Женский монастырь горний в израиле. Горненский монастырь в эйн карем

В 1871 г. архимандрит Антонин купил в этом месте два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем, расширив участок покупкою смежных земель, построил приют для русских паломников. Первый каменный храм обители был освящен 30 марта 1883 г. в честь встречи Божией Матери с прав. Елизаветой. Статус монастыря община получила Определением Святейшего Правительствующего Синода за № 2699 от 24 июля 1898 года.

Часы для посещения: с 9:00 до 13:00 и с 15:00 до 18:00

Богослужения в Горненском женском монастыре совершаются ежедневно. Время в монастыре не переводится на летнее или зимнее и круглый год соответствует часовому поясу Москвы (GMT+3).

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

По субботам после Божественной литургии проводятся занятия в церковной школе для детей.

Почтовый адрес : Russian Orthodox Gorny Convent, P.O.B. 1699, Jerusalem, 9100902. Israel

Телефон : +972 2 641-28-87, факс: +972 2 643-50-50

Электронная почта : [email protected]

Расписание богослужений и требы

ЗАКАЗАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

Подробная информация о том, как можно заказать поминовение о здравии или о упокоении на полгода, год или сорокоуст в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме...

КРЕЩЕНИЕ И ВЕНЧАНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

Подробная информация о том, как совершаются Таинство крещения и Таинство брака (венчание) для граждан государства Израиль и граждан других государств в храмах Русской духовной миссии в Иерусалиме...

РАСПИСАНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА ПОДВОРЬЯХ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

Подробная информация о графике совершения регулярных богослужений на всех подворьях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме...

Новости

Секретарь Миссии посетил церемонию инаугурации в МИДе Израиля

13 марта 2019 13 марта в Министерстве иностранных дел Израиля состоялась церемония вступления в

Игумении Горненского монастыря в Иерусалиме матери Георгии — 85 лет. Но когда видишь ее стоящей в храме на молитве, невольно залюбуешься — величественная и красивая! В ее день рождения, 14 ноября, в обители обычно проходят торжества. В этот день в 2015 году мы с оператором снимали репортаж для телеканала «Союз». Когда все гости разъехались, сестры попросили нас, съемочную группу, задержаться и пригласили в игуменский корпус, чтобы мы сняли небольшой концерт, который они устроили для матушки. Сестры исполняли песни собственного сочинения, выражали в них свою любовь к матери-игумении. Каких только эпитетов она не удостоилась: «матушка добрая, матушка нежная…». После концерта мать Георгия одарила всех плитками шоколада, а нам с оператором еще и сувениры вручила. Мне матушка показалась очень доброй и кроткой, но в то же время твердой, с характером, что неудивительно, ведь ей пришлось восстанавливать обитель, но об этом речь ниже. В монастыре во всем царит идеальный порядок, дело спорится, сестры при этом чувствуют себя свободно. И каждый раз, когда я бывала в Горненском, меня преследовало чувство, что есть Некто, Кто все здесь очень крепко держит в Своих руках, все контролирует, и это даже не игумения… Потом я поняла. Это Сама Божия Матерь управляет обителью, и Она Сама выбирает Себе игумений.

Матушка Георгия, в миру — Валентина (Щукина), родилась в 1931 году в Ленинграде. Она воспитывалась в верующей семье. В 1942 году вместе с матерью и двумя сестрами была эвакуирована из блокадного города. Дети ослабели от голода и холода. Младшая, Нина, скончалась в поезде, Валю тоже приняли за умершую и в Орехово-Зуево отправили в морг, но там девочка пришла в себя. Три месяца она провела в больнице, ей ампутировали обмороженные пальцы на одной ноге. Вылечили и отправили к матери.

— Еще когда я находилась в больнице, мама прислала письмо: «Жива ли моя девочка?». Она оказалась в Краснодарском крае, но точный адрес не сообщила. Врачи посадили меня в поезд, но нужную станцию я проехала. В Краснодаре мне ножки перевязали и опять в поезд посадили, и снова я проехала. Третий раз меня отправили, в вагоне женщина-попутчица прочитала мамино письмо, которое было у меня с собой, и говорит проводнице: «Я еду как раз в ту станицу». И все обрадовались, что наконец-то могут меня кому-то поручить. От станции шли пешком несколько километров, а у меня пальчиков нет, тяжело. К тому же тепло, май месяц, а я в валенках, одета по-зимнему. Женщина ехала к своей сестре, которая, как оказалось, жила по соседству с моей мамой — блокадников по хатам местных жителей распределили. Я была в полном изнеможении, сразу уснула, слышу сквозь сон какой-то шум. Открываю глаза — передо мной мама. Соседи собрались. Все обрадовались: «К Ефросинье Степановне доченька приехала!». Кто арбузы соленые, кто помидоры, кто соленья-варенья несет…

Но вскоре мама заболела и умерла — была эпидемия сыпного тифа. Меня не знали куда деть. У мамы оставалось семь сестер. Они жили по всей стране. Меня сначала отправили на Алтай. Но там — голод, жизнь тоже тяжелая, и меня родственники в детдом сдали. Потом я вернулась в Ленинград, к тете Моте, она — бездетная и поэтому очень обрадовалась моему появлению.

