За какие грехи родителей расплачиваются их дети. Почему дети страдают за грехи родителей? Родовой грех — это наказание не от Бога, а от родителей

Мне не раз пришлось слышать: из-за грехов родителей болеют дети; Бог наказывает до 6 колена. Внесите ясность.

Отвечает иеромонах Иов Гумеров:

Когда пытаются решить вопрос о последствиях для детей и прямых потомков грехов родителей, приводят цитату: Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх.20:5-6). Здесь определенно говорится о том, что Господь наказывает за вину отцов не безвинных детей, а только тех, чья собственная преступность (ненавидящих Меня) преемственно связана с грехами их отцов. Это понимание полностью подтверждается следующими местами:

Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление (Втор.24:16).

В те дни уже не будут говорить: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина", но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер.31:29-30).

Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет (Иез.18:19-20).

Вопрос о наказании детей за грехи отцов настойчиво ставится, по-видимому, потому, что иногда явственно наблюдается в нескольких поколениях духовное бесплодие, нравственное неблагополучие, жизненные неудачи. Сами представители этого рода нередко говорят о "родовом проклятии", о "родовом грехе". Но это не наказание за грехи дедов и отцов. Речь идет о некоторой генеалогии духовных болезней, нравственной черноте, которая переходит от одного поколения к другому. Этим можно объяснить проявления демонизма в очень раннем возрасте. Нравственные болезни рождают болезни телесные.

***

  • Почему страдают дети? - епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон Шатов
  • Почему болеют дети? - Оксана Федотова
  • Как церковные люди становятся фальшивыми - архимандрит Андрей Конанос
  • Об иерархии христианских ценностей - игумен Петр Мещеринов
  • О чем жалеют старики на пороге вечности - Анна Аникина

***

Уместен вопрос: в равных ли условиях находятся люди в отношении к спасению. На это нужно решительно сказать, что Господь Бог не только всем желает спасения, но и дарует каждому такую возможность. К какому бы роду человек ни принадлежал и в какой бы семье не родился, для каждого человека открыты врата Небесного Царства и возможность спасения. Человек не находится в фатальной подчиненности греху, в каких бы условиях он ни находился. В этом тайна человеческой свободы. Это не отвлеченная возможность сделать выбор между добром и грехом, а реальная возможность, которой содействует Божественная благодать, когда Господь видит даже самое малое проявление благой решимости. Об этой неотъемлемой для каждого свободе говорит св. апостол Павел: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим.6:14). Если умножается грех, то преизобилует благодать (Рим.5:20). Следовательно, тем, кто, казалось, лишен благоприятных условий для духовной жизни, подается сугубая помощь Божия, восполняющая недостаток условий. От нашего свободного произволения зависит воспользоваться этим или нет.

Святые отцы говорят также и о том, что воздаяние Божие неодинаково. Кто, находясь в неблагоприятных условиях, явил плоды, тому награда особенно велика. "Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Един знает. Ибо иначе судит Бог дела епископа и иначе правителя мирского, иначе судит дела игумена и иначе ученика, иначе старого и иначе юного, иначе больного и иначе здорового. И кто может знать все суды сии? Только Един, сотворивший всех, всё создавший и всё ведущий" (авва Дорофей. Душеполезные поучения. Поучение шестое).

Иов Гумеров , иеромонах

НЕРЕДКО В ПРИЧИНЕ СВОИХ НЕУДАЧ И СТРАДАНИЙ ЛЮДИ ВИДЯТ НЕ СЛЕДСТВИЕ СВОЕГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, А БОЖЬЕ НАКАЗАНИЕ, И ПРИЧЕМ ЗА ГРЕХИ РОДИТЕЛЕЙ, БАБУШЕК И ДЕДУШЕК... ТАКОЙ ОШИБОЧНЫЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ ПРОЧНО ЗАКРЕПИЛСЯ В СОЗНАНИИ МИЛЛИОНОВ. БОЛЕЕ ТОГО, МНОГИЕ УВЕРЕНЫ, ЧТО ОБ ЭТОМ ГОВОРИТ ДАЖЕ БИБЛИЯ. НАСКОЛЬКО ЖЕ ЭТО ВЕРНО?

Оскомина от предков

Укоренившееся искаженное представление о Боге, Который наказывает детей за грехи их родителей, древнее, чем мы можем себе представить.

