Воскресенский новоиерусалимский монастырь. Ново-иерусалимский монастырь

Как добраться в город Истру и город Новый Иерусалим из Москвы, а также в Новоиерусалимский монастырь:

Добраться к нам можно тремя способами (описаны маршруты как добраться до монастыря, но поскольку он находится в городе Истра, то вполне пригодятся тем, кто едет в Истру. Маленькое примечание, если едете в Истру на электричке, то выходите на станции Истра, если до монастыря, то на станции Новоиерусалимская):

1. На электричке из Москвы от метро Рижская, Дмитровская, Войковская(пл. Ленинградская), Тушино - время в пути от 50 минут до 1 часа, ехать до станции Новоиерусалимская или станции Истра.

Внимание: необходимо брать билет на электричку, которая следует до Новоиерусалимской, Румянцево, Волоколамск, Шаховская
Электрички, которые следуют до ст. Дедовск и ст. Нахабино не доезжают до ст. Истра или Новоиерусалимская (находятся на пол пути)

Также есть электрички следующие с Курского направления, можно доехать от метро Комсомольская (платформа Каланчевская), от метро Курская (Курский вокзал - обычно 5 платформа). С этого направления электрички ходят не часто, в основном до ст. Дедовск и ст. Нахабино (не доезжают до ст. Новоиерусалимская). Но при желании можно сесть и на эти электрички, выйти на станции Тушино и подождать электричку следующую с Рижского направления или же пересесть на автобус. Поэтому уточняйте, когда идут электрички до ст. Новоиерусалимская.

Расписание электричек до станции Новоиерусалимская или станции Истра

Путь от станции Новоиерусалимская в направлении города Истра:

Выйдя из перехода идете направо мимо здания вокзала в сторону автобуссных касс. Возле них находится подземный переход на другую сторону Волоколамского шоссе.

Спускаетесь в него и выходите на улицу Панфилова, по которой Вы и пойдете дальше никуда не сворачивая.
По пути следования у Вас слева будут: торговый центр Иерусалим,

небольшие жилые двухэтажные дома (построенные пленными немцами после войны),

детский садик.

Справа будет все время Волоколамское шоссе.

Спустившись с этого крутого спуска Вы увидите храм, который всем великолепием появится перед вашими глазами.

Сразу за мостиком слева небольшая достопримечательность - сказочные персонажи сказки "Курочка Ряба" (интересно будет детишкам).

За мостом Вы идете вдоль поля к храму.

Старенькие ворота, через которые Вы пройдете открывают путь сначала к небольшому музею и в Гефсиманский сад, где расположено деревянное зодчество.

СХЕМА проезда от станции Новоиерусалимская

Мы описали пешеходный маршрут от станции Новоиерусалимская, но если Вы хотите доехать от станции на автобусе или маршрутке, то не нужно спускаться в подземный переход на привокзальной площади. чтобы перейти на другую сторону шоссе. Вам нужно пройти направо мимо перехода немного выйдя на само шоссе и увидите автобусную остановку. Нужно садиться на любой автобус или маршрутку, которая едет в сторону города Истра. Если хотите выйти у монастыря, то выходите на 2 остановке под названием "Музей", а если едете в город Истра, то едьте дальше. Если все же появились вопросы, как ехать, то звоните по телефону путеводителя указанному на сайте справа.

2. На автобусе № 372 из Москвы от метро Тушино до Истры (остановка "Почта") - время в пути 1 час.

Будьте внимательны, когда обратно будете ехать! В расписании не указан остановочный пункт Почта. Он находится между остановками ул. 9 Гвардейской Дивизии и ст.Истра, но по пути из Москвы на нем выйти можно (есть остановочный пункт). По пути в Москву остановочного пункта там нет (можно сесть на автобус на ул. 9 Гвардейской Дивизии или ст.Истра)

Путь к храму от автобусной остановки "Почта" в городе Истра:

Выходите из автобуса. Перед вами будет здание почты.

Поворачиваете налево и огибаете площадь в сторону промышленного здания - завод "Углемаш". В том же направлении едут и машины через площадь.
Вдоль промышленного здания "Углемаш" проходите мимо него и идите вдоль шоссе по улице Первомайской. Слева по пути Вам встретится достопримечательность - два кирпичных столба сразу за зданием "Углемаша".

