Вызов партизаны бельские. Еврейские партизанские отряды

Прямо посреди Красной площади, подпирая собой одну из кремлевских стен, стоит склеп, в котором находится тело Владимира Ильича. Ключевая фигура Великой октябрьской революции, перевернувшей всё с ног на голову, нынче возлежит в стеклянном пуленепробиваемом саркофаге, подсвеченном таинственным красноватым сиянием.

Иосиф Виссарионович очень старался сделать из него культ. В новом мире должен был безраздельно править коммунизм, а значит нужен был символ – нетленный, бессмертный, вечный. Возможно, это одна из причин, почему не хоронят Ленина, которой, кстати, сегодня придерживаются власти.

Владимир Ильич умер 21 января 1924 года в подмосковных Горках. Оттуда в Москву, пронзая морозный воздух полным печали гудком, его увез траурный поезд. Температура воздуха достигала -40 по Цельсию, и слезы стыли на щеках провожавших его граждан.


В Доме Союзов, где проходило прощание с вождём, температура была немногим выше – до -20’С. В таких условиях тело полностью замерзло, а народ продолжал прибывать, чтобы проводить своего кумира в последний путь. В 1924 году еще никто не знал, что в последствии он станет мумией, бесспорным доказательством существования самого себя.

Почему сразу не похоронили тело В.И.Ленина

В 1924 году, 23 января, на заседании комиссии по организации похорон В. И. Ленина остро стоял вопрос, можно ли каким-то образом продлить прощание с ним хотя бы на два месяца. Архитектор Щусев заявил, что можно. Речь шла о сооружении, внутри обтянутом тканью, а снаружи представляющим из себя деревянную будку, возведенную в качестве временного склепа до конца зимы. По сути, создание склепа и было частью похорон. Со временем тело бы захоронили, будку убрали, и первая в своем роде могила-трибуна стала бы последним оплотом покоя и тишины для безвременно почившего оратора. Но руководство страны отступилось от намеченного плана.

Мавзолей представляет собой классический пример авангардного архитектурного искусства. Вообще, в 1924 году только об авангарде и говорили. Подчинить себе природу, бросить вызов законам физики или сделать невозможное – научиться оживлять мертвых? Такие идеи тоже фигурировали, может, и хорошо, что не реализовались.

Иосиф Виссарионович впервые поднял вопрос о судьбе тела Ильича еще до его смерти. Представляя себе, что коммунизм захлестнет все человечество, что из всех уголков планеты потянутся руки, жаждущие прикоснуться к идолу, к символу, к великому народному божеству. Но на том заседании никто идею не поддержал, даже наоборот. Вся верхушка политбюро была резко против, в особенности Зиновьев и Троцкий, обозвавшие предложение «поповскими идеями воскресить прах». Оно и понятно – как-то противоречила она зарождавшемуся пролетарскому атеизму, свержению идолопоклонничества, да и сам Владимир Ильич от таких решений был бы не в восторге.

Попытки сохранить тело Ленина

После смерти Ленина об этом заговорили снова. Надежда Крупская неоднократно задавала вопрос «верхушке» почему не хоронят В.И.Ленина? Надежда была против того, чтобы тело мужа было у всех на виду, да и против того, чтобы из его тела делали подобный культ. Но ее заверили, что это временно - всего лишь до первой оттепели. Тем не менее, первым бальзамированием занимался Абрикосов, его состав помог сохранить внешний вид тела до весны.

Вместе с потеплением появились первые признаки разложения. Нужно было срочно решаться на радикальные действия – заморозить тело или забальзамировать. Инженер Красин предлагал заморозить – он еще не знал, что имел ввиду криогенную заморозку, но уже надеялся на успешный исход дела, а Збарский – заслуженный советский анатом, предложил бальзамирование, по его мнению – менее рисковое предприятие. Но и то и другое было делом неслыханным, особенно для все еще верующего населения.

Кстати позже Сталин заявил, что дальнейшие манипуляции с Лениным производились по просьбам трудящихся. Конечно же, это было не так, ведь на тот момент обществом воспринималась в штыки даже процедура кремации, не то что идея консервации человека.

Партийная верхушка склонялась к варианту с заморозкой, Красин настаивал. Он был уверен, что в будущем советская наука достигнет того уровня, который позволит воскресить великого вождя. Для этого из Германии даже были заказаны специальные морозильные камеры, достаточно дорогостоящие и громоздкие. Параллельно проводились эксперименты с заморозкой мертвых тел с целью предотвратить все возможные неприятности с телом Владимира Ильича.

Збарский всячески пытался убедить комиссию в том, что разложение неминуемо начнется даже в морозильной камере. В случае перебоев с электричеством, транспортировкой, размораживанием, тело изменится, кожа потемнеет и о том, чтобы демонстрировать его массам не будет идти и речи, и что в итоге придется хоронить Ленина. И как будто в подтверждение его слов наступил март, тело оттаяло и покрылось не отмываемыми пятнами.