Более двух с половиной тысяч лет назад израильский народ был пленен вавилонскими войсками и почти полностью переселен из Иудеи в далекие земли Месопотамии. Так исполнилось Божье наказание целого народа за его тотальное и дерзкое отступление от Божьих законов. В то время в среде этих плененных израильтян получила широкое распространение пословица: «Отцы если кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» (Библия. Иезекииль 18:2) . Этим иносказанием, в оправдание себе, пленники обвиняли своих отцов и дедов за то, что они в свое время положили начало всеобщему отступничеству, которое впоследствии обернулось трагедией для всей нации. Кроме этого, вместо глубокого раскаяния они еще и косвенно обвиняли Бога в несправедливости и непоследовательности, полагая, что Всевышний, не разобравшись в ситуации, сгоряча «зацепил» их - «невинных» жертв обстоятельств Своими наказаниями 1 . Суть этой пословицы можно выразить словами: «Боже, Ты не тех наказал».

На подобные представления Всевышний отреагировал однозначно: «Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут впредь говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет» (Библия. Иезекииль 18:3-4) . Этим заявлением Бог обличает иудеев, оказавшихся в плену из-за своих грехов, и разоблачает логику их пословицы. Он акцентирует внимание на том, что согласно Его справедливости наказываются только согрешающие, т. е. оскомины (Божьего наказания детей за грехи отцов) не может быть. Каждый несет ответственность сугубо за свои проступки: «…сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына…» (Библия. Иезекииль 18:20) . Также Господь проиллюстрировал Свою справедливость на примере отца, сына и внука (См. Библия. Иезекииль 18:5-32) 2 . Вот что отмечает по этому поводу профессор Даума: «Отец, который придерживался законов Яхвэ (одно из древних имен Всевышнего. - Ред.) , - праведный, и он будет жить. Его сын, который поступает совсем наоборот, — умрет. Он сам на себя навлек смерть. Его внук, который видит, как поступает его отец, и не идет его путем, но придерживается заповедей Яхвэ, обязательно останется жив. Он верен Яхвэ, и не будет наказан за грехи отца» 3 .

До четвертого рода

Кроме упомянутого выше Божьего заявления существует и другое, которое, на первый взгляд, полностью ему противоречит. Это вторая из десяти заповедей закона Божьего: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Библия. Исход 20:4-6) . Разве содержание этой заповеди не подтверждает правдивость пословицы об оскомине? Нет! Важно обратить внимание на состояние тех, кого в этой заповеди Господь обещает наказывать: «детей… ненавидящих Меня». То есть речь идет о наказании детей, которые находятся в состоянии восстания против Бога, — «ненавидящих Меня». Им не будет вменена вина их отцов. Они будут нести ответственность за собственное поведение, которое они переняли от живущих во грехе родителей. Необходимо также учесть и то, что вина родителей в этой заповеди - это идолопоклонство, поклонение изображениям или же Богу посредством идолов. Родители виновны в привитии детям такой ложной веры 4 . Если дети продолжают поступать так же, как и родители, то будут наказаны. В этой ситуации стоит отметить, что вина родителей является мощным фактором, который влияет на выбор духовных ориентиров их детей. Но все же этот фактор не решающий. Выбор остается за детьми - поклоняться ли им идолам или же любить Бога и Его заповеди, обрекать себя на Его наказание или обретать Его благословения.

Следовательно, израильтяне во времена вавилонского плена неверно истолковывали вторую заповедь Божьего закона. Идолопоклонство извратило их представление о Божественной справедливости 5 . Но любвеобильный и милосердый Бог призывал их тогда к покаянию: «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь (евр. покайтесь. - Авт.) , и живите!» (Библия. Иезекииль 18:31-32) 6 .

Ответ Христа

К сожалению, представления о том, что дети несут ответственность за грехи своих родителей, продолжали гнездиться в умах иудеев и во времена Иисуса Христа. Даже ученики Иисуса находились под влиянием этих ошибочных взглядов. В Евангелии от Иоанна повествуется о встрече Иисуса и Его учеников со слепым от рождения человеком. Тогда ученики спросили у своего Учителя: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Библия. Евангелие от Иоанна 9:2) . Очевидно, что ученики Иисуса не связывают слепоту несчастного с последствиями греха на земле, но с конкретной личностью, из-за греха которой это могло произойти 7 . Они мыслили так же, как и их праотцы шесть столетий назад во времена вавилонского плена. Они так же полагали, что Бог наказывает детей за грехи родителей 8 . Христос развеивал такие заблуждения. «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители, но это для того, чтобы на нем явились дела Божия» (Библия. Евангелие от Иоанна 9:3) . Иными словами, Иисус опровергает домыслы учеников и в то же время не раскрывает тайну причин, по которым тот человек был слепым от рождения. Самое главное, на что Спаситель обращает внимание, так это на то, что проблема слепоты разрешается вмешательством милосердного Бога.

