одной из сторон. Так как Бог является верным (Втор 7:9), то все остальное зависело только от верности Божьего народа.

Заметьте, Бог заключил завет Свой не только с Моисеем но и со всем народом, это было соглашение или союз единства между Богом и каждым человеком, входящим в израильское общество. А если соглашение заключается между двумя и более лицами, то оно обязывает все лица, принявшие соглашение, выполнять его. Завет принят один на всех, а это значит, что и выполняться он должен каждым человеком. Израильский народ мог выполнить соглашение с Богом только при одном условии: каждый человек должен был быть верен Богу в этом соглашении. В книге Иисуса Навина 7:1-12 мы можем видеть пример того, как неверность одного человека привела к поражению всего израильского народа. Несмотря на то, что у израильтян было все для победы, Бог отступил от них.

Народ израильский должен был быть в единстве для того, чтобы иметь успех и победу, в противном случае соглашение расторгалось. Только единство (в сердце, мыслях, действиях) могло помочь сохранить израильский народ в духовной чистоте. Поэтому, если в каком колене Израиля что-либо случалось, то на помощь ему приходили другие колена Израиля. Это было, например, тогда когда завоевывалась земля и те, колена, которые первыми получили землю в свой удел, но пошли с остальными до конца, чтобы помочь и им получить свои уделы земли. Взаимопомощь и взаимовыручка так же хорошо видны тогда, когда два колено Иуды и Семиона объединились, чтобы вместе воевать против хананеев (Суд 1:1-3,17), или тогда, когда чуть не возникло кровопролитие из-за того, что был построен жертвенник для поклонения Богу из-за коленами Рувима, Гада и половиной колена Манасии (И.Н. 22:9-34). Давид с Ионафаном заключили союз (1Цар.18:3) и были верны ему до конца своей жизни. Пример единства среди израильского народа так же можно видеть в истории, описанной в книге Судей (19,20:1-3,8-13 ). Был совершен грех в одном из городов колена Вениамина, узнав о котором все остальные колена Израиля собрались «как один человек» (ст.1,8) или "единодушно" (ст 11), т.е. как одна душа или как душа одного человека, чтобы истребить эту нечистоту с лица земли.

По вере мы являемся духовными сонаследниками Авраама и можем по праву называться народом Божьим. Принимая Иисуса Христа Своим Господом и Спасителем и вступая, таким образом, в Новый Завет с Ним, мы обязуемся, так же как и много тысяч лет назад, выполнять со своей стороны Божьи заповеди. Находясь в Завете с Ним, мы также находимся в завете друг с другом. Понимая это, мы теперь можем совершено по-новому взглянуть на две величайшие заповеди (Мтф 22:37-39): "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и возлюби ближнего твоего как самого себя". Здесь отчетливо прослеживается заповедь между человеком и Богом, и человека с человеком.

Рис. 1: Схема завета по Мтф 22:37-39 ("нитка, втрое скрученная")

Нарушая одну из двух заповедей, автоматически нарушаешь вторую. Нельзя любить Бога, не любя человека:

1 Ин 4: 20,21 Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? 21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.

Взаимоотношения между человеком и Богом, и между человеком и человеком и является той самой ниткой, скрученной втрое, которая не скоро порвется. Или как вы думаете, почему в Екклесиасте 4:9-12 говорится о тройной силе тогда, когда речь идет о единстве только двух людей? В Екклесиасте 4:9-12 мы видим пример союза человека с человеком, а кто же тогда третий? Бог! Бог хочет именно такие взаимоотношения. Нельзя строить правильные отношения с Богом, не имея в тоже время правильных отношений с ближним. Он сказал, что ничто нечистое в Царство Божье не войдет. Когда кто-то один из всего изральского народа согрешал, Бог отступал от всего народа и не благословлял его.

1 Кор 12:13-26 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. … 26 Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. 27 И вы - тело Христово, а порознь - члены .

Израильский народ в Ветхозаветные времена был прообразом Церкви Нового Завета. И если существует единство между людьми в собрании, значит оно целостно, значит оно может называться Телом Христа. В противном случае Тело уже не есть Тело, но члены один без другого. Так например, не может верующий, посещающий собрание только по воскресеньям, но не принимающий никакого участия в жизни церкви, быть в теле Христа, потому что каждый орган человека (если сравнивать Тело с телом) и даже каждая клеточка организма должна выполнять свою определенную функцию. Не может орган быть в теле, если он не функционирует в нем. Даже любой донорский орган, если он не функционирует в едином организме, отторгается телом, тогда без искусственной поддержки такого извне, орган сам по себе просто умрет. Чтобы все в Теле функционировало слажено, Бог установил некоторые правила для урегулирования взаимоотношений между людьми посредством Своего слова-Библии (2Тим.3:16,17). Ахан отнесся к слову Бога безответственно, нарушил соглашение Израиля с Богом, взял заклятое (наверное он решил, что он умнее всех, раз смог позволить себе поступать по своему собственному усмотрению), тем самым он выступил против единства всего Израиля, против соглашения Израиля с Богом, и как следствие был отторгнут и умер, ибо возмездие за грех - смерть (Рим.6:23).


