Зачем дьяволу наши Души.

Уединение: уйди
В себя, как прадеды в феоды.
Уединение: в груди
Ищи и находи свободу, – писала в 1934 году Марина Цветаева.

Свобода в груди, т.е. свобода души. Для нас, русских, такая свобода значила всегда больше, чем свобода тела.
Ещё Аввакум в обращении к царю Алексею Михайловичу дерзостно заявляет: «Видишь ли, самодержавие? Ты владеешь на свободе одною русскою землёю, а мне сын божий покорил за темничное сидение и небо и землю; ты, от здешнего своего царства в вечный свой дом пошедше, только возьмёшь гроб и саван, аз же, присуждением вашим, не сподоблюся савана и гроба, но наги кости мои псами и птицами небесными растерзаны будут и по земле влачимы; так добро и любезно мне на земле лежати и светом одеянну и небом прикрыту быти; небо моё, земля моя, свет мой и вся тварь – бог мне дал…»
Пьер у Толстого в «Войне и мире» говорит себе: «Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня – мою бессмертную душу!» Пьер оглядывается вокруг себя, видит «светлую, колеблющуюся, зовущую в себя бесконечную даль». «И всё это моё, и всё это во мне, и всё это я! – думал Пьер. – И всё это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» И, улыбнувшись, он идёт укладываться спать.
Что есть плен, темница, острог? Всего лишь состояние тела. Внутреннее состояние для русского человека всегда более значимо, чем внешнее. Вспомним ещё и Тютчева: «Есть целый мир в душе твоей…»
Но отчего же тогда «луцежъ бы потяту быти, неже полонену быти»? Казалось бы, несовместимые вещи: внутренняя свобода и желание смерти. Но вспомним хотя бы то, знакомое многим, детское ощущение, когда нас лишали свободы, ставя, например, в угол. Вспомним то непреодолимое желание умереть, чтобы всем взрослым стало понятно, насколько несправедливо они нас наказали. Вообще душа человеческая бунтует, когда заставляют её делать что-то вопреки себе самой. Именно душа, а не тело. Конечно, хочется бегать, прыгать, идти куда глаза глядят. Тело просит воли, стремится к ней, но бунтует именно душа. Даже у самого маленького человечка есть стремление к сохранению собственного, ещё смутно осознаваемого «я».
«Тайная свобода» и не может быть целостной без сохранения собственной личности. Пока есть что хранить, чувствуешь себя независимым. Как только утратилось это что-то, любая мелочь: косой взгляд со стороны, колкое слово – делают тебя слабым, беззащитным, уязвимым.
И это не зависит от того, сильный ты человек или нет. Да и насколько относительны границы слабости-силы!.. Любому пожившему человеку известно, что нет этой силы-слабости в чистом виде. Все мы в течение своей жизни бываем то слабыми, то сильными. Причём часто в зависимости от собственного желания, каким бы странным это не казалось.
Без внутренней свободы нет силы.
Откуда у Пьера, названного Толстым в первой книге бесхарактерным («Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось ещё раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать»), появилось вдруг чувство внутренней свободы? Мы долгое время замечаем лишь его неуклюжесть, его растерянный взгляд, его порою безвольное поведение, но мы совершенно не обращаем внимания на то, что он всё происходящее с ним переживает и обдумывает. И не только происходящее.
Однако до поры до времени в его жизни не было потрясения – мощного толчка, заставившего его от мыслей перейти к действию. Таким толчком стала дуэль с Долоховым. После этой дуэли мы ясно слышим внутренний голос Пьера – голос его совести: «Как я дошёл до этого? – Оттого, что ты женился на ней…
И теперь Долохов, - вот он сидит на снегу и насильно улыбается и умирает, может быть, притворным каким-то молодечеством отвечая на моё раскаяние!»
Когда Пьер понимает, что в результате своей бездумной и безвольной жизни он чуть не стал убийцей, подчиняясь правилам среды, в которую его затянула жизнь, он перестаёт просто думать, он начинает искать. Кстати, именно в этот момент Толстой называет слабость его характера только внешней: «Пьер был один из тех людей, которые, несмотря на свою внешнюю так называемую слабость характера, не ищут поверенного для своего горя. Он переработывал один в себе своё горе».
На пути исканий Пьер тоже иногда ошибается (ложа вольных каменщиков, например), но он уже не стоит на месте, он идёт. Он ищет и находит. А главное, обретает силу и свободу, которой уже не могут отнять ни льстивый князь Василий, ни пустая Элен, ни французские солдаты.
Неслучайно образ Пьера задуман Толстым как образ будущего декабриста. А.И.Герцен сказал о декабристах, что истинное их поприще было не на Сенатской площади, оно было в Сибири. С этим можно спорить, но деятельность декабристов в Сибири, действительно, оставила заметный след.
Что это значит? Как могли эти мальчики (а большинству не было и тридцати) не сойти с ума, не опуститься, лишённые привычного быта, круга родных, оторванные от европейской культуры, одно время заточённые даже в тюрьму без окон?
А дело в том, что до того момента они многое передумали, переговорили, перечувствовали. У каждого из них был свой путь исканий. Были внутренняя сила и свобода, обретённые на этом пути. А став таковыми, они не могли ничего не оставить после себя. И возникли школы, больницы, мельницы, научные труды. Возникла, наконец, человеческая память и благодарность этим людям. А уж они-то на пустом месте не появляются.