На них будет табличка о том, что тут был дом, в котором жил А.П. Чехов и сразу же за ними увидите Дом Культуры.
Проходя далее по тротуару, увидите дорожку идущую в парк. Можете пойти по ней. Это более короткая дорога (минут на 5).

Не сворачивая, проходите по ней. На половине пути слева увидите еще одну достопримечательность - памятник самолету ИЛ-2 на стеле уносящейся в небо.

Идите далее по этой тропинке через парк. Выходите к "Г"- образному зданию,
проходите через его двор к зданию суда и, повернув около него налево увидите монастырь, к которому пойдете далее по тротуару к светофору около музыкальной школы.
Переходите через дорогу, и Вы у монастыря.
Если же решили не идти через парк, то от Дома Культуры, который будет слева идите вдоль забора по тротуару. Справа будет Волоколамское шоссе, которое и будет постоянным ориентиром (нужно иди вдоль него). Пройдете мимо здания банка, повернете налево и мимо детского сада, мимо здания, в котором будет ресторан "Сурожский стан" (в нем можно и покушать, поскольку на территории монастыря трапезная пока не предусмотрена).
Далее выходите к зданию суда и, как было описано выше идете к светофору и переходите на другую сторону шоссе к монастырю.

СХЕМА проезда от автобусной остановки "Почта" в городе Истра

3. Путь к городу Истра от Москвы на автомобиле:

Схема проезда на автомобиле по Волоколамскому шоссе (пройдите

Схема проезда на автомобиле по Новорижскому шоссе (пройдите

Нужно ехать по Волоколамскому шоссе мимо Красногорска, Нахабино, Дедовска, Снегири (комплекс воинской славы - музей военной техники под открытым небом), затем проезжаете через реку Песочная и вы в городе Истра.
Чтобы миновать пробки, порой возникающие на Волоколамском шоссе в районе Красногорска, можно выехать на МКАД, а затем съехать на Новорижское шоссе и ехать по нему до первого поворота на Истру, по которому вы попадете на Волоколамское шоссе за 7 км до Истры, далее по нему едете через Истру, как было указано выше.

Отрезок пути от центра города Истра до монастыря можно увидеть на второй схеме.

Если Вы заказали автобус или едете после 12.00 дня, то основная остановка перед главным входом в храм может быть уже заполнена машинами. В этом случае, можете не ехать на основную стоянку, а проехать по Волоколамскому шоссе далее вдоль монастыря, где увидите вторую стоянку с большим количеством стояночных мест удобную для длинномерного транспорта (автобусов) или другого транспорта. Ваши пассажиры смогут зайти в храм в этом случае со стороны западных ворот или же по тротуару вдоль стены вернуться и выйти к главному ходу (5 минут ходьбы под сенью вековых сосен)

Добро пожаловать!

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь - образ иерусалимских святых мест на подмосковной земле. Основатель монастыря патриарх Никон искренне хотел как будто перенести одну из главных христианских святынь - храм Гроба Господня - чуть ближе к верующим, живущим в России.

Никон основал Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в 1656 году. Строительству обители предшествовали долгие разбирательства с правами на землю, принадлежавшую в то время вотчинникам, а затем и длительная подготовка территории. Для монастыря вырубили лес на берегу реки Истры, затем укрепили холм, на котором должна была расположиться обитель. Символично, что этот холм получил имя Сион, соседний холм - Елеон, а третий, на севере, - Фавор. Более того, даже Истру для служителей обители переименовали в Иордан. Недалеко основали женский монастырь с новозаветным наименованием Вифания. Так названия из евангельских текстов проникли на русскую землю.

Главный Воскресенский собор монастыря создавался по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме - строители использовали деревянную копию иерусалимского храма, привезенную в Россию патриархом Паисием. В первоначальной версии XVII века Воскресенский собор, как и другие монастырские постройки, был деревянным. На освящении собора присутствовал лично царь Алексей Михайлович, который впервые и дал молодому монастырю его знаменитое имя - Новый Иерусалим.