Мама и все ее сестры всегда ходили в церковь. И для меня богослужение было такой радостью! Еще девочкой я пела в Никольской и Казанской церквях Ленинграда. И уже все батюшки меня знали. В те годы молодежи мало было в храме, батюшка оглянется — посмотрит, кто может петь: «Валя, Валя, иди сюда, помогай!». И вот я по всем храмам ходила и пела. Тогда это для меня было большое утешение и духовная поддержка.

Однажды на Рождество священник во время проповеди говорит: «Господь родился, волхвы принесли Ему дары. А что мы принесем?». И я заплакала: «Господи, что я принесу Тебе? У меня ничего нет, кроме грехов. Возьми, возьми меня!». Духовенство уже знало о моем желании идти в монастырь, я всех просила молиться обо мне. Как-то раз приезжает из Пюхтиц игумения Рафаила. В Никольском соборе мне говорят: «Валя, приехала матушка Рафаила, поклонись ей в ножки и проси, чтобы она тебя взяла в монастырь». После службы алтарницы-матушки меня к ней подводят — она у них ночевала, меня домой на чаек и пригласили. Сижу, плачу: «Матушка-игумения, возьмите меня, я так хочу в монастырь». Она говорит: «Приходи». Мне тогда было 16 лет. Тете Моте сообщаю: «Я хочу себя Господу посвятить ради вечной жизни. Здесь все временное, все пройдет». Она в ответ: «Никуда я тебя не пущу, бросаешь нас — старую да малую». С нами еще моя младшая сестра Лида жила.

В храме мне посоветовали к отцу Серафиму в Вырицу съездить и получить благословение. Старец был уже настолько слабенький, что никого почти не принимал. День был такой солнечный, человек двадцать сидели, все писали записочки, а его келейница, матушка Серафима, к батюшке их носила. Мне тоже сказали: «Пиши, девочка, он никого не принимает». Я думаю: ну как же так, Господи, мне так нужно батюшке все рассказать! Серафима вышла, берет записочки, ко мне подходит: «А ты, девочка, кто, откуда? Ты записочку писала?». Я смутилась: «Да нет, не писала». Она в скором времени возвращается, меня за руку берет и к батюшке ведет. Люди стали возмущаться: «Матушка, я со вчерашнего дня сижу!». — «Миленькие, молитесь и пишите записочки, батюшка очень слабенький». Батюшка лежал на кровати, рука под головой. Я сразу на колени, слезы градом, не могу слова вымолвить. Он меня благословляет, спрашивает, как звать, откуда. «Грешная Валентина, с Питера». И опять плачу. «Что ты хочешь?». — «Помолитесь обо мне, я так хочу в монастырь, а меня тетушка — тетя Мотя — не отпускает». — «С Богом гряди! — и дает мне фотографию Пюхтицкого монастыря, — тебя Матерь Божия избрала». И повторяет: «С Богом гряди! Господь тебя призывает! А тетушка твоя, Матренушка, пусть ко мне приедет». Но тетя Мотя даже слушать не хотела: «Никуда я не поеду и тебя не пущу. Похоронишь меня, тогда иди куда хочешь». Пришлось второй раз поехать к старцу. Он меня опять принял. Я плачу. Батюшка меня по головке гладит: «Валечка, Валечка, скажи своей тете, чтобы она ко мне приехала». — «Она слушать не хочет, помолитесь, чтобы Господь смягчил ее сердце». — «С Богом гряди, я помолюсь». Когда я вернулась домой, тетя Мотя только плакала. Она поехала к отцу Серафиму и вернулась от него совершенно другим человеком.

Пюхтицкий монастырь имел большое хозяйство — скотный двор, лошади, коровы, куры, поля. И ни одного наемного работника! Сами сестры трудились, причем не было никакой техники, все обрабатывали вручную.

Игумения меня приняла и говорит: «Валя, у нас рабочий монастырь — пахать, бороновать придется, за грибочками в лес ходить». — «Матушка, куда благословите! За святое послушание все буду делать!».

Меня поселили в келью к монахине Аркадии — духовной дочери Иоанна Кронштадтского, но вскоре перевели в игуменский корпус келейницей. Сразу поставили на клирос, чему сестры очень обрадовались — певчих не так много было. Но я со всеми также выполняла и общие послушания. В монастыре в те годы — ни воды, ни света, ни отопления. Сестры на источник ходили. Дрова носили из лесу. А их нужно было принести на кухню, в трапезную, в церковь, в игуменский корпус, в богадельню, в священнический дом. И все на себе таскали.

Но потом трудники из Питера поехали. Первым делом провели электричество, потому что служба в храме идет — темнота, певчий или чтец со свечкой, в алтаре батюшка тоже со свечечками. Сейчас в Пюхтицах — красота. Я когда туда ездила, сестры уговаривали: «Матушка Георгия, возвращайтесь к нам». На что я отвечала, что в Горненском — за святое послушание, не сама туда поехала, а Святейший Патриарх Алексий II меня направил.

В 80-х годах восстанавливалось Пюхтицкое подворье — Иоанновский монастырь на Карповке. Я была помощницей игумении и казначеем, часто ездила к отцу Николаю Гурьянову — за советом и молитвой.

Однажды я приехала, мы попили чайку, посидели, потом старец и говорит: «Пойдем-ка в храм, помолимся». Пришли, и он меня вдруг заводит в алтарь и кладет мне на спину тяжелый запрестольный крест: «Это твой игуменский крест!».