8 592

Все мы часто слышим о продаже Души Дьяволу — Что это Почему это делают Для чего продавать свою душу Дьяволу Что дает продажа души Дьяволу — Что можно получить от продажи своей души Дьяволу С данной сделкой существует очень много вопросов…..А самое главное зачем Дьявол собирает души человеческие.

Начну с того, что продажа души в русской черной магии достаточно широкое понятие. Не стоит думать, что совершить подобную сделку может каждый желающий и получить несметные блага за это.

Все имеет свою цену и вес, в т.ч. и душа каждого отдельного человека.

В магии существует ряд обрядов позволяющих получить желаемое в обмен на душу. Это могут быть как приворотные работы, так и на желание, деньги. Проводить подобные обряды могут, как правило, только опытные практики, мастера, имеющие многолетний опыт и крепкую связь с темными силами. Итак, расскажу немного какие же последствия могут быть для человека, решившегося на подобное:

— человек умирает гораздо раньше своего жизненного срока по судьбе, так как часто сделка заключается на определенный срок

— душа человека после смерти идет в услужение силам, с которыми заключалась сделка. Не всегда на сделку приходит сам Дьявол Часто души идут в услужения его помощникам Нечто Подобное происходит и при настоящем посвящении себя работе с отдельными богами и т.д.

Так сколько же стоит душа? Спросите Вы И какую душу Дьявол возьмет себе, какую отдаст своим слугам, а какой побрезгует???

Душа сильного, мудрого, волевого энергичного человека с хорошей судьбой достаточно весома. Но самой ценной будет душа колдуна или человека, чья сила воли находится на уровне практика Душа игрока любимое лакомство, души жадных к деньгам людей или душа праведного человека.

Многие обыватели мечтали бы продать душу Дьяволу, скажем, за миллион долларов или же за любовь какого-то человека. Однако надо понимать, что для темных сил такой «товар» может и не представлять особой ценности.

Для чего им нужна душа слабовольного человека, имеющего свои пороки? Она итак может достаться им без труда.

И не факт, что бесы станут платить вам за нее такую цену. Не стоит удивляться, если вместо миллиона долларов вы получите 100 долларов.

Важно также понимать и осознавать, за что вы обрекаете себя на вечное служение в посмертии. Если цель так высока, как описал Гете, тогда это еще хоть как-то оправдано. Фауст продал свою душу за глубинные познания всего мироустройства. — Если же вы просто хотите, чтобы «вот тот симпатичный мальчик обратил на меня внимания»… Впрочем, каждый сам назначает себе цену. Продавать душу или нет – дело каждого.

Существует ошибочное мнение, что все черные колдуны при посвящении уже продали душу Сатане. Но это не так. Чернокнижники работают с бесами на взаимовыгодных условиях, в посмертии колдун сам сможет выбрать, куда ему пойти, стоит ли воплощаться вновь и стоит ли вообще воплощаться. Если он захочет остаться с бесами, он так и продолжит с ними свое сотрудничество, но не станет рабом. Так что адекватный практик вряд ли решится на такой странный шаг. Но если человек твердо решит, что во что бы то ни стало хочет получить что-то, и темные силы согласятся на договор, то это его выбор со всеми вытекающими последствиями.

А для чего Дьяволу нужны души? Существует много мнений как в Библии так и в мифологии, и других верованиях.

Одни утверждают что Дьявол собирает свой легион что бы выступить против Создателя.

Другие говорят что ему нужны души что бы доказать свое величие Так как Дьявол противостоящий Богу И он толкает нас на поступки в следствии которых души после смерти попадают в Ад.

Третьи что Ад это чистилище где грешники муками искупают свои грехи И чем больше душ будет у Дьявола тем веселее будет его слугам

В заключение хочется повторить мудрое небезызвестное ныне выражение: «Подумайте, разве Дьяволу нужна душа, униженно выставляющая себя на продажу?».