Мой опыт

Заметьте, как наше время кардинально отличается от древних дней, как с точки зрения техногенных открытий, достижений в науке, так и во многом другом. Но что касается заблуждений, связанных с представлениями о Боге и Его намерениях, практически мало что изменилось. Это лишний раз говорит о проблеме, которая сопровождает человечество на протяжении всей истории - конфликт между истиной и заблуждением. С заблуждением трудно бороться. Это мне известно не только благодаря исследованиям и наблюдениям, но из собственного жизненного опыта.

Я рос в атеистической семье. Мой отец был советским военным. Когда мне исполнилось одиннадцать лет, я приобщился к научной фантастике в поисках ответов на вопрос о смысле существования. Тогда с семьей мы жили в ГДР (Вюнсдорф), где библиотеки с широким выбором литературы позволяли «искать» ответы на вопросы, мучавшие мою душу. Следующим этапом в юношеских поисках был жанр фэнтези. Он был для меня своего рода окном в духовный мир. Но и это не изменило представления о Боге. Я видел Его жестоким, мстительным и наказывающим за грехи родителей. Идеи, почерпнутые из литературы, сформировали во мне представления о том, как Бог вмешивается в жизнь человека. В книгах, которые меня поглотили, добро побеждало зло методами зла. Это еще больше вводило меня в заблуждение, до тех пор, пока я не прикоснулся к строкам Библии. Только тогда я увидел и услышал голос Бога любви, прощения и справедливости. Я понял, что Он никогда не наказывает людей, не причастных к чужим грехам, даже если это самые близкие родственники. Бог справедлив и к тому же весьма любвеобилен. Он хоть и наказывает ненавидящих Его, но и благословляет «до тысячи родов» любящих Его и соблюдающих заповеди Его. Божье Слово, отображенное в Библии, открывает нам нашего Творца и учит правильным взаимоотношениям с Ним, а также с людьми, которым необходимо утешение и ободрение, а не приговоры.

1 Leslie Allen. “Ezekiel:1-19”. Word Biblical Commentary, v. 28 (Dallas: Word Press, 1994): 270-271.
2 Jurrien Mol. “Collective and Individual Responsibility: A Description of Corporate Personality in Ezekiel 18 and 20” (Brill NV, Leiden, the Netherlands, 2009): 239-242.
3 Йохем Даума. Дорогами Ветхого завета. Т.4. Большие пророки (Коллоквиум, Черкассы, 2012):148-149.
4 Более широкое изложение 2-й заповеди находится в книге Второзаконие 4:15-19; Также работа Abel L. Т Ndjerareu “The theological bases for the prohibitions of idolatry: An exegetical and theological study of the second commandment” (PhD thesis, Dallas Theological Seminary, 1995): 139-155.
5 Erica Moore. “A Rhetorical analysis of the use of popular saying in the book of Ezekiel” (PhD thesis, Westminster Theological Seminary, 2003): 148.
6 Об ответственности всей нации за свое духовное состояние говорится в 20-й гл. книги пророка Иезекииля.
7 William M. Wright IV. “Rhetoric and Theology: Figural Reading of John 9” (PhD thesis, Emory University, 2005): 176.
8 George R. Beasley-Murray. “John”. Word Biblical Commentary, v. 36 (Dallas: Word Press, 1987): 154.

«Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». (Исх.20:5,6).
За грехи родителей страдают дети. Как можно понять то, что дети могут страдать за грехи родителей и наказываться за них? Так ли Господь не справедлив в том, что наказывает детей за грехи родителей? Конечно же, нет. Каждый совершенный грех, как причина, влечет за собой следствие, которое выражается через наказание, возмездие; как в законе причин и следствий. Все в мире взаимосвязано, каждое событие, возможно, объяснить другими событиями, которые предшествовали ему и влияли на него. Задавая вопрос, почему что-то произошло, как что-то могло случиться, мы ищем причину этих событий. Углубляясь в поиски причин, мы видим, что истинного первоначала только логикой мы достичь, не можем. Это происходит потому, что цепочка, в которой один грех является следствием предыдущего и причиной последующего, ведет к первопричине, к падшему Люциферу. Любое проявление греха в человеке является следствием, и у него есть причина. Эта причина вызывает грех, а грех (как следствие причины) в свою очередь влечет за собой другое следствие - наказание. Родительский грех - это причина, следствием которой может являться проявление этого греха в детях, и поэтому наказание за этот грех переходит и на детей вместе с проявлением этого родительского греха. Другими словами, причина проявления в детях грехов заключена в родителях, поэтому и причину наказания и причину проявления грехов в детях надо искать в родителях. По этой же схеме причин и следствий надо рассматривать и переход духов от родителей к детям. По закону духовного мира наказание или же духи нечистые передаются детям до третьего и четвертого поколения, а благословение передается до тысячи родов: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». (Исх.20:5,6). Дети наследуют грехи родителей при зарождении их в утробе матери. У младенца уже можно видеть проявления характера одного из родителей и определить, чей характер, чьи качества он унаследовал в большей степени. Если родители - люди, не возрожденные от Бога, не освобожденные от грехов Кровью Иисуса Христа, то дети наследуют их грехи. Даже если родители, видя в ребенке то или иное качество своего характера, осмысленное ими самими только с годами, хотели бы, чтобы ребенок не повторил уже сделанные ими ошибки, то все усилия родителей не увенчаются успехом. Это происходит потому, что в детях грех родителей заложен при зарождении и родители видят только следствие причины, приведшей к греху.
Иначе обстоит дело с детьми Божиими, чьи грехи прощены и омыты Кровью Иисуса Христа. При зарождении ребенка в такой семье грехи родителей не переходят по наследству детям, потому что их больше не существует, они смыты Кровью Христа. Но дети могут унаследовать благословение родителей, если родители не просто прощеные грешники, но к тому же живые, духовные последователи Христа. Если же один из родителей верующий, живущий в святости Божией, а другой неверующий, то тогда святость верующего родителя покрывает греховность другого. Ребенок от такого брака рождается под благословением и святостью верующего родителя и не наследует грехи неверующего, потому что: «…Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». (1Ин.4:4). О том, что святости одного родителя достаточно для того, чтобы дитя был освобожден от наследственных грехов или наследственных духов, говорится в Писании: «Ибо неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы». (1Кор.7:14). Это не значит, что дети, рожденные у верующих родителей, не нуждаются в очищении от грехов и, что они безгрешны. Они не освобождаются от собственной греховной плоти, поэтому тоже нуждаются в освобождении от собственных грехов, унаследованных от Адама. Но грехи родителей или же одержимость нечистыми духами одного из родителей им уже не передается.
Небезнадежно положение и тех детей, которые родились у родителей до того, как те уверовали, и получили наследственные грехи или же наследственных духов. Так как в мире действует закон причин и следствий, то прежде, чем удалить следствие, надо удалить причину, то есть прежде, чем бороться за освобождение ребенка, надо освободить родителей. Надо прежде удалить причину, тогда исчезнет и следствие. Освобождение детей от грехов надо начинать с освобождения от них родителей.
Есть разница между прощением и освобождением. Приходя к Христу, каждый получает прощение грехов через покаяние, но можно при этом не получить освобождение от причины греха. В таком случае грех постоянно будет проявляться в человеке и ему придется бороться с ним и все силы тратить на эту борьбу. Особенно тяжело человеку, если он одержим каким-либо злым духом. Грехи прощены, но причина их возникновения осталась, а раз осталась причина, то со временем опять проявятся ее следствия. Если бы одного прощения грехов было бы достаточно, то не надо было бы изгнания духов. Наследственные грехи обычно связаны именно с духами, и поэтому необходимо от них освободиться, удаляя причину греха, которая находится в основном в родителях.
Причину греха, от которого человек еще не освободился, иначе можно назвать корнем всех его грехов и падений. Когда корень будет обнаружен и удален, тогда ребенок получит освобождение через изгнание наследственных духов или отречение от наследственных грехов. Если этого не сделать, если не освободить ребенка, то дети повторят ошибки родителей, повторят их судьбу, как говорят в мире. Вот и выходит, что дети несут наказание родителей как следствие их грехов.
По этой же причине так важно, чтобы родительское ложе было непорочно и брак честен: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог». (Евр.13:4). Нечистые браки и опороченное ложе, ложе вне брачной связи, еще одна из причин, при которой дети наследуют грехи родителей и наказание за эти грехи. Поэтому борьбу за освобождение ребенка от проявлений зла в нем родителям надо начинать с себя. Только в этом случае борьба будет эффективной.
Между детьми и родителями есть невидимая, но весьма ощутимая духовная связь. Все то, что родители носят в своих сердцах, отражается на детях. Ярко выражены эти проявления в детях до их определенного возраста, а затем связь хоть и остается, но становится менее заметной. Например, раздражение родителей, их гневное состояние может быть выражено у детей повышенной возбудимостью, излишней слезливостью и раздражительностью. Плохое настроение родителей или их уныние тоже передается детям. А мир, радость и покой в душе родителей наполняет ребенка счастьем и делает его спокойным и довольным. По этому же невидимому каналу детям передается и освящение родителей. Дети освящаются святостью родителей или оскверняются их бесчестием. Слова Иисуса Христа: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:48) относятся и к родителям, потому что они ответственны за души детей. Если их святостью дети освящаются или же их осквернением - оскверняются, то значит, в первую очередь, с родителей спросится за плохое воспитание ребенка и за плохое состояние его души. Если за грехи родителей наказание получают дети, то тем самым родители наказываются дополнительно. Вести святой образ жизни, очищаться и освящаться родителей обязывает еще и долг перед детьми. Вот, как говорит Сам Господь: «…ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят». (Лев.11:44). Наш Отец свят и Его святостью и мы святы. Мы освящаемся святостью Отца нашего, а живущие в мире оскверняются скверностью их отца - диавола. «…будьте святы, ибо Я свят». (Лев.11:44) - говорит Господь потому, что мы наследуем Его благословения и Его святость. Верующие родители обращаются к своим детям: “Поступайте свято, как я поступаю; живите свято, как я живу, и будете наследовать благословение”.