В 1991 году Патриарх назначает меня игуменией Горненского монастыря. Я говорю: «Святейший владыка, я ведь языка не знаю, ничего не знаю, как справлюсь?». — «Мать Георгия, Господь поможет, — успокаивает он. — На сегодня у нас только одна кандидатура — ваша, сколько сможете, два-три года, но нужно монастырь восстанавливать, скоро поедут туда паломники». И вот он меня сюда привез. Перед отъездом я навестила отца Николая Гурьянова. Плакала: «Батюшка, как справлюсь, помолитесь». — «Все получится, справишься». Я говорю: «Меня Святейший на три года в Иерусалим отправляет». А он мне: «А я хочу, чтобы ты там и померла». Вот так он меня утешил. Вот, видите, уже 24 года здесь.

Горненский монастырь в Иерусалиме находится на том месте, где две тысячи лет назад располагался град Иудов, о котором упоминает евангелист Лука (см.: 1, 35). Именно в нем жили святые супруги Захария и праведная Елисавета — родители святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Именно сюда, к Своим родственникам, пришла из Назарета получившая Благую Весть Дева Мария; именно здесь исполнившаяся Святого Духа Елисавета пророчествовала о рождении Спасителя; именно здесь впервые раздалась Песнь Богородицы, которую мы поем теперь на каждой утрене: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе…». И потом Дева Мария гостила у Своих сродников около трех месяцев; обо всем этом повествует святой апостол и евангелист Лука в первой главе своего Евангелия.

В XIX веке эту землю купил тогдашний начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин). Православные люди, русские, желавшие здесь поселиться, должны были возвести дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители вместо корпусов разбросаны по склону горы маленькие домики, в которых живут сестры. Возле каждого домика — дворик и садик. Монастырь утопает в зелени, повсюду деревья, кустарники, цветники. Чисто и красиво. Но, когда игумения Георгия прибыла к месту своего служения, всего этого благолепия не было: вместо дорожек — булыжники, в главном храме — соборе в честь всех святых, в земле Русской просиявших, — росли огромные деревья… Пять с половиной лет в монастыре не было игумении. Последняя настоятельница смогла пробыть здесь всего два года. Впрочем, мать Георгия не стала говорить, по какой причине в обители не задерживались настоятельницы.

Сейчас в обители 82 насельницы, но часть из них трудится на подворьях в Хевроне, Иерихоне, Хайфе, Тиверии, Иордании — принимают там паломников. И многие паломники останавливаются в Горненском, трудятся здесь, помогая сестрам, а потом еще не раз посещают это святое место.

— Когда я приехала, конечно, не знала, с чего начинать: ни воды, ни света, ни отопления. Трапезная отсутствовала. Каждая сестра готовила себе еду в келье: кашку сварит или картошечку… Рабочих нет. Тогда ведь и паломников тоже не было — дохода абсолютно никакого. Святейший мне семинаристов прислал, и они выкорчевывали деревья в соборе, расчищали территорию — такие были заросли, никаких дорог — везде одни булыжники, только одна тропинка вела к Казанскому храму, в нем единственном совершались службы. Среди студентов нашлись электрик и связист — постепенно электричество провели, телефон установили. Они трудились, ну а я им потом даже копеечку немножечко заплатила. Теперь некоторые из них стали священниками, есть и архиерей — мы их всегда с благодарностью вспоминаем. Одно из предприятий Санкт-Петербурга рабочих прислало. Их руководство меня знало. Появились отопление, водопровод, асфальт. А потом поехали к нам и паломники.

Не всем подходил местный климат, многие сестры подолгу привыкали, адаптировались. Мне же этот климат сразу подошел. В Пюхтицах я всегда простужалась, то ангина у меня, то еще какая-нибудь болячка. А здесь все прошло! Господь так устроил! Я благодарила Его за то, что попала на Святую землю, где Он родился, пострадал и воскрес. Тысячи людей хотели бы сюда приехать, помолиться, а мне довелось здесь жить!

Что помогало преодолевать все эти трудности? Святое послушание. Еще отец Иоанн Кронштадтский завещал пюхтицким сестрам: «Только безропотно несите послушания — три шага до Царства Небесного».

Сейчас, слава Богу, храмы открыты, сколько монастырей, везде служба идет. Это милость Божия. Много верующих, много хороших проповедников, духовной литературы много. Только читай — не ленись. Причащайся, молись, крещение принимай, венчайся. Все сейчас пока открыто, слава Богу.

Завершим наше знакомство с матушкой Георгией словами начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Александра (Елисова): «Вот так сложилась и так Промыслом Божиим устроена жизнь матушки Георгии, что, пройдя испытания военного времени, сердце ее не ожесточилось, а наоборот — размягчилось. Она действительно согревает одним своим присутствием. Видимо, вот эта благодать Божия, накопившаяся в ней годами через ее подвиги, через ее смирение, терпение, сегодня выходит за пределы личности. Она уже становится достоянием людей, которые соприкасаются с ней, приезжают сюда в качестве паломников. Матушка игумения Георгия — олицетворение этого монастыря. Она является драгоценным началом в жизни Русской Палестины. Без молитвы, которая постоянно творится в Горненском монастыре, наша миссия не имела бы сердца, не имела бы души. Благодаря монастырю, той замечательной духовной атмосфере, которая создана трудами и благодатными дарованиями матушки игумении, монашеская жизнь там полнокровная, полноценная. Мы чувствуем у себя за спиной надежный тыл для всех наших устремлений, опираемся на эти молитвы и понимаем, что по этим молитвам Господь дает и нам благоуспешность в служении. Мы чувствуем эту духовную молитвенную поддержку монастыря и матушки игумении».