И запомните что если Вы захотели продать свою Душу Дьяволу Назначьте за нее высокую цену Так как Душа какая бы она не была она бесценна А душа алчного человека и так достанется Бесам стоит только подождать

Реальные истории продажи Души Дьяволу:

ИСТОРИЯ 1.

Это, тоже совершенно реальная история из жизни, которую мне позволил узнать Господь. Года три назад у меня случайно завязалось в Интернете знакомство с одним мужчиной и у нас завязалась переписка. Видимо у него всё очень сильно наболело, к тому же он попал действительно, как ему казалось в безвыходное положение, поэтому конечно, не сразу, но он мне все рассказал. Рассказал о том, как он больше 10 лет назад — ПРОДАЛ свою душу диаволу.

Да, он так прямо и честно сказал: «Я продал — свою душу, ПРОДАЛ её — за деньги и хорошую жизнь, но как жестоко я ошибся!»

Вот как это было. Виктор, так звали этого человека, до продажи своей души — был неудачливым бизнесменом, его бизнес разваливался, поэтому он залез в большие долги, которые надо было отдавать, жене надоела такая жизнь и она ушла от него, друзья тоже отвернулись, одно время Виктор даже сильно запил, но потом потихоньку пришел в себя и стал думать, что делать, как и на что жить дальше? И тут он вспомнил какую-то байку, что типа, если продать свою душу диаволу, то можно получить хорошие деньги, и Виктор решил попробовать. Терять ему, как ему самому казалось все равно было — нечего и он рискнул.

Как он это сделал, Виктор не стал говорить, но сказал, что в назначенное место и время пришел худощавый человек в черном. Виктор написал ему обычную расписку, что ПРОДАЁТ свою душу — за помощь в бизнесе и несколько миллионов долларов и тот эту расписку забрал. Всё было как-то обыденно, ничего такого не произошло на этой встрече, а вот дальше начались — чудеса…

Бизнес начал стремительно — развиваться, доходы — потекли рекой, Виктор через короткое время напрочь забыл о том времени, когда у него не было денег. Купил одну хорошую машину, через полгода купил мерседес, дальше больше. Купил дорогую элитную квартиру с пентхаусом, потом построил большой загородный дом, постоянно начал ездить отдыхать за границу, купил в Испании виллу. Теперь он уже владел крупной строительной компанией, дорогие рестораны, женщины, жизнь, как говорят — била ключом!

Так прошло несколько лет. И тут, всё ему вдруг разом наскучило, деньги, машины, женщины — перестали радовать, к тому же, как-то остановившись перед светофором он вдруг увидел — человека в черном, Виктор сразу же его узнал, хотя давно его не видел и вокруг было много людей, и тот ему приветливо кивнул и показал рукой — на часы. И Виктор понял, что пришло его время — ПЛАТИТЬ по счетам за свою шикарную жизнь.

И вот, тогда-то ему стало страшно в первый раз, до него наконец-то дошло и он понял по настоящему, что значит – «ПРОДАТЬ — свою душу», это означало – Смерть. А умирать ему на волне своей успешной жизни — не хотелось…

Дальше начались странности, он вдруг начал ловить себя на мысли о самоубийстве, едя в машине за рулем, вдруг приходила шальная мысль, что надо разогнаться на машине и врезаться — либо в столб, либо в стену дома. Эти мысли были настолько сильными и навязчивыми, что он не знал как от них отвязаться. Вот, в этот сложный и страшный момент мы с ним и познакомились в интернете.

Когда Виктор рассказал мне о продаже своей души и о том, что пришло время платить по счетам, я ему предложил сходить в церковь и исповедать свой тяжкий грех. Долго я пытался его убедить, но так и не смог, Виктор упорно не хотел верить, что Господь может ему помочь и спасти от неминуемой по его мнению смерти. Потом он мне с печалью сказал, что к нему приходил — человек в черном и сказал, чтобы он готовился – его время закончилось. Больше мы с ним не общались – Виктор не выходил на связь. Думаю, что его больше нет в живых, обычно все продавшие свои души диаволу – через определенное время погибали. Так страшно кончают свои жизни все люди – продавшие свои души… За все в жизни – надо платить.

ИСТОРИЯ 2

Эта история произошла с моим другом Евгением, лет 14 назад, он тогда еще был крепок и силен, ростом под два метра, здоровый, молодой мужчина 36 лет. Способный, руки золотые, но была одна проблема – пил, разошелся с женой и жил в общежитии в комнате оставшейся ему по наследству от его бабушки. Получилось так, что он мне сам об этом случае рассказал, который с ним произошел буквально накануне ночью. Евгений был трезвый, утром надо было идти на работу, да и денег не было, до зарплаты еще долго.