С разрешения Миссии Кеннета Коупленда.

В единстве есть сила. Дьявол знает это. Вот почему он постоянно борется с ним. Он использует наши различия, те различия, которые Бог дал нам для того, чтобы сделать нас сильнее, и пытается с их помощью разделить нас.

Возьмите, к примеру, мужчин и женщин. Он обманул нас, втянув в спор по поводу того, кто кого лучше и важнее. Но я прямо сейчас могу ответить на этот вопрос. Женщины лучше и важнее. Если не верите, тогда, вы, мужчины, попробуйте родить ребенка. Но с другой стороны лучше и важнее мужчины. Если не верите, тогда, вы, женщины, попробуйте иметь ребенка без нас.

Именно наши различия и делают нас сильными!

Люди спорят даже о том, какого пола Бог: мужского или женского. Но Библия сама говорит нам об этом. Он и то, и другое! Да, это так. В еврейском языке есть слова как мужского рода, так и женского. Но еврейское слово "Иегова" является как мужского, так и женского рода. Он точно такая же женщина, как и мужчина, и Он точно такой же мужчина, как и женщина.

В начале и человек был таким же. Когда Бог впервые сотворил "человека", он был и женщиной, и мужчиной. Затем Бог отделил от него женскую часть и сотворил женщину. После этого для того, чтобы стать совершенно целостными, мужчина и женщина должны соединиться друг с другом.

Это верно и по сей день. Например, соединяя вместе мужа и жену, Он часто соединяет совершенно разных по характеру людей. Там, где слаб один, силен другой, и наоборот. Поэтому, когда они вместе, они намного сильнее, чем поодиночке.

Было время, когда я не понимал этого. Я сердился на Бога за то, что Он дал мне жену, которую не интересовали многие вещи, нравившиеся мне. Но в конце концов я понял, что Бог знал, что делал. Если бы Он дал мне женщину, которая была бы точно так же без ума от самолетов и летного дела, как и я, мы бы провели всю оставшуюся жизнь в облаках. Мы бы не проповедовали Слово Божье. Мы бы не вылезали из какого-нибудь самолета, летая вверх тормашками. "Экипаж Коуплендов!" или что-то в этом роде.

Есть ли в вашей жизни люди, которые раздражают вас тем, что отличаются от вас? Не позвольте дьяволу разделить вас на почве этих различий. Благодарите Бога за различия! Позвольте Ему научить вас ценить их. Позвольте Ему показать вам, какими сильными вы можете быть... вместе!

ОТРЫВОК ИЗ ПИСАНИЯ: Книга Екклесиаста 4:9-12.

9 Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их:
10 ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его.
11 Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?
12 И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется.

Алекс Ла Гума

И нитка втрое скрученная...

Перевод с английского А.Мартыновой.

АЛЕКС ЛА ГУМА

Родина Алекса Ла Гумы - Южно-Африканская Республика, страна-концлагерь. Под гнетом фашистского режима здесь томятся миллионы коренных жителей чернокожих и цветных. Но и в невыносимых условиях, в атмосфере полицейских облав, массовых арестов и политических убийств писатели Южной Африки бесстрашно борются за освобождение народа, отдавая этому великому делу все свои силы, весь свой талант.

Алекс Ла Гума родился в 1925 году. Он уроженец "цветных" кварталов Кейптауна, сын Джимми Ла Гумы, одного из зачинателей и вождей антирасистского движения. Уже в ранней юности Алекс включился в освободительную борьбу. С начала пятидесятых годов он активный участник народных выступлений против расизма, автор гневных публицистических статей в прогрессивных органах печати - журнале "Шайтинг ток" и газете "Нью Эйдж". Правители ЮАР давно его преследуют. Не раз Ла Гума подвергался репрессиям, много месяцев провел в тюрьмах. А в 1962 году его приговорили к пяти годам домашнего ареста. Произведения писателя строжайше запрещены у него на родине.

Это не случайно. Все, что вышло из-под пера Ла Гумы, посвящено одной теме - борьбе африканского народа за свои права. Две его повести - "Скитания в ночи", "И нитка, втрое скрученная...", а также цикл рассказов получили широкое признание передовых людей в ЮАР и за ее пределами.

"Скитания в ночи" - горестная повесть о жизни обитателей шестого района Кейптауна, где негры и цветные задавлены нищетой, бесправием, непосильным трудом. На каждом шагу - унизительные запреты, оскорбления, полицейский террор. Герои произведения - Майкл Эдонис и Виллибой - не хотят мириться с тем, что попирается их человеческое достоинство. Они исступленно ненавидят угнетателей, но не знают пока путей борьбы. Где же выход? Что делать? такие вопросы сами собой напрашиваются при чтении суровой и правдивой книги "Скитания в ночи".