Комиссия вызвала из Харькова профессора Воробьева, занимавшегося бальзамированием и консервацией еще при царе Николае ll. Воробьев заявил перед комиссией, что тело удастся сохранить, хотя некоторые изменения, заметные только близким, все же произойдут. Тем не менее, он не хотел браться за это дело. Во-первых, большевикам он не сочувствовал, поддерживал белую армию, во-вторых, риск провала был слишком велик, а значит, велик был шанс быть пущенным в расход. Но каким-то образом Збарский все же уговорил его написать письмо в комиссию с заверениями в том, что бальзамирование гораздо предпочтительнее замораживания. И в конце марта они начали работу.


Как бы слезно вдова Крупская не просила прекратить все манипуляции с телом мужа, какие бы гневные письма не писала, тело Ленина не планировали хоронить, дело продолжалось. Воробьевым и Збарским была проделана колоссальная работа: в течении трех месяцев они держали Ленина в различных составах – это был сначала формалин, потом спиртовой раствор, затем глицерин и, наконец, уксуснокислый калий. В общей сложности в его теле было сделано около 20 надрезов для того, чтобы состав пропитал все ткани, 5 отверстий просверлили в черепе, глаза заменили стеклянными шариками, губы сшили.

В июле комиссия потребовала предъявить результаты работы. Вопреки приступам паники Воробьева, состояние Ильича ее полностью удовлетворило. Вне ванны Ленин оказался 1 августа 1924 года, когда двери нового мавзолея, также деревянного, были торжественно открыты для граждан. Воробьеву и Збарскому выплатили 30 и 40 тыс. червонцев, после чего первый вернулся в Харьков, а второй остался при Владимире Ильиче в качестве его хранителя.


Каменный мавзолей был построен в 1930 году. Здесь же был создан научно-исследовательский институт, вся работа которого была направлена на как можно более качественную сохранность тела.

В начале войны Ленина вместе со Збарским эвакуировали в Тюмень на специальном поезде. Дело держалось в строжайшем секрете, а над мавзолеем был построен маскировочный лже-особняк. Гостеприимные стены Сельскохозяйственного техникума в г. Тюмень переименовались в дом НКВД, были обнесены трехметровым забором и окружены кремлевскими караулом. Туда регулярно доставляли реактивы вплоть до конца войны. Можно себе представить, какие огромные ресурсы затрачивались на то, чтобы Ленин оставался «в тонусе» даже когда вся страна утопала в огне Великой Отечественной войны.

В 1945 году произошло ужасное: во время водных процедур повредился кусочек кожи на ноге Ленина. После этого инцидента все эксперименты с бальзамированием производились исключительно на случайных трупах.

В 1992 году В. Ельцин отменил почетный караул у входа в Мавзолей. Научно-исследовательский институт также пережил кризис, его традиционная деятельность перестала финансироваться. Кстати, по некоторым подсчетам на то, чтобы содержать тело покойного большевика в форме, а также на работу ученых, реактивы, охладительные приборы – тратились суммы около 1,5 миллиона долларов в год.

Мнения народа, надо ли сегодня хоронить В.И.Ленина

В последние годы вяло, но часто ведутся споры по поводу похорон Владимира Ильича. Чем более стойкую позицию занимает в России церковь, тем больше доводов в пользу захоронения, как того требует христианский обряд. Но вряд ли такое решение можно будет назвать мудрым. Даже вооружившись здоровым цинизмом можно представить, насколько красивую сумму мог бы выложить какой-нибудь сумасшедший коллекционер за тело, являющееся символом некогда мощного и великого государства. Хотя на это власти никогда не решатся. Краеведы г. Ульяновск надеются на то, что Ленина отправят к ним, в его родной город - и это будет весьма кстати в контексте места, где он жил последние годы.


Сегодня, как и в июле 1924 года, в Мавзолее все та же прохлада майского утра, Владимир Ильич все также лежит в стеклянном саркофаге, и 15 лампочек розового спектра создают иллюзию здорового цвета его лица.

Зачем? Возможно, чтобы незыблемее выглядели уже давно павшие границы Советского союза. А может, чтобы мир смотрел на нас и боялся – чего ожидать от народа, вот уже 100 лет ревностно охраняющего труп своего лидера, да не просто охраняющего - взымающего плату с желающих увидеть нетленную социалистическую идею во плоти?

Только вот тянутся теперь туда очереди из преимущественно китайских туристов, да еще школьников. Наши соотечественники к нему не спешат – уже привыкли, не удивляются. Нам даже спокойнее на душе от того, что он там лежит – и пусть себе лежит под чуткими очами видеокамер. По результатам опроса, около трети москвичей за то, чтобы отправить великого революционера на заслуженный отдых. Только никто дедушку Ленина хоронить не спешит, потому что революция бессмертна.

Видео почему В.И.Ленина нельзя хоронить

Последние двадцать лет тему выноса из Мавзолея того, что привычно именуется телом Ленина, у нас традиционно поднимают два раза в год. В апреле - по случаю очередного дня рождения пролетарского вождя. И в январе - в связи со смертью Ильича.