Вот что он рассказал. Евгений очень любил читать книги и обычно вечера проводил за чтением книг, так было и в ту ночь, время было уже около часу ночи, когда вдруг, в его дверь постучали. Надо сказать, что незадолго до этого случая я к нему заходил в гости и подарил ему Новый Завет в желтой обложке. Женя заинтересовался и стал читать Новый Завет, как раз в это время, когда к нему постучали. Он встал, подошел к двери и спросил: «Кто?» Ему вежливо ответили из-за двери: «Евгений Николаевич, здесь проживает? Можно к вам войти?»

Евгений открыл дверь и видит, стоит высокий худощавый черноволосый мужчина. Самое удивительное это то, как он был одет. Одет он был — в черный фрак, в черные брюки, сверху был накинут — черный плащ, одет был — в черные, лакированные ботинки, на голове у него был высокий — черный цилиндр, а в руках была длинная трость.

И весь этот мужчина был, как будто бы из прошлого века, — взгляд властный, холодный, голос стальной. Евгений пригласил его войти, ему стало интересно, что это за поздний незваный гость, да еще в такой старомодной одежде к нему вдруг нагрянул в столь позднее время. Мужчина прошел в угол комнаты и сел в кресло, и подняв голову взглянул Евгению прямо в глаза. От него несло волной какого-то непонятного тяжелого страха.

Он улыбнулся, положив ногу на ногу, взяв трость в руки, одетые в белые перчатки, что было очень непонятно и удивительно – на дворе еще было достаточно тепло, стоял месяц сентябрь в полном разгаре. Мужчина сказал: «У меня к вам предложение. Я готов прямо сейчас доставить в вашу комнату два ящика водки, хорошей закуски и дать вам денег столько, сколько вы пожелаете». Женя опешил и спросил: – «Вы это серьезно?» — «Да». Ответил мужчина в черном: — «Это более чем серьезно! Вы даже не представляете мои возможности. Хотите прямо сейчас к вам в комнату внесут новую дорогую мебель, хороший телевизор, в общем все, что вы захотите». Евгений ответил: — «С чего бы это вдруг, мне может оказана такая честь? Денег у меня нет даже на бутылку, чем же я тогда должен, все что вы мне предлагаете – оплатить?»

И тогда ночной гость улыбаясь сказал следующее: Евгений Николаевич, у вас есть очень дорогой товар, за который я готов — заплатить любую цену, не торгуясь. Хотите, у вас будет шикарная благоустроенная квартира в центре, с дорогой обстановкой, хороший автомобиль и много денег? И всё это я вам отдам — за сущий пустяк для вас».

Евгений спросил: — «Что может быть у меня такого ценного — для вас и в тоже время — пустяком для меня? Что-то я вас не понимаю». Человек в черном продолжил: «Да, это действительно для вас – сущий пустяк, не имеющий для вас никакой ценности, — ПРОДАЙТЕ мне вашу душу!»

Только сейчас до Жени дошло, кто пришел к нему в гости. Женьке стало страшно и тут он сам, неожиданно для себя, резко протянул руки и схватил Новый Завет с дивана на котором сидел и сильно прижал его к груди. – «Уходите!» — сказал резко и грубо Евгений.

И тут мужчина в черном — снял перчатки с руки и Евгений увидел как из под перчатки — показались не обычные человеческие руки, а костлявые лапы, — с длинными, загнутыми когтями и зеленой чешуйчатой кожей. Евгению стало страшно!

Человек в черном поднялся и пошел к двери, в дверях он остановился и погрозив длинным когтем сказал: «Вы всё же хорошенько — подумайте над моим предложением. Жить вам и так осталось немного, а так хоть поживёте в своё удовольствие! Ну зачем вам – ваша душа, какой вам от этого толк? Лучше продайте, пока я её ещё у вас покупаю, а то ведь так и задарма — могу забрать».

Повернулся и вышел. Евгений бросился к двери и закрылся на ключ и тут почувствовал, что весь покрылся холодным потом. Вот какие истории бывают и в наше время.

ИСТОРИЯ 3

Вот какой случай произошел недавно в Бразилии. «Это было, как кошмарный сон, - говорит Андреа Муртадо, 48-летний Продажа души диаволубизнесмен из Рио-де-Жанейро. - У меня все еще голова болела: накануне я как следует «принял» с каким-то незнакомцем в местном баре, а глубокой ночью меня разбудил звонок телефакса, стоящего на столике рядом с кроватью».

Через минуту он выдал какой-то документ. Это оказался дубликат… контракта с дьяволом, составленного вполне современным языком и подписанного мною. В нем говорилось, что за богатство и успех в бизнесе я отдаю владыке смерти мою бессмертную душу. Поначалу мне показалось, что надо мной кто-то решил подшутить.

