Высшая свобода – это свобода от самой свободы. Самосовершенствование и здоровье

Урусвати знает мощь победы над рабством. Не говорю о рабовладельчестве, о рабстве, которое уже должно быть искоренено, как позор человечества, укажем на рабство внутреннее.
Человек носит в себе наклонность к самому отвратительному рабству. Человек полон малыми привычками. Не думайте, что эти привычки пагубны лишь в земной жизни, гораздо больше они вредны в Мире Надземном.
Неуклюж и неподвижен такой явленный путник Надземного Мира. Он сам лишил себя восприятий тончайших. Он не умеет отозваться на лучшие зовы. Он не может воспринять тонкие ритмы, ибо он глух и нем, как раб. Учитель не может сообщится с рабом.
Но нужно помнить, что свобода есть высшая дисциплина, потому нельзя считать свободными тех, кто лишь уявляет беспорядочное смятение. Можно сожалеть таких мнимо-свободных, которые только нарушают ценные вибрации. Они не понимают, как протягновенен вред, причиняемый пространству. Итак, взвесим, которые привычки подавляют нашу свободную волю? Поймем, что мы можем сделаться строителями и разрушителями. Явите понимание истинной свободы.
Мыслитель указывал: «Не будьте рабами, но явите свободу прекрасную».
Учение Живой Этики: Надземное, § 832

Каждая душа обладает своей мерой свободы. По большому счету, в этом понятии присутствует такая же одаренность и накопления внутреннего опыта, как и в любом другом деле. Но люди, обладающие пространством свободы, часто не знают, что делать с этим даром, заполняя его непотребством.
Свобода не в том, что мы можем безжалостно убивать наше время, но в её плодотворном использовании. Расширение её внутренних возможностей лежит в уплотнении времени, когда каждый трудящийся духа находит время для помощи другим, в чем бы ни выражалась она - то ли это беседа на духовные темы или ответы на вопросы, то ли это покупка оголодавшему человеку булки хлеба или сопровождение заблудившегося, чтобы вывести его на широкую дорогу.
Свобода выражается во всём, но не избегает окольных путей и узких троп. В потаенных местах сохранились оазисы первозданных энергий, некое Берендеево царство, которое жило и живёт в согласии с природой.
Константин Устинов. Стезя Потаенная, § 365. 16 марта 2013 - 18 июля 2013 www.znakisveta.ru/gorst.html

САМАЯ ВЫСШАЯ СВОБОДА (2) *
(Из Посланий Высокого Источника)

«Урусвати знает, что свободная воля ценна, если она свободна. Плачевное зрелище безумца, когда он воображает себя свободным, но на самом деле отягощен всевозможными оковами. Может ли воля называться свободной, когда она слепа, и глуха, и ползет в грязи предрассудков.

Скажут: "Как же жить, если каждый человек на каждом шагу встречает невежество в самых пестрых проявлениях?" Конечно, человечество создало себе тяжкие оковы. Начиная от колыбели, человек слышит выдумки, не имеющие ничего общего с действительностью. Сказки часто более мудры, нежели житейское мудрствование деятелей. Правильно, что человек неминуемо встретит отвратительных чудовищ, но свободная воля избавит его от страха и поведёт выше таких препятствий.

Психическая свобода есть вход в Мир Надземный. Можно преобразовать всю земную жизнь проявлением свободной воли. Не будет свободный человек препираться с невеждами, но подаст им милостыню так, что они не заметят её, но такой щедрый дар поможет на пути Надземного Мира. Каждый пройдёт этим путем, и свободная воля будет мудрой водительницей, только озаботьтесь, чтобы воля была свободной.

Мыслитель предупреждал: "Не обратите светлый дар свободной воли в безумие"» Учение Живой Этики: Надземное, 778

В прошлом – причины,
следствий цепь – в ныне,
а в будущем – что из сегодня
в д а л ё к о м сошло.

Встречи из прошлого –
в нынешних днях,
их заложили –
и в мыслях, в делах.

Связаны Кармой,
где сделан посев, –
зёрна отборные –
в завтрашний сев.

Вырастить дух их,
свободу вам даст,
путь эволюции –
жизни Наказ.
Владислав Стадольник 2.1.2003

Карта гороскопа показывает, какими пространственными энергиями и в каких угловых сочетаниях насыщается микрокосм человека. Будучи частицей Космоса, человек не отделим от него. Воздействие Далеких Миров происходит по линиям магнитной связи. Энергии эти действуют как на плотное тело, так и на психику людей. Звезды побуждают, но не заставляют, то есть человеческой воле предоставлена известная свобода действий. Одни живут по принципу: «Плыви мой челн по воле волн», другие берут крепко руль в свои руки и направляют ладью духа по выбранному курсу. Воля является мощным фактором в жизни духа, если приведена в действие. И если эта воля слита с Волей Учителя Света, то даже при очень трудном гороскопе человек победно продвигается по Пути Света.