Наследуют ли дети при рождении вину и личную ответственность за грехи родителей? Нет? Тогда почему болезни предков, как следствие грехов, передаются по наследству ни в чем не повинным потомкам? Можно ли молиться об исцелении от таких болезней? И почему Бог наказывает «вину отцов в детях»? Об этом для портала «Православная жизнь» - канд. богословия архимандрит Феогност (Пушков).

Евангелие, т.е. Благая Весть о спасении, приносит нашему сердцу радость совершенного отпущения грехов, данного каждому верующему в Едином Крещении именем Святой Троицы. С другой стороны, живя в мире, преисполненном страданий, человеческая мысль пытается осмыслить окружающую нас реальность. Особенно когда страдания входят в нашу жизнь – касаются наших ближних или нас самих. Нередко поверхностно рефлектирующая мысль приходит к упрощенным вариантам ответа, а жизнь «разбивает» возникшие у нас теории. В таком случае многие люди говорят об «утрате веры», отчасти это именно так, только необходимо уточнить, что это была вера в наши концепции, что отнюдь не равнозначно подлинной религиозной вере, основанной на живом Откровении Слова Божьего.

В основе религиозного откровения лежит не теория, а факт: Бог вступил в «собеседование» со Своим творением. Любой религиозный догмат представляет собою реальность жизненную, реальность духовного опыта (даже если излагается схематическим методом). И на вопрос «наследуют ли дети при рождении вину и личную ответственность за грехи родителей?» Церковь твёрдо отвечает: «Нет! И тем более, ни о каком наследовании вины по факту рождения не может быть и речи после возрождения человека в Крещении». Но у нас налицо факт наследственных заболеваний, которые иной раз и являются у родителей следствием тех или иных их личных грехов, но передаются совершенно не повинным в том детям. Как объяснить этот факт? Так же в Священном Писании (собственно, в Ветхом Завете) даны четкие указания, что Бог наказывает «вину отцов в детях». Как объяснить эти библейские высказывания? Начнем с последних.

Дурной пример

Язык Священого Писания с трудом понимается современным читателем. Не потому, что это «язык шарад и загадок» (это совсем не так), а потому, что текст написан в категориях мышления и способах изъяснения, присущего людям, жившим в очень далекие от нас времена. Это, если хотите, «социо-лингвистический разрыв». Вот библейский текст, на который чаще всего ссылаются те, кто распространяют далекие от Библии мнения, что Бог карает детей за грехи родителей: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34:6-7 – см. так же Исх.20:5-6; Втор. 5: 9-10; Иер.32:18).

Смысл этого библейского текста невозможно понять, не учитывая патриархального уклада библейской культуры. При патриархальном укладе дети наследовали профессию (и все «секреты ремесла») своих родителей. Если отец был плотник, то им будет и сын, и его сын и так далее. «Отрыв от корней» очень строго осуждался обществом, а лица, ставшие маргиналами, как правило, становились изгоями. Итак, отец - плотник, и сын его – так же. Мать - ткачиха? И дочь ее так же. Ну а если отец - грабитель или пират, то кем будет его сын? Правильно, грабителем или пиратом. А если мать - блудница из публичного дома, то кем будет ее дочь, согласно «обычаям общества»? Правильно, пойдет по стопам матери.

Вот потому в данном тексте и сказано, что Бог наказывает «в детях вину отцов», т.е. если Он увидит, что дети развивают не доброе, а злое наследство, то Он покарает детей за то, что они продолжают грехи родителей. Наказание Божие простирается к потомкам в том случае, если они становятся подражателями грехов родителей (т.е. родители – виновники того, что дети грешат, ибо отцы детям дали дурной пример). Точность этого подчеркивается словами Исх. 20:5 «Я – Господь, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящим Меня» , т.е. если вражда к Богу простирается до 3 или 4 колена – Бог простирает руку для наказания. Это прекрасно подтверждает преп. Ефрем Сирин комментарии на Исх. 20:5: «Бог, по Долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына, и внука его. Но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, коль скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим» . В прямом юридическом смысле «отец не возьмет греха сына, ни сын не возьмет греха отца своего, но каждый умрет в собственном своем грехе» .