Когда Андреа закончил читать, из листка бумаги «выстрелили» огненные лучи. В один миг загорелась спальня, а затем пламя охватило весь дом. Хозяин все же успел позвонить в пожарную службу, прежде чем покинул виллу. Контракт же так и остался у него в руке.

Пожарные оказались бессильны перед огнем, и вскоре от дома остались одни только головешки.

«Вилла - это мелочь, - заявляет сегодня Муртадо. - Она была застрахована на большую сумму, и я еще и заработал на этом. Но как разорвать контракт с дьяволом? Вот в чем проблема… Алкоголь толкнул меня в пропасть».

Бизнесмен говорит, что не радуется свалившемуся на него богатству. Его мучают ночные кошмары, преследуют мысли о предстоящем вечном пребывании в преисподней, и сейчас он ищет способ расторгнуть контракт с дьяволом. После недолгих размышлений он пришел к выводу, что посланником Преисподней, ясное дело, был тот самый незнакомец, с которым они выпивали в баре.

«Глаза у него горели, как головешки, он буквально гипнотизировал меня, - вспоминает Андреа. - Этот тип ставил мне рюмку за рюмкой до тех пор, пока я не потерял всякое соображение. Помню, что я признался ему о своих мечтах стать богатейшим человеком в стране. Он ответил, что может это легко сделать, но несколько необычным способом. И тут же подсунул листок, на котором был написан дьявольский контракт. Я, как последний идиот, позволил уколоть себе иголкой палец и подписался кровью».

Андреа Муртадо сейчас купается в деньгах: каждая сделка сегодня приносит ему громадные барыши, он постоянно выигрывает во всех лотереях, а владельцы казино готовы платить ему только за то, чтобы он у них не играл.

Но бизнесмен готов отдать все свои богатства, чтобы спасти душу и избавиться от контракта.

К сказанному остается добавить, что дьявол ныне уже освоил интернет и сам предлагает свои услуги. Не так давно там появился удивительный сайт. Его владелец (или владельцы), ничтоже сумняшеся, предлагает всем желающим купить их бессмертные души.

Известный на многих шарашках старик профессор математики Челнов, писавший в графе «национальность» не «русский», а «зэк», и кончавший к 1950 году восемнадцатый год заключения, приложил острие своего карандаша ко многим техническим изобретениям от прямоточного котла до реактивного двигателя, а в некоторые из них вложил и душу.

Впрочем, профессор Челнов утверждал, что выражение это – «вложить душу», должно употребляться с осторожностью, что только зэк наверняка имеет бессмертную душу, а вольняшке бывает за суетою отказано в ней. В дружеской зэчьей беседе над миской остывшей баланды или над стаканом дымящегося какао Челнов не скрывал, что это рассуждение он заимствовал у Пьера Безухова.

Когда французский солдат не пустил Пьера через дорогу, известно, что Пьер расхохотался:

– "Ха-ха! Не пустил меня солдат. Кого – меня? Мою бессмертную душу не пустил!"

На шарашке Марфино профессор Челнов был единственный зэк, которому разрешалось не надевать комбинезона (по этому вопросу обращались лично к Абакумову). Главное основание такой льготы лежало в том, что Челнов не был постоянный зэк шарашки Марфино, а зэк переезжий: в прошлом член-корреспондент Академии Наук и директор математического института, он состоял в особом распоряжении Берии и перебрасывался всякий раз на ту шарашку, где вставала самая неотложная математическая проблема. Решив ее в главных чертах и указав методику расчетов, он был перебрасываем дальше.

Но своей свободой выбирать одежду профессор Челнов не воспользовался как обычные тщеславные люди: костюм он надел недорогой, и даже пиджак и брюки не совпадали по цвету; ноги он держал в валенках; на голову, где сохранились седые очень редкие волосы, натягивал какую-то вязаную шерстяную шапочку, то ли лыжную, то ли девичью; особенно же отличал его дважды захлестнутый вкруг плеч и спины чудаковатый шерстяной плед, тоже отчасти похожий на теплый женский платок.

Однако, этот плед и эту шапочку Челнов умел носить так, что они делали его фигуру не смешной, а величественной. Долгий овал его лица, острый профиль, властная манера разговаривать с тюремной администрацией и еще тот едва голубоватый свет выцветших глаз, который дается только абстрактным умам, – все это странно делало Челнова похожим не то на Декарта, не то на Архимеда.