В XVII веке монастырская библиотека обладала богатейшей книжной коллекцией: в ней хранились родословные книги, печатные книги для богослужений, старинный «Изборник Святослава» 1073 года, Юрьевское Евангелие XII века, а также рукописи из афонских монастырей с раннехристианскими текстами. Кроме того, в монастыре была даже собственная типография, которую Никон перевел сюда из Иверского монастыря. С 1920 года библиотечное собрание Ново-Иерусалимской обители хранится в Государственном историческом музее.

Со второй половины XVIII века началась паломническая история Ново-Иерусалимского монастыря. До наших дней дошло как минимум 20 паломнических описаний обители. Во многом благодаря именно этим документам сегодня ученые и искусствоведы знают, как выглядел монастырь в то время. На рубеже XIX и ХХ веков монастырь стал одним из главных паломнических центров в России - перед Первой мировой войной его посещало примерно 35 000 паломников в год.

Конечно, революция оставила свой печальный след и в истории монастыря. В 1919 году его закрыли, а в 1920-х годах появился музейно-выставочный комплекс. Благодаря ему и сохранилось многое из убранства и предметов быта ново-иерусалимских монахов.

Еще один тяжелый удар по обители нанесла Великая Отечественная война: фашисты взорвали Воскресенский собор, из-за чего были уничтожены по-настоящему ценные архитектурные памятники. Восстанавливали монастырь уже после войны, а в 1959 году музей вновь начал принимать посетителей. С 1994 года Новому Иерусалиму вернули статус монастыря.

Сегодня побывать в Ново-Иерусалимском монастыре будет интересно не только паломникам, но и простым туристам. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» является самым большим музеем в Подмосковье. Здесь хранятся археологические, этнографические коллекции, редкие книги, собрания русской живописи и графики, мебель, бытовая утварь, стекло, керамика, фаянс, образцы костюмов XVII - начала ХХ веков, изделия мастеров народных промыслов. Здание музея, вмещающего такую богатую коллекцию, разместилось всего в 350 метрах от самого монастыря. Чтобы понять, насколько масштабна коллекция ново-иерусалимского музея, достаточно представить себе, какой объем экспонатов могут вместить 10 000 квадратных метров выставочных площадей.

Помимо самого музея, обязательно стоит побывать в его парке и познакомиться с экспозицией Музея деревянного зодчества под открытым небом. В усадьбе Кокориных XIX века также работает выставка предметов крестьянского быта.

Поездке в Новый Иерусалим следует посвятить целый день: этого стоят и богатейшая музейная коллекция, и царящая в монастыре атмосфера, и роскошная архитектура комплекса, и живописная природа этих мест.

Новоиерусалимский монастырь, подмосковный город Истра. Поехали на один день. Слева от основного входа в монастырь есть очень удобная большая парковка.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Мы оценили, что встали именно туда, когда закончились экскурсии и мы пошли гулять по саду, выход из сада – прямо на парковку.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Белокаменные стены монастыря возвышаются на 9 метров, толщина – 3 метра. Башни крепостной стены имеют палестинские названия, кроме Елизаветинской, через нее можно попасть в Гефсиманский сад.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ограда монастыря – неправильный шестиугольник, а периметр – более километра. Так что территория значительная. Внутри идет обустройство территории, поэтому обойти все постройки не удалось.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ограда имеет восемь башен, которые названы по воротам в Иерусалиме. Оказывается, башни разделены перекрытиями, и внизу помещения используются для хозяйственных нужд, а верхние этажи это – кельи, в них живут.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вдоль монастырских стен идем к входу

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Башни ограды необычные, какие-то двойные. Причем они все разные при детальном рассмотрение, а кажется – одинаковые. Они увенчаны каменными шатрами, а одна башня – Иноплеменничья заново перекрыта деревянным шатром, так как кренилась вбок.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Показалась надвратная церковь

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Справа находится небольшая выставка пушек и звонница

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вход через восточные ворота. Сейчас пока это единственный вход – через трехпролетные Святые ворота. У каждого пролета – свое название: центральная арка – это Красные врата, правая – Въездные врата, а в левой расположен вход наверх, в церковь Входа Господня в Иерусалим.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Сама надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Нам повезло, мы идем через Святые (Красные) врата, хотя они всегда закрыты, используются для въезда транспорта. Рабочие делают настил, видимо, для транспорта, поэтому мы так свободно проходим:)