Не жалей ни о чем, ибо все твое – впереди. Мелькание дней и ночей в спирали времени уводит в будущее. И даже целая планета – лишь только ступень на бесконечной лестнице жизни. Когда дух находит силы подняться над пучиною преходящей, он разрушает стены темницы своей и сбрасывает с себя цепи плотного мира. А они очень крепки. Сбросить их – значит перейти из сферы необходимости в царство свободы. О свободе издавна мечтает человечество, утопая в омуте плотных явлений. Но ведь свобода в духе. И как может освободиться тот, кто даже не осознает своего рабства. В Космической Беспредельности – выявление бесконечно многообразных свойств материи всех семи миров. Восприятия человека ограничены пятью чувствами его тела. Они – как узкие отверстия, через которые он познает мир. А что за пределами их? Во многие недоступные для них свойства материи начинает уже проникать наука. Будущее ее наделено самыми чудесными возможностями. Но много времени еще протечет, пока собственная огненная аппаратура человеческого организма в полном созвучии с изумительнейшими открытиями науки не выведет человека из сферы ограниченности в сферу свободного, ничем не ограниченного постижения мира. Не в настоящем, но в будущем заключены все великие достижения человеческого духа.

Расточение и накопление Агни происходят, главным образом, по мелочам, среди каждодневности и дел малых, житейских. По этой причине мелочи требуют особого внимания. Поведение человека проявляется во всем укладе его жизни. И постоянный контроль над энергиями организма необходим для упорядочения расходования психической энергии. Можно раздражаться, и огорчаться, и беспокоиться по пустякам. На все эти эмоции попусту тратится драгоценная мощь. А ведь можно и без них, без этих никчемных переживаний. Ничто не может сокрушить дух, ибо он нерушим, а тем более – мелкие чувства и воображаемые страхи. Майя многообразна, и очередные самообманы ее не должны вводить в заблуждение путника Великого Пути. Каким бы ярким и захватывающим ни было плотное окружение, оно моментально исчезнет и утратит власть свою над сознанием, как только освободится человек от плотной своей оболочки и перейдет в Тонкий Мир. Значит, реальность плотного мира условна. А раз это так, то и власти ей над собою давать не годится, ибо можно ли допускать, чтобы призраки овладели духом. Даже золото не освобождает человека от власти Майи, а, скорее, наоборот, вовлекает его в ее тенета. А казалось бы, оно дает и внешнюю независимость, и свободу передвижения и выбора занятий, и многие другие возможности. Но и свобода, и связанность – в духе. И никто и ничто не даст желанной свободы человеку, если дух его связан незнанием Основ жизни. Основы жизни заключают в себе Истину. Давно было Сказано: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными». Так не где-то вовне, но внутри человека скрыты возможности жить в рабстве или свободе.

Владеем чудодейственным явлением,
когда лишь только породивши Мысль,
увидим, как взрастёт она своим осуществлением.
Сычёв Сергей Борисович
Владеем чудодейственным явлением
Стихи.ру 1 декабря 2015 г.

Царство Мое, которое не от мира сего, в мире сем в сознании человека должно утвердиться. Трудно совместить несовместимое: суету жизни и дела обывательские с величием Беспредельности. Но даже и они имеют смысл и значение, ибо приводят дух к осознанию их преходимости и невозможности ими жить и в них погружаться после перехода Великих Границ. Только пониманием преходимости текущего часа можно идти через жизнь, не волоча за собой тачку каторжника, прикованного цепями к земному. Так в рабстве или свободе от оков плотного мира живет на Земле человек. Конечно, свобода – в духе. Двое могут жить рядом, выполнять одну и ту же работу и быть – один свободным, другой рабом. Об освобождении многие мечтают. Первым шагом к нему будет осознание ограничений тела-тюрьмы и рабской зависимости мышления от внешних условий. Даже скорлупа ауры – уже ограниченная. Трудно пробить ее и выйти на Космический простор. Но осознание плотных пределов уже породит стремление выйти за их границы. Осознающий свое рабство в цепях плотного мира ближе к освобождению от них, чем не осознавший. Осознавший освобождением будет считать смерть и радоваться возможностям надземной свободы. Не осознавший перейдет в Тонкий Мир связанным по рукам и ногам, ибо что свяжете на Земле, будет связано на Небесах, то есть в Тонком Мире. Цель жизни есть самопознание человеком свойств и возможностей своего духа, заключенных в глубинах его.

(Матерь Агни Йоги). Установленный ритм постоянного соприкасания с Наивысшим в сознании приносит свои непреложные следствия. Причина и следствия неотделимы, хотя и кажутся разорванными во времени. Но истинно, эти впечатления кажущиеся. Так же кажется, что прошлое куда-то ушло и его уже нет, в то время как в действительности оно около и продолжает пульсировать в пространстве и воздействовать на сознание. Много иллюзий и ложных представлений окружает воплощенных. Сбрасывая тело, человек может коснуться части своей тайны. Но многие продолжают пребывать в пережитках земных. Устремление от них освободиться помогает сбросить путы плотного мира, или «обольщения времени, пространства и вещей». Надземная свобода иначе не достижима. Желайте порвать путы земные, если хотите свободы Надземного Мира.

(Гуру – Н.К.Рерих). Какое счастье вырваться из своей аурической скорлупы на свободу пространственного простора! Надо почуять тесноту плотной темницы и ограничения тела земного, чтобы устремиться к пространственной свободе. Воплощения в тело необходимы, ибо дают возможность духу расти и углублять знания, постепенно овладевая физическим телом, с тем, чтобы освободиться от его ограничений и связанности пятью внешними чувствами. Будем приветствовать каждый шаг и победу в этом направлении. По крупицам собирается и накапливается сокровище Агни. К победе над плотью Владыка Зовет. Победителя не судят. Себя победившему прощается все.