На мой скромный взгляд, говорить о необходимости этого процесса надо каждый день. И тогда вода всё-таки сточит камень. Даже красный мрамор Мавзолея.

Но если уж искать особенные поводы к этому разговору, то 31 октября как раз такой и имеется. В этот день, точнее, в ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 года ленинская мумия в Мавзолее вновь оказалась в одиночном заключении.

В 1953 году в склепе появился сосед - мумия Джугашвили (Сталина). И вот по прошествии восьми с лишним лет согласно решению XXII съезда КПСС товарищей по партии и революции разъединили. Ленин остался под крышей, Сталин отправился под землю. Недалече, в нескольких метрах от мавзолейной стены, но всё-таки.

Понятно, что борьба с останками Сталина при Хрущёве носила скорее политический, чем нравственный характер. Но тем не менее борьба была и завершилась неким сакральным действием. На принципиальное решение тогдашним советским лидерам не хватило то ли смелости, то ли уверенности, и Сталин остался у Кремля. Но исчезновение его мумии из Мавзолея стало ярким знаком, подтвердившим, что этот деятель - человек, не более. И Ленин остался единственным коммунистическим божеством, единственным символом советской религии.

Но жизнь, как говорится, меняется. Уже ясно, что советская идеология так и не смогла превратиться в религию. Её стареющие апологеты сегодня не убедительны. И за редким исключением напоминают скорее социалистов, чем пламенных большевиков. Нет веры без Бога, но и Бог без веры - нонсенс. Тем не менее его подобие продолжает лежать в Мавзолее, на главной площади страны, стремящейся иметь как можно меньше общего с тем государством, что было построено по замыслу Ленина.

На специальных сайтах идёт постоянное голосование, выносить или не выносить. Данные разнятся, но тенденция общая: более половины граждан страны за то, чтоб останки Ленина захоронить, менее трети - оставить как есть. Куда более прозаически выглядит точка зрения основной части молодёжи, рождённой после 1985 года и на практике с СССР не сталкивавшейся. Эта основная часть к фигуре Ленина, мягко говоря, равнодушна. И знать его не желает. Хотя к другим значительным фигурам отечественного прошлого относится с интересом разной степени. От Александра Невского до того же Сталина.

Ей, этой основной части, равно как и многим сторонникам сохранения «статус кво» в отношении мавзолейной мумии, невдомёк, что массовый политический террор в России развязал вовсе не Сталин, интерес к которому в обществе сохраняется, прежде всего, «благодаря» репрессиям его имени. Автором кровавой концепции борьбы с политическими противниками был как раз тот человек, которого из Мавзолея пока не вынесли. Это он редактировал и подписывал декреты советской власти, призывающие уничтожать дворянство и казачество, успешное крестьянство и священнослужителей, офицерство и предпринимателей. Не выборочно, по личной вине перед новой властью, а массово, как явления. Строилось государство пролетариев. То есть неимущих. И никто не должен был им мешать превращаться в имущих. В первую очередь, бывшие имущие. Правда, как показало время, превращение так и не состоялось. Имущим стало государство, а народ так и остался пролетарским. Но об этом - в другой раз.
А сейчас - о мумии.

Можно возразить, что во многих странах, считающихся цивилизованными, стоят памятники властителям разных эпох, не всегда приносившим своему народу благоденствие. Тот же Наполеон Бонапарт, чей прах покоится в центре Парижа в Доме инвалидов, навлёк на Францию столько бед, что и до сих пор аукается. Но, во-первых, французы помнят этого человека, неравнодушны к нему до сих пор. Чего не скажешь о массовом отношении к Ленину в нашей стране. А во-вторых, могилы и памятники - в российской гуманитарной традиции. Пирамиды и фараоны, пожалуй, нет.

Наверное, не стоит о метафизике. Хотя есть и такая точка зрения: пока останки главного пролетария не обретут покоя, не обретёт его и сама Россия.

Точно стоит о другом: 30 октября - День памяти жертв политических репрессий. То есть тех страшных ошибок власти, к которым Ленин имел самое прямое отношение. Значит, и в этот день есть повод поговорить о Невыносимом.

Михаил Быков

Все мы помним известную пропагандонскую на весь союз фразу, вырванную из «Комсомольской песни» Маяковского: «Ленин — жил, Ленин жив и будет жить». Во всяком случае, те, кто родом из СССР, поймут о чем это я.

Прошло 92 года со дня смерти вождя. Почти юбилей. 2016 год, предполагалось, должен был быть особенным и значимым для иконы всех коммунистических представителей и последователей вождя в России. Но — не случилось. Как обычно — поговорили и решили ничего не делать. Исходя из созданного прессой общественного накала, тема перезахоронения Ленина, пожалуй, и в 2017-м будет снова бить рекорды в заголовках самых топовых отечественных СМИ…

Сегодня имя Ленина вновь на слуху — о нем говорят политики, историки, ученые. Не побрезговал и сам президент — хоть и философски, но вполне открыто заявил о своем личном отношении к России.