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Это вид на церковь Входа Господня в Иерусалим с территории монастыря

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вот он – главный храм – Воскресенский. Как видите, ходить по территории невозможно, проход – только к храму и все.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

При входе висят листы с информацией, если хотите экскурсию – звоните. Мы позвонили, нам мило сообщили, что экскурсия будет через 15 минут, объяснили куда подходить.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Мой совет – обязательно берите экскурсию, если вы впервые или давно не были. Стоимость на 31 мая 2016 года: взрослые – 250 руб., дети – 100 руб. Нам экскурсию проводила экскурсовод паломнического центра Ирина Анатольевна Алексеева. Замечательно! Огромное ей спасибо, почти 2 часа пролетели незаметно, причем, она готова была еще отвечать на все вопросы и заново пошла показывать, присоединившимся к экскурсии людям, начало нашей экскурсии.

Благоустройство территории

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Очень долго колокольни не было в этом Новоиерусалимском монастыре, аж с 1941 года, когда немцы, отступая заминировали весь комплекс и колокольня была тоже взорвана, полностью уничтожена.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Перед воскресенским собором находится церковь Константина и Елены, это подземная церковь, единственная, которая не была разрушена немцами. Вот она – правее – нежно розового цвета. Около нее – захоронения.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Очень примечательное надгробие А.С. Цуриковой, она была благотворительницей монастыря, жила в XIX веке. Икона Богородицы выполнена по эскизу В.Васнецова.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Церковь Константина и Елены углублена на 6 метров. По преданию, именно на 6-метровой глубине царица Елена нашла крест, на котором был распят Иисус Христос. А искала она его, потому, что он был сброшен с Голгофы в отходную яму и пролежал там 3 века. Да, там нашли еще 2 креста – от разбойников. В самой церкви есть фреска, посвященная этому событию. Об этом чуть позже.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Церковь Константина и Елены строилась долго, так как при рытье котлована забил источник, это осложнило работы. Причем вода проступила на том месте, гда по плану (и по преданию) царица Елена нашла Животворящий Крест.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Новоиерусалимский монастырь задуман патриархом Никоном (XVII век). Начало работ 1658 год. Возводится монастырь с Воскресенским храмом, подобным иерусалимскому храму с Гробом Господнем. Никон посылает иеромонаха Арсения Суханова в Иерусалим, чтобы он привез точные чертежи и планы Воскресенского храма.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Никон понимал, что мало кто сможет себе позволить побывать в Иерусалиме. Дорого, да и времени займет несколько лет, это ведь не то, что сейчас. Хотя, первая причина для многих из нас так и осталась актуальной. Поэтому цель Никона и была, чтобы ознакомить русских верующих со священными местами казни, погребения и воскресения Христова.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Итак, Воскресенский храм — топографическая копия храма Гроба Господня в Иерусалиме.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Если планировка довольно точно соответствует прототипу, то внутренняя и внешняя отделка придуманы Никоном, ни на что не похожа, своеобразна.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Никон задумал украсить храм изразцами.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Вход в Воскресенский собор, справа белокаменные плиты с резной летописью о строительстве собора. Летопись написана в стихах, причем, если прочесть первые буквы строк текста, то выясним, что летопись писал архимандрит Никанорис, так себя увековечив.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Заходим – справа находится Голгофа, место казни Христа, но храм был закрыт. Поэтому мы сразу же прошли к гробу Господню.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Перед нами открывается история смерти Иисуса Христа и чудеса, которые потом происходили.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Белокаменная часовня, в ней находится главная святыня – Гроб Господень.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Часовня называется кувуклия (опочивальня), она состоит из двух частей – пещеры Гроба Господня и предела Ангела.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Керамические колонки – аркады, здесь, у нас повторяют мраморные колонны, которые в Иерусалиме.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Входим в часовню с востока, в предел Ангела, там лежит небольшой округлый камень. Это подобие камня, который был отвален от пещеры с Гробом Господня в ночь Воскресения. Сначала камень в Иерусалиме был большим, ведь он закрывал вход в пещеру, но от него стали откалывать части для других храмов, как святыню. Поэтому к XVII веку камень стал таким маленьким. Здесь он немного виден.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Далее через низкий проем попадаем к Гробу Господню, пустому гробу. На нем повязка головная, плащаница и два ангела. При реставрации оставили копоть на своде кувуклии, как напоминание о Великой Отечественной войне, когда храм практически весь был разрушен.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Все время идет народ

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Часовня окружена ротондой с шатром.