Земная мудрость есть вражда против Господа. Суета и сутолока плотного мира враждебны тонким проявлениям. Нет согласованности между мирами в сознании человека. Сказки, а в них спящие царевны, живая и мертвая вода, добрые и злые волшебники, оборотни, заколдованные замки и все чудесные явления, им сопутствующие, не фантазия, но реальность Тонкого Мира. Люди чувствуют это, и дети так любят сказки. Мир Тонкий есть тот Мир, где возможно и достижимо все, ибо там царствует мысль и все творится и приводится в движение мыслью. Все тонкие образования реальны во всех сферах и явно видимы тонким зрением. Биполярное зрение достижимо.

Великая Огненная Эпоха, время которой уже приблизилось небывало, даст людям ключ к биполярному зрению, и оба мира победно и гармонично сольются в сознании человека, не нарушая его равновесия. Теперь же Мир Тонкий пока доступен ясновидящим, психикам, медиумам, и сумасшедшим, и пьяницам в белой горячке или некоторым больным в бреду. Проблески его, отрывочные, редкие и случайные имеют почти все люди, но непонимание и отрицание мешают правильному их осознанию. Творческое воображение и беспочвенные фантазии – антиподы. Первое, помимо Земли, имеет дело также и с действительностью тонкой.

Только широтой мысли ограничены возможности активности человека в Мире Надземном, если она от Света. Истинная свобода выявления творческой мощи мысли только там достижима. Если бы только понять, что там все возможно. Многое возможно и здесь и даже невозможное достижимо, но сколько времени придется еще ждать, когда эта мощь будет в руках каждого человека. Для Архатов эти достижения – реальность, осуществленная Ими, когда Они еще в теле земном, но для каждого из Них они ограничены ступенью его духа. Сказки полезны и поучительны, ибо иносказательно говорят о Мире Надземном и реальных возможностях человека. Народная мудрость прозревала в чудесную действительность сказок. И тупые отрицатели вынуждены молчать, ибо сказки говорят о действительности тонкой. Правда, не все, но лишь настоящие. Можно приветствовать появление новых, настоящих сказок, ибо нужны они очень. Так же полезны и фантастические произведения, если базируются они на Основах. В форме фантастики можно дать реальное знание людям. А сердце поймет истинную ценность даваемого.

Над сознанием властвуют не вещи, но мысли о них. И освобождаться приходится не от вещей, но от мыслей. Бесполезны старания отбрасывать вещи, если мысли заняты ими. Можно ничего не иметь, но в мыслях быть одержимым вещами и собственностью и быть привязанным к ним. И можно иметь многое и все же быть свободным. Это обстоятельство нужно понять, чтобы увидеть, что свобода или рабство – в духе. И связывается и освобождается человек мыслью. Значит, овладение мыслью – прежде всего. Это основа свободы. Мы тоже разделяем мир на рабов и свободных. Напрасно мечтать или говорить о какой-то свободе, если это делают рабы собственной мысли. И что пользы от внешней свободы, если внутренняя не достигнута. Когда бытие переносится в мысль, и осознана сила последней, и достигнуто овладение ею, свободен тогда человек.

(Гуру – Н.К.Рерих). При стойкости и огненности устремления, как сухие увядшие листья, отпадают с ауры человека негодные наслоения. Потому, пока ярко горит огонь духа, печаловаться о них слишком не надо. Зачем обременяться тем, что отмирает и уносится прочь. Чрезмерное внимание к ним отягощает, отемняет и может оживлять уснувшие кармические утверждения. Крыльям духа свобода нужна от всякого груза. Так, не прошлое с его несовершенствами, но будущее со всеми его возможностями становится двигателем духа, устремляющим его все к новым и новым нахождениям.

Надземная свобода достигается, когда преодолен магнетизм низших слоев астрала. Они очень заразительны, и, за них зацепившись, трудно подняться. Зло и тьма магнетичны. Даже на обыкновенную гору много труднее подниматься, чем спускаться. Потому и падение вниз, в бездну, легче во много раз, чем подъем в Высшие Сферы. Отсюда столько павших, и падающих, и опустившихся до низших слоев. Легкость предпочитают люди трудностям, не понимая значения последних. Если бы поняли, что каждое трудное преодоление в себе своей низшей природы приближает к Источнику Света, путем труднейшим идти вряд ли бы отказались.

(Гуру – Н.К.Рерих). Если вода долбит камень, то и мысли упорства освободить сознание от всякой скверны не могут не принести своих благодетельных результатов. Надо лишь неотступность явить и устремление к свободе. Знаете многие примеры этой победы духа над немощью низших его оболочек. По пути указуемому, пройденному раньше другими, куда легче идти, чем прорубать целину. А путь этот был Указан людям давно, Указан Сказавшим: «Я Есть Путь, Истина и Жизнь».