Отказ «искупить вину»

Однако понятие «наследование вины» имеет еще и второе значение – это отказ «искупить вину» (в случае если это возможно) своих родителей. К примеру, родители путём подлога и подкупа отобрали у своего соседа его имущество и передали его своему сыну, который знает о происхождении этого наследства. И хотя он сам лично не грабил, но он несет вину за то, что не возвращает обнищавшему с помощью его родителей соседу то, что ему причитается. Наверное, именно эта степень вины весьма актуальна для немалого числа наших современников. Не говоря про всё перевернувшую вверх дном трагедию 1917 года, напомним лишь времена «приватизации», когда многое было нажито «предприимчивыми людьми» ценою слез и даже крови людей «не предприимчивых». Конечно, в таком случае вина пользующегося всем этим наследника не очищается самим актом Крещения, так как после Крещения он вновь возвращается к тому, что залито слезами и кровью невинных жертв.

Еще в Ветхом Завете Бог твердо убеждает народ, что только в случае отказа детей исправить вину отцов (т.е. в случае продолжения ими греха родителей) Он взыщет с них как с виновным. «Зачем вы употребляете в земле Израиля эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души - Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои: душа согрешающая, та умрет» (Иез. 18:2-4). И далее говорится, что если грешник оставит путь зла и исправит свои злодеяния (вернет награбленное, отпустит долги должникам и т.д.), то и ему Бог просит все грехи. Эту личную причастность детей ко грехам родителей прекрасно понимают сами наказываемые дети: «Со дней отцов наших мы в великой вине до сего дня, и за беззакония наши преданы были мы, цари наши, священники наши, в руки царей иноземных, под меч, в плен и на разграбление и на посрамление, как это и ныне» (Ездр. 9:7). «Мы лежим в стыде своем, и срам наш покрывает нас, потому что мы грешили пред Господом Богом нашим, - мы и отцы наши, от юности нашей и до сего дня, и не слушались голоса Господа Бога нашего» (Иер. 3:25). Если же человек видит глубокую испорченность нравов своего общества (в т.ч. и родителей), он должен выйти из этого общества – что, впрочем, и совершил Авраам, «порвав с корнями». А так как этот разрыв был во Имя Божье и ради святости и верности, а не из-за гордыни, то Бог благословил Авраама. Авраам, конечно, не мог отвечать за греховные дела своих родителей и своего общества, так как он полностью с ними порвал, т.е. не соучаствовал в их делах и не жил «согласно системе», насаждающей грех.

Люди, которые рвут с корнями, перестают себя осознавать и чувствовать как продолжение свих родителей. Осознающий же и чувствующий свою преемственность от предков, видит в себе и плоды их дел (хороших или плохих), волей или неволей, сталкивается с менталитетом, наследованным от отцов. Вот почему «наши грехи» и «грехи отцов», как правило, стоят в паре, где-то рядышком друг с другом.

Генетический момент

Теперь остается рассмотреть не нравственный, а генетический (или органический) ракурс данной проблемы. Если дети не виновны по самому факту рождения в грехах родителей, то почему болезни и страдания часто приходят по цепочке именно к детям?

Если в нравственной области человек представляет собою независимую личность, свободную «порвать с прошлым» (а значит, отказаться от наследства, заработанного не честным путем или полученного в результате отпадения от веры), то в области физиологической, органической человек является частью общей «плоти мира». Все Божье творение, вся природа представляет собою единый цельный живой организм. И как в нашем теле страдание одного члена (порез пальца) приводят к тому, что боль чувствует весь человек, а не только его палец, точно так же и в природе, частью которой (пусть и возглавляющей ее), является человек. Наше безнравственное поведение разрушает нас не только духовно, но и физически. И удивительно ли, что рождаются больными дети у людей, чей организм с юности был разрушен алкоголем, нервными стрессами, «свободной любовью» и т.п.? Скорее удивительно и чудесно, если при таком раскладе дел рождаются здоровые дети. А если еще учесть то состояние экологии, к которому пришли все мы совместными усилиями в погоне за «прогрессом», то удивительно, что все мы еще живы. Своими грехами, своим образом жизни (разрушающим единство человека с низшей природой) мы сами строим себе гроб. И тут не идет речь о «каре Божьей». Это не Бог карает нас, а мы сами собираем худое приданное будущим поколениям. Кто же виноват, что дети живут тем, что им оставили их родители? Ведь никому не придет в голову сказать, что «Бог покарал смертью того, кто выпил полный стакан цианистого калия»? Почему же мы говорим о «каре Божьей», когда видим, что ребенок алкоголиков рождается больным? Это неправильное суждение!