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Красота необыкновенная. Шатер над ротондой

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Ротонда, фрески с историческими событиями, все подробно рассказывает экскурсовод

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

© WORLDPICS | Вертешина Юлия

Это священное сооружение чрезвычайно почитаемо и знаменито тем, что оно создавалось по образу Церкви Гроба Господня, находящегося на Голгофе . Церковный комплекс привлекает паломников и множество туристов, поражая архитектурой и атмосферой здешнего спокойствия.

История основания обители

Если смотреть на Ново-Иерусалимский монастырь в Истре с большой высоты, в глазах предстанет прекрасно укрепленная каменная крепость, возвышающаяся на небольшом холме. В центре этого церковного комплекса стоит Воскресенский собор, красующийся золотыми куполами.

Территория обители напоминает по форме шестиугольник со стенами, которые имеют ширину 3 метра. Высота ограждения Ново-Иерусалимского монастыря составляет 9 метров, а протяженность - 1000 метров.

Ново-Иерусалимский монастырь, Истра

Ново-Иерусалимский монастырь считается независимым от любых епархий.

Патриарх Никон основал этот церковный комплекс в 1656 г. Преподобный желал воссоздать обитель, похожую на таковую в святых местах Израиля.

Территория, на которой предполагалось возвести Ново-Иерусалимский монастырь, принадлежала вотчинникам (частным хозяевам), и патриарх Никон договорился с царем Алексеем о приобретении особого права на земли. Местность, на которой совершались постройки церквей и часовен, расширялась за счет владений местных бояр и князей. К примеру, деревню Редькино, вошедшую в состав обители, купили у дьяка по имени Лукьян.

  • Перед постройкой окрестности подвергались специфическим видоизменениям: лес, который располагался вдоль берега Истры, вырубили, а небольшой холм увеличили в размерах и укрепили.
  • Первый здешний монастырь воздвигли на возвышенности, названной Сион. С восточной стороны от этого сооружения на другом холме построили Елеонскую часовню. Каждая здание носило название, взятое из Священного Евангелия . Реку Истру окрестили Иорданом, на её берегу соорудили православный скит для патриарха. Это место, где располагались две небольшие церкви, посвященные Петру и Павлу , часто называли «отходной пустыней».
  • Вскоре на территории обители соорудили женский собор, носивший наименование Вифании, города, описанного в тексте Нового Завета. Многие церковные постройки повторяют внешние очертания священной архитектуры Иерусалимского «Гроба Господня».
  • В процессе строительства участвовали квалифицированные мастера, а также множество подсобных рабочих из крестьянской среды. Однако последние жаловались, что, находясь в дальних краях, лишены возможности трудиться на собственной земле. Труд не облегчало даже предоставление финансовых льгот.
  • При Никоне монастырь расширился за счет традиционных для Руси деревянных построек. В 1656 г. на территории воздвигли Воскресенский собор, внутри которого находились трапезная и служебные помещения. Через два года церковь освятили, гостем этого великого торжества был царь Алексей, впервые назвавший этот комплекс Новым Иерусалимом, окинув его взором с Елеонского холма. В честь этого на возвышенности поставили символический крест.
На заметку! Ново-Иерусалимский монастырь - не первая попытка создать копию Храма Гроба Господня на территории Руси. Влияние палестинского прообраза наблюдается в архитектуре «Покрова на Рву» и на неосуществленном проекте «Святая Святых», задуманном Борисом Годуновым.

Дальнейшая история

После своего основания монастырь официально получил статус крупного землевладельца. Для обители приобретались близлежащие территории, на большую часть которых выдавались специальные грамоты.