Если не произносить вслух мое личное отвращение к главному режиссеру переворота в Царской России и попробовать охарактеризовать чем именно запомнился Володя Ульянов для большинства из нас, то выглядеть это будет весьма шаблонно: Ленин — это главный большевик, марксист, идеолог и организатор компартии России. Находился у власти 5 лет. А если копнуть глубже:

В. Ленин — абсолютный рекордсмен, чемпион мира по количеству установленных памятников на планете. А улица Ленина - чуть ли не в каждом городе России и в поселках. И не только в России. А его набальзамированное тело - до сих пор в открытом саркофаге под Красной площадью.

Если еще проще, то можно просто ограничиться скромным определением Владимира Путина в вышеуказанном ролике…

Однозначно, 92 года назад скончался человек, изменивший ход русской истории в прошлом веке. Тот, которого одни люди превозносят как бога, а другие – проклинают. Но до сих пор не умолкают споры о том, почему Ленина не похоронили? И наступит ли переосмысление в ближайшее время?

Судьбе этих споров в отечественной истории и посвящена данная статья.

В.И.Ленин на III конгрессе Коминтерна (справа художник И.И.Бродский). Москва, июнь-июль 1921 года

Исторические факты о смерти Ленина

Владимир Ульянов (Ленин) умер в возрасте 53 лет в январе 1924 года. Перед смертью лидер молодого советского государства тяжело болел и был фактически парализован. Ухаживала за ним его жена – «верный друг и соратник» (как напишут историки позже) – Н. К. Крупская.

Смерть произошла на даче Ленина в Горках (это один из районов Подмосковья). Год смерти Ленина совпал с началом передела власти между его соратниками, который закончился безоговорочной победой Сталина.

Церемония похорон

Через два дня после смерти – 23 января – тело вождя было привезено в Москву. Стал решаться вопрос о похоронах. В итоге 27 января забальзамированное тело Ленино было положено в наспех созданном мавзолее. Реакция современников на такие необычные похороны была неоднозначной.

Безусловно, сам Ленин неоднократно высказывался о том, что пролетарская революция изменит все сферы жизни: язык, религию, семью, традиции. Получается, что и его необычные похороны были частью новой системы.

Но обо всем по порядку…

Кто решил сохранить тело Ленина?

Воспоминания соратников Ленина по-разному сообщают нам о том, кто был инициатором данного решения. Так, Троцкий считает им Сталина. Он свидетельствует, что Сталин еще в 1923 году на заседании Политбюро говорил о необходимости сохранения тела вождя по примеру сохранения мощей святых в православной христианстве.

Троцкий, Каменев и Бухарин (по воспоминаниям самого Троцкого) тогда воспротивились этой идее Сталина.

Однако если принимать во внимание лютую ненависть Льва Давидовича к выгнавшему его из страны Сталину, то нужно с осторожностью относится к его высказываниям по этому вопросу.

Вряд ли стоят доверия и версии некоторых историков о том, что Ленин и Сталин были объединены одной идей: Сталин хотел предложить своему народу новую религию, где Ленин бы стал богом, а он – царем.

Есть версии, согласно которым на вопрос, почему Ленина не похоронили, а забальзамировали, ответ звучит так:

Среди большевиков находились люди, которые верили в то, что наука в скором будущем сможет найти способ воскрешать людей из мертвых, поэтому они и способствовали тому, чтобы сохранить в целостности тело своего вождя.
Отношения родственников Ленина к его бальзамированию

Жена лидера большевиков – видная представительница этой партии – Н. К. Крупская, судя по ее собственным воспоминаниям, сопротивлялась подобному способу захоронения своего супруга. Она пыталась доказать необходимость привычного погребения. Однако слова вдовы никто не услышал. Также не были услышаны протесты брата и сестер Ленина, которые также имели вес в партии большевиков.

Крупской было приказано выдать вещи мужа, что она со слезами на глазах и сделала.

Позже она так и не смогла сходить в мавзолей. Но это решился младший брат Ленина – Дмитрий Ульянов. Однако и он долго не выдержал печального зрелища и, увидев мавзолей Ленина внутри, вышел оттуда со слезами. Видеть своего брата в виде безжизненной куклы Дмитрий Ильич не мог.


Почему Ленина не похоронили: версия о последней воле вождя

В конце 80-х гг. прошлого века, когда слава Ленина померкла в сердцах советских граждан, стали появляться версии о том, что он сам желал быть погребенным рядом со своей матерью – Марией Александровной (сейчас на этом месте похоронены две незамужние сестры Ленина).

Автором этой версии был историк А. Артюнов. Он полагал, что большевики, по-своему распорядившись телом вождя, фактически нарушили волю умирающего человека. Год смерти Ленина был тяжелым для страны, в прессе тогда было опубликовано много писем «простых советских людей» о необходимости сохранения тела вождя. Однако историк считал, что не граждане, а сам Ленин был вправе решать о том, быть ли ему забальзамированным или все-таки удостоится обычного кладбищенского покоя.