Журнал «Православие и современность» № 39 (55)

Идея основать в поселении Эйн Карем именно женскую обитель - Горненский монастырь- появилась у Антонина Капустина, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, совсем не случайно.

Евангелист Лука рассказывает трогательную историю: во время Благовещения архангел Гавриил, кроме собственно благой вести, сообщил Марии, что ее родственница Елизавета, старая и бесплодная, тоже чудесным образом забеременела.

Мария тут же собралась в путь - Елизавета с мужем, священником Захарией, жила в деревне Эйн Карем неподалеку от Иерусалима. Можно понять любопытство юной женщины. Ведь если у пожилых родных и впрямь получилось зачать дитя, это тоже настоящее чудо и большая радость. Бесплодие было кошмаром любой иудейской семьи.

Благовещение о рождестве Иоанна Предтечи

Когда Мария добралась до Эйн-Карема, Елизавета встретила ее словами благословения и тут же узнала в ней Матерь Господа, и в животе ее зашевелился шестимесячный младенец - будущий Креститель.

Елизавета была живым примером того, как вера простой женщины, немолодой и очевидно, не очень счастливой (Лука сообщает, что за бесплодие она «терпела поношения от людей»), оказалась крепче и действенней веры мужчины, священника. Ведь и мужу ее Захарии была благая весть, да где - в Иерусалимском храме архангел Гавриил поведал ему, что родится у него сын, «великий перед Господом». И даже имя подсказал: Иоанн. Но Захария испугался, смутился, не поверил - и был наказан немотой. И молчал до рождения сына. А когда счастливая родня и соседи явились в день обрезания младенца сказав Елизавете (муж-то онемел!), что неплохо бы назвать дитя по отцу, Захарией. Но мать твердо возразила: Иоанн. Ее не поняли: нет у нас в родне и не было никаких Иоаннов!

Подступились к Захарии с тем же вопросом - да, наверно, и с требованием вразумить как-нибудь жену. Но тот знаками потребовал дощечку для письма и написал: «Иоанн имя ему».

И стоило ему дописать последнее слово, он почувствовал, что снова может говорить, рассказать свою историю, восславить Господа, и раскаяться в том, что усомнился.

А Елизавета не сомневалась ни мига.

Только в Эйн Кареме, где жила эта удивительная женщина, и стоило построить пристанище для женщин, желающих служить Господу.

Здесь есть святой источник, из которого пила Мария, утомленная после своего пути. Ныне над источником построена маленькая часовня, а дорога от него как раз и ведет в Горненский женский монастырь.

Рождение обители

Архимандрит Антонин присмотрел участок для основания обители еще в 1869 г. Хозяин прекрасной земли, поросшей оливами, бывший дипломат французского посольства Джельяд был готов продать участок. Но ему было совершенно все равно, кому он достанется. На отличную землю претендовали и католики, строившие в Эль Кареме монастырь и школу. А у русского архимандрита не было денег. К счастью, он сумел привлечь серьезных спонсоров: бывшего министра путей сообщения Российской Империи Мельникова, хозяина знаменитых заводов Путилова, гастрономических магнатов братьев Елисеевых. Средства нашлись - но пришлось еще поторговаться с лукавым французом, что было нелегким делом. Недаром же Антонин называл его в дневнике «старым плутом» и даже «кощеем бессмертным», который, видно, чах не над златом, а над своей землей.

С 1871 г. эти трудности были позади - оседали на новоприобретенной земле паломницы, которые постепенно объединились в общину, строилась церковь Казанской Божией Матери.

По уставу каждая сестра, желавшая проживать в общине, должна была построить жилье на свои средства, Русская духовная миссия, очевидно, была не в лучшем финансовом положении и не могла помочь монастырю отстроиться как следует. Зато Горненский женский монастырь обрел свой неповторимый облик: не общее помещение с кельями, а домики на склоне горы, обсаженные плодовыми деревьями. Сестры возделывали землю, нашлись среди них и искусные рукодельницы, и художницы - и в начале XX в. При первой настоятельнице Валентине, возникли при монастыре златошвейная и иконописная мастерские, приносившие кое-какой доход.

Через тернии к звездам

В 1910-1911 гг. началось возведение большого храма Св. Троицы в честь Всех святых, в Российской земле воссиявших. Как началось, так и закончилось, незавершенное. Обитель вступила в полосу тяжких испытаний.

Началась Первая мировая война, и власти Оттоманской империи приказали сестрам убираться из обители. Приказу турецких властей подчинились не все. Оставшиеся монахини, чтобы выжить, ходили за 15 верст в каменоломни - нанимались дробить камень.

И все же обитель пережила и войну, и эпидемию холеры в 1916 г., хотя болезнь и проникла в монастырь, и убила не одну сестру (они похоронены на отдельном участке монастырского кладбища) - оставшиеся молились перед иконой Казанской Божьей Матери о спасении. И узрели чудо: икона сошла со стены, и все услышали голос, пообещавший, что бедствия прекратятся. И мор отступил.