  • На строительстве трех главных сооружений (Воскресенского собора, Иверского и Крестного храма) трудились мастера из Беларуси, присланные патриархом Никоном. Первым архитектором комплекса стал знаменитый ремесленник П. Заборский. Возведение храмов приостановили, когда Никона отправили в Ферапонтов монастырь, а мастеров перевели в Оружейную палату.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря

  • В XVII столетии обитель обзавелась собственной библиотекой, в которой находилось большое количество книг патриарха Никона. Среди литературы были экземпляры греческих и раннехристианских фолиантов. В библиотеке стояли Священные Писания, летописи, хронографы, книги о родословных, текста для богослужений, а также иностранные издания. Здесь хранились переводные труды, освещающие филологию, историю и богословие.
  • В период с 1666 по 1676 гг. в обители работала собственная типография, переведенная из Иверского монастыря по настоянию Никона. В начале XX столетия рукописи передали на хранение в Синодальную библиотеку.
  • В XVII столетии здесь создавалась школа музыки и поэзии, она продолжала традиции польско-украинской манеры песнопения. Настоятели Герман и Никанор брали на себя обязанности руководителя хора. Для этой цели они изучали книги по стихосложению и нотной грамоте.
  • В конце XVII столетия из обители изгнали патриарха Никона, чем желали воспользоваться противники, пытавшиеся лишить церковный комплекс приобретенных земель. Однако замысел не удалось осуществить, и территории были признаны за Новым Иерусалимом посредством Соборной грамоты.
  • Во время царствования Федора (ученика Никона) возобновилось возведение Воскресенской церкви . Монарх приписал Ново-Иерусалимской обители два десятка монастырей и подарил ей новые земли. Царь Федор лично руководил постройкой и благоустройством. Только в 1681 г. в монастырь позволили вернуться Никону. Однако патриарх уже тяжело болел и скончался на пути в обитель. Преподобного отца похоронили рядом с Воскресенским собором, освященным в 1685 г.

Знакомимся с православием:

История от XVIII века и до сегодняшнего дня

В период царствования Петра I в монастыре сократили штат монахов, к тому же обитель поставляла в государственную казну скот, корм и рабочих-ремесленников из числа крестьян.

  • При Елизавете финансовое положение «Нового Иерусалима» несколько улучшилось, увеличилось число земель. Императрица выделила деньги на реставрацию Воскресенского собора. Однако большая часть доходов исходила от паломничества.
  • В XIX столетии появляются описания обители, которые предназначались для ознакомления с современным укладом и служили источником сведений о древних постройках на территории, обрядах и богослужениях.
  • В 1869 г. архимандритом обители назначается отец Леонид, славящийся знаниями археографии. Время, проведенное в обители, он использовал для научной деятельности. Для своей книги он проанализировал архивные документы, находящиеся в местной библиотеке. С 1870 г. ученый отец Леонид работал над проектом церковного музея, посвященного патриарху Никону.

Воскресенский собор в XIX веке

  • В начале XX века этот церковный комплекс стал центром активного паломничества. Число обыкновенных посетителей возросло после введения в эксплуатацию железной дороги. За оградой обители вместо каменных домов установили гостиницы из дерева. Здесь могли разместиться богатые паломники, но и о нищих никто не забывал: было построено бесплатное общежитие и монастырское училище. За один год в обитель приходило до 35 тысяч заинтересованных людей.
  • После Октябрьской революции церковный комплекс закрыли. В 1921 г. на территории работало только два исторических музея, в коллекции которых были предметы из храмов, ризницы и другие экспонаты музея патриарха Никона. В 1941 г. Воскресенский собор взорвали немецкие военные, множество драгоценных реликвий уничтожили или украли.
  • Церковный комплекс возобновил работу в 1949 г., а монастырские сооружения активно восстанавливались.

В 1993 г. патриарх Алексий II вел активные переговоры с властями Москвы о возвращении в подчинение Церкви «Нового Иерусалима». Через год обитель вновь обрела ставропигиальную независимость от епархий. Новым архимандритом Священный синод утвердил отца Никиту.

Архитектура «Нового Иерусалима»

В 1668 г. проводилась опись объектов обители, согласно которой рядом с комплексом находились конюшенный и гостиный дворы, а также небольшие кельи. Территория монастыря обводилась рвом, укрепленным бревнами. Вход в обитель предварялся мостом над этой защитной ямой. Стена комплекса дополнялась восемью башнями, главную из которых украшали часы.

Еще читайте о русских храмах и монастырях:

Внутри обители располагались деревянные кельи патриарха и братии, другие здания (хлебная палата, кухня, погреба) были сооружены из камня.