Но сегодня эта версия не выдерживает критики потому, что не сохранилось никаких письменных свидетельств ни самого Ленина, ни его близких, которые бы давали ясно понять, что В. И. Ульянов хотел быть погребен с матерью.
Возможно, будучи атеистом, Ленин вообще не придавал значения месту своего захоронения.

Необычные похороны как элемент создания мифа о Ленине

Сразу же после Октябрьской революции, захватив телеграф и СМИ, большевики поставили перед собой задачу широкой агитации своих идей. Эта деятельность им удавалась на славу. Многие люди поверили в коммунистические мечты благодаря налаженной системе пропаганды.


Варламов Алексей Григорьевич. Ленин и дети.

Сразу же пресса, входящая в сферу влияния партийных деятелей, стала создавать образ грозного вождя – несокрушимого Владимира Ильича, друга народа и мужественного борца за его свободу.

Подобное возвеличивание образа Ленина продолжалось всю его жизнь. Максиму Горькому приписывают высказывание, согласно которому новая советская Россия нуждалась в новой вере, новой религии, и образ Христа и занял образ Ленина – борца и страдальца за народное счастье. Поэтому и Ленин должен был быть бессмертным, он должен уметь воскреснуть из мертвых.

Сознательно или бессознательно, но члены партии большевиков очень много сделали в создании мифа о вожде. Когда тело Ленина не было предано земле, миф о нем стал только сильнее.

К слову сказать, когда через много лет скончался И. В. Сталин, его также забальзамировали и положили в мавзолее. Правда, Ленин и Сталин лежали вместе недолго: после разоблачений Хрущева тело Сталина было тайно захоронено около Кремлевской стены.

Сегодня мавзолей и лежащее в нем тело вождя до сих пор вызывает острые споры среди современников. Многие из них уже и не могут ответить на вопрос о том, почему Ленина не похоронили? Но сам образ Мавзолея их раздражает. Другая же часть населения страны относится к мавзолею со смешенными чувствами: от любопытства до высказывания уважения к памяти вождя.

Заслужил ли вождь такой участи? Тоже не совсем понятно. Но смею предположить, что проблема захоронения Ленина и само обсуждение в обществе, из года в год поднимающееся в своих рейтингах, достигнет своего апогея в 2016. Поживем – увидим.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Прошло 93 года с момента наступления смертного часа для Владимира Ленина, и в течение всех этих лет его труп находится в Мавзолее в центре России. Почему Ленина не похоронили по сей день? Рассмотрим подробнее этот непростой вопрос.

Как все начиналось

Проблема захоронения вождя пролетариата впервые обсуждалась еще в 1923 году, при жизни Ульянова. Почему Ленина похоронили в Мавзолее?

Сталин на собрании Политбюро сообщил, что Ульянов не в лучшей физической форме. Иосиф Виссарионович поставил вопрос о бальзамировании тела Ленина. Троцкий выступил против этой идеи, связав ее с православными традициями почитать мощи святых угодников. Каменев разделил мнение Троцкого, сказав, что Ленин был бы против любых проявлений «поповства». Бухарин также скептически высказывался о возвеличивании тела вождя, считая, что прах вряд ли может освятить место около Кремля.

Когда Ленин умер, подобные скептические мысли не высказывались вслух. За несколько дней построили деревянный мавзолей, куда и поместили тело Ленина.

Мнение семьи

Супруга Ленина, Надежда Крупская, публично выражала свое несогласие с подобным почитанием вождя. Ее обращение было опубликовано в газете «Правда». Крупская предостерегала от возведения пышных памятников и дворцов для своего умершего мужа, аргументируя это мнение тем, что сам Владимир Ильич не придавал значения подобным вещам при жизни. Надежда никогда не была в Мавзолее и не вспоминала его в своих трудах и статьях. Остальные члены семьи также были против мумификации тела лидера коммунистов.

Некоторые историки свидетельствуют о том, что сам Ленин хотел, чтобы его похоронили на ленинградском Волковском кладбище, где находится могила его матери. Впрочем, никаких документальных подтверждений этому завещанию не осталось.

Бонч-Бруевич говорил, что гораздо позже смерти Ленина взгляды его родственников на форму захоронения вождя претерпели изменения. Идея увековечить облик Владимира Ильича настолько всех захлестнула, что все противоположные мнения были оставлены ради необходимости масс пролетариата.

Послевоенный период

После смерти Сталина был собран съезд коммунистической партии, на котором решили создать единый памятник для всех великих советских людей и там разместить останки Ленина и Сталина. Однако сооружение Пантеона прекратилось с приходом к власти Хрущева и его политикой десталинизации. Хрущев активно выступал против сталинского режима в целом, называя его «ошибкой» правителя. Тело Сталина было вынесено из Мавзолея и захоронено у стены Кремля, где и находится до сих пор.