В Марфино Челнов был прислан для разработки математических оснований абсолютного шифратора, то есть, прибора, который своим механическим вращением мог бы обеспечить включение и переключение множества реле, так запутывающих порядок посылки прямоугольных импульсов изуродованной речи, чтобы даже сотни людей, поставив аналогичные приборы, не могли бы расшифровать разговора, идущего по проводам.

В конструкторском бюро своим чередом шли поиски конструктивного решения подобного шифратора. Этим занимались все конструкторы, кроме Сологдина.

Едва приехав с Инты на шарашку и оглядясь тут, Сологдин сразу же заявил всем, что память его ослаблена длительным голоданием, способности притуплены, да и от рождения ограничены, и что выполнять он в состоянии только подсобную работу. Так смело он мог сыграть потому, что на Инте был не на общих, а на хорошей инженерной должности и не боялся возврата туда.

(Именно поэтому он на шарашке в служебных разговорах с начальством мог разрешить себе подыскивать заменители иностранных слов, даже таких, как «инженер» и «металл», заставляя ждать, пока придумает. Это было бы невозможно, если б он стремился выслужиться или хотя бы получить повышенную категорию питания.) Его, однако, не отослали, – на пробу оставили. Из главного русла работы, где царили напряжение, спешка, нервность, Сологдин таким образом выбился в тихое боковое русло. Там, без почета и без укора, он контролировался начальством слабо, располагал достаточным свободным временем и – безнадзорно, тайно, по вечерам, – стал по своему разумению разрабатывать конструкцию абсолютного шифратора.

Он считал, что большие идеи могут родиться только озарением одинокого ума.

И действительно, за последние полгода он нашел такое решение, которое никак не давалось десяти инженерам, специально на то назначенным, но непрерывно погоняемым и дергаемым. (А уши его были открыты, он слышал, как ставится задача, и в чем их неуспех.) Два дня назад Сологдин дал свою работу на просмотр профессору Челнову – тоже неофициально. Теперь он поднимался по лестнице рядом с профессором, почтительно поддерживая его под локоть и ожидая приговора своей работе.

Но Челнов никогда не смешивал работы и отдыха.

Тот недолгий путь, который они прошли по коридорам и лестницам, он ни слова не проронил об оценке, жадно ожидаемой Сологдиным, а беззаботно рассказывал об утренней прогулке со Львом Рубиным. После того, как Рубина не пустили «на дрова», он читал Челнову свое стихотворение на библейский сюжет.

В ритме стихотворения всего один-два срыва, есть свежие рифмы, например «Озирис – озарись», и вообще стихотворение надо признать недурным. По содержанию же – это баллада о том, как Моисей сорок лет вел евреев через пустыню в лишениях, жажде, голоде, как народ безумно бредил и бунтовал, но не был прав, а прав был Моисей, знавший, что в конце концов они придут в землю обетованную. Рубин особенно подчеркивал слушателю, что сорока лет ведь еще нет!

Что же ответил Челнов?

Челнов обратил внимание Рубина на географию моисеева перехода: от Нила до Иерусалима евреям никак не нужно было идти более четырехсот километров и, значит, даже отдыхая по субботам, свободно можно было дойти за три недели!

Не следует ли предположить поэтому, что остальные сорок лет Моисей не вел, а водил их по Аравийской пустыне, чтобы вымерли все, кто помнил сытое египетское рабство, а уцелевшие лучше бы оценили тот скромный рай, который Моисей мог им предложить?..

У вольнонаемного дежурного по институту перед дверьми кабинета Яконова профессор Челнов взял ключ от своей комнаты. Такое доверие оказывалось еще только Железной Маске – и больше никому из зэков. Никакой зэк не имел права ни секунды оставаться в своем рабочем помещении без присмотра со стороны вольного, ибо бдительность подсказывала, что эту безнадзорную секунду заключенный обязательно употребит на взлом железного шкафа при помощи карандаша и фотографирование секретных документов с помощью пуговицы от штанов.

/ / /

7.
Почем бессмертные души?

В предыдущей главке я не закончил цитировать речь Нержина о том, что он уже до того развился, что начал рассматривать плохое «и как хорошее». А заканчивается она так: «Когда Лев Толстой мечтал, чтоб его посадили в тюрьму - он рассуждал как настоящий зрячий человек со здоровой духовной жизнью». Да, но Толстой ведь все только мечтал, а Нержин…

Если уж говорить о подлинных истоках солженицынской философии несвободы, то их и действительно надо искать у Толстого. Толстой, впрочем, тоже грешит цитатами из инородных философов, но эти цитаты - лишь наносное. А подлинное ядро его философии - доморощенное русское представление о пользе страданий. Мол, пострадать - хорошо. Не всякие там положительные или отрицательные идеалы достижения счастья, как у Будд и Эпикуров, а именно простой императив: пострадай.