Даётся дар преображенья –
когда восходим мы в Миры,
в межзвёздном царстве, в Мире
Высшем, где несусветные Огни.
И в тех Огнях, как в давних сказках –
за миг меняем мы себя, кто будет –
принцем, кто – царицей, ведь воля
вольная дана, и вся Галактика открыта,
лишь устремиться по мечте –
что вызревала в нашем сердце –
когда мы жили на Земле…
Владислав Стадольник 6.2.2016

«Лебединая Богиня, в каком бы Она виде ни была представлена в легендах и мифах разных народов, явлена как Мать и Наставница небесной чуди.

Царевна-Лебедь из сказки А.С.Пушкина о царе Салтане свободно обитает в океане, то есть в космическом пространстве, и является Сестрой Братьев-Богатырей, охраняющих Чудо-Остров со всевозможными чудесами. Под видом этого острова скрывается сама Земля, в первозданном виде имеющая на себе лишь огромный Дуб - Перуново Дерево, от подножия которого и развивается сюжет удивительных приключений и преображений князя Гвидона. Он получил титул от великой женской ипостаси Матери Мира в виде юной молодицы-чаровницы, владеющей ремеслом трансмутации материи. Но и сама она страдает от нападок хаотических сил в виде коршуна, с которыми не может справиться. Для их обуздания должен быть создан человек, который, плывя в бочке по мировому океану, растёт не по дням, а по часам, обретая силу созревшего мужского начала.

Лебединая Богиня, пристанищем которой стала Белая Гора, сохранила многие реликты ритуалов древней чуди до наших дней. И, может быть, это совсем не досужий вымысел со стороны горных туристов, которые якобы видели картину моления людей в белых одеждах на плато Делоне, почти у самой вершины Белухи.

Лебедь как символ чистоты, верности и грации отличался ещё отменными бойцовскими качествами в защите своего потомства. Его почитали древние арии, особенно те из них, которые пришли из созвездия Орион. На очень древних изображениях три звезды Пояса Ориона изображались в виде трех гусей или лебедей, летящих друг за другом по кругу. Неслучайно лебеди служили Бабе-Яге, или Бабе-Йоге. Она не воровала детей и не съедала - это были следы умышленной демонизации светлого её образа, - она брала на воспитание оставленных без присмотра и надзора, выполняя миссию заботы о сиротах. В алтайской мифологии этим занималась Богиня Умай, в одной из Своих ипостасей ставшая Лебединой Девой, что роднит Её с индийской Сарасвати, чьей ваханой является та же птица.

Не привлекайте духов тоски печалью своею и чувством безысходности, ибо для них оптимизм и радость смертельны, а молния нежданного счастья испепеляет их навсегда. Умейте возжигать дух сердечной молитвой. Разве можно её творить в унынии и печали? Такое обращение к Высшему будет стелиться, как гнилой туман - над болотом. Но протянутые с Неба Руки нужно привлечь любовью огненной.

Сказано - готовлю вам поручни, чтобы взойти. Рука Водящая спасет в час беды. Множество раз были спасены от гибели неминуемой. Это понятно становится лишь сейчас, в познании счастья свободного изъявления духа.

Не может счастье основываться на материальном благополучии. Если человек не доволен тем, что у него есть, считая богатство основой жизни, он не просто заблуждается - он глубоко ошибается, потому что большинство людей благодарны судьбе за то, что на их столе есть хлеб насущный и что есть любимое дело, которому отданы лучшие силы души и годы обучения тайнам мастерства.

Счастье - в общении с Богом как самым лучшим Другом, которому доверяешь все сокровенное и от которого нельзя скрыть ни одной мысли своей и чувства, а тем более дела. Бог - твой Хранитель и Утешитель. Он твой Друг и Брат. Он твой Отец Небесный, который всегда придёт на помощь. И если ты считаешь, что Он тебя не слышит, значит, ты закрыл сердце своё от Него, озлобившись или не поверив в возможность Его помощи.

Не надрывайте голосовые связки, надеясь, что Он услышит ваши вопли. Умная молитва гораздо действеннее словесной. Она тоньше, стремительнее и проникновеннее» Дождь нам днесь. Константин Устинов. § 27, 109. 20 января 2013 - 16 марта 2013. www.znakisveta.ru/gorst.html

_____________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 7 февраля 2016 г.
Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3

- 61.00 Кб

Введение

Этика стремится разрешить извечную антиномию свободы и необходимости, определяя нравственную свободу как диалектическое единство моральной необходимости и субъективной добровольности поступков.

Ценность - это понятие, которое выражает значимость, которую нечто имеет для нас. Все понятия морали имеют ценностный аспект. Высшие моральные ценности - смысл жизни, свобода, счастье - представляют идеи, организующие нравственный мир личности в целом и оказывающие регулятивное воздействие на ее поведение. Поэтому каждый индивид должен определиться в них самостоятельно, ведь проблемы эти носят личностный, даже интимный характер. Здесь невозможно давать конкретные советы и рецепты, поэтому мы обрисуем только возможные способы рассуждений о природе высших нравственных ценностей.