Перестроечные времена

До периода перестройки вопрос о том, почему Ленина не похоронили, не поднимался. В 1989 году Марк Захаров впервые публично стал говорить о том, что погребение нужно. По его мнению, каждый человек имеет право на предание земле после смерти, и никто не может лишать кого-либо такой возможности. А все прочие явления - это подражание язычеству. В 2011 году Захаров еще раз выразил свое мнение на телеканале «Дождь».

После развала советского государства в обществе вновь зазвучала тема о том, почему Ленина не похоронили. Велись разговоры о том, что нужно тело вождя похоронить под землей. Петербургский мэр Собчак стал активно участвовать в полемике. Он общался с Ельциным и убеждал его захоронить тело пролетарского вождя. Собчак просил Ельцина выпустить указ о погребении, а все остальные хлопоты обещал взять на себя. Он хотел провести пышную церемонию похорон, подчеркивая особое место вождя в истории страны. Но глава государства не давал согласия на захоронение.

Многие политики поддерживали мэра Собчака в идее погребения, но считали, что нужно подождать до того времени, когда не останется ярых коммунистов в стране. Они отвечали Собчаку, что успокоение Ленина будет связано именно с исчезновением заядлых коммунистов.

В 1993 году московский мэр Юрий Лужков обратился к президенту Ельцину в официальном письме, где высказал необходимость реконструкции главной площади страны. Лужков настаивал на погребении Ленина и других личностей, похороненных в Кремле. К сожалению, Ельцин не ответил на обращение Лужкова.

90-е годы

Обсуждаемый вопрос о том, почему Ленина не похоронили, продолжал волновать многие русские умы. В 1994 году демократы во главе с Валерией Новодворской организовали пикет в центре Москвы с лозунгом о необходимости погребения тела вождя коммунистов. Власти разогнали пикет и задержали участников.

В 1999 году Ельцин, подводя итоги своего правления, в интервью газете «Известия» подчеркнул серьезность вопроса о погребении Ленина. Он заверил, что тело будет похоронено, но вот когда это произойдет, неизвестно. Ельцин ответил на вопрос о том, почему Ленин в Мавзолее, а не похоронен, связав подобное обстоятельство с важной ролью этой фигуры в жизни государства в целом. Ельцин также поддержал православного лидера Алексия II в мысли, что не в христианских традициях демонстрировать тело покойного. Президент пообещал вести детальную работу в данном направлении.

Наши дни

В 2000 году активисты партии «Союз правых сил» предложили на основе Мавзолея построить комплекс в честь исторических деятелей и захоронить Ульянова. Членам партии ЛДПР инициатива понравилась, но Госдума не приняла идею к рассмотрению, заявив о ее несвоевременности.

В 2005 году режиссер Михалков после похорон генерала Деникина сказал, что дальнейшим шагом должны быть похороны Ленина. Однако опять же идея не нашла воплощения.

В 2008 году Михаил Горбачев также высказался за идею захоронения Ульянова, однако не настаивал на конкретных сроках.

В 2011 году член Думы Владимир Мединский снова поднял вопрос о том, почему Ленин до сих пор не похоронен. Он высказался о том, что празднование годовщины смерти вождя - это нелепое мероприятие, восходящее к языческим некрофильским традициям. Мединский подчеркнул, что от тела Ленина осталось не более 10%. Мединского поддержал глава ЦИКа Андрей Воробьев, напомнив о православных канонах и человеческих обычаях.

Владимир Путин очень деликатно относится к данной тематике. На вопрос о том, почему до сих пор не похоронят Ленина, он тактично отвечает, что не нужно делать шагов, вызывающих в обществе разделение. Действующий президент большое внимание уделяет консолидации современного российского общества.

Мавзолеи мира

Мавзолеи известны с давних времен и существуют по всему миру. В Турции в IV веке до нашей эры была сооружена первая подобная постройка. Мавзолей стал гробницей карийского правителя Мавзола, прославившегося то ли жестокостью, то ли справедливостью. Усыпальница Мавзола сегодня считается одним из чудес света, правда, от нее остались одни руины.

Известен огромный мавзолей во Вьетнаме, где находится тело коммунистического лидера Хо Ши Мина.

В Китае тело революционера Сунь Ятсена помещено в мавзолей восьмиугольной формы. Усыпальница построена на средства граждан.

В Пекине в 1977 году таким же образом сохранено забальзамированное тело Мао Цзэдуна.

Известны мавзолеи в Иране, Северной Корее, на Кубе. Как видим, московский мавзолей - вовсе не уникальное творение.

Православные каноны

Многие православные граждане, тревожась о том, Ленин почему не похоронен, обосновывают свое мнение православными традициями хоронить тело под землей. Однако историк Владлен Логинов свидетельствует о том, что ремонт Мавзолея был проведен с согласия русской церкви.

Более того, в истории православия имеется немало подобных захоронений. Например, тело хирурга Пирогова после смерти было бальзамировано, положено в усыпальницу, над которой позднее возвели храм.

Православная история знает множество примеров поверхностных захоронений. Эти захоронения расположены в том числе и в храмах. Церковь не отрицает возможность похорон в раках, которые могут помещаться под пол или стоять на полу. Таким образом похоронены многие митрополиты и православные святые.