  • При строительстве Воскресенского собора использовались чертежи храма в Палестине. На его фасаде и внутри стен вычерчивались поясняющие надписи на иконостасах и белых плитах. Особенного изящества постройке придавало присутствие украшающей керамики. При Никоне было сотворено пять иконостасов из этого материала.
Интересно! Собор славился прекрасным убранством — порталами, надписями, торжественными образами икон и декоративных поясов. Керамическая плитка, отличающаяся проработкой рельефа и крупными габаритами, насыщает внешний вид божественной грациозностью.
  • С восточной стороны от грандиозного собора находилась подземная церковь, освященная в честь Константина и Елены. Она размещалась на уровне 6 метров ниже грунта, имеет прямоугольную форму, плоскую крышу, а ее украшением являлась глава с керамическими плитами. Вскоре вокруг здания вырыли ров, предотвращающий стены от крушения. В середине XVIII внутреннему убранству придали черты барокко.
  • Возведение каменной ограды завершили в 1697 г. Её протяженность составляет 1 км, высота - 9 м, а толщина - 3. Верхняя часть каменных стен является боевым ходом, оснащенным орудиями ближнего и дальнего боя. На изломах ограды находятся смотровые башни. Постройка придает церковному комплексу архитектурное единство.
  • Некрополь расположен внутри обители и с двух сторон от храма Константина и Елены. При постройке зодчие пытались воссоздать расположение надгробий на иерусалимской земле. Патриарх Никон завещал, чтобы его тело похоронили на здешнем кладбище. Некрополь стал покойным местом для Петра Заборского, иподиакона Никиты, автора биографии Никона И. Шушерина. На здешнем кладбище нашли последний приют члены семей, сделавших вклады в финансовое благополучие монастыря.

Как добраться

Ново-Иерусалимский монастырь, расположенный в городе Истра, является грандиозным памятником православного великолепия, привлекающим множество паломников.

Обитель находится в городе Истра, Московская область, на улице Советская, 2. Добраться до него можно на автобусе 372, идущим от метро «Тушино» до остановки «Почта». Транспорт едет примерно один час.

Работает монастырь ежедневно с 9:00 утра до 18:00 вечера.

Видео о Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре в Истре

История монастыря.

Идея создания на Подмосковной земле подобия святынь Палестины принадлежит Патриарху Никону (1605-1681), он же попытался воплотить ее в жизнь. По его указанию в Святую землю отправился ученый иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов, который по возвращении из поездки доставил Патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма. Под личным наблюдением Патриарха Никона (он жил в скиту, здание которого сохранилось до наших дней) начались работы по воплощению в жизнь его грандиозного замысла. В 60 км от Москвы на глазах у изумленных современников возникал «Новый Иерусалим» - архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь.

В центре ансамбля - храм Воскресения Христова, представляющий довольно точное подобие знаменитого храма в Иерусалиме. Рядом церковь Рождества Христова - напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя. К северу от обители - село Скудельничье (Микулино), к северо-западу - горы Фавор и Ермон. У стен монастыря - березовая роща, названная Гефсиманским садом. Реку Истру Патриарх Никон переименовал в Иордан, а небольшой ручеек, протекающий у подножия монастырского холма, - в поток Кедронский. Увидеть свой замысел завершенным Никон не успел. Он был осужден Московским Собором в 1666 г. и сослан на Север, в далекий Ферапонтов монастырь. Строительство Нового Иерусалима надолго приостановилось. Возобновил работы в 1679 г. Царь Феодор Алексеевич. Он же возвратил Никона из ссылки, но по пути в Москву Патриарх скончался. Тело его было доставлено в Новый Иерусалим и погребено в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского обора. Строительство монастыря завершилось лишь при императрице Елисавете Петровне. При этом здания монастыря получили обработку в стиле барокко. XVIII-ХIХ вв. над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Вит6ерг.

В 1919 г. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь закрыли, монашескую общину упразднили. В 1920 г. на базе монастыря создан Художественно¬-исторический музей, коллекцию которого ставили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря. Большой ущерб архитектурному ансамблю был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Отступавшие германские войска 10 декабря 1941 г. взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, святые врата обители, сожгли другие постройки. В послевоенные годы трудом отечественных реставраторов комплекс зданий в целом удалось восстановить.