Троицкий храм так и стоял недостроенным: воздвигался он на средства Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, которая погибла от рук новой власти в 1918-м. Теперь между Московским Патриархатом и монастырем была пропасть по имени Советская власть, и Горненский монастырь перешел к Русской Православной Церкви заграницей.

Летом 1948 г. на Эйн-Карем посыпались бомбы, и сестрам пришлось спешно бежать - укрылись они в Иордании.

Новообразованное Государство Израиль вновь передало Горненский женский монастырь - вместе со всеми строениями Русской духовной миссии - Московскому патриархату.

С тех лет до распада СССР русский православный женский Горненский монастырь был единственной обителью Московского Патриархата в иностранном государстве.

Храм Всех святых достраивался с 1997 по 2007 гг. и освящен в 2012 Патриархом Московским Кириллом.

Если хотите увидеть больше

Недалеко от собора Всех святых есть заброшенная греко-православная церковь, построенная в конце XIX в. За ней ухаживала и даже расписывала ее всего одна монахиня. После ее смерти церковь открывают очень редко, но можно сделать фото и попросить насельниц монастыря рассказать о церкви.

Горненский монастырь сегодня

Нынешняя игуменья Георгия в Горненский монастырь приехала в 1991 г., вместе с делегацией Патриарха Алексия II - незадолго до того он назначил ее настоятельницей Горненского и возвел в сан игумении.

Прибыла матушка Георгия к уже знакомым трудам: с 1989 она восстанавливала в Санкт-Петербурге храм Иоанна Кронштадтского, который стоял «без окон без дверей», загаженный и разоренный.

На новом месте тоже требовалась огромная работа, Горненский монастырь уже пять лет стоял безначально, без настоятельницы. По воспоминаниям самой Георгии, в недостроенном соборе Троицы успели вырасти деревья, на всех путях к нему - непроходимые заросли. А что до монастыря - проще перечислить, чего там не было, помимо игумении: водопровода, телефона, ограждения вокруг монастыря, гостиницы для паломников; многие домики обветшали и требовали ремонта.

Матушку Георгию это не испугало и не ввело в уныние: да и невозможно человеку с такой биографией бояться преодолимых трудностей. Игуменья Георгия, в миру Валентина Щукина, пережила многое: с матерью и сестрой выбиралась из осажденного Ленинграда по льду Ладожского озера, лежала в морге среди умерших на железнодорожной станции Орехово-Зуево, потеряла сестру и еще совсем молодую мать, с 14 лет неофициально зарабатывала себе на жизнь помощницей в столовой, а затем реставратором в Центральном историческом архиве Ленинграда. Решение о монашестве приняла едва на 15-м году жизни и с превеликим трудом попала в эстонский монастырь, где и прожила почти сорок лет.

Старанья настоятельнецы игумении Георгии Щукиной

Трудами игумении, сестер и трудников Горненского монастыря все здесь постепенно преобразилось. Появились и несколько гостиниц для паломников, которые регулярно наезжают в обитель. Есть здесь и трудницы, временно проживающие в монастыре и помогающие сестрам во всех работах - каждая по своему умению. Устав для трудников более мягкий, чем для сестер: те живут по часам, их жизнь состоит из служб и послушаний. Работ в монастыре, коих тут множество - в церкви, в паломнических домиках, в саду, в канцелярии, в трапезной, на просфорне. Уход за больными, уборка территории, прогулки с паломниками в качестве гидов - все это послушания.

На фото - удивительная красота снаружи и необыкновенная чистота внутри монастыря: сразу видно, что здесь живут женщины. Даже кладбище аккуратнейшее, с белыми надгробными плитами и крестами.

Послушания после вечерней службы заканчиваются в 21.00. В свободное время сестры могут по желанию молиться в своих домиках-кельях, беседовать, читать. И даже общаться с животными: местная фауна сполна оценила доброту монахинь и является «на трапезу». Здесь летают зеленые попугайчики, неспешно ползают черепашки, бродят кошки и даже мангусты.

Горненский монастырь — трудничество

Как решить вопрос с трудничеством в Горненском монастыре?

Вам нужно прислать в канцелярию Русской духовной миссии по e-mail (адрес: ) следующие документы:

1. Прошение на имя Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (отсканированное прошение с личной подписью).
2. Автобиографию (в формате Word).
3. Анкету (в формате Word).
4. Рекомендацию духовника на имя начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме (отсканированную рекомендацию на бланке храма с печатью храма и подписью священника).
5. Данные заграничного паспорта (отсканированный разворот паспорта с фотографией).

Образцы прошения и анкеты есть на сайте РДМ: http://rusdm.ru/contact

Перед покупкой авиабилетов согласуйте дату вашего прибытия с канцелярией РДМ.
У вас должна быть оформлена туристическая медицинская страховка на все время пребывания в Израиле.

Цветочный ковер для Богоматери

Основатель обители архимандрит Антонин Капустин оставил по себе удивительную память: он подарил монастырю уникальный престольный праздник, отсутствующий в православном календаре. Он добился от Синода в 1883 г. благословения отмечать здесь «Целование Мариино» — в память о чудесном визите Марии к родственнице.