Кроме рак, использовались также акросолии - ниши в храмовых стенах. Они делались открытыми и закрытыми, в них ставили саркофаги с телами. Такие акросолии есть в Киеве, в Переяславле-Хмельницком, во Владимире, в Суздале.

Православные захоронения выполнялись не только в соборах, но и в особых пещерах. Подобные места сохранились в Киеве, Чернигове, под Псковом.

Афонских монахов до сих пор хоронят без погребения. После упокоения тела кладут под землю, через три года кости выкапывают и переносят в особые помещения, называемые костницами, где и хранят.

Обычаи католичества

Изучая христианские традиции в целом, стоит сказать и о католической церкви, которая также успешно хоронит покойных не только путем погребения. Так похоронены монахи в испанском Эскориале. В нишах собора размещены саркофаги с королевскими останками.

Тело римского папы Иоанна XXIII было бальзамировано и положено в саркофаг, а позднее в прозрачный гроб. Сейчас оно хранится в римском соборе Святого Петра.

Таким образом, обычаи христианства вовсе не предусматривают обязательного погребения тела под землей, практикуются варианты бальзамирования и захоронения на поверхности земли. Так что, поднимая тему о том, почему Ленина не похоронили, а положили в Мавзолей, говорить о кощунстве неуместно. Бальзамировать тело умершего и выставлять на общее обозрение в рамках христианских традиций никак нельзя считать кощунством.

Итак, мы рассмотрели, почему Ленин в Мавзолее до наших дней. В данной теме вопросов больше, чем ответов. Но остается надеяться, что время сможет раскрыть эти исторические тайны.

Министр культуры Владимир Мединский в очередной раз поднял вопрос о захоронении трупа Ленина. «Я как считал, так и считаю, что тело должно быть предано земле. Я соблюл бы все необходимые ритуалы. Поскольку это высшее должностное лицо, если такое решение будет принято, захоронение должно быть произведено со всеми подобающими государственными ритуалами, почетом, воинским салютом, на достойном месте», - передает слова Мединского Regions.ru .

По словам министра, решение о захоронении до сих пор не принималось потому, что на выборах это наверняка убавило бы голоса для власти. «Добавит это немного, а убавит электората точно много», - считает Мединский. По его мнению, в случае захоронения тела Ленина Мавзолей должен остаться частью ансамбля Красной площади. «Его надо оставить. Возможно, сделать открытый музей советской истории — это был бы очень посещаемый музей с дорогими билетами», - сказал министр.

В.Мединский, напоминает издание, не впервые затрагивает эту тему: в январе 2011-го, накануне годовщины смерти Ленина, еще будучи депутатом Госдумы, он сказал: «Я считаю, что каждый год мы должны поднимать один и тот же вопрос о выносе останков тела Ленина из мавзолея. Это какая-то нелепая, язычески-некрофильская миссия у нас на Красной площади. Никакого тела Ленина там нет, специалисты знают, что сохранилось порядка 10% от тела, все остальное оттуда уже давно выпотрошено и заменено. Но главное не тело - главное дух. Ленин является предельно спорной политической фигурой и наличие его как центральной фигуры в некрополе в сердце нашей страны - крайняя нелепость. Многих оскорбляют рок-концерты на Васильевском спуске, но мы даже не задумываемся о том, что в этом двойное кощунство - концерты проходят на территории кладбища. Это уже какой-то сатанизм. (…) Общеизвестно, что сам Ленин не собирался возводить себе никаких мавзолеев, и его живые родственники - сестра, брат и мать были категорически против. Они хотели похоронить его в Санкт-Петербурге вместе с матерью. Но коммунистам было наплевать на желания и на самого вождя и на его родственников. Им было необходимо создать культ, подменяющий религию и сделать из Ленина нечто, замещающее Христа. Нечто не получилось. С этим извращением необходимо заканчивать».

В связи с этим корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросом: Почему вопрос о захоронении Ленина постоянно обсуждается, но не решается?

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, напомнил эпизод из Ветхого завета: «На закате Иерусалимского царства один из царей позволил во внутреннем дворе Иерусалимского храма поставить языческие статуи, идолы. И за это Иерусалимское государство было захвачено завоевателями и разорено. Так пишет священная история. Что такое Красная площадь? Это внутренний двор, святилище под открытым небом. Лобное место - это алтарь, раньше большие скопления людей стояли там на Пасху и молились. И то, что сейчас для людей, одержимых борьбой с Церковью, принципиален вопрос оставления этого языческого по сути капища в виде Мавзолея, где лежит мумия Ленина, это искажение сакрального пространства святой Руси и Москвы как центра святой Руси. Для верующих это тоже принципиальный вопрос: восстановить то самое сакральное пространство в центре Москвы. Но не ценой скандалов, провокаций и дестабилизации общества. Это должен быть всеобщий акт примирения».