Христианское отношение к данному вопросу можно суммировать так: родители передают своим детям последствия своих грехов в виде болезней и других страданий, но не сами грехи, а потому и детей, которые страдают не "за вину", а "по вине" родителей, мы не считаем грешниками, проявляем к ним сострадание и стараемся облегчить их жизнь .

Конечно, Бог Всемогущий силен исправить то, что в нас было нарушено грехом. Он силен и детей, рожденных от «больного корня», исцелить. Но это уже совершенно другая тема. И верующие люди с любовью могут возносить свои просьбы к Богу об исцелении наследственных болезней, прилагая, в том числе, и естественные усилия на борьбу с ними.

Свт. Василий Великий. Письмо № 223 (по нумерации PG) – в русском переводе № 215 // Письма (в переводе МДА), М., изд. «Сойкина», 1911г. с. 266.

От своих родителей или родственников человек наследует не только черты лица и характера. К сожалению, нам передаются болезни и греховные наклонности близких. Но правда ли, что дети несут наказание за грехи отца и матери? Существует ли родовое проклятие?

Родовой грех — неприятный «дар» родителей

Каждый человек рождается со своей индивидуальной внешностью и чертами характера. Но тем не менее многое он наследует от родителей. Иногда дает о себе знать и влияние дальних родственников: например, от прадеда мальчику передался высокий рост или от прабабушки — дар рисования.

Кроме этого, все более похожими на наших отцов, матерей, дедов и бабушек делают нас навыки поведения. Они закладываются в результате воспитания. Хочет ребенок этого или нет, но он непроизвольно наследует взрослых.

К сожалению, от родителей детям могут передаваться и некоторые физические заболевания. Но, кроме них, человеку от его родственников достаются и другие, еще более неприятные наследственные «подарки» — вирус духовных недугов. В православии этот «подарок» принято называть родовым грехом. Что это значит? Разве дети должны отвечать за порочную жизнь родителей? Делать такой вывод не вполне корректно, поэтому попробуем найти верный ответ на этот вопрос и привести соответствующие примеры.

Предрасположенность ≠ греховная зависимость

Наверняка каждому читателю известны примеры семей, в которых от алкоголизма страдают родители. Очень большая вероятность того, что дети, выросшие в таких условиях, тоже окажутся зависимыми от этой страсти.

Но это совсем не значит, что родившийся младенец обязательно вырастет алкоголиком.

Также и с родовым грехом. Он совсем не указывает на то, что за пороки родителей Бог накажет их потомство пьянством. Но сыновья и дочери в таких семьях имеют большую предрасположенность к греху алкоголизма. Тем не менее, не стоит признавать этих детей «безнадежными»: от самого человека зависит, преодолеет он порок или попадется на его удочку.

Но откуда тогда появилось мнение о том, что за грех родителей Бог наказывает детей? И какими аргументами можно переубедить людей, что это не так?

За проступки одного Бог наказывает род до шестого колена?

Камнем преткновения в понимании последствий родового греха стали слова из ветхозаветных книг. В Книге Исход подаются такие слова:

Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20:5).

Те же мысли о родовом грехе звучат и во Второзаконии, Числах, книге пророка Исайи. Но уже пророк Иезекииль, известный предсказанием о рождении Мессии от Девы, указывает на то, что дети не отвечают за пороки родителей:

Вы говорите: «Почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет, сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, а беззаконие беззаконного при нем и остается… Я буду судить… каждого по путям его, говорит Господь Бог» (Иез. 18. 19-20, 30).

И другой пророк, Иеремия, вносит ясность в вопрос понимания родового греха и ответственности чад за поступки родителей:

В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет (Иер. 31:29-30).

В Новом Завете Бог представляется не как Справедливый Судья, а как Милостивый и Любящий Господь.

О степени Божьей любви к человеку свидетельствует Голгофская жертва: за пороки каждого из нас бессмертный Бог распинается на кресте.

И разве этот любящий Бог может наказывать детей за проступки их родителей? Нет. Но как же тогда быть с последствиями родового греха? Ведь встречаются династии, где на протяжении нескольких поколений словно висит некое проклятие? Как это понимать?

Совсем не так, как предлагают вам колдуны и гадалки, готовые «снять родовое проклятие».