До революции эта идея настолько была непонятна и непривычна так называемой культурной части общества, что Льву Николаевичу пришлось даже поместить основных носителей этой идеи - Пьера Безухова и Платона Каратаева - в условия французского плена. Чтобы как можно ясней и наглядней дать понять читателю, как тот должен жить. В XX веке эта философия нашла себе материальное воплощение в сталинском ГУЛАГе. А духовное - на страницах «Круга». Но Солженицын, конечно, развил и модернизировал Толстого. При всей глубине своего проникновения в адскую сущность одержимого человека, Лев Николаевич никогда не доходит до неслыханно смелой мысли Александра Исаевича. Мысли, заключающейся в том, что «только зэк наверняка имеет бессмертную душу, а вольняшке бывает за суетою отказано в ней». Это я, кстати, цитирую не вышеприведенные размышления, прокрученные Нахрапом в голове Герасимовича. Это так выражается еще один герой «Круга», профессор Челнов.

Ну и как же нам это понять? Что это - метафора? иронический выверт?.. Нет, судя по тому, что мысль о неодушевленных вольняшках не раз повторяется, это все-таки новая концепция души, выдвинутая автором «Круга». И притом Солженицыну до того хочется, чтобы читатели разделили с ним эту концепцию, что он даже заставляет своего профессора Челнова сделать характерную ошибку. Вот что сказано в «Круге» о происхождении предлагаемого автором понимания «бессмертной души»: «Челнов не скрывал, что это рассуждение он заимствовал у Пьера Безухова. Когда французский солдат не пустил Пьера через дорогу, известно, что Пьер расхохотался: - «Ха - ха! Не пустил меня солдат. Кого - меня? Мою бессмертную душу не пустил!».

Да, похоже, что этот Челнов вовсе не так умен, как рекомендует его Солженицын. Во всяком случае, не очень-то понятно, как это «рассуждение» может обосновывать отсутствие «бессмертной души» у вольняшек. Но уж вовсе скандально, что ничего даже отдаленно похожего на то, что именно в плену Пьер обрел бессмертную душу, у Толстого попросту нет. В том месте, которое столь неточно цитирует Челнов, сказано буквально обратное: «Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня - мою бессмертную душу!». То есть Пьеру смешно как раз то, что кто-то способен думать, будто можно посадить под замок бессмертную душу. И конечно, ни ему самому, ни Толстому не приходит в голову чудовищная мысль, что бессмертие души - привилегия заключенных. Да еще, пожалуй, не всех, а лишь одержимых Нахрапом. Из этой странной ошибки (или все-таки передергивания?) Челнова впору, знаете ли, заключить, что Нахрап-то и делает душу бессмертной. Или еще, пожалуй, резче: только утробный сталинист обладает бессмертной душой.

Солженицынская теория «бессмертной души» возможна только потому, что в его героях философствует бесчеловечный Усатый Демон. Нормальные же живые люди рассуждают иначе. В том числе и Толстой. Да, конечно, он говорит о том, что жизнь в тюремном аду (раз уж человек попал туда) может оказаться благом. Там просыпаются новые жизненные силы, там открывается новое понимание жизни. Но Толстой не додумывается до того, что бессмертная душа покупается «бесконечными сроками». И он даже, наверно, не смог бы понять, как можно сугубо личностную идею «стесненной свободы одушевляющего недостатка» распространить на явления социальные. Это только XX век догадался, что можно сажать людей в лагеря ради развития в них «бессмертной души». Впрочем, о воспитании нового человека коммунистической эпохи, мы поговорим в самом конце.

Пьер вернулся, но не к костру, к товарищам, а к отпряженной повозке, у которой никого не было. Он, поджав ноги и опустив голову, сел на холодную землю у колеса повозки и долго неподвижно сидел, думая. Прошло более часа. Никто не тревожил Пьера. Вдруг он захохотал своим толстым, добродушным смехом так громко, что с разных сторон с удивлением оглянулись люди на этот странный, очевидно, одинокий смех.

Ха, ха, ха! - смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: - Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня! Меня - мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Ха, ха, ха!.. - смеялся он с выступившими на глаза слезами.

Какой-то человек встал и подошел посмотреть, о чем один смеется этот странный большой человек. Пьер перестал смеяться, встал, отошел подальше от любопытного и оглянулся вокруг себя.

Прежде громко шумевший треском костров и говором людей, огромный, нескончаемый бивак затихал; красные огни костров потухали и бледнели. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! - думал Пьер. - И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!» Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам.