Нравственная свобода - это мотивированное личными ценностями исполнение морально должного. Задача этики состоит в том, чтобы показать, что подлинная свобода есть именно внутри морали. Таким образом, выбор добра ведет к нравственной свободе, выбор же зла ведет к безнравственной свободе. В любом случае, выбор зла - результат несвободы человека. Под внешним давлением или под действием собственных страстей человек пренебрегает моральными соображениями ради иных ценностей. Совершая безнравственные деяния (кажущиеся свободными), человек зачастую оказывается связанным их последствиями. То, что начиналось по собственной воле, продолжается уже по воле обстоятельств. Поэтому этика постоянно предупреждает о том, что выбор зла - это путь к нравственной несвободе, тупиковый путь.

1. Свобода как проблема. Ступени нравственной свободы

Вопрос о свободе - «проклятый вопрос» философской и этической мысли. Несмотря на то, что свобода представляет собой несомненную ценность человеческого существования, ее теоретическое обоснование представляет значительную сложность. Кроме того, для нравственности свобода представляет практическую проблему, ведь без свободы невозможны нравственные поступки, поскольку они всегда совершаются по свободному выбору личности. Однако! если свобода у личности есть, это предполагает возможность свободного выбора зла. Получается, что и наличие, и отсутствие свободы в каком-то смысле губительны для морали. Теоретическая проблема состоит в том, чтобы соединить свободу и мораль.

В философско-этической мысли существуют две крайние точки зрения на проблему свободы:

1. Фатализм, согласно которому все в мире имеет однозначные причины и следствия, а потому человеческие поступки предопределены силами, находящимися вне нашей власти (Богом, роком, физическими закономерностями и т.д.). Руководствуясь фаталистическими представлениями, нетрудно прийти к безнравственному поведению: раз от меня ничего не зависит, то можно поступать как угодно; во всех моих мерзостях виноват не я, они запрограммированы извне моей души.

2. Волюнтаризм (от слова «воля»), согласно которому человек абсолютно свободен в моральных решениях и должен поступать, исходя лишь из своей сущности, своих убеждений и желаний. Руководствуясь подобными убеждениями, человек также закономерно приходит к безнравственному поведению под лозунгом «что хочу, то и ворочу».

Первая ступень нравственной свободы - «свобода от...», «негативная» свобода - предполагает освобождение от внешней зависимости. Обычно внешняя моральная зависимость - это зависимость от авторитета родителей, мнения группы сверстников, давления общественных моральных стереотипов. Становящаяся личность (обычно в подростковом возрасте) обязательно стремится заявить свою свободную волю «делать то. что мне хочется». То, чего нам хочется, расположено в основном в обыденном слое жизни - это объекты, к которым человека влечет. Следование своим склонностям есть реализация пассивной жизненной установки, «плавание по течению» своей психики. Если внимательно рассмотреть, чего нам хочется, то обнаруживаются банальность наших желаний (поесть - поспать), низменность наших желаний («свободная жизнь» сводится к пьянству и разврату), глупость наших желаний (в сказках про «три желания» ни одному герою не удавалось загадать что-либо стоящее). Наконец обнаруживается, что самые главные желания при таком подходе не только не удовлетворяются, но даже не обнаруживаются.

Вторая ступень нравственной свободы - «свобода для...», позитивная свобода - предполагает осознание того, зачем тебе моральная свобода, для чего ты будешь ее использовать. Это свобода делать то, чего в сущности я хочу. Такое деяние предполагает активное внедрение в мир своей нравственной позиции, а соответственно наличие таковой установки у человека. Позитивная свобода означает наличие способности личности строить жизнь не вопреки, а благодаря нравственным закономерностям, способности организовать свою жизнь по своей морали, т.е. следовать своей совести, блюсти свое достоинство, стремиться к своему идеалу, выполнять свой долг. Поскольку интерпретации этих понятий многообразны, то данный общий рецепт осуществляется личностно.

Если «свобода от...» - это чаще всего свобода без морали, то «свобода для...» - это свобода внутри морали. При этом индивид считает, что мораль -это не догматические оковы, а сфера личного творчества. Нравственная свобода позволяет ему «здесь-и-сейчас» реализовать себя в конкретном виде добра. Этой свободе препятствуют только внутренняя ограниченность, неспособность и нежелание работать над собой, над развитием своего нравственного мира.

2. Ситуация нравственного выбора

Способом реализации нравственной свободы является моральный выбор личности. Это выбор не только между вариантами поведения, но, что гораздо важнее, между ценностями, воплощенными в разных вариантах поведения: между честным и бесчестным, добродетелью и пороком, а в конечном итоге - между добром и злом. Однако возможны и сложные варианты выбора между разными нравственными ценностями: долгом и совестью, честью и достоинством. Рассмотрим основные виды ситуаций нравственного выбора