12 апреля из Свято-Троицкого Иерусалимского собора «переезжает» в обитель чудотворная икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Сестры с игуменией благоговейно встречают ее у Источника Марии, и крестным ходом икона «шествует» в Казанский храм, перед которым ее встречает прекрасный круглый ковер, выложенный из цветов.

Икона «живет» в обители три месяца - до Рождества Иоанна Предтечи в июле, потому что именно столько времени пробыла Богоматерь в гостях у Елизаветы.

Сестры всегда рады празднику - к ним словно бы приходит сама Матерь Божия – и она же будто бы является в это время настоятельницей обители. Матушка Георгия радостно рассказывает о том, как Богоматерь, «наряженная» в красивую голубую или розовую ризу, занимает ее место, а ей приносят самый обыкновенный стульчик.

Город, где Спаситель проповедовал Слово Божье и взошел на крест за грехи всего рода людского — Иерусалим, является священным для христиан всех конфессий. На протяжении веков его посещали русские паломники и подвижники. Ими в Иерусалиме и его окрестностях было построено несколько храмов и обителей. К их числу относится и монастырь Горненский.

Эйн-Карем

Район, где расположена Горненская обитель, находится в юго-западной части Иерусалима. В переводе на русский язык с иврита ее название переводится как «Источник винограда». Согласно библейскому преданию, именно туда, к своей родственнице святой Елизавете приехала Дева Мария, после того как узнала о том, что ей уготовано стать матерью сына Божия. Кроме того, в Эйн-Кареме родился Иоанн Предтеча, который был сыном священника Захарии. Еще будучи во чреве своей матери святой Елизаветы, он взыграл при приближении Богоматери, тем самым возвестив о том, что вскоре должен родиться Спаситель.

Предыстория

Согласно свидетельству современников, монастырь Горненский появился благодаря неусыпным трудам подвижника

Осенью 1869 года он принимал у себя одного из членов Госсовета Российской империи и известного в то время политика П. П. Мельникова. Во время прогулки по окрестностям Иерусалима архимандрит показал гостю участок земли, где сегодня находится Горненская обитель, и попросил помочь приобрести его православной миссии у бывшего французского драгомана Хана Карло Джельяда.

П. П. Мельников организовал комитет по сбору средств, требовавшихся отцу Антонину для обустройства обители. Щедрые пожертвования на богоугодное дело сделали крупные московские фабриканты Путилов и Поляков, братья Елисеевы, известные меценаты, а также многие простые россияне.

Но сбор средств был не единственной заботой архимандрита Антонина, так как селение Эйн-Карем приглянулось миссионеру Ратибсону, благодаря которому католики стали приобретать там участки земли, построили часовню, школу и монастырь Magnificant. Их представители также начали вести переговоры с Джельядом, но он склонялся к тому, чтобы продать свою недвижимость отцу Антонину.

В феврале1871 года, после долгих мытарств, наконец была оформлена купчая на участок драгомана с двумя домами и садом за 55 000 франков. Однако на этом история не закончилась, так как через несколько дней Джельяд умер в результате отравления. Убийство так и не было раскрыто, хотя многие посчитали его местью католических фанатиков.

Строительство первого храма

Поначалу в летний период службы совершались в специально обустроенной палатке, а зимой — в 2-этажном доме миссии. Позже архимандрит Антонин выбирал место для храма и сам начертал архитектурный план. Согласно этому проекту, за строительные сезоны 1880-1881 годов арабский подрядчик Джирьес построил церковь и получил за работу 300 наполеондоров. Кроме того, ему заплатили 30 французских золотых монет за возведение отдельно стоящей колокольни. В 1883 году храм был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери.

Горненский монастырь: история основания

Сразу же после того как участок земли перешел во владение Русской Православной Церкви, там был построен приют для паломников. Через некоторое время в нем поселились несколько инокинь. Тогда архимандрит Антонин задумал основать необычную православную женскую обитель. Согласно написанному им уставу, в ней могли селиться только монахини, которые были в состоянии построить на ее территории за свои средства дом и посадить вокруг него сад. Так, вместо привычных корпусов с кельями появилась небольшая женская деревня, утопающая в зелени оливковых, миндальных и цитрусовых деревьев.

На территории обители расположена греко-православная церковь, которая была построена в 19-м веке. После того как скончалась монахиня, которая жила при этом храме и многие годы посвятила созданию росписи на ее стенах, он крайне редко открывает свои двери перед посетителями.

Монастырский уклад

Все насельницы, выбравшие местом своего служения Горненский монастырь (Эйн-Карем), имеют свои послушания. Их день расписан по часам:

  • с 5:30 до 9:00 в монастыре проходит утренняя служба;
  • с 9:00 до 9:30 — завтрак в трапезной;
  • с 9:30 до 12:30 — время для послушания, во время которого монахини выполняют задания, которые им назначает благочинная сестра;
  • с 12:30 до 13:00 — обед;
  • с 13:00 до 15:00 — послушания;
  • с 15:00 до 18:00 — вечерняя служба;
  • с 18:00 до 21:00 — послушания.

Трудники

В последние годы все больше людей хотят посвятить некоторый период своей жизни служению Господу. С этой целью они отправляются в обители, где стремятся найти ответы на свои вопросы, касательно спасения души и смысла пребывания человека на земле.