XV

В первых числах октября к Кутузову приезжал еще парламентер с письмом от Наполеона и предложением мира, обманчиво означенным из Москвы, тогда как Наполеон уже был недалеко впереди Кутузова, на старой Калужской дороге. Кутузов отвечал на это письмо так же, как на первое, присланное с Лористоном: он сказал, что о мире речи быть не может.

Вскоре после этого из партизанского отряда Дорохова, ходившего налево от Тарутина, получено донесение о том, что в Фоминском показались войска, что войска эти состоят из дивизии Брусье и что дивизия эта, отделенная от других войск, легко может быть истреблена. Солдаты и офицеры опять требовали деятельности. Штабные генералы, возбужденные воспоминанием о легкости победы под Тарутиным, настаивали у Кутузова об исполнении предложения Дорохова. Кутузов не считал нужным никакого наступления. Вышло среднее, то, что должно было совершиться; послан был в Фоминское небольшой отряд, который должен был атаковать Брусье.

По странной случайности это назначение - самое трудное и самое важное, как оказалось впоследствии, - получил Дохтуров; тот самый скромный, маленький Дохтуров, которого никто не описывал нам составляющим планы сражений, летающим перед полками, кидающим кресты на батареи, и т. п., которого считали и называли нерешительным и непроницательным, но тот самый Дохтуров, которого во время всех войн русских с французами, с Аустерлица и до тринадцатого года, мы находим начальствующим везде, где только положение трудно. В Аустерлице он остается последним у плотины Аугеста, собирая полки, спасая, что можно, когда все бежит и гибнет и ни одного генерала нет в ариергарде. Он, больной в лихорадке, идет в Смоленск с двадцатью тысячами защищать город против всей наполеоновской армии. В Смоленске, едва задремал он на Молоховских воротах, в пароксизме лихорадки, его будит канонада по Смоленску, и Смоленск держится целый день. В Бородинский день, когда убит Багратион и войска нашего левого фланга перебиты в пропорции 9 к 1 и вся сила французской артиллерии направлена туда, - посылается никто другой, а именно нерешительный и непроницательный Дохтуров, и Кутузов торопится поправить свою ошибку, когда он послал было туда другого. И маленький, тихенький Дохтуров едет туда, и Бородино - лучшая слава русского войска. И много героев описано нам в стихах и прозе, но о Дохтурове почти ни слова.

Опять Дохтурова посылают туда в Фоминское и оттуда в Малый Ярославец, в то место, где было последнее сражение с французами, и в то место, с которого, очевидно, уже начинается погибель французов, и опять много гениев и героев описывают нам в этот период кампании, но о Дохтурове ни слова, или очень мало, или сомнительно. Это-то умолчание о Дохтурове очевиднее всего доказывает его достоинства.

Естественно, что для человека, не понимающего хода машины, при виде ее действия кажется, что важнейшая часть этой машины есть та щепка, которая случайно попала в нее и, мешая ее ходу, треплется в ней. Человек, не знающий устройства машины, не может понять того, что не эта портящая и мешающая делу щепка, а та маленькая передаточная шестерня, которая неслышно вертится, есть одна из существеннейших частей машины.

10-го октября, в тот самый день, как Дохтуров прошел половину дороги до Фоминского и остановился в деревне Аристове, приготавливаясь в точности исполнить отданное приказание, все французское войско, в своем судорожном движении дойдя до позиции Мюрата, как казалось, для того, чтобы дать сражение, вдруг без причины повернуло влево на новую Калужскую дорогу и стало входить в Фоминское, в котором прежде стоял один Брусье. У Дохтурова под командою в это время были, кроме Дорохова, два небольших отряда Фигнера и Сеславина.

Вечером 11-го октября Сеславин приехал в Аристово к начальству с пойманным пленным французским гвардейцем. Пленный говорил, что войска, вошедшие нынче в Фоминское, составляли авангард всей большой армии, что Наполеон был тут же, что армия вся уже пятый день вышла из Москвы. В тот же вечер дворовый человек, пришедший из Боровска, рассказал, как он видел вступление огромного войска в город. Казаки из отряда Дорохова доносили, что они видели французскую гвардию, шедшую по дороге к Боровску. Из всех этих известий стало очевидно, что там, где думали найти одну дивизию, теперь была вся армия французов, шедшая из Москвы по неожиданному направлению - по старой Калужской дороге. Дохтуров ничего не хотел предпринимать, так как ему не ясно было теперь, в чем состоит его обязанность. Ему велено было атаковать Фоминское. Но в Фоминском прежде был один Брусье, теперь была вся французская армия. Ермолов хотел поступить по своему усмотрению, но Дохтуров настаивал на том, что ему нужно иметь приказание от светлейшего. Решено было послать донесение в штаб.