В 1994 г. вновь был возобновлен Воскресенский Ново- Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. В 1995 г. возвращены Церкви Воскресенский собор с земляной церковью святых Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит Патриарха Никона, восточный братский корпус. В монастыре поновлена церковь святых Константина и Елены, отреставрированы придел Архистратига Божия Михаила и Всех Сил бесплотных, Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи, которые освящены малым чином.

Чином великого освящения Святейшим Патриархом Московскими всея Руси Алексием освящены отреставрированные соборный храм Рождества Христова в 1997 г. и придел Успения Пресвятой Богородицы в 1999 г. Открыта Кувуклия с приделом Ангела, как в Иерусалиме. В ней находятся точные копии Камня помазания и Гроба Господня.

Святыни монастыря

Гробница Патриарха Никона находится в действующем приделе Иоанна Крестителя. И в наше время есть случаи исцелений от гробницы святителя по вере его почитателей.

Патриарх всей своей жизнью являл пример благочестия. Достаточно побывать в ските патриарха Никона, посмотреть на каменное ложе, служившее ему постелью, подержать в руках его вериги (весом около б кг), чтобы понять, как строг он был к самому себе.

В этом же приделе - чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Когда-то до революции в Воскресенском монастыре хранилась чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». В действующем Успенском приделе находятся мощи святой мученицы Татианы.

Святые источники Кладезь «Живоносный источник»

К югу от придела священномученика Кириака находится место Обретения Животворящего Креста с кладезем, именуемым Живоносный источник.

Первоначально свод придела был глухим. Овальное отверстие над кладезем относится к XVIII в., когда наверху: построили «палатку» в виде высокого четырехгранного светового фонаря-лантернина. Ныне здесь восстановлен деревянный Крест в меру Креста Господня.

Живоносный источник был освящен после возобно¬вления Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря 5/18 января 1994 r., в Навечерие Богоявления.

Кладезь Самарянки

На северном склоне монастырского холма находится еще один источник. Он именуется кладезем Самарянки, напоминая о Евангельском событии - беседе Иисуса Христа у колодца с женщиной из Самарии, которой Господь казал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а то будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,13-14).

Над этим источником тоже существовала монастырская часовня, снесенная в годы воинствующего безбожия.

Набирая воду из кладезя Самарянки, паломники поют песнопения из Великого канона святого Андрея Критского.

Силоамский источник

От Иордана пройдем к Силоамскому источнику, расположенному у подножия монастырского холма с северо-западной стороны. Название источника вызывает в памяти
события Священной истории, связанные со знаменитой Силоамской купелью близ Иерусалима. По преданию, в V В. до н. Э. царь Манасия велел подвергнуть святого пророка Исайю страшным мучениям в царских садах Силоама. Тело пророка распиливали пилою, он страдал от боли и жажды. И тогда, чтобы напоить мученика, из-под скалы брызнул источник.

Свое название источник получил потому, что многие больные, искупавшись в нем, исцелялись от своих недугов, так же как и те, кто окунался в Силоамский водоем, при котором была купальня Силоамская. Над Силоамским источником в Новом Иерусалиме находилась деревянная часовня, именуемая “Силоамская купель”. Она была построена в 1845 г. Ежегодно в праздник Преполовения Пятидесятницы из Воскресенского монастыря к Силоамской купели совершался крестный ход для освящения воды. Внутри часовни был каменный колодец, по стенам - иконы, перед которыми стояли подсвечники. По краю колодца висели металлические ковши с длинными, загнутыми на конце ручками. Воду для паломников черпал и разливал монах, несший послушание в часовне.

Силоамская часовня снесена в 1930-х гг. Однако источник уничтожить не удалось, хотя вплоть до 1990-х гг. по приказу местных властей к роднику время от времени подъезжал груженный доверху самосвал и высыпал в воду землю или песок.

Первое после возобновления Воскресенского монастыря освящение Силоамского источника было совершено в Крещенский сочельник 5/18 января 1994 г. С тех пор освящение воды в источнике совершается ежегодно в праздник Богоявления Господня.

В нашей мастерской Вы можете купить икону Божией Матери , Спасителя и других святых в серебряных окладах . А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.