В частности верующие женщины и девушки могут стать трудницами Горненского монастыря на срок до трех месяцев. Для этого им следует получить туристическую визу в Израиль, а также благословение и рекомендацию священника из храма, который они обычно посещают.

Как доехать до обители

Главный вопрос, который интересует тех, кто хочет увидеть Горненский монастырь: как добраться туда из Иерусалима? Легче всего это сделать на автобусах № 19 и № 27 (до остановки «Больница Хадасса»). Кроме того, от Центрального автовокзала туда можно отправиться, сначала воспользовавшись трамваем № 1, а затем автобусом № 28.

Теперь вы знаете, какую историю имеет Горненский монастырь. Как доехать туда, вам также известно, и вы сможете посетить его, если окажетесь в Иерусалиме и захотите побывать в местах, связанных с земным житием Богоматери.

Так как многие люди, разыскивая информацию о Горненском монастыре и находя в интернете этот блог, задают мне в соцсетях часто похожие вопросы, я решила объединить всё, ЧТО ЗНАЮ ЛИЧНО Я ПО СВОЕМУ ОПЫТУ об этом, всю информацию в одну запись в этом блоге.

ВНИМАНИЕ! ЭТО НЕ ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ МОНАСТЫРЯ , это то, что наблюдала и узнала я за весь опыт своего трудничества на Святой Земле с 2012 по 2013 годы.
Учитывайте. Информация могла существенно измениться за прошедшее время!! На дворе 2018-й год. Обязательно связывайтесь с Русской Духовной миссией в Иерусалиме и узнавайте возможности послушания в частном порядке.

Если после прочтения этой записи все-таки останутся личные не освещенные здесь вопросы, спрашивайте в чате в контакте, ссылка на мою страничку есть в верхней записи.

1. КАК ПОПАСТЬ ТРУДНИКОМ/ТРУДНИЦЕЙ В ГОРНЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ИЕРУСАЛИМЕ
Скажу сразу - для меня все было проще. Я проходила упррщенную процедуру.
Трудницей принимают или НЕ принимают в зависимости от наличия или отсутствия свободных мест и нужды монастыря в работницах. Узнавать эту информацию необходимо в монастыре. Может быть отказ или перенесение срока.
А в обычном большинстве случаев это делается довольно не сложно.
Вот выдержка с сайта Русской Духовной Миссии в Иерусалиме :

"Волонтерам, имеющим желание потрудиться в Святой Земле на участках Русской Духовной Миссии и в Горненском женском монастыре, следует прислать по электронной почте на адрес Канцелярии РДМ [email protected] следующие документы:

1. Прошение на имя Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (отсканированное прошение с личной подписью, образец можно скачать );
2. Автобиографию (в формате Word);
3. Анкету (скачать с нашего сайта, заполнить и прислать в формате Word);
4. Рекомендацию духовника на имя Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (отсканированную рекомендацию на бланке храма с печатью храма и подписью священника);
5. Отсканированный разворот заграничного паспорта с фотографией.

ВНИМАНИЕ!
Волонтеры на участки Русской Духовной Миссии в Святой Земле в Горненский женский монастырь
принимаются сроком не менее, чем на 3 месяца.
До покупки авиабилетов необходимо согласовать дату вашего приезда с Канцелярией Русской Духовной Миссии!
На весь период вашего пребывания в Святой Земле необходимо оформить туристическую медицинскую страховку."

Поехать потрудиться могут также мужчины, работа для них есть.

2. НА КАКОЙ СРОК МОЖНО ПРИЕХАТЬ ПОТРУДИТЬСЯ
Обычно люди приезжают на максимальный срок, а это для граждан России в Израиле составляет 3 месяца пребывания без выезда, без специальной визы. Это хорошо как для того, чтобы пожить в святых местах и успеть все посмотреть и помолиться, также и для монастыря это удобнее - принимать трудниц не на короткий срок, а на длительные смены. Минимально адекватный срок - это месяц, и для вас как привыкающих к послушанию, и для ваших соработниц в команде, и для монастыря в первую очередь.
На короткие сроки 1-2 недели, в принципе, тоже можно приехать, но не как трудница, а скорее как паломник с самостоятельной оплатой проживания в монастырской гостинице и добровольным походом на послушания. НО ВСЕ ЭТИ НЮАНСЫ НУЖНО УТОЧНЯТЬ В МОНАСТЫРЕ , так как ситуация может меняться в зависимости от времени года, потока паломников, наличия трудниц и т.п.

3. ЧТО ПРЕДОСТАВЛЯЕТ МОНАСТЫРЬ
Монастырь берет на себя оформление приглашения, которое вы показываете пограничникам в Израиле.
Также монастырь предоставляет трудницам проживание в комнатах по 3-5 человек в небольших домиках и трехразовое питание .
Встречают и провожавют в аэорпорт также, обычно, силами монастыря, ПО ВОЗМОЖНОСТИ.
Перелет оплачиватеся трудницей самостоятельно.
В домиках есть все удобства, душ, туалет, горячая вода, общая стиральная машина, утюг, дежурства по уборке жилья несут трудницы по-очереди.

Монастырь старается организовывать своим трудникам автобусные выезды с гидом на паломничество (2-3 поездки), чтобы трудящиеся могли по разочку посетить святые места Палестины (Вифлеем, пустынные монастыри, Галилею, Иерихон, Хеврон).