«Я как православный выступаю "за" захоронение Ленина, но и знаю, насколько мы далеки от этого момента. Если общество созреет, то и произойдет так, как мы хотим. Поэтому я с Мединским согласен: думаю, он достаточно мудр, чтобы добиваться захоронения не любой ценой и не большевистскими методами, поскольку сейчас у нас очень нестабильная и тревожная обстановка, идут настойчивые попытки организовать беспорядки и реализовать "оранжевый" сценарий - в этих условиях не надо подкидывать поводы скандалить», - считает священник.

Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, считает, что все дело в психологии чиновников - «как бы чего не вышло», и их желания «усидеть на нескольких стульях». «Они себя так двойственно ведут, например, и по вопросу о строительстве новых храмов. Они вроде бы не против, но почему-то ничего не хотят делать. Высшие ценности их на самом деле не интересуют, только место, ради которого они и маму с папой продадут. Сама же эта мумия дорога только выжившим из ума престарелым коммунистам - им уже ничего не объяснишь. Но это абсолютное меньшинство. А почему эту гадость мы все должны терпеть? Никаких перемен к лучшему у нас не будет, пока мы не откажемся от имен воров и убийц на наших улицах и не выбросим эту мумию. Ее не хоронить надо, а выстрелить ею из пушки. Если она кому нужна, пусть забирают. Пусть Г.А.Зюганов ее у себя в квартире хранит», - считает о.Сергий.

Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, считает, что «когда неразложившееся тело палача и губителя России лежит на почетном месте - это оскверняет не только Красную площадь, но и является продолжением оскорбления всего русского народа и православного сообщества». «Нет здесь никакой связи с электоратом, да и ближайшие выборы только через 6 лет», - заметил он. «Конечно, во многом этот вопрос предпочитают не трогать, чтобы сохранить голоса пожилых людей. Но, думаю, главная проблема в полном релятивизме и идейной дезориентации наших властей, которые добро не могут назвать добром, а зло - злом, а также ориентируются на продажные мнимые западные ценности», - считает пастырь.

«Нужна внятная и четкая позиция о добре и зле, которая бы честно и объективно вещалась бы со стороны власти. Но торжество зла пока продолжается, а природа не терпит пустоты, в том числе и природа общественного сознания. Насколько будет плодотворно заявление нынешнего новоназначенного министра, сказать трудно, т.к. не видны изменения в идеологической политике наших властей, но мы молимся, чтобы это состояние не затянулось, иначе последствия могут быть трагическими», - заключил отец Лука.

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г.Жуковского Московской области, считает, что «не нам, конечно, судить о степени греховности Ленина, но тот факт, что его тело так много лет выставлено на всеобщее обозрение, наводит на мысль, что грехи его были таковы, что тело все никак не может быть похоронено по-человечески. Столько лет маяться! Есть, видимо, за что». «Мне кажется, что и для самих коммунистов культ Ленина и мавзолея давно уже не актуален. Не хочется предлагать перечитывать Пелевина, но это действительно загадка, почему до сих пор так? Было бы смешно, если бы не было на самом деле так грустно», - заключил он.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что «вопрос о присутствии на Красной площади тела Ленина и мавзолея - в каком-то смысле религиозный»: «Ведь очевидно, что в советское время его тело являлось объектом поклонения и почитания. Это символ определенной идеологии. И вот такой очевидно религиозный символ атеистической эпохи, коммунистическая "святыня", по-прежнему украшает главную площадь нашей страны и многими рассматривается как неотъемлемая часть нашей современной жизни. Это неправильно и недопустимо даже с точки зрения современного либерально-демократического общества: явный атрибут языческого религиозного культа делается частью нашей жизни. Поэтому, безусловно, тело Ленина должно быть предано земле. Нужно прекратить его видимое почитание в современном обществе».

«Что же касается мавзолея, то это архитектурный памятник своей эпохи, связанный с именем Щусева. Рушить его не надо, но ничто не мешает его перенесению в другое место - за черту города или на окраину. Более того, надо восстановить и исторический облик Кремля. Это, в частности, восстановление орлов на башнях. Боязнь окончательно решить этот вопрос связана, очевидно, с таким нездоровым консерватизмом нашего общества, который, скорее, отражает наше малодушие, а не верность традиции», - полагает священник.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, считает, что «все-таки у нас еще немало людей, сохраняющих коммунистические убеждения». «Это, конечно, уже люди в основном пожилые, - им, по крайней мере, уже за 50, - продолжил он. - Но для них какие-либо процедуры с телом Ленина и мавзолеем будут казаться кощунственными, почти святотатством, нападением на самое дорогое, что у них осталось. Поэтому сейчас это делать, видимо, нецелесообразно. Спустя определенное время, конечно, нужно будет захоронить».

«Что касается мавзолея, не думаю, что он представляет какую-то культурную ценность. Что делать с этим зданием, пусть решают наши потомки. Когда они разберутся с захоронением, тогда решат, что делать и с мавзолеем. Может быть, его стоит оставить в напоминание о кровавой диктатуре, чтобы этого больше никогда не повторялось», - заключил отец Тихон.