  1. Выбор между нравственным и безнравственным поведением, который в обычной ситуации человек всегда совершает в пользу нравственности. Однако под давлением обстоятельств (при угрозе жизни самого человека, угрозе его близким, при наличии большой материальной заинтересованности) личность может «сломаться» и выбрать зло. Вопрос в том, какое именно давление и какой силы соблазн человек способен преодолеть во имя своей морали. Если личность уважает свои нравственные принципы, то предел ее прочности бывает удивительно высоким.
  2. Выбор между разными видами нравственного поведения:
  • выбор между долгом и склонностями традиционно толковался этикой в пользу долга, ибо склонности обычно ведут жизнь человека «под уклон». Однако под маской склонности может скрываться некий долг. Например, когда родители хотят, чтобы их сын избрал определенную профессию, а он стремится к другой, то сыновний долг предписывает послушание родителям. Между тем существует и такой долг личности, как не зарывать свои таланты в землю, а реализовать их на пользу обществу;
  • выбор между своими интересами и чужими интересами в традиционной этике трактовался как выбор между безнравственным эгоизмом и нравственным альтруизмом. Между тем в число интересов личности входят и нравственные ее интересы, которые не следует игнорировать в угоду чужим корыстным или честолюбивым стремлениям;
  • выбор между личными убеждениями и общественным мнением более проблематичен. Обычно совесть личности считается самой главной инстанцией в решении моральных коллизий. Однако совесть конкретного индивида может быть неразвитой, поэтому корректирующую силу общественного мнения не следует сбрасывать со счетов при определении, насколько нравственным оказался тот или иной выбор;
  • выбор между различными видами обязанностей личности. Так, могут сталкиваться долг благодарности по отношению к человеку, сделавшему нам добро, и долг принципиальности, согласно которому необходимо осудить поведение этого человека, если оно отклонилось от нравственных критериев. У женщины ее гражданский долг может входить в противоречие с материнскими обязанностями по защите своего ребенка. Анализ показывает, что совокупность нравственных обязанностей человека не выстроена по логическим критериям «запрета на противоречие».

Острая ситуация морального выбора называется моральным конфликтом. Он возникает в душе личности, когда при реализации одной нравственной ценности разрушается другая, не менее для нее дорогая. При разрешении морального конфликта рекомендуется следовать принципу «наименьшего зла». Добрым такой поступок, конечно, не является, но становится выходом из ситуации. Развитая личность при этом чувствует моральную неудовлетворенность и отчасти вину за неизбежное несовершенство своего решения.

Заключение

Этика стремится разрешить извечную антиномию свободы и необходимости, определяя нравственную свободу как диалектическое единство моральной необходимости и субъ ективной добровольности поступков. Нравственная свобода - это мотивированное личными ценностями исполнение морально должного. Задача этики состоит в том, чтобы показать, что подлинная свобода есть именно внутри морали.

Таким образом, выбор добра ведет к нравственной свободе, выбор же зла ведет к безнравственной свободе. В любом случае выбор зла - результат несвободы человека. Под внешним давлением или давлением собственных страстей человек пренебрегает моральными соображениями ради иных ценностей. Совершая безнравственные деяния (кажущиеся свободными), человек зачастую оказывается связанным их последствиями. То, что начиналось по собственной воле, продолжается уже по воле обстоятельств.

Поэтому этика постоянно предупреждает о том, что выбор зла - это путь к нравственной несвободе, тупиковый путь.

СПИСОК ЛитературЫ

  1. Гусейнов А.А. , Апресян Р.Г. Этика/ А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М., 1998.
  2. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность/ Ю. Хабермас. – М., 1992.
  3. Шопегауэр А. Свобода воли и нравственности/ А. Шопенгауэр. – М., 1992.
  4. Кукушин Н.В. Твоя профессиональная этика/ Н.В. Кукушин. – М., 1994.
  5. Кондрашов В.А. Этика., Чичина Е.А. Эстетика. – Ростов-на-Дону, 1998.
  6. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. – Учебное пособие. – М., 1997.
  7. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов. – М., 1999.
  8. Фромм Э. Психоанализ и этика/ Э. Фромм. – М., 1998.
  9. Шрейдер Ю.А Лекции по этике/ Ю.А. Шрейдер. – М., 1994.
  10. Шрейдер Ю.А. Этика/ Ю.А. Шрейдер. – М., 1998.
  11. Юм Д. Трактат о человеческой природе/ Д. Юм. – Минск, 1998.

Описание работы

Нравственная свобода - это мотивированное личными ценностями исполнение морально должного. Задача этики состоит в том, чтобы показать, что подлинная свобода есть именно внутри морали. Таким образом, выбор добра ведет к нравственной свободе, выбор же зла ведет к безнравственной свободе. В любом случае, выбор зла - результат несвободы человека.

– А слово непривязанность – это синоним свободы? (Собеседник)

– На русском языке – нет, в переводе тут теряется смысл. Если ты добровольно привязываешься, ты свободен в высшей мере, если ты привязываешься или не привязываешься не по своей воле, т.е. неосознанно, то это не есть хорошо. Эти вещи лучше по-другому объяснять на русском языке. В древних языках есть специальные термины, разделяющие и различающие эти аспекты, но в переводе тут может случиться какая-то несуразица. Поэтому ключ для самостоятельного выяснения очень прост: все, что ты делаешь осознанно, это есть свобода, буквально всё.

Вот представь такую ситуацию: скажем, ты ради любимого идешь в рабство. Допустим, ты была внебрачной внучкой Клеопатры в древнем прекрасном Египте, а твоего любимого взяли в рабство, увезли куда-нибудь в далекую Колхиду, и ты ради него идешь добровольно в рабство. И вот скажи, это свобода или не свобода? Конечно, это свобода, причем свобода высшего толка. Любое осознанное решение есть решение свободы. Поэтому, если ты отказываешься от каких-то внешних свобод и добровольно выбираешь какие-то ограничения, какие-то привязанности, зависимости, то это свобода в высшей мере. Это тоже очень важно уяснить, тут большая неразбериха. Осознанное решение – это ключ.