Родовой грех — это наказание не от Бога, а от родителей

Вернемся к нашему примеру с семьей алкоголиков. От детей вирус страшного духовного недуга передается детям. Но если в тебе уже есть вирус, то возрастает вероятность заболеть.

Если дети не противятся соблазну выпить, а поддаются искушению, то они также становятся зависимыми. Их будущим сыновьям и дочерям будет еще сложнее остановить этот греховный ком, накатывающий с уже большей силой.

И если они с Божьей помощью, молитвой и Таинствами не излечатся от родового греха, то следующему поколению передадут еще большую склонность к духовной болезни.

Так может продолжаться на протяжении многих поколений, пока люди не осознают и честно не признаются себе в грехе алкоголизма: «Да, я поддался бесовским искушениям, впал в самые тяжкие. Но я хочу преодолеть зависимость, не сам, а с Божьей помощью». После такого признания наступает тяжелейший этап духовной борьбы. Это очень сложно. Но с Богом действительно все возможно.

Не на пустом месте возникли стереотипы о том, что из оставленных в приюте детей не вырастут «нормальные» люди. Согласно данным Генеральной прокуратуры, в России лишь 10% воспитанников детских домов налаживают нормальную жизнь. Иные не могут справиться с пьянством и наркотиками (40%), становятся преступниками (40%) или вообще доходят до суицида (10%).

Что это? Наказание Господне? Нет, это последствия родового греха. Родители, согрешив, наказывают сами себя и инфицируют своих детей. А ведь, как известно, один тяжкий порок связан и с множеством других. Если человек пьет, он становится раздражительным и в гневе может дойти до побоев и даже убийства.

Если ребенок вырастает в такой среде, где отец-тиран позволяет себе напиваться и избивать мать, то сын в будущем либо пойдет по тому же сценарию, либо возненавидит этот грех и приложит все усилия, чтобы в его жизни это не повторилось.

Как избавиться от последствий родового греха?

Священники, православные психологи и богословы выделяют такие составляющие в преодолении страстей, прочно укрепившихся в вашей семье или даже роду:

  • желание измениться;
  • чтение Евангелия и стремление жить по заповедям;
  • молитва и надежда на Бога;
  • регулярная исповедь и покаяние;
  • причащение;
  • соборование.

Также стоит молиться за своих усопших родных. Ведь если они при жизни не раскаялись в своих страстях, то в ином мире им особенно тяжело. Здесь стоит не забывать, что Православная Церковь не поминает некрещеных и самоубийц.

Как уберечь детей от родового греха?

Лучше всего на этот вопрос ответить словами богослова Алексея Осипова:

Родители, бойтесь совершать грехи, если вы по-настоящему любите своих детей. Не думайте, что ваша личная жизнь их не касается: все ваши грехи и преступления найдут отражение в жизни ваших чад. Поэтому на вопрос «Что делать с непослушными детьми?» есть только один ответ: подумайте сначала, что нужно сделать с собой, тогда вы будете точно знать, что делать с ребенком.

Позаботьтесь о православном воспитании ребенка еще до его рождения.

Священники и православные психологи советуют родителям духовно готовиться к отцовству и материнству до рождения младенца, во время беременности исповедоваться (тем самым очищаться от личных и родовых грехов), регулярно причащаться, посещать богослужения, по возможности воздерживаться от супружеского общения. Полезно читать Евангелие и Псалтирь, слушать классическую музыку. Также желательно избегать шумных компаний с чрезмерным весельем, алкоголем, нескромными шутками и сплетнями.

Воспитывайте дитя на примере благочестивой жизни вашей семьи. Ведь вы можете передать сыну или дочке не только родовой грех, но и любовь к добродетелям.

Если родители вместо ссор и криков предпочитают обсуждение проблем и прислушиваются к мнению другого, то их чадо будет стремиться к этому же сценарию.

Если родители дома читают Евангелие, посещают храм, вместе соблюдают посты и подходят к Причастию, то их сын или дочка будет считать это нормой христианской жизни. И никаких сверхъестественных усилий для православного воспитания и преодоления дурных наклонностей не придется прилагать.

О родовом грехе как наследственной болезни рассказывает профессор Алексей Осипов:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Отвечая на вопрос, болеют ли дети из-за грехов родителей, иеромонах Иов (Гумеров) приводит цитаты из Библии и, опираясь на них, говорит, что в самом деле духовно-нравственные болезни могут передаваться от одного поколения к другому. Однако он подчеркивает, что не существует фатальной зависимости от грехов предков. Какое бы «проклятье» ни довлело над родом, каждый имеет шанс на спасение, каждому Господь протягивает руку помощи. Но от воли человека зависит, воспользуется ли он этим шансом.