Поисками ответа на эти насущные проблемы продиктована другая повесть Ла Гумы - "И нитка, втрое скрученная...", предлагаемая читателю. На первый взгляд кажется, что здесь отображена та же беспросветная жизнь, что и в "Скитаниях...". Героями также являются бесправные темнокожие - поденщики, уборщики, сторожа, мелкие уголовники, безработные, проститутки. Мы видим униженных, озлобленных дискриминацией людей - опустившуюся "пьяную Рию", безработного Романа, ставшего мелким вором, жалкую Сюзи Мейер, которая завидует "сладкой жизни" господ. Но главный герой повести - молодой африканец Чарльз Паулс - человек иного склада. Он уже понимает, что его народ несчастен потому, что люди разобщены. "Всего труднее перенести беду, если человек один... - говорит Чарльз Паулс. - Людям надо быть вместе". Так приходит к жителям трущобного района Кейптауна идея солидарности обездоленных, идея совместной борьбы за равноправие и свободу.

Алекс Ла Гума не одинок, бок о бок с ним работают талантливые писатели, которым дороги те же идейные и художественные принципы. Это - Питер Абрахамс, Эзекиель Мпахеле, Ричард Рив, Льюис Нкози и другие. Они опираются на традиции критического реализма, созданные лучшими мастерами мировой литературы. Но особенно плодотворно влияние на Ла Гуму великого пролетарского писателя Максима Горького, которого он считает своим учителем. "Для меня, - пишет он, - человека, живущего в такой стране, как Южная Африка, где мы сталкиваемся со всеми самыми худшими проявлениями расизма, экономической эксплуатации, социального неравенства, глубочайшей безнадежностью и жестокостью, идеи Горького были лучом света, рассеявшим густой мрак эксплуататорского общества".

В настоящее время писателю удалось вырваться из лап расистского правительства. Он снова активно окунулся в общественную деятельность, принял участие в Третьей конференции писателей стран Азии и Африки в Бейруте. Ла Гума - друг Советского Союза, в течение последних лет он не раз был гостем нашей страны. Им написан новый роман "Каменная страна" - о тюрьмах Южной Африки, где томятся лучшие сыны ее темнокожих народов. Писатель полон творческих сил, он убежден, что борьба африканцев за свое освобождение, поддержанная всеми честными людьми на земле, завершится полной победой.

МИХАИЛ КУРГАНЦЕВ

И НИТКА ВТРОЕ СКРУЧЕННАЯ...

БЛАНШ, С ЛЮБОВЬЮ

Двоим лучше, нежели одному; потому

что у них есть доброе вознаграждение в

труде их.

Ибо, если упадет один, то другой

поднимет товарища своего. Но горе одному,

когда упадет, а другого нет, который

поднял бы его.

Также, если лежат двое, то тепло им;

а одному как согреться?

И если станет преодолевать кто-либо

одного, то двое устоят против него. И

нитка, втрое скрученная, не скоро

порвется.

Книга Екклезиаста, IV, 9 - 12

На северо-западе сгущались облака, сначала похожие на хлопья ваты, гонимые по небу напористым ветром, потом - на клубы серого дыма и, в конце концов, - на вздыбленные под самую высь крепостные валы с бастионами. Мрачная стена тянулась через весь горизонт, и солнце уже не сияло, а только угадывалось в бледном свечении за серой пеленой. И море было серое и свинцовое. Оно лениво колыхалось, как тяжелое полотнище на утихающем ветру. Осень рано пришла в тот год, а за ней и зима, и небо затянуло тяжелыми тучами, грозившими земле дождем. На взморье, в парках и на фермах с деревьев уже опали листья, и только по склонам и на вершинах гор, тянувшихся вдоль моря, зеленым по серому еще проступали сосны, смоковницы и редкие дубы, и земля упрямо хранила здоровый темно-коричневый цвет.

Первый дождь просеялся из туч моросящим туманом и остался лежать влажной пеленой на земле, на скамейках бульваров и на отвесных гладких стенах зданий, асфальт улиц и дорог почернел от него. Потом этот первый дождь прошел, оставив после себя только холодную сырость в воздухе и обещание вернуться.

Настал июль, и набрякшие тучи походными колоннами двинулись на землю с океана; подгоняемые окриками резкого ветра, они брели, прихрамывая, со стертыми ногами, через все небо в наступление на твердыню гор. Какое-то время горы сдерживали их, и дожди опустошали только побережье, и завеса их разбивалась о колючие вершины. На флангах дождь падал в море. Высокий, облаченный в серое туман отрезал горы от неба и всего остального мира и зловещим знамением повис над землей.