– Хорошо, допустим такую ситуацию. Студентка экономического факультета нижегородского университета мечтает стать голливудской звездой, хотя у нее объективно никаких шансов для этого нет, но она живет этой мечтой, относясь к происходящему сейчас безответственно и с пренебрежением, тем самым усложняя себе жизнь. Это сумасшествие или это свобода воображения?

– Радость свободы в том, что она свободна полностью и дает тебе свободу быть безрассудным, безответственным, несерьезным и всё, что ты тут перечислила. В этом есть самая большая радость свободы, ты как бы обретаешь право на всё, и ты можешь поступать, как тебе угодно. Ты заплатишь за каждую ошибку и будешь платить за каждую неудачу, но ты будешь платить за это осознанно и это всё в корне меняет. Поэтому стремиться к свободе нужно абсолютно и очень, она открывает все двери радости. И кстати, при осознанной свободе себя, только в этом случае, человек переживает радость существования в полной мере, потому что свобода, даже не используемая, не применённая, она радует. Это как тайный миллионер: даже если он ходит в задрипанных шортах и ездит на каком-то невыразительном велосипедике, он счастлив, потому что его свобода внутри. Не в том, как он потратит свои деньги, а в самой свободе возможности всего.

– Но миллионер все-таки знает, что он «здесь и сейчас» может слезть с этого велосипедика, сесть в свой Бентли и поехать в швейцарские Альпы, а у студентки ее поведение не соответствует тому, что у нее есть на самом деле «здесь и сейчас».

– В том-то и дело, что и этот миллионер, и эта студентка, и женщина, тобой ранее упомянутая, находятся в равном положение. Ни у того миллионера нет денег с собой, да и тратить их не на что, ни у той барышни. Женщина страдает в «здесь и сейчас», где никак не осуществляется ее прошлое, а миллионер, хоть никак не может проверить свою платежеспособность – возможно, швейцарский банк уже под арестом – не страдает, поэтому всё меняется именно в сознании, только в сознании. И когда ты осознаешь, как случается эта свобода, ты осознаешь, как она независима по своей природе, потому что свобода независима от внешних условий и обстоятельств. Но в это трудно поверить, покамест это не переживается. Пока это не личный опыт, это очень трудно доказать. Я вот тебе переиначу пример с той же студенткой. Скажем, всё так и есть, как ты говоришь, но она только что увидела его – своего принца – и влюбилась. И ничего опять-таки не менялось в ее жизни, но тут же всё загорелось прекрасными цветами. И всё отпало, она полностью изменилась как таковая. Всё несчастье и всё счастье – это всего лишь модуляция восприятия, но это объективно не зависит от того, что ты воспринимаешь.

Та йоговская, та мистическая свобода, о которой я говорю, не есть радость богатого человека от знания, что у него есть деньги, это свобода и от этого же знания. То есть если ты полагаешься на свои деньги, ты зависим внешне, и это не есть свобода. И так же со студенткой – если она считает, что не свободна из-за своих событий в жизни, она в той же ситуации, как и миллионер, только один окрашен золотым цветом, а вторая окрашена темным инеем. Но йоговская свобода вне этих различий, поэтому эту йоговскую свободу очень трудно понять умом, потому что ум в обычных условиях хорошо приспособлен думать в категориях «да-нет», но жизнь, как таковая, случается вне этих категорий. Поэтому в йоге, в мистике так важно приобрести способность не думать именно как навык, иначе из этой колеи никак не выйти, иначе один пример будет контр-примером для чего-то другого, и это всё останется просто как умствование. Тут важно перейти в сферу переживания. Это опять-таки вопрос личной практики, а не личного размышления. Размышление может увести в глубокие дебри. На опыте же – наоборот, даже что-то не очень умно продумав, можно великолепно понять и пережить. И мы очень часто встречаем такие ситуации в своей жизни, где проявляется это понимание о йоговской свободе. Мы бывали в ситуациях, когда всё не то и всё не так, но один звонок доброй подруги или один глоток доброго иван-чая необоснованно волшебно всё менял. Но это была случайность. Мистики же стремятся к тому, чтобы это была не случайность, а осознанное решение. Этот переключатель рая и ада находится у нас в сознании, просто люди не в курсе этого, просто все чаяния людей направлены на какие-то внешние факторы, хотя переключатель находится внутри, он легко доступен, адекватен и не требует никаких особенных талантов и навыков.

– Ты сказал, что пребывание в «здесь и сейчас» – это просто практика. То есть некое делание в определенное по продолжительности время, скажем, каждый день, как тренировка. Правильно я поняла?

– А как эта практика осуществляется?