4. КАКИЕ БЫВАЮТ ПОСЛУШАНИЯ
Для женщин основные послушания в монастыре такие:
- трапезная (подача и накрытие столов, мойка посуды, общая уборка - посменно) - самое напряженное послушение из-за постоянно большого потока паломников.
- кухня (заготовки, помощь сестре-повару, кладовая, мойка баков)
- хозяйственные послушания по территории (уборка, подметание, цветники, полив, сжигание мусора и т.п.)
- сезонно - сбор оливок
- уборка и содержание паломнических гостиниц (их на территории пять)
- прачечная
- профессиональных певчих могут взять и на клирос, но нужно иметь ввиду собственные гласы монастыря (не московские) и высокий уровень хора
- 1-2 раза за срок обязательное для всех ночное дежурство в храме с чтением двух кафизм псалтири и синодиков

Для мужчин послушания знаю меньше, но по наблюдениям - это вся хоз. тяжелая работа, которую не могут выполнить сестры.

5. РАСПОРЯДОК ДНЯ И ВЫХОДНЫЕ
Обычно предоставляется 1 выходной в неделю (не обязательно попадает на воскресенье), если получить благословение, то можно в этот день выходить из монастыря по своим делам и для посещения святынь Иерусалима (30 минут дороги до города). В остальные рабочие дни выход из монастыря не благословляется, как правило, да и просто времени нет. Вы все-таки едете на послушания, а не гулять.

Распорядок дня сильно зависит от вида послушания.
Например, в трапезной послушания начинаются рано - в 6 утра.
Тогда как остальные общие послушания - после общего завтрака. Общий завтрак начинается всегда сразу после литургии, время поэтому плавает, но ориентировочно это 8-30 - 9-00 утра.
На обед приглашаются около 12-30 - 13-00.
Конец послушаний перед ужином (около 18-30 - 19-00), в трапезной на обслуживании, конечно, заканчивают позже, да и паломники иногда приезжают поздно на ужин.
Так что распорядок очень условный и для всех немного разный.

6. ДЕНЬГИ
В Израиле и в монастыре в ходу доллары и местные шекели.
Про то, сколько брать с собой денег, сказать совершенно ничего нельзя, так как у всех траты разные. Однако, совершенно точно в течение рабочей недели в монастыре тратить деньги не на что, кроме записок и свечек.
Основные траты приходятся на свой выходной, если выезжать в город, и на дни экскурсий (2-3). Но тут опять же все индивидуально, кто сколько захочет потратить.

7. МЕДИКАМЕНТЫ и МЕДИЦИНСКАЯ СТРАХОВКА
Медицинскую страховку монастырь НЕ оформляет.
При необходимости вы можете сделать это самостоятельно: обычная медицинская туристическая страховка (полис) на 3 месяца (или ваш срок пребывания) приобретается в любой страховой компании.
Как и в любой поездке, стоит рассчитывать на свои медикаменты и все вам необходимое брать с собой.
Однако, безусловно, в монастыре есть штатная сетра-медик, и в крайних случаях (или при необходимости в каком-то препарате) помощь может быть оказана.
Мне ничего не пригодилось ни разу. Такие базовые вещи, как обезболивающее, кишечное или лейкопластырь, я беру с собой сама.

8. ПОГОДА или КОГДА ЛУЧШЕ ЕХАТЬ
Я была в Израиле весной, в начале лета, зимой и поздней осенью (ноябрь-декабрь). Могу с уверенностью сказать, что по погоде и ощущению лучший сезон в Израиле - это весна (конец марта, апрель, май) и осень (октябрь-ноябрь). Весна, конечно, более яркая и красивая, так как после зимних дождей все цветет и зеленеет. Погода комфортная, теплая. Также и осенью, хотя пейзаж осенью более скудный после жаркого лета.

Совсем не удобны и даже тяжелы для трудничества дождливые зимние месяцы (январь, февраль), когда льет холодный дождь, и жаркое палящее лето, когда +40 на градуснике.

Если едете с декабря по март, точно пригодится дождевик и непромокаемая обувь (резиновые сапоги).
Если с мая по сентябрь, то крем от солнца и обязательно солнцезащитные очки. Но очки пригодятся в любом сезоне, на самом деле.

9. ЧТО С СОБОЙ БРАТЬ
Вам точно пригодится удобная рабочая одежда минимум 2 комплекта, которую не жалко будет потом списать (для женщин только юбка), одежда для праздничного посещения храма, теплая куртка для ночных служб в храме Гроба Господня, одежда для сна (ночью может быть холодно), непромокаемая обувь в зимний сезон, легкая обувь для остальных сезонов, закрытая обувь для паломнических поездок.
Постельное белье предоставляет монастырь.
Такие вещи, как небольшое личное полотенце, свои средства личной гигиены, мыло и все душевые принадлежности я рекомендую всегда брать с собой.
Стиральный порошок и услуги стиральной машины предоставляются в монастыре.

Форма одежды для женщин мирская, соответствующая православному дресс-коду. Длинные юбки (или до щиколотки), кофты с длинным рукавом или футболки летом. Но не открытые майки. Платок на голову во всех без исключения случаях.
Для профессиональных певчих на клиросе форма одежды только черного цвета полностью.