– Это отдельный вопрос, потому что здесь практик очень много. В идеале, нужно было бы с каждым человеком договариваться индивидуально. Но так как это навык, один и тот же навык можно освоить очень разными путями, и они есть: эффективные быстрые, долгие, медленные, красивые, выразительные… Тут не в этом суть. Суть в том, осваиваешь ли ты навык осознанного существования. Какой методикой или какой практикой? Это на самом деле всё дело вкуса и цвета, а тут, как говорится, товарища нет. Хорошо бы, если бы люди, о чем мы в начале говорили, знали бы смысл этих слов о «здесь и сейчас», и, если бы они знали смысл тех слов, которые критикуют или как-то уничижают наши воспоминания или возможности нашего воображения. Если бы они могли их различать, то, конечно, могли бы выбрать нужную практику и освоить это дело.

Я на самом деле не знаю, что случилось в нашем веке, я предполагаю, но не знаю до конца, или кокетничаю, почему не различается «здесь и сейчас» как практика для обретения навыка, и «здесь и сейчас» как философия жизни, как популизм себя. Я еще не очень углубился в этот вопрос, но он меня на самом деле смущает. Потому что я вижу, как люди, прислушиваясь к этим словам, теряются при попытках это осуществить в своей жизни, хотя этого совсем не должно быть. То есть, если ты занимаешься какой-либо практикой, которая тебя приводит в осознанное существование, ты обычно тратишь на это полчаса, час, два в день, а остальное время уж живи, как получится – так оно задумано. Но когда эти популисты или популяризаторы «здесь и сейчас» нападают на наши печальные судьбы своей критикой, то просто втирают в нас чувство вины и всякое такое – наверное, тут куча эпитетов подойдет. И я предполагаю, что кто-то это делает осознанно, а кто-то – неосознанно. Но всё равно это большая неправда и тут нужно было бы возмутиться. Я понимаю, что те, кто не жил осознанно в «здесь и сейчас», не смогут возмутиться, это так же, как в христианской концепции прирожденного греха – никто из грешников не может возмутиться, потому что это как бы относится к ним и будет недостоверно, это может сделать только святой.

…..
“РАЗГОВОРЫ ОБО ВСЁМ”
Часть двадцать восьмая
Продолжение следует…


Август 2017 года

Человек, его права и свободы - высшая ценность

Гуманизм - своеобразный суперпринцип всего конституционного строя. Его закрепление в ст. 2 Конституции РФ свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек - государство», при котором государство берется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а человек превращается в винтик большой государственной машины по всеобщему «осчастливливанию». Этот подход нивелировал людей, перекрывал пути к раскрытию всего потенциала человеческой личности. Государство не только не считало себя обязанным охранять права и свободы человека, но ущемляло и отвергало их во имя навязываемых идеологических целей. Главной целью жизни провозглашалось служение государству и общественным интересам, что на деле оборачивалось установлением диктатуры.

Новая российская государственность радикально меняет отношения личности и государства. Не человек создан для государства, а государство для человека - таков теперь главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Конституции и всего нового конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на индивидуальном выборе образа действий. Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но, понимаемый с чрезмерным универсализмом, он в состоянии подавить инициативу и способности отдельного человека, привести к царству серости и посредственности. А индивидуализм, напротив, раскрывает потенциал общества, и задача права - содействовать проявлению энергии каждого человека.

Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определяется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, т. е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы. Такое понимание соотношения человека, общества и государства подчеркивает гуманистическую сущность конституционного строя.

Выражение «высшая ценность» - это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конституционный текст, то превращается в категорию правовую, т. е. в обязательное правило для всех членов общества, как облеченных, так и не облеченных властью. Последующие главы Конституции, и особенно гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», подчинены этому суперпринципу, раскрывают и детализируют его. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государственного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного вопроса приоритет должен отдаваться правам и свободам.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признание означает однозначное и при всех условиях положительное отношение к закрепленным в Конституции правам и свободам, предусмотренным общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Отделить такую ограничительную, а по существу правозащитную, деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень трудно, но без такой четкой границы деятельность государства грозит выродиться в произвол. Государство, кроме того, должно следить за за-конопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Конституционная обязанность признавать человека, его права и свободы высшей ценностью реализуется через сложный и разветвленный механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все государственные органы и вся правовая система страны.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного лица в полном объеме. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь и велика, но только гражданство предоставляет права в сфере осуществления государственной власти (например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти). Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляется гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства. Это превращает институт гражданства в важную часть проблемы «человек - государство» и ставит его главные положения в разряд основ конституционного строя.

В тоталитарный период человек рассматривался как принадлежность государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению избавиться. В соответствии с таким подходом власти произвольно высылали из страны и лишали гражданства многих граждан, в том числе выдающихся деятелей культуры, за выступления в защиту демократии. Гражданство искусственно увязывалось с ложно трактуемым патриотизмом, вследствие чего зачастую становились невозможными воссоединение семей, изменение гражданства, выезд за границу.

Ныне положение радикально изменилось. Конституция (ч. 3 ст. 6) установила, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Разумеется, в определенных случаях нельзя обойтись без прекращения гражданства, но основания для этого должны быть ясно указаны в федеральном законе. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных оснований. Такие основания необходимы и для приобретения гражданства - государственные органы не должны иметь право безосновательно отказывать людям в их желании принять российское гражданство.

К основам конституционного строя относится также закрепленный в ст. 6 принцип равного гражданства независимо от оснований приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и различие между гражданством по рождению и гражданством приобретенным. Каждый гражданин РФ обладает на территории Российской Федерации всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные ее